Редкие собаки нашего города. Шабалина собака


Редкие собаки нашего города — Барановичи. Intex-press — Новости Барановичского региона

С владельцами собак редких пород в Барановичах о трудностях воспитания и особенностях породы побеседовала “IP”.

Акита-ину, родом из Японии

Порода этой собаки настолько ценится у себя на родине в Японии, что правительство субсидирует уход и кормление чемпионов, если хозяева не в состоянии содержать собаку сами.   Акита-ину в Японии –  символ хорошего здоровья у всех членов семьи.

РЕКЛАМА

  В Барановичах проживает две акиты, и обе принадлежат Олегу Шлыкову. Его заинтересовало, что в интернет-рейтинге собак охранных пород акита по своим качествам оказалась выше, чем немецкая овчарка. После просмотра фильма «Хатико» с Ричардом Гиром Олег Шлыков решил, что ему нужна именно она, верная и преданная акита. Отыскав подходящего щенка в Москве, Олег привез его в Барановичи. Это было чуть больше года назад. Щенка заводчики назвали Омикудзе, что в переводе с японского означает «судьба».   «Поразило, что будучи маленьким    он с первого же дня приучился ходить в туалет.

А еще дома, пока Оми был щенком, он не сгрыз ни одной вещи», – отметил Олег Шлыков. Акита оказалась очень легка в дрессировке: ей достаточно 2-3 занятий, чтобы запомнить то, что бывший пес Олега –  стаффордширский терьер – усваивал за месяц тренировок. «Собака оказалась очень спокойной, – рассказал Олег. –  Просто лаять на прохожих акита считает ниже своего достоинства».

  По словам Олега Шлыкова, акита – собака-лидер. Во взаимоотношениях с ней очень важно хозяину показать, что именно он главный. «Поначалу были проблемы во взаимоотношениях Оми с сыном. Собака могла даже порычать на него. Это потому,  что он неправильно себя с ней вел: разговаривал с собакой, находясь с ней на одном уровне или даже лежа, играл.

Но, проконсультировавшись с дрессировщиком, мы разрешили эту проблему: сын дал собаке почувствовать, что он главнее, и она это поняла», – рассказал владелец акиты. В быту собаки этой породы оказались неприхотливыми: живут они у Олега Шлыкова на улице.

Несмотря на то, что у собаки много белых частей, ее шерсть обладает уникальной способностью самоочищаться. «Правы те, кто говорят, что человек, однажды купивший акиту, больше никогда не захочет заводить другую собаку», – сказал Олег Шлыков. Через полгода после покупки Оми Олег поехал в Японию и привез себе еще одного щенка акиты по кличке Сакура.

Фландрский бувье, лохматый телохранитель

Фландрский бувье, лохматый телохранитель

Фландрский бувье, лохматый телохранитель

К решению завести породистую собаку Ольгу Ткачук подтолкнули ее дети, настойчиво просившие собаку. К выбору породы собаки в семье подошли очень тщательно. Хозяева искали собаку, ориентируясь на два главных критерия: чтобы она подошла для содержания в семье, где есть дети, и была вынослива к непогоде. Они остановили свой выбор на собаке породы фландрский бувье.

В переводе название «бувье» переводится как «погонщик быков». Его родина – земли вдоль франко-бельгийской границы (Фландрия). Бувье добились широкого признания в годы первой мировой войны, когда проявили недюжинную силу и храбрость, разнося армейские донесения и разыскивая раненых. Когда в Бельгию и северо-восток Франции пришла война, почти все эти собаки погибли. В 1920-е годы усилиями кинологов порода была восстановлена. До сих пор собак этой породы немного не только в Беларуси, но и во всем мире.

В Барановичи в семью Ольги Ткачук фландрского бувье по кличке Фенси Фей (в переводе   прекрасная фея) привезли из Тамбова.   «Когда мы приехали домой, то Фенси сразу же определила место для себя и всегда послушно уходила туда по команде «место», – рассказала Ольга. Собака оказалась очень спокойной.

Она может несколько часов ожидать хозяев в машине, сидеть без движения под письменным столом, если в доме гости. Хотя Фенси любит играть со своим хозяином, ее едва ли можно назвать страстным любителем игр. Для Фенси совершенно не характерно чувство агрессии, но в случае опасности она с готовностью рвется на защиту хозяев.

«Единственный нюанс этой породы – уход за шерстью. Ее надо тщательно прочесывать один раз в неделю», – отметила Ольга. Бувье  приучать к этой процедуре необходимо со щенячьего возраста, чтобы не пришлось в будущем сражаться с рычащим мохнатым зверем. Периодически у этой собаки подстригают шерсть на ушах и вокруг хвоста. Часто мыть собаку нет необходимости. Это делают по мере загрязнения шерсти несколько раз в год.

Самоед, белый и пушистый

РЕКЛАМА

Самоед, белый и пушистый

Самоед, белый и пушистый

В Барановичах живет один представитель этой редкой породы. Марина и Владимир Шабалины приобрели самоеда Алекса два года назад. Поскольку на тот момент в Беларуси самоедов не продавали, они нашли щенка через знакомых в Сербии. «Алексу исполнилось три месяца, и нужно было забирать его из-за границы. Мы попросили это сделать водителя большегруза, – вспомнила Марина. – Но так получилось, что у водителя возникли проблемы с грузом и его задержали на таможне в Мокранах. Пока стояли на границе, наш щенок съел у водителя всю еду». Тогда Марине пришлось самой приехать на таможню и забирать своего голодного 4,5-килограммового щенка.

