Происхождение собаки и приручение ее человеком. Приручение собаки


Как приручить собаку с улицы или от другого хозяина

Если вы намерены завести четвероного питомца, нужно заранее задуматься о его воспитании. Важно знать, как приручить собаку правильно, чтобы совместное проживание шло на пользу как животному, так и человеку. Ниже будут раскрыты особенности воспитания щенка, взрослой собаки и пса, который сменил своего хозяина.

Особенности уличного животного

Многие люди берут собак с улицы, а не покупают в питомнике. Такой вариант, конечно, не стоит денег, да и спасет жизнь животному. Однако он требует от человека понимания особенностей уличного образа жизни.

Собаки, которые жили на улице, часто подвергались нападкам как со стороны соплеменников, так и людей. Поэтому они могут быть как слишком запуганными, так и проявлять немотивированную агрессию. Об этом обязательно нужно помнить, ведь в случае со взрослым псом предугадать его реакцию на то или иное действие невозможно.

Если собака жила на улице, то перед тем, как принести ее в свой дом, животное следует отвезти в ветеринарную клинику и проверить на предмет глистов и инфекционных заболеваний. Дело в том, что такие псы жили в антисанитарных условиях и могут являться переносчиками не только паразитов, но и опасных болезней.

Уличные собаки часто запуганы или агрессивныУличные собаки часто запуганы или агрессивны

После того как ветеринар провел с уличным животным все необходимые действия, его можно забирать домой и приводить в порядок. При воспитании такого нового питомца нельзя проявлять агрессию и любые негативные эмоции. Добиться от пса желаемых действий можно только терпением, любовью и пониманием, а также активными прогулками и частыми играми.

Если учесть все особенности таких собак, то при правильном воспитании вы получите преданного друга, который будет благодарен вам за ваши старания и заботу.

Как расположить к себе

Стоит отметить, что воспитание собаки напрямую зависит от ее возраста. К щенку и взрослому псу нужен разный подход, как и в ситуации, если питомец лишился своего прежнего владельца.

Давайте подробно разберемся с тем, как нужно действовать в каждой отдельной ситуации.

Первая задача - приучить щенка ходить в туалет на пеленку, лоток

Первая задача - приучить щенка ходить в туалет на пеленку, лоток

Щенка

Считается, что проще всего приучить щенка. Малыша нужно не только адаптировать к новым условиям проживания, но и приручить выполнять следующие действия:

  • ходить в туалет на лоток или на улице. Для этого нужно обмакнуть в мочу животного тряпку и поместить в лоток с наполнителем. Такой подход в разы облегчить воспитание. Если малыш промазал, его нужно указать на этот момент строгим голосом;
  • есть и пить в определенном месте;
  • спать и играть в специально отведенных для этого участках квартиры или дома.

Также стоит учесть, что молодые псы любят все грызть. Поэтому без присмотра щенки часто грызут предметы интерьера и мебель. В этом случае малышу нужно купить специальные игрушки, а также давать ему суповые косточки.

Позаботьтесь об разных игрушках для щенкаПозаботьтесь об разных игрушках для щенка

Чтобы питомец научился правильно выполнять описанные выше действия, его хозяин должен набраться терпения и проявлять только ласку и упорство. При этом необходимо убрать с пола все мягкие покрытия, если вы не хотите, чтобы они испачкались.

Не забывайте, что щенки – энергичные и очень подвижные существа. Поэтому их следует постоянно держать под присмотром до момента, когда они обучатся основным командам и не запомнят правила поведения в квартире или доме.

Видео «Первые сутки щенка в новом доме»

В этом видео эксперт расскажет про адаптацию щенка на новом месте.

Взрослого питомца

Если вы завели взрослую собаку, то приручить ее к определенным правилам будет немного сложнее, чем щенка. Но не всегда. Взрослый пес уже не так энергичен и любознателен, поэтому найти с ним «общий язык» иногда получается быстрее, чем с непоседливым малышом.

В большинстве случаев повзрослевшее животное будет привыкать к новому хозяину дольше. При этом человек должен проявить максимум осторожности и терпения. Обычно приручение в этом случае займет порядка 2 месяцев. В течение этого периода с собакой нужно выполнять следующие действия:

  • ласково разговаривать;
  • часто гладить;
  • проявлять строгость только при совершении проступков (например, хождение в туалет в неположенном месте).

С взрослым псом важно ласко разговаривать, часто гладитьС взрослым псом важно ласко разговаривать, часто гладить

Взрослого питомца, чтобы быстро подружиться с ним, рекомендуется часто выгуливать и играть в подвижные игры. Уличный пес к домашним условиям привыкает быстро и перестает бояться человека. Однако он может огрызаться и лаять, так как привык защищать свою территорию.

Стоит отметить, что уличную взрослую собаку нельзя надолго оставлять одну в помещении, так как она может убежать, даже несмотря на хорошее питание и ласку. Кормить такую собаку нужно небольшими порциями, постепенно приучая к нормальной пище. При этом не стоит забывать об обучении командам «Фу!», «Рядом!», «Сидеть!» и т. д.

Постепенно обучайте собаку основным командам «Фу!», «Рядом!», «Сидеть!»Постепенно обучайте собаку основным командам «Фу!», «Рядом!», «Сидеть!»

Если собака сменила хозяина

Самым сложным вариантом будет воспитание питомца, который сменил хозяина. Чтобы такой пес установил нормальный контакт, новый владелец должен постараться, так как смена хозяина – сильный стресс для животного.

Состояние психики собаки напрямую будет зависеть от того, как она лишилась прежнего владельца: ее просто выгнали на улицу, она потерялась или предыдущий хозяин погиб/переехал. Сильнее всего животное травмирует смерть человека или его предательство. Последствия от этого будут ощущаться на протяжении нескольких последующих лет.

Вначале собака может выказвать недоверие или проявлять арессиюВначале собака может выказвать недоверие или проявлять арессию

Вначале такие собаки выказывают недоверие к новому владельцу. Поэтому нужно набраться терпения и всячески демонстрировать питомцу свою заботу и любовь. Со временем старые «раны» затянутся и пес снова начнет доверять людям. Но для этого его нужно ограждать от сильных эмоций и стресса (например, не оставлять одного подолгу).

Стоит отметить, что иногда собака, утратившая прежнего владельца, может проверять нового на прочность, демонстрируя отвратительное поведение. Этот период нужно просто перетерпеть и животное само успокоится. Ни в коем случае нельзя бить пса, так как это только вызовет агрессию и разрушит все наработки, сделанные ранее.

Опираясь на вышеприведенные рекомендации, можно без особых проблем приручить любую собаку к новому хозяину.

Питомцы наших читателей

Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Это интересно

dogbuldog.ru

Как человек приручил собаку

Как человек приручил собакуСобака была первым животным, которое приручил человек. Что заставило древних людей обратить внимание на волка, и как он сделал из опасного хищника кроткое послушное животное? Попробуем разобраться. Собаки каменного века Как человек приручил собаку
Собака была первым животным, которого приручил и одомашнил человек. Но ученые до сих пор не пришли к единому мнению, когда это произошло. По наиболее распространенной версии, собака была одомашнена 10-14 тысяч лет назад во времена неолита. Некоторые антропологи, ссылаясь на отпечаток лапы волка и ноги ребенка, найденном во французской пещере Шове (Chauvet), утверждают, что приручение произошло во времена ориньякской культуры верхнего палеолита (32-26 тысяч лет назад).

В 2008 году был проведен радиоуглеродный анализ черепа собаки, найденного на Алтае (пещера Разбойничья) Николаем Оводовым, палеонтологом и сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН. Результат показал – возраст древней собаки составляет около 32 тыс. лет. Примерно этим же временем датируют останки собаки из пещеры Гойе в Бельгии (36,5 тыс. лет).

Древние центры одомашнивания

Как человек приручил собаку

Вопрос о том, где произошло первое одомашнивание, тоже остается открытым. Ранее считалось, что древнейшие центры – Восточная Азия и Средний Восток. Но в связи с новыми, более ранними находками, связанными с доместикацией, ученые из университета Турку под руководством Олафа Талманна, решили пересмотреть общепринятую точку зрения. За основу были взяты митохондриальные гены из останков представителей древних волков, 18 древних собак, которые сравнили с генами 148 современных животных, среди которых 49 волков, 77 собак и 4 койота.Генетический анализ показал – вероятной родиной собаки была Европа, а не Индия. По словам ученых, ближайших родственников современной собаки находят среди некоторых групп европейских волков.

Волчьи способности

Как человек приручил собаку

Вид Homo Sapiens появился как минимум за несколько тысяч лет до приручения и долгое время не обращал внимания на волков, подошедших близко к стоянкам. Точнее обращал, но только с целью прогнать подальше, а не прикормить. Что же заставило его по-новому взглянуть на опасного соседа? Почему в какой-то момент эти животные так заинтересовали человека, что он стал их намеренно приручать и делить с ними пропитание.

У всех волчьих есть два общих для признака – нюх и звуковой сигнал, которым они предупреждают сородичей об опасности. Но о какой опасности идет речь? То ли период вымирания гнал хищников к жилищу человека, то ли угрозой был сам человек – сосед из ближайшей пещеры. Последний мог напасть ночью, когда все спят, костер ему тоже не помеха. Часовые не всегда успевают поднять тревогу. Но волк – другой случай. Он почует чужака издалека. И не замедлит об этом заявить.

Приручение

Как человек приручил собакуДоподлинно неизвестно, как именно произошло одомашнивание – письменных источников не осталось, а археология бедна на подобные детали. Очевидно, ему предшествовал период приручения. Это была еще не собака, а волк (шакал, лиса, гиена, в зависимости от области обитания), который пришел к жилищу человека, прельщенный запахом еды. Прикормленные особи могли постоянно наведываться к человеку, который вскоре нашел пользу в опасном соседстве. Человек начал отлавливать волков, забирать щенят из логова. Когда те старели и умирали, отлавливал новых. В какой-то момент такой метод стал неудобным. Во-первых, неизвестно, когда «собака» умрет, во-вторых, новых волчат нужно сначала найти, а потом вырастить и научить не бросаться на своих. Но любое промедление чревато – «человек человеку волк». Тут, очевидно и пришла идея заняться разведением. Стали в роду содержать несколько "собак", что обеспечивало смену поколений без перерыва.

Одомашнивание

Как человек приручил собакуКак известно, животное, родившееся в природных условиях, не может до конца избавится от природных инстинктов. Его ближайшие потомки тоже. Неизвестно, сколько поколений понадобилось волку, чтобы превратиться в собаку. Очевидно, на это ушла не одна сотня лет. Правда, сегодня, процесс доместикации происходит намного быстрее, поскольку накопленные знания и современные технологии упрощают селекцию. Как показал опыт по одомашниванию лисы академика Д. К. Беляева, достаточно одного отбора в течение 25 лет, чтобы лисы стали дружелюбными по отношению к человеку.

Кстати, далеко не все прирученные животные становятся домашними. История знает много примеров приручения самых экзотических животных: от больших хищных кошек до крокодилов. Некоторые ученые считают, что первобытные люди содержали в неволе и приручали даже мегатериев (ныне вымерших гигантских ленивцев) и пещерных медведей. Но все они по разным причинам так и не стали постоянными спутниками человека.

Первый лай

Как человек приручил собакуДалеко не все животные, ставшие предками собак, лают. Волки, как известно, предпочитают выть. Что же такое произошло, от чего и ему рядом с человеком пришлось сменить глубокий вой на звонкий лай? И почему нынешние собаки лают только на то, что может представлять опасность для хозяина?

Как мы уже выяснили, главной обязанностью собаки было оповещение человека об угрозе. По мнению некоторых кинологов, на первых порах одомашнивания, если собака не издавала звуки при опасности, то все остальные ее свойства человека не интересовали. А значит, ее либо били, либо лишали кормежки, либо просто убивали, а вместо нее выращивали новую. Так что при каждом новом запахе, собака была обязана лаять. А человек то поощрял ее, то наказывал за ложную тревогу. Возможно, именно так, опытным путем собака научилась реагировать на определенные запахи, другие же оставлять без внимания.

Почему именно лай? По некоторым версиям, человек поощрял лай, как самое звонкое проявление собачьего голоса. Точнее, оставлял рядом с собой самых громких особей, чей «говор» был скорее приближен к нынешнему собачьему лаю, чем к волчьему вою.

Спутник на охоте

Как человек приручил собаку

Итак, собака стала постоянным спутником человека. Это уже был не волк, а домашнее животное, которое лаяло и тем самым защищало человека. Одна беда – охотиться оно разучилось. По крайней мере, так гласит одна из версий антропологии, согласно которой собаку на первых порах держали на короткой привязи, не давая самой добывать пропитание. Во-первых, она могла убежать, во-вторых, в ней мог пробудиться хищник, который другой раз не отличит хозяина от обеда.

Но у собаки осталось одно чрезвычайно полезное свойство – нюх. Она могла выслеживать животных, но лаяла при их приближении. Так родилась потребность в охотничьей собаке, которая, в отличие от сторожевой, умеет соблюдать тишину. Как ни странно, тот факт, что собака разучилась добывать себе пропитание самостоятельно, получая его из рук человека, оказался весьма полезным. Поймав добычу, она не знала, что с ней делать и приносила хозяину.

Но охотничьи породы, по некоторым версиям, появились далеко не сразу, а спустя тысячи лет, после «неолитической революции, когда человек перешел от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию. Появилось дополнительное пропитание и человек смог позволить себе содержать дополнительных собак. Вслед за охотой, их стали применять в самых разных сферах жизни. Новые породы для новых задач выводят и по сей день. 

knowledgeblog.ru

Как приручить собаку | Про Друга

У 75% владельцев домашних животных выбор пал на собаку. Многие хотят взять себе еще щенка, а другие заводят взрослую собаку. Но в обоих случаях перед будущим хозяином встает вопрос: как приручить собаку? Пока в доме собаки нет, этот вопрос кажется не сложным и в нем нет ничего особенно. Но вот в доме появилась собака, тут-то и появляются некоторые сложности. Самое главное давать себе отчет, что собака не игрушка и живой ваш будущий друг, и ее будущая жизнь теперь зависит от хозяина.

Не забывайте что отныне собака это ваш новый преданный друг и член вашей семьи. Собаке обязательно должно выделяться время. Внимание, любовь. С ней обязательно надо разговаривать. Если вы отнесетесь к собаке как к другу, она тоже ответит вам своей любовью и преданностью, недаром собака считается самым преданным другом.

«Человек собаке друг, это знаю все вокруг» не зря так поется в детской песенке, кроме хозяина у питомца не кого нет. С детьми почти все ЗДОРОВЫЕ собаки любят проводить время и играть, общаются с ними очень хорошо. Не препятствуйте знакомству своего нового друга с другими членами вашей семьи, это поможет ему стать более общительным.

Как приручить собакуЕсли вы собираетесь питомца купить у заводчика, то в выборе лучше всего вам поможет специалист, он поможет вам с выбором и какая порода вам подойдет, а какая нет. Бывают и активные породы, которым надо гулять часа по 3 в день, а бывают и менее активный которым хватит 1 часа в день. Если же вы взяли щенка или взрослую собаку с улицы тут конечно будет не много тяжелее, но при соответствующем уходе он станет вам верным другом.

Собака в доме, первое чему надо приучить собаку это конечно же туалет. Часто слышу вариант, что надо собаку наказывать, так вот так делать категорически нельзя, собака просто потеряет к вам доверия и начнет вас боятся, при том, если даже наказывать животное за что-то нельзя наказывать, например, шлепнув рукой по попе, держите не большую газетку, собака будет не любить не хозяина, а именно эту газету. А так же если собаку и наказывать, то надо именно в момент преступления, как только она подняла лапу на стену. Сразу можно серьезным тоном поругать, но не больше, если вы момента преступления не застали, то ругать его не за что, не пойманный не вор, собака просто не поймет за что вы ее ругаете.

Для того что бы приучить собаку к туалету вам понадобиться: терпение, упорство и ласка. Лично я приучил свою собаку к туалету (пеленке) за 3 недели, потом же щенок подрос и сам отказался ходить на пеленку и стал ходить только на улице.

Как приучить собаку к туалету.

самое главное убрать из помещения все ковры, т.к. собака предпочтет как туалет как раз ковер. Если собака маленькая ее можно приучить делать дела дома, для этого разместите на полосу специальные подстилки для собак, и пусть щенок ходит где хочет, каждый день убирайте по 1 подстилке, где-то через 2 недели в комнате останется только одна подстилка и щенок будет ходить только на нее, но скорее всего она будет посередине комнаты, потом по 5 см передвигайте ее вместо, где вы хотите организовать туалет. Если же у вас крупная собака, тут поможет только одно гулять как можно больше, утром пока собака не сделает все дела, и вечером, а если это щенок, то еще и в обед.

Собаки очень умные животные. Одной методики для приручения всех собак не существует, различных вариантов очень много, если не помог один метод попробуйте другой, главное терпение.

Как приручить собаку
Как приручить уже взрослую собаку?

Среди собаководов есть небольшой процент, кто взял собаку уже взрослую, вот тут появляется вопрос как ее приучить, как ей дать понять кто ее хозяин. Первое что нужно это время, собаке нужно привыкнуть к вам и к новому дому.

К приучению взрослой собаки приходится потратить больше сил и времени. Время что потребуется собаке, что бы к вам привыкнуть может и затянуться и занять месяцы. Для того что бы ускорить знакомство обязательно общайтесь со своим новым другом, кормите его самостоятельно, гладьте при любой возможности. На улице надо быть строгим, но не злым. Взрослы собаки очень часто бывают затравлены, напуганы, трусливы вы же не знаете через что он прошел на улице или с прошлым хозяином. На улицу возьмите с собой игрушку или мяч, может ваша собака из тех, кто любит погоняться за ним.

Если собака досталась после кого-то.

Бывает и так что собака может достаться после кого-то. Например, в старой семье родился ребенок, у которого появилась аллергия на шерсть, старый хозяин погиб или просто не может больше за ним ухаживать, может просто ухал, причины бываю разные, но итог у вас пере глазами — ваш новый друг. Если у вас есть возможность узнайте у старых хозяев о собаке, что она любит, какой характер, чем питается, какой у нее режим дня. Чем больше вы о ней узнаете, тем проще вам будет найти общий язык. После того как собака будет у вас дома, она может вас не принять и будет ждать старых хозяев. Скучать по ним, вам придется только ждать и так же как с приручением взрослой собаки знакомиться и входить в доверие собаки.

Если вам не подходит режим дня питомца, меняете его постепенно, прогулки каждый день на 10 минут раньше или позже и с едой так же. Кличку собаке лучше не менять, многие кинологи считают что на собаку это не как не повлияет, но лучше обращаться к ней так как она привыкла.

Для любой собаки хозяин это все, он глава его стаи, он авторитет, он тот, кому она предана. Ваш питомец всегда будет пытаться защитить вас и не когда от вас не отвернется, так что приложите максимум терпения и времени на приручение своего друга.

Поделитесь впечатлениями

prodruga.ru

Происхождение собаки и приручение ее человеком

Древнейшее животное, прирученное и одомашненное человеком. С давних лет является предметом спора, происходит ли все многообразие современных пород от одного предка, (подавляющее большинство исследователей считают таковым волка), или это результат скрещивания волков, шакалов и даже лисиц. Большинство кинологов считает единственным предком собаки волка (мнение Чарлза Дарвина), а все современные породы – результатом искусственного отбора. Конрад Лоренц выдвинул теорию о происхождении разных видов собак от волков и от шакалов независимо, подчёркивая диаметральные различия между их характерами и повадками. «Шакальи» собаки относятся к своим хозяевам как к собакам-родителям, то «волчьи» собаки видят в них скорее вожаков стаи и ведут с ними соответственно. Покорности инфантильной шакальей собаки у волчьей собаки соответствует гордая «мужская» лояльность, в которой подчинение играет весьма малую роль, а рабская покорность – никакой. Волчья собака, в отличие от шакальей, вовсе не видит в хозяине чего-то вроде помеси отца и бога, для неё он, скорее товарищ, хотя её привязанность к нему гораздо прочнее и не переносится с лёгкостью на кого-нибудь другого. Это «однолюбие» развивается в молодых волчьих собаках весьма своеобразно – в определённый момент детская зависимость от родителей чётко сменяется взрослой преданностью вожаку стаи, причём это происходит, даже когда щенок растёт в изоляции себе подобных, а «собака-родитель» и «вожак стаи» воплощены в одном человеке. Бытует и третья точка зрения, согласно которой предок домашней собаки – некая самостоятельная (ныне исчезнувшая) дикая «прасобака», родственница волков и шакалов. Так считал ещё Карл Линней. Эта гипотеза как будто подтверждается новейшими исследованиями генетиков.

Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали к самому посёлку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников.

Австралийские зоологи изучали взаимоотношение охотников-аборигенов с дикой собакой динго. Когда-то более высокоразвитые предки аборигенов приплыли в Австралию, не забыв взять с собой собаку – предка динго. В новых условиях их союз распался: австралийцы деградировали, а собаки одичали. Но связь не утратилась. И теперь у охотничьих племён мы можем наблюдать модель первых этапов схождения человека с дикой собакой. Люди живут небольшими временными поселениями в лесу. Динго самостоятельно живут неподалёку. Ночью собаки приходят к хижинам питаться отбросами; но пока люди в деревне, они не обращают внимание на собак, а те – на людей. Особых симпатий между ними тоже нет.

Когда австралиец выходит на охоту, одна или несколько собак бегут недалеко от него. Охотник следит за их поведением, так как обоняние и слух у собак лучше, чем у него. А динго следят за его поведением, ведь он видит дальше их и умеет убивать с расстояния. Подранков – в основном птиц – охотник и динго ищут в густых зарослях вместе. Если подранка нашла собака, австралиец пытается его отнять, что удаётся не всегда. Если нашёл абориген собаки надеются на объедки. Если подранок так и не найден, собаки отстают и в конце концов находят его. Когда охота окончена, австралиец идёт на стоянку, а собаки в лес.

Взаимовыгодный союз двух слабо вооружённых хищников он мог становиться всё глубже и теснее. В Австралии нет хищников, опасных для человека и собаки. Там нет и стад копытных, для охоты на которых такой союз необходим, и он распался. Но в саваннах Африки или тундростепях Европы кочующие возле стоянки человека, собаки могли своим беспокойством предупреждать о приближении хищников и защищаясь сами, отвлекать их на себя. Умение собачьей стаи загонять и останавливать зверя особенно удачно сочеталось с хитростью и оружием людей в охоте на стада копытных. Если доставалась крупная добыча, её хватало на всех. Приручение – сознательное одомашнивание собак – началось много позднее когда связь между ними и человеком остановилась более тесно.

Приручение собак относится к мезолиту (10-15 тысяч лет до н. э. ). Изучение ископаемых останков древних собак началось с 1862 года, когда в Швейцарии были найдены черепа неолитического периода. Эта собака в специальной литературе называется «торфяной» (иногда – «свайной»).

Конрад Лоренц предположил, что «человек продвигаясь на север и запад, привёл с собой и собак, или полуприрученных шакалов, которые следовали за ним в его странствиях. Когда же он начал строить жилища на сваях над водой и изобрёл пирогу (два нововведения, несомненно, знаменовавшие значительный культурный прогресс), его взаимоотношения с четвероногими спутниками неминуемо должны были претерпеть кардинальные изменения. Вода уже не позволяла шакалам жить вокруг его стойбища, как прежде. Не могли они, и охранять жилища своих хозяев от других людей, нападавших с воды. Представляется логичным, что человек, когда он впервые сменил прежнее стойбище на свайный посёлок, захватил с собой и нескольких наиболее ручных шакалов – тех, например, которые особенно отличались на охоте и были покладистее большинства своих полудиких собратьев, - и таким образом создал из них домашних собак в буквальном смысле слова».

Затем останки торфяной собаки находили в Европе повсеместно, в том числе на Ладожском озере, а также в Египте. Торфяная собака была постоянной формой в течение всего каменного века, останки её найдены даже в отложениях римской эпохи возле современного немецкого города Майнца. Прямым потомком торфяной считается шпицеобразная собака самоедов (саамов). Собаку с Ладожского озера, более крупную, чем типичная торфяная, относят к предкам догообразных, а иногда – лаек.

На основании вышесказанного были сделаны следующие выводы:

1. Большинство кинологов считают, что собаки произошли от волка, но в последнее время появилась новая гипотеза - вероятнее всего предком домашней собаки была некая самостоятельная (ныне исчезнувшая) дикая «прасобака», родственница волков и шакалов.

2. собаки были приручены человеком в период мезолита 10 – 15 тысяч лет назад.

3. Союз человека и собаки – это взаимовыгодный союз, который позволил обоим «слабовооруженным хищникам» выжить, в те опасные времена.

Восприятие собаки в разных этнокультурных традициях

Уважительное отношение к собаке было характерно для многих древних культур и традиций. Известны даже самостоятельные религиозные собачьи культы.

На изображениях в гробницах Древнего Египта нередко встречается фараонова собака, пронесшая всё типичные черты породы через тысячелетия. Собака, как многие другие животные в Египте обожествлялись. В связи со смертью собаки в египетских домах, по свидетельству Геродота, объявлялся траур, а хозяин дома сбривал себе волосы. Трупы собак мумифицировались, но мумии эти всё же довольно редки, их гораздо меньше кошачьих.

Бог смерти в Древнем Египте изображался с туловищем человека и головой шакала.

При раскопках гробниц египетских фараонов были найдены и останки басенджи (лесная собака Конго) – забальзамированные, обёрнутые в дорогие ткани, в ошейниках из драгоценных камней. Так в древности украшали только собак-талисманов.

В других странах Древнего Востока, например в Ассирии, найдены изображения огромных мастиффов, использовавшихся для охоты и в качестве других псов. На таком рельефе в окружении мастиффов изображён, в частности, великий царь Ашшурбанипал (хранится в Британском музее).

В Древней Греции и Риме собаки стали играть гораздо более значительную роль. Естественно, особым спросом пользовались боевые псы, могучие и неустрашимые. В армии Александра Македонского они занимали почётное место. Весьма ценились и собаки охотничьих пород, борзые и гончие. Знаменитые молосские доги, чьё изображение встречается на монетах и фресках, дали начало многим современным породам.

В Риме боевые собаки стали выступать как гладиаторы, в одиночку соперничая с быками, львами, слонами, медведями. Но там же получили распространение и миниатюрные декоративные мелиты, предки нынешних болонок.

В Греции и Риме известно множество монет с изображением собак, древнейшие из которых датируются 6-7 вв. до н. э. Собаке, спасшей древнегреческий полис Коринф, был даже поставлен памятник. В Спарте самой высокой жертвой богу считалась собака. Описание собак мы находим в «Илиаде» Гомера. Знаменитого по легендам вепря, опустошавшего поля возле города Калидона в Средней Греции, удалось убить только,

Выгнав кругом из градов звероловцев с сердитыми псами

В Китае и Японии с древнейших времён собаки играли важную роль в религии, в фольклоре и мифологии. Сохранились письменные упоминания 4000-летней давности о воспитании и разведении собак. Древнейшей китайской породой считается пекинес. Разведение и содержание одной из декоративных пород собак – пекинесов – считалось исключительной привилегией китайского императорского двора. Нарушителей этого правила карали смертью. Культ пекинесов в Китае достиг высшей точки, когда один из них был объявлен перевоплотившемся Будой, и ему оказывались высокие почести. Другая знаменитая декоративная собачка региона – японский хин – гораздо моложе.

Многие мифы прямо указывают на происхождение того или иного героя или целого народа от собаки. Считается, например, что эскимосы появились от того, что одна эскимоска вступила в связь с собакой. Племя паланг на острове Яве полагает, что в доисторические времена некая принцесса сочеталась браком с собакой и от их союза родился сын, положивший начало этому племени.

Туземцы Новой Гвинеи очень любят собак и постоянно носят их собой на руках. В ряде стран не считается чем-то необычным созерцание женщины, кормящей грудью щенка. Соответствующие сцены видел мореплаватель Кук; аналогичное поведение описано этнографами в более поздние времена в Полинезии, на островах Новой Гвинеи, Алжире, Тунисе и Бирме.

Чисто декоративные породы собак преобладают в доколумбовых культурах Америки. Собаки, выведенные индейцами, без человека совершенно беспомощны и в природе не могли бы существовать. Собакоподобный бог ацтеков был причастен к сотворению Пятого солнца – того, что светит нам до сих пор.

Эскимосы могут давать собакам имена своих предков и верить, что души предков воплощаются в собаках. Собака является тотемным животным у множества племён и народностей. В большинстве стран на употребление в пищу собачьего мяса накладывается жёсткого табу.

Уже к 17 веку во многих европейских странах развивается собаководство как прибыльная отрасль, особенно в Англии, Германии. К началу 18 века уже повсеместно можно говорить о служебном собаководстве. Появляется такое понятие, как «модные породы", особенно декоративные. Начиная с 19 века происходит бурный рост числа пород. Собаки используются на военной и полицейской службе. В России с середины 19 века собаки охраняют границы. В ряде стран создаются общества охраны животных. В 1824 появляется первое из них – Королевское общество защиты животных в Великобритании.

У некоторых народов собака рассматривается как исключительно полезное домашнее животное, заслуживающее – прежде всего в сельской местности – самое высокого уважения именно в этом качестве. Такова, например, армянская традиция. Но ни о каком равенстве собаки с человеком нет и речи, но в голодные и неурожайные годы собак и детей кормили примерно одинаково, отдавая им последнее. Приблизительно такое же отношение к собаке наблюдается и в других кавказских этнических традициях, например в Азербайджане.

Но не для всех народов собака была другом, помощником и защитником. В Талмуде о собаке говорится как о самом презренном существе, даже как о «враге человека»; там же есть указание на то, что в городах собак вообще не полагается кормить. Нечистым, «поганым» животным объявляет собаку и Коран. Древние вавилоняне считали, что в собак могут вселяться демоны, насылающие болезни. Людям советовали избегать уличных собак и носить амулеты, предохраняющие от переносимых собаками болезней.

В Верхнем Завете собаки слоняются по улицам, питаются падалью, могут пожирать трупы: «Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеной Изрееля» (3-я книга Царств. 21. 23).

О нечистоте собаки особенно свидетельствует следующий текст: «И будете у меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте; псам бросайте его» (Исход. 22. 31).

В несколько более позднюю эпоху первые христиане считали, что гунн Атилла родился в результате преступной связи девушки с собакой.

На огромных территориях (в основном в Азии) распространены собаки-парии – они живут рядом с человеком, пользуются объедками с его стола, но не допускаются в жилище, не являются другом человека. Наиболее характерны собаки-парии для Шри-Ланки, Явы, Суматры, Сирии, Судана, стран в верхнем течении Нила, Индии, Внутренней Африки, Занзибара, Синайского полуострова. К этой группе примыкают ареалы, где не существует табу на употребление собачьего мяса в пищу. Некоторые народы. Живущие здесь, специально разводят мясные породы собак. Таковы некоторые племена Африки (азанде, митту и другие), а также племена, обитающие на Гаити, на Гавайских островах, на Суматре (батаки) и других. Кулинарные рецепты некоторых племён требуют даже, чтобы животных предварительно замучили до смерти, ибо считается, что мясо в таком случае будет вкуснее.

В принципе этнических традиций, в которых отношение к собаке было бы безоговорочно положительным или отрицательным, по-видимому, не так много. В большинстве случаев собака воспринимается носителями каждой традиции более или менее амбивалентно. Это хорошо видно у русских.

На протяжении многих веков собака на Руси была символом юродства и отчуждения. Одним из самых унизительных указаний считалось избиение дохлой собакой. Физический контакт с собакой может вызвать брезгливость.

Ещё в конце прошлого века было распространено мнение, что домашняя собака должна, хотя бы летом, промышлять для себя пропитание самостоятельно.

Героиня Бунина опасалась: – Подойдут собаки и голову нанюхают (Бунин и. А. Деревня)

Попытки русских помещиков заставлять крепостных крестьянок вскармливать молоком породистых щенят рассматривались как самое дикое самодурство, как предел издевательства. Существует предположение, что самое грубое русское ругательство тоже первоначально было связано с наименованием собаки и могло означать примерло: «Твой отец – пёс!», т. е. что-то вроде «Ты – сын пса!» Ср. также (Толстой А. К. Василий Шибанов):

И молвил так царь:

«Да, боярин твой прав,

И нет уж мне жизни отрадной,

Кровь добрых и сильных ногами поправ,

Я пёс недостойных и смрадный».

Собака в народном сознании могла успешно конкурировать с чёртом. Ср. : «Чёрт его знает!» - «Пёс его знает!» - и даже «Ну его к чертям собачьим!».

Но одновременно собака в России ценилась очень высоко за свои полезные качества, в первую очередь охотничьи и сторожевые. К XIX в. укрепилось и чувство этической близости человека и собаки. Ср. : «Нас двое в комнате: собака моя и я Я понимаю, что в это мгновенье и в ней, и во мне живёт одно и тоже чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонёк» (Тургенев И. С. Собака).

Амбивалентное отношение к собаке можно проследить в разные эпохи и в других традициях. Вот несколько исторических примеров. Об ассирийском царе Санхерибе (ок. 700 г. до Р. Х. ) в современном ему тексте говорится, что он был «так тщательно воспитан, как молодой пес», из чего можно было бы, казалось судить о высоком статусе собаки в Ассирии. Однако тот же самый Санхериб не нашел унижения тяжелее для побежденного арабского султана Унити, чем надеть на него собачий ошейник.

В «Одиссее» есть несколько прочувствованных строк о верных псах. Но из того же источника явствует, что слово собака могло служить у древних греков оскорблением. Пенелопа называет свою служанку «дерзкой сукой» Даже происхождение собаки древние греки связывали с Кербером, страшным псом – сторожем адских врат.

Использование названий собаки в качестве бранной лексики – прием почти в любой этнической традиции.

Очень резкий характер носят оскорбления, связанные с названием собаки, в кавказских культурах, причем мусульманские традиции мало отличаются в этом отношении от христианских. Вот литературный пример – перебранка и перестрелка хевсура Алуды (христианская традиция) и кистина Муцара (кисти – грузинское название чеченцев и ингушей – носителей мусульманских традиций). Это цитата из книги Важа-Пшавелы «Алуда Кеталаури (пер. В. Державина):

Грянуло ружье Муцара,

Открошился выступ от скал

Крикнул кист: «Эй, пес неверный!

Так в тебя я не попал?»

«Не попала, пес неверный?» -

Крикнул кист: «Нет, не попала,

Пес неверный! И не ранен

Раб Гуданского креста!»

Подобные оскорбления могут предполагать смертельный исход и внутри одной этнической традиции.

В грузинской и армянской традициях исключительно грубо звучат инвективы типа: «Твой отец – собака!», потому что задевают честь не только того человека, к которому они обращены, но и всего его клана: имя отца как родового символа по-прежнему окружено там чрезвычайным почтением.

Достаточно оскорбительны соответствующие инвективы и у других народов.

По-калмыкски выкрик «Собака!» звучит тоже очень резко. Сравнение с собакой – одно из самых оскорбительных у таджиков. Ненец может очень сильно задеть честь противника заявлением, что тот «хуже, чем собака!»

Еще очень сильное в недавние времена ругательство во французском языке звучит в дословном переводе как «Святая собака!»

В немецком языке популярны инвективы, означающие что-то вроде «Собака-отщепенец!», «Глупый пес!», «Кровавый пес!»

В. И. Жельвис, рассуждая, почему сравнение с собакой считается оскорбительным приводит следующие аргументы: во многих традициях собака занимает особое, привилегированное положение среди домашних животных. Собака намного больше других животных связана с эмоциональным миром человека, эмоциональн6о нередко воспринимается человеком как близкое ему существо, интеллектуально почти или совсем не уступающее своему хозяину. Ни одно другое животное, домашнее или тем более дикое, по своему статусу в человеческом обществе не в состоянии конкурировать с собакой.

Но в то же самое время в ряде аспектов поведение собаки – этого «почти человека» - находится в грубейшем противоречии с принятыми в человеческом обществе нормами. Собака известна своей агрессивностью, может нападать, даже не будучи на это спровоцированной, она не стыдится собственных отправлений и, что особенно существенно, абсолютно не способна соблюдать самое строгое человеческое табу – табу на открытое осуществление интимных отношений между полами.

Подобное поведение со стороны «неочеловеченных» животных общество соглашается снисходительно терпеть; но собака в такой ситуации может вызвать резкое осуждение: «Кажется, все понимает, а тут ведет себя, как животное».

Особенно важно, что собака обладает такими благородными, с точки зрения человека, качествами, как преданность и способность к дружбе. В свете таких достоинств нарушение собакой человеческих табу кажется особенно постыдным: подразумевается, что тот, кто способен быть другом, должен быть этическим образцом и в других отношениях, и разочарование в этом случае бывает особенно сильным, Как видим, осуждение собаки в рассматриваемом случае свидетельствует об очень высокой оценке человеком этого животного.

К какой этнокультурной традиции относятся жители нашего города? Чтобы выяснить это, был проведен социологический опрос среди учащихся и учителей нашей школы. В опросе приняло участие 89 человек.

Были даны вопросы:

4. В частном доме или квартире вы проживаете? в частном доме квартире

57 чел. (64%) 32 чел. (36%)

2. Есть ли у вас собака? да нет

64 чел. (72%) 25 чел. (28%)

3. Любите ли вы собак? да нет

77 чел. (87%) 12 чел. (13%)

4. Кто для вас собака? Были даны следующие ответы.

охранник 44 чел. (45%) друг 77 чел. (87%) член семьи 10 чел. (11,2%) защитник 16 чел. (18%) помощник 6 чел. (7%) животное 1 чел. (1,1%) сторож 5 чел. (6%) санитар 4 чел. (4,4%) охотник 1 чел. (1,1%) любимое животное 8 чел. (9%) родная душа 1 чел. (1,1%) спасатель 6 чел. (7%)

Социологический опрос показал, что, как и раньше основное количество собак содержат в частных домах. Главное преимущество собаки состоит в том, что она может быть другом человека и даже для некоторых членом семьи, «родной душой». Если в прежние века собака была помощником человека в охоте, то в настоящее время, всего 1,1 процента, используют собаку в качестве охотника. Для большинства учеников и учителей нашей школы роль собаки состоит в том, чтобы быть охранником и сторожем, защитником. В целом, по своему отношению к собаке, жителей нашего города можно отнести к I группе этнокультурных традиций. Для нас собака является другом, помощником, защитником.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

1. История многих стран и народов неразрывно связана с собакой. Тем не менее, «статус» собаки у разных народов не одинаков.

2. Ученые выделяют следующие группы этнокультурных традиций: I группа – собака – друг, помощник и защитник; II группа – собаки-парии, отщепенцы, не имеющие хозяина, но живущие вблизи человеческого жилья и питающиеся падалью; III группа – полезное животное, заслуживающее – прежде всего в сельской местности – самого высокого уважения.

3. По своему отношению к собаке, жителей нашего города можно отнести к I группе этнокультурных традиций.

4. Отношение к собаке безоговорочно положительное или отрицательное в каждой этнической традиции, по-видимому, не так много.

5. Использование названий собаки в качестве бранной лексики – прием почти любой этнической традиции, в связи с тем, что собака, обладая такими благородными сточки зрения человека, качествами, как преданность и способность к дружбе нарушает человеческие табу. Она может нападать, даже не будучи на это спровоцированной, она не стыдится собственных отправлений, не способна соблюдать самое строгое человеческое табу – табу на открытое осуществление интимных отношений между полами.

6. Амбивалентное отношение человека к собаке наблюдается на протяжении многих веков.

Роль собаки в истории человеческого общества

Первые одомашненные собаки, скорее всего, были и сторожами, и помощниками на охоте. У нас в Сибири до сих пор такой собакой является лайка. Интересно о ней написал иркутский писатель В. В. Жемчужников: «« Хорошей собаке, как хорошему человеку, цены нет!» - так думают, так говорят таежные охотники. Правда, имеют они в виду не любую-всякую собачью породу, а одну лишь сибирскую лайку.

У лайки от рождения талант охотницы. По первой же осени, без всякой натаски начинает облаивать найденную белку. Через годик-другой, когда уже назовут рабочей собакой, она держится в лесу и вовсе самостоятельно; в одиночку без понуканий и окриков охотника ведет свой свободный поиск; безошибочно ориентируясь на местности, за передвижением хозяина следит сама; лишнего шума никогда не подымает, по следу зверя идет молчком, как волк, а голос подает, лишь когда добычу завидит. Лайка настолько вынослива и неприхотлива, к сибирским условиям приспособлена настолько, что не у всякого местного жителя язык повернется назвать ее домашним животным, - по обыкновению ее не пускают в дом, даже в самую большую стужу.

Как подобает другу человека, она умеет многое прощать человеку. Она уживчива и добродушна, легко привыкает к новому хозяину. Не мирится только с грубым обращением, точно бы знает себе цену. В сезон промысла ей неизбежно достается и работать на износ, и голодать, и холодать – такова собачья жизнь! И все-таки сохраняет свой мягкий, почти не обидчивый характер.

В разношерстном собачьем роду, населяющем землю, набирается около сотни охотничьих собак пород. Лучшая из них, самая талантливая и универсальная, живет в Сибири. Где же найдется другая такая собака, которая способна и матерого медведя осадить, и изюбря загнать на скалистый уступ, откуда нет ему никакого выхода, и белку причуять в период чернотропа, когда на земле не видать ни одного следка, и ондатровую хатку обнаружить под льдом, и глухаря попридержать на дереве, прикидываясь до подхода охотника глуповатой пустолайкой, и самого соболя-хитрована перехитрить?.

Для сибиряка лишиться лайки – значит, лишиться общения с тайгой, душу обречь на голодный паек. Без этой собачьей породы заглох бы пушной промысел и захирело племя охотничье. »

С развитием человеческого общества область применения некоторых пород радикально изменилась. В наибольшей степени это относится к охотничьим собакам, которые сейчас либо находятся на грани исчезновения, либо переходят в разряд домашних любимцев. Многие из них нашли применение на службе в полиции, в социальной сфере (собаки-проводники слепых и т. д. )

Упряжным животным собака также стала давно. Северные остроухие собаки с незапамятных времен сопровождали жизнь алеутов, нивхов, нганасанов, юкагиров, ительменов, чукчей и эвенков.

Впервые запрягли собака в нарты кереки, самая древняя народность побережья Берингова моря. Таким образом, именно Россия по праву считается исторической родиной ездового дела. Одной из ездовых собак являются хаски.

Овчарки или «овечьи пастухи», появились в глубокой древности, когда начало развиваться скотоводство. В каждой стране формировались свои породы пастушьих собак, в зависимости от климата, рельефа и сельскохозяйственных животных. Шотландские (пушистые колли), южнорусские и кавказские овчарки охраняют стада, долгие месяцы сопровождают овец на далеких выпасах в степи или в горах, защищают хищников.

Собаки используются на военной и полицейской службе. В России с середины 19 века собаки охраняют границы.

Более 150 овчарок участвовало уже в Русско-японской войне.

Первый питомник полицейско-сыскных собак – доберманов и немецких овчарок начал работать в 1909году в Санкт-Петербурге.

У ньюфаундлендов, или водолазов, черных мохнатых гигантов на толстых, как у медведя, лапах, с тяжелыми, пушистыми хвостами, - служба особая. Они умеют плавать и нырять, их учат спасать утопающих.

Среди служебных собак есть большие спокойные мохнатые собаки, белые с рыжими или серыми пятнами. Это сенбернары – спасатели. Несколько сотен лет назад близ трудного и опасного горного перевала Сен-Бернар в Альпах стоял монастырь. Там-то и вывели эту породу собак. После метелей или просто к ночи собак выпускали за ворота. На спине у каждой из них были привязаны одеяло, пакет с едой. Собака пробегала десятки километров, разыскивая засыпанных снегом, сбившихся с дороги путников.

Есть необычный памятник в Париже. На фоне стены, символизирующей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на ее спине – ребенок. Малыш крепко обхватил руками шею собаки, доверчиво приник к своему спасителю. Этот памятник сенбернару по кличке Барри – собаке, которая в Альпийских горах спасла не один десяток людей, погибавших в непогоду в глубоком снегу.

Во время Великой Отечественной войны 60 тысяч собак находили и вытаскивали раненых с поля боя, доставляли донесения. Одним из наиболее эффективных видов применения собак на фронтах была минно-розыскная служба. Достаточно сказать, что при помощи собак менее чем за два года (июнь 1943-май 1945) было обнаружено и обезврежено более 4 млн. различных мин и фугасов, что сохранило многие и многие тысячи жизни наших воинов.

Имели место отдельные случаи применения подразделений минно-розыскных собак в танковых войсках. Так, в директиве начальника инженерных войск Красной Армии от 17 ноября 1944 года, говорилось: «В Ясско-Кишеневской операции взвод специально отобранных собак-миноискателей, прошедших особую тренировку, успешно выполнял боевую задачу по сопровождению танков. Этот специально обученный взвод собак – миноискателей сопровождал танки на всю глубину зоны оперативных заграждений противника. Собаки привыкли к езде на броне танков, к шуму моторов и к стрельбе из орудий. В местах, подозрительных на минирование, собаки-миноискатели под прикрытием огня танков производили разведку и обнаруживали минные поля».

Во время Парада Победы 1945 года по Красной Площади прошел батальон Центральной военно-технической школы дрессировщиков с четвероногими солдатами.

В двадцатом первом веке собаки используются на военной службе, таможенниками, их обучают быть поводырями слепых, помогать инвалидам. Овчарки служат «газовыми инспекторами». Малейшую утечку газа может учуять собака (даже если трубы находятся глубоко в земле), ей надо только «растолковать», как об этом сигнализировать. Есть собаки-рудоискатели. Собаки, которые помогают людям бороться с контрабандой наркотиков. Для этой цели используют овчарок, фокстерьеров и спаниелей.

Большой вклад внесли собаки в развитие науки. Один из памятников собаке был открыт в 1935 году в Ленинграде. Идея его создания принадлежала нашему замечательному ученому – академику Павлову. По- существу, это памятник всем собакам – верным помощникам человека в научных исследованиях.

В ноябре 1957 г. на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. В ходе дальнейших запусков животных была доказана возможность жизни в невесомости, отработаны систем ориентации в пространстве, системы мягко приземления. Не все полеты совершались без потерь, но быстрое устранение неполадок и повышение надежности аппаратов сделали реальным запуск на околоземную орбиту первого человека – Юрия Алексеевича Гагарина.

Существует еще одна большая группа собак – комнатно-декоративные. Маленьких забавных болонок и тойтерьеров можно научить танцевать и прыгать через обручи. Комнатные собаки почти все маленькие, но тойтерьер (игрушечный терьер) – самая крошечная. Весит 600-700 граммов. Эти собаки очень преданы своему хозяину, иногда самоотверженно бросаются его защищать. Сообразительность, любовь к дрессировке и играм позволили пуделям сменить за свою историю множество профессий. Особенно прославились они тогда, когда стали спутниками бродячих артистов и участниками цирковых представлений.

Огромное разнообразие пород, прежде всего, предназначено для растущего среднего класса, стремящегося найти в собаке в первую очередь друга. Для многих собака становится членом семьи. Таким образом, собака стоит рядом с человеком в самом буквальном смысле. Это усиливается за счет существования во многих странах собачьих парикмахерских, собачьих мясных лавок, магазинов, где продается только одежда для собак и даже драгоценные украшения для них. «Умершим собакам ставятся памятники. Другие расходы на собак ежегодно составляют 17 млрд. долларов. В некоторых семьях на содержание собаки тратится ежемесячно до 120 долларов, в то время как на ребенка – всего 70. Существует гостиница для собак стоимостью в миллион долларов и горный лагерь для отдыха собак».

На протяжении многих тысячелетий собака «доказывает» человеку свою дружбу и преданность, готовность жертвовать собой ради друга, служит человеку.

Почему же на улицах наших городов мы видим большое количество брошенных собак.

Обилие брошенных собак в городах породило новое явление – одичание собак. Одичавшие собаки объединяются в стаи, имеют строгую иерархию. Часто они в лесах в какой-то степени заменяют истребленных волков.

Всех бездомных собак можно разделить на две группы:

1) вторично одичавшая форма домашней собаки;

2) бывшие домашние животные, потерявшие своих хозяев.

Если раннее традиционно собаки-парии были исконными представителями фауны Юго-Восточной Азии, некоторых районов Африки, то в настоящее время их можно встретить и в наших городах.

Почему же мы, считающие собаку другом, помощником и защитником безжалостно выбрасываем ее на улицу?

Чтобы вырастить здоровую и послушную собаку необходимо очень много времени и сил. Собака не игрушка, которую когда надоест, можно бросить. Это живое существо, требующее повседневного внимания. Многие, беря щенка в дом, не понимают этого.

Неправильное разведение собак, содержание и воспитание человеком собак приводит к тому, что они хозяевам становятся не нужными.

Большая часть собак содержится в частных домах. Многие владельцы, содержащие собак в городских квартирах и видящие в них только сторожей, гуляют со своими собаками по 2-3 минуты. Собаке не хватает времени для физических упражнений. От избыточной энергии она начинает проявлять агрессию.

Собаки определенных пород выводились для весьма определенных жестоких целей (например, борцовые собаки). Держать такое животное дома – это риск не только для хозяев и членов их семей, но и для соседей, случайных прохожих.

По данным специалистов, в 90% случаев агрессия происходит со стороны именно домашних животных, а не бродячих собак.

А как защитить наших четвероногих друзей от жестокости людей, неправильного воспитания?

У нас в стране недостаточно ведется просветительская работа по этим вопросам. Несовершенно и законодательство.

По законам некоторых стран (например, Израиль) владелец отвечает за поведение своих питомцев по всей строгости закона.

На основании вышеуказанного были сделаны следующие умозаключения:

1. На протяжении многих веков человек одомашнивал собаку, приспосабливал ее к своим потребностям и своему быту, способствовал ее психическому развитию и развитию ее мышления.

2. В результате эволюции изменилась социальная роль собаки. В настоящее время собаки используются для охоты, в качестве пастухов, ездовых собак, но вместе с тем область применения некоторых пород изменилась: собаки-рудоискатели, собаки-артисты, поводыри слепых, собаки-миноискатели, «газовые инспекторы», собаки, которые на таможне помогают бороться с контрабандой наркотиков, служат на границе и в милиции. Вносят огромный вклад в развитии науки.

3. Собака остается преданным другом человека, а для некоторых является членом семьи.

4. Собаки-парии не являются исконными представителями нашей фауны.

5. Причины, по которым люди выбрасывают своих друзей, помощников и защитников на улицу:

1) неправильное разведение, содержание и воспитание собак;

2) несовершенство законодательства;

3) недостаточная просветительская работа;

4) эгоизм людей.

Заключение.

В ходе исследования были сделаны следующие выводы.

Большинство кинологов считают, что собаки произошли от волка, но в последнее время появилась новая гипотеза - вероятнее всего предком домашней собаки была некая самостоятельная (ныне исчезнувшая) дикая «прасобака», родственница волков и шакалов.

Собаки были приручены человеком в период мезолита 10-15 тысяч лет назад.

Союз человека и собаки – это взаимовыгодный союз, который позволил обоим «слабовооруженным хищникам» выжить, в те опасные времена.

Человек расселился по всей земле – шире, чем любой вид животных. И везде с ним собака. На протяжении многих веков человек одомашнивал собаку, приспосабливал ее к своим потребностям и своему быту, способствовал ее психическому развитию и развитию ее мышления.

В результате эволюции изменялась социальная роль собаки. В настоящее время собаки используются не только для охоты, в качестве собак-пастухов, ездовых собак. Область применения некоторых пород радикально изменилась: собаки-рудоискатели, собаки-артисты, поводыри слепых, собаки-миноискатели, «газовые инспекторы», собаки, которые на таможне помогают бороться с контрабандой наркотиков, служат на границе и в милиции. Вносят огромный вклад в развитие науки.

Собака остается преданным другом человека, а для некоторых является членом семьи.

История многих стран и народов неразрывно связана с собакой. Тем не менее, «статус» собаки у разных народов не одинаков.

Ученые выделяют следующие группы этнокультурных традиций: I группа – собака-друг, помощник и защитник; II группа – собаки-парии, отщепенцы, не имеющие хозяина, но живущие вблизи человеческого жилья и питающиеся падалью; III группа – полезное животное, заслуживающее - прежде всего в сельской местности – самого высокого отношения.

Безоговорочно положительного или отрицательного отношения к собаке в каждой этнической традиции, по-видимому, не так много. Амбивалентное отношение к собаке наблюдается на протяжении многих веков.

Почти в любой этнической традиции название собаки используется в качестве бранной лексики. Это связано с тем, что собака обладая такими благородными с точки зрения человека качествами, как преданность и способность к дружбе нарушает человеческое табу. Она может нападать, даже не будучи на это спровоцированной, она не стыдится собственных отправлений, не способна соблюдать самое строгое человеческое табу – табу на открытое осуществление интимных отношений между полами.

По своему отношению к собаке, жителей нашего города можно отнести к I группе этнокультурных традиций, а собаки-парии не являются исконными представителями нашей фауны. Почему же люди на улицы наших городов выбрасывают своих друзей, помощников и защитников? На это можно указать следующие причины:

1) недостаточная просветительская работа;

2) неправильное разведение, содержание и воспитание собак;

3) несовершенство законодательства.

Работа может быть использована на уроках истории и естествознания.

www.hintfox.com

Кто, когда и зачем приручил первого пса ?

В истории одомашнивания собак нет буквально ни одного пункта, не вызывающего среди ученых ожесточенную дискуссию. Недавнее исследование о том, как собаки буквально взглядом регулируют уровень «гормона любви» в организме, а с ним — и поведение человека, заставляют вспомнить теорию, согласно которой еще неизвестно кто кого одомашнил — мы псов или они нас.

Одни исследователи относят доместикацию животных к палеолиту (древнекаменному веку), другие — к более позднему неолиту, когда люди уже вели оседлый образ жизни и занялись сельским хозяйством. Иными словами, земледельцы могли завести собак, чтобы их есть, а охотники — чтобы те помогали преследовать добычу.

На первый взгляд, в проблеме одомашнивания собаки мы видим классический случай удовлетворения учеными собственного любопытства за государственный счет. Не все ли равно, как именно серый волк стал домашним животным? Увы, все не так просто. Собака — первое одомашненное животное, и многие специалисты считают, что без нее вся прочая домашняя живность (коровы, лошади, куры) могла бы вообще не появиться. Поэтому понять, как и когда произошла первая доместикация значит понять, как сформировались основы современного образа жизни — питаемого теми самыми одомашниваниями, что начались с собак.

Давайте теперь почитаем про это подробнее …

Лайка

 

Собака домашняя (Canis Familiaris), млекопитающее из семейства волчьих (псовых; Canidae). Едва ли не древнейшее животное, прирученное и одомашненное человеком («первый друг», по бессмертному выражению Р. Киплинга), его неизменный и преданный спутник на протяжении всей человеческой цивилизации. С давних лет является предметом спора, происходит ли все многообразие современных пород от огромных сен-бернаров до крошечных чи-хуа-хуа от одного предка (подавляющее большинство исследователей считают таковым волка), или это результат скрещивания волков, шакалов и даже лисиц. Большинство кинологов считает единственным предком собаки волка (мнение Чарлза Дарвина), а все современные породы — результатом искусственного отбора. А вот такой видный ученый, как лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц выдвинул теорию о происхождении собак от волков и от шакалов, подчеркивая диаметральные различия между их характерами и повадками. Бытует и третья точка зрения, что предок домашней собаки — некая самостоятельная (ныне исчезнувшая дикая «прасобака», родственница волков и шакалов. Так, между прочим, считал еще Карл Линней. Эта гипотеза подтверждается и тем, что, легко скрещиваясь с волками и шакалами, собака не дает устойчивого смешанного потомства, которое уже во втором поколении расщепляется на особей, имеющих четкие родовые признаки собак и волков (шакалов). Неизвестны и случаи, чтобы потомство совершенно одичавших собак становилось бы похожим на волков и шакалов. Безусловно, успехи генетического анализа, развивающегося семимильными шагами в последние годы, скоро внесут в этот вопрос окончательную ясность.

Почему нельзя одомашнить волка ? 

С 1907 года ведущей теорией доместикации была самая простая: некогда человек взял осиротевших волчат, выходил, и они стали ему верными друзьями. При всей романтичности этой истории поверить в нее очень непросто.

Начнем с основ: да, генетики уверенно выводят собаку от серого волка (Canis lupus). Более того, она признана его подвидом (Canis lupus familiaris). Однако представители вида Canis lupus — невероятно осторожные и чуткие звери, в буквальном смысле слышащие, как падают листья в осеннем воздухе. Увидеть того же волка против воли очень непросто: современные охотники, чтобы просто выйти на него, используют собак или охотничьих птиц. Само собой, до первого одомашнивания таких помощников у наших предков не было. Найти даже взрослого волка без них — весьма сомнительная идея. Чтобы понять, насколько именно, достаточно вспомнить, что вплоть до XXI века человек не знал о присутствии серого волка в Африке, и даже известные его представители, ошибочно классифицировавшиеся как «египетские шакалы», оценивались как вымирающий вид численностью в десятки особей. Только генетический анализ их экскрементов к 2011 году установил, что эти «шакалы» — такой же подвид серого, как и домашние собаки, а численность их на сегодня превышает сотню тысяч особей. Недостающие орды этих животных стали искать — и буквально в последние годы обнаружили их не только в Египте, но и на огромном пространстве от Сенегала и Мали до Эфиопии. Сомнительно, что немногочисленные первобытные охотники были много успешнее современных ученых в обнаружении волков и тем более волчат.

 

Два волчонка играют в горах Швейцарии

 

Оставим вопрос о том, как были найдены волчата. Есть еще более сложный вопрос — как древнему человеку вообще удалось их вырастить? Многие из нас видели современных волков, которых с щенячества воспитывали люди. Широко известно, что их надо приучать к человеку с двух недель и ни в коем случае не позже трех, и лишь при изоляции от взрослых сородичей. После этого практически нет надежды, что волчонок воспримет людей как своих. Однако до трех недель волчата вообще не едят твердого, требуя молока. Где брали молоко первые кинологи, не имевшие молочного животноводства, — неизвестно.

И даже если бы оно у них было, вопрос выращивания детенышей им не закрыть. В волчьем молоке в сравнении с другими млекопитающими очень много аргинина, без которого вырасти здоровым Canis lupus не может. В современных заменителях волчьего молока аргинина крайне мало, что компенсируют его искусственными добавками, но где такие добавки можно было купить много тысяч лет назад — вопрос, мягко говоря, открытый.

И последний повод усомниться: выросший волчонок сохранит лояльность только членам той человеческой семьи, где он рос. Остальных представителей нашего вида выращенный среди людей (и потому не боящийся их) волк рассматривает как законную добычу, особенно если речь идет о детях и больных. Именно так неудачно одомашненный волчонок из Гисинджа в XIX веке убил дюжину детей за три месяца, и именно поэтому на дверях ряда современных центров одомашнивания волков висит табличка «с простудой не входить». Волк может атаковать даже человека, уверенного в своем здоровье — ведь многие псовые имеют столь хорошее чутье, что определяют по запаху мочи рак, о котором и сам человек может быть еще не в курсе.

 

Волк

Вот тут почитайте интересные факты о волках.

 

Как "приручить" человека! 

Весь комплекс проблем «первого шага» в одомашнивании привел большинство исследователей к мысли, что совершил его не человек. Сами волки, жившие близко к палеолитическим охотникам, постепенно привыкали не атаковать куриц, несущих золотые яйца. Следуя за кочующими людскими группами и подъедая остатки убитых ими животных, они могли стать специализированными спутниками первобытных людей. Такая схема удачно решает вопрос со вскармливанием волчат и агрессией волков к слабым: ориентируясь на старших сородичей, волчата избегали атак на детенышей приматов, воспринимая как своеобразную часть стаи.

Не так давно прояснились и конкретные механизмы, которыми псовые «приручали» людей. Японские исследователи во главе с Михо Нагасава (Miho Nagasawa) обнаружили, что собаки, заглядывая в глаза к людям и проводя с ними больше времени, существенно повышают уровень окситоцина в крови человека, попутно наращивая его уровень и у самих себя. Окситоцин, иногда упрощенно именуемый «гормоном любви», обычно используется представителями одного вида для углубления связей между особями. В случае человека мать и дитя, глядя друг на друга, также синхронно повышают уровень этого гормона, и чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее их связь. Однако до этой работы было неизвестно, что представители каких-то иных видов умеют вызывать у человека окситоциновый отклик.

 

Один из студентов Нагасавы и лабрадор-ретривер

 

Очевидно, именно это умение собак облегчает им интеграцию в общество человека. Такое поведение собак, заглядывающих в глаза хозяину по собственной инициативе, до некоторой степени является манипуляцией человеком, и, по данным группы Нагасавы, не присуще волчатам, выращенным среди людей. Кстати, последние и сами не испытывают повышения окситоцина, когда на них смотрит человек. Часто они трактуют взгляд «глаза в глаза» как дикие волки, для которых это признак агрессии, в ответ на который животное, как правило, отводит взгляд.

 

Когда человек завел первых друзей ? 

Допустим, волки одомашнились сами, но когда именно они на это решились? Группа генетиков во главе с Петером Саволайненом (Peter Savolainen), рассмотрев ДНК современных собак, уверенно выводит их от южнокитайских волков, живших не позднее чем 16 400 лет назад. В этом регионе генетическое разнообразие собак до сих пор самое широкое. По этой схеме древнейшими домашними псами считаются динго, затем идут африканские басенджи и арктические лайкообразные собаки.

Сторонники этой версии, ссылаясь на датировку, видят в одомашнивании один из этапов перехода от охоты к сельскому хозяйству и считают первых домашних псов мясной породой скота. Правда, кормление одомашненного волка, в отличии от собаки, требует 1-2,5 килограмм свежего мяса в день — то есть даже годовалый волк дает много меньше мяса, чем уходит на его прокорм.

В то же время группа археологов и генетиков во главе с Робертом Уэйном (Robert Wayne) считают волка «европейцем». Черепа животных из Разбойничьей пещеры на Алтае уверенно датируются 31-м тысячелетием до нашей эры, а находки в Гойе (Бельгия) — 34-м. Поиск родства не по ядерной, а по митохондриальной ДНК, передающейся по материнской линии, привели группу Уэйна к выводу о том, что в генах современных собак есть следы аналогичных им существ, живших более 30 тысяч лет назад, ближайшими дикими родственниками которых являются европейские волки.

 

Череп палеолитической «собаки» из пещеры Гойе (Бельгия)

Справка: Приручение собак относят к периоду 10-15 тысяч лет назад. Изучение ископаемых останков древних собак началось с 1862 года, когда в Швейцарии были найдены черепа неолитического периода. Эта собака была названа «торфяной» (иногда — «свайной»). Затем останки торфяной собаки находили в Европе повсеместно, в том числе на Ладожском озере, а также в Египте. Торфяная собака была постоянной формой в течение всего каменного века, останки ее найдены даже в отложениях римской эпохи возле современного немецкого города Майнца. Прямым потомком торфяной считается шпицеобразная собака самоедов (саамов). Собаку с Ладожского озера, более крупную, чем типичная торфяная, относят к предкам догообразных, а иногда — лаек.Начиная с бронзового века (4500 до н. э.), выделяют пять основных типов собак: мастифы, волкообразные собаки, грейхаунды (борзые), охотничьи пойнтероподобные и пастушьи собаки. </p>

Череп собаки из Разбойничьей пещеры (Алтай)

 

Из более ранней датировки естественно вытекает и другое назначение собаки — прирученная палеолитическими охотниками, она вряд ли рассматривалась ими как запас мяса. Скорее, древние люди были заинтересованы в экстраординарном обонянии бывших волков или охране и перевозке на собаках многих тонн добытого мяса мамонта, без тягловых животных непосильной для небольших человеческих коллективов.

Само собой, сторонники точки зрения позднего (неолитического) одомашнивании собаки ищут в выводах идейных противников недостатки. И находят — февральская публикация группы Эбби Дрэйк (Abby Drake) утверждает, что находка из бельгийской пещеры Гойе по строению черепа ближе к волку, чем к собаке. На основании чего утверждается, что доместикация произошла лишь в неолите — тогда же, когда и приручение остальных домашних животных.

К сожалению, работа Дрэйк обходит молчанием исследование российских ученых, опубликованное в 2011 году и четко указывающее на существование собачьего черепа возрастом в 33-34 тысячи лет. Причем, как отметил ведущий автор той работы Ярослав Кузьмин, череп из алтайской Разбойничьей пещеры чрезвычайно похож на останки собаки из Гренландии, жившей всего тысячу лет назад. Значит, уже 33 тысячи лет назад одомашнивание псовых продвинулось чрезвычайно далеко — почти до современного уровня!

Окончательно вопрос о времени приручения прояснился после выхода в 2013 году работы, первым автором которой указана генетик Анна Дружкова из Института молекулярной и клеточной биологии Сибирского отделения РАН. Анализ 413 нуклеотидов палеолитического алтайского пса показал, что он значительно ближе к собакам и доисторическим псовым Нового Света, чем к современным волкам. Соответственно, животное из Разбойничьей пещеры возрастом 33 тысяч лет — древнейшее из известных на сегодня собак, а значит, одомашнивание братьев наших меньших произошло задолго до возникновения сельского хозяйства. Тот же Ярослав Кузьмин считает, что пока даже непонятно, кто были хозяева первой алтайской собаки: «по возрасту подходят и кроманьонцы, и неандертальцы». Иными словами, первая доместикация в принципе может оказаться еще дочеловеческой.

 

Скелеты человека и собаки, обнаруженные в развалинах дома в Галилее возрастом 12 тысяч лет

 

Здесь собаколюбы могут вздохнуть с облегчением: практически все исследователи считают, что приручение собак в палеолите не могло иметь целью их забой на мясо. Человек в то время был настолько обеспечен мясом крупной дичи, что брезговал ныне деликатесной олениной, скармливая ее своим питомцам.

 

Псы орудие геноцида или тягловая сила ?  

Предположения российских ученых о прирученных собаках у неандертальцев серьезно расходятся с концепцией популярной книги «Захватчики» американского антрополога Пэт Шипмен (Pat Shipman), изданной в 2015 году. По Шипмен именно одомашнивание собаки, гнавшей мамонтов на людей-охотников, а затем охранявшей добытое мясо, позволило человеку вытеснить неандертальцев, заняв вершину пищевой пирамиды. По ее мнению, ключевым фактором, сделавшим возможным взаимодействие человека с собакой, могли стать белки наших глаз. Напомним: у человека основная часть поверхности глаза белая, что для млекопитающих нетипично. Как считает исследовательница, мутация эта появилась 40 тысяч лет назад. Благодаря чему, полагает Шипмен, собаки могут понять, куда направлены глаза людей во время охоты, что с неандертальцами, предположительно не имевшими светлых белков глаз, было затруднительно. Правда, сама исследовательница замечает, что ее гипотеза все еще ждет генетических доказательств.

 

Волки и мамонт

 

Концепция Шипмен вызывает серьезные вопросы не только потому, что по возрасту алтайские собаки вполне могли принадлежать неандертальцам. Австралийцы, бушмены и ряд других человеческих групп никогда не имели домашних собак. Даже когда в Австралию несколько тысяч лет назад морем завезли динго, аборигены вовсе не кинулись использовать уже готовое домашнее животное — напротив, как и папуасы с поющей новогвинейской собакой, они относились к динго как к диким и постепенно оттеснили в малообжитые местности. В то же время австралийцы заселили свой континент не позднее 40 тысяч лет назад и с тех пор практически не скрещивались с остальной частью рода людского. И все равно попавшие в Австралию европейцы изображали туземцев с нормальными белками глаз — ровно такими же, как и сегодня. Все это делает предположение о связи мутаций белков глаз с одомашниванием псовых несколько неоднозначным.

Как это часто бывает со статьями, основанными на российских находках и исследованиях, сами по себе работы Оводова, Кузьмина и Дружковой, доказывающие древнее одомашнивание собак, не смогли решающим образом повлиять на дискуссии по данной теме на Западе. Дело здесь в традиционном слабом знакомстве западных специалистов с достижениями российской науки. Часто формируется что-то вроде замкнутого круга — в ведущих западных журналах нечасто публикуют наши статьи, потому что считают, что та или иная отрасль науки у нас слабо развита, а считают так потому, что публикаций по соответствующей теме в ведущих западных журналах нет. И даже если пара публикаций такого рода все же появляется, на них мало кто ссылается, отчего они нечасто оказываются в центре внимания ученой общественности. Так что за пределами России спор о времени приручения собаки все еще в самом разгаре, и продолжаться он может долго.

 

Собачья упряжка (Сибирь)

 

Тем временем совместная группа сторонников Саволайнена и Уэйна работает в рамках одной исследовательской программы, где надеются урегулировать возникшие между ними противоречия. Чтобы точно выяснить, в палеолите или в неолите состоялась первая доместикация, ученые сравнивают кости находок ископаемых собак по всему миру. Объединенная группа еще не пришла к окончательному заключению о дате одомашнивания, но в целом склоняется к донеолитическому сценарию. Однако их работа уже принесла и первый неожиданный результат: в задней части челюстей некоторых древних находок налицо нехватка пары моляров, места под которых есть. Это может означать, что применялось что-то типа уздечки для ездовых собак. Если это так, то первобытные одомашниватели были необычайно продвинутыми — первые примитивные уздечки у тягловых животных обычно относят к неолиту, то есть на 15-20 тысяч лет позже появления первых собак.

 

Ну и вот совсем недавняя новость:

Лучший друг человека, кажется, был рядом всегда, однако результаты нового исследования утверждают: на самом деле современные собаки произошли на 15 тысяч лет позже, чем считалось ранее.

Такие выводы были сделаны учёными после реклассификации двух ископаемых черепов древних животных. Один из них был обнаружен в бельгийской пещере Гойе и имеет возраст 31680 лет. Другой был найден в России в селе ЕлисеевичиБрянской области, и ему 13905 лет. Именно эти черепа некогда позволили палеонтологам назвать предполагаемую дату начала взаимодействия наших предков и собак. Считалось, что они селились вблизи стоянок людей ещё в эпоху палеолита. В те времена люди вели кочевой образ жизни и добывали пищу охотой и собирательством.

Новый 3D-анализ, проведённый специалистами колледжа Скидмор в Нью-Йорке,показал: на самом деле эти черепа принадлежат древним волкам, а не ранним собакам, несмотря на утверждения предыдущих исследований. Это означает, что одомашнивание собак на самом деле произошло всего 15-18 тысяч лет назад, в эпоху неолита, когда люди начали формировать первые постоянные поселения и заниматься сельским хозяйством.

«Учёные долгое время утверждали, что собаки были одомашнены 30-33 тысячи лет назад, – комментирует биолог и соавтор исследования Эбби Грейс Дрейк (Abby Grace Drake) из колледжа Скидмор. – Но, к сожалению, их методы анализа не были достаточно чувствительными, чтобы верно идентифицировать эти окаменелости».

 

31680-летний череп древнего волка, обнаруженный в пещере Гойе в Бельгии (фото Michael Coquerelle).

 

Дрейк и её коллеги использовали сканирование и 3D-визуализацию для изучения формы и размеров двух черепов. Затем исследователи сравнили данные с измерениями черепов других собак и волков, как современных, так и древних. Та же самая технология некогда была использована для изучения человеческих окаменелостей.

Все эти виды анализа позволили команде определить даже самые малые различия между черепами собак и волков, в числе которых — форма глазниц и угол между лбом и носом.

«Наше исследование предлагает новый и более точный метод для определения, кому именно принадлежит окаменелость – волку или собаке, – говорит Дрейк. – Мы в состоянии сделать это с точностью 96%».

Полученные результаты опровергли теории о том, что собаки постепенно эволюционировали от волчьего предка в течение длительного периода времени. Дрейк и её команда считают, что приручение собак, скорее всего, произошло довольно быстро и не включало прямое одомашнивание волков.

«Волки — слишком опасные животные, которых практически невозможно приручить, – полагает Дрейк. – Куда более вероятно, что на начальном участке доместикации несколько поколений псовых обитали по соседству с людьми, питаясь выброшенными человеком остатками пищи. Вполне возможно, кстати, что первыми к людям потянулись вовсе не волки, а мелкие псовые, родственники современных шакалов и койотов, тем более, что известны случаи приручения этих животных и в современном мире».

 

Иллюстрация различных пород собак. Нью-Йорк, 1911 год (иллюстрация SueClark/Wikimedia commons).

 

Многие учёные полагали, что одомашнивание собаки началось, когда древние волки начали подходить к стоянкам человека, привлечённые остатками пищи из «свалок» наших предков.

По оценкам различных специалистов, собаки отделились от волков от 7 до 30 тысяч лет назад — точная дата до сих пор считается достаточно спорной. Около двух веков назад начался настоящий эволюционный взрыв собачьего разнообразия: именно 200 лет назад были определены первые породы и введены стандарты пород.Собака, скорее всего, была первым прирученным животным, что стало ключевым шагом в развитии современной человеческой цивилизации. Однако точная идентификация предка современной собаки, который первым прибился к людям, на данный момент невозможна.

«Собаки стали важной частью нашей жизни, – объясняет Дрейк свою мотивацию в проведении исследования. – Понимание того, когда именно произошло одомашнивание этих зверей, важно как для нашей истории, так и для истории собак».

Научная статья группы Дрейк была опубликована в издании Scientific Reports.

 

[источники]

источники

источник - Александр Березин

http://dog-dogi.narod.ru/

http://www.vesti.ru/doc.html?id=2340678#

 

 

А я вот что вам еще напомню про собак: давайте посмотрим Как китайцы подделали «немецкую овчарку» и какая Самая страшная в мире собака. Вот еще страшная Борзая судьба или чем заканчивается слава ну и малоизвестный Единственный в мире рукопашный бой людей и собак с фашистами. Кстати, слышали историю про Собак и  белого медведя ? Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=66568

masterok.livejournal.com


Смотрите также