Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей. Собака баскервилей михалков


Никита Михалков / Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей. Х/ф / Russia.tv

БИОГРАФИЯ

Никита Михалков родился в известной творческой семье. Его отец - Сергей Владимирович Михалков, прославленный детский писатель. Мама Наталья Петровна Кончаловская писала стихи и занималась переводами. Петр Кончаловский, дед Никиты Сергеевича, был художником. Кроме того, прадедом режиссеру приходится великий русский живописец Василий Иванович Суриков.

Дом всегда был полон гостей, в том числе писателей, художников, музыкантов. "Я долго не мог понять, почему на меня изумленно смотрит класс, когда я утром честно признаюсь учительнице, что опоздал, потому что Рихтер играл на пианино до трех часов ночи и не давал спать. Я не понимал, что в этом особенного? Ведь в застольных воспоминаниях у нас такие имена витали, что мало не покажется: Сережа Рахманинов, Паша Васильев… Велимир Хлебников, по рассказам мамы, спал у нас на рояле, а Маяковского бабушка спустила с лестницы, сказав, что отказывает ему в доме. И все это казалось естественным", - вспоминает режиссер в автобиографической книге "Территория моей любви".

Помимо общеобразовательной, Никита Михалков учился в Центральной музыкальной школе, но занимался, по собственному признанию, из-под палки. Уроки музыки он ненавидел и однажды получил кол по сольфеджио. В отличие от старшего брата Андрея, который делал успехи и даже планировал стать пианистом, Никита "довольствовался тем, что понял, насколько это важно и пошел заниматься другим делом".

"Другое" дело, а именно актерское, привлекало Михалкова с самых ранних лет. Он часто показывал скетчи, импровизировал и в конце концов оказался в театральной студии, а оттуда, еще школьником, попал на сцену Театра Станиславского. В 14 лет Михалков впервые снялся в кино – в эпизоде фильма Василия Ордынского "Тучи над Борском", а в 18 сыграл одну из главных ролей в картине "Я шагаю по Москве". В том же году он поступил в Театральное училище им. Б. Щукина.

Во время учебы Никита Михалков продолжал сниматься, что студентам "Щуки" было строжайше запрещено. В итоге с четвертого курса молодой актер был отчислен. Но уже тогда Михалков понимал, что ему гораздо интереснее заниматься режиссурой, поэтому вместо того, чтобы попробовать восстановиться, поступил во ВГИК, на курс Михаила Ромма. Интересно, что восемью годами ранее у того же преподавателя учился его брат Андрей Кончаловский, который ради профессии режиссера оставил учебу в консерватории.

В 1971 году Никита Михалков окончил институт. Его дипломной работой стала картина "Спокойный день в конце войны", в которой снялись Сергей Никоненко и Наталья Аринбасарова. Сценарий был написан совместно с Рустамом Ибрагимбековым, а музыку сочинил Эдуард Артемьев. Всего за три месяца и на небольшие деньги Михалков умудрился снять настоящий полнометражный фильм, но такая дерзость худсовет возмутила. Пришлось перекраивать готовую работу в короткометражку на положенные тридцать пять минут.

После окончания ВГИКа режиссер уходит в армию, причем неожиданно для всех едет служить на Камчатку, в атомный подводный флот. А вернувшись, в 1974 году выпускает свою первую большую картину "Свой среди чужих, чужой среди своих".

РЕЖИССЕР

Фильмы

"Картина "Свой среди чужих…" выражала то ощущение жизни, которое было присуще мне тогда, мой темперамент, мое понимание кинематографа", - рассказывает Михалков о своем режиссерском дебюте.

Над фильмом работала команда единомышленников, с которой позднее режиссер создаст еще немало замечательных картин: художник Александр Адабашьян (к слову, друг детства Никиты Сергеевича), оператор Павел Лебешев, композитор Эдуард Артемьев. Снимались прекрасные артисты: Юрий Богатырев, Сергей Шакуров, Александр Кайдановский, Александр Калягин, Константин Райкин.

"Нам хотелось показать все, что, как нам казалось, мы умели. И мы делали это с огромным воодушевлением и риском. …Нам еще нечего было отстаивать, мы завоевывали новое пространство". Прошло уже более 40 лет, а картина по-прежнему любима зрителями.

Затем были фильмы "Раба любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Пять вечеров", "Несколько дней из жизни И.И. Обломова", "Родня". Новые картины выходили практически каждый год, а сам режиссер получил признание не только на родине, но и за рубежом. В 1987 году состоялась премьера фильма "Очи черные" с известным итальянским актером Марчелло Мастроянни.

В 1991 году Никита Михалков был впервые номинирован на "Оскар" за картину "Урга – территория любви", снятую по просьбе Географического общества. "Этот фильм представлял для меня огромный риск. Я не имею в виду финансовый риск, это должно было волновать, и волновало, продюсера. Я имею в виду свою репутацию, свое искусство. Мне была предоставлена полная свобода делать все, что я хочу, и соответственно, я нес полную ответственность", - вспоминает режиссер. В результате получилась притча о монгольской семье.

В 1994 году Михалков снял один из самых успешных своих фильмов -  "Утомленные солнцем". По сюжету, идиллическая картина жизни комдива Красной армии Котова рушится в один летний день 1936 года, когда к нему на дачу приезжает бывший участник Белого движения, а ныне агент НКВД, который намерен его арестовать. Режиссер пишет: "Эта картина о том, что виноватых нет и невиноватых нет. Единожды отдав на поругание историю, культуру, традицию, веру своей страны, мы все оказались заложниками дьявола". Эта работа получила множество международных наград, включая Гран-при Каннского кинофестиваля и "Оскар" за лучший иностранный фильм.

