Гаргульи и химеры — обитатели церковных карнизов. Собака горгулья
Гаргульи и химеры - обитатели церковных карнизов
Они бывают страшными, а бывают смешными, трогательными и даже откровенно бесстыдными, чаще всего их можно встретить в Западной Европе, где они в великом множестве и разнообразии украшают карнизы старинных соборов. Они – гаргульи и химеры – причудливые существа, присутствие которых в святом месте кажется странным и неуместным. Но это только на первый взгляд. Какую важную миссию выполняли гаргульи, какими они бывают и чем отличаются от химер – об этом речь далее.
Легенда о Гаргулье
Древняя легенда гласит, что давным-давно в болоте, недалеко от Руана, жил огромный и страшный дракон. Он не давал жителям города спокойно жить, спокойно спать и даже спокойно торговать, так как часто нападал на купеческие корабли, приходившие в Руан по Сене. Причем, в арсенале дракона были очень разные способы устрашения, иногда, по настроению, он дышал огнем, а иногда из его пасти вырывались бурлящие потоки воды. Чтобы чудовище не истребило город полностью, местные жители приносили ему ежегодные человеческие жертвы. К слову, дракон был женского пола, и звали ее Гаргулья.
Само французское слово «Gargouille» произошло от латинского термина, обозначающего горло или глотку и очень созвучно звуку клокочущей воды. Видимо, такое имя дракону дали именно из-за его привычки часто выступать в роли водомета. Предания утверждают, что благодаря этому своему умению Гаргулья виртуозно топила довольно большие суда и поднимала на реке такой шторм, что огромные волны заливали городские улицы и затапливали многие здания.Однако пришло время, и на чудовище нашлась управа в лице святого Романа Руанского, который занимал местную епископскую кафедру. К слову, Роман эффективно боролся не только с драконами, но и с язычниками, за что впоследствии был канонизирован.Перед тем, как пойти усмирять чудовище, Роман долго искал себе помощника. В результате, помочь епископу согласился лишь приговоренный к казни преступник. Схватка с драконом показалась ему лучшим выходом, чем плаха. Святой Роман решил использовать своего помощника, как приманку, и когда Гаргулья вылезла из своей пещеры, чтобы полакомиться человечинкой, епископ крестом и молитвами лишил чудовище воли, и она, как ручная, улеглась у его ног.Дальше история развивалась менее трогательно. Несмотря на покладистость дракона, жители Руана решили его сжечь, и это у них почти получилось. Однако они не учли, что глотка и голова Гаргульи, по понятным причинам, оказались негорючими, и уничтожить их таким способом не представлялось возможным. Останки несчастного чудовища решено было поместить на всеобщее обозрение, как символ победы святой Церкви над силами зла и для этой цели лучше всего подошел карниз местного собора.
Со временем люди привыкли к столь экзотическому украшению храма, более того, жители соседних городов начали завидовать Руану и пожелали иметь такое же «украшение» и на своих соборах. Но так как все поголовье драконов в Европе к тому времени было уже истреблено, реальные трофеи пришлось заменять каменными.
С XI века изваяния гаргулий (имя стало нарицательным) в изобилии красовались на множестве культовых сооружений Европы. Памятуя о способности чудовища извергать воду, архитекторы начали использовать его каменных собратьев в качестве водостоков. Именно поэтому на многих соборах встречаются целые компании гаргулий, так как одного слива для огромного здания было явно недостаточно. Лишь в позапрошлом веке люди помиловали своих каменных «служак» и освободили их от работы, предоставив функцию отвода воды обычным водосточным трубам.
Какие бывают горгульи
Гаргульи на храмах далеко не всегда изображают дракона, многие имеют вид вполне реальных животных или птиц. Все они не только служат водостоком, но и несут глубокий символический смысл, в том числе, олицетворяют некоторые из семи смертных грехов.
Львы – единственные из кошачьих, которых можно встретить в образе гаргульи. Кошки в Средневековье считались колдовскими животными, поэтому их недолюбливали, а лев, всегда считавшийся символом гордости и отваги, по замыслу архитекторов, должен был предупреждать прихожан об опасности впасть в смертный грех гордыни.
Собаки – их в отличие от кошек в Средние века любили, так как считали символом верности и преданности. Но их появление в образе гаргульи заставляло людей вспомнить об еще одном смертном грехе – жадности. Не секрет, что голодные псы нередко воруют еду, а в Средние века, когда каждый кусок был на счету, это считалось происками дьявола.
Волк – волков хоть и боялись, но уважали за их умение жить большой стаей и безусловно подчиняться вожаку. Кстати с «вожаками стаи» нередко сравнивали и самих священников, так как они были призваны объединять вокруг себя прихожан, для совместного противостояния злу и пискушениям сатаны.
Орел – орлы считались единственными существами, кроме рыцарей, которые могли самостоятельно победить дракона. К тому же, по преданиям, они могли исцелять сами себя, просто посмотрев на солнце.
Змея – символ первородного греха. Олицетворение борьбы добра и зла. Змей считали бессмертными, и это лишний раз доказывало, что противостояние дьявольского и божественного будет вечным. Из смертных грехов со змеем ассоциировали зависть.
Козлы и бараны – считались символом похоти, также одного из семи смертных грехов. К тому же, сам Сатана часто изображался с козлиными ногами.
Обезьяна – по странной и непонятной причине, олицетворяла лень. Возможно, такое заблуждение возникло у европейцев от того, что встретить живую обезьяну в лесах Старого Света было столь же трудно, как и выжившего дракона. Приходилось доверяться слухам, а они могли быть весьма далеки от истины.
Химеры
В Древней Греции химерой называлось животное с телом козла, головой льва, и хвостом дракона. Гесиод в своих трудах описывал другой вид чудовища, по его версии, она имела целых три головы: льва, козы и петуха. Средневековые химеры были еще более причудливы, чем античные и могли сочетать в себе черты самых разнообразных животных, прежним оставался только принцип многосоставности.
