Собаки запоминают слова, связывая их с размерами и текстурами предметов, а вовсе не с формой, считают ученые. Исследователи из Университета Линкольна обнаружили, что, когда собака запоминает слово, обозначающее какой-то предмет, она строит ассоциации совершенно не так, как это делает человек.
Например, маленькие дети, учась говорить, запоминают форму предметов. Когда ребенку показывают мяч и говорят: "Это мяч", он запоминает, что этот объект круглый. Поэтому, когда затем ему показывают предметы такой же формы, ребенок также станет называть их мячами.
Собаки часто могут запоминать названия разных предметов, например, игрушек, однако ранее процесс запоминания слов у животных не был изучен. В ходе новых исследований ученые изучили способность запоминать слова и ассоциировать их с предметами у собаки породы бордер-колли возрастом пяти лет по клике Гейбл.
Исследователи обнаружили, что после короткого периода дрессировки Гейбл научился ассоциировать название объекта с его размером, при этом он ассоциировал с этим же названием другие предметы той же форм. После того, как исследователи долгое время показывали предмет и давали ему название, собака стала ассоциировать это предмет с его текстурой, поэтому "путала" предметы с той же текстурой, однако прекрасно отличала предметы одинаковой формы по их названию.
Различие мыслительного процесса у собак и людей, вероятно, связано с тем, как эволюция строила наше восприятие форм, размеров и текстур, сказали ученые. Когда вы даете своей собаке команду "Принеси мяч", она может думать об объекте, который не обязательно круглый по форме, а гладкий и имеет примерно такой же размер. Для собак важнее, какой предмет на ощупь и какого он размера, нежели, какой он по форме - круглый, квадратный или треугольный.
Ученые исследуют собак очень часто вероятно потому, что это самые близкие нам животные, так как они живут с нами бок о бок, а также, пожалуй, самые умные. Наши собаки вынуждены принимать не только нас самих, но и наши привычки, например, слушать ту же музыку, которую слушаем мы.
Ошейники с шипами, которые одевают некоторым собакам, особенно собакам бойцовских пород, могут намекать на то, что эти псы обожают хэви-металл, однако ученые обнаружили, что собаки предпочтут классическую музыку, нежели современный тяжелый рок.
Исследователи из Университета Колорадо обнаружили, что собаки в приютах для животных меньше всего лаяли и больше спали под классические произведения Моцарта и Бетховена. Как можно догадаться, хэви-металл имел противоположный эффект, провоцируя животных на лай.
Перевод: Денисова Н. Ю.
www.infoniac.ru
Если ваша собака хорошо выполняет команду «апорт», то можно приступать к выработке у нее навыка поиска предметов, и не только. Так, служебную собаку можно обучить брать след человека, охотничью собаку можно обучить находить гнездо или засевшего в зарослях зайца, а вашу собачку можно научить найти утерянный вами телефон, нож и многое другое. Перечень задач, по поиску, которые будут ставиться перед вашим животным, очень велик. Подводить животное к поисковой работе нужно постепенно, усложняя задачу для него и повторяя достигнутое ранее.
Начинать нужно с того, что вы бросаете, знакомый собаке предмет, недалеко от себя, но, соблюдая два условия. Первое – предмет должен упасть так, чтобы собака не видела места его падения, и второе – животное не должно видеть момента самого броска. Вы должны направить питомца по команде «апорт» и соответствующему жесту – вытянутой рукой в сторону упавшего предмета, с легким наклоном туловища. Собака может вас не понять (раньше она могла наблюдать падение предмета), и не броситься за апортом. На первых порах, вам надлежит самому, помочь собаке найти предмет, а именно – пройти в сторону предмета и даже, возможно, подвести ее к нему. При этом вы должны повторять команды «ищи» и «апорт». Для животного команда «апорт» уже знакома, оно понимает, что его нужно принести, то команда «ищи» — еще нова, и оно к ней привыкает. Наблюдая за животным, как оно, пригнув голову, носится в поисках апорта, нужно неоднократно произносить слово «хорошо» и снова подавать команды «ищи», «апорт». Как только животное найдет предмет, нужно воскликнуть «хорошо», погладить его и дать лакомство, при этом апорт отобрать. Заметив успех своей собаки в поиске предметов, усложняйте для нее занятия, но тоже, постепенно. Можно, предмет поиска завернуть в газету, закопать в землю (на небольшую глубину), подвесить (на высоту, чтобы собака не могла его достать). В комплексе с этим упражнением, можно отрабатывать команду «голос». Очень важно, чтобы собака, нашедшая то, что она должна была для вас найти, предупредила вас о находке голосом (это необходимо, для перехода к обучению собаки обыску участка местности). Вначале, нужно приучить животное облаивать высоко висящий предмет, подавая последовательно команды «голос», «апорт», «голос». Далее, собаке нужно позволить схватить предмет, на который она лаяла, а вслед за этим, дать ей лакомство. Ни в коем случае, для апортировки не применяйте металлические предметы, не допускайте, чтобы собака играла ими при подносе его к вам, иначе это приведет к непослушанию и порче предметов, зубами животного. Апортировочные вещи должны быть разнообразными, иначе ваша собака откажется, в будущем приносить что-либо, кроме знакомых ей предметов. Увидев, что ваша собака активно и целеустремленно идет на поиск предмета, правильно его ищет и находит, можете поэкспериментировать.
Пригласите на прогулку жену или ребенка. Поиграв совместно с собакой на площадке, попросите близкого вам человека спрятаться за стеной здания, при условии, что туда он может попасть, только совершая зигзагообразные движения, не видимые собакой. Собаку, в это время, отвлеките. После этого, ей можно дать команду – «ищи» и назовите имя ребенка или жены (того, кто спрятался). Возьмите собаку на длинный поводок и следуйте за ней. Вы увидите, как животное пойдет по следу и приведет вас к месту, где спрятался человек. Такие игры являются предпосылкой, для выработки у животного навыка работы по следу и выполнения команды «ищи след» или «след».
Вы замечаете, что с каждым днем, вам становится все интереснее проводить время с четвероногим другом. Ваш помощник становится все более воспитанным и обученным. Вам уже открыто завидуют те, с кем вы совершаете совместные прогулки. Но не зазнавайтесь. У вас впереди еще много работы. А ваш дружок, еще очень многому может и способен обучиться.
uhod-za-sobakoj.ru
(основная команда «нюхай»)
Упражнение для обучения выбора вещей, принадлежащих дрессировщику, из ряда других предметов, является вспомогательным для дрессировки розыскной собаки. Это начальная ступень более сложных упражнений в работе собаки по чутью. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы развить у собаки навык принюхиваться к вещам по соответствующей команде дрессировщика.
Рис. 36. Отработка у собаки навыка выборки предметов
Переходить к этому упражнению нужно после того, как собака будет приучена к аппортировке предметов.
Условными раздражителями являются основная команда «нюхай» и вспомогательные — «аппорт» и мягкое «фу», которые применяются при явных ошибках собаки во время выборки предметов.
Упражнение строится так. В стороне от остальных собак помощник по указанию дрессировщика кладет на ровном месте два одинаковых по форме аппортировочных предмета на расстоянии один от другого 20–30 сантиметров. В двух метрах от положенных предметов по направлению ветра дрессировщик сажает собаку (на поводке) и дает ей обнюхать свой аппортировочный предмет, одинаковый по форме с лежащим. Для этого он левой рукой берет собаку за морду и, держа в правой руке аппортировочный предмет, подносит его к мочке носа собаки, произнося команду «нюхай». Затем, потерев о предмет руки, отходит от нее к двум предметам, положенным помощником, и кладет между ними свой аппортировочный предмет, имеющий теперь запах руки хозяина. Вернувшись к собаке, дрессировщик опять левой рукой берет ее за морду, подносит к мочке носа ладонь правой руки одновременно с этим несколько раз с ласковой интонацией произносит команду «нюхай».
Если дрессировщик ощущает, что собака принюхивается к ладони, то он произносит команду «хорошо», вслед за этим жестом правой руки показывает собаке на лежащие предметы и посылает ее к ним, сам находится около нее, повторяя команду «нюхай».
