28 июня 2013 г., 15:53:51 (5 лет назад)
Однажды я шел по дороге из города. Вечерело. Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами. Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание, тонкие протяжные крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом по дороге навстречу стаду. По особенному, напряженному и неуверенному бегу я сразу узнал Арктура.Раньше он никогда не выбирался за пределы города. «Куда это он бежит?» – подумал было я и заметил вдруг в приблизившемся уже стаде необычайное волнение.Коровы не любят собак. Страх и ненависть к волкам-собакам стали у коров врожденными. И вот, увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды сразу остановились. Сейчас же вперед протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дергая кожей, выкатывая кровяные белки.– Гришка! – закричал кто-то сзади. – Бежи скорей вперед, коровы ста-али!Арктур, ничего не подозревая, своей неловкой рысью подвигался по дороге и был уже совсем близко к стаду. Испугавшись, я позвал его. С разбегу он пробежал еще несколько шагов и круто осел, поворачиваясь ко мне. В ту же секунду бык захрипел, с необычайной быстротой бросился на Арктура и поддел его рогами. Черный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлепнулся в самую гущу коров. Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в стороны, хрипя и со стуком ошибаясь рогами. Задние напирали вперед, все смешалось, пыль поднялась столбом. С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный визг, но не услышал ни звука.Тем временем подбежали пастухи, захлопали кнутами, закричали на разные голоса, дорога расчистилась, и я увидел Арктура. Он валялся в пыли и сам казался кучей пыли или старой тряпкой, брошенной на дороге. Потом он зашевелился, поднялся и, шатаясь, заковылял к обочине. Старший пастух заметил его.– Ах, ссобака! – злорадно закричал он, выругался и очень сильно и ловко стегнул Арктура кнутом. Арктур не взвизгнул, он только вздрогнул, повернул на мгновенье к пастуху слепые глаза, добрался до канавы, оступился и упал.Бык стоял поперек дороги, взрывал землю и ревел. Пастух стегнул его так же сильно и ловко, после чего бык сразу успокоился. Успокоились и коровы, и стадо не спеша, поднимая пахнущую молоком пыль и оставляя на дороге лепехи, тронулось дальше.Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, – ребра ходили под кожей. На боках его были какие-то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Все его существо выражало боль, недоумение и обиду. Он не понимал, за что его топтали и стегали. Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Арктур не скулил.Прошу прощения, не знаю до каких слов, поэтому тут до конца главы.
russkij-yazyk.neznaka.ru
Тема: Написание подробного изложения на уроках русского языка.
Ход занятия
Организационный момент.
Сообщение темы, целей занятия. ( слайд 1)
Актуализация знаний. ( опрос)
Виды изложений. ( слайд 2-3)
Изложение — это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно-стилистических особенностей.
Виды изложений.
Традиционно выделяют следующие виды изложения.По форме речи: устное, письменное.По объему: подробное, сжатое.По отношению к содержанию исходного текста: полное, выборочное, изложение с дополнительным заданием (дописать начало/конец, сделать вставки, пересказать текст от 1-го-З-го л., ответить на вопрос и т.п.).По восприятию исходного текста: изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста, изложение услышанного, воспринятого на слух текста, изложение текста, воспринятого и на слух, и зрительно.По цели проведения: обучающее, контрольное.III. Работа по теме занятия.
Порядок и приемы работы над изложением. ( слайд4)
( Сообщить студентам, что на занятии они, в качестве учеников 7 класса, пройдут все этапы работы над подробным, полным, обучающим изложением, воспринятым на слух и зрительно).
Вступительная беседа.
Назначение этого приема работы - подготовить учащихся к восприятию текста. Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.
Сообщить, что в качестве текста для изложения, взят отрывок из рассказа Юрия Павловича Казакова «Арктур – гончий пёс».
Первичное выразительное чтение ( восприятие на слух и зрительно).
( раздаточный материал)
Перед прочтением дать установку, нацеливающую на активное восприятие содержания (например: «сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почему текст назван «Арктур – гончий пёс»?», «как еще можно озаглавить текст?»).
Арктур - гончий пёс.
Однажды я шел по дороге из города. Вечерело. Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами. Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание, тонкие протяжные крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.
Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом по дороге
навстречу стаду. По особенному, напряженному и неуверенному бегу я сразу узнал Арктура.
Раньше он никогда не выбирался за пределы города. «Куда это он бежит?» – подумал было я и заметил вдруг в приблизившемся уже стаде необычайное волнение.
Коровы не любят собак. Страх и ненависть к волкам-собакам стали у коров врожденными. И вот, увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды сразу остановились. Сейчас же вперед протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дергая кожей, выкатывая кровяные белки.
Бык захрипел, с необычайной быстротой бросился на Арктура и поддел его рогами. Черный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлепнулся в самую гущу коров. Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в стороны, хрипя и со стуком ошибаясь рогами. Задние напирали вперед, все смешалось, пыль поднялась столбом. С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный визг, но не услышал ни звука.
Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, ребра ходили под кожей. На боках его были какие-то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Все его существо выражало боль, недоумение и обиду. Он не понимал, за что его топтали и стегали. Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Арктур не скулил.
Ю. П. Казаков
3) Беседа по содержанию текста.
Разбор текста. В процессе беседы необходимо определить тему и основную мысль текста, установку автора, выяснить, какие факты являются главными, увидеть авторскую позицию. Определить стиль, тип (типы) текста.
4) Анализ структуры текста.
Назначение этого приёма работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. В процессе анализа необходимо прийти к выводу, что текст делится на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста.
(студенты определяют микротемы текста)
5) Составление плана.
Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.
( Коллективное составление плана текста изложения. Напомнить, что план может быть простым, сложным, цитатным, тезисным и т. д.)
6) *Устный пересказ текста.
7) *Второе чтение медленное, с указанием абзацев, паузами между ними.
Во время чтения запись важных, ключевых слов.
8) Запись на доске трудных с точки зрения орфографии слов или словосочетаний. (Студенты самостоятельно пытаются определить, какие слова или словосочетания можно записать).
9)* Третье прочтение текста. Работа с черновиком и самоконтроль.
(пункты 6, 7, 9 студенты не выполняют, только знакомятся с ними*)
IV. Проверка и анализ изложений.
Работа с теоретическим материалом.
Проверка и оценка работ - особый этап в деятельности учителя. Задача учителя не может быть ограничена исправлением ошибок, их подсчетом и выставлением оценки. Важно увидеть и отметить достоинство работы, удачи и находки. В соответствии с действующими нормами оценки за изложение так же, как и за сочинение, ставятся две отметки: первая - за содержание и речевое оформление работы, вторая - за правильность речи с точки зрения грамматических, орфографических и пунктуационных норм.
Критерии оценки: (слайд5-11 + раздаточный материал)
Содержание изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка | Основные критерии оценки | |
содержание и речь | грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4пунктуационные ошибки, или 3орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Практическая работа.
Студенты самостоятельно оценивают работы учащихся, написанные по разобранному тексту изложения.
Анализ изложений.
Урок анализа изложений (как и сочинений) в школьной практике считается одним из самых сложных.
Урок анализа изложения призван решать три основные задачи: (слайд 12)
1. Развивать языковое чутье ученика, воспитывать внимание к содержанию и речевому оформлению текста.
2. Формировать умение совершенствовать написанное (улучшать свой текст)
3. Готовить к более успешному выполнению последующих изложений.
Урок разбора включает в себя следующие компоненты: (слайд 13)
1. Сообщение разъяснения цели урока (подготовка к исправлению ошибок и недочетов, совершенствования текста изложения, создание нового текста).
2. Общая характеристика работ, их оценка в целом
3. Анализ содержания и речевого оформления работ в соответствии с задачей изложений.
4. Анализ одного - двух изложении (изложения зачитываются полностью).
5. Коллективное редактирование неудачных отрывков из ученических изложений или специально составленных текстов.
6. Самостоятельная работа учащихся по совершенствованию своих изложений.
7. Домашнее задание после урока анализа изложений может быть: завершение работы по совершенствованию изложения, редактирование указанного текста, работу над грамматическими, орфографическими, пунктуационными ошибками.
V. Подведение итогов.
(опрос по основным моментам занятия)
Арктур - гончий пёс.
Однажды я шел по дороге из города. Вечерело. Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами. Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание, тонкие протяжные крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.
Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом по дороге
навстречу стаду. По особенному, напряженному и неуверенному бегу я сразу узнал Арктура.
Раньше он никогда не выбирался за пределы города. «Куда это он бежит?» – подумал было я и заметил вдруг в приблизившемся уже стаде необычайное волнение.
Коровы не любят собак. Страх и ненависть к волкам-собакам стали у коров врожденными. И вот, увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды сразу остановились. Сейчас же вперед протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дергая кожей, выкатывая кровяные белки.
Бык захрипел, с необычайной быстротой бросился на Арктура и поддел его рогами. Черный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлепнулся в самую гущу коров. Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в стороны, хрипя и со стуком ошибаясь рогами. Задние напирали вперед, все смешалось, пыль поднялась столбом. С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный визг, но не услышал ни звука.
Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, – ребра ходили под кожей. На боках его были какие-то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Все его существо выражало боль, недоумение и обиду. Он не понимал, за что его топтали и стегали. Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Арктур не скулил.
Ю. П. Казаков
оценка | Основные критерии оценки | |
содержание и речь | грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4пунктуационные ошибки, или 3орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамм. ошибок. |
liceum-hlevnoe.3dn.ru
Этот рассказ посвящен автором писателю старшего поколения, особенно чувствующему красоту и гармонию природы, – Михаилу Михайловичу Пришвину. Юрию Павловичу Казакову в нем действительно удалось по-пришвински выразить ощущения человека от прикосновения к природе. Трагическая судьба слепого пса стала основой рассказа «Арктур - гончий пес». Изложение ведется от лица друга хозяина собаки, доктора. Рассказчик – охотник-любитель.
Весенний ледоход северной реки. Стихия несет на льдине несчастного, слепого от рождения, щенка. В это время на родину возвращаются лебеди и их крики звучат как гимн весне. С такой живописной сцены начинается произведение. Начнем и мы свое краткое изложение. «Арктур – гончий пес» - рассказ о «братьях наших меньших». Центральный его персонаж - бездомный пес с глазами, пораженными бельмами. Его откуда-то приносит весной река. Льдина подошла к берегу, и он спасся, достигнув суши.
Щенка пожалел случайный прохожий, который оказался доктором. Животное обрело защиту и кров. Раньше у него не было имени. Теперь оно появилось - название самой яркой звезды северного неба. Такое приобрел имя Арктур - гончий пес. Изложение особенностей его поведения свидетельствует об индивидуальных особенностях, вызывающих симпатию: пес никогда не выл от боли, был самозабвенно храбрым. Слепота пробудила в нем удивительно тонкое, феноменальное, обоняние и слух. Благодаря им, окружающая действительность становилась для пса осязаемой. Но до поры передвигалась слепая собака неуверенно, бочком, небыстро, боязливо. Наткнувшись на препятствие, она, растерявшись, останавливалась.
Однако однажды, прогулявшись в лесу, он всей своей сущностью осознал, прочувствовал свое предназначение: Арктур - гончий пес. Изложение автора (читатель легко это замечает) наполняется восхищением. Хотя речь, конечно, идет о собаке, но для характеристики его охотничьих гонов другого слова, кроме «мужество», пожалуй, и не найти. Пес слепой. Во время своего бега он получает многочисленные травмы, но это не охлаждает его пыл. Гон Арктура становится все результативней и результативней. Однажды, играючи, он выгнал крупного лиса, - это уже результат. Охотники называют эту собаку «золотой». Один из них, старик, когда-то потерявший на охоте глаз, тайком украл Арктура.
Он не жалел пса, как прежний хозяин-доктор, свидетельствует рассказ «Арктур - гончий пес». Изложение сюжета подходит к завершению: Арктур, охотясь, налетает на острую ветвь и получает смертельную рану. Только на следующий год друг доктора, охотник, обнаружил останки Арктура.
Главная идея произведения несет философский смысл и действительно глубока. Она преподносится читателю через образ животного. Это – следование своему предназначению в жизни.
К сожалению, сегодня многие люди строят свою жизнь чересчур рационально. Имеются в виду те из них, которые не понимают, зачем вообще заводить себе домашних животных. «Арктур - гончий пес» - рассказ Юрия Павловича Казакова - отвечает на этот вопрос, правда, не прямо, а апеллируя к чувствам читателя. Смысл того, что рядом с тобой животное, беззаветно любящее тебя, - прост. Это действительно помогает человеку почувствовать себя Человеком.
Источник: fb.ru Автомобили О чем могут рассказать обороты двигателяКаждый автомобиль обладает своим неповторимым звуком работы двигателя. Даже одна и та же модель с одинаковым пробегом звучит по-разному. И дело даже не в выхлопной трубе и не в нагрузках, а в самом агрегате. Основное ...
Автомобили О чем может рассказать нагар на свечахВ жизни каждого автолюбителя наступает такой момент, когда его автомобиль не хочет заводиться. Бывает, он еще подает некоторые признаки жизни, но, зачастую, он просто молчит и вращается стартером, приводя в мертвое со...
Бизнес Скандал!!! Егор Турцевич Рассказал Всю Правду О Шоу - Бизнесе!Совсем недавно на многих сайтах появилась статья о малознакомом отечественным слушателям певце Егоре Турцевиче. Кто-то говорил, что это очередной "выдвиженец!" богатых родителей либо озолотившихся папиков. Сегодня вы ...
Дом и семья Баварская горная гончая: описание породы, характер и интересные фактыЭту собаку нечасто можно встретить на улицах даже крупных российских городов. Баварская горная гончая – животное редкое и, без преувеличения, эксклюзивное. Этих довольно строптивых животных кинологи не рекоменду...
Дом и семья Как рассказать ребенку о войне 1941-1945 гг?Как рассказать ребенку о войне? Для чего это нужно? Родители часто переживают о том, что страшные рассказы о войне могут стать причиной ночных кошмаров. И действительно, не стоит малышам объяснять все...
Дом и семья Рассказ о животных для детей. Рассказы для детей о жизни животныхМир природы в детском воображении всегда отличался разнообразием и богатством. Мышление ребёнка до 10 лет остаётся образным, поэтому дети и относятся к природе и её обитателям как к равноправным и мыслящим членам земн...
Дом и семья Как детям рассказать о войне? Детям о Великой Отечественной войнеДети играют в "войнушку". Кто-то «наши», кто-то фашисты. И всегда «наши» побеждают. Это естественно. Но все же как правильно преподнести детям информацию о настоящей войне?Как, не травми...
Дом и семья Рассказы о проделках животных: произведения лучших авторовЧто поможет скоротать хмурые осенние вечера? Что позабавит ребятишек в безрадостные и скучные дни? Конечно же, это интересные рассказы о проделках животных, заботливо хранимые представителями старшего поколения и вовр...
Дом и семья Как рассказать ребенку о Пасхе и вовлечь его в процесс подготовки к празднику?В преддверии величайшего христианского праздника Пасхи многие родители начинают задаваться вопросом о том, как объяснить суть и смысл этого дня своим деткам. Разумеется, можно не усложнять себе жизнь, а просто сказать...
Дом и семья Эстонская гончая. Щенки эстонской гончей. Эстонская гончая - фотоВ последние годы среди любителей охоты появился интерес к эстонской гончей. С чем это связано? Чем эта собака заинтересовала охотников?Из истории породы
monateka.com
Ответ оставил Гость
Однажды я шел по дороге из города. Вечерело. Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами. Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание, тонкие протяжные крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом по дороге навстречу стаду. По особенному, напряженному и неуверенному бегу я сразу узнал Арктура.Раньше он никогда не выбирался за пределы города. «Куда это он бежит?» – подумал было я и заметил вдруг в приблизившемся уже стаде необычайное волнение.Коровы не любят собак. Страх и ненависть к волкам-собакам стали у коров врожденными. И вот, увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды сразу остановились. Сейчас же вперед протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дергая кожей, выкатывая кровяные белки.– Гришка! – закричал кто-то сзади. – Бежи скорей вперед, коровы ста-али!Арктур, ничего не подозревая, своей неловкой рысью подвигался по дороге и был уже совсем близко к стаду. Испугавшись, я позвал его. С разбегу он пробежал еще несколько шагов и круто осел, поворачиваясь ко мне. В ту же секунду бык захрипел, с необычайной быстротой бросился на Арктура и поддел его рогами. Черный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлепнулся в самую гущу коров. Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в стороны, хрипя и со стуком ошибаясь рогами. Задние напирали вперед, все смешалось, пыль поднялась столбом. С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный визг, но не услышал ни звука.Тем временем подбежали пастухи, захлопали кнутами, закричали на разные голоса, дорога расчистилась, и я увидел Арктура. Он валялся в пыли и сам казался кучей пыли или старой тряпкой, брошенной на дороге. Потом он зашевелился, поднялся и, шатаясь, заковылял к обочине. Старший пастух заметил его.– Ах, ссобака! – злорадно закричал он, выругался и очень сильно и ловко стегнул Арктура кнутом. Арктур не взвизгнул, он только вздрогнул, повернул на мгновенье к пастуху слепые глаза, добрался до канавы, оступился и упал.Бык стоял поперек дороги, взрывал землю и ревел. Пастух стегнул его так же сильно и ловко, после чего бык сразу успокоился. Успокоились и коровы, и стадо не спеша, поднимая пахнущую молоком пыль и оставляя на дороге лепехи, тронулось дальше.Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, – ребра ходили под кожей. На боках его были какие-то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Все его существо выражало боль, недоумение и обиду. Он не понимал, за что его топтали и стегали. Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Арктур не скулил.Прошу прощения, не знаю до каких слов, поэтому тут до конца главы.
Оцени ответ
reshebka.com
Однажды я шел по дороге из города. Вечерело. Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами. Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание, тонкие протяжные крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.
Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом по дороге
навстречу стаду. По особенному, напряженному и неуверенному бегу я сразу узнал Арктура.
Раньше он никогда не выбирался за пределы города. «Куда это он бежит?» – подумал было я и заметил вдруг в приблизившемся уже стаде необычайное волнение.
Коровы не любят собак. Страх и ненависть к волкам-собакам стали у коров врожденными. И вот, увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды сразу остановились. Сейчас же вперед протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дергая кожей, выкатывая кровяные белки.
Бык захрипел, с необычайной быстротой бросился на Арктура и поддел его рогами. Черный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлепнулся в самую гущу коров. Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в стороны, хрипя и со стуком ошибаясь рогами. Задние напирали вперед, все смешалось, пыль поднялась столбом. С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный визг, но не услышал ни звука.
Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, – ребра ходили под кожей. На боках его были какие-то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Все его существо выражало боль, недоумение и обиду. Он не понимал, за что его топтали и стегали. Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Арктур не скулил.
Ю. П. Казаков
znatachok.com
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Жилинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель МО __________Кочетова Н.А. Протокол № ___ от «__» _________2013 | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ ООШ ________Кальянова Н.Н. | Утверждено Директор МБОУ ООШ _________Слюсарева С.М. Приказ № от «___»___________2013 |
Контрольно-измерительные материалы
по учебному курсу «Русский язык»
7 класс
Базовый уровень
Кальяновой Натальи Николаевны
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № от
«___» _____________2013
2013-2014 уч. год
График контрольных работ
1 четверть | |
Контрольная работа № 1 по словообразованию и фонетике | Урок 14 |
Контрольная работа № 2. Изложение по тексту рассказа Ю.Казакова «Арктур – гончий пес» | Урок 25 |
Контрольная работа № 3. Диктант на правописание суффиксов причастий. | Урок 33 |
2 четверть | |
Контрольная работа № 4. Сочинение на тему «Человек и природа в городе» | Урок 40 |
Контрольная работа № 5 по теме «Наречие». | Урок 51 |
Контрольная работа № 6. Изложение «Поговорим о бабушках» | Урок 64 |
3 четверть | |
Контрольная работа № 7. Диктант по теме «Наречие» | Урок 73 |
Контрольная работа № 8. Диктант на правописание наречий, предлогов, союзов. | Урок 91 |
Контрольная работа №9 по теме «Частица». Диктант «Тропики» | Урок 102 |
4 четверть | |
Контрольная работа №10. Сочинение типа характеристики или самохарактеристики «Знакомьтесь: это я» | Урок 127 |
Контрольная работа №11. Сжатое изложение по тексту К.И. Чуковского «О Чехове». | Уроки 133-134 |
Контрольная работа №12. Итоговое тестирование по всему курсу 7 класса. | Уроки 135-136 |
Контрольная работа №1
по морфемике, словообразованию, лексике и фонетике.
Цель: проверка умений в области морфемики, словообразования, лексики, фонетики и орфоэпии.
1. Приведите примеры слов, образованных суффиксальным, приставочным, суффиксально-приставочным способами словообразования, сложением. Графически покажите, как образованы эти слова.
образец: цени ть + - тель ( ) ------ ценитель (суф.способ)
Дополнительное задание. Запишите 3 слова, образованные суффиксально-приставочным способом. Покажите, как образованы эти слова.
2. Разберите по составу слова. Подчеркните те, в которых суффикс –тель имеет значение «человек, который…»
Нагреватель, следователь, наблюдатель, книгоиздатель, обрызгиватель, мучитель, доброжелатель, выключатель, миноискатель, смеситель.
Дополнительное задание. Сформулируйте значение, которое имеет суффикс –тель в остальных словах.
3. Укажите морфологические признаки слов, строение которых соответствует модели
пере ывающ его ся
Дополнительное задание. Запишите предложение, в котором слово данной модели имело бы зависимое слово.
4. Запишите предложения, в которых слова больной, учительская выступали бы как имена прилагательные и как имена существительные. Графически покажите, какими членами предложения являются эти слова.
Дополнительное задание. То же самое со словами ванная, столовая.
5. Восстановите звенья словообразовательной цепочки слова:
старый устарелый
глухой глуховатость
делить неделимый
6. Составьте слова, соответствующие схемам:
ян ый
при а л
7. Письменно охарактеризуйте звуки (Й), (Щ).
Дополнительное задание. Найдите орфоэпические ошибки в словах (йа)зык, сапо(х), ску(чн)ый, подняв, и исправьте их.
Контрольная работа №2
Изложение по тексту рассказа Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»
Цель: проверить умение сохранять при пересказе основную мысль текста, его типологическое строение, стиль речи, изобразительно-выразительные средства языка.
Мы с доктором жили на окраине небольшого города в старом деревянном доме. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком на шее он сидел, забившись между бревнами, и дрожал. Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого пса к себе домой.
Дома он вымыл слепого пса теплой водой с мылом и накормил. Пес вздрагивал и поджимался во время еды, ел жадно, спешил и давился.
Наступил вечер. Пес задремал на террасе. Он был худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом клал морду на лапы и закрывал глаза.
Доктор ерзал в качалке. Пес встал, подошел и осторожно ткнулся носом в колени хозяину. Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. И это решило все. В доме появился еще один обитатель, его назвали Арктуром.
Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на кого. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше жизни.
У хозяина бывало минутами плохое настроение, иногда он был равнодушным, но чаще он был добр. И тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Уши его распускались, хвост останавливался, тело замирало, только громко колотилось сердце. Тогда хозяин начинал его толкать, щекотать, гладить и смеяться прерывистым смехом.
Так счастье вошло в жизнь человека и собаки.
(По Ю. Казакову) (245 слов)
Контрольная работа №3
Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.
Цель: проверить навыки правописания суффиксов имен прилагательных и причастий с н – нн, личных окончаний глагола, гласных и согласных корня, а также навыки усвоения правил пунктуации в сложном предложении и в предложении с однородными членами.
Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле.
Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах.
Глухариная песня – это колдовство! В ней нет звонкости, она не льется. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Черный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным стуком разворачивает широченный веер хвоста; от жаркой крови вспухают его багровые брови, а черная бородка топорщится и трясется.
Он не поет, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинания. Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимет охотника с постели, поведет в черный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведенный, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им: он пленник песни, пока она не окончена.
(119 слов) (По Н. Сладкову)
Задания к диктанту.
1) Озаглавьте текст.
2) Подчеркните причастия как член предложения; обозначьте их суффиксы.
3) Выпишите 3 слова с орфограммой в корне, корень обозначьте. Напишите проверочное слово, если оно есть.
Контрольная работа №4
Сочинение на тему «Человек и природа»
Цель: проверить умение создавать текст публицистического стиля в форме заметки в газету.
Готовя учащихся к домашнему сочинению, введем их в стилистически значимую речевую ситуацию, ориентирующую на использование публицистического стиля речи.
«Давайте всем классом приготовим стенгазету на тему «Человек и природа». В ней мы расскажем, как живется растениям и животным в нашем селе и что сделал (или хотел сделать, да не смог, не сумел) каждый из нас, чтобы помочь выжить нашим братьям меньшим.
Напишите заметку о каком-либо конкретном случае.
Подберите к ней броский заголовок.
Напишите так, чтобы ваша заметка не оставила читателя равнодушным.
Контрольная работа №5
Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.
Цель: проверить усвоение правил слитного/раздельного употребления не с разными частями речи, написание не - ни с отрицательными и неопределенными местоимениями, некоторых групп сложных слов, правописание окончаний прилагательных и причастий, а также других орфограмм.
Кроме того, проверяется усвоение правил оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.
Покончив за полдня с делами в мотострелковой части, Третьяков отыскал в лесу какую-то воронку, заполненную водой. Сняв темно-бурую от пыли и пота пилотку, он стал на колени. Клок белого облака скользил по зеркалу воды, и в нем Третьяков увидел себя. Не сам он, а кто-то черный, как цыган, незнакомый глядел на него. Щеки от пыли, набившейся в отросшую щетину, были неопределенного темного цвета; запавшие глаза обвело черным… Третьяков отогнал к краю упавшие на воду съежившиеся листья и водяного жука, скакавшего невесомо на тонких паучьих ногах. Вода, как на торфянике, выглядела коричневой, но когда он зачерпнул ее в ладонь, оказалась прозрачна и холодна. Давно он так не умывался, даже гимнастерку стянул с плеч.
Теперь Третьяков чувствовал себя чистым, освеженным.
Синело небо, не было слышно ничьих шагов, и лишь вдали едва рокотал неумолкающий гул канонады.
(133 слова) (По Г. Бакланову)
Задания к диктанту.
1). Подчеркните грамматическую основу любого сложного предложения.
2). Подберите проверочные слова к любым 3 глаголам с орфограммой в корне, включая причастия.
Контрольная работа №6
Сочинение на тему «Хочу и надо»
Сочинение по данному началу – тексту В.П.Крапивина
«Хочу» и «надо». Этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.
С самого начала уже возникает противоречие: …
Задание к сочинению. 1) Продолжите текст, приведите примеры возникающих противоречий и сделайте вывод.
2) Используйте в сочинении средства публицистической выразительности: восклицательные и вопросительные предложения, альтернативные суждения и противопоставления с союзами но, а, или, предложения с одним главным членом, передающие состояние лица (хочется спать – надо вставать…).
Например:
Утро. Звонит будильник. Пора вставать… Но хочу, ужасно хочу спать! Ничего не поделаешь – надо вставать. Встал, пошел в школу…
Пришел из школы – надо делать уроки. Но как хочется почитать книжку или погулять! Приходится брать себя в руки и садиться за стол – ведь надо!
Предварительно обсудить с учащимися основную мысль сочинения («надо» формирует характер, закаляет волю; «хочу» же, хотя и доставляет много приятных минут, тем не менее не помогает человеку «сделать себя»), посоветовать им в той или иной форме отразить ее в заключительной части сочинения.
Контрольная работа №6
Изложение «Поговорим о бабушках»
Цель: проверить сформированность умений сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль речи, в частности такие средства выразительности, как обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор.
Поговорим о бабушках.
Давайте поговорим о стариках – о собственных родных бабушках.
Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.
Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто по тому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому что старость – довольно тяжкое и печальное бремя жизни. Все свое, личное, у нее позади - забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.
А потом, у каждого возраста есть свои особенности. Вот и стариков они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.
Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.
(241 слово) (По И. Медведевой)
Контрольная работа №5
по теме «Наречие»
Цель работы: проверить умения опознавать наречие в тексте, определять его разряд (значение) и способ образования.
Задание 1. Выпишите из текста наречия в составе словосочетания.
Укажите разряд наречий.
Запишите, от какого слова и как образовано наречие.
Ты руку невольно протянешь над сонным затоном,
И вмиг всё бесследно исчезнет, - и только вдали,
С чуть слышной мольбою, с каким-то заоблачным звоном,
Незримо порвётся струна от небес до земли.
(К.Бальмонт)
Задание 2. Спишите и подчеркните выделенные слова, как члены предложения.
Выпишите два любых наречия и сделайте их морфологический разбор.
Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых снегом. Лицо ребёнка грустно и печально. Тихо в озере струится отблеск кровель золотых. Всё тихо – ни песни, ни речи. За вечером спускается на землю ночь. Вечером пошёл снег. (Во)время беседы товарищи держались очень скованно. Прийти (во)время лучше.
Задание 3. Запишите по два слова на каждую словообразовательную модель:
Задание 4. Запишите наречия и разберите их по составу.
Бесцеремонно, захватывающе, ослепительно, тихонько, вдогонку, наземь.
Контрольная работа №7
Диктант с грамматико-орфографическими заданиями
Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.
Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.
Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.
Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди.
Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий…
Впоследствии с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.
(123 слова)
Задания к диктанту.
1) Озаглавьте текст.
2) Выпишите 5 наречий в составе словосочетаний; укажите разряд наречия, какой это член предложения, разберите наречие по составу
(любить смолоду – времени)
Контрольная работа №10
Сочинение на тему «Как я в первый раз….»
Цель: проверить, умеют ли учащиеся подробно рассказывать о своем состоянии, о тех чувствах, которые переполняют каждого, когда он приступает к какому-либо важному делу, впервые оказывается в какой-либо «острой» ситуации.
Предполагаемые типы речи – повествование, описание состояния лица. Стиль речи – художественный.
Контрольная работа №8
Диктант с грамматико-орфографическими заданиями
Цель: проверить усвоение правописания наречий, предлогов и союзов, местоимений, н - нн в суффиксах, а также усвоение правил постановки знаков препинания в сложном предложении, в конструкциях, с однородными членами, с деепричастным оборотом.
Воронов шел один по ярко освещенной улице, и это одиночество удивляло и пугало его.
Он поглядывал на витрины, но ничего в них не различал вследствие непонятной тревоги, охватившей его. Потом услышал далекие шаги. Чьи-то каблуки мерно стучали по тротуару. Издалека навстречу шел человек. Воронову показалось, что увидев его, человек замедлил шаг. Сам не зная почему, Воронов тоже пошел медленнее. Человек опустил в карман правую руку. Воронов автоматически сделал то же самое. (…)
Человек шел теперь совсем медленно. Нервы Воронова в течение всего этого времени были напряжены до крайности. Когда их разделяло всего несколько метров, человек неожиданно спрыгнул на мостовую, пересек ее и быстро пошел прочь по противоположной стороне улицы. Воронов с облегчением посмотрел ему вслед и невольно рассмеялся… Никто ни на кого не собирался нападать. Но оба боялись…
(127 слов)
(А. Чаковский)
Задания к диктанту.
1) Найдите 3 наречия разных разрядов. Выпишите эти наречия в составе словосочетаний, укажите разряд наречия, его морфемный состав и каким членом предложения является (шел (как?) вразвалку – образа действия)
2) Подберите проверочное слово к любому причастию с орфограммой в корне.
Контрольная работа №11
Сжатое изложение по тексту Л.Н. Толстого «Детство»
(или по тексту К.И.Чуковского «О Чехове»)
Цель: научить определять смысловую структуру текста, вычленять в нем подтемы и микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию.
Наталья Савишна
С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласку; но теперь только умею ценить их. Тогда мне и в голову не приходило, какое редкое чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе. Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви, что и не воображал, что могло быть иначе. И никогда не задавал вопросов: а счастлива ли она? довольна ли?
Бывало под предлогом необходимой надобности прибежишь от урока в ее комнату, усядешься и начнешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь ее присутствия. Всегда она бывала чем-нибудь занята: вязала чулок, рылась в сундуках, заполнявших ее комнату, и, слушая всякий раз мой вздор, приговаривала: «Да, мой батюшка, да!».
В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все. Что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «Надо спросить у Натальи Савишны». Порывшись немного, она находила нужный предмет и говаривала: «Вот и хорошо, что припрятала». В сундуках этих были тысячи таких предметов, о которых никто в доме, кроме ее, не знал и не заботился.
Один раз я на нее рассердился. Позже она принесла мне подарок и дрожащей рукой подала его мне. У меня не доставало сил взглянуть в лицо доброй старушке. Я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.
Контрольная работа №9
Диктант
Цель: проверить усвоение правописания частиц, местоимений, наречий; правил пунктуации сложного предложения, предложений с причастными, деепричастными оборотами, с однородными членами.
Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звезды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду раздумья…
Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далекой родине.
(119 слов) (По И. Гончарову)
Контрольная работа №10
Сочинение типа характеристики или самохарактеристики
Тема «Что за человек мой друг?» или «Знакомьтесь: это я»
Цель: проверить, насколько усвоена учащимися смысловая структура текста характеристики, в которой чередуются фрагменты со значением описания предмета и рассуждения-доказательства.
Сочинение по картине И.Е. Репина «Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна»
Контрольная работа №12
Тест по курсу 7 класса
1
Найдите ошибку в характеристике текста.
Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно раскрывается в нескольких предложениях. Эти предложения объединяются в абзац.
А. Стиль речи - научный.
Б. Тип речи – рассуждение-объяснение.
В. Способ связи предложений – параллельный.
Г. Средства связи – лексический повтор, местоимение.
Определите, в каком порядке расположить предложения, чтобы они составляли текст.
Тематическое предложение обычно помещается в начале абзаца.
Остальные предложения содержат примеры, доказательства, объяснения.
Оно как бы предупреждает читателя, о чем пойдет речь в дальнейшем, и помогает ему следить за мыслью автора.
Абзац состоит из тематического предложения и предложений, в которых высказанная мысль уточняется и развивается.
А)1,3,2,4; Б) 4,2,1,3; В) 1,2,4,3; Г) 4,1,3,2
Найдите ошибку в стилистическом разборе фрагмента текста.
Над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. Такие звезды бывают только осенью.
А) Стиль речи – художественный.
Б) Плыло небо – метафора.
В) Яркие иглистые (звезды) – эпитеты.
Г) Иглистый – слово употреблено в переносном значении.
2
Укажите действительное причастие.
А. Отнятая игрушка.
Б. О движущемся предмете.
В. Посаженные деревья.
Г. Видимый глазом.
Найдите неверное утверждение.
А.Словосочетание типа «прич. + сущ.» является причастным оборотом.
Б. Правописание суффиксов причастий прошедшего времени не определяется спряжением глагола.
В. Причастие как особая форма глагола изменяется по лицам и числам.
Г. Синтаксическая роль полных и кратких причастий различна.
6. Укажите наречия.
А. Вблизи вырыли пруд.
Б. Навстречу автобусу мчался мотоциклист.
В. Вблизи дома росла береза.
Г. Говорить впустую.
Д. Навстречу дул сильный ветер.
Е. Вошли (в) пустую комнату.
Ж. Мы долго ходили вокруг озера.
З. Вокруг расстилались поля.
7. Укажите союзы.
А. Вслед за другими мы (то)же пошли в музей.
Б. Ничто не изменилось: так(же) бежала река, так(же) шумел лес.
В. Новый наш друг был так(же) веселый человек.
Г. Но за(то) как дружно мы жили!
Д. Это было то(же) здание.
8. Укажите предлоги.
А. (В)следствие усталости мы сделали привал.
Б. (В)виду нехватки времени.
В. (В)следствие включились новые люди.
Г. (В)течение месяца мы завершили работу.
9.Укажите какой частью речи является слово ЧТО в предложении.
Что, дремучий лес, призадумался?
А. Местоимение.
Б. наречие.
В. Частица.
Г. Союз.
10. Укажите, в каком примере слово ЕДВА является союзом.
А. Алексей едва смог вспомнить, что произошло вчера вечером.
Б. Едва ли я смогу помочь вам.
В. Едва Владимир выехал в поле, поднялся сильный ветер.
Г. Он шел, едва волоча ноги от усталости.
11. Найдите правильно построенное предложение.
А. Прочитав повесть»Дубровский» мною овладела жалость к Владимиру.
Б. Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.
В. Загримировавшийся актер ждал своего выхода.
Г. Изумительно красив был возвышающий холм.
3
12. Укажите состав каких слов соответствует схеме л ый
А. горелый Г. спелый
Б. беглый Д. светлый
В. Линялый Е. умелый
13. Укажите признаки причастий, соответствующих модели
Пере ива ющ ими ся
А. страдательное
Б. Действительное.
В. Возвратное
Г. Совершенного вида.
Д. Несовершенного вида.
Е. В форме единственного числа дательного падежа.
Ж. В форме множественного числа творительного падежа.
14. Укажите какое слово пропущено в словообразовательной цепочке
один - …- одиночка
А. Одиноко В. Одинокий
Б. Одиночество Г. Одиночный
15. Покажите какие слова соответствуют схеме ник
А. Охранник Г. Сметанник
Б. Малинник Д. Ремесленник
В. Утренник
16. Укажите, какие наречия образованы приставочно-суффиксальным способом.
А. Назавтра Г. Немного
Б. Досуха Д. Роскошно
В. По-английски Е. Издалека
17. Покажите, в каких предложениях нужно вставить прилагательное красочный.
А. Картины мастера поражали богатством … узора.
Б. В хозяйственном магазине мы купили … вещество для ткани из хлопка.
В. В … состав входят не только химические элементы, но и растительные волокна.
Г. В светлых лучах солнца особенно … празднично выглядели … наряды женщин.
4
18. На месте каких цифр пишется И? Возьмите цифру в кружок.
1 2
Я тебе н..чего н.. скажу,
3 4
И тебя н.. встревожу н..чуть,
И о том, что я молча твержу,
5 6
Н.. решусь н.. за что намекнуть.
(А. Фет)
_______________
1 2 3 4 5 6
19. В каких случаях не пишется раздельно?
1)Отвечать (не)волнуясь. 2)(Не)просохшая после дождя земля. 3)(Не)хорошо говорить. 4) (Не)враг он мне. 5) (Не)хоженые тропы. 6) (Не) о чем.
7) (Не)интересный человек. 8)(Не)надо обижаться. 9) (Не)мог идти.
10) Письмо (не)написано.
_____________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
20. Где пишется буква Я?
1) Подстрел..нный воробей. 2) Просе..нное зерно. 3) Промасл..нная бумага. 4) Раста..вший снег. 5) Засе..нное поле. 6) Плам..нный привет. 7) Осме..нный человек. _______________________
1 2 3 4 5 6 7
21. Обозначьте случаи слитного написания.
1) (за)тем лесом озеро. 2) (По)тому не делаю, что не могу. 3) Сначала ты иди, (за)тем я. 4) (На)конец доски. 5) Иди (по)тому мостику. 6) (На)конец занавес поднялся. 7) Самолет круто взмыл (в)верх.
___________________
1 2 3 4 5 6 7
22. В каких случаях следует пискать букву Н?
1) Стекля..ая дверь. 2) Разброса..ые вещи. 3) Глиня..ая кружка. 4) Дли..а железной дороги. 5) Комари..ый писк. 6) Связь была прерва..а.
7) Ю..ое порколение. 8) Авиацио..ый завод.
_____________________
1 2 3 4 5 6 7 8
23. Какие слова пишутся через дефис?
1) Строго(настрого). 2) (Пол)лимона. 3) Северо(восточный).
4) Ярко(голубой). 5) (По)прежнему дружить. 6) Хлопчато(бумажный).
7) Где(то) вдали. 8) (Пол)страны. 9) (По)змеиному следу.
______________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9
gigabaza.ru
Произведение «Арктур - гончий пес», созданное советским писателем Юрием Павловичем Казаковым, повествует о жизни слепого пса.
В один из дней бездомная собака родила множество щенков и выкормила их. Но один детёныш родился слепым. Когда он подрос, ему тяжело жилось на свете. Он с трудом добывал себе пищу и убегал от опасности.
Вот однажды бедное животное оказалось в городе, где рассказчик снимал комнату у одинокого доктора. Однажды доктор по дороге домой увидел дрожащего голодного пса, у которого от постоянного недоедания торчали рёбра, и выпирал хребет. Мужчина решил его покормить. Но когда животное оказалось в доме, доктор пожалел его и оставил жить у себя. Человек дал псу кличку Арктур.
Животное и человек быстро подружились и понимали друг друга. Когда доктор грустил, пёс лежал спокойно. А когда мужчина был весел, то и животное начинало играть и веселиться.
Пёс вскоре похорошел, потолстел. И выяснилось, что у него изумительный нюх, что он – настоящий охотничий пёс. Когда Арктур уходил гулять по городу, то все предметы по пути обнюхивал и запоминал все запахи. Так животное научилось находить дорогу домой, а каждый вечер пёс возвращался к доктору.
Ещё пёс никогда не скулил, даже если ему было очень больно. Ведь иногда из-за своего недостатка он попадал в сложные ситуации. Вот однажды на него напал свирепый бык, а затем ещё и пастух стегнул кнутом. Но Арктур, не понимавший, почему так получись, стойко перенёс испытание и последовавшее за этим лечение.
Окрепнув, пёс полюбил бывать в лесу. Вначале ему было трудно ориентироваться там. Он постоянно натыкался на стволы деревьев и пни. Но постепенно лес стал для Арктура родной стихией. Пёс стал там проводить все дни. Раньше животное всегда дожидалось, когда хозяин проснётся. А теперь страсть к лесным просторам стала побеждать. И как вставало солнце, Арктур убегал в лес.
Пёс научился находить лесных зверей и гнать их. Это занятие очень нравилось Арктуру. Весть о том, что слепой пёс умеет прекрасно находить зверей распространилась по всему городу, и охотники стали приезжать в дом доктора, чтобы посмотреть на пса.
Но однажды Арктур пропал. Он, как и обычно ушёл утром в лес и не вернулся. Рассказчик и доктор очень горевали по этому поводу. Только следующей весной стало известно, что пёс наткнулся на острую ветку и умер в лесу.
Автор в своём произведении ещё раз показывает, что надо внимательнее относиться к близким.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Малыш Брэди покинул свою банду ради Молли. Представители этой организации были настоящим бичом органов правопорядка, но редкие полицейские рисковали зайти в их район в одиночку. Многие из них там и оставались навсегда.
Пьеро живет в Париже со своими родителями. У мальчика есть все, что можно желать в таком юном возрасте: любящие, заботливые мама и папа, хорошие друзья, преданные пес. Его лучшего друга зовут Аншель, это еврейский мальчик, он глухой.
Уже поздно ночью Печорин прибыл в маленький захолустный приморский городишко Тамань. Объяснив часовым, что он офицер, который направляется в свой действующий полк, потребовал
Повествование ведется от лица пастуха Захара, который рассказывает историю произошедшую с ним и его внуками во время Гражданской войны.
У сапожника Фридриха и его жены Ханны был сын Якоб, который помогал родителям торговать на рынке свежими овощами. В один из дней, к их прилавку подошла уродливая старуха
2minutki.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта