Собака (пёс). Саб собака


Сабы — ВикиФур, русскоязычная фурри-энциклопедия

Статуэтка бога Анубиса из гробницы Тутанхамона, ΧΙV век до н. э.

Саб (SAb.svg sAb[1]) — древнеегипетское слово, обозначающее дикое волчье. В древнеегипетском искусстве и письменности это самостоятельный образ изящного длинноногого животного, в виде которого изображают Анубиса и других богов-сабов. Традиционно этот образ ассоциируют с египетскими шакалами и через них с шакалами вообще, однако есть отличия. Самое заметное из них — неопределённый статус египетского шакала, принадлежность которого к шакалам или волкам никогда не была ясной.

Животные-прообразы[править]

Древние египтяне называли всех диких волчьих, включая лисиц, словами SAb.svg sAb и WnS.svg wnS[1] (домашние собаки и другие ручные волчьи назывались Tsm.svg

Tsm[1], условное чтение — «чесем»). Иногда эти слова интерпретируют как «шакал» и «волк», и тонкости их значения действительно могли меняться с течением тысячелетий[2]. Считается, что из всех живущих на территории Древнего Египта видов волчьих именно египетский шакал наиболее походит на соответствующий образ в культуре, поскольку серых волков в Африке не водилось, а другие шакалы водились за пределами Египта. Однако в образ саба могли быть добавлены черты водившихся в Египте многочисленных лис, таких как фенек и рыжая лиса, и черты естественно возникающих гибридов волчьих (например, египетских шакалов с собаками). Текущие данные о фауне Египта в древние времена могут быть неточными, поэтому есть вероятность, что саб включает элементы образа волков и других шакалов.

Египетский шакал.

Египетский шакал[править]

Египетский шакал, или египетский волк, африканский волк, волчий шакал — небольшое долговязое животное, напоминающее поджарого волка. Средняя длина тела — 87 см, хвоста — 31 см, вес 13 кг[3]. Цвет песчано-серый. Ведёт ночной образ жизни, хотя иногда остаётся активным днём. Живут по одиночке или парами[4]. Всеядные хищники, питающиеся как охотой и рыболовством, так падалью, и плодами сельского хозяйства. Нередко днюет в тени пещер и гробниц. Скорее всего именно это и готовность раскапывать могилы привела к ассоциации египетского шакала со смертью, с миром мёртвых[5]. Возможно, традиция захоронения в гробницах возникла именно для защиты тел от египетских шакалов.

Открытие 2011 года показало, что кроме Египта египетские шакалы водятся ещё и в Эфиопии[6]. Однако их численность в обоих странах очень мала, и ареал гораздо уже, чем во времена Древнего Египта, когда ареал включал оба Царства, Ливию и весь Арабский полуостров[7].

Шакал, волк или отдельный вид?[править]

Спор о том, относится это животное к шакалам или волкам, длится с античных времён. Аристотель описал его как небольшого волка, и древние греки в целом считали его волком. Учёные XIX века увидели в нём сходство как с волком, так и с шакалом, и дали комбинированное латинское название — Canis lupaster[этимология?]. Это выделяло его в отдельный вид. Однако споры продолжались. Исследование 2007 года с привлечением анализа ДНК отнесло его к шакалам на основе 4,8%-ной разницы в ДНК египетских шакалов и обыкновенных шакалов. Новое исследование 2011 года, наоборот, чётко отнесло его к волкам и предположило, что «африканский волк» было бы самым точным названием. Это делает египетских шакалов единственными представителями серых волков в Африке и важным свидетельством характера распространения серого волка. Информация из исследования ещё требует перепроверки и подтверждения независимыми исследователями, поэтому научное название египетского шакала пока остаётся прежним — Canis aureus lupaster (подвид обыкновенного шакала).

В культуре Древнего Египта[править]

Название[править]

Древнеегипетская письменность, как и многие языки древности, не фиксировала гласные. Произношение слов можно установить только по записям соседних стран, если в их письменности гласные были, и путём сравнения с коптским языком. Это пропускает слово через призму иностранного восприятия (как, например, нельзя русскими буквами записать точное английское произношение). К тому же произношение и значения многих слов менялось за многотысячелетную историю Древнего Египта.

Слово SAb.svg sAb также записывают латиницей как zAb, sꜣb (s3b) и zꜣb (z3b)[2], в зависимости от выбранной системы траслитерации[8]. Условное чтение — «саб». Это слово широко употреблялось в юриспруденции[9] (одно из его значений, связанных с образом животного — «судья»). Вероятно, поэтому со временем для указания на дикое волчье стал предпочтителен его синоним — WnS.svg wnS (условное чтение — «унеш»). Его коптское прочтение — «уонш» (ⲟⲩⲱⲛϣ[10]). Слова «саб» и «уонш» иногда считаются обозначающими шакала и волка соответственно, однако мнения исследователей здесь расходятся[2], и нет доказательств того, что в Египте когда-либо водились серые волки (кроме египетского шакала, если он будет признан подвидом волка). Различие между шакалом и волком ярко видно только в древнегреческих текстах о Египте.

Древнеегипетское изображение Упуаута.

Изображение[править]

Саб изображался как худое животное с длинными ногами, острой мордой, длинными стоячими ушами и длинным прямым хвостом, обычно свисающим под углом к земле. Детальные изображения и скульптуры Анубиса имели характерные полосы внутри ушей. Сабы широко использовались в иероглифическом письме: иероглиф в форме саба обозначал судью или сановника[11]. Несколько иероглифов имели форму Анубиса или Упуаута и обозначали концепции, связанные с этими божествами[12].

Домашняя собака изображалась похоже, но обычно их можно отличить по хвосту: прямой и опущенный у саба, поднятый и скрученный у собаки. Однако встречаются и изображения, которые нельзя чётко соотнести с сабами (дикими волчьими) или домашними собаками. Это могут быть гибриды, одичавшие собаки или приручённые дикие волчьи.

Символизм[править]

Cаб был очень важным символом для древних египтян. Он обитал на границе миров — между «красной землёй» (бесплодным песком) и «чёрной землёй» (плодородной долиной Нила). Ему приписывалась способность судить — отделять одно от другого, вести через трудности, находить путь. Также ему приписывались качества защитника и связь с властвованием. В текстах на стенах пирамид нередко описывалось превращение фараона в саба, а наследников фараона называли щенками саба[11].

Это сильно отличается от качеств, ассоциируемых за пределами Египта с обыкновенным шакалом, который часто представляется как хитрое, коварное или даже низкое существо. Назвать кого-то сыном шакала в некоторых регионах было очень серьёзных оскорблением.

Божества и создания[править]

В мифологии Древнего Египта было много персонажей и существ, основанных на сабе[13].

Божества:

  • Анубис — покровитель мира мёртвых. Цвет чёрный.
  • Анупет — женский аспект Анубиса.
  • Упуаут — первоначально воинственное божество, позже также покровитель мёртвых. Цвет чёрный, серый, белый или бурый.
  • Дуамутеф — один из детей Гора. Цвет нередко зелёный как символ разложения и возрождения.
  • Хентиментиу — титул богов смерти или божество, о котором мало что известно.
  • Сед — покровитель власти, законов и праведного образа жизни.
  • Упиу — может быть как аспектом Упуаута, так и самостоятельным божеством с похожей функцией.

Другие создания:

