Куда ехал собака Крымский царь и кто основал Рязань. Собака царь
Куда едет собака крымский царь...: drug_goy
"Гусляры заиграли и запели.
Гусляры (поют). А не сильная туча затучилася...А не сильные громы грянули... Куда едет собака крымский царь...
Бунша. Какая это собака? Не позволю про царя такие песни петь! Он хотьи крымский, но не собака! (Дьяку.) Ты каких это музыкантов привел?Распустились здесь без меня!..."
Михаил Булгаков. Иван ВасильевичКомедия в трех действиях
Комедия - это конечно хорошо. А между тем, в песне, которую прервал Бунша, речь идет о весьма значимом историческом событии, уделить внимание которому никогда не будет лишним - Молодинская битва (29 июля - 3 августа 1572 года).
Для начала, приведу полный текст песни:
«А не силная туча затучилася,а не силнии громы грянули:куде едет собака крымской царь?
А ко силнему царству Московскому:«А нынечи мы поедем к каменной Москве,а назад мы поидем, Резань возмем».
А как будут оне у Оки-реки,а тут оне станут белы шатры роставливать.«А думайте вы думу с цела ума:
кому у нас сидеть в каменной Москве,а кому у нас во Володимере,а кому у нас сидеть в Суздале,
а кому у нас держать Резань Старая,а кому у нас в Звенигороде,а кому у нас сидеть в Новегороде?»
Выходить Диви-Мурза сын Уланович:«А еси государь наш, крымской царь!А табе, государь, у нас сидеть в каменной Москве,А сыну твоему в Володимере,
а племнику твоему в Суздале,а сродичю в Звенигороде,а боярину конюшему держать Резань Старая,
а меня, государь, пожалуй Новым городом:у меня лежатъ там свет-добры-дни батюшко,Диви-Мурза сын Уланович».
Прокличет с небес господен глас:«Ино еси, собака, крымской царь!То ли тобе царство не сведомо?
А еще есть на Москве Семьдесят апостоловопришенно Трех святителей,еще есть на Москве православной царь!»
Побежал еси, собака, крымской царь,не путем еси, не дорогою,не по знамени, не по черному!».
Или другими словами:
"...а приехал царь Крымской к Москве, а с ним были его 100 тысяч и двадцать, да сын его царевич, да внук его, да дядя его, да воевода Дивий мурза — и пособи бог нашим воеводам Московским над Крымскою силою царя, князю Михайлу Ивановичю Воротынскому и иным воеводам Московским государевым, и Крымской царь побежал от них невирно, не путми не дорогами, в мале дружине; а наши воеводы силы у Крымскаго царя убили 100 тысяч на Рожай на речкы, под Воскресеньем в Молодях, на Лопасте, в Хотинском уезде, было дело князю Михайлу Ивановичю Воротынскому, с Крымским царем и его воеводами... а было дело от Москвы за пятдесят верст..."
Источник: Битва при Молодях. Иван Грозный спас и Европу
Год 1571. Московская Русь ведет кровопролитную, изнурительную войну на два фронта. Последние несколько лет в стране неурожай, голод, вдобавок свирепствует чума. Самый подходящий момент для уничтожения русского государства.
Крымский хан Девлет Гирей, в союзе с Османской империей и заклятым врагом Руси Речью Посполитой, во главе 40-тысячной армии вторгается в Московию. Обойдя (не без помощи предателей) южные заслоны, он доходит до Москвы и сжигает ее дотла.
После этого похода Московская Русь по сути обречена. Оправиться от такого удара в той ситуации, да еще быстро – невозможно. Но для завершающего удара нужна еще большая, и не просто огромная, а подавляющая, гигантская армия, чтобы не просто завоевать страну, а раз и навсегда подавить ее дух. Не просто взять города, а вырезать их полностью, или почти полностью, оставив лишь небольшое количество рабов. Не просто уничтожить Русь, а стереть саму память о ней!
И уже в следующем 1572 году Девлет Гирей собирает такую армию. В ней, помимо всего мужского боеспособного населения Крыма, участвуют 7 тысяч лучших турецких янычар, предоставленных Османской империей. Это по сути спецназ, элитные войска. А к ним более 80 тысяч крымчан и ногайцев, плюс прочая нечисть. По тем временам невиданная военная сила.
И вся эта нечисть двинулась на Москву. Отправляясь в поход, Девлет Гирей заявил, что «едет на Москву на царство». Не воевать, а царствовать он ехал! Ему и в голову не могло прийти, что кто-то осмелится выступить против такой силы.
Существование России и русского государства оказались на волоске. Полная и окончательная гибель казалась неизбежной, как в октябре 1941 года. Это было похлеще т.н. татаро-монгольского нашествия, и куда опаснее.
Но сила нашлась. Царь Иван IV (Грозный) собрал войско из земских стрельцов и опричников. Во главе земцев был поставлен князь Михаил Воротынский (он же был назначен главнокомандующим), во главе опричного войска – молодой воевода Дмитрий Хворостинин. Все силы Русского государства были собраны в один кулак. И все же силы были неравные – 20 тысяч русских против 120 тысяч крымско-турецкой армии.
Нужно было побеждать «не числом, а умением». Замысел Ивана Грозного состоял в том, чтобы использовать огромные размеры крымско-турецкой армии против нее же самой, превратить силу иноземного войска в слабость.
Князю Воротынскому поступил наказ остановить войско крымского хана на марше, перекрыв Муравский шлях, заставить его развернуться и принять сражение.
С этой целью арьергард войска был атакован опричниками Хворостинина. Армия Девлет Гирея была растянута на 15 километров, так что когда передовые части подходили к реке Пахроме (Подольску), арьергард находился вблизи деревни Молоди. Здесь русскими было дано первое сражение. 29 июля 1572 года опричники Хворостинина внезапно напали на арьергард вражеского войска и полностью уничтожили его. Опешив от такой наглости, Девлет Гирей развернул свое войско, чтобы как следует огрызнуться.
Первая часть плана таким образом была блестяще исполнена.
В это время близ Молодей на холме был сооружен Гуляй-город – передвижное деревянное укрепление, в котором укрывались стрельцы, вооруженные пушками и пищалями. Приняв на себя всю мощь крымско-турецкого войска, Хворостинин и его опричники, отходным маневром вывели татар прямо под пушечные залпы Воротынского.
«И грянул гром».«И многих татар побили».
Девлет Гирей не опешил, нет! Есть более точное выражение: он охренел!
В бешенстве он снова и снова бросал свои войска на штурм Гуляй-города. И снова и снова склоны холма покрывалось трупами. Под артиллерийско-пищальным огнем бесславно гибли янычары, цвет турецкого войска, гибла крымская конница, гибли мурзы. Так продолжалось и 31 июля, и 2 августа.
Теребердей-мурза убит, ногайский хан убит, Дивей-мурза (тот самый советник Девлет Гирея, что делил русские города) взят в плен. А гуляй-город продолжал стоять неприступной крепостью. Как заколдованный. Девлет Гирей просто отказывался верить своим глазам! Все его войско, а это была самая мощная армия в мире, не могло взять какой-то деревянной крепостишки!
Ценой чудовищных потерь татары подступили к дощатым стенам, в ярости рубили их саблями, пытались расшатать, повалить, разломать руками. Да не тут-то было. «И тут много татар побили и руки поотсекли бесчисленно много».
И вот, когда все силы крымско-турецкого войска были сосредоточены на штурме гуляй-города, русские предприняли маневр, решивший исход битвы.
3 августа 1572 года незаметно, лощиной, полк Воротынского и опричники Хворостинина прошли в тыл вражеской армии и ударили по наступавшим сзади. Одновременно из гуляй-города на штурмовавших обрушился мощный залп из всех орудий. Татары обратились в паническое бегство. Бросая оружие, крымчане и турки бежали, а русские преследовали их и рубили, рубили, рубили!
Все семь тысяч турецких янычар порублены без остатка. Большинство мурз, включая сына, внука и зятя самого Девлет Гирея либо убиты, либо взяты в плен. А русские продолжали преследовать и рубить, и рубить, и рубить врага!
От 120-тысячного войска хана не осталось почти ничего – в Крым вернулись всего 10 тысяч человек.
110 тысяч крымско-турецких захватчиков нашли свою смерть в Молодях. Такой грандиозной военной катастрофы история того времени не знала. Лучшая армия в мире попросту перестала существовать.
В 1572 году спасена была не только Россия. В Молодях была спасена вся Европа – после такого разгрома о турецком завоевании континента речи быть уже не могло.
Крым потерял практически все боеспособное мужское население поголовно. От этого поражения он так и не смог оправиться, что предопределило его вхождение в Российскую империю. Именно в битве при Молодях 29 июля – 3 августа 1572 года Русь одержала историческую победу над Крымом.
Османская империя вынуждена была отказаться от планов вернуть Астрахань и Казань, среднее и нижнее Поволжье, и эти земли навсегда закрепились за Русью. Южные границы по Дону и Десне были отодвинуты на юг на 300 километров. На новых землях вскоре был основан город Воронеж и крепость Елец.
Битва при Молодях - не только грандиозная веха Русской истории (более значимая, чем даже Куликовская битва).Битва при Молодях - одно из величайших событий Европейской и Мировой истории!
drug-goy.livejournal.com
"Куда едет собака крымский царь" или Битва при Молодях: vchernik
В старой комедии "Иван Васильевич меняет профессию", есть один момент, когда на царском пире Жорж Милославский (Куравлев) просит придворных артистов спеть что-нить, и те заводят песню про "собаку крымского царя".Вот этот момент.http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=YkedKL9_ads#t=4185sЧто-то такое в ней есть, как по мне.Но пьяный Бунша вскакивает как чертик и требует не называть царя собакой и спеть что-то другое, современное. И тут начинаются попсовые кривляния Куравлева с голосом Золотухина ("Счастье вдруг.."), хотя мне так хотелось услышать куда же едет этот крымский хан и что там с ним вышло.Мне в юности так всегда было обидно что Бунша прервал интересную песню.Но я всегда думал, что никакого продолжения быть не может.. это же музыкальная комедия, стёб.Придумали, небось, юмористическую подводку для выступления Милославского. Это ж никак не исторический эпос, верно?
Но реальность оказалась на порядок глубже и интереснее..
Начну немного издалека.
В середине 16-ого века южная граница Московского государства проходила по р. Оке. Всего в сотне километров на юг от Москвы! А дальше начиналось практически необитаемое Дикое Поле, оно шло на юг до самого Черного моря.Необитаемым его сделали крымские и ногайские татары, которые почти каждый год, как на работу, шли на русские земли грабить и захватывать рабов для последующей перепродажи на невольничьих рынках Крыма. Русские строили по границе крепости, заставы и отбивались с переменным результатом.
В 1572-ом году крымский хан Дивлет-Гирей решил, что довольно муторно постоянно устраивать дальние военные походы и гораздо проще один раз завоевать русские земли, осесть в Москве и тогда уже поставлять невольников на экспорт, так сказать, не отходя от кассы. Для этого он собрал огромное 120-тыс. войско, куда вошло практически все мужское население Крыма, ногайская орда и турецкие союзники. Московская Русь на тот момент была фактически беззащитна перед массированным вторжением - все войска были задействованы в Ливонской войне с "немцами". Кроме того, буквально за год до этого хан уже успешно разорил Москву (не взял только Кремль!) и ушел с огромной добычей.
Крымский хан был настолько уверен в победе, что уже поделил между своими родственниками и военачальниками все основные русские города - Москву, Рязань, Владимир и Новгород. И начал раздавать грамоты купцам на право торговли. То есть вовсю "правил" уже Русью.
Все что ему могли противопоставить русские - это "пограничников" и сборную солянку из казаков, немецких наемников и всяких опричников - всего около 20 тыс. (хотя некоторые источники говорят о 50 тыс.) . Иван Грозный вообще не верил что удастся остановить все это и сбежал с охраной в Новгород. Решил там переждать, поручив решать проблему воеводе Воротынскому.
Войско татар обошло все заслоны и направилось прямиком к беззащитной Москве, игнорируя незначительные как им казалось войска русских. Но нашему войску удалось вцепиться в татарский арьегард, как клещами в хвост змее. Тогда Дивлет-гирей не решился брать Москву, зная что отряды разбредутся за добычей, и это будет очень опасно, имея в тылу такую активную вражескую армию.В итоге постепенно разгорелось многодневное сражение, в ходе которого русские, крайне удачно используя местность, укрепления "гуляй-города", огнестрельное оружие и разнообразные тактические приемы - уничтожили практически всю крымскую армию, т.е. все мужское население Крыма. Фактически тем самым Московия была спасена от страшного татарского порабощения, и более того, с тех пор Крым так и не смог оправиться от таких потерь и более никогда не угрожал подобными вторжениями, ограничиваясь мелкими набегами.
Подробнее об этой битве при Молодях можно почитать например здесь, это отдельная длинная и очень интересная история. Там, правда, несколько художественно приукрашены события, но и так и так ход событий неимоверно эпичен, в нем смешались все голливудские сюжеты - от "300 спартанцев" до "Храброго сердца".Хоть прямо бери и кино снимай, готовый сюжет для исторического блокбастера.
Кроме того, геополитическое значение такой победы несравнимо выше и Невской битвы, и Ледового побоища, и многих других, которые общеизвестны и изучаются в школе. А битва при Молодях оказалась забыта - Иван Грозный запытал до смерти героя этого сражения воеводу Воротынского по ложному доносу и видимо приложил немало усилий чтобы стереть из народной памяти свое позорное бегство и вообще всю эту историю. Потом, после смерти Грозного, началось Смутное время, за десятки лет наслоились новые сражения и исторические события, многие свидетели умерли и в итоге совершенно грандиозная, ключевая битва своего времени несправедливо оказалась позабыта.
О битве при Молодях знают лишь любители военной истории.Ее годовщину практически никто не празднует (лишь кучка энтузиастов), ее никак не отмечают в СМИ, ее не проходят в школе. Ей посвящено лишь одно предложение в Советской военной энциклопедии из 8-ми томов. Еще у меня есть толстенный кирпич "История русской армии" - дореволюционный сборник очерков, так там вообще ни слова. В этом селе Молоди (оно сохранилось - 40 км по Варшавке) даже нет памятной стеллы.
На память народная таки нашла лазейку.
Еще раз возвращаемся к кинокомедии Гайдая - слушаем первые три строчки:
То не сильная туча затучилась,То не сильные громы грянули,Куда едет собака крымский царь?
Я обнаружил, что оказывается, авторы комедии раскопали и использовали реальную народную песню 1572 года, посвященную тому самому нашествию татар и его разгрому!
Вот ее полный текст:
А не силная туча затучилася,а не силнии громы грянули:куде едет собака крымской царь?
А ко силнему царству Московскому:«А нынечи мы поедем к каменной Москве,а назад мы поидем, Резань возмем».
А как будут оне у Оки-реки,а тут оне станут белы шатры роставливать.«А думайте вы думу с цела ума:
кому у нас сидеть в каменной Москве,а кому у нас во Володимере,а кому у нас сидеть в Суздале,
а кому у нас держать Резань Старая,а кому у нас в Звенигороде,а кому у нас сидеть в Новегороде?»
Выходить Диви-Мурза сын Уланович:«А еси государь наш, крымской царь!А табе, государь, у нас сидеть в каменной Москве,А сыну твоему в Володимере,
а племнику твоему в Суздале,а сродичю в Звенигороде,а боярину конюшему держать Резань Старая,
а меня, государь, пожалуй Новым городом:у меня лежатъ там свет-добры-дни батюшко,Диви-Мурза сын Уланович».
Прокличет с небес господен глас:«Ино еси, собака, крымской царь!То ли тобе царство не сведомо?
А еще есть на Москве Семьдесят апостоловопришенно Трех святителей,еще есть на Москве православной царь!»
Побежал еси, собака, крымской царь,не путем еси, не дорогою,не по знамени, не по черному!
Вот так моя детская мечта исполнилась. Я узнал куда едет собака крымский хан.
Авторы совершенно несерьезной комедии, возможно сами того не подозревая, оказались единственными кто увековечил память о тех героических событиях для массового зрителя. Там еще есть эпизод когда Милославский диктует царский указ "выбить крымского хана с Изюмского шляха". С понятной степенью натяжки мы можем здесь видеть все те же разборки с крымчанами.Но до чего же дотошно снимались советские фильмы, а?Я стал проверять разные детали из фильма:- действительно у Ивана Грозного была такая жена - Марфа Васильевна- действительно был такой князь Милославский, его правда не казнили как в фильме, а он попал в опалу- действительно Грозный взорвал на бочке с порохом человека, правда не изобретателя как в кино, а боярина, с теми же словами - "пущай полетает".А помните форму кавалеристов в фильме? Там были такие странные черные всадники (меня тоже такая одежда удивляла).Так оказывается действительно одевались опричники Ивана Грозного - во все черное.
Можно сравнить с тем, с какой степенью достоверности снимаются сейчас исторические фильмы и увидеть, что даже советская музыкальная комедия оказывается историчнее, бережней к истории, чем бредовые поделки от Акунина и КО, претендующие на некую историческую достоверность. А уж о всяких "Гитлер капутах" и речи нет.
vchernik.livejournal.com
газета Завтра: Блог: Собака Калин-царь
Думается, все помнят бессмертный эпизод из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», когда «и. о. царя» Бунше очень не понравилось определение, данное «крымскому царю». Тому самому домоуправу, который – «сукин (!)-сын, самозванец». «Но-но, распоясались, царь – собака!» Вообще, в этом фильме выражены мощные «близнечные» архетипы – и узурпация царской власти двойником («Миссия Третьей касты»), и попадание царя в шуты – как некая инициация («Царь и его Революция»). И, конечно, очень к месту образ «царя-собаки».
Так называли весьма интересного персонажа былин – Калина. Его там именуют «татарским царем», но это уже «исторические напластования». В былинах всё гораздо глубже. Имя самого Калина этимологизировали на самый разный лад, наиболее популярна «тюркская версия». А вот я бы связал его с Калиновым мостом, который находится над огненной рекой Смородиной (может кто уже и связал). Ведёт этот мост в Навь – царство теней, славянский Аид. И там обитает змеевидное Чудо-Юдо, которое противостоит русским богатырям на Калиновом мосту. Это «морской царь» - (Навь ближе всего к стихии вод), Анти-Царь, пародирующий Царя Мира – Земного Царя («Чудо-Юдо Рыба-Кит»). И как Царь Мира есть бытийный полюс нашей реальности, абсолютный Субъект, тотальный Центр, так Калин-царь есть «полюс» небытийный, абсолютный Объект, тотальная Периферия. Это Мировой Змей, Ермунганд. Вселенский Робот, космический Компьютер, злой и/или глупый «Демиург» («Неообщинная революция»).
Калин – именно «собака-царь», и это заставляет вспомнить змее-пса Кербера, сторожащего вход в Аид. В эллинской традиции Кербер – хтонический пёс, охраняющий Аид – царство теней. Его обычно представляют, прежде всего, именно псом, но он является одновременно и змеем. Кербер – сын драконоголового Тифона, волосы на голове и спине у него состоят из змей, он обладает хвостом-драконом, которым жалит. Кроме того, у охранника Аида три головы, что роднит его с драконами, а из пасти у него капает ядовитая слюна.
У Кербера есть египетский аналог – чудовищный Амт, сторожащий врата Аменти. Он же пожирает души на суде у Осириса. У него собачье тело, а голова - крокодила и бегемота. (Здесь сразу же вспоминается Левиафан – см. «Левиафан как реальность».) Показательно, что у Кербера, как и Амта, сливается воедино змеиное и собачье.
Кербер имеет аналог в скандинавской традиции – это чудовищный четырехглазый пёс Гарм, порождение коварного бога Локи и великанши Ангброды. Во время Рагнарёка, конца мира и последней битвы, это чудовище загрызёт бога Тюра и погибнет само. Однако, скандинавы знали и о другом хтоническом персонаже – мировом Змее Ерманганде, которого также породили Оки и Ангброда. Это этот космический Змей опоясывает землю. («Революция против торгового строя»). Представляется, что изначально Пёс и Змей были единым персонажем, но потом образ раздвоился. Речь идёт о вселенском Роботе, Големе, «Демиурге».
Космический змеепёс опоясывает Землю, и данный пояс есть абсолютная Периферия и тотальная Объектность, которая в силу отсвета бывшего изначального Субъекта, активно пожирает весь мир, инициируя всеобщий космический и социальный каннибализм. (Известно, что одни галактики пожирают другие. Так, Туманность Андромеды в настоящий момент с аппетитом хрумкает свою соседку, а потом примется и за Млечный Путь. На социальном плане происходит эксплуатация, когда из людей вытягивают материальные средства и жизненные энергии. Частенько, впрочем, каннибализм - буквален.) Кстати, само слово «каннибал» означает именно «песьеголовый» - от слов «канн», «канис» – «собака» и «бал» - «голова», «шар». (На это обращено внимание в своём ЖЖ-блоге rosh-mosoh).
Имя «Кербер» имеет много этимологических «расшифровок», однако, сами греки производили его от слов χῆςες («души умерших») и βιβρώσχω («пожираю»; в дальнейшем здесь будет сказано о прожорливых песьеглавцев Гога и Магога!). Думается, стоит прибегнуть именно к их толкованию.
Тут все вполне логично. Аид - это «царство теней», в других традициях он известен как Навь, Хель и т. д. Это не ад, где находятся именно души людей, но мир тонких форм, но не Духа (Рай). Здесь находятся не души, но информационные дубликаты покойных, проникновение которых в наш мир производит эффект, известный как «появление призрака» (см. «Вторжение теней»). Кербер-Змей находится на границе этого мира, точнее сказать, он и есть его Граница.
Крайне интересен сюжет о том, как Геракл, сын Громовержца, одолел Кербера и вывел его из Аида на свет (потом змеепёс отправился обратно). Он схож с сюжетом о противоборстве Тора-Громовержца с Ермунгандом – тогда Змея подняли из вод, потом расплющили ему олову, но он все равно остался жить в своих глубинах. Судя по всему, здесь сообщается о том, как некогда Змею был нанесен некий серьезный ущерб. (Социальное прямо влияет на космическое. Некогда крушение Гипербореи привело к жуткой космической катастрофе – «космотрясению» Платона. См. «Мифология прогресса или оболганный Кронос») Возможно, это было наступление Века Героев, которое временно обратило вспять процесс деградации. До этого всё катилось вниз, Золотой Век сменился Серебряным, потом - Медным. Но инволюция была остановлена Героями (Геракл – как раз Герой), в чей век была возрождена Гиперборейская Империя Золотого Века.
«Герой» – данное слово этимологически схоже со словом «арий». И слово это стоит применить, прежде всего, к зоне «Сатэм» - восточным индоевропейцам. Это и есть скифы изначальные, от которых потом произошли славяне, иранцы и индоарии. Возникновение Сатэм привело к образованию величественных, но безымянных (пока, до новых изысканий!) империй – Среднестоговской, Ямной, Катакомбной (см. «Русская Гиперборея»). Им наследовали - Киммерия, Скифия, Русь, Россия. (В то же время в зоне «Кентум» проживали предки германцев, кельтов, греков и романцев. Они испытали сильное влияние атлантической контр-традиции, что и привело к образованию западной цивилизации, наследующей Атлантиде – см. «Грядущая Атлантида».)
«Нашего» змее-пса русских былин, «царя-собаку» Калина, одолевает Илья Муромец – наш Геракл. (Но есть другая сюжетная линия, где чудо-Юд одолевает Иван крестьянский сын). И вот – поразительное совпадение, последний имел прозвище «Каллиник»-победитель (на это обратил внимание исследователь Л. Гурченко). Безусловно, такие совпадения не случайны и уходят в глубокую-глубокую древность.
Продолжая тему «пса» («смердячего» - это определение звучит и в упомянутом выше фильме), нужно вспомнить о собачьи головах на седлах опричников. Их можно интерпретировать как символическую готовность уничтожать «песьеголовых», под которыми следует понимать всякую нечисть, пытающуюся разрушить Царство. К слову, на лицевых апокалипсисах той эпохи Гог и Магог (предводители войска антихристова) изображены во главе людей с песьими головами. В «Откровении Мефодия Патаского предсказано: «В последние дни перед концом мира Гог и Магог выйдут на землю Израильскую. Это цари языческие, которых закрыл царь Александр с северной стороны (…) и все, людоедами называемые, имеющие песьи головы (…). Ибо люди (…), есть начнут плоть человеческую и кровь пить, как воду. И эти люди растлят землю и осквернят ее». (Собственно, самые наибольшие отморозки до поры до времени заключены под землей – см. «Сокровенное царство») Сами песьеглавцы и, вообще, зверолюди возникли в результате чудовищных черномагических экспериментов («Культ Зверя и технологии расчеловечивания»)
Поразительное (и далеко не случайное) совпадение – в 1457 г., в самом начале царствования Ивана Васильевича Грозного был канонизирован русский князь Александр Невский – воин и правитель, давший первую битву на реке Навь, Неве. Кстати, в русской сказочной традиции есть река Смородина, отделяющая мир живых от мира мертвых (Нави). Она же – «Нева-река самородная», именно туда князь Демьян бросает правую руку своей жены с золотым кольцом. Как раз через эту реку и ведёт Калинов мост, на котором было побеждено Чудо-Юдо.
На навей реке князь Александр остановил западных варваров, не дал им символически пройти через реку Смородину, не позволил западным псам проникнуть в наш, Русский мир. И на Чудском озере князь уничтожил псов-рыцарей, загнав их под лёд, заточив их так так, арии заточили «чудь белоглазую», чудовищный («чудной», «дивий») «народ». «Не в Силе - Бог, а в Правде» - так сказал Князь, указывая на то, что Кривда - космическая Сила, Рок - Змей Ермунганд, Робот, Комп, «Демиург». (в то же время, Правда - бытийный полюс мира, см. «Правда и Кривда».) Собственно, это и Калин-царь – Собака. Именно символизм сокрушения «псов смердячих» позже выразят опричники, сражающиеся с изменниками, поборниками «западных ценностей».
zavtra.ru
Куда едет собака крымский царь...: skreen
Пост за 2012 год.Прежде чем татарве чего то петь и плакаться нужно вспомнить историю взаимоотношений татар Крыма и России. Оригинал взят у
Повторяю пост от 8 января текущего года - годовщина, однако:"Гусляры заиграли и запели.
Гусляры (поют). А не сильная туча затучилася...А не сильные громы грянули... Куда едет собака крымский царь...
Бунша. Какая это собака? Не позволю про царя такие песни петь! Он хотьи крымский, но не собака! (Дьяку.) Ты каких это музыкантов привел?Распустились здесь без меня!..."
Михаил Булгаков. Иван ВасильевичКомедия в трех действиях
Комедия - это конечно хорошо. А между тем, в песне, которую прервал Бунша, речь идет о весьма значимом историческом событии, уделить внимание которому никогда не будет лишним - Молодинская битва (29 июля - 3 августа 1572 года).
Для начала, приведу полный текст песни:
«А не силная туча затучилася,а не силнии громы грянули:куде едет собака крымской царь?
А ко силнему царству Московскому:«А нынечи мы поедем к каменной Москве,а назад мы поидем, Резань возмем».
А как будут оне у Оки-реки,а тут оне станут белы шатры роставливать.«А думайте вы думу с цела ума:
кому у нас сидеть в каменной Москве,а кому у нас во Володимере,а кому у нас сидеть в Суздале,
а кому у нас держать Резань Старая,а кому у нас в Звенигороде,а кому у нас сидеть в Новегороде?»
Выходить Диви-Мурза сын Уланович:«А еси государь наш, крымской царь!А табе, государь, у нас сидеть в каменной Москве,А сыну твоему в Володимере,
а племнику твоему в Суздале,а сродичю в Звенигороде,а боярину конюшему держать Резань Старая,
а меня, государь, пожалуй Новым городом:у меня лежатъ там свет-добры-дни батюшко,Диви-Мурза сын Уланович».
Прокличет с небес господен глас:«Ино еси, собака, крымской царь!То ли тобе царство не сведомо?
А еще есть на Москве Семьдесят апостоловопришенно Трех святителей,еще есть на Москве православной царь!»
Побежал еси, собака, крымской царь,не путем еси, не дорогою,не по знамени, не по черному!».
Или другими словами:
"...а приехал царь Крымской к Москве, а с ним были его 100 тысяч и двадцать, да сын его царевич, да внук его, да дядя его, да воевода Дивий мурза — и пособи бог нашим воеводам Московским над Крымскою силою царя, князю Михайлу Ивановичю Воротынскому и иным воеводам Московским государевым, и Крымской царь побежал от них невирно, не путми не дорогами, в мале дружине; а наши воеводы силы у Крымскаго царя убили 100 тысяч на Рожай на речкы, под Воскресеньем в Молодях, на Лопасте, в Хотинском уезде, было дело князю Михайлу Ивановичю Воротынскому, с Крымским царем и его воеводами... а было дело от Москвы за пятдесят верст..."
Источник: Битва при Молодях. Иван Грозный спас и Европу
Год 1571. Московская Русь ведет кровопролитную, изнурительную войну на два фронта. Последние несколько лет в стране неурожай, голод, вдобавок свирепствует чума. Самый подходящий момент для уничтожения русского государства.
Крымский хан Девлет Гирей, в союзе с Османской империей и заклятым врагом Руси Речью Посполитой, во главе 40-тысячной армии вторгается в Московию. Обойдя (не без помощи предателей) южные заслоны, он доходит до Москвы и сжигает ее дотла.
После этого похода Московская Русь по сути обречена. Оправиться от такого удара в той ситуации, да еще быстро – невозможно. Но для завершающего удара нужна еще большая, и не просто огромная, а подавляющая, гигантская армия, чтобы не просто завоевать страну, а раз и навсегда подавить ее дух. Не просто взять города, а вырезать их полностью, или почти полностью, оставив лишь небольшое количество рабов. Не просто уничтожить Русь, а стереть саму память о ней!
И уже в следующем 1572 году Девлет Гирей собирает такую армию. В ней, помимо всего мужского боеспособного населения Крыма, участвуют 7 тысяч лучших турецких янычар, предоставленных Османской империей. Это по сути спецназ, элитные войска. А к ним более 80 тысяч крымчан и ногайцев, плюс прочая нечисть. По тем временам невиданная военная сила.
И вся эта нечисть двинулась на Москву. Отправляясь в поход, Девлет Гирей заявил, что «едет на Москву на царство». Не воевать, а царствовать он ехал! Ему и в голову не могло прийти, что кто-то осмелится выступить против такой силы.
Существование России и русского государства оказались на волоске. Полная и окончательная гибель казалась неизбежной, как в октябре 1941 года. Это было похлеще т.н. татаро-монгольского нашествия, и куда опаснее.
Но сила нашлась. Царь Иван IV (Грозный) собрал войско из земских стрельцов и опричников. Во главе земцев был поставлен князь Михаил Воротынский (он же был назначен главнокомандующим), во главе опричного войска – молодой воевода Дмитрий Хворостинин. Все силы Русского государства были собраны в один кулак. И все же силы были неравные – 20 тысяч русских против 120 тысяч крымско-турецкой армии.
Нужно было побеждать «не числом, а умением». Замысел Ивана Грозного состоял в том, чтобы использовать огромные размеры крымско-турецкой армии против нее же самой, превратить силу иноземного войска в слабость.
Князю Воротынскому поступил наказ остановить войско крымского хана на марше, перекрыв Муравский шлях, заставить его развернуться и принять сражение.
С этой целью арьергард войска был атакован опричниками Хворостинина. Армия Девлет Гирея была растянута на 15 километров, так что когда передовые части подходили к реке Пахроме (Подольску), арьергард находился вблизи деревни Молоди. Здесь русскими было дано первое сражение. 29 июля 1572 года опричники Хворостинина внезапно напали на арьергард вражеского войска и полностью уничтожили его. Опешив от такой наглости, Девлет Гирей развернул свое войско, чтобы как следует огрызнуться.
Первая часть плана таким образом была блестяще исполнена.
В это время близ Молодей на холме был сооружен Гуляй-город – передвижное деревянное укрепление, в котором укрывались стрельцы, вооруженные пушками и пищалями. Приняв на себя всю мощь крымско-турецкого войска, Хворостинин и его опричники, отходным маневром вывели татар прямо под пушечные залпы Воротынского.
«И грянул гром».«И многих татар побили».
Девлет Гирей не опешил, нет! Есть более точное выражение: он охренел!
В бешенстве он снова и снова бросал свои войска на штурм Гуляй-города. И снова и снова склоны холма покрывалось трупами. Под артиллерийско-пищальным огнем бесславно гибли янычары, цвет турецкого войска, гибла крымская конница, гибли мурзы. Так продолжалось и 31 июля, и 2 августа.
Теребердей-мурза убит, ногайский хан убит, Дивей-мурза (тот самый советник Девлет Гирея, что делил русские города) взят в плен. А гуляй-город продолжал стоять неприступной крепостью. Как заколдованный. Девлет Гирей просто отказывался верить своим глазам! Все его войско, а это была самая мощная армия в мире, не могло взять какой-то деревянной крепостишки!
Ценой чудовищных потерь татары подступили к дощатым стенам, в ярости рубили их саблями, пытались расшатать, повалить, разломать руками. Да не тут-то было. «И тут много татар побили и руки поотсекли бесчисленно много».
И вот, когда все силы крымско-турецкого войска были сосредоточены на штурме гуляй-города, русские предприняли маневр, решивший исход битвы.
3 августа 1572 года незаметно, лощиной, полк Воротынского и опричники Хворостинина прошли в тыл вражеской армии и ударили по наступавшим сзади. Одновременно из гуляй-города на штурмовавших обрушился мощный залп из всех орудий. Татары обратились в паническое бегство. Бросая оружие, крымчане и турки бежали, а русские преследовали их и рубили, рубили, рубили!
Все семь тысяч турецких янычар порублены без остатка. Большинство мурз, включая сына, внука и зятя самого Девлет Гирея либо убиты, либо взяты в плен. А русские продолжали преследовать и рубить, и рубить, и рубить врага!
От 120-тысячного войска хана не осталось почти ничего – в Крым вернулись всего 10 тысяч человек.
110 тысяч крымско-турецких захватчиков нашли свою смерть в Молодях. Такой грандиозной военной катастрофы история того времени не знала. Лучшая армия в мире попросту перестала существовать.
В 1572 году спасена была не только Россия. В Молодях была спасена вся Европа – после такого разгрома о турецком завоевании континента речи быть уже не могло.
Крым потерял практически все боеспособное мужское население поголовно. От этого поражения он так и не смог оправиться, что предопределило его вхождение в Российскую империю. Именно в битве при Молодях 29 июля – 3 августа 1572 года Русь одержала историческую победу над Крымом.
Османская империя вынуждена была отказаться от планов вернуть Астрахань и Казань, среднее и нижнее Поволжье, и эти земли навсегда закрепились за Русью. Южные границы по Дону и Десне были отодвинуты на юг на 300 километров. На новых землях вскоре был основан город Воронеж и крепость Елец.
Битва при Молодях - не только грандиозная веха Русской истории (более значимая, чем даже Куликовская битва).Битва при Молодях - одно из величайших событий Европейской и Мировой истории!
skreen.livejournal.com
Куда ехал собака Крымский царь и кто основал Рязань: well_p
Продолжаем мои исследования о городе Рязань , исчезнувшем в конце 17 века . Сегодня мы с вам споем несколько старинных песен . Первой будет песня , вызвавшая гнев незабвенного Ивана Васильевича Бунша . Помните такую ?А не силная туча затучилася,а не силнии громы грянули:куде едет собака крымской царь?
А ко силнему царству Московскому:«А нынечи мы поедем к каменной Москве,а назад мы поидем, Резань возмем».
А как будут оне у Оки-реки,а тут оне станут белы шатры роставливать.«А думайте вы думу с цела ума:
кому у нас сидеть в каменной Москве,а кому у нас во Володимере,а кому у нас сидеть в Суздале,
а кому у нас держать Резань Старая,а кому у нас в Звенигороде,а кому у нас сидеть в Новегороде?»
Выходить Диви-Мурза сын Уланович:«А еси государь наш, крымской царь!А табе, государь, у нас сидеть в каменной Москве,А сыну твоему в Володимере,
а племнику твоему в Суздале,а сродичю в Звенигороде,а боярину конюшему держать Резань Старая,
а меня, государь, пожалуй Новым городом:у меня лежатъ там свет-добры-дни батюшко,Диви-Мурза сын Уланович».
Прокличет с небес господен глас:«Ино еси, собака, крымской царь!То ли тобе царство не сведомо?
А еще есть на Москве Семьдесят апостоловопришенно Трех святителей,еще есть на Москве православной царь!»
Побежал еси, собака, крымской царь,не путем еси, не дорогою,не по знамени, не по черному!
Эту песню в 1619-1620 годах записал английский путешественник Ричард Джемс . Почитайте его биографию на Википедии , там много интересного .Мы же с вами разберем вышеприведенный текст. Он посвящен татарскому нашествию крымского хана Давлет Гирея. Сейчас об этой войне у нас практически никто не знает . А ведь на кону стояло само существования России как назависимого государства . Но как всегда - от героев былых времен не осталось порой имен......Ну а мы вернемся к песне . Во первых название города в ней пишут через "е" -Резань .Собственно у меня накопилось уже довольно много материалов , где написано именно так .Судя по всему так в древности этот город и называли . Во вторых странно , что сначала идут брать Москву а только потом идут именно к Резани и там на берегу реки Ока( а Резань стоит именно на ней ) думают думу . По идее все должно быть наоборот . Резань стоит практически на пути из Крыма в Москву . Логичнее сначала взять ее а потом уже около Москвы -реки думать думу и делить города . Что то в городе Резани было такого сакрального ( ну я собственно и раньше об этом писал в своем исследовании ) , что давало повод именно ее оставлять на последок и не Москву . Кстати тут есть небольшая нестыковка . В середине 18 века было официально заявлено - город Рязань был разрушен в 1568 году . А вот по современной истории поход Давлет Гирея начался только в 1571 году . Ну нашим историкам виднее , они как всегда лучше знают , что там было на самом деле , чем тогдашнии историки . Они сейчас вообще заявляют , что Резань аж в 1237 году была разрешена и с тех пор не восстанавливалась . А ее вон в середине 16 века татары делили . Опять же очень интересен "рейтинг" городов , которые предлагались для конкретных приближенных Давлет Гирея : Владимир , Суздаль , Звенигород , Резань и Новгород . С последним не совсем понятно , какой именно Новгород имелся ввиду . Может и Нижний . А может и еще какой . Было как минимум четыре-пять городов с таким названием . Просто до настоящего времени дошли только два , они и в истории остались . Идем дальше . Очень интересен вот такой пассаж :а меня, государь, пожалуй Новым городом:у меня лежатъ там свет-добры-дни батюшко,Диви-Мурза сын Уланович».
Такое чувство - отец этого Диви-Мурза жил в Новгороде . И совсем не пленником . Что в общем то для тех времен совсем не из ряда вон выходящее событие а банальное дело . Я об этом как то уже писал в одном из своих постов - Откуда есть пошло российское дворянство . Вполне возможно , Новгород был отдан батюшке Диви-Мурза в управление кем то из русских царей . Ну вот в статье о том же Звенигороде так прямо и пишется - Иван Грозный пожаловал Звенигород татарскому царевичу Муртазе-Али. Впрочем, Звенигород и раньше спорадически жаловался служилым татарским царевичам и князьям. Вот интересно чем был так знаменит и богат в середине 16 века Звенигород , что его аж сродичу Давлет Гирею планировали отдать ? Тоже ведь загадка .
Очень интересно упоминание в тексте Семьдесят апостолов и Трех святителей . По сегодняшней историографии это сугубо православные святые . А тут ими пугают какого то "басурмана", который по идее плевать должен на них . Они для него никто . А может и кто . Это сейчас все религии отличаются друг от друга . А тогда все было по другому . Вполне возможно , что Давлет Гирей был еще более "православным" , чем жители Москвы . Ну и конечно очень удивляет "Господен глас" который собственно и говорит про этих апостолов и святителей . Получается - бог то у московитов и крымских татар один . Да еще он любит разговаривать с землянами . Хотя для жителей того времени это было в порядке вещей .Я тут уже как то разбирал Лицевой свод Ивана Грозного , который как раз тогда правил на Руси. Пост - Боги они как люди , только живут на небе . В тексте Резань называют "старой" . Саму песню сложили позже татарского нашествия . Значит по идее на тот момент уже была Резань новая . Старую могли и не востановить а построить на новом месте . Но вот о таком городе я пока упоминания не встречал . А может и встречал , просто не понял . По книжке же хрен поймешь о ком или очем идет речь . Да собственно чего далеко ходить , вон выше я уже задавался вопросом о каком именно Новгороде идет речь ? Ну и напоследок открывок из былины "Поездка Василия Буслаева в Иерусалим" . Самое интересное , в Википедии сейчас пишут - Васи́лий Бусла́ев — герой новгородского былинного эпоса . А вот по былинам получается не совсем так :Преж Резань да слободой была,
А теперь Резань да славной город стал,
Почему это Резань прославилась?
Потому Резань это прославилась,
Что хороша она да испостроилась.
Хто был в городи строителем?
Хто был управителем?
Управителем был Василей сын Буслаевич,
Построил Резань да славным городом.
Здумал Василей черлен караб строити...Ну вот , теперь вы знаете имя основателя города Резань .
well-p.livejournal.com
О том как на самом деле выглядел "собака Калин царь"
1. Исторический прототипСобака Калин царь - это болгарский царь Калоян, правивший в Болгарии в 1197-1207 гг.Царь успешно воевал с крестоносцами и разбил императорское войско (латинского константинопольского императора Балдуина) в битве при Адрианополе. За крайнюю жестокость к грекам, которые не хотели подчиняться "освободителям" был прозван ромеоктон ("убийца ромеев") ии еще через издевательскую переделку имени, Калоян в "Скилоиоан" - "собака Иоанн" (подразумев. "собака Калоян").
В 1207 г. царь Калоян осадил греческий город Фессалоники (по русски Солунь), но во время осады неожиданно умер сам или стал жертвой заговора. Болгарское войско сняло осаду и отступило.
2. Мифологизация образа
Неожиданная смерть Калояна породила много слухов. На основе их родилась в частности легенда о том, что Калоян был убит святым Дмитрием солунским, покровителем города, который ночью явился ему в шатре и поразил копьем в сердце.
Эта легенда попала в житийный цикл о св. Дмитрии Солунском (чудо №5). О ней упоминает Георгий Акрополит ("Хроника") в 13 веке.
Изображения этого чуда появились во второй половине XIII века. На них представлен великомученик Димитрий в воинском облачении пеший или на коне с копьем в руке, которым он убивает поверженного на землю царя Калояна. Самое раннее сохранилось в росписях церкви в Крокеэсе в Лаонии 1286 года (Греция). В дальнейшем изображения чуда о царе Калояне получило распространение на Балканах и на Руси, где великомученик Димитрий пользовался особым почитанием у славян.
Вместе с тем параллельно византийскому преданию вплоть до нового времени сохранялись и собственные болгарские сказания о свирепом и хитром "царе Калиянчо".
3. Отождествление с Мамаем на Руси
В древнерусском искусстве сюжет с убийством царя Калояна встречается в клеймах житийных икон Дмитрия Солунского с конца XV века.На этих иконах заметно уже отсупление от первоначального предания - Калоян изображен на коне. По замечанию Ж.К. Белик, "на некоторых иконах он именуется Максимианом, Люем или даже Мамаем, вероятно, в память о победе Дмитрия Донского в Куликовской битве, патрональным святым которого был Димитрий Солунский".
Ж.К. Белик "Чудо Димитрия Солунского о царе Калояне"
Как видим, иконописцы, а следовательно и зрители, жители Москвоии 15-16 века легко допускали аллегорическое толкование византийского сюжета о царе собаке Иоанне (Калояне) применительно к событиям мировой и русской истории. Посетителям храмов, среди которых были, несомненно авторы духовных стихов и былин, образ Калояна, убиваемого любимым на Руси святым, ассоциировался с поганым татарином, и особенно с Мамаем, о котором действительно известно было, что войско его бежало с Куликова поля после помощи небесного полка, в числе святых воинов которого был и Дмитрий Солунский.
О чем я писал недавно здесь.
Эти ассоциации и привели сказителей к идее заимствования образа царя-собаки Калояна в былину о битве русского богатыря с татарами. Имя Калин является упрощением труднопроизносимого имени Калоян (Калуян) в многократной устной передаче.
4. Сюжет былины
Использование исторических сведений о нашествии Мамая в былине, привело к существенной трансформации сюжета. Подчеркивается огромность и многонациональность его войска (сорок царей и сорок королей). Перед походом высылается посол с требованием непомерной дани. Сражение происходит в чистом поле, а не у стен города. В былине Калина не убивают, он, как и Мамай, только бежит (иногда правда пленен), зарекаясь ходить на Русь.
Особое место в былинах занимают какие-то подкопы и смоляные ямы, в которые проваливается Илья в конце битвы. Его уже связанного ведут на казнь, когда в последний момент, ему удается освободиться и перебить татар. Это место в былине очень напоминает реальные обстоятельства битвы на Куликовом поле, когда ход уже практически проигранного сражения резко меняется в результате выступления засадного полка, а в летописной повести о Куликовской битве - небесного полка в составе архангела Михаила, св. Дмитрия Солунского и проч.
Описанные в этом месте подкопы и смоляные ямы, в принципе могли бы быть воспоминанием о каком-то моменте боя, в ходе которого русское войско было оттеснено в овраги. Но врядли известие о такой детали могло сохраниться столь долго, не попав в другие источники. Поэтому полагаю, что образ смоляной ямы был заимствован в былину в результате непосредственного созерцания клейма иконы.На иконе под ногами царя Калояна в большом числе вариантов разверзается ад, изображенный в виде черной ямы. В нее чуть ли не падает с конем и сам святой. Собственно ад, тартар, бездна, в которой неугасимый огонь черен и смоле подобен, где «Сия мука смола кипящая», и могла подать сказителю идею описать в былине подкопы черные и ямы смоляные, которые были там где стояло войско царя Собаки.
yablor.ru
О том как на самом деле выглядел "собака Калин царь"
1. Исторический прототипСобака Калин царь - это болгарский царь Калоян, правивший в Болгарии в 1197-1207 гг.Царь успешно воевал с крестоносцами и разбил императорское войско (латинского константинопольского императора Балдуина) в битве при Адрианополе. За крайнюю жестокость к грекам, которые не хотели подчиняться "освободителям" был прозван ромеоктон ("убийца ромеев") ии еще через издевательскую переделку имени, Калоян в "Скилоиоан" - "собака Иоанн" (подразумев. "собака Калоян").
В 1207 г. царь Калоян осадил греческий город Фессалоники (по русски Солунь), но во время осады неожиданно умер сам или стал жертвой заговора. Болгарское войско сняло осаду и отступило.
2. Мифологизация образа
Неожиданная смерть Калояна породила много слухов. На основе их родилась в частности легенда о том, что Калоян был убит святым Дмитрием солунским, покровителем города, который ночью явился ему в шатре и поразил копьем в сердце.
Эта легенда попала в житийный цикл о св. Дмитрии Солунском (чудо №5). О ней упоминает Георгий Акрополит ("Хроника") в 13 веке.
Изображения этого чуда появились во второй половине XIII века. На них представлен великомученик Димитрий в воинском облачении пеший или на коне с копьем в руке, которым он убивает поверженного на землю царя Калояна. Самое раннее сохранилось в росписях церкви в Крокеэсе в Лаонии 1286 года (Греция). В дальнейшем изображения чуда о царе Калояне получило распространение на Балканах и на Руси, где великомученик Димитрий пользовался особым почитанием у славян.
Вместе с тем параллельно византийскому преданию вплоть до нового времени сохранялись и собственные болгарские сказания о свирепом и хитром "царе Калиянчо".
3. Отождествление с Мамаем на Руси
В древнерусском искусстве сюжет с убийством царя Калояна встречается в клеймах житийных икон Дмитрия Солунского с конца XV века.На этих иконах заметно уже отсупление от первоначального предания - Калоян изображен на коне. По замечанию Ж.К. Белик, "на некоторых иконах он именуется Максимианом, Люем или даже Мамаем, вероятно, в память о победе Дмитрия Донского в Куликовской битве, патрональным святым которого был Димитрий Солунский".
Ж.К. Белик "Чудо Димитрия Солунского о царе Калояне"
Как видим, иконописцы, а следовательно и зрители, жители Москвоии 15-16 века легко допускали аллегорическое толкование византийского сюжета о царе собаке Иоанне (Калояне) применительно к событиям мировой и русской истории. Посетителям храмов, среди которых были, несомненно авторы духовных стихов и былин, образ Калояна, убиваемого любимым на Руси святым, ассоциировался с поганым татарином, и особенно с Мамаем, о котором действительно известно было, что войско его бежало с Куликова поля после помощи небесного полка, в числе святых воинов которого был и Дмитрий Солунский.
О чем я писал недавно здесь.
Эти ассоциации и привели сказителей к идее заимствования образа царя-собаки Калояна в былину о битве русского богатыря с татарами. Имя Калин является упрощением труднопроизносимого имени Калоян (Калуян) в многократной устной передаче.
4. Сюжет былины
Использование исторических сведений о нашествии Мамая в былине, привело к существенной трансформации сюжета. Подчеркивается огромность и многонациональность его войска (сорок царей и сорок королей). Перед походом высылается посол с требованием непомерной дани. Сражение происходит в чистом поле, а не у стен города. В былине Калина не убивают, он, как и Мамай, только бежит (иногда правда пленен), зарекаясь ходить на Русь.
Особое место в былинах занимают какие-то подкопы и смоляные ямы, в которые проваливается Илья в конце битвы. Его уже связанного ведут на казнь, когда в последний момент, ему удается освободиться и перебить татар. Это место в былине очень напоминает реальные обстоятельства битвы на Куликовом поле, когда ход уже практически проигранного сражения резко меняется в результате выступления засадного полка, а в летописной повести о Куликовской битве - небесного полка в составе архангела Михаила, св. Дмитрия Солунского и проч.
Описанные в этом месте подкопы и смоляные ямы, в принципе могли бы быть воспоминанием о каком-то моменте боя, в ходе которого русское войско было оттеснено в овраги. Но врядли известие о такой детали могло сохраниться столь долго, не попав в другие источники. Поэтому полагаю, что образ смоляной ямы был заимствован в былину в результате непосредственного созерцания клейма иконы.На иконе под ногами царя Калояна в большом числе вариантов разверзается ад, изображенный в виде черной ямы. В нее чуть ли не падает с конем и сам святой. Собственно ад, тартар, бездна, в которой неугасимый огонь черен и смоле подобен, где «Сия мука смола кипящая», и могла подать сказителю идею описать в былине подкопы черные и ямы смоляные, которые были там где стояло войско царя Собаки.
nickfilin.livejournal.com