В первый раз пущенная на выборку собака обычно схватывает любой предмет без принюхивания. В таких случаях дрессировщик произносит в несколько мягкой интонации команду «фу». Этим он старается затормозить неправильные действия собаки и заставляет ее выбросить из пасти ошибочно схваченный предмет. Затем наводит собаку на искомый предмет командой «аппорт» заставляет взять именно его, после чего произносит команду «хорошо» и скармливает кусочек мяса.
В случае, когда собака принюхивается к искомому предмету, но самостоятельно не берет его, дрессировщик оказывает ей помощь: произносит команду «аппорт». После того как собака возьмет нужный предмет, подзывает ее к себе, ласкает и дает лакомство.
В течение урока собаку пускают на выборку предметов не более 4–5 раз. Если она ошибается и берет каждый раз один и тот же предмет, то его обязательно заменяют другим.
Когда собака явно путается в выборке, ее отводят от предметов, снова дают обнюхать ладонь руки и вторично пускают на выборку.
Некоторые собаки длительное время не могут усвоить, что от них требуется при подходе к предметам. В таких случаях дрессировщик бросает свой предмет в кучку других на глазах собаки и тут же командой «нюхай» посылает ее на выборку. Собака, подбегая к брошенному предмету, ощущает идущий от него хорошо знакомый ей запах хозяина и безошибочно схватывает предмет. Вот этот момент дрессировщик увязывает с командой «нюхай» и закрепляет его лакомством.
В момент пуска собаки на выборку дрессировщик должен хорошо знать, где именно его предмет лежит. Путаница здесь совершенно недопустима: она усложняет, затягивает отработку навыка. Поэтому дрессировщик не должен касаться руками предметов, положенных помощником, чтобы не оставлять на них своего запаха.
При правильном и своевременном произношении команд «нюхай», «фу», «аппорт» и при поощрении собака сравнительно быстро начинает принюхиваться к лежащим предметам и правильно выбирать среди них предмет с запахом хозяина. В дальнейшем требуют, чтобы собака с выбранным предметом садилась перед дрессировщиком и по его команде «дай» отдавала принесенный предмет.
После того как собака будет безошибочно выбирать предмет с запахом дрессировщика, условия работы усложняют: число предметов увеличивают, форму их раскладки разнообразят; на выборку пускают собаку после обнюхивания не ладони, а вещи; время пуска собаки на выборку постепенно удлиняют, команды вспомогательного характера сводят на нет. Если вначале предметы раскладывает один помощник, то теперь их кладут несколько лиц, следовательно, увеличивается число запахов, из которых потребуется делать выборку.
Могут спросить, нужно ли перед посылкой собаки на выборку давать обнюхивать вещь, принадлежащую хозяину? Может ли собака, ограничиваясь только запахом ладони, выбирать предмет хозяина среди других посторонних предметов? Очевидно, да, так как собака хорошо знакома со специфическим запахом хозяина. Обучение выборке предметов с запахом хозяина не является целью дрессировки, а лишь средством обучения собаки принюхиваться, прежде чем начать выборку нужного предмета.
В дальнейшем с целью выработки у собаки более тонкой дифференцировки число предметов с различными запахами увеличивают до 10–12 штук. Аппортировочные предметы (деревянные палочки) перемешивают с другими вещами. Собаку пускают на выборку без поводка.
В порядке проверки, насколько правильно собака отличает запах дрессировщика, положенную им вещь закрывают разными другими предметами. Собаке предоставляется при выборке полная самостоятельность. Это так называемая «слепая» выборка, дрессировщик не видит своего предмета и не может влиять на собаку во время ее работы.
Выборка собакой предметов с запахом своего хозяина рассматривается как подготовительный этап к переводу ее на выборку «чужих» вещей.
poznayka.org
(основная команда «нюхай»)
После того как собака после обнюхивания вещи дрессировщика будет четко и без ошибок выбирать его предмет из ряда других, ее переключают на выборку «чужих» вещей: собака должна среди других предметов выбрать вещь с незнакомым ей раньше запахом.
Выборка собакой «чужих» предметов (вещей) подразделяется на контрольную выборку и «слепую». При контрольной выборке дрессировщик хорошо знает тот предмет, который должна выбрать собака, и легко может оказать ей помощь при ошибках. А при «слепой» выборке он этого сделать не может: вещь, которую должна выбрать собака, ему неизвестна.
При переводе собаки на выборку «чужих» предметов следует учитывать, что она выбирает «чужую» вещь менее охотно, чем вещь с запахом своего хозяина. Поэтому каждый раз после удачной выборки «чужой» вещи дрессировщик должен особенно отмечать этот удачный момент своевременной лаской и поощрением.
Дрессировку собаки на выборку по запаху «чужих» предметов начинают в облегченных условиях, рано утром, когда внешних отвлечений. Делается это так. Два помощника раскладывают предметы: один оставляет два предмета, другой — один. Помощник, положивший один предмет, является основным. Он бросает дрессировщику или дает ему в руки вторую вещь со своим запахом (перчатку, тряпочку, которая некоторое время находилась в кармане, или головной убор). Дрессировщик сажает собаку около себя, осторожно берет выброшенную помощником вещь, чтобы не оставить на ней свой запах, и дает ее обнюхать собаке. После этого осторожно опускает вещь на землю и командой «нюхай» и жестом посылает собаку на выборку.
В первое время собака может ошибаться, искать среди лежащих предметов вещь с запахом дрессировщика. Всякий раз, когда собака пытается взять не ту вещь, дрессировщик предупреждает собаку командой «фу» в мягком тоне.
В ряде случаев собака будет возвращаться к дрессировщику, не выбрав и не взяв предмета. При таком поведении дрессировщик вторично дает собаке обнюхать ту же вещь и снова посылает на выборку, а иногда подводит собаку непосредственно к вещи, показывая на нее рукой. При правильной выборке подзывает собаку к себе, поощряет ее командой «хорошо», поглаживает и дает лакомство.
Выбранный собакой предмет помощник еще раз кладет к тем предметам, среди которых предстоит выборка. Перед вторичным пуском на выборку дрессировщик опять дает собаке обнюхать вещь. Так он повторяет несколько раз, внимательно следя за тем, чтобы не переутомить собаку.
После перевода собаки на выборку чужих предметов нельзя возвращаться к выборке предметов с запахом дрессировщика, так как это сбивает выработку навыка.
Выборку чужих предметов постепенно усложняют: вещи разнообразят по форме и размеру, количество их увеличивают от трех до пяти штук, собаку посылают на выборку без поводка; время перед выборкой оттягивают и т. п. Дрессировщик должен внимательно наблюдать за действиями собаки, не допускать ошибок, своевременно подавать вспомогательные команды и поощрять. Смена помощников и мест для занятий облегчает выработку навыка у собаки.
После того как контрольную выборку чужих предметов собака делает четко, переходят к отработке «слепой» выборки. «Слепую» выборку начинают в упрощенных условиях, т. е. нужный предмет собака выбирает сначала из 3–4 внешне одинаковых предметов, и только потом, в зависимости от ее успехов, число вещей увеличивают и форму их раскладки разнообразят. Особое внимание дрессировщик должен уделять борьбе с некоторыми нежелательными условными связями которые могут образоваться у собак. Например, если дрессировщик вспомогательную команду «хорошо» будет произносить не после нахождения предмета, а в момент обнюхивания его собакой, она будет брать этот предмет в зубы не по запаху, а по команде. Или достаточно дрессировщику несколько раз сделать неосторожный шаг назад во время обнюхивания собакой предмета, как это движение послужит для нее сигналом к схватыванию предмета. Поэтому дрессировщик должен быть одинаково внимателен как к действиям собаки, так и к своим движениям и командам. Подобные ошибки на какое-то время удлиняют сроки дрессировки.
poznayka.org
Команда «Дай!» относится к дополнительным командам. Но не нужно отказываться от обучения этому навыку, в дальнейшем умение собаки отдавать вам предметы всегда пригодится.
Например, собака возьмёт нужный вам предмет и будет бегать с ним, не желая его отдавать, или подберёт вредный для неё предмет на улице. Кроме того, обучение команде «Дай!» развивает умственные способности собаки. Известны случаи, когда собака запоминала много названий предметов, например, по команде «Дай мячик!» приносила именно мячик, а по команде «Дай палку!» приносила палку.
Самый распространённый вариант для применения команды «Дай!» – когда дрессировщик забирает у собаки апортировочный предмет. Всем известно, как собаки любят бегать за палкой по команде «Апорт!», но отдавать этот предмет они не спешат, желая поиграться с ним и побегать вокруг хозяина.
У собаки, которая не знает команду «Дай!», забрать предмет апортировки просто невозможно, в лучшем случае, она кидает его на землю у ног хозяина, когда теряет к нему интерес, а в худшем – убегает с ним и бросает вдалеке. Тогда хозяину приходится идти за этим предметом самому.
Для обучения команде «Дай!» есть два способа: мягкий и жёсткий.
Самым приемлемым является первый способ, в основе которого поощрение собаки. Дрессировщик подзывает собаку командой «Ко мне!», когда она подходит, подаёт команду «Дай!» и показывает лакомство. Руку нужно держать рядом с пастью собаки, чтобы в момент, когда она разожмёт челюсти, сразу взять предмет, который она принесла.
В противном случае предмет упадёт, а собака привыкнет по команде «Дай!» просто выплёвывать предмет на землю, а не отдавать в руки хозяина. После того как дрессировщик забирает у собаки предмет, он даёт ей лакомство. Этот метод можно назвать как «обмен на лакомство», он основан на естественном инстинкте собаки получить что-нибудь съестное вместо несъедобного предмета.
Но если ваша собака любит подбирать на улице различные, на её взгляд, очень вкусные съестные объедки, эта команда здесь не поможет, потому что еду собака не отдаст. Здесь работает уже другая команда «Фу!» и обучение не брать с земли корм.
Жёсткий способ обучения команде «Дай!» заключается просто в отнимании предмета, который зажат у собаки в пасти. Для этого по команде «Дай!» дрессировщик разжимает пасть, забирая у неё предмет. Собака при этом испытывает неприятные ощущения, и в дальнейшем она будет сама отдавать предмет, зная, что его всё равно отберут силой.
Этот метод основан на принуждении, и у него гораздо меньше сторонников. Но всё-таки иногда работает только он, когда собака не реагирует на лакомство или она слишком игрива и возбуждена и не хочет отдавать предмет. Команде «Дай!» легче всего учить в паре с командой «Апорт!». Собака расценивает это как игру, и быстрее и легче идёт на контакт с дрессировщиком.
До начала обучения собака уже обязательно должна знать команду «Ко мне!» или она просто не будет подходить к дрессировщику, резвясь с предметом апортировки вдалеке. За одно занятие повторяйте упражнение по команде «Дай!» не более 5 раз, а если это маленький щенок, то хватит и двух-трёх раз.
Лучше возвращаться к обучению чаще, например, 3-4 раза в день, но каждый курс должен быть непродолжительным. Как правило, собаки быстро осваивают команду «Дай!» и начинают отдавать принесённый предмет уже без лакомства или принуждения. Впоследствии, принося предмет апортировки, собака отдаёт его даже без дополнительной команды дрессировщика.
dogsecrets.ru
10. Подача брошенного предмета
Этот прием вырабатывает у собаки навык поднимать различные предметы и подносить их дрессировщику. По первой команде или жесту собака должна быстро принести брошенный предмет и сесть около левой ноги дрессировщика, не бросая предмет до команды «Дай» рис. 21).
Рис. 21. Подход собаки с аппортом к дрессировщику.
Этот навык не только дисциплинирует собаку, но и имеет большое значение для отработки ряда специальных приемов (выборка вещей, обыск местности, работа по следу), а также помогает приучить ее носить вещи во время следования с дрессировщиком или при самостоятельном движении (поноска).
Условными раздражителями для этого навыка являются команды «Аппорт» и «Дай», а также жест правой руки в направлении предмета. Безусловные раздражители — движение предмета перед мордой собаки (в начале дрессировки), лакомство и оглаживание. У взрослой собаки этот прием следует отрабатывать после того, как она будет приучена к подходу к дрессировщику и посадке.
