Обучение собаки защите хозяина. Обучение охране собак


Как дрессировать собаку на охрану?

Все, кто заводят собаку достаточно больших размеров, надеются, что из этой собаки вырастет надежный охранник. Да, действительно, некоторые породы были выведены именно для того, чтобы бороться со злоумышленниками, как служебные породы собак. У них на генетическом уровне заложен инстинкт борьбы; это – немецкие овчарки, ризеншнауцеры, ротвейлеры.

Человек, воспитывающий собаку другой породы, часто задается вопросом – как дрессировать собаку на охрану? Это вполне естественно, ведь любое животное надо учить, и учить кусаться – тоже сложное дело.

Чтобы сделать из своего питомца надежного охранника, лучше всего записаться в группу, которая изучает этот курс, и там - поэтапно, при помощи дрессировщика - освоить эту науку.

Занятия ведутся по следующей схеме: владельцы собак со своими питомцами на поводках выстраиваются в круг, затем фигурант (то есть помощник дрессировщика) начинает внутри круга обходить всех собак, размахивая при этом тряпкой перед мордами.

Хозяева, подбадривая своих питомцев командой «чужой», удерживают их на коротком поводке, как будто не пуская. Следующим этапом фигурант работает по несколько секунд с каждой собакой: по-прежнему в круге, давая ей потрепать один конец тряпки.

Не все собаки делают это на первом занятии: некоторые не поймут, что от них надо, другие немного робеют, – это не страшно, ведь это в первый раз, поэтому хорошо, если на первом занятии в круге будет находиться опытный пес, на примере которого другие смогут научиться.

В течение нескольких недель отрабатывается дрессировка собак на охрану и приемы нападения; задания усложняются. Когда все собаки будут уверенно и яростно нападать на тряпку и рукав, предстоит новое задание: животных по одному привязывают к крепкой опоре, хозяин при этом не отходит от собаки, а стоит около нее. Теперь происходит то же самое, только пес - один, без поддержки шумной компании, и с этим тоже надо свыкнуться. Затем хозяин отходит на шаг вперед, и фигурант делает вид, что нападает на человека, а тот в это время дает собаке команду «взять!» - вот здесь животное понимает, что фигурант - не просто задиристый прохожий, а злоумышленник, желающий причинить вред хозяину, и теперь собака злится по- настоящему.

Теперь обучение пойдет вперед, и можно уже приглашать разных людей, которые будут вести нападение, менять места и проигрывать реальные ситуации, чтобы собака знала, что угроза может прийти внезапно.

www.8lap.ru

Охрана вещи. Специальная дрессировка собак

Собаку обучают сторожить вещь дрессировщика длительное время. Условным раздражителем является команда «Охраняй!». Вспомогательные условные раздражители — команды «Лежать!», «Место!», «Фу!» и восклицание «Хорошо!». Безусловные раздражители — удар прутом, жгутом, предметы, интересующие собаку, лакомство.

Собака уже должна уметь лежать в указанном месте более продолжительное время и возвращаться на место. У собаки должны быть выработаны злобность и недоверие к незнакомым людям.

Для занятий подбирают такое место, чтобы можно было посадить собаку на цепь и чтобы отсутствовали отвлекающие ее внимание раздражители. Невдалеке должно находиться укрытие для помощника. На первых занятиях надо положить вещь, хорошо знакомую собаке (апортировочный предмет, скрученный длинный поводок, одежду дрессировщика, рюкзак или др.). Привязав собаку к поводку, дрессировщик командой «Лежать!» укладывает собаку, возле ее передних лап кладет вещь так, чтобы собака могла до нее достать. Дрессировщик дает команду «Охраняй!» и остается рядом с собакой. После этого из укрытия выходит помощник и несколько раз спокойно проходит мимо собаки в разных направлениях. Если собака сразу начнет лаять и кидаться на проходящего помощника, дрессировщик произносит команды «Место!» и «Лежать!». Если собака спокойно лежит рядом с вещью, помощник подходит и пытается взять вещь. Желая привлечь внимание собаки, помощник рукой, проволокой или заранее привязанной к вещи веревочкой шевелит перед самой мордой собаки вещь, а затем тянет ее к себе. Дрессировщик произносит команду «Охраняй!». Если собака кидается на помощника, дрессировщик поощряет ее возгласом «Хорошо!» и поглаживанием. В это время помощник убегает и прячется в укрытие. Как только собака успокаивается, помощник появляется вновь и упражнение повторяется. Если требуется, чтобы собака была злее, помощник, беря вещь левой рукой, правой наносит собаке удар прутом или жгутом.

Чтобы приучить собаку охранять оставленную вещь более продолжительное время (10–20 минут), дрессировщик пристегивает собаке длинный поводок и, произнеся команды «Охраняй!», «Место!», возвращается на 3–4 шага назад. Если собака делает попытку отодвинуться от вещи или бежать за помощником, дрессировщик дает команду «Место!» и рывком поводка возвращает ее к охраняемой вещи. Чтобы собака привыкла самостоятельно охранять оставленное, дрессировщик каждый раз должен все дальше удаляться от собаки и в конце концов прятаться в укрытии. Если собака пытается бежать вслед за ним, надо скомандовать «Место!». Собаку, хорошо выполняющую задание, дрессировщик поощряет возгласом «Хорошо!» и лакомством.

Позже предлагают более сложные задания. Помощник, стараясь обратить внимание собаки, ласково обращается с ней, дает лакомства. Предлагает (держа в левой руке) лакомство или бросает его собаке в ту сторону, где лежит вещь, а правой делает попытку взять эту вещь. Если собака отодвигается от охраняемой вещи и пытается схватить кусочек пищи, помощник, взяв вещь, слегка ударяет собаку и убегает. В это время дрессировщик командует «фас!», поощряя собаку нападать. При попытке собаки взять брошенный кусочек пищи дрессировщик восклицает «Фу!». Когда собака уже надежно охраняет знакомую вещь, ей дают охранять каждый раз новые веши, различной формы и размера. Дрессировщику должны помогать два помощника, не знакомые собаке. Они становятся по обе стороны от собаки и затем, прогуливаясь, поочередно пытаются взять вещь.

Навык считается усвоенным и закрепленным, если собака длительное время (больше 20 минут) охраняет вещь, не отходя от нее, не берет брошенного корма и не кидается на спокойно подходящего помощника.

Возможные ошибки дрессировщика:

1. Вызывают слишком сильную злость при охране вещи. Собака чрезмерно агрессивна, начинает кидаться на проходящего помощника, отходит от охраняемой вещи.

2. Дрессировщик слишком рано оставляет собаку, когда навык охраны еще не совсем усвоен. Это стимулирует собаку идти вслед за дрессировщиком.

3. Дрессировщик слишком часто повторяет команду «Фу!» в то время, когда помощник предлагает собаке лакомство. Собака будет охранять вещь уже не так активно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Охрана вещи, обучение собаки охране вещи, отработка охраны на расстоянии, команда место, работа поводке, дрессировка собаки

На начальном этапе обучения охране вещи собака должна усвоить следующее:- ее лапы должны находиться в корзине, при этом собака находится на длинном поводке перед дрессировщиком;- собака должна все время поворачиваться в ту сторону, куда перемещается инструктор, в то время как инструктор возбуждает собаку;- собака должна уметь терпеливо наблюдать за инструктором, который останавливается в метре и ближе до вещи;- собака должна схватить отступающего назад инструктора, а затем снова поставить передние лапы в корзину.

После этого переходят к следующему этапу обучения: дрессировщик отходит от собаки и работает с ней на расстоянии, затем прячется от нее.

Отработка охраны вещи на расстоянии. До этого момента, на подготовительном этапе обучения, дрессировщик тесно контактировал с собакой и прикасался к вещи, чтобы подергиванием привлечь ее внимание к предмету и дать ей возможность понять суть занятия. Теперь дрессировщик должен отойти от собаки с вещью и встать примерно в 5 м, удерживая собаку за поводок.

Место. В данном случае прием "Место!" подразумевает умение собаки поставить передние лапы в корзину по команде "Место" или "Не двигаться!" и в таком положении перемещаться. В первый раз рекомендуется расположить собаку так, чтобы дрессировщик и инструктор были одновременно в ее поле зрения. Таким образом, собака не теряет бдительности по отношению к инструктору, в то же время, внимательно следит за указаниями дрессировщика. После того, как собака в течение какого-то времени будет занимать правильное положение относительно корзины, дрессировщик подходит к ней. Это упражнение повторяют много раз, воздействуя на собаку подергиванием поводка, что напоминает ей о том, как она должна занимать место. Исходя из своего опыта, я не рекомендую отрабатывать прием "Место" без инструктора, потому что собака теряет бдительность и слишком сильно фиксирует свое внимание на дрессировщике. (В нашей традиции принято сначала отрабатывать команду "Возврат на место" - в рамках общего курса. Поэтому возможны несколько иные подходы к отработке охраны вещи. Но наиболее важным в практике Сержа Рихтера представляется момент концентрации собаки на охране вещи, а не пространства, на котором находится и вещь и собака.- Прим. ред.)

Фото 3. Возбуждение собаки. Дрессировщик контролирует ее действия с помощью поводка

Работа на поводке. Как только предыдущий прием будет усвоен собакой, дрессировщик отходит от нее с поводком на расстояние около 5 м. Для того, чтобы иметь возможность контролировать действия собаки во время работы над упражнением, дрессировщик на этот раз встает за собакой. Инструктор находится перед собакой и поддразнивает ее для того, чтобы не дать ей повернуться дрессировщику (фото 3).

Задача инструктора очень важная и деликатная: своими действиями он должен привлечь внимание собаки, но не слишком ее возбудить, чтобы она преждевременно не покинула корзину Инструктор должен внимательно следить за собакой, как только она возбудится сильнее, он должен тут же умерить свои действия или прекратить их вовсе. Инструктор постепенно перемещается вокруг предмета, постоянно поддерживая собаку в бдительном состоянии. Одновременно дрессировщик передвигается симметрично инструктору, каждый раз вставая напротив него и позади собаки. Если возникает необходимость, дрессировщик подергиванием поводка вынуждает собаку повернуться или занять правильное положение (аналогично воздействию поводком в предыдущем упражнении). Когда инструктор приближается к собаке на расстояние дрессировщик натягивает поводок. Инструктор останавливается и не двигается, после этого дрессировщик ослабляет натяжение поводка, чтобы дать собаке возможность совершить бросок (фото 4). Через 5 секунд после хватки, во время которой инструктор пытается увлечь за собой собаку, дрессировщик начинает воздействовать подергиваниями поводка, приближаясь к собаке. Дрессировщик берет корзину и отбрасывает ее на 3-4 м, приказывая собаке вернуться к ней (подергивание поводком + команда "Место" (фото 5).

Оцените статью:

Всего голосов 0, средний балл 0

zooclub.ru

Правила воспитания собаки охранника

      Дрессировка

Пожалуй, у каждого человека который имеет свой частный участок, рано или поздно возникает мысль завести своего собственного охранника. Платить охранным организациям не всегда есть возможность и даже они не дают стопроцентную гарантию, что ваше имущество никто не тронет. То ли дело собака! Охранник и защитник, который одним своим видом способен отпугнуть воров! Но как выбрать хорошего сторожа и при этом, правильно его воспитать?

Какие породы собак нельзя выбрать охранником

Выбирая собаку, не смотрите только на ее размер и мощность челюстей. Некоторые породы собак вовсе не подходят в качестве защитников частной собственности.

Хаски. Хаски отличаются спокойным и дружелюбным характером как по отношению к хозяину, так и к окружающим. Хаски никогда не нападет на человека, даже если он чужой и незнакомый. Как правило, попытки воспитать из хаски сурового и опасного охранника приводят к проблемам с психикой у животного. В этом случае хаски становятся опасны не только для посторонних, но даже для своих хозяев.

Мастино-неаполетано. Не смотря на свои размеры и суровый внешний вид, эта порода собак мало чем отличается от дружелюбных хаски. Эта собака любит детей, своих хозяев, но настороженно относится к посторонним. Если воспитать в ней агрессию, а после разозлить, она станет опасной для всех окружающих, а не только для воров.

Декоративные и охотничьи собаки. Ясное дело, что безобидный шпиц или тойтерьер не смогу отпугнуть воров, так же, как это не сможет сделать специально обученная кавказская овчарка. Охотничьи собаки в свою очередь обучены на мелкую добычу, а не на человека.

Правила воспитания

  • Не держите пса на привязи круглосуточно. Пес должен свободно перемешаться по участку время от времени и чувствовать себя свободно.
  • Не воспитывайте в щенке агрессию по отношению к людям. Таким образом, вместо защитника семьи и дома вы получите неуправляемого зверя, который будет кидаться на все, что движется.
  • Если ваш участок достаточно велик, это не значит, что вашему питомцу не нужны прогулки. Вы должны так же купить ошейник, поводок и гулять с собакой, чтобы она понимала, что весь мир не ограничивается высоким забором.
  • Не знакомьте животное с каждым встречным. Приучайте его к своим детям, себе, родственникам, но держите его круг общения под контролем, чтобы он знал, где чужой, а где свой.
  • Играйте с животным и позволяйте ему побеждать вас. Бытует мнение, что хорошая собака это та, которая признаете хозяйское превосходство. Отнюдь, забитый пес будет считать, что хозяин достаточно сильный и смелый, чтобы защитить себя самостоятельно. Проконсультируйте у кинолога, который подскажет вам игры, в которых собака сможет чувствовать себя сильнее, смелее и умнее.

mysobaka.ru

Курсы дрессировки собаки на защиту (ЗКС) и охрану (хозяина и территории)

Дисциплина включает в себя три раздела:«Выборка», «Охрана вещи» и «Задержание и конвоирование»

"Выборка"

Раздел включает в себя идентификацию одного необходимого запаха из посторонних запахов. Собаке дается занюхать предмет с запахом человека, после этого ее отправляют искать предмет с аналогичным запахом (обычно используются деревянные палочки одинаковые по форме и размеру). Собака должна самостоятельно пронюхать весь предложенный ряд, идентифицировать нужный запах, самостоятельно без дополнительного воздействия взять и принести выбранный предмет, занять позицию перед проводником или слева от него. Тренинг включает в себя обучение собаки пронюхивать весь запаховый ряд, идентифицировать и приносить нужный предмет.

"Охрана вещи"

Раздел включает самостоятельную охрану собакой оставленного владельцем продмета (обычно используется рюкзак). Владелец кладет вещь, укладывает возле него собаку, пристегивает привязь и уходит из поля зрения собаки. После этого помощник пытается забрать вещь, собака должна активно и уверенно охранять вещь и не дать ее забрать. Тренинг включает в себя полное обучение собаки данному навыку.

"Задержание и конвоирование"

Раздел включает задержание нападающего человека (лобовая атака), предотвращение побега, контратака, задний конвой, нападение из заднего конвоя и боковой конвой, после каждого элемента следует отпуск по команде. Тренинг включает в себя обучение собаки работать и выполнять элементы в соответствии с ее инстинктами и способностями, оставаясь при этом под контролем проводника

СПИСОК ПОРОД, ДОПУЩЕННЫХ К УЧАСТИЮ В ИСПЫТАНИЯХ/СОСТЯЗАНИЯХ ПО ЗАЩИТНЫМ или комплексным ДИСЦИПЛИНАМ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДИТ ЗАЩИТНЫЙ РАЗДЕЛ).

 

1 группа FCI

международные/внутренние сертификаты

только внутренние сертификаты

арденский бувье

бельгийские овчарки (все разновидности)

босерон

бриар

немецкая овчарка (обе разновидности)

пиккардийская овчарка

фландрский бувье

чехословацкий волчек

австралийский кеттл дог

голландская овчарка

каталанская овчарка

комондор

кувас

маремма-абруцкая овчарка

польская низинная овчарка

польская подгалянская овчарка

португальская овчарка

словацкий чувач

хорватский овчар

южнорусская овчарка

 

2 группа FCI

международные/внутренние сертификаты

только внутренние сертификаты

доберман

немецкий боксер

ризеншнауцер

ротвейлер

ховаварт

 

айди

анатолийская пастушья собака

английский мастиф

большой швейцарский зенненхунд

бордоский дог

брохольмер

бульмастиф

испанский мастиф

ка де бо

кавказская овчарка

канарский дог

кане корсо

кастро лаборейро

краский овчар

лендсир

неаполитанский мастиф

пиренейская горная собака

пиренейский мастиф

португальский мастиф

рафейро

русский черный терьер

среднеазиатская овчарка

тибетский мастиф

тоса

фила бразильеро

эстрельская горная собака

югославская пастушья собака

 

3 группа FCI

международные/внутренние сертификаты

эрдельтерьер

 

 

Породы, не признанные FCI:

только внутренние сертификаты:

  • американский бульдог
  • буковинская овчарка
  • бурят-монгольский волкодав
  • восточно-европейская овчарка
  • московская сторожевая
  • торняк
  • южно-африканский бурбуль

centr-sobak.ru

Обучение собаки защите хозяина

Представление о том, что шпиц сугубо декоративная собака и не может использоваться для обучения защите хозяина, глубоко ошибочно. Просто для шпицев не всегда годятся те постулаты, требования и приемы, которые обычно применяют при работе со служебными собаками. Это необходимо учитывать при дрессировке многих некрупных собак.

Ротвейлеры и им подобные собаки идут в лобовую атаку, тем самым подставляя себя самым опасным образом. Людям очень льстит, что собака смело кидается на человека-противника. Считается, что лобовая атака — самый эффективный способ борьбы собаки с человеком. Это далеко не так. Прямое открытое нападение — эффектный, но не всегда надежный способ нападения на преступника. Тем более, если собаке противостоят люди, подготовленные и вооруженные. Лобовая атака — скорее тест на смелость и безрассудство. При этом часто не учитывают или забывают, что в условиях дрессировочной площадки фигурант никогда не идет «ва-банк». Фронтальная атака — больше психологический прием, подавляющий сопротивление человека, чем действительно опасная для него ситуация. Стоит только вооружиться подобающим для такого случая предметом, и любой достаточно крепкий мужчина, не испугавшийся атакующей собаки, имеет реальную возможность отразить нападение. Об этом знают и все фигуранты, и реально оценивающие своих собак владельцы.

Для иллюстрации более свойственной для собак работы можно привести успешное нападение лаек на медведя, кабана, барсука. В лобовую атаку идут лишь немногие молодые собаки. Если они не научатся выдерживать дистанцию и атаковать зверя сзади — грош цена таким «смелым» лайкам. Их век очень недолог — попадут под медвежью или барсучью лапу, или в зубы зверю. Успеха достигают собаки, которые «крутят» зверя, нападая с тыла, не дают ему идти, дерзко хватая сзади за чувствительные места. Слишком большой рост лаек, бездумная злоба и наглое нападение в таком случае вовсе не являются выигрышными. Лайка не должна ни в какой ситуации «терять голову». Безрассудство, безумная отчаянность, фронтальная атака и так называемый «гейм», свойственный бойцовым собакам, в реальной ситуации абсолютно непригодны. Только разумная, ловкая, осторожная и расчетливая, но вместе с тем азартная собака может оказать помощь охотнику в соперничестве со зверем. Настоящая лайка должна укусить, отпрыгнуть, чтобы не попасть под когтистую лапу, и вновь активно атаковать, не отступая, но и не захлебываясь в истеричной злобе. Такая общая схема атаки, характерная для многих некрупных собак, свойственна и многим шпицам.

В 1970-е годы на известной в Москве Сокольнической дрессировочной площадке, к большому удовольствию инструктора, юный дрессировщик, обладатель небольшой собачки (по внешности что-то среднее между вольфшпицем и лайкой), демонстрировал высочайший класс работы своего питомца против фигуранта. Собака столь стремительно переходила от лобовой атаки и хватки за рукав на верхнем уровне к хваткам внизу сзади за ноги и обратно на верхний уровень, что создавала реальную угрозу нанесения серьезной травмы фигуранту. В данной ситуации было очевидно, что скорость, активность, инициатива были явно на стороне собаки. Работа в такой манере присуща достаточно легким и прыгучим, не загруженным мышцами собакам типа бельгийских овчарок.

Поучительную историю рассказала мне подруга, которая занимается изучением поведения собак и разработкой научных методов их обучения. Она очень хотела научить свою собаку — молодую суку миттельшнауцера, одну из первых в России собак этой породы, нападению на фигуранта — «чтобы защищала от всяких хулиганов». Договорились со знакомым, профессиональным дрессировщиком, согласившимся исполнить роль фигуранта. Сейчас он известен как автор многих оригинальных приемов обучения собак и основатель собственной школы дрессировки. Миттелыннауцер показала, что она совсем не робкого десятка. Однако не хотела нападать на человека спереди, несмотря на все усилия дрессировщиков. Когда фигурант провоцировал нападение, она забегала сзади и вполне серьезно хватала его за ноги, доставляя тому массу неприятных ощущений. При попытке «жертвы» ударить ее ногой или предметом, ловко уворачивалась, и вновь активно нападала сзади. Анализ ситуации, не типичной для методик обучения защитно-караульных собак, показал, что именно такой способ нападения собаки и является наиболее выгодным для собаки и для реальной защиты владельца. Если не ставить целью подготовку конвойной или полицейской собаки, то возможно одним из рациональных подходов в обучении защитным функциям собаки, находящейся в частном пользовании, будет подход к обучению именно такой тактике действий.

Большая агрессивная собака не всегда уместна в городских условиях. Неумение подготовить и обучить собаку приемам послушания становится причиной изменения социальной организации жизни их владельцев. Помня, что в квартире находится Цербер, реже заходят друзья. Возрастает вероятность социально-правовых конфликтов: во время визитов гостей, при выходе на прогулку, когда невозможно спокойно провести невоспитанного пса мимо соседа. Во время гуляния приходится быть привязанным к своей собаке. Таким образом, ваша свободная прогулка с большой собакой ограничивается рамками приличия и допустимой длиной поводка. Иначе вполне возможно нарушение административных норм, регулирующих порядок содержания собак или балансировка на грани нарушения таких норм.

Невоспитанная некрупная собака тоже может причинить вам массу неприятностей, и хотя ее нападение повлечет за собой гораздо меньший моральный, экономический и физический ущерб, чем крупной собаки, тем не менее ответственный владелец собаки это должен понимать и всегда помнить об этом и обеспечивать безопасность окружающих и их имущества.

Нападение, облаивание или дурное поведение небольшой собачки неприятно, но большого вреда, скорее всего, не причинит. Если же вы собираетесь обучать вашу собаку приемам защиты, помните, что вы будете обязаны соблюдать все правила содержания собак.

Одна из моих собак (сука кеесхонд) после того, как усвоила курс общего послушания, была ознакомлена с приемом нападения сзади. В процессе воспитания собака была отучена реагировать на нештатные ситуации лаем и свои атаки не сопровождала голосом. Помощник, который испытывал на себе молчаливую атаку с тыла моего кеесхонда, рассказывал о совершенно необычных для него впечатлениях от действий небольшой собачки, которая при нападении делала хватки за незащищенные дрессировочным костюмом места, быстро и ловко отыскивая их. Рассказы сопровождались эмоциональными высказываниями. В дальнейшем мне пришлось отказаться от закрепления этого навыка, так как собака при свободном выгуле уж очень пристально присматривалась к бегущим мне навстречу физкультурникам или активно жестикулирующим прохожим.

Обучить собаку нападению на человека очень легко. Атака «врага» для собаки — очень увлекательная игра-работа, но она может серьезно усложнить жизнь владельцу. Я предпочла спокойную прогулку постоянному беспокойству о превентивных действиях по защите от мнимых нападающих. Однако и не обученный приемам нападения, но правильно воспитанный бесстрашный шпиц, может служить великолепным компактным сторожем.

Приемы дрессировки собак, приведенные в этой статье, далеко не исчерпывающие. Более подробно вы можете ознакомиться со способами дрессировки собак в специальной литературе. В настоящее время пишется много статей, посвященных данной тематике. К сожалению, далеко не все из них хорошо написаны и действительно могут помочь вам понять и правильно воспитать свою собаку. Многие авторы либо переписывают старые нормативы подготовки военных и служебных собак, либо просто занимаются переводами и компиляцией иностранной литературы. Хорошие книги по обучению собак - Карен Прайор «Несущие ветер» и «Не рычите на собаку».

Дрессировка — это не набор догматических правил. Это творчество. А хорошо обученная собака вполне соответствует понятию произведения искусства. Обучить собаку одному и тому же приему можно многими способами. Это будет зависеть от ваших способностей, темперамента и понятливости вашей собаки, совместного контакта, вашей конечной цели. Дрессировка — довольно трудоемкий процесс. В экономически развитых странах воспитание или обучение собак, проводимые квалифицированным специалистом, стоит очень дорого. По различным данным, дрессированная собака, в зависимости от объема курса дрессировки при стандартных условиях и затрат на его освоение, оценивается от 2 до 15 тысяч долларов.

Если у вас не получается самостоятельно обучить собаку, используя собственную фантазию и знания, почерпнутые в специальной литературе, — лучше проконсультируйтесь со специалистом. «Знатоков» на собачьих дрессировочных площадках очень много. Последние годы ряды дрессировщиков пополнились множеством уволенных из различных силовых ведомств сотрудников. Большинство из них владеют трафаретными методами дрессировки служебных собак и часто лишены творческого подхода к работе с собакой. Хорошей иллюстрацией таким школам могут служить цитаты из «Наставления по дрессировке и применению военных собак», в пункте 214 такого Наставления указано, например, что вожатые должны освоить прием поощрения собак оглаживанием. По команде командира «Огладить собак!» «...вожатые, не сходя с места, левой рукой оглаживают собак».

Однажды на известной в Москве дрессировочной площадке довелось услышать рекомендацию одного такого инструктора по дрессировке новичку-любителю, обучающему собаку двигаться рядом. Собака шла рядом с владельцем и сильно натягивала поводок. «А ты дерни ее безусловным рефлексом», — посоветовал инструктор. Вероятно, у инструктора были очень смутные представления об учении об условных и безусловных рефлексах, которое сформулировал академик И.П. Павлов еще в 1903 году. Безусловным рефлексом является отнюдь не рывок поводком, а врожденная реакция организма на какой-либо раздражитель (выплевывание горячей пищи). Возможно, инструктор просто перепутал понятия «условный сигнал» и «безусловный рефлекс». Подобная рекомендация — примерно то же самое, что посоветовать автолюбителю заправить автомобиль не бензином, а водительскими правами. Такую ошибку можно простить человеку совершенно далекому от процесса обучения животных, но не инструктору, который считает себя профессионалом-дрессировщиком.

В больших ведомственных питомниках, где проходили обучение многие из нынешних профессиональных дрессировщиков, осуществляется подбор собак по определенным требованиям. Проводится очень жесткая выбраковка животных, неспособных обучиться с помощью ряда применяемых в питомниках методов, проверенных временем. Особенности индивидуального поведения собак зачастую не учитываются. Если собака неспособна обучиться при использовании общепринятого метода, это не означает, что она неспособна к обучению вообще. Просто нужен другой подход, необходимо творческое решение, что не всегда возможно при массовой дрессировке, в условиях дефицита времени. В ведомственном питомнике проще бывает выбраковать собаку, как непригодную к обучению по какому-то виду службы. Такая позиция не всегда приемлема в любительском собаководстве. Для индивидуального обучения шаблоны не годятся. Специалист, привыкший действовать по определенным стереотипам, не всегда способен к творчеству. В результате такие дрессировщики вместо того, чтобы критически оценить свои способности, часто ставят на собаке клеймо, как непригодной к работе, или обвиняют владельцев в различных упущениях.

Грамотные специалисты-дрессировщики должны быть психологами, чтобы найти подход не только к собаке, но и к хозяину, помочь ему обучить собаку, найти такие приемы, которые были бы приемлемы для дрессировки данной собаки и удобными для конкретного владельца. Помните, что основной каждодневный, труд, благодаря которому собака может освоить тот или иной прием, ложится на плечи именно владельца. Впрочем, любую работу, особенно творческую, можно и нужно сделать интересной. Задача дрессировщика — подсказать, найти способ обучения и показать необходимые приемы. К сожалению, таких квалифицированных, профессиональных специалистов-дрессировщиков, которые являются психологами и зоопсихологами одновременно, — единицы. Можно упомянуть Непринцеву Е.С. и Федорович Е.Ю., которые успешно работают по подготовке самых разных собак и консультируют владельцев по решению проблем поведения их питомцев на протяжении последних нескольких лет.

Нужно знать, что консультация хорошего специалиста — удовольствие не из дешевых. Грамотный специалист отличается от кажущегося таким, прежде всего тем, что его восемь-десять консультаций помогут вам выдрессировать вашего питомца во много раз лучше, чем двадцать-тридцать занятий с рядовым инструктором. Но и в том и другом случае итоговый результат дрессировки все-таки зависит от вашего старания и соответствия ваших действий данным рекомендациям.

Прежде чем обратиться за советом к одному из специалистов-дрессировщиков, попросите показать обученную им собаку. Если вам откажут, смело ищите другого. Ни один грамотный дрессировщик, имеющий хорошо работающую собаку, не откажется продемонстрировать ее вам. Если вам покажется такой путь сложным, ищите наиболее известную своими успехами школу дрессировки. Поговорите с людьми, которые там занимаются, посмотрите на послушание их собак. Особенно полезно понаблюдать, как работают обученные здесь собаки вне площадки.

Качественно выдрессированная собака узнается в работе. Она активна, команды выполняет с желанием и с азартом. Такую собаку не смущают неудачи на снарядах. Она внимательно следит за командами дрессировщика. Такое внимание за действиями хозяина и заинтересованность во время выполнения выработанных приемов — и есть главные признаки хорошего стиля дрессировки.

Похожие статьи

zoodrug.ru

Работа на охрану. Подготовка щенка к охране. Первые занятия.

Мы постепенно переходим к основам защитной работы. Работу со щенком потихоньку можно начинать месяцев с 5-6, когда у него закончилась смена зубов. Подчеркиваю, что я не имею в виду серьезную притравку или, не дай Бог, работу с рукавом. В этом возрасте наша задача- научить щенка правильно брать предмет и развить его уверенность в себе, что немаловажно для охранной собаки.

Предполагается, что к этому возрасту вы уже прошли со щенком как минимум базовый курс послушания, и проблем с основными командами у вас нет. Как это сделать- тема не этой статьи, эту информацию можно найти в массе книг по дрессировке.

Итак, основа работы- тянущее или дергающее усилие щенка. Для обучения вам понадобится ухватка- плотный, длинный, сгибающийся валик. Прекрасно подходит обрезок пожарного рукава около метра длиной. Набейте его ветошью- по желанию, и зашейте с обоих концов.

Поиграйте с ухваткой перед носом щенка. Дайте ему укусить ее, немного посопротивляйтесь, потом отдайте ему. Если щенок совсем маленький, то можно вместо ухватки использовать мешковину или кусок брезента.

Пусть щенок схватит ухватку с одной стороны, вы тяните с другой. Поборитесь с ним недолго, и отпустите ухватку. Дайте собаке убежать с трофеем. В этом возрасте очень важно, чтобы щенок, оставаясь победителем в такой игре, развивал уверенность в себе.

Попросите кого-нибудь из родных или друзей помочь вам. Щенка нужно взять на поводок, примерно 2 метра длиной, вы же отойдите немного подальше- буквально на полметра больше длины поводка. Подразните щенка ухваткой, пусть он рванется к вам. Поводите ей у него перед носом, но не давайте, пусть он немного потерпит. Потом дайте ухватить. Щенок, возбужденный такой игрой, возьмет ее глубже в пасть. Проследите за этим- щенок должен понять, что так он может укусить сильнее. После недолгого сопротивления отдайте ему ухватку.

Когда вы увидите, что щенок взял ухватку правильно, глубоко в пасть, погладьте его и похвалите. Отдайте ему добычу.

Поле того, как щенок научится хорошо кусать ухватку, усложните ему задачу, чтобы он мог держать ее в разных положениях. Подергайте за нее, покрутите, следите, чтобы щенок не отпускал ухватку. Постепенно увеличивайте продолжительность игры.

Помните несколько важных замечаний:

Чтобы избежать многих ошибок, поначалу занятия лучше проводить под наблюдением опытного дрессировщика. Это тем более актуально, если у вас первая собака.

Никогда не пользуйтесь для таких занятий своей старой одеждой, полотенцами и так далее. Вы можете развить у него привычку хватать ваши вещи.

Не позволяйте щенку во время занятий покусывать вас. Это может доставить много неприятностей в дальнейшем. Кроме того, собака научится хватать не полной пастью, а только клыками, что неприемлемо для охранной собаки.

Не позволяйте собаке играть с ухваткой просто так, без занятий. Храните ее дома в недоступном месте.

И помните про зубы- не повредите их. Соизмеряйте свою силу и силу щенка. Не занимайтесь с собакой в период смены зубов- вы нанесете ей непоправимый вред.

© 2008-2011 КСС

www.dressirovka.spb.ru