Передача подготовленной собаки — проводника слепому. Собака проводник слепого


Библиографические списки литературы Собака — проводник слепого

Библиографические списки литературы

Собака — проводник слепого

1948

1. Михайловский А. Живой протез слепого // Жизнь слепых. — 1948. — № 5. — С. 19–34. — РТШ.

1959

2. Нужны ли собаки-проводники? // Жизнь слепых. — 1959. — № 9. — С. 46. — То же. — С. 181–182. — РТШ.

1962

3. Мазовер А. П. Собака — проводник слепого. — М.: Госместпромиздат, 1962. — 40 с.

1963

4. Орехов Н. Верные друзья // Жизнь слепых. — 1963. — № 6. — С. 32–35. — То же, — С. 126–136. — РТШ.

1964

5. Зверев В. Четвероногие провожатые // Молодой ленинец. — Ставрополь, 1964. — 15 апр.

6. Львов В. Гром ведет друга // Лен. знамя. — 1964. — 4 марта.

1965

7. Новиков А. Знакомьтесь, Чингиз // Сел. жизнь. — 1965. — 17 июля.

8. Панченко Т. Мой помощник // Призыв. — Киев, 1965. — № 19. — С. 53–57. — РТШ.

1966

9. Орехов Н. Е. Памятка слепому для тренировки собаки-проводника / Всерос. о-во слепых. — М., 1967. — 23 с.

1967

10. Четвероногий проводник // Жизнь слепых. — 1966. — № 6. — С. 36–37. — То же. — С. 153–159. — РТШ.

1968

11. Борщ В. Спасибо, Граф! // Жизнь слепых. — 1968. — № 12. — С. 21.

12. Орехов Н. Две недели у немецких друзей // Жизнь слепых. — 1968. — № 1. — С. 26. — То же. — С. 192–195. — РТШ.

13. Танин Б. Четвероногая выставка // Моск. правда. — 1968. — 19 июня. — В содерж. об участии в выставке собак-проводников.

1972

14. Бирючков М. Человек находит друга: Заметки книголюба // Наша жизнь. — 1972. — № 9. — С. 16. — То же. — С. 145–150. — РТШ.

15. Радченко В. Друг // Сов. шк. — 1972. — № 6. — С. 46–51. — РТШ.

1973

16. Инструкция о порядке распределения и использования собак-проводников для слепых: Утв. постановлением президиума ЦП ВОС от 31 окт. 1960 г. № 28–2-В // Сборник руководящих материалов по Всероссийскому обществу слепых. — М., 1973. — С. 128–129.

17. «Кому он нужен, этот Васька»?: Кф. // Моск. неделя. — 1973. — 9 дек. — В содерж. эпизод о слепом учителе и его собаке.

18. Орехов Н. Е. Собака — проводник слепого: Учеб. — метод. пособие // Всерос. о-во слепых, — М., 1973. — 56 с.

1974

19. Кудряшов Н. Мне подарили собаку // Наша жизнь. — 1974. — № 8. — С. 19–21. — То же. — С. 119–133. — РТШ.

20. Туров В. Веди, Барс! // Призыв. — Киев, 1975. — № 3. — С. 12–13. — То же. — С. 66–79. — РТШ.

21. Хузвег А. Собака — поводырь для слепых: Материалы конф. // Обозрение европ. слепых. — 1974. — № 3. — С. 22–23. — Текст парал. англ., нем., фр., рус. яз.

1975

22. Дрессировка собак — проводников слепых // Основы служебного собаководства. — М., 1975. — С. 264–269.

23. Стуруа М. Америка на ограничителе // Лит. газ. — 1975. — 16 апр. — В содерж. о слепом негре с собакой-проводником. — С. 8.

1978

24. Александрова Е. Святые собаки // Наука и жизнь. — 1978. — № 3. — С. 102–104. — То же // Хочу все знать. — 1978. — № 3. — 1 мфк.

1979

25. Орехов Н. Е. Служебные собаки — проводники слепых // Клуб служебного собаководства / Сост. В. Н. Зубко. — М., 1979. — Вып. 2. — С. 25–33.

26. Орехов Н. Е. Собака — проводник слепого: Учеб. — метод. пособие / Всерос. о-во слепых. — М., 1979. — 64 с.

1981

27. Александрова Е. Человек с собакой // Наука и жизнь. — 1981. — № 10. — С. 108–111. — То же // Хочу все знать. — 1981. — № 8. — 1 мфк.

28. Дарьин Н. Друг познается в беде // Комс. правда. — 1981. — 20 мая.

1982

29. Александрова Е. Человек с собакой // В одном строю. — 1982. — № 1. — С. 17–18. — То же. — С. 103–113. — РТШ.

1983

30. Бессмертная М. Джолли — глаза мои // Лен. знамя. — 1983. — 13 апр.

31. Чепкова А. Шамми на полосе препятствий // Сов. Россия. — 1983. — 15 сент.

1984

32. Кукушкина Л. Человек находит друга // Мед. газ. — 1984. — 5 дек.

33. Рыклина М. Собака-поводырь // Моск. комсомолец. — 1984. — 10 авг.

1985

34. Глебов В. А. Веди меня, Солли! // Заря труда. — 1985. — № 11. — С. 30–31.

35. Глебов В. А. Нужна собака-проводник // Сов. шк. — 1985. — № 8. — С. 50–66. — РТШ.

36. Орехов Н. Е. Помощники слепых // Клуб служебного собаководства. — М., 1985. — С. 39–44.

1986

37. Дурова О. Заботы 8-го «А» // Сов. шк. — 1986. — № 5, — С. 37–52. — РТШ.

1987

38. Шелепов П. Пусть Джильда будет рядом // Наша жизнь. — 1987. — № 11. — С. 25–26. — РТШ.

39. Бульванкер В. З. Сегодня я потерял друга // Клуб служебного собаководства. Вып. 1988. — М., 1988. — С. 137–148.

40. Сергеев Э. На бескорыстной службе // Калининград, правда. — 1988. — 6 марта.

41. Юсин М. Смерть четвероногой героини // Известия. — 1988. — 11 июля.

42. Яночкина Н. Созвездие Лиры // Сов. шк. — 1988. — № 7. — С. 48–59. — РТШ.

1989

43. Данов Д. Собаки голосуют за хозрасчет // Моск. комсомолец. — 1989. — 12 окт. — То же // Диалог. — 1989. — № 5. — 1 мфк. — В содерж. также коммент. О. Муравьева к ст. Д. Данова.

44. И поводырь, и композитор // Корнеев Л. А. Слово о собаке. — М., 1989. — С. 104–105.

45. Собака — проводник слепого // Справочник активиста ВОС. — 2-е изд., изм. — М., 1989. — С. 213–216.

46. Собака — проводник слепого: Учеб. — метод. пособие / Е. Н. Орочко, В. А. Проценко, П. К. Сургучева, В. Н. Сазонова; Всерос. о-во слепых. — М.: ВОС, 1989. — 65 с.

1990

47. Линехэн М. Четыре способа выгуливать собаку // Наука и жизнь. — 1990. — № 11. — С. 147–156. — В содерж. информ. об амер. фирме «Зоркий глаз», готовящей собак-поводырей. — С. 150–151.

48. Портнов А. Нужна собака-поводырь // Диалог. — 1990. — № 5. — 1 мфк.

49. Собака-поводырь //Труд. — 1990. — 10 нояб.

50. Собака — проводник слепого // Справочник активиста ВОС — 2-е изд., изм. — М., 1990. — 3 кн. — Кн. 3. — С. 96–103. — РТШ.

51. Фотоинформация // Известия. — 1990. — 11 дек.: фот. — В содерж. рассказ о слепом амер., предпринявшем путешествие с собакой-поводырем по тропам Аппалачских гор и преодолевшем расстояние в 5 тыс. километров.

1991

52. Ермилов Л. Телохранитель или поводырь? // Сов. Крас. Крест. — 1991 — № 11. — С. 16–17.

53. Калгин А. «Четвероногие» глаза // Свет. — 1991. — № 5. — С. 50.

54. Лейнг М. Прокладывая путь // Англия. — 1991. — № 4 (№ 120). — С. 44–50: фот. — В содерж. о работе Брит, ассоц. по предоставлению собак-поводырей слепым.

55. Орлов А. П. Дрессировка собак — проводников слепых // Служебное собаководство / Сост. В. Н. Зубко. — М.: Патриот, 1991 — С. 358–364.

1992

56. Анохина Н. Ласковый и нужный зверь // Лен. знамя. — М., 1992. — 21 марта. — С. 2–3: фот.

57. Бочковская С. Друг и помощник // Наша жизнь. — 1992. — № 4. — С. 175–182. — РТШ.

58. Бочковская С. Собака требует ухода // Наша жизнь. — 1992. — № 8. — С. 24–25. — То же. — С. 145–158. — РТШ.

59. Кудрявое Б. Собака, приведи нас к людям // Рос. газ. — 1992. — 27 нояб.

60. Лившиц Е. Защищая животных — защищаем себя // Рус. инвалид. — 1992. — № 1. — С. 12.

61. Монжибо Ж. — Ф. Сними трубку, Рекс // Призыв. — Киев, 1992. — № 2. — С. 39–40. — То же. — С. 144–151. — РТШ.

62. Филонов М. На поправку к… кошке // Мед. газ. — 1992. — 18 сент. — С. 16. — В содерж. о собаках-поводырях и обучении попугаев выполнять роль поводырей для слепых.

1994

63. Красный, желтый, зеленый // Чудеса и приключения. — 1994. — № 8. — С. 59: фот. — В содерж. о центре дрессировки собак-поводырей в г. Леминстон-Спа (Англия).

64. Рыжова А. Собака лечит от инфаркта и не только от него // Надежда. — 1994. — № 3. — С. 16: фот. — В содерж. история обучения собак-проводников для слепых с древних времен до наших дней.

65. Япония // Преодоление. — 1994, — № 4/5. — С. 61. — В содерж. информ. о центре по подгот. собак-поводырей для слепых в г. Иокогама.

1997

66. Кудерт Д. Четвероногий целитель // Ридерз Дайджест. — 1997. — Февр. — С. 103–107: фот. — В содерж. о создании благотвор. орг. «Ассоц. овчарки-целителя (США)», обеспечивающей помощь животных в лечении больных, в том числе и слепых.

67. Рохлин А. Слепой фортуне требуется собака-поводырь // Моск. комсомолец, — 1997. — 27 сент. — С.8.

68. Сучков А. Человек с собакой? Собака с человеком? // Ваше здоровье. — 1997. — № 11. — С.1.

69. Четвероногий полиглот: [Крат, заметка о собаке-поводыре] // Рос. газ. — 1997. — 4 февр. — С. 8: фот.

1998

70. Глушкова Г. Эльса — член моей семьи // Наша жизнь. 1988, — № 5. — С. 19. — То же. — № 5/6. — С. 68–74. — РТШ.

71. Черчилль Д. И. Лабрадор-ретривер. — М.: Центрполиграф, 1998. — В содерж.: [Гл. ] 17. Лабрадор как собака — поводырь слепых [В США]. — С. 323–340: фот.

1999

72. Бочковская С., Карлова Е. Собака — друг и глаза человека // Кот amp; пес — 1999. — № 6. — С. 2.

73. Данилова Е. Великолепная Рица // Волоколам. край. — 1999. — 23 окт. (№ 43). — С. 5.

74. Матыцина Т. Собаки-проводники: другое зрение // Пчела. — 1999. — Апр. (№ 19). — С. 20: фот. — В содерж. история подготовки собак-проводников для слепых.

75. На старте собаки-поводыри! // Этюды. — 1999. — Нояб. (№ 2). — С. 9–10. — В содерж. о соревнованиях по комплекс, и приклад. кинологич. спорту среди инвалидов по зрению с их собаками-поводырями (23 мая 1999 г., Москва).

76. Нещеловска У. И ты можешь иметь своего проводника // Соц. реабилитация незрячих. — 1999. — Вып. 2(57). — 1 мфк. — С изд.: Зарубеж. лит. по тифлологии: (Лит. на болг. и пол. яз.): Реф. сб. / Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 1998. — Вып. 9. — С. 45–47. — Реф. ст.: Niesiolowska U. I ty mo?esz mie? swojego przewodnika / Pochodnia. — 1997. — № 9. — S. 42–44. — Пол. яз.

77. Ходаковский В. Собаки-поводыри голодают // Аргументы и факты. — М., 1999. — № 28. — С. 1.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Собака — проводник слепого. «Собака — проводник слепого. Библиографический указатель»

 

Попытки использования собак в качестве помощников людей, лишенных зрения, известны с древних времен. Первое документальное подтверждение таких попыток относится к средневековью. Так, например, в Нюрнберге, в церкви святого Себалдуса, имеется настенный рисунок, относящийся к 1465 году, на котором изображен идущий по улице слепой человек в сопровождении собаки.

Сначала в качестве проводников слепых использовались небольшие беспородные собаки, приученные самими слепыми. Они вели за собой человека вдоль дороги по привычным маршрутам, от одного населенного пункта к другому.

Первые научные рекомендации по дрессировке собак — проводников слепых и обучению самих слепых работе с этими собаками были даны в книге известного венского врача-окулиста И. Берна «Глаз» (1813 г.). Там же рассказывается, как уже в 1780 году больные люди из госпиталя для слепых сопровождались по улицам Парижа хорошо выдрессированными собаками.

Однако все эти попытки использования собак — проводников слепых были единичными случаями и не имели дальнейшего распространения. Первую попытку целенаправленного обучения собак для службы в качестве проводников слепых сделал основатель Венского королевского института для слепых И. В. Клейн. Он стремился облегчить положение своих подопечных, занять их полезным трудом. В изданной им в 1819 году «Учебной книге» Клейн обосновал возможность применения собак — проводников слепых, а также кратко изложил правила содержания собак и методику их дрессировки.

В течение последующих почти 100 лет эта книга являлась основным пособием по обучению слепых и дрессировке собак-прводников.

Серьезная подготовка собак-проводников началась после Первой мировой войны, которая оставила после себя множество людей, потерявших зрение, множество искалеченных судеб.

В 20-х годах в Германии создается общество, которое организует и содержит за свой счет в Мюнхене первую школу по подготовке собак-поводырей. Затем такие же школы были организованы в Потсдаме и Ольденбурге. Опыт оказался успешным. И вскоре школы были открыты в Швейцарии, Англии, США. Так, в Швейцарии школа для собак с 1927 года стала готовить собак наряду с другими службами и к использованию их в качестве проводников слепых. Все эти школы содержались на средства различных благотворительных организаций. Некоторые из школ преследовали коммерческие цели и стоимость подготовки собак для слепых была в них весьма высокой.

В России до революции наблюдались лишь единичные случаи использования собак в качестве проводников слепых. Эти сведения зафиксированы в источниках начала XX века. Такие собаки, как правило, завозились из-за границы, отечественных методов их подготовки не существовало. Созданное в 1925 году Всероссийское общество слепых практически не могло в тех условиях заниматься таким сложным делом, как дрессировка собак, да и не считалось это острой необходимостью.

Первые шаги в этом направлении были сделаны в июне 1954 года в Центральной школе военного собаководства. Затем это дело возложили на Центральную школу служебного собаководства Осоавиахима. Через три года ее закрыли, и начатая работа надолго прекратилась.

Лишь 26 мая 1960 года по решению президиума Центрального правления ВОС в Вешняках под Москвой была организована первая и единственная в стране Центральная республиканская школа по подготовке собак-проводников для слепых (ныне Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников. В 1969 г. школа переехала в поселок Купавна).

С первых же шагов коллективу школы пришлось решать нелегкие задачи: разрабатывать методику дрессировки собак, вести опытную и экспериментальную работу в области выбора пород, дрессировки и содержания животных, устанавливать связи с научно-исследовательскими и общественными организациями с целью изучения опыта служебного собаководства и т. д.

Но у первого директора школы Н. Орехова и его сотрудников было горячее стремление решить сложную проблему — дать незрячему человеку надежного четвероногого помощника и друга. Требовался большой кропотливый труд.

Розыскную службу часто и по праву называют «высшим образованием» служебной собаки, но вершина дрессировки — это все же собака — проводник слепого. От ее каждодневной работы зависит жизнь и безопасность доверившегося ей человека. Для службы незрячим людям отбирают собак определенных пород. Это немецкие овчарки, лабрадоры. Инвалиды по зрению заранее оговаривают породу и пол будущего помощника. В школе следуют их вкусам, отбирают нужных щенков. Возраст собак, с которыми начинают работу по дрессуре, колеблется от 10 месяцев до 2,5 лет.

Ко всем этим разномастным «ученикам и ученицам» школы предъявляют требование — отсутствие в их характере агрессивности.

Собака должна быть послушной, добронравной, умной, терпеливой и выносливой. Она должна обладать хорошей восприимчивостью и памятью, умением сконцентрироваться на выполняемой задаче. И еще много разных «должна» требует от нее эта служба.

Задача собаки-проводника — размеренно, ровно вести незрячего хозяина, чтобы тот мог идти спокойно и уверенно, она должна держаться рядом. Но самое главное — научить его обращать внимание на препятствия, которые для самой собаки просто не существуют. В этой школе собак учат понимать характер движения слепых инвалидов и одновременно формируют новые собачьи повадки: не бояться лифта и толпы, уметь плавно., не дергая поводок, ходить по улицам и лестницам. Их учат ориентироваться во всех видах транспорта, общественных заведениях и обыкновенных квартирах. По словам директора школы А. М. Ермошина: «Обучение собак-поводырей — труд титанический».

Пять-шесть месяцев длится обучение собаки-проводника. Собака проходит общий и специальный курсы дрессировки. На территории школы оборудован учебный городок, где дрессируют собак по специальному курсу. Большая часть занятий проходит за пределами школы: в условиях города, сельской местности. За сравнительно небольшой срок собака должна освоить сложнейшую из существующих служб, чтобы потом стать незаменимым помощником инвалида по зрению.

Сегодня школа — это комплекс зданий и вспомогательных сооружений, где созданы все условия для успешной работы персонала. При школе имеется ветеринарная часть, где больным собакам оказывается лечебная помощь.

Просторные вольеры позволяют правильно размещать и содержать собак, что является важным условием сохранения их здоровья и работоспособности.

Но вот обучение позади, и наступает экзамен, его принимает специальная комиссия. Инструктор-методист в светонепроницаемых очках вместе с собакой сдает экзамен. Проверка идет в условиях, максимально приближенных к реальным. «Выпускники» этой школы запоминают достаточное количество маршрутов, по которым им придется водить незрячего. После проверки в жизни собаки-проводника наступает новый период, один из самых ответственных и сложных: передача новому хозяину.

Для передачи подготовленных собак будущих владельцев приглашают в школу на две недели. С разных концов страны приезжают в школу люди, лишенные зрения. Им и их сопровождающим оплачивается дорога в школу и обратно, а также двухнедельное пребывание во время передачи собаки. Обучение, питание и проживание приезжающих за собаками осуществляется за счет инвестиций из федерального бюджета. Для сопровождающего, если он инвалид по зрению, предоставляются льготы по питанию. За работающими в системе ВОС инвалидами I группы по зрению на период обучения сохраняется 50 % средней заработной платы по основному месту работы.

В школе к услугам слушателей просторные учебные кабинеты и классы, оснащенные наглядными пособиями и оборудованием, столовая, библиотека с читальным залом, светлые жилые комнаты, уютные холлы для отдыха.

Учебная программа предусматривает для них теоретические и практические занятия. Они слушают курс общей и специальной дрессировки собак, знакомятся с основными требованиями по уходу за ними, их содержанию и кормлению, приобретают навыки оказания первой помощи при заболевании и травмах собак, Отныне их неоценимым помощником и постоянным спутником, «глазами» должна стать собака.

Но не только собака привыкает к новому человеку, человек тоже должен привыкнуть к животному, а также заново учиться ходить, ездить на транспорте; ему необходимо научиться понимать знаки, подаваемые собакой, уметь ею управлять.

Подготовленная в школе собака передается бесплатно в личное пользование инвалиду по зрению. Он несет ответственность за своего четвероногого помощника, за его правильное содержание и использование. Вместе с собакой незрячему передается комплект снаряжения и паспорт.

Но связь со школой не обрывается. Собака находится на балансе школы. Она имеет номерное личное дело. Контроль за работой собак возложен на региональные общества слепых. Владельцы обученных собак не вправе продать их или просто передать в чужие руки. При необходимости они могут вернуть собаку назад, в школу.

Задуманная как эксперимент, школа оправдала надежды специалистов. За время своего существования подготовила тысячи надежных и верных проводников слепых. До 1995 года школа ежегодно готовила до 100–110 собак-проводников. Из-за ухудшения экономической ситуации в стране в 1998 году инструкторами-методистами школы было подготовлено лишь 19 собак. На территории школы был закрыт питомник и проведено сокращение сотрудников. В 1999 году финансовое положение школы улучшилось, и было подготовлено около 50 собак.

Добрые и заботливые люди в подмосковной Купавне продолжают профессионально и бескорыстно выполнять свою повседневную работу — дрессируют новых собак-проводников, чтобы облегчить жизнь многим другим незрячим. Авторитет российских дрессировщиков четвероногих проводников очень высок. В школу приезжают иностранцы с просьбой обучить для них собак-проводников.

Собаки-проводники достойны самой большой благодарности, зачастую принимая удар на себя, охраняя своего хозяина, во многом облегчая передвижения инвалида и обеспечивая его мобильность.

litra.pro

Николай Орехов - Собака-проводник слепого

Содержание:

Н. ОреховСобака-проводник слепого

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении веков собака является неизменным спутником человека. Ценные качества собаки: выносливость, неприхотливость, быстрый бег, острое обоняние, отличный слух, хорошее зрение и привязанность к человеку - позволили успешно применять ее в полезных целях.

В нашей стране служебное собаководство имеет разностороннее назначение. Служебные собаки - незаменимые помощники в охране государственной границы, важных промышленных и других объектов.

Собаки оказывают большую помощь в пастьбе скота, особенно овечьих отар, в защите сельскохозяйственных животных от хищников, служат верными помощниками на охоте. Собаки помогают обнаруживать утечку газа в подземных газопроводах и искать полезные ископаемые. На дальнем Севере невозможно обойтись без ездовых собак.

Велико значение собак в научных исследованиях. Недаром в академическом городке Колтуши по инициативе И. П. Павлова установлен памятник собаке.

Сыграла свою роль собака и в освоении космоса.

В годы Великой Отечественной войны собак широко использовали для розыска и вывоза с поля боя тяжело раненных воинов. Собаки подвозили на передовую оружие, боеприпасы и донесения, сидели в секретах и засадах. Успешно работали собаки-миноискатели. С их помощью были обнаружены и обезврежены многие десятки тысяч мин, неразорвавшихся снарядов и авиационных бомб. Собаки-миноискатели участвовали в разминировании освобожденных от врага городов: Харькова, Курска, Белгорода, а также Будапешта, Варшавы, Софии, Вены и других.

Несмотря на то, что за последние годы неизмеримо возросло техническое оснащение Советской Армии, служебные собаки и сейчас несут в ее частях ответственную службу.

Но есть у собак еще одно применение: служить слепому человеку в качестве проводника. Собака - проводник водит своего хозяина по различным маршрутам, оберегает слепого от столкновения с препятствиями.

I. ПРИМЕНЕНИЕ СОБАК В КАЧЕСТВЕ ПРОВОДНИКОВ СЛЕПЫХ

С древнейших времен собака применялась в качестве помощника человека, лишенного зрения.

Крайняя нужда веками заставляла слепых бродить по ярмаркам и базарам в поисках скромного заработка, петь и играть на примитивных музыкальных инструментах или просто нищенствовать. Вот тогда и возникла мысль использовать собаку в качестве проводника слепого.