В 1999 году вышел фильм "Сибирский цирюльник", главные роли в котором сыграли Олег Меньшиков и Джулия Ормонд.

Следующий фильм – "12" – появился только через семь лет, и тут же вызвал жаркие споры. А заодно получил "Золотого льва" – главный приз Венецианского кинофестиваля.

В 2010 году состоялась премьера фильма "Утомленные солнцем. Предстояние",  действие которого разворачивается во время Великой Отечественной войны. Михалков признается: "Этот фильм – целая веха в моей жизни. Пройдя через эти десять лет и осознав, что все позади, я вдруг почувствовал невероятное опустошение. Кажется, такого сложного материала мне никогда еще не попадалось. Мы изучили невероятное количество хроник и архивных, закрытых для широкого доступа материалов. Работали в буквальном смысле на износ, без передышки. Все без исключения". Заключительная часть трилогии, "Утомленные солнцем. Цитадель", вышла на экраны в 2011 году.

Одна из последних на сегодняшний день работ Никиты Михалкова – картина "Солнечный удар", снятая по одноименному рассказу и дневникам Ивана Бунина. Режиссер мечтал об этом фильме долгих 37 лет, пока возникшая давным-давно идея не оформилась в полноценный сценарий и не были найдены герои. Михалков сознательно отказался от медийных актеров и сосредоточился на поиске новых лиц. "И честно скажу, как это было и сорок лет назад, мне просто интереснее создавать героев, нежели использовать уже готовые образы из арсенала известных актеров. Конечно, это большой риск, но мне это интересно…" – признается Никита Сергеевич.

Документалистика

На счету Никиты Михалкова немало замечательных документальных лент. В их числе особенное место занимает фильм "Анна от 6 до 18" (1993). На протяжении 13 лет режиссер задавал своей дочери одни и те же вопросы: что ты любишь; что не любишь; чего боишься; чего ты больше всего хочешь; что, по-твоему, происходит вокруг тебя и в стране. Между ответами девочки вставил кадры хроники. В результате получился уникальный документ и в то же время очень личный фильм.

В 2003 году режиссер выпустил фильмы "Отец" и "Мама". "Был повод – столетие мамы и девяностолетие отца, тогда, слава богу, живого. А затем формальная необходимость снимать о них картину переросла в реальное желание узнать о них побольше самому. Все, что я узнал про отца, когда стал с ним разговаривать, все это вдруг обрело совершенно невероятный эффект для меня", - поделился Никита Сергеевич в своей книге.

В том же году на телеканале "Россия" был показан документальный цикл "Никита Михалков. Русский выбор".

В 2005 году вышел фильм "Генерал Кожугетыч" к 50-летию министра МЧС Сергея Шойгу. А затем по просьбе телеканала "Россия" Никита Михалков снял фильм-зарисовку к 55-летию со дня рождения президента РФ В.В. Путина.

В 2013 году, во время работы над картиной "Солнечный удар" Никита Михалков снял фильм-исследование "Легкое дыхание Ивана Бунина". В нем он анализирует дневник писателя, проводит параллели с сегодняшним днем и размышляет о судьбе России.

Еще одна работа 2013 года - фильм "Чужая земля" о плачевном состоянии современной русской деревни и тех немногих, кто пытается ее возродить. Картина получила много откликов, ее широко обсуждали. А спустя год вышло продолжение под названием "Своя земля" - уже о тех людях, кто сумел преодолеть все существующие трудности и добился успеха, работая на своей земле.

Театр

Конечно, Никита Михалков известен, в первую очередь, как кинорежиссер. Со времен Щукинского училища ставить что-либо на театральной сцене ему приходилось лишь в Италии во время работы над спектаклем "Механическое пианино" с Марчелло Мастроянни.

Однако Никита Сергеевич не раз признавался, что очень любит театр и планы у него грандиозные: "Поставить на сцене "12". Поставить мюзикл "Раба любви", написанный Эдуардом Артемьевым и Юрием Ряшенцевым. Но главное - блок из нескольких пьес Чехова. Все время возвращаюсь к этой идее и с удивлением замечаю, что чеховские пьесы - как ртуть. Они меняются вместе с тобой. С возрастом ты выделяешь в Чехове совершенно разные вещи". Сам режиссер хотел бы сыграть Тригорина.

В 2017 году Никита Михалков был назначен художественным руководителем Театра киноактера. Упор он намерен сделать на русскую классику, сообщает Вести.Ru.

АКТЕР

После выхода фильма Георгия Данелии "Я шагаю по Москве" Никита Михалков стал довольно популярен. Молодого актера охотно приглашали сниматься, что впоследствии стоило ему учебы в Щукинском училище. Среди фильмов того времени – "Перекличка", "Красная палатка", "Дворянское гнездо". Однако самые известные свои роли Михалков сыграл несколько позже, когда сам уже снимал фильмы как режиссер.

Одна из таких ролей – в фильме Андрея Кончаловского "Сибириада". "Я очень люблю эту картину, - признается Михалков. - Люблю по многим причинам. Одна из важнейших – это то, что мне очень нравится работать с Андроном Кончаловским как с режиссером. Он замечательно чувствует актера, и я, снимаясь у Андрона, совершенно забываю о своей режиссерской профессии, упиваясь исключительно "актерскими стихиями".

Затем были не менее интересные работы в фильмах Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" и "Жестокий романс". Запомнился зрителям и князь Пожарский в "Статском советнике" и ошеломляющий, совершенно гротесковый бандит Михалыч в "Жмурках" Алексея Балабанова.

Разумеется, Никита Михалков играл и в своих фильмах, но признается, что делал это вынужденно.

"В "Механическом пианино" был утвержден Стеблов, но он сломал руку в Праге, а костюмы уже готовы и, слава богу, у нас одинаковый рост. В "Рабе любви" я сыграл трактирщика вместо не приехавшего на съемки актера. А в "Утомленных солнцем" Гостюхин, я уверен, сыграл бы лучше меня, но там была тема, к которой никто не смог бы приблизиться максимально: это отношения с дочерью, их нельзя симулировать. А мы с Надей ничего не играли, мы просто жили в кадре, и слов "я тебя обожаю" не было в тексте сценария.

Играть у себя – это мучительно и трудно, потому что тебе нужно иметь глаз посторонний, холодный и независимый, который не будет бояться тебе сказать, где ошибка или перебор", - говорит Михалков. Единственная роль, которую он с самого начала писал для себя – в дебютной картине "Свой среди чужих, чужой среди своих".

ПРОДЮСЕР

В 1987 году Никита Михалков основал продюсерское объединение "ТриТэ" (Творчество, Товарищество, Труд). Компания успешно работает до сих пор, и среди ее недавних проектов такие фильмы, как "Легенда №17", "Поддубный", "Экипаж", "Движение вверх".

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Никита Михалков очень активно занимается общественной деятельностью. Вот лишь некоторые из его должностей:

  • Председатель Союза кинематографистов РФ
  • Доверенное лицо президента России В.В. Путина
  • Президент Московского международного кинофестиваля
  • Президент Российского фонда культуры
  • Президент Совета Российского союза правообладателей

Кроме того, в 2012 году режиссер основал Академию кинематографического и театрального искусства для повышения мастерства деятелей театра и кино. Основной задачей Академии Никита Михалков видит создание определенной творческой атмосферы, а обучение проходит, как правило, в формате бесед и репетиций.

"Бесогон TV"

В 2011 году Никита Михалков начал глобальную кампанию по борьбе с ложью в интернете. Он стал вести блог в Живом Журнале под ником nikitabesogon, а также завел канал на YouTube. "Это канал для тех, кто хочет услышать точку зрения настоящего Михалкова, а не его клонов", - говорит режиссер. Впоследствии из видеоблога возникла авторская программа "Бесогон TV", которая выходит на телеканале "Россия 24".

КНИГИ

В 2014 году вышла книга Никиты Михалкова "Публичное одиночество". В ней собраны высказывания режиссера на самые разные темы за 40 лет. "Это не воспоминания, написанные годы спустя, которых так много сегодня и в которых любые прошлые события и лица могут быть освещены и представлены в "нужном свете". Это документированная хроника того, что было мною сказано ранее, и того, что я говорю сейчас", - пишет Михалков в предисловии и отмечает, что не отказывается ни от одного слова, сказанного за эти годы.

Год спустя режиссер представил автобиографию под названием "Территория моей любви". А в 2016 году вышла новая книга Никиты Михалкова "Бесогон. Россия между прошлым и будущим", написанная по мотивам его авторской программы "Бесогон TV".

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Будучи студентом Щукинского училища, Никита Михалков женился на своей однокурснице Анастасии Вертинской. Вскоре у пары родился сын Степан, однако через несколько лет союз распался.

Во второй раз Никита Михалков женился в 1973 году на манекенщице Общесоюзного дома моделей Татьяне Соловьевой. "Таня жила в каком-то другом измерении, от нее веяло удивительной чистотой и простотой, это не могло не подкупить. На ту пору мир, в котором обитал я, был совсем иным", - вспоминает Никита Сергеевич их встречу.

Сегодня Татьяна Михалкова возглавляет благотворительный фонд "Русский силуэт", который основала в 1997 году. У пары трое детей: Анна, Артем и Надежда.

У Никиты Михалкова уже девять внуков и он признается, что ему нравится, как их воспитывают: "Они все очень разные и удивительно самостоятельные. Самое главное, что мои дети взяли из воспитания в нашем доме, – это желание, возможность, точнее, необходимость разговаривать друг с другом, разговаривать со своими детьми, пытаться, насколько это возможно, встать на их место".  

По материалам книг Н.С. Михалкова "Территория моей любви" и "Публичное одиночество", программ "Линия жизни" и "Белая студия" телеканала "Культура" и сайтов russia.tv, trite.ru, m24.ru, 7days.ru, kino-teatr.ru, kp.ru, mk.ru, peoples.ru

Смотрите также:

ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ

  • Народный артист РФ (1984)
  • Полный кавалер ордена Почетного легиона (1992)
  • Командор Почетного легиона "За вклад в мировую культуру" (1994, Франция)
  • Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени (1995)
  • Удостоен ордена Сергия Радонежского I степени Русской Православной Церкви (1997)
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Приз за режиссуру" (1984)
  • Награжден медалью им. Ханжонкова в номинации "Кинособытие года" за организацию XXI Московского международного кинофестиваля (1999)
  • Получил Государственную премию РФ в области литературы и искусства за фильм "Сибирский цирюльник" (2000)
  • Приз Акиры Курасавы в размере пятидесяти тысяч долларов в рамках 21-го международного кинофестиваля в Токио
  • Медаль имени Ханжонкова в номинации "Кинособытие года" за организацию XXI Московского международного кинофестиваля (1999)
  • Государственная премия РФ в области литературы и искусства (2000, "Сибирский цирюльник")
  • Премия "Золотой Орел" за лучшую мужскую роль (2006, "Статский советник")
  • Премия "Золотой орел-2016" за вклад в мировой кинематограф

КИНОПРЕМИИ

ОСКАР

Победитель в категории:

  • Лучший иностранный фильм - 1996 - Утомленные солнцем

Номинирован в категории:

  • Лучший иностранный фильм - 1993 - Урга: территория любви

КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Победитель в категориях:

  • Премия жюри - 1994 - Утомленные солнцем
  • Приз экуменического жюри - 1994 - Утомленные солнцем

Номинирован в категориях:

  • Золотая пальмовая ветвь - 1987 - Очи черные

НИКА

Победитель в категориях:

  • Лучшая режиссерская работа - 1992 - Урга: территория любви

КИНОТАВР

Победитель в категориях:

  • Главная премия по итогам рейтинга - 1992 - Урга: территория любви
  • Приз президентского совета - 1992 - Урга: территория любви

ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Победитель в категориях:

  • Золотой лев - 1991 - Урга: территория любви
  • Золотой лев - 2007 - 12
  • Специальный лев за вклад в киноискусство - 2007

ФЕЛИКС

Победитель в категориях:

  • Лучший фильм - 1993 - Урга: территория любви

ММКФ

Победитель в категориях:

  • Приз ФИПРЕССИ - 1983 - Без свидетелей

БАФТА

Номинирован в категориях:

  • Лучший иностранный фильм
  • 1996 - Утомленные солнцем
  • 1989 - Очи черные

СЕЗАР

Номинирован в категориях:

  • Лучший иностранный фильм
  • 1996 - Урга: территория любви
  • 1982 - Очи черные

Фильмография: Актер

  • После школы (2012), сериал
  • Утомленные солнцем-2: Цитадель (2011)
  • Утомленные солнцем-2: Предстояние (2010)
  • 12 (2007)
  • Мне не больно (2006)
  • Тупой жирный заяц (2006)
  • Персона нон грата (2005)
  • Статский советник (2005)
  • Жмурки (2005)
  • Тихий Дон (2004)
  • Вера, надежда, кровь (2000)
  • Сибирский цирюльник (1999) /Barber of Siberia/
  • Ревизор (1996)
  • Утомленные солнцем (1994)
  • Анна. От 6 до 18 (1993)
  • Прекрасная незнакомка (1992)
  • Униженные и оскорбленные (1990)
  • Под северным сиянием (1990)
  • Жестокий романс (1984)
  • Вокзал для двоих (1982)
  • Инспектор ГАИ (1982)
  • Полеты во сне и наяву (1982)
  • Портрет жены художника (1981)
  • Родня (1981)
  • Два голоса (1981)
  • Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей (1979)
  • Сибириада (1978)
  • Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
  • Раба любви (1975)
  • Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
  • Станционный смотритель (1972)
  • Спорт, спорт, спорт (1970)
  • Дворянское гнездо (1969)
  • Красная палатка (1969)
  • Песнь о Маншук (1969)
  • Звезды и солдаты (1967)
  • Не самый удачный день (1966)
  • Перекличка (1966)
  • Год, как жизнь (1965)
  • Я шагаю по Москве (1964)
  • Приключения Кроша (1961)
  • Тучи над Борском (1960)
  • Солнце светит всем (1959)

Фильмография: Режиссер

  • Грибоедов (2016)
  • Своя земля (2015)
  • Балет в пламени войны (2015)
  • Легкое дыхание Ивана Бунина (2014)
  • Солнечный удар (2014)
  • Утомленные солнцем-2: Цитадель (2011)
  • Утомленные солнцем-2: Предстояние (2010)
  • 12 (2007)
  • Сибирский цирюльник (1999) /Barber of Siberia/
  • Утомленные солнцем (1994)
  • Анна. От 6 до 18 (1993)
  • Вспоминая Чехова (1993)
  • Урга (1991)
  • Автостоп (1990)
  • Очи черные (1987) /Oci ciornie/
  • Без свидетелей (1983)
  • Родня (1981)
  • Несколько дней из жизни И.И.Обломова (1979)
  • Пять вечеров (1978)
  • Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
  • Раба любви (1975)
  • Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
  • Спокойный день в конце войны (1970)
  • ... А я уезжаю домой (1968)
  • Девочка и вещи (1967)

Фильмография: Сценарист

  • Грибоедов (2016)
  • Солнечный удар (2014)
  • Утомленные солнцем-2: Цитадель (2011)
  • Утомленные солнцем-2: Предстояние (2010)
  • 12 (2007)
  • Сибирский цирюльник (1998)
  • Утомленные солнцем (1994)
  • Анна. От 6 до 18 (1993)
  • Урга (1991)
  • Автостоп (1990)
  • Одинокий охотник (1989)
  • Очи черные (1987) /Oci ciornie/
  • Мой любимый клоун (1986)
  • Без свидетелей (1983)
  • Несколько дней из жизни И.И.Обломова (1979)
  • Пять вечеров (1978)
  • Ненависть (1977)
  • Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
  • Транссибирский экспресс (1977)
  • Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
  • Риск (1970)

 Фильмография: Продюсер

  • Тренер (2018)
  • Движение вверх (2017)
  • Экипаж (2016)
  • Солнечный удар (2014)
  • Поддубный (2014)
  • Легенда №17 (2012)
  • Утомленные солнцем-2 (2010)
  • 12 (2007)
  • 1612 (2007)
  • Статский советник (2005)
  • Персона нон грата (2005)
  • 72 метра (2004)
  • Нежный возраст (2001)
  • Сибирский цирюльник (1999) /Barber of Siberia/
  • Утомленные солнцем (1994)
  • Анна: От шести до восемнадцати (1993)  

 

russia.tv

Собака Баскервилей — Википедия РУ

События картины происходят в 1889 году[1]. Домой к Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону приходит доктор Мортимер, накануне посетивший квартиру сыщика в его отсутствие и забывший там свою трость. Мортимер рассказывает легенду о собаке Баскервилей, адской гончей, которая несколько веков преследует род Баскервилей, и сообщает о таинственной смерти сэра Чарльза Баскервиля — хозяина поместья Баскервиль-Холл. В газетах пишут, что смерть Чарльза Баскервиля вызвана сердечным приступом, якобы он был очень нездоров, но Мортимер не верит ни одному их слову, так как недалеко от тела усопшего он обнаружил следы огромной собаки. Более всего доктор обеспокоен за Генри Баскервиля, племянника и единственного наследника Баскервиль-Холла, только что прибывшего из Канады. Сэр Генри посещает Холмса и Ватсона, к этому моменту он умудрился потерять новый ботинок; также ему пришла анонимная записка:

«Если рассудок и жизнь дороги Вам, держитесь подальше от торфяных болот».

Наивный сэр Генри ничего не подозревает, а обеспокоенные Холмс, Ватсон и Мортимер поселяют сэра Генри в гостинице. Наблюдая за Баскервилем, Холмс и Ватсон заметили слежку за наследником, а в гостинице пропадает другой, старый, башмак сэра Генри. В порыве гнева сэр Генри сжигает оставшийся ботинок.

Ввиду обстоятельств, Холмс вынужден остаться в Лондоне. За жизнь Генри Баскервиля несёт ответственность Ватсон. Они отправляются в Баскервиль-Холл, где их встречают дворецкий Джон Бэрримор с женой Элизой. Сэр Генри дарит им свою шубу. Ватсон замечает, что дворецкий каждую ночь ходит с подсвечником. Это рождает в нём подозрения. Прогуливаясь по болоту, Ватсон знакомится с Джеком Стэплтоном — естествоиспытателем, соседом и хорошим другом Баскервилей, и его сестрой Бэрил.

Вскоре сэр Генри устраивает вечер в честь своего прибытия, на него приглашены доктор Мортимер и Стэплтоны. Генри влюбляется в Бэрил. После вечера изрядно выпившие сэр Генри и Ватсон устроили слежку за Бэрримором. Тот, как всегда, ходил со свечой и почему-то светил в окно. Ватсон и Генри увидели, что кто-то посветил в ответ. Хозяин, решив, что это плохой для него знак, готов уволить Бэрримора. Обстановку разряжает Элиза, рассказывая, что на болотах прячется её брат, убийца Селден, беглый каторжник, Бэрриморы тайно его кормят, а знак, который показывал дворецкий, означал, что еда приготовлена и её скоро принесут.

В пьяном угаре Ватсон и сэр Генри решили поймать убийцу. Они слышат чей-то вой. Сэр Генри предполагает, что это собака, а убийца Селден уже ускользнул. Ватсон заметил ещё одного человека, прячущегося на болоте, который тоже исчезает.

Пьяный поход не принес ничего, кроме большого похмелья следующим утром. От Элизы Ватсон узнает, что у Чарльза Баскервиля в день его кончины должно было состояться свидание, согласно письму от неизвестной, обозначающейся под инициалами Л. Л. Эта самая Л. Л. — Лора Лайонс, дочь старого Фрэнкленда, местного сутяги. От Лоры он узнает, что ничего серьёзного между ней и сэром Чарльзом не было, а просто богатый помещик оказывал разведённой женщине материальную и моральную помощь, равно как и Джек Стэплтон. Скряга Фрэнкленд доносит доктору информацию о прячущемся на болоте каторжнике: еду убийце носит ребёнок. Бэрримор же говорит, что на болоте, помимо Селдена, прячется ещё один человек; Ватсон обеспокоен тем, что влюблённый сэр Генри там гуляет, а доктор Мортимер теряет своего пса Снупи, который убежал на собачий вой.

Доктор Ватсон убеждается, что собака всё-таки существует. Чтобы поскорее во всём разобраться, Ватсон отправляется в пещеру, дабы найти этого человека. Им оказался Шерлок Холмс, который тоже временно скрывается на болотах, а ребёнок, о котором говорил Фрэнкленд, нёс еду именно Холмсу. Всё это время, пока Ватсон охранял жизнь сэра Генри, Холмс наводил справки. Основным подозреваемым становится Джек Стэплтон — как оказывается, тоже представитель рода Баскервилей, сын младшего брата сэра Чарльза. Именно Стэплтон натравил на сэра Чарльза собаку, отчего тот умер от сердечного приступа, теперь Джек таким же образом пытается убрать Генри. Бэрил оказывается не сестрой, а женой естествоиспытателя. В это время на болоте гибнет Селден: удирая от собаки, он разбился, упав со скалы. Холмс, Ватсон и подбежавший Стэплтон сначала решили, что это сэр Генри, поскольку на погибшем была шуба Баскервиля, подаренная Элизе.

Чтобы поймать преступника с поличным, Холмс организует опасное для сэра Генри, приглашённого в гости к Стэплтонам, испытание. В Баскервиль-Холл на помощь прибывает инспектор Лестрейд. Вечером у дома Стэплтонов трое организуют слежку. Ватсон видит, что перед самым уходом хозяина, Джек уже выпустил пса — огромного дога с обмазанной фосфором мордой. Собака нападает на Генри и чуть не убивает его, но Лестрейд несколькими выстрелами убивает пса. Жена Стэплтона говорит, что Джек может скрываться только в центре Гримпенской трясины, где он держал пса. Там Холмс обнаруживает все улики: украденный для натаскивания собаки ботинок сэра Генри, останки пса доктора Мортимера Снупи, а также фосфор. Раздаётся выстрел и начинается перестрелка со Стэплтоном. Спасаясь от погони, Стэплтон тонет в трясине.

Перенёсший стресс сэр Генри лечится у Мортимера, а Шерлок Холмс и доктор Ватсон возвращаются в Лондон, где Холмс рассказывает о Стэплтоне: на самом деле он сын младшего брата сэра Чарльза Баскервиля — Роджера. Он переехал в Южную Америку, где женился на Бэрил Гарсия, красавице из Коста-Рики, украл государственные деньги, бежал в Англию, где сменил фамилию на Ванделер и открыл частную школу в Йоркшире. Желая завладеть наследством, Стэплтон, услышав от сэра Чарльза семейное предание о чудовищной собаке, «воплощает» её. Сэр Чарльз, как и задумывал Стэплтон, умирает, однако появившийся сэр Генри вынуждает его начать всё с начала.

Однако для Холмса остаётся загадкой, как Стэплтон собирался доказать свои права на наследство, а Ватсон не знает, и Холмс так и не раскрывает ему эту доверенную ему тайну, почему Лора Лайонс была таким послушным орудием в руках Стэплтона.

Сценарий фильма близок к сюжету книги и различается в мелочах и второстепенных сюжетных линиях. В книге, по сравнению с фильмом, семейное предание — документ XVIII века о Хьюго Баскервиле — изложен более подробно. Дано больше деталей о жизни Чарльза Баскервиля и о том, как он сколотил состояние. С другой стороны, в книге нет многих мелочей, которые добавляют атмосферу фильму. В фильме Ватсон и Генри Баскервиль в нетрезвом виде отправляются ловить каторжника. Далее Генри при помощи алкоголя пытается отвлечься от преследующего его кошмара. В повести не упоминается о нетрезвом состоянии героев, тогда как в фильме они частенько «под градусом».

Отдельного упоминания стоит некоторая комедийность вышеописанных моментов в фильме, которые отсутствуют в книге. В частности, образ сэра Генри в исполнении Никиты Михалкова стал явно комическим.

Также в повести (перевод Наталии Волжиной) нет многих реплик персонажей: об овсянке, органах осязания у сыщиков (фраза взята из другого рассказа) и других.

В книге сэр Чарльз Баскервиль погибает 13 июля, а события, связанные с приездом наследника, и расследование происходят с сентября по ноябрь. В фильме сэр Чарльз Баскервиль погибает 14 января, а дальнейшая история разворачивается в конце зимы — начале весны (очевидно, что это связано со съёмочным периодом фильма).

Согласно повести, собака была застрелена не Лестрейдом, а самим Холмсом.

В фильме присутствует сцена перестрелки и гибели Стэплтона. По книге же Холмс, Ватсон и Лестрейд, отправившись на заброшенный рудник, по дороге обнаруживают только брошенный Стэплтоном ботинок сэра Генри. Следов же самого Стэплтона им обнаружить так и не удалось. Выясняется лишь, что до рудника он в ту ночь так и не добрался.

В повести мнимая «сестра» преступника Стэплтона, красавица из Коста-Рики Бэрил Гарсия совсем не похожа на своего «брата»-англичанина. «Он бесцветный блондин с серыми глазами, она брюнетка — таких жгучих брюнеток мне ещё не приходилось встречать в Англии» — так описывает Ватсон свою первую встречу с ней. «Бэрил Гарсия» в исполнении Ирины Купченко, напротив, очень напоминает англичанку и достаточно похожа на «брата» в исполнении Олега Янковского.

В повести Холмс датирует рукопись, находящуюся в кармане доктора Мортимера, 1730 годом, а в фильме слышно: «…я датирую её тысяча семьсот сороковым годом».

В повести морда собаки, строением тела напоминающей ирландского волкодава, была вымазана фосфором, который на самом деле ядовит и способен вызвать слепоту, потерю обоняния и даже гибель животного. В съёмках фильма использовался немецкий дог из Ленинграда Циклон, к морде которого вместо фосфорной смеси прикрепили маску, вырезанную из светоотражающей ленты — лайт-скотча — использовавшегося в производстве дорожных указателей[2].

http-wikipediya.ru

Собака Баскервилей — википедия орг

События картины происходят в 1889 году[1]. Домой к Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону приходит доктор Мортимер, накануне посетивший квартиру сыщика в его отсутствие и забывший там свою трость. Мортимер рассказывает легенду о собаке Баскервилей, адской гончей, которая несколько веков преследует род Баскервилей, и сообщает о таинственной смерти сэра Чарльза Баскервиля — хозяина поместья Баскервиль-Холл. В газетах пишут, что смерть Чарльза Баскервиля вызвана сердечным приступом, якобы он был очень нездоров, но Мортимер не верит ни одному их слову, так как недалеко от тела усопшего он обнаружил следы огромной собаки. Более всего доктор обеспокоен за Генри Баскервиля, племянника и единственного наследника Баскервиль-Холла, только что прибывшего из Канады. Сэр Генри посещает Холмса и Ватсона, к этому моменту он умудрился потерять новый ботинок; также ему пришла анонимная записка:

«Если рассудок и жизнь дороги Вам, держитесь подальше от торфяных болот».

Наивный сэр Генри ничего не подозревает, а обеспокоенные Холмс, Ватсон и Мортимер поселяют сэра Генри в гостинице. Наблюдая за Баскервилем, Холмс и Ватсон заметили слежку за наследником, а в гостинице пропадает другой, старый, башмак сэра Генри. В порыве гнева сэр Генри сжигает оставшийся ботинок.

Ввиду обстоятельств, Холмс вынужден остаться в Лондоне. За жизнь Генри Баскервиля несёт ответственность Ватсон. Они отправляются в Баскервиль-Холл, где их встречают дворецкий Джон Бэрримор с женой Элизой. Сэр Генри дарит им свою шубу. Ватсон замечает, что дворецкий каждую ночь ходит с подсвечником. Это рождает в нём подозрения. Прогуливаясь по болоту, Ватсон знакомится с Джеком Стэплтоном — естествоиспытателем, соседом и хорошим другом Баскервилей, и его сестрой Бэрил.

Вскоре сэр Генри устраивает вечер в честь своего прибытия, на него приглашены доктор Мортимер и Стэплтоны. Генри влюбляется в Бэрил. После вечера изрядно выпившие сэр Генри и Ватсон устроили слежку за Бэрримором. Тот, как всегда, ходил со свечой и почему-то светил в окно. Ватсон и Генри увидели, что кто-то посветил в ответ. Хозяин, решив, что это плохой для него знак, готов уволить Бэрримора. Обстановку разряжает Элиза, рассказывая, что на болотах прячется её брат, убийца Селден, беглый каторжник, Бэрриморы тайно его кормят, а знак, который показывал дворецкий, означал, что еда приготовлена и её скоро принесут.

В пьяном угаре Ватсон и сэр Генри решили поймать убийцу. Они слышат чей-то вой. Сэр Генри предполагает, что это собака, а убийца Селден уже ускользнул. Ватсон заметил ещё одного человека, прячущегося на болоте, который тоже исчезает.

Пьяный поход не принес ничего, кроме большого похмелья следующим утром. От Элизы Ватсон узнает, что у Чарльза Баскервиля в день его кончины должно было состояться свидание, согласно письму от неизвестной, обозначающейся под инициалами Л. Л. Эта самая Л. Л. — Лора Лайонс, дочь старого Фрэнкленда, местного сутяги. От Лоры он узнает, что ничего серьёзного между ней и сэром Чарльзом не было, а просто богатый помещик оказывал разведённой женщине материальную и моральную помощь, равно как и Джек Стэплтон. Скряга Фрэнкленд доносит доктору информацию о прячущемся на болоте каторжнике: еду убийце носит ребёнок. Бэрримор же говорит, что на болоте, помимо Селдена, прячется ещё один человек; Ватсон обеспокоен тем, что влюблённый сэр Генри там гуляет, а доктор Мортимер теряет своего пса Снупи, который убежал на собачий вой.

Доктор Ватсон убеждается, что собака всё-таки существует. Чтобы поскорее во всём разобраться, Ватсон отправляется в пещеру, дабы найти этого человека. Им оказался Шерлок Холмс, который тоже временно скрывается на болотах, а ребёнок, о котором говорил Фрэнкленд, нёс еду именно Холмсу. Всё это время, пока Ватсон охранял жизнь сэра Генри, Холмс наводил справки. Основным подозреваемым становится Джек Стэплтон — как оказывается, тоже представитель рода Баскервилей, сын младшего брата сэра Чарльза. Именно Стэплтон натравил на сэра Чарльза собаку, отчего тот умер от сердечного приступа, теперь Джек таким же образом пытается убрать Генри. Бэрил оказывается не сестрой, а женой естествоиспытателя. В это время на болоте гибнет Селден: удирая от собаки, он разбился, упав со скалы. Холмс, Ватсон и подбежавший Стэплтон сначала решили, что это сэр Генри, поскольку на погибшем была шуба Баскервиля, подаренная Элизе.

Чтобы поймать преступника с поличным, Холмс организует опасное для сэра Генри, приглашённого в гости к Стэплтонам, испытание. В Баскервиль-Холл на помощь прибывает инспектор Лестрейд. Вечером у дома Стэплтонов трое организуют слежку. Ватсон видит, что перед самым уходом хозяина, Джек уже выпустил пса — огромного дога с обмазанной фосфором мордой. Собака нападает на Генри и чуть не убивает его, но Лестрейд несколькими выстрелами убивает пса. Жена Стэплтона говорит, что Джек может скрываться только в центре Гримпенской трясины, где он держал пса. Там Холмс обнаруживает все улики: украденный для натаскивания собаки ботинок сэра Генри, останки пса доктора Мортимера Снупи, а также фосфор. Раздаётся выстрел и начинается перестрелка со Стэплтоном. Спасаясь от погони, Стэплтон тонет в трясине.

Перенёсший стресс сэр Генри лечится у Мортимера, а Шерлок Холмс и доктор Ватсон возвращаются в Лондон, где Холмс рассказывает о Стэплтоне: на самом деле он сын младшего брата сэра Чарльза Баскервиля — Роджера. Он переехал в Южную Америку, где женился на Бэрил Гарсия, красавице из Коста-Рики, украл государственные деньги, бежал в Англию, где сменил фамилию на Ванделер и открыл частную школу в Йоркшире. Желая завладеть наследством, Стэплтон, услышав от сэра Чарльза семейное предание о чудовищной собаке, «воплощает» её. Сэр Чарльз, как и задумывал Стэплтон, умирает, однако появившийся сэр Генри вынуждает его начать всё с начала.

Однако для Холмса остаётся загадкой, как Стэплтон собирался доказать свои права на наследство, а Ватсон не знает, и Холмс так и не раскрывает ему эту доверенную ему тайну, почему Лора Лайонс была таким послушным орудием в руках Стэплтона.

Сценарий фильма близок к сюжету книги и различается в мелочах и второстепенных сюжетных линиях. В книге, по сравнению с фильмом, семейное предание — документ XVIII века о Хьюго Баскервиле — изложен более подробно. Дано больше деталей о жизни Чарльза Баскервиля и о том, как он сколотил состояние. С другой стороны, в книге нет многих мелочей, которые добавляют атмосферу фильму. В фильме Ватсон и Генри Баскервиль в нетрезвом виде отправляются ловить каторжника. Далее Генри при помощи алкоголя пытается отвлечься от преследующего его кошмара. В повести не упоминается о нетрезвом состоянии героев, тогда как в фильме они частенько «под градусом».

Отдельного упоминания стоит некоторая комедийность вышеописанных моментов в фильме, которые отсутствуют в книге. В частности, образ сэра Генри в исполнении Никиты Михалкова стал явно комическим.

Также в повести (перевод Наталии Волжиной) нет многих реплик персонажей: об овсянке, органах осязания у сыщиков (фраза взята из другого рассказа) и других.

В книге сэр Чарльз Баскервиль погибает 13 июля, а события, связанные с приездом наследника, и расследование происходят с сентября по ноябрь. В фильме сэр Чарльз Баскервиль погибает 14 января, а дальнейшая история разворачивается в конце зимы — начале весны (очевидно, что это связано со съёмочным периодом фильма).

Согласно повести, собака была застрелена не Лестрейдом, а самим Холмсом.

В фильме присутствует сцена перестрелки и гибели Стэплтона. По книге же Холмс, Ватсон и Лестрейд, отправившись на заброшенный рудник, по дороге обнаруживают только брошенный Стэплтоном ботинок сэра Генри. Следов же самого Стэплтона им обнаружить так и не удалось. Выясняется лишь, что до рудника он в ту ночь так и не добрался.

В повести мнимая «сестра» преступника Стэплтона, красавица из Коста-Рики Бэрил Гарсия совсем не похожа на своего «брата»-англичанина. «Он бесцветный блондин с серыми глазами, она брюнетка — таких жгучих брюнеток мне ещё не приходилось встречать в Англии» — так описывает Ватсон свою первую встречу с ней. «Бэрил Гарсия» в исполнении Ирины Купченко, напротив, очень напоминает англичанку и достаточно похожа на «брата» в исполнении Олега Янковского.

В повести Холмс датирует рукопись, находящуюся в кармане доктора Мортимера, 1730 годом, а в фильме слышно: «…я датирую её тысяча семьсот сороковым годом».

В повести морда собаки, строением тела напоминающей ирландского волкодава, была вымазана фосфором, который на самом деле ядовит и способен вызвать слепоту, потерю обоняния и даже гибель животного. В съёмках фильма использовался немецкий дог из Ленинграда Циклон, к морде которого вместо фосфорной смеси прикрепили маску, вырезанную из светоотражающей ленты — лайт-скотча — использовавшегося в производстве дорожных указателей[2].

www-wikipediya.ru

Кино обзор » Blog Archive «Собака Баскервилей»

31 March 2009

Собака Баскервилей — одна из самых мрачных историй сэра Артура Конан Дойля. Подумайте сами: таинственная смерть Чарльза Баскервиля взбудораживает весь Девоншир. Хотя очевидных причин для этого нет. Можно даже сказать, умер он своей смертью. Однако некоторые просто уверены, что без посторонних сил здесь не обошлось. «Проклятие рода Баскервилей, огромная и ужасная собака, само зло, легенда, ставшая явью». Что-то в этом роде повторяют напуганные жители мрачного края.

Игорь Масленников внес в сюжет довольно-таки много изменений, которые, без сомнения, зрителем воспринимаются на ура. Никита Михалков со знаменитой шубой в роли наследника просто неотразим. Таким можно считать и весь фильм — совершенным.

Кстати, актриса, играющая роль мисс Берримор, во время съемок была беременна. Как она сама потом утверждала, прочитав сценарий, свои слова, пришла в ужас. Нужно было быстро что-то менять. Итак, в картине Игоря Масленникова мы неунывающую и разговорчивую женщину, жизнерадостности которой можно позавидовать. Интересно, что в оригинале этого и близко нет.

В фильме, во-первых, завораживает атмосфера. Старая Англия благодаря киноленте Масленникова стала просто родной, а несколько унылые сельские пейзажи, которые мы наблюдаем в фильме, даже чем-то напоминают российскую глубинку. Зрителя просто поглощает эта атмосфера. Тем более, мы понимаем, что все призраки, в любом случае, к концу фильма превратятся в нечто поддающееся разумному объяснению. И всё же так приятно снова вздрагивать, услышав вой зловещей собаки и наблюдать за приключениями любимых героев.

Конечно же, любовь зрителей кинолента получила как раз за счёт гениально сыгранных персонажей. Ливанов – вне всяких похвал. После такой роли сыграть в чём-то другом было практически невозможно, ведь актёр и персонаж слились в единое целое. Зрителям казалось, что у Шерлока Холмса просто не могло быть другой внешности, другого голоса. В «Собаке Баскервилей» почти на первый план выдвигается и Виталий Соломин. Порой создается впечатление, что Ливанов заслоняет его своей «харизмой», однако вероятно всего так и было задумано. Но в этой части Соломин изобразил всё, на что был способен.

Наверное, Михалков сыграл в «Собаке Баскервилей» одну из своих лучших ролей. Как оказалось, из него получился прекрасный комедийный актёр. Диалог между ним и Ватсоном об орхидеях, которые ещё не успели зацвести — это просто шедевр.

В фильме нет неинтересных персонажей или слабых ролей. Как всегда оригинальна и трогательна Рина Зелёная. Загадочный образ Бэримора — с самого начала вызывает вопросы.

В фильме много комедийных моментов. Одновременно, они просты и понятны каждому. С другой стороны, порой невольно ощущаешь мурашки по коже — все-таки Англия славится историями о призраках, о мести и о проклятиях. Гибель Баскервиля при загадочных обстоятельствах, вой собаки, странные совпадения — всё это настораживает, и мы уже ждем оригинальной развязки. Детективная история, способная держать зрителя в напряжении и вместе с тем подарить большой заряд положительных эмоций. В фильме есть интрига, есть изюминка и, конечно же, есть душа.

kino-obzor.com