Рабочие качества собак и их проверка. Расскажите, что вы об этом знаете. Рабочие качества собак


РАБОЧИЕ КАЧЕСТВА СОБАК

В понятие рабочих качеств собаки входят тип нервной деятельности животного, преобладающая реакция поведения (активно-оборонительная, пассивно-оборонительная и т.д.), состояние органов обоняния, слуха, зрения, степень дрессированности и способность к обучению, активность в работе, физическая выносливость и другие. Какие рабочие качества считаются основными, а какие — дополнительными, зависит от тех видов служб, в которых предполагается использование собак той или иной породы.

Считается, что для всех служебных пород собак к племенному использованию допускаются только собаки, обладающие отличными служебными качествами, предки которых в ряде поколений успешно использовались в службе. Однако часто собак, несущих реальную службу, не используют в разведении. Кроме того, существует и практика стерилизации рабочих собак, чтобы избежать как нежелательных вязок, так и снизить степень отвлечения животных от работы. Поэтому у племенных собак, содержащихся у частных владельцев, важно выявить уровень дрессированности, т.е. степень обученности, которая зависит от способностей собаки и времени, затраченного на дрессировку, а также определить дрессируемость — способность собаки быстро вырабатывать навыки при обучении. К разведению могут быть допущены только собаки, хорошо поддающиеся дрессировке и имеющие высокие показатели дрессированности в рамках определенной службы (В. Зубко, 1987).

В рамках Российской кинологической федерации (РКФ) племенной может быть признана собака служебной или охотничьей породы, если она имеет предусмотренные положениями дипломы по соответствующим видам дрессировки. Так, в минимальные требования по рабочим качествам для таких пород, как фландрский бувье, бриар, босерон, бельгийские овчарки, ризеншнауцер, доберман, ротвейлер, боксер, немецкая овчарка, согласно Положению о присвоении титула "Чемпион России" (2001) входят оценки за IPO-1 (Международный порядок испытаний, класс 1) или SchH-1 (Порядок испытания Объединения немецких собак, способ испытаний "Защитная собака 1"), ОКД (общий курс дрессировки) совместно с ЗКС (защитно-караульная служба), КД (курс "Комплексная дрессировка").

Оценка по рабочим качествам производится по степени дипломов (I, II или III степени), присужденных на испытаниях и соревнованиях. Однако существующие методы не позволяют в полной мере оценить, в какой степени полученный диплом отражает природные особенности собаки, а в какой — качество и длительность дрессировки.

Для собак неслужебных пород под рабочими качествами могут подразумеваться контактность, послушание, тип нервной деятельности, обучаемость и т.д.

Похожие статьи:

poznayka.org

Рабочие качества служебных пород

Одна из самых болезненных проблем кинологии – утрата рабочих качеств у большинства служебных пород собак. Как и по каким причинам мы «дошли до жизни такой» – расскажет командир кинологической группы при Национальной гвардии, подполковник СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ МИХАЙЛЮК. Итак, слово гостю номера!

Н

е знаю, имею ли я право говорить обо всех служебных породах, но те, которые были в силовых структурах еще в советские времена, такие как колли, южнорусская овчарка, черный терьер, доберман, ротвейлер, ризнешнауцер, эрдельтерьер, боксер – с ними я не просто работал, а был владельцем всех этих пород. И знаю о них не понаслышке – это были действительно рабочие собаки. 

ZOO•БИЗНЕС №01-02/2017

 

Сейчас все изменилось, эти породы больше не используются в силовых структурах, для которых, собственно, многие из них и создавались. У меня есть версия, почему так произошло, но хочу подчеркнуть, что это всего лишь частное мнение. Другие специалисты могут иметь другое мнение.

Расскажите, пожалуйста, о традиционных рабочих породах и их особенностях.

, журнал ZOO-Бизнес

Все известные на сегодня породы собак создавал человек под свои нужды или для каких-то структур. Часто «авторами пород» были военные, как, например, Макс фон Штефаниц – создатель немецкой овчарки, или сборщик налогов Луис Доберманн – «автор» добермана. В зависимости от назначения каждая созданная порода обладала необходимыми для конкретной работы качествами, которые впоследствии были закреплены в официальном Стандарте породы. Этот набор качеств по задумке создателей должен был всегда оставаться неизменным. То есть функции естественного отбора человек перебрал на себя, заменив естественный отбор искусственным. Вот почему волк сильный? Потому, что природа сама регулирует, кому следует выжить и дать потомство, а кто должен отсеяться. В нашем случае этот отбор регулирует заводчик. Если он этого не делает, уже имеющиеся свойства не закрепляются в следующих поколениях, и качества породы со временем изменяются, отдаляясь от задумки ее создателя. Соответственно, и выполнять изначально предназначенную для таких собак работу они уже не в состоянии.

По каким причинам такие изменения стали возможны? С чего все началось?

, журнал ZOO-Бизнес

Для начала нужно понимать, какие качества позволяют использовать собак рабочих пород в силовых структурах, для которых они зачастую и создавались. Это, во-первых – крепкое здоровье, во-вторых – необходимый набор инстинктов, закрепленных на генетическом уровне, и в-третьих – простота и нетребовательность в содержании. На мой взгляд, все началось с третьего пункта.

У нас еще во времена СССР большинство пород, которые раньше считались служебными, перестали быть востребованным силовыми структурами из-за сложностей в содержании. Такая же ситуация сложилась и в Европе. Например, колли – очень хорошая рабочая порода, но она требует дополнительного ухода за шерстью. Попробуйте поработать с колли на местности где растет густой кустарник, и ее шерсть уже на следующий день собьется в колтуны, которые невозможно вычесать. Что же касается ризеншнауцера, эрдельтерьера и черного терьера – их нужно регулярно стричь или тримминговать. Или, наоборот, короткошерстные породы, например, доберман и боксер. Их тоже сложно содержать в питомниках, в частности из-за климата. Получается, что одних собак нужно стричь, других – одевать. А ротвейлер, хоть и переносит холодную погоду, нуждается в зимний период в усиленном питании, которое требуется ему для обогрева. Кроме того, короткомордые породы (ротвейлер, боксер) совершенно не переносят жару. Это сейчас собак перевозят в машинах с кондиционерами, а раньше они с трудом переносили транспортировку. Помимо чисто физических особенностей, некоторые породы, например те же ротвейлеры, плохо переносят смену проводника. А в силовых структурах такое происходит довольно часто.

Испробовав таких собак на службе, от них стали постепенно отказываться – как работники они были прекрасны, но по тем или иным причинам непрактичны. Их всегда можно было заменить породами, обладающими теми же рабочими качествами, но не нуждающимися в специальном уходе – это, как вы уже догадались, немецкие овчарки и малинуа (короткошерстные бельгийские овчарки – ред). Можно сказать, что остальные породы не прошли через историческое сито, не выдержав конкуренции. То есть это непрактичные породы, в отличие от «немцев», которых можно сравнить с автоматом Калашникова. Он простой, дешевый, надежный, его можно уронить в воду, но он все равно стреляет. Нерентабельно содержать такие породы, рентабель-нее «автомат Калашникова».

Что касается характера, то собак, которые могли бы соперничать с немецкими овчарками и малинуа, всегда было немного. Речь идет именно о совокупности всех поведенческих критериев. Они могли быть, например, хороши в защите, но упрямы или неконтактны. Идеальных «немцев» тоже всегда было немного, но сама порода представлена огромным поголовьем, поэтому и возможностей выбрать лучших – больше. А учитывая сложности содержания собак других пород, их количество в силовых структурах со временем и вовсе сошло на «нет». Так в конкурентной борьбе выиграли «немцы», а в Европе – еще и малинуа.

Что же произошло с отсеявшимися породами?

