О христианском отношении к собаке. Некрещеная собака


О христианском отношении к собаке / Православие.Ru

""Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?

Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.

Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.

Скотоводу овчарка совершенно необходима, иначе стадо не уберечь. А у древних евреев скотоводческий труд – фактически основной. И, тем не менее, это не влияло на их отношение к четвероногим «караульщикам»: «ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих» (Иов 30: 1). Но в качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией: когда Товия начинал держать путь к Рагуилу, его сопровождал Ангел «и собака юноши с ними» (Тов.5: 17). Знаменательно звучит восклицание Авенира: «разве я - собачья голова?» (II Царств. 3: 8). Смысл его почти идентичен афоризму Соломона: «псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Еккл. 9: 14). Тут настолько сказано ясно, что всякие комментарии излишни.

Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15: 27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3: 2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2: 22).

Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой»[1] – настолько он был ненавидим.

Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7: 6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.

В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы!» (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц?» (Лк. 12: 24).

Поэтому, когда речь заходит об уничижительном отношении к собакам, то воспринимать его за злое – напрасно. Было бы нелепо, если б всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и «есть мерзость перед Господом Богом твоим». Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль. Однако она бывает подчас явно чрезмерной. В таких случаях есть основание задуматься о правильности нашей духовной жизни. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место.

Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда — ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».[2]

Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси, казалось бы, повышало роль четвероногого помощника куда значительней, нежели в древней Палестине. Если там «собачье дело» ограничивалось пастушьей и караульно-сторожевой функциями, то на русской земле, помимо охраны, оно включало в себя любительскую и промысловую охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь), а на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина: в самые лютые морозы собака не смела ступить дальше сеней; поселение ее в жилом помещении – примета размытого религиозного сознания, плодом которого является выведение декоративных пород собак.

Сегодня можно слышать: «Живя в городе, мы не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это».

Запретов нет на многое в нашей жизни, чего всякий порядочный человек себе не позволит, но с «перестройки» стали твердить: «Что не запрещено, то разрешено». Вот так, разрешая что не запрещено, мы уже третий раз после Гражданской войны затопили Россию волной детской беспризорности. Если есть необходимость держать собаку в городской квартире, то разумно же отвести ей место в прихожей, однако она почему-то лежит на диване или ласкается к хозяевам прямо в постели. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним «членом семьи». Нет, расхожую поговорку «собака – друг человека» христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях. Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. Но души у животных смертны, как учил Палама. Да и св. Василий Великий предупреждал: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою».[3] Всю пошлость очеловечивания четвероногого «друга» ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести «Собачье сердце».

Вполне возможно, что вошедшее в русский язык слово «собака», употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, но не это объясняет его уничижительный оттенок, как думают некоторые. Татарского происхождения и «халат», и «сарай», и «башмак», и еще много других бытовых слов, однако никто ведь их не употребляет с уничижительным оттенком. А вот матерная брань это «песья брань», язык псов, их речевое поведение. В качестве бранного, в славянских языках существует выражение «песья вера», относящееся к иноверцам.

Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама».[4]

Когда снова сказывалось на Руси язычество, тогда заявлял о себе и «народный оккультизм». Так на Святки девушки загадывали: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!». А сколько самых невероятных примет связывали люди со своими дворовыми сторожами, начиная от их воя и кончая походкой! Та же матерщина широко была представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, земледельческих, т.е. в обрядах, связанных с плодородием. Мат являлся необходимым компонентом данных обрядов и носил, безусловно, ритуальный характер.

Поучителен случай со старцем Паисием Святогорцем. Однажды его спросили:

– Отец, помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?

– Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат, – ответил старец.[5]

Сегодня раздаются голоса: «“дискриминация” собак православными христианами не имеет под собой основания».[6] Правильно, «дискриминация» – не имеет, но иерархическое сознание должно православных христиан не покидать. Иначе надо примириться с такими случаями, подобными тому, что произошел в Великобритании, когда в роли подружки невесты на свадьбе выступила собака.[7] Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям – собачьих кличек? Писать о чем уже стало банальностью, но все же необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Имена ведь берутся из святцев. А это – поругание Христа в человеке и оскорбление Царя Небесного на Престоле, плевок в святых – друзей Сына Человеческого. Чем тогда надеемся на Суде оправдаться?

Здесь поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: «Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак».

Несмотря на символику, иерархическое сознание и поставило под запрет изображения св. мученика Христофора с собачьей головой. С «песьеголовостью» у славян-язычников, например, по данным письменных источников, связаны религиозно-магические комплексы – поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев.

Хотя в раннехристианские времена собака была символом верности церковным вероучениям и бдительности по отношению к ересям (изображения собаки часты у подножия могильных памятников, на что обращал внимание А. С. Уваров, считавший данные изображения символом самого христианина[8]).

Тем не менее, то, что было позволительно на заре христианства, не дает разрешения на его применение сегодня.

Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку.

И отношение к собаке – одно из звеньев этого понимания.

[1] Жельвис В.И. Человек и собака (Восприятие собаки в разных этнокультурных традициях) // Советская этнография. 1984. № 3. С. 136.[2] Цит. по: Моисеев Дмитрий, свящ. Мешает ли собака благодати? // Библиотека форума “Православная беседа”.[3] Василий Великий, св. Беседы на Шестоднев Беседа 8. О птицах. [4] Макарий Великий, преп. Духовные беседы. Беседа 26.1.[5] Паисий Святогорец, старец. О семье христианской. М.: Благовест, 2001. С. 57.[6] Моисеев Дмитрий, свящ. Мешает ли собака благодати? // Библиотека форума “Православная беседа”.[7] Как сообщалось в прессе, «изначально священник категорически отверг такое предложение, но потом после продолжительных уговоров все же согласился. Невеста Соня Уайлд говорит, что священник выглядел довольно забавно, когда она впервые обратилась к нему с этой необычной просьбой. Он сказал, что это первый подобный случай за 26 лет, в течение которых он соединяет людей узами брака». Добавим, что собака по кличке Люси присутствовала на церемонии в красивом платье. О том, кто был другом жениха, газеты промолчали. - http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=715450[8] Уваров А.С. Христианская символика. Символика древнехристианского периода. М., 1908. Репринт: М.: Православный Свято-Тихоновский Институт, 2001. С. 187.

www.pravoslavie.ru

Отношение Русской Православной Церкви к собакам.

Русская православная церковь отмечает один из 12 главных праздников — Сретение Господне.К Великому Празднику, предлагаем Вашему вниманию, актуальную статью на тему:Отношение Русской Православной Церкви к собакам.Многие из нас считают, что отношение Русской Православной Церкви кживотным в общем и собакам в частности, особенно содержащимся в доме,крайне негативное. Однако это не совсем так. А вернее будет сказать:абсолютно не соответствует реальности. Материалы Елены Типикиной PR- менеджера ООО «КПЦ «АТАМАН»

Хорошо было бы начать традиционным вступлением — «в редакцию поступилзвонок…» Но звонок не поступил. Ни в редакцию, ни в мою квартиру. Затопоступил упрек. Что называется, «в теплой, дружеской атмосфере». Прощеговоря, одна моя знакомая, имеющая собак и кошек, не на шутку «наехала»на меня в разгар застолья.

Эта моя знакомая (об имениумолчим) знает о роде моей работы*, и предполагает, что именно я, какадепт Русской Православной Церкви, — наиболее подходящий объект длявымещения обид, нанесенных ей «служителями культа». Обиду, нанесеннуюей, нельзя считать шуточной. Один из священников, служащий в питерскомхраме (о его имени тоже умолчим), отказался освящать ее квартиру под темпредлогом, что она осквернена проживанием в ней «нечистых животных», тоесть собак. И более того, не ограничился отказом, но, пугая и устрашаянебесными карами, настоятельно рекомендовал ей изгнать «эту гадость» издома.

Искренне сочувствуя моей знакомой, случайной жертверелигиозного экстремизма, я все-таки должна сознаться: проблема есть.Историческая, этнографическая и отчасти социальная. Редкаяпровинциальная церковная старушка не побледнеет, увидев собачьюфизиономию в храмовых дверях. Как и редкий мусульманский ребенок незапустит камнем в дворнягу, случайно забежавшую в арабский двор.Ортодоксального иудея в иерусалимском квартале легче всего вывести изсебя, обозвав собакой.

Отчего же религиозные ортодоксы* разных вер плюют вслед собаке? Чем она провинилась перед Богом и человечеством?

Для меня этот вопрос очень насущен — я человек верующий. Имеясобственное мнение по этому вопросу, подкрепленное знанием церковныхправил и постановлений, я, «ничтоже сумняшеся»*, имею собаку в городскойквартире. А что делать «маловерным», впадающим в смущение от незнаниярусских церковных традиций и правил?За разъяснением я обратилась к двум священникам Русской Православной Церкви (РПЦ) — отцу Владиславу Редину и отцу Геннадию Коршуну. С первым состоялся междугородный телефонный разговор, ко второму я явилась с диктофоном.

Отец Владислав— священник с академическим образованием, преподаватель семинарии водном из российских городов. С отцом Владиславом мы знакомы по роду моейработы. Он сам имеет не только собаку, но и верхового коня, на которомего дочка выступает на соревнованиях. Собака — «детский» лабрадор,посещает выставки, любимица семьи.

Отец Геннадийсобак в доме не держит (имеет кота) и придерживается довольно строгихправил их содержания. Но именно он, отец Геннадий, освящал нашу квартируи загородный дом, не смущаясь присутствием двух ризеншнауцеров.

В тексте я буду обращаться как бы попеременно то к одному, то к другомубатюшке, я задавала им практически одни и те же вопросы.— Отец Владислав, разъясните, почему церковь именует собаку«нечистым» животным? У очень многих складываются буквальные ассоциации с«нечистой силой»…

О.В.: Традиция древняя, имеетветхозаветное происхождение. Три мировых религии — христианство,иудаизм и ислам — имеют происхождение, восходящее к общим историческимкорням — Ветхому Завету. У нас, христиан, Ветхий Завет являетсясоставляющей частью Библии, предшествующей Новому Завету — главномухристианскому закону и учебнику. Тем не менее, значительная частьтрадиций и правил перекочевала к христианам именно из Ветхого Завета.

Несколько тысяч лет назад Господь повелел людям через величайшегопророка Моисея разделить домашних животных на «чистых» и «нечистых». Наупотребляемых в пищу и предназначаемых в жертвенное всесожжение. И натех, которые запрещалось поедать или воздавать в жертву Богу, приноситьна алтарь. Так что ассоциации с «нечистой силой» сегодня весьмаповерхностны.

Чистые животные в ветхозаветных правилах —агнцы (ягнята), тельцы (телята), голуби — должны были при принесении их вжертву быть особями мужского пола и не иметь физических изъянов лиуродств. Должны были быть «непорочными». Современный иудаизм твердоисповедует ветхозаветные правила, изложенные в особой книге — талмуде.

Кстати, замечательно вкусные и повсеместно употребляемые в России рыбысом и осетр — также животные «нечистые». Талмуд запрещает исповедующимиудаизм употреблять рыбу, не имеющую чешуи. Так что «чистый» зверь или«нечистый» — сегодня это скорее область гастрономических пристрастий.

Теперь об истории…

Для ветхозаветных иудеев собака действительно была животным,символизирующим неверие, беззаконие. Исторические поработителиеврейского народа — вавилоняне, многократно дотла выжигавшие Палестину,исповедовали зороастрийскую языческую религию, в которой собаке какобожествленному животному отводилось особо почетное место. Так чтособака для иудеев была ненавистным языческим символом.

Псомназывали язычника не только древние евреи. «Пес смердящий», «собаканекрещеная» — традиционные русские ругательства, обращенные и кполовецким, и к монгольским ордам, и к тевтонским рыцарям. Очень многиеветхозаветные законы существуют в христианстве в качестве нравственныхправил: десять заповедей, например. Или благочестивая традиция покрыватьголову женщине (обязательное правило при входе в церковь — прим. ред.).

Но православная церковь на законодательном уровне не делитживотных на «чистых» и «нечистых»! Нет ни одного соборногопостановления, запрещающего христианам иметь собаку.

Ещенужно сказать и о том, что домашняя собака в XXI веке, особенногородская, выращенная и отселекцированная человеком, не имеет ничегообщего с древними полчищами одичавших и свирепых псов, осаждавшимигорода. Собаки, сбившиеся в стаи, голодные, больные паршой и бешенством,вселяли ужас в людей. Существовала форма казни — «бросить нарастерзание собакам». Выгнать ночью за городские ворота провинившегося —означало обречь его если не на съедение, то на муки ужаса уж точно. Неговоря о том, что бешенство научились излечивать менее ста лет назад.ожет ли бес вселиться в собаку?

О.В.: Изгнав наскале Гадаринской* полчища бесов из одержимого, Господь Иисус Христоспослал их в стадо свиней. И свиньи, взбесившись, бросились со скалы вморе. И утонули в нем. Животные — несомненно одушевленные существа. И повсей видимости, могут, как и люди, быть подвержены душевнымзаболеваниям. Примеров дурного, неукротимого нрава сколько угодно — так иговорят: пес бросился как бешеный, конь взбесился и понес… Люди должныкультивировать характер домашних животных селекцией, воспитанием. Вхристианской литературе, преданиях есть сколько угодно примеровукрощения святыми подвижниками свирепых животных: пророк Даниил,брошенный в ров на съедение голодным львам, не был ими съеден. Напротив,львы кротко легли около него. Святой преподобный Серафим Саровскийкормил хлебушком дикого медведя, приходившего к нему в пустынь* заподачками; старец Герасим в пустыне возил воду в бурдюках на диком льве,добровольно служившем старцу.

Несомненно, добрый, кроткийсердцем человек воспитает доброе животное. Злобный, безудержный —воспитает животное с таким же нравом. Посмотрите, сколько владельцевкичатся тем, что их собака — гроза округи, грызет других собак, давиткотов, кусает людей. Это самое настоящее культивируемое бешенство. Не всмысле вирусного заболевания, а в смысле одержимости.

Богсотворил собаку для служения человеку. Человек — владелец собаки,юридическое лицо, не только в ответе перед законом за действия своегоживотного, но и перед Богом — за потакание своим страстям — гордыни,гневу, тщеславию.

О.Г.: То, что «нечистая сила»вселяется в собаку, — скорее всего, вымысел. Но вот что я заметил:собаки очень часто похожи на своих хозяев.

До такой степени,что иногда у собаки бывает «лицо», а иногда наоборот — у человека лицостановится злобной мордой. Собака служит человеку и в чем-то копируетего. «Бешеная» собака — продукт воспитания «бешеного» хозяина.

— Могу ли я, владелец собаки, молить Бога о даровании ей здоровья илио том, чтобы потерявшаяся собака отыскалась? Или это кощунственно инедопустимо?

О.Г.: В наших требниках* есть текстымолитв о страждущих животных. Молитвы о них — законное дело. Случисьбеда — заболело животное, потерялось — обратитесь к Богу. Но обратитесь ссокрушением и покаянием. Задумайтесь, почему с Вас взыскивает Господь?Но будет кощунственно, если Вы, называя собаку человеческим именем,будете заказывать именные молебны и т. д. О здравии собаки Дружказаписку подавать нельзя. Вы смутите и скорее всего возмутите спокойствиеи прихожан и священника, даже если сделаете это по незнанию и не будетеиметь кощунственных мыслей. Такая молитва может быть тайной или сугубодомашней.

О.В.: Все плохое, что случается счеловеком, случается по попущению Божию. Если что-то случилось с Вашейсобакой — задумайтесь, почему? Может быть, вы отдавали ей то, что должныбыли отдавать людям? Может, вы «зациклились» на своей «дорогой иединственной» и при этом ненавидите все человечество? Забыли о главном? Отом, что Господь повелел возлюбить Бога и ближнего? Собакам нужноотдавать часть сердечного тепла, милости, ласки, но, может быть, выошибочно полагаете, что «ближние» — это только ваши собаки? Или собакакультивирует в вас худшие качества? Корысть, зависть, тщеславие… Тогдане удивляйтесь, что ваши собаки «мрут как мухи». И прежде, чемпомолиться о собаке, задумайтесь, о чем еще вы просите Бога? Если толькоо своей любимой собачке, то это кощунственно. Но если вы выходите насоревнование или на службу со своей собакой, то, конечно, будет лучше,если вы вместо суеверного плевка через левое плечо и пожелания «ни пухани пера» попросите Божьего благословения.

Собаководы частобывают суеверными людьми: завязывают собакам цветные ниточки «отсглаза», не ходят на выставки 13 числа… Доброе дело нужно начинать скраткой молитвы — «Господи, благослови». Часто люди в бесовщину, сглаз ипрочее верят, но забывают, что без Божьего попущения ничего не бывает.Получается, что в черта верим, а в Бога — нет.

— Правда ли, что храм освящают заново, если туда забежала собака?

О.В.:Неправда. Это предрассудок. В уставе сказано, что храм осквернится,если в алтаре родит жена* или животное. Кстати, женщинам детородноговозраста запрещено входить в алтарь, хотя пожилые монахини могутполучить такое право. Ситуацию, когда в алтаре может ощениться собака…мне трудно представить. В этом случае храм освящают заново. Я о таком неслышал. Очень часто случается, что церковь окропляют святой водой,когда туда забредают коровы или собаки. Эта благочестивая традициясуществует более для успокоения мнительных прихожан.

— Существуют ли правила, регламентирующие содержание собак?

О.В.:По твоей просьбе я обратился к первоисточникам: сборникам правил,типикону*, соборным постановлениям. Одно мне удалось найти — христианамзапрещается есть с собакой пищу за одним столом и из одной посуды.

— Отец Владислав, а Ваша собака была на выставке?

О.В.:Да, дочка водила и что-то там такое важное получила… какой-то титул.Счастью не было предела! Но я ее сразу щелкнул по носу — не гордись, нетщеславься.— А можно ли посещать выставки в дни церковных постов и праздников?

O.В.:Вопрос не однозначный. Для моей дочери существует правило: хочешьпосетить выставку в воскресенье — встань пораньше и сначала «отдай Богубогово». Она идет на раннюю службу в 6 утра, а после — на выставку.Думаю, что для верующих людей это может быть хорошей практикой. Чтокасается постов… Я помню. как в нашем городе проводилась международнаявыставка в двунадесятый* праздник Успения Божьей Матери. И меня этопокоробило… Весь православный мир скорбит о кончине Богородицы,совершается чин Погребения, и в то же время — выставка, «тусовка».

Наверняка шампанское пьют, «ура» кричат… Конечно, не многие знают обэтом празднике, но организаторы могли соблюсти традиции, назначитьвыставку на другой день и не вводить людей в грех. Выставки —мероприятие зоотехническое, без них не может быть собаководства какотрасли. Но для многих владельцев выставка — самоцель, ярмаркатщеславия. На выставках люди ведут себя очень по-разному: одни деловито,спокойно; другие — как истерики, дают волю страстям, рыдают, с умасходят, входят в раж, оскорбляют судей и друг друга. Думаю, что вотэтим, последним, собаководство противопоказано.

О.Г.:Мы трудимся в посты на своей работе. Никто же в «глухой затвор» неуходит, живя в миру. Для кого-то выставки — это тоже работа. А для тех,кому это развлечение, я бы дал совет: уж если пришли, ведите себяпоскромнее. В великие церковные праздники — Рождество, Пасху, посещать«ристалища» грешно.

— Я, как любитель, готова пытаться«реабилитировать» собаку в глазах церкви, но мои доводы греют душутолько таким же любителям, как я. Большинство «церковных бабушек» меня ислушать не хотят. Ни того, что в Киеве на фресках изображены охотничьисобаки (в сцене охоты святого князя Владимира), ни того, чтоканонизированная царская семья имела собак-любимцев. Ни того, что мойпрадед — священник, расстрелянный в 1937 году, — имел собак и любил их.Моя бабушка до сих пор помнит, как их пес Гектор в страшный голод 1921года буквально спас от голода детей, когда приволок в дом тушкумороженого гуся, украденную в военном обозе. Поэтому я Вас очень прошусказать похвальное слово собаке, или хотя бы слово в ее защиту.

О.В.: Собака ни в чем не провинилась перед человечеством. В ее дурной репутации повинны люди.

О.Г.:Собаки и другие домашние животные служат человеку. Собаки бываютсторожевые, военные, кто-то охраняет двор, кто-то ищет раненых, кто-тослужит на границе. Животные — наши пленники, мы обязаны заботиться оних. Я консервативен и считаю, что собаку иметь в квартире непрактично инегигиенично. Собака должна жить во дворе дома, там, где скот, птица.Но я освящу квартиру по просьбе хозяев, даже если там живет собакавместе с людьми.

— Есть ли, по Вашему мнению, душа у собаки?

О.Г.:Священное писание говорит о том, что душа у животных есть. Но каковасудьба этой «скотской» души — мы не знаем. Писание не отвечает на этотвопрос и даже прямо указывает на то, что людям не дано этого знать.

Но в апокрифах есть описания райских животных и птиц редкой красоты.Может быть, это души наших земных животных? Тех, что нам служат на Земле сегодня?

— Благодать отступает от «запаха псины»?

О.Г.:Дух Божий дышит, идеже хощет*… Как мы, земные, ничтожные люди смеемрассуждать о том, «боится» ли Господь собаки? Это чисто человеческиеизмышления. Не «запах псины» противен Богу, а дух корысти, наживы,злобы.

— Отец Геннадий, вопрос лично к Вам. Если бригада спасателей МЧС илиотряд ОМОНа с собаками попросят Вас отслужить молебен при отправке наместо службы, Вы отслужите его? Можно ли служить молебен отрядупроводников с собаками?

О.Г.: Наличие животныхрядом с людьми не послужит препятствием. В храм собакам войти нельзя, номолебен на улице, на вокзале я, конечно, отслужу. Ведь мы молимся облагополучном исходе доброго дела, а собака — это только орудие в рукахчеловека.

— Что предпринять человеку, столкнувшемуся с неприятием священниками его увлечения собаководством?

О.Г.:Каждый священник — человек. Нет на земле ангелов среди священства.Поэтому, прежде всего, не обижаться на слабости или непонимание батюшек.Не представлять себе, что «поп Иван» конечная инстанция Церкви. Простопойти к другому священнику, а непонимающего пожалеть, пожалеть егослабость. Попытаться найти понимание в другом храме. И думать о себе,своих грехах, не осуждая никого.

(взято вот отсюда: http://perropresoneo.ucoz.com/blog/davajte_ne_budem_suevernymi/2010-01-14-125 )

Делимся интересным:

shegoday.com

Собака некрещеная Видео

Куплинов "Хитрожопые собаки"

2 г. назад

Автор: https://vk.com/dyplay Куплинов: https://www.youtube.com/channel/UCdKuE7a2QZeHPhDntXVZ91w.

КАКАЯ КУПЛИНОВ СОБАКА?

4 мес. назад

Всем приятного просмотра! Дешёвые игры Куплинов покупает тут http://bit.ly/SteamBuy (промо-код для скидки 3% - 26A3260CFEEA4CA4)...

КУПЛИНОВ В ФИЛЬМЕ! :D

7 мес. назад

Советую подписаться - https://www.youtube.com/channel/UCzWOXg7ObPya_szbq64o1Mw ...

Куплинов забыл выключить камеру #СинийЭкран

1 г. назад

Uncharted 2: Among Thieves ▻ ОПЯТЬ ОН ▻ #4 время-25:02 По вопросам рекламы или просто связаться со мной https://vk.com/id441562111.

КУПЛИНОВ ВЕРНУЛСЯ В ДЕТСТВО ► Duck Season #1

7 мес. назад

Прохождение Duck Season. Всем приятного просмотра! Второй канал - https://www.youtube.com/c/Kuplinov Дешевые игры Куплинов покуп...

Сборник цитат #1 "Kuplinov ► Play"

2 г. назад

Спонсор -https://www.youtube.com/channel/UCVfgNWjYNq_YuwKZRtbpMxA Я в VK:https://vk.com/quotationsletsplay94 Паблик ВК ...

The Long Dark #1 Собаки некрещёные

3 нед. назад

Нарезка уже не по Survival, но всё то же выживание. Ждите новых нарезок, приятного просмотра! Ссылка на группу...

10 Существ из славянской мифологии

5 мес. назад

Обитатели славянских языческих легенд — это не радостный домовенок Кузя или сентиментальное чудовище...

Casual - Жить

2 г. назад

ELLO @ Андройд https://goo.gl/DaJGVZ ELLO @ iPhone/iPad http://ello.tv/ios Скачать альбом: iTunes http://j.mp/casualsttunes Google Play ...

Можно ли сидя осенять себя крестным знамением

5 г. назад

Фрагмент передачи ТК-Спас "Русский час" от 2011-01-30. На вопросы телезрителей отвечают о. Дмитрий Смирнов и о....

Что ждет животных после смерти

3 г. назад

Владельцы домашних животных нередко спрашивают о загробной участи их любимцев. Есть ли у них душа? Сможем...

Есть ли сейчас Святые Старцы ?

6 г. назад

Алексе́й Ильи́ч О́сипов (31 марта 1938, Белёв, РСФСР, СССР) — выдающийся советский и российский учёный-богослов...

Братья Вайнеры: Я следователь. Аудиокнига

1 г. назад

Неопознанное тело, найденное на южном шоссе, оказывается лишь первым звеном в цепи, соединяющей несколько...

Заброшенная часовня святого Николая

1 г. назад

Моя группа в контакте:https://vk.com/outsidecity Я в instagram:https://www.instagram.com/serik7771/ Так же смотрите мои другие видео: Природа...

videosmotret.ru

Собака некрещеная Видео

Куплинов "Хитрожопые собаки"

2 г. назад

Автор: https://vk.com/dyplay Куплинов: https://www.youtube.com/channel/UCdKuE7a2QZeHPhDntXVZ91w.

КАКАЯ КУПЛИНОВ СОБАКА?

4 мес. назад

Всем приятного просмотра! Дешёвые игры Куплинов покупает тут http://bit.ly/SteamBuy (промо-код для скидки 3% - 26A3260CFEEA4CA4)...

КУПЛИНОВ В ФИЛЬМЕ! :D

7 мес. назад

Советую подписаться - https://www.youtube.com/channel/UCzWOXg7ObPya_szbq64o1Mw ...

Куплинов забыл выключить камеру #СинийЭкран

1 г. назад

Uncharted 2: Among Thieves ▻ ОПЯТЬ ОН ▻ #4 время-25:02 По вопросам рекламы или просто связаться со мной https://vk.com/id441562111.

КУПЛИНОВ ВЕРНУЛСЯ В ДЕТСТВО ► Duck Season #1

7 мес. назад

Прохождение Duck Season. Всем приятного просмотра! Второй канал - https://www.youtube.com/c/Kuplinov Дешевые игры Куплинов покуп...

Сборник цитат #1 "Kuplinov ► Play"

2 г. назад

Спонсор -https://www.youtube.com/channel/UCVfgNWjYNq_YuwKZRtbpMxA Я в VK:https://vk.com/quotationsletsplay94 Паблик ВК ...

The Long Dark #1 Собаки некрещёные

3 нед. назад

Нарезка уже не по Survival, но всё то же выживание. Ждите новых нарезок, приятного просмотра! Ссылка на группу...

10 Существ из славянской мифологии

5 мес. назад

Обитатели славянских языческих легенд — это не радостный домовенок Кузя или сентиментальное чудовище...

Casual - Жить

2 г. назад

ELLO @ Андройд https://goo.gl/DaJGVZ ELLO @ iPhone/iPad http://ello.tv/ios Скачать альбом: iTunes http://j.mp/casualsttunes Google Play ...

Можно ли сидя осенять себя крестным знамением

5 г. назад

Фрагмент передачи ТК-Спас "Русский час" от 2011-01-30. На вопросы телезрителей отвечают о. Дмитрий Смирнов и о....

Что ждет животных после смерти

3 г. назад

Владельцы домашних животных нередко спрашивают о загробной участи их любимцев. Есть ли у них душа? Сможем...

Есть ли сейчас Святые Старцы ?

6 г. назад

Алексе́й Ильи́ч О́сипов (31 марта 1938, Белёв, РСФСР, СССР) — выдающийся советский и российский учёный-богослов...

Братья Вайнеры: Я следователь. Аудиокнига

1 г. назад

Неопознанное тело, найденное на южном шоссе, оказывается лишь первым звеном в цепи, соединяющей несколько...

Заброшенная часовня святого Николая

1 г. назад

Моя группа в контакте:https://vk.com/outsidecity Я в instagram:https://www.instagram.com/serik7771/ Так же смотрите мои другие видео: Природа...

videoprime.ru


Смотрите также