Слово Собака и названия народов. Народы собак


Собаки

sobak-porody.narod.ru

Служебные собаки само-название говорит, за себя служебные собаки предназначены для службы во благо человека, будь то служба где-то в войсках или охрана дома. Служебные собаки охватывают группу немного эволюционно неродственных пород, которые конечно хорошо подходят для розыскной службы, для защиты и поиска по следу. Более общими именно характерными для них признаками являются недоверчивость без сомнения, к чужим не знакомым людям, злобность, чуткость, смелость, агрессивность, способность к быстрой дрессировке и преданность хозяину. Все эти породы представляют собак анатомически правильного сложения, средней величины, весьма сильных, в меру мускулистых, ловких, несказанно выносливых, довольно неприхотливых, действительно способных к значительному, в действительности, физическому усилию и обладающих, в действительности, отличным чутьем. Как только стали известны их свойства и способности, их применение широко распространилось по всему миру. Вкупе с этим увеличилось их использование по самым, в самом деле, разнообразным службам. Без сомнения, служебные собаки в настоящее время используются в качестве, розыскных собак, пограничных, даже в качестве проводников слепых, часто сторожевых и караульных собак, для отыскивания людей, засыпанных сильными снежными лавинами или развалинами зданий, а также в качестве военных, пограничных собак.

Множество любителей служебных собак разводят их ради спорта, дрессируют, участвуют в выставках, испытаниях и состязаниях. Эта спортивная сторона разведения служебных собак способствовала их распространению и популярности во всем мире.

К служебным собакам относятся следующие породы: немецкая овчарка, доберман-пинчер, боксер, ротвейлер, ризеншнауцер и эрдельтерьер. Последний относится также к группе крупных терьеров и потому его подробное описание будет дано в ней.

В некоторых странах, однако, для служебных целей используются и другие породы, как например, уже упомянутые выше породы бельгийских овчарок, затем жесткошерстый, похожий на ризеншнауцер, бувье-де-фландр и даже типично охотничья собака веймарская легавая.

Порода Фото Краткое описание
Бладхаунд Бладхаунд

Это собаки больших или гигантских размеров, более всего ценящие пребывание на открытом воздухе. Они отличаются восторженым и буйным нравом...

Далматин Далматин

Далматин - собака средних размеров. Окрас белый с пятнышками, чаще всего напоминающими по величине 10 - центовую монету...

Доберман (Доберман-пинчер) Доберман (Доберман-пинчер)

Доберман - собака средних размеров, отличающаяся изрядной силой. Клиновидной формы голова, дугообразная шея, плавно переходящая в плечи, - таковы основные признаки этой породы. У доберманов ...

Леонбергер Леонбергер

Леонбергер - гигантских размеров красивая собака, которая славится своим характером...

Немецкий боксер Немецкий боксер

Боксер среднего размера-мощная собака квадратной формы.В собаках данной породы выразительно сочетаются сила и элегантность, стремительность и стиль.Несколько приплюснутая голова...

Ньюфаундленд Ньюфаундленд

Ньюфаундленды - это внушительных размеров собаки, отличающиеся дружелюбным и послушным характером. У них широкая массивная голова с квадратной мордой...

Ротвейлер Ротвейлер

Ротвейлеры - мощные собаки с сильными челюстями, которых прежде всего ценят в качестве защитников. Их тело покрывает жесткая, плотно прилегающая шерсть. Также внимание на себя обращает невероятно сильная,мускулистая шея...

Сенбернар Сенбернар

Несмотря на кажущийся хрупкий вид, борзые на самом деле отличаются силой ивыносливостью. Это высокие худощавые собаки, напоминающие английских борзых...

Ховаварт Ховаварт

Ховаварт - обладающая сдержанным характером собака, прекрасно справляющаяся с ролями друга и охранника...

Дальше
Место для рекламы:

Роль собаки среди тюркских народностей

Роль собаки среди тюркских народностей

Имеются археологические свидетельства того, что древние жители Казахстана во время возведения дома приносили в жертву собаку и закапывали ее тело под порогом

Собака, считающаяся одним из семи богатств казахов и стоящая во главе их, входит еще в число двенадцатилетнего календаря. Из древнетюркских источников известно, что слово «ит» (собака) имеет очень раннее происхождение, и не подверглось изменениям. В любом из тюркских языков это слово по звуковому составу почти не различается. К примеру: по-татарски «эт», по-тувински «эт», по-узбекски «ит», по-туркменски и по-кыргызски «ит». Если обратиться к языкам Саха и чувашей, считающихся самыми древними среди тюркских, то мы увидим: «ит» (саха), «йыта» (по-чувашски). Учитывая звуковое соответствие между собой тюркских слов, по закономерности перестановки звуков: «а-и» и «д-т» можно допустить возможность изменения корня «ад» в слове «адай» на «ит» (хакасы называют собаку «адай»). Даже эти малые сведения дают понять, что слово «ит» имеет в тюркском языке глубочайшие корни. 

985f8c048f2fba4d68158db45cf68fcb.jpg

Смысл и тайна названий охотничьих собак в казахском языке — кумай и тазы (борзая) — еще не разгаданы. В некоторых тюркских языках эти названия встречаются. Кумай изображается в виде грифона и означает сказочную птицу самурык (симург). Связь его с охотничьей собакой проводят от легенды, в которой у грифона в одном гнезде вылупляются гусь и борзая собака. Видимо, казахи, мечтавшие о быстроногой собаке, приписывали ей «крылатость» и уподобляли птице. 

Что бы там ни было, собака занимает свое заслуженное место среди семи достояний казахов. Однако здесь имеется ввиду не любая собака, а именно борзая. Наряду с быстроногим конем, ловчим беркутом и метким ружьем она является неразлучным спутником мужчины. Конь крыло джигита, собака — ухо дома, беркут — кормилец, ружье — средство защиты (возможно в старину это был лук) — все они имеют свои законные места в сокровищнице. 

a0c6de61c9fa44ecb418dae441eb1056.jpg

Собака, то есть прирученный волк, в древние времена был спутником первых охотников (19-7 тысячелетия до н.э.). По сей день северные народы облагораживают некоторые породы собак (хаски, маламут) путем скрещивания их с волками. С давних пор в мифах многих народов мира собака считается другом человека, помощником и союзником. В эпоху поздней бронзы собака наряду с коровой и овцой входила в группу приносимых в жертву животных. При раскопках города Сарайчик были найдены скелеты четырех собак: две собаки были погребены в глиняной камере, видимо, они были из одного выводка. Другие две собаки похоронены отдельно. Находка относится к XIV — XV вв. Традиция хоронить прославленных скакунов и породистых борзых собак как людей имеет глубокие исторические корни. 

Собаки, чьей первоначальной обязанностью было сторожить жилища людей, со временем стали помогать и в охотничьем деле. С интенсивным развитием скотоводства появились породы собак пастухов. Северные народности запрягали этих четвероногих в нарты, в Юго-Восточной Азии выращивали на мясо. 

6948045ff3b1bd32e4c4dcc420aaf39c.jpg

Тотем собаки является культом эпохи матриархата. В IV — VI вв. до н. э., вплоть до появления гуннов, в племенах саков и массагетов, а в Средней Азии — до прихода зороастризма существовал культ собаки. 

Начиная со звериного стиля саков в наскальных рисунках, вместе с образами оленей, косуль, сайгаков, ирбисов имеются и изображения сцен охоты с собаками. 

Найденные в Саймалыташе останки собак относятся к раннему каменному веку. Скелет самой древней собаки, обнаруженной на территории Казахстана, датируется с XIV в. До н. э. — это кремированные останки двух собак из Буенского кургана (близ Капала) с сохранившимся черепом и несколькими костями. 

В середине 1 тысячелетия до н.э. в Средней Азии и соседних с ней районах распространился обряд погребения собак., как отдельно, так и вместе с хозяином. Голова собаки в склепе Жынгильды в Хорезме, собака, погребенная у родника Каргай, в долине реки Чу в эпоху уйсуней, кости собаки в оссуарии в некрополе Токкала — все это свидетельствует о том, что в древности в Среднеазиатском регионе имел место культ собаки. Считалось, что собака так же, как и лошадь, является проводником в мир иной. Следует отметить, что только на территории Узбекистана при изучении сорока археологических памятников, относящихся к промежутку времени от мезолита до средневековья, найдено около двух тысяч собачьих костей. 

3ee24019d23be238162debf6a4f14edc.jpg

Множество сведений о собаках изложены в знаменитом памятнике древности — Авесте, где говорится, то люди тех времен сравнивали самых священных животных с собакой. К примеру норку называли «водяная собака», ежа — «колючая собака». В связи с тем, что собака превратилась в преданного друга человека, его защитника, стражника, верного слугу, в народном сознании сформировалась целая система верований и поверий, примет и обрядов. В языческих религиях много народов собаке приписывали связь с потусторонним миром и называли «вестницей» смерти. В мифологии разных народов собака стоит на границе между жизнью и смертью, между двумя мирами, являясь посредником между душой и телом. 

Имеются археологические свидетельства того, что древние жители Казахстана во время возведения дома приносили в жертву собаку и закапывали ее тело под порогом. Эти сведения перекликаются с казахской легендой о построении Ак-Мечети, в которой рассказывается о том, что в городской стене была замурована собака. Понтия казахов о четырехглазых собаках созвучны мифу о собаке царя ведического царства мертвых бога Ямы. Зороастризмы верили, что собака защищает от порчи, сглаза и нечистой силы. Казахи связывают с собакой многие другие обряды и поверья, о которых я расскажу вам в следующей статье.

Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». [email protected] 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

e-history.kz

Роль образа собаки в разных культурах

О собаках написано множество книг и научных статей. Это животное – первое из прирученных человеком (по разным данным от 20 до 50 тысяч лет назад), такое привычное для каждого из нас, до сих пор остаётся загадкой для учёных. Немало существует предположений по поводу происхождения, одомашнивания Канис Фамилиарис и пока - только догадки о тайнах её мозга и удивительных способностей.

Взаимоотношения собаки и человека вызывают научный и житейский интерес уже давно. «Нет другого животного, которое так кардинально изменило бы весь образ жизни, всю сферу своих интересов, стало бы до такой степени домашним, как собака». Необходимость особых знаний и подходов к построению взаимоотношений с собаками поняли в далёкой древности. Так, например в первом веке до нашей эры появился первый известный нам трактат о собаках. В энциклопедическом сочинении Марка Теренция Варрона «О сельском хозяйстве» он описывает различные типы собак, как выбрать щенка, собачий корм, размножение и способы дрессировки собак. Подобные произведения известны во многих древних государствах.

«Тысячи лет рядом с нами живёт собака – верный друг и помощник человека. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников, обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стережёт государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей, служит физиологам, биологам и космонавтам, играет с детьми – всего не перечислишь. С незапамятных времён собака помогала человеку в труде, охраняла его жилище от врагов и диких зверей. Человек оценил в собаке её неприхотливость, выносливость, быстрый бег, острое обоняние, отличный слух. Человек полюбил собаку за исключительную привязанность к нему, готовность пожертвовать своей жизнью во имя человека». Даже привычный нам «собачий язык» собаки придумали ради общения с людьми.

«Дикие сородичи собак не лаяли. Они общались звуками иного порядка: вой, повизгивание, рычание. Лай домашней собаки – сигнал, обращённый к «двуногой стае». Это взволнованное сообщение об опасности, призыв к остановленной или преследуемой добыче…, выражение эмоций. «Научившись лаять,… прирученные собаки «изобрели» своеобразный язык для общения с человеком…»

«Исторически взаимоотношения между собакой и человеком складывались очень не просто. Мы наблюдаем как периоды полного взаимопонимания и крепкой дружбы, так и периоды игнорирования и беспощадного использования этих животных.». «Но что даёт право судить о том, как там всё было, тысячи лет тому назад, когда не существовало письменности и, кажется, нет никаких свидетельств той жизни? Свидетельства есть – это находки археологов и наскальные рисунки людей каменного века; исследования этнографов, изучающих быт современных народов, стоящих на уровне людей каменного века; знание повадок и биологии…животных… Первые люди известны со времён палеолита. Надо сказать, что человека и собаку многое объединяет. Во-первых, они современники. И собака, и человек относятся к одной фауне в истории Земли. По мере того, как человек…становился человеком разумным, дикая собака становилась ручной и домашней. Эта параллель ярко выражена в находках палеоантропологов: с каждой новой ступенью развития человека всё чётче прослеживаются признаки одомашнивания на черепах собак».