Приучать собаку к подаче предмета следует начинать в щенячьем возрасте, в процессе игры. В качестве предметов для приучения щенка к аппортировке рекомендуется использовать кусок прочной жесткой материи, мяч из тряпок, небольшую палку (длиной 20—25 см, диаметром 3—4 см), рукавицу и т. д. Побуждающим раздражителем к тому, чтобы щенок схватил предмет, является движение предмета в руках дрессировщика. Взмахивая аппортировочным предметом перед мордой щенка, дрессировщик как бы вовлекает его в игру. Одновременно с этим он произносит команду «Аппорт». Как только щенок схватит предмет, нужно слегка тянуть его к себе; это заставит щенка крепко держать аппорт. Убедившись в том, что щенок держит предмет достаточно крепко, нужно отпустить предмет и после небольшой выдержки, подав команду «Дай», взять его у щенка.
Для того чтобы щенок легко отдал предмет, следует, произнося команду «Дай», предложить ему лакомство. Увидев лакомство в руках дрессировщика, щенок сразу отдает предмет. Постепенно нужно увеличивать выдержку — заставлять щенка дольше держать предмет в пасти; рекомендуется также позволять щенку держать аппорт во время отхода от дрессировщика, при движении рядом с ним и при подходе. Следует также приучить щенка брать предметы с земли. Для этого дрессировщик движением руки с предметом возбуждает щенка и, уловив его попытку схватить предмет, бросает его на землю, произнося команду «Аппорт». Взятие предмета поощряется оглаживанием и восклицанием «Хорошо». Лакомство нужно давать только после взятия предмета из пасти щенка по команде «Дай». Чтобы взять предмет у щенка, отбегающего в сторону, нужно произнести кличку собаки и подать команду «Ко мне», отбегая при этом в противоположную (от щенка) сторону. Это побудит щенка быстрее подойти к дрессировщику.
На дальнейших занятиях необходимо все более дисциплинировать поведение щенка. Для этого щенка берут на короткий поводок и заставляют его по команде «Аппорт» взять предмет. После этого следует пробежать с ним 15—20 м, а затем перейти на движение шагом и, пройдя еще 10—12 шагов, взять предмет из пасти щенка и поощрить его. В дальнейших упражнениях после взятия щенком предмета следует по команде «Аппорт» начать движение шагом, постепенно увеличивая пройденное расстояние до 100—200 м.
Взрослую собаку можно приучать к подаче брошенного предмета двумя способами. Первый из них аналогичен способу, по которому приучают щенка. Собака должна находиться при этом на коротком поводке (это предупредит ее отход от дрессировщика). Двигая предмет перед собакой, дрессировщик побуждает ее схватить предмет. Одновременно произносится команда «Аппорт». Как только собака схватит предмет, поощрить ее оглаживанием и восклицанием «Хорошо». Чтобы выработать у собаки крепкую хватку, нужно держать предмет за один конец и слегка тянуть его к себе. Если же собака попытается выбросить предмет из пасти, следует быстро поддержать рукой ее нижнюю челюсть, произнося при этом команду «Аппорт». После небольшой выдержки, по команде «Дай» дрессировщик берет у собаки предмет и поощряет ее. В дальнейшем следует заставлять собаку поднимать предмет с земли.
Второй способ приучения собаки основан на механическом методе. Не причиняя боли собаке, дрессировщик насильственно открывает ее пасть и вкладывает предмет, придерживая рукой нижнюю челюсть (рис. 22). Одновременно он подает команду «Аппорт», повторяя ее два три раза и поощряя собаку восклицанием «Хорошо». Через 5—10 сек. он произносит команду «Дай» и берет у собаки предмет, поощряя ее лакомством. После четырех-пяти занятий собака по команде «Аппорт» обычно начинает брать предмет из рук дрессировщика. Затем следует заставить собаку брать предмет, брошенный на землю. Для того чтобы собака работала охотней, можно «оживлять» предмет, толкая его ногой.
У некоторых собак безусловный рефлекс схватывания бывает выражен очень слабо. При дрессировке таких собак следует применить вкусопоощрительный метод. В качестве раздражителя используется небольшая кость или лакомство, плотно завернутое в тряпку. Занятия лучше проводить утром с голодной собакой. Дав собаке обнюхать кость или тряпку с лакомством, дрессировщик бросает их перед ней, произнося команду «Аппорт». При выполнении требуемого действия собаку поощряют лакомством. На последующих занятиях переходят к обычным аппортировочным предметам.
Рис. 22. Приучение собаки к аппортировке с применением принуждения.
Добившись того, что собака хватает предмет по команде «Аппорт» из рук дрессировщика или с земли, нужно усложнять занятия. Прежде всего рекомендуется приучить собаку подносить предмет с различных расстояний. Для этого дрессировщик берет собаку на длинный поводок и, возбуждая ее видом движущегося предмета (его нужно держать в правой руке), бросает предмет на расстояние до 5 м. После броска подается команда «Аппорт». Как только собака схватит предмет, следует подозвать ее и, подав команду «Дай», взять предмет и поощрить собаку. Если собака не подходит, пытаясь играть с предметом, следует, повторяя команду «Ко мне», привлечь ее внимание отбеганием и легким подтягиванием поводка.
Затем нужно не брать у собаки принесенный предмет, а заставлять ее подносить его с обходом дрессировщика и посадкой у левой ноги. Как только собака начнет по команде быстро и безотказно подносить предмет, нужно отработать у нее выдержку в положении посадки перед посылом за предметом. Для этого дрессировщик, посадив собаку у левой ноги, придерживает ее за поводок у ошейника, бросает предмет, а при ее попытке бежать за предметом подает команду «Сидеть» и заставляет собаку сесть. После выдержки в несколько секунд дрессировщик. По команде «Аппорт» посылает собаку за предметом. В дальнейшем перед посылом следует постепенно удлинять выдержку. Окончательно этот навык лучше закреплять путем приучения собаки к подаче разных предметов, а также тренировкой в разыскивании предмета, брошенного в густую траву, кустарник или спрятанного в какое-либо место.
Основные ошибки при отработке аппортировки: 1) предоставление собаке возможности играть с подносимым предметом, в результате чего задерживается его подача дрессировщику и ослабляется послушаемость собаки; 2) поспешный переход к приучению подавать вещь с расстояния, затрудняющий отработку безотказного выполнения команды «Аппорт», и особенно подход с предметом; 3) наличие лакомства в руках дрессировщика при подносе предмета, приводящее к тому, что собака преждевременно выбрасывает вещь из пасти.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
pets.wikireading.ru
На прогулках случается всякое. Вы или ваши знакомые можете потерять какие-либо предметы вне дома. Как известно, собаки обладают уникальным нюхом и при желании способны найти любую вещь. А если вы специально обучите пса обыску местности по команде, у вас никогда не возникнут проблемы с различными пропажами. Наиболее расположены к поиску собаки охотничьих пород, а также лабрадоры, немецкие и восточно-европейские овчарки. Однако при желании обучить этому навыку можно любую собаку.
Если вы хотите научить собаку обыску местности и находить утерянные вещи, используйте в процессе обучения команды «Ищи!», «Апорт!», «Дай!», «Сидеть!», «Нет!», а также жест, указывающий желательное направление поиска. Кроме того, для обучения понадобятся различные предметы, лакомство, не обойтись и без помощи помощников — родственников либо знакомых. Одно из главных условий обучения — наличие у собаки активной обонятельно-поисковой реакции и навыка апортировки. До начала занятий желательно, чтобы пес научился искать человека по следу.
Обучение собаки обыску местности начинайте с отработки движения в указанном направлении. Желательно для занятий выбрать участок, ограниченный забором. Посадите пса рядом с собой по команде «Сидеть!». Пристегните к ошейнику длинный поводок и, подав команду «Гуляй!» одновременно с жестом, отправьте собаку в нужном направлении, а сами начинайте двигаться за ней, управляя ее перемещением легкими направляющими рывками поводка влево и вправо, давая псу возможность дойти до границы участка. Если вы будете многократно и ежедневно выполнять такое упражнение, собака быстро привыкнет к зигзагообразному движению, а вы научитесь ориентироваться на местности и управлять действиями пса поводком.
Когда собака усвоит это упражнение, приступайте к поиску небольших предметов, брошенных в траву или под кусты. Предметы должны быть с вашим запахом, различаться по форме и материалу, неяркими — под цвет местности. Методика выполнения упражнения такая же, как при обучении апортировке, но предметы бросайте так, чтобы их не было видно, и отправляйте собаку на поиск по команде «Ищи!» — это заставит пса разыскивать их с помощью обоняния.
По мере освоения собакой этого навыка приступайте к ее обучению последовательному поиску и подаче 4-5 предметов, которые предварительно брошены в разные стороны. Для этого выберите ровный участок местности с густой травой и двигайтесь с собакой приблизительно посередине участка. Следом за вами в 4-6 м должен идти помощник, разбрасывающий предметы вправо и влево. На первых занятиях предметы нужно бросать на виду у собаки, которую вы посылаете на апортировку по команде «Апорт!» после каждого броска. На следующих занятиях сначала помощник разбрасывает предметы, а вы запоминаете места их падения. После этого вы направляете собаку на их поиск по команде «Ищи!» и подачу вам. Это упражнение можно выполнять и другим способом. Стоя на месте, бросьте 4-5 предметов в разные стороны, на первых занятиях — на виду у собаки. Оставаясь на середине участка, поочередно пускайте пса на поиск предметов по команде «Апорт!» и подачу их к вам.
В дальнейшем помощник, не заходя на участок, должен разбросать 4-5 предметов на расстоянии 5-10м один от другого. Через 10-15 мин посылайте собаку на обыск местности по команде «Ищи!». За каждый обнаруженный и принесенный предмет поощряйте пса лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». На одном занятии упражнение повторяйте не более двух-трех раз.
На следующем этапе обучения вырабатывайте у собаки навык поиска 4-5 предметов на местности размером приблизительно 40×70 м. Перед началом занятий помощник должен разбросать предметы по участку по схеме, указанной выше. Через 10-15 мин вы с рюкзаком подойдите с собакой к участку, остановитесь и посадите пса рядом по команде «Сидеть!». Пристегните к ошейнику длинный поводок и по команде «Ищи!» и жесту отправьте собаку на обыск местности в направлении ближайшего предмета.
Идите за псом, при необходимости контролируя его передвижения поводком. Если собака обнаружила предмет, подойдите к ней, заберите найденное, поощрите пса лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!», спрячьте найденный предмет в рюкзак. Затем снова командой «Ищи!» и жестом отправьте собаку на поиск следующего предмета и двигайтесь за ней. В случае обнаружения питомцем следующего предмета действуйте, как указано выше. Если собака, найдя предмет, не поднимает его, посадите пса по команде «Сидеть!» рядом с найденным и поощрите лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Заберите и спрячьте предмет. Затем отправьте собаку на поиск следующего предмета. Цель этого упражнения — научить пса обозначению обнаруженного предмета с помощью посадки. После окончательного выполнения упражнения по команде «Сидеть!» посадите собаку рядом, отстегните длинный поводок и пристегните короткий, а затем отправьтесь в район прогулки, где по команде «Гуляй!» отпустите пса на выгул без поводка. После 10-15-минутного отдыха повторите упражнение.
После того как собака начнет активно искать предметы, постепенно увеличивайте длину обыскиваемого участка до 90-100 м при постоянной ширине. Предметы разбрасывайте на различном расстоянии друг от друга, чтобы периодически направлять собаку туда, где их нет. Меняйте характер обыскиваемых участков местности, увеличивайте количество разбрасываемых предметов, и время от начала их разброски до пуска собаки на поиск. В конце обучения собака должна активно и заинтересованно обыскивать участок местности размером 100×50 м, самостоятельно обнаруживать предметы, поднимать их и отдавать вам либо обозначать их местонахождение посадкой.
В процессе обучения вы должны тщательно изучить особенности поведения собаки при поиске предметов, овладеть техникой управления ее движениями поводком, научиться ориентироваться на местности. При проведении упражнений окружающие условия меняйте постепенно. Упражнения повторяйте не чаще трех-четырех раз в неделю в различное время суток. Не забывайте поощрять пса за каждый обнаруженный предмет. Обыск местности проводите как по известным, так и по неизвестным для вас условиям. Количество предметов и схемы их раскладки меняйте на каждом занятии.
Возможные ошибки:
www.1001dog.com
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта