Теоретические основы дрессировки. Основы дрессировки собак


Теоретические основы дрессировки. Собаки от А до Я

Теоретические основы дрессировки

Все методы дрессировки по различным программам основаны на общих принципах, описанных академиком И. П. Павловым. Приучая собаку к определенному поведению в заданной обстановке, дрессировщик вырабатывает у нее условный рефлекс. Острый ум собак позволяет им реагировать на сложные сигналы человека, использовать прежний опыт и приспосабливать свое поведение к новым условиям, однако не стоит забывать, что высшая нервная деятельность животных отличается от человеческой. К примеру, собаки не способны мыслить отвлеченно. Они постигают только то, что могут понюхать, увидеть, услышать, попробовать на вкус. Это делает необходимым обучение собаководов-любителей работе с их питомцами.

Обычно обучение разделяется на 3 части: изучение теории, техника дрессуры и практическая работа на площадках.

Функции нервной системы собаки крайне сложны. Она не только управляет работой внутренних органов, но и помогает животному реагировать на окружающую среду, используя в качестве ориентиров раздражители: запахи, звуки, зрительные образы и так далее.

В естественных условиях собака реагирует не на какие-то отдельные раздражители, а на их совокупность. Каждый раздражитель воздействует на определенные чувствительные окончания нервных клеток – рецепторы. Принятый рецептором сигнал поступает по нерву в анализирующий его отдел головного мозга, где и происходит окончательная обработка информации. Благодаря анализу животные реагируют не на все раздражители, воздействующие на их организм, а только на самые важные из них. Реакция на несущественные в данный момент раздражители тормозится.

Наибольшее количество рецепторов собрано в коже и органах чувств собаки. При дрессировке роль этих органов крайне велика, необходимо знать, как пес воспринимает мир. Так, например, далеко не все собаководы знают, что их питомцы не различают цветов. Действительно, собака видит мир в черно-белой гамме. Вместе с тем, зрение позволяет ей уловить особенности движения, походки человека, его мимику, жесты.

Известно, что собака видит идущего человека лишь на расстоянии 500–700 м, что ограничивает использование зрительных воздействий при дрессировке.

Намного лучше развит у собак слух. Собаки воспринимают звуковые волны до 40 тыс. колебаний в секунду. Они четко различают слабые шорохи, тихо произнесенные команды, незначительные шумы. Звук, который собака способна расслышать с расстояния 24 м, человек воспринимает лишь на расстоянии 6 м. Наилучшее развитие получило у собак обоняние. Его сила превышает самый острый человеческий нюх в 11,5 тыс. раз. Это значит, что им доступны около полумиллиона дополнительных запахов, которые не способны воспринять люди.

Все эти особенности используются опытными дрессировщиками при развитии у собак рефлексов на определенные условия.

Павлов разделил все рефлексы на простые и сложные. К первым относятся врожденные реакции, подразумевающие ответ на один раздражитель, например, сосательный рефлекс, который проявляется как у новорожденных животных, так и у человеческих младенцев, если коснуться их губ, сужение зрачков на ярком свету, отдергивание конечности при болевом воздействии. Сложные рефлексы, также называемые инстинктами, являются ответом организма на группу раздражителей. Все инстинкты можно условно подразделить на те, которые служат самосохранению, и инстинкты, направленные на продолжение и сохранение рода. К первым относятся оборонительный, пищевой, инстинкт чистоплотности и т. п. Вторая группа включает в себя инстинкты размножения и заботы о потомстве.

У собак лучше всего развито обоняние

Формирование сложных условных рефлексов в ответ на определенные раздражители в виде ситуации, команды, жеста и называется дрессировкой.

Кроме сложных и простых, Павлов разделял рефлексы на условные и безусловные. Все прежде описанные реакции можно отнести к безусловным, врожденным рефлексам, передаваемым из поколения в поколение.

Условные рефлексы, в отличие от них, возникают в процессе жизни и воспитания молодого животного. В естественных условиях их развитием собака обязана родителям, однако со времен одомашнивания большую часть воспитательной работы взял на себя человек.

Прежде чем приступать к дрессировке, хозяину следует тщательно изучить психические особенности питомца

Перед тем, как начать дрессировать собаку, следует выявить ее психические особенности.

Известно, что у собак существуют 4 основных типа сложных инстинктивных реакций: половая, оборонительная, пищевая и ориентировочная. В зависимости от врожденных данных и воспитания щенка эти реакции проявляются в разной степени. Перед тем как выбрать, по какому курсу тренировать животное и какими методами пользоваться, специалисты проводят тест на преобладающую реакцию.

Исследование проводит дрессировщик (хозяин) под руководством инструктора и с помощью 2 незнакомых собаке помощников.

Для проведения этого теста молодую собаку помещают в незнакомые для нее условия. На полигоне обязательно должны быть укрытия. В качестве времени тестирования рекомендуется выбрать раннее утро до кормления или через 4 ч после него.

Первым этапом испытания становится реакция собаки на уход хозяина.

Животное привязывают на полигоне и оставляют в одиночестве. Через некоторое время один из помощников создает шум, а спустя несколько минут спокойно проходит в 5 м от собаки и прячется в укрытие. Как только первый помощник скрылся, второй появляется из укрытия с прутом в руке и идет к животному, активно нападает на него, а затем скрывается. На последнем этапе дрессировщик ставит перед своим питомцем кормушку с пищей и снова скрывается в укрытии. Второй помощник повторяет нападение, пытаясь отнять у собаки кормушку.

Активно-оборонительная реакция

Все это время инструктор наблюдает за поведением животного и делает заключение о преобладающей у него реакции. Наиболее часто встречаются собаки со следующими преобладающими реакциями:

• пищевая. У собаки с преобладанием этой реакции наблюдается жадность в поедании корма, отсутствие в этот момент реакции на помощника. К спокойно проходящему мимо нее человеку такая собака ласкается, а на нападающего огрызается;

• ориентировочная. Собака активно исследует площадку, принюхивается, прислушивается, тянется к помощнику, чтобы обнюхать его. При нападении не огрызается, к спокойно подходящему человеку ласкается и обследует его одежду на запахи. Пищу ест не сразу;

Если у собаки преобладает активно-оборонительная реакция, то при попытках отнять пищу она полностью переключает внимание на помощника, нападая на него с лаем, к миске возвращается не сразу.

• активно-оборонительная. Собаки этого типа быстро реагируют на смену обстановки. При появлении незнакомого человека ориентировочная реакция у нее быстро сменяется оборонительной: животное лает, нападает на человека. Реакция на травлю еще ярче;

• пассивно-оборонительная. Собака с преобладанием этой реакции в новой обстановке начинает трусливо оглядываться, убегает от помощников, ест урывками или не ест вообще;

• активно-оборонительная в комплексе с пищевой. Животное активно набрасывается на постороннего и при первой возможности одновременно поедает пищу. В ситуациях, когда кормушка отсутствует, ведет себя как чисто активно-оборонительный тип.

Как и у людей, у собак проявляются 4 типа темперамента: холерик (возбудимый), сангвиник (подвижный), флегматик (инертный) и меланхолик (слабый).

Собака-холерик отличается подвижностью, неуравновешенностью, возбудимостью. У собак этого типа с трудом вырабатывается выдержка в различных положениях, но при хорошем контроле это крайне работоспособные животные.

Сангвиники, в отличие от холериков, более уравновешенны и отлично поддаются дрессировке.

Пассивно-оборонительная реакция

Флегматичные собаки отличаются большой уравновешенностью и малой подвижностью. Они крайне медленно вырабатывают условно-рефлекторную реакцию, но запоминают выученные навыки надолго. Излишне флегматичных собак не рекомендуется дрессировать вообще.

У собак-меланхоликов условные рефлексы вырабатываются с трудом и сохраняются недолго. Нервные процессы у них слабые. Это крайне неуравновешенные собаки, малопригодные к дрессировке.

Чаще всего эти типы высшей нервной деятельности проявляются у собак в смешанном виде. Определить темперамент собаки можно только в процессе дрессировки. Это определение осложняется тем, что внешняя реакция животного не всегда совпадает с его типом нервной деятельности. В связи с этим дрессировщики предпочитают в работе с собаками ориентироваться на внешнее поведение своих питомцев, проводя наблюдения в различной обстановке и в разное время.

а

б

Типы поведения собак: а – умеренно-возбудимый; б – малоподвижный, спокойный;

в

г

Типы поведения собак (продолжение): в – возбудимый; г – пассивно-трусливый

При неправильной дрессуре без учета темперамента, типа поведения и преобладающей реакции у собак могут возникнуть неврозы. Чаще всего нарушение условно-рефлекторной деятельности наблюдается в форме постепенно или быстро нарастающей вялости, угнетенного состояния, боязни дрессировщика или повышенной возбудимости, суетливости, хаотичности движений, нечеткого исполнения команд.

Кроме неправильного обращения с собакой во время дрессировки и нежелания дрессировщика учитывать ее психические особенности, причиной невроза может стать нечеткий график работы, слишком сильные внешние раздражители, отвлекающие собаку от выполнения упражнений, перенапряжение, монотонность занятий, поспешный переход от простых к сложным упражнениям, применение подряд двух противоречивых команд, например, «Фас!» и «Фу!».

Опасность развития неврозов заключается в том, что они протекают хронически, нарушения в высшей нервной деятельности проявляются стойко. Собаки неадекватно реагируют на внешние раздражители и неспособны к дрессировке.

Для того чтобы устранить возникший у животного невроз, следует временно прекратить занятия, дать собаке отдохнуть несколько дней, а в более тяжелых случаях даже недель или месяцев. Также, по совету ветеринара, возможно применение препаратов брома, кофеина и других медикаментов. После выздоровления собака втягивается в работу постепенно, дрессировщику необходимо следить за тем, чтобы вызвавшие у собаки заболевание раздражители не воздействовали на него во время дрессуры. Лучше всего помогает смена обстановки: переход на другой рабочий полигон, введение в отработку навыков новых помощников.

Начинающим собаководам рекомендуется обратиться за консультацией к опытному инструктору, чтобы исключить негативные моменты в поведении самого дрессировщика.

Для предупреждения неврозов следует учитывать особенности восприятия собаками раздражителей и факторов внешней среды. Некоторые из них, неучтенные дрессировщиком, могут сильно повлиять на работоспособность собаки. Так, например, жаркая или холодная погода снижает работоспособность животного, особенно при работе по следу.

Наиболее благоприятна для работы с собакой температура от 25 до –15 °С. При слишком холодной погоде собаку рекомендуется укрывать попоной, при жаркой давать ей больше отдыхать и пить. Приучать животное работать в условиях, отличающихся от тех, в которых оно выросло, следует лишь при полном усвоении навыка.

Еще одним немаловажным фактором внешней среды является ветер. Восприятие звуков снижается при попутном ветре и повышается при встречном. При работе по следу наиболее благоприятны встречное и попутное движение воздуха, ветер же сбоку сбивает собаку со следа.

Еще одна тонкость, которую следует учитывать – влажность почвы. При работе собаки с запахами влажные почва и воздух способствуют их сохранению, сухость же, наоборот, ослабляет запах следа. Снег почти не влияет на остроту запахов для животного, в отличие от сильно ослабляющего их дождя.

Следует помнить, что во время снегопада и дождя результативность работы животного снижается, собака хуже выполняет команды, дольше ищет след и работает менее активно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Основы воспитания и дрессировки собак | Настольная книга охотника-спортсмена. Книга вторая | Библиотека

 

 Понятие о воспитании и дрессировке

 

Под воспитанием и дрессировкой собак понимается приучение их выполнять какие-либо определенные действия по сигналам дрессировщика.

Научной основой методики воспитания и дрессировки собак является учение академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности (поведении) животных.

В свете этого учения воспитание и дрессировка представляют собой процесс выработки условных рефлексов или установление временных связей в коре больших полушарий головного мозга собаки.

Все действия собаки представляют собой сложные безусловные и условные рефлексы.

Безусловные рефлексы, иначе называемые инстинктами, являются врожденными. К ним у собаки относятся: ориентировочный, пищевой, оборонительный, половой, родительский и другие инстинкты.

Условные рефлексы также представляют собой сложные действия собаки, но в отличие or безусловных рефлексов они являются не врожденными, а приобретенными, т. е. выработанными собакой в процессе ее жизни.

Действия собаки, выработанные в процессе ее жизни и закрепленные многократными повторениями, называются навыками.

Навыки у собаки могут вырабатываться самостоятельно, без участия человека и с его участием.

Навык, выработанный у собаки в процессе дрессировки, принято называть приемом.

Следовательно, воспитание и дрессировка представляют собой выработку у собаки навыков или приемов.

Рефлексы проявляются у собаки при наличии соответствующих раздражителей.

Раздражителями называются любые воздействия внешней и внутренней среды организма»

которые вызывают у него ответное действие.

Раздражители подразделяются на безусловные и условные.

Безусловные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление безусловных рефлексов, или инстинктов. Так, например, каждый новый для собаки раздражитель — звук, запах или вид предмета — вызывает у нее проявление ориентировочного рефлекса в виде прислушивания, принюхивания или всматривания.

Раздражитель, физически воздействующий на организм собаки и приводящий к болевому ощущению, вызывает у нее проявление оборонительного рефлекса, т. е. действий, направленных к самозащите в активной форме (в виде нападения) или в пассивной (в спасании бегством).

Раздражитель внутренней сферы организма, например кровь, лишенная питательных веществ (голод), воздействуя на организм собаки, вызывает у нее проявление пищевого рефлекса.

Гормон, выделяемый половыми железами, вызывает проявление полового инстинкта и т. д.

Условные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление условных рефлексов (навыков), ранее выработанных ею в про-цессе своей жизни.

Условными раздражителями в процессе дрессировки будут являться различные сигналы дрессировщика, на которые у собаки вырабатываются навыки.

Чтобы выработать у собаки какой-либо навык (прием), необходимо сначала подать сигнал (условный раздражитель), затем безусловный раздражитель, который вызывает у собаки требуемое действие. Путем повторений у собаки вырабатывается сложный условный рефлекс — производить или прекращать какое-либо действие по одному сигналу (условному раздражителю).

Следовательно, воспитание и дрессировка основаны на образовании у собаки условных рефлексов.

Быстрота образования условных рефлексов зависит от ряда причин, главным образом от типа нервной системы, возраста, условий содержания и т. д.

В молодом возрасте, примерно от шести месяцев до двух лет, образование необходимых навыков у собаки проходит быстрее, чем в старшем возрасте.

Выработка навыков у собаки ускоряется, когда она содержится около человека, близко и часто общается с ним.

 

Способы отработки приемов

 

В дрессировке собак применяются четыре различных способа выработки навыков или отработки отдельных приемов: вкусопоощ-рительный, механический, контрастный и подражательный. Каждый из этих способов имеет свои положительные и свои отрицательные стороны.

Выбор того или другого способа зависит от ряда обстоятельств, как, например, от индивидуальных особенностей собаки, от приема, отрабатываемого у нее, и т. д.

Вкусопоощрительный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик использует только пищевые раздражители.

Например, дрессировщик должен выработать у собаки способом вкусопоощрения навык— подходить к нему по команде. Для этого он производит следующие действия* сначала подает сигнал-команду «ко мне» (условный раздражитель), затем показывает собаке пищу (условный пищевой раздражитель), чем побуждает ее приблизиться, и после ее подхода отдает ей показываемую ранее пищу, подкрепляя едой {безусловный пищевой раздражитель) желаемое действие. После нескольких повторений у собаки вырабатывается навык — подходить к дрессировщику по одному его сигналу-команде «ко мне».

Способ вкусопоощрения широко применяется при отработке различных приемов у молодых и взрослых собак.

Механический способ заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема у собаки сопровождает условный раздражитель безусловным механическим или болевым раздражителем.

Например, дрессировщик должен выработать у собаки механическим способом навык — садиться по сигналу. Для этого он производит следующие действия: вначале подает сигнал-команду: «сидеть» (условный раздражитель), затем производит давление рукой на круп собаки (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку сесть; давление на круп прекращают после посадки собаки.

Путем повторений вырабатывается и закрепляется навык, в результате чего собака по одной команде, не сопровождаемой давлением руки, начинает садиться.

Механический способ имеет ограниченное применение в дрессировке собак. У охотничьих собак этим способом отрабатывается только команда «нельзя».

Контрастный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик сопровождает условный раздражитель безусловным механическим раздражителем, побуждая собаку совершить требуемое действие; после этого он применяет безусловный пищевой раздражитель как средство поощрения собаки за выполнение сигнала.

Например, дрессировщик должен выработать у собаки контрастным способом навык — подход по команде. Для этого он подает команду «ко мне» (условный раздражитель), одновременно подтягивая собаку за поводок (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку подойти к нему. После подхода собака поощряется кусочком пищи (безусловный пищевой раздражитель). После нескольких таких повторений у собаки вырабатывается прочный навык подходить к дрессировщику по одной команде «ко мне» без подтягивания за поводок. При таком способе факторами, побуждающими собаку к выполнению какого-либо приема, являются два контрастных, противоположных по своему значению, раздражителя: механический (болевой) и пищевой.

В результате воздействия двух различных раздражителей у собаки быстро вырабатывается необходимый навык. Выработанный этим способом навык является наиболее прочным.

Контрастный способ — лучший из всех способов для отработки у собак целого ряда приемов. Поэтому способ этот особенно широко применяется при дрессировке охотничьих собак всех пород.

Подражательный способ. В поведении собак можно наблюдать инстинкт подражания, который проявляется в различных действиях, сходных с действиями другой собаки, производящей их на виду у первой.

Так, например, если одна собака с лаем набрасывается на человека, то и вторая собака, находящаяся невдалеке от первой, присоединяется к ней, подражая ее действиям.

Это свойство одной собаки подражать в своих действиях другой широко используется в натаске, нагонке и притравке охотничьих собак»

 

Раздражители, применяемые в дрессировке собак

 

Все раздражители, применяемые в дрессировке собак, подразделяются на условные и безусловные.

Условными раздражителями являются сигналы, подаваемые дрессировщиком собаке.

Сигналы служат основным средством для управления подготовленной собакой. Сигналы подразделяются на команды, жесты, подаваемые движением правой или левой руки, и звуки, производимые свистком или рогом.

Любой сигнал, подаваемый дрессировщиком собаке, превращается в условный раздражитель с момента начала выработки у нее на этот сигнал соответствующего навыка.

Все сигналы должны быть неизменяемыми. Измененный сигнал для собаки является новым, или безразличным, раздражителем и не вызовет у нее нужного действия.

Команды — это отдельные слова. Каждая команда состоит из строго определенного сочетания звуков и произносится всегда с четко выраженной интонацией.

В дрессировке собак применяются интонации ласки, приказания и угрозы.

Интонация ласки применяется при поощрении собаки после выполнения ею какой-либо команды. Для поощрения служит восклицание «хорошо», которое всегда произносится громко, протяжно и обязательно с интонацией ласки.

Интонация приказания применяется в командах, требующих от собаки какого-либо действия. Такие команды, как, например, «ко мне», «сидеть», «лежать», «подать», «дай», «место», должны подаваться коротко, четко, не громко и обязательно с интонацией приказания.

Интонация угрозы применяется в запрещающей команде «нельзя», а также в повторных командах.

Безусловные раздражители применяются в дрессировке при начальной отработке приема.

Они бывают двух видов: механические и пищевые. К механическим раздражителям относятся: давление руки дрессировщика на крестец или холку собаки, рывок за поводок и удар прутиком.

Сила физического раздражителя должна соответствовать росту, возрасту и характеру собаки.

К щенку, к молодой и взрослой робкой собаке применяются физические раздражители слабой силы. К взрослой, крупной и в особенности к злобной и упрямой собаке сила физического раздражителя должна увеличиваться.

Во всех случаях излишне сильный физический раздражитель может вызвать у собаки проявление оборонительного инстинкта, что сильно тормозит выработку у нее нужного навыка.

Пищевой раздражитель — это лакомство, т. е. пища, более охотно поедаемая собакой. Хорошим лакомством является мясо или баранки, порезанные небольшими кусочками.

Чтобы пищевой раздражитель более сильно воздействовал на собаку, ее дрессировку всегда необходимо проводить до кормления или спустя полтора-два часа после кормления.

 

Средства воздействия дрессировщика на собаку

 

При воспитании щенка, при дрессировке, натаске и использовании взрослой собаки на охоте дрессировщик в зависимости от различных обстоятельств применяет различные средства воздействия. К таким средствам относятся: поощрение, принуждение и запрещение.

Поощрение применяется как средство воздействия на собаку за выполнение ею сигнала дрессировщика.

Поощрением для собаки в зависимости от обстоятельств может служить восклицание «хорошо!», сглаживание рукой или дача кусочка лакомства. Для того чтобы восклицание «хорошо'» и сглаживание собаки превратить в условный раздражитель, необходимо восклицание и сглаживание подкреплять кусочком лакомства. После этого одно восклицание «хорошо!» или сглаживание будет воздействовать на собаку так же, как и дача ей лакомства.

Если собака действительно четко выполнила сигнал дрессировщика, надо поощрять ее щедро, не скупясь.

При правильном поощрении у собаки усиливаются привязанность и доверчивость к дрессировщику, что облегчает ее воспитание, дрессировку, натаску и использование на охоте.

Принуждение применяется как средство воздействия на собаку, когда она не выполняет сигнала дрессировщика, хотя на этот сигнал у нее имеется выработанный соответствующий навык. В зависимости от обстановки принуждением может быть рывок поводком или удар прутиком. Как правило, принуждение всегда применяется после повторной команды, поданной с угрожающей интонацией, в результате чего в последующем одна лишь команда, поданная с угрожающей интонацией, будет воздействовать на собаку так же, как и непосредственное принуждение.

В применении принуждения необходимо соблюдать осторожность. Излишне сильное принуждение воспитывает у собаки боязнь к дрессировщику и одновременно ослабляет ее привязанность к нему. Наоборот, уклонение дрессировщика от принуждения, а также слишком слабая сила принуждения воспитывают недисциплинированную, непослушную собаку.

Запрещение применяется как средство воздействия на собаку для прекращения любого ее действия, не желательного для дрессировщика. Для этого применяется команда «нельзя». Вначале эта команда сопровождается болевым раздражителем. В дальнейшем одна команда «нельзя» без подкрепления будет воздействовать на собаку так же, как и рывок за поводок или удар прутиком, в зависимости от того, чем подкреплялась эта команда раньше. Четкое выполнение команды «нельзя»— один из признаков дисциплинированности собаки.

 

Наиболее часто встречаемые ошибки при воспитании и дрессировке собак

 

Ошибки дрессировщика — это неправильные его действия при воспитании, дрессировке собаки, из-за чего у нее не вырабатывается нужный навык, а, наоборот, вырабатывается ненужный, нежелательный.

К ошибкам дрессировщика нужно отнести:

а) неправильное понятие о том, что собака способна понимать человеческую речь. В результате дрессировщик часто изменяет команды, на которые вырабатывает у собаки тот или иной новый навык. Так, например, команду «лежать» в одном случае он подает «лежать», в другом — «ложись», в третьем — «ляг» и т. д. Для собаки каждая измененная команда является новым звуковым раздражителем. Поэтому затрудняется выработка нужного навыка, а если он уже был выработан, то в таких случаях не проявляется.

б) нарушение основного правила в выработке условных рефлексов. Ошибка заключается в том, что условный раздражитель не предшествует безусловному раздражителю, а следует после него.

Например, дрессировщик сначала дает собаке рывок поводком, а затем команду «нельзя», в результате чего у собаки не вырабатывается навык прекращать свои действия по команде, которая при данном условии не может превратиться в условный раздражитель;

в) запаздывание с применением безусловного раздражителя. Эта ошибка состоит в том, что дрессировщик, отрабатывая у собаки какой-либо прием, вводит безусловный раздражитель спустя некоторое время после сигнала, в результате чего у собаки вырабатывается запаздывающий условный рефлекс.

Например, дрессировщик, приучая собаку садиться по команде, долго медлит с подкреплением ее безусловным раздражителем — давлением руки на круп собаки. В результате этого у собаки долго не вырабатывается нужный прием, а когда он будет выработан, то получается запаздывающим;

г) грубое обращение с собакой задерживает у нее выработку требуемых навыков, воспитывает у нее недоверчивость и боязнь к дрессировщику;

д) чрезмерная ласка и постоянная игра с собакой резко снижают послушание ее дома и на охоте.

Все указанные ошибки наиболее часто встречаются у молодых дрессировщиков. Каждый охотник-дрессировщик должен помнить, что только терпение, настойчивость и ласка при воспитании и дрессировке собаки обеспечат ему хорошего помощника на охоте.

 

 

piterhunt.ru

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ. Дрессировка служебных собак

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ

Использование собак для служебных целей невозможно без предварительной дрессировки.

Выработанные и закрепленные при дрессировке действия обеспечивают хорошее послушание (дисциплину) собаки и подготавливают ее к выполнению какой-либо службы: караульной, защитно-караульной, розыскной и др. В процессе дрессировки дрессировщик воздействует на поведение собаки и изменяет его в желаемом направлении. Поведение — это совокупность всех действий животного, благодаря которым организм приспосабливается к окружающей среде и удовлетворяет свои жизненные потребности в пище, в самозащите от различных неблагоприятных воздействий, в продолжении своего рода и т. д. Поведением выдрессированной собаки управляет дрессировщик, побуждающий собаку своими сигналами (командами и жестами) к совершению определенных действие (посадка, возвращение на место, охрана вещи, защита поста, розыск человека по следу). Поведение недрессированной собаки обусловливается только биологическими потребностями организма и воздействием окружающей среды. Чтобы успешно дрессировать собаку и воздействовать на ее поведение, нужно правильно оценивать свои действия в отношении собаки и хорошо разбираться в особенностях ее поведения. А для этого необходимо знать теоретические основы дрессировки.

Теоретические основы дрессировки базируются на учении великого русского физиолога И. П. Павлова (1849—1936 гг.) о высшей нервной деятельности.

Высшей нервной деятельностью академик Павлов называл работу больших полушарий головного мозга по установлению связи организма с окружающей средой. Развивая идеи «отца русской физиологии» И.М. Сеченова, Павлов разработал физиологический метод изучения деятельности больших полушарий головного мозга (метод условных рефлексов). Пользуясь этим методом, он доказал, что каким бы сложным ни казалось поведение животных, оно всегда имеет вполне определенную материальную причину и является результатом деятельности их нервной системы.

Учение Павлова о высшей нервной деятельности дает возможность разрабатывать научно обоснованную методику дрессировки собак. Отдельные дрессировщики бережно накапливали и хранили свой опыт дрессировки, но даже самые знающие из них допускали иногда грубые ошибки, приписывая собаке не свойственные ей качества.

Только исследования Павлова, его учеников и последователей позволили дать единственно правильное — материалистическое объяснение поведения собаки и других животных. Это значительно облегчило дрессировку. Только исходя из основного положения мичуринской биологической науки о том, что организм и необходимые для его жизни условия представляют единство, можно правильно понять поведение животных. Различные действия животных всегда являются ответом организма на воздействие окружающей среды или на определенные процессы, происходящие в самом организме. Всякое воздействие на организм, которое вызывает ответное действие со стороны последнего, называется раздражителем; ответное действие организма на раздражитель — реакцией.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Основы дрессировки собак — Тузик греет

Основные принципы

Дрессировка собак очень важна для полноценного развития вашего четвероногого друга. Представьте, что ваш ребенок не пойдет в школу, а будет предоставлен сам себе, и вы не будете с ним общаться. Интересно что получится в таком случае? Этот пример, как нельзя лучше иллюстрирует ситуацию с дрессировкой у собак. Воспитание, дрессировки и совместные прогулки — это основные способы общения с вашим меньшим другом. Занятия дрессировкой развивают мозг собаки, ее мышление и послушание своему хозяину, поэтому начинайте дрессировать щенка как можно раньше. Тем, у кого уже взрослая собака, также стоит начать дрессировать своего питомца. Если вы думаете, что это сложно и нудно, то вы ошибаетесь. Дрессировка — очень веселое и занимательное дело. Читайте дальше, и вы узнаете насколько это легко и весело.

Как заставить собаку выучить какое-нибудь действие? Очень просто — надо ее заинтересовать, а потом показать, что ей нужно сделать, чтобы получить вознаграждение.

Последовательность действий

Подзываете собаку радостным голосом. Показываете, что у вас есть для нее лакомство (Важно: собака должна быть голодной! Как показывает опыт, на голодный желудок они лучше соображают). Далее, уверенным голосом даете ей команду, например, "Сидеть!" и показываете жест рукой, обозначающий команду сидеть. Это очень важный момент — показывая ей жест, вы воздействуете не только на аудиальный канал восприятия собаки, но и на визуальный канал, который несет в 10 раз больше информации об окружающем мире. Обычно жест для команды "Сидеть!" — прямая ладонь, наподобие знака "стоп".

Не надейтесь, что ваш питомец выполнит команду с первого раза. Скорее всего, этого не произойдет. Он просто повернет голову на бок и недоуменно на вас уставиться:) Ему нужно объяснить, что выполнив действие, он получит вкусняшку.

Посадите его руками на пол, можно приблизить ладонь вплотную к морде, чтобы он начал пятиться назад и сел на попу. Потом похвалите и дайте вкусняшку.

Скорее всего, он ничего не поймет, а только обрадуется вознаграждению. Ничего страшного, повторите процедуру 2-3 раза.

Запомните последовательность действий:

  1. Команда уверенным голосом + жест рукой
  2. Принуждаете к выполнению
  3. Радушно хвалите
  4. Даете вознаграждение

Постарайтесь ничего не перепутать, а то эффект будет минимальным.

Очень важно!

В один день учите только одну команду! Не переходите к следующей команде, пока не научитесь делать предыдущую. Не пытайтесь научить всему и сразу. Выучили команду сидеть. Перешли к команде лежать. Выучили лежать. Выучили разницу между "Сидеть!" и "Лежать!". Перешли к команде "Служить!". Выучили "Служить!", потренировали "Сидеть!", "Лежать!", "Служить!", потом "Лежать!", "Служить!", "Сидеть!". Убедились, что собака запомнила разницу между командами и переходим к следующим командам!

Возьмите себе за правило не кормить собаку в перерывах между кормлениями. Если же вы все-таки хотите дать ей что-нибудь вкусненькое, то используйте эту возможность, чтобы подрессировать ее. Если у вас какое-то большое вознаграждение, постарайтесь разделить его на части.

Продолжительность тренировки

Не стоит затягивать занятия дрессировкой. Если видите, что у вашего друга уже рассеяное внимание, ему не интересно, или он уже устал, то занятие лучше прекратить. Среднее время занятий — 10-15 минут. Чем собака меньше и пассивней, тем занятия короче. Если уделять в день по 10 минут, то уже через месяц-полтора ваш питомец сможет показывать домашние представления.Не перекармливайте собаку во время дрессировки. У нее должен остаться здоровый аппетит после занятий, чтобы она хорошо покушала.

Основные команды

Существует несколько основных команд, которым совсем не сложно обучить собаку. Конечно, многое зависит от характера, темперамента и ума собаки, но эти команды сможет выучить любой пес.

Название команды Жест рукой
Лежать рука ладонью вниз
Сидеть ладонь перпендикулярно полу, как будто знак стоп
Служить зажмите пальцами вкусняшку, указательный палец вверх — держите как можно выше
Голос можно без жеста; не советуем вам обучать этой команде:)
Дай лапу протянутая ладонь к собаке

Конечно, вы можете придумать и свои жесты, но мы вам рекомендуем для начала потренироваться на наших. Они специально разработаны, чтобы помочь собаке научиться выполнять команды. Потом вы сможете научить своего питомца делать феноменальные вещи! Как, например, вот этот пес.

Твитнуть

tuzikgreet.ru

Основы воспитания и дрессировки собак

Понятие о воспитании и дрессировкеПод воспитанием и дрессировкой собак понимается приучение их выполнять какие-либо определенные действия по сигналам дрессировщика.Научной основой методики воспитания и дрессировки собак является учение академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности (поведении) животных.

В свете этого учения воспитание и дрессировка представляют собой процесс выработки условных рефлексов или установление временных связей в коре больших полушарий головного мозга собаки.

Фото: linkopros.ruВсе действия собаки представляют собой сложные безусловные и условные рефлексы.Безусловные рефлексы, иначе называемые инстинктами, являются врожденными. К ним у собаки относятся: ориентировочный, пищевой, оборонительный, половой, родительский и другие инстинкты.Условные рефлексы также представляют собой сложные действия собаки, но в отличие or безусловных рефлексов они являются не врожденными, а приобретенными, т. е. выработанными собакой в процессе ее жизни.Действия собаки, выработанные в процессе ее жизни и закрепленные многократными повторениями, называются навыками.Навыки у собаки могут вырабатываться самостоятельно, без участия человека и с его участием.Навык, выработанный у собаки в процессе дрессировки, принято называть приемом.Следовательно, воспитание и дрессировка представляют собой выработку у собаки навыков или приемов.Рефлексы проявляются у собаки при наличии соответствующих раздражителей. Раздражителями называются любые воздействия внешней и внутренней среды организма», которые вызывают у него ответное действие. Раздражители подразделяются на безусловные и условные.Безусловные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление безусловных рефлексов, или инстинктов. Так, например, каждый новый для собаки раздражитель — звук, запах или вид предмета — вызывает у нее проявление ориентировочного рефлекса в виде прислушивания, принюхивания или всматривания.Раздражитель, физически воздействующий на организм собаки и приводящий к болевому ощущению, вызывает у нее проявление оборонительного рефлекса, т. е. действий, направленных к самозащите в активной форме (в виде нападения) или в пассивной (в спасании бегством).Раздражитель внутренней сферы организма, например кровь, лишенная питательных веществ (голод), воздействуя на организм собаки, вызывает у нее проявление пищевого рефлекса.Гормон, выделяемый половыми железами, вызывает проявление полового инстинкта и т. д.Условные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление условных рефлексов (навыков), ранее выработанных ею в про-цессе своей жизни.Условными раздражителями в процессе дрессировки будут являться различные сигналы дрессировщика, на которые у собаки вырабатываются навыки.Чтобы выработать у собаки какой-либо навык (прием), необходимо сначала подать сигнал (условный раздражитель), затем безусловный раздражитель, который вызывает у собаки требуемое действие. Путем повторений у собаки вырабатывается сложный условный рефлекс — производить или прекращать какое-либо действие по одному сигналу (условному раздражителю).Следовательно, воспитание и дрессировка основаны на образовании у собаки условных рефлексов.Быстрота образования условных рефлексов зависит от ряда причин, главным образом от типа нервной системы, возраста, условий содержания и т. д.В молодом возрасте, примерно от шести месяцев до двух лет, образование необходимых навыков у собаки проходит быстрее, чем в старшем возрасте.Выработка навыков у собаки ускоряется, когда она содержится около человека, близко и часто общается с ним.Способы отработки приемовВ дрессировке собак применяются четыре различных способа выработки навыков или отработки отдельных приемов: вкусопоощрительный, механический, контрастный и подражательный. Каждый из этих способов имеет свои положительные и свои отрицательные стороны.Выбор того или другого способа зависит от ряда обстоятельств, как, например, от индивидуальных особенностей собаки, от приема, отрабатываемого у нее, и т. д.Вкусопоощрительный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик использует только пищевые раздражители.Например, дрессировщик должен выработать у собаки способом вкусопоощрения навык— подходить к нему по команде. Для этого он производит следующие действия* сначала подает сигнал-команду «ко мне» (условный раздражитель), затем показывает собаке пищу (условный пищевой раздражитель), чем побуждает ее приблизиться, и после ее подхода отдает ей показываемую ранее пищу, подкрепляя едой {безусловный пищевой раздражитель) желаемое действие. После нескольких повторений у собаки вырабатывается навык — подходить к дрессировщику по одному его сигналу-команде «ко мне».Способ вкусопоощрения широко применяется при отработке различных приемов у молодых и взрослых собак.Механический способ заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема у собаки сопровождает условный раздражитель безусловным механическим или болевым раздражителем.Например, дрессировщик должен выработать у собаки механическим способом навык — садиться по сигналу. Для этого он производит следующие действия: вначале подает сигнал-команду: «сидеть» (условный раздражитель), затем производит давление рукой на круп собаки (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку сесть; давление на круп прекращают после посадки собаки.Путем повторений вырабатывается и закрепляется навык, в результате чего собака по одной команде, не сопровождаемой давлением руки, начинает садиться.Механический способ имеет ограниченное применение в дрессировке собак. У охотничьих собак этим способом отрабатывается только команда «нельзя».Контрастный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик сопровождает условный раздражитель безусловным механическим раздражителем, побуждая собаку совершить требуемое действие; после этого он применяет безусловный пищевой раздражитель как средство поощрения собаки за выполнение сигнала.Например, дрессировщик должен выработать у собаки контрастным способом навык — подход по команде. Для этого он подает команду «ко мне» (условный раздражитель), одновременно подтягивая собаку за поводок (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку подойти к нему. После подхода собака поощряется кусочком пищи (безусловный пищевой раздражитель). После нескольких таких повторений у собаки вырабатывается прочный навык подходить к дрессировщику по одной команде «ко мне» без подтягивания за поводок. При таком способе факторами, побуждающими собаку к выполнению какого-либо приема, являются два контрастных, противоположных по своему значению, раздражителя: механический (болевой) и пищевой.В результате воздействия двух различных раздражителей у собаки быстро вырабатывается необходимый навык. Выработанный этим способом навык является наиболее прочным.Контрастный способ — лучший из всех способов для отработки у собак целого ряда приемов. Поэтому способ этот особенно широко применяется при дрессировке охотничьих собак всех пород.Подражательный способ. В поведении собак можно наблюдать инстинкт подражания, который проявляется в различных действиях, сходных с действиями другой собаки, производящей их на виду у первой.Так, например, если одна собака с лаем набрасывается на человека, то и вторая собака, находящаяся невдалеке от первой, присоединяется к ней, подражая ее действиям.Это свойство одной собаки подражать в своих действиях другой широко используется в натаске, нагонке и притравке охотничьих собак»Раздражители, применяемые в дрессировке собакВсе раздражители, применяемые в дрессировке собак, подразделяются на условные и безусловные.Условными раздражителями являются сигналы, подаваемые дрессировщиком собаке.Сигналы служат основным средством для управления подготовленной собакой. Сигналы подразделяются на команды, жесты, подаваемые движением правой или левой руки, и звуки, производимые свистком или рогом.Любой сигнал, подаваемый дрессировщиком собаке, превращается в условный раздражитель с момента начала выработки у нее на этот сигнал соответствующего навыка.Все сигналы должны быть неизменяемыми. Измененный сигнал для собаки является новым, или безразличным, раздражителем и не вызовет у нее нужного действия.Команды — это отдельные слова. Каждая команда состоит из строго определенного сочетания звуков и произносится всегда с четко выраженной интонацией.В дрессировке собак применяются интонации ласки, приказания и угрозы.Интонация ласки применяется при поощрении собаки после выполнения ею какой-либо команды. Для поощрения служит восклицание «хорошо», которое всегда произносится громко, протяжно и обязательно с интонацией ласки.Интонация приказания применяется в командах, требующих от собаки какого-либо действия. Такие команды, как, например, «ко мне», «сидеть», «лежать», «подать», «дай», «место», должны подаваться коротко, четко, не громко и обязательно с интонацией приказания.Интонация угрозы применяется в запрещающей команде «нельзя», а также в повторных командах.Безусловные раздражители применяются в дрессировке при начальной отработке приема.Они бывают двух видов: механические и пищевые. К механическим раздражителям относятся: давление руки дрессировщика на крестец или холку собаки, рывок за поводок и удар прутиком.Сила физического раздражителя должна соответствовать росту, возрасту и характеру собаки.К щенку, к молодой и взрослой робкой собаке применяются физические раздражители слабой силы. К взрослой, крупной и в особенности к злобной и упрямой собаке сила физического раздражителя должна увеличиваться.Во всех случаях излишне сильный физический раздражитель может вызвать у собаки проявление оборонительного инстинкта, что сильно тормозит выработку у нее нужного навыка.Пищевой раздражитель — это лакомство, т. е. пища, более охотно поедаемая собакой. Хорошим лакомством является мясо или баранки, порезанные небольшими кусочками.Чтобы пищевой раздражитель более сильно воздействовал на собаку, ее дрессировку всегда необходимо проводить до кормления или спустя полтора-два часа после кормления.Средства воздействия дрессировщика на собакуПри воспитании щенка, при дрессировке, натаске и использовании взрослой собаки на охоте дрессировщик в зависимости от различных обстоятельств применяет различные средства воздействия. К таким средствам относятся: поощрение, принуждение и запрещение.Поощрение применяется как средство воздействия на собаку за выполнение ею сигнала дрессировщика.Поощрением для собаки в зависимости от обстоятельств может служить восклицание «хорошо!», сглаживание рукой или дача кусочка лакомства. Для того чтобы восклицание «хорошо'» и сглаживание собаки превратить в условный раздражитель, необходимо восклицание и сглаживание подкреплять кусочком лакомства. После этого одно восклицание «хорошо!» или сглаживание будет воздействовать на собаку так же, как и дача ей лакомства.Если собака действительно четко выполнила сигнал дрессировщика, надо поощрять ее щедро, не скупясь.При правильном поощрении у собаки усиливаются привязанность и доверчивость к дрессировщику, что облегчает ее воспитание, дрессировку, натаску и использование на охоте.Принуждение применяется как средство воздействия на собаку, когда она не выполняет сигнала дрессировщика, хотя на этот сигнал у нее имеется выработанный соответствующий навык. В зависимости от обстановки принуждением может быть рывок поводком или удар прутиком. Как правило, принуждение всегда применяется после повторной команды, поданной с угрожающей интонацией, в результате чего в последующем одна лишь команда, поданная с угрожающей интонацией, будет воздействовать на собаку так же, как и непосредственное принуждение.В применении принуждения необходимо соблюдать осторожность. Излишне сильное принуждение воспитывает у собаки боязнь к дрессировщику и одновременно ослабляет ее привязанность к нему. Наоборот, уклонение дрессировщика от принуждения, а также слишком слабая сила принуждения воспитывают недисциплинированную, непослушную собаку.Запрещение применяется как средство воздействия на собаку для прекращения любого ее действия, не желательного для дрессировщика. Для этого применяется команда «нельзя». Вначале эта команда сопровождается болевым раздражителем. В дальнейшем одна команда «нельзя» без подкрепления будет воздействовать на собаку так же, как и рывок за поводок или удар прутиком, в зависимости от того, чем подкреплялась эта команда раньше. Четкое выполнение команды «нельзя»— один из признаков дисциплинированности собаки.Наиболее часто встречаемые ошибки при воспитании и дрессировке собакОшибки дрессировщика — это неправильные его действия при воспитании, дрессировке собаки, из-за чего у нее не вырабатывается нужный навык, а, наоборот, вырабатывается ненужный, нежелательный.К ошибкам дрессировщика нужно отнести:а) неправильное понятие о том, что собака способна понимать человеческую речь. В результате дрессировщик часто изменяет команды, на которые вырабатывает у собаки тот или иной новый навык. Так, например, команду «лежать» в одном случае он подает «лежать», в другом — «ложись», в третьем — «ляг» и т. д. Для собаки каждая измененная команда является новым звуковым раздражителем. Поэтому затрудняется выработка нужного навыка, а если он уже был выработан, то в таких случаях не проявляется.б) нарушение основного правила в выработке условных рефлексов. Ошибка заключается в том, что условный раздражитель не предшествует безусловному раздражителю, а следует после него.Например, дрессировщик сначала дает собаке рывок поводком, а затем команду «нельзя», в результате чего у собаки не вырабатывается навык прекращать свои действия по команде, которая при данном условии не может превратиться в условный раздражитель;в) запаздывание с применением безусловного раздражителя. Эта ошибка состоит в том, что дрессировщик, отрабатывая у собаки какой-либо прием, вводит безусловный раздражитель спустя некоторое время после сигнала, в результате чего у собаки вырабатывается запаздывающий условный рефлекс.Например, дрессировщик, приучая собаку садиться по команде, долго медлит с подкреплением ее безусловным раздражителем — давлением руки на круп собаки. В результате этого у собаки долго не вырабатывается нужный прием, а когда он будет выработан, то получается запаздывающим;г) грубое обращение с собакой задерживает у нее выработку требуемых навыков, воспитывает у нее недоверчивость и боязнь к дрессировщику;д) чрезмерная ласка и постоянная игра с собакой резко снижают послушание ее дома и на охоте.Все указанные ошибки наиболее часто встречаются у молодых дрессировщиков. Каждый охотник-дрессировщик должен помнить, что только терпение, настойчивость и ласка при воспитании и дрессировке собаки обеспечат ему хорошего помощника на охоте.По материалам: piterhunt.ru

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

handf.mirtesen.ru