История службы собак-поводырей (собак-проводников). Школа собак поводырей


Школа собак-поводырей | У Залива

В 75 километрах от моего дома, в городе Сан Рафаэл, находится школа собак-поводырей. Каждые две недели школа отдаёт очередную партию таких собак определённым слепым.

Ольга Пекельная

Определённым в том смысле, что в течение двух недель данную собаку и данного человека учили совместной жизни. С группой друзей я поехала на такой ”выпускной вечер”, вернулась полная впечатлений.Школа расположена в парке.

В отдельном здании – питомник, где выводят собак – лабрадоров и золотистых ретриверов. Это самые подходящие породы. Лабрадоры могут быть белыми или чёрными, но не коричневыми. Какие-то генетические особенности коричневых лабрадоров не подходят для работы поводырём. Собаки-производители выбираются с тщательностью, напомнившей мне Германию Третьего Рейха. Проверяются родословная, здоровье братьев и сестёр, генетические характеристики, всевозможные медицинские показатели, психологические качества. Только собак, выбранных таким образом, НЕ стерилизуют. Беременные собаки находятся под постоянным наблюдением ветеринара (собачьего гинеколога?). Родившиеся щенки – абсолютно очаровательные – первые два месяца проводят в питомнике, чистом, светлом и каком-то радостном.По достижении двух месяцев их отдают в семьи, где они остаются до 15-18 месяцев. Семьи эти тщательно отбираются. Их задача состоит в том, чтобы ”познакомить щенка с жизнью”: ходить с ним по шумным улицам, вокзалам, магазинам, тёмным переулкам, водить в учреждения, в лес, в аэропорты, на салюты, по возможности летать с ним на самолётах. То есть сделать из него ”бывалого парня”, ”тёртый калач”, чтобы пёс не боялся ни резких звуков, ни толпы, не рвался бы гонять мяч с другими собаками. Меня нужно было так воспитывать, а то я привыкла к тишине, к сосредоточенности, от шумных улиц, магазинов у меня начинается мигрень, а если сотрудник шумно пьёт чай, у меня сжимается сердце, и я не могу работать. Моя дочь рассказала мне, что в то время, как хор её университета исполнял Реквием Моцарта, собака-поводырь участницы хора всё это время спала, лёжа на боку и не пытаясь подпевать.И ещё одна задача – научить собаку ”делать свои дела” определённым, очень странным на первый взгляд образом. Дело в том, что её будущему хозяину придётся выводить её и убирать за ней, он должен знать, где именно собака оставит то, что нужно подобрать. Прежде всего, собака должна есть всегда в одно и то же время и тогда, через вполне определённое время её нужно вывести. Делается это так: слепой хозяин стоит в одной точке и водит собаку по кругу обязательно по часовой стрелке. Он почувствует, когда собака остановилась и присела. То, что она оставит, легко найти по радиусу поводка и расстоянию от её головы. Это трудно объяснить словами, но когда нам показали, всё стало ясно.Познакомившийся с жизнью щенок возвращается в школу,

 

и тут за него принимаются тренеры, которые в свою очередь тоже прошли длительное и серьёзное обучение. Среди многих других вещей поводыря приучают ходить по любому грунту: по песку, асфальту, щебню, траве, булыжникам и т.д.

 

В процессе этого обучения менее способные собаки отсеиваются, как при отборе на Олимпийские игры. Заканчивается обучение двухнедельным ”притиранием” будущего хозяина и поводыря, когда и человек, и собака живут вместе в здании школы, получая последние советы, указания, инструкции. Наконец наступает ”выпускная церемония”, на которой мы и присутствовали. Шестерым незрячим, одна из которых была из Канады, другая из Мехико сити, передали поводырей. Учившие их жизни воспитатели малышей расставались с ними навсегда, и многие не могли удержаться от слёз.Получавшие собак и гости церемонии тоже держали платки наготове. Закончу упоминанием того, что школа не получает помощи от государства. Всё, чтоона делает, финансируется пожертвованиями частных лиц.

 

 

 

Источник

 

uzaliva.com

Нам 55 лет - Российская школа подготовки собак-проводников

История службы собаки-поводыря уходит своими корнями в двадцатые годы прошлого столетия.

После первой мировой войны в странах, участниках конфликта, появилось значительное количество людей, потерявших зрение. Они оказались на обочине жизни, не имея возможности самостоятельно передвигаться и трудиться. Начинаются поиски средств помощи этим несчастным людям. В Германии, в начале двадцатых годов, была организована первая школа собак-поводырей слепых.

Положительный опыт применения собак-поводырей в Германии привёл к появлению в ряде стран школ, которые также стали вести подготовку собак-поводырей.

Все эти школы содержались не за счёт государства, а за счёт различных благотворительных организаций, сбора пожертвований среди населения. Некоторые школы были коммерческими, где стоимость подготовленной собаки была весьма высокой.

         В России  собак, помогающих слепым людям, называют «собаками – проводниками».

Их подготовкой у нас начали заниматься после Великой Отечественной войны, в результате которой резко возросло число людей, потерявших зрение

Необходимо было позаботиться об их трудоустройстве, о том, чтобы каждый потерявший зрение, нашёл своё место в жизни и смог работать, получая моральное удовлетворение от своего труда.

Почти все эти люди имели жизненный опыт, определённый уровень образования и профессию. И вполне понятно, что они хотели применить свои знания и опыт в производстве.

Но для этого было необходимо, как минимум, чтобы их сопровождали к месту работы и обратно, а это далеко не всегда было возможным. Поэтому со всей остротой встал вопрос о том, как помочь этим людям обрести возможность более или менее свободного передвижения без помощи посторонних.

          В связи с этим, уже в начале июня 1945 года, в Центральной школе     военного  собаководства  по  инициативе её  начальника  -   генерал - майора

Медведева Г.П. начались первые опыты по подготовке собак-проводников для слепых. Работа эта была весьма сложной, так как своей методики дрессировки у нас не было, не было опыта дрессировки собак этой службы, не было кадров, знающих этот вид дрессировки. Большую работу в этот период проделал офицер Центральной школы подполковник  А.П. Мазовер. Имея большой опыт по дрессировке собак различных служб в довоенный период, обогатив его опытом дрессировки и использования собак на фронтах Великой Отечественной войны, он взялся за это новое, трудное дело с небольшой группой солдат-дрессировщиков.

Настойчивая, творческая работа  принесла  результаты – в сентябре 1945 года была закончена дрессировка первой, опытной группы собак-проводников в количестве 10 голов, которые были переданы инвалидам войны, потерявшим зрение.

          Дальнейшая работа по подготовке собак-проводников в Центральной школе военного собаководства не проводилась, а была передана для продолжения Центральной школе служебного собаководства Осоавиахима, которая находилась в посёлке Ильинское Московской области.

          Эта школа, использовав опыт, накопившийся в Центральной школе военного собаководства, продолжила работу по дрессировке собак-проводников и в марте 1947 года подготовила и передали  инвалидам Великой Отечественной войны первую группу собак-проводников.

          Практическая работа этих собак была проверена и одобрена представителями Научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов Министерства социального обеспечения СССР и Всероссийского общества слепых.

Центральной школой служебного собаководства Осоавиахима было подготовлено и передано инвалидам Великой Отечественной войны несколько групп собак-проводников, но в первой половине 1948 года она была закрыта, и дальнейшая подготовка собак-проводников прекратилась на долгие годы.

Шли годы. Необходимость в собаках-проводниках для слепых становилась всё более настоятельной.

Положительный опыт использования собак-проводников слепых, полученный в 1945-1948 годы в нашей стране,  вызвал целый поток писем граждан  в Центральное правление Всероссийского общества слепых. Инвалиды Великой Отечественной войны и труда  настойчиво просили  организовать подготовку собак-проводников.

И вот 23 сентября 1959 года IX съезд Всероссийского общества слепых постановил создать специальную школу для подготовки собак-проводников. Но на пути её создания встретился целый ряд трудностей, основными из которых были – отсутствие материальной базы и кадров специалистов.

После целого ряда поисков и неудач в декабре 1959 года Центральному правлению ВОС удалось договориться с начальником Центральной школы военного собаководства генерал-майором Медведевым Г.П. о временном размещении школы собак-проводников на территории Центральной школы в пос. Вешняки Московской области, а также об оказании помощи в подборе кадров специалистов.

В соответствии с этой договорённостью и во исполнение решения IX съезда ВОС Президиум Центрального правления ВОС решением от 11 декабря 1959 года за № 30-4 постановил организовать с 1 января 1960 года Центральную республиканскую школу по подготовке собак-проводников.

В Положении о школе говорилось, что она находится в непосредственном ведении Центрального правления ВОС и имеет своей задачей дрессировку собак-проводников для слепых, а также обучение слепых всем правилам содержания и использования собак для практических целей.

26 мая 1960 года был издан приказ № I по Центральной республиканской школе по подготовке собак-проводников Всероссийского общества слепых, объявляющий об организации школы и вступлении в исполнение обязанностей директора школы Н.Е. Орехова.

Этот день стал днём образования школы, ныне Российской школы подготовки собак-проводников ВОС. (далее по тексту Школа)

Создав необходимую материальную базу, подобрав хороший коллектив тренеров-дрессировщиков, костяк которого составили офицеры-фронтовики, имевшие уникальный опыт дрессировки и использования собак во фронтовых условиях, Школа получила возможность работать в нормальных условиях. К концу 60-х годов Школа уже накопила значительный опыт в подготовке собак-проводников, укрепила кадры дрессировщиков и вела планомерную, успешную работу.

В 1969 году, в связи с необходимостью застройки микрорайона в Вешняках, где размещалась Школа, возникла необходимость в её передислокации.

В апреле состоялось решение Мособлисполкома об отводе земель для размещения Школы на окраине посёлка Купавна, а уже к концу 1969 года Школа продолжила работу на новом месте, где и находится по настоящее время.

         Школа сегодня - это уникальный комплекс зданий и сооружений, предназначенный для подготовки собак - проводников и их передачи, в последующем, инвалидам по зрению.

          Она является единственной в России Школой данного профиля, имеющей лицензию на право ведения образовательной деятельности по обучению инвалидов по зрению обращению с собакой-проводником.

В Школе созданы необходимые условия для работы персонала, проживания и учёбы инвалидов по зрению, приезжающих за собакой – проводником: трёхэтажная гостиница на тридцать мест, столовая, библиотека, просторные учебные классы, доступ в интернет, территория, оборудованная приборами системы «Говорящий город», макетами различных препятствий.

Собаки содержатся в тёплых просторных вольерах с выгульными площадками, имеется кормокухня, ветеринарная клиника, питомник.

Территория Школы специально оборудована для дрессировки собак, однако большая часть работы проходит на учебных маршрутах за пределами школы.

Одновременно проходит обучение около 50 собак. Часть собак приобретается взрослыми 1- 2 лет, часть выращивается в питомнике Школы.

Лабрадор, немецкая овчарка – породы собак, которые готовятся Школой для работы в качестве собаки – проводника инвалида по зрению.

Собака, которая отбирается на роль проводника, должна уметь сдерживать свои эмоции, обладать покладистым, терпеливым нравом, не пугаться резких звуков, быть доброжелательной к людям и животным.

Отбор и подготовку собак осуществляют опытные инструкторы, индивидуально для каждого инвалида по зрению. Собаки готовятся в Школе около полугода, после чего сдают экзамены.

В своей работе специалисты Школы опираются как на собственные уникальные методики подготовки собак-проводников и традиции российской школы дрессуры, так и на рекомендации Международной Федерации школ собак-поводырей для слепых.

Для получения собаки – проводника инвалиды по зрению приезжают в Школу на две недели и обучаются практической работе с собаками, правилам ухода за ними и основам ветеринарии.

Получив в Школе необходимые навыки, собака – проводник и её владелец имеют неограниченные возможности для их совершенствования.

Собака в состоянии запомнить несколько десятков различных маршрутов и по команде – названию конечного пункта, безошибочно водить незрячего на работу, в магазины, аптеку, на почту. Она тщательно выбирает наиболее безопасный маршрут, обходя ямы, лужи, выступы, низко склонённые ветви деревьев и прочие препятствия, а если обход невозможен – собака остановится и слепой, с помощью трости, определит характер препятствия. Подойдя к проезжей части, собака ждёт, когда прекратится движение транспорта и только после этого, по команде хозяина, продолжит путь.

Однажды войдя в дом инвалида по зрению, собака становится членом семьи, верным другом и незаменимым помощником.

       Все эти меры способствуют стабильной работе Школы в настоящее время и в этом заслуга всего коллектива, в основе работы которого лежит принцип не ждать и надеяться, а действовать и добиваться, верность которому позволила Школе с 1960 года подготовить и передать инвалидам по зрению более 4 200 собак.

 

 

sobakaprovodnik.ru

Получить собаку-поводыря — Собаки-помощники инвалидов

Кто может получить собаку-поводыря 

Мы передаем  собак-поводырей инвалидам по зрению в возрасте от 18 лет, испытывающим затруднения при самостоятельном передвижении и нуждающимся в помощи собаки поводыря, имеющим условия для содержания собаки, и по состоянию здоровья способным ходить с достаточно крупной и энергичной собакой.

Собака передается бесплатноПередача собаки осуществляется бесплатно (для граждан РФ) по договору благотворительного пожертвования, который заключается между Центром и инвалидом.

Как оформить документыДля получения собаки-поводыря требуются следующие документы:

1. Заявление в произвольной форме с просьбой подготовить собаку-поводыря.2. Анкету, бланк которой можно взять здесь.3. Медицинскую справку (копию), подтверждающую вашу инвалидность по зрению.4. Копию паспорта РФ.Документы не обязательно заверять нотариально, мы заверим их сами при наличии оригиналов.

Документы можно передать лично или прислать заказным письмом. Свяжитесь с нами для уточнения адреса. Первоначально можно прислать документы в электронном виде на адрес [email protected]

После получения ваших документов, тренер Центра навестит Вас, чтобы обсудить пожелания относительно собаки, ответить на возникшие у вас вопросы, посмотреть, в каких условиях предстоит работать и жить собаке. К сожалению, это возможно не всегда, если вы живете далеко от нас (Центр находится в Москве), нам придется ограничиться перепиской и общением по телефону. В этом случае просим вас, как можно подробнее отвечать на вопросы анкеты, именно на основании ваших ответов мы станем подбирать и дрессировать собаку для вас. Собаки-поводыри проходят дрессировку по стандартной программе, но дополнительно каждая из них получает навыки, которые необходимы конкретному человеку, для которого она предназначена.Когда вы получите собакуНа основании полученных документов мы включаем вас в лист ожидания. Вы получаете собаку бесплатно. Средний срок ожидания составляет 12 месяцев. Когда подходящая Вам собака будет заканчивать свое обучение, Вам позвонит сотрудник центра и согласует дату Вашего визита.Какую собаку вы получитеМы дрессируем взрослых молодых (в возрасте 1-2 года) собак, которых приобретаем после тщательной проверки и тестирования на пригодность к работе в качестве собаки поводыря. Мы используем собак пород лабрадор-ретривер, голден-ретривер обоего пола. Это породы наиболее приспособлены для сложной работы собаки-поводыря. Собаки, как правило, стерилизуются.

В исключительных случаях мы можем подготовить собаку, принадлежащую инвалиду по зрению, при условии, что она успешно пройдет общее тестирование в центре.Далеко не каждая собака может стать поводырем. Поэтому, не торопитесь приобрести собаку или щенка самостоятельно.

Собака проходит обучение в течение 4-6 месяцев и сдает вместе с тренером экзамен, подтверждающий ее готовность к работе. Подготовкой собак занимаются специалисты дрессировщики, имеющие многолетний опыт дрессировки собак для инвалидов.

Как происходит получение собаки

Мы извещаем вас о предполагаемом времени получения собаки заранее. Всегда имеется возможность согласовать время передачи, выбрав удобное и для вас и для Центра. Точную дату уточняем обычно за одну — две недели. После этого вам предстоит в течение двух недель пройти курс обучения вместе с собакой. За это время вы получите все необходимые знания и приобретете навыки управления собакой. Собака, в свою очередь, привыкнет к вам, научится слушаться и работать с вами. Это важный этап, им нельзя пренебрегать.

Передача собаки происходит на тренировочной базе центра в городе Железнодорожный (М.О.) и занимает в среднем две недели. При необходимости проводятся дополнительные занятия по месту жительства незрячего (для москвичей). Мы организуем передачу собаки для каждого человека индивидуально, исходя из его навыков и особенностей.

Какие документы вы получите 

Передача собаки-поводыря сопровождается оформлением соответствующих документов. Вы получите:

1. Паспорт собаки-поводыря.2. Договор благотворительного пожертвования – передачи собаки-поводыря инвалиду по зрению.3. Акт передачи собаки-поводыря.4. Ветеринарный паспорт на собаку.Эти документы подтверждают статус вашей собаки как поводыря.

Снаряжение для собаки

Вместе с собакой вы получаете комплект снаряжения, необходимый для работы с ней. В том числе специальную шлейку собаки-поводыря с опознавательными знаками и светоотражающими элементами.Мы поддерживаем связь со всеми, кто получил у нас собаку, всегда готовы оказать посильную для нас помощь.

 

www.guidedogs.ru

Подготовка собак-поводырей — Собаки-помощники инвалидов

Собака-поводырь или собака-проводник — уникальное средство реабилитации инвалидов по зрению. Самостоятельность, приобретенная с помощью поводыря, помогает незрячим людям найти работу, друзей, увлечения, получать образование, справляться с повседневными бытовыми проблемами.

Список документов, необходимых для получения собаки-поводыря, Вы найдете в разделе «Получить собаку».

Дрессировка собак-поводырей – основное направление работы нашего Центра.

Замечательная способность собак запоминать дорогу, по которой шли, отыскивать путь к дому, известна и используется людьми давно. И сейчас основная задача собаки-поводыря — запомнить постоянные маршруты и водить по ним своего слепого хозяина, не давая сбиться с пути. Другая задача — сделать путь слепого безопасным.

Благодаря уникальным методикам дрессировки современная собака-поводырь умеет многое. Она хорошо приспособлена к работе в шумном суетливом городе, где водит своего хозяина по многолюдным улицам, оберегая от столкновений, предупреждая о препятствиях. В процессе дрессировки, собаку обучают переводить человека через дороги, находить лестницу, нужную дверь, скамейку. Случается, что до получения собаки-поводыря слепой человек годами не выходил из дома.

Реабилитация инвалидов с помощью собак позитивно влияет и на эмоциональное состояние незрячих. Важно, что собака — жизнелюбивое и активное существо — помогает преодолеть психологические трудности, возникающие у людей, потерявших зрение.

Собака-поводырь служит связующим звеном между слепым человеком и миром зрячих людей. Привлекая к себе благожелательное внимание окружающих, она побуждает их внимательнее относиться к проблемам своего хозяина.

Процесс дрессировки собак-поводырей

Для дрессировки мы приобретаем щенков или молодых собак породы лабрадор ретривер, и иногда голден ретривер. Щенки проходят тщательную проверку, мы дрессируем только собак, полностью соответствующих требованиям для собак-поводырей. Во время взросления лабрадоры живут в домашних условиях в приемных семьях. Подробнее об этом можно узнать в разделе «Волонтерская программа».

Основная дрессировка начинается, когда собаке исполнилось 12 месяцев. Занятия проходят на тренировочной базе центра и на городских маршрутах, включающих в себя все необходимые для обучения собак элементы: различные виды препятствий, ориентиры, переходы дорог и т. п. Важно, что собаки привыкают работать в естественной, насыщенной различными раздражителями среде. Собак обучают профессиональные кинологи, имеющие многолетний опыт подготовки собак-помощников для инвалидов по зрению. Дрессировка собак осуществляется по стандартной программе, которую условно можно разделить на две части: курс послушания (общий курс дрессировки) и курс вождения (специальный курс собаки-проводника). Кроме того, мы учитываем пожелания и особенности каждого инвалида по зрению, для которого дрессируем собаку, вводя в ее подготовку необходимые элементы.

Дрессировка взрослой собаки-помощника слепого занимает в среднем шесть месяцев. По ее окончании дрессировщик с собакой сдает испытания. Их цель — убедиться в полной подготовке собаки и ее готовности работать с незрячим человеком. Испытания состоят из двух этапов: демонстрация общего курса дрессировки и прохождение учебного маршрута, знакомого собаке. Во время испытаний на собаке шлейка, а дрессировщик надевает светонепроницаемые очки, которые лишают его возможности видеть. Это необходимо для того, чтобы убедиться в готовности собаки водить действительно незрячего человека.

Обучение незрячего работе с собакой-поводырем

Справившись с испытанием, дрессировщик приступает к самой сложной части своей работы — передаче собаки-поводыря инвалиду по зрению. Пара «незрячий — собака-поводырь» формируется на последнем этапе дрессировки собаки. В этом нам помогают сведения из анкет и личные встречи с незрячими, включенными в лист ожидания. Передача собаки происходит на тренировочной базе центра в городе Железнодорожный (М.О.) и занимает в среднем две недели. Для москвичей проводятся дополнительные занятия по месту жительства. Мы организуем передачу собаки для каждого человека индивидуально, исходя из его навыков и особенностей.

В процессе обучения незрячий с собакой-поводырем осваивают несколько основных маршрутов, тренируются в исполнении команд общего курса дрессировки. Собака привыкает к своему новому хозяину. Это ответственный период для собаки-поводыря и незрячего, поскольку именно в это время закладывается основа их взаимоотношений. Важно, чтобы собака не только привыкла к своему новому хозяину и полюбила его (с этим проблем не возникает), а восприняла его как лидера, которого нужно слушаться, с которым нужно работать так же, как с дрессировщиком.

Инициативные действия собаки, без которых невозможна работа поводыря, должны сочетаться с хорошей дисциплиной. Незрячий учится понимать действия собаки, управлять ею.

Незрячий так же учится ухаживать за собакой, кормить, выгуливать. Мы учим их всему, что должен знать и делать заботливый и ответственный владелец собаки. Мы учим родственников инвалида по зрению (или друзей), правильно помогать ему при отработке новых маршрутов или в случае затруднений в самостоятельном передвижении.

Передача собаки завершается, когда мы уверены, что незрячий полностью усвоил все необходимое для работы с собакой и ее содержания, а собака-поводырь выполняет свою работу. Мы контролируем дальнейшую судьбу собаки, при необходимости оказываем помощь ее незрячему владельцу.

Конечно, этот метод реабилитации инвалидов по зрению довольно сложный и затратный. Но за 50 лет применения в России (и почти вековую историю в Европе) он доказал свою эффективность. Об этом говорит и наш лист ожидания, который каждый месяц пополняется новыми именами.

Хочется отдельно сказать, что собаки-поводыри незрячих получают не меньше любви и заботы, чем их «безработные» сородичи. Сложная работа не мешает нашим собакам оставаться веселыми и жизнерадостными.

Для постоянной работы и развития этого направления реабилитации в России нам нужна Ваша помощь! Мы будем благодарны за любую поддержку.

Не менее важная программа центра «Солнечный пес» — это занятия по канистерапии для особых детей. Подробнее о программе…

www.guidedogs.ru

Наша команда — Собаки-помощники инвалидов

Тренеры-дрессировщики составляют ядро нашей организации, поскольку они занимаются непосредственно дрессировкой собак и обучением инвалидов. Дрессировка собак для людей с ограниченными возможностями во многом отличается от других видов дрессировок. Нужно учитывать особенности, связанные с потерей зрения, собаки должны работать безотказно в разных условиях, быть послушными и инициативными.

Работа дрессировщика не заканчивается на сдачи экзамена с подготовленной собакой. Следом наступает самая ответственная и сложная часть — обучение незрячего человека. От этого этапа во многом зависит, насколько хорошим помощником станет собака, оправдает ли она надежды своего незрячего хозяина. Наши дрессировщики — опытные профессионалы, много лет работающие в этой области. Дрессировщики нашей организации подготовили собак-терапевтов для программы «Солнечный пес» и других организаций, занимающихся реабилитацией особых детей.

 

Администрация

Елена Орочко

Руководитель центра. Стаж в области подготовки собак-поводырей больше 30 лет. Подготовила и передала инвалидам по зрению более 90 собак поводырей.Инструктор по дрессировке собак Российской Кинологической Организации.

Анна Сухова

Заместитель директора. В команде центра с 2012 года. Стаж работы в НКО более 6 лет. Образование высшее по специальности «Менеджмент организации».

Анжелика Батищева

Бухгалтер. Работала инструктором по реабилитации инвалидов и подготовке собак-поводырей для слепых в течение 12 лет. В 2005 году получила дополнительное образование и работает в должности бухгалтера.

Элина Почуева

Фандрайзер. В команде центра с 2016 года. Образование высшее по специальности «Финансовый менеджмент».

Команда тренеров

Наташа Луговая

Дрессировщик, куратор «Волонтерской программы». Образование по специальности «Зоотехник». Опыт работы в области выращивания щенков для службы собак-поводырей 5 лет. В команде центра с 2013 года.

Наталья Рафиева

Тренер-дрессировщик с 2016 года. В команде центра с 2014 года, работала дежурным по уходу за собаками. Волонтер по выращиванию щенков с 2012 года.

Елена Карлова

Тренер-дрессировщик. Образование высшее МТИММП, доп. — курсы инструкторов при клубе ДОСААФ. Мастер спорта СССР по летнему многоборью со служебными собаками, призер чемпионатов Москвы. Стаж работы в области подготовки поводырей больше 20 лет. В команде центра с 2003 года.

Анна Горохова

Тренер-дрессировщик. Работает в центре с 2012 года, ранее занималась частной дрессировкой. Заведует изготовлением и подбором  снаряжения для собак-поводырей.

Анна Чернова

Тренер-методист. Руководит волонтерской программой по выращиванию щенков. Образование высшее по специальности «Зоотехник». Имеет свидетельство инструктора по племенному разведению. Работает в области подготовки собак-поводырей с 1981 года.

Наталья Громова

Тренер-дрессировщик, инструктор по пространственному ориентированию. Имеет образование по специальности «Зоотехник». Работает в области подготовки собак-поводырей с 1987 года.

Нина Кадыкова

Тренер-дрессировщик. 5 лет работала служителем в «Театре зверей имени В.Л. Дурова». Работает в области подготовки собак-поводырей с 1976 года. Подготовила более 200 собак-поводырей.

Алла Липовицкая

Тренер-дрессировщик. В команде центра с 2016 года. С 2015 года является волонтером поисково-спасательной службы.

Галина Александрова

Тренер-дрессировщик, методист по реабилитации. Образование МГППУ, магистр по направлению «Психология». Волонтер в благотворительных организациях с 2011 по 2016 гг. Сотрудник Центра социальной мобильности с 2016 по 2017 год. В команде с 2017 года.

Проект «Солнечный пес»

Ева Кабакова

Информация

Вероника Хмызова

Психолог. Образование высшее, по специальности «педагог-психолог». В проекте «Солнечный пес» с 2012 года.

Татьяна Любимова

Руководитель группы каниc-терапии «Солнечный пес». Образование высшее по специальности «Педагог-дефектолог». Опыт работы в облести реабилитации детей с особенностями развития с помощью собак более 10 лет.

Дежурные по уходу за собаками

Анастасия Громова

Дежурный по уходу за собаками. В команде центра с 2012 года.

Наталья Чернова

Дежурный по уходу за собаками. Образование среднее по специальности «Ветеринарный фельдшер», неоконченное высшее по специальности «Ветеринарный врач». В команде центра с 2012 года.

Наталья Бадер

Дежурный по уходу за собаками. В команде центра с 2017 года.

Алла Высоцкая

Дежурный по уходу за собаками. В команде центра с 2016 года.

Светлана Зубаткина

Дежурный по уходу за собаками. Образование среднее по специальности «Ветеринарный фельдшер», неоконченное высшее по специальности «Ветеринарный врач». В команде центра с 2017 года.

www.guidedogs.ru

История службы собак-поводырей (собак-проводников) — Собаки-помощники инвалидов

Незрячие люди путешествовали с собаками в качестве компаньонов и защитников тысячи лет. Насколько известно, первым человеком, тренировавшим собак специально в качестве поводырей слепых, был Йохан Клейн (Johann Wilhelm Klein), основатель Института Тренировки Слепых в Вене. Он опубликовал книгу по тренировке и использовании собак-поводырей в 1819 году.

Первое систематическое обучение собак в качестве компаньонов и проводников для тех, кто потерял зрение, началось после первой мировой войны. Специальная школа для обучения отобранных собак была основана в Германии, чтобы помочь реабилитировать много тысяч людей, ослепших на этой войне. К 1925 году успех этой школы, которая получила поддержку Германского Красного Креста, стал известен в других частях света.

 Американка Дороти Юстис (Dorothy Eustis), проживавшая в Швейцарии, которая специализировалась в разведении и подготовке собак для работы в полиции, посетила немецкую школу. Ее так впечатлил этот визит, что она написала статью для имеющей влияние газеты Saturday Evening Post и позже в 1929 году помогла молодому американцу приехать в Швейцарию и приобрести собаку. В конце концов при поддержке Дороти Юстис в штате Нью Джерси была организована школа: двое инструкторов-выпускников школы в Лозанне поехали в Америку, один — в Италию, а еще один — в школу, которая уже существовала в Великобритании. Интересно, что у истоков английской школы дрессировки стоит русский офицер, эмигрант Николай Ляхов. Об этом написана целая книга, и англичане высоко оценивают вклад нашего соотечественника в формирование национальной школы дрессировки собак-поводырей.

Собак-поводырей, или собак-проводников, в нашей стране стали профессионально готовить после Великой отечественной войны. В результате ранений, полученных на фронте, появилось много молодых, в остальном физически здоровых, людей, потерявших зрение. Многие из них были высококвалифицированными специалистами. Однако их трудоустройство и возвращение к обычной жизни стало проблемой. Для их социально-трудовой и бытовой реабилитации были открыты учебно-производственные предприятия, специальные школы-интернаты и училища. Но наряду с новыми профессиями инвалидам нужно было обрести свободу передвижения, освободиться от постоянной зависимости от помощи других людей. Дать возможность ходить свободно, не только по знакомым заученным маршрутам. Обеспечить такую мобильность и независимость могли только специально выдрессированные собаки-проводники. Первые собаки-проводники были подготовлены в 1947 году в Центральной школе служебного собаководства, и переданы инвалидам Великой Отечественной войны.

Но только в 1960 году Центральным правлением Всероссийского общества слепых (ВОС) была создана Центральная республиканская школа по подготовке собак-проводников для слепых. К работе по созданию Школы были привлечены специалисты-кинологи. Это были офицеры, прошедшие войну и имевшие уникальный опыт дрессировки и использования собак в фронтовых условиях. Они занимались подготовкой собак миноискателей, санитарных, готовили собачьи упряжки для вывоза раненых и доставки боеприпасов. Конечно, это совершенно другие виды дрессировки, но эти люди занимались практической подготовкой собак, которые работали в реальных условиях. Что роднит эти виды собачьей деятельности со службой собаки поводыря, которая тоже работает хотя и в мирных, но сложных и постоянно меняющихся условиях. А это не маловажно, поскольку пришлось осваивать новые виды дрессировки, до многого доходя, что называется «своим умом». Первоначально Школа размещалась на окраине Москвы, в Вешняках. Через некоторое время перебазировалась в подмосковный поселок Купавна, где и существует поныне. Сейчас она называется Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак проводников. Орехов Николай Егорович — первый директор Школы. Его сослуживцы: Латушкин Николай Аверьянович, Куприянов Афанасий Лукьянович, Гненков Нефед Семенович. Мы их помним. Именно благодаря их упорству, знаниям и опыту стало возможно создание такой необычной организации. Она была создана их руками, и в прямом смысле этого слова тоже. Чуть позже пришли более молодые: Виктор Мачков, Михаил Рыбкин, Екатерина Ушкова, Татьяна Макеенко. После ухода на пенсию Николая Егоровича Школе не очень везло с руководителями. Три человека сменили друг друга на этом посту. Все они не были кинологами, что часто мешало работе. (На фото: директор Школы Орехов Николай Егорович (с овчаркой) и один из методистов-дрессировщиков Куприянов Афанасий Лукьянович).Тем не менее, за прошедшие годы многое изменилось. И это были изменения к лучшему. От деревянных холодных вольеров и единственного деревянного же домика, где размещались все: и контора, и тренеры, и приезжающие за собаками инвалиды до добротных теплых вольеров, современного офиса с компьютером и прочих атрибутов процветающего современного предприятия. Существенно изменилась и сама работа по подготовке собак и обучению инвалидов.

Использовавшаяся изначально немецкая методика дрессировки была постепенно переработана. Были учтены и особенности работы собак-поводырей в нашей стране, и пожелания инвалидов, и накопленный опыт работы. Разработаны программы подготовки собак, их тестирования, разведения и выращивания щенков для нужд Школы, программы обучения инвалидов. Изучены современные методики дрессировки и работы с инвалидами зарубежных коллег. Несколько собак поводырей были подготовлены нашими дрессировщиками по заказу Шведской школы. Это уже заслуги следующего поколения дрессировщиков. Нашего.

В связи с этим нельзя не сказать о человеке, бывшем в течение последнего десятка лет душой нашего дела. Светлана Петровна Бочковская проработала в школе почти двадцать лет, последние годы в должности заместителя директора по собаководству. Она была инициатором и деятельным участником большинства проектов. Сплотила вокруг себя тренерский коллектив. Несколько лет назад она ушла из жизни. Но во многом благодаря ей продолжается наша работа.

Школа была единственной на всю страну, она обслуживала не только российских инвалидов, собак передавали и в союзные республики. Во времена своего расцвета Школа передавала инвалидам по зрению по сто и больше собак в год. Спрос на собак был очень высок. Слепые ждали своей очереди на получение собаки по несколько лет. Увеличилось и количество квалифицированного персонала. Грянувший кризис повлек за собой сокращения и уменьшение масштабов работы. Но организация смогла пережить это сложное время и продолжает успешно работать.

Подготовка собак для людей с ограниченными возможностями оказалась настолько востребованной, что в 1999 году в Москве образовалась новая организация. Основой ее коллектива стали дрессировщики много лет проработавшие в школе ВОС. Первое время собак готовили и передавали на общественных началах. В феврале 2003 года организация была зарегистрирована в соответствии с законодательством РФ и обрела юридический статус автономной некоммерческой организации —  АНО «Учебно-кинологический центр «Собаки — помощники инвалидов».

Сегодня центр занимается подготовкой и передачей инвалидам по зрению собак-поводырей, а также подготовкой собак-терапевтов и проведением реабилитационных занятий по канис-терапии для детей с особенностями развития.

В 2012 году организация обосновалась в городе Железнодорожный, Балашихинского района. Здесь находится база, где проходит тренировка собак-поводырей, а также администрация центра.

В 2015 году Центр «Собаки-помощники инвалидов» стал членом Международной ассоциации школ собак-поводырей.

Чтобы узнать, как проходит тренировка собак-помощников для незрячих людей, читайте раздел «Подготовка собак-поводырей»…

Основной деятельностью центра сохранилась традиционная для России подготовка собак поводырей для слепых, потребность в которых есть всегда. К сугубо утилитарному восприятию собаки-поводыря, которое было характерно для прошлых лет, добавились психологические аспекты. Для многих инвалидов по зрению собака-поводырь не только помощник в передвижении, но и связующее звено между ним и миром зрячих людей. Значение собаки-поводыря как средства реабилитации и социальной адаптации инвалидов по зрению общепризнано. Все больше инвалидов обращается с просьбами о подготовке собак.

Со времени своего появления до наших дней собаки-поводыри изменили жизни несчетного количества людей с проблемами зрения. Школы, занимающиеся подготовкой собак поводырей, существуют во многих странах. Мы гордимся тем, что продолжаем такую замечательную историю.

www.guidedogs.ru

История службы собак-повадырей / Питомцы

Незрячие люди путешествовали с собаками в качестве компаньонов и защитников тысячи лет. Насколько известно, первым человеком, тренировавшим собак специально в качестве поводырей слепых, был Йохан Клейн (Johann Wilhelm Klein), основатель Института Тренировки Слепых в Вене. Он опубликовал книгу по тренировке и использовании собак-поводырей в 1819 году. Первое систематическое обучение собак в качестве компаньонов и проводников для тех, кто потерял зрение, началось после первой мировой войны.Специальная школа для обучения отобранных собак была основана в Германии, чтобы помочь реабилитировать много тысяч людей, ослепших на этой войне. К 1925 году успех этой школы, которая получила поддержку Германского Красного Креста, стал известен в других частях света. Американка Дороти Юстис (Dorothy Eustis), проживавшая в Швейцарии, которая специализировалась в разведении и подготовке собак для работы в полиции, посетила немецкую школу. Ее так впечатлил этот визит, что она написала статью для имеющей влияние газеты Saturday Evening Post и позже в 1929 году помогла молодому американцу приехать в Швейцарию и приобрести собаку. В конце концов при поддержке Дороти Юстис в штате Нью Джерси была организована школа: двое инструкторов-выпускников школы в Лозанне поехали в Америку, один — в Италию, а еще один — в школу, которая уже существовала в Великобритании. Интересно, что у истоков английской школы дрессировки стоит русский офицер, эмигрант Николай Ляхов. Об этом написана целая книга, и англичане высоко оценивают вклад нашего соотечественника в формирование национальной школы дрессировки собак-поводырей. Собак-поводырей, или проводников, в нашей стране стали профессионально готовить после Великой отечественной войны. В результате ранений, полученных на фронте, появилось много молодых, в остальном физически здоровых, людей, потерявших зрение. Многие из них были высококвалифицированными специалистами. Однако их трудоустройство и возвращение к обычной жизни стало проблемой. Для их социально-трудовой и бытовой реабилитации были открыты учебно-производственные предприятия, специальные школы-интернаты и училища. Но наряду с новыми профессиями инвалидам нужно было обрести свободу передвижения, освободиться от постоянной зависимости от помощи других людей. Дать возможность ходить свободно, не только по знакомым заученным маршрутам. Обеспечить такую мобильность и независимость могли только специально выдрессированные собаки-проводники. Первые собаки-проводники были подготовлены в 1947 году в Центральной школе служебного собаководства, и переданы инвалидам Великой Отечественной войны. Но только в 1960 году Центральным правлением Всероссийского общества слепых (ВОС) была создана Центральная республиканская школа по подготовке собак-проводников для слепых. К работе по созданию Школы были привлечены специалисты-кинологи. Это были офицеры, прошедшие войну и имевшие уникальный опыт дрессировки и использования собак в фронтовых условиях. Они занимались подготовкой собак миноискателей, санитарных, готовили собачьи упряжки для вывоза раненых и доставки боеприпасов. Конечно, это совершенно другие виды дрессировки, но эти люди занимались практической подготовкой собак, которые работали в реальных условиях. Что роднит эти виды собачьей деятельности со службой собаки поводыря, которая тоже работает хотя и в мирных, но сложных и постоянно меняющихся условиях. А это не маловажно, поскольку пришлось осваивать новые виды дрессировки, до многого доходя, что называется «своим умом». Первоначально Школа размещалась на окраине Москвы, в Вешняках. Через некоторое время перебазировалась в подмосковный поселок Купавна, где и существует поныне. Сейчас она называется Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак проводников. Орехов Николай Егорович — первый директор Школы. Его сослуживцы: Латушкин Николай Аверьянович, Куприянов Афанасий Лукьянович, Гненков Нефед Семенович. Мы их помним. Именно благодаря их упорству, знаниям и опыту стало возможно создание такой необычной организации. Она была создана их руками, и в прямом смысле этого слова тоже. Чуть позже пришли более молодые: Виктор Мачков, Михаил Рыбкин, Екатерина Ушкова, Татьяна Макеенко. После ухода на пенсию Николая Егоровича Школе не очень везло с руководителями. Три человека сменили друг друга на этом посту. Все они не были кинологами, что часто мешало работе. (На фото: директор Школы Орехов Николай Егорович (с овчаркой) и один из методистов-дрессировщиков Куприянов Афанасий Лукьянович). Тем не менее, за прошедшие годы многое изменилось. И это были изменения к лучшему. От деревянных холодных вольеров и единственного деревянного же домика, где размещались все: и контора, и тренеры, и приезжающие за собаками инвалиды до добротных теплых вольеров, современного офиса с компьютером и прочих атрибутов процветающего современного предприятия. Существенно изменилась и сама работа по подготовке собак и обучению инвалидов. Использовавшаяся изначально немецкая методика дрессировки была постепенно переработана. Были учтены и особенности работы собак-поводырей в нашей стране, и пожелания инвалидов, и накопленный опыт работы. Разработаны программы подготовки собак, их тестирования, разведения и выращивания щенков для нужд Школы, программы обучения инвалидов. Изучены современные методики дрессировки и работы с инвалидами зарубежных коллег. Несколько собак поводырей были подготовлены нашими дрессировщиками по заказу Шведской школы. Это уже заслуги следующего поколения дрессировщиков. Нашего. В связи с этим нельзя не сказать о человеке, бывшем в течение последнего десятка лет душой нашего дела. Светлана Петровна Бочковская проработала в школе почти двадцать лет, последние годы в должности заместителя директора по собаководству. Она была инициатором и деятельным участником большинства проектов. Сплотила вокруг себя тренерский коллектив. Несколько лет назад она ушла из жизни. Но во многом благодаря ей продолжается наша работа. Школа была единственной на всю страну, она обслуживала не только российских инвалидов, собак передавали и в союзные республики. Во времена своего расцвета Школа передавала инвалидам по зрению по сто и больше собак в год. Спрос на собак был очень высок. Слепые ждали своей очереди на получение собаки по несколько лет. В конце девяностых годов финансовое положение Школы, и без того нестабильное, стало критическим. Она оказалась на грани закрытия. Школа принадлежит ВОС, и оно вольно распоряжаться ею по своему усмотрению. Было принято решение о сокращении штата, две трети опытных дрессировщиков были уволены. Остальные ушли сами. Школа продолжает существовать, ее финансовое положение стабилизировалось, хотя количество подготавливаемых собак уменьшилось, и стиль работы изменился. В настоящее время для получения собаки в купавнинской школе нужно обратиться в Фонд Социального Страхования. Фактически, не по своей воле квалифицированные дрессировщики, обладающие уникальным опытом подготовки собак для инвалидов, оказались отстранены от дела, которому посвятили многие годы своей жизни. В 1998 году в Москве их усилиями образовалась новая организация, занимающаяся подготовкой собак для инвалидов. Первое время собак готовили и передавали на общественных началах. В феврале 2003 года организация зарегистрирована в соответствии с законодательством РФ и обрела юридический статус автономной некоммерческой организации — АНО «Учебно-кинологический центр „Собаки — помощники инвалидов“. Центр занимается подготовкой и передачей инвалидам по зрению собак-поводырей и собак терапевтов для детей с особенностями развития, а так же по индивидуальным программам готовит собак- помощников для других категорий инвалидов. В том же 1998 году в Екатеринбурге при поддержке нашего Центра была создана кинологическая организация „Напарник“. Цель ее создания — подготовка собак — поводырей слепых для восточных регионов России. Было подготовлено и передано четыре собаки, успешно работающие сейчас у инвалидов, проживающих в Екатеринбурге. Однако, „Напарник“ был вынужден прекратить свою деятельность, не получив финансовой поддержки.Периодически предпринимаются попытки создания организаций, занимающихся подготовкой таких собак и в других городах. По различным причинам они безуспешны. Основной деятельностью Центра сохранилась традиционная для России подготовка собак поводырей для слепых, потребность в которых есть всегда. К сугубо утилитарному восприятию собаки-поводыря, которое было характерно для прошлых лет, добавились психологические аспекты. Для многих инвалидов по зрению собака-поводырь не только помощник в передвижении, но и связующее звено между ним и миром зрячих людей. Значение собаки-поводыря как средства реабилитации и социальной адаптации инвалидов по зрению общепризнано. Все больше инвалидов обращается с просьбами о подготовке собак. собака, повадырьСо времени своего появления до наших дней собаки-поводыри изменили жизни несчетного количества людей с проблемами зрения. Школы, занимающиеся подготовкой собак поводырей, существуют во многих странах. Мы гордимся тем, что продолжаем такую замечательную историю собак-поводырей здесь, помогая незрячим людям в России жить безопасно и независимо.

pitomzy.com