Решение приобрести собаку именно этой породы для Марины Шабалиной было спонтанным: однажды она смотрела по телевизору программу «Дог-шоу» и увидела там белого и пушистого самоеда. Ознакомившись с характеристикой породы подробнее, поняла, что хочет именно эту собаку. Вскоре ее мечта сбылась. 

По словам хозяев, самоед достаточно привередлив в уходе: его часто приходится мыть, также Алекс избирателен в еде и в выборе места для сна. «Поскольку он пушистый, то ночью ему жарко спать, и он много раз за ночь меняет место», – уточнил Владимир. В еде Алекс  оказался очень избирательным: предпочитает сухой корм, курицу без кожицы, зеленый салат. Ест самоед немало: по стандарту породы взрослая собака весит 27-30 кг.

  Хозяева самоеда считают его очень общительным и доброжелательным псом. Марина и Владимир спокойно могут доверить прогулку со своим питомцем соседям. «Для него чем больше людей – тем лучше, – сказала Марина Шабалина. – Иногда мне даже кажется, что нас, людей, он считает своей стаей».

Владельцы самоеда ни разу не пожалели, что приобрели именно собаку этой породы. «Одно лишь плохо: собака целый день, пока мы на работе, сидит одна дома. Ей очень скучно. Если бы мы жили в частном доме и держали ее на улице, ей было бы веселее», – сказал Владимир Шабалин.Юлия ИВАШКО, фотографии из семейного архива

www.intex-press.by

Дегтев С.В.Бродячая собака. Литературно-художественная композиция. Вступление. Часть А.

Поступление в частную школу Ступени в Москве

Дегтев С.В.Бродячая собака. Литературно-художественная композиция. Вступление. Часть А.

 

Литературно-художественная композиция. Фантазия.

Вступительное слово.

Да, я любила их, те сборища ночные,Над чёрным кофеем пахучий, тонкий парКамина красного тяжёлый, зимний жар,Веселость едкую литературной шуткиИ друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.1917                                             А.А.Ахматова

«Бродячая собака» была  (и, собственно, осталась до сих пор)  истинным символом Серебряного века с его «пьянящей и завораживающей атмосферой, лихорадочным и немного истерическим весельем»[1]. Исходя из этой точной и почти исчерпывающей формулировки,  мы составляли нашу литературно-художественную композицию-фантазию.

Просуществовавшее всего три года (с 1 января 1912 года по 3 марта 1915 года), это литературно-артистическое кабаре не было единственным в начале 20-го века. Но ни предшествующая ему «Летучая мышь» в Москве, ни последующие - «Привал комедиантов» в Петербурге, «Странствующий энтузиаст» в Москве - не могут сравниться по своему значению, по “эху времени” и месту в том историческом отрезке, которое именуется Серебряный век.

И дело не только в том, что ночные заседания (по средам или субботам) в «Бродячей собаке» посещали все (за немногими исключениями) выдающиеся представители художественной элиты России. А было их не мало: поэты - А.А.Ахматова, Н.С.Гумилёв, К.Д. Бальмонт [2], Ф.Сологуб [3], В.Хлебников, В.В.Маяковский, О.Э.Мандельштам [4], М.А.Кузмин, И.Северянин, Б.К.Лившиц [5],  Г.В.Иванов [6], В.Г.Князев [7]  и многие другие;  художники -  Н.Н. Сапунов[8],  С.Ю. Судейкин [9] ,  Н.И. Кульбин [10],  Н.И. Альтман [11] , Ильязд (И.М.Зданевич )[12], М.В.Добужинский[13], Е.С.Кругликова[14]; архитекторы - В.А.Щуко[15],  А.А.Бернардацци-младший[16],  И.А.Фомин [17] и др; композиторы и музыканты - М.Ф.Гнесин [18], С.С.Прокофьев [19], Ю.А.Шапорин [20], И.А.Сац [21], Рихард Штраус [22], А.С.Лурье [23]  и др; театральные режиссёры и актёры - Н.В.Петров [24], О.А.Глебова-Судейкина [25], Т.П. Карсавина [26], М.М.Фокин [27],  Ф.В.Лопухов [28], А.А. Орлов [29],  Б.Г.Романов [30],  Ю.М. Юрьев [31],  клоун Жакомино [32],  Б.Г. Казароза [33]; ученые -В.К.Шилейко,[34] В.В.Гиппиус[35].

 

Ведь известно, что никогда не посещал “Бродячую собаку”  В.Э. Мейерхольд[36]  (затевавший кабаретные театры «Лукоморье» и «Дом интермедий»), возможно потому, что собственно его идею реализовал в этом кабаре его ученик и бывший помощник. Б.К.Пронин [37], “хунд-директор” [38] «Бродячей собаки».   И А.А.Блок (в отличие от своей жены, Любови Дмитриевны) также категорически отказывался посещать подвальное кабаре. Одной из причин, по-видимому, являлось то, что “Бродячая собака” символизировала для Александра Александровича «литературное большинство»,  т.е. тех, которые «заводятся около искусства»,  тех, кто «похваливает и поругивает» художников и тем «пьет <…> художническую кровь».[39]

И тем не менее несмотря на то, что ни В.Э.Мейерхльд, ни А.А. Блок никогда не были в «Бродячей собаке», и великий театральный реформатор, и великий поэт незримым образом там присутствовали (ведь многие мемуаристы часто упоминают то одного, то другого в связи с посещением кабаре). Возможно, этот феномен незримого присутствия непосредственно связан с тем, что удивительная атмосфера трагической буффонады общего великого творения двух мастеров - постановки «Балаганчик» (1906 г.) - каким-то фантастическим образом перешла в «Собаку». Несомненно, этому способствовали художник и композитор постановки, ведь и Н.Н.Сапунов, и М.А.Кузмин стояли у истоков создания «Бродячей собаки».[40]

Список людей искусства, посещавших “Бродячую собаку”, можно продолжать бесконечно. Назвав лишь основные имена, мы уже имеем право заявить о той важной роли, которую сыграло кабаре в культуре Серебряного века [41].

Объединения и деятели, обосновавшиеся в “Бродячей собаке”, во многом определили облик литературы той эпохи.

Первыми в этом ряду стоят акмеисты и их объединение “Цех поэтов”. 19 декабря 1912 года С.Н.Городецкий [42] зачитал доклад “Символизм и акмеизм”.  «Тезы» впервые публично обнародованной  программы акмеизма были напечатаны в пригласительных билетах. Чувствуя невероятно благоприятную для себя атмосферу, «Цех поэтов»  вообще предпочитал собираться в «подвале».  Но, по словам В.Пяста [43],  «наибольшие в историческом плане заслуги её   (“Бродячей собаки” - С.В.Д.) <именно>  перед футуризмом»[44].  23 декабря 1913г. В.Б.Шкловский [45]  сделал доклад на тему  “Место футуризма в истории языка”, явившийся первым теоретическим осмыслением нового направления в поэзии. Затем последовали вечера,  целиком  отданные  “будетлянам”: вечер “Пяти”,  вечер “Маяковский” и вечер, посвященный сборнику “Стрелец”,  на которых читали свои произведения все самые значительные поэты-футуристы.  Следует упомянуть также, что в “Бродячей собаке” с большой помпой в феврале 1914 года принимали  главу итальянского футуризма Ф.Т.Маринетти [46],  который сделал там свой доклад.

К символистам в «Собаке» все-таки относились с меньшим вниманием. Тем не менее нельзя не упомянуть чествование  К.Д.Бальмонта (13 января 1912 года),  бельгийского поэта-символиста Эмиля Верхарна [47] (март 1914 года)   и французского “принца поэтов” Поля Фора [48] (4 марта 1914 года).

Из всех многочисленных театрализованных действ в “Бродячей собаке” мы упомянем два. В сочельник 1913  года был представлен “Вертеп кукольный. Рождественская мистерия”. Слова и музыка М.А.Кузмина, постановка К.М.Миклашевского [49].  Вопреки пометке “кукольный” все роли исполняли живые актёры. Богородицу играла О.А.Глебова-Судейкина. Присутствующий на этом великолепном зрелище  С.П.Дягилев [50] заметил: “Это не Аммергау[51], это настоящее, подлинное”[52].

28 марта 1914 года в кабаре произошло событие, которое не смогли забыть посетители “Бродячей собаки”. Танцевала Т.П.Карсавина. Приведём небольшой отрывок из воспоминаний С.Ю.Судейкина, описывающего это красочное представление: «А вечер Карсавиной, этой богини воздуха. Восемнадцатый век - музыка Куперена[53]. «Элементы природы» в постановке Бориса Романова, наше трио на старинных инструментах. Сцена среди зала с настоящими деревянными амурами 18-го столетия, стоявшими на дивном голубом ковре той же эпохи при канделябрах. Невиданная интимная прелесть. 50 балетоманов <…> смотрели затаив дыхание, как Карсавина выпускала живого ребёнка-амура из клетки, сделанной из настоящих роз».[54]

Долго ещё можно говорить о том вкладе в культуру «Серебряного века»,

«…который привнесли создатели и участники этого кабаре, но, думается, что перечисленного уже достаточно,  чтобы заявить о той важной роли, которую оно сыграло». [55]

 Мы определили жанр нашей литературно-художественной композиции как “фантазия”. И вот почему. Мы ни в коем случае  не ставили перед собой цели воссоздать атмосферу, царившую в “Бродячей собаке”, с исторической точностью. Тем более что это невозможно, поскольку подлинные протоколы этих заседаний (так называемые “Свиные книги”) не сохранились, а реальные свидетели тех событий в своих воспоминаниях зачастую противоречат друг другу. Мы ставили перед собой другие задачи. И прежде всего -  передать молодому поколению 21-го века наши представления об этом удивительном времени, тревожном, лихорадочно-весёлом, полном предчувствия конца, и одновременно необыкновенно творческом и праздничном. Не можем не признаться, что на эти представления в первую очередь повлияло творчество и жизненная судьба А.Ахматовой. Поэт (А.А.Ахматова не любила слово «поэтесса») встретилась с “Бродячей собакой ” после закрытия ещё 2 раза. Первый раз это была встреча творческая: в ночь 1940 года, спустя почти после 30 лет после ночи 1913, тени близких и далёких современников явились к ней и остались навсегда в “Поэме без героя”.  «Полночной Гофманианой» пронёсся перед Ахматовой весь серебряный век: Мейерхольд, Гумилёв, Блок, Глебова-Судейкина и Вс. Князев. Вторая встреча произошла в реальности: во время бомбежки в августе 1941 А.А.Ахматова вместе с Б.В.Томашевским[56] очутились в подвале на Михайловской площади (площадь искусств), который и оказался “Бродячей собакой”, увы, лишенной своего былого сказочного великолепия.[57]

В “Собаке” разыгрывались нешуточные страсти и даже трагедии: любовный треугольник - О.А.Глебова-Судейкина,  М.А.Кузмин, В.Г.Князев - завершился самоубийством последнего. Первоначальная мысль положить эту историю в основу нашей композиции была отвергнута. Во-первых, потому, что не нам тягаться с великим поэтом (которая деликатно заменила М.А.Кузмина А.А.Блоком в своей поэме), а во-вторых, эта история развивалась довольно долго (по тем временам) и в основном вне стен “Бродячей собаки”[58]. Тем не менее скрытый  намек на этот сюжет в композиции есть. К 1913 году наметилось охлаждение отношений между А.А.Ахматовой и Н.С.Гумилёвым (в 1914 году, когда Н.И.Альтманом писался знаменитый ахматовский портрет, Ахматова уже покинула мужа и уехала из Царского Села в Петербург, хотя официальный развод состоялся  лишь через четыре года)[59].

Вообще действие композиции относится к 1913 году: в новогоднюю ночь 1913 написано стихотворение  “Все мы бражники здесь, все блудницы”; с 1913 в кабаре начинается “эпоха футуристов”, о чём мы уже написали выше.

Нужно ли объяснять наш вымысел -  фантастическое появление А.А.Блока, этого символа «Серебряного века», в «Бродячей собаке»? Небольшие пояснения… Без “трагического тенора эпохи” это время непредставимо. Добавим ещё следующее: все происходящее в том времени видится как бы сквозь призму поэзии А.А.Ахматовой. А жизненные и творческие пути двух величайших поэтов 20-го века были весьма сложны и взаимопроникновенны.[60]

О других анахронизмах и “фантазиях” в нашей литературно-художественной композиции мы расскажем в примечаниях к списку действующих лиц и к тексту. Комментарии эти многочисленны.

Стоит задать вопрос: что же остаётся подлинного в наших «выдумках»? Ответ прост - Поэзия. Великая поэзия, в которой живёт и бьётся сердце Серебряного века.

Теперь поговорим о музыке к спектаклю.

В “Бродячей собаке” музыка звучала постоянно: от произведений И.А.Саца - знаменитого создателя музыки к мхатовской постановке “Синей птицы” М.Метерлинка - до цыганских песен и испанских танцев в исполнении Б.Г.Казарозы. Трудность музыкального оформления спектакля заключалась в том, что надо было, с одной стороны,  передать подлинность той эпохи, с другой - приблизить это время к нашим дням. Н.Б.Смирнова блестяще справилась с этой задачей. В спектакль был введен такой персонаж, как А.Н.Вертинский - великий русский шансонье, неразрывно связанный с эпохой Серебряного века (известно, что Александр Вертинский никогда не выступал в “Бродячей собаке”, на чем мы остановимся подробнее в примечаниях к списку действующих лиц и тесту пьесы). Его песни в спектакле не только звучали в записи в исполнении автора, но также исполнялись участниками “вживую”. Для сопровождения действия Н.Б.Смирновой была выбрана музыка выдающегося аргентинского композитора и исполнителя Астора Пьяццоллы[61], родоначальника стиля нуэво танго (nuevo tango). Этот композитор, перевернувший традиционное танго, представил его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Общеизвестно, что, начиная с 10-х годов танго завоевало весь мир, Петербург не являлся исключением. Танго танцевали и в “Бродячей собаке”. Музыка Пьяццоллы, пряная, откровенно эротичная, печальная, иногда трагическая,  как нельзя лучше (по нашим представлениям) передает атмосферу, царившую в кабаре. Произведения  Пьяццоллы, с одной стороны, наполнены ритмами начала 20 века, с другой - звучат современно и свежо, связывая разные времена и разных людей, обеспечивая тем самым “неразрывную связь времён”.

 

[1]  Шабалина Татьяна. “Бродячая собака”. // http: // krugosvet.ru. См. подробный рассказ о «Бродячей собаке»: Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Бродячая собака: Век нынешний — век минувший. СПб. 2002.

[3]  Сологуб Фёдор (Фёдор Кузьмич Тетерников) (1863 – 1927) - русский поэт, писатель, драматург, один из крупнейших представителей символизма, Серебряного века. С2

[4]  Мандельштам Осип Эмильевич  (1891 – 1938) -  русский поэт, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов 20-го века, акмеист. С3

[5]  Лившиц Бенедикт Константинович (Наумович) (1887 – 1938) – русский поэт, переводчик, мемуарист. В 1909г. участвовал в журнале Н.С.Гумилева «Остров», в 1910 – в журнале «Аполлон». В 1911г. сблизился с братьями Бурлюками и вместе с ними организовал творческую группу «Гилея» (позднее - кружок кубофутуристов, к которым примыкали В.Хлебников, В.В.Маяковский, А.Крученых). Принимал участие в таких сборниках,  как  «Садок Судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др. По оценке К. И. Чуковского, Лившиц — «эстет и тайный парнасец», «напрасно насилующий себя» сотрудничеством с футуристами  (См.: Чуковский К. Образцы футуристической литературы. Литературно-художественные  альманахи  издательства  "Шиповник". СПб. 1914. Кн. 22. С.147.Цит. по: http://az.lib.ru/l/liwshic_b_k/text_0030.shtm).  В 1933г. поэт опубликовал замечательные воспоминания «Полутороглазый стрелец», одна из глав которых посвящена «Бродячей собаке». В 1938г. был растрелян. С4 Илл.2

[6]   Иванов Георгий Владимирович (1884 – 1958) - русский поэт, прозаик, переводчик; один из крупнейших поэтов русской эмиграции. Находился под влиянием И. Северянина, Н. Гумилёва, М. Кузмина. Был постоянным сотрудником журнала «Аполлон», с 1917 член «Цеха поэтов». Оставил интересные (но не лишенные неточностей и противоречий) воспоминания об эпохе серебряного века, в том числе и «Бродячей собаке». С5

[7] Князев Всеволод Гавриилович (1891 – 1913) – поэт и переводчик. Покончил жизнь самоубийством. Судьба Князева нашла отражение в ахматовской «Поэме без героя», о чем более подробно далее. С6

[8]   Сапунов Николай Николаевич (1880 -1912) - живописец, театральный художник, более всего прославившийся после постановки пьесы А.А.Блока «Балаганчик» (1906г.). Принимал деятельное участие в создании «Бродячей собаки», трагически погиб при катании на лодке. С7

[9]   Судейкин Сергей Юрьевич  (1882 - 1946) – живописец, театральный художник.  В 1910-х гг. Судейкин становится одной из центральных фигур петербургской литературно-художественной жизни. Тесные отношения складываются у него с М. Кузминым.  Художник оформляет для своего друга книги стихов — «Куранты любви» (1910)  и «Осенние озера» (1912),  помогает В. Мейерхольду в организации «Дома интермедий» (1910-1911),  в 1911 г. расписывает стены театра-кабаре «Бродячая собака»,   в 1915 г. создает декоративные панно для «Привала комедиантов». Был женат на О.А.Глебовой-Судейкиной. С8

[10]  Кульбин Николай Иванович  (1868—1917) – военный, главный врач генерального штаба. Человек необыкновенной образованности: знаток астрономии и поэзии, философ. Был другом многих поэтов и художников, меценат. Н.И.Кульбин был «своим человеком» в петербургском арт-кафе «Бродячая собака»;  именно благодаря ему в 1912 году в «Бродячей собаке» появились футуристы – сначала Велимир Хлебников, потом Бенедикт Лифшиц, а еще позже – Владимир Маяковский, братья Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Елена Гуро, Казимир Малевич, Ольга Розанова, Алексей Крученых, Михаил Матюшин. Именно он пригласил в Россию известного итальянского футуриста Ф.Т. Маринетти (1914).  Вместе с С.Ю.Судейкиным расписал стены «Бродячей собаки». С9

[13]  Добужинский Мстислав Валерианович (1875—1957)  -  русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист. Добужинский был не только соучредителем «Бродячей собаки», но и автором её графического герба. С12 Илл.4

[14]   Кругликова Елизавета Сергеевна (1865 – 1945) – русская художница-график, мастер гравюры и силуэтов. Есть сведения, что художница вырезала ножницами  из черной бумаги свои знаменитые портреты-силуэты прямо в «Бродячей собаке». См.: Без указания автора. » Бродячая собака». Телеканал «РОССИЯ» http://www.rutv.ru/rnews.html?d=0&id=178454 С13

[15]  Щуко Владимир Алексеевич (1878 – 1939) - российский, советский архитектор, художник театра, просветитель. Видный мастер петербургской неоклассики 1910-х гг. В советское время, в соавторстве с В. Г. Гельфрейхом — один из создателей сталинской архитектуры, соавтор нового здания Библиотеки имени Ленина и нереализованного проекта Дворца Советов в Москве. С14

[17]   Фомин Иван Александрович (1872 – 1963) - русский и советский архитектор, представитель неоклассицизма. С16

[18]  Гнесин Михаил Фабианович (1883 -1957) - русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Брат сестёр Гнесиных. В дореволюционный период творчества Михаил Гнесин был близок к деятелям культуры символистского направления. Им были созданы вокальные циклы на стихи Константина Бальмонта и Фёдора Сологуба, симфонический дифирамб «Врубель» на стихи Валерия Брюсова, музыка к трагедиям  Еврепида и Софокла. С17

[19]   Прокофьев Сергей Сергеевич (1881 -1953) - русский и советский композитор, один из крупнейших композиторов 20-го века.  С18

[20]    Шапорин, Юрий Александрович (1887 – 1966) - русский и советский композитор и педагог. С19

[21]   Сац Илья Александрович (1875 – 1912) - русский композитор, дирижер, виолончелист, театральный композитор. Музыка композитора часто исполнялась в «Бродячей собаке». Один из первых вечеров нового 1913 года в кабаре был посвящен памяти Саца и Сапунова, безвременно ушедших в 1912г. С20

[22]   Штраус Рихард (1864 – 1949) - немецкий композитор эпохи позднего романтизма, особенно прославился благодаря своим симфоническим поэмам и операм. Был также выдающимся дирижёром. В 1905 году он создаёт «Саломею» (по пьесе Оскара Уайльда), которая становится символом австро-германского модерна. Об этой встрече вспоминал поэт Григорий Адамович: «Для Штрауса Артур Лурье, считавшийся в нашем кругу восходящей музыкальной звездой, сыграл гавот Глюка в своей модернистской аранжировке, после чего Штраус встал и, подойдя к роялю, сказал по адресу Лурье несколько чрезвычайно лестных слов». См.: Адамович Г., Мои встречи с Анной Ахматовой. — «Звезда». 1989, № 6, С. 50. Другие исследователи отрицают эту встречу. (см.: Мок-Бикер Элиан.  "Коломбина десятых годов...". Париж -  Санкт-Петербург: АО "", 1993/ Гл. Серебряный век, прим. 13. // http://www.akhmatova.org/). С21

[23] Лурье Артур Сергеевич (1903 – 1970) - русский композитор-авангардист, первый написавший музыку на стихи А.А.Ахматовой. Поэт собиралась писать либретто для балета на музыку А.С.Лурье, предназначавшуюся для антрепризы С.П.Дягилева. Об этом несправедливо забытом музыканте см.: Автор не указан.   Из  истории  русского музыкального авангарда.  Глава первая. Артур Лурье — комиссар по делам музыки.// http://rusfno.boom.ru/;  Рубинчик Ольга. В поисках потерянного Орфея: композитор Артур Лурье. Звезда. - 1997. - № 10. - С. 198-207. С22

[24]   Петров, Николай Васильевич (1890-1964) -  русский режиссер, педагог, искусствовед. В 10-ые годы 20-го в. принимал участие в постановках «Летучей мыши», «Дома интермедий». Был инициатором создания «Бродячей собаки», где только в сезон 1912 – 1913 гг. поставил 11 программ. В 1916г. участвовал в создании следующего предприятия Б.К.Пронина «Привале комедиантов».

[25]   О.А.Глебовой-Судейкиной см. ниже.

[26]   О Т.П.Карсавиной см. ниже.

[27]  Фокин Михаил Михайлович (1880 – 1942 ) - великий русский хореограф, считающийся основателем современного балета. Создатель знаменитого «Умирающего лебедя» - соло для Анны Павловой (1907). С 1909 по 1912-ые годы работал хореографом Русского балета Сергея Дягилева, для которого создал такие классические балеты, как «Жар-птица», «Петрушка», «Дафнис и Хлоя». С26

[28]  Лопухов Фёдор Васильевич (1886. - 1973) -  танцовщик, балетмейстер, педагог. С27

[29]   Орлов  Александр Александрович (1889 - 1974) - артист балета, оперетты, кино.  Участник антрепризы С.П.Дягелева, вместе с В.Ф.Нижинским и Т.П.Карсавиной танцевал (в роли Арапа) в прославленном балете «Петрушка» на музыку И.Ф.Стравинского. С28

[30]   Романов Борис Григорьевич (1891–1957) – русский танцовщик, балетмейстер. В эмиграции возглавлял одно время труппу Римского оперного театра. С29

[31] Юрьев Юрий Михайлович (1872—1948) — российский и советский актёр, актер Александринского театра, где сыграл огромное количество ролей. Наиболее прославленные роли в спектаклях, поставленных В.Э.Мейерхольдом. С30

[32]   Жакомино (Джакомо Чирени ) – знаменитый клоун, выступавший  в 10-ые годы в цирке Чинизелли, близкий друг писателя А.И.Куприна. В 1916г. уехал на родину в Италию. С31

[33]  Казароза (настоящая фамилия Шеншева) Бэлла Георгиевна (1893 - 1929) — театральная, эстрадная актриса, певица, танцовщица. Она была одной из немногих в то время актрис, чутко уловивших природу кабаре и театра миниатюр. Исполняла многие роли в различных спектаклях, в том числе в пьесах М.А.Кузмина, который и придумал ее псевдоним (Казароза  – розовый домик). Ее образ привлек поэтов Серебряного века. А.А.Блок, вдохновленный испанским танцем в исполнении актрисы,  написал «Испанке» (1912). Об актрисе писали О.Э.Мандельщтам, С.К.Маковский,  писатели Н.А.Теффи и С.А.Ауследер. Вдохновленные необычным обликом актрисы, ее писали выдающиеся художники: А.Е. Яковлев, И.И. Нивинский, В.Д. Фалилеев. С32

[34]  Шилейко Владимир (Вальдемар-Георг) Казимирович (1891 – 1930) - русский востоковед, поэт и переводчик, второй муж Анны Ахматовой. Необыкновенно талантливый человек, полиглот (он изучил самостоятельно древнееврейский язык в 7 лет), учился у лучших ученых своего времени (П. К. Коковцова и Б. А. Тураева), публиковался во многих европейских научных журнала, был еще и поэтом. Печатался в различных российских журналах, примыкал к акмеистам. Переводил с шумерского и аккадских языков. Сделал свой перевод (к сожалению, утраченный) с  языка оригинала (аккадского) знаменитого «Сказания о Гильгамеше» (Н.С.Гумилев делал свой перевод с французского подстрочника). Прожил с А.А.Ахматовой пять лет, но и после развода оставался в дружеских отношениях и переписывался с ней до самой своей смерти. С33

[35] Гиппиус Владимир (Валдемар) Васильевич (1876 – 1941) – русский поэт «Серебряного века», литературовед, педагог. Брат поэта и ученого-гоголеведа Василия Васильевича Гиппиуса (1874 – 1942), родственник З.Н.Гиппиус. Владимир Гиппиус был не только прекрасным поэтом, но и «кающимся декадентом», изживающим декадентство учительством. Среди его учеников – О.Э.Мандельштам и В.В.Набоков. С34

[36]  Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874 -1940) – величайший российский режиссёр и актер 20-го века. Неразрывно связанный с театральным искусством «Серебряного века», Мейерхольд был автором идеи создания «Дома интермедий», который  мыслился ему как «художественный клуб, содружество самых разных людей искусства» (См.: Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России 1908-1917.  М. 1995.  С. 70-71). Но затея эта провалилась и была воплощена Борисом Прониным в «Бродячей собаке». С35 Илл.5

[37]  О Борисе Пронине см. далее.

[38]  «Хунд-директор”, шутливое прозвище Б.К.Пронина (от нем.hund-собака) С37

[39]    Парнис А.Е., Тименчик Р.Д. Программы “Бродячей собаки”. Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1983.М., 1985.С.169. Приведем другое мнение – А.А. Ахматовой: Блок не хотел ехать в "Бродячую собаку" - там Любовь Дмитриевна с кем-то встречалась. Глёкин Г.В. Встречи с Ахматовой. Вопросы литературы. - 1997. - № 2. - С. 302-323. Цит. по: http://www.akhmatova.org/articles/glekin.htm.

[40]  Постановка пьесы А.А.Блока была осуществлена В.Э. Мейерхольдом 30 декабря 1906г. в театре  В.Ф. Комиссаржевской.  Постановка эта имела принципиальное значение для режиссера-новатора и огромный общественный резонанс. Сам Мейерхольд исполнял в этом спектакле роль Пьеро. В 1908г. художник Н.П. Ульянов написал ставший знаменитым портрет Мейерхольда в этой роли.

[41] Виталий Рыженков “Во втором дворе подвал…” Литературно-артистическое кабаре “Бродячая собака”.// http: www.silverage.ru. С38

[42] Городецкий Сергей Митрофанович (1884 – 1967) – русский поэт. Дебютировал как поэт-символист сборником «Ярь» (1906г.), но в 10-ые годы разошелся с символистами и примкнул к акмеистам. В 1912г. стал одним из организаторов «Цеха поэтов». С 1915г. протежировал так называемым новым крестьянским поэтам, в частности С.А.Есенину. С 39

[43]  Пяст Владимир (Пестовский Владимир Алексеевич, 1886-1940) – поэт-символист, прозаик. Исследователь русского стиха. Одно время Пяст был близким приятелем А.А.Блока. С40

[44]  Владимир Пяст. Встречи. М., 1997. С. 166.

[45] Шкловский Виктор Борисович (1893 – 1984) – русский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист. В 1916 г. стал одним из зачинателей «Общества изучения теории поэтического языка» (ОПОЯЗ), объединившего теоретиков формальной школы в литературоведении; ему принадлежит термин «остранение». Был близок к футуристам — В. Хлебникову,  А. Кручёных,  В. Маяковскому. Один из лидеров группы «ЛЕФ». Кроме того, Виктор Шкловский выведен в качестве героя или же выступал прототипами многих  произведений. В частности, в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия» он выведен под фамилией Шполянский. С42

[46]  Маринетти Филиппо Томмазо (1876 -  1944) - итальянский писатель, поэт, основатель футуризма. Автор первого манифеста футуризма, один из основоположников аэроживописи. См.:  В. Хлебников, Б. Лившиц. На приезд Маринетти в Россию.//http://az.lib/ru/. С43

[47]  Верхарн Эмиль (1855 -1916) – бельгийский поэт-символист, фламандец, писавший по-французски. Поэзия Верхарна была очень любима в России, и её переводили в начале века В.Я.Брюсов, А.А.Блок,  М.А.Волошин. Зимой 193-1914 года Верхарн гостил в России. С44

[48]   Фор Поль (1872 – 1962) – французский поэт и реформатор литературы, символист. В 1912г. по результатам опросов был признан «Принцем поэтов». С45

www.stupeni-lyceum.ru

Максим Шабалин биография, фото, личная жизнь, его жена и дети 2018

Биография Максима Шабалина

Детство и семья Максима Шабалина

Максим родился в семье Андрея и Ольги Шабалиных. Родители познакомились во Владивостоке, где мама Максима проходила практику. Родители мечтали, чтобы их сын вырос здоровым ребенком, и четырехлетнего малыша определили в секцию фигурного катания.

Почему именно фигурного? Да просто в другие спортивные секции принимали детей с пяти лет.

Мальчонка как мог отлынивал от тренировок. Сегодня Максим вспоминает, что с семи лет родители перестали сопровождать его на занятия: сажали в автобус и просили водителя высадить на нужной остановке. Очень часто Максим прогуливался около Дворца спорта, а потом возвращался домой. Мальчишка столько раз врал родителям, что когда однажды он и вправду серьезно повредил ногу, они ему не поверили и отправили на тренировку.

Обучение из-под палки продолжалось до тех пор, пока первый тренер Максима Олег Судаков не предложил мальчишке заняться танцами. К радости родителей и тренера, Максиму танцы на льду понравились. Теперь его уже не надо было силой загонять на тренировки.

Фигурист Максим Шабалин в поисках партнерши

Решив заняться танцами на льду Максим сменил несколько партнерш, но настоящего спортивного дуэта ни с одной у него не сложилось. В 16 лет Шабалин уезжает из России в Софию и составляет пару с болгаркой Маргаритой Тотевой. Дуэт сразу же стал серебряным призером Болгарии, но проблемы со здоровьем вынудили Маргариту закончить выступления, а Максим вновь остается без партнерши.

В 1999 году Шабалин возвращается в Россию и начинает кататься с Леной Халявиной. И этот дуэт сразу же начинает добиваться успехов. Халявина-Шабалин последовательно выигрывают «бронзу», «серебро» и «золото» юниорских чемпионатов России в 2000-2002 годах, становятся вице-чемпионами юниорского чемпионата мира.

На пьедестале спортсмен Максим Шабалин

Несмотря на спортивные успехи с Еленой Халявиной, у Максима не сложились взаимоотношения с девушкой, и он взялся за привычное дело – поиск новой партнерши. В конце концов его выбор пал на Оксану Домнину.

Заслуженный тренер Алексей Горшков стал тренировать новую пару. В 2003 году Домнина-Шабалин выигрывают чемпионат мира среди юниоров, через год становятся вице-чемпионами России, а в 2005 году выигрывают и звание чемпионов страны.

Под руководством Горшкова пара выигрывает «серебро» и «золото» чемпионатов Европы. Особенно сложно было выиграть европейский чемпионат, проходивший в Загребе в 2008 году. Незадолго до первенства Европы Максиму прооперировали мениск на правой ноге, а затем и на левой. Выступал фигурист, как говорится, стиснув зубы, превозмогая чудовищную боль. После чемпионата он признался матери, что не думал, что может быть так больно. Чувствовал себя вторым Мересьевым.

Чемпионат мира того же года пара пропустила – Максиму опять потребовалось вмешательство врачей.

Летом 2008 года пара перебирается в Пенсильванию и начинает заниматься у Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова.

В 2009 году дуэт добивается своей мечты - выигрывает чемпионат мира. Домнина-Шабалин устанавливают своеобразный рекорд – еще ни одной паре не удавалась после «золота» мирового первенства среди юниоров стать чемпионами мира и среди взрослых!

Олимпийские игры 2010 года принесли дуэту бронзовые медали. После олимпийских игр пара решила прекратить выступления.

Личная жизнь Максим Шабалин

Супруга Максима - известная российская актриса Ирина Гринева, которая старше мужа на 9 лет. Интересно, что Максима и Ирину знакомили три раза. Первые два знакомства были столь мимолетными, что они даже не запомнили имен друг друга. И Максим и Ирина не любят смотреть телевизор, и так получилась, что он не знал о существовании артистки театра и кино, а она о существовании знаменитого спортсмена-фигуриста. Третье знакомство оказалось решающим. Оказавшись рядом за столом, молодые люди почувствовали взаимную симпатию и скоро связали свои судьбы. Так что можно сказать, что у Максима с Ириной любовь возникла с третьего взгляда.

Венчание произошло в 2010 году в небольшой церквушке. Невеста была в платье, стилизованном под XIX век. Через год Ирина и Максим повторили свадебную церемонию и застолье, посчитав, что прекрасные моменты в жизни должны повторяться.

Летом 2013 года у пары родилась девочка Василиса. Недавно девочку окрестили, причем в том же храме Успения Божией Матери, где произошло венчание Ирины и Максима.

Максим Шабалин сегодня

Сегодня Максим Шабалин член исполкома Федерации фигурного катания России и тренер сборной страны. Четыре раза участвовал в ледовых шоу: «Лёд и пламень», «Болеро» и двух «ледниковых периодах». В последнем шоу он намеревался принять участие в паре со своей супругой, но после рождения ребенка Ирина Гринева поняла, что не сможет выдержать нагрузок, и «разрешила» супругу танцевать с певицей Нюшей.

За спортивные достижения Шабалин удостоен государственной награды - медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

uznayvse.ru


Смотрите также