  • Души Нехена — группы сабоголовых людей, обычно изображающиеся выполняющими ритуальные движения. Считаются душами умерших, в особенности царской крови. Являлись объектом отдельного культа[14]. Существуют подобные изображения и с головами других животных, например сокологоловые души Пе.
Anpur.jpg Анпуры из Хамунаптры
Анпуры — гноллы ролевого мира Хамунаптра, соединяющего фэнтези и Древний Египет. Их самоназвание означает «дети Анпу», то есть Анубиса. Близость концепции смерти делает этот народ суровым: они не стремятся убивать, но и не чураются делать это, когда необходимо. Философия Анпу предписывает им воспринимать смерть как естественную часть мирового порядка, не больше и не меньше. Эта же религиозность заставляет их задумываться над каждым поступком, как он скажется на их загробной жизни.
SilentStriders.jpg Безмолвные Странники из Мира Тьмы
Египетское племя оборотней, изгнанное из пределов своей родины вампирами Сутеха (Сета). В отличие от других волков-оборотней гару, яростных и территориальных, Безмолвные Странники более спокойны, ведут кочевой образ жизни и часто путешествуют по одиночке. Они лучше других племён знают Умбру — изнанку реальности. Благодаря связи с Древним Египтом Безмолвные Странники обладают особым чутьём на опасность, но также и души мёртвых могут раз в лунный цикл обращаться к ним с просьбами или требованиями. Пока Странник не поможет призраку, тот волен преследовать его.
LucarioPortrait.png Лукарио, вид покемонов
Один из первых покемонов, представленных из четвёртого поколения игр. Он заслужил с тех пор огромную популярность и стал одним из маскотов серии. Лукарио — гордые покемоны боевого и стального типов. Их главная способность — видение аур и манипуляция ими. Чтобы видеть ауры, лукарио прикрывает глаза чёрными отростками, идущими от затылка. По аурам лукарио определяет эмоции и намерения других существ, читает ходы противника. Эта способность дополняет его мастерство боевых искусств. Лукарио посвящён восьмой фильм о покемонах.
  1. ↑ 1,01,11,2 Современная запись древнеегипетских иероглифов латиницей в системе Manuel de codage. Все звуки (в том числе записываемые a, A, i) обозначали согласные, гласные не отмечены. Чтобы слова можно было произнести, пользуются условным чтением: некоторые согласные читают как гласные (a, A, как а, i как и, w как у), а между другими согласными при чтении вставляют «е».
  2. ↑ 2,02,12,2 Jackal : sAb | Jackals : sAbw
  3. ↑ По сведениям Википедии, с отсылкой на Obsorn, Dale. J.; Helmy, Ibrahim (1980). The contemporary land mammals of Egypt (including Sinai). Field Museum of Natural History
  4. ↑ По сведениям Википедии, с отсылкой на Wilkinson, Sir John Gardner (1837) Manners and customs of the ancient Egyptians, Volume 3, page 27, J. Murray
  5. ↑ По сведениям Википедии, со ссылкой на Charles Freeman, The Legacy of Ancient Egypt, Facts on File, Inc. 1997
  6. ↑ The Cryptic African Wolf: Canis aureus lupaster Is Not a Golden Jackal and Is Not Endemic to Egypt
  7. ↑ It was once found all over Egypt, Libya as well as the entire Arabian Peninsula
  8. ↑ Таблица основных систем транслитерации в Википедии
  9. ↑ The sAb in the Old Kingdom: a consideration of the title within the scope of a prosopographic study
  10. ↑ ⲟⲩⲱⲛϣ в коптско-английском словаре Джорджтаунского университета
  11. ↑ 11,011,1 An Overview of Anubis, Wepwawet and Why They’re Complicated
  12. ↑ Hieroglyphs of Ancient Egypt — E; Mammals
  13. ↑ Ancient Egyptian Jackal Deities
  14. ↑ Souls of Nekhen : bAw nxn

ru.wikifur.com

Собаки и щенки в Богатые Сабы — частные объявления Богатые Сабы

  • Мареммо-абруццкая овчарка, щенки

    55 000 руб

    Предлагаем щенков маремма от отличных представителей породы! Маремма идеальная порода для загородного...

    16 июля 2016 г. 14:32

  • Озорная девчушка 2 мес мечтает о доме с теплой будкой.Любит играть и звонко лаят

    Озорная девчушка 2 мес мечтает о доме с теплой будкой. Любит играть и звонко лаять. Обработана от всяких...

    7 апреля 2018 г. 12:33

  • Шоколадная девочка лабрадор. Родилась 9 февраля. Ветпарпорт в наличии. Папа мама

    15 000 руб

    Шоколадная девочка лабрадор. Родилась 9 февраля. Ветпарпорт в наличии. Папа мама шоколадного цвета,...

    6 апреля 2018 г. 10:23

  • Щенок в добрые руки

    Озорная девчушка, 2 мес мечтает о своем доме. Любит играть и звонко лаять. Будет хорошим звоночком в...

    5 апреля 2018 г. 23:04

  • Приму щеночка йорка)

    5 апреля 2018 г. 17:28

  • Продаются щенки породы малый пудель. Цвет персиковый, один из щенят чёрный. Роди

    7 000 руб

    Продаются щенки породы малый пудель. Цвет персиковый, один из щенят чёрный. Родились 12. 02. 2018 г....

    2 апреля 2018 г. 19:52

  • Чистокровные хаски

    5 000 руб

    Чистокровные хаски, 3 девочки, им 4 месяца. Прививки, паспорт. Продажа СРОЧНАЯ, в связи с отъездом....

    25 марта 2018 г. 15:47

  • Очаровательный щенок бишон-фризе

    40 000 руб

    Ждем добрых, любящих хозяев для девочки - бишончика шоу-класса, по имени Гламуркеннел Жаклин-Жоли( дома...

    16 марта 2018 г. 14:42

  • Продаю щенка,сибирские хаски

    4 500 руб

    Продаю щенка сибирские хаски, зенок полтора месяца, +лоток+2 миски

    15 марта 2018 г. 7:38

  • Щенок-девочка

    50 руб

    В надёжные руки пристраиваю щенка-девочку. Возраст 3. 5 месяцев, привита, проглистогонена, есть вет....

    14 марта 2018 г. 22:17

  • Отдам даром

    Отдам стафа девочка 9 месяцев к выгулу приучена с детьми и другими животными контактирует нормально...

    11 марта 2018 г. 9:33

  • 8 000 руб

    Продам собаку породы вельшкорги пемброк. Девочка, 2 месяца. Ходит исключительно на пеленку. Здоровая,...

    9 марта 2018 г. 10:42

  • Хаски черно -белые голубоглазые .самые лучшие

    123 руб

    Хаски черно-белые очаровательные малышки супер низкая цена.

    6 марта 2018 г. 21:36

  • Щеночки хаски

    Хорошенькие маленькие хаски-волчатки в продаже от хорошего заводчика! Не перекупка. . Черные с белым...

    3 марта 2018 г. 0:45

  • Щеночки самоеда

    Красивые белоснежные пушистые щеночки самоедской лайки! Похожи на мишек! Очень красивая ухоженная шубка....

    10 мая 2018 г. 15:52

  • Великолепные малыши сибирской хаски

    123 руб

    В продаже щеночки Сибирской хаски. девочки и мальчики. большущий выбор. и так же есть щеночки с...

    10 мая 2018 г. 8:08

  • Белоснежные самоедские лайки (щеночки )

    1 руб

    Щеночки самоедской лайки очаровашки по супер цене от прекрасных родителей. торопись пока есть девочки...

    3 мая 2018 г. 9:50

  • Продаю щенков стаффордширского терьера

    10 000 руб

    2 девочки и один мальчик, родились 26 марта, мама и папа чистокровные стафы, Щенки едят самостоятельно.

    29 апреля 2018 г. 22:54

  • Щеночки самоедской лайки

    Отличный подарок к Новому году! Прекрасные щеночки, родословная в наличии. У всех цены разные, есть...

    29 апреля 2018 г. 17:25

  • Красивые щеночки акиты

    30 000 руб

    Щенки хорошо воспитаны. Живут в отличных условиях, хорошо питаются. Огромный выбор, на любой вкус))ЛЮбят...

    17 апреля 2018 г. 0:16

  • Продам лаболадора девочку

    12 000 руб

    Коричневого цвета, послушная, чистинькая, игривая. Живет в вальере. Ей 1, 4. Без документов. СРОЧНО!...

    16 апреля 2018 г. 1:54

  • Кобели кане корсо для вязок

    5 руб

    Профессиональный питомник "Доно Провиденза" из Казани предлагает кобелей разного окраса для вязок! Все...

    15 апреля 2018 г. 10:46

  • Щенки из профессионального питомника

    34 998 руб

    Профессиональный питомник "Доно Провиденза" из Казани предлагает племенных щенков кане корсо серого...

    15 апреля 2018 г. 10:41

  • Резервирование щенков таксы стандартной гладкошерстной

    25 000 руб

    Племенной питомник "Коста Феличитас " предлагает к резервированию щенков таксы стандартной гладкошерстной...

    12 апреля 2018 г. 12:52

  • Нужен дом!Лисичка,около года.Собака-компаньон,ласковая и дружелюбная.Здоровая,пр

    1 руб

    Нужен дом! Лисичка, около года. Собака-компаньон, ласковая и дружелюбная. Здоровая, привита, стерильна....

    10 апреля 2018 г. 23:46

  • Щенок лабрадора (мальчик) с отличной родословной (чемпионы) 6 месяцев. Окрас черный. Все прививки сделаны...

    10 апреля 2018 г. 20:58

  • Отдам в добрые руки

    100 руб

    Отдам в добрые руки девочку и мальчика от восточно-европейской овчарки и кавказской овчарки, рожденные...

    9 апреля 2018 г. 16:48

  • Щенки эстонской гончей

    9 апреля 2018 г. 13:10

  • rydo.ru

    Мифология - Египетская мифология: Анубис

    Бог Анубис в мифологии Древнего ЕгиптаВ глубокой древности, согласно Текстам пирамид,  главным богом царства умерших считался Анубис (егип. Anupu), изображавшийся в виде лежащего черного шакала,  или человека с головой шакала, или в виде дикой собаки Саб. По-египетски "саб" - "судья" писался со знаком шакала, и судя по всему,  «в более ранний период Анубис был  единственным судьей умерших".  Он отождествлялся с богом-волком Упуатом,  его основными эпитетами были Хентиаменти, "владыка Ра-сетау" (царства мертвых), "стоящий впереди чертога богов". Постепенно с конца 3-го тыс. до н. э.  роль верховного владыки подземного мира переходит к Осирису, а  за Анубисом закрепляются функции  хранителя некрополя и защитника Осириса. Лежащая черная собака или шакал изображались в качестве охранников на дверях многочисленных гробниц. Однако тексты сохраняют свидетельство  первоначальной значительности этого бога-шакала. В одном из магических изречений текста, обращенного к умершему фараону, говорится: "Ты сидишь на троне Осириса… твои руки – руки [бога] Атума, твое чрево – чрево Атума, твоя спина – спина Атума… но голова твоя – голова Анубиса". 

    Анубис считался сыном Бастет или сыном белой божественной коровы Хесат, а после объединения Анубиса с Осирисом бога-шакала стали называть сыном (реже братом) Осириса или бога-солнца, или сыном Сета. Плутарх называет Анубиса сыном Осириса и Нефтиды. Анубис помогал Исиде в  поисках расчлененного тела Осириса, в бальзамировании  и составлении его мумии  с целью предохранения  от уничтожения. Именно это представление побуждало умерших молить Анубиса  позаботиться об их телах. Когда-то, выполняя функции бога мертвых, Анубис считал сердца умерших, но войдя в круг богов, связанных с мистериями Осириса,  он стал взвешивать сердца, определяя нравственную чистоту умершего и признавая его право занять место в загробном мире, избежав участи полного уничтожения в пасти  чудовища. Атрибутом Анубиса становятся весы, на одну чашу которых кладется перо богини истины Маат, на другую - сердце умершего.

     

    Геральдическая эмблема Анубиса imj·wt ("тот, который находится в оболочке") представляла собой обезглавленную тушу быка или его шкуру, с хвостом в виде лотоса, своим стеблем обвивающим  верхнюю часть шеста, в то время как передние конечности   были привязаны к нижней части лентой, завязанной бантом. Конец шеста упирался в дно сосуда, похожего на цветочный горшок.  Лотосу, как и Анубису, отводилась огромная роль в заупокойном культе: «Через лотос совершалось магическое оживление мертвых... Считаясь предвозвестником солнца, он символизировал обновление жизненных сил и был причастен к возвращению молодости». Как символы воскресения букеты лотосов занимали видное место среди приношений в культе жертвенного быка Мневиса – священного быка Гелиополя. Иногда сам хвост Мневиса на изображениях ««процветает», подобно распустившемуся цветку».

    Бог Анубис в мифологии Древнего ЕгиптаПо мнению Макса Мюллера символ Анубиса первоначально мог представлять совсем иного бога.  «Во всяком случае этот символ-кожу постоянно изображали перед Осирисом». Титул Emi-uet (возможно, «Та, которая в городе»), означающий этот символ, «позднее переводили как «Бальзамировщик» и, таким образом, переадресовывали Анубису».  При бальзамировании тела жрец в маске шакала играл роль Анубиса.  Шкура, тесно связанная с представлениями о посмертном возрождении, вообще была главным компонентом погребального культа. В глубокой древности тела умерших хоронили в вырытых в песке ямах, завернув их в шкуру. Позже, в сопровождении богов с головой собаки, шакала, Сета, Анубиса и Упуата (двое последних были «богами шкуры») умерший царь или жрец, одетые в шкуру проходили "путь от возрождения до небес". Сущностью египетских таинств  было "сохранение тела жрецов, специально для этого расчлененное с целью прославления". Таинства состояли из ряда обрядов, которые отправлялись в соответствии с Книгой жрецов и проходили  в самых дальних и скрытых от людских взоров помещениях храма. 

    Главный обряд состоял из окуривания помещения с целью изгнания злых духов, окропления тела водой, соединения отдельных кусков тела воедино и призыв к душе умершего вернуться в мумифицированное тело. Затем описывалось возрождение Осириса в его растительном и животном проявлениях. На последнем этапе совершалось жертвоприношение коровы, шкура которой использовалась как колыбель, через которую  бог мог возродиться как сын своей матери-коровы Нут, богини неба, "обретая в этом обряде вечную жизнь". Анубис сам ложился на шкуру, показывая пример Осирису, побуждая его сделать то же самое и тем самым возродиться. На раннем этапе в качестве жертвы приносили человека, позже эту роль стал играть "Тикену, человек, иногда карлик, завернутый в саван, раскрашенный в виде коровьей шкуры". Он играл роль человеческого зародыша, который "рождается" подобно новорожденному из шкуры-колыбели - чрева коровы-матери. Еще позже место Тикену занял служитель храма, который и имитировал сон и пробуждение, принося с собой возрожденную душу Осириса.

    Бог Анубис в мифологии Древнего ЕгиптаАнубису, как и другим богам Египта, полагалась семья. Войдя в круг Осириса, Анубис стал признаваться сыном Нефтиды и внебрачным сыном Осириса. Супругой бога-шакала была Анупет, которую называли "борзой", хотя, возможно она выступала женской формой Анубиса. Его дочерью  признавалась Кебхут, богиня-покровительница 10-го нома и города Летополиса. Имя богини означает "Та, что прохладная" и восходит к представлениям раннего периода, отражая  ее связь с небом или водой. Местность в районе первого порога тоже называлась Кебху. Воплощаясь в образе змеи, Кебхут отождествлялась с богиней Уто. Египтяне почитали ее как  богиню прохладной, чистой воды, а Тексты пирамид «отчетливо характеризуют как богиню смерти». Именно она встречала первой царя после смерти, и царь вновь оживал при этой встрече, но «уже «очищенным» и принявшим образ шакала».  «Характерно, что эта богиня, приносящая царю смерть, а потом воскресение, является его возлюбленной». Считалось, что Кебхут совершала возлияния всем умершим, помогая им подняться на небо.

    Ряд фактов позволяет предположить, что  древнейших правителей долины Нила предавали ритуальной смерти через утопление. Именно таким способом продолжали умерщвляться коровы, посвященные Исиде. «Тексты называют место утопления этих животных – kbhw. Анализ этого термина и других слов того же корня дает очень важный материал. Основное значение глагола – kbh – "быть холодным", но kbh значит и "прохлаждаться в тени гробницы", "умирать"». Об утопленной  корове Исиды говорилось: «Она вышла из Кебху, ее душа поднялась к небу и соединилась с богом Ра», и Тексты пирамид прямо называют умершего царя «вышедшим из Кебху», «прошедшим через озеро Кебху»: «Ты вышел из озера жизни, ты чист из озера Кебху, ты – Вепуат...».

    Во многих местах Египта Анубису были построены храмы. Центром культа был Ликополь в Верхнем Египте, современный Сиут. Здесь ему поклонялись под именем Упуат, Открывающий Путь, т. е. путь в подземное царство.  В долине Нила ему же был посвящен второй город Ликополь, что вероятно, и обусловило представление египтян о двух Анубисах - Анубисе Юга и Анубисе Севера. На погребальных стелах изображались два шакала, охраняющих умершего.

     

    Использованные материалы:

    1. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
    2. Макс Мюллер.  Египетская мифология;
    3. Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта;
    4. Л.Спенс. Таинства Египта;
    5. М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта.

    www.a700.ru

    Собака (пёс) | онлайн журнал историй - www.jurnalpravil.ru - журнал правил - основан на "Законах победителей" - Бодо Шефер

    Собака, наиболее близкое человеку животное, олицетворяет такие добрые качества как верность, бдительность, привязанность, искренность и послушание. В некоторых традициях она выполняет функции культурного героя, мифического первопредка, принесшего людям огонь. Кроме того, собака, посвященная богам войны, может быть образом храброго и решительного воина, символизировать силу, мужество и активное внимание.

    Будучи помощником человека, собака ведет его по дороге к цели. Собака сопровождает человека в течение дня жизни и является его проводником через ночь смерти. Великие проводники душ, такие как Анубис, Геката и Гермес изображаются с головой собаки или имеют собаку в качестве своего атрибута. Во многих мифологиях собака охраняет границы между мирами, является стражем и владыкой подземного мира, где властвуют хтонические и лунные божества. Это мир снов, царство тьмы, другая сторона жизни, где, однако находится точка, в которой смерть становится возрождением. Здесь происходит возвращение к истокам, это энергетический центр, где пребывают силы возобновления.

    В Древнем Египте встречаются кинокефалы, божества с головой собаки. Их задача — бороться с чудовищами, уничтожать врагов света и охранять вход в священные места. Анубис, покровитель умерших, почитался в различных образах — черного шакала, дикой собаки Саб, в виде человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов. Его основные эпитеты «Хентиаменти», то есть тот, кто находится перед страной Запада (царства мертвых), «владыка Расетау» (царства мертвых), «стоящий перед чертогом богов». Анубис из «другой стороны жизни» принимает покойника, сопровождает его до берега на барке мертвых и присутствует при взвешивании сердца. Именно Анубис мумифицирует труп Озириса.

    Черный Анубис связан с первым этапом алхимического процесса, «черным деланием», которое в психологическом плане означает вхождение в хаос, разъединение, распад. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом.

    В греческой мифологии собака — это атрибут Гермеса, посланника богов, покровителя путников, проводника душ умерших. Являясь психопомпом, подобно Гермесу, собака в то же время обладает способностями целителя и сопровождает бога медицины Асклепия (Эскулапа). Она может исцелять, давать рождение, новую жизнь.

    Чудовищный трехголовый пес Кербер охраняет вход в мир мертвых, Гадес. Он охранник владений Гадеса, куда прибывают мертвые в лодке Харона. Гадес — это страна теней, но внутри, в ее глубинах, хранятся сокровища. Это богатства внутреннего, духовного мира, которые охраняет Кербер.

    С подземным миром связана и Геката, хтоническая богиня мрака, ночных видений и чародейства, которая появляется в облике собаки или в сопровождении своры собак, «псов войны». Геката выступает в образе божества, связывающего два мира — живой и мертвый. Она олицетворяет мрак, вместе с тем это лунная богиня, близкая Селене и Артемиде. Артемида, дева-охотница, покровительница леса и диких животных, владычица циклов времени, ее тоже сопровождает собака.

    В Древней Индии Индру, царя богов, сопровождает собака Сарама («быстрая»), которой посвящен один из гимнов в «Ригведе». Индра посылает Сараму на поиски пропавших коров к паниям, а затем освобождает их из плена. Сарама — мать двух чудовищных псов, Шарбаров, охраняющих царство Ямы. Эти четырехглазые псы с широкими ноздрями, стражи и вестники Ямы, «царя мертвых», бродят среди людей, высматривая свою добычу — людей, которым суждено умереть.

    В Древнем Иране есть предание, что на Древе Всех Семян сидит Сенмурв, священный пес Ахурамазды, покровитель зародышей и всходов. Он изображается крылатым и покрытым рыбьей чешуей, что символизирует господство в трех стихиях — в воздухе, на земле и воде. Каждый раз, когда он подымается, у дерева вырастает тысяча ветвей; когда он садится, он ломает тысячу ветвей и рассеивает их семена.

    У зороастрийцев собака — второе по святости существо после человека, «самое любезное творение». Кормление собаки, в том числе ритуальное, имеет большое значение: пища, данная собаке, предназначается для душ умерших; время кормления собаки — сразу после захода солнца — принадлежит фравашам, душам умерших. Для выполнения погребальных обрядов в зороастризме используют белых «четырехглазых» собак (с темными пятнами под глазами). «Четырехглазость» подразумевает способность собак видеть саму смерть, с чем связан ритуал «сагдид» («взгляд собаки», «осматривание собакой»), когда собака своим взглядом прогоняет от мертвого тела дэва трупной скверны. Две собаки стерегут мост Чинват, ведущий в мир иной.

    У ацтеков Шолотль, брат-близнец Кецалькоатля, имеет голову собаки. Собака, как Шолотль, который сопровождает Солнце в его путешествии в подземном мире, могла провести умерших к месту вечного пребывания. Шолотль, Венера вечерняя, вместе с Кецалькоатлем, Венерой утренней, отправляется в Миктлан, царство мертвых, за костями людей прежних эпох ради создания людей нового поколения; он помогает Кецалькоатлю избежать коварных ловушек Миктлантекутли, владыки подземного царства, и вернуться из царства мертвых, получив желаемое. Десятый день календаря ацтеков является днем пса. Последним, тринадцатым, знаком мексиканского зодиака, представляющим период хаоса, безвременье, было созвездие Собаки, связанное с понятием смерти и, одновременно, с воскресением, возобновлением.

    В кельтской мифологии собака сопровождала богов охоты, войны и героев, а также бога-целителя Ноденса. Одним из атрибутов солнечного бога Луга был волшебный непобедимый пес, знаменитый еще и тем, что «...стоило ему в ручье омыться, как воды в нем текли вином и молоком».

    В ирландской традиции Кухулин — главный герой многочисленных саг. В раннем возрасте он отличился тем, что убил чудовищного пса кузнеца Кулана. Имя Кухулин — «Пес Куланна» — герой получил после того, как вызвался заменить убитую им собаку в качестве сторожа.

    В скандинавской мифологии демонический пес Гарм является стражем подземного мира. В последней битве перед концом мира он вырвется на свободу и вступит в бой с асом Тюром. В этом сражении оба погибнут.

    В древней мифологии славян в крылатую «собаку — птицу» мог воплощаться солнечный бог Семаргл , входивший в число семи божеств древнерусского пантеона. Семаргл символизировал Солнце летнего солнцестояния и считался охранителем посевов.

    Предки верили в дар предсказания этих животных, которые предчувствовали пожар, несчастье, смерть. Раздвоенность образа собаки, его «нечистота» проявляется в тех легендах и сказаниях, где речь идет о способности ведьм и упырей превращаться в собак.

    В символизме христианства собака означает верность, бдительность, охрану, а иногда становится аллегорией священника, «доброго пастыря». Как хранитель стад собака олицетворяет епископа или проповедника. Черные и белые собаки — знаки ордена Доминиканцев.

    Собаку и волка можно рассматривать как два взаимодополняющих аспекта одного символа. Символически собака является светлой стороной волка. К примеру, у Аполлона, сияющего повелителя Солнца, друг — волк, тогда как у его сестры, Артемиды, лунной богиня — собака.

    jurnalpravil.ru


    Смотрите также