Первоначально проводниками служили натасканные самими слепыми небольшие беспородные собаки. Они вели за собой человека вдоль дороги по привычным маршрутам, от одного селения к другому, обходя встречающиеся на пути несложные препятствия.

В России с ее огромными просторами и трудно проходимыми дорогами собаки - проводники использовались редко. Проводниками слепых были подростки, наемный труд которых ценился очень дешево.

Из книги выдающегося венского врача-окулиста Иозефа Берна "Глаз" (1813 г.) видно, что уже в 1780 году слепые сопровождались по улицам Парижа хорошо дрессированными собаками.

Основатель института Воспитания слепых в г. Вене Иохан Вильгельм Клейн задался целью подготовить собак - проводников для своих питомцев. В своем "Учебнике для обучения слепых" (1819 г.), стремясь облегчить положение слепых, занять их общественно полезным трудом, Клейн кратко рассказал о возможностях применения собаки в качестве проводника, ее обучении и содержании.

Положительный опыт использования собак - проводников был накоплен в Германии, Швейцарии, США и ряде других стран. Школы по подготовке собак - проводников содержались на средства благотворительных обществ. Некоторые школы преследовали коммерческую цель, и стоимость подготовленной собаки была весьма высока.

До Великой Отечественной войны в нашей стране собак - проводников не готовили. За годы войны, принесшей стране неисчислимые бедствия, резко возросло число людей, потерявших зрение. Необходимо было позаботиться об их трудоустройстве, о том, чтобы каждый человек, потерявший зрение, нашел свое место в жизни и мог работать, получая моральное удовлетворение от результатов своего труда. Почти все эти люди имели жизненный опыт, определенный уровень образования и профессию. И вполне понятно, что они хотели применить свои знания и опыт в производстве. Но для этого необходимо было, как минимум, чтобы их сопровождали к месту работы и обратно, а это не всегда было возможно. Поэтому со всей остротой встал вопрос о том, как помочь этим людям обрести возможность более или менее свободно передвигаться без помощи посторонних.

В мае 1960 г. Центральным правлением Всероссийского общества слепых была создана Центральная республиканская школа по подготовке собак - проводников для слепых.

За 17 лет работы школой подготовлено и передано инвалидам по зрению более 1500 собак - проводников.

Многолетняя практика показала, что собака как проводник вполне оправдывает себя. В отзывах и письмах, приходящих в адрес школы, слепые с благодарностью пишут о том, какую неоценимую помощь в их жизни оказывает им собака - проводник.

II. ПОРОДЫ СОБАК

Группа собак или каких-либо других животных, обладающих одинаковыми характерными внешними признаками, передающимися по наследству, называется породой.

Собаки, как ни один из других видов домашних животных, оказались исключительно пластичным материалом для создания и закрепления различных породостойких групп. Объясняется это легкой межпородной скрещиваемостью, сравнительно коротким сроком внутриутробного развития (58–65 дней), плодовитостью (в помете бывает до 12 щенков), хорошей отзывчивостью на условия воспитания.

Целенаправленная племенная работа позволяет в относительно короткий срок (15–20 лет) получать новую породу собак.

В зависимости от рабочих качеств, иногда и моды, одни породы собак получают широкое распространение, другие резко сокращаются вплоть до полного исчезновения. В настоящее время насчитывают более трехсот различных пород собак.

Породы собак по целевому назначению можно разбить на три основные группы: служебные (в том числе пастушьи и ездовые собаки), охотничьи и декоративные. К декоративным относятся карликовые и комнатные породы собак.

Для служебных целей в армии, в пограничных и внутренних войсках, в милиции и гражданских ведомствах используют главным образом отечественные породы овчарок: восточноевропейскую, кавказскую, среднеазиатскую, южнорусскую. На севере страны для транспортных и сторожевых целей применяют различные породы лаек.

Отбор собак для службы в качестве проводника слепого

Результаты дрессировки собаки - проводника во многом зависят от правильного отбора собак. Практика работы школы показала, что не все породы собак по своим физическим данным и психическим особенностям пригодны для службы в качестве проводника слепого. Даже среди собак используемых пород встречаются отдельные экземпляры, которые трудно поддаются дрессировке или совершенно к ней непригодны.

Для определения пригодности собаки к дрессировке по специальному курсу назначается комиссия, которая при отборе собак учитывает породу, возраст, рост, экстерьер, конституцию, тип поведения и преобладающую реакцию животного; состояние анализаторов (слухового, зрительного, обонятельного) и общее состояние здоровья.

Кроме того, в течение 10 дней собаку проверяет инструктор для определения пригодности ее к службе в качестве проводника. Собака, предназначенная для этой службы, должна быть сильной, выносливой, подвижной, неприхотливой, с уравновешенным и спокойным характером. Сильно возбудимые, нервные, злобные или трусливые собаки совершенно не пригодны для службы в качестве проводников слепых. Отбираются собаки в возрасте от одного года до трех лет.

Наиболее подходящими для дрессировки по специальному курсу являются породы служебных собак, не имеющие охотничьих инстинктов и более привязчивые к хозяину. К ним следует отнести немецкую (восточноевропейскую) овчарку, шотландскую овчарку (колли), эрдельтерьера, черного терьера, добермана-пинчера, пуделя и некоторые другие породы. Пригодными к дрессировке считаются и кобели, и суки, причем последние более податливы и лучше привязываются к хозяину.

Ниже дается краткое описание пород собак, которых в основном применяют для службы в качестве проводника слепого.

profilib.org

Читать книгу Собака — проводник слепого

А. В. Масленникова Собака — проводник слепого. Библиографический указатель

От составителя

Российская государственная библиотека для слепых предлагает вашему вниманию библиографический указатель, посвященный собаке — проводнику слепого.

Указатель предназначен для работников специальных библиотек, сотрудников учреждений, занимающихся проблемами социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению, а также для самого широкого круга пользователей библиотек для слепых.

Литература, представленная в указателе, поможет инвалидам по зрению сделать удачный выбор четвероногого друга и преданного помощника. Указатель содержит: краткий очерк «Собака — проводник слепого», библиографические списки литературы по разделам: «Собака — проводник слепого», «Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников», «Художественная литература о собаках-проводниках».

В разделах «Библиографические списки литературы…», «Художественная литература о собаках-проводниках» материал сгруппирован в хронологической последовательности по году публикации работ, внутри года — в алфавите авторов и заглавий книг и статей. Вспомогательный аппарат составляют: «Алфавитный список работ, представленных в указателе», «Именной указатель», список «Периодических и справочных изданий, тематических сборников и книг, в которых опубликованы работы, представленные в указателе».

При подготовке указателя были использованы издания, картотеки, фонды Российской государственной библиотеки для слепых.

В библиографический указатель включены плоскопечатные, рельефно-точечные и озвученные материалы. Отбор литературы закончен 30 сентября 2001 года.

Собака — проводник слепого

«Сила обаяния собаки заключена в глубине дружбы и крепости духовных уз, которые связали ее с человеком…»

К. Лоренц

Попытки использования собак в качестве помощников людей, лишенных зрения, известны с древних времен. Первое документальное подтверждение таких попыток относится к средневековью. Так, например, в Нюрнберге, в церкви святого Себалдуса, имеется настенный рисунок, относящийся к 1465 году, на котором изображен идущий по улице слепой человек в сопровождении собаки.

Сначала в качестве проводников слепых использовались небольшие беспородные собаки, приученные самими слепыми. Они вели за собой человека вдоль дороги по привычным маршрутам, от одного населенного пункта к другому.

Первые научные рекомендации по дрессировке собак — проводников слепых и обучению самих слепых работе с этими собаками были даны в книге известного венского врача-окулиста И. Берна «Глаз» (1813 г.). Там же рассказывается, как уже в 1780 году больные люди из госпиталя для слепых сопровождались по улицам Парижа хорошо выдрессированными собаками.

Однако все эти попытки использования собак — проводников слепых были единичными случаями и не имели дальнейшего распространения. Первую попытку целенаправленного обучения собак для службы в качестве проводников слепых сделал основатель Венского королевского института для слепых И. В. Клейн. Он стремился облегчить положение своих подопечных, занять их полезным трудом. В изданной им в 1819 году «Учебной книге» Клейн обосновал возможность применения собак — проводников слепых, а также кратко изложил правила содержания собак и методику их дрессировки.

В течение последующих почти 100 лет эта книга являлась основным пособием по обучению слепых и дрессировке собак-прводников.

Серьезная подготовка собак-проводников началась после Первой мировой войны, которая оставила после себя множество людей, потерявших зрение, множество искалеченных судеб.

В 20-х годах в Германии создается общество, которое организует и содержит за свой счет в Мюнхене первую школу по подготовке собак-поводырей. Затем такие же школы были организованы в Потсдаме и Ольденбурге. Опыт оказался успешным. И вскоре школы были открыты в Швейцарии, Англии, США. Так, в Швейцарии школа для собак с 1927 года стала готовить собак наряду с другими службами и к использованию их в качестве проводников слепых. Все эти школы содержались на средства различных благотворительных организаций. Некоторые из школ преследовали коммерческие цели и стоимость подготовки собак для слепых была в них весьма высокой.

В России до революции наблюдались лишь единичные случаи использования собак в качестве проводников слепых. Эти сведения зафиксированы в источниках начала XX века. Такие собаки, как правило, завозились из-за границы, отечественных методов их подготовки не существовало. Созданное в 1925 году Всероссийское общество слепых практически не могло в тех условиях заниматься таким сложным делом, как дрессировка собак, да и не считалось это острой необходимостью.

Первые шаги в этом направлении были сделаны в июне 1954 года в Центральной школе военного собаководства. Затем это дело возложили на Центральную школу служебного собаководства Осоавиахима. Через три года ее закрыли, и начатая работа надолго прекратилась.

Лишь 26 мая 1960 года по решению президиума Центрального правления ВОС в Вешняках под Москвой была организована первая и единственная в стране Центральная республиканская школа по подготовке собак-проводников для слепых (ныне Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников. В 1969 г. школа переехала в поселок Купавна).

С первых же шагов коллективу школы пришлось решать нелегкие задачи: разрабатывать методику дрессировки собак, вести опытную и экспериментальную работу в области выбора пород, дрессировки и содержания животных, устанавливать связи с научно-исследовательскими и общественными организациями с целью изучения опыта служебного собаководства и т. д.

Но у первого директора школы Н. Орехова и его сотрудников было горячее стремление решить сложную проблему — дать незрячему человеку надежного четвероногого помощника и друга. Требовался большой кропотливый труд.

Розыскную службу часто и по праву называют «высшим образованием» служебной собаки, но вершина дрессировки — это все же собака — проводник слепого. От ее каждодневной работы зависит жизнь и безопасность доверившегося ей человека. Для службы незрячим людям отбирают собак определенных пород. Это немецкие овчарки, лабрадоры. Инвалиды по зрению заранее оговаривают породу и пол будущего помощника. В школе следуют их вкусам, отбирают нужных щенков. Возраст собак, с которыми начинают работу по дрессуре, колеблется от 10 месяцев до 2,5 лет.

Ко всем этим разномастным «ученикам и ученицам» школы предъявляют требование — отсутствие в их характере агрессивности.

Собака должна быть послушной, добронравной, умной, терпеливой и выносливой. Она должна обладать хорошей восприимчивостью и памятью, умением сконцентрироваться на выполняемой задаче. И еще много разных «должна» требует от нее эта служба.

Задача собаки-проводника — размеренно, ровно вести незрячего хозяина, чтобы тот мог идти спокойно и уверенно, она должна держаться рядом. Но самое главное — научить его обращать внимание на препятствия, которые для самой собаки просто не существуют. В этой школе собак учат понимать характер движения слепых инвалидов и одновременно формируют новые собачьи повадки: не бояться лифта и толпы, уметь плавно., не дергая поводок, ходить по улицам и лестницам. Их учат ориентироваться во всех видах транспорта, общественных заведениях и обыкновенных квартирах. По словам директора школы А. М. Ермошина: «Обучение собак-поводырей — труд титанический».

Пять-шесть месяцев длится обучение собаки-проводника. Собака проходит общий и специальный курсы дрессировки. На территории школы оборудован учебный городок, где дрессируют собак по специальному курсу. Большая часть занятий проходит за пределами школы: в условиях города, сельской местности. За сравнительно небольшой срок собака должна освоить сложнейшую из существующих служб, чтобы потом стать незаменимым помощником инвалида по зрению.

Сегодня школа — это комплекс зданий и вспомогательных сооружений, где созданы все условия для успешной работы персонала. При школе имеется ветеринарная часть, где больным собакам оказывается лечебная помощь.

Просторные вольеры позволяют правильно размещать и содержать собак, что является важным условием сохранения их здоровья и работоспособности.

Но вот обучение позади, и наступает экзамен, его принимает специальная комиссия. Инструктор-методист в светонепроницаемых очках вместе с собакой сдает экзамен. Проверка идет в условиях, максимально приближенных к реальным. «Выпускники» этой школы запоминают достаточное количество маршрутов, по которым им придется водить незрячего. После проверки в жизни собаки-проводника наступает новый период, один из самых ответственных и сложных: передача новому хозяину.

Для передачи подготовленных собак будущих владельцев приглашают в школу на две недели. С разных концов страны приезжают в школу люди, лишенные зрения. Им и их сопровождающим оплачивается дорога в школу и обратно, а также двухнедельное пребывание во время передачи собаки. Обучение, питание и проживание приезжающих за собаками осуществляется за счет инвестиций из федерального бюджета. Для сопровождающего, если он инвалид по зрению, предоставляются льготы по питанию. За работающими в системе ВОС инвалидами I группы по зрению на период обучения сохраняется 50 % средней заработной платы по основному месту работы.

В школе к услугам слушателей просторные учебные кабинеты и классы, оснащенные наглядными пособиями и оборудованием, столовая, библиотека с читальным залом, светлые жилые комнаты, уютные холлы для отдыха.

Учебная программа предусматривает для них теоретические и практические занятия. Они слушают курс общей и специальной дрессировки собак, знакомятся с основными требованиями по уходу за ними, их содержанию и кормлению, приобретают навыки оказания первой помощи при заболевании и травмах собак, Отныне их неоценимым помощником и постоянным спутником, «глазами» должна стать собака.

Но не только собака привыкает к новому человеку, человек тоже должен привыкнуть к животному, а также заново учиться ходить, ездить на транспорте; ему необходимо научиться понимать знаки, подаваемые собакой, уметь ею управлять.

Подготовленная в школе собака передается бесплатно в личное пользование инвалиду по зрению. Он несет ответственность за своего четвероногого помощника, за его правильное содержание и использование. Вместе с собакой незрячему передается комплект снаряжения и паспорт.

Но связь со школой не обрывается. Собака находится на балансе школы. Она имеет номерное личное дело. Контроль за работой собак возложен на региональные общества слепых. Владельцы обученных собак не вправе продать их или просто передать в чужие руки. При необходимости они могут вернуть собаку назад, в школу.

Задуманная как эксперимент, школа оправдала надежды специалистов. За время своего существования подготовила тысячи надежных и верных проводников слепых. До 1995 года школа ежегодно готовила до 100–110 собак-проводников. Из-за ухудшения экономической ситуации в стране в 1998 году инструкторами-методистами школы было подготовлено лишь 19 собак. На территории школы был закрыт питомник и проведено сокращение сотрудников. В 1999 году финансовое положение школы улучшилось, и было подготовлено около 50 собак.

Добрые и заботливые люди в подмосковной Купавне продолжают профессионально и бескорыстно выполнять свою повседневную работу — дрессируют новых собак-проводников, чтобы облегчить жизнь многим другим незрячим. Авторитет российских дрессировщиков четвероногих проводников очень высок. В школу приезжают иностранцы с просьбой обучить для них собак-проводников.