, журнал ZOO-Бизнес

Искренне любящие породы заводчики продолжали их разводить. Но, поскольку спрос на этих собак в силовых структурах упал, а рабочие качества простому обывателю не слишком нужны, заводчики при разведении стали обращать все меньше внимания на эти качества. Простому владельцу ведь нужно немного – собака должна быть красивой и удобной в быту. А вот, например, твердость и, тем более, жесткость характера – это только помеха в домашнем содержании. Надо понимать, что хорошую волевую собаку с твердым характером может безопасно содержать только человек с таким же характером. Милая мягкая женщина или, тем более, бабушка никогда не справится с жесткой собакой. Да и далеко не всякий мужчина справится. А собаку-то хочется! Таким образом, запрос на породы не исчез, просто изменился адрес пользователя и, соответственно, требования к характеру собаки. Рабочие качества перестали быть востребованными.

Какие требования предъявляются к истинно рабочей собаке?

, журнал ZOO-Бизнес

Все требования сводятся к трем базовым составляющим. Во-первых, мы хотим, чтобы собака проявляла большую заинтересованность в поиске на инстинктивном уровне, чтобы она могла и хотела нюхать, не отвлекаясь ни на что. Второе – контактность. Когда мы начинаем работать со щенком, мы говорим ему: «иди сюда», «сядь», «ложись»… Он может не слышать нас, он может подойти и убежать или вообще не подходить. Но когда мы видим 2-3-месячного щенка, который подходит, смотрит в глаза и как бы говорит: «что ты хочешь?», ему говорят «сядь», и хотя щенок еще не знает этого слова, он внимательно следит за проводником, пытается понять, что от него требуется, у него есть желание подчиняться и угодить. Это самое главное в послушании, соответственно, такой щенок обладает большим потенциалом. Третье, что объединяет вышеназванные породы, это защита, где собака должна показать свои инстинкты. В первую очередь, это управляемость. В защитной дрессировке собака должна по команде обежать укрытия и найти фигуранта (условного злоумышленника – ред.). Дальше она показывает свое поведение – агрессивное или добычное. Хорошая собака должна вести себя так, чтобы противник понял: «это агрессивная собака, она сделает все, чтобы удержать меня на месте». Но многие собаки делают это не на агрессии, а на инстинкте добычи – даже лай у них характерный – тявкающий, игривый. Это неправильное поведение. Собака в агрессии смотрит по-другому, она скалится, лает низким голосом, угрожает, все поведение ее говорит «я хочу тебя придушить». И здесь снова важна управляемость – собака не должна трогать спокойно стоящего фигуранта, как бы ей этого не хотелось.

Таким образом, первостепенными качествами для рабочей породы являются устойчивые инстинкты, к которым относятся:

  • Контактность с человеком. Щенок может быть угрюмым, независимым, и это видно сразу. Как и хорошего, контактного щенка.
  • Способность к обучению. Все собаки дрессируются, но за то время, пока мы доведем до приемлемого уровня не слишком способную собаку… Словом, низкий КПД.
  • От природы сильный инстинкт добычи. Его не бывает «слишком много», этот инстинкт наполовину гасится послушанием.
  •  
  • Желание борьбы. Собака не должна висеть на фигуранте, она должна его удерживать мощным и стабильным захватом. Такую собаку можно силовым способом вынудить отпустить рукав, но она никуда не уйдет, а будет находиться рядом и угрожать противнику.
  • Скорость выполнения навыка – это тоже качество, которое передается по наследству.
  •  
Чем собака богаче инстинктами, тем больше шансов получить, так сказать, «арабского скакуна», а не что-то условно приемлемое.

 

Каким способом выявляются рабочие качества собаки?

, журнал ZOO-Бизнес

Все перечисленные выше породы, и отсеявшиеся в том числе, объединяют врожденные способности к поиску, защите и желанию подчиняться человеку. Эти свойства в полной мере отражены, например, в дрессировке IPO, которая складывается из трех разделов: А – следовая работа, В – послушание, С – защита. IPO можно назвать как спортивной, так и тестовой дрессировкой. В идеале каждая собака, прежде чем попасть в разведение, должна пройти керунг (кинологическое мероприятие, состоящее из комплекса специальных тестов, направленных на выявление собак, максимально отвечающих требованиям стандарта породы – ред.) и сдать норматив. Если же собака не проходит курс такой или похожей дрессировки, мы не знаем, какими качествами обладает данная особь и что она передаст своему потомству. 

Если любящему породу заводчику важно, чтобы индивидуальные качества конкретной собаки стали наследственными и закрепились в потомстве, он сам заинтересован в том, чтобы пройти этот тест хотя бы один раз, но по-честному. А само тестирование должно быть бескомпромиссным. Примером идеального теста служит DMC-керунг для малинуа (Deutscher Malinois-Club – ред.) в Германии. DMC-керунг – это достаточно жесткая проверка, где собака попадает под психологический пресс и испытывает большую психическую нагрузку. Например, апортировка. Собаке могут предложить не знакомый предмет, к которому она привыкла на тренировках, а абсолютно любой. И она должна его принести по команде. Более того, апортировочный предмет могут куда-то спрятать и собака должна не просто его принести, а для начала найти где-нибудь в завале. Причем, сам керунг проводится не в знакомом собаке месте, а на чужой территории – на опушке леса, на лугу, где угодно. Там чужое место, чужие запахи, чужие люди. Плюс жесткий и бескомпромиссный фигурант, который не подыгрывает собаке. Даже если в 4-х коленах предки тестируемой собаки имели IPO-3 (наивысший уровень дрессировки IPO – ред.), сама собака может DMC-керунг не сдать, поскольку его условия не слишком похожи на стандартные. Для слабой собаки это стрессовая ситуация, с которой она не справится. А малинуа, не прошедшая DMC-керунг в Германии, не считается полноценным производителем, даже если это Чемпион Европы. Если же собак, предполагаемых для использования в племенном разведении, не тестировать или тестировать слишком мягко, рабочие качества любой породы идут на убыль.

Какая картина по использованию рабочих пород сложилась сегодня в силовых структурах Европы?

, журнал ZOO-Бизнес

Я могу сказать на примере Румынии, где побывал на стажировке. Примерно до 90% используемых собак – это малинуа, «немцы» и миксты этих двух пород. Румынские коллеги объяснили, что разводят собак исключительно под заказ силовых структур. Приходит, например, запрос: нужно 20 малинуа или 20 немцев. От этого и отталкиваются в разведении. Когда мы посетили Центр, где готовят собак для пограничников, армии, таможни, полиции и службы безопасности, там всего находилось около 300 собак. Из них всего 5 ротвейлеров, причем обучались только 2, а 3 были племенными собаками.

То есть разведением собак для силовых структур там занимается государство?

, журнал ZOO-Бизнес

Только отчасти. Например, в США, Чехии и Германии частично разводят сами, а частично закупают щенков у местного населения. До 90% собак в силовых структурах Европы не выращены в питомниках, а куплены у гражданских заводчиков. Это говорит о том, что родник не иссяк. Хотя даже у востребованных «немцев» очень много проблем.

Но они же проходят тесты перед допуском в разведение! В чем тогда проблемы?

, журнал ZOO-Бизнес

Есть 2 линии разведения немецких овчарок – шоу и рабочие. Сегодня среди немецких овчарок шоу-разведения из 100 собак можно выбрать лишь 2-3, которые будут похожи на тех, старых овчарок пользовательского уровня. Это результат «толерантного» тестирования из поколения в поколение. Причем собаки подойдут по характеру на момент отбора щенка, но в дальнейшем здоровье и сложение, сама анатомия овчарок так называемого «высокого разведения» не позволит им полноценно нести службу и они быстро выйдут из строя. А вот собаки пет-класса (породистые собаки, не подходящие для племенного использования – ред.) при тех же условиях и правильном характере – смогут. И здесь следует поговорить о третьей составляющей, которая определяет рабочую собаку – о здоровье.

Например, если взглянуть в официальные Стандарты малинуа, немецкой овчарки и ротвейлера, а затем применить их к сегодняшним собакам, то что мы увидим? Стандарт не менялся и облик малинуа за 50 лет практически не изменился. Зато немецкая овчарка за 50 лет «высокого разведения» очень изменилась внешне: стала тяжелей, утратила крепость строения, пропорции, вся анатомия изменилась! Стандарт ротвейлера тоже не менялся, но облик собак даже относительно 90-х годов изменился. У старых собак были длиннее морды, а современным короткомордым сложнее дышать. Летом, в +35 ротвейлер на соревнованиях всегда уступит овчарке или малинуа. Но заводчики разводят короткомордых собак, поскольку считается, что так они выглядят более симпатично и привлекательно. Соответственно, ротвейлеры по практичности использования в общем зачете уступают «немцам», а «немцы», в свою очередь, малинуа.

Выходит, немецких овчарок постигнет участь других отсеявшихся пород и они тоже станут нерабочими?

, журнал ZOO-Бизнес

Не знаю. Могу сказать, что очень хороших собак даже среди немецких овчарок всегда было мало. Но было много нормальных. А сейчас и нормальных очень мало. Причем, это я говорю не о шоу-собаках, а об овчарках так называемого рабочего разведения. И во всем этом виноваты мы сами! Я думаю, что при жизни нашего поколения качество собак будет еще ухудшаться, хотя хороших можно будет найти всегда, если говорить о «немцах». Среди других пород тоже можно будет найти подходящий экземпляр, только поиски будут долгими и количество соответствующих требованиям собак значительно меньшим. Если «немцев» будет 10 на 100, то остальных может быть 1 на 100, и это еще хорошо.

Можно ли вернуть в строй отсеявшиеся породы?

, журнал ZOO-Бизнес

Теоретически, если поставить себе такую задачу, это можно сделать, выбрав из породы лучших представителей и занявшись их разведением. Вкладываем время – может 10, может 15 лет, вкладываем финансы в несколько поколений и восстанавливаем породу. Ничего невозможного! Но это теоретически. А практически – овчинка выделки не стоит. Это нерентабельно, если речь идет о силовых структурах. Зачем тратить силы и средства, если есть две породы, которые полностью покрывают все нужды?

Значит, с остальными породами можно попрощаться, как с рабочими?

, журнал ZOO-Бизнес

Сейчас все зависит от заводчиков. Если они действительно искренне любят свою породу, то выставочных оценок за отличный экстерьер им будет недостаточно. Ведь что написано в стандартах рабочих пород? Как правило, «крепкая, уверенная, целеустремленная собака, с устойчивой психикой». Если в стандарте прописаны какие-то качества, а стандарт никто не менял, собака должна соответствовать своим породным характеристикам, она не должна меняться! И если собака с правильным характером проигрывает по экстерьеру, то любящий породу заводчик предпочтет повязать своих сук с таким кобелем, чем с чемпионом по экстерьеру. Это в идеале. А на практике сейчас уже даже малинуа есть чистого шоу-класса, не имеющие стойкого характера – такие покладистые, милые пуфики, мало на что способные. Вот так и утрачиваются рабочие качества породы. Так что теперь уже все зависит только от заводчиков. Если человек, занимающийся разведением какой-то породы, дорожит своим именем, если он следует золотому правилу селекционера «Лучшее с лучшим!», тогда рабочая порода не утратит своих качеств. Даже если она перестала быть востребованной в силовых структурах. Даже если бескорыстных и искренне любящих и ценящих свою породу заводчиков будет совсем немного. Благодаря таким людям этот источник не иссякнет никогда!

С гостем беседовала Светлана МАУЭРФото – Дарина МАТАСОВАи Юлия МИРГОРОДСКАЯ

zoobusiness.kiev.ua

"Рабочие качества" собак. Наследственность? Дрессировка? Или?

 Одна из самых обсуждаемых и спорных тем – это рабочие качества наших питомцев.

Охотники – охотятся, служебники – охраняют и т.д.  От чего они зависят. Мой взгляд на проблему.

Рабочие качества – это способность представителя той или иной породы выполнять те функции, которые были предусмотрены в данной породе в процессе выведения . Рассматривать рабочие качества самостоятельно не имеет никакого смысла не учитывая экстерьер и особенности экстерьера. При выведении породы основным принципом является функциональность, а только потом экстерьерные особенности. Если порода рабочая - служебная, то и экстерьер этой собаке должен предусматривать максимальную подвижность, выносливость . Любое нарушение экстерьера повлечет за собой нарушение рабочих качеств. Рабочие качества на генетическом уровне? Можно согласиться, если при этом утверждении иметь ввиду сохранение первоначальных экстерьерных особенностей.Исходя из типа разведения – племенное или рабочее, мы и получаем потомство:а) С прекрасными экстерьерными качествами, соответствующими требованиям сегодняшнего дня. Многие породы на сегодня претерпели улучшение или наоборот потеряли экстерьерную привлекательность. Претерпев изменения в экстерьере – утратили свои рабочие качества. Отсюда и проблемы в дрессировке, неустойчивая психика и т.д. Но именно эти представители породы ходят по рингам выставок, принимают участие в племенном разведении. Я не собираюсь обобщать все породы. Есть конечно и такие породы, где неразделимы работа и экстерьер и племенники очень внимательно следят за разведением.б) С прекрасными рабочими качествами, предусмотренными требованиями к породе. Но при этом они несут первоначальный , как еще говорят, старотипный экстерьер. Вот здесь мы можем с полной уверенностью говорить о наследственных рабочих качествах, т.к. в потомстве от рабочих собак будет сохранен истинный, без каких либо явных недостатков, экстерьер породы.

 

При копировании материала  размещать рабочую ссылку на первоисточник

http://superzooportal.mirtesen.ru/

 

Добавлено: 9 марта 11, 14:59

superzooportal.mirtesen.ru

Рабочие качества собак и их проверка. Расскажите, что вы об этом знаете.

В понятие рабочих качеств собаки входят тип нервной деятельности животного, преобладающая реакция поведения (активно-оборонительная, пассивно-оборонительная и т. д.) , состояние органов обоняния, слуха, зрения, степень дрессированности и способность к обучению, активность в работе, физическая выносливость и другие. Какие рабочие качества считаются основными, а какие – дополнительными, зависит от тех видов служб, в которых предполагается использование собак той или иной породы. Считается, что для всех служебных пород собак к племенному использованию допускаются только собаки, обладающие отличными служебными качествами, предки которых в ряде поколений успешно использовались в службе. Однако часто собак, несущих реальную службу, не используют в разведении. Кроме того, существует и практика стерилизации рабочих собак, чтобы избежать как нежелательных вязок, так и снизить степень отвлечения животного от работы. Поэтому, у племенных собак, содержащихся у частных владельцев, важно выявить уровень дрессированности, т. е. степень обученности, которая зависит от способностей собаки и времени, затраченного на дрессировку, а также определить дрессуемость – способность собаки быстро вырабатывать навыки при обучении. К разведению могут быть допущены только собаки, хорошо поддающиеся дрессировке и имеющие высокие показатели дрессированности в рамках определенной службы. (В. Зубко 1987)

В рамках Российской кинологической федерации (РКФ) племенной может быть признана собака служебной или охотничьей породы, если она имеет предусмотренные положениями дипломы по соответствующим видам дрессировки. Так, в минимальные требования по рабочим качествам для таких пород, как фландрский бувье, бриар, босерон, бельгийские овчарки, ризеншнауцер, домерман, ротвейлер, боксер, немецкая овчарка, согласно Положению о присвоении титула «Чемпион России» (2001) входят оценки за IPO-1 (Международный порядок испытаний, класс 1) или SchH-1 (Порядок испытания Объединения немецких собак, способ испытаний «Защитная собака 1»), ОКД (общий курс дрессировки) совместно с  ЗКС (защитно-караульная служба) , КД (курс «Комплексная дрессировка») . Оценка по рабочим качествам производится по степени дипломов (I, II, III степени) , присужденных  на испытаниях и соревнованиях. Однако существующие методы не позволяют в полной мере оценить, в какой степени полученный диплом отражает природные особенности собаки, а в какой- качество и длительность дрессировки.

Для собак неслужебных пород под рабочими качествами могут подразумеваться контактность, послушание, тип нервной деятельности, обучаемость и т. д.

otvet.mail.ru

РАБОЧИЕ (СЛУЖЕБНЫЕ) КАЧЕСТВА СОБАКИ — КиберПедия

(СЕМИНАР)

Животное, как и человек, индивидуально - оно индивид. Оно имеет уникальный генотип. Индивидуальные генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, животные отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностми. но и психологическими свойствами - способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Способности определяются как индивидуально-психологические особенности организма, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности передаются генетически в виде задатков. Реализация задатков определяется многими факторами. Например, в одном исследовании крысы обучались находить путь в лабиринте. Из всех животных отбирались те, которые справлялись с задачей наиболее успешно, и те. которые, наоборот, были наименее успешными. Внутри каждой группы (успешных, или «умных», и неуспешных, или «глупых») производились скрещивания. В следующем поколении процедура повторялась: снова отбирались «умные» и «глупые» животные, и снова они скрещивались между собой внутри каждой группы. Так повторялось в течение шести поколений. Эксперименты убедительно показали о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

В следующем эксперименте предварительно отобранное поколение «умных»крыс выращивалось в условиях обедненной среды, где они были лишены и разнообразных впечатлений и возможности активно действовать. В результате оказалось, что такие крысы при обучении в лабиринте действовали на уровне «глупых» животных, воспитанных в естественных условиях. Противоположный результат дали опыты с выращиванием «глупых» крыс в обогащенной среде: их показатели оказались приблизительно такими же, что и у «умных» крыс, выросших в нормальных условиях.

Эти исследования не просто показывают значение условий воспитания для формирования способностей. Общий вывод, который можно сделать на их основании, более значителен: факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или. наоборот, нивелировать действие последнего.

Под рабочими качествами собаки понимают наличие специфических психофизиологических особенностей, навыков, определенной степени работоспособности, отражающих готовность собаки к выполнению какой-либо работы (службы, курса дрессировки).

Большое значение для практического применения собаки имеет работоспособность, как способность организма к эффектному выполнению заданной деятельности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от внешних условий, а также психических и физиологических особенностей организма. С точки зрения эффективности выполнения деятельности выделяют оптимальную, максимальную и сниженную работоспособность. Для выполнения какой-либо работы характерны стадии вырабатывания, оптимальной работоспособности, компенсируемое и некомпенсируемое утомление. Эффективность работоспособности во многом зависит от тренированности собак.

Рабочие качества собаки диагносцируются и оцениваются при помощи специализированных тестов и по степени освоения различных курсов дрессировок.

Словарь терминов:способности, задатки, рабочие качества, работоспособностьКонтрольные вопросы: Наследственные особенности и их реализация. Какие способы определения способностей вы знаете? Что такое тестирование собак? Какие рабочие качества собаки вы можете выделить?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

К РАЗДЕЛУ1:

Все о собаке / под ред. В. Н. Зубко - М: Эра. 1992

О чем лают собаки / сб. - М.: Патриот. 1991

Психология / Словарь / под ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского - М.: Изд.полит, лит-ры, 1990Арасланов Ф. С.. Алексеев А. А., Шигорин В. И. Дрессировка служебных собак -

Алма-ата: Кайнар, 1987

Гриценко В. В. Словарь дрессировщика - М.: Воениздат. 1999

Прайор К. Не рычите на собаку - М.: Селена, 1995

К РАЗДЕЛУ 2:

Беркенблит М. Б.. Глаголева Е. Г. Электричество в живых организмах - М.: Наука,1988

Беркленблит М. Б. Нейронные сети - М.: Мирос, 1993

Георгиевский В. И. Физиология сельскохозяйственных животных - М.: Агропромиздат, 1990

Голиков А. Н. Физиология сельскохозяйственных животных - М.: Агропромиздат.1991

К РАЗДЕЛУ 3:

Основы психофизиологии / под ред. Александрова Ю. И. - М.: Инфра-М, 1998Батуев А. С. Высшая нервная деятельность - М.: Высшая школа. 1991 Вартанян И. А. Физиология сенсорных систем - С-Пб.: Лань, 1999 Данилова Н. Н. Психофизиология - М.: Агнет-Пресс, 1999

Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

К РАЗДЕЛУ 4:

См. раздел 3.

Системные механизмы поведения / под ред. К. В. Судакова - М.: Медицина, 1990

Функциональные системы организма / под ред. К. В. Судакова - М.: Медицина, 1987

Бергман Е. Поведение собак - М.: Восхождение, 1992

Крушинский Л. В. Эволюционно-генетические аспекты поведения - М.: Наука, 1991

К РАЗДЕЛУ 5:

Мак-Фарленд Д. Поведение животных - М.: Мир, 1988

Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека- М.: Наука, 1975

Симонов П. В. Мотивированный мозг- М.: Наука, 1987

Хайнд Р. Поведение животных - М.: Мир. 1975

К РАЗДЕЛУ 6:

См. раздел 5.

Преображенская Л.А. Эмоции в инструментальном поведении животных - М.: Наука, 1991

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций - М.: Прогресс, 1979Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека - М.: Наука. 1975 ; Симонов П. В. Мотивированный мозг - М.: Наука, 1987

85К РАЗДЕЛУ 7:

См. разделы 1,3.4,

Александров Ю. И. и др. Системные аспекты психической деятельности - М.: 1999

Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса - М.: Медицина, 1968

К РАЗДЕЛУ 8:

См. разделы 3, 4, 5.

Сравнительная физиология высшей нервной деятельности человека и животных / под

ред. В. В. Шульговского - М.: Наука, 1990

Акимушкин И. Проблемы этологии -Смоленск: Русич, 1999

Лоренц К. Агрессия - М.: Прогресс, 1994

Лоренц К. Кольцо царя Соломона - М.: Знание, 1980 ,

Лоренц К. Человек находит друга-М.: Полигран, 1992

Павлов М. П. Волк-М.: Агропромиздат, 1990

Тинберген Н. Поведение животных - М.: Мир. 1969

Тинберген Н. Поведение животных - М.: Мир, 1985

Тинберген Н. Социальное поведение животных - М.: Мир, 1993

Уитни Л. Ф. Психология собаки - М.: Центрполиграф. 1997

Фогль Б. 101 вопрос, который задала бы ваша собака своему ветеринару - М.: ACT, 1995

Шовен Р. Поведение животных - М.: Мир, 1972

К РАЗДЕЛУ 9.1:

См. раздель; 5. 8.

Вулхард Д.. Барлетт М. Что должны знать все хорошие собаки - М.: Око, 1994

Зорина 3. А., Полетаева И. и., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения - М.: МГУ, 1999

Лоренц К. Год серого гуся М., Мир, 1984

Майнарди Д. Собака и лисица - М.: Мир, 1980

Роуз С. Устройство памяти - М.: Мир, 1995

Хаютин С.Н., Дмитриева Л.П. Организация раннего видоспецифического поведения -М.: Наука, 1991 :

Хорн Г. Память, импринтинг и мозг - М.: Мир, 1988

К РАЗДЕЛУ 9.2:

См. разделы 3, 5.

Дьюсбери Д. Поведение животных - М.: Мир, 1981

Соколов Е. Н. Нейронные механизмы памяти и обучения - М.: Наука, 1981

К РАЗДЕЛУ 9.3:

См. разделы 3, 5.

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание - М. - Воронеж, 1996

К РАЗДЕЛУ 9.4:

Асратян Э. А. Очерки по физиологии условных рефлексов - М.: Наука, 1970.

Воронин Л. Г. Сравнительная физиология высшей нервной деятельности человека и

животных - М.: Наука, 1989.

Воронин Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности - М.: Высшая школа, 1979.

Капустин Д. П. Сравнение наличных и следовых условных рефлексов - М.: 1948.

Коган А. Б. Некоторые вопросы структурной основы замыкательной функций больших полушарий головного мозга - М.: Наука. 1973.

Павлов И. П. Полное собрание трудов. - М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1947 ;

К РАЗДЕЛУ 9.5:

См. разделы 1, 5. 9.1.

Вайтли X. Э. Собаки - М.: Гранд. 1997

Преображенская Л. А. Эмоции в инструментальном поведении животных - М.: Наука. 1991

Торндайк Э. Уотсон Д. Б. Бихевиоризм - М.: 1998

Фишер Д. Мотивированная дрессировка собак - Киев: Муза. 1995 '

К РАЗДЕЛУ 9.6:

См. разделы 5, 8, 9.2, 9.5.

Биологические основы подражательной деятельности и стадных форм поведения -

М.: Наука, 1965

Воронин Л. Г. Сравнительная физиология высшей нервной деятельности - М.: МГУ,1957

Меннинг О. Поведение животных - М.: Мир, 1982

К РАЗДЕЛУ 9.7:

См. раздел 3.

Доминанта и условный рефлекс / под ред. П. В. Симонова - М.: Наука, 1987

Учение А. А. Ухтомского о доминанте и современная нейробиология / под ред. А. С.

Батуева, Р. И- Кругликова, М. Г. Ярошевского - Л.: Наука, 1990

Соколова Л. В., А. А. Ухтомский - М.: Просвещение. 1991

К РАЗДЕЛУ 9.8:

См. разделы 3, 5, 8, 9.2, 9.6.

Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности - М.: МГУ, 1986

Мухин Е. И. Структурные, функциональные и нейрохимические основы сложных форм поведения - М.: Медицина, 1990

К РАЗДЕЛУ 10:

См. раздел 1. Вайтли X. Э. Собаки - М.: Гранд, 1997 А,

Крушинский Л. В. и др. Служебная собака - М.: Сельхозгиз, 1952; М.: 1994.

К РАЗДЕЛУ 11:

См. разделы 1, 3.

Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений - М.: Воронеж, 1997

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию - М.: ЧеРо, 1996

Гранит Р. Основы регуляции движений - М.: Мир, 1973

К РАЗДЕЛУ 12:

См. разделы 1, 4, 8.

Керман К., Ландесман Б. Обучение вашей собаки - М.: Аквариум, 1995

Вулхард Д., Барлетт М. Что должны знать все хорошие собаки - М.: Око, 1994

Гриценко В. В. Коррекция поведения или перевоспитание собак - М.: 1996

К РАЗДЕЛУ 13:

См. разделы 1. 6.9.5.

Вартанян Г. А.. Петров Е. С. Эмоции и поведение - Л.. Наука. 1989

Фишер Д. О чем думает ваша собака - С-Пб.: Азбука. 1999

К РАЗДЕЛУ 14:

См. раздел 3.

Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова - М.: ЧеРо, 1998

Годфруа Ж. Что такое психология? - М.: Мир, 1992

Марютина Т. - М.: Ермолаев О. Ю. Психофизиология - М.: УРАО. 1998

К РАЗДЕЛУ 15:

См. разделы 9.4, 11.

См. тему 11.

Небылицин В. Д. Избранные психологические труды - М.: Педагогика. 1990

Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга - М.: 1952

К РАЗДЕЛУ 16:

См. раздел 9.4.

Бирюков Д. А. Сравнительная патология высшей нервной деятельности животных -Л.: 1970.

Дмитриев А. С. Физиология высшей нервной деятельности - М.: Высшая школа, 1974

Купалов П. С. Механизмы замыкания временной связи в норме и патологии - М.:Медицина, 1978

Хананашвили М. М. Механизмы нормальной и патологической условно-рефлекторной деятельности - Л.:

К РАЗДЕЛУ 17:

См. раздел 12.

Вавилова Н. М., Кассиль В. Г. Периоды развития в жизни собак / Клуб служебного ,

собаководства - М.: ДОСААФ, 1984

Вавилова Н. М., Кассиль В. Г. Формирование ориентировочно-исследовательского Ц._

пассивно-оборонительного поведения собаки / Клуб служебного собаководства

М.: ДОСААФ, 1989

Зубко В. Н. Воспитание щенка - М.: БиС, 1995

Трошихин В. А. и др. Формирование и развитие основных свойств типа высшей

нервной деятельности в онтогенезе — Киев: Наукова думка, 1971

Трошихин В. А., Козлова Л. Н. Становление и развитие безусловных и условных

рефлексов в раннем отногенезе — Киев: Наукова думка, 1968

К РАЗДЕЛУ 18:

См. разделы 1, 10.

Бочаров В. Н., Орлов А. П. Дрессировка служебных собак - М.: ДОСААФ, 1957,

Дьюет К. Ф., Дьюет Д. К-9 - собака для охраны и защиты собственности к бизнеса -

М.: Центрполиграф, 1997

Дьюет К. Ф., Дьюет Д. Собака - защитник дома и семьи - М.: Центрполиграф, 1997

 

cyberpedia.su

РАБОЧИЕ (СЛУЖЕБНЫЕ) КАЧЕСТВА СОБАКИ

(СЕМИНАР)

Животное, как и человек, индивидуально - оно индивид. Оно имеет уникальный генотип. Индивидуальные генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, животные отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностми. но и психологическими свойствами - способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Способности определяются как индивидуально-психологические особенности организма, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности передаются генетически в виде задатков. Реализация задатков определяется многими факторами. Например, в одном исследовании крысы обучались находить путь в лабиринте. Из всех животных отбирались те, которые справлялись с задачей наиболее успешно, и те. которые, наоборот, были наименее успешными. Внутри каждой группы (успешных, или «умных», и неуспешных, или «глупых») производились скрещивания. В следующем поколении процедура повторялась: снова отбирались «умные» и «глупые» животные, и снова они скрещивались между собой внутри каждой группы. Так повторялось в течение шести поколений. Эксперименты убедительно показали о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

В следующем эксперименте предварительно отобранное поколение «умных»крыс выращивалось в условиях обедненной среды, где они были лишены и разнообразных впечатлений и возможности активно действовать. В результате оказалось, что такие крысы при обучении в лабиринте действовали на уровне «глупых» животных, воспитанных в естественных условиях. Противоположный результат дали опыты с выращиванием «глупых» крыс в обогащенной среде: их показатели оказались приблизительно такими же, что и у «умных» крыс, выросших в нормальных условиях.

Эти исследования не просто показывают значение условий воспитания для формирования способностей. Общий вывод, который можно сделать на их основании, более значителен: факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или. наоборот, нивелировать действие последнего.

Под рабочими качествами собаки понимают наличие специфических психофизиологических особенностей, навыков, определенной степени работоспособности, отражающих готовность собаки к выполнению какой-либо работы (службы, курса дрессировки).

Большое значение для практического применения собаки имеет работоспособность, как способность организма к эффектному выполнению заданной деятельности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от внешних условий, а также психических и физиологических особенностей организма. С точки зрения эффективности выполнения деятельности выделяют оптимальную, максимальную и сниженную работоспособность. Для выполнения какой-либо работы характерны стадии вырабатывания, оптимальной работоспособности, компенсируемое и некомпенсируемое утомление. Эффективность работоспособности во многом зависит от тренированности собак.

Рабочие качества собаки диагносцируются и оцениваются при помощи специализированных тестов и по степени освоения различных курсов дрессировок.

Словарь терминов:способности, задатки, рабочие качества, работоспособностьКонтрольные вопросы: Наследственные особенности и их реализация. Какие способы определения способностей вы знаете? Что такое тестирование собак? Какие рабочие качества собаки вы можете выделить?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

К РАЗДЕЛУ1:

Все о собаке / под ред. В. Н. Зубко - М: Эра. 1992

О чем лают собаки / сб. - М.: Патриот. 1991

Психология / Словарь / под ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского - М.: Изд.полит, лит-ры, 1990Арасланов Ф. С.. Алексеев А. А., Шигорин В. И. Дрессировка служебных собак -

Алма-ата: Кайнар, 1987

Гриценко В. В. Словарь дрессировщика - М.: Воениздат. 1999

Прайор К. Не рычите на собаку - М.: Селена, 1995

К РАЗДЕЛУ 2:

Беркенблит М. Б.. Глаголева Е. Г. Электричество в живых организмах - М.: Наука,1988

Беркленблит М. Б. Нейронные сети - М.: Мирос, 1993

Георгиевский В. И. Физиология сельскохозяйственных животных - М.: Агропромиздат, 1990

Голиков А. Н. Физиология сельскохозяйственных животных - М.: Агропромиздат.1991

К РАЗДЕЛУ 3:

Основы психофизиологии / под ред. Александрова Ю. И. - М.: Инфра-М, 1998Батуев А. С. Высшая нервная деятельность - М.: Высшая школа. 1991 Вартанян И. А. Физиология сенсорных систем - С-Пб.: Лань, 1999 Данилова Н. Н. Психофизиология - М.: Агнет-Пресс, 1999

Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

К РАЗДЕЛУ 4:

См. раздел 3.

Системные механизмы поведения / под ред. К. В. Судакова - М.: Медицина, 1990

Функциональные системы организма / под ред. К. В. Судакова - М.: Медицина, 1987

Бергман Е. Поведение собак - М.: Восхождение, 1992

Крушинский Л. В. Эволюционно-генетические аспекты поведения - М.: Наука, 1991

К РАЗДЕЛУ 5:

Мак-Фарленд Д. Поведение животных - М.: Мир, 1988

Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека- М.: Наука, 1975

Симонов П. В. Мотивированный мозг- М.: Наука, 1987

Хайнд Р. Поведение животных - М.: Мир. 1975

К РАЗДЕЛУ 6:

См. раздел 5.

Преображенская Л.А. Эмоции в инструментальном поведении животных - М.: Наука, 1991

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций - М.: Прогресс, 1979Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека - М.: Наука. 1975 ; Симонов П. В. Мотивированный мозг - М.: Наука, 1987

85К РАЗДЕЛУ 7:

См. разделы 1,3.4,

Александров Ю. И. и др. Системные аспекты психической деятельности - М.: 1999

Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса - М.: Медицина, 1968

К РАЗДЕЛУ 8:

См. разделы 3, 4, 5.

Сравнительная физиология высшей нервной деятельности человека и животных / под

ред. В. В. Шульговского - М.: Наука, 1990

Акимушкин И. Проблемы этологии -Смоленск: Русич, 1999

Лоренц К. Агрессия - М.: Прогресс, 1994

Лоренц К. Кольцо царя Соломона - М.: Знание, 1980 ,

Лоренц К. Человек находит друга-М.: Полигран, 1992

Павлов М. П. Волк-М.: Агропромиздат, 1990

Тинберген Н. Поведение животных - М.: Мир. 1969

Тинберген Н. Поведение животных - М.: Мир, 1985

Тинберген Н. Социальное поведение животных - М.: Мир, 1993

Уитни Л. Ф. Психология собаки - М.: Центрполиграф. 1997

Фогль Б. 101 вопрос, который задала бы ваша собака своему ветеринару - М.: ACT, 1995

Шовен Р. Поведение животных - М.: Мир, 1972

К РАЗДЕЛУ 9.1:

См. раздель; 5. 8.

Вулхард Д.. Барлетт М. Что должны знать все хорошие собаки - М.: Око, 1994

Зорина 3. А., Полетаева И. и., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения - М.: МГУ, 1999

Лоренц К. Год серого гуся М., Мир, 1984

Майнарди Д. Собака и лисица - М.: Мир, 1980

Роуз С. Устройство памяти - М.: Мир, 1995

Хаютин С.Н., Дмитриева Л.П. Организация раннего видоспецифического поведения -М.: Наука, 1991 :

Хорн Г. Память, импринтинг и мозг - М.: Мир, 1988

К РАЗДЕЛУ 9.2:

См. разделы 3, 5.

Дьюсбери Д. Поведение животных - М.: Мир, 1981

Соколов Е. Н. Нейронные механизмы памяти и обучения - М.: Наука, 1981

К РАЗДЕЛУ 9.3:

См. разделы 3, 5.

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание - М. - Воронеж, 1996

К РАЗДЕЛУ 9.4:

Асратян Э. А. Очерки по физиологии условных рефлексов - М.: Наука, 1970.

Воронин Л. Г. Сравнительная физиология высшей нервной деятельности человека и

животных - М.: Наука, 1989.

Воронин Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности - М.: Высшая школа, 1979.

Капустин Д. П. Сравнение наличных и следовых условных рефлексов - М.: 1948.

Коган А. Б. Некоторые вопросы структурной основы замыкательной функций больших полушарий головного мозга - М.: Наука. 1973.

Павлов И. П. Полное собрание трудов. - М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1947 ;

К РАЗДЕЛУ 9.5:

См. разделы 1, 5. 9.1.

Вайтли X. Э. Собаки - М.: Гранд. 1997

Преображенская Л. А. Эмоции в инструментальном поведении животных - М.: Наука. 1991

Торндайк Э. Уотсон Д. Б. Бихевиоризм - М.: 1998

Фишер Д. Мотивированная дрессировка собак - Киев: Муза. 1995 '

К РАЗДЕЛУ 9.6:

См. разделы 5, 8, 9.2, 9.5.

Биологические основы подражательной деятельности и стадных форм поведения -

М.: Наука, 1965

Воронин Л. Г. Сравнительная физиология высшей нервной деятельности - М.: МГУ,1957

Меннинг О. Поведение животных - М.: Мир, 1982

К РАЗДЕЛУ 9.7:

См. раздел 3.

Доминанта и условный рефлекс / под ред. П. В. Симонова - М.: Наука, 1987

Учение А. А. Ухтомского о доминанте и современная нейробиология / под ред. А. С.

Батуева, Р. И- Кругликова, М. Г. Ярошевского - Л.: Наука, 1990

Соколова Л. В., А. А. Ухтомский - М.: Просвещение. 1991

К РАЗДЕЛУ 9.8:

См. разделы 3, 5, 8, 9.2, 9.6.

Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности - М.: МГУ, 1986

Мухин Е. И. Структурные, функциональные и нейрохимические основы сложных форм поведения - М.: Медицина, 1990

К РАЗДЕЛУ 10:

См. раздел 1. Вайтли X. Э. Собаки - М.: Гранд, 1997 А,

Крушинский Л. В. и др. Служебная собака - М.: Сельхозгиз, 1952; М.: 1994.

К РАЗДЕЛУ 11:

См. разделы 1, 3.

Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений - М.: Воронеж, 1997

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию - М.: ЧеРо, 1996

Гранит Р. Основы регуляции движений - М.: Мир, 1973

К РАЗДЕЛУ 12:

См. разделы 1, 4, 8.

Керман К., Ландесман Б. Обучение вашей собаки - М.: Аквариум, 1995

Вулхард Д., Барлетт М. Что должны знать все хорошие собаки - М.: Око, 1994

Гриценко В. В. Коррекция поведения или перевоспитание собак - М.: 1996

К РАЗДЕЛУ 13:

См. разделы 1. 6.9.5.

Вартанян Г. А.. Петров Е. С. Эмоции и поведение - Л.. Наука. 1989

Фишер Д. О чем думает ваша собака - С-Пб.: Азбука. 1999

К РАЗДЕЛУ 14:

См. раздел 3.

Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова - М.: ЧеРо, 1998

Годфруа Ж. Что такое психология? - М.: Мир, 1992

Марютина Т. - М.: Ермолаев О. Ю. Психофизиология - М.: УРАО. 1998

К РАЗДЕЛУ 15:

См. разделы 9.4, 11.

См. тему 11.

Небылицин В. Д. Избранные психологические труды - М.: Педагогика. 1990

Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга - М.: 1952

К РАЗДЕЛУ 16:

См. раздел 9.4.

Бирюков Д. А. Сравнительная патология высшей нервной деятельности животных -Л.: 1970.

Дмитриев А. С. Физиология высшей нервной деятельности - М.: Высшая школа, 1974

Купалов П. С. Механизмы замыкания временной связи в норме и патологии - М.:Медицина, 1978

Хананашвили М. М. Механизмы нормальной и патологической условно-рефлекторной деятельности - Л.:

К РАЗДЕЛУ 17:

См. раздел 12.

Вавилова Н. М., Кассиль В. Г. Периоды развития в жизни собак / Клуб служебного ,

собаководства - М.: ДОСААФ, 1984

Вавилова Н. М., Кассиль В. Г. Формирование ориентировочно-исследовательского Ц._

пассивно-оборонительного поведения собаки / Клуб служебного собаководства

М.: ДОСААФ, 1989

Зубко В. Н. Воспитание щенка - М.: БиС, 1995

Трошихин В. А. и др. Формирование и развитие основных свойств типа высшей

нервной деятельности в онтогенезе — Киев: Наукова думка, 1971

Трошихин В. А., Козлова Л. Н. Становление и развитие безусловных и условных

рефлексов в раннем отногенезе — Киев: Наукова думка, 1968

К РАЗДЕЛУ 18:

См. разделы 1, 10.

Бочаров В. Н., Орлов А. П. Дрессировка служебных собак - М.: ДОСААФ, 1957,

Дьюет К. Ф., Дьюет Д. К-9 - собака для охраны и защиты собственности к бизнеса -

М.: Центрполиграф, 1997

Дьюет К. Ф., Дьюет Д. Собака - защитник дома и семьи - М.: Центрполиграф, 1997

 

Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 222 | Нарушение авторских прав

РАЗДЕЛ 15.СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | РАЗДЕЛ 16.НАРУШЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Неврозы | Условия возникновения и течения неврозов | Профилактика неврозов | РАЗДЕЛ 17.ВОСПИТАНИЕ | Идентификационная фаза | Эмоциональная само-регулирующая (гомеостатическая) фаза | Игровая борьба и обучение контролировать укусы | Факторы риска |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.025 сек.)

mybiblioteka.su

Оценка рабочих качеств

Критерии оценки рабочих собак на испытаниях с точки зрения советника SV по дрессировке.

Цели и задачи SV1, изложенные в §3 Устава этой организации — разведение рабочих собак в соответствии со стандартом породы. В понятие рабочая собака вложен более глубокий смысл, нежели просто собака для работы. Это, прежде всего, социальный партнёр человека, его защитник, помощник во всех областях и сферах деятельности, это собака-спасатель, собака-пастух, собака-терапевт и т.д. Это разностороннее использование за более чем столетнюю историю прославило немецкую овчарку на весь мир. А чтобы сохранить эту универсальность, необходимо постоянно осуществлять контроль за разведением овчарки, как рабочей собаки, и содействовать, используя эффективные средства. Планомерное, психологическое и основанное на новейших этологических знаниях выращивание собак компетентными членами SV способствует занятию спортом и, таким образом, поддерживает физическую форму собаки. Спорт — неотъемлемая составная часть нашей жизни. Наш спорт — это высокая культурная ценность2. Организационной базой для спортивных достижений является наше Объединение — SV. В настоящее время в обществе нет особой благосклонности к собакам, и нашей благородной задачей является популяризация нашей работы, при строгом соблюдении закона о защите животных. Важнейшим и наиболее подходящим инструментом для выполнения этой задачи, среди прочих, являются судьи, то есть судьи по племенным собакам, кёрмастера3 и судьи по рабочим качествам. Все они должны иметь соответствующее образование, с учётом новейших исследований, сдавать экзамены и постоянно повышать свою квалификацию. Принципы обучения, назначения и карьерного роста судей SV изложены в Положении о судьях SV, которое, наряду с Положениями о кёрунге 4, разведении и важными для нас Правилами испытаний, имеет силу Устава.Деятельность судьи SV подробно изложена в разделе III данного положения. Там отмечено, что работа судьи SV — это основа деятельности Объединения, так как только благодаря работе судей можно гарантировать как анатомическое развитие породы, так и развитие её рабочих качеств. Поэтому деятельность судьи должна заключаться в соблюдении задач SV и в готовности к постоянному повышению уровня знаний и квалификации, как теоретической, так и практической. Именно в процессе практической работы могут появиться важные идеи, необходимые для поддержания племенной работы по разведению рабочих собак. Вследствие этого, для судей является обязательным участие в совещаниях судей, а многочисленные пропуски их — нарушение Положения о судьях. Обучение и дальнейшее совершенствование знаний специалистов, в данном случае судей по рабочим качествам, является обязанностью, в первую очередь, главного управления SV, представителем которого является советник по дрессировке, и земельных групп, представленных инструкторами по дрессировке. Какие же требования предъявляются к судье SV по рабочим качествам? В первую очередь, он должен быть высококомпетентным специалистом. Компетентность — это результат усвоенных знаний, умений, многолетнего опыта участия в теоретической и практической работе. Приобретённые знания дают необходимую уверенность и объективность при оценке работы дрессировщиков. Для объективной и уверенной оценки нужны знания о разных типах характера собаки, о новых, основанных на соблюдении правил поведения и социальной уживчивости, методах обучения, а также знания о влиянии окружающей среды. Объективность, само собой разумеющаяся, неподкупность и, следовательно, высокая степень осознания своей ответственности за породу — это первостепенные условия для назначения на должность судьи.Оценка рабочих качеств собаки, согласно Положению об испытаниях, имеет, кроме спортивных компонентов, огромное значения и для племенной селекции в SV. Для сохранения рабочих собак мы занимаемся их воспитанием, осуществляем отбор на соревнованиях и лучших из них выбираем для разведения. На нас, судьях SV по рабочим качествам, лежит высокая ответственность за нашу породу — немецкую овчарку. Своей работой мы поставляем ценный генетический материал для породы.Что же мы должны оценивать в рамках, предусмотренных Положением об испытаниях? В первую очередь, психические данные наших собак, то есть врождённые качества, связанные с нервной системой, которые можно развивать обучением и соответствующими тренировками. Нрав собаки характеризует её поведение и возможность совместной жизни с человеком. Характер собаки — это результат развития как генетически заложенных, врождённых качеств, так и приобретённого жизненного опыта в окружающей обстановке. Врождённое и приобретённое тесно переплетено с самого начала жизни животного. Невозможно доказать или стопроцентно выяснить, каково соотношение врожденных и приобретенных качеств в характере собаки. Решающей для будущей закладки характера собаки является, так называемая, чувствительная фаза — первые 12-16 недель жизни. Здесь начинается первичное обучение. Всё, чему щенок научится в это время, как положительное, так и отрицательное, позже проявится в его поведении, и от этого будет зависеть дальнейшее его обучение.Именно поэтому дрессировщикам нужно постоянно напоминать о важности правильного использования этой ранней фазы развития (например, особые игровые дни). При упущениях в раннем развитии не смогут развиться наилучшие наследственные задатки. Окружающая среда на этой ранней стадии особенно сильно влияет на развитие генетических предпосылок. Основой для оценки характера собаки являются ее конституционально-психологические особенности (темперамент, твердость, выдержка), врождённые наклонности и инстинкты, способность к обучению. Решающее значение при оценивании собаки должны иметь её наследственные качества, которые в сочетании с разумным развитием и закреплением сформировали уравновешенную нервную систему животного. Наряду с врождёнными наклонностями, подчинёнными инстинкту самосохранения и сохранения вида, наиболее важными для оценки являются: стайный инстинкт, из которого развивается, главным образом, социальная субординация, готовность подчиняться и управляемость, инстинкт добычи, поведение при приёме пищи, поведение при уклонении (избежании чего-либо) и проявление агрессивности. С двумя последними проявлениями инстинкта (уклонение и агрессивность) у нас возникают проблемы в представлении общественности, а отчасти и в рядах членов SV. Нужно чётко уяснить бессмысленность попытки доказать, что обучение совершенно без принуждения может привести к положительным результатам на испытаниях. Разумное, соответствующее поведению и виду животного, и, вместе с тем, учитывающее правила защиты животных, обучение начинается с достижения инстинктивно обусловленных успехов и поддерживается, а значит — закрепляется, применением индивидуально дозированного принуждения.Правильный баланс между инстинктивными побуждениями и принуждением придают собаке уверенность и сохраняют желание работать.В 1963 г. Конрад Лоренц в своей книге «Так называемая, злая» четко высказал свою позицию относительно агрессивности, объясняя, что в агрессивности нет ничего плохого, это всего лишь поведение, необходимое для жизни животного, для сохранения вида. Агрессивность, согласно высказываниям разных исследователей поведения собаки, означает не только нападение, в смысле борьбы, но и предприимчивость. Нам известны такие обороты речи, как «взять приступом», «уметь кусаться». Наше человеческое честолюбие имеет в основе своей такую же, по-разному выраженную, агрессивность. Агрессивное поведение может иметь разные причины и по-разному проявляться. Оно может возникнуть от неуверенности, страха, безысходности, от инкубаторского содержания щенков, от невозможности удовлетворять свои инстинкты (фрустрация), от борьбы за субординацию, защиты корма и сексуального соперничества. Таким образом, агрессия — это не только враждебная стычка, она, так же как и страх, всегда присутствует у собаки, но её можно контролировать правильным обучением. Страх и агрессия — признаки жизни, выживания. Кто хочет выжить в среде, полной опасностей, должен бояться, не доверять, чувствовать некоторую неуверенность перед неизвестным. Хорошее воспитание и обучение должно, прививая чувство безопасности, превращать природное чувство неуверенности в уверенность.Достигнутый хорошим воспитанием и обучением баланс между страхом и агрессией даст в результате уверенную в себе, выносливую собаку.Мы подходим к критериям оценки, которыми, согласно правилам AZG5 по IPO6, необходимо руководствоваться во время испытаний для того, чтобы вынести соответствующую характеристику и оценку в баллах. Общий результат в какой-либо дисциплине определяется природными данными: выносливостью, крепостью нервной системы, управляемостью, которые характеризуются как готовность к работе. Наиважнейшим критерием является психическая выдержка с начала и до конца выступления, уровень обучения, то есть техническая корректность во время выступления, гармония в тандеме дрессировщик — собака. Следующие признаки, влияющие на оценку: способ представления собаки дрессировщиком — насколько, в соответствии с правилами испытаний, он управляет собакой, как подаёт звуковые сигналы, помогает ли собаке? Следует различать ненужную, безрезультативную, бессознательную, сознательную и необходимую помощь. Каков характер этой помощи, конечно, зависит от опыта и доброжелательности дрессировщиков. То, что у неопытного, нервничающего в день испытаний, рядового дрессировщика можно расценить как неосознанную помощь (например, легкое изменение основного положения, замедленный ход на поворотах, легкий кивок головой при звуковом сигнале и т.д.), то у опытного дрессировщика может оказаться сознательной и результативной помощью. Мы должны распознавать эти разные мотивации оказания помощи и соответствующим образом их оценивать. Нужно дифференцировать — стоит ли в той или иной ситуации оценивать упражнение, выполненное с подсказкой или не оценивать его вообще. Следует всегда анализировать общее качество демонстрируемого упражнения (инстинкт — техника — гармония, то есть согласованность действий дрессировщика и собаки) и только после словесной характеристики выставлять оценку в баллах. Мы не должны быть судьями по баллам, в большей степени мы должны давать словесную оценку (отлично, хорошо, плохо). Поставленная собаке наивысшая оценка означает, что во всех отдельных упражнениях продемонстрировано максимальное соответствие требованиям. Чтобы дать правильную, заслуженную оценку, нужно проследить поведение собаки и дрессировщика на всех этапах выступления. При обсуждении результатов оценки перед дрессировщиками и зрителями сначала нужно подчеркнуть положительные стороны, и лишь потом указать на ошибки и их причины. Выступление, как правило, состоит не только из ошибок. Обсуждение одних ошибок оставляет впечатление необъективного оценивания и вызывает неудовлетворённость у дрессировщика. Подчёркивание положительных сторон подбадривает и стимулирует к работе. В идеале было бы хорошо, если бы мы, судьи, могли дать дрессировщику действенные советы, например, как улучшить упражнение и избежать ошибок.На мой взгляд, хороший судья должен не только наблюдать и оценивать, но и давать дрессировщику чёткие указания для улучшения результатов. Разумеется, советы должны исходить из собственной успешной практической работы, а не представлять собой вычитанные теоретические знания.Каждое испытание начинается с оценки непринуждённого, естественного поведения собаки и связано с обязательным контролем татуировки. Судье по рабочим качествам предоставляется большая свобода при проведении испытаний. Он может, например, выбирать местность или распорядиться демонстрировать собак по отдельности или группой. Собак выводят на коротких поводках, а не на длинных, как при следовой работе. Судья обязан давать указания при неправильном поведении. Положительные или отрицательные результаты работы собаки на испытаниях оцениваются соответствующими эпитетами. Например, в качестве положительной характеристики собаки, может быть отмечено: уверенная в себе, спокойная, внимательная, живая, непринуждённая, выразительная, послушная. В качестве отрицательной характеристики: неуверенная, нервная, боязливая, слишком раздражительная, беспокойная, уклоняющаяся и т. д. Немецкий язык такой богатый и разнообразный, что без труда можно подобрать нужные эпитеты для описания. Кандидатам в судьи часто бывает трудно подобрать слова для характеристики собак. В начале испытаний нередко бывают сомнительные ситуации относительно характеристики той или иной собаки, в таком случае поведение собаки нужно особенно тщательно отслеживать на протяжении всех испытаний. Дисквалификация из-за недостаточной непринуждённости собаки возможна на любой стадии испытаний. В Положении об испытаниях указано, каких собак нельзя допускать к соревнованиям. Однозначно, это собаки с неуверенным поведением, пугливые, а также нервные и «кусучие». Я только не согласен с удалением собак, в отношении которых имеются сомнения. Это всегда приводит к дискуссиям. На мой взгляд, всё зависит от ситуации. Собака, у которой я собственноручно искал татуировку в ухе и которая потом легким рычанием предупредила меня о нежелательности более тесного контакта с её телом, оказалась абсолютно уверенным в себе, доминантным представителем своей породы. Здесь нужна мерка на глаз. В новых правилах IPO уже не предусмотрено дотрагиваться до собаки при проверке на непринуждённость.Переходим к критериям оценок по каждому разделу испытаний.Следовая работа.В Правилах изложены необходимые условия на отдельных этапах испытаний вплоть до FH 27 или FCI-FH8. Требования такие: длина маршрута, количество углов, количество и качество разыскиваемых предметов, минимальная свежесть следа, отвлекающие обстоятельства, пересечение отрезков маршрута и изменение характера местности. Эти требования обязательны для судей и для дрессировщиков. Здесь не может быть различных мнений. Если нет отвлекающих обстоятельств в разделе FH, то это уже нарушение правил. В таком случае вообще нельзя выставлять оценку, потому что важным критерием оценки собаки является умение дифференцировать разные следы. Обязательно нужно учитывать длину маршрута, особенно в FH, а также проверять состояние следовой дорожки. На соревнованиях в обязанность судьи входит давать указания дрессировщику по направлению маршрута, а на больших соревнованиях это делается через уполномоченных. Нужно следить за нормальным движением помощника при прокладке следа, а также за качеством предметов для поиска, учитывая материал, из которого они изготовлены. Условия работы на следовом маршруте чётко оговорены в правилах об испытаниях (управление поводком, длина поводка, предметы для поиска и т.д.) К проработке маршрута должен допускаться дрессировщик, с готовой к поиску собакой и развернутым следовым поводком. Перед этим судья обязан проверить его длину и в дальнейшем не влиять на ход работы. Правила испытаний дают четкие указания по поводу прокладки отрезков следа и углов, а также расположения предметов для поиска. Работа с предметами (возможные их виды описаны в правилах испытаний) составляет на каждом этапе соревнований 20%. То есть, собака, которая не находит один предмет, но других ошибок не делает, может еще получить 80 баллов и оценку «хорошо». Я считаю такую ситуацию спорной, над ней стоит ещё подумать. Если что-то ищешь и хочешь найти, то ищешь с целью иметь найденное, а не ради самого процесса поиска, это было бы бесцельно и бессмысленно. Собака, ничего не нашедшая, не получит у меня общей оценки «хорошо».Так каковы же критерии, по которым выставляются оценки за следовую работу? Необходимо учитывать условия местности, то есть степень трудности, обусловленную, например, структурой почвы, высотой растительного покрова (видны ли следы), способом обработки почвы, сменой вида местности, наличием чужих следов или следов диких животных и т.д. Важным фактором являются погодные условия, такие как: температура, давление воздуха, ветер, влажность и температура почвы. Кроме этих, внешних факторов

wolcha.ru