Химеры появились на соборных карнизах значительно позже гаргулий, и в отличие от последних, были совершенно бесполезны. Как правило, они служили просто гротескным украшением, символизирующим могущество дьявола, который может порождать ужасных и странных существ. К слову, некоторые химеры могли иметь и антропоморфные черты. Среди человекоподобных химер встречаются как откровенно жуткие, так и откровенно комичные персонажи.
Разумеется, что такие «украшения» не могли долго существовать рядом с людьми, не став героями многочисленных легенд. Со временем химерам стали приписывать магические свойства, ходили слухи, что каждую ночь жуткие создания оживают, а если храму угрожала опасность, могли ожить и днем, чтобы безжалостно расправиться с неприятелем.
Гаргульи Нотр-Дама
Самые известные гаргульи и химеры живут на карнизах Нотр-Дам-де-Пари. Увидеть их снизу можно только подойдя вплотную к стене собора и подняв голову наверх.Легенды гласят, что в деле изображения гаргулий скульпторам Нотр-Дама была дана полная свобода творчества. Не обошлось и без курьезов, к примеру, один мастер настолько не любил свою тещу, что запечатлел ее в виде гаргульи, не понимая, что тем самым обессмертил в веках ее образ.
Правда, есть версия, что химеры на соборе существовали и раньше, их установили здесь в XIV веке, после разгрома ордена Тамплиеров и казни его великого магистра Жака де Моле. При этом у всех химер были козлиные головы, которые изображали Бафомета, странное существо, в поклонении которому и обвиняли Тамплиеров.Многие химеры Нотр-Дама имеют собственные истории и имена. К примеру, самую известную из них зовут Стрикс. Ее изображение давно стало хрестоматийным и именно ее в первую очередь представляет большинство людей, когда слышат слово «химера». По легендам, это странное задумчивое существо только выглядит каменным, а по ночам расправляет крылья и парит вокруг собора. Парижане до сих пор верят, что Стрикс может похитить неосторожно оставленного без присмотра младенца, поэтому матерям в окрестностях Нотр-Дам, всегда надо быть настороже.
Другой знаменитой химерой Собора Парижской богоматери считается малыш Дедо. Предание гласит, что однажды храм посетила одна монахиня из провинциальной обители. Взглянув на ужасных гаргулий и не менее страхолюдных химер, она решила добавить к их компании более обаятельного персонажа. Монашка сама вытесала из камня симпатичную фигурку с телом ребенка и мордочкой непонятной зверюшки. Она назвала свое творение Дедо и тайно установила его среди других химер собора.
Жители Парижа долгое время не подозревали, что в галерее химер появился еще один обитатель. Рассекретить малыша Дедо помог лишь случай. Сын одного из служащих собора играл на крыше и едва не сорвался вниз. Падая, мальчик успел ухватиться за одну из каменных химер и только благодаря этому избежал неминуемой смерти. Невольным спасителем мальчика и оказался малыш Дедо. С тех пор добрая химера пользуется большой любовью жителей Парижа, которые уверены, что Дедо способен исполнить любое желание, если от души попросить его об этом.Все, кому довелось увидеть химер Нотр-Дама собственными глазами, утверждают, что эти жутковатые создания чертовски обаятельны. Они настолько выразительны, что фотографироваться с ними – дело совершенно бесполезное, живой человек рядом с ними кажется бездушной куклой.
Химеры сегодня
Образ химер стал таким популярным, что в наши дни они встречаются не только на церквях, и даже не только в Европе. Свои химеры есть в Токио, Сеуле, Нью-Йорке и Филадельфии. Есть химеры и в России, например, на здании консерватории в Саратове.
krasoteurop.ru
Гаргульи, химеры и прочая гротескная нечисть: gorbutovich
В России их встретить сложно. Но стоит отправиться в Европу и вот - они смотрят на нас со стен храмов то несчастные, то агрессивные, то смешные, то страшные. Чаще всего гаргульи и гротескные создания "живут" на готической архитектуре, иногда на романской. Однако, и в позднейших зданиях, включая современные, встречаются довольно часто.Замок Эльц, Германия.
Что же это за существа такие?
Слово гаргулья - французское La Gargouille происходит от слов, имитирующих булькающий звук, журчание воды. В основе - производные от латинских gurgulio - дыхательное горло; gula - глотка, горло; gurges - водоворот, пучина, омут, поэт. воды (перевод по Латинско-русский словарь, сост. А.М.Малинин, М., 1952, стр. 292).
3.(via 1, 2)
Легенда о Гаргульи восходит к 7 века н.э., к территории современной Франции. Существуют разные пересказы мифа, примерно вырисовывается такая картина. В окрестностях города Руана, в логове в болотах на берегу Сены жил огромный дракон (змий). Дракон нападал на корабли, шедшие по Сене и терроризировал местных жителей. Из пасти дракона на всё и всех вокруг обрушивались то огонь, а то мощнейшие водные потоки . Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю. Дракона звали La Gargouille (женский род). Гаргулья совершала свои многочисленные бесчинства до тех пор пока рыцарь в сверкающих доспехах Святой Роман не усмирил её. Святой Роман был епископом Руана, он рьяно боролся с язычеством, жил примерно до 640 г., во времена короля франков и бургундов Дагоберта I / Dagobert I (род.ок.608 - ум.639). Чудо Романа о гаргулье (змие) - один из подвигов святого.
