Немец воспитывает овцу, которая считает себя собакой. Собака как барашек


Паразит, барашек, собака

Вышел пятый номер журнала «Носорог», посвященный животным, — точнее, их образам в воображении и языке человека. По просьбе «Горького» редакция «Носорога» подготовила краткий путеводитель по новому номеру.

Джон Берджер. Зачем смотреть на животных?Перевод Александра Писарева

Английский писатель Джон Берджер, прославившийся после выхода на BBC четырехсерийного фильма «Искусство видеть», известен русскому читателю в основном как критик-марксист. Его главное художественное произведение — роман «G», за который он получил Букеровскую премию — вышел на русском в прошлом году, но остался почти незамеченным. «Носорог» снова обращается к Берджеру-теоретику; в его рассуждениях о возникновении и развитии зоопарков в европейском обществе легко угадывается автор «Искусства видеть». Эссе «Зачем смотреть на животных?» рисует масштабную картину шествия животных через человеческую историю: от посланников богов и товарищей одинокого человеческого рода до равнодушных существ в клетках зоопарков. Лейтмотив эссе — возможность встречи взглядов животного и человека, благодаря которой последний способен осознать себя. Между ними не было взаимопонимания, они оставались друг для друга тайной и источником удивления. Их жизни шли параллельно, образуя асимметричный союз. Берджер прослеживает траекторию их движения на протяжении всей истории, вплоть до радикального расхождения, причем основное внимание уделяется животному, а происходящее с человеком остается за кадром. Поэтому, возможно, в конечном счете это эссе о человеке, остающемся на берегу. (Александр Писарев)

Екатерина Соколова. Палево твоего солнышка

Екатерина Соколова родилась в Сыктывкаре, давно живет в Москве, выпустила три книги, получила премию «Дебют», а в этом году номинирована на премию Андрея Белого. За почти десятилетие активного существования в поэзии Соколова прошла необычный путь. Типичный для поколения взгляд в детство ее ранних стихов превратился в другой взгляд назад, в родной Сыктывкар — к другому языку. Но вместо того, чтобы стать представителем Коми в русской поэзии, что было бы довольно предсказуемым жестом, Соколова совершенствовала само умение говорить за других. Пронзительная лирическая речь в ее новых стихах не цепляется за субъекта, ветер несет ее по большой стране, прибивая к тому или иному созданию, человеку, животному, месту. Они будто бы одушевляются на одну секунду, на длину одного стихотворения — получают возможность обратиться, высказаться, — чтобы затем ветер этой речи понес их реплику к следующему нуждающемуся.

Николай Байтов. Три рассказа

Рассказы Николая Байтова, живущего в Москве поэта, прозаика, перформансиста, автора пятнадцати книг, внешне выглядят вполне традиционно, они написаны ясным, простым языком, описывают некоторые ситуации. Однако в глубине их всегда находится сомнение в надежности видимого мира, в способности любого языка передать опыт. Его тексты пронизывают тайные траектории мысли-судьбы — логики, недоступной простому описанию, но высчитываемой определенными научно-поэтическими средствами. Узлами, завязывающими эти парадоксы, могут оказаться самые разные вещи. Здесь это животные: котенок, попугаи и — в главном из трех рассказов — ряд существ, появлявшихся в месте под названием «Лисий брод». В этом удивительном тексте отсутствующие места животных становятся своего рода флажками, маркерами, очерчивающими сложную пространственно-временную фигуру, — как называет это Байтов, «событийную геометрию».

Джон Эшбери. Из книги «Апрельские галеоны»Перевод Александра Уланова под редакцией Ивана Соколова

Джон Эшбери — живой классик американской поэзии, едва ли не самый титулованный современный поэт. В России он известен лишь по немногочисленным публикациям (в 1994 году вышла книга стихов в переводах поэта Аркадия Драгомощенко, затем — несколько подборок в журналах и антологиях), так что появление девяти стихотворений из книги «Апрельские галеоны» (1987) в переводах Александра Уланова — пусть и небольшое, но событие. Восходящую к Уитмену американскую традицию свободного стиха Эшбери скрещивает с европейской интеллектуальностью, семантическими сдвигами Рембо и французских сюрреалистов. Сложность этих текстов связана и с обостренным вниманием поэта к неклассическому искусству, музыке и особенно живописи: поэт утверждал даже, что стремится «пользоваться словами так, как художник-абстракционист пользуется красками». Эшбери работает словно бы на пределе возможностей модернистского письма (этим он близок уже упоминавшемуся Драгомощенко), показывая, однако, не исчерпанность или «усталость», а богатство смыслов и возможности дальнейшего движения. Путеводной нитью по синтаксическим спиралям и прихотливым образным сплетениям Эшбери может служить особенно важная для поэта чувственность и возникающая за счет этого открытость, доверие к читателю и чтению.

Франц Кафка. Разыскания одной собакиПеревод Анны Глазовой под редакцией Ивана Болдырева

Возможно, одна из важнейших публикаций этого номера. Рассказчиком выступает животное, которое, как пишет автор нового перевода Анна Глазова, у Кафки оказывается скорее человеком, нежели животным, «но и тем более обнажаются та смертная сущность и экзистенциальная неопределенность, которую люди разделяют с животными». Подробно об этом рассказе Глазова размышляет в эссе «Куда зовет искусство?», опубликованном на сайте post (non) fiction.

Ника Скандиака. Без названия

«Природа — лучший формализм» — с этой цитаты из опубликованной в «Носороге» поэмы можно начать разговор о Нике Скандиаке. Она один из немногих работающих сейчас авторов, у которых радикальное новаторство формы выглядит не упражнением, но глубокой необходимостью. О Скандиаке не так много известно: родилась в Москве, живет в Америке, в 2007 году вышла единственная пока что книга. Ее стихи — своего рода коллажные симфонии из фрагментов, оборванных речей, с ритмом, сбивающим себя даже на пространстве одной строчки, но связанных странной логикой созвучия. Эта сеть вяжется предельным доверием к поэтической речи, к логике звука как дрожания смысла. В стихах Скандиаки есть важное противоречие. С одной стороны, эти речи всегда крайне личные, интимные обращения. С другой — язык ее поэзии не вполне уже человеческий. Ласточки, волки, совы так же сопричастны ему, как упоминаемые в стихах Беккет и Гронас, библейские Давид и Иосиф. Отсюда и осколочность этих текстов: прямота уничтожила бы многоголосие.

Андрей Левкин. Гентский барашек как дорога Варшава — Вильнюс

Как и рассказы Николая Байтова, тексты Андрея Левкина уходят от конвенциональной повествовательности, но другим путем. Для Левкина важен жанровый эксперимент, у него нет историй с персонажами, но есть внимание к детали и к тому, как работает само мышление. Это позволяет увидеть не только окружающую нас неприрученную повседневность, но и то, каким образом мы о ней (и не только) думаем. «Гентский барашек…» — что-то вроде путевого очерка, в котором перемещения повествователя по Европе уподобляются прихотливым движениям его несколько эксцентричной мысли. Сегменты человеческого мозга, отвечающие за различные сферы (счет, остроумие, любовь и т.п.), он отождествляет с периодами жизни, а их в свою очередь — с животными в клетках зоопарка. Сквозь эти накладывающиеся друг на друга шифровальные трафареты человек «читает» самого себя, как вглядываются в звездное небо, чтобы отыскать знакомые созвездия. Вглядываться и «вчитываться» в свои недопроявленные свойства человеку нужно, чтобы не оказаться под их властью и чтобы животные могли выйти из клеток на свободу.

Мильтос Сахтурис. Плакал черный петухПеревод Вигена Аракеляна

Мильтоса Сахтуриса (1919—2005) относят к числу важнейших авторов новогреческой поэзии (отечественному читателю известной преимущественно благодаря книжной серии «Греческая библиотека» издательства «ОГИ», выпустившего в 2003 году единственный на сегодняшний день сборник поэта на русском языке). В этой подборке представлены стихи разных периодов — от сборника «Спектры, или Радость на другой дороге» (1958) до книги «Часы повернули вспять» (1998). Как и в случае Эшбери, определяющим для Сахтуриса было влияние сюрреализма. Однако своим стоическим аскетизмом, приглушенной, «сдавленной» образностью его стихи напоминают не столько о раскрепощенном бессознательном сюрреалистов, сколько о том, насколько чувствителен язык поэзии к изменившейся после двух мировых войн картине мира и представлении о месте человека в таком мире. Едва ли не каждое стихотворение Сахтуриса содержит скрытое или явное напоминание о катастрофе и опыте боли, пусть и сублимированной в парадоксальных фигурах и картинах: плачущий черный петух, выпотрошенный автомобиль, взвывающий лист, упавший с дерева, или мертвые люди, «пьющие ледяное свое молоко» (трудно не вспомнить «черное молоко рассвета» из «Фуги смерти» Целана). Эти образы нередко нагружены мифологической символикой, но при этом, в отличие от других модернистов (и тем более постмодернистов), Сахтурис не эксплуатирует мифологические схемы или сюжеты, а находит способ «рассказывать миф изнутри».

Иван Овчинников. Перестал и смеется Предисловие Игоря Гулина

Поэт Иван Овчинников умер в феврале этого года. Он был заметной фигурой в родном Новосибирске, однако оставался почти неизвестен за его пределами. Невидимость Овчинникова по-своему объяснима. Новизна его поэзии, не менее удивительная, чем у других ключевых авторов поколения 60-х — Айги, Некрасова, Еремина, — лукаво прикрыта традиционалистской маской, игривым народничеством, юродской простотой. За этим фасадом таится работа по переплавке поэтического языка. Новизна эта не вполне авангардистской природы, вместо слома знакомых форм, жара костра, здесь — легкое тепло, внимание к простому, знакомому. Вот стихотворение, в котором можно увидеть овчинниковский манифест: «Кто любит свет. / Кто, неужели тьму? / Темнеет?.. — Нет, еще светло… / Тьму любят, если уж ко сну. / А свет… Ну, свет и свет. / Но свет в огромном мире тьмы. / А вдруг, наоборот — / что беспределен свет. / А тьма, лишь — вот».

Мишель Серр. ПаразитПеревод Анны Лобановой

Француза Мишеля Серра, представителя философии науки, сильно повлиявшего, например, на Бруно Латура, сложно назвать академическим философом. Его тексты поэтичны и труднопереводимы, для них очень важны метафоры — в частности, метафоры животных в «Паразите». «Носорог» опубликовал первую главу этой работы. В ней предпринимается попытка понять логику обмена, действующую между объектом и субъектом, между двумя субъектами, между акторами гетерогенных сетей — в языке, в экономике, в политике, в обществе. Везде и повсюду это простое отношение — произведение и подражание, разрыв в коммуникации, прерванный ужин, несостоявшееся событие. Сперва кажется, что рассуждения Серра не имеют никакого отношения к методологии науки: слишком много примеров, слишком много инструментов и извлеченных из разных эпох и контекстов метафор, но все они в итоге иллюстрируют одну простую мысль, одну простую схему — функционирование любой системы сопряжено с существованием паразита, третьего участника, который нарушает связи и вместе с тем создает новые, меняет конфигурацию самой системы и создает новый порядок. Серр вольно обращается с текстом, меняет тему, едва подобравшись к заключению, использует новый пример, прием, игру слов, иносказание, ибо о паразите можно говорить только иносказательно. (Анна Лобанова)

Павел Пепперштейн. Странствие по таборам и монастырям

Продолжение нового романа Павла Пепперштейна, первые главы которого опубликованы в предыдущем «Носороге». «Странствие…» пока существует только в формате журнальной публикации и будет печататься в следующих номерах. Последний на данный момент роман Пепперштейна — второй том «Мифогенной любви каст» (2002), сделавший Пепперштейна-художника одним из важнейших писателей девяностых, после чего он опубликовал несколько сборников рассказов и повесть «Пражская ночь». Так что его новый роман в каком-то смысле событие. «Странствие…» — это и детектив, и роман скитаний (главные герои перемещаются из одного «закрытого» пространства в другое; местом основной сюжетной линии первых глав служит стилизованная под тридцатые годы съемочная площадка — особый закрытый мир, имевший «прототипом» реальную киноплощадку, где снимался нашумевший, но так пока и не вышедший на экраны фильм), и даже в каком-то смысле роман воспитания. Дальше — больше, в опубликованных на сегодняшний день одиннадцати главах пока что даже не выведены все персонажи и сюжетные линии.

gorky.media

Немец воспитывает овцу, которая считает себя собакой

Невероятные факты

Вспомните знаменитую историю Киплинга о мальчике Маугли, который воспитывался среди зверей и сам себя считал детенышем волчицы. Конечно же, истории, когда человек воспитывается среди зверей, случаются реже, чем когда животное одного вида растет среди других животных. Подобные истории порой случаются, как в дикой природе, так и среди домашних питомцев.

