СОБАЧЬЕ ДЕЛО. Семинар собаки
Обучение собаки. Собака-спасатель: Подготовка и обучение
Обучение собаки
К специальным навыкам ПСС относятся: поиск вещей «пострадавшего», поиск «пострадавшего», подача голоса при нахождении, раскапывание найденного ИЗ, за что выставляются оценки по балльной системе. Собаки обучаются также подводке дрессировщика к найденным источникам запаха. Для методического облегчения спецкурс ПСС максимально приближен к программам других спецкурсов клубов собаководства. С этой целью введены вспомогательные приемы — выборка чужой вещи, поиск по этому же запаху «пострадавшего» и его вещей.
Согласно «Программы» (см. приложение) составляется план занятий: ежедневный, недельный, месячный. Всякий план обязательно корректируется ходом учебного процесса. Всегда и везде учитываются индивидуальные особенности дрессировщика и собаки, уровень их контакта. Не менее важен учет места проведения занятий, метеоусловий и других факторов, влияющих на процесс обучения.
Все нужные навыки постепенно формируются на основе первоначально выработанных условных рефлексах. В ПСС стадии их выработки имеют также психо-методические особенности. 1-я стадия — выработка первоначального навыка — связывается с «закладкой» интереса к поиску/нахождению запаха человека, пользуясь игровым элементом. 2-я стадия — закрепления и усложнения навыка — для постоянной заинтересованности «азартить»[7] собаку, давать нагрузку «не досыта», чтобы собаке постоянно хотелось искать еще. 3-я стадия — совершенствование навыка до безотказного выполнения в разнообразных, сложных условиях — нагрузка до полной выкладки, «чтобы узнать потолок» возможностей данной собаки. При максимальной нагрузке во избежание нервного срыва и более тяжелого, продолжительного заболевания ЦНС — невроза — строго следить за поведением собаки.
Обучение собак выборке чужой вещи производится так же, как в защитно-караульной службе. Но выбранный предмет желательно не подносить к дрессировщику, а лишь обозначить взятием его в рот или подачей голоса. Это нужно для того, чтобы в реальной обстановке, найдя одежду или снаряжение, собака не покидала это место, которое в сложных метеоусловиях может быть потеряно, а пронюхивала бы вокруг, где может оказаться и сам пострадавший человек. В основе выработки всех навыков лежит не «принуждение», а «наталкивание» на нужные действия, пробуждение интереса к нему.
Начальное обучение собаки поиску «пострадавшего» и его вещей проводится так же, как при обучении обыску местности. Затем вводятся усложнения. У собак вырабатывают навык нахождения зигзагообразным поиском в направлении против ветра зарытых помощника дрессировщика и двух вещей с его запахом. Условными раздражителями при выработке навыка являются команда «Ищи!» и жест — выбрасывание руки в направлении посыла собаки на поиск. Вспомогательные условные раздражители — команда «Вперед!», восклицание «Хорошо!». В качестве зарываемых вещей используются нательное бельё помощника (планы, рубашка), ношенное не менее суток.
Чтобы собака не подносила к дрессировщику найденных вещей в тот момент, когда она нашла, дрессировщик энергично дает команду «Голос!» и жест рукой. Если для собаки это трудновыполнимо, дается вспомогательная команда голосом и жестом «Сидеть!», вещи привязываются к вбитым колышкам или кустарнику. После закрепления у собаки начального навыка нахождения помощника и его вещей на площади 30x30 м, ее постепенно увеличивают до размеров 70x70 м, глубину закапывания увеличивают до зачетной. Важным моментом для занятий является четкая маркировка углов учебного участка красными флажками, хорошо заметных дрессировщику со старта.
Занятия на одном участке не следует проводить больше трех раз подряд, иначе у собак вырабатывается привычка искать только в знакомых им местах. Во втором периоде занятий на учебном участке с целью усложнения поиска, кроме обычных закопок вещей помощника, делаются «ложные закопки», то есть вскапывание поверхности без зарывания вещей.
Самое главное, что не должен забывать дрессировщик на всех занятиях — поддерживать у собаки постоянный интерес к поиску. Иногда собаке надо дать отдохнуть, иногда — развлечь игрой или переменой обстановки. Поиск всегда и везде должен заканчиваться нахождением источника запаха. Если собака не в состоянии найти его самостоятельно, дрессировщик помогает ей подведением к закопке. Если забыто место закапывания, он должен незаметно подбросить дополнительную вещь (варежку, носовой платок).
На начальном этапе обучения поиску собака поощряется лакомством и одобрительными восклицаниями после каждого нахождения ИЗ. Позже лакомство дается только при особенно быстром и четком выполнении. При нахождении укрытого помощника дают и дрессировщик, и помощник, что повышает заинтересованность собаки нахождениям, ускоряет выработку начального навыка.
Хороший дрессировщик постоянно держит собаку в своем биополе, не допуская ее отвлечения на ненужные раздражители, стимулируя поиск ИЗ бодрящей, побуждающей интонацией. Играют роль не слова команды, а нужная интонация — в данный момент. Чтобы ее «держать в руках», одних команд и окликов недостаточно. Команда «Ищи!» лишь пусковой механизм начала поиска, как, например, сигнал «Старт!» для бегуна. Он сделал рывок… дальше бежит под одобрительную интонацию болельщиков.
В связи с тем, что на закапывание человека по сравнению с вещью идет значительно больше времени и невозможно в сырую погоду, половина занятий может без ущерба проводиться на одних вещах. При закапывании человека в снег или грунт перед лицом его оставляют свободное пространство для дыхания — «воздушную кладовку». Для этого «пострадавшего» кладут головой под хвойный шатер молодой елочки или сооружают над головой свод из глыб снега, досок. При зарывании в очень сыпучий снег и грунт над головой закапываемого ставят обыкновенную плетеную корзину или деревянный ящик с щелями для воздуха, исключающими гипоксию.
Схемы учебных поисков:
1. средний этап — «пострадавший» и две его вещи,
2. последний этап испытания — 2 незнакомых «пострадавших»
Безупречная подача голоса является важнейшим навыком ПСС, поэтому собаки с дефектами голоса и так называемые «молчуны» отбраковываются. На занятиях и в работе собаки в ответ на какой-либо раздражитель (чужая собака и проч.) лают инстинктивно. Поэтому в ПСС от собак требуется при нахождении «пострадавшего» не беспорядочное облаивание, а строго определенная, трехкратная подача голоса. Приступать к отработке этого навыка следует с первого же занятия. Для того чтобы научить собаку трехкратно подавать голос и закрепить этот навык, достаточно всякий раз после третьей его подачи, моментально воскликнув «Хорошо!», сунуть ей в рот лакомство. Сильно возбудимым собакам после третьей подачи можно сунуть в рот рукавицу, зажать рот рукой. В зависимости от поведения собаки выполнение этого приема по команде голосом и жестом целесообразно чередовать с раскапыванием источника запаха. Оральное сигнальное поведение — лай, вой проявляется у собаки, как и у волка для подзыва вожака стаи, при нахождении нужного ИЗ.
Укрытие «пострадавшего» на учебных занятиях:
1 — с перекрытием из жердей, досок;
2 — в рыхлом снеге, грунте с деревянным ящиком;
3 — в нише глубокой траншеи, забрасываемой снегом
Раскапывание интересующего собаку источника запаха заложено в ее инстинкте. Но собака может быть и не заинтересована в зарытой дрессировщиком вещи. Поэтому с первых же занятий собаку обучают раскапыванию по команде «Копай!», сочетая его, по обстановке, с подачей голоса. При выработке этого навыка зарывают любимый апортировочный предмет или крупную кость на глубину 15–20 см, и дрессировщик, разрывая ее своей ногой, подает команду «Копай!». В дальнейшем его движения ногой будут служить собаке жестом для раскапывания источника запаха без команды голосом. Иногда дрессировщику приходится брать лапы собаки в руки и, копая ими, повторять «Копай!», «Хорошо!». За энергичное раскапывание собака поощряется, но грызть и переносить найденный предмет не разрешается. При раскапывании нор грызунов и нечистот дается команда «Фу!». Закрепив первоначальный навык раскапывания источника запаха с одновременной подачей голоса, предмет с знакомым собаке запахом заменяется другими, незнакомыми.
На заключительном этапе дрессировки весь комплекс выработанных у собаки навыков поиск — раскапывание — голос доводится до автоматической слитности, то есть они сливаются в единый комплексный поисковый навык. Чтобы добиться этого, в процессе занятий нужно постепенно прибавлять к знакомому собаке приему следующие (знакомые ей в отдельности) и многократно повторять их в строго определенной последовательности. Так, для выработки вышеуказанного комплекса соответствующие команды «Ищи!», «Копай!», «Голос!» всегда и везде подаются собаке только в данной последовательности. При соблюдении этого правила после многократных повторений вырабатывается определенный динамический стереотип — комплексное действие организма, полученное на нескольких раздражителях в строго определенной последовательности — и собака будет выполнять все три приема лишь по одной команде «Ищи!». В психофизиологии это называется цепным условным рефлексом. Прибавление каждого следующего приема к начальным следует делать не на стадии выработки первоначального навыка, а лишь после его прочного закрепления. Выработка у собаки комплексного навыка поисковой работы возможна лишь при строгом соблюдении основных принципов обучения: системность, регулярность, последовательность, постепенность перехода от простого к сложному.
Одним из видов тренировок собак, стимулирующих и разнообразящих повседневные, являются соревнования: какая собака находит ИЗ быстрей, какая делает более четко оповещение и подводку. Только регулярные тренировки сохраняют все приобретенные навыки и совершенствует их.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
pets.wikireading.ru
Готова запись семинара "Собачьи Драки"!
Ну что, запись семинара "Собачьи Драки" подготовлена, смонтирована и лежит на Яндекс.Диске, откуда ее можно скачивать для личного пользования!Чтобы Вы могли решить, насколько вам необходима эта запись, вот план семинара:
План семинара "СОБАЧЬИ ДРАКИ"
Введение:- Почему тема собачьих драк в последнее десятилетие стала настолько актуальной и почему раньше драки не вызывали такой проблемы?- Почему надо знать об агрессии и языке тела?
Часть 1. Почему собаки дерутся?
1. Причины драк- про агрессию, зачем она нужна и необходима ли она (Агрессия - добро или зло? Нужно ли ее бояться?)- о связи агрессии и страха- о типе стрессорной реакции
а) Агрессия собак друг у другу (тип, зачем, какие цели у агрессии, как выглядит драка, почему получаются драки?)
- игровая агрессия (почему из игры получаются драки и как они выглядят)- доминирования или иерархическая (кратко о стаях и общении с чужаками, драка за статус)- территориальная агрессия (кратко о территориальности и защите территории, драка за территорию)- половая агрессия (драка за суку или из-за суки, отдельно драки между суками)- агрессия страха (драка из-за страха)- антогонистическая агрессия (как появляется образ врага, драка с врагом)- хищническая агрессия (об охоте собак и о языке тела! драка - как убийство, почему так бывает???)
2. Язык тела (как предсказать намерения своей и незнакомой собаки)
- демонстрация доминантной агрессии- демострация хищнической агрессии
а) Угроза и страх - как увидеть намеренье?в) Как избежать драки заранее? (сигналы примирения)г) Драки по вине хозяев (как не спровоцировать драку)б) Когда имеет смысл предотвращать драку и как это сделать?
Часть 2. Мастер-класс
1. Проход на поводкахОбъяснение - схема - показ
- Проход мимо агрессора со слабой собакой
- тренировка
2. Лифт/подъезд - столкновение в дверях на поводкахОбъяснение - схема - показ
- тренировка
3. Подбеганец (своя собака на поводке)
Объяснение - схема - показ
Часть 3. Как разнять драку?
1. Средства самообороны
- камни, перестежка, шокер, баллончик, баночка-гремелка (как использовать, чем могут помочь, техника безопасности)- защита от одиночной бродячей собаки- защита от одиночной хозяйской собаки- защита от стаи бродячих собак- защита от натравленной собаки- про агрессивных хозяев
2. Схемы разнимания драк
- вербальный способ- раскидывание драки- фиксация собак и техника безопасности- разнимание собак- что делать со вторым хозяином или если его нет?
3. Скорая помощь
- осмотр и типы опасности- транспортировка- куда везти- что должен сделать ветврач?
Завершение:- про реакцию стресса у хозяина - что с ней делать?
Если вы решили, что вам этот семинар нужен - как его получить:
1. Отправляете письмо с заголовоком "Запись семинара "Собачьи Драки" на адрес [email protected]. В течении одного-двух дней вам приходит ответ с реквизитами (карта АльфаБанка и карта Сбербанка)3. Вы переводите на любую из карт 1000 р. и делаете скан/фото/скрин чека или другого подтверждения своего платежа.4. Отправляете на ту же почту скан/фото/скрин в качестве подтверждения оплаты.5. Как только подтверждение получено - вам высылается ссылка на скачивание видео. Запись весит 6,21 ГБ.6. Если у вас остались вопросы после просмотра семинара - вы всегда можете задать их по почте или в личке ФБ! С радостью отвечу!
P.S. Хочу сказать - ОГРОМНОЕ СПАСИБО команде УДЦ "Собачье Дело" за организацию семинара, а так же слушателям и участникам семинара за теплую атмосферу и интересные вопросы!Это было здорово и надо будет повторить)))
yulsana.livejournal.com
Собачье дело
Кого принимаем в группу по послушанию:
- собак старше 6 месяцев с любым уровнем подготовки, дрессированности, послушания и проблем поведения. Порода значения не имеет, потому что для каждой собаки в группе я и мои помощники помогают подобрать индивидуальные методы дрессировки.
Мы работали и работаем с любыми породами собак и отлично разбираемся в тонкостях подхода к разным породным группам в зависимости от их происхождения и потребностей. В том числе вы можете придти и работать в группе с двумя и более собаками одновременно - мы поможем превратить вашу "стаю" в единую команду во главе с вами.
Чему будем учить?
1. Всему, что может спасти жизнь вашей собаке в городе.
2. Многому, что облегчит ваши прогулки с собакой.
3. Правильному взаимодействию с собакой в любой ситуации.
4. Основам понятного для собаки поведения в бытовых и экстремальных ситуациях.
5. И всему что вы сами захотите узнать/понять/научиться.
Узнать о начале работы следующей группы, длительности занятий и прочих подробностях - вы можете в разделе
Курс Прикладной Дрессировки
и Коррекции поведения
Чему конкретно мы учим на групповых занятиях и что входит в понятие прикладной дрессировки:
- выдержка на командах "сидеть", "лежать" и "стоять" вдалеке от хозяина
Бытовой смысл: этот навык очень удобен, если нужно, чтобы собака спокойно находилась на одном месте, пока хозяин чем-то занят.
- команда "ко мне" из строя через одну собаку (хозяева, стоящие в строю, рассчитываются на "первого-второго", и, отойдя, подзывают только первые или только вторые номера. Собаки, которых не зовут, должны остаться на выдержке).
Бытовой смысл: собака учится слышать только своих хозяев, не реагировать на чужие команды и на бегущих мимо собак.
- подзыв собаки из игры с другими собаками
Бытовой смысл: позволяет хозяину добиться подхода собаки даже в очень сложной для этого ситуации.
- команда "место" на улице
Бытовой смысл: приучение собаки к тому, что в любом незнакомом месте во время путешествия или похода хояин может обозначить для нее своей вещью безопасное и комфортное место для отдыха.
- команда "Фу" при ушедшем или повернувшемся к собаке спиной хозяине
Бытовой смысл: собака должна запомнить человека, на которого уже была раньше сказана команда"фу" и не брать у него даже очень вкусное лакомство - на случай попытки ее отравить.
- "неподбор" еды с земли
Бытовой смысл: собака сама должна отказываться подбирать еду на улице с земли во избежание опасности отравления.
- хождение на команде "рядом" змейкой между сидящими на выдержке или движущимися собаками.
Бытовой смысл: приучение собаки двигаться рядом с хозяином даже при очень сильных раздражителях.
- комплекс команд "сидеть-лежать-стоять" на расстоянии от хозяина, в том числе поданный отвернувшимся от собаки хозяином.