Когда епископ Роман решил поймать Гаргулью, помочь ему согласился только один человек, да и тот преступник, осужденный на казнь, которому нечего было терять, кроме своих цепей. Святой Роман использовал преступника в качестве приманки, отправив его к логову чудища. Гаргулья, учуяв человеческий дух, вышла из своей пещеры поживиться гостем. Однако Святой Роман с помощью молитв и святого креста лишил дракона воли. Гаргулья покорно легла у ног святого. Епископ привел побежденного зверя в город, где благодарные жители отправили нечисть на огромный костер. Туловище и хвост гаргульи сгорели, но глотку костер не смог уничтожить. Глотка оказалась жаростойкой из-за регулярного извержения огня во время ранее творимых безобразий. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову горгульи в назидание другим драконам. А может быть это было распоряжение епископа – сейчас уже не разберешься. Гаргульи остатки - голову с глоткой прикрепили к руанскому собору, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям.
С 11 века изображения страшных гаргулий стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических построек. Делали ли скульптуры гаргулий раньше - не известно, так как до этого в подобных целях использовали дерево, которое не имело шансов сохраниться до времен научного описания.
Люди придумали для гаргульи работу по ее древней специальности - извергать воду. Изображениями гаргулий стали оформлять водостоки. Стали гаргульи приносить пользу людям - через свою глотку отводить потоки дождевой воды от стен храмов. Вода, выкинутая из пасти гаргульи, падала на расстоянии от стен, поэтому стены не разрушались, а фундаменты не подмывались. В 18-19 веках люди смилостивились. Большая часть, но не все, гаргульи были освобождены от тяжкого труда по сливу воды. Эту полезную функцию взяли на себя водосточные трубы. Старушки гаргульи превратились в элемент декора зданий.
Однако, гаргульи менялись. К драконам и змеям добавились устрашающие животные, птицы, люди, мифологические и фантастические создания, а также их гибриды в различных сочетаниях. В общем, стали плодиться многочисленные гротескные создания.
4.
5.(via 1, 2, 3)
6.(via: Kevin Trotman)
7.
8.(изображение: Paul Malone, Ron Hilton)
Постепенно на зданиях стали появляться скульптурные изображения лишенные водосточной функции. Их вырезали просто "для красоты", вернее "для ужаса". Такие декоративные существа называются гротесками, а также химерами. Название химера происходит от древнегреческого мифического существа. В Древней Греции химерой называлось чудище с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, изрыгающее пламя. По версии Гесиода, химера имела три головы: льва, козы и дракона. Средневековые химеры не имеют внешнего сходства с греческим прототипом. Однако, химерический принцип соединения частей разных существ в одно целое, роднит античных и средневековых тесок.
Итак, архитектурный термин "гаргулья"/ "горгулья" обозначает резных фигур, созданных с полезной функцией, для отвода дождевой воды от стен зданий, водостоки на крышах, ответвления от водоотводных желобов, оформленные в виде причудливых гротескных фигур, демонических существ, иногда с рогами, крыльями, иногда полулюдей-полуживотных.
А гротескные скульптуры (гротески), называемые также химерами - это декоративные архитектурные элементы без полезного назначения. Если, конечно, не брать во внимание важную функцию отпугивания врагов.
При этом гаргульи гротески тоже, только со своим специфическим назначением. Гаргулиями часто по ошибке называют всех гротескных готических созданий. Но правильно - гаргулья, если она использовалась как водосток и химера или гротеск, если фигура служила украшением.
Внизу две фотографии, на которых замерзшая вода показывает нам водопроводность гаргулий и, соответственно, отличие их от прочих гротесков.
9.
10.Фотографии © Harald Hartmann отсюда, продолжение фотографий здесь.
Это жители стен Собора Святого Стефана в Вене.
Пожалуй, самые знаменитые гаргульи и химеры украшают или устрашают экстерьер Собора Парижской Богоматери.
11.
12.
13.(via 1, 2, 3, 4)
В средние века на соборе были только гаргульи. Галерея химер на фасаде Нотр Дам де Пари появилась лишь в 19 веке, во время реставрации, начавшейся в 1841 году. Восстанавливали храм после урона, нанесенного ему революцией. Когда Гюго опубликовал свой роман "Собор Парижской Богоматери" (1831 г.) химер на нем еще не было.
Гаргульи могут принимать самое разное обличье.
14.(via: Angus McIntyre)
Гаргульи на парижской базилике Сен Дени.
15.(via 1, 2)
Водостоки на парижский базилике Сакре-Кёр на Монмартре (1875-1914). Водоотводное назначение гаргулий здесь очевидно.
16.(via 1, 2)
Здесь мы видим львов, охраняющих храмы Cathédrale Saint-Étienne de Meaux в Париже (слева) и Catedral de Santa María de Tarragona в испанской Каталонии (справа).
17.(via 1, 2)
Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Остенде, Бельгия (слева). Ульмский собор, Германия (справа).
18.(via 1, 2)
Йоркский собор / York Minster, Соединенное королевство.
19.
20.(via 1, 2)
Вестминстерское аббатство / Westminster Abbey, Лондон.
21.(via 1, 2)
Гаргульи присутствуют не только на церковной архитектуре, но и на гражданской. И не только в Европе.Слева: Виндзорский замок / Windsor Castle, Соединенное Королевство.Справа: Замок Химэдзи, Япония.
22.(via Angria)
Современная химера в Городе искусств и наук, Валенсия, Испания, архитектор знаменитый Сантьяго Калатрава.
23.(via)
Еще современное творение. Здание Chrysler в Нью-Йорке.
24.(via)
Бывшая тюрьма в Филадельфии, построенная в 1829 году Eastern State Penitentiary, США. Подробнее (англ.)
25.(via Jon Dunbar)
Парк в Южной Корее. Не совсем гаргулья, но гаргулеподобный монстр.
26.(via)
Церковь на Пятой авеню, Нью-Йорк. Подробнее (англ.)
27.(via)
И в Россию забрели гаргульи-гротески. Фрагменты фасада Саратовской консерватории.Фотографию самого здания можно посмотреть: здесь
Первоначальное название — Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория. Названа так в честь наследника престола — царевича Алексея. В 1918 году консерватория была национализирована и получила название "Государственная консерватория". В 1935 году Саратовской консерватории было присвоено имя Л. В. Собинова. Осенью 1985 года Большой зал консерватории украсил орган немецкой фирмы "Зауэр".
Здание было возведено в 1902 году архитектором Александром Юльевичем Ягном. Вначале в нём располагалось музыкальное училище. Однако, уже в 1912 году училище было основательно реконструировано выдающимся архитектором Семёном Акимовичем Каллистратовым для размещения в нём консерватории. После этого Саратовская консерватория приобрела современный вид. (Источник)28.
29.(via 1, 2)
Собор Quito Cathedral, Эквадор, Южная Америка.Здесь в качестве гаргулий предстают местные животные и птицы.
В Северной Америке в конце 19 и 20 веке нередко в архитектуре использовали гаргулий и фигур в стиле гротеск. Ниже ряд примеров.(via)
30.(via 1, 2)
Слева: моржи на The Arctic Club Building, Сиэтл.Справа: Гротескные пожарные-гаргульи на Fire Department Headquarters, Филадельфия. Больше изображений http://northstargallery.com/gargoyles/
31.(via 1, 2, 3)
Слева: Часовня The Nativity of the Blessed Virgin Mary Chapel в городе Флагстафф, штат Аризона, США.Справа: Нечто в Чикагском университете.
32.(via: Gemma Longman, Andrea Schaffer)
Слева: Cathédrale Saint-Gatien de Tours, Тур, Франция.Справа: Rufford Park, графство Ноттингемшир, Соединенное Королевство.
33.(via)
Сен-Жермен-л'Осеруа / Église Saint-Germain-l'Auxerrois, 12-15 в.в., Париж.
34.(via)
Эту гаргулью можно было бы назвать "Крик". Труа, Франция.
35.(via)
Смеющийся и довольный человек из Гента, Бельгия.
36.(images via 1, 2)
Слева: похоже, что человек услышал неприятный звук или просто напуган.
37.(via: VT Professor)
Йоркский собор / York Minster, Йорк, Соединенное королевство.
38.(via, source)
Звездные войны на Вашингтонском кафедральном соборе / Washington National Cathedral появились в 1980е годы. Подробнее (англ.)
39.(via)
Кафедральный собор, Саламанка, Испания.Этот астронавт на стене собора часто вызывает разговоры об инопланетянах, посещавших Землю в древности. На самом же деле, фигуру добавили, очевидно, в 1992 году во время восстановительных работ, как символ современности.
40.(via: George Krauss, 2)
Дракон с мороженным (слева) и непонятное создание оттуда же: Кафедральный собор, Саламанка, Испания.
41.(via: Paul Malone)
Фантастический дракон в Копенгагене.
42.(via: Alex)
Гаргулья, прыгающая с Ульмского собора / Ulmer Münster, Ульм, Германия.
43.(via)
Собор Святого Вита / Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha, Прага.
Гротескные изображения людей и обезьян иногда называли "бабуинами" (уст. англ. babewyns). Ведь, обезьяна, в каком-то смысле, карикатура человека.
Термины-терминами, но зачем все эти создания находятся на стенах церквей? Может быть, чтобы подчеркнуть спокойствие и возвышенность обстановки внутри храма. Стены церквей защищают от нечистой силы, которая с ужасом разбегается при строительстве храма, окаменев по ходу бегства. Гротескные изображения олицетворяли грешный мир, который прихожане оставляют, входя в храм. Гротески напоминали людям о грехах и неминуемом возмездии за них.
Не всем служителям церкви нравилось, что храмы Божьи служат прибежищем целым толпам разнообразной нечисти. К примеру, противником был святой Бернард (12 век). Немного об этом есть в статье из "Науки и жизни".
Большой набор гротескных изображений имеется в Оксфорде.
44.Отсюда.
Оксфордская "выставка карикатуры".
45.(via E. K. Chua, Wenzel)
46.(via: Claire Parfrait)
47.(via: 1, 2)
48.
Милые создания, хоть и не декор стены, но раздумывают о чем-то важном.
49.(via BBC)
Эти каменные фигурки появились на оксфордской Бодлианской библиотеке в недавнее время.Слева Траляля и Труляля из "Алисы в Зазеркалье".
50.via
Оксфорд.
Германия:
51.(via)
Фрайбургский мюнстер / Freiburger Münster, Фрайбург, Германия
52.wikimedia
Фрайбургский мюнстер / Freiburger Münster, Фрайбург, Германия
53.via Paul - Jersey Shooter
Фрайбургский мюнстер / Freiburger Münster, Фрайбург, Германия.
О чем этот водосточный желоб остается только догадываться.
54.Фотография отсюда
Еще один ракурс с Freiburger Münster, 12-14 в.в.
P.S. По поводу гОргулья или гАргулья gramota.ru сообщает: "Лингвистические словари не фиксируют это слово. В соответствии с этимологией следует писать через А (фр. gargouille). Но в Википедии это слово зафиксировано с написанием через О, что, на наш взгляд, не вполне верно."
В бумажных книгах и справочниках, доступных мне, пишут и гаргулья, и горгулья. В глоссарии Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия, М.: Искусство, 1995, стр. 44 – Гаргули. Википедия сообщает еще о гаргуйль и гаргойль.