Когда-то общество людей представляло собой нечто похожее на стаю диких собак. Совпадали и места обитания этих двух видов, и способы охоты, и даже её объекты. Так что они просто не могли, в конце концов, не заметить явных преимуществ совместного существования. Даже молоко человеческое и собачье оказалось близко по составу. Учёным известны случаи, когда в некоторых племенах детей выкармливали молоком ощенившейся собаки.

В мезолите были изобретены лук и стрелы, «костяные иглы с ушками говорят об изготовлении одежды из шкур, много орудий труда делалось из рога оленя и кости животных, люди научились делать рыболовные снасти и выдалбливать лодки-челноки». К этому же историческому периоду относится строительство примитивных свайных построек и переход к сознательному использованию возможностей собак для своих целей, то есть к приручению. Именно по остаткам культуры свайных построек лучше всего изучена жизнь эпохи мезолита. «Каменные орудия этих людей оказываются уже гладкими, а не грубо оббитыми, как раньше. Впервые начинают встречаться черепки глиняной посуды… В самых нижних слоях свайных построек…находят останки собак», которым было дано название «торфяниковый шпиц». Продолжающиеся географические и климатические изменения привели к тому, что через 1,5 – 2 тысячи лет у людей появился новый тип собак. Да и сам человек изменился. Кроманьонцы оставили нам в наследство вырезанные на стенах пещер превосходные рисунки зверей. «По этим рисункам мы теперь можем судить, какие животные были в те времена в Европе. 8 тысяч лет назад, вслед за степными животными, проникла в Европу первая волна азиатских народов… и стада домашних животных…Вместе с ними была и собака…Она могла походить на среднеевропейских овчарок».

Из-за совпадения этого времени с изобретением бронзы, эпоху назвали бронзовой, а собаку – бронзовой овчаркой.

«К концу бронзового века в отложениях золы Богемии и нижней Австрии и в других местах находят останки так называемой зольной собаки,…похожей на современных гончих….О значении их в жизни человека того времени говорит тот факт, что пепельных собак хоронили вместе с хозяином при захоронении и приносили в жертву богам, как самую большую ценность. После бронзового века наступил век железа…за тысячу лет до нашей эры…в этот период истории появляются ещё несколько пород собак. Человек стал использовать собак по их природным и приобретённым способностям как незаменимых помощников в хозяйстве: для охоты, пастьбы скота, охраны жилища и даже для транспортировки грузов. В разных местах у разных народов процесс формирования взаимоотношений человека и собаки шёл по-разному. Это объясняется и климатическими и географическими особенностями мест обитания человеческих племён, и культурными традициями, и начинающими складываться религиозными представлениями народов. Начиналось «обожествление непонятных и могущественных сил природы, поклонение духам. Например: в Древнем Египте существовал обычай хоронить людей вместе с собаками, потому что тогда существовал бог всех умерших Анубис (облик человеко-собаки) и считалось, что дух собаки, которая лежит рядом с телом человека, будет сопутствовать духу человека на пути в мир иной.

По культовым захоронениям собак и обычаям, известным у полинезийцев и на Гавайских островах, по легендам и мифам, изученным этнографами, складывается интересная картина представлений разных народов о собаке, как защитнике от злых духов. Самое древнее (времён мезолита) захоронение старика со щенком найдено в Палестине (Эйнане). В неолите такие погребения встречаются уже в Центральной Европе, Китае, Прибайкалье, в додинастическом Египте. В бронзовом веке их ареал охватывает обширные области от Южной Сибири до Месопотамии и Западной Европы, Якутии, Чукотки, Японии… На Гавайях собак умерщвляли в случае смерти ребёнка, считая, что они будут оберегать его душу. Эскимосы клали в могилы своих детей собачьи головы – как символ сторожа. Этнографы обнаружили у многих первобытных народов представления о собаках как посредниках между людьми и духами…

Но не только мёртвых, а и живых оберегали собаки от злых духов в представлениях древних людей. Собакам приписывали «сверхъестественное» могущество и использовали эту силу для покровительства своему жилищу, совершая жертвоприношения». В восточной и юго-восточной Новой Гвинее особо почитали охотничьих собак. Наравне с охотниками их считали кормильцами семей. В случае смерти их погребали как людей и несколько дней оплакивали.

«Народы Передней Азии начали использовать собак для охраны стад от многочисленных хищников. Как охотничьи и сторожевые известны нам по наскальным рисункам собаки времён неолита Северной Африки».

В районах Сибири и Крайнего Севера, у народов Амура, в торфяниках Финляндии, на севере Восточной Европы археологи и этнографы находят подтверждение использования собак как самой первой тягловой силы. И кто знает, может быть, благодаря собакам были изобретены сани? Но бесспорно то, что охранные, пастушьи и охотничьи способности собак во многом продвинули вперёд развитие и человеческого общества. Из всех прирученных человеком животных именно собака помогла людям стать успешными охотниками, земледельцами и скотоводами, а значит, трудно переоценить и её вклад в формирование поселений и оседлого образа жизни людей в целом.

Несколько тысячелетий назад, когда люди уже вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством, «они стали изображать собак на скалах, стенах, различных предметах домашней утвари, делать скульптурки. Эти изображения дают нам возможность судить о внешнем виде собак. С развитием письменности появились первые упоминания о собаках и ритуалах с ними связанных».

Древние арии, создатели Ригведы и Авесты, верили, что собаки — посланцы бога смерти и должны сопровождать умершего. Поэтому не удивительно, что в захоронениях тех времен находят останки людей и собак в одной могиле.

Остались письменные свидетельства об охотничьих и военных собаках древних персов. Так, о царе Кире (560—529 гг. до н. э.) сообщают, что он содержал такое большое количество охотничьих собак, что податей с четырех важнейших городов страны недостаточно было для покрытия расходов на их содержание. При упоминании о другом царе персов — Ксерксе (486—465 гг. до н. э.) говорится, что при одном военном походе он пользовался дикими собаками. В Древней Месопотамии, на барельефах начала III тыс. до н. э., времени, когда каменные орудия труда все больше вытеснялись металлическими,— изображены шпицеобразные собаки.

Культура эгейского мира, развивавшаяся на островах и в прибрежных областях Эгейского моря, занимала промежуточное положение между древневосточными рабовладельческими государствами и культурой Древней Греции. Самым большим островом Эгейского моря, ставшим центром торговых путей между Египтом, Финикией, Сирией и Грецией, стал Крит. При раскопках на Крите среди археологических находок, относящихся ко II тыс. до н. э., есть изображения собак с короткими стоячими ушами, поджарых, с серповидным хвостом, изображения догов, печати с изображением так называемой критской собаки.

Вершиной обожествления собак за всю историю человечества стало ее положение в древнеегипетской религии и мифологии. Бог, покровитель умерших Ипту (по-египетски), или Анубис (по-гречески), почитался в образах лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб.

Tакое положение собак вряд ли было случайным. В жизни древних египтян они играли значительную роль. Поражает прежде всего то, что в этом государстве было такое большое количество пород домашних собак, какого не встречается ни в одном древнем государстве. Судя по сохранившимся рисункам, здесь были и изящные борзые, и гончие, шпицеобразные породы, а также и такие, о которых мы пока и не знаем, что они из себя представляли:

Чтобы понять, откуда здесь могло появиться такое разнообразие собак, придется ненадолго вернуться в палеолит. Дело в том, что животноводство и земледелие зародились не на территории будущего египетского государства, а в прилегающих к нему областях (в Сахаре и Северной Африке).

В палеолите климат в Сахаре был совершенно иной, чем теперь. В то время, когда Европу покрывали ледники, и несколько позднее Сахару орошали многочисленные реки. Теперь от них остались лишь безводные русла — «вади». Пустыня стала образовываться позже, за 5 тыс. лет до н.э. А в каменном веке по всей Северной Африке простирались кустарниковые и травянистые саванны, в горах росли леса. Здесь обитали туры — древние первобытные быки, козы, овцы, олени, антилопы, слоны, жирафы. В конце палеолита — мезолита древними людьми были сделаны наскальные рисунки, по которым мы теперь можем судить о животном мире тех времен. В Сахаре и Северной Африке было большое разнообразие диких собак. Они-то и послужили тем исходным материалом, из которого древние египтяне впоследствии создали одомашненные формы. Приручались гиеновые собаки, гиены, гепарды. На фреске, относящейся к VI тыс. до н. э., изображены борзые в виде своры из четырех собак в ошейниках. В верхнем ряду этой же фрески изображены две гиеновые собаки на поводке. К IV тыс. до н.э. в Египте был уже известен обычай похорон собаки вместе с хозяином.

В Египте, судя по сохранившимся рисункам и останкам, было не менее трех типов собак. Они имели свое обозначение в иероглифах. В одном сохранившемся письме времён Менефтиса (19-я династия) называются 200 собак вида уау и 300 – вида унзу. Учёные считают, что селекция животных началась именно на собаках.

Особенно большим почетом у египтян пользовались комнатные собаки. Они считались священными. В случае смерти собаки владелец ее постригал себе волосы на голове в знак траура, бальзамировал животное и торжественно погребал его.

В Ассирии пород собак было намного меньше, чем в Египте. На самых древних памятниках встречаются только две догообразные породы. Позднее, на глиняных табличках, найденных в библиотеке предпоследнего ассирийского царя Ассурбанипала (668—626 гг. до н. э.), появилось упоминание новых пород: домашние, охотничьи, комнатные и так называемые эламские собаки. У жителей Ассирии собака играла большую роль в суевериях. Они говорили, что «если желтая собака вступит во дворец, то это знак печальной судьбы для дворца; если пятнистая собака вступит во дворец, то царь будет просить мир у врага; если собака забежит во дворец и ляжет на стул, то дворец сгорит».

Похожие статьи

sarzoomir.com

Слово Собака и названия народов

Названия народов или племен достаточно часто происходят от имени первопредка или какого-то легендарного правителя. Так без сомнения название узбеки, происходит от имени хана Узбека. Само же имя некоторые исследователи возводят к названию собаки. Также как имя хана Кончака например, и многих других. Кроме ногайцев, известны из китайских хроник Собаки-Жуны (Цюань Жуны). Название Бурят от Бури (волк). О семантическом единстве собаки-волка говорить смысла нет после работ В.В. Иванова. Пес как предок известен повсеместно.

А.П. Окладников, обнаруживший захоронения собак в Забайкалье, в комплексах глазковского и китойского времени, писал, что культ собаки имеет по этнографии 2 аспекта: первый имеет отношение к мифологии эпохи материнского рода (пес-предок) и второй — "собаке принадлежало важное место в погребальном культе как водительнице умерших, особенно новорожденных и маленьких детей ... в страну мертвых" (Окладников, 1955. — С. 302). С.В.

Для более поздних памятников в Сибири, мнение, что собака являлась проводником и защитником умершего, разделяют Л.Л. Викторова и С.В. Данилов. Л.Л. Викторова в статье, посвященной ранним формам религии киданей, рассматривая предков киданей — племена ухуань и сяньби, основываясь на письменных источниках, сообщает, что в погребальных обрядах этих племен особая роль принадлежала собаке. Именно собака была у них проводником души покойного в загробный мир, она приобщала душу умершего к его ранее ушедшим в "тот мир" на гору Чишань духам предков (Викторова, 1974. — С. 264). С.В. Данилов рассматривает захоронения собак, часто встречающиеся в хуннских комплексах Монголии и Забайкалья и приходит к выводу, что собака являлась проводником души умершего человека. При этом он опирается на вышеупомянутую работу Л.Л. Викторовой (Данилов, 1983. — С. 110).

Эту же психопомпную функцию собаки на материалах погребального обряда Древней Руси конца IX — начала XI веков выделяет Ю.Э. Жарнов.

Выделенный А.П. Окладниковым на археологических материалах Восточной Сибири тотемический аспект культа собаки, поддерживается археологами с меньшей уверенностью. Вслед за ним З.А. Абрамова. В.Е. Ларичев и Е. Ф. Седякина считают, что захоронения собак в хозяйственных ямах и на культовых местах (Ленковка, Усть-Белая, Калашникова Падь и др.) связаны с культом зверя и тотемистическими представлениями (Абрамова, Ларичев, Седякина, 1960. — С. 10). Так же и А.В. Новиков, предполагает, что это может быть каким-то обрядовым действием, отражающим тотемические представления (Новиков, 1995. — С. 63-71). Интересен образ Сэнмурва, который, на первый взгляд к теме не относится. Но все не так просто. Сэнмурв в древних текстах описывается вместе с носителями доброго начала.

Плодородие на всей земле обеспечивается ниспадающими с дождем семенами, опавшими со священного дерева благодаря Сэнмурву. В изобразительном искусстве элементы собачьей породы Сэнмурва нашли более широкое и конкретное выражение, чем в тексте Бундехеша. Большинство сохранившихся изображений Сэнмурва относится к сасанидской торевтике (Тревер, 1933. — С. 293-328). При этом Сэнмурв «не одинок».

В хакасских сказках присутствует образ чудесной собаки, вылупившейся из яйца турпана. От этой охотничьей собаки не может уйти ни одно живое существо. В сказке прямо не говорится, что эта собака по имени Хубай-Хус — крылатая. Но это возможное предположение (Катанов, 1963. — С. 104-105; Коре Сарыг на буланом коне, 1974).

Семантике мифологического образа Хубай-Хус посвятил специальное исследование М.И. Боргояков. Он разбирает этимологию слова Хубай и связывает его с божеством Саяно-Алтайских тюрок — "Матерью Умай", обитающей на небесах и охраняющая младенцев. Другое значение термина Умай — мифическая птица, которая гнездится в воздухе. М.И. Боргояков считает, что в тагарскую эпоху образ собако-птицы широко бытовал на обширных просторах Евразии (Боргояков, 1980. — С. 272-276). Связь Умай и Сэнмурва проявляется в их функциональной сущности — это крылатые существа, связанные с плодородием на Земле. Образ Умай в таком же контексте рассмотрен Д.В. Черемисиным, который указывает на дуализм этого образа. Д.В. Черемисин не сомневается в связи образа богини Умай и крылатой собаки Хубай (Черемисин, 1997. — С. 31-43).

У киргизов слово к"умай означает так же "снежного грифа" или "сказочную собаку", от которой никакой зверь не может спастись и рождена она от хищной птицы грифа. Чудесный пес Кумайык, рожденный от птицы — верный спутник киргизских эпических героев Манаса и Семетея. Здесь уместно вспомнить историю породы собак, которые в Европе получили название грифонов. По поводу этого названия есть предположения, что оно произошло от греческого названия мифического зверя. Но дело в том, что грифоны происходят от охотничьих собак Тибета, которые назывались "Greiffs". Это подсоколиная собака — то есть собака, которая используется на охоте вместе с ловчими птицами.

Надо полагать, что от такой пары охотников, действительно, не уйдет никакая дичь. Так же любопытна информация, приведенная Л.П. Сабанеевым, что собак "грифов" держат тибетские рудокопы (Сабанеев, 1986. — C. 247), невольно напрашивается сравнение с фразой Геродота о стерегущих золото грифах. Л.П. Сабанеев относит грифонов к щетинистым брудастым легавым и указывает на их качества: выносливость, ум, понятливость, смелость, крепкое здоровье, упрямство, злобность, чрезмерная горячность. Привезенные в Европу Людовиком IX грифоны достигали в холке высоты более 70 сантиметров. Это очень большие собаки.

Собака, от которой никакой зверь не может уйти, известна и в греческой мифологии. Это Лайлапс — медная собака, изготовленная и оживленная Гефестом для Зевса. Лайлапс была выпушена Кефалом против чудовищной Тевмесской лисицы. Было предопределено, что никакая дичь не уйдет от собаки, но также было предопределено, что никто не догонит лисицу. Парадоксальная ситуация была разрешена Зевсом, который превратил их обеих в созвездие (Гусейнов, 1991. — C. 309). Здесь не указано, что собака имела крылья, но она превращена в созвездие, что имеет явную связь с эсхатологическим сюжетом небесной охоты. Рождается от птицы (орла или ворона) в грузинских легендах чудесная охотничья собака Курша, в два прыжка догоняющая туров (Грузинские народные предания, 1973. — С. 58-59). Курша, или по другим вариантам, рожденный от орла черный пес Гошия пытается освободить своего хозяина Амирани, навечно закованного в цепи (Амираниани, 1975. — С. 180; Бардавелидзе, 1957. — С. 52). Очень интересно здесь то, что Амирани эсхатологический герой — если он вырвется из своих цепей, то разрушит мир.

Эсхатологическая роль не является редкостью для образа собаки в мифологии. Так в скандинавских сагах, говорится о неизбежности крушения мира, когда сорвется с привязи пес Гарм (Гармр) (Старшая Эдда, 1975. — С. 187)

Вообще, в мифах разных народов Евразии, образ собаки представлен очень широко. Опубликовано немало исследований, посвященных раскрытию сакрального содержания этого образа. В первую очередь следует назвать работу В.Ф. Миллера, опубликованную в 1876 г. Это фундаментальная работа, в которой обширно цитируются главы Авесты, касающиеся собаки. Рассматривается образ собаки Сарамы из Ригведы, а так же приводятся свидетельства того, что в религиях разных народов — греков, иранцев, египтян, германцев и др., собака либо была олицетворением загробного мира, либо была прочно с ним связана. Это такие образы как греческий Кербер, иранские собаки, стерегущие мост Чинват, египетский Анубис, собаки индийского бога смерти Ямы, германские собаки норн, определяющих линию судьбы людей. Собаки видят духов, невидимых людям (Миллер, 1876. — С. 287-324).

Тотемическую роль собаки (как и других животных) подчеркивает З.П. Соколова в научно-популярной книге "Культ животных в религиях", хотя она описывает так же сюжеты оборотничества и приводит примеры из мифологии о связи собаки с подземным миром (Соколова, 1972).

Очень большое внимание уделено образу собаки в мифологии в исследованиях В.В. Иванова. Это такие работы как "Древнебалканский и общеиндоевропейский текст мифа о Герое — убийце Пса и евразийские параллели", "Реконструкция индоевропейских слов и текстов, отражающих культ волка", "К балкано-балто-славяно-кавказским параллелям", а также фундаментальное исследование, совместное с Т.В. Гамкрелидзе — "Индоевропейский язык и индоевропейцы".

Работы В.В. Иванова лингвистические и носят характер реконструкций текстов и этимологический анализ имен и терминов, позволяющий осветить древние мифологические представления, которые не сохранились ни в литературе, ни в народной памяти. Его реконструкции хорошо аргументированы и очень убедительны. В.В. Иванов обосновывает, что в ритуально-мифологической практике названия "волк" и "собака" могут отождествляться.

А в некоторых индоевропейских диалектах эти животные обозначаются одним названием. Волки, сопровождающие божество (Одина у германцев или Святого Георгия в Грузии) называются его собаками. Обосновывая семантическое единство собаки и волка, В.В. Иванов рассматривает мотив оборотничества, при котором "волком" становится человек, убивший человека и ставший по этой причине изгоем, а так же отправившийся в поход воин или вождь боевой дружины. Воинов сравнивают с волками или псами. Автор говорит о культе волка и собаки, которые очень тесно между собой переплетены. О культе бога войны, который является "волчьим" богом и ему в жертву приносят собак.

Рассматриваются и космогонические мифы, в которых собака выступает как эсхатологическое существо — эти мифы рассматриваются в комплексе с героическими преданиями о предках-царях, победивших в единоборстве чудовищного пса (этот мотив сравнивается со змееборчеством). (Иванов, 1975. — С. 399-408; Иванов, 1977а. — С. 181-213; Иванов, 1977б. — С. 152-165; Гамкрелидзе, Иванов, 1984. — Т. 1-2).

www.berl.ru


Смотрите также

">