У барина была Собака шаловлива.
Хоть нужды не было Собаке той ни в чем:
Иная бы таким житьем
Была довольна и счастлива
И не подумала бы красть!
Но уж у ней была такая страсть:
Что из мясного ни достанет,
В минуту стянет.
Хозяин сладить с ней не мог,
Как он ни бился,
Пока его приятель не вступился
И в том ему советом не помог.
«Послушай, — говорит, — хоть, кажется, ты строг,
Но ты лишь красть Собаку приучаешь
Затем, что краденый кусок
Всегда ей оставляешь.
А ты вперед ее хоть меньше бей,
Да кражу отнимай у ней».
Едва лишь на себе Собака испытала
Совет разумный сей, —
Шалить Собака перестала.
russkaja-skazka.ru
Читатель! Я бы был не прав кругом,Когда сказал бы: «да», – да дело здесь не в том,А в том, что наш Барбос за всё за это взялся,И вымолвил себе он плату за троих;Барбосу хорошо: что нужды до других.Хозяин между тем на ярмарку собрался,Поехал, погулял – приехал и назад,Посмотрит – жизни стал не рад,И рвёт, и мечет он с досады:Ни хлеба дома, ни рассады.А сверх того, к нему на дворЗалез и клеть его обкрал начисто вор.
Вот на Барбоса тут посыпалось руганье;Но у него на всё готово оправданье:Он за рассадою печь хлеб никак не мог;Рассадник оттого лишь только не удался,Что, сторожа́ вокруг двора, он стал без ног;А вора он затем не устерёг,Что хлебы печь тогда сбирался.
Мораль басни – хватаясь за все, человек рискует не успеть ничего. Через образ Пса баснописец описывает людей, тщетно пытающихся заработать приличную сумму денег и хватающихся за несколько дел одновременно. Но это приводит к некачественному выполнению работы. Псу Барбосу приказано посадить рассаду в огороде, охранять дом крестьянина, печь хлеб. Взвалив на себя эти обязанности, он привел дом к разорению. Перенося мораль басни на современную жизнь, можно утверждать, что многозадачность не приводит к качественному результату.
ЧИТАТЬ ОПИСАНИЕ...
frigato.ru
У мужика, большого эконома,
Хозяина зажиточного дома,
Собака нанялась и двор стеречь,
И хлебы печь,
И, сверх того, полоть и поливать рассаду.
Какой же выдумал он вздор, —
Читатель говорит, — тут нет ни складу,
Ни ладу.
Пускай бы стеречи уж двор;
Да видано ль, чтоб где собаки хлеб пекали
Или рассаду поливали?
Читатель! Я бы был не прав кругом,
Когда сказал бы: «да», — да дело здесь не в том,
А в том, что наш Барбос за все за это взялся,
И вымолвил себе он плату за троих;
Барбосу хорошо: что нужды до других.
Хозяин между тем на ярмарку собрался,
Поехал, погулял — приехал и назад,
Посмотрит — жизни стал не рад,
И рвет, и мечет он с досады:
Ни хлеба дома, ни рассады.
А сверх того, к нему на двор
Залез и клеть его обкрал начисто вор.
Вот на Барбоса тут посыпалось руганье;
Но у него на все готово оправданье:
Он за рассадою печь хлеб никак не мог;
Рассадник оттого лишь только не удался,
Что, сторожа вокруг двора, он стал без ног;
А вора он затем не устерег,
Что хлебы печь тогда сбирался.
russkaja-skazka.ru
Портрет И. А. Крылова.Художник И. Е. Эггинк |
В этой статье представлены материалы о морали басни "Собака" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Суть и смысл басни также отражены в русских народных пословицах:
"Вор ворует, а мир горюет." "Не там вор крадет, где много, а там, где лежит плохо." "Незапертые вещи вору дорогу кажут." "От поблажки и воры плодятся."Педагог Д. И. Тихомиров поясняет мораль басни таким образом:"Дурные и злые люди не только не делятся своим с другими, но тайно и открыто берут себе чужое - крадут. <...> Но сколько бы вор ни воровал, он рано или поздно попадется, и не избежать ему позора и расправы: нигде он не найдет защиты, раскаянью его и добрым обещаньям не поверят, и вор достойное получит наказанье ("Кот и Повар", "Собака", "Волк и Кот", "Волк на псарне", "Волк и Пастухи")." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.) Такова мораль басни "Собака" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.www.literaturus.ru
 
Собака, Человек, да Кошка, да Сокол Друг другу поклялись однажды в дружбе вечной, Нелестной, искренней, чистосердечной. У них был общий дом, едва ль не общий стол; Клялись делить они и радость и заботу,     Друг другу помогать,     Друг за друга стоять. И, если надо, друг за друга умирать.
Вот как-то вместе все, отправясь на охоту,     Мои друзья     Далеко от дому отбились,     Умаялися, утомились И отдохнуть пристали у ручья. Тут задремали все, кто лёжа, кто и сидя, Как вдруг из лесу шасть На них медведь, разинув пасть.
    Беду такую видя, Сокол на воздух. Кошка в лес, И Человек тут с жизнью бы простился;     Но верный Пёс Со зверем злым барахтаться схватился,     В него вцепился.
И, как медведь его жестоко ни ломал, Как ни ревел от боли и от злости,Пёс, прохватя его до кости, Повис на нём и зуб не разжимал, Доколе с жизнию всех сил не потерял.
А Человек? К стыду, из нас не всякой Сравнится в верности с собакой! Пока медведь был занят дракой, Он, подхватя ружьё своё с собой, Пустился без души домой.
На языке легка и ласка и услуга; Но в нужде лишь узнать прямого можно друга. Как редки таковы друзья! И то сказать, как часто видел я, Что так, как в басне сей был верный Пёс оставлен,
    Так тот,     Кто из хлопот Был другом выручен, избавлен, Его же покидал в беде, Его же и ругал везде.
     
Напечатана басня в 1816 г.
* Близка по теме к басням «Пешеходы и Медведь» и «Дорожные и Разбойник» Федра.
     
vsebasni.ru
Портрет И. А. Крылова.Художник И. Е. Эггинк |
В этой статье представлены материалы о морали басни "Собака, Человек, Кошка и Сокол" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
"На языке легка и ласка, и услуга; Но в нужде лишь узнать прямого можно друга. Как редки таковы друзья!" Педагог Д. И. Тихомиров комментирует мораль басни следующим образом: "Быть другом на словах легко. <...> Чаще всего, каждый думает только о себе, бережет свое для себя и всем... желает владеть безраздельно. Живут такие друзья душа в душу, пока делить им нечего... <...> Добрый человек, а тем более настоящий товарищ и друг, как бы это для него самого трудно ни было... выручит из беды, хотя бы и с опасностью для своей жизни... и даже жизнь свою отдаст, спасая друга ("Собака, Человек, Кошка и Сокол"). На своекорыстии и расчете дружба основываться не может: своекорыстный друг один только раз обманет и изменит, а там ему и веры больше нет, тогда и дружбе конец - ко взаимной невыгоде обеих сторон." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.) Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" комментируют суть и смысл басни следующим образом: "Дружбе, товариществу и согласию он посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. <...> В басне "Собака, Человек, Кошка и Сокол" указано на то, как низка душа тех людей, которые кидают своих друзей в тяжкую и трудную минуту." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.) Это были материалы о морали басни "Собака, Человек, Кошка и Сокол" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта