С 1922 года Джакометти жил и работал в Париже, где подружился Андре Бретоном, Луи Арагоном, Пабло Пикассо, Хуаном Миро, Максом Эрнстом и другими. На протяжении трёх лет он учился в студии Эмиля Бурделя – воспитанника Огюста Родена. Во Франции он заинтересовался проблемой соотношения в скульптуре массы и пространства, которую пытался решить, создавая так называемые "скульптуры в клетке".
Ранние работы Джакометти выполнены в реалистичной манере, однако позже он переключился на конструкции наподобие объёмных коллажей, а также испытал влияние сюрреализма и кубизма. На протяжении нескольких лет он изучал искусство Древней Греции, Африки, Океании и древней Америки, что впоследствии подтолкнуло его к созданию знаменитых на весь мир тонких фигур, выражающих характерное для французского авангарда чувство изолированности личности. В 1927 году работы скульптора были представлены в Салоне Тюильри, а пять лет спустя состоялась его первая персональная выставка. С началом оккупации Франции Джакометти отправился в Женеву и вынужден был оставаться в Швейцарии до конца войны.
В 1945 Джакометти вернулся в Париж и активно включился в художественную жизнь французской столицы. Участие в групповых выставках, персональные ретроспективы, а также дружба с Жаном Полем Сартром и Жаном Жене, которые посвятили его творчеству несколько статей, принесли скульптору широкую известность в Европе. В послевоенный период сложился устойчивый стиль мастера, определивший его место в искусстве XX века, - в сильно вытянутых фигурах, буквально разрезающих собой пространство, Джакометти нашёл точное решение проблемы дематериализации объекта со смещением акцента на пустоту. Ближе к концу жизни Джакометти отдавал предпочтение живописи.
"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку самых известных произведений одного из главных скульпторов XX века.
"Композиция (Мужчина и женщина)" (1927)
Многие кубистические композиции Джакометти выстроены вокруг ребристых форм, будто спаянных из параллельных планок. Данная скульптура вызывает ассоциации не то с деталями промышленных конструкций неизвестного назначения, не то с музыкальными инструментами. Округлые (женские) формы находятся в состоянии непрерывного взаимодействия с прямоугольниками, символизирующими мужское начало – вместе они образовывают нечто вроде вечного двигателя.
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Подвешенный шар" (1931)
В этой знаменитой сюрреалистической конструкции сферический объём с выемкой, раскачиваясь на нити, касается серповидной формы, вызывая острые осязательные ощущения у зрителей. Довольно агрессивная работа, исполненная чистого эротизма, произвела сильное впечатление на Андре Бретона и Сальвадора Дали.
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Невидимый объект" (1934)
В 1934 Джакометти порвал с кружком сюрреалистов, обратившись к изобразительной традиции. В этом году им было создано одно из этапных произведений, в котором он круто поменял направление поисков, сохранив при этом тему "незримых" образов. Сильно вытянутая по вертикали бронзовая фигура девочки вписана в узкую раму, закреплённую на низком пьедестале на колесиках. Её неустойчивое равновесие парадоксальным образом поддерживается накренившимся сиденьем и "падающей" планкой у ног, а руки зависают в воздухе, словно нащупывая отсутствующий предмет.
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Рука" (1947)
"Как-то я смотрел на портфель, лежащий на стуле в комнате. Мне и впрямь показалось, что этот предмет не только одинок, но обладает неким весом, или скорее отсутствием веса, что мешает ему воздействовать на другой предмет. Портфель был одинок настолько, что у меня сложилось впечатление, что, если поднять стул, портфель останется на своем месте. У него были собственный вес, собственное место и даже собственная тишина". Так скульптор начал работать над "невесомыми" объектами, которые «растворялись» бы в пространстве. Одним из самых ярких произведений, которые мастер выполнил в ходе своих изысканий, стала поразительно тонкая, измождённая, тающая в пространстве рука - результат рефлексии Джакометти на тему ужасов Второй мировой войны.
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Человеческая голова на пьедестале" (1949-1951)
В 1921 году, во время путешествия по Тиролю, Джакометти стал свидетелем внезапной смерти своего случайного спутника. "Человеческая голова на пьедестале (или на стержне)" - запрокинутая, посылающая немой крик в пустоту, стала воплощением мучительного воспоминания скульптора об этом эпизоде.
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Собака" (1951)
Худую, нервную, готовую сорваться с места собаку, Джакометти создал в первые годы жизни в Париже, но в бронзе отлил её лишь в 1951 году. Прессе и друзьям он говорил, что эта работа – его автопортрет. Позже им была создана такая же кошка.
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Шагающий человек I" (1960)
"Когда я… видел людей, проходящих по улице, я представлял их узкими вытянутыми фигурами, которые я находил удивительными, но для меня было невозможным представить их в натуральную величину. На расстоянии они становятся не более чем призраками. Если тот же человек подходит ближе, это уже другой человек. И если он подходит слишком близко… я уже не могу видеть его по-настоящему", - рассказывал Джакометти о своих "призрачных" фигурах.
"Человек…человеческая особь…свободная личность…Я… палач и жертва одновременно… одновременно охотник и добыча… Человек - и одинокий человек - утративший связь - в полуразрушенном страдальческом мире - кто ищет себя - начиная с нуля. Изнурённый, измученный, худой, голый. Бесцельно блуждающий в толпе. Человек, беспокоящийся о человеке, терпящем террор от человека. Самоутверждающийся в последнее время в иератической позиции высочайшей элегантности. Пафос предельного изнемождения, личность, утратившая связь. Человек у столба своих противоречий больше уже не жертвующий собой. Сгоревший. Ты прав, дорогой друг. Человек на мостовой как расплавленное железо; он не может поднять своих тяжелых ног. Начиная с греческой скульптуры, с Лорана и Майоля человек горел на костре! Это несомненная правда, что после Ницше и Бодлера ускорилось разрушение ценностей…Они рыли вокруг него, его ценностей, влезали под кожу и всё ради того, чтобы накормить огонь? Человек не только ничего не имеет, он не является ничем большим чем его Я", - так описывал суть скульптуры писатель Франсис Понж в статье "Размышления о статуях, цифрах и картинах Альберто Джакометти" (1951).
В феврале 2010 года одна из самых узнаваемых скульптур XX века была продана на аукционе Sotheby's за рекордную сумму в 103,9 миллиона долларов.
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Вечный идол: 15 шедевров Огюста Родена
Авангард в действии: 3 главные творческие стихии Ман Рэя
vm.ru
Он был редкой фигурой: среди самых авангардных художников Парижа он занимался искусством без заумных и оглушительных лозунгов, без эпатажа и деклараций. Его называют одним из величайших скульпторов XX века, а Альберто Джакометти трудился, не замечая времени, забывая о сне и пище. Он любил повторять, что только в начале пути к пониманию своей модели, что у него нет ни одной готовой работы…
Он был почти ровесником XX века и родился в 1901 году в городке Стампе, в италоговорящей части Швейцарии. Альберто Джакометти был сыном известного художника-постимпрессиониста и с детства рос в атмосфере интереса к изобразительному искусству, причем интереса, свободного от рамок приверженности к определенному течению или стилю. Это чувство художник пронес через всю жизнь.
Но вначале он копирует живописные произведения отца и работает в его манере и в стиле фовизма. В скульптуре же он начал с работы в академической манере. После обучения в классе скульптуры женевской школы изящных искусств он совершает путешествие по Италии, а потом переезжает во Францию. Альберто Джакометти, биография которого началась в Швейцарии, почти всю жизнь проработал в мастерской на Монпарнасе в Париже, уезжая лишь на летнее время к родным.
С 1922 года он начинает обучение у скульптора Эмиля-Антуана Бурделя (1861-1929), ученика великого Родена и с перерывами занимается у него в течение 5 лет. С 1925 года рисунок и живопись становятся для Альберто Джакометти вспомогательными жанрами, а главной художественной специальностью для него отныне будет ваяние.
Париж первых десятилетий XX века – центр художественной жизни мира. В общении молодых лидеров новых течений изобразительного искусства, литературы, философии происходило оттачивание новых стилей и идей, их взаимодействие и взаимовлияние. Не смог избежать этого и Альберто Джакометти. Скульптуры того времени несут явные следы формалистических изысканий Константина Бранкузи (1876-1957) и, конечно, кубистов. Таков, например, «Торс» (1925).
В поисках неискаженной сути изображаемого авангардисты парижской школы обращали внимание на искусство народов, не испорченных цивилизацией. Выставки ритуальных масок и тотемных идолов из Африки, Океании и Южной Америки, шедевры археологических находок древнеегипетской эпохи – всё это изучалось с неизменным интересом. Пикассо, Матисс, Модильяни – художники самых разных направлений использовали подобные мотивы в живописи и скульптуре.
«Пара», «Женщина-ложка» (1926) – одни из самых выразительных вещей того периода у Альберто Джакометти. Соединение тотемного радикального упрощения формы, выражение мужского и женского начала в виде символов, силуэтов здесь предельно концентрируется. Эти находки художник будет использовать и в дальнейшем, но однозначно фронтальное расположение (как у этих скульптур) встречается у Джакометти редко.
Никогда не запирая себя в каком-то однозначном стиле, он легко менял манеру, особенно на начальном этапе. Альберто Джакометти, биография которого – постоянный и напряженный труд, в конце концов выработал свой особенный, уникальный и узнаваемый тип скульптурных изображений – удлиненные, хрупкие, с пульсирующей поверхностью фигуры, завораживающие пространство вокруг себя.
А вначале были упрощенные до минимализма пластины, в которых признаки моделей были некардинальными изменениями рельефа: «Голова» (1931), «Ласка» (1932). Был период, когда его считали своим несомненным приверженцем сюрреалисты. «Женщина с перерезанным горлом» (1932): удивительно сильное впечатление насилия достигается препарированием объема на плоскости, когда отдельные биоморфные элементы кажутся растерзанным телом, перенесшим чудовищные метаморфозы. «Сюрреалистический стол» (1933) – мебельный элемент – композиция самодостаточных по смыслу элементов, объединенных для создания новой истории.
Знаменитый «Подвешенный шар» (1931) – удивительная материализация ощущений, индивидуальных для каждого зрителя: одному грезятся эротические переживания, а другой чувствует болезненный разрез.
Но и сюрреалистический период стал проходящим. Исследование многообразия жизни, проходящей вокруг в данный момент времени, и человек в этом времени стали для художника главной темой.
Швейцария – нейтральная страна, но оставаться в стороне от мировой военной трагедии не удавалось никому. Дни всё так же были заполнены трудом, но масштабных и значительных работ было создано немного. Не случайно живопись и рисунок снова стали занимать больше места в творчестве Альберто Джакометти. Скульптуры буквально уменьшились – человеческие фигурки умещались в спичечный коробок. Изучая взаимодействие объёма и пространства, времени и массы, художник экспериментирует с размерами.
Эти исследования легли в основу работ, принесших мастеру всемирное признание сразу после войны. Так, самая дорогая скульптура Альберто Джакометти «Указующий человек» была создана в 1947 году. Отлитая в бронзе, высотой 180 см, эта работа мастера была продана весной 2015 года на аукционе Christie`s за 141,285 млн долларов.
Главное место на выставках 1948 года в Нью-Йорке и 1950 года в Париже было отведено скульптуре, выражавшей хрупкость и беззащитность человека в мире насилия, неспособность противостоять неумолимому течению времени. Вместе с удивительными рисунками и живописными полотнами Альберто Джакометти скульптуры составляли экспозиции, которые неизменно пользовались громадным успехом.
Бюсты и фигуры, которые он безостановочно лепил со своих постоянных моделей – брата Диего и жены Аннет - не обладают сиюминутной вещественностью и реальным объемом, они кажутся выключенными из пространства, наделены смыслом, для которого неважно настоящее мгновение.
Сохраняя визуальное выражение энергии автора в виде пузырящейся фактуры, созданной неисчислимыми касаниями пальцев скульптора, они завораживают силой, похожей на энергию натянутого лука. Это почти дословно символизирует тот же «Указующий человек» Альберто Джакометти. Фото этой скульптуры с определенного ракурса – это лучник, который через секунду выпустит неумолимую стрелу.
Рисунки и живопись Джакометти – это не подготовительный этап для будущих объемных работ, хотя в них и чувствуется взгляд скульптора. Портрет или фигура моделируются множеством контуров. Особенно характерно для Джакометти использование двух контрастных по цвету линий. Рисунок выглядит как сложная сетчатая структура, обладающая почти трехмерным эффектом, при этом каждая линия точна и уместна.
Живописные произведения Джакометти и его скульптуры роднит не только умелое использование объема, не только характерное удлинение изображенных фигур и лиц, но и та невиданная энергия, те эмоции, которые излучает каждая вмятина на поверхности скульптуры, каждый штрих рисунка и каждый живописный мазок. Не случайно художник иногда расписывал свои скульптуры.
Около его «Собаки» (1951) любят спорить знатоки-кинологи, определяя её породу, ведь, несмотря на непривычные пропорции, она выглядит удивительно натуралистично. И некоторые специалисты уверены в иллюстративной точности выполненной Альберто Джакометти скульптуры. Фото собаки породы афганская гончая предлагается ими как абсолютное доказательство.
Когда об этом спрашивали самого художника, он отвечал, что «Собака», так же как и «Кот» и даже «Паук», - это всего лишь его автопортреты.
Его сюжеты, особенно позднего периода, разнообразны: он писал натюрморты, пейзажи, животных. Но главная тема была одна, именно ей служили живопись и скульптура Альберто Джакометти. «Указующий человек», «Шагающий человек» (1960), «Человек, пересекающий площадь» (1947), «Человек, который идет под дождем» (1949)... Его статуи выражали людскую уязвимость, стояли, всматриваясь в текущее время, пробирались через узкие щели разных измерений, иглами прокалывали пространство.
Он и сам привлекал людей, он сам был выразителен и красив – Альберто Джакометти. Фотографии запечатлели его величественное лицо, его мудрый, всепонимающий взгляд, фильмы рассказывают о доброй силе, излучаемой им и не угасшей до самого конца его пути.
Его произведения - одни из самых ценимых в материальном выражении. «Указующий человек» Альберто Джакометти, фото с которым заполонили интернет весной 2015 года, как и «Большая голова Диего», (1954) и «Шагающий человек» в 2010-м, поставил рекорд по стоимости на торгах произведениями искусства.
Кроме всего прочего это лишний повод внимательней всмотреться в его творения, чтобы ещё раз удивиться, каким бывает искусство, каким бывает человек.
Падзяліся ў сацыяльных сетках:Падобныя
be.wikienx.ru
итал. Alberto Giacometti | |
Alberto Giacometti | |
10 октября 1901(1901-10-10) | |
Боргоново, Стампа, Швейцария | |
11 января 1966(1966-01-11) (64 года) | |
Кур, Швейцария | |
скульптура, живопись, графика | |
| |
сюрреализм, экспрессионизм, кубизм, формализм | |
Работы на Викискладе |
Альбе́рто Джакоме́тти (итал. Alberto Giacometti, 10 октября 1901, Боргоново, Стампа, Швейцария — 11 января 1966, Кур, Швейцария, похоронен в Боргоново) — швейцарский скульптор, живописец и график, один из крупнейших мастеров XX века.
ru.wikipedia.org
Автор: cocktail at понедельник, 10 октября 2016 г.
Альберто Джакометти - один из самых известных скульпторов XX века - появился на свет 10 октября 1901 года в Стампе (Швейцария) в семье художника Джованни Джакометти. Интерес к искусству возник у мальчика уже в раннем детстве. Он учился в Школе искусств и ремесел в Женеве (1919-1920) и в студии Гранд Шомьер у Э.Бурделя (1922-1925), испытал влияние кубизма, примыкал к сюрреализму. Временами работал в Париже и Риме,
но всегда возвращался в свой родной город.В 2010 году скульптура Джакометти “Шагающий человек” была продана на аукционе Sotheby's за рекордную сумму в 103,9 миллиона долларов.Ближе к концу жизни Джакометти отдавал предпочтение живописи.
"Собака"
КАКАЯ РАЗНИЦА?В девятнадцать лет Джакометти влюбился в кузину Бьянку - миловидную и капризную пятнадцатилетнюю девушку. Она милостиво позволяла ему делать подарки, покупать сладости и время от времени водить ее на прогулку по Риму. Но искусство не вызывало у нее интереса, как, впрочем, и сам Альберто.Ее мать, в доме которой Альберто собственно и жил, была женщиной доброй и однажды устроила дочери разнос - за отказ погулять с талантливым юношей.- Разве это так много? - убеждала она капризную красотку.Та в ответ разразилась слезами. До этого мига Джакометти, бледный и понурый, безучастно сидел рядом и страдал. Но, когда Бьянка расплакалась, он вдруг очнулся и, вместо того чтобы утешать возлюбленную, схватил бумагу и карандаш и с восторгом принялся ее рисовать. Бьянку это настолько поразило и обидело, что она перестала лить слезы и спросила капризно:- А чего это ты не переживаешь и не просишь у меня прощения? Ты что, больше не любишь меня?- Люблю - не люблю, - в творческом запале отвечал юный художник, - какая разница? Ты, главное, плачь, а то я еще не успел тебя нарисовать. КАК ЗНАКОМЯТСЯ ГЕНИИОднажды ночью Джакометти оказался в парижском кафе “Цветок”. Посетителей в этот час почти не было, только за соседним столиком сидел некий косоглазый грустный мужчина, похожий на забулдыгу. Он наклонился к скульптору и хрипло сказал:- Извините. Я часто видел вас в этом кафе. Думаю, что мы из тех людей, которые хорошо понимают друг друга, ведь так? Я преподаю философию в Сорбоннском университете.Джакометти вежливо кивнул.- Видите ли, месье, дело в том, что я забыл деньги дома, - продолжал его грустный сосед. - Купите мне выпить?Джакометти не мог отказать забулдыге в такой просьбе.- Я завтра же верну вам долг, - сказал тот. - Как вас зовут, месье?- Джакометти.- Ах, так вы скульптор! К сожалению, мое имя вам ничего не скажет, месье... Меня зовут Жан-Поль Сартр.“Шагающий человек”
СВЕРХМИНИМАЛИЗМВ 1939 году была устроена большая художественная выставка в Цюрихе. На нее пригласили и Джакометти. Он согласился выставить новые, экспериментальные вещи.Когда он приехал, сам владелец галереи встретил его с распростертыми объятиями и тут же радостно сообщил:- Мы уже отправили на станцию грузовик, чтобы привезти ваши работы.- Да не надо грузовика, - отвечал Джакометти, - я принес все с собой.С этими словами он достал из кармана большую спичечную коробку. В ней лежало несколько фигурок - каждая не больше пяти сантиметров в длину.Владелец галереи был в шоке.- Эти фигурки, - объяснил скульптор, - надо поместить на один постамент посреди большого пустого зала - тогда они станут заметны.Но владелец этой идеи не принял. Пришлось Джакометти выставлять бронзовую отливку своей старой большой скульптуры.Картина Альберто Джакометти “Диего в клетчатой рубашке” была продана на аукционе Christie's в Нью-Йорке за 32,645 миллиона долларов. Полотно Джакометти, на котором автор в 1954 году изобразил своего брата, стало самым дорогим на торгах, посвященных работам
импрессионистов и модернистов.
НИКАКОЙ РАЗНИЦЫОднажды после дождя Джакометти зашел в парижское кафе. Вслед за ним туда вошла полная деловитая американка. Она оглядела всех присутствующих, остановила свой взгляд на скульпторе и решительно сказала бармену:- Эй, налей этому промокшему замухрышке за мой счет!- Что вы, - изумился бармен, - это знаменитый скульптор.- Да? Ты хочешь выпить? - спросила американка у Джакометти.Тот энергично закивал.- Вот видишь! - победно обернулась американка к бармену. - Что художник, что замухрышка - все одинаково!cocteil.blogspot.com
Он был редкой фигурой: среди самых авангардных художников Парижа он занимался искусством без заумных и оглушительных лозунгов, без эпатажа и деклараций. Его называют одним из величайших скульпторов XX века, а Альберто Джакометти трудился, не замечая времени, забывая о сне и пище. Он любил повторять, что только в начале пути к пониманию своей модели, что у него нет ни одной готовой работы…
Он был почти ровесником XX века и родился в 1901 году в городке Стампе, в италоговорящей части Швейцарии. Альберто Джакометти был сыном известного художника-постимпрессиониста и с детства рос в атмосфере интереса к изобразительному искусству, причем интереса, свободного от рамок приверженности к определенному течению или стилю. Это чувство художник пронес через всю жизнь.
Но вначале он копирует живописные произведения отца и работает в его манере и в стиле фовизма. В скульптуре же он начал с работы в академической манере. После обучения в классе скульптуры женевской школы изящных искусств он совершает путешествие по Италии, а потом переезжает во Францию. Альберто Джакометти, биография которого началась в Швейцарии, почти всю жизнь проработал в мастерской на Монпарнасе в Париже, уезжая лишь на летнее время к родным.
С 1922 года он начинает обучение у скульптора Эмиля-Антуана Бурделя (1861-1929), ученика великого Родена и с перерывами занимается у него в течение 5 лет. С 1925 года рисунок и живопись становятся для Альберто Джакометти вспомогательными жанрами, а главной художественной специальностью для него отныне будет ваяние.
Париж первых десятилетий XX века – центр художественной жизни мира. В общении молодых лидеров новых течений изобразительного искусства, литературы, философии происходило оттачивание новых стилей и идей, их взаимодействие и взаимовлияние. Не смог избежать этого и Альберто Джакометти. Скульптуры того времени несут явные следы формалистических изысканий Константина Бранкузи (1876-1957) и, конечно, кубистов. Таков, например, «Торс» (1925).
В поисках неискаженной сути изображаемого авангардисты парижской школы обращали внимание на искусство народов, не испорченных цивилизацией. Выставки ритуальных масок и тотемных идолов из Африки, Океании и Южной Америки, шедевры археологических находок древнеегипетской эпохи – всё это изучалось с неизменным интересом. Пикассо, Матисс, Модильяни – художники самых разных направлений использовали подобные мотивы в живописи и скульптуре.
«Пара», «Женщина-ложка» (1926) – одни из самых выразительных вещей того периода у Альберто Джакометти. Соединение тотемного радикального упрощения формы, выражение мужского и женского начала в виде символов, силуэтов здесь предельно концентрируется. Эти находки художник будет использовать и в дальнейшем, но однозначно фронтальное расположение (как у этих скульптур) встречается у Джакометти редко.
Никогда не запирая себя в каком-то однозначном стиле, он легко менял манеру, особенно на начальном этапе. Альберто Джакометти, биография которого – постоянный и напряженный труд, в конце концов выработал свой особенный, уникальный и узнаваемый тип скульптурных изображений – удлиненные, хрупкие, с пульсирующей поверхностью фигуры, завораживающие пространство вокруг себя.
А вначале были упрощенные до минимализма пластины, в которых признаки моделей были некардинальными изменениями рельефа: «Голова» (1931), «Ласка» (1932). Был период, когда его считали своим несомненным приверженцем сюрреалисты. «Женщина с перерезанным горлом» (1932): удивительно сильное впечатление насилия достигается препарированием объема на плоскости, когда отдельные биоморфные элементы кажутся растерзанным телом, перенесшим чудовищные метаморфозы. «Сюрреалистический стол» (1933) – мебельный элемент – композиция самодостаточных по смыслу элементов, объединенных для создания новой истории.
Знаменитый «Подвешенный шар» (1931) – удивительная материализация ощущений, индивидуальных для каждого зрителя: одному грезятся эротические переживания, а другой чувствует болезненный разрез.
Но и сюрреалистический период стал проходящим. Исследование многообразия жизни, проходящей вокруг в данный момент времени, и человек в этом времени стали для художника главной темой.
Швейцария – нейтральная страна, но оставаться в стороне от мировой военной трагедии не удавалось никому. Дни всё так же были заполнены трудом, но масштабных и значительных работ было создано немного. Не случайно живопись и рисунок снова стали занимать больше места в творчестве Альберто Джакометти. Скульптуры буквально уменьшились – человеческие фигурки умещались в спичечный коробок. Изучая взаимодействие объёма и пространства, времени и массы, художник экспериментирует с размерами.
Эти исследования легли в основу работ, принесших мастеру всемирное признание сразу после войны. Так, самая дорогая скульптура Альберто Джакометти «Указующий человек» была создана в 1947 году. Отлитая в бронзе, высотой 180 см, эта работа мастера была продана весной 2015 года на аукционе Christie's за 141,285 млн долларов.
Главное место на выставках 1948 года в Нью-Йорке и 1950 года в Париже было отведено скульптуре, выражавшей хрупкость и беззащитность человека в мире насилия, неспособность противостоять неумолимому течению времени. Вместе с удивительными рисунками и живописными полотнами Альберто Джакометти скульптуры составляли экспозиции, которые неизменно пользовались громадным успехом.
Бюсты и фигуры, которые он безостановочно лепил со своих постоянных моделей – брата Диего и жены Аннет - не обладают сиюминутной вещественностью и реальным объемом, они кажутся выключенными из пространства, наделены смыслом, для которого неважно настоящее мгновение.
Сохраняя визуальное выражение энергии автора в виде пузырящейся фактуры, созданной неисчислимыми касаниями пальцев скульптора, они завораживают силой, похожей на энергию натянутого лука. Это почти дословно символизирует тот же «Указующий человек» Альберто Джакометти. Фото этой скульптуры с определенного ракурса – это лучник, который через секунду выпустит неумолимую стрелу.
Рисунки и живопись Джакометти – это не подготовительный этап для будущих объемных работ, хотя в них и чувствуется взгляд скульптора. Портрет или фигура моделируются множеством контуров. Особенно характерно для Джакометти использование двух контрастных по цвету линий. Рисунок выглядит как сложная сетчатая структура, обладающая почти трехмерным эффектом, при этом каждая линия точна и уместна.
Живописные произведения Джакометти и его скульптуры роднит не только умелое использование объема, не только характерное удлинение изображенных фигур и лиц, но и та невиданная энергия, те эмоции, которые излучает каждая вмятина на поверхности скульптуры, каждый штрих рисунка и каждый живописный мазок. Не случайно художник иногда расписывал свои скульптуры.
Около его «Собаки» (1951) любят спорить знатоки-кинологи, определяя её породу, ведь, несмотря на непривычные пропорции, она выглядит удивительно натуралистично. И некоторые специалисты уверены в иллюстративной точности выполненной Альберто Джакометти скульптуры. Фото собаки породы афганская гончая предлагается ими как абсолютное доказательство.
Когда об этом спрашивали самого художника, он отвечал, что «Собака», так же как и «Кот» и даже «Паук», - это всего лишь его автопортреты.
Его сюжеты, особенно позднего периода, разнообразны: он писал натюрморты, пейзажи, животных. Но главная тема была одна, именно ей служили живопись и скульптура Альберто Джакометти. «Указующий человек», «Шагающий человек» (1960), «Человек, пересекающий площадь» (1947), «Человек, который идет под дождем» (1949)... Его статуи выражали людскую уязвимость, стояли, всматриваясь в текущее время, пробирались через узкие щели разных измерений, иглами прокалывали пространство.
Он и сам привлекал людей, он сам был выразителен и красив – Альберто Джакометти. Фотографии запечатлели его величественное лицо, его мудрый, всепонимающий взгляд, фильмы рассказывают о доброй силе, излучаемой им и не угасшей до самого конца его пути.
Его произведения - одни из самых ценимых в материальном выражении. «Указующий человек» Альберто Джакометти, фото с которым заполонили интернет весной 2015 года, как и «Большая голова Диего», (1954) и «Шагающий человек» в 2010-м, поставил рекорд по стоимости на торгах произведениями искусства.
Кроме всего прочего это лишний повод внимательней всмотреться в его творения, чтобы ещё раз удивиться, каким бывает искусство, каким бывает человек.
Источник: fb.ru Искусство и развлечения Альберт Асадуллин - биография и личная жизньЧеловек, о котором сегодня пойдет речь, заслужил много почетных званий. Альберт Асадуллин (фото представлены ниже) удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР, Народного артиста Татарстана, его любят и почитают во всех...
Новости и общество Альберт Макашов: биография и фотоНациональность генерала Альберта Макашова часто становится предметом для споров. Согласно некоторым данным, он русский, другие считают его потомком еврейских кровей, а вот в Чечне живут люди, которые утверждают, что е...
Искусство и развлечения Александр Альберт - биография и творчествоАлександр Альберт - певец, музыкант, участник третьего сезона телевизионного шоу «Голос». Он с первого выступления покорил своим безукоризненным баритоном не только телезрителей, но и четырех наставников.
Искусство и развлечения Эдди Альберт - биография и творчествоСегодня мы расскажем о том, кто такой Эдди Альберт. Биография его будет подробно рассмотрена далее. Речь идет об американском актёре. Известность ему принесли роли второго плана и участие в сериалах. Родился он в Илли...
Новости и общество Актер и режиссер Альберт Брукс: биография, фильмографияАльберт Брукс — популярный американский актер, режиссер, сценарист. В качестве актера он снялся более чем в двух десятках фильмов и выступил режиссером в девяти проектах. Прославился Брукс в первую очередь своим...
Бизнес Бизнесмен Сергей Васильев: биография и фотоВ России не принято распространяться о биографиях известных предпринимателей. Чаще всего даже их имена известны только узкому кругу людей, действительно интересующихся этой темой. Не стал исключением и бизнесмен Серге...
Бизнес Владелец сети "Магнит" Сергей Галицкий: биография и фотоВ нашей стране не очень много олигархов, которые создали бизнес с нуля, без участия в реализации какого-либо сырья. Одним из таких является Сергей Галицкий («Магнит»). Биография бизнесмена представляет соб...
Бизнес Олег Сиенко: биография и фотоЭтот человек является заметной фигурой в предпринимательской среде. В бизнесе он далеко не новичок, причем себя Олег Сиенко позиционирует как гениальный менеджер. Но далеко не все эксперты согласны с этим утверждением...
Бизнес Коносукэ Мацусита: краткая биография и история успехаВ менеджменте редко можно встретить безусловные авторитеты, но есть персона, которая у всех без исключения вызывает только восхищение и уважение. Это Коносукэ Мацусита. «Принципы успеха», сформулированные ...
Бизнес Мохаммед Аль-Файед: биография и фотоМохаммед Аль-Файед, биография которого представлена в данной статье, - египетский бизнесмен, миллиардер. Его состояние оценивается в 2,4 миллиарда долларов. Мохаммед является обладателем ордена почетного Легиона, влад...
monateka.com
Он был редкой фигурой: среди самых авангардных художников Парижа он занимался искусством без заумных и оглушительных лозунгов, без эпатажа и деклараций. Его называют одним из величайших скульпторов XX века, а Альберто Джакометти трудился, не замечая времени, забывая о сне и пище. Он любил повторять, что только в начале пути к пониманию своей модели, что у него нет ни одной готовой работы…
Он был почти ровесником XX века и родился в 1901 году в городке Стампе, в италоговорящей части Швейцарии. Альберто Джакометти был сыном известного художника-постимпрессиониста и с детства рос в атмосфере интереса к изобразительному искусству, причем интереса, свободного от рамок приверженности к определенному течению или стилю. Это чувство художник пронес через всю жизнь.
Но вначале он копирует живописные произведения отца и работает в его манере и в стиле фовизма. В скульптуре же он начал с работы в академической манере. После обучения в классе скульптуры женевской школы изящных искусств он совершает путешествие по Италии, а потом переезжает во Францию. Альберто Джакометти, биография которого началась в Швейцарии, почти всю жизнь проработал в мастерской на Монпарнасе в Париже, уезжая лишь на летнее время к родным.
С 1922 года он начинает обучение у скульптора Эмиля-Антуана Бурделя (1861-1929), ученика великого Родена и с перерывами занимается у него в течение 5 лет. С 1925 года рисунок и живопись становятся для Альберто Джакометти вспомогательными жанрами, а главной художественной специальностью для него отныне будет ваяние.
Париж первых десятилетий XX века – центр художественной жизни мира. В общении молодых лидеров новых течений изобразительного искусства, литературы, философии происходило оттачивание новых стилей и идей, их взаимодействие и взаимовлияние. Не смог избежать этого и Альберто Джакометти. Скульптуры того времени несут явные следы формалистических изысканий Константина Бранкузи (1876-1957) и, конечно, кубистов. Таков, например, «Торс» (1925).
В поисках неискаженной сути изображаемого авангардисты парижской школы обращали внимание на искусство народов, не испорченных цивилизацией. Выставки ритуальных масок и тотемных идолов из Африки, Океании и Южной Америки, шедевры археологических находок древнеегипетской эпохи – всё это изучалось с неизменным интересом. Пикассо, Матисс, Модильяни – художники самых разных направлений использовали подобные мотивы в живописи и скульптуре.
«Пара», «Женщина-ложка» (1926) – одни из самых выразительных вещей того периода у Альберто Джакометти. Соединение тотемного радикального упрощения формы, выражение мужского и женского начала в виде символов, силуэтов здесь предельно концентрируется. Эти находки художник будет использовать и в дальнейшем, но однозначно фронтальное расположение (как у этих скульптур) встречается у Джакометти редко.
Никогда не запирая себя в каком-то однозначном стиле, он легко менял манеру, особенно на начальном этапе. Альберто Джакометти, биография которого – постоянный и напряженный труд, в конце концов выработал свой особенный, уникальный и узнаваемый тип скульптурных изображений – удлиненные, хрупкие, с пульсирующей поверхностью фигуры, завораживающие пространство вокруг себя.
А вначале были упрощенные до минимализма пластины, в которых признаки моделей были некардинальными изменениями рельефа: «Голова» (1931), «Ласка» (1932). Был период, когда его считали своим несомненным приверженцем сюрреалисты. «Женщина с перерезанным горлом» (1932): удивительно сильное впечатление насилия достигается препарированием объема на плоскости, когда отдельные биоморфные элементы кажутся растерзанным телом, перенесшим чудовищные метаморфозы. «Сюрреалистический стол» (1933) – мебельный элемент – композиция самодостаточных по смыслу элементов, объединенных для создания новой истории.
Знаменитый «Подвешенный шар» (1931) – удивительная материализация ощущений, индивидуальных для каждого зрителя: одному грезятся эротические переживания, а другой чувствует болезненный разрез.
Но и сюрреалистический период стал проходящим. Исследование многообразия жизни, проходящей вокруг в данный момент времени, и человек в этом времени стали для художника главной темой.
Швейцария – нейтральная страна, но оставаться в стороне от мировой военной трагедии не удавалось никому. Дни всё так же были заполнены трудом, но масштабных и значительных работ было создано немного. Не случайно живопись и рисунок снова стали занимать больше места в творчестве Альберто Джакометти. Скульптуры буквально уменьшились – человеческие фигурки умещались в спичечный коробок. Изучая взаимодействие объёма и пространства, времени и массы, художник экспериментирует с размерами.
Эти исследования легли в основу работ, принесших мастеру всемирное признание сразу после войны. Так, самая дорогая скульптура Альберто Джакометти «Указующий человек» была создана в 1947 году. Отлитая в бронзе, высотой 180 см, эта работа мастера была продана весной 2015 года на аукционе Christie`s за 141,285 млн долларов.
Главное место на выставках 1948 года в Нью-Йорке и 1950 года в Париже было отведено скульптуре, выражавшей хрупкость и беззащитность человека в мире насилия, неспособность противостоять неумолимому течению времени. Вместе с удивительными рисунками и живописными полотнами Альберто Джакометти скульптуры составляли экспозиции, которые неизменно пользовались громадным успехом.
Бюсты и фигуры, которые он безостановочно лепил со своих постоянных моделей – брата Диего и жены Аннет - не обладают сиюминутной вещественностью и реальным объемом, они кажутся выключенными из пространства, наделены смыслом, для которого неважно настоящее мгновение.
Сохраняя визуальное выражение энергии автора в виде пузырящейся фактуры, созданной неисчислимыми касаниями пальцев скульптора, они завораживают силой, похожей на энергию натянутого лука. Это почти дословно символизирует тот же «Указующий человек» Альберто Джакометти. Фото этой скульптуры с определенного ракурса – это лучник, который через секунду выпустит неумолимую стрелу.
Рисунки и живопись Джакометти – это не подготовительный этап для будущих объемных работ, хотя в них и чувствуется взгляд скульптора. Портрет или фигура моделируются множеством контуров. Особенно характерно для Джакометти использование двух контрастных по цвету линий. Рисунок выглядит как сложная сетчатая структура, обладающая почти трехмерным эффектом, при этом каждая линия точна и уместна.
Живописные произведения Джакометти и его скульптуры роднит не только умелое использование объема, не только характерное удлинение изображенных фигур и лиц, но и та невиданная энергия, те эмоции, которые излучает каждая вмятина на поверхности скульптуры, каждый штрих рисунка и каждый живописный мазок. Не случайно художник иногда расписывал свои скульптуры.
Около его «Собаки» (1951) любят спорить знатоки-кинологи, определяя её породу, ведь, несмотря на непривычные пропорции, она выглядит удивительно натуралистично. И некоторые специалисты уверены в иллюстративной точности выполненной Альберто Джакометти скульптуры. Фото собаки породы афганская гончая предлагается ими как абсолютное доказательство.
Когда об этом спрашивали самого художника, он отвечал, что «Собака», так же как и «Кот» и даже «Паук», - это всего лишь его автопортреты.
Его сюжеты, особенно позднего периода, разнообразны: он писал натюрморты, пейзажи, животных. Но главная тема была одна, именно ей служили живопись и скульптура Альберто Джакометти. «Указующий человек», «Шагающий человек» (1960), «Человек, пересекающий площадь» (1947), «Человек, который идет под дождем» (1949)... Его статуи выражали людскую уязвимость, стояли, всматриваясь в текущее время, пробирались через узкие щели разных измерений, иглами прокалывали пространство.
Он и сам привлекал людей, он сам был выразителен и красив – Альберто Джакометти. Фотографии запечатлели его величественное лицо, его мудрый, всепонимающий взгляд, фильмы рассказывают о доброй силе, излучаемой им и не угасшей до самого конца его пути.
Его произведения - одни из самых ценимых в материальном выражении. «Указующий человек» Альберто Джакометти, фото с которым заполонили интернет весной 2015 года, как и «Большая голова Диего», (1954) и «Шагающий человек» в 2010-м, поставил рекорд по стоимости на торгах произведениями искусства.
Кроме всего прочего это лишний повод внимательней всмотреться в его творения, чтобы ещё раз удивиться, каким бывает искусство, каким бывает человек.
Споделяне в социалните мрежи:сроден
bg.wikienx.ru
Он был редкой фигурой: среди самых авангардных художников Парижа он занимался искусством без заумных и оглушительных лозунгов, без эпатажа и деклараций. Его называют одним из величайших скульпторов XX века, а Альберто Джакометти трудился, не замечая времени, забывая о сне и пище. Он любил повторять, что только в начале пути к пониманию своей модели, что у него нет ни одной готовой работы…
Он был почти ровесником XX века и родился в 1901 году в городке Стампе, в италоговорящей части Швейцарии. Альберто Джакометти был сыном известного художника-постимпрессиониста и с детства рос в атмосфере интереса к изобразительному искусству, причем интереса, свободного от рамок приверженности к определенному течению или стилю. Это чувство художник пронес через всю жизнь.
Но вначале он копирует живописные произведения отца и работает в его манере и в стиле фовизма. В скульптуре же он начал с работы в академической манере. После обучения в классе скульптуры женевской школы изящных искусств он совершает путешествие по Италии, а потом переезжает во Францию. Альберто Джакометти, биография которого началась в Швейцарии, почти всю жизнь проработал в мастерской на Монпарнасе в Париже, уезжая лишь на летнее время к родным.
С 1922 года он начинает обучение у скульптора Эмиля-Антуана Бурделя (1861-1929), ученика великого Родена и с перерывами занимается у него в течение 5 лет. С 1925 года рисунок и живопись становятся для Альберто Джакометти вспомогательными жанрами, а главной художественной специальностью для него отныне будет ваяние.
Париж первых десятилетий XX века – центр художественной жизни мира. В общении молодых лидеров новых течений изобразительного искусства, литературы, философии происходило оттачивание новых стилей и идей, их взаимодействие и взаимовлияние. Не смог избежать этого и Альберто Джакометти. Скульптуры того времени несут явные следы формалистических изысканий Константина Бранкузи (1876-1957) и, конечно, кубистов. Таков, например, «Торс» (1925).
В поисках неискаженной сути изображаемого авангардисты парижской школы обращали внимание на искусство народов, не испорченных цивилизацией. Выставки ритуальных масок и тотемных идолов из Африки, Океании и Южной Америки, шедевры археологических находок древнеегипетской эпохи – всё это изучалось с неизменным интересом. Пикассо, Матисс, Модильяни – художники самых разных направлений использовали подобные мотивы в живописи и скульптуре.
«Пара», «Женщина-ложка» (1926) – одни из самых выразительных вещей того периода у Альберто Джакометти. Соединение тотемного радикального упрощения формы, выражение мужского и женского начала в виде символов, силуэтов здесь предельно концентрируется. Эти находки художник будет использовать и в дальнейшем, но однозначно фронтальное расположение (как у этих скульптур) встречается у Джакометти редко.
Никогда не запирая себя в каком-то однозначном стиле, он легко менял манеру, особенно на начальном этапе. Альберто Джакометти, биография которого – постоянный и напряженный труд, в конце концов выработал свой особенный, уникальный и узнаваемый тип скульптурных изображений – удлиненные, хрупкие, с пульсирующей поверхностью фигуры, завораживающие пространство вокруг себя.
А вначале были упрощенные до минимализма пластины, в которых признаки моделей были некардинальными изменениями рельефа: «Голова» (1931), «Ласка» (1932). Был период, когда его считали своим несомненным приверженцем сюрреалисты. «Женщина с перерезанным горлом» (1932): удивительно сильное впечатление насилия достигается препарированием объема на плоскости, когда отдельные биоморфные элементы кажутся растерзанным телом, перенесшим чудовищные метаморфозы. «Сюрреалистический стол» (1933) – мебельный элемент – композиция самодостаточных по смыслу элементов, объединенных для создания новой истории.
Знаменитый «Подвешенный шар» (1931) – удивительная материализация ощущений, индивидуальных для каждого зрителя: одному грезятся эротические переживания, а другой чувствует болезненный разрез.
Но и сюрреалистический период стал проходящим. Исследование многообразия жизни, проходящей вокруг в данный момент времени, и человек в этом времени стали для художника главной темой.
Швейцария – нейтральная страна, но оставаться в стороне от мировой военной трагедии не удавалось никому. Дни всё так же были заполнены трудом, но масштабных и значительных работ было создано немного. Не случайно живопись и рисунок снова стали занимать больше места в творчестве Альберто Джакометти. Скульптуры буквально уменьшились – человеческие фигурки умещались в спичечный коробок. Изучая взаимодействие объёма и пространства, времени и массы, художник экспериментирует с размерами.
Эти исследования легли в основу работ, принесших мастеру всемирное признание сразу после войны. Так, самая дорогая скульптура Альберто Джакометти «Указующий человек» была создана в 1947 году. Отлитая в бронзе, высотой 180 см, эта работа мастера была продана весной 2015 года на аукционе Christie`s за 141,285 млн долларов.
Главное место на выставках 1948 года в Нью-Йорке и 1950 года в Париже было отведено скульптуре, выражавшей хрупкость и беззащитность человека в мире насилия, неспособность противостоять неумолимому течению времени. Вместе с удивительными рисунками и живописными полотнами Альберто Джакометти скульптуры составляли экспозиции, которые неизменно пользовались громадным успехом.
Бюсты и фигуры, которые он безостановочно лепил со своих постоянных моделей – брата Диего и жены Аннет - не обладают сиюминутной вещественностью и реальным объемом, они кажутся выключенными из пространства, наделены смыслом, для которого неважно настоящее мгновение.
Сохраняя визуальное выражение энергии автора в виде пузырящейся фактуры, созданной неисчислимыми касаниями пальцев скульптора, они завораживают силой, похожей на энергию натянутого лука. Это почти дословно символизирует тот же «Указующий человек» Альберто Джакометти. Фото этой скульптуры с определенного ракурса – это лучник, который через секунду выпустит неумолимую стрелу.
Рисунки и живопись Джакометти – это не подготовительный этап для будущих объемных работ, хотя в них и чувствуется взгляд скульптора. Портрет или фигура моделируются множеством контуров. Особенно характерно для Джакометти использование двух контрастных по цвету линий. Рисунок выглядит как сложная сетчатая структура, обладающая почти трехмерным эффектом, при этом каждая линия точна и уместна.
Живописные произведения Джакометти и его скульптуры роднит не только умелое использование объема, не только характерное удлинение изображенных фигур и лиц, но и та невиданная энергия, те эмоции, которые излучает каждая вмятина на поверхности скульптуры, каждый штрих рисунка и каждый живописный мазок. Не случайно художник иногда расписывал свои скульптуры.
Около его «Собаки» (1951) любят спорить знатоки-кинологи, определяя её породу, ведь, несмотря на непривычные пропорции, она выглядит удивительно натуралистично. И некоторые специалисты уверены в иллюстративной точности выполненной Альберто Джакометти скульптуры. Фото собаки породы афганская гончая предлагается ими как абсолютное доказательство.
Когда об этом спрашивали самого художника, он отвечал, что «Собака», так же как и «Кот» и даже «Паук», - это всего лишь его автопортреты.
Его сюжеты, особенно позднего периода, разнообразны: он писал натюрморты, пейзажи, животных. Но главная тема была одна, именно ей служили живопись и скульптура Альберто Джакометти. «Указующий человек», «Шагающий человек» (1960), «Человек, пересекающий площадь» (1947), «Человек, который идет под дождем» (1949)... Его статуи выражали людскую уязвимость, стояли, всматриваясь в текущее время, пробирались через узкие щели разных измерений, иглами прокалывали пространство.
Он и сам привлекал людей, он сам был выразителен и красив – Альберто Джакометти. Фотографии запечатлели его величественное лицо, его мудрый, всепонимающий взгляд, фильмы рассказывают о доброй силе, излучаемой им и не угасшей до самого конца его пути.
Его произведения - одни из самых ценимых в материальном выражении. «Указующий человек» Альберто Джакометти, фото с которым заполонили интернет весной 2015 года, как и «Большая голова Диего», (1954) и «Шагающий человек» в 2010-м, поставил рекорд по стоимости на торгах произведениями искусства.
Кроме всего прочего это лишний повод внимательней всмотреться в его творения, чтобы ещё раз удивиться, каким бывает искусство, каким бывает человек.
Sdílet na sociálních sítích:Podobné
che.wikienx.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта