Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой.Лев и собачка. Синквейн собака


В помощь школьнику: как составить синквейн правильно?

Многие школьники задаются вопросом о том, как составить синквейн. На уроках им часто дают такое задание. Но что же это такое? Синквейн – это способ, позволяющий пересказать какой-либо материал парой фраз. Это своеобразное стихотворение (в нем отсутствует рифма), содержащее пять строчек. В них заключены сокращенные сведения, взятые из пройденной темы.

Это маленькое стихотворение позволяет передать самую главную информацию из изученного материала, и поэтому учителя часто прибегают к данному приему.

как составить синквейн

Функции синквейна

Синквейны выполняют две важнейшие функции: помогают преподавателям проверять знания ребят и экономят время, которого никогда не бывает много. Такое стихотворение позволяет учителям осуществлять контроль над детьми, ведь никому не удастся изложить суть в нескольких строчках, если не было ознакомления с необходимым материалом.

Как составить синквейн по истории?

Сначала нужно определиться с темой. Пусть это будет, например, война. Далее необходимо написать стихотворение по плану. Пример такого синквейна:

Война.

Беспощадная, кровавая.

Убивают, разрушают, страдают.

Война приносит горе в каждый дом.

Жестокость.

как составить синквейн по истории

Возникновение синквейна, основная задача данного метода

Синквейн появился в Америке на заре ХХ столетия благодаря влиянию японской культуры. Через некоторое время он стал применяться в учебных целях как действенный способ совершенствования образной речи, помогающий в короткие сроки добиться успеха. Задача этого метода - помочь школьникам лучше понять материал.

Создание синквейнов на уроке

Поэтапное описание данного приема:

1. Ознакомление с требованиями по созданию синквейна.

2. Написание такого стихотворения на какую-либо тему с соблюдением всех правил.

3. Прочтение некоторых синквейнов (по желанию).

Если ученик не хочет делиться своим стихотворением со всеми, то и не стоит заставлять его. Главное, чтобы дети разобрались в том, как составить синквейн. Все остальное второстепенно.

как составить синквейн по обществознанию

Парная работа

Каждому ребенку выделяется несколько минут для того, чтобы создать синквейн. Потом он вместе с соседом по парте складывает два стихотворения в одно, которое обоим пришлось бы по душе. Это позволяет критически оценить данный материал. Данный прием требует того, чтобы ученики прислушивались к своим товарищам и брали из синквейнов те мысли, которые созвучны с их собственными. Как правило, это порождает спор, который, однако, идет ребятам на пользу.

Пример из обществознания

Как составить синквейн по обществознанию? Нет ничего проще. Нужно лишь хорошо разбираться в теме, и тогда все получится. Рассмотрим пример.

Индивидуум.

Разумный, уникальный.

Живет, дышит, трудится.

Общество состоит из индивидуумов.

Homo sapiens.

Требования по созданию синквейна

синквейн по истории

Такое стихотворение должно писаться с соблюдением некоторых правил:

Строчка № 1 – название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.

Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.

Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета. У детей, пытающихся понять, как составить синквейн, затруднения часто возникают именно на этом этапе.

Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.

Строчка № 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.

Синквейн является произведением, требующим передачи материала и сведений лаконичными фразами, таким образом, ребенок может что-либо кратко описать или повторить.

Как написать такое стихотворение по биологии?

Во-первых, нужно внимательно слушать преподавателя на уроке. синквейн по биологииВо-вторых, следует прочитать весь параграф из учебника, содержащий необходимый материал. После этого каждый сможет написать синквейн по биологии. Он может быть примерно таким:

Парнокопытные.

Красивые, неторопливые.

Пасутся, размножаются, спят.

Парнокопытные питаются растениями.

Животные.

Советы

Рекомендации по созданию такого стихотворения:

1. На первом этапе предлагается написать синквейн по вопросу, в котором школьники хорошо разбираются.

2. Изначально при создании данного стихотворения предполагается парная или групповая работа, а через некоторое время уже можно приступать к самостоятельному составлению такого произведения.

3. Предпочтение отдается синквейнам, которые передают наиболее верные сведения о некоторых сторонах темы. Ученика, составившего такое стихотворение, необходимо поощрить. Особенно трудно дается детям синквейн по истории, и это нужно учитывать.

Почему полезно писать синквейны?

Каких результатов добивается преподаватель? В первую очередь развития у ребят учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, а также регулятивных), формирования способностей к коллективной работе, приобретения навыков учебно-исследовательского труда. Синквейн помогает достигнуть всех перечисленных целей.

Первоначально работа может осуществляться в группах, затем в паре и, наконец, поодиночке. Ребята узнают новые слова и термины, практикуются в составлении фраз и создании предложений. Одновременно с этим возникает необходимость выказать свое отношение к чему-либо, выразить эмоции, сформировать мнение о заданной теме.

Еще один пример

Школьникам очень нравится подобная работа, они начинают самостоятельно придумывать темы, которые просто неограничены. Однако все зависит от того, по какому предмету необходимо составить синквейн, какой материал изучается. Но больше всего ученикам нравится писать такие стихотворения на свободные темы. Многие желают составить синквейн «Семья». Как его написать? Да просто поразмышлять о своей семье, о родственниках, а затем приступать к делу. Рассмотрим пример.

синквейн семьяСемья.

Дружная, крепкая.

Живут, поддерживают, помогают.

Семья является общественной ячейкой.

Родственники.

Способности, которыми должен обладать ученик

Труд по составлению такого стихотворения – это хороший способ обобщить понятия. Школьник должен отлично знать предложенную тему, располагать творческим мышлением и личным мнением. Кроме того, ему нужно уметь отыскивать в учебном материале наиболее важные детали и подводить итоги.

Помощь в развитии талантов

Ребята могут создавать синквейн в школе или дома. Этот прием позволяет лучше понять основные моменты, правила и определения из пройденной темы. Это творческое переосмысление материала, которое помогает некоторым ученикам развить свои таланты и способности. Каждый преподаватель, не желающий отставать от времени, использует на своих уроках данную методику. Теперь вы знаете о том, как составить синквейн. Это совсем несложно и доступно каждому. В этом деле, как и везде, важна практика. С каждым новым синквейном ученику все легче будет даваться составление подобных стихотворений. Многие школьники жалуются на то, что эта задача им не по силам, но это пустые слова, свидетельствующие лишь о том, что ребенок ленится и не хочет вникать в тему. А в детях необходимо воспитывать трудолюбие и объяснять им, что всегда нужно верить в свои силы, и тогда все обязательно получится.

fb.ru

Учимся на отлично! - Синквейн

СИНКВЕЙН

Презентация "Синквейн"

Синквейн-прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.   

Синквейн-малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.  

Синквейн-короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находитьв информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получать результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

 

Правила написания синквейна

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое  отношение к теме;

5 строка- слово-резюме.

                                                 "Лев и собачка" Л.Толстой

Железкина А.                                                          Иванова С.

Зверь.                                                       Лев,

Сильный, строгий.                                     Заботливый, строгий,

Защищал, кормил, стерёг.                         Любит, заботится,делится.

Дружил с собачкой.                                   Полюбил собачку,

Хороший.                                                  Бедный.

Гуров С.                                                            Гуров С.

Лев,                                                                 Собачка,

Сильный, верный,                                           Ласковая, беззащитная,

Понюхал, играл, тосковал,                             Прижалась, вскочила, заболела.

Лев полюбил собачку.                                     Собачка понравилась льву.

Верность.                                                         Дружба.

 

                                               "Прыжок" Л.Толстой

 

Никифоров С.    (об артиллеристе)                       Арбузов С.(об артиллеристе)

Дедушка,                                                                         Мужчина,

Рискованный, добрый,                                      Находчивый, решительный,      

Спасает, любит, поддерживает.                        Принимает решение, стреляет, переживает.

Он любит своего сына.                                       Способен на быстрые и правильные решения.

Герой.                                                                 Уважаемый.

 

                            "Сказка о царе Салтане" А.С.Пушкин

Арифулова К.    (о царевне-Лебедь)                       Шерстнёв Е. (о царе Салтане)

Лебёдушка,                                                                    Царь,

Красивая, волшебная,                                                   Добрый, умный,

Осуществляет, помогает, исполняет.                           Спасает, помогает, летает.

Всегда готова выполнить любое желание.                   Преодолевает испытания и трудности.

Умница.                                                                        Король.

 

Мухортова С. "Моя собака"                                    Круглова Я. "Папа"

Адель,                                                                    Отец,

Милая, озорная,                                                    Добрый, ответственный,

Не слушается, прыгает, много ест.                       Защищает, любит, охраняет.

Иногда очень плохо себя ведёт.                           Заботится о своей семье.

Собачонка.                                                            Любовь.

 

 

teplyakova.ucoz.com

Шпаргалка: План составления синквейна

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Может, тебе понятней будет эта схема:

1-я строчка - одно существительное (обычно заголовок) 2-я строчка - два прилагательных (описание темы) 3-я строчка - три глагола ( действие, относящееся к теме) 4-я строчка - 4-5 слов-предложение (показывает отношение автора (тебя) к теме) 5-я строчка - одно существительное - ассоциация, которая повторяет суть темы (синоним существительному в первой строке)

О музыке 1-я строчка  -  название2-я строчка - охарактеризовать произведение с помощью двух прилагательных3-я строчка - двумя глаголами дополнить характеристику музыки4-я строчка - одним предложением (4-5 слов) выразить собственное отношение к музыке5-я строчка - слово-заключение - ассоциация с первым существительным

как вариант
  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Например определение или дополнение.

Или так

А может, этот вариант будет понятней

Примеры синквейнов:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

Пример синквейна на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

 

podckazka.blogspot.ru

Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой.Лев и собачка страница 9

«Красная шляпа – эмоции»: проанализируйте какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова из текста. Лев – видя собачку в клетке. Собака, попадая в клетку ко льву.

«Жёлтая шляпа – оптимизм»: найди положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает лев, собака.

«Чёрная шляпа критика, или прогноз на будущее»: какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте.

«Зелёная шляпа - творчество»: ответьте смог ли герой сохранить в себе талант, творческие способности. Подтвердите слова из текста.

«Синяя шляпа – жизненный урок».

- В нашем классе развешаны шляпы синего цвета. Каждый берёт шляпу и отвечает на вопрос: чему научил тебя этот рассказ.

Составить синквейн об одном из героев рассказа. Напоминаю правила составления синквейна.

Составление синквейна

Одни пары на собачку, другие - на льва.

Синквейн (собачка)

Название(1сущ.)____собачка

Описание (3 прил.) _маленькая, ласковая, беззащитная

Действия (3 глагола) _прижалась, вскочила, заболела

Чувства (фраза из 3-х сл.)_Собачка понравилась льву.

Суть (существ.)_дружба

Синквейн (лев)

Название(1сущ.ное)____лев

Описание (3 прил.- ных) _сильный, верный, заботливый

Действия (3 глагола) _ понюхал, играл, тосковал

Чувства (фраза из 3-х слов)._Лев полюбил собачку.

Суть (существ.)_верность_________

Чтение составленных синквейнов.

Творческое задание.

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Работа в парах . Инсценирование. Диалог:

Собака: Не тронь меня, я добрая!

Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?

Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.

Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.

Собачка: Давай тогда дружить!

Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.

Какие пословицы вы могли подобрать к данному произведению? (Старый друг лучше новых двух. Нет друга -ищи, а нашёл - береги. Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.)

-Попробуйте задать по содержанию рассказа сначала «тонкие» вопросы, на которые можно ответить одним словом.

- А теперь задайте «толстые» вопросы, которые требуют ответы-рассуждения.. Постановка вопросов к произведению (для уточнения понимания текста) - Каждая группа постарается составить 2-3 вопроса (по таблице «Тонких» вопросов») к произведению и задать своим товарищам из других групп. 

«Тонкие» вопросы

«Толсты» вопросы

Кто? (Кто автор рассказа ?)

Что?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ..?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Формулирование правил работы в группе

Ответы детей

Хищных зверей кормят мясом, травоядных животных – сеном, обезьян – бананами и т.д.

Рассказ понравился.

-Очень жалко льва и собачку;

- лев умер от тоски;

- лев не просто привязался к собачке, а полюбил её;

- лев добрый – поделился мясом с собачкой, которую вначале встретил с удивлением.

infourok.ru


Смотрите также