Зачастую на столь радикальные меры человека толкает крайняя необходимость. Иногда, чтобы помочь детенышу выжить его подкладывают матери животного другого вида. А порой всё происходит само собой.

По сообщениям The Huffington Post, немецкий фермер Вольфганг Гренсен вырастил овцу, которая считает себя собакой. Животное играет с домашними псами и отлично ладит с лающими четвероногими питомцами. Овца замечательно вписалась в собачью "компанию" фермера и чувствует себя вполне комфортно среди других представителей фауны.

Как отмечает издание, немец взял барашка себе на воспитание, когда он остался без матери. Фермер выкормил его, воспитал и, можно сказать, приучил к жизни в домашних условиях. Теперь Валли, именно такое имя дали барашку, ничем не отличается от других четвероногих любимцев фермера. Овца прекрасно ладит с собаками, и, по мнению Гренсена, считает себя полноценной собакой.

Почти собака

Фермер поселил ягненка в своем доме. На тот момент в нем уже проживали три пастушьи собаки. К слову сказать, размеры овцы примерно такие же, как и собак. Позже барашек настолько привык к тому, что в его окружении были только собаки, что сам стал считать себя псом.

Об этом свидетельствует и поведение барашка: с огромным удовольствием он играет с "сородичами" и охотно дает надеть на себя поводок перед тем, как выйти на прогулку. Поведение овцы полностью копирует собачье. По словам хозяина, ему иногда кажется, что Валли пытается имитировать соответствующие звуки, которые издают его лающие питомцы.

Перевод: Баландина Е. А.

www.infoniac.ru

Подготовка пастушьих собак (окончание статьи)

по материалам книги "Основы дрессировки служебных собак" С. Синельщиков

Подготовка пастушьих собак (начало статьи) >>> Подготовка пастушьих собак (продолжение статьи)>>>

Пастьба овец

Закрепление условного рефлекса при подготовке собаки-загонщика по пастьбе овец так же, как и крупного рогатого скота, идет на команду «возьми». Чабан всегда находится пешим. При хватке собакой овцы нужно следить, чтобы она хватала исключительно за ляжку, хватка за бока, ноги, горло и т. п. должна сейчас же тормозиться. Чабану-дрессировщику нужно также следить, чтобы собака не гоняла овец, а преимущественно теснила их. Для выработки правильной хватки рекомендуется иметь чучело овцы на колесах, чтобы в нужные моменты приводить его в движение, причем все чучело кроме ляжек обивается железом с небольшими шипами на внешнюю сторону, ляжки набиваются соломой и обтягиваются кожей овцы. Для тренировки в правильной хватке привлекается помощник, который с невидимой для собаки стороны тянет чучело к себе за веревку, чем и приводит его в движение. Чабан-дрессировщик, привлекая внимание собаки на чучело, командой «возьми» пускает на него собаку; при желании собаки схватить чучело за горло или другие неразрешенные места, она получает болевые ощущения. При хватке за ляжку чабан-дрессировщик поощряет собаку. Повторными упражнениями у собаки быстро вырабатывается правильная хватка. Те же собаки, которые и после тренировки на чучело все же будут хватать овец за неразрешенные места, не годятся для работы собаки-загонщика. Ввиду того, что отара овец состоит из 1000–1200 голов, чабану трудно следить за общим порядком отары, в особенности в тех районах, где имеются засеянные поля, и овцы зачастую проникают на эти поля, и вытаптывают их. Для предотвращения этого чабану-дрессировщику необходимо закрепить у собаки связь обрабатывать свою сторону, т. е. самостоятельно следить за поведением овец и недопускать их на засеянные поля. Для того чтобы выработать у собаки нужный условный рефлекс, необходимо чабану закрепить за собаками одну из сторон отары и провести с ними следующую тренировку. Закрепив за собакой, предположим, правую сторону отары, чабан-дрессировщик выбирает для занятия район, где к нему прилегают возделанные поля. Дает собаке команду «охраняй» и наблюдает за поведением овец и собаки, сам от собаки находится на некотором расстоянии, на той же стороне, и при желании овец проникнуть на поля чабан сейчас же дает собаке команду «возьми» и требует от нее оттиснуть овец от возделанного поля к отаре, но собаке также не разрешает бегать по засеянному полю, а требует от нее движения только по борозде. Проведя с собакой несколько занятий, чабан-дрессировщик наблюдает за ее успеваемостью. Если собака при выходе овец из отары самостоятельно бросается за ними и подгоняет их обратно в общую линию отары, чабан-дрессировщик поощряет ее, а сам начинает удаляться от собаки на большее расстояние, предварительно дав собаке команду «охраняй» (рис. 36).

36. Закрепление связи у собаки охранять самостоятельно одну сторону отары

В тех случаях, когда собака пожелает приблизиться к чабану, чабан отводит ее на старое место, укладывает ее и дает команду «охраняй», а сам уходит на прежний свой пункт и наблюдает за работой собаки, в нужные моменты помогая ей.

Убедившись, что у собаки воспиталась нужная связь, чабан-дрессировщик уходит совершенно с этого фланга, но все время наблюдая как за поведением отары, так и за собакой и, когда считает нужным, дает на расстоянии собаке соответствующую команду. Аналогично проводится тренировка на другом фланге отары с другой собакой. Но параллельно тренируя собаку на самостоятельную обработку одной стороны отары, он также требует от собак следить и за тылом, и в случае отставания овец командой «возьми» посылает собаку на загон отстающих, после чего требует от собаки занять свою сторону. 36. Закрепление связи у собаки охранять самостоятельно одну сторону отары Часто случается, что во время пастьбы овца котится или заболевает, в силу чего отстает от отары и теряется, чего чабан в особенности в сумерки может не заметить. Если собака будет гнать такую овцу, она принесет вред овце и ягненку. Чтобы сохранить овцу при данном условии, необходимо воспитать у собаки условный рефлекс на охрану их, т. е. собака в таких случаях должна оставаться при овце и облаивать ее, что привлечет внимание чабана для принятия соответствующих мер. Метод подготовки в закреплении охраны овцы и облаивание ее следующий. Чабан-дрессировщик сознательно берет, с собой на пастбищ овцу, только что окотившуюся; естественно, что овца с ягненком будет все время следовать сзади отары, постепенно отставая от нее. Дав возможность овце отстать на определенное расстояние от отары, чабан-дрессировщик подзывает к себе собаку, подходит к овце, дает собаке команду «охраняй» и после небольшой выдержки требует от собаки дачи голоса по команде «голос» (дача голоса закрепляется при прохождении цикла общего послушания). При даче голоса чабан поощряет собаку; дав повторную команду «охраняй», чабан-дрессировщик удаляется от овцы с собакой и, отойдя на некоторое расстояние, требует от собаки непрерывной дачи голоса, после чего, подойдя к собаке, поощряет ее и дает ей лакомство. Для закрепления связи у собаки упражнение повторяется несколько раз. Тренируя собаку постоянно, при данных условиях у собаки закрепляется устойчивый условный рефлекс на охрану отстающей овцы с ягненком; она самостоятельно подходит к ним и начинает давать голос, вызывая этим чабана к ним на помощь. В тех случаях, когда овец нужно собрать в одно место при помощи собаки, чабан-дрессировщик для закрепления связи у собаки кольцеобразного движения вокруг отары подзывает собаку к себе (дрессировщику лучше быть верховым), дает команду «кругом», и сам едет, огибая стадо овец, суживая кольцо отары и временами повторяя команду — «кругом»; при правильных действиях собаки поощряет ее. Объехав отару кругом несколько раз и сузив кольцо до нужного предела, подзывает собаку к себе, поощряет ее со словами «кругом, хорошо». Такие упражнения повторяет несколько раз в течение дня. При правильной работе собаки чабан-дрессировщик начинает постепенно отставать от нее, давая ей работать самостоятельно. Тренируя так собаку некоторое время, чабан-дрессировщик достигает того, что собака, услышав команду «кругом», начинает работать самостоятельно, делая кольцеобразные движения кругом отары, в чем ей помогает чабан (рис. 37), по выполнении задания собаке дается лакомство.

37. Сбор овец в одно место

Сбор в одно место можно также применить и при пастьбе крупного рогатого скота, в особенности в ночное время, и когда есть предположение о присутствии большого количества волков. Метод подготовки тот же самый, что и при сгоне овец. Сбор крупного рогатого скота в одно место был проверен на практике. Гурт был искусственно рассеян по степи, и верховой гуртоправ сумел собрать его в течение часа. После этого гурт вновь был рассеян по степи, и были пущены две немецких овчарки на сбор скота, гурт при помощи собак был собран в одно место в течение десяти минут.

Работа по чутью

Для закрепления поиска у собаки по следу отбившегося скота рекомендуются первоначальные упражнения вести на человека по команде «след». При первоначальных упражнениях поиска по следу необходимо учитывать, как погоду, так и состояние почвы. След лучше прокладывать в пересеченной местности или на взрыхленной почве, выбирая для работы спокойную погоду. Если же будет ветер, след должен прокладываться по ветру. Работа ведется следующим образом: дрессировщик привязывает собаку, через некоторое время появляется помощник и начинает дразнить собаку и, возбудив ее достаточно, убегает, делая на, определенном месте «жир», т. е. трет несколько раз ногами о землю, после чего уходит по прямой линии на расстоянии шагов 40–70, но с таким расчетом, чтобы собака не видела направления, в котором помощник ушел. Прокладывая след, помощник на пути делает отметки для контроля правильности движения собаки по следу. Дрессировщик, после того как помощник спрячется, отвязывает собаку, подводит ее к «жиру» и, указывая на него правой рукой, дает команду «след» (рис. 38).

38. Поиск по следу

Собака, почуяв запах человека, который дразнил ее, бросается вперед. Дрессировщик держит собаку на поводке, сдерживая ее порывистые движения, и наблюдает за тем, правильно ли собака идет по проложенному следу. Если собака идет правильно, дрессировщик поощряет ее, говоря «след, хорошо», (рис. 39), если же, наоборот, сбивается, направляет ее на след.

39. Движение по следу

При приближении собаки к помощнику последний убегает, дрессировщик дает команду «возьми» и пускает собаку. Помощник, одетый в специальный ватный костюм, во время хватки его собакой делает различные движения, как бы борясь с собакой, чем еще больше возбуждает ее. Через некоторое время помощник прекращает борьбу и становится спокойным, если собака продолжает его кусать, дрессировщик командует «фу». В случае непослушания собаки вводится более сильный раздражитель, чтобы добиться от собаки выполнения требования отпустить помощника. Затем дрессировщик требует от собаки дачи голоса. Собака начинает облаивать спокойно стоящего помощника; если она начинает бросаться на него, сейчас же следует запрещающая команда «фу», что и тормозит движение собаки. Дрессировщик вторично требует от собаки голоса. Сделав небольшую выдержку, дрессировщик дает команду «охраняй». Помощник по этой команде идет по заранее указанному дрессировщиком направлению, а дрессировщик при помощи поводка заставляет собаку следовать у правой ноги помощника. При этом как сам дрессировщик, так и помощник внимательно следят за поведением собаки. При каждом желании собаки броситься на помощника дрессировщик командой «фу» или рывком поводка затормаживает это движение собаки. Помощник же в случае отвлечений собаки, как-то: поворота головы в сторону, принюхивания, забеганий вперед или отставания собаки назад, наносит ей легкий удар хлыстом и отбегает в сторону, чем и заставляет собаку сосредоточить все внимание собаки на себе. В момент отбега помощника дрессировщик натравливает на него собаку командой «возьми» и по задержании его требует от собаки дачи голоса. После чего конвоирование продолжается (рис. 40).

40. Конвоирование

Если дрессировщик желает продлить упражнение (работу по следу), то, пройдя расстояние шагов в 50–80, помощник наносит собаке легкий удар хлыстом в момент ее отвлечения и убегает. Дрессировщик сдерживает собаку и дает помощнику возможность скрытия. Помощник, как и в первом случае, делает «жир» и уходит в другом направлении, делая на своем пути пометки для дрессировщика. Дрессировщик через некоторое время подводит собаку к «жиру» и с командой «след» пускает собаку, все время наблюдая за ее работой и в нужные моменты направляя, ее. При подходе к помощнику последний поступает, как в первом случае, т. е. убегает, чем еще сильнее возбуждает собаку. При схватывании собакой помощника последний вступает с ней как бы в борьбу. В момент, когда помощник стоит спокойно, дрессировщик требует от собаки облаивания, после чего дает команду «охраняй», и собака конвоирует мнимого преступника. Во время конвоирования дрессировщик наблюдает за правильным положением собаки у правой ноги помощника и не разрешает ей схватывать его. Нахождение собаки у правой ноги помощника дает последнему возможность постоянно иметь собаку в поле своего зрения, чем подготовка конвоирования значительно ускоряется, так как помощник при отвлечении собаки вовремя причиняет ей неприятность и в дальнейшем заставляет собаку быть всегда начеку и сосредотачивать все ее внимание на себе. Если собака при конвоировании будет находиться сзади помощника, он будет лишен возможности вовремя применить те или иные меры при ее отвлечении; повороты же в ее сторону будут возбуждать собаку, что сильно затормозит правильный ход работы. При дальнейшем конвоировании помощник при отвлечении собаки наносит ей удар хлыстом и убегает. Дрессировщик, дав отдалиться помощнику на некоторое расстояние, командует собаке «возьми» и пускает собаку. По задержании помощника собакой конвоирование продолжается до определенного пункта, где мнимый преступник и сдается. При дальнейшей тренировке дистанция отхода помощника постепенно увеличивается. При закреплении условного рефлекса у собаки — облаивать спокойно стоящего человека — необходимо учесть индивидуальные качества собаки. Если мы имеем дело со злобной собакой, но с хорошим оборонительным активным рефлексом, приходится занятия видоизменять таким образом: при приближении собаки к помощнику последний не убегает, чтобы не усилить реакции, а остается на месте в спокойной позе; дрессировщик же при желании собаки броситься на помощника; дает ей сильный рывок поводком (на собаке должен быть парфорс) с командой «фу», шипы парфорса, причиняя ей боль, затормаживают движения собаки. Дрессировщик усаживает собаку и требует облаивания преступника. Повторными упражнениями закрепляется нужная связь у собаки — не бросаться на спокойно стоящего помощника, а только его облаивать. Во время работы собаки необходимо наблюдать, чтобы она шла «нижним чутьем», т. е. держала голову вниз, и при всякой попытке поднять голову вверх сейчас же должна следовать команда со строгой интонацией «след», и немедленно дается рывок поводком. Как только собака пойдет нижним чутьем, со стороны дрессировщика сейчас же следует поощрительная команда «след, хорошо». Путем постоянной тренировки добиваемся от собаки держания головы вниз во время работы и пользования чутьем, а не зрением, что очень облегчает поиск. Во время занятий необходимо также следить за тем, чтобы собака не стремилась идти по следу быстро, так как это сильно вредит ходу обучения: при быстром аллюре собака часто сбивается со следа и тормозит поиск. Таких собак при работе необходимо сдерживать поводком, а для облегчения лучше иметь на собаке парфорс. В зависимости от успеваемости собаки усложняется и ее работа. Попутно с увеличением расстояния вводятся и повороты, число которых постепенно увеличивается. Затем работа переносится в более населенные пункты. След помощника пересекается другим следом. Поиск собаки путем дальнейшей тренировки постепенно закрепляется. Когда собака станет правильно находить след, помощник скрывается незаметно для собаки, оставляя только какую-либо свою вещь. Минут через. 10–15 дрессировщик подводит собаку к оставленной вещи, дает собаке ее понюхать, командует «след» и пускает собаку по следу. В тех случаях, когда собака сбивается, дрессировщик, наблюдая за пометками помощника, направляет ее на верный след, и работа продолжается. Если собака пролетает след, дрессировщик возвращается с собакой обратно и направляет ее на правильный поиск. Чтобы у собаки не выработалась связь работать только на определенный запах, помощников необходимо как можно чаще менять, благодаря чему собака лучше будет дифференцировать чужие запахи. Время пуска собаки по следу, после ухода помощника, постепенно увеличивается: сначала собака пускается через 15–30 минут, затем 40 минут, 1 час, 2 часа и т. д., что, конечно, зависит от индивидуальных качеств собаки. В дальнейшей тренировке, закрепляя работу собаки по следу, помощник своих вещей не оставляет, а делает на определенном месте «жир», к которому подводится собака и после обнюхивания отправляется на поиски помощника. Хорошо работающую собаку спускают с поводка и дают возможность работать самостоятельно как при отыскивании следа, так и при конвоировании. Если во время конвоирования наблюдается, что собака начинает отставать или забегать вперед помощника, то в первом случае помощник ускоряет свои движения, чем заставляет собаку его догнать и занять правильное положение у ноги; во втором случае помощник, наоборот, замедляет свои движения и, если нужно, наносит собаке легкий удар хлыстом и отбегает назад. Путем повторных упражнений требуется добиться от собаки правильного нахождения у ноги помощника при его конвоировании и все внимание сосредоточивать на нем. По закреплении поиска у собаки на человека работу переключают на запах скота и при обнаружении его на дачу голоса. При тренировке нужно закрепить связь у собаки на облаивание скота, чем собака в дальнейшем и будет извещать гуртоправа и пастуха о местонахождении отставшего стада.

К списку статей о собаках >>>

newspr.narod.ru

Барашек уверен, что он собака | Веб

На одной из ферм Шотландии живет необычное семейство. В стае собак, которые охраняют овец, живет барашек, уверенный в том, что он настоящий сторожевой пес. Странное животное зовут Пет. Поведение барашка говорит о том, что ничего общего с прямыми сородичами у него нет. Скорее всего, Пет самая что ни на есть собака. Он прыгает как его соседи и точно так же виляет хвостом.

К такому повороту событий привело ослабленное здоровье барашка. Родился он очень слабеньким, и никто не мог подумать, что животное выживет. Хозяин не верил, что ягненок будет жить. Родная мать отказалась от Пета, оставив тем самым малыша на произвол судьбы. Но случилось настоящее чудо. Собаки, которые живут на ферме и охраняют стадо от хищников взяли ягненка под свою опеку. Бордер-колли заменили Пету семью, бросившую когда-то хилого барашка. Нужно отметить, что представители данной породы удивительно добрые собаки. Они хорошо ладят с другими животными, поскольку в их генах заложена предрасположенность к защите других живых существ. Бордер-колли ко всему прочему являются прирожденными пастухами. Именно эти характеристики способствовали тому, что псы приняли свою семью рогатую скотину и с большим удовольствием начали "воспитывать и выпасать" малыша. Не один месяц барашек рос среди собак. Полюбив новую семью, он даже нашел в ней приемную маму. Одну из собак Пет называет своей матерью. С другими собаками барашек играет, и считает их лучшими друзьями, об этом говорит его поведение. В отношении собак Пет ведет себя очень хорошо. Хозяин животных ни разу не видел, чтобы они дрались или кричали друг на друга. Удивительно и то, что барашек никак не реагирует на других овец. Он уверен, что принадлежит к роду собак. Пет перенял у них различные собачьи привычки и навыки. Барашек даже разучился общаться на родном языке, он пытается лаять и скулить, когда хочется выманить еду у хозяина. Кроме того Пет прыгает и резвится как настоящий пес. Он виляет хвостом, а иногда даже гоняется за ним. Супруга фермера решила снять забавы барашка и собак на видеокамеру. Полученное видео она выложила в интернет. Пользователям социальной сети очень понравилось увиденное. Их тронула до глубины души история об удивительной дружбе и родстве между животными разных принадлежностей. Но с другой стороны такие истории не по одиноки. Очень часто даже в дикой природе хищники берут на воспитание травоядных.

www.lynix.biz