Собаки-проводники достойны самой большой благодарности, зачастую принимая удар на себя, охраняя своего хозяина, во многом облегчая передвижения инвалида и обеспечивая его мобильность.

Библиографические списки литературы Собака — проводник слепого

1948

1. Михайловский А. Живой протез слепого // Жизнь слепых. — 1948. — № 5. — С. 19–34. — РТШ.

1959

2. Нужны ли собаки-проводники? // Жизнь слепых. — 1959. — № 9. — С. 46. — То же. — С. 181–182. — РТШ.

1962

3. Мазовер А. П. Собака — проводник слепого. — М.: Госместпромиздат, 1962. — 40 с.

1963

4. Орехов Н. Верные друзья // Жизнь слепых. — 1963. — № 6. — С. 32–35. — То же, — С. 126–136. — РТШ.

1964

5. Зверев В. Четвероногие провожатые // Молодой ленинец. — Ставрополь, 1964. — 15 апр.

6. Львов В. Гром ведет друга // Лен. знамя. — 1964. — 4 марта.

1965

7. Новиков А. Знакомьтесь, Чингиз // Сел. жизнь. — 1965. — 17 июля.

8. Панченко Т. Мой помощник // Призыв. — Киев, 1965. — № 19. — С. 53–57. — РТШ.

1966

9. Орехов Н. Е. Памятка слепому для тренировки собаки-проводника / Всерос. о-во слепых. — М., 1967. — 23 с.

1967

10. Четвероногий проводник // Жизнь слепых. — 1966. — № 6. — С. 36–37. — То же. — С. 153–159. — РТШ.

1968

11. Борщ В. Спасибо, Граф! // Жизнь слепых. — 1968. — № 12. — С. 21.

12. Орехов Н. Две недели у немецких друзей // Жизнь слепых. — 1968. — № 1. — С. 26. — То же. — С. 192–195. — РТШ.

13. Танин Б. Четвероногая выставка // Моск. правда. — 1968. — 19 июня. — В содерж. об участии в выставке собак-проводников.

1972

14. Бирючков М. Человек находит друга: Заметки книголюба // Наша жизнь. — 1972. — № 9. — С. 16. — То же. — С. 145–150. — РТШ.

15. Радченко В. Друг // Сов. шк. — 1972. — № 6. — С. 46–51. — РТШ.

1973

16. Инструкция о порядке распределения и использования собак-проводников для слепых: Утв. постановлением президиума ЦП ВОС от 31 окт. 1960 г. № 28–2-В // Сборник руководящих материалов по Всероссийскому обществу слепых. — М., 1973. — С. 128–129.

17. «Кому он нужен, этот Васька»?: Кф. // Моск. неделя. — 1973. — 9 дек. — В содерж. эпизод о слепом учителе и его собаке.

18. Орехов Н. Е. Собака — проводник слепого: Учеб. — метод. пособие // Всерос. о-во слепых, — М., 1973. — 56 с.

1974

19. Кудряшов Н. Мне подарили собаку // Наша жизнь. — 1974. — № 8. — С. 19–21. — То же. — С. 119–133. — РТШ.

20. Туров В. Веди, Барс! // Призыв. — Киев, 1975. — № 3. — С. 12–13. — То же. — С. 66–79. — РТШ.

21. Хузвег А. Собака — поводырь для слепых: Материалы конф. // Обозрение европ. слепых. — 1974. — № 3. — С. 22–23. — Текст парал. англ., нем., фр., рус. яз.

1975

22. Дрессировка собак — проводников слепых // Основы служебного собаководства. — М., 1975. — С. 264–269.

23. Стуруа М. Америка на ограничителе // Лит. газ. — 1975. — 16 апр. — В содерж. о слепом негре с собакой-проводником. — С. 8.

1978

24. Александрова Е. Святые собаки // Наука и жизнь. — 1978. — № 3. — С. 102–104. — То же // Хочу все знать. — 1978. — № 3. — 1 мфк.

1979

25. Орехов Н. Е. Служебные собаки — проводники слепых // Клуб служебного собаководства / Сост. В. Н. Зубко. — М., 1979. — Вып. 2. — С. 25–33.

26. Орехов Н. Е. Собака — проводник слепого: Учеб. — метод. пособие / Всерос. о-во слепых. — М., 1979. — 64 с.

1981

27. Александрова Е. Человек с собакой // Наука и жизнь. — 1981. — № 10. — С. 108–111. — То же // Хочу все знать. — 1981. — № 8. — 1 мфк.

28. Дарьин Н. Друг познается в беде // Комс. правда. — 1981. — 20 мая.

1982

29. Александрова Е. Человек с собакой // В одном строю. — 1982. — № 1. — С. 17–18. — То же. — С. 103–113. — РТШ.

1983

30. Бессмертная М. Джолли — глаза мои // Лен. знамя. — 1983. — 13 апр.

31. Чепкова А. Шамми на полосе препятствий // Сов. Россия. — 1983. — 15 сент.

1984

32. Кукушкина Л. Человек находит друга // Мед. газ. — 1984. — 5 дек.

33. Рыклина М. Собака-поводырь // Моск. комсомолец. — 1984. — 10 авг.

1985

34. Глебов В. А. Веди меня, Солли! // Заря труда. — 1985. — № 11. — С. 30–31.

35. Глебов В. А. Нужна собака-проводник // Сов. шк. — 1985. — № 8. — С. 50–66. — РТШ.

36. Орехов Н. Е. Помощники слепых // Клуб служебного собаководства. — М., 1985. — С. 39–44.

1986

37. Дурова О. Заботы 8-го «А» // Сов. шк. — 1986. — № 5, — С. 37–52. — РТШ.

1987

38. Шелепов П. Пусть Джильда будет рядом // Наша жизнь. — 1987. — № 11. — С. 25–26. — РТШ.

39. Бульванкер В. З. Сегодня я потерял друга // Клуб служебного собаководства. Вып. 1988. — М., 1988. — С. 137–148.

40. Сергеев Э. На бескорыстной службе // Калининград, правда. — 1988. — 6 марта.

41. Юсин М. Смерть четвероногой героини // Известия. — 1988. — 11 июля.

42. Яночкина Н. Созвездие Лиры // Сов. шк. — 1988. — № 7. — С. 48–59. — РТШ.

1989

43. Данов Д. Собаки голосуют за хозрасчет // Моск. комсомолец. — 1989. — 12 окт. — То же // Диалог. — 1989. — № 5. — 1 мфк. — В содерж. также коммент. О. Муравьева к ст. Д. Данова.

44. И поводырь, и композитор // Корнеев Л. А. Слово о собаке. — М., 1989. — С. 104–105.

45. Собака — проводник слепого // Справочник активиста ВОС. — 2-е изд., изм. — М., 1989. — С. 213–216.

46. Собака — проводник слепого: Учеб. — метод. пособие / Е. Н. Орочко, В. А. Проценко, П. К. Сургучева, В. Н. Сазонова; Всерос. о-во слепых. 

www.bookol.ru

ВВЕДЕНИЕ. Собака-проводник слепого

На протяжении веков собака является неизменным спутником человека. Ценные качества собаки: выносливость, неприхотливость, быстрый бег, острое обоняние, отличный слух, хорошее зрение и привязанность к человеку — позволили успешно применять ее в полезных целях.

В нашей стране служебное собаководство имеет разностороннее назначение. Служебные собаки — незаменимые помощники в охране государственной границы, важных промышленных и других объектов.

Собаки оказывают большую помощь в пастьбе скота, особенно овечьих отар, в защите сельскохозяйственных животных от хищников, служат верными помощниками на охоте. Собаки помогают обнаруживать утечку газа в подземных газопроводах и искать полезные ископаемые. На дальнем Севере невозможно обойтись без ездовых собак.

Велико значение собак в научных исследованиях. Недаром в академическом городке Колтуши по инициативе И. П. Павлова установлен памятник собаке.

Сыграла свою роль собака и в освоении космоса.

В годы Великой Отечественной войны собак широко использовали для розыска и вывоза с поля боя тяжело раненных воинов. Собаки подвозили на передовую оружие, боеприпасы и донесения, сидели в секретах и засадах. Успешно работали собаки-миноискатели. С их помощью были обнаружены и обезврежены многие десятки тысяч мин, неразорвавшихся снарядов и авиационных бомб. Собаки-миноискатели участвовали в разминировании освобожденных от врага городов: Харькова, Курска, Белгорода, а также Будапешта, Варшавы, Софии, Вены и других.

Несмотря на то, что за последние годы неизмеримо возросло техническое оснащение Советской Армии, служебные собаки и сейчас несут в ее частях ответственную службу.

Но есть у собак еще одно применение: служить слепому человеку в качестве проводника. Собака — проводник водит своего хозяина по различным маршрутам, оберегает слепого от столкновения с препятствиями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Передача подготовленной собаки — проводника слепому. Собака-проводник слепого

Передача подготовленной собаки — проводника слепому

Передача слепому подготовленной собаки — проводника является заключительной и наиболее ответственной частью работы дрессировщика. Надо приучить собаку четко работать с другим хозяином и научить нового хозяина, слепого, управлять собакой.

При передаче роль дрессировщика заключается главным образом в наблюдении и консультации. Практическую работу с собакой должен вести сам слепой. Он должен хорошо знать правила подачи команд, правила применения принуждения и поощрения, а также все основные положения по технике дрессировки и тренировки собаки. Дрессировщик должен подробно рассказать слепому об индивидуальных особенностях передаваемой собаки и о методах подхода к ней.

С самого начала слепой должен стать действительным хозяином собаки. Это не так легко, так как собака, поступающая в распоряжение человека, лишенного зрения, чувствует ограниченность контроля с его стороны и, естественно, стремится стать хозяином положения, теряет дисциплину и может приобрести нежелательные, опасные для слепого навыки.

Поэтому уже в начале передачи собаки слепому влияние дрессировщика на нее должно полностью замениться влиянием нового хозяина. По окончании передачи собака должна безотказно выполнять все подаваемые им дисциплинарные и специальные команды, независимо от действующих на нее в этот момент отвлекающих внешних раздражителей.

Процесс передачи хорошо подготовленной собаки — проводника занимает обычно 12 дней. За это время слепой обучается ходить с ней совершенно самостоятельно. На первом этапе передачи желательно, чтобы слепой сам ее обслуживал.

Общение дрессировщика и членов семьи слепого с собакой должно ограничиваться только необходимой помощью в тех случаях, когда новый хозяин в ней нуждается. Но и при этом все приятное для собаки должно обязательно исходить непосредственно от ее нового хозяина. При вождении слепого собака должна совершенно безразлично относиться ко всем остальным людям, включая и прежнего хозяина — дрессировщика. Слепой должен по возможности больше общаться с собакой, лично кормить ее и выводить на прогулки, больше ласкать, давать лакомства и т. д. Дрессировщик же, наоборот, не должен поддерживать у собаки заинтересованности в общении с ним. Он должен решительно пресекать все попытки собаки подойти к нему в присутствии слепого, заставляя ее возвращаться рывком поводка или даже прибегая к легкому удару поводком. Слепому в этот момент следует подзывать собаку и поощрять ее лакомством и оглаживанием.

Присутствуя на занятиях, дрессировщик должен не подменять слепого, заставляя собаку выполнять то или иное действие, а лишь объяснять слепому, как это делается. Передавая собаку, дрессировщик с первого же дня должен предоставить слепому по возможности большую самостоятельность в работе с ней. Когда собака привыкнет к слепому и начнет относиться к нему как к хозяину, можно приступить к практическим упражнениям по общему послушанию.

Под наблюдением дрессировщика, а затем и самостоятельно, слепой практикуется в управлении собакой с помощью дисциплинарных команд, сначала в спокойном, уединенном месте, а потом и при наличии различных отвлекающих внешних раздражителей.

Характерной ошибкой при передаче собаки — проводника является поспешный переход к специальной практике по вождению, когда собака еще не чувствует в слепом своего хозяина, нечетко выполняет его команды, допускает ошибки. А так как слепой не может вовремя отреагировать на все это, собака привыкает к неправильной работе, в результате чего слепой долго не может обойтись без помощи дрессировщика.

Только после установления хороших взаимоотношений между слепым и собакой, после четкого выполнения подаваемых им дисциплинарных команд возможна практическая работа слепого по вождению.

Практиковаться в движении с собакой сначала нужно на наиболее простом из маршрутов, где слепой может ориентироваться самостоятельно.

При первых упражнениях в движении слепого с собакой — проводником по маршруту дрессировщик идет рядом, предупреждая за несколько шагов о встречающихся препятствиях, с тем чтобы своевременно принять меры предосторожности. Но все команды, все меры принудительного и поощрительного характера применяет сам слепой.

Когда упрощенный маршрут будет освоен и слепой вполне овладеет техникой управления собакой при ходьбе с ней, можно переходить к проработке более сложного маршрута. Порядок и последовательность введения более сложных маршрутов с препятствиями остаются теми же, что и при тренировке собаки дрессировщиком в вождении по маршрутам. Чтобы научиться уверенно пользоваться собакой и не портить ее, слепой должен практически проработать все основные моменты движения с собакой — проводником по свободным от препятствий путям, по маршрутам с препятствиями и в усложненных условиях, изложенных в соответствующих главах настоящего пособия.

При правильно организованной практике движения по маршрутам слепой обычно начинает ходить с собакой — проводником самостоятельно уже через несколько дней. В дальнейшем работу собаки периодически должен проверять методист. Он дает слепому соответствующие указания по ее тренировке.

Передача собак слепым осуществляется в следующей последовательности. Слепых вызывают в школу на 12 дней. По прибытии в школу за каждым слепым закрепляют определенную собаку. Тренер-дрессировщик, который передает собаку, знакомится со слепым и в первый же день пребывания слепого в школе знакомит нового хозяина с собакой, рассказывает о ее поведении, характере, о подходе к ней, о правилах поощрения животного, знакомит с правилами подачи команд.

На второй день тренер-дрессировщик рассказывает о том, как пользоваться спецснаряжением, и показывает на собаке, как правильно надевать и подгонять его. Затем проводят практические занятия — выходят на маршрут, не имеющий на пути препятствий. Инструктор рассказывает, как правильно управлять собакой.

На практических занятиях тренируются в хождении с собакой по маршрутам, с каждым днем усложняя их и применяя различные препятствия. За время пребывания в школе слепые хорошо усваивают теоретические вопросы и практические навыки управления собакой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

rulibs.com : Домоводство (Дом и семья) : Домашние животные : Собака — проводник слепого : А Масленникова : читать онлайн : читать бесплатно

Собака — проводник слепого

«Сила обаяния собаки заключена в глубине дружбы и крепости духовных уз, которые связали ее с человеком…»

К. Лоренц

Попытки использования собак в качестве помощников людей, лишенных зрения, известны с древних времен. Первое документальное подтверждение таких попыток относится к средневековью. Так, например, в Нюрнберге, в церкви святого Себалдуса, имеется настенный рисунок, относящийся к 1465 году, на котором изображен идущий по улице слепой человек в сопровождении собаки.

Сначала в качестве проводников слепых использовались небольшие беспородные собаки, приученные самими слепыми. Они вели за собой человека вдоль дороги по привычным маршрутам, от одного населенного пункта к другому.

Первые научные рекомендации по дрессировке собак — проводников слепых и обучению самих слепых работе с этими собаками были даны в книге известного венского врача-окулиста И. Берна «Глаз» (1813 г.). Там же рассказывается, как уже в 1780 году больные люди из госпиталя для слепых сопровождались по улицам Парижа хорошо выдрессированными собаками.

Однако все эти попытки использования собак — проводников слепых были единичными случаями и не имели дальнейшего распространения. Первую попытку целенаправленного обучения собак для службы в качестве проводников слепых сделал основатель Венского королевского института для слепых И. В. Клейн. Он стремился облегчить положение своих подопечных, занять их полезным трудом. В изданной им в 1819 году «Учебной книге» Клейн обосновал возможность применения собак — проводников слепых, а также кратко изложил правила содержания собак и методику их дрессировки.

В течение последующих почти 100 лет эта книга являлась основным пособием по обучению слепых и дрессировке собак-прводников.

Серьезная подготовка собак-проводников началась после Первой мировой войны, которая оставила после себя множество людей, потерявших зрение, множество искалеченных судеб.

В 20-х годах в Германии создается общество, которое организует и содержит за свой счет в Мюнхене первую школу по подготовке собак-поводырей. Затем такие же школы были организованы в Потсдаме и Ольденбурге. Опыт оказался успешным. И вскоре школы были открыты в Швейцарии, Англии, США. Так, в Швейцарии школа для собак с 1927 года стала готовить собак наряду с другими службами и к использованию их в качестве проводников слепых. Все эти школы содержались на средства различных благотворительных организаций. Некоторые из школ преследовали коммерческие цели и стоимость подготовки собак для слепых была в них весьма высокой.

В России до революции наблюдались лишь единичные случаи использования собак в качестве проводников слепых. Эти сведения зафиксированы в источниках начала XX века. Такие собаки, как правило, завозились из-за границы, отечественных методов их подготовки не существовало. Созданное в 1925 году Всероссийское общество слепых практически не могло в тех условиях заниматься таким сложным делом, как дрессировка собак, да и не считалось это острой необходимостью.

Первые шаги в этом направлении были сделаны в июне 1954 года в Центральной школе военного собаководства. Затем это дело возложили на Центральную школу служебного собаководства Осоавиахима. Через три года ее закрыли, и начатая работа надолго прекратилась.

Лишь 26 мая 1960 года по решению президиума Центрального правления ВОС в Вешняках под Москвой была организована первая и единственная в стране Центральная республиканская школа по подготовке собак-проводников для слепых (ныне Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников. В 1969 г. школа переехала в поселок Купавна).

С первых же шагов коллективу школы пришлось решать нелегкие задачи: разрабатывать методику дрессировки собак, вести опытную и экспериментальную работу в области выбора пород, дрессировки и содержания животных, устанавливать связи с научно-исследовательскими и общественными организациями с целью изучения опыта служебного собаководства и т. д.

Но у первого директора школы Н. Орехова и его сотрудников было горячее стремление решить сложную проблему — дать незрячему человеку надежного четвероногого помощника и друга. Требовался большой кропотливый труд.

Розыскную службу часто и по праву называют «высшим образованием» служебной собаки, но вершина дрессировки — это все же собака — проводник слепого. От ее каждодневной работы зависит жизнь и безопасность доверившегося ей человека. Для службы незрячим людям отбирают собак определенных пород. Это немецкие овчарки, лабрадоры. Инвалиды по зрению заранее оговаривают породу и пол будущего помощника. В школе следуют их вкусам, отбирают нужных щенков. Возраст собак, с которыми начинают работу по дрессуре, колеблется от 10 месяцев до 2,5 лет.

Ко всем этим разномастным «ученикам и ученицам» школы предъявляют требование — отсутствие в их характере агрессивности.

Собака должна быть послушной, добронравной, умной, терпеливой и выносливой. Она должна обладать хорошей восприимчивостью и памятью, умением сконцентрироваться на выполняемой задаче. И еще много разных «должна» требует от нее эта служба.

Задача собаки-проводника — размеренно, ровно вести незрячего хозяина, чтобы тот мог идти спокойно и уверенно, она должна держаться рядом. Но самое главное — научить его обращать внимание на препятствия, которые для самой собаки просто не существуют. В этой школе собак учат понимать характер движения слепых инвалидов и одновременно формируют новые собачьи повадки: не бояться лифта и толпы, уметь плавно., не дергая поводок, ходить по улицам и лестницам. Их учат ориентироваться во всех видах транспорта, общественных заведениях и обыкновенных квартирах. По словам директора школы А. М. Ермошина: «Обучение собак-поводырей — труд титанический».

Пять-шесть месяцев длится обучение собаки-проводника. Собака проходит общий и специальный курсы дрессировки. На территории школы оборудован учебный городок, где дрессируют собак по специальному курсу. Большая часть занятий проходит за пределами школы: в условиях города, сельской местности. За сравнительно небольшой срок собака должна освоить сложнейшую из существующих служб, чтобы потом стать незаменимым помощником инвалида по зрению.

Сегодня школа — это комплекс зданий и вспомогательных сооружений, где созданы все условия для успешной работы персонала. При школе имеется ветеринарная часть, где больным собакам оказывается лечебная помощь.

Просторные вольеры позволяют правильно размещать и содержать собак, что является важным условием сохранения их здоровья и работоспособности.

Но вот обучение позади, и наступает экзамен, его принимает специальная комиссия. Инструктор-методист в светонепроницаемых очках вместе с собакой сдает экзамен. Проверка идет в условиях, максимально приближенных к реальным. «Выпускники» этой школы запоминают достаточное количество маршрутов, по которым им придется водить незрячего. После проверки в жизни собаки-проводника наступает новый период, один из самых ответственных и сложных: передача новому хозяину.

Для передачи подготовленных собак будущих владельцев приглашают в школу на две недели. С разных концов страны приезжают в школу люди, лишенные зрения. Им и их сопровождающим оплачивается дорога в школу и обратно, а также двухнедельное пребывание во время передачи собаки. Обучение, питание и проживание приезжающих за собаками осуществляется за счет инвестиций из федерального бюджета. Для сопровождающего, если он инвалид по зрению, предоставляются льготы по питанию. За работающими в системе ВОС инвалидами I группы по зрению на период обучения сохраняется 50 % средней заработной платы по основному месту работы.

В школе к услугам слушателей просторные учебные кабинеты и классы, оснащенные наглядными пособиями и оборудованием, столовая, библиотека с читальным залом, светлые жилые комнаты, уютные холлы для отдыха.

Учебная программа предусматривает для них теоретические и практические занятия. Они слушают курс общей и специальной дрессировки собак, знакомятся с основными требованиями по уходу за ними, их содержанию и кормлению, приобретают навыки оказания первой помощи при заболевании и травмах собак, Отныне их неоценимым помощником и постоянным спутником, «глазами» должна стать собака.

Но не только собака привыкает к новому человеку, человек тоже должен привыкнуть к животному, а также заново учиться ходить, ездить на транспорте; ему необходимо научиться понимать знаки, подаваемые собакой, уметь ею управлять.

Подготовленная в школе собака передается бесплатно в личное пользование инвалиду по зрению. Он несет ответственность за своего четвероногого помощника, за его правильное содержание и использование. Вместе с собакой незрячему передается комплект снаряжения и паспорт.

Но связь со школой не обрывается. Собака находится на балансе школы. Она имеет номерное личное дело. Контроль за работой собак возложен на региональные общества слепых. Владельцы обученных собак не вправе продать их или просто передать в чужие руки. При необходимости они могут вернуть собаку назад, в школу.

Задуманная как эксперимент, школа оправдала надежды специалистов. За время своего существования подготовила тысячи надежных и верных проводников слепых. До 1995 года школа ежегодно готовила до 100–110 собак-проводников. Из-за ухудшения экономической ситуации в стране в 1998 году инструкторами-методистами школы было подготовлено лишь 19 собак. На территории школы был закрыт питомник и проведено сокращение сотрудников. В 1999 году финансовое положение школы улучшилось, и было подготовлено около 50 собак.

Добрые и заботливые люди в подмосковной Купавне продолжают профессионально и бескорыстно выполнять свою повседневную работу — дрессируют новых собак-проводников, чтобы облегчить жизнь многим другим незрячим. Авторитет российских дрессировщиков четвероногих проводников очень высок. В школу приезжают иностранцы с просьбой обучить для них собак-проводников.

Собаки-проводники достойны самой большой благодарности, зачастую принимая удар на себя, охраняя своего хозяина, во многом облегчая передвижения инвалида и обеспечивая его мобильность.

rulibs.com