Обыск собакой помещений и убежищ (основная команда «ищи»). Обыск местности собакой


Обыск местности (основная команда «ищи»). Техника дрессировки служебных собак

Обыск местности

(основная команда «ищи»)

Настоящий вид дрессировки относится к работе собаки по чутью, так как при обыске местности собака во всех затруднительных случаях использует аппарат обоняния, улавливая незначительный (недоступный для человека) запах в воздухе и на почве.

Еще в период занятий по курсу общей дрессировки, когда бросают аппортировочные предметы в разные стороны, собаку знакомят с общими элементами обыска, пока неорганизованного, так как у нее развивают лишь стремление к поиску. Чтобы добиться от собаки правильных действий по обыску местности, надо развивать у нее активный организованный поиск. Надо, чтобы по команде дрессировщика «ищи» собака с «усердием» обыскивала участок местности, передвигалась зигзагообразно, обнаруживала укрытые предметы, людей или затерявшихся животных, незнакомых собаке до обыска.

Собаку начинают дрессировать на обыск местности после того, как у нее в совершенстве отработан навык к аппортировке. Вначале собаку обучают таскать предметы, а затем по мере подготовленности — отыскивать человека и животных.

Почему не рекомендуется вводить упражнения по обыску местности до закрепления у собаки навыка аппортировки? Потому что собака, необученная аппортировке, не будет поднимать и приносить к хозяину обнаруженные на обыскиваемом участке вещи.

Условными раздражителями при обыске местности являются команда «ищи» и жест — выбрасывание руки в направлении поиска, безусловными — ориентировочные и пищевые рефлексы.

Навык отрабатывают в такой последовательности. Помощник, чтобы не оставить своего следа, с расстояния бросает На участок, который будет обыскиваться, три разные вещи, как бы в вершины трех углов. При таком разбрасывании предметов у собаки вырабатывается навык делать поиск по зигзагообразной линии. Дрессировщик следит за действиями помощника, запоминает те места, куда брошены предметы. Когда все предметы разбросаны, дрессировщик подводит собаку к одной стороне участка, сажает ее, снимает с нее поводок, произносит команду «ищи» и жестом правой руки посылает поочередно к каждому предмету.

Рис. 37. Первоначальная форма раскладки предметов на участке при обыске местности

Вначале собака не «понимает», что от нее требуют, не идет на поиск, и дрессировщику приходится настойчиво принуждать ее, бежать вместе с ней в направлении лежащих предметов. Когда собака, наткнувшись на лежащий предмет, схватывает его, дрессировщик подзывает ее к себе, отнимает принесенную ею вещь, ласкает, дает лакомство и вслед за этим немедленно посылает ее в другую сторону участка — ко второй вещи. Так приучают собаку к зигзагообразным пробегам по участку.

В тех случаях, когда собака, подойдя к лежащему предмету, не берет его, дрессировщик помогает ей командой «аппорт». Когда собака подносит обнаруженный предмет к дрессировщику, последний обязательно поощряет ее игрой и дачей лакомства. После ряда таких действий собака начинает активно производить поиск и приносить обнаруженные предметы.

Рис. 38. Приучение собаки к зигзагообразному обыску

В последующем, когда собака будет легко обнаруживать брошенный предмет, приносить его к дрессировщику и садиться перед ним, участок местности и количество брошенных предметов увеличивают.

Чтобы у собаки не вырабатывался нежелательный навык делать повороты сразу после нахождения предмета, дрессировщик иногда жестом руки показывает ей ложное направление, посылает в сторону, где нет вещи, а потом опять резко меняет направление жеста в сторону, где она лежит.

Постоянными упражнениями с посылом в любые стороны при помощи жеста у собаки вырабатывают самостоятельный активный и организованный поиск.

По мере закрепления активного и организованного (зигзагообразного) обыска работу собаки постепенно усложняют: разбрасываемые предметы разнообразят и маскируют. Дрессировщик постоянно наблюдает за собакой с середины обыскиваемого участка и управляет ею командами и жестами с расстояния. Участки для занятий выбирают с более сложной обстановкой и расстояния для поиска увеличивают до 150–200 метров.

Одновременно собаку приучают отыскивать человека. Делается это в таком порядке. Помощник, одетый в дрессировочный костюм, предварительно разбрасывает вещи и прячется на предназначенном для обыска участке. Дрессировщик приводит собаку на этот участок и подает команду «ищи», жестом посылает ее на обыск местности, сам идет серединой участка, управляя собакой с расстояния. В поисках вещей собака натыкается на спрятавшегося помощника, одетого в знакомый для нее дрессировочный костюм. Если помощник убегает, то дрессировщик пускает собаку на задержание; задержанного сопровождают к месту, откуда собака была пущена на обыск, и передают третьему лицу.

Кроме того, собаку приучают разыскивать человека или животное в ямах, убежищах и т. п.

Когда собака, отыскивая человека, действует недостаточно активно, помощник, одетый в дрессировочный костюм, выходит к ней, дразнит ее и убегает в кустарник, где быстро меняет направление и прячется. Дрессировщик немедленно командой «ищи» пускает собаку на поиски спрятавшегося помощника.

Такие упражнения следует повторять многократно, они предназначены только для развития у пассивной собаки навыка активного поиска постороннего человека, а также для закрепления навыка на команду «ищи».

Конечной целью упражнения является поиск без предварительного натравливания. Собака должна активно искать, «не зная» что и кого, и выполнять команду дрессировщика.

Участки местности постоянно меняют. Для совершенствования навыка по обыску местности занятия проводятся с наступлением темноты и в ночное время.

Собаку приучают лаять (давать голос) при обнаружении тяжелых вещей и домашних животных. Делается это так. Вещь, которую собака должна обнаружить, должна быть тяжелой или привязанной, собака, не будучи в состоянии поднять или оторвать ее, возбуждается и начинает лаять; это действие закрепляют дачей лакомства. Таким образом у собаки образуется условный рефлекс лаять, когда она не может поднять обнаруженную вещь или находит домашнее животное. На лай всегда приходит дрессировщик и поощряет собаку.

На протяжении всего периода обучения последовательно расширяют и усложняют задачу по обыску местности: меняют обстановку, используют различные метеорологические условия и т. п. с тем, чтобы совершенствовать отрабатываемый навык.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Обыск местности | Служебное собаководство

Упражнения по обыску местности выполняются в начале занятия, когда собака в бодром состоянии (лучше, если она будет полуголодной).

Подбирается ровный, знакомый собаке участок местности, покрытый растительностью, без отвлекающих раздражителей.

Ширина обыскиваемого участка местности на каждом занятии должна составлять около 50 метров, ветер всегда должен дуть навстречу собаке.

Помощник по указанию и под контролем дрессировщика, не заходя на участок, разбрасывает 5—7 предметов так, чтобы они составили треугольники и один от другого были на расстоянии не более 30—40 метров и не ближе 5 метров от края участка.

В целях экономии времени дрессировщик может сам разбрасывать пинцетом апортировочные предметы помощника из полиэтиленового пакета. Через 15—20 минут дрессировщик, выгуляв собаку, подходит к середине подветренной стороны участка и сажает ее у левой ноги.

Присоединив длинный поводок, кладет его на землю слева от себя и сзади собаки, по команде «Ищи» и жесту посылает ее на обыск участка местности вправо в направлении ближнего предмета и сам следует за ней, управляя поводком.

Как только собака обнаружит и поднимет предмет, дрессировщик подходит к ней, забирает предмет, поощряет ее лакомством и кладет предмет полиэтиленовый пакет. После этого командой и жестом левой руки посылает собаку влево в направлении второго предмета и следует за ней.

В том случае, если собака, обнаружив предмет, подходит к нему, но не поднимает, дрессировщик усаживает ее у этого предмета, поощряет лакомством и посылает в направлении второго предмета. Когда собака его найдет, дрессировщик поступает так же, как и при обнаружении первого предмета, и направляет к третьему. И так до конца выполнения упражнения.

Закончив упражнение, дрессировщик сажает собаку у левой ноги, собирает длинный поводок и выгуливает собаку. После 15—20-минутного отдыха упражнение можно повторить. Главная цель таких упражнений — выработка у собаки навыка заинтересованного, зигзагообразного поиска предметов.

После выработки у собаки первоначального навыка постепенно увеличивается длина участка (на 15—20 метров) и доводится до 100 метров при постоянной его ширине 50 метров. Помощник разбрасывает вещи с большими промежутками так, чтобы дрессировщику при движении с собакой можно было периодически направлять ее вправо и влево к точке, где нет вещи.

На каждом занятии количество таких «пустых углов» увеличивается, углы с вещью и «пустые» чередуются в различном порядке, чтобы у собаки не образовалась нежелательная связь на систему раскладки предметов. Параллельно с этим необходимо приучить собаку садиться с предметом у места его обнаружения.

Делается это так. Дрессировщик посылает собаку на обыск местности. Как только она найдет искомый предмет, по команде «Сидеть» он сажает ее у места, где обнаружен предмет. Затем подходит к ней, забирает вещь, кладет в полиэтиленовый пакет и поощряет собаку лакомством. Цель этого упражнения — приучить собаку самостоятельно, без дополнительной команды дрессировщика садиться с предметом у места его обнаружения.

guard-dog.ru

Обыск местности собакой | Специальная дрессировка

Дрессировщик, находясь в сторожевом посту и не обнаружив помощника, пускает собаку на обыск местности. При обнаружении помощника собака задерживает его и конвоирует, а при обнаружении следа преследует помощника по следу (см. сторожевую службу).Целью этого этапа является обучить собаку обыску различных помещений, нахождению спрятанных вещей и человека.

Предпосылкой к этому этапу работы является аппортировка и задержание скрывшегося помощника в помещении. Для этой цели выбирается какое-либо нежилое помещение (сарай, пустой дом и т. п.), дается соответствующая инструкция помощнику, который по указанию дрессировщика укладывает вещи.

В первое время вещи должны быть разложены так, чтобы собака быстро могла их обнаружить.После оставления вещей помощник уходит. Дрессировщик по команде и жесту пускает собаку на обыск помещения. При этом дрессировщик поступает лак же, как и в первом этапе, т. е. он ведет собаку к брошенной вещи, после нахождения поощряет собаку и т. д.В дальнейшем количество вещей увеличивается, последние разнообразятся и маскируются более тщательно (прячут в углы, в подполье, в землю и т. п.). После укладки вещей помощник остается в помещении.

Дрессировщик руководит собакой только командой «ищи!» и жестом. Затем производится обыск различных помещений: сараев, нежилых домов, чердаков, тоннелей и т. п. Дрессировка собаки по обыску помещений переносится на сумерки, а затем и на ночное время. При нахождении собакой тяжелых или подвешенных вещей дрессировщик вызывает у нее голос.В дальнейшем, когда собака заинтересованно будет обыскивать различные помещения в разное время суток, находить там вещи и человека, работа по обыску помещений производится в комплексе со следовой работой.

Технически это делается следующим образом: помощник при прокладке следа по пути заходит в различные помещения, оставляет там вещи и укрывается сам в каком-либо помещении. В первое время дрессировщик должен знать путь, по которому прошел помощник, и место его нахождения.Когда собака при преследовании помощника по следу приведет дрессировщика к помещению, он заставляет ее по команде и жесту обыскивать помещение.

Найденный  помощник конвоируется  в  ранее указанное место.Нужно отметить, что некоторые неопытные дрессировщики при обучении собаки данному приему допускают ряд ошибок.Не следует пускать собаку на обыск местности на поводке. Поводок задевает за кусты, пеньки и т. п., что задерживает движение собаки, причиняет ей боль, при повторении таких ошибок собака отказывается от работы.

Последние добавленные:

Самые ранние публикации:

sobaki.in.ua

Обыск собакой помещений и убежищ (основная команда «ищи»)

Выработку навыка обыска помещения проводят после обучения обыску местности. Первые упражнения отрабатывают в облегченных условиях. Как правило, для этой цели используют нежилые помещения: свободные овощехранилища, сараи подвалы и т.п.

Условным раздражителем остается знакомая для собаки команда «ищи», безусловным – борьба собаки с помощником и поощрение мясом за удачный поиск.

Занятия строятся так. Помощник входит в помещение которое предназначено для обыска собакой, в разных местах оставляет две–три принадлежащие ему вещи и уходит.

Дрессировщик подводит собаку к дверям помещения, освобождает ее от поводка и командой «ищи» посылает на поиск, следуя сам за нею. Вначале незнакомая обстановка подавляет смелость собаки, действия ее несколько затормаживаются. Дрессировщик подбадривает ее командой «ищи» и жестом руки посылает в направлении, где лежит одна из оставленных вещей.

Если собака, подойдя к лежащей вещи, самостоятельно возьмет ее и поднесет к дрессировщику, последний немедленно ласкает ее и дает лакомство; если собака не берет вещь, дрессировщик заставляет сделать это командой «аппорт», а потом снова дает команду «ищи» и жестом направляет ее на поиски остальных предметов. Так он поступает до тех пор, пока собака не обнаружит все предметы.

Постепенно собака свыкается с новой для нее обстановкой, более смело ведет себя в помещении и активно приступает к поиску, примерно так же, как и на открытой местности. По мере закрепления у собаки условного рефлекса на команду «ищи» при обыске помещений упражнения усложняют: увеличивают количество вещей, которые требуется отыскивать, тщательно прячут и маскируют их, дрессировщик меньше помогает собаке и руководит только с расстояния.

После того как собака научится самостоятельно отыскивать тщательно замаскированные предметы в нежилых зданиях днем, такие же занятия проводят несколько раз и в ночное время.

В дальнейшем собаку приучают отыскивать в помещениях спрятанных людей и домашних животных. Делается это так. Помощник, одетый в дрессировочный костюм, оставляет в помещении на видном месте принадлежащий ему предмет, отходит от него и в этом же помещении прячется, вначале на более видном для собаки месте; дрессировщик вместе с собакой входит в помещение и направляет ее к предмету, а потом к месту, где находится помощник. Собаке разрешают потрепать его костюм. Потом задержанного уводят из помещения и передают третьему лицу.

Когда собака обнаруживает в помещении животное и облаивает его, дрессировщик немедленно поощряет ее скармливанием лакомства.

После того как собака привыкнет смело входить в помещение и активно его обыскивать, ее приучают обыскивать подвалы, чердаки и другие убежища. Вначале дрессировку проводят в дневное время, а в последующем – и в ночное. Собак посылают на чердаки по чердачным лестницам; в первые дни собака идет с дрессировщиком, а потом ее посылают одну.

Дрессировка розыскных собак

Иногда сравнивают розыскных собак с охотничьими собаками и утверждают, что последние работают лучше, что они на расстоянии чуют зверя или птицу, тогда как розыскная собака сбивается даже с заданного ей направления. Но можно ли только по этому признаку говорить исчерпывающе о преимуществах обоняния у охотничьих собак перед розыскными? Острота обоняния у диких животных имеет исключительное значение в борьбе за существование: чем совершеннее органы обоняния, тем больше шансов найти пищу и уберечь себя от более сильного хищника. Этот врожденный инстинкт сохранился у охотничьих собак до сих пор. И не случайно к охотничьим породам собак предъявлялись и предъявляются те же требования, что и несколько веков назад.

Розыскные же собаки в полную меру используют обоняние для розыска по запаху постороннего человека, причем руководствуются искусственно созданным стимулом, и вполне, понятно, что такой побудитель не может быть таким же устойчивым, как инстинкт у охотничьих собак.

У охотничьих собак обоняние острое, но и примитивное: им не надо дифференцировать сложные запахи, тогда как розыскные собаки должны разбираться в очень сложных компонентах запахов.

В самом деле, надо ли охотничьей собаке разбираться в запахах зайцев, песцов и лисиц? Очевидно, нет. И охотник не понуждает ее к такой дифференцировке.

Совершенно иное дело, когда розыскная собака ищет человека по следу. В этом случае от нее требуют четко различать запахи. Она должна отыскать не вообще человека, а конкретное лицо.

Работа собаки по следу постороннего человека – крайне трудная задача. Собака должна уметь выбирать нужный запах среди многих других, встречающихся на пути. Нужно однако иметь в виду, что обоняние у одной и той же собаки не всегда бывает одинаковым. Если она могла легко различать тот или иной запах сегодня, то это может оказаться трудным для нее завтра.

Всегда необходимо учитывать условия окружающей среды, которые могут сделать поиск невозможным. Кроме этого, состояние организма собаки может сказаться на ее способности и остроте чутья.

Поэтому задача дрессировки состоит в том, чтобы развивать у розыскной собаки постоянное стремление к поиску и способность тонкой дифференцировки запахов.

Техника развития чутья у собаки направлена на то, чтобы использовать ее природную способность к поискам по запаху, оставленному человеком или животным на почве или на предметах. Для успешного проведения занятий на выработку соответствующих навыков в работе по чутью требуется создавать такую обстановку, которая заставляла бы собаку использовать свое тонко развитое обоняние в интересах человека.

Если дрессировщик в состоянии обеспечить такую обстановку, создать стимулы, которые непременно вызовут у собаки естественную потребность к поиску, то можно считать, что половина дела обеспечена.

У розыскных собак за период обучения отрабатывают следующие навыки:

– выборку чужих предметов;

– проработку чужого следа;

– выборку человека непосредственно со следа;

– выборку человека по запаху вещи;

– обыск местности и помещений.

studfiles.net

Обыск собакой помещений и убежищ (основная команда «ищи»)

Обыск собакой помещений и убежищ

(основная команда «ищи»)

Выработку навыка обыска помещения проводят после обучения обыску местности. Первые упражнения отрабатывают в облегченных условиях. Как правило, для этой цели используют нежилые помещения: свободные овощехранилища, сараи подвалы и т. п.

Условным раздражителем остается знакомая для собаки команда «ищи», безусловным — борьба собаки с помощником и поощрение мясом за удачный поиск.

Занятия строятся так. Помощник входит в помещение которое предназначено для обыска собакой, в разных местах оставляет две-три принадлежащие ему вещи и уходит.

Дрессировщик подводит собаку к дверям помещения, освобождает ее от поводка и командой «ищи» посылает на поиск, следуя сам за нею. Вначале незнакомая обстановка подавляет смелость собаки, действия ее несколько затормаживаются. Дрессировщик подбадривает ее командой «ищи» и жестом руки посылает в направлении, где лежит одна из оставленных вещей.

Если собака, подойдя к лежащей вещи, самостоятельно возьмет ее и поднесет к дрессировщику, последний немедленно ласкает ее и дает лакомство; если собака не берет вещь, дрессировщик заставляет сделать это командой «аппорт», а потом снова дает команду «ищи» и жестом направляет ее на поиски остальных предметов. Так он поступает до тех пор, пока собака не обнаружит все предметы.

Постепенно собака свыкается с новой для нее обстановкой, более смело ведет себя в помещении и активно приступает к поиску, примерно так же, как и на открытой местности. По мере закрепления у собаки условного рефлекса на команду «ищи» при обыске помещений упражнения усложняют: увеличивают количество вещей, которые требуется отыскивать, тщательно прячут и маскируют их, дрессировщик меньше помогает собаке и руководит только с расстояния.

После того как собака научится самостоятельно отыскивать тщательно замаскированные предметы в нежилых зданиях днем, такие же занятия проводят несколько раз и в ночное время.

В дальнейшем собаку приучают отыскивать в помещениях спрятанных людей и домашних животных. Делается это так. Помощник, одетый в дрессировочный костюм, оставляет в помещении на видном месте принадлежащий ему предмет, отходит от него и в этом же помещении прячется, вначале на более видном для собаки месте; дрессировщик вместе с собакой входит в помещение и направляет ее к предмету, а потом к месту, где находится помощник. Собаке разрешают потрепать его костюм. Потом задержанного уводят из помещения и передают третьему лицу.

Когда собака обнаруживает в помещении животное и облаивает его, дрессировщик немедленно поощряет ее скармливанием лакомства.

После того как собака привыкнет смело входить в помещение и активно его обыскивать, ее приучают обыскивать подвалы, чердаки и другие убежища. Вначале дрессировку проводят в дневное время, а в последующем — и в ночное. Собак посылают на чердаки по чердачным лестницам; в первые дни собака идет с дрессировщиком, а потом ее посылают одну.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Арасланов Ф.С.» Архив сайта » Приучение к обыску местности и помещений

Навык обыска местности и помещений необходим для выполнения служебных задач "по обнаружению человека, его предметов и запахового следа. Условные раздражители: основные — команда «Ищи» и жест — показ рукой в направлении поиска; вспомогательные — команды «Апорт», «Дай», «Сидеть», «Голос», «Фу». Безусловные раздражители: апортировочный предмет, помощник, лакомство. Навык вырабатывается на базе обонятельно-поисковой, активно оборонительной и пищевой реакций, а также навыка апортировки. Прием вводится в конце второго периода курса дрессировки розыскных, сторожевых собак, когда выработаны условные рефлексы поиска человека по запаховому следу, задержания помощника и отработаны следующие дополнительные упражнения к обыску местности и помещений. Приучение к движению в указанном жестом направлении. Для этого на каждом занятии целесообразно определять учебное место размером 50X80 метров, которое обозначается флажками или ветками (рис. 68). Во время выгуливания собаки дрессировщик подает команду «Гуляй» и жестом правой или левой руки посылает ее в нужном направлении и следует за ней, дав возможность дойти до границ участка, управляя длинным поводком. Ежедневное многократное повторение таких упражнений способствует быстрой выработке у собаки условного рефлекса зигзагообразного движения, а у дрессировщика — - умения ориентироваться и управлять собакой. Приучение к поиску небольших предметов в траве, кустах по запаху. Для этого изготовляются различные апортировочные предметы (по форме, качеству) размерами не более 5 — 10 сантиметров длиной и 1 — 2 сантиметра в диаметре и цветом, соответствующим фону местности. Упражнения выполняются так же, как и при апортировке, но бросанием предметов в места, маскирующие их и побуждающие собаку к обнаружению предметов с помощью обоняния. Рис 68. Обучение дрессировщика и приучение собаки двигаться зигзагообразно при обыске местности Приучение к последовательному поиску и подноске 3 — 4 предметов, брошенных в разные стороны от дрессировщика. Это упражнение можно отрабатывать 2 способами. Первый способ. Подбирается открытый участок местности с наличием растительного покрова. Дрессировщик с собакой двигается посередине участка, а помощник позади него на удалении 3 — 5 метров. По ходу движения помощник последовательно разбрасывает апортировочные предметы вправо и влево от дрессировщика. На первых 2 — 3 занятиях собака должна видеть полет этих предметов и посылаться за предметом сразу же после броска. На последующих занятиях вначале разбрасываются предметы помощником, дрессировщик наблюдает за ним и после выгуливания собаки производит апортировку брошенных предметов. Второй способ. Дрессировщик, находясь на месте, разбрасывает 3 — 4 предмета в разные стороны (в первое время на виду у собаки). Стоя в центре участка, поочередно посылает собаку на апортировку предметов. Апортировка предметов в различных помещениях, приучение собаки к обнаружению и облаиванию тяжелых, подвешенных и закопанных предметов. Это упражнение отрабатывается, как правило, в нежилых помещениях с различной степенью освещенности в следующей последовательности. Вначале дают собаке осмотреть помещение. Затем, возбудив собаку предметом, бросают его в помещение и сразу же посылают ее на апортировку. В последующем собаку посылают на поиск брошенного предмета после 1 — 2-минутной выдержки. Параллельно отрабатываются упражнения по приучению собак к облаиванию обнаруженных предметов. С этой целью их кладут на деревья и в другие места, недоступные для собаки, закапывают в землю, используют тяжелые предметы (набитые землей вещевые мешки и др.), которые неподъемны для собаки. При обнаружении собакой предмета дрессировщик подает команду «Голос» и за проявление лая поощряет лакомством. Постепенно надо добиваться, чтобы собака самостоятельно облаивала недоступные, неподъемные для нее предметы. Методика и техника дрессировки. Первый период. Задача: приучить собаку к зигзагообразному поиску предметов на участке местности 50ХЮО метров в облегченных условиях Требования, предъявляемые к условиям на первых занятиях. Упражнения выполняются в начале занятия, когда собака в бодром и полуголодном состоянии. Подбираются апортировочные предметы небольшие по форме, по цвету соответствующие фону местности и хорошо сохраняющие запах человека, на которые собака реагирует заинтересованно. На вещах должна соблюдаться чистота индивидуального запаха. Подбирается ровный, знакомый для собаки участок местности с наличием растительного покрова, без отвлекающих раздражителей. Ширина обыскиваемого участка местности на каждом занятии — около 50 метров, ветер — • навстречу собаке. Помощник по указанию и под контролем дрессировщика, не заходя на участок, разбрасывает 5 — 7 предметов так, чтобы они составили треугольники и один от другого были не далее чем в 30 — 40 метрах, и не ближе 5 метров от края участка. В целях экономии времени дрессировщик может сам разбрасывать пинцетом апортировочные предметы помощника, хранившиеся в полиэтиленовом пакете. Время от начала разбрасывания предметов до обыска местности — не менее 15 — 20 минут, чтобы запаховые частицы от искомой вещи распространились по участку, создавая благоприятные условия для их обнаружения собакой. Упражнение повторять на одном занятии не менее 2 — 3 раз. В целях активизации работы собаки рекомендуется на первых 2 — 3 занятиях к предметам прикреплять мелкие кусочки мяса, можно использовать полые предметы. За каждый обнаруженный предмет собака поощряется лакомством. Требования к подготовленности дрессировщика. В ходе занятий по отработке подготовительных упражнений первого периода дрессировщик должен научиться: хорошо ориентироваться на местности. С этой целью подбираются разнообразные по характеру (рельефу, растительности, размерам) участки местности, которые обозначаются дополнительными флажками (ветками) на расстоянии друг от друга до 15 метров. Дрессировщик по команде «Гуляй» и жестом посылает собаку в направлении этих флажков; умело, быстро разбрасывать вещи на участке местности, запоминать их местонахождение, чтобы направить собаку точно на предмет; умело управлять собакой командами и жестами, а при необходимости и поводком. Понимать поведение своей собаки, своевременно поощрять ее за найденную вещь. В первом периоде дрессировки отрабатываются следующие упражнения. Выработка первоначального условного рефлекса поиска 5 — 7 предметов на участке местности 50X80 метров. По заданию дрессировщика на избранном участке местности помощник разбрасывает предметы. Через 15 — 20 минут дрессировщик, выгуляв собаку, подходит к середине подветренной стороны участка и сажает ее у левой ноги. Присоединив длинный поводок, кладет его на землю слева от себя и позади собаки, по команде «Ищи» и жесту посылает собаку на обыск участка местности вправо в направлении ближнего предмета и следует за ней, управляя поводком. Как только собака обнаружит и поднимет предмет, дрессировщик подходит к ней, забирает предмет, поощряет ее лакомством и кладет предмет в полиэтиленовый пакет. После этого командой и жестом левой руки посылает собаку влево в направлении второго предмета и следует за ней. При обнаружении собакой второго предмета дрессировщик поступает так же, как у первого предмета и т. д. В том случае, если собака, обнаружив предмет, подходит и не поднимает его, то дрессировщик обязан посадить ее у этого предмета, поощрить лакомством и послать в направлении следующего предмета. При обнаружении второго предмета посадить ее, поощрить лакомством и направить к третьему и так до конца выполнения упражнения. Конечная цель таких упражнений — выработка у собаки условного рефлекса обозначения обнаруженного предмета. После выполнения упражнения дрессировщик сажает собаку у левой ноги, сматывает длинный поводок (сигнал окончания работы), выходит в район выгуливания и предоставляет собаке отдых. После 15 — 20-минутного отдыха упражнение повторяется. На одном 4-часовом занятии выполняются 2 — 3 упражнения. Главная цель таких упражнений — выработка у собаки рефлекса заинтересованного, зигзагообразного поиска предметов. После выработки у собаки первоначального условного рефлекса постепенно увеличивается длина осматриваемого участка и доводится к концу периода до 100 метров при постоянной его ширине 50 метров. Помощник разбрасывает вещи с большими промежутками так, чтобы дрессировщику при движении с собакой можно было периодически направлять собаку вправо и влево к точке, где нет вещи. На каждом занятии количество таких «пустых углов» увеличивается, углы с вещью и «пустые» делают в различном порядке, чтобы у собаки не образовалась нежелательная связь на систему раскладки предметов. Кроме того, целесообразно на занятиях использовать вещи, разнообразные по качеству, форме и цвету, близкие к личным вещам помощников. Приучение собаки садиться с предметом у места его обнаружения. Если первоначально в целях активизации поиска дрессировщик не всегда сажал собаку у места обнаруженного предмета, то в последующем надо приучить ее садиться с предметом у места его обнаружения. Делается это так. Дрессировщик посылает собаку на обыск местности. При обнаружении собакой вещи по команде «Сидеть» сажает ее около предмета. Затем подходит к ней, забирает вещь, кладет ее в полиэтиленовый пакет и поощряет собаку лакомством. Такой обыск местности повторяется по 2 — 3 раза на каждом занятии. Цель этого упражнения — собака должна самостоятельно, без дополнительной команды дрессировщика садиться с предметом у места его обнаружения. Осмотр различных по характеру участков местности, изменение количества разбрасываемых предметов, увеличение давности от начала разбрасывания до их поиска. У собак, как и у других животных, сильно развита территориальная ориентация (опознание знакомой местности, запахов, связанных с деятельностью человека, в том числе занятость территории другими животными и др.). Поэтому после выработки первоначального условного рефлекса поиска предметов на знакомой местности необходимо систематически менять места занятий, т. е. предметы разбрасывать на различных по характеру участках местности (открытых, закрытых, горных и т. п.). К концу первого периода собака должна: заинтересованно, активно и зигзагообразно производить обыск местности на участке 50X100 метров при управлении ею длинным поводком; самостоятельно обнаруживать запаховые предметы, поднимать их и садиться у места обнаружения. Второй период. Задачи: совершенствовать у собаки условный рефлекс поиска до навыка в среднеусложненных условиях; приучать к обозначению обнаруженных предметов; выработать условный рефлекс обыска помещений. Требования к подготовленности дрессировщика. Он должен: изучить особенности поведения своей собаки при обнаружении вещей и человека; овладеть техникой управления собакой как поводком, так и без поводка; уметь ориентироваться на сложной по рельефу местности, в помещениях; методически последовательно и технически правильно выполнять все упражнения с усложнениями второго периода. Упражнения выполнять с соблюдением следующих правил: условия окружающей среды усложнять постепенно и осторожно; упражнения повторять 3 — 4 раза в неделю, в различное время суток; за каждый обнаруженный предмет собаку поощрять поглаживанием и лакомством; умело сочетать обыск местности и помещений по известным и неизвестным для дрессировщика условиям; использовать личные вещи человека, строго соблюдать правила хранения вещей и соблюдения чистоты запахов; количество предметов и их местонахождение (на земле, деревьях, закопанных и т. д.) на каждом занятии изменять, добиваться, чтобы собака искала вещи не только «нижним», но и «верхним» чутьем. Усложнения, отрабатываемые во втором периоде. От занятия к занятию постепенно усложняется режим работы и упражнений, увеличиваются размеры осматриваемых участков по ширине до 100 метров и в длину 150 метров. В этих случаях участки делятся на два подучастка размерами 50X150 метров и осматриваются поочередно (рис. 69). При этом путь движения дрессировщика постепенно выпрямляется, он управляет собакой, двигаясь посередине участка, только обозначая направление своего движения за собакой. Параллельно усложняется характер местности, подбираются сложные участки с наличием кустарника, оврагов, деревьев. Упражнения проводятся в начале, середине, конце занятия, утром, днем, вечером и ночью. При переходе к обыску местности в новых условиях, особенно в первое время, работа собаки облегчается уменьшением количества вещей, «пустых» углов, размеров участка. По мере активизации работы собаки используются апорти-ровочные предметы различного качества (кожаные, металлические, пластмассовые, матерчатые и другие), небольших размеров и защитного цвета с учетом фона местности. Периодически обыск местности проводится по неизвестным для дрессировщика условиям, т. е. дрессировщик не знает о количестве разбрасываемых вещей и их местонахождении. При постановке задачи ему указывают только пределы осматриваемого участка. Это упражнение позволяет проверить степень подготовленности собаки, выявить возможные ошибки дрессировщика и приобрести навыки управления собакой в реальных условиях службы. Приучение к обыску помещений. Параллельно с обыском местности собак приучают к обыску различных помещений. Этому должны предшествовать подготовительные упражнения: ознакомление с помещениями и постепенное приучение собак к безразличному отношению к раздражителям, встречающимся в процессе выполнения приемов общей дрессировки внутри помещения и особенно при апортировке своих и «чужих» вещей в различное время суток; приучение спокойно передвигаться в помещении, подниматься на чердаки, спускаться в подвалы; приучение к задержанию помощника, убегающего в помещение. После отработки этих упражнений собаку приучают к обыску помещений в целях обнаружения запаховых предметов, а затем и человека. Это делается так. Помощник, не заходя в помещение, разбрасывает 2 — 3 предмета. Через 10 — 15 минут, выгуляв собаку, дрессировщик пускает собаку на обыск помещения, Рис. 69. Разбрасывание предметов с образованием пустых углов Рис. 70. Последовательный обыск больших участков местности управляя ею командами. Когда собака обнаружит предмет, дрессировщик поощряет ее лакомством. Затем жестом и командой «Ищи» направляет в сторону другого предмета. В последующем вещи прячут, подвешивают. Для активизации работы собаки целесообразно на первых занятиях к вещам помощника прикреплять кусочки мяса. Периодически следует проводить обыски помещений по неизвестным для дрессировщика условиям. Параллельно с поиском вещей собаку приучают к обнаружению спрятавшегося помощника. По мере выработки условного рефлекса вводятся следующие усложнения: растет число осматриваемых помещений и изменяется их характер, а также количество закладываемых вещей, их качество, форма и размеры; увеличивается время от начала до пуска собаки на обыск помещений до 2 часов. Приучение собаки обозначать обнаруженные вещи, не трогая их. В соответствии с требованиями служебных инструкций собака, не трогая обнаруженный предмет, должна садиться около него или облаивать. Это место дрессировщик обозначает флажками (ветками), о результатах осмотра докладывает руководителю занятия. На первых занятиях целесообразно на участке местности, в помещениях раскладывать тяжелые предметы (вещевые мешки с опилками), подвешивать или закапывать их. При обнаружении собакой вещи дрессировщик по команде «Сидеть» сажает собаку около нее или командой «Голос» вызывает проявление лая, после чего поощряет собаку лакомством. В последующем разбрасываются разнообразные вещи и при их обнаружении дрессировщик командой «Сидеть» предупреждает попытку собаки схватить предмет, при необходимости подает команду «Фу». Надо добиваться, чтобы собака самостоятельно садилась у обнаруженного предмета, а при отсутствии дрессировщика подавала голос. К концу второго периода дрессировки собака должна: активно и заинтересованно производить зигзагообразный поиск предметов на участке местности размером 100X150 метров и в различных помещениях как на длинном поводке, так и без поводка; самостоятельно обозначать обнаруженные предметы, сидя около них или голосом. Третий период. Задача: совершенствовать у собаки навык обыска местности и помещений в комплексе с другими специальными навыками в условиях, близких к требованиям службы. В этом периоде необходимо соблюдать следующие правила: занятия проводить в разное время суток (не менее 30 % в ночное время) в комплексе с работой по запаховому следу и сторожев-кой на различных участках местности; обыскивать местность и помещение по неизвестным для дрессировщика условиям и лишь периодически по известным; на каждом занятии создавать сложную обстановку, требующую от дрессировщика смекалки и творчества; проработку каждого запахового следа заканчивать обыском местности в районе задержания помощника. Усложнения, отрабатываемые в третьем периоде. В заключительном периоде дрессировки совершенствование навыка обыска местности и помещений продолжается в условиях, приближенных к требованиям службы. В начале периода осматривают (обыскивают) участок 150X200 метров. Этот участок разбивают на 3 подучастка размерами по 50X200 метров и осматривают поочередно. Затем размеры увеличиваются до 200X200 метров (рис. 70). При осмотре больших участков дрессировщики должны соблюдать следующую последовательность — вначале осматривать средние участки (№ 2, 3), затем крайние (№ 4, 1). Это объясняется тем, что выброшенные или спрятанные предметы (оружие, документы и др.) злоумышленника вероятнее всего будут находиться на ближних (средних) от места задержания участках. К тому же вероятность обнаружения собакой предметов больше, пока она не утомлена и поиск будет вести активнее. При обыске местности следует учесть, что границы осматриваемого участка весьма условны. Возможны переходы за пределы Рис. 71 Обыск местности c последующей проработкой следа

намеченного участка. Поэтому дрессировщик должен внимательно следить за ориентирами на границах подучастков. В дальнейшем упражнения отрабатываются в комплексе с другими специальными приемами. На указанном участке маетности (в помещении) помощник,- не заходя на участок, разбрасывает 4 — 5 предметов и прячется в укрытии в конце участка. В этом случае вначале производится обыск местности для обнаружения вещей, а затем обыск продолжается до обнаружения и задержания помощника. В последующем помощник должен тщательнее маскироваться на дереве, в кустах, под хворостом и т. п. Обыск местности с последующей проработкой запахового следа и после проработки следа в районе задержания помощника проводится так. Помощник разбрасывает на участке 4 — 5 предметов, затем заходит на край участка и прокладывает запаховый след в соответствии с заданием. В этом случае дрессировщик по истечении необходимой давности производит обыск местности в целях обнаружения предметов. После обнаружения и обозначения всех вещей прорабатывает запаховый след помощника до его задержания (рис. 71). В последующем после каждого проработанного залахового следа и 5 — -10-минутного отдыха собаку пускают на обыск местности или помещения в районе задержания помощника для обнаружения выброшенных, закопанных или подвешенных вещей (документов, оружия и т. д.). Размеры осматриваемого участка должны быть не менее 200X200 метров. Дрессировщик разбивает по ориентирам указанный участок на 4 подучастка размерами по 50X200 метров и поочередно их осматривает с учетом направления ветра (рис. 72). Обыск местности в комплексе со сторожевкой. Для этого через намеченную дозорную тропу прокладывается запаховый след. В конечном пункте разбрасываются предметы. Помощник

Рис. 72.Обыск местности в районе задержания помощника прячется в укрытии. По истечении намеченной давности следа дрессировщик с собакой выполняет сторожевку в движении и, обнаружив запаховый след, прорабатывает его, задерживает помощника. Затем, отконвоировав его в сторону, производит обыск местности в целях обнаружения брошенных предметов. Осмотр местности вдоль линии следа (маршрута движения задержанного). В практике службы нередко приходится осматривать местность вдоль линии следа злоумышленника в целях обнаружения возможно выброшенных им предметов. Для этого помощник, двигаясь по указанному маршруту, разбрасывает вещи вправо и влево от себя. Через определенное время дрессировщик пускает собаку на обыск местности вдоль линии следа, зигзагообразно пересекая запаховый след помощника. Можно производить одновременный осмотр двумя собаками, двигаясь по обе стороны линии запахового следа. После третьего периода собака должна: активно, организованно и зигзагообразно производить обыск местности на участке 200X200 метров как на поводке, так и без поводка; смело заходить в различные помещения, активно и заинтересованно производить их обыск как в присутствии, так и в отсутствии дрессировщика; самостоятельно обозначать обнаруженные предметы через 4 часа после их разбрасывания, не прикасаясь к ним, а также смело вести борьбу с помощником; обнаруживать запаховые следы давностью до 2 часов. Возможные ошибки дрессировщика и их последствия: 1. Разбрасывание предметов помощником, двигающимся только с одной стороны участка, в результате предметы оказываются близко один к другому. 2. Проведение занятий на однообразной местности, в одно и то же время вырабатывают привычку к работе только в определенных условиях. 3. Использование однообразных предметов приводит к тому, что собака может не обнаружить предметы других качеств. 4. При расположении помощников за одинаковыми местными предметами собака привыкает искать помощника только в определенных местах. 5. Частое управление собакой без поводка, в результате у собаки снижаются дисциплинированность, организованность поиска.

araslanov.chernish.ru

Обыск местности. Юный дрессировщик

Обыск местности

Этот прием тоже относится к работе по чутью. В результате вашей работы с собакой над приемом «обыск местности» у собаки должен образоваться навык обыскивать участок в 75-100 квадратных метров.

Собака должна уметь находить вещи, спрятанные в высокой траве, в кустарнике, за деревьями. При этом поиск должен производиться так, чтобы весь обыскиваемый участок был «пронюхан» собакой. Найденные вещи собака должна принести дрессировщику.

Выбрав небольшой открытый участок, где ничто не будет отвлекать собаку, следует привязать ее. А самому, взяв приготовленные на этот случай свои вещи (три мягкие тряпочные колбаски или две рукавицы и тряпку, связанную узлом), начинать удаляться от собаки крадущейся походкой, чтобы заинтересовать собаку вашим поведением и заставить следить за вами. Вещи нужно раскладывать в шахматном порядке: одну с правой стороны, другую чуть дальше слева, а третью в конце участка. Затем, вернувшись к собаке, которая сгорает от нетерпения и любопытства, дайте ей понюхать вашу ладонь, отпустив на длинный поводок (метров 6–8), подайте команду «ищи!».

Движением собаки нужно руководить, направляя ее командами и жестами то вправо, то влево. Когда собака нашла вещь (а на первых занятиях их и прятать не нужно, пусть лежат на виду), вы поощряете собаку и без промедления посылаете дальше. С поводка собаку отпускать нельзя до тех пор, пока она не научится ходить по указанному вами направлению — обыскивать участок зигзагами. На первых порах она очень взволнована, неясно представляет себе, что вы от нее хотите, горячась, стремится бежать прямо к концу участка, поэтому с помощью поводка легче правильно отработать этот прием. Обычно при таком способе интерес к поиску у собаки будет огромный, и уже на втором занятии можно прятать вещи так, чтобы собака не видела, куда вы их кладете.

Когда можно будет посылать собаку без поводка, следите внимательно, чтобы она в поиске следовала указанному вами направлению и вещи сразу же приносила вам. Провожать собаку сначала можно почти до границ участка, а затем все меньше, и наконец ваш путь будет лежать посередине участка с легкими отклонениями в сторону. Вещи нужно класть разные, в количестве четырех-пяти штук. Участки, на которых производится обыск, должны меняться.

Когда обыск местности и нахождение вещей собака производит с интересом и довольно толково, нужно приступить к обыску на чужие вещи. Теперь вещи на участке разбрасывает помощник. На первых занятиях участок, на котором производится обыск с чужими вещами, должен быть небольшим. Дав обнюхать вещь вашего помощника и отпустив собаку на поиск, вы снова помогаете ей, провожая и следуя за собакой. Помощник может разбрасывать вещи, идя посередине участка, то направо, то налево, а может разбросать их, не заходя на участок, пройдя за границами его.

Иногда можно на участке спрятать нарушителя. Собака должна найти его и облаять, а при попытке напасть или убежать — задержать. Этого по теперешним нормативам при сдаче экзаменов не требуется, но в жизни такая выучка может пригодиться.

На одном и том же занятии прием обыска местности повторять несколько раз не следует. Для того чтобы поиск всегда доставлял удовлетворение собаке, вещи нужно класть в разных местах, но в конце участка собака должна всегда находить вещь. После того как обыск местности с чужими вещами собака делает хорошо, вы можете произвести прием уже вслепую. Для этого вы просите помощника разбросать четыре-пять различных предметов (кепку, ботинок, носовой платок, записную книжку и другое) на участке, который находится не в вашем поле зрения. Затем, придя на участок с собакой и осведомившись о границах участка, вы пускаете собаку на поиск и производите его как можно тщательнее, стараясь при этом не снижать темпа работы и следя, чтобы собака не отвлекалась. Когда такой обыск собака производит с интересом, быстро и хорошо находит вещи, отработку приема можно считать законченной. Но тренировку в поиске забрасывать не следует, тем более, что в жизни вам этот прием может очень пригодиться.

Летом, собирая на полянке ягоды, вы где-то обронили головной платок, пустили собаку — и она быстро с большой радостью нашла его вам. В лесу, срезая гриб, вы оставили ножик, а потом хватились его. Знаете, что он где-то недалеко, но попробуй в лесу найти. Тут опять ваш товарищ сослужит вам службу. Невелики подобные потери, но услуга собаки всегда приятна вашему сердцу.

Я часто, собирая грибы, оставляю полную корзинку, чтобы не было тяжело носить. Обегаешь последние заветные места, закрутишься и забудешь, где корзина. «А ну, Акбар, покажи, ищи». — И он уверенно, с оттенком снисхождения ведет меня к ней. А уже сколько забытых детьми вещей он принес с речки! Уйму!

Бывает, что этот прием понадобится и в более серьезном деле. Был такой случай с одним нашим собаководом. Делая обход парка со своей прекрасно отдрессированной овчаркой Финалом, он заметил, что собака беспокоится, рвется с поводка, нюхает воздух. Он отстегнул поводок, и Финал быстро скрылся в зарослях кустарника. Вишнякову не хотелось лезть в глубокий снег, но вскоре ему пришлось отправиться вслед за собакой, так как Финал, вернувшись, теребил хозяина и звал за собой. Подбежав к кустам, пес залаял — там лежал замерзающий человек. Время было очень позднее, мороз сильный, и, если бы Финал его не обнаружил, человек, наверно, бы погиб.

Другой случай был с собакой Фарсом, кстати сказать, сыном Финала. Фарс патрулировал со своей хозяйкой вдоль речки Смоленки на Васильевском острове. На трамвайном кольце произошел скандал, пытались задержать вора. Время было очень позднее, народу было совсем мало, и ему удалось бежать. Милиционер преследовал вора, а тот удрал на кладбище. Там преследование было весьма затруднительно. Товарищ Лях со своей собакой подоспела, когда вор уже был на кладбище. Фарса спустили, дали команду «ищи». Псу немало пришлось побегать в поисках нарушителя. Но Фарс его все-таки нашел, — преступник спрятался в склепе. Затем следовал обычный конвой до отделения милиции, куда Фарс доставил не одного преступника. Вещи были также возвращены владельцам. Такой, с виду безобидный, прием может сослужить людям хорошую службу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru