«Четырехглазые» собаки Бурятии. Собака бурятская


«Четырехглазые» собаки Бурятии: Азия: Информ Полис

Когда я слышу о бурят-монгольском волкодаве «хотошо», мне становится смешно. Потому что у моих дедушки и бабушки была такая домашняя собака с чисто бурятским прозвищем Янгар. 

В детстве я воспринимал его как самого обычного пса. Как и то, как мы за ним ухаживали, кормили и даже хоронили. Только повзрослев, я понял, сколько почти мистической мудрости было в бурятских традициях отношения к собакам. 

В жизненном укладе бурятских чабанов собака была незаменимым и верным помощником. Помню, как в студеные зимы, в пургу наш Янгар не давал стаду разбегаться, приводил отары в стайки. Летом отводил на водопой. Дедушка говорил, что наш Янгар даст отпор любому волку. Был у нашего пса и еще один младший помощник по кличке Банхар. То, что обе наших собаки черные и лохматые,  с рыжими пятнами над глазами, казалось мне само собой разумеющимся. Ребенком я считал, что наши Янгар и Банхар все понимают, но не умеют говорить. Настолько они были умные. Естественно, даже речи не было о том, чтобы ударить собаку. 

- Это «четырехглазые» священные собаки. Они никогда не спят, даже когда закрывают глаза. Верхними глазами они способны видеть всё окружающее, – рассказывала бабушка, ласково поглаживая наших псов, – и даже души людей. Лай таких собак отгоняет злых духов. «Четырехглазая» собака подавляет демонов четырех сторон света. Так что ничего не бойся рядом с ней.

Когда у меня начали выпадать молочные зубы, старшие научили такому обряду: положить выпавший зуб в жир или хлеб и дать съесть собаке. При этом приговаривать: забери мой плохой зуб, дай мне взамен хороший. Можно в это не верить и приписать мои хорошие зубы правильному питанию в детстве, но до самого студенчества я не знал проблем с зубами. 

Речи не было о том, чтобы наши собаки голодали или  ели из грязной посуды. Я сам лично следил, чтобы миска наших хранителей дома была чистой. А уж в Белый месяц бабушка готовила собакам особое угощение, говоря, что уж в такой новогодний праздник они никак не должны голодать. Даже ставила отдельные лампадки - зула собакам. 

Наши собаки часто застывали на месте с закрытыми глазами. Дедушка и бабушка говорили, что в это время они молятся о благополучии своих хозяев. Поэтому «четырехглазых» псов называли «зуугин нохой» («молящаяся собака») и говорили, что такие собаки получили благословение самого Будды. Неудивительно, что они должны были переродиться  в следующей жизни в облике человека. 

Когда умер старший пес Янгар, мы с дедушкой понесли его хоронить на высокую сопку. Дедушка отрубил ему хвост, чтобы не мешал при перерождении, и положил под голову Янгара. В рот верному псу положил кусочек топленого масла со словами: родись в следующей жизни человеком! Похоронили мы собаку головой к югу, чтобы в следующей жизни она обрела рождение в Тибете – ближе к Учению Будды. 

Позже я  услышал легенду о том, как предков наших собак привезли буддийские паломники из Тибета. В старину при конфискации имущества у хозяина запрещалось забирать личное оружие и собак, даже щенков. За убийство или жестокое обращение с собакой у такого хозяина могли забрать лошадь. А уж за убийство чужой собаки налагали штраф – двухгодовалого бычка. Нам бы сейчас такие законы! 

В армии я попал служить в Монголию. Каково же было мое изумление, когда я увидел у одного монгольского кочевья точные копии своих Янгара и Банхара. У меня даже слезы навернулись. Я вытащил все, что у меня было с собой съестного, и угостил собак. Хотя нас как советских солдат инструктировали так, чтобы мы обходили стороной отары и опасались черных собак, обмотанных красной тряпкой вокруг шеи. Знание бурятского языка и любовь к собакам позволили мне быстро сдружиться с монгольскими семьями. Там я услышал, что знаменитый монгол-охотник Лувсан с помощью такого пса добыл 22 000 сурков, 200 рысей, 900 волков и 40 медведей. Я даже пожалел, что у моего дедушки не было времени охотиться с нашими помощниками. В Монголии же я услышал, что банхаров там еще называют «бавгар», что означает медведеподобный. Это имя описывает лохматых псов точно так же, как и «банхар» - щекастый. 

Сейчас я живу в городской благоустроенной квартире и не хочу мучить такими условиями большую собаку. Мечтаю, что, когда переберусь в свой дом с большим двором, непременно привезу себе щенка банхара из дальнего бурятского села. 

Аламжи Ц., г. Улан-Удэ. 

А знаете ли вы, что?
  • Этимология монгольского слова «нохой» (собака) имеет корни от слова «нухэр» – первый товарищ, близкий друг человека.
  • В словаре монгольского языка слово «нохой» имеет 142 значения, в которых, выражаясь современным языком, есть понятия о кинологии, собаководстве, селекции. Ни в одном языке мира этого нет. Это говорит о том, что в древности у монголов была богатейшая культура развитого собаководства.
  • Специалисты высшего пилотажа (по-монгольски - «нохойч») могли управлять на облавных охотах одновременно сотнями и тысячами собак! Об этом писал еще Марко Поло. Потом постепенно облавные охоты утратили свою актуальность, а вместе с ними ушло то высочайшее мастерство массовой синхронной дрессуры собак. Но язык сохранил память об этом.
  • Изображения монгольских банхаров встречаются на петроглифах, на могильных камнях, в прикладном искусстве, в скульптуре, в религиозной живописи. Они есть в традициях содержания, воспитания и захоронений самих собак и даже в государственных законах, защищающих собак.
  • В историческом законодательном документе «Халхасский кодекс Монголии» имеется пункт закона, в котором сказано: «Нельзя убивать здорового коня, белокурого гуся, змею, лягушку, турпана, козленка антилопы, жаворонка, собаку. А человек – свидетель убийства – был вправе забрать лошадь у нарушителя». В этом же документе постановлялось, что к неприкосновенному для чиновников и хэшигтенов имуществу причислялись собаки «Банхар», «Тэйган», «Шарайд», а к имуществу, не отбираемому у простого человека, - банхар или его щенок, как самой распространенной собаке. Также при убийстве сторожевой собаки расплачивались двухгодовалым бычком.
  • В монгольских законах того времени, таких как «Кодекс монгольских ойратов» и «Общественный строй Халхи» 1709 года, имелись указания, запрещающие бить и убивать собак.
  • Известно немало случаев, когда после смерти хозяина или его отъезда навсегда банхары умирали от тоски.
  • В народной медицине от монгольской овчарки использовали желудочный сок и составные ферменты слюны: лизоцин и муцин.
  • С 1932 года до Второй мировой войны монгольские овчарки состояли на службе в сибирских войсках НКВД.
  • В 1937 году на 3-й краевой выставке Восточной Сибири в г. Иркутске, в которой принимало участие более двухсот собак региона, монгольские овчарки, принадлежащие колхозным пастухам и питомникам НКВД, взяли все золотые и серебряные медали.
  • Служебные качества монгольской овчарки таковы, что они могут работать как ниже минус 40, так и выше плюс 40 градусов по Цельсию, потому что порода культивировалась на протяжении тысячелетий именно в резко континентальном климате Гобийской части Монголии.

www.infpol.ru

Бурят-монгольская собака - породы собак

Добавить отзыв об этой породе   

Описание

Местное название " хотошо" переводится с бурятского как "дворовый волк". Он очень привязан к дому. Ему не свойственна "охота к перемене мест", хорошо известная многим владельцам собак. Таежники называют их "собаками база" - в дальнем походе псы предпочитают охранять базы - место привала, где складывают все вещи и припасы. Он многолик, как бредбериевский Марсианин. Он самостоятелен как кавказец, контактен и дрессируем как овчарка, любит воду и плавает как ньюфаундленд, как Лабрадор готов играть, движения его скупы и неуловимо стремительны как у большинства бойцовых пород; вот только не уступая им в силе и ловкости, "бурят" никогда не задирается первым. С точки зрения внешней декоративности "буряты" вряд ли станут лидерами шоу - выставок, но как рабо- чая собака он может проявить себя в разных направлениях: бдительный сторож, прекрасный пастух, заботливая нянька, веселый компаньон, надежный защитник. Он - пластичный, податливый материал в наших руках. Лишь бы руки были добрыми.

История породы

Порода зарегистрирована в РКФ в 90-х годах XX века. В качестве исходного типа были приняты бурятские пастушьи собаки, используемые для защиты овец от хищников. «Волкодавом» эта собака является в той же самой степени, что и другие крупные овчарки, поэтому весьма удивительно, почему она названа «волкодавом», а не бурят-монгольской овчаркой. Состоит в близком родстве с овчарками Монголии и Средней Азии, являясь, по сути, продуктом их скрещивания. В отличие от густонаселенного Кавказа и открытых всем ветрам просторов Средней Азии Бурятия во многом до сих пор является "терра инкогнита". Таежные дебри скрывают следы не одной исчезнувшей экспедиции и останки бесчисленного количества легкомысленных путешественников. Видимо, поэтому у советских чиновников от кинологии не дошли руки до местных собак. Описания "монгольской овчарки" встречаются в ранних изданиях основоположника советской кинологии А. П. Мазовера, в частности, в своей книге "Экстерьер и породы служебных собак" издательства Осоавиахима СССР 1947 г. он пишет: "Самым близким потомком этих (тибетских) собак является современная монгольская овчарка. Широко распространена она в Бурят - Монгольской АССР... где используется в качестве пастушьей собаки. Монгольская овчарка, сохранившая все типичные черты и особенности тибетской собаки, является ее разновидностью". В ряду отечественных пород бурят-монгольский волкодав (БМВ) - особый случай. Буддизм, исповедуемый в Бурятии и Монголии, - единственная из восточных религий, где собака не только не является нечистой, - она священное животное. "Четырехглазая" - черно-подпалая собака, по поверьям, приносит в дом счастье. Поэтому вход в жилище "бурятам" не просто не запрещен, они живут в прямом смысле бок о бок с хозяевами, не только охраняя имущество и скот, но и с колыбели опекая детей. Люди, которым довелось служить в Монголии и на советско-монгольской границе, до сих пор с теплотой вспоминают огромных лохматых псов, которые, встав на подножку "Урала", легко заглядывали в кабину через окошко. Они свободно жили при гарнизонах, являясь надежными охранниками части и заботливыми няньками для офицерских ребятишек. Не будучи навязчивым, "бурят" тем не менее очень отзывчив на внимание и ласку, при этом проявляя почти детскую непосредственность. На этом легко строится вся система воспитания БМВ - активно поощряя все правильно сделанное и отвлекая или выражая свое неудовольствие по поводу нежелательных действий, вы получите собаку, которая не доставит вам лишних хлопот.

Размеры

Кобели- не ниже 73см. Суки- не ниже 67см. Вес: 45 - 70 кг

Окрас

Черный, черно-подпалый, рыжий разных оттенков от палевого до медно-красного, коричневый. Допускается небольшое белое пятно на груди, не выступающее за пределы плечевого сустава, белые отметины на передних конечностях не выше середины предплечий, на задних -не выше середины плюсны. Допускается небольшая белая "кисточка" на хвосте. На стадии формирования породной группы допускается зонарный и тигровый окрасы.

Голова

Массивная с широкой черепной частью и сильно развитыми рельефно очерченными скулами. Лоб широкий плоский. Переход от лба к морде недлинный, заметный, четко обозначенный. Надбровные дуги хорошо выражены. Морда короче черепной части, мало заостренная с толстыми, но сухими плотно прилегающими губами, хорошо заполнена в подглазничной области. Мочка носа крупная, широкая, черная. У коричневых собак -коричневая.

Лапы

Большие, округлой формы, сводистые в комке.

Хвост

Высоко посажен, опущенный вниз, доходит до скакательных суставов или ниже их. Серпообразный, крючком или кольцом.

Уход за шерстью

Длинная шерсть не требует особого ухода.

Недостатки

Не городская собака. Хорошо подходит для охраны загородного дома. Длинная шерсть не требует особого ухода.

Собаки породы Бурят-монгольская собака на Догстере

www.dogster.ru

Бурят-монгольская собака (волкодав): описание и характеристики породы, фото, советы по уходу

В данной статье пойдет рассказ о такой породе собак, как Бурят-монгольский волкодав. Вы узнаете о происхождении, характере и повадках данной породы собак. Если вы нашли какие то неточности в описании породы Бурят-монгольский волкодав или хотели бы дополнить информацию, то можете связаться с нами по форме обратной связи.

Бурят-монгольский волкодав, или хотошо (бур. хотошо нохой), — сторожевая порода собак, распространена в Бурятии, Монголии и сопредельных регионах.

Отличаются крепким здоровьем, функциональны по конституции, многогранны в плане применения, универсальны в содержании, неприхотливы, как все аборигены. У них устойчивая психика, развитая интуиция и высокая способность к быстрой адаптации в новых условиях. Все эти качества, помноженные на преданность хозяину, врожденные охранные способности и заботливое отношение к детям, делает эту породу востребованной не только в Бурятии, но и в других регионах России.

История породы

Тот факт, что бурят-монгольский волкодав имеет древнее происхождение, подтверждается результатами изучения останков собак, найденных при раскопках, проводившихся в Иволгинском районе Бурятии (Гуннское городище), на окраине города Улан-Удэ. Учеными установлено, что происхождение этих собак намного древнее, чем тибетов, что зарождает сомнение в утвердившемся мнении о происхождении многих пород собак только от тибетов.

Ареал этих собак в России — Республика Бурятия (именуемая до 7 июля 1958 года как Бурят-Монгольская АССР), часть Забайкальского края (прилегающей к Монголии и Бурятии), часть Агинского Бурятского Округа, часть Усть-Ордынского Округа, часть Иркутской области, некоторые районы Тувы, Казахстана (район Семипалатинска), Монголии, Китая (район Внутренней Монголии), Тибета.

В труднопроходимых местах Сибири обнаружены анклавы, где в поселениях живут собаки, соответствующие данному описанию.

В Племенную Книгу России собаки занесены в марте 2000 года, имеют клейма и родословные документы, выданные Российской Кинологической Федерацией. Стандарт породы Бурят-Монгольский Волкодав (хотошо, банхар) зарегистрирован в РКФ в июле 2006 года.

Возникновение породы

Гуннская собака хотошо

Инициаторами, авторами возрождения этой породы и её объединяющего названия стали кинологи-специалисты по племенному разведению — Терегулова Марика (Президент Байкальской Кинологической Федерации, Председатель Республиканского Клуба Племенного Собаководства «Амгалан» РБ, начальник Бурятского Республиканского Клуба Служебного Собаководства ДОСААФ) и Батов Николай, руководитель «Клуба Отечественных Пород Собак» при РОКПС «Амгалан». Ими были организованы и проведены с конца 80-х годов XX столетия экспедиции в Монголию, по Бурятии, по прилегающим к ней округам и областям, изучены данные археологических раскопок, легенд, буддийских документов на основании чего и был разработан стандарт породы.

В городе Улан-Удэ, в питомнике РКФ «Достояние Республики Бурятия» находится племенное ядро и основатели рода бурят-монголов России. Здесь, а также в Иволгинском дацане (вот уже более пяти лет) Буддийской традиционной Сангхи России (Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Верхняя Иволга, дацан) имеется питомник, занимающийся разведением и восстановлением собак породы «бурят-монгольский волкодав».

Название собак данного типа

Хотошо на шаманском обряде на горе Тологой. Бурятия.

В народе собаки данного типа имеют следующие названия (от самого распространённого к менее):

волкодав тибет (тибетская собака, табет), гартшь монгольская собака или же местная монгольская собака, монгол хотошо, хотошо нохой, хорёши — произношение на бурятском языке, или же хоточ нохой, хоточе — произношение приграничных племен северо-восточной Монголии «дүрбэн нюдэтэй хара нохой» — произношение на бурятском языке, в переводе на русский язык означает — четырёхглазая чёрная собака; банхар, бангхаар, баабгай, бавгай собака гуннов

Слово «хотошо» (хоточе) — основное распространенное название собаки на бурятском языке. Означает «дворовой волк» или же «собака двора», «собака, охраняющая подворье».

У западного наречия бурят хото звучит в переводе, как загон (то есть охранник загона).

Слово «банхар» — основное распространённое название собаки на монгольском языке и означает «пухлый», «пушистый», «толстый», «большой», «набитый шерстью».

Слово «гартшь» — в переводе с монгольского означает «ручной», «при руке», «прирученный», «рядом с рукой». Слово баабгай (созвучное ему баувгай, бавгай и т. п.) — в переводе с бурятского означает медведь.

Применение или назначение

Издревле применялась как священная собака при буддийских монастырях, как собака для охраны (не пастьбы) стад скота, верблюдов, отар овец, а также жилища (подворья) бурят и аймаков монголов. Собака используется в настоящее время как охранная и караульная, компаньон и телохранитель, в розыске людей при чрезвычайных ситуациях. Буряты и монголы часто использовали этих собак для охоты.

allpets.by


Смотрите также