Si vis pacem, para bellum! Рыцарь собака


АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ - ГЕРОЙ. НО ТЕВТОНЫ

ТАИНСТВЕННЫЕ ВЕКА

Илья СТУЛОВ

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ - ГЕРОЙ. НО ТЕВТОНЫ - НЕ ПСЫ-РЫЦАРИ

Ледового побоища не было. Ошибки истории

Принятую еще в школьных учебниках правдоподобность описания одной из самых легендарных битв в истории России - Ледового побоища на Чудском озере - ставит под сомнение калининградский историк и архивист Анатолий Бахтин. Более двадцати лет он изучает события тех далеких времен по хроникам и летописям и теперь готов утверждать, что лед на Чудском озере ни под кем не трещал, а самое главное - тевтонские рыцари имели к этой битве весьма опосредованное отношение.

Миф первый: "Не псы, а божьи дворяне"

Стоит рассказать о тех, кто, по сложившемуся мнению, противостоял новгородцам 5 апреля 1242 года - о том самом Тевтонском ордене и о его рыцарях. Основанный в 1198 году на базе одного из госпиталей в Палестине, во время третьего Крестового похода, орден объединил немецких дворян ("тевтон" в переводе с латыни - "немец"). Устав ордена исповедовал три строгих правила, которым неукоснительно должны были следовать его члены: обет безбрачия, безоговорочное подчинение старшим и отсутствие личной собственности. Рыцарям запрещалось иметь серебряные и золотые украшения, подбивать плащи ценным мехом, иметь своего коня и многое другое. Даже носить пуговицы на одежде они не имели права. Нарушитель канонов мог запросто подвергнуться тюремному заключению, вплоть до пожизненного. При столь жестком внутреннем укладе орден считался эталоном демократии того времени. Все руководство - от Великого магистра до комтура - наместника небольшого округа - было подотчетно рядовым братьям-рыцарям.

- Прибывшие в Ливонию в 1237 году рыцари сразу же приступили к переговорам с соседями, - объяснил причины дипломатического поведения посланников ордена Анатолий Бахтин. - Практически все приграничные споры были очень быстро урегулированы мирным путем. Тем более что о военном способе решения конфликтов в то время и говорить не приходилось: вместе с ландмейстером Германом фон Бальком в Ливонию прибыло всего сорок рыцарей.

Самые дружественные отношения у ордена завязались с соседним Псковом. И славянские, и немецкие летописи хранят немало свидетельств о совместных военных походах союзников против строптивых и агрессивных соседей. Именно этот альянс и сыграл в итоге с рыцарями злую шутку.

- На Руси, в Новгороде и в Пскове, к членам ордена относились более чем уважительно, - пояснил исследователь. - Достаточно привести один бесспорный исторический факт: сразу же после Чудского сражения князь Александр Ярославович распорядился построить в Пскове католический храм. А прозвища "псы-рыцари" тевтонцы удостоились спустя шесть веков благодаря неправильному переводу на русский язык трудов Карла Маркса. Классик коммунистического учения употребил в отношении тевтонцев существительное "монах", которое на немецком языке созвучно слову "собака".

Миф второй: "Агрессоры или союзники?"

- Битва на Чудском озере была предопределена еще до появления тевтонцев в Ливонии, - разъяснил суть исторической коллизии Анатолий Бахтин. - Самими же новгородцами, которые в 1232 году изгнали из города своего князя Ярослава, сына псковского правителя Владимира и тезку отца будущего Александра Невского.

Бежавший нашел дипломатическое убежище в Дорпатском (современное название Тарту) епископстве. Роль затворника явно не устраивала изгнанного правителя: Ярослав Владимирович неустанно плел нити заговора и подбивал местного епископа выступить против славян. За возвращение трона князь обещал всестороннюю помощь в борьбе с языческой Литвой. Первая попытка союзников выступить против Новгорода и возвратить княжий престол Ярославу состоялась задолго до появления тевтонцев в Ливонии, спустя два года после бегства князя, и закончилась бесславно.

Новое согласие на ведение боевых действий глава местных католиков дал только в 1240 году, после того как получил обнадеживающие вести из Пскова: на бывшей вотчине отца Ярослава часть горожан во главе с боярином Твердило Ивановичем обещала всестороннюю поддержку опальному князю.

- Новый ландмейстер Ливонского отделения ордена, следуя церковной иерархии, подчинился епископу и направил с войсками союзников двенадцать своих рыцарей, - продолжил рассказ историк. - Цифра, явно не способная серьезно повлиять на ход кампании. Между тем Твердило Иванович сдержал слово: Псков сдался без боя. Оставив в городе двух рыцарей-тевтонцев и небольшой отряд, союзные войска отправились на Новгород. Так братья-рыцари стали разменной картой в обыкновенной феодальной междоусобице славянских городов. За участие в кампании против русских магистр ордена Хайнрик фон Вида весной 1241 года отстранил своего подчиненного от управления Ливонским отделением рыцарского союза.

Миф третий: "И не было видно льда..."

- Сама хроника битвы была фальсифицирована, - прокомментировал Анатолий Бахтин. - Не было там умопомрачительного столпотворения воюющих сторон, не было и массового ухода людей под лед. В те времена доспехи тевтонцев по своему весу были сопоставимы с вооружением русских ратников. Те же кольчуга, щит, меч. Только вместо традиционного славянского шишака голову братьев рыцарей защищал ведрообразный шлем. Не было в те времена и латных лошадей. Ни в одной из существующих хроник невозможно отыскать рассказ о треснувшем льде на Чудском озере, об ушедших под воду участниках сражения.

- Еще одна откровенная мистификация, которая сослужила медвежью услугу, - это количество участников сражения, - резюмировал историк. - В составлении русских летописей того времени наверняка принимали участие имиджмейкеры, которые для того, чтобы признать значимость победы или объяснить причины поражения, не утруждали себя педантизмом. Количество воинов в те времена указывали одним словом "бещисла", то есть несметное количество. Эта формулировка дала повод псевдоисторикам в советские времена увеличить на порядок количество участников битвы на Чудском озере. Как анекдот звучали нереальные и необоснованные цифры: восемнадцать тысяч со стороны русских, пятнадцать - со стороны ордена. К концу тридцатых годов XIII века все население Новгорода, включая женщин, стариков и детей, составляло чуть более четырнадцати тысяч человек. Поэтому максимальное количество ополчения, которое мог призвать Александр под свои знамена, не могло превысить двух тысяч ратников. А Тевтонский орден, большинство членов которого в этот период проливали свою и чужую кровь в Палестине за Гроб Господень, состоял примерно из двухсот восьмидесяти братьев-рыцарей. Непосредственно на лед Чудского озера вышли биться не более двух десятков тевтонцев. Остальную тысячную массу, противоборствовавшую русской дружине, составили ливонцы и чуди, предки нынешних эстонцев.

Символ русской истории

- Все попытки исказить факты гроша ломаного не стоят, - считает архивист. - Если взять сухую историческую хронику, то сразу становится ясно, что Александр Ярославович был бесстрашным и мужественным человеком с незаурядным государственным мышлением.

Отчаянная борьба вокруг имени новгородского князя разгорелась сразу же после смерти Александра. В некоторых русских летописях - в Псковской и Лаврентьевской - события на Чудском озере в существенной мере уничижались. В Лаврентьевских хрониках Ледовое побоище было вообще вымарано. Причина такой необъективности летописцев проста: история должна была обслуживать интересы только своих феодалов. Значительную роль в сохранении для потомков имени и дел Александра Ярославовича сыграла Русская православная церковь, канонизировавшая князя и описавшая его житие. У порабощенного монголо-татарами народа появился свой символ ратной доблести. О нем слагали сказы, его лик в 1380 году на Куликовом поле украшал хоругви русской дружины, возглавляемой потомком Александра Невского князем Дмитрием.

Точка зрения историка на Ледовое побоище не разделяется, однако, другими историками. Например, доктор исторических наук Николай БОРИСОВ из МГУ подготовил учебник "История России с древнейших времен до конца XVII века", который скоро должен выйти в издательстве "Просвещение". События почти 800-летней давности излагаются им следующим образом.

Обосновавшиеся на территории современной Эстонии немецкие рыцари-крестоносцы попытались захватить псковскую землю... В 1240 г. крестоносцы штурмом овладели Изборском - западным форпостом псковской земли. Вскоре они подошли к стенам Пскова... Изменники из числа местной знати открыли ворота чужеземцам, пошли на сговор с ними. Следующий удар был нанесен немцами по новгородским землям. Рыцари овладели многими селениями Вотской пятины, расположенной к северо-западу от Новгорода.

В погосте Копорье, на холме, защищенном глубоким оврагом, немцы выстроили деревянную крепость. Закрепившись на побережье Финского залива, рыцари вдоль реки Луги двинулись на юго-восток, к Новгороду. По пути они разоряли села и деревни, угоняли скот, захватывали пленных. Вскоре они приблизились к Новгороду на расстояние в 30-40 верст... Оказавшись перед лицом грозной опасности, новгородские бояре, забыв свою спесь, обратились к великому князю Владимирскому за помощью. Ярослав Всеволодович не хотел в столь тревожное время отпускать далеко от себя самого надежного из своих сыновей - Александра. Поэтому он сначала послал в Новгород его брата - Андрея. Но задача оказалась тому явно не по плечу. Вскоре сам новгородский архиепископ Спиридон явился к Ярославу, умоляя послать Александра. Великий князь принял его прошение...

Свой план войны с крестоносцами Александр построил на внезапности, стремительности ударов... Яростной и неожиданной атакой Александр овладел Копорьем... В результате похода на Копорье земли Вотской пятины были очищены от крестоносцев. Но это было далеко не все, что предстояло совершить Александру. Следующей, куда более сложной задачей было освобождение Пскова.

Отец Александра, великий князь Ярослав, хорошо понимал, что захват немцами Пскова таит в себе опасность не только для Новгорода, но и для всей Руси. С огромным трудом он собрал в разоренной Батыем Суздальской земле "множество воинов" и отправил их под началом другого сына, Андрея, на помощь Александру. Получив подкрепление, Александр в начале 1242 г. выступил из Новгорода на Псков. Его воины перекрыли все дороги, ведущие к городу. Своим любимым приемом - внезапной атакой, "изгоном" - Невский овладел городом. После этого, не теряя времени, он пошел на Изборск и дальше, "в землю Немецкую". Узнав о том, что навстречу ему идет большое рыцарское войско, Александр отступил к Чудскому озеру. Вероятно, этот отход князь совершил умышленно. В его голове уже появилась дерзкая идея: сразиться с врагом на льду озера.

...Утром 5 апреля 1242 г. его войско встретило врага, выстроившись на льду Чудского озера, "на Узмени, у Вороньего камня". Крестоносцы построились треугольником, острие которого было направлено на русских. На концах и по сторонам этого живого треугольника - "великой свиньи", по ироническому выражению русских летописцев, - встали закованные в латы всадники, а внутри него двигались легковооруженные воины. Осыпав противника дождем стрел, воины Александра раздвинулись, пропуская "великую свинью", а затем яростно ударили по ее флангам. Началась тяжелая и кровопролитная битва. Вскоре ослабевший к весне лед - особенно тонкий в этой части озера, на протоке - начал давать трещины. Кое-где, не выдержав тяжести людей и боевых коней, он стал проваливаться. Первыми шли ко дну самые знатные, богатые рыцари: их тяжелые доспехи весили по два-три пуда. Упав с коня, рыцарь, закованный в латы, уже не мог подняться без посторонней помощи. Уцелевшие рыцари обратились в бегство. Победа Александра была полной. Около 500 немцев погибло в битве, а 50 знатных пленников он привел с собой в Псков.

studfiles.net

Псы господни и рыцари Христа

23/12/2015 Псы господни и рыцари Христа

DOMINI-CANES

В 1191 году, во время третьего крестового похода, в Палестине возникло, так называемое, госпитальное братство при больнице Святой Марии. Созданное для крестоносцев-германцев (тевтонов) в Иерусалиме, оно в 1198 году было преобразовано в соответствующий военно-монашеский орден — Тевтонский. В 1205 году папа римский Иннокентий III утвердил для его рыцарей форму – белый плащ с черным крестом.

Tevton

Особенностью политики ордена было стремление создать собственное государство. Первая попытка такого рода была сделана в 1211, когда венгерский король Андрей II пригласил их в Трансильванию для защиты от кочевников, но в 1225 изгнал их. В том же году польский князь Конрад Мазовецкий передал им город Холм (Хелм). В 1233 году, во главе с Германом Балка тевтонские рыцари начали завоевание земель пруссов, народа, родственного литовцам. В 1234 году, папа римский Григорий IX издал повторную грамоту на учреждение ордена – на этот раз в качестве орденского государства в Пруссии.

tevtoni

Чуть раньше, в 1202 году, в Ливонии был создан «Орден рыцарей Христа». В 1204 году статус Ордена был утвержден. Формой рыцарей стал белый плащ с красным крестом и мечами, поэтому их называли меченосцами.

mechenosec

В 1236 году они были разгромлены литовцами под Шауляем, что вызвало заметное ослабление ордена. В 1237 году «Орден меченосцев» был реорганизован в Ливонский орден, который стал филиалом Тевтонского ордена.

Псы господни и рыцари Христа

Кроме того, в XIII веке, в римско-католической церкви возник новый тип монашеского ордена – нищенствующий. Монахи полностью или частично отказывались от владения имуществом и получения постоянных доходов и жили милостыней.

Первым из них был орден, основанный в Лангедоке испанским священником Домиником Гусманом для борьбы с альбигойцами (сторонниками еретических учений катаров и вальденсов). Устав ордена был утвержден папой римским Гонорием III в 1216 году.

dominico

Доминиканцев еще называли «псы господни» (лат. «domini canes»), а на их знамени была изображена собака, держащая в зубах факел.

dominicanes

В 1218 году Доминик послал семь своих учеников в арижский университет, чтобы те следили там за чистотой христианства. В дальнейшем доминиканцы активно выступали на богословских диспутах, были официальными цензорами церковных изданий, контролировали суд святой инквизиции.

Святой Доминик

Особенность ордена была в том, что все его члены были священниками. Орден разделялся на провинции, очертания которых могли не совпадать с границами стран. Во главе ордена стоял генерал, которого выбирало собрание провинциалов. Генеральный капитул созывался либо в Париже, либо в Болонье.

Еще один нищенский орден был основан Франциском Ассизским, выступавшим за восстановление норм апостольской жизни и за упразднение не только индивидуальной, но и коллективной собственности. При этом он не выступал против римских пап.

francisko

Проповеди Франциско были очень популярны среди простого народа, поэтому понтифики сразу решили использовать этот момент в своих интересах, как демонстрацию того, что в рамках римско-католической церкви существуют не только порочные прелаты, но и по-настоящему святые люди.

Francisco

В 1210 году францисканцы приобрели статус ордена (устав утвержден в 1223 г.). С течением времени отношение францисканцев к собственности было откорректировано. Появился францисканский монастырь, но считалось, что им владеет церковь, а орден только пользуется зданиями и хозяйством. Во главе ордена стоял генерал и генеральный капитул, или общее собрание всех францисканцев.

Францисканский герб

После смерти основателя ордена, в движении францисканцев обозначились некоторые противоречия, которые привели к расколу в 1260 году, разделившему орден на спиритуалов (радикалов) и конвентуалов (последователей). После 1325 года спиритуалы были отлучены от церкви.

Особенностью ордена было наличие женского филиала, так называемого «второго ордена», основанного сестрой Франциска Ассизского Кларой, и светского филиала, так называемого «третьего ордена». Члены последнего жили светской жизнью, но старались придерживаться идеалов, предлагаемых Франциском.

klara

Это лишь небольшая краткая часть долгой и увлекательной истории монашеских орденов, которую в этой статье я ограничил XIII веком, но в перспективе надеюсь еще вернуться к этой теме. Вы же можете не в чем себя не ограничивать при выборе бытовой и компьютерной техники от компании «А-Техно»-a-techno.com.ua/655/144/569/

P.S: Картинка в начале статьи моего собственного изготовления, как и вот эта. Если забираете и размещаете у себя, не забывайте об авторском праве, и, хотя бы, давайте ссылки!

Posted in История and tagged монашеские ордена

paraparabellum.ru

Сейчас читают: === Изобретения Ломоносова === Берёза Картузская : забытая история польского концлагеря === Популярные цитаты Анатолия Чубайса === Как стать инвалидом в США === Как Россию намеренно превращают в страну дебилов === Три крупнейших озера Беларуси === Герои Беларуси. Шмырев Минай Филиппович (Батька Минай) === Колонии Великобритании === "Кому-то мелочь дашь, навек запомнит. Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймет..." Омар Хайям === Ельцин – государственный преступник? === Настоящие фамилии звёзд эстрады и шоу-бизнеса === Россия теряет Великую Сибирь! === Израильтянам ставят на лоб метки === Год без лета 1816г === Откуда пошло выражение... === Бунты, мятежи и восстания в СССР === Диктатура бездетных дегенератов ===

О псах-рыцарях и благородном князе

К юбилею Ледового побоища выяснилось, что мы ничего о нем не знаем

18 апреля в нашей стране отмечался очень нестандартный юбилей. 770 лет тому назад произошло Ледовое побоище. Это событие — одно из самых разрекламированных в нашей истории.

Любой мало-мальски образованный человек в России со школьной скамьи помнит красочный и величественный рассказ о том, как вторглись на Русь изверги-крестоносцы, "псы-рыцари", как сошлись обе стороны на льду Чудского озера, — и произошла грандиозная битва, закончившаяся разгромом супостатов. Кроме того, если не все, то очень многие помнят гениальный фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" — и память оживляет потрясающие картины сожжения детей в Пскове, жуткой атаки тевтонского конного клина — "свиньей", ответного веселого удара русской рати и финального возмездия в ледяных волнах озера среди ломающихся льдин.

Это знают на Руси все. Но есть и то, что не знает почти никто, кроме специалистов. Вот цитата из фундаментального труда выдающегося американского историка Уильяма Урбана "Тевтонский орден": "Это событие наделили значением гораздо большим, чем оно того заслуживает, благодаря выпущенному в 1938 году фильму Сергея Эйзенштейна "Александр Невский". На самом деле, хотя картина достаточно точно изображает некоторые аспекты битвы, особенно костюмы и тактику, передавая нам потрясающее ощущение драматичности средневековой битвы, прочие моменты битвы, показанные в фильме, — чистая пропаганда. Не стоит и говорить о том, что предки эстонцев и латышей не были сгорбленными карликами, как утверждают авторы фильма; не были они также и бесправными крепостными рабами. Магистр Андреас был в Риге и потому не мог быть взят в плен Александром Невским, чтобы впоследствии его обменяли на мыло. Войско русских состояло в основном из профессионалов; фильм же рисует некий аналог ленинских коммунистов, крестьян и рабочих, противостоящих некоему эквиваленту фашистских штурмовых колонн. Германские крестоносцы отнюдь не были предвестниками нацистов, этакими белокурыми гигантами, которые сжигали детей живьем. Короче говоря, многие сцены из этого фильма рассказывают нам больше о Советском Союзе незадолго до вторжения Гитлера, чем о средневековой истории".

Неожиданно? Только на первый взгляд. Вот еще несколько фактов. Решающее столкновение произошло 5 апреля 1242 г. на берегу Чудского озера, а не на льду, как обычно утверждают. Для нас оно предстает чем-то грандиозным. Между тем рыцарей, участвовавших в битве, было всего... 42 человека. Они известны поименно по западноевропейским хроникам. Конечно, к этому надо прибавить пеших наемников-кнехтов и союзников-ливов, а также то, что каждый рыцарь был подобен подвижной крепости (своего рода аналогия танка), но все равно факт остается фактом: орденский отряд был крайне малочислен. Представьте себе эти 42 человека, скачущих хрестоматийной "свиньей", и сравните их со ставшими уже классикой кадрами из фильма С. Эйзенштейна. Не случайно европейские историки считают Ледовое побоище событием почти "местного значения", ведь мы знаем сражения Средневековья, когда рыцарская конница насчитывала от двух до 60 тысяч всадников.

Впрочем, это нисколько не умаляет значения Ледового побоища для Новгорода и Руси. И еще: на льду тевтонцы оказались лишь на завершающей стадии сражения, после знаменитого флангового удара Александра. Ливы и кнехты после него сразу ударились в бегство, а вот рыцари доказали, что недаром носят это имя, — ни один из них не "показал спину", все доблестно сражались до конца и либо пали, либо пошли ко дну, когда треснул лед. В целом эти события привели к тому, что в дальнейшем орден таких глубоких прорывов на русскую территорию не предпринимал больше ни разу, ограничиваясь атаками в сторону Пскова.

Стоит сказать и о том, что ставшее стереотипным название "псы-рыцари" абсолютно неверно, и произошло оно, во-первых, из-за игры слов по аналогии с названием католического ордена доминиканцев: "dominicanes" — последователи св. Доминика, и "domini canes" — "псы господни", как себя называли сами монахи этого ордена, но доминиканцы к событиям 1241—1242 гг. не имели никакого отношения. Тем более рыцари так себя не называли. К слову, в Новгороде — в связи с тем, что каждый рыцарь ордена был официально еще и монахом, — их прозвали "божьими дворянами", только такие названия на Руси и были в ходу. Так что "псы-рыцари" на совести позднейшей пропаганды.

Наше историческое сознание до такой степени засорено мифами, что мы, сами того не замечая, представляем себе вместо российской истории мифологию о ней. "Миф не безобиден, и обращаться с ним следует осторожно, как с неразряженной бомбой, — предупреждал Лев Гумилев. — Ибо это есть право на безответственность и беспочвенность суждений — то есть на ложь, пусть и бессознательную".

Прав был У. Урбан в том, что гениальная лента Эйзенштейна больше рассказывает нам о сталинском СССР, нежели о коллизиях 1242 года. Действительно, историю в СССР всегда понимали как "политику, обращенную в прошлое". Реконструкция исторических событий в культуре всегда отличалась неоправданными аллюзиями с современностью и политической ангажированностью. Вспомните, что в фильме Эйзенштейна Александр Невский ни разу не крестится, на это обратил внимание А. Солженицын. Не крестился он даже перед боем, хотя исторически это совершенно невозможно! Но... режиссер имел четкий соцзаказ и добросовестно его реализовывал.

Все понимают, отступление от высочайших инструкций могло стоить жизни. С этой позиции не только реалии картины, но и сама ее съемка накануне начала Второй мировой войны может восприниматься однозначно — как выполнение пропагандистского заказа. Выполнение гениальное, супергениальное, что и отличает фильм Эйзенштейна от бесчисленных кинематографических и литературных аналогов того времени, но, увы, не меняющее от этого своего изначального содержательного фундамента.

www.dal.by


Смотрите также