Ссылки
[Spoiler (click to open)]http://en.wikipedia.org/wiki/Gargoylehttp://fr.wikipedia.org/wiki/Gargouillehttp://en.wikipedia.org/wiki/Chimera_(architecture)http://en.wikipedia.org/wiki/Grotesquehttp://ru.wikipedia.org/wiki/Гаргульяhttp://en.wikipedia.org/wiki/Romanus_of_Rouen Пересказ на русском этой англоязычной статьи - Святой Роман Руанский http://western-saints.livejournal.com/116311.htmlhttp://slovari.yandex.ru/- БСЭ - ГротескЖурнал "НАУКА И ЖИЗНЬ" №2, 2005 год - Кандидат физико-математических наук А. Зайцева. Каменные обитатели Оксфорда http://www.nkj.ru/archive/articles/910/Журнал "Мир фантастики" №12; август 2004 (на сайте 27.12.05) - Михаил Попов. Бестиарий. Горгульи http://www.mirf.ru/Articles/art388.htmhttp://www.rouen-histoire.com/Saint-Romain/Histoire.htmГаргулья - друг человека http://boodoo-ru.livejournal.com/122511.htmlГоргульи http://location-cold.livejournal.com/3120.htmlЯрмарка святого Романа в Руане (Foire Saint-Romain) http://www.cult-turist.ru/events/one-event/192/?q=441&n=192Статья "Горгульи" в журнале "Лучшие компьютерные игры" №11 (72) ноябрь 2007 http://www.lki.ru/text.php?id=3829http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:GargoylesNotre Dame de Paris http://ndparis.free.fr/ - Chimères et gargouilles http://ndparis.free.fr/notredamedeparis/menus/paris_notredame_gargouilles.htmlHere Be Narfuk Gargoyles http://www.stratis.demon.co.uk/gargoyles/gg-th24norfolk6.htm#ickburgh_churchGrotesques ("Gargoyle") Gallery http://library.wustl.edu/units/spec/archives/gargoyle/http://en.wikisource.org/wiki/Catholic_Encyclopedia_(1913)/Sts._Romanushttp://www.mashpedia.it/Gargollaссылки http://www.stratis.demon.co.uk/gargoyles/gargoyle.htmhttp://www.pugin.com/puggarg.htmhttp://www.sagen.at/doku/wasserspeier/wasserspeier_wien1.htmlhttp://www.sagen.at/doku/wasserspeier/wasserspeier_wien2.htmlLimoux, South of France http://www.stratis.demon.co.uk/gargoyles/gg-th03uk&eur.htmПариж - В гостях у гаргулий - фотографии http://petrushanov.livejournal.com/15042.html - тут гаргульями называются и гаргульи как таковые и химеры с гротесками.http://de.wikipedia.org/wiki/Ulmer_Münsterhttp://en.wikipedia.org/wiki/Himeji_CastleСсылки, которые даны в тексте, в этом списке не дублируются.
---
Большая часть фотографий взята здесь - оригинал (англ.): http://www.darkroastedblend.com/2010/09/gargoyles-grotesques-part-1.htmlНесколько здесь - http://www.darkroastedblend.com/2011/05/gargoyles-grotesques-part-2.htmlПод фотографиями, что из данных двух статей, источник указан в скобках.Под другими фотографиями источник выделен курсивом.
gorbutovich.livejournal.com
Тату гаргульи: значение, фото, эскизы татуировок
Содержание статьи
К демоническим и мифическим существам всегда стоит относиться с особой осторожностью. Не стоит считать, что тату гаргульи – это просто экстравагантное нательное украшение. Символический смысл образа гораздо серьезнее, чем вы думаете. О чем стоит знать при подборе эскиза, стоит ли останавливать свой выбор на неоднозначном рисунке?
Кто такие гаргульи
Горгульи – мистические демонические существа, образы которых пользовались особой популярностью в средневековой Европе. По легенде, в реке Сене во Франции когда-то обитала гигантская змея, имеющая облик дракона. Она была направлена злыми духами на землю с целью поселить хаос и войну. Чудовище переворачивало лодки, затапливало дома и обладало недюжинной силой. Примечательно, что после беспорядков горгулья взмахивала крыльями и исчезала.
В христианской религии образ гаргульи имел негативный окрас. Однако в расцвет оккультизма и алхимии в Западной Европе отношение к этому мифическому существу резко изменилось. Оно стало считаться воплощением божественной силы, определяющей судьбу человека. По одной из версий, горгульи – это души раскаявшихся грешников, по другой – это стражи, охраняющие храмы и священные места от дьявола.
Гаргулиями украшен Собор Парижской Богоматери в Париже, Крайслер-билдинг в Нью-Йорке, множество готических соборов в Праге, Германии, Франции, Польше. Статуи представляют собой каменные изваяния на крышах зданий. Внешне гаргулья выглядит как жуткое существо с человеческим телом, огромными крыльями, когтями, клыками.
Кому подойдет татуировка
Раньше считалось, что татуировки с гаргульями могли делать только сатанисты. Сегодня люди выбирают рисунки, исходя из визуальной привлекательности. У тату гаргулья значение указывает на то, что человек увлекается готической культурой, мифологией, легендами, историей и жанром фэнтези.
Основное символическое значение образа гаргульи – это напоминание о грехах. Обладатель такого тату наверняка сделал в прошлом много ошибок и осознал это. Сегодня он встал на истинный путь, а тату служит напоминанием о том, что он пережил и к чему не может быть возврата. Рисунок стоит наносить только в том случае, если человек искренне раскаивается в содеянном и хочет начать новую жизнь.
Тату с гаргулиями является нательным талисманом, который оберегает хозяина от недоброжелателей и неприятностей. Также оно приносит удачу и успех тем, кто верит в его силу. Подобный амулет подходит в равной степени мужчинам и женщинам.
Техника выполнения
Монохромные эскизы тату эффектно выглядят в технике блэкворк (см. фото в галерее). Этот востребованный стиль сочетает в себе элементы минимализма и геометрии. Суть работы состоит в том, чтобы нанести на большую площадь тела рисунок черного цвета. Сделать нужно не просто контур, а еще и заливку, иногда добавляя красные или белые элементы. Гаргулья будет оригинально смотреться на руке, спине или ноге. Для цветных тату подойдет стиль реализм.
Интересное видео
Фото тату с гаргульями
Подборка эскизов
Оценка статьи:
Загрузка...Поделиться с друзьями:
Смотрите также
tattoofan.ru
Самые выдающиеся горгульи (42 фото)
Предлагаю вам посмотреть на самые выдающиеся горгульи в мире, которые теперь выполняют не только основную свою функцию...
Кладбище Окленда, Атланта, штат Джорджия, США.В архитектуре горгулья – это вырезанный из камня гротеск, обычно из гранита. Их первоначальная функция – сток воды с крыш, чтобы дождевая вода не стекала по каменным стенам и не разъедала раствор. Чаще всего архитекторы использовали несколько горгулий на одном здании, чтобы разделить потоки воды с крыши и свести к минимуму потенциальную угрозу разрушения после гроз. Обычно горгульи – это продолговатые фантастические животные, т.к. длина горгульи определяет, как далеко вода будет сходить со стен здания. Гротест – это скульптура, которая служит только декоративным орнаментом. Раньше считалось, что горгульи и гротески отпугивают злых духов и охраняют здание.
Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес, Толедо, Испания.
Музей естествознания, Лондон.
Собор Парижской Богоматери, Париж.
Кельнский собор, Германия.
Городской собор Кито, Эквадор.
Каталонский собор, Барселона, Испания.
Запретный город, Пекин.
Мон-Сен-Мишель, Нормандия, Франция.
Национальный собор Вашингтона, США.
Церковь святого Николая, Люнебург, Германия.
Башня мира на Парламентском холме, Оттава, Канада.
Мраморная церковь замка Боделвидан, Уэльс.
Кельнский собор, Германия.
Собор Парижской Богоматери, Франция.
Реймский собор, Франция.
Вашингтонский университет, Сиэтл, США.
Сиднейский университет, Австралия.
Замок Амбуаз, Франция.
Монастырь, Алкобаса, Португалия.
Национальный собор Вашингтона, США.
Принстонский университет, Нью-Джерси, США.
Уинчестерский собор, Англия.
Поместье Билтмор, Северная Каролина, США.
Нидаросский собор, Тронхейм, Норвегия.
Собор святой Евлалии, Барселона, Испания.
Пальмский собор, Пальма-де-Мальорка, Испания.
Магдаленский колледж, Оксфорд, Англия.
Загребский собор, Хорватия.
Национальный собор Вашингтона, США.
Больница святого Павла, Барселона, Испания.
Вестминстерское аббатство, Лондон.
Замок Амбуаз, Франция.
Каталонский собор, Барселона, Испания.
Собор святой Марии, Эдинбург, Шотландия.
Собор Парижской Богоматери, Франция. Самые выдающиеся горгульи в мире
Собор Богоматери в Марне, Франция. Самые выдающиеся горгульи в мире
Пламмер-Билдинг, Рочестер, штат Миннесота, США.
Чешир, Англия.
Собор Парижской Богоматери, Франция.
Грозные горгульи на стенах собора Св. Вита предназначались для поливания врагов кипящим маслом. Прага, Чехия.
Источник: vk.comСсылки по теме:
fishki.net
Гаргульи... - Клуб Хранителей Тайного Знания
Гаргульи – странные, жутковатые, неприятные, а иногда и просто отвратительные. Они веками нависают над многими улицами и городами, безмолвно наблюдая за копошащимися внизу людьми. Они несут свой молчаливый пост так долго, что многие из нас даже не подозревают, что в гаргульях есть смысл. Давайте взглянем на этих каменных чудовищ с таинственным предназначением.Гаргульи – это вырезанные из камня гротескные фигуры, которые создавали для отвода воды с крыш и боковых фасадов больших зданий.Обычно мы ассоциируем их со средневековыми временами (благодаря одному известному горбуну), но они появились намного раньше. Это не просто страшные статуи. Многие гаргульи имеют форму определенных животных, и это неслучайно.
Лев и львица были любимыми образами создателей гаргулий. Например, на соборе Дорнох в Шотландии есть вот такая милая львица, скалящаяся на прохожих. Лев был одним из самых популярных неевропейских животных, изображения которых использовали в средние века при украшении церквей и соборов. Позже они стали популярны в виде гаргулий (их очень много в Помпеях), и они символизировали солнце – их золотистая грива представляла собой солнечный венец нашей жизни.
Однако в средние века строители соборов использовали льва, как символа гордости, что, конечно, было одним из семи смертных грехов, а потому его стоило избегать. Вот этот лев, например, выглядит довольно гордым. Он находится на одном из колледжей во Франции. При создании гаргулий другие виды кошачьих практически не использовались.
Собака. Вот эта гаргулья находится на башне Филиппа IV Красивого во дворце в Дижоне, опять же, во Франции. Собаки всегда были очень популярны, и на них редко смотрели только, как на домашних питомцев. Они сторожили дома по ночам, поэтому их считали умными и преданными. С одной стороны, можно предположить, что в качестве гаргулий статуи собаки должны были охранять здания, но их присутствие на крышах обусловлено и еще одной причиной. Собаки всегда хотят есть, и они частенько крали еду у людей, поэтому в те времена их фигуры часто помещали на соборы и церкви, чтобы все видели, что даже такое преданное животное, как собака, может поддаться соблазнам дьявола и стать жертвой жадности.
Хотя волков тоже считали жадными, к ним относились с некоторым уважением, т.к. эти животные всегда работали сообща. Тогда-то и зародилось выражение «вожак стаи». Волков также ассоциировали со священниками, которые должны были защищать людей от дьявола – таким образом, волк даже успел побывать в образе защитника агнцев Божьих. Гаргульи на крышах тоже часто собирались в «стаю», т.к. архитекторы хотели отвести дождевую воду в разные стороны. Во время ливня одной гаргульи было бы недостаточно. Гаргулий делали вытянутыми, чтобы вода стекала как можно дальше от стены.
