В каком возрасте лучше всего взять щенка? Если щенку три месяца, не много ли это? Собака 3 месяца
Как дрессировать щенка в возрасте до трех месяцев
Дрессировать щенка в возрасте до трех месяцев
В возрасте до трех месяцев щенок приучается к хозяину и его семье, к мытью и чистке, к чистоплотности, своему месту, кормлению, применению витаминов для собак, поводку и шлейке. В этот же период он учится реагировать команды дрессировки, когда хозяин его подзывает (давая команду «Ко мне») или, наоборот, отсылает (давая команду «Гуляй»), дрессировка требует от него прекратить нежелательные действия (отдавая команду «Фу»). Щенок приучается играть с хозяином и с другими щенками такого же возраста. В этом возрасте у щенков происходит легкая выработка положительных навыков, связанных с некоей деятельностью при дрессировке, при этом команды, основанные на тормозных реакциях, усваиваются трудно. Чтобы вырабатывать у щенка необходимые навыки, широкое применение находит корм (лакомство).
Привыкание щенка к хозяину и дрессировке
Заботливое и доброжелательное отношение к животному ведет к установлению хороших взаимоотношений его с окружающими людьми. Собаководы такие взаимоотношения называют хорошим контактом. Установление наиболее прочного контакта происходит у щенка с хозяином при дрессировке. Без этого невозможно его успешное воспитание, равно как и эффективная начальная дрессировка. В связи с этим основная работа, касающаяся содержания щенка, должна выполняться его хозяином. Привлечение же остальных членов семьи к ней возможно только при крайней необходимости (например, болезни хозяина). Признаком установления контакта является то, что щенок собаки при появлении хозяина подбегает к нему и ласкается, часто подпрыгивает и лает беззлобно, сопровождает его по квартире или по двору, стремится начать игру. А при уходе хозяина беспокоится, часто ищет его, порой скулит, ждет под дверями.
Дрессировка в первые дни появления щенка в доме
Щенка приучают к своему месту, следует постелить коврик (половичок), предназначенный для того, чтобы щенок на нем отдыхал или же временно располагался тогда, когда он может помешать людям, например, во время уборки в доме или обеда. Для того, чтобы приучить щенка к месту, нужно уловить момент, когда он укладывается где-либо на отдых. Затем взять его на руки, отнести туда, где лежит коврик, предназначенный для него, произнести команду «Место», положить животное на коврик, повторить команду дрессировки, погладив его. Если щенок будет пытаться подняться и убежать, нужно удержать его на коврике, снова произнести «Место». Потом погладить, а когда он успокоится, сказать «Хорошо» и вознаградить лакомством. Если щенок спустя некоторое время пытается подняться и уйти, упражнение дрессировки следует сделать ещё раз. Делать его нужно трижды-четырежды в день. Болезни и рекомендации для хасок
Кличку свою щенок начинает понимать быстро, для этого требуется три-четыре дня. Она произносится при обращении к собаке при уходе, кормлении, начальной дрессировке, постоянно. Посему ее подбор должен быть сделан ответственно и серьезно. Кличка должна быть адекватной полу щенка, простой, короткой и благозвучной. Произноситься она должна легко. Надо, чтобы она нравилась самой собаке это облегчит дрессировку. Для того, чтобы приучить щенка откликаться на кличку, нужно периодически на протяжении дня громко и четко произносить ее. После того, как это привлечет внимание щенка, следует тут же поощрить его, погладив и дав ему лакомство, при этом нужно повторять кличку. При приучении животного к ней также следует использовать каждое кормление. Прежде чем кормить, нужно взять посуду с кормом, позвать щенка по кличке. После того, как он на нее отреагирует, сразу же поставить посуду с кормом на место и покормить его. При кормлении нужно повторить кличку пару раз. Заболевания и рекомендации для Французского бульдога
Приучение щенка реагировать на команду дрессировки хозяина «Ко мне» осуществляется как можно раньше, как только с ним установился хороший контакт, и он узнал свое место и стал отзываться на кличку. Чтобы выработать четко выраженный, устойчивый навык на эту команду, хозяину надо применить настойчивость, упорство и терпение. Начальное приучение щенка собаки осуществляется с помощью лакомства. Первые упражнения дрессировки надо выполнять, когда собака находится в той же комнате, что хозяин. Дальнейшее выполнение этого упражнения надо проводить, когда животное пребывает в другом помещении, или при его занятии чем-то.
Спустя 4–5 дней с начала практики дрессировки
При удалении щенка на дистанцию 7–8 шагов нужно произнести его кличку, и когда это его привлечет, произнести «Ко мне». Когда щенок подойдет или подбежит, нужно его поощрить словом «Хорошо», погладить и дать лакомство. На протяжении одной прогулки надо повторять упражнение дрессировки 4–5 раз. После освоения щенком команды «Ко мне», приучать его к команде «Гуляй». На прогулке нужно отстегнуть поводок и скомандовать «Гуляй», небольшой пробежкой увлекая собаку за собой. Нужно, чтобы щенок выбежал вперед. Далее, дав немного погулять, нужно подозвать его и поощрить лакомством и поглаживанием. Продолжая это упражнение дрессировки щенка, после команды «Гуляй» нужно сокращать пробежку так, чтобы в конце концов щенок выбегал вперед без вас. Повторять на протяжении дня это упражнение нужно 4–5 раз. Заболевания и рекомендации для бигль
Дрессировка щенка прекращать нежелательные действия с командой «Фу» требует осторожности
Нужно избегать затормаживания его активности, естественного стремления побегать, поиграть и порезвиться. В этом возрасте щенка нельзя наказывать. В виде исключения это допустимо лишь в случаях, когда он совершает нежелательные действия вопреки неоднократным попыткам отвлечения. Тогда нужно легко ударить животное прутиком по спине и произнести «Фу» – запрещающую команду при дрессировке. Действия такого рода должны производиться сразу при первой же попытке щенка сделать нежелательное действие. Подобные меры применимы к щенку не ранее, чем он достигнет 2,5–3-х месяцев.
Читайте также Ирландский сеттер собака для души или одна из самых лучших и популярных собак в России.
www.vetww.com
Дрессировка щенка в возрасте 1-3 месяцев, привыкание хозяину членам семьи, кормление приучение щенка чистке мытью чистоплотности, дрессировка щенка
В этот период щенка приучают к хозяину и членам его семьи, кормлению, своему месту, чистке и мытью, чистоплотности, кличке, шлейке и поводку, подходу к хозяину (команда "Ко мне"), отходу от хозяина (команда "Гуляй"), прекращению нежелательных действий (команда "Фу"), играм с хозяином и сверстниками, раздражителями внешней среды (прогулки).
У щенков этого возраста легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью, и трудно вырабатываются навыки на основе тормозных реакций. Для выработки необходимых навыков широко используют корм (лакомство).
К хозяину и членам его семьи щенок привыкает в процессе постоянного общения с ними. Если к щенку относятся заботливо, доброжелательно, не допускают каких-либо действий, вызывающих боль или пугливость, то между ним и окружающими людьми устанавливаются и укрепляются хорошие взаимоотношения, которые среди собаководов принято называть хорошим контактом. Важно, чтобы наиболее прочно контакт устанавливался между щенком и его хозяином. Это залог успешного воспитания щенка и эффективной начальной его дрессировки. Поэтому основную работу по содержанию щенка должен выполнять его хозяин, а остальные члены семьи могут привлекаться к уходу за щенком лишь в случаях крайней необходимости (болезнь хозяина и др.).
Если маленькие питомец при вашем появлении подбегает и ласкается к вам, нередко подпрыгивает и беззлобно лает, сопровождает вас по квартире или во дворе, стремится затеять игру, а в случае вашего ухода проявляет беспокойство, нередко ищет вас, иногда скулит, ожидает возле дверей, значит, контакт установлен.
Регулярный прием корма и воды - жизненно важная потребность - не требует специального приучения. К тому же ко дню отъема щенка от матери и передачи другому владельцу он бывает хорошо приучен к разнообразному корму. Важно щенка поить и кормить регулярно, в одно и то же время и соблюдать полноценность суточного рациона, следуя научно обоснованным рекомендациям.
Как недокорм, так и перекорм щенка недопустимы. В первом случае он приведет к отставанию в росте и развитии, а во втором - нарушит нормальный процесс пищеварения, ухудшит аппетит, спровоцирует ожирение.
К своему месту щенка начинают приучать с первых дней появления его в доме. Это место, на котором должен иметься коврик (половичок), предназначено для отдыха щенка, а также для временного его размещения в случаях, когда щенок мешает людям (уборка помещения, прием пищи и др.).
Каждый раз, когда щенок, насытившись или наигравшись, начнет укладываться где-либо на отдых, возьмите его на руки, отнесите к месту отдыха и после команды "Место" положите на коврик, повторите команду "Место" и погладьте. В первое время щенок, как правило, попытается подняться и убежать. В таком случае, удерживая щенка на подстилке, повторите команду "Место", погладьте его и, как только он успокоится, поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством, затем отойдите. Если щенок уснет, на этом упражнение закончите, если же он вскоре покинет свое место и попытается улечься где-либо в другом месте, упреждение следует повторить. В течение дня упражнение повторяйте 3-4 раза.
По такой методике приучайте щенка уходить по команде "Место" в случаях, если он во время приема людьми пищи будет попрошайничать или во время уборки квартиры станет гоняться за веником, пылесосом и др.
Учтите, щенка сравнительно легки приучить к выполнению команды "Место", когда он сыт или устал, и значительно труднее, когда он возбужден запахом пищи у стола или движущимся по полу веником или пылесосом. В первом случае навыки легко вырабатываются уже у молодых, 1-2-месячных щенков, а во втором - у щенков, достигших 3-4-месячного возраста и старше.
К чистке и мытью щенка приучают с раннего возраста, когда он отнят от матери и содержится в доме или во дворе. Какой-либо сложности в выработке навыков спокойного отношения к чистке не возникает, если к ней приучают осторожно, не причиняя щенку боли и не пугая его. В таком случае чистка станет для щенка источником приятных ощущений и он будет каждый раз с радостью подбегать к хозяину, как только увидит в его руке щетку и гребень.
Это в равной степени относится и к приучению щенка к мытью. Нудно лишь внимательно следить за температурой воды, особенно если она берется непосредственно из шланга со смесителем. Бывают случаи, когда теплая вода внезапно заменяется горячей и щенок получает ожог. После этого в течение многих дней один шум вытекающей из шланга воды будет вызывать у щенка испуг и активное сопротивление мытью. Использовать для мытья щенков воду непосредственно из шлангов с такими смесителями нельзя.
К чистоплотности щенка приучают с первого дня его появления в доме.
Оцените статью:
Всего голосов 0, средний балл 0
zooclub.ru
Ваш щенок в возрасте от 3,5 до 6 месяцев: основы дрессировки и воспитания. Часть 3 | Дрессировка и воспитание собак | Povodok.by
Чтобы научить щенка ходить по лестнице, используйте короткий поводок и шлейку, а позже —поводок и ошейник. На первом этапе щенок на коротком поводке слева от вас подходит к лестнице (ступени не должны быть высокими).« Ко второй части статьи
Вам нужно скомандовать «Вперед» и увлечь собаку за собой. Двигайтесь осторожно и медленно, поначалу щенки боятся лестниц. Если нужно, поддержите питомца шлейкой и поводком.
Возьмите в правую руку угощение, держите так, чтобы песик видел его, но не доставал. Это поможет щенку двигаться энергичнее. Когда вы вместе со щенком спуститесь и подниметесь по лестнице, похвалите вашего любимца, угостите лакомством и погладьте. Дайте щенку немного отдохнуть и повторите упражнение. Сначала пуст щенок движется слева от вас, позже можно позволить ему спускаться впереди вас.
Для второго этапа освоения команды выбирайте лестницы со ступеньками повыше, и более протяженные. Когда щенок перестанет бояться и будет уверенно двигаться по лестнице, позвольте ему перемещаться без поводка по команде «Вперед». Но не совмещайте спуск по лестнице и команду «Тихо».
Научите щенка преодолевать горизонтальные и вертикальные препятствия
На первом этапе выгуливайте щенка на коротком поводке. Найдите лежащее на земле бревно (диаметр 12—15 см), скомандуйте «Барьер». Перешагните бревно, одновременно увлекая щенка за собой. Пусть он опирается на бревно лапами. Когда щенок перепрыгнет бревно, скажите ему: «Хорошо!», погладьте и дайте угощение. Немного подождите и повторите все сначала 2—3 раза.
На втором этапе последовательно увеличьте высоту препятствия до 1 метра. Если у вас совсем маленькая собачка, остановитесь на 50 см. Вам следует обходить препятствие, а не перепрыгивать через него.
На третьем этапе вы научите щенка безопорным прыжкам через препятствие. Для этого тонкую деревянную рейку устанавливают на подставки, высота которых — 12—15см. Перепрыгивайте препятствие, а щенка на коротком поводке увлекайте за собой. Когда питомец совершит прыжок, угостите его, похвалите и погладьте. К пяти месяцам щенок должен уметь перепрыгивать без опоры препятствия высотой до 30 см, а собачки мелких пород — 20 см.
На четвертом этапе щенок учится преодолевать горизонтальные препятствия. Схема обучения такая же, как и для вертикальных препятствий. Только длина предметов должна на 10 см превышать длину вертикальных препятствий.
Как научить щенка по команде «Вперед» двигаться по бревнам и облегченным бумам
На первом этапе обучения щенка ставят в начале уложенного на землю толстого бревна и дают команду «Вперед». Собаку нужно придерживать левой рукой под живот, а правой держать верхний конец шлейки. Позже поводок и шлейку заменяют поводком и ошейником. Ведите питомца вдоль бревна, повторяя команду «Вперед». Дайте собаке время на отдых, и повторите все 2—3 раза. Как только щенок почувствует себя на бревне уверенно, прекращайте помогать ему, используйте только команду «Вперед».
На втором этапе осваивают ходьбу по облегченному буму. Щенок должен находиться на коротком поводке слева от вас, когда вы подойдете к буму. Скомандуйте «Вперед», и, натягивая и ослабляя поводок, добейтесь того, чтобы щенок взошел на бум и прошел по нему. Левой рукой поддерживайте питомца под живот! Повторите команду «Вперед» 2—3 раза. Щенок прошел по буму и сошел с него? Скажите: «Хорошо!», погладьте и угостите щенка. Выждите 4-5 минут, и повторите все действия.
На третьем этапе, как только щенок начнет уверенно двигаться по буму, поддерживаемый вами, позвольте ему двигаться самостоятельно по команде «Вперед». Не отходите далеко от бума, чтобы помочь любимцу, если будет нужно!
Правила поведения для щенка
Щенок должен знать, что он не должен покидать границ двора и дома без вашего позволения. Точно так же он должен усвоить, что покидать дом и входить в него он может только с вашего согласия. Для обучения этим навыкам щенка сначала приучают к ошейнику-удавке.
На первом этапе подойдите к установленной вами границе со щенком на коротком поводке. Вы медленно переходите границу. Если щенок пробует следовать за вами, угрожающе скажите: «Фу» и дерните поводок. Щенок послушался? Похвалите его. Ситуация обратная? Повторяйте команду и рывок.
Чтобы добиться пересечения границы (когда вы идете на прогулку), скомандуйте «Рядом» и поощрите щенка за послушание.
На втором этапе усложните упражнение: поместите заграницей игрушку или угощение. Щенок должен оставаться в пределах границ, не проявляя реакции на эти предметы. Собака пытается пересечь границы? Немедленно останавливайте ее!
Как приучить щенка к спокойной реакции на звуковые раздражители и выстрелы
Главное — не напугать щенка. Когда щенку будет пять месяцев, и он на прогулке увлечется игрой, отойдите от него на 10—15 метров и выстрелите из детского пистолета. Щенок испугался и прекратил игру? Дайте угощение, приласкайте его. Повторять упражнение можно через несколько дней, снова во время игры. Щенок снова напуган? Тогда выжидают 10 дней, но отходят на большее расстояние. Щенок не пугается? Можно сокращать расстояние, наращивать силу звука, стрелять дважды.
Когда щенок достигает возраста 5—6 месяцев, его пробежки должны составлять 150—200 м. Много пользы приносят пробежки к апортировочным предметам.
Какие комплексные упражнения нужно использовать?
Пусть щенок стоит рядом с вами. Поочередно давайте команды «Стоять», «Лежать», «Сидеть», используя различную последовательность.
Щенок отказывается садиться по команде? Повторите команду (интонация угрожающая), и надавите на поясницу собаки одной рукой. Другой рукой возьмитесь за поводок сразу за ошейником и потяните назад. Потом щенка можно поощрить.
Щенок не воспринимает команду «Лежать»? Повторите её с угрожающей интонацией, уложите щенка. Для этого одной рукой потяните передние лапы собаки вперед, а второй рукой надавите на холку. После поощрите щенка.
Щенок не поднимается по команде «Стоять»? Дайте команду снова, используя угрожающую интонацию. Одной рукой удерживайте собаку за ошейник, а второй поднимите его, поддерживая под живот.
Научите щенка команде «Сидеть» на выдержку
На первом этапе щенку, который взят на поводок, скомандуйте «Сидеть». Сделайте два шага в сторону. Движение — в медленном темпе, лицом к питомцу. Дайте команду «Сидеть» повторно. Когда пройдет пять секунд, вернитесь к щенку. Скажите: «Хорошо!» и погладьте его.
На втором этапе увеличивайте расстояние, чтобы оно стало равно длине всего поводка. Время выдержки — 15—30 секунд. На третьем этапе, возвращаясь к щенку, обойдите его сзади по кругу, чтобы снова оказаться в положении «Рядом».
Освойте со щенком навыки перевозки в транспортных средствах
Этот навык можно осваивать щенку, который не боится проезжающего мимо транспорта, скопления людей. Щенок должен заранее привыкнуть к шлейке, поводку, наморднику, ошейнику. Он должен уметь выполнять команды «Рядом», «Лежать», «Ко мне», «Сидеть», должен уметь преодолевать лестницы и преграды небольшой высоты.
В троллейбус, трамвай, автобус или поезд щенка на коротком поводке и в ошейнике заводят по команде «Вперед». В салоне или вагоне не упускайте щенка из виду, держите его рядом с собой. Позволяйте собаке ложиться, если это не создает помех другим пассажирам.
Если щенку предстоит путешествие на автомашине, возьмите для него подстилку. В салоне машины щенок должен демонстрировать спокойствие. Если поведение питомца неидеально, дайте команду «Место». Если потребуется, примените поводок, чтобы уложить животное. Первым делом освойте со щенком выход и вход в машину. Потом можно совершать небольшие поездки, постепенно увеличивая их длительность.
povodok.by
Воспитание и начальная дрессировка щенка в возрасте 3-6 месяцев - Сайт питомника Rammy Baby Dom. Карликовые таксы.
В этот период продолжается приучение к чистоплотности, кличке, выполнению команд «Место!», «Ко мне!», «Гуляй!», «Фу!», играм с хозяином и сверстниками и раздражителям внешней среды (прогулки). Щенка приучают к ошейнику и поводку, наморднику. Приступают к отработке команд «Рядом!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Покажи зубы!», «Апорт!». Ваш питомец учится движению по лестнице, преодолению невысоких препятствий, движению в населенных пунктах, перевозке в транспортных средствах и выдержке. В отличие от 1-3-месячных животных, выработка необходимых навыков у щенков 3-6 месяцев достигается в процессе той или иной деятельности не только при помощи корма (лакомства), но и механических воздействий (нажим ладонью, легкие натяжения и рывки поводком и др.). Корм (лакомство), как правило, используется для поощрения за выполнение команды. К соблюдению чистоплотности щенками данного возраста предъявляются повышенные требования. Обычно к 3-месячному возрасту щенок привыкает своевременно проситься на выгул, но случаи «невыдержки» проявляются еще довольно часто. Увлекшись игрой или каким-либо другим занятием, он еще не может своевременно среагировать на сигналы, получаемые из организма о переполнении мочевого пузыря и прямой кишки. Поэтому необходимо регулярно и своевременно выгуливать щенка. Учтите, что собаки, в том числе и щенки, не могут освободиться от мочи в. один прием и делают это при каждом выгуле несколько раз. Лучше всего выводить щенка, не дожидаясь, когда он сам попросится. Если же щенок начнет беспокоиться, тут же не мешкая выводите его. Обращайте особое внимание на качество корма. Недоброкачественные продукты, несвежий корм могут вызвать нарушения пищеварения, и в этом случае избежать нечистоплотности со стороны щенка вам не удастся. К своей кличке щенок хорошо привыкает к 3-месячному возрасту, и в дальнейшем этот навык требует лишь закрепления и совершенствования. С этой целью периодически поощряйте щенка, когда он реагирует на свою кличку и обращает на вас внимание. Но поощрение лакомством производите все реже и заменяйте восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. Когда же навык своевременного реагирования щенка на кличку достаточно выработан, необходимость и в таких поощрениях постепенно отпадает: они вполне заменяются удовольствием, испытываемым щенком от выполнения последующих упражнений (занятий). Например, после того как щенок среагирует на кличку и обратит внимание на хозяина, тот берет его на поводок и выводит на прогулку, что является для щенка большим поощрением. Условия закрепления и совершенствования навыка на произносимую кличку постепенно усложняйте. Обращайтесь к щенку, когда он чем-либо отвлечен, например игрушкой, принюхиванием к какому-то предмету, видом и шумом проезжающей автомашины, если щенок скрылся за кустами или другим укрытием. Затем упражнения проводят в комплексе. Например, произнеся кличку, подайте команду «Ко мне!», а затем - «Гуляй!» и др. Приучение щенка к месту продолжается в течение всего указанного возрастного периода. Однако после команды «Место!» щенок на свое место не относится на руках, а отводится, Делается это так. Когда вам необходимо отправить щенка на место, подзовите его к себе, произнесите команду «Место!» и затем увлеките его рядом с собой к месту. Повторите команду «Место!» и положите щенка на коврик (половичок), после кто поощрите восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Затем отойдите и после того, как щенок полежит, подзовите его к себе и немного поиграйте. Если щенок после команды «Место!» на свое место рядом с вами не идет, повторите команду более строгим тоном и увлеките за собой, щенка. В случаях когда и это не помогает, используйте поводок со шлейкой или ошейником. Отведите щенка по команде: «Место!» к его месту на поводке, снимите шлейку (ошейник) с поводком, положите щенка на коврик (половичок), повторив при этом команду «Место!», и поощрите восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. В дальнейшем сопровождайте щенка на его место без поводка. Постепенно после подачи команды «Место!» сокращайте число сопровождений щенка, а затем отправляйте его на место без своего сопровождения. В течение дня упражнение повторите 4-5 раз. Закреплять и совершенствовать навык выполнения команды «Ко мне!» в 3—6-месячный возрастной период, в отличие от предыдущего, допускается с помощью умеренное го применения принуждения (механическое воздействие) Например, если щенок по команде «Ко мне!» не подходит или не подбегает к хозяину, то его, подав команду «Ко мне!», осторожно подтягивают длинным поводком, а после подхода поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием И лакомством. Упражнение повторяется 3-4 раза, Постепенно вводятся усложнения. Щенок подзывается командой «Ко мне!» все чаще, когда он чем-либо отвлекся или удалился в укрытие (за куст, строение и др.). Увеличивается расстояние удаления щенка от хозяина. При этом каждый раз предварительно произносится кличка щенка чтобы привлечь его внимание, а когда он среагирует на кличку, - команда «Ко мне!». Применяются комплексными упражнения, например произносится кличка собаки, затем команда «Ко мне!», а после того, как щенок подойдет, его поощряют и командой «Место!» отправляют на место. В рассматриваемом возрастном периоде закрепляется и совершенствуется навык выполнения команды «Гуляй!». Потребность щенка в свободе заложена с рождения. Поэтому выполнение команды «Гуляй!», по существу, является для щенка поощрением и не требует со стороны хозяина особых усилий. Однако следует добиваться своевременного и более четкого ее выполнения, чем прежде. После небольших перерывов упражнение повторяется 3-4 раза. Постепенно увеличиваются маршрут движения собаки в свободном состоянии, его продолжительность. Вводятся комплексные упражнения, например после произнесения клички щенка и его соответствующего реагирования он командой «Ко мне!» подзывается к хозяину и поощряется, а затем по команде «Гуляй!» направляется в свободное состояние. При этом хозяин не сопровождает щенка, а остается на своем месте. Приучение щенка к прекращению нежелательных действий по команде «Фу!» производится на протяжении всего возрастного периода. При этом требования к щенку с возрастом увеличиваются. Для выработки навыка каждый раз, как только щенок попытается или начнет производить то или иное нежелательное действие, например: таскать и грызть обувь, тянуть зубами штору, гоняться, за кошкой, поднимать с земли пищевые отбросы и др. - произносится в угрожающей интонации запрещающая команда «Фу!» (условный раздражитель), которая немедленно подкрепляется механическим воздействием (безусловным раздражителем) -рывком поводка, ударом прутиком по спине. Нередко щенок не подбирает пищевые отбросы, идя рядом с вами на коротком поводке, но делает это, когда от вас удалится. В таком случае во время прогулки со щенком на длинном поводке внимательно наблюдайте за ним и, как только он попытается схватить пищевой отброс, немедленно произнесите запрещающую команду «Фу!» и произведите рывок поводком . Как команда «Фу!», так и механическое воздействие должны быть умеренными, не пугающими щенка. Упражнение в течение дня повторяется не более 3-4 раз. Не один раз за день щенок предоставит вам возможность принять меры по пресечению нежелательных действий. Но в большинстве случаев вы их не заметите или не будете готовы к своевременному на него воздействию. Поэтому особенно на первых порах рекомендуем своевременно подготовиться к отработке упражнения, искусственно создав необходимую обстановку. Например, вы заметили, что щенок начал хватать зубами гардину или запрыгивать и ложиться на диван, кресло и др. В таком случае перед выводом щенка на выгул приоткройте окно так, чтобы ветром шевелилась гардина, и запаситесь прутиком незаметно для щенка. Вернувшись домой, внимательно понаблюдайте за щенком и, как только он схватит гардину или запрыгнет на диван (кресло), подайте команду «Фу!» и нанесите прутиком по спине несильный удар. Когда у щенка на команду «Фу!» будет выработан первоначальный навык и он станет ее выполнять, можно ограничиваться одной командой, а безусловный подкрепляющий раздражитель (удар прутиком и др.) применять лишь периодически, с тем чтобы выработанный навык закреплялся и не угасал. Игры щенка с хозяином и сверстниками нужно практиковать по возможности ежедневно, постепенно увеличивая их время и интенсивность, активно используя различные игрушки. Не забывайте о выборе игровых площадок без режущих и колющих предметов. Прогулки со щенками 3-6-месячного возраста проводятся по возможности ежедневно, но не менее 4—5 раз в неделю, с постепенным увеличением времени и протяженности. Совершают их на поводке с ошейником (рис. 26). В спокойных местах поводок отстегивается и щенку предоставляется возможность погулять и побегать свободно. Прогулки служат для ознакомления щенков с окружающей обстановкой, с различными предметами, животными, людьми и транспортными средствами. Однако проходить со щенком в непосредственной близости от транспортных средств, издающих сильный шум (крупнотоннажные автомашины, поезда и др.), не рекомендуется. Если же щенок испугался, его нужно успокоить поглаживанием, а при сильном беспокойстве отвлечь лакомством и через некоторое время снова приблизиться к объекту, испугавшему его, чтобы дать возможность убедиться в отсутствии угрозы. Приучение щенка к ошейнику и поводку производителя с 3-месячного возраста по методике приучения к шлейке 'с поводком. К этому времени шея у щенка уже достаточно сформировалась и окрепла и воздействие ошейника при правильном пользовании поводком не вызывает боли, позволяя в то же время управлять щенком. Но не нужно забывать, что ошейник, в отличие от шлейки, прилегает к более нежным и чувствительным участкам тела. При сильном натяжении или рывке поводком ошейник затрудняет дыхание. Потому резкие натяжения и рывки поводком недопустимы. Выводя щенка на выгул и кратковременные прогулки в местах, где находятся резкие раздражители (движущийся транспорт и др.), целесообразно использовать не ошейник, а шлейку. Это тем более оправдано, если не ставится задача тонкого управления поводком, а лишь удержания щенка возле хозяина. И наоборот, когда щенок выводится на прогулку с задачей выработки тех или иных навыков, следует использовать не шлейку, а ошейник. Приучать щенка к наморднику нужно с 4-месячного возраста. Наиболее удобным для собак намордником является так называемый глухой намордник, передняя часть которого состоит из сплошного куска кожи или кожзаменителя с отверстиями для воздуха. Он позволяет собаке при необходимости держать рот открытым, что облегчает дыхание. В теплый период года очень удобен сетчатый металлический намордник. Он понадобится при следовании со взрослым щенком на поводке в густом людском потоке, и особенно при его перевозке в трамвае или автобусе. Поэтому приучение к наморднику производится уже в щенячьем возрасте. Подберите намордник соответственно морде щенка, а при необходимости подгоните так, чтобы он особенно не стеснял щенка, но и не болтался. Во время прогулки со щенком на поводке остановитесь, покажите ему намордник так, чтобы он имел возможность его обнюхать, и осторожным, но быстрым движением правой руки наденьте и застегните намордник, вслед за чем продолжите прогулку, а если щенок предпримет попытку освободиться от намордника, то немного пробегите со щенком, успокаивая его поглаживанием. В целях отвлечения щенка от намордника можно также подавать команды «Сидеть!», «Лежать!» и др. Через 2~3 минуты снимите намордник и после небольших перерывов упражнение повторите 3— 4 раза. В дальнейшем увеличивайте время пребывания щенка в наморднике. Если щенок трудно приучается к наморднику, можно использовать лакомство. Положите лакомство в намордник и, как только щенок, пытаясь его достать, сунет морду в намордник, наденьте его полностью и быстро снимите. Повторите упражнение 3-4 раза. В дальнейшем надетый намордник застегивайте и постепенно увеличивайте время пребывания щенка в наморднике. Приучение щенка к движению рядом с хозяином по команде «Рядом!» начинается после приучения к ошейнику и поводку. В спокойном месте поставьте щенка на коротком поводке у своей левой ноги. При этом левой рукой держите поводок в 30-35 см от ошейника так, чтобы он мог легко передвигаться в согнутой кисти, а правой рукой держите остальную часть поводка в его середине, предварительно надев петлю поводка выше кисти. Подайте команду «Рядом!», вслед за этим натяните поводок вперед и, начав движение, увлеките щенка к движению рядом с собой. Каждый раз при попытке щенка отойти от вас вперед, влево или отстать подавайте команду «Рядом!» и удерживайте щенка от этого натяжением поводка, но не рывком. Затем ослабляйте натяжение поводка, предоставляя щенку свободно двигаться рядом с вами у вашей левой ноги. Если щенок во время движения проявит беспокойство, то на ходу успокойте его поглаживанием левой рукой. В первые дни щенок может проявлять во время движения сильное беспокойство, метаться из стороны в сторону. В таких случаях останавливайтесь, успокаивая щенка поглаживанием, и по команде «Рядом!» возобновляйте движение. Не позволяйте щенку удаляться от вас во время движения далее чем на 1,5 м. В течение дня упражнение повторите 3-4 раза. Постепенно увеличивайте протяженность маршрута движения щенка рядом с вами на поводке. Не допускайте рывков поводком; так можно поступать лишь со щенками, достигшими 6-месячного возраста. Не требуйте от щенка безупречного выполнения данного навыка. Важно добиться, чтобы щенок по команде «Рядом!» спокойно двигался слева рядом с вами на небольшом расстоянии. Приучать щенка садиться по команде «Сидеть!» начинают с 3-месячного возраста, когда выработаны первоначальные навыки на команды «Ко мне!» и «Рядом!». Подзовите щенка к себе так, чтобы он встал возле вашей левой ноги, сделайте пол-оборота влево, назовите кличку, подайте команду «Сидеть!» и вслед за этим, поднеся к его морде в правой руке лакомство, плавно поднимите лакомство над его головой вверх и немного назад. Чтобы удобнее было наблюдать за лакомством и приблизиться к нему, щенок поднимет голову и сядет. Если щенок попытается подпрыгнуть, чтобы завладеть лакомством, удержите его левой рукой за ошейник. При этом стремитесь лишь предотвратить подпрыгивание щенка, но не ограничивайте свободное поднимание им головы за лакомством и посадку. Как только щенок сядет, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза. Через 4-5 дней, после того как будут выработаны первоначальные навыки на команду «Сидеть!», переходите к отработке этой команды во дворе и в других местах, где нет сильных отвлекающих раздражителей (посторонних людей, животных, транспортных средств). Приучение щенка ложиться по команде «Лежать!» производится сразу после того, как выработаны первоначальные навыки на команду «Сидеть!». Посадите щенка возле своей левой ноги, сделайте полоборота влево, назовите кличку щенка, подайте команду «Лежать!» и вслед за этим, поднеся к морде щенка в правой руке лакомство и нагнувшись, плавно опустите лакомство вниз и немного вперед. Устремясь за лакомством, щенок нагнется и ляжет (рис. 29). Как только он это сделает, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством, одновременно нажимая левой рукой на холку, чем предотвратите поднимание щенка. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза. Через 4-5 дней первоначальные навыки на команду «Лежать!» будут выработаны и можно продолжать занятия во дворе и в других местах без резких отвлекающих раздражителей. Приучение щенка к стойке по команде «Стоять!» производится в тот же период, что и отработка команд «Сидеть!» и «Лежать!», если на них уже выработаны первоначальные навыки. Посадите щенка возле своей левой ноги и сделайте к нему пол-оборота. Назовите кличку щенка, подайте команду «Стоять!» и вслед за этим легким нажимом левой рукой под живот снизу вверх принудите щенка встать. Как только он встанет, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза. Если щенок, вставая, попытается сдвинуться со своего места, удерживайте его от этого правой рукой за ошейник. Через 4-5 дней, после того как на команду «Стоять!» будут выработаны первоначальные навыки, приступите к отработке ее во дворе и в других местах без сильных отвлекающих раздражителей. После того как щенок будет выполнять команды «Сидеть!», «Лежать!» и «Стоять!» без использования лакомства и воздействия рукой, можно приступить к комплексным упражнениям. Подзовите щенка к себе и, как только он станет возле вашей левой ноги, посадите его командой «Сидеть!». Затем положите его командой «Лежать!» и поставьте командой «Стоять!». Если такая последовательность подачи команд при комплексных упражнениях будет соблюдаться постоянно, то у щенка выработается нежелательная привычка, и он после команды «Сидеть!» в дальнейшем будет ложиться и затем вставать без вашей команды. Для предотвращения такой привычки периодически меняйте очередность подачи команд. Например, подошедшего щенка вначале по команде «Лежать!» положите, затем по команде «Сидеть!» посадите и т. д., меняя каждый раз очередность команд. По мере закрепления навыков лакомство и механические воздействия применяйте лишь изредка, для того чтобы эти навыки не угасли, а поддерживались и закреплялись. Если щенок не выполняет какую-либо команду, нужно ее повторить более строгим тоном. Если и она не будет выполнена, то после очередной команды (условного раздражителя) подкрепляйте ее лакомством и механическими воздействиями (безусловными раздражителями), руководствуясь соответствующей методикой первоначальной дрессировки. Очень часто невыполнение команды бывает связано не с угасанием или ослаблением того или иного навыка, а с тем, что животное в момент подачи команды чем-либо отвлечено. Поэтому рекомендуем сначала произнесением клички привлечь внимание щенка, а затем повторением команды более строгим тоном побудить его к выполнению команды. Приучать щенка к осмотру зубов по команде «Покажи зубы!» нужно с 3-месячного возраста с таким расчетом, чтобы достаточно подготовить его к комиссионному осмотру на выводке молодняка. Во время выводки и на других осмотрах щенок должен беспрепятственно позволять осматривать зубы. Приучение к этому производится следующим образом. Посадите щенка у своей левой ноги, положите правую ладонь на морду щенка снизу, а левую - сверху, подайте команду «Покажи зубы!» и раздвиньте губы щенка большими пальцами (рис. 31). При этом не позволяйте щенку раскрывать рот: при разомкнутых челюстях нельзя определить прикус (особенности смыкания зубов). Через небольшой промежуток времени освободите щенка и поощрите восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Через 4-5 минут упражнение повторите. По мере выработки первоначальных навыков сокращайте дачу лакомства, ограничиваясь для поощрения щенка за выполнение команды восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. При выполнении упражнений старайтесь не причинять щенку даже малейшей боли. Неоднократное несоблюдение этого правила вырабатывает у щенка стойкую отрицательную реакцию на команду «Покажи зубы!», и он каждый раз будет активно сопротивляться осмотру зубов. Это правило следует строго соблюдать, приучая щенка к промерам, общему осмотру и др. Приучение щенка к апортировке по команде «Апорт!» (захватыванию в пасть и подноске апортировочных предметов) начинается с 3-месячного возраста. Это можно делать и раньше, так как большинство щенков охотно устремляется за бросаемыми игрушками и деревянными палочками. Но выработка навыков подноски к хозяину апортировочных предметов и отдачи их ему - для щенков, не достигших 3-4-месячного возраста, затруднительна. В качестве апортировочных предметов вначале используйте игрушки. Подзовите к себе щенка так, чтобы он стал возле вашей левой ноги, помахайте перед его глазами игрушкой и, подав команду «Апорт!» и бросив игрушку на 3-4 шага, быстро продвиньтесь к ней, увлекая за собой щенка. Как только щенок схватит игрушку, подайте команду «Ко мне!» и немного отбегите назад. Услышав знакомую команду и увидев, что вы отбегаете, щенок в большинстве случаев устремится и подбежит к вам. В таком случае возьмите правой рукой игрушку, подайте команду «Дай!», покажите в левой руке лакомство и, как только щенок отдаст игрушку, поощрите его восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Через 4-5 минут упражнение повторите. В случае если щенок после команды «Апорт!» и броска игрушки за ней не побежит, привяжите к ней тонкую веревку и потяните ее по земле, как бы оживляя игрушку. Как правило, щенок подбежит к игрушке и схватит ее. Когда он устремится за игрушкой, подайте команду «Апорт!» и выполняйте упражнение, как сказано выше. Если, схватив игрушку, щенок по команде «Ко мне!» к вам не устремится, то повторите команду более строгим тоном и движением в сторону на 2-3 шага привлеките его к себе. По мере выработки первоначальных навыков на команду «Апорт!» упражнения усложняйте. Апортировочный предмет бросайте дальше, вместо игрушек используйте деревянные палочки (рис. 32). Сокращайте пробежку вместе со щенком в сторону брошенного предмета, а затем оставайтесь на месте. Спустя 1-2 месяца после многократно повторяемых упражнений щенок по команде «Апорт!» должен устремляться за бросаемыми предметами, подносить их к вам и по команде «Дай!» отдавать. Каждый раз поощряйте щенка восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Когда навыки достаточно закрепятся, поощрение щенка за выполнение команды «Апорт!» лакомством производится все реже и заменяется восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. Апортировочные предметы бросаются в траву и за невысокие кустарники так, чтобы щенок их не видел и был вынужден искать по запаху. Приучать щенка ходить по лестнице следует начать с помощью шлейки и короткого поводка, а когда будут выработаны первоначальные навыки, можно использовать ошейник с поводком. Подведите щенка на коротком поводке слева от себя к лестнице с невысокими ступеньками, подайте команду «Вперед!» и увлеките его за собой. На первых занятиях идите со щенком медленно, осторожно. Сначала движения по лестнице, особенно вниз, щенок будет бояться. Помогите ему с помощью шлейки с поводком и заинтересуйте его. Поддерживайте щенка слегка натянутым левой рукой поводком и, держа перед щенком в правой руке лакомство, по мере продвижения отодвигая его так, чтобы щенок его видел, но не мог достать. Это заставит щенка двигаться по лестнице. Как только щенок преодолеет несколько ступенек, остановитесь, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством и затем возобновите движение. После подъема или спуска с лестницы поощрите щенка восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Затем сделайте небольшой перерыв и повторите упражнение. На первых порах ведите щенка по лестнице рядам с собой слева или за собой, а затем позволяйте ему двигаться впереди вас. По мере выработки первоначальных навыков переходите на преодоление щенком лестниц большей протяженности и с более высокими ступеньками. Вместо шлейки используйте ошейник. Когда щенок начнет уверенно двигаться по лестнице на поводке, можно пускать его на лестницу командой «Вперед!» без поводка. Приучая щенка к преодолению других препятствий, сначала отрабатывайте эти упражнения с опорой щенка на препятствия, а затем - безопорным прыжком. Начинайте с невысоких препятствий. Во время прогулки подведите щенка на поводке к бревну диаметром 12-15 см, лежащему на земле, подайте команду «Вперед!» и, перешагивая через бревно, увлеките щенка за собой, позволяя ему опереться на бревно лапами . Как только щенок перепрыгнет через бревно, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2—3 раза. В дальнейшем поощрение лакомством сокращайте. Постепенно увеличивайте высоту препятствий, но не злоупотребляйте этим. Можно приучить щенка преодолевать препятствия опорным прыжком с помощью игрушек. Поставьте щенка без поводка возле своей левой ноги перед препятствием, покажите щенку в правой руке игрушку, подайте команду «Вперед!» и бросьте игрушку через препятствие. Вслед за перепрыгнувшим щенком перейдите через препятствие и поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза. Приучение щенка к безопорному прыжку через препятствие производится следующим образом. Положите тонкую деревянную рейку на два деревянных чурбака на высоте 12-15 см от земли и во время прогулки по команде «Барьер!», перепрыгивая через рейку, увлеките за собой щенка так, чтобы он, перепрыгивая препятствие, не опирался на него лапами (рис. 34). Щенка, преодолевшего препятствие, поощрите восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза. В дальнейшем лакомство давайте все реже. Сначала приучайте щенка преодолевать препятствия на поводке, а затем без поводка. Постепенно увеличивайте высоту препятствий, не забывая о возрасте вашего питомца. Преодолевая непосильные по высоте препятствия, щенок может нанести себе травму и долго будет бояться подходить к ним. Рекомендуемая высота препятствия для щенка 4-месячного возраста -25 см; 5-месячного - 30 см. Одновременно приступайте к прыжкам через канавы и другие горизонтальные препятствия. Ширина их должна быть на 10 см больше высоты вертикальных препятствий. Методика приучения к прыжкам через канавы и другие горизонтальные препятствия такая же, как и к безопор-ным прыжкам через вертикальные препятствия, с той лишь разницей, что подается команда «Вперед!», а не «Барьер!». Приучение щенка ходить по команде «Вперед!» по бревнам и облегченным (низкорасположенным) бумам начинается с 3,5-4-месячного возраста. Поставьте щенка слева от себя в конце толстого квадратного расположенного на земле бревна, подайте команду «Вперед!» и, поддерживая щенка правой рукой за верхнюю часть шлейки, а левой - под живот, проведите щенка по бревну, повторив команду «Вперед!» 2-3 раза. После того как щенок пройдет по бревну и спрыгнет с него, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза. Когда щенок станет уверенно ходить по квадратному бревну с вашей помощью, начинайте приучать его делать это по команде «Вперед!» самостоятельно. Затем переходите к приучению щенка ходить по круглым бревнам. Не допускайте, чтобы щенок спрыгивал с бревна преждевременно, не преодолев его до конца. Когда щенок привыкнет ходить по бревну в шлейке, приучайте его ходить в ошейнике сначала без поводка, а затем с поводком (рис. 35). Научив щенка уверенно, безбоязненно ходить по лежащим на земле бревнам, приучайте его ходить по облегченным (низкорасположенным) бумам. Подведите щенка слева от себя на коротком поводке с ошейником к буму. Возьмите поводок вблизи от ошейника в правую руку, подайте команду «Вперед!» и, периодически натягивая поводок вперед от щенка и поддерживая щенка под живот левой рукой, побудите его зайти на бум и преодолеть его , повторив команду «Вперед!» 2-3 раза. Когда щенок, пройдя по буму, сойдет с него, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Через 4—5 минут упражнение повторите. Если щенка завести на бум таким образом не удастся, можно прибегнуть к помощи лакомства. Подведите щенка без поводка к буму, возьмите в правую руку лакомство, поднесите его к морде щенка и, подав команду «Вперед!», отводите лакомство от него так, чтобы, стремясь схватить его, щенок был вынужден зайти на бум и двигаться по нему. Чтобы щенок с бума не упал, поддерживайте его левой рукой под живот и во время движения повторите команду «Вперед!» 2— 3 раза. Когда щенок пройдет бум и спустится с него, отдайте ему лакомство и поощрите восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. Через 4-5 минут упражнение повторите. Следите за тем, чтобы щенок с бума не спрыгнул и не упал. В противном случае, испытав боль, он надолго испугается препятствия. Когда щенок станет по команде «Вперед!» уверенно, без проявления боязни заходить на бум и преодолевать его, необходимость в побуждении его к этому натяжением поводка и поддержанием под живот отпадет. Однако внимательное наблюдение за щенком не прекращайте и при первом затруднении приходите на помощь. Не забывайте поощрять щенка сразу же, как только он спустится с бума. Постепенно поощрение лакомством сокращайте, ограничиваясь восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. Приучать щенка к движению в населенных пунктахсначала нужно на шлейке, а затем на ошейнике с использованием короткого поводка. Первые занятия проводятся в спокойных, малолюдных местах, а затем переходят в более многолюдные и загруженные транспортными средствами. Основная задача упражнений - приучить щенка спокойно относиться к встречаемым на пути движения раздражителям, в том числе и сильным, не отвлекаться на них, не выбегать на проезжую часть дорог, а все время двигаться или стоять у левой ноги хозяина. Перед началом движения поставьте щенка у своей левой ноги, левой рукой возьмите поводок в 30—35 см от шлейки или ошейника, а правой — в середине остальной части поводка, предварительно надев петлю поводка выше кисти. Можно так же, надев петлю поводка выше кисти правой руки, остальную часть поводка держать в правой руке, собрав его в гармошку так, чтобы поводок, находящийся между правой и левой рукой, немного провисал и не мешал движению правой руки во время ходьбы. Движение со щенком в населенном пункте начинается по команде «Рядом!» и выполняется по методике и правилам, изложенным в разделе «Приучение щенка к движению рядом с хозяином». В городских условиях щенок приучается ходить вдоль улицы только по тротуарам. Как только он попытается сойти с тротуара на проезжую часть дороги, подавайте команду «Рядом!» и натяжением поводка возвращайте его к своей левой ноге, не прекращая движения. Переход со щенком улиц и площадей производится только в установленных местах. Перед началом перехода подавайте команду «Рядом!» Постепенно щенок привыкнет к правилам перехода улиц и площадей и станет внимательно наблюдать за движением автомашин и других транспортных средств и перестанет выбегать на проезжую часть улицы, когда по ней движется автотранспорт. Все попытки щенка наброситься на других животных, людей и транспортные средства пресекайте запрещающей командой «Фу!», а если это не подействует, то и легким рывком поводка. Приучение щенка к перевозке в транспортных средствах начинают с перевозки их в корзинах, хозяйственных сумках и др. Это не потребует от вас больших хлопот. Важно только, чтобы щенок был обеспечен достаточным притоком воздуха и не мог вывалиться и упасть. Если ваш питомец проявляет беспокойство, отвлеките его лакомством и успокойте поглаживанием. Приучать щенка к перевозке рядом с хозяином без использования корзин, хозяйственных сумок и др. можно лишь после того, как он приучен к шлейке, ошейнику, поводку, наморднику, выполнению команд «Ко мне!», «Рядом!», «Сидеть!», «Лежать!», преодолению лестниц и других невысоких преград. Щенок также должен быть приучен спокойно относиться к посторонним людям и транспортным средствам. Щенка заводят в автобус, троллейбус, трамвай (там, где это разрешено местными органами власти) на коротком поводке и в наморднике по команде «Вперед!» (рис. 39). В случае необходимости, которая чаще всего возникает в начале приучения к перевозкам, щенка подсаживают. При автобусах, трамваях и троллейбусах посадка производится на переднюю площадку второго вагона. При посадке в первый вагон имеется опасность попадания щенка под второй вагон. В автобусе, троллейбусе и трамвае щенок перевозится сидя или лежа возле левой ноги хозяина или перед ним. При этом рекомендуется удерживать его, за шлейку, ошейник или поводок. Перевозя взрослого щенка в автомашине, не забудьте взять для него подстилку. Маленькие щенки в автомашинах чаще всего перевозятся в корзинах, хозяйственных сумках и др. Вырабатывать у щенка выдержку начинают с 4-месячного возраста. Выдержка способствует послушанию, дисциплинированности щенка, более успешному усвоению им основ правильного воспитания и начальной дрессировки. Выдержка требует затормаживания у щенка инстинктов, и дается она ему нелегко. Поэтому нельзя форсировать выработку выдержки, предъявлять к щенку непосильные требования. Наиболее доступна и эффективна выработка выдержки в период кормления щенка. Подведите щенка к кормушке с кормом и удерживайте его поводком в течение 4—5 секунд, после чего по команде «Кушай!» пускайте к кормушке. Постепенно увеличивайте выдержку, доводя ее к 6-месячному возрасту щенка до 8-10 секунд. Когда будут выработаны и закреплены первоначальные навыки выдержки, щенка можно будет подзывать к кормушке без поводка. Вырабатывать выдержку можно и во время приучения щенка к выполнению команд «Гуляй!», «Апорт!», «Вперед!», «Сидеть!», «Стоять!», когда на эти команды выработаны уже достаточно выраженные и устойчивые навыки. Например, посадите щенка на поводке возле своей левой ноги, помахайте перед его глазами игрушкой в правой руке и, бросив игрушку на 5-6 шагов, удерживайте щенка поводком. Через 4-5 секунд подайте команду «Апорт!» и пошлите щенка за игрушкой, поступая затем, как при апортировке. Через 5-6 минут упражнение повторите. Постепенно время выдержки увеличивайте, доводя его к 6-месячному возрасту щенка до 8-10 секунд. Выдержка у щенка должна также вырабатываться по отношению к специалистам, производящим осмотр на выводках молодняка и других комиссионных осмотрах (осмотр зубов и др.). Щенок должен быть приучен вести себя во время осмотра спокойно. Для этого нужно заранее, до выводки, провести 2-3 тренировочных занятия, имитирующих комиссионный осмотр щенка. В качестве помощников «экспертов» пригласите знакомых опытных собаководов. РЕКОМЕНДУЮ ПОСМОТРЕТЬ:
taksarammy.ru
Как кормить щенка в возрасте от 1,5 до 3 месяцев
Если у вас появился домашний питомец, то стоит проследить, чтобы щенок получил правильное питание, особенно это важно в раннем возрасте. Ведь именно в этот момент у него формируется скелет и мышечная масса. Правильное питание — это залог здоровья собаки.
В качестве вступления
Во время активного роста щенка питанию необходимо уделить особое внимание
Если вы купили щенка, то у вас сразу возникнет вопрос: как кормить щенка, чем и сколько раз.
Сразу скажем, что в первые дни необходимо кормить тем же питанием, что и заводчик. При продаже он должен вам дать соответствующую инструкцию.
Для собаки и так будет стрессовая ситуация в результате расставания с материю и своим новорожденным семейством, поэтому не стоит нагружать его еще и сменой питания.
В первые месяцы тело стремительно растет и ему требуется большое количество «строительных материалов», таких как:
Белки.
Жиры.
Витамины.
Углеводы.
Фосфор.
Кальций.
И другие микроэлементы.
Важно! Особенно в это время питанию стоит уделить особое внимание. За первый года вес щенка увеличивается (в зависимости от породы) с 300 гр., до 30-40 килограмм.
Чем кормить щенка и периодичность кормления
Первый вопрос, который у вас возникнет — сколько раз кормить щенка? В возрасте от 1,5 до 3-х месяцев его необходимо кормить 5 раз в день.
Рассмотрим время кормления и рацион:
Первое кормление в 7 утра
Для утреннего рациона щенку необходимо при готовить кальцинированный творог из свежего молока, для этого берется 0,5 литра молока, добавляется в него 10% хлористый кальций в размере 1 столовой ложки и 2 столовых ложки 5% состава. Если у вас его нет, то можно заменить его лактатом или глюконатом кальция, растерев его предварительно в порошок, в количестве 5 таблеток. Далее засыпать порошок в горячее молоко. После необходимо нагреть молоко и помешивать, не доводя его до кипения. Таким образом у вас получится творог, который нужно отделить шумовкой от сыворотки.
В полученную творожную массу можно добавлять 0,5 чайной ложки меда и примерно 3 раза в неделю перепелиное яйцо, каждый день не следует (оно весьма богато большим количеством микроэлементов). Если у вас нет времени делать творог самостоятельно, можно заменить его свежим, 9 процентным, разбавив кефиром до получения мягкой консистенции. Даем полученную массу щенку и засекаем примерно 15 минут, все что осталось недоеденным, необходимо убрать в холодильник, даже если у него пропал интерес к еде и он ее не доел — бегать за ним не надо.
Второе кормление в 11.00 часов
На второй завтрак даем ему мясо с овощами. Для этого необходимо сырое мясо, берем нежирную баранину или говядину, режем кусочками и обдаем кипятком. Далее сырую тертую морковку смешиваем со сливочным маслом или небольшим количеством сметаны, они выступают в качестве катализатора: каротин, содержащийся в морковке жирорастворимый витамин, поэтому сметана или масло помогают его усвоить. Смешиваем полученную смесь с мясом — завтрак готов.
Третий прием пищи в 16.00
Чем кормить щенка после обеда — даем ему рыбные фрикадельки. Для приготовления нам понадобится мясорубка, рыбу вместе с костями мы пропускаете через нее. После добавляются пшеничные отруби и вареный рис. К этому можно еще добавить тертую тыкву или морковку, после чего скатать шариками и опустить в кипящую воду. Длительность варки — примерно пару минут. Для приготовления нужна морская рыба — путассу, треска, минтай и им подобные.
Четвертое кормление в 21.00
Вечером даем цыпленка с рисом. Варим отдельно мясо цыпленка и рис, по готовности смешиваем их между собой в пропорции 1 :1. Добавляем небольшое количество сливочного масла и разбавляем бульоном, чтобы получился густой суп. В ходе приготовления цыпленка добавьте овощи — корень петрушки, морковку, капусту — перед добавлением в суп мелко порежьте. Посолить, чуть меньше, нежели себе.
Последнее кормление в 23.00
На ночь дайте кефир.
Чем кормить щенка дополнительно
Помимо выше перечисленного ассортимента питания ему необходимо ежедневно давать 1 таблетку пивных дрожжей на 5 килограмм веса, еще можно 1 чайную ложку сухой морской капусты.
В период роста зубов и укрепления челюсти им неплохо давать погрызть «сахарные» говяжьи кости крупного размера, не дающих острых осколков.
В качестве дополнительного источника кальция – сырые куриные шейки, из таких костей он хорошо усваивается. В период роста, кормление щенка в 1 – 3 месяца должно иметь разнообразие, давайте ему дополнительно не менее 1 раза в неделю субпродукты – почки, печень, сырой говяжий рубец.
В пищу можно добавлять тривитамин в количестве нескольких капель, но не старайтесь давать витамины в большом количестве, так как их излишек также вреден, авитаминоз вряд ли возникнет при полноценном сбалансированным питании.
Не стоит давать щенку различные «добавки» и «подкормки», если его питание полноценное, то они ему не нужны, только если их не назначил врач в результате обнаруженных отклонений. Также не следует давать ему для профилактики какие-либо новомодные добавки, потому как они могут привести к обратному эффекту. Так, при избытке кальция в организме может быть замедлен рост костей. Поэтому, упор делайте не на добавки, а на здоровое, полноценное и разнообразное питание в его детском возрасте.
Растущему щенку, в особенности крупных пород, будет крайне полезно употребление в пищу холодца из говяжьих голов. Для этого необходимо сварить говяжьи головы в скороварке, а после отделить от костей мясо. После мясо раскладывается по формочкам, заливается бульоном и охлаждается. Содержание желатина в блюде будет оказывать плодотворное влияние на связки вашего питомца. Можно немного добавить желатина, смешав его с водой, но предварительно его необходимо замочить в воде.
Также растущему питомцу, крупным породам особенно, необходимы хрящи осетровых рыб в сыром виде. Они очень хорошо усваиваются и содержат в себе кальций, фосфор и витамин D. Также любимцы не откажутся от фруктов — груш и яблок; сухофруктов – чернослива, кураги, сушеных груш и яблок; овощей – тыквы, морковки, капусты и можно давать немного свеклы. Не повредит рациону и очень жирный сыр, но в день не больше 20 грамм.
Сколько граммов рациона питания необходим питомцу
В период роста щенка питание должно быть разнообразным и для него лучше недокорм, чем перекорм
Теперь определимся сколько ему давать еды в граммах, чтобы не перекормить. В растущем возрасте щенку необходимо примерно 40 гр. белка, в расчете на каждый килограмм его собственного веса.
Получается, что если у вас питомец весит 5 килограмм, то его рацион должен весить около 200 гр. Мяса или же 300 гр. рыбы. К этому можно добавить немного круп, фруктов и овощей. В обязательном порядке натуральный йогурт или кефир и творог.
Однако, перекорм – это не хорошо, потому как у собаки может произойти несварение желудка, если она не сможет переварить всю пищу, которую вы ей дали.
Для нее лучше недокорм, чем перекорм. Для того, чтобы определить правильное кормление, достаточно посмотреть на его стул – он должен иметь не резкий запах и коричневатого цвета, не твердый и не жидкий. Живот не должен быть раздут и выглядеть, как барабан, а шерсть – блестеть. Кожа эластичная и чистая, а под ней небольшая прослойка жира.
Бывает такое, что щенок может без всякое на то причины отказаться от еды, в этом нет ничего криминального, можно пропустить одну кормежку. Все виды пищи давать в течение дня не обязательно, можно чередовать – один день рыбу, другой – курицу и третий – мясной рацион.
Самое главное, чтобы питание было разнообразным, потому как разная пища содержит в себе своим минералы и микроэлементы, необходимые для роста организма. Гречку можно давать вместо риса или их чередовать. Иногда на гарнир можно давать питомцу овсяных хлопьев, залив их кипящим бульоном, варки не требуется.
Что не нужно давать щенку
Помимо полезных продуктов, есть и те, которые давать не следует, к ним относятся: копченая рыба или курица, жареное жирное мясо, любые виды колбас и сосиски. Острую пищу и содержащую пряные приправы, а также маринованное, мучное, соленое, сладкое и другие продукты для людей. Лучше, если пища будет сырой и здоровой. Исключение составляют крупы, которые необходимо хорошо проваривать.
Важно! Обращаем ваше внимание, что предложенный рацион подходит для здоровых щенков, если есть проблемы с пищеварением или внутренними органами необходимо соблюдать специальную диету по назначению врача.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
zooathome.ru
В каком возрасте лучше всего взять щенка? Если щенку три месяца, не много ли это?
В каком возрасте лучше покупать щенка? Этот вопрос волнует многих людей, особенно новичков, решивших завести свою первую собаку. Человек определился с выбором породы, полом щенка, но теперь перед вами встает еще одна дилемма — взять 1,5 месячного щенка или уже подрощенную собаку? Вопреки широко распространенному мнению, взрослые бигли прекрасно привыкают к новому дому. Если вам не под силу вырастить щенка, не задумываясь, покупайте взрослую собаку, особенно в том случае, когда большую часть времени проводите на работе, остро нуждаетесь в напарнике для прогулок и просто надежном друге. Вы вполне можете разыскать подрощенную или взрослую собаку в питомнике своего заводчика. Наиболее ответственные заводчики требуют от покупателей, чтобы те, если вдруг собака (или щенок) окажется им в тягость (при разводе, в случае смерти основного владельца, при его переезде и т. д. и т. п.) , вернули ее назад. Хотя ухаживать за взрослым биглем значительно проще, чем выращивать щенка, вам не следует забывать, что и он вошел гостем в ваш дом, где все для него чужое и непривычное и на адаптацию и привыкание ему понадобится некоторое время. Надо сказать, что бигли, в отличие от многих пород обладают толерантной психикой, особенно те, кто рос в благоприятной психологической обстановке вместе с родителями, братьями и сестрами. Поэтому подрощенные щенки быстрее адаптируются в новых условиях и безболезненно привыкают к своим хозяевам. Для того, чтобы определиться, будущим владельцам нужно знать некоторые нюансы в развитии собаки.
В жизни каждой собаки есть, так называемые, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ этапы развития. Существует целый ряд классификаций этих этапов, несколько отличающихся друг от друга. В данной статье, предлагается вариант, наиболее соответствующий охотничьим породам . Первые два этапа НЕОНАТАЛЬНЫЙ (первые три недели жизни) и ПЕРЕХОДНЫЙ (четвертая неделя) протекают одинаково у всех пород. В первый месяц - период младенчества, у щенков активно растет головной мозг, совершенствуются безусловно-рефлекторные реакции, внешние анализаторы (появляется слух, зрение) , формируются вкусовые пристрастия (к концу первого месяца жизни у малышей появляется интерес к мясу и другой твердой пище) . !!!Отрывать щенка от матери в возрасте до месяца НЕЛЬЗЯ !!!Это грозит, в первую очередь, значительной задержкой ФИЗИЧЕСКОГО развития собаки (в том числе и ряда психомоторных функций) и серьезными нарушениями иммунитета в дальнейшем.. . Период ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ (от 1 до 2.5 мес) Продолжается активный рост головного мозга и дальнейшее формирование ЦНС (центральной нервной системы) . Именно в этот период скорость образования условных рефлексов чрезвычайно высока. И, что особенно важно, порой, даже однократного негативного воздействия на щенка достаточно, чтобы "искорежить" его психику на всю оставшуюся жизнь... .Начиная с 45 дня, РКФ разрешает проводить "регистрацию помета" (щенки клеймятся, кинолог клуба (питомника) осматривает малышей на предмет выявления племенного брака, составляет соответствующий АКТ и выдает первичные племенные документы - "щенячьи карточки") После чего, заводчик вправе выставить щенков на продажу, не опасаясь санкций со стороны Российской Кинологической Федерации. !!!Однако приобретать едва "отактированных" малышей даже в качестве домашних любимцев не рекомендуется, т. к. в 1.5 месяца щенок ещё слишком мал, чтобы покидать мать! Основным возражением служит то, что иммунитет щенков в этом возрасте слишком слаб. Он во многом зависит от качества выращивания и иммунитета матери, проверить который вы не сможете.. . А неминуемый стресс от переезда в новый дом, ведет к ещё большему его снижению. В результате, от инфекционных заболеваний, в среднем, гибнет 5-7% щенков, проданных в возрасте полутора-двух месяцев. В пометах реализованных через "птичьи рынки" эта цифра гораздо выше (до 50%). Возможно, кто-то возразит, что каждый пятнадцатый щенок - не такой уж большой риск....
Перед тем как взять на воспитание щенка, вы должны четко определять, для чего именно вы заводите четвероногого друга. Для охоты, службы, разведения, участий на выставках или просто в качестве домашнего питомца и члена семьи. В зависимости от этого и будет складываться дальнейшее воспитание собаки, и избираться тактика дрессировки.
Для построения оптимального взаимодействия с животным, необходимо знать специфику характера и психики той или иной породы.
Детство или от нуля до 3 месяцев
Щенки рождаются беспомощными, слепыми и глухими. В этот период они полностью зависимы от матери.
В первые 4 -5 дней жизни у малышей развиты лишь самые простые рефлексы: холод, боль, голод. Роль матери в жизни новорожденных велика. Она кормит, вылизывает и согревает детенышей в этот период.
Если у суки по каким-то причинам отсутствует молоко, и щенки находятся на искусственном вскармливании, то после каждого кормления им необходимо производить лёгкий массаж живота для стимуляции перистальтики (моторика пищевода, стимулирующая продвижение пищи в кишечнике). В противном случае у крохи может отмечаться вздутие, колики и отсутствие стула.
В возрасте 1-2 недели у щенков начинают открываться глаза, и развиваться слух. Формируются органы чувств. Также отмечаются задатки поведения взрослых особей: зевание, чесание, попытки стоять, сворачивание в клубок во сне. В этот же период малыши начинают контактировать друг с другом.
С двух – трехнедельного возраста у маленьких питомцев возрастает двигательная активность вкупе с любознательностью. Они уже могут свободно передвигаться и играть друг с другом.
Когда щенку исполняется месяц, у него начинают прорезываться зубки. С этого момента можно переводить детенышей на обычную пищу. Можно давать малышам каши на молоке, мясной фарш, творог, измельченное вареное яйцо и другую негрубую еду. Начинать следует с 15 граммовой суточной нормы, постепенно увеличивая до 100 грамм в день.
Когда можно брать щенка?
Обычно, щенков отдают новым владельцам в возрасте 1, 5 месяцев. Именно в этот период малыши уже могут обходиться без матери и грудного молока, и являются достаточно взрослыми для дальнейшего воспитания в семье. Хотя многие заводчики предпочитают передавать малышей после проведения 2-ой вакцинации.
Этап первичной адаптации маленьких питомцев обычно длится с 18-го до 35-го дня жизни крохи. Именно в этот период пластичная психика щенка наиболее восприимчива к освоению на новом месте и к новым владельцам.
В этом возрасте закрепляется прочная связь между четвероногим другом и хозяином. До трёх месяцев проходит активный период адаптации подросшего собачонка к внешней жизни.
До начала смены зубов у щенка необходимо сделать первую вакцинацию от опасных инфекционных заболеваний. Предварительно необходимо провести малышу глистогонку.
Для этого можно использовать такие препараты как:
Празицид (суспензия).
Дронтал Джуниор.
Каниквантел (с расчетом 1 таблетка на каждые 10 кг веса).
Альбен С (из расчета 1 таблетка на 5 кг веса).
Ревакцинация проводится через 3 недели строжайшего карантина. Выполненные процедуры отмечаются в индивидуальном ветеринарном паспорте животного.
Общение щенка с другими животными
К сожалению, многие владельцы считают, что щенков следует изолировать от других, более старших особей. Но это мнение ошибочно.
С раннего возраста собачки усваивают основные навыки поведения в окружающей среде, и в общении с другими представителями семейства лающих. Если оставить малыша без общения с сородичами в ранней юности, он рискует стать пугливым, нервозным и совершенно неконтактным псом.
В дальнейшем это может стать серьезной проблемой, как для владельцев, так и для самого животного. Собаки – это самые преданные существа и лишь в ваших силах воспитать себе достойного товарища. Удачи и терпения!