Что такое Цербер в мифологии? Собака цербер


Цербер - трехголовый пес, охраняющий царство мертвых

Цербер: история персонажа

Древнегреческие мифы удивляют оригинальностью персонажей. Однако с Цербером жители Эллады не стали особо мудрить, хоть и наделили животное устрашающими особенностями. Кто еще станет охранять подступы к самому ужасному месту на земле – царству мертвых? Конечно, собака, пусть и не совсем обычная.

Происхождение и образ

Цербер в древнегреческой мифологии – пожалуй, страшнейшее существо, способное привести в ужас даже самого отважного героя и воина. В латинском языке имя адского пса значится как «Кербер», что в переводе означает «души умерших» и «пожиратель». Безобразное чудовище – порождение Тифона и Ехидны.

Великан и исполинская полуженщина-полузмея родили на свет еще двоих детей, брата и сестру Цербера. Не менее чудовищный пес Орф о двух головах сторожил стадо, принадлежавшее исполину Гериону, а Лернейская гидра, змееподобное создание с ядовитым дыханием, охраняла подводный вход в царство мертвых.

Тифон и ЕхиднаТифон и Ехидна

Церберу, конечно, тоже досталась судьба сторожа, однако по сравнению с братом и сестрой он пользовался наибольшим уважением за свой скверный характер и излишнюю агрессивность.

Внешний вид мифологического персонажа делает жуткий образ законченным. Спину венчают три головы со злыми глазами, на задней части туловища красуется длинный змеиный хвост, на шее и животе кишат зловещие змеи. Впрочем, по другим источникам существо представлено с полусотней, а то и с сотней голов. А в римскую эпоху средняя голова была львиной. Иногда Цербер и вовсе выглядит как человек с собачьей головой.

Древние греки изображали пасти Цербера с острыми клыками. С языка пса стекала ядовитая смесь белого цвета. По легенде, когда Геракл вытащил чудовище из подземелья, Цербера от солнечного света стошнило на землю. В результате выросла трава аконит, из которой позже готовила смертоносные зелья Медея.

АидАид

Делом жизни опасного пса стало служение верой и правдой богу Аиду. Обязанность Цербера – охрана выхода из мира мертвых, чтобы ни одна ушедшая «на тот свет» душа не сумела вернуться обратно к людям. А, как известно из мифов, попытки сбежать были не редкостью. При этом новых гостей (обязательно умерших) песик встречает радушно, мило виляя хвостом. К живым душам агрессивное существо не так гостеприимно, поэтому в легендах герои пытаются его всячески подкупить. Например, Орфей, пришедший за погибшей возлюбленной Эвридикой, услаждал слух Цербера звуками лиры и в итоге усыпил зловещую собаку.

Цербер и Геракл

Трехголовый пес силен и страшен. Попытки одолеть охранника Аида предпринимались не раз, но удалось это сделать только отважному силачу Гераклу. История с усмирением чудовища из преисподней стала 12-ым, заключительным подвигом героя. Злой царь Эврисфей, задавшийся вопросом погубить Геракла, попросил древнегреческого богатыря привести к трону легендарного пса.

Геракл и ЦерберГеракл и Цербер

Аид просто так отдавать верного охранника не захотел – на уступки пошел только после того, как герой попал в его плечо стрелой. Повелитель подземного царства разрешил забрать Цербера, но с одним условием – если Геракл одолеет того без оружия. Славный воин облачился в львиные шкуры и напал на лютое животное, пытаясь придушить. Цербер так и не сумел отбиться от незваного гостя драконьим хвостом и пал к его ногам.

При виде чудовища трусливого царя Эврисфея охватил ужас, и он освободил Геракла от тяжких трудов. А пса, кстати, велел вернуть на место в подземное царство.

В литературе и кино

Цербер нередко становится героем литературных произведений, а также появляется на киноэкранах.

В древнегреческой и древнеримской литературе персонаж встречается у Гомера, Платона и Вергилия. В «Божественной комедии» Данте Алигьери Цербер – охранник третьего круга ада, где страдают чревоугодники и гурманы, которым суждено сгнить под проливным дождем и безжалостными лучами солнца.

ЦерберЦербер

Образ трехголового пса писатели иногда используют в иносказательном смысле. Александр Радищев в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» уже в эпиграфе начал критиковать самодержавие словами: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Выражение смиксовано из двух фрагментов «Энеиды» Вергилия, где говорится о циклопе Полифеме и Цербере. Позже строчка превратилась в крылатую фразу, применяемую для описания любого негативного события, имеющего общественный резонанс.

Современная литература тоже использует образ этого адского чудовища. В романе Джоан Роулинг«Гарри Поттер и философский камень» Цербер хоть и страшный, но вызывает умиление. Огромная собака с тремя головами выращена Рубеусом Хагридом, который назвал его Пушком. Пес охраняет вход в подземелье, где хранится философский камень. Герой отличается одной особенностью – засыпает при любых звуках музыки.Гарри Поттер, Рон Уизли и Гермиона Грейнджерпогрузили стража в сон с помощью флейты, как в мифе про Орфея.

Пушок из фильма "Гарри Поттер"Пушок из фильма "Гарри Поттер"

Интересное появление в кино лютого пса случилось в 2005 году. В фильме «Цербер» режиссера Джона Терлески герои охотятся за мечом, хранящимся в затерянной гробнице великого гунна Атиллы. Оружие дарит обладателю неуязвимость и власть над всем миром. Однако магическую реликвию ревностно охраняет чудовищный пес. В картине снялись Грег Эвиган, Гаррет Сато, Богдан Уритеску и другие актеры.

Интересные факты

  • Естествоиспытатель и медик Карл Линней, живший в 18 веке, подарил имя древнегреческого чудовища удивительному растению, которое обычно встречается на землях Африки, Австралии и Индии. Ядовитое цветковое дерево содержит мощный токсин, способный убить человека. С легкой руки ботаника растение стали именовать Cerbera (Цербера).
Растение "Цербера"Растение "Цербера"
  • В преддверии чемпионата мира по футболу, который запланирован на 2018 год, произошел скандал. В городском парке Сочи незаконно установили скульптуру Цербера, созданную художниками Владимиром и Викторией Кириленко. Памятник задумывался как символ оберега чемпионата: мифический пес в бронзе охраняет мяч. В центре города выросло изваяние высотой два метра и весом в тонну, но мэрия приказала демонтировать этот объект.

Фото

24smi.org

Цербер — трёхглавый монстр преисподней

Образ кошмарного чудовища Цербера встречается во многих греческих мифах. Его задача стеречь врата Ада, чтобы души мёртвых не могли вернуться на землю. 

В древнегреческой мифологии одним из самых жутких чудовищ считается трёхглавая собака по кличке Цербер (по-гречески Кербер), которая охраняет вход в Ад, и служит Аиду (богу Царства мёртвых). В туманную и мрачную преисподнюю разрешено входить духам мёртвых, но никому не позволено оттуда уйти. В древности собаки, как дикие животные, бродили по окраинам городов, видимо, поэтому такой образ появился в мифологии. Но образ Цербера ужасен ещё и тем, что у него на спине и голове змеи, а хвост дракона. Эта странная смесь нескольких существ в одном представляет кошмарное зрелище.

Читайте также: Минотавр – человек c головой быка

«Цербер» происходит от греческого «Kerberos», что означает «пятнистый». Цербер был чудовищным трёхголовым псом или дьяволом с хвостом змеи, змеями вместо гривы и когтями льва. По одним источникам, его три головы представляют прошлое, настоящее и будущее. Другие источники предполагают, что головы символы детства, молодости и старости. Наиболее убийственным был взгляд Цербера. Любой, на кого он только взглянет, сразу же превращался в камень. У Цербера зубы были острые, как бритва, а укус ядовитый. Там, где из трёх пастей капала на землю слюна, вырастали ядовитые растения, известные, как волчья отрава.

лодка Харона

Лодка Харона, Хосе Бенльуре-и-Хиль, 1919 год

Отцом Цербера был Тифон, в греческой мифологии могущественный и смертоносный монстр, подобный богу. У него были сто голов дракона, сто крыльев, огненные светящиеся глаза. Его испугались олимпийские боги. Везде, где появлялся Тифон, распространялся страх и бедствия. Его миссия была в том, чтобы уничтожить мир, и создать препятствия для Зевса на пути в Царство Небесное.

Читайте также: Уцуро Бунэ – легенда или факт?

Матерью Цербера была Ехидна, наполовину женщина, наполовину змея. Она известна в греческой мифологии, как мать всех монстров. Она имела чёрные глаза, голову и половину туловища красивой женщины, а нижняя часть была телом змеи. В пещеру, где она жила, своим телом она заманивала мужчин, и съедала их заживо.

Основной задачей Цербера было сторожить греческий подземный мир и верно служить богу Аиду. Цербер на берегу реки Стикс, образующей границу между Землёй и Преисподней, охранял врата ада и сторожил души мёртвых от побега обратно. Цербер ласково вилял хвостом всем входящим душам мёртвых, но жестоко разрывал на куски любого, кто пытался пройти обратно через ворота и вернуться на землю к живым.

Легенда об Орфее и Эвридике

Цербер фигурирует, как «сторожевой пёс ада», во многих мифах. 

Читайте также: Чудовище острова Хук

Один из мифов, когда Орфей, величайший музыкант греческой мифологии, пробирается в подземный мир, убаюкивая звуками лиры агрессивного Цербера. Фракийский певец Орфей, почитаемый в Греции, был счастливо женат на нимфе Эвридике. Но, однажды, её укусила змея, и Эвридика умерла. Орфей был так поражён горем потери, что перестал петь и играть. Он решил рискнуть своей жизнью и отправился в отчаянное путешествие в подземный мир, чтобы спасти Эвридику. Своей игрой на лире (инструмент подобный арфе) Орфей очаровал перевозчика Харона.

Харон перевозил через реку Стикс только души мёртвых, но согласился взять Орфея, хотя он был живой. При входе Орфей столкнулся с трёхглавым монстром Цербером, который при звуках лиры тоже покорно лёг, и Орфей смог пройти в преисподнюю.

Орфей и Эвридика

Орфей спасает Эвридику, картина Жана Батиста Камиля

Аид и его жена Персефона разрешили Эвридике идти обратно с Орфеем в верхний мир при одном условии: Эвридика должна будет идти за Орфеем, но ему будет запрещено оглядываться на неё. Прежде, чем они достигли поверхности, Орфея настолько одолела страсть, что он обернулся посмотреть на Эвридику. Певец тут же превратился в призрак и навсегда остался в преисподней.

Читайте также: Йети: где скрывается снежный человек?

Последний подвиг Геракла

Ещё один миф про Цербера связан с наполовину человеком, наполовину богом Гераклом. В последнем двенадцатом подвиге Геракла царь Эврисфей потребовал доставить Цербера на землю. Эврисфей был уверен, что Гераклу не удастся вернуться от Цербера живым.

бой геракла с цербером

Бой Геракла с Цербером, Ганс Себальд Бехам, 1545 год

Геракл отправился в подземный мир, нашёл Аида, и тот сказал ему, что если Геракл сможет побороть Цербера голыми руками без оружия, то ему будет разрешено покинуть подземный мир со зверем. Геракл нашёл Цербера на берегу Ахерона и начал борьбу с ним голыми руками. Геракл собрал всю свою силу, чтобы подчинить огромного монстра. Цербер, зажатый Гераклом и почти бездыханный, уступил ему и признал его силу. Геракл доставил монстра Еврисфею, а затем Цербер благополучно вернулся к Аиду, где продолжил охранять ворота в подземный мир.

Читайте также: Тайна лохнесского чудовища

Аналогии с образом Цербера

Образ Цербера или его признаки появлялись и во многих произведениях древнерусской литературы, хотя описание мифологического существа часто отличалось во многих культурах. Так Цербер в аду Данте охраняет не весь подземный мир, а третий круг Ада, который считался кругом обжорства, а Цербер олицетворяет неуправляемый аппетит. Цербер фигурирует и во многих известных произведениях римской литературы. Наиболее известны: Энеида, написанная Вергилием, история Орфея в симпозиуме Платона, и Илиада, написанная Гомером. В скандинавской мифологии, по аналогии с Цербером, Ад охраняла четырёхглазая собака Гарм. В Египте его воплощением был Анубис, собака, охраняющая гробницы и провожающая души в загробный мир. Некоторые авторы, такие греческие поэты, как Гесиод и Гораций, описывали Цербера с пятьюдесятью или ста головами, в форме льва, собаки или волка. Даже в современной литературе в Гарри Поттере и Философском камне звуки флейты убаюкивают зверя аналогично истории Орфея и Эвридики.  

nosecret.com.ua

Цербер — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Це́рбер, также Ке́рбер[1] (от др.-греч. Κέρβερος, лат. Cerberus) — в греческой мифологии[2] порождение Тифона и Ехидны (Тартара и Геи), трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь (Теогония 310; Гигин. Мифы 151[3]). Цербер охранял выход из царства мёртвых Аида[4], не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Однако это удивительное по силе существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов.

Цербер имел вид трёхглавого пса со змеиным хвостом, на спине головы змей, такой же жуткий, как и его мать. По другим описаниям, у него 50 голов[5], или 100 голов, а в другой мифологии он изображён с человеческим мощным телом и руками и одной головой безумной собаки. В одной из рук отрубленная голова быка, которая убивала своим дыханием, а в другой руке голова козла, которая своим взглядом поражала жертвы[6]. В произведениях вазовой живописи иногда изображался двуглавым[7].

Перед спуском в царство мёртвых Геракл был посвящён в Элевсинские мистерии[8], затем Кора приняла его как брата[9]. Геракл одолел Цербера[10] с помощью Гермеса и Афины[11]. Цербера стошнило от дневного света, и от пены из его пасти появилась трава аконит[12]. Геракл, когда вывел Цербера, был увенчан листвой серебристого тополя[13]. Геракл, выведя его из Аида, показал Еврисфею, но затем вернул обратно. Именно после этого подвига Еврисфей отпустил Геракла на волю[14].

Существовало несколько локализаций выхода из царства мёртвых. По одной из них, Геракл вывел Цербера из провала позади храма Хтонии в Трезене и привёл его в храм Артемиды в Трезене[15]. По некоторым поэтам, Геракл вывел его из пещеры в храме Посейдона на мысе Тенар[16]; а по другим авторам, Геракл вывел его около Коронеи (Беотия)[17]. Также этот провал показывали в стране мариандинов на Ахерусийском полуострове у Гераклеи[18].

Жрица, спускавшаяся в Аид с Энеем, бросила трёхглавому Церберу лепёшку со снотворным и усыпила[19].

Этимология

По одной из версий, древнегреческое Kerberos может соответствовать санскритскому सर्वरा sarvarā, эпитету одного из псов бога Ямы, от праиндоевропейского *ḱerberos «пятнистый»[20].

Другая этимология предложена Брюсом Линкольном[21]. Он сближает имя Цербера с именем собаки-стража Гарма (др.-сканд. Garmr), известного из скандинавской мифологии, возводя оба имени к праиндоевропейскому корню *ger- «рычать» (возможно, с суффиксами -*m/*b и -*r). Братья и сёстры. Орф, брат-близнец, двуглавый и двухвостый пёс. Орф сторожил скот Гериона и был убит Гераклом во время его похищения. Гидра (Лернейская гидра) — чудовище, рождённое Тифоном и Ехидной, имеет сотню змеиных голов, побеждена Гераклом. И Химера, чудовище, имеющее три головы: львиную, козью и змеиную, рождённое Ехидной и Тифоном. Была убита Беллерофонтом.

В литературе, искусстве и науке

  • Золотой Цербер работы Гефеста стоял в городе Прас (восток Крита)[22] (о золотой собаке см. Пандарей). Левкоком из города Лебен потребовал от влюблённого в него Евксинфета добыть эту собаку[23].
  • Выведение Цербера из Аида описывалось в поэме Стесихора «Цербер» (фр.206 Пейдж), сатировской драме Софокла «Цербер» (фр.327а Радт).
  • Согласно Гекатею, на Тенаре вырос страшный змей и был назван Псом Аида[24]. По истолкованию Палефата, он на самом деле был из города Трёхглавие[25]. По другому истолкованию, у него были два щенка, которые ходили вместе с отцом[26]. У Фульгенция содержится истолкование трёх голов как трёх возрастов[27]
  • В средневековье Цербер стал демоном, охраняющим выход из преисподней.
  • Карл Линней по имени этого мифологического персонажа назвал род цветковых растений, распространённых в Африке, Азии, Австралии и Океании — Cerbera (Цербера). Он выбрал такое название по причине того, что особенностью представителей этого рода является их сильная токсичность.
  • По имени цербера-охранника назван протокол Kerberos — сетевой протокол аутентификации.

Напишите отзыв о статье "Цербер"

Примечания

  1. ↑ в русский язык в XVIII веке вошла форма Цербер в соответствии с позднелатинским произношением; однако начиная с 1920-х годов в переводах с древнегреческого и антиковедческих исследованиях доминирует форма Кербер
  2. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.640
  3. ↑ Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.480
  4. ↑ Гесиод. Теогония 769—774
  5. ↑ Гесиод. Теогония 312
  6. ↑ Гораций . Оды II 13, 33
  7. ↑ Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С.154; Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб., 1998. С.351
  8. ↑ Ликофрон. Александра 1327
  9. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 1; 26, 1
  10. ↑ Еврипид. Геракл 613—615
  11. ↑ Гомер. Одиссея XI 623—626, у Гомера трёхглавость не упомянута, у Жуковского неточно
  12. ↑ Овидий. Метаморфозы VII 419; Первый Ватиканский мифограф I 57, 2
  13. ↑ Феокрит. Идиллии II 120; Примечания М. Е. Грабарь-Пассек в кн. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М., 1998. С.253
  14. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 12; Гигин. Мифы 30
  15. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 31, 2; 35, 11
  16. ↑ Страбон. География VIII 5, 1 (стр.363)
  17. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 34, 5
  18. ↑ Ксенофонт. Анабасис VI 2, 2
  19. ↑ Вергилий. Энеида VI 417—423
  20. ↑ The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World. — Oxford University Press, 2006. — P. 411. — ISBN 0199287910.
  21. ↑ Lincoln Bruce. Death, war, and sacrifice: studies in ideology and practice. — Chicago: University of Chicago Press, 1991. — P. 289. — ISBN 9780226481999.
  22. ↑ Схолии к Гомеру. Одиссея XIX 518 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.126
  23. ↑ Феофраст, фр.113 = Страбон. География X 4, 12 (стр.478)
  24. ↑ Гекатей, фр.27 Якоби = Павсаний. Описание Эллады III 25, 5
  25. ↑ Палефат. О невероятном 39
  26. ↑ Гераклит-аллегорист. О невероятном 33
  27. ↑ См. Фульгенций. Мифологии I 6

Литература

  • Kretschmar, Freda. Hundestammvater und Kerberos, Bd 1-2. — Stuttgart: Strecker und Schröder, 1938.  (нем.)

Отрывок, характеризующий Цербер

– Меня за г'азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг'ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он. Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было. – Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли. – Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем. Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку. Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить. Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова. Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище. В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке. Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер. – Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него. – Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова. – Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных. – Отчего? – спросил Ростов. – Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши. Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова. – Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру. Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор. – Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был. – Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера. Фельдшер однако не подтвердил слов доктора. – Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор. Ростов описал наружность Денисова. – Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?

wiki-org.ru

ЦЕРБЕР — ТРЁХГЛАВЫЙ МОНСТР ПРЕИСПОДНЕЙ

В древнегреческой мифологии одним из самых жутких чудовищ считается трёхглавая собака по кличке Цербер (по-гречески Кербер), которая охраняет вход в Ад, и служит Аиду (богу Царства мёртвых). В туманную и мрачную преисподнюю разрешено входить духам мёртвых, но никому не позволено оттуда уйти. В древности собаки, как дикие животные, бродили по окраинам городов, видимо, поэтому такой образ появился в мифологии. Но образ Цербера ужасен ещё и тем, что у него на спине и голове змеи, а хвост дракона. Эта странная смесь нескольких существ в одном представляет кошмарное зрелище.«Цербер» происходит от греческого «Kerberos», что означает «пятнистый». Цербер был чудовищным трёхголовым псом или дьяволом с хвостом змеи, змеями вместо гривы и когтями льва. По одним источникам, его три головы представляют прошлое, настоящее и будущее. Другие источники предполагают, что головы символы детства, молодости и старости. Наиболее убийственным был взгляд Цербера. Любой, на кого он только взглянет, сразу же превращался в камень. У Цербера зубы были острые, как бритва, а укус ядовитый. Там, где из трёх пастей капала на землю слюна, вырастали ядовитые растения, известные, как волчья отрава.

лодка Харона

Лодка Харона, Хосе Бенльуре-и-Хиль, 1919 год

Отцом Цербера был Тифон, в греческой мифологии могущественный и смертоносный монстр, подобный богу. У него были сто голов дракона, сто крыльев, огненные светящиеся глаза. Его испугались олимпийские боги. Везде, где появлялся Тифон, распространялся страх и бедствия. Его миссия была в том, чтобы уничтожить мир, и создать препятствия для Зевса на пути в Царство Небесное.

Матерью Цербера была Ехидна, наполовину женщина, наполовину змея. Она известна в греческой мифологии, как мать всех монстров. Она имела чёрные глаза, голову и половину туловища красивой женщины, а нижняя часть была телом змеи. В пещеру, где она жила, своим телом она заманивала мужчин, и съедала их заживо.

Основной задачей Цербера было сторожить греческий подземный мир и верно служить богу Аиду. Цербер на берегу реки Стикс, образующей границу между Землёй и Преисподней, охранял врата ада и сторожил души мёртвых от побега обратно. Цербер ласково вилял хвостом всем входящим душам мёртвых, но жестоко разрывал на куски любого, кто пытался пройти обратно через ворота и вернуться на землю к живым.

Легенда об Орфее и Эвридике

Цербер фигурирует, как «сторожевой пёс ада», во многих мифах. Один из мифов, когда Орфей, величайший музыкант греческой мифологии, пробирается в подземный мир, убаюкивая звуками лиры агрессивного Цербера. Фракийский певец Орфей, почитаемый в Греции, был счастливо женат на нимфе Эвридике. Но, однажды, её укусила змея, и Эвридика умерла. Орфей был так поражён горем потери, что перестал петь и играть. Он решил рискнуть своей жизнью и отправился в отчаянное путешествие в подземный мир, чтобы спасти Эвридику. Своей игрой на лире (инструмент подобный арфе) Орфей очаровал перевозчика Харона.

Харон перевозил через реку Стикс только души мёртвых, но согласился взять Орфея, хотя он был живой. При входе Орфей столкнулся с трёхглавым монстром Цербером, который при звуках лиры тоже покорно лёг, и Орфей смог пройти в преисподнюю.

Орфей и Эвридика

Орфей спасает Эвридику, картина Жана Батиста Камиля

Аид и его жена Персефона разрешили Эвридике идти обратно с Орфеем в верхний мир при одном условии: Эвридика должна будет идти за Орфеем, но ему будет запрещено оглядываться на неё. Прежде, чем они достигли поверхности, Орфея настолько одолела страсть, что он обернулся посмотреть на Эвридику. Певец тут же превратился в призрак и навсегда остался в преисподней.

Читайте также: Йети: где скрывается снежный человек?

Последний подвиг Геракла

Ещё один миф про Цербера связан с наполовину человеком, наполовину богом Гераклом. В последнем двенадцатом подвиге Геракла царь Эврисфей потребовал доставить Цербера на землю. Эврисфей был уверен, что Гераклу не удастся вернуться от Цербера живым.

бой геракла с цербером

Бой Геракла с Цербером, Ганс Себальд Бехам, 1545 год

Геракл отправился в подземный мир, нашёл Аида, и тот сказал ему, что если Геракл сможет побороть Цербера голыми руками без оружия, то ему будет разрешено покинуть подземный мир со зверем. Геракл нашёл Цербера на берегу Ахерона и начал борьбу с ним голыми руками. Геракл собрал всю свою силу, чтобы подчинить огромного монстра. Цербер, зажатый Гераклом и почти бездыханный, уступил ему и признал его силу. Геракл доставил монстра Еврисфею, а затем Цербер благополучно вернулся к Аиду, где продолжил охранять ворота в подземный мир.

Аналогии с образом Цербера

Образ Цербера или его признаки появлялись и во многих произведениях древнерусской литературы, хотя описание мифологического существа часто отличалось во многих культурах. Так Цербер в аду Данте охраняет не весь подземный мир, а третий круг Ада, который считался кругом обжорства, а Цербер олицетворяет неуправляемый аппетит. Цербер фигурирует и во многих известных произведениях римской литературы. Наиболее известны: Энеида, написанная Вергилием, история Орфея в симпозиуме Платона, и Илиада, написанная Гомером. В скандинавской мифологии, по аналогии с Цербером, Ад охраняла четырёхглазая собака Гарм. В Египте его воплощением был Анубис, собака, охраняющая гробницы и провожающая души в загробный мир. Некоторые авторы, такие греческие поэты, как Гесиод и Гораций, описывали Цербера с пятьюдесятью или ста головами, в форме льва, собаки или волка. Даже в современной литературе в Гарри Поттере и Философском камне звуки флейты убаюкивают зверя аналогично истории Орфея и Эвридики.

http://nosecret.com.ua/stati-kategorii/myths-and-legends/item/464-cerber

hist-etnol.livejournal.com

Что такое Цербер в мифологии? :: SYL.ru

Цербер - это герой античной мифологии. Именно его приручил Геракл, исполняя свой одиннадцатый подвиг.

цербер что такое

Что такое Цербер?

Согласно мифологии, Цербер - это пес, который служит Аиду в подземном царстве. В его задачу входит охранять вход в загробный мир. Поэтому его прозвали "адский пес". Удивительно то, что пес пропускал к Аиду все мертвые души, при этом ласково встречал их, виляя хвостом. Но если вдруг какая-то душа захотела выйти из загробного мира, то Цербер превращался из ручной собачки в страшное чудовище. Что такое Цербер мог сделать, что его все боялись? По легендам, он пожирал душу, тем самым выполняя свое предназначение - не выпускал мертвых в мир живых.

Исходя из легенд, родителями Цербера были Эхидна и Тифон. Кроме Цербера, у них было еще множество детей, среди них Лернейская гидра и Немейский лев.

Внешний вид

Внешность адского пса описывается по-разному. Классический вариант сформировался в период Римской империи. На вопрос о том, что такое Цербер, в то время можно было бы услышать ответ-рассказ про огромного трехголового пса. Иногда чудовище описывали так, будто его средняя голова походила на голову льва.

что такое цербер

Более ранние версии были таковыми:

  • Цербером называли двухголового пса, у которого вместо обычного был змеиный хвост.
  • Затем на вопрос о том, что такое Цербер, появилась новая версия ответа. Теперь им оказался все тот же хранитель Подземного царства, но уже с одной головой. Правда, экзотичности ему добавляли змеи, которые извивались на спине, животе и шее животного.

Цербер и Геракл

Мы все помним про наказание Геракла, которое он получил от богов Олимпа. Полубог должен был исполнить 12 подвигов на службе у царя Эврисфея. Напомним, что наказание сын Зевса получил за то, что убил свою семью: жену и детей. Произошло это из-за Геры, которая одурманила разум героя.

Подвиг, в котором принимал участие Цербер, был по счету одиннадцатый. Царь Тиринфа Эврисфей приказал Гераклу спуститься в Подземное царство Аида и привести адского пса ко двору.

Геракл отправился выполнять поручение. По пути он освободил Тесея от мук. Юноша был прикован к скале за то, что пытался похитить жену Аида Персефону. Рядом с ним был прикован и помощник Тесея в этом деле - Перифой. Но, к сожалению, боги Олимпа решили продолжить мучения юноши. Они послали знак: земля содрогнулась, когда полубог прикоснулся к руке Перифоя. Геракл осознал гнев богов, оставил его и пошел дальше на поиски адского пса.

цербер это герой античной

Но что такое Цербер (Кербер) в античном мире? В этом варианте он описывается как трехголовый пес со все теми же змеями на спине, но на кончике его хвоста находилась драконья голова больших размеров. Именно такое чудовище пришлось приручить Гераклу. Что такое с Цербером пришлось сотворить для этого? Победить его в бою.

После этого герой вывел его из царства Аида и отвел к царю. Но Эврисфей настолько сильно испугался пса, что тут же приказал Гераклу вернуть его обратно в загробный мир, что сын Зевса и сделал.

Кто смог противостоять Церберу?

Геракл - не единственный герой в мифологии, который смог противостоять адскому псу. Что такое Цербер, и как с ним справиться, догадались и другие античные герои. Пса перехитрили Эней и Психея, опоив его сонным зельем. А Орфей смог пройти мимо него с помощью музыки, усыпив чудовище мелодией.

В легендах Цербер упоминается неоднократно. Но этот персонаж также используется и в современной литературе и кинематографе. Дети могут познакомиться с Цербером в мультсериалах, например "Пони. Дружба - это чудо". Взрослые же могут столкнуться с ним на страницах современных книг. Некоторые авторы, которые пишут книги в жанре фэнтези, тоже используют Цербера для остроты сюжета. В качестве одного из примеров можно взять книгу автора Филис Кристины Каст "Богиня весны".

www.syl.ru


Смотрите также