Альберто Джакометти: биография, творчество и интересные факты. Собака джакометти


Альберто Джакометти: биография и скульптуры

Он был редкой фигурой: среди самых авангардных художников Парижа он занимался искусством без заумных и оглушительных лозунгов, без эпатажа и деклараций.Альберто Джакометти Его называют одним из величайших скульпторов XX века, а Альберто Джакометти трудился, не замечая времени, забывая о сне и пище. Он любил повторять, что только в начале пути к пониманию своей модели, что у него нет ни одной готовой работы…

Сын художника

Он был почти ровесником XX века и родился в 1901 году в городке Стампе, в италоговорящей части Швейцарии. Альберто Джакометти был сыном известного художника-постимпрессиониста и с детства рос в атмосфере интереса к изобразительному искусству, причем интереса, свободного от рамок приверженности к определенному течению или стилю. Это чувство художник пронес через всю жизнь.

Но вначале он копирует живописные произведения отца и работает в его манере и в стиле фовизма. В скульптуре же он начал с работы в академической манере. После обучения в классе скульптуры женевской школы изящных искусств он совершает путешествие по Италии, а потом переезжает во Францию. Альберто Джакометти, биография которого началась в Швейцарии, почти всю жизнь проработал в мастерской на Монпарнасе в Париже, уезжая лишь на летнее время к родным.

Выбор специальности

С 1922 года он начинает обучение у скульптора Эмиля-Антуана Бурделя (1861-1929), ученика великого Родена и с перерывами занимается у него в течение 5 лет. С 1925 года рисунок и живопись становятся для Альберто Джакометти вспомогательными жанрами, а главной художественной специальностью для него отныне будет ваяние.

Париж первых десятилетий XX века – центр художественной жизни мира. В общении молодых лидеров новых течений изобразительного искусства, литературы, философии происходило оттачивание новых стилей и идей, их взаимодействие и взаимовлияние. Не смог избежать этого и Альберто Джакометти. Скульптуры того времени несут явные следы формалистических изысканий Константина Бранкузи (1876-1957) и, конечно, кубистов. Таков, например, «Торс» (1925).

Влияние примитивного искусства

В поисках неискаженной сути изображаемого авангардисты парижской школы обращали внимание на искусство народов, не испорченных цивилизацией. Выставки ритуальных масок и тотемных идолов из Африки, Океании и Южной Америки, шедевры археологических находок древнеегипетской эпохи – всё это изучалось с неизменным интересом. Пикассо, Матисс, Модильяни – художники самых разных направлений использовали подобные мотивы в живописи и скульптуре.Альберто Джакометти скульптуры

«Пара», «Женщина-ложка» (1926) – одни из самых выразительных вещей того периода у Альберто Джакометти. Соединение тотемного радикального упрощения формы, выражение мужского и женского начала в виде символов, силуэтов здесь предельно концентрируется. Эти находки художник будет использовать и в дальнейшем, но однозначно фронтальное расположение (как у этих скульптур) встречается у Джакометти редко.

Разнообразие стилей

Никогда не запирая себя в каком-то однозначном стиле, он легко менял манеру, особенно на начальном этапе. Альберто Джакометти, биография которого – постоянный и напряженный труд, в конце концов выработал свой особенный, уникальный и узнаваемый тип скульптурных изображений – удлиненные, хрупкие, с пульсирующей поверхностью фигуры, завораживающие пространство вокруг себя.Указующий человек Альберто Джакометти фото

А вначале были упрощенные до минимализма пластины, в которых признаки моделей были некардинальными изменениями рельефа: «Голова» (1931), «Ласка» (1932). Был период, когда его считали своим несомненным приверженцем сюрреалисты. «Женщина с перерезанным горлом» (1932): удивительно сильное впечатление насилия достигается препарированием объема на плоскости, когда отдельные биоморфные элементы кажутся растерзанным телом, перенесшим чудовищные метаморфозы. «Сюрреалистический стол» (1933) – мебельный элемент – композиция самодостаточных по смыслу элементов, объединенных для создания новой истории.Альберто Джакометти биография

Знаменитый «Подвешенный шар» (1931) – удивительная материализация ощущений, индивидуальных для каждого зрителя: одному грезятся эротические переживания, а другой чувствует болезненный разрез.

Но и сюрреалистический период стал проходящим. Исследование многообразия жизни, проходящей вокруг в данный момент времени, и человек в этом времени стали для художника главной темой.

Время, диктующее темы

Швейцария – нейтральная страна, но оставаться в стороне от мировой военной трагедии не удавалось никому. Дни всё так же были заполнены трудом, но масштабных и значительных работ было создано немного. Не случайно живопись и рисунок снова стали занимать больше места в творчестве Альберто Джакометти. Скульптуры буквально уменьшились – человеческие фигурки умещались в спичечный коробок. Изучая взаимодействие объёма и пространства, времени и массы, художник экспериментирует с размерами.

Эти исследования легли в основу работ, принесших мастеру всемирное признание сразу после войны. Так, самая дорогая скульптура Альберто Джакометти «Указующий человек» была создана в 1947 году. Отлитая в бронзе, высотой 180 см, эта работа мастера была продана весной 2015 года на аукционе Christie's за 141,285 млн долларов.

Признание

Главное место на выставках 1948 года в Нью-Йорке и 1950 года в Париже было отведено скульптуре, выражавшей хрупкость и беззащитность человека в мире насилия, неспособность противостоять неумолимому течению времени. Вместе с удивительными рисунками и живописными полотнами Альберто Джакометти скульптуры составляли экспозиции, которые неизменно пользовались громадным успехом.

Бюсты и фигуры, которые он безостановочно лепил со своих постоянных моделей – брата Диего и жены Аннет - не обладают сиюминутной вещественностью и реальным объемом, они кажутся выключенными из пространства, наделены смыслом, для которого неважно настоящее мгновение.

Сохраняя визуальное выражение энергии автора в виде пузырящейся фактуры, созданной неисчислимыми касаниями пальцев скульптора, они завораживают силой, похожей на энергию натянутого лука. Это почти дословно символизирует тот же «Указующий человек» Альберто Джакометти. Фото этой скульптуры с определенного ракурса – это лучник, который через секунду выпустит неумолимую стрелу.

Экспрессионизм в живописи

Рисунки и живопись Джакометти – это не подготовительный этап для будущих объемных работ, хотя в них и чувствуется взгляд скульптора. Портрет или фигура моделируются множеством контуров. Особенно характерно для Джакометти использование двух контрастных по цвету линий. Рисунок выглядит как сложная сетчатая структура, обладающая почти трехмерным эффектом, при этом каждая линия точна и уместна.

Живописные произведения Джакометти и его скульптуры роднит не только умелое использование объема, не только характерное удлинение изображенных фигур и лиц, но и та невиданная энергия, те эмоции, которые излучает каждая вмятина на поверхности скульптуры, каждый штрих рисунка и каждый живописный мазок. Не случайно художник иногда расписывал свои скульптуры.

Анималист

Около его «Собаки» (1951) любят спорить знатоки-кинологи, определяя её породу, ведь, несмотря на непривычные пропорции, она выглядит удивительно натуралистично. И некоторые специалисты уверены в иллюстративной точности выполненной Альберто Джакометти скульптуры. Фото собаки породы афганская гончая предлагается ими как абсолютное доказательство.Альберто Джакометти скульптуры фото

Когда об этом спрашивали самого художника, он отвечал, что «Собака», так же как и «Кот» и даже «Паук», - это всего лишь его автопортреты.

Главное – человек

Его сюжеты, особенно позднего периода, разнообразны: он писал натюрморты, пейзажи, животных. Но главная тема была одна, именно ей служили живопись и скульптура Альберто Джакометти. «Указующий человек», «Шагающий человек» (1960), «Человек, пересекающий площадь» (1947), «Человек, который идет под дождем» (1949)... Его статуи выражали людскую уязвимость, стояли, всматриваясь в текущее время, пробирались через узкие щели разных измерений, иглами прокалывали пространство.Альберто Джакометти фото

Он и сам привлекал людей, он сам был выразителен и красив – Альберто Джакометти. Фотографии запечатлели его величественное лицо, его мудрый, всепонимающий взгляд, фильмы рассказывают о доброй силе, излучаемой им и не угасшей до самого конца его пути.

Причина для внимательного взгляда

Его произведения - одни из самых ценимых в материальном выражении. «Указующий человек» Альберто Джакометти, фото с которым заполонили интернет весной 2015 года, как и «Большая голова Диего», (1954) и «Шагающий человек» в 2010-м, поставил рекорд по стоимости на торгах произведениями искусства.Скульптура Альберто Джакометти Указующий человек

Кроме всего прочего это лишний повод внимательней всмотреться в его творения, чтобы ещё раз удивиться, каким бывает искусство, каким бывает человек.

fb.ru

Альберто Джакометти: жизнь и творчество самого «дорогого» скульптора XX века

Альберто Джакометти: жизнь и творчество самого «дорогого» скульптора XX века

В наше время повсеместной монетизации искусство и творчество, как и любые другие сферы деятельности человека, стали нередко оцениваться по их материальной стоимости. С этой точки зрения самым «дорогим» и востребованным скульптором XX века стал великий и неповторимый Альберто Джакометти, чьи работы до сих пор остаются предметом споров и дискуссий ценителей скульптуры и искусствоведов по всему миру.

Сложно встретить человека, которого работы Альберто Джакометти оставят равнодушным, не вызвав трепетного восторга или резкого негатива. Так что же вдохновило мастера на создание столь неординарных скульптур и в чем секрет легендарного Альберто Джакометти?

Краткая биография скульптора

Альберто Джакометти (10 октября 1901 года — 11 января 1966 года) был швейцарским скульптором, художником и мастером гравюры. Он родился в южной альпийской долине Граубюнден Валь Брегалья старшим из четырех детей Джованни Джакометти, знаменитого художника-импрессиониста и Аннетты Джакометти-Стампа. Наблюдая за яркой творческой жизнью знаменитых родителей, Альберто с раннего детства начал интересоваться художественным искусством, что, безусловно, сыграло важную роль в развитии его карьеры.

Джакометти родился в городе Боргоново, который теперь является частью муниципалитета Швейцарии, однако расположен недалеко от итальянской границы. Он был потомком протестантских беженцев, спасающихся от инквизиции. Все четверо детей семьи добились выдающихся успехов. Альберто проходил обучение в Женевской школе изобразительных искусств. Его братья Диего (1902-85) и Бруно (1907-2012) также станут артистами. Кроме того, вместе с ними выросла Заккария Джакометти, позднее профессор конституционного права и канцлер Цюрихского университета, осиротевшая в возрасте 12 лет в 1905 году.

В 1922 году он переехал в Париж, чтобы учиться у скульптора Антуана Бурделле. Именно там Джакометти экспериментировал с кубизмом и сюрреализмом и стал одним из ведущих скульпторов-сюрреалистов. Среди его партнеров были Миро, Макс Эрнст, Пикассо, Брор Хьорт и Балтус.

Альберто ДжакометтиФото: источник

В период с 1936 по 1940 года Джакометти сконцентрировал свое творческое внимание на изображении головы и лица человека, сосредоточившись на взгляде. В качестве моделей Джакометти выбирал близких и хорошо знакомых ему женщин. В частности, ему позировала сестра и художница Изабел Роустхорн, известная под псевдонимом Изабель Дельмер. На ранних этапах творческого пути он создал серию скульптур, изображающих лицо художницы. За этим последовала фаза, в которой его статуи Изабеллы вытянулись и истончились, а конечности скульптур заметно удлинились. Одержимый созданием своих скульптур, благодаря своему уникальному взгляду на реальность, Джакометти часто вырезал до тех пор, пока они не становились такими же тонкими, как гвозди, и не уменьшились до размера пачки сигарет. Увлекшись творчеством, автор замечал это только на финишных этапах работы, что порой приводило его самого в ужас. Лучший друг скульптора однажды сказал, что если Джакометти решит вылепить вас, «он сделает вашу голову похожей на лезвие ножа».

Сильное влияние на творческий подход скульптора оказали перемены в его личной жизни. После его брака с Аннет Арм в 1946 году его крошечные скульптуры стали больше, но чем крупнее они становились, тем они становились и тоньше. Джакометти однажды сказал, что конечный результат его работы отражает ощущение, которое он испытывал, когда смотрел на любимую женщину.

В 1958 году Джакометти попросили создать монументальную скульптуру для здания банка Chase Manhattan Bank в Нью-Йорке, который в то время только начал строительство. По словам его биографа Джеймса Лорда, несмотря на многочисленные перформансы и реализованные амбициозные проекты, он «никогда не бывал в Нью-Йорке и ничего не знал о жизни в быстро развивающейся столице небоскребов и машин». Работа Джакометти над проектом привела к появлению четырех фигур женщин — его самых больших скульптур под названием Grande femme от I до IV (1960). Однако их установка таки и не была совершена, потому что Джакометти был недоволен отношениями между скульптурой и интерьером банка, и в конце концов отказался от проекта.

В 1962 году Джакометти был удостоен главного приза за скульптуру на Венецианской биеннале, а награда принесла ему всемирную известность. Даже когда он достиг популярности и его работы пользовались большим спросом, он все еще переделывал модели, часто уничтожая их или откладывая в сторону, чтобы вернуться к доработке годами позже.

В последние годы жизни и работы Джакометти его скульптуры были показаны на ряде крупных выставок по всей Европе. Пребывая на волне международной популярности и признания, и, несмотря на ухудшающееся здоровье, в 1965 году он отправился в Соединенные Штаты на выставку своих работ в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Жизнь Джакометти была наполнена творческими идеями и планами. Параллельно со скульптурами мастер занимался живописью. При жизни его картины и рисунки не получили должного признания, однако после смерти многие из них попали в значимые каталоги мирового искусства и выставляются в музеях по всему миру. В качестве своей последней работы он презентовал текст книги «Paris sans fin» — последовательность из 150 литографий, содержащих воспоминания обо всех местах, где он жил.

«Дорогая красота» — 7 знаменитых работ Альберто Джакометти

Начало творческого пути мастера сопровождалось созданием реалистичных скульптур, однако всемирную известность скульптору принесли его работы, выполненные в стиле сюрреализма и кубизма. Большое влияние на его творчество оказал длительный период изучения искусства Древней Греции, Африки, Океании и древней Америки. Также нельзя не отметить некоторую депрессивность знаменитых скульптур Альберто Джакометти, что, безусловно, связано с особенностями его личности. Вытянутые, тонкие и хрупкие на первый взгляд скульптуры заставляют задуматься об изолированности и одиночестве личности в мире. Сам автор стремился задействовать пустоту и пространство в качестве основного материала скульптурной композиции. Именно такая необычная техника принесла мастеру мировую славу и сделала его работы самыми дорогими за всю историю проведения аукционов.

«Композиция (Мужчина и женщина)» (1927)

Работа выполнена в стиле кубизма и состоит из большого количества отдельных деталей различной формы. Сами элементы напоминают промышленные конструкции или отдельные части музыкальных инструментов.

Авангардная скульптурная композиция строится вокруг ребристой поверхности, которая присутствует во многих работах мастера. Задумка скульптора сводится к отображению сложного и не всегда понятного танца женского и мужского начала. Круглые и овальные детали традиционно ассоциируются с женской фигурой, в то время как ровные прямоугольные элементы символизируют мужское начало.

Композиция (Мужчина и женщина) (1927)Фото: источник

«Подвешенный шар» (1931)

Лаконичная скульптура представлена сочетанием сферической фигуры и серповидного элемента, парящими в воздухе. Скульптура стала воплощением сюрреализма и вызывает различные ассоциации у зрителей – от концентрации агрессии до эротических фантазий. Именно эта скульптура принесла Альберто Джакометти широкое признание среди коллег талантливых скульпторов и художников. В частности, она произвела сильное впечатление на таких мэтров мирового искусства, как Андре Бретон и Сальвадор Дали.

Подвешенный шар (1931)Фото: источник

«Невидимый объект» (1934)

К 1934 году в творчестве автора наступил этап зрелости. Уйдя от сюрреализма, мастер вернулся к традиционному изобразительному искусству. При этом Джакометти сохранил свой совершенно неповторимый стиль и приверженность к задействованию пустоты в скульптурной композиции. Работа «Невидимый объект» изображает фигуру девочки, закованную в ровную металлическую раму.

Центральная часть скульптуры представлена невидимым объектом, который девочка как бы ощупывает руками. Созерцая работу, фантазия зрителя дополняет ее пространственным изображением невидимого образа. Работа положила начало целой серии скульптур, в которых мастер использовал схожую технику и максимально задействовал фантазию и воображение зрителей.

Невидимый объект (1934)Фото: источник

«Рука» (1947)   

Одним из последних циклов творчества скульптора стала серия объектов в невесомости, которые как-бы парят в воздухе, растворяясь в пространстве. Апогеем этой творческой цепочки стала работа «Рука», которая изображает изможденную, тонкую руку человека, протянутую «в никуда». На создание столь противоречивой скульптуры мастера натолкнули размышления о жестокости и несправедливости Второй мировой войны, которая в те годы сотрясала всю Европу.

Рука (1947)Фото: источник

«Человеческая голова на пьедестале» (1949-1951)

Одновременно страшным и великолепным произведением скульптурного искусства можно считать работу Джакометти «Человеческая голова на пьедестале». Скульптура изображает голову человека, зависшую в пространстве и издающую немой крик. Идея создания этой скульптуры пришла к мастеру еще в ранней молодости, когда он совершал свое первое путешествие по Италии. Во время поездки на его глазах внезапно умер попутчик, и мучительная картина его смерти преследовала скульптора долгие годы, пока не вылилась в его творчестве.

Человеческая голова на пьедестале (1949-1951)Фото: источник

«Собака» (1951)

Сильнейшее скульптурное произведение «Собака» было создано Джакометти еще в молодости и выполнено из гипса. В 1951 году мастер отлил скульптуру в бронзе, подарив ей вторую жизнь. Работа изображает худую, изможденную голодом старую собаку, которая совершает шаги из последних сил, понуро опустив голову. Примечательна эта работа еще и тем, что сам автор на протяжении всей жизни называл ее своим автопортретом.

Собака (1951)Фото: источник

«Шагающий человек I» (1960)

Несомненно, самая знаменитая скульптура Джакометти и самая дорогая в истории человечества — «Шагающий человек I», стала квинтэссенцией всего творческого пути мастера. Фигура представляет вытянутого, худого и совершенно обнаженного безликого человека, шагающего вперед. Сам автор писал, что на создание этого шедевра его вдохновило созерцание толпы, в которой он видел лишь призраки и тени людей, скованных своей болью и одиночеством. Человек совершает шаг, но его ноги влиты в мостовую, как расплавленный металл. Именно в тяжести человеческого пути кроется глубокий смысл и суть произведения.

Шагающий человек I (1960)Фото: источник

Примечательна эта скульптура и тем, что изображение ее можно найти на ста франках. В 2010 году на аукционе Sotheby’s фигура “Шагающий человек” Джакометти была продана за рекордную сумму в 103,9 миллионов долларов.

источник обложки

www.gessostar.ru

Человек шагающий: 7 шедевров Альберто Джакометти

С 1922 года Джакометти жил и работал в Париже, где подружился Андре Бретоном, Луи Арагоном, Пабло Пикассо, Хуаном Миро, Максом Эрнстом и другими. На протяжении трёх лет он учился в студии Эмиля Бурделя – воспитанника Огюста Родена. Во Франции он заинтересовался проблемой соотношения в скульптуре массы и пространства, которую пытался решить, создавая так называемые "скульптуры в клетке".

Ранние работы Джакометти выполнены в реалистичной манере, однако позже он переключился на конструкции наподобие объёмных коллажей, а также испытал влияние сюрреализма и кубизма. На протяжении нескольких лет он изучал искусство Древней Греции, Африки, Океании и древней Америки, что впоследствии подтолкнуло его к созданию знаменитых на весь мир тонких фигур, выражающих характерное для французского авангарда чувство изолированности личности. В 1927 году работы скульптора были представлены в Салоне Тюильри, а пять лет спустя состоялась его первая персональная выставка. С началом оккупации Франции Джакометти отправился в Женеву и вынужден был оставаться в Швейцарии до конца войны.

В 1945 Джакометти вернулся в Париж и активно включился в художественную жизнь французской столицы. Участие в групповых выставках, персональные ретроспективы, а также дружба с Жаном Полем Сартром и Жаном Жене, которые посвятили его творчеству несколько статей, принесли скульптору широкую известность в Европе. В послевоенный период сложился устойчивый стиль мастера, определивший его место в искусстве XX века, - в сильно вытянутых фигурах, буквально разрезающих собой пространство, Джакометти нашёл точное решение проблемы дематериализации объекта со смещением акцента на пустоту. Ближе к концу жизни Джакометти отдавал предпочтение живописи.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку самых известных произведений одного из главных скульпторов XX века.

"Композиция (Мужчина и женщина)" (1927)

Многие кубистические композиции Джакометти выстроены вокруг ребристых форм, будто спаянных из параллельных планок. Данная скульптура вызывает ассоциации не то с деталями промышленных конструкций неизвестного назначения, не то с музыкальными инструментами. Округлые (женские) формы находятся в состоянии непрерывного взаимодействия с прямоугольниками, символизирующими мужское начало – вместе они образовывают нечто вроде вечного двигателя.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Подвешенный шар" (1931)

В этой знаменитой сюрреалистической конструкции сферический объём с выемкой, раскачиваясь на нити, касается серповидной формы, вызывая острые осязательные ощущения у зрителей. Довольно агрессивная работа, исполненная чистого эротизма, произвела сильное впечатление на Андре Бретона и Сальвадора Дали.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Невидимый объект" (1934)

В 1934 Джакометти порвал с кружком сюрреалистов, обратившись к изобразительной традиции. В этом году им было создано одно из этапных произведений, в котором он круто поменял направление поисков, сохранив при этом тему "незримых" образов. Сильно вытянутая по вертикали бронзовая фигура девочки вписана в узкую раму, закреплённую на низком пьедестале на колесиках. Её неустойчивое равновесие парадоксальным образом поддерживается накренившимся сиденьем и "падающей" планкой у ног, а руки зависают в воздухе, словно нащупывая отсутствующий предмет.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Рука" (1947)

"Как-то я смотрел на портфель, лежащий на стуле в комнате. Мне и впрямь показалось, что этот предмет не только одинок, но обладает неким весом, или скорее отсутствием веса, что мешает ему воздействовать на другой предмет. Портфель был одинок настолько, что у меня сложилось впечатление, что, если поднять стул, портфель останется на своем месте. У него были собственный вес, собственное место и даже собственная тишина". Так скульптор начал работать над "невесомыми" объектами, которые «растворялись» бы в пространстве. Одним из самых ярких произведений, которые мастер выполнил в ходе своих изысканий, стала поразительно тонкая, измождённая, тающая в пространстве рука - результат рефлексии Джакометти на тему ужасов Второй мировой войны.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Человеческая голова на пьедестале" (1949-1951)

В 1921 году, во время путешествия по Тиролю, Джакометти стал свидетелем внезапной смерти своего случайного спутника. "Человеческая голова на пьедестале (или на стержне)" - запрокинутая, посылающая немой крик в пустоту, стала воплощением мучительного воспоминания скульптора об этом эпизоде.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Собака" (1951)

Худую, нервную, готовую сорваться с места собаку, Джакометти создал в первые годы жизни в Париже, но в бронзе отлил её лишь в 1951 году. Прессе и друзьям он говорил, что эта работа – его автопортрет. Позже им была создана такая же кошка.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Шагающий человек I" (1960)

"Когда я… видел людей, проходящих по улице, я представлял их узкими вытянутыми фигурами, которые я находил удивительными, но для меня было невозможным представить их в натуральную величину. На расстоянии они становятся не более чем призраками. Если тот же человек подходит ближе, это уже другой человек. И если он подходит слишком близко… я уже не могу видеть его по-настоящему", - рассказывал Джакометти о своих "призрачных" фигурах.

"Человек…человеческая особь…свободная личность…Я… палач и жертва одновременно… одновременно охотник и добыча… Человек - и одинокий человек - утративший связь - в полуразрушенном страдальческом мире - кто ищет себя - начиная с нуля. Изнурённый, измученный, худой, голый. Бесцельно блуждающий в толпе. Человек, беспокоящийся о человеке, терпящем террор от человека. Самоутверждающийся в последнее время в иератической позиции высочайшей элегантности. Пафос предельного изнемождения, личность, утратившая связь. Человек у столба своих противоречий больше уже не жертвующий собой. Сгоревший. Ты прав, дорогой друг. Человек на мостовой как расплавленное железо; он не может поднять своих тяжелых ног. Начиная с греческой скульптуры, с Лорана и Майоля человек горел на костре! Это несомненная правда, что после Ницше и Бодлера ускорилось разрушение ценностей…Они рыли вокруг него, его ценностей, влезали под кожу и всё ради того, чтобы накормить огонь? Человек не только ничего не имеет, он не является ничем большим чем его Я", - так описывал суть скульптуры писатель Франсис Понж в статье "Размышления о статуях, цифрах и картинах Альберто Джакометти" (1951).

В феврале 2010 года одна из самых узнаваемых скульптур XX века была продана на аукционе Sotheby's за рекордную сумму в 103,9 миллиона долларов.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Вечный идол: 15 шедевров Огюста Родена

Авангард в действии: 3 главные творческие стихии Ман Рэя

vm.ru

Стена отчуждения руками Альберто Джакометти

В серой крепости одиночества, за каменной стеной отчуждения, в осаде страха и непонимания – приблизительно такими мрачными аллегориями можно наиболее точно охарактеризовать творчество Альберто Джакометти (1901-1966 гг).

Стена отчуждения руками Альберто Джакометти — фото 1

Неприятие окружающего мира, его порядков и навязываемых условностей – пропуская через себя весь спектр этих эмоций, Джакометти создавал скульптурные композиции, полные невесомости, — скорее тени, чем трехмерные реалии. Чтобы еще больше подчеркнуть их обособленность, мастер заключал некоторые свои работы в клетки – тонкие каркасные конструкции, призванные визуально изолировать то небольшое пространство, в котором обречены вечно покоится его шедевры.

Стена отчуждения руками Альберто Джакометти — фото 2

Одиночество в толпе – одно из самых сильных и тяжелых ощущений, в равной степени переживаемое гением и обычным современным человеком. Скульптурная группа «Три идущих человека» наполнена нервным напряжением и потерянностью, где отчетливо сквозит понятный нам страх перед неуверенностью в завтрашнем дне.

Стена отчуждения руками Альберто Джакометти — фото 3

Окончательно невозможное и страшное одиночество смерти – «Рука» Джакометти, созданная скульптором по реально уведенной во время войны картине оторванной человеческой руки. Эта «Рука» может заставить содрогнуться самых толстокожих материалистов и отвести в сторону глаза более ранимых и впечатлительных идеалистов.

Стена отчуждения руками Альберто Джакометти — фото 4

Сын художника, брат художника и дизайнера, друг и ученик знаменитых мировых мастеров, швейцарец итальянского происхождения — Альберто Джакометти не испытывал видимого одиночества. Но совершенно об обратном свидетельствуют его работы и собственные высказывания. «Моя душа, бесприютная и неприкаянная…» — так ощущал мастер одно из лучших своих творений – бронзовую собаку, созданную в 1951 году.

Стена отчуждения руками Альберто Джакометти — фото 5

Кинологи до сих пор спорят о породе животного, взятого Джакометти за основу, но природа чувств, послуживших отправной точкой создания этой скульптуры понятна. Изможденный силуэт собаки — тщетность поиска и безысходность бытия – результат влияния экзистенциализма, приверженцем которого стал художник во второй половине своего творчества.

Стена отчуждения руками Альберто Джакометти — фото 6

Одиночество — не это ли обязательный удел и неизбежная обитель настоящего гения. Можно спорить до хрипоты о критериях гениальности и «компетентно заявлять» «аргументированное мнение», но факт всегда остается фактом, а эпилог намного любопытнее пролога.

Эпилогом же творчества швейцарского мастера стало не только официальное признание в 1962 году на Венецианской биеннале, где Джакометти был объявлен лучшим скульптором современности, но и все возрастающее внимание к его работам, отражающееся в невероятно высокой их стоимости на мировых аукционах.

Стена отчуждения руками Альберто Джакометти — фото 7

Последнее свидетельство тому – финал торгов Sotheby’s 2010 года, откуда «Шагающий человек» Джакометти «ушел» за $104,3 млн,   немного обогнав предыдущего лидера — полотно Пабло Пикассо "Мальчик с трубкой", проданного в 2004 году за $104,1 млн, и став, таким образом, самым дорогим шедевром современного искусства в истории человечества, когда-либо выставляемого на публичные торги.

monemo.ru

биография, творчество и интересные факты :: SYL.ru

"…Когда вы смотрите на искусство, сделанное другими людьми, вы видите только то, что вы должны видеть в нем", - это высказывание автора необычных скульптур – Альберто Джакометти. Что же мы должны увидеть в его работах? Печальные, вытянутые силуэты людей словно сошли со страниц произведений Камю, одиноко бредущие по пустому миру. Они скорее похожи на пришельцев, порой не имеют определенного облика.

Биография

Альберто Джакометти родился в 1901 году в небольшой деревушке Стампа на границе Швейцарии с Италией. Его отец - известный художник-постимпрессионист, брат отца Аугусто также был художником. Любовь к изобразительному искусству будущий гений впитал с юных лет. В семье были рады, что сын проявляет интерес к отцовскому занятию. А юное дарование с радостью относилось к своему открытию, что каждый предмет можно изобразить на бумаге. Ему нравилось копировать работы отца, попытался сам работать в его манере. Приверженности к определенному стилю у Альберто не было, это проявилось во всей его жизни.альберто джакометти биография

Скульптуре Альберто Джакометти учился в школе художеств и ремесел в Женеве. В 1920 году отец взял юношу в Италию на XIV биеннале в Венеции. Здесь Альберто открывает для себя великих мастеров: Джотто, Чимабуэ. Он ходит по музеям, церквям, бродит по развалинам Помпеи. Знакомится с мозаиками Сан-Марко, видит стены Колизея. Здесь идет становление личности Джакометти.

В Париже

В 1922 году вместе со своим младшим братом Диего Альберто едет в Париж, где пройдет вся его жизнь. Братья зарабатывали себе на пропитание, изготовляя подсвечники, вазы, часы и даже мебель. Спустя время критики окажутся перед дилеммой: считать эти вещи предметами быта или произведениями искусства.

Первым учителем Альберто стал русский скульптор Александр Архипенко, давший понимание ученику, что такое пустота в скульптуре и что она также придает форму. Далее три года Джакометти, учась на курсах Антуана Бурделя, нашел больше ожидаемого. Он заражен жаждой динамизма. Постепенно на второй план уходят рисунок и живопись, главной специальностью, выбранной на всю жизнь, будет ваяние.

Африканское искусство

1925 год - время увлечения африканским искусством. Скульптуры Альберто Джакометти по африканским мотивам совершенны и, как считал автор, более реалистичны, чем римские бюсты. Авангардисты парижской школы считали, что необходимо обращать внимание на настоящее народное искусство государств, не испорченных цивилизацией, таких как страны Африки и Океании.альберто джакометти картины

На протяжении нескольких лет внимание Альберто также привлечено к изучению искусства этих стран, что подтолкнуло его к созданию известных всему миру тонких фигур, которые во французском авангарде определяются как чувство изолированности личности. Его постоянный поиск в выработке своего уникального и узнаваемого типажа скульптур нашел свое отражение в удлиненных и хрупких фигурах. Пробы в этом жанре получились удачными.

"Женщина-ложка" - первая работа Джакометти. Основой скульптуры была ложка, участвующая в церемониях африканского племени. Ложка - это чрево женщины, то есть в этом племени она сделана в виде женщины. Джакометти, выполняя скульптуру, придает ей свой смысл - "Женщина в форме ложки".

Разнообразные стили

Ступени, которыми Альберто шел к своей вершине, своему стилю, были от кубизма и абстракции к сюрреализму. Ему свойственно было начинать изучать предмет. После получения результата он его больше не интересовал. В дневнике Альберто так и записал: "Как только я понял механизм абстрактной композиции, она меня больше не интересовала". Сюрреализм увлек Джакометти. Он создает сборные конструкции, которые двигаются в пространстве. "Время следов" - подвижный, но безмолвный сюрреалистический объект.

Будучи натурой разносторонней, Альберто никогда не запирал себя в одном стиле. Он не был скульптором, который иногда рисовал. Он был и тем, и другим. Рисунки и эскизы у него не наброски. Это вполне самостоятельный жанр Альберто Джакометти. Если это полотна, то они выдержаны в черных и серых тонах и очень напоминают его скульптуры, такие же хрупкие шеи и удлиненные фигуры. Как ни пытался Джакометти вносить в полотна другие цвета, это не получалось. Во время работы цвета палитры как бы устранялись сами собой, оставляя только серый.альберто джакометти

Новые работы и новые темы

В 1927 году в Салоне Тюильри были выставлены к обозрению работы скульптора. А первая в жизни Джакометти выставка состоялась в 1932 году, на которой были такие работы, как «Подвешенный шар» (1931). Она, как никакая другая, вызывала материализацию ощущений. Эта агрессивная, исполненная эротизма работа произвела сильное впечатление на Сальвадора Дали. Были и другие работы, построенные вокруг ребристых форм. К примеру "Мужчина и женщина" (1927), где округлые (женские) формы взаимодействуют с прямоугольными формами, символизирующими в данной композиции мужское начало.

Прошел в творчестве Джакометти и сюрреалистический период. Ему стали интересны темы, связанные с происходящим в данный момент в жизни человека.

Работа во время войны

Отъезд в Женеву был связан с началом войны и оккупацией Франции. В Швейцарии Джакометти оставался до ее конца. Мастерская Альберто Джакометти на долгие годы стала и его домом, и его рабочим местом. Масштабных скульптурных работ в этот период было сделано немного.

Он больше занимается рисунком и живописью. Но о скульптуре не забывает. Он начинает эксперименты с размерами, изучает взаимодействие объема и пространства. Некоторые его работы уменьшились до размеров спичечного коробка. Но были и такие, которые спустя годы на аукционе продавались за неимоверные деньги. К таким работам можно отнести скульптуру Альберто Джакометти "Указующий человек". Отлитая в бронзе высотой 1.8 метра была продана за 141,285 млн долларов на аукционе Christie's в 2015 году.человек указующий альберто джакометти

Известность

Возвращение Альберто в Париж в 1945 году буквально с первых дней включает его в бурлящую столичную жизнь. Он принимает участие в выставках. Статьи о творчестве талантливого скульптора, написанные его друзьями Жене и Сартром, принесли Джакометти известность. Участвуя в выставках в Нью-Йорке и Париже, он представил публике скульптуру, выражающую незащищенного человека в мире с господствующим насилием и невозможность противостояния этому течению времени.

Эпоха, в которой создает свои работы Альберто Джакометти, характеризуется всеобщим чувством неопределенности, но он точно улавливает дух времени и говорит, что его цель - зафиксировать человека современности. Фигуры и бюсты со своих близких, брата и жены, все время совершенствуются и подтачиваются. Они как бы выключены из пространства, но наделены смыслом, понятным автору. Он пытается донести этот смысл зрителю. Пузырящаяся фактура лепки сохраняет энергию скульптора, энергию натянутого лука. Так, если взглянуть на его "Указующего человека" с определенного ракурса, то можно увидеть символизм его вытянутой руки - это лучник, готовый выпустить стрелу.

Немного о живописи

Наряду с удивительными скульптурами, на выставках успехом пользуются графика и картины Альберто Джакометти. Рисунки и живопись не были чем-то вроде набросков к скульптурам. Это были целостные произведения, хотя в этих работах просматривался взгляд скульптора. Каждая линия рисунка была точна и уместна. Живопись, рисунки и скульптуры Джакометти роднит невиданная энергия автора, его работы узнаваемы.мастерская альберто джакометти

Как и в скульптуре, на живописных его портретах фигурируют близкие ему люди: его жена Аннет и брат Диего. В 1954 году был написан один из лучших портретов "Диего в рубашке-шотландке (Diego en chemise écossaise)". В нем художник изменил своему монохромному серому цвету. Здесь используются оттенки красного в лице, руках и клетке на рубашке. Для создания иллюзии трехмерности пространства картина помещена в еще одну рамку, что смотрится выигрышно.

Человек - главная тема творчества

Поздний период творчества Джакометти определяется разнообразием сюжетов. Это картины, натюрморты, скульптуры. Но красной нитью по его творчеству проходила тема человека. Это известные всему миру шедевры, выполненные скульптором. "Человек, пересекающий площадь" (1947), о котором Джакометти говорит, что фигура может быть как штрихи, с бесконечно вытянутыми силуэтами. Главное, она должна читаться «в лоб».

"Человек, который идет под дождем" (1949), энергично расталкивает окружающее пространство, прокладывая себе путь. Все это читаемо в тонком силуэте. Или в своем "Шагающем человеке" Альберто Джакометти дает символичный образ человека, замершего в полушаге, но готового ступать дальше, идти к своей цели. Все его люди-статуи выражали уязвимость, всматривались в текущее время, ища защиту своей обнаженной душе.альберто джакометти шагающий человек

По большей части живя в Париже, Джакометти постоянно наведывался к себе домой, в городок Бергель в горах Баунбюрдена. Но где бы он ни был, он никогда не прекращал работать. Его младший брат Бруно рассказывал, что Альберто часто гостил у него. И всякий раз перед его приездом жена Бруно принималась прятать фигурки Джакометти, расставленные по квартире. Она боялась, что, увидев скульптуры, Альберто достанет свой знаменитый резец и начнет их доделывать и улучшать, ведь он считал, что готовых произведений искусства не бывает.

Наследие Джакометти

Скульптор, живописец, рисовальщик, гравер - все в одном человеке. Его работы эксцентричны, узнаваемы. Это искусство на все времена. Так, по крайней мере, считают в музее Цюриха, где находится основная часть наследия Джакометти. Уже при жизни он сумел добиться заметного успеха. Первая его выставка состоялась в 1962 году как раз в Цюрихском музее Кунстхаус.

скульптура шагающий человек альберто джакометти

Сегодня его фигурки украшают экспозиции ведущих музеев мира. А одна из них, самая значимая скульптура "Шагающий человек" Альберто Джакометти, увековечена на банкноте в 100 швейцарских франков, а на другой его стороне - портрет самого художника.

В настоящее время произведения великого скульптора считаются самыми ценными не только по своему содержанию - велика и их цена на аукционах. «Указующий человек» Альберто Джакометти, как и «Большая голова Диего» (1954), и «Шагающий человек» в 2010-м, поставили рекорды по стоимости на торгах.

www.syl.ru

Первая выставка Джакометти и Пикассо открылась в Париже :: Впечатления :: РБК.Стиль

Первая выставка Джакометти и Пикассо открылась в Париже

© museepicassoparis.fr

Автор Дарья Горшкова

06 октября 2016

Два гения XX века и их дружба, сложившаяся несмотря на 20 лет разницы в возрасте, — предмет, который в Музее Пикассо исследуют на примере более чем 200 работ, занявших два этажа. В магии цифры «2» и сильных сторонах этой выставки разобрался «РБК Стиль».

Два года назад, в октябре 2014-го, Музей Пикассо открылся после пятилетней реновации: в здании Hôtel Salé на Rue de Thorigny оказались 5 тыс. работ испанского кубиста, прежде томившиеся в хранилище или разъезжавшие по выставкам. И с тех пор художника здесь рассматривают со всех сторон, то празднуя 30-летие музея, открывшегося в Париже в 1985 году, то изучая Пикассо в первую очередь как скульптора. Новая выставка «Пикассо — Джакометти» в некотором смысле вытекает из предыдущей, только теперь его сравнивают с одним из величайших авторов XX века — для этого в коллекцию музея внедрены десятки работ из Фонда Джакометти и других частных собраний.

Альберто Джакометти. «Собака», 1951 Пабло Пикассо. «Коза», 1950

© museepicassoparis.fr

Кроме таких шедевров, как «Собака» (1951) Альберто Джакометти (у Пикассо в то же время появляется во многом идентичная ей скульптура козы), здесь есть и совсем новый для зрителя материал: документы, скетчи, записные книжки — все, что выявляет уважительные отношения двух мастеров, познакомившихся в 1931 году. О том, что Пикассо и Джакометти хорошо общались и питали большой интерес к творчеству друг друга, известно далеко не всем: особое внимание зрителей на это решила обратить директор Фонда Джакометти и куратор выставки Катрин Гренье. Два художника никогда не прекращали обмениваться своими идеями, однако, как говорила она изданию LaPresse.ca, Пикассо и Джакометти, «используя одни и те же источники, приходили к совершенно разным формам». 

Среди 200 с лишним экспонатов, которые будут доступны гостям выставки до начала весны, есть и «Женщина, бросающая камень» (1931) Пабло Пикассо, и его «Фигуры на берегу моря (Поцелуй)» того же года, а еще — «Портрет Доры Маар» (1937), «Три фигуры под деревом» (1907)​ и многие другие полотна кубиста, вступающие с работами Альберто Джакометти в диалог.  Пабло Пикассо. «Автопортрет», 1901

© museepicassoparis.fr

Альберто Джакометти. «Автопортрет», 1921

© museepicassoparis.fr

Пабло Пикассо. «Обнаженная в красном кресле», 1929

© museepicassoparis.fr

Альберто Джакометти. «Женщина с перерезанным горлом», 1932

© museepicassoparis.fr

Пабло Пикассо. «Портрет Доры Маар», 1937

© museepicassoparis.fr

Альберто Джакометти. «Стоящая женщина», 1958

© museepicassoparis.fr

Пабло Пикассо. «Женщина, бросающая камень», 1931

© museepicassoparis.fr

Альберто Джакометти. «Висящий шар», 1930-1931

© museepicassoparis.fr

Выставка «Пикассо — Джакометти» в парижском Музее Пикассо открыта с 4 октября до 5 марта 2017 года. 

style.rbc.ru

Альберто Джакометти | Artifex.ru

Непосвященный, услышав имя Альберто Джакометти (Alberto Giacometti, 1901-1966), легко нарисует в воображении томный итальянский полдень, красочную живопись с прозрачными полутонами и утонченными женскими фигурами на фоне виноградников. Для них разочарование наступит быстро: Джакометти родился в Швейцарии и большую часть жизни провел именно там.

К тому же в его сюрреалистичной, порой пугающей манере не оставалось места для нежности – сжатые до предела, скупые формы скульптур беспощадны в своей выразительности. Творчество мастера было по достоинству оценено теми, кто столь же остро ощущал обособленность человека и его бесприютность. Экзистенциальные авангардные формы до их пор хранят это впечатление.

 

Любовь к искусству Альберто впитал с юных лет. Воспитываясь в семье художника, он потянулся к творчеству очень рано. Никто не собирался ограждать мальчика в его начинаниях, напротив, родители были счастливы видеть его интерес к отцовскому занятию. Дом был буквально пропитан атмосферой творчества, каждый предмет хранил отпечаток увлеченности хозяев искусством, и это создавало самую благоприятную обстановку для развития юного таланта. Даже позднее, уже исполненный совсем иных, менее радужных взглядов на жизнь, Альберто вспоминал, каким наслаждением было для него в детстве сознавать, что можно изобразить любой предмет, передать его черты на бумаге. Стараясь удержать это чувство, он с энтузиазмом погрузился в изучение академического рисунка, копируя шедевры старых мастеров по книгам из обширной отцовской библиотеки.

Юность, время надежд, светлые годы… Поездка в Италию, призванная познакомить двадцатилетнего Альберто с подлинным искусством, вместо восторга принесла ему первые разочарования. Именно там он осознал, как ничтожны его собственные усилия в попытках изобразить реальный мир со всеми его скрытыми движениями и порывами. Быть может тогда, в совсем нежном возрасте, и началась его болезнь – не телесная, но душевная, заключавшаяся в невозможности приблизиться к идеалу. Выразить то, что нельзя описать словами, - вот чему отныне была посвящена его жизнь. Вряд ли кто-то другой стремился к этому в скульптуре с таким неистовством и столь неистощимой энергией созидания. Гармония, пластичность, классические пропорции – все это было обречено, сброшено как лишние одежды, ненужной шелухой закрывавшие образ действительности. Но долгие годы понадобились, чтобы замыслы вызрели, а глаза и руки обрели уверенность.

В Париж, гремящий и разнузданный, с многообразием типажей и фактур, Джакометти прибыл, чувствуя себя скромным провинциалом. Все увиденное поразило его. После сонных, «законсервированных» в веках образчиков итальянского искусства он окунулся в бурлящий водоворот сотни новых течений, каждое из которых манило на свой лад. Здесь Джакометти, скромный учащийся Академии Гранд Шомьер, нашел больше, чем мог ожидать. Он с упоением кидался в крайности, следил за каждым новым движением и впитывал как губка все, что могла дать французская столица. А визиты в студию «неистового» Антуана Бурделя окончательно выветрили из его головы академическую строгость и заразили жаждой динамизма. Пережил он и страсть к кубизму, но оставил его, как натешившийся новой игрушкой ребенок.

 

Интересуясь сюрреалистами, в то же время начал изучать творчество народов Африки в этнографических музеях. Занятно, что при всем многообразии своих увлечений, скульптор позднее неосознанно придерживался именно этих мотивов. Ломкая грация ритуальных статуэток из черного дерева прошла сквозь его зрелое творчество пусть незримой, но весьма ощутимой тенью.

  

В каком-то смысле парижское окружение влияло на Альберто не самым лучшим образом. Со всем пылом юности он торопился отринуть прошлое, сравнять с землей, как мнилось тогда большинству авангардистов, все устаревшее. Многочисленные декламации и манифесты ложились на благодатную почву, но в то же время усугубляли душевную смуту. В журнале Бретона Джакометти опубликовал свои литературные пробы, озаглавленные «Вчера. Зыбучие пески». Этот опус - авангардное, жесткое произведение, полное темных страстей - можно назвать промежуточным итогом его парижской жизни. Отрезвила Альберто и отвратила его от дальнейших экспериментов на этом поприще внезапная смерть отца, но глубоко в душе он уже носил следы того распада и слома, которые продолжали отравлять жизнь.

То, что так льстило экзистенциалистам в творчестве Джакометти, было, пожалуй, отражением его души. Мятущиеся, болезненно хрупкие осколки, стиснутая до предела форма. Бесприютность и космическое одиночество – вот что ощущал он, неоднократно повторяя эти эмоции и на словах, и в своих произведениях. Квинтэссенцией этой неприкаянности сам скульптор считал бронзовую собаку (1951), печальную в своей реалистичности.

  

Пока тоскливые неясные предчувствия сжимали его грудь, Джакометти все жестче обходился с пространством. Не пышные рубенсовские формы, не праздник плоти, не обманчивая мягкость мраморных фигур - нет! Стиснутые, стянутые в максимально выразительные формы, его скульптуры обретали свой облик. Ужасы войны и собственные потери, крушение идеалов – все выливалось в скупые, резкие до изможденности образы.

События, служившие своеобразным вдохновением для Пикассо и ставшие лишь промежуточным этапом в творчестве Джакометти, были источником, который питал не муз, но внутренних демонов. Изломанные, с неправильными пропорциями, вытянутые фигуры заполняли его мастерскую.

Мастер стремился выразить затаенную мысль, создав нечто невиданное. Словно предутренние зыбкие сны, пойманные и воплощенные в реальность, все они восходили к одним и тем же корням. Рука скульптора, по его собственному мнению, следовала велениям глаза, подмечавшего малейшие тонкости фактуры и света, передавая созданный воображением образ и заключая его в особом пространстве. Наконец, динамизм и форма соединились, рождая собственный, неповторимый стиль. Его не сдерживали никакие условности. Появлялись фигуры без рук, или наоборот, отдельные части человеческого тела, наделенные собственной выразительностью. Джакометти творил так, как видел, потому что мог себе позволить эту безмерную творческую свободу.

 

Постепенно борьба за выразительность переплавлялась в крик. Застывший в каждой фигуре безмолвный зов о помощи. Одиночество жило и дышало во всем, что выходило из-под руки Джакометти, хоть он и стремился не упустить ни одной детали из «внешнего мира».

Парадоксально, но создавшийся образ не отталкивал парижскую публику. Напротив, Джакометти был принят на «ура» парижской богемой, видевшей в его отстраненности воплощение своих представлений о творце.

Родственную душу в нем нашел Жан Жене, писатель и драматург, тяготевший к воспеванию асоциального, запретного и выбивающегося из общей массы. Не та слава, которой бы хотелось самому скульптору, но, тем не менее, Жене сумел постичь некоторые его стороны лучше иного биографа. Короткие записки и отрывки бесед вошли в итоге в произведение под названием «Ателье Альберто Джакометти», став еще одной попыткой прояснить взгляд загадочного мастера на жизнь.

Подобно многим творцам, он жаждал совершенства и никогда не был полностью удовлетворен, но в то же время не стремился к славе. Она настигла его сама и даже упрочилась после смерти.

Среди теней, которые напоминали его скульптуры, незримо присутствовала еще одна: Диего Джакометти, дизайнер, скульптор и младший брат, который всегда довольствовался вторым номером. Благодаря ему Альберто многие годы мог творить относительно спокойно, и именно Диего позаботился о создании бронзовых отливок на основе гипсовых и глиняных скульптур брата. Его старания позволили открыть выставку, демонстрировавшую весь творческий путь Альберто Джакометти с самых ранних лет.

 В 1962 году на Венецианской биеннале Джакометти был признан лучшим скульптором современности. Кто знает, было ли признание при жизни и рекордная стоимость его работ на аукционах в наши дни результатом его новаторской манеры, или же за этим стоит что-то еще?

  

Судьба - большая мастерица играть шутки. С возрастом сам Джакометти все больше напоминал собственные скульптуры, жизнь наложила множество отпечатков на его печальное лицо. Тень среди теней, одинокий в собственном космосе - кем он был? Быть может, дух Альберто Джакометти до сих пор незримо бродит среди призрачных очертаний его скульптур, надеясь обрести покой в их бронзовых изгибах?

artifex.ru


Смотрите также