Бытовой смысл: приучение собаки слушать хозяина даже когда он не может полностью сосредоточить на ней внимание или сама собака сильно чем-то увлечена.
- остановка из подзыва (собаке с выдержки подается команда "ко мне", и примерно в середине ее движения следует останавливающая команда (любая).
Бытовой смысл: если между вами и вашей собакой оказалась едущая машина/велосипед/мотоцикл, вы должны иметь возможность остановить собаку командой до того, как она попадет под колеса.
- остановка из свободного движения по команде "Гуляй", из игры с другими собаками, из бега за игрушкой/палочкой.
Бытовой смысл: на случай появления сильного раздражителя, который может спровоцировать собаку, ее проще сначала остановить, а потом уже подозвать, поскольку на подзыв она может отреагировать не сразу, решив сначала добежать до раздражителя.
- остановка из команды "рядом" (собака должна быстро принять требуемое положение из движения по команде "рядом", хозяин при этом не останавливается, через несколько метров подзывает собаку, собака должна пристроиться на команду "рядом" и продолжить движение).
Бытовой смысл: вам нужно подойти к месту, человеку или собаке без своей собаки (например, человек боится собак, нужно помочь чужой собаке, нужно кому-то помочь, нужно выбросить мусор в помойку, вокруг которой рассыпан яд).
- умение быстро пристраиваться по команде "рядом" к левой ноге при шаге в сторону во время движения.
Бытовой смысл: со стороны собаки может внезапно появиться опасный для нее объект (машина/мотоцикл).
Отработка ситуаций:
- на команде "рядом" хватание за хвост, падение на собаку, падение собаке под ноги, пробегание мимо собаки (из-за спины) с громким вскриком.
Бытовой смысл: собака не должна проявлять явного страха или любого агрессивного поведения по отношению к необычно ведущим себя людям
- на команде "рядом" падение хозяина, резкие переходы в бег или шаг.
Бытовой смысл: собака учится в любой неожиданной и непонятной ситуации соблюдать положение у левой ноги и, на всякий случай, садиться.
- во время выдержки команды поданные чужим человеком, бросание в сторону или мимо собак игрушек и необычных предметов, накидывание ткани на собак, попытка увести собаку от хозяина и пр.
Бытовой смысл: умение концентрироваться на хозяине в непонятной ситуации, повышение авторитета хозяина, обучение собаки адекватно себя вести при любых раздражителях.
- во время подзыва попытка напугать собаку, попытка отвлечь собаку.
Бытовой смысл: обучить собаку важности подхода к хозяину в любой ситуации
- для выставочных собак отработка отсутствия посадки до поданной команды "сидеть" или "рядом"
Бытовой смысл: собака в ринге после прохождения курса дрессировки не будет самовольно садиться из стойки.
Какие проблемы поведения корректируются во время курса?
- таскание хозяина на поводке
- чрезмерная любвеобильность к людям или собакам
- агрессивное игровое поведение
- агрессия к собакам
- агрессия к людям
- агрессия к хозяину
- страх предметов, необычных звуков и резких движений
- недоверчивость к людям
- страх людей и их необычного поведения
- недоверчивость к хозяевам
- отсутствие социализации
- неуверенность в себе и низкая самооценка собаки
- отсутствие контакта с хозяином
- гиперактивность
... и многие другие проблемы поведения.
Про дрессировку:
Есть простая истина - пусть Вам никогда это не пригодится, но Ваша собака будет это уметь, чем оно понадобится, а собака....
Наш профиль - это обучение людей грамотно, быстро и гуманно дрессировать своих собак, добиваясь выполнения команд, даже если вокруг потоп/пожар/землетрясение. На первом месте для нас здоровье (в том числе и психическое) и жизнь собаки, на втором полноценность ее жизни, на третьем взаимопонимание с хозяином. Поэтому ни спортивной дрессировкой, ни нормативной дрессировкой мы не занимаемся.
Если же у Вас сложная, непослушная, агрессивная, пугливая, нервная, неуемная, орущая на все и вся или просто невыносимая в быту и/или на прогулках собака - мы будем по настоящему рады Вам помочь.
(с) команда инструкторов Учебно-Дрессировочного Центра "Собачье Дело"
www.dogcase.ru