Орел. Гаргулья в виде орла на соборе святого Румбольда в Мехелене, Бельгия. Орлы были защитниками зданий, в частности, от драконов, ибо, как считал средневековый народ, орлы были единственными существами, способными победить крылатого змея. Говорили, что они могут исцелять самих себя, посмотрев прямо на Солнце, которое давно являлось олицетворением божества.
Этот змей на здании в польском Кракове предупреждает людей о грехах плотских.Змея ассоциируют с первородным грехом, а потому этого каменного зверя можно найти практически на всех соборах Европы. С самых времен Адама и Евы змей является символом постоянной борьбы между добром и злом. Среди семи смертных грехов змеи олицетворяет зависть. Их также считали бессметными, что говорило о том, что борьба с грехами будет продолжаться вечно.
Баран или козел. Эта гаргулья находится на соборе в Барселоне. Как и большинство представленных здесь животных, коза также имела двойственную природу в глазах средневековых христиан. С одной стороны, их считали божественными, т.к. они умели находить еду даже среди крутых скал и выживать в самых сложных ситуациях. С другой стороны, их считали злобными существами и символом похоти – еще одного из семи смертных грехов. Ну и, конечно, – какое животное обычно ассоциируют с Сатаной?
Обезьяна. На наших ближайших родственников всегда смотрели, как на то, что произойдет с нами, если что-то в природе пойдет не так. Их часто считали глупыми и ленивыми. Именно поэтому они олицетворяли еще один смертный грех – лень. Вот эта гаргулья в виде обезьяны находится в Париже, что неудивительно, ведь само слово «гаргулья» зародилось во французском языке. Когда-то слово «Gargouille» означало слово «горло», а само слово пришло из латыни.
Другие языки были более точными. В итальянском языке гаргулью называют «grónda sporgente», чот буквально означает «выпирающий желоб». В немецком языке их называют «Wasserspeier» – «плеватели воды», а голландцы пошли еще дальше и прозвали гаргулий «waterspuwer» – «изрыгивающие воду».
И, кстати, от этого голландского слова «waterspuwer» в английский язык пришел глагол «to spew» (изрыгать). Однако, если не брать в расчет «животные» олицетворения гаргулий, то всех их зачастую считали химерами.
Эта химера находится на Йоркском соборе в Англии, который вообще славится этими самыми химерами. И хотя химеры нас давно не пугают, средневековые жители были довольно суеверными и необразованными, и они считали их ужасными созданиями. Химера рождается, когда две части разных тел сливаются, чтобы создать совершенно новое существо, например, гриффина (или русалку, фигура которой до сих пор популярна в создании фонтанов).
На Миланском соборе есть довольно интересный набор химер – там ренессансные мыслители стоят рядом с этими странными существами из воображения сумасшедших. Эти химеры на крышах соборов и других зданий олицетворяли тех, кто недооценивает могущество дьявола. Хотя дьявол не может создать жизнь, он может смешать разные формы жизни, чтобы получить новую – то бишь, химеру.
Одних из самых известных гаргулий на свете можно найти на соборе Парижской Богоматери в Париже.
На крыше собора Парижской Богоматери – Нотр-Дам де Пари.
Легенда о гаргулье. У французов была легенда об одном из своих святых – Ромейне. В XVII веке его сделали епископом, и ему пришлось сразиться с существом под названием Гаргуллий. Это было драконоподобное существо с крыльями, длинной шеей и способностью извергать огонь из своей пасти.
Покорив дракона, Ромейн не смог уничтожить его голову, т.к. ее закалил огонь из собственной пасти. Тогда Ромейн поместил ее на стены собора, чтобы она отпугивала злые силы. Ну а эта гаргулья на фото находится в кафедральной базилике ван Сен-Ян.
На стенах собора святого Вита в Праге есть несколько довольно страшных гаргулий, только это уже не животные и даже не химеры. Это люди. Момент проклятия заморожен во времени для сотен средневековых душ по всей Европе.
Раскрыв рот, они кричат через века, постоянно напоминая, что вам нужно уметь противостоять дьяволу, иначе это может случиться и с вами! Наверное, самые жуткие гаргульи – это все-таки те, что напоминают нам нас самих.
Этот страшных пример человеческой формы в изображении гаргулий также находится на соборе святого Вита в Праге. Причем, труба, по которой стекает вода, так зловеще торчит изо рта, что кажется, что это просто нечеловечески длинный язык.
Эта гаргулья находится на соборе в Ноттингеме. Она напоминает всем поколениям, что не стоит пытаться грызть ногти. Все, кто читал Чосера, наверняка встрепенутся при встрече с вульгарной эмоциональностью Средневековья.
Гаргулья в испанской Валенсии, которая как будто напоминает, что не стоит сомневаться в том, что дьявол может забрать вас где и когда ему угодно, если вы не будете следить за своей жизнью.
Опять же, в Испании – несчастная женщина на соборе Лонья в Валенсии запечатлена в момент агонии.
Это уже современная гаргулья в Германии.
Сообщение отредактировал Varvara ϟ: 19 Февраль 2014 - 11:04
nasmnogo.net
Коллекция гаргулей и химер , отзыв от туриста Oleg_Sarapulov на Туристер.Ру
Справочно: Гаргулья (от фр. gargouille; употребляются также формы написания горгулья, гаргуйль или гаргойль). В переводе с немецкого «gurgeln» — полоскать, старофранцузское Gargouille означает глотку, это все родственные слова, производные от общего латинского корня gurgulio, GARGULA («пищевод», «горло» и «глотать»), передающие бульканье воды (по-испански Гарганта -горло, а Gargola — горгульи). В итальянском Gronda sporgente в архитектуре скучно означает «выступающие желоба».
В Европе гаргульи появились в 12 веке, католическая церковь широко использовала их анимационную символику для дидактического запугивания неграмотного населения.
Многие чудища ведут свой род от драконов, и гаргульи — отнюдь не исключение. Некогда в реке Сене обитала Гаргулья — дракон, а точнее — водяной бескрылый змей. Нрава она была препакостного: топила лодки и даже корабли, пожирала рыбаков и просто подошедших к реке людей, а также порой набирала в пасть побольше воды — и окатывала берег, устраивая наводнение.
Конец бесчинствам Гаргульи положил святой Роман, бывший в ту пору архиепископом города Руана, заманил её, усмирил с помощью креста и отвёл в город, где её убили горожане (как это похоже на историю с Тараском :)
Однако среди гаргулий, сохранившихся до наших дней, нелегко будет найти образ той самой водяной змеи. Дело в том, что с тех пор повадились делать гаргулий всех видов и мастей — людей, бесов, зверей, птиц… Чаще всего, однако, гаргулья принимает облик черта или, иногда, дракона.
Назначение гаргулий
Кроме чисто утилитарного назначения для водотведения дождевой воды от стен храма существует и ещёнесколько поверий:
— Гаргульи должны отводить от дома зло, сиречь демонов. То ли по принципу «проходите мимо, черти, у нас уже есть свои такие же!», то ли «вот что мы с вашей породой делаем, берегитесь!». Правда, по этой логике гаргульи должны украшать в основном жилые дома, а их больше всего как раз на церквях…
— Напоминание о судьбе грешных душ и о том, что бесы не дремлют. Гаргульи на соборах очень часто сидят на плечах грешников или изображающие сам грех.
— Контраст между уродством снаружи и прекрасным внутри церкви. Такая идея вполне реальна для средневековья; но, правда, не совсем понятно, почему гаргульи украшают и светские дома.
— Для язычников, еще не обратившихся к христианству, как напоминание об их родных божествах (очень сомнительная теория).
Достаточно обоснованными кажутся и те предположения, согласно которым гаргульи, следуя своему древнегреческому происхождению, выполняли обязанности по защите дома от злых духов.
Это может объяснить их редкостную уродливость — каменные истуканы либо отпугивали силы тьмы, либо заставляли их думать, что данное здание уже занято другими адскими тварями.
Кроме того, Фрэнсис Блай Бонд — английский архитектурный историк — высказывал мысль о том, что соборные гаргульи могли быть своеобразными «слугами» церкви — дьявольскими созданиями, узревшими силу Господа и перешедшими на его сторону.
Гаргулья — образ сил хаоса, располагающегося на периферии мира, воплощение демонического начала, подчиненного высшей божественной воле. Являются неотъемлемой частью представления об упорядоченном мироздании как преодолевшем стадию хаоса; поставлены на службу ангелам либо другим божественным персонажам. В мифологиях других народов гаргульями называют низших по отношению к богам сверхъестественных персонажей, злых духов.
Существует легенда, что всякий раз, когда прихожанин согрешает, где-то на крыше появляется гаргулья или химера. В Лионе встретил изображение еретика, кричащего в небо.
Там же в Лионе встречается изображение дьявола, с хохотом мастурбирующеего на прохожих.
Близким родственником гаргульи считается химера. Это мифическое существо пришло к нам из древней Греции. Изначально она имела голову льва, туловище козы, хвост змеи, но позже внешне стала неотличима от гаргульи и получила название готическая химера.
А это, возможно, Neidköpfe (от старонемецкого «nid», слово «Neid» означало враждебность любого характера) — голова зависти. Это своеобразное каменное «зеркало» для отведения от дома ненависти, гнева, зависти и ревности. Почему-то чаще устанавливалось на западных фронтонах — оттуда приход демонов был вероятнее. Обычай приделывать черепа врагов под стреху идет еще от древних кельтов.
Есть старая берлинская легенда о том, как король Фридрих Вильгельм I ходил по улицам Берлина, чтобы получше узнать жизнь и деяния своих подданных. Однажды он посетил лачугу скромного ювелира Бергнера, который работал допоздна и готов был работать еще больше, но ему не хватало денег на сырье. Король подбросил ювелиру золотишка и остался доволен его работой. В следующее свое посещение Вильгельм заметил в окне дома напротив два женских лица, наблюдающие за работой ювелира с гримасами зависти и недовольства. Это были жена и дочь соседа, тоже ювелира. Вильгельм приказал построить на противоположной стороне улицы (Heiligegeistgasse, 38) дом для ювелира и установить над дверью голову зависти — лицо злой женщины с волосами змеи и высунутым языком, чтобы любопытные соседки любовались на свое «отражение»: бе-бе-бе!
Любопытен еще один способ, которым химеры исполняли свои обязанности. Если «чужаков» не пугала страшная внешность чудища, то они всем видом показывали, что место зла не вакантно и прибывшим «подобным» здесь на рады. Не случайно многие химеры имеют задумчивое лицо и скептичную позу, как бы рассуждая на тему качественных характеристик, осмелившегося приблизиться к ней. Также считается, что на зданиях, где они обитают, не будут гнездиться птицы и летучие мыши.
Как видите, большинство гаргулий как бы сидят на карнизе (стене) здания. Но вот встретил в интернете изображение одной из гаргулий Фрайбургского Мюнстера. Она наоборот, держится руками и ногами за стену, а вода выливается через её задний проход. Согласно местной легенде, во время строительства этого собора городской совет повысил требования к каменщикам без увеличения оплаты труда. Каменщики работу выполнили, но разместили эту испражняющуюся скульптуру прямо напротив окон городского совета… (фото из интернета)
остальные изображения выкладываю в виде слайд-шоу по городам, наслаждайтесь (если можно так выразиться:))
Нарбонна
Барселона (Каталония)
Еще Барселона
И последнее изображение с собора «Святое семейство» Антонио Гауди, хоть может оно и не совсем каноническое, но более всего подходящее под описание «Гаргулья — дракон, а точнее — водяной бескрылый змей»
www.tourister.ru