25 мая 2015
Большинство увлекательнейших подробностей из жизни животных мы узнаем благодаря тому, что ученые дни напролет наблюдают за ними. Наблюдают в привычном месте обитания этих животных, наблюдают в условиях лабораторий. Наблюдают и анализируют, записывают и подают нам на блюдечке неимоверно интересные факты.И главное в этом всем – наблюдение и анализ происходящего.Я предлагаю Вам тоже, как и эти учёные, понаблюдать за своим питомцем!Ваша цель, и основная задача будет состоять в том, чтобы Вы изучили все привычки своей собаки, проявление всех эмоций, ее работоспособность – в игре, или же при отработке команд.Конечно, если у Вас собака находится на привязи, и Вы с ней общаетесь в основном тогда, когда кормите, то, наверное, нет смысла изучать ее поведение.Но если же Вы живете с собакой бок о бок, хотите добиться от нее высокого уровня послушания, хотите, чтобы она понимала Вас с полуслова, тогда, будьте добры, научитесь и Вы понимать ее сигналы. А для этого нужно стать хорошим наблюдателем!В идеале начинать нужно с того момента, когда Вы только принесли щенка домой.Например, часто у людей возникает проблема с приучением щенка к туалету. Но вот – интересная вещь. Кто более наблюдателен, тот сразу отметит преобладающее настроение в его поведении: когда он беззаботно бегает и играет, а когда – крутится и начинает «мостится» с целью сходить в туалет.Так вот: те хозяева собак, кто проявит нужную наблюдательность и в этот момент отнесет щенка в его «туалетное место», тот, несомненно, будет успешнее в плане приучения четвероногого любимца к лотку, чем тот, кто этот момент «проспит», и тем самым покажет собаке, что ходить в туалет можно где попало.Потому наблюдайте за поведением своей собаки – это полезно и увлекательно!Если Вы знаете, каково нормальное поведение Вашего щенка – когда ему комфортно и его ничего не беспокоит – то Вы с легкостью определите, когда он голоден, когда хочет пить или «сделать свои дела». А самое главное в том, что Вы сможете по изменению в поведении собаки увидеть даже болезнь на ранних стадиях.Например, Вы знаете, сколько в норме ест Ваш щенок, и вдруг он не доел все сразу, а немного оставил и доел через некоторое время. Вы про себя отмечаете, что бывает и такое. Но в следующее кормление он снова не доедает, но за остатками уже не приходит. Плюс – играл с меньшим азартом, чем обычно.И Вы, благодаря своей наблюдательности, выявляете снижение аппетита, снижение активности, вялость животного, повышение утомляемости на ровном месте. А это уже могут быть первые признаки заболевания.Этот пример хорошо работает на взрослых собаках при пироплазмозе, когда клиника может не проявляться ярко в первые дни.Благодаря наблюдательности Вы сможете контролировать такие показатели здоровья, как консистенция стула.Например: Вы видите, чем сходил «по-большому» Ваш пес и, если это – жидкая консистенция, Вы эту ситуацию можете отрегулировать через диету, или же поход к врачу. Однако это – не тот вариант, при котором собаку отпустили побегать, она сходила в туалет вдалеке от хозяина, и он даже не знает, что у собаки диарея. Такие хозяева обычно замечают, что с собакой что-то не то, когда та падает с ног и не ест день-два.То же самое касается и акта мочеиспускания. Когда хозяин не обращает на это внимания, то может пропустить цистит у собаки, или же наступление у щенка того возраста, когда он начинает все метить. Или когда хозяин не может точно сказать, болеет ли его щенок, или это он написал от радости встречи?Когда хозяин знает свою собаку, когда он наблюдает за своей собакой, то между поведением, связанным с помечанием территории и актами мочеиспускания на эмоциях он быстрее разглядит проблемы с мочеполовой системой своего питомца.Что касается обучения собаки командам, в плане наработки послушания у собаки, то тут тоже без наблюдательности не обойтись.Посудите сами: Вы должны знать, когда Ваша собака устаёт играть с мячиком (а тем более, с апортировочным предметом), когда она наестся, и ей надоедает выполнять команды?Это необязательно, но Вы должны понимать, что от этих знаний зависит результат всех Ваших стараний. А эти знания дают только внимательные наблюдения за собакой.Например: Вы играете с собакой мячиком. Собака бегает за ним, а потом вдруг ей игра стала неинтересна, она развернулась и пошла обнюхивать ближайшие кусты, а там – и другую собаку может увидеть, и, вообще, про Вас забыть.Так вот, чтобы такого не случалось, нужно просто один раз пронаблюдать за собакой во время игры. Когда собака бегает за мячиком, отследить каждый ее пробег, его скорость, виляние хвостом – начиная с того самого места, когда она пребывает в наибольшем азарте и заканчивая тем моментом, когда она вообще не бежит за мячиком. И тогда Вы сможете в следующий раз увидеть, когда именно собаке надоедает мяч. И тогда-то Вы и выполните одно из главных правил – остановите игру на максимальном позитиве.Аналогично и с командами. Если хотите, чтобы обучение собаки проходило на веселых нотах, то не допускайте, чтобы собаке надоедало все происходящее, останавливайте работу, когда она максимально готова работать, чтобы ей хотелось еще, чтобы она ждала, когда её снова поведут работать «на команды».Просто пару занятий проследите за собакой: сколько времени она занимается, максимально виляя хвостом и заглядывая Вам в глаза с вопросом «что еще сделать, чтобы только похвалили и покормили?». И от этих знаний отталкивайтесь в дальнейшем.Учитесь видеть состояние собаки, и тогда Вы будете видеть разницу между тем, когда она устала от однообразия и скуки в Вашей дрессуре, а когда – хитрит и претворяется, чтобы Вы бросили «послушку» и пошли играть, а то и вообще отпустили ее побегать.Только через наблюдения Вы сможете узнать все секреты своей собаки, знать ее действия наперед. Наблюдайте за своей собакой, делайте выводы, не лишайте себя ценной информации!
Рекомендуем почитать:
kavkazec.com.ua
Меркурьева Анастасия Викторовна
6 Г класс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 Ханты-Мансийский автономный округ Югра
Шматова Светлана Анатольевна
научный руководитель, педагог-психолог МБОУ СОШ № 44, г. Сургут
Аннотация
Поведение животных издавна изучается человеком. Учёными доказано, что психика собаки относится к стадии человекоподобного интеллекта. Очень часто собаки демонстрируют интеллектуальные способности, чем-то напоминающие человеческое мышление.
Целью данного исследования является следующее:
исследовать отношение собаки и её поведение с разными членами семьи. Выявить, ведёт ли себя собака с различными членами семьи по-разному в зависимости от их статуса в семье.
Введение
«Для того чтобы узнать, имеются ли в сознании человека какие-либо мысли, образы, переживания, достаточно прямо спросить его об этом и попросить описать то, что чувствует в данный момент времени человек. Но такой способ изучения психики не подходит для животных. Так как даже наличие сознания у животного не даёт возможности нам что-то сообщить, поскольку животные не владеют речью» [1, с. 36].
В связи с этим, основными способами изучения психики животных являются наблюдение за их поведением и подключение различных надёжных физических приборов, позволяющих зафиксировать различные движения частей тела животных, происходящие в нём физические или физиологические процессы. В домашних условиях достаточно сложно использовать физически приборы, поэтому в своём исследовании мы будем опираться только на наблюдения за поведением собаки.
Изучение различной литературы, относительно описания психики и поведения собак, позволяют нам говорить о том, что высшие достижения в психическом и поведенческом развитии собаки выглядят так:
1. Собака обладает ощущениями и восприятием.
2. Собака имеет внимание и память.
3. У собаки есть элементарные формы интеллекта.
4. Собака способна к приобретению жизненного опыта, то есть к научению.
5. Собака, по-видимому, способна переживать элементарные эмоции, связанные с удовлетворением её биологических потребностей.
6. Собака умеет общаться с человеком, с помощью условных сигналов, выражающих состояние собаки и её отношение к тому, что происходит вокруг неё.
А наши наблюдения позволяют нам предположить о том, что собака имеет чётко дифференцированную систему отношений, проживая в семье человека.
Объект исследования.
Объектом исследования является домашнее животное — собака породы той-терьер.
Предмет исследования.
Предметом исследования является поведение собаки в домашних условиях города.
Цель исследования.
Исследовать поведение собаки в домашних условиях.
Задачи исследования.
· Определить отношение собаки к разным членам семьи;
· Выявить, как собака распределяет статусы членов семьи;
· Исследовать поведение собаки по отношению к членам семьи в зависимости от их статуса в семье.
Гипотеза исследования.
Предположим, что собака ведёт себя по-разному с членами семьи в зависимости от их статуса в семье.
Методы.
Метод сбора информации — наблюдение, эксперимент.
Практическая значимость.
Данное исследование имеет практическую значимость для правильного воспитания собаки в домашних условиях и корректировки её поведения.
Выводы.
В домашних условиях собака приспосабливаясь, ведёт себя по-разному с членами семьи в зависимости от их статуса в семье: хозяин (глава семьи), жена хозяина (ранг ниже) и ребенок (совсем низкий ранг). Чем выше статус в семье, тем больше собака ему подчиняется.
Наблюдая за собакой, мы использовали различные ситуации, в которых собака могла бы проявить свой характер, черты подчинения или доминирования.
Воспитывая собаку со щенячьего возраста, все члены нашей семьи проявляли к ней свои методы воспитания. В соответствии с этим собака сама распределила статусы членов семьи. Так, например, хозяин (глава семейства) всегда строго спрашивал с собаки за её проделки и никогда не давал ей спуску. Жена хозяина иногда могла закрывать глаза на щенячьи проделки. А ребёнок, никогда не наказывая собаку, часто старалась только потрепать её и побаловаться с ней. При этом часто дразнила собаку. Но, причинив боль собаке, ребёнок бывал наказан.
В результате собака стала беспрекословно подчиняться главе семейства, так как понимала, что за неподчинение она будет строго наказана. И когда хозяин садился на кухне за стол, собака никогда не позволяла себе зайти в кухню, расположившись за её порогом. Как только хозяин говорил ей: «На, возьми!»,— предложив лакомый кусочек, собака тихо входила в кухню и, взяв кусок, тут же её покидала. В отсутствии хозяина собака спокойно заходила в кухню и при этом не реагировала на недовольства хозяйки. Так как ей ни разу от неё не «попадало», и она часто относилась попустительски к невыполнению команды собакой. А так как ребенка ещё и наказывали за то, что он дразнит собаку, то собака стала ставить ребенка ниже своего статуса в семье. Это проявлялось в том, что собака позволяла себе огрызаться на ребенка, но при этом ни разу не укусив его. Могла совершенно не выполнять его команды.
Также нами был поставлен эксперимент с домашними животными: собакой и водяной черепахой. Мы решили посмотреть, как будут вести себя эти животные по отношению друг к другу на разных территориях.
Мы впустили собаку в комнату, где жила черепаха и пронаблюдали за их поведением. Затем мы выпустили черепаху в коридор, где было место собаки. В результате мы увидели, что собака на территории, где проживала черепаха, вела себя достаточно спокойно и осторожно. Как только черепаху впустили на территорию, где проживала собака, собака стала вести себя очень агрессивно. Она лаяла на черепаху, пыталась её прогнать со своей территории (рис.1). Как только черепаха покинула территорию собаки, собака успокоилась и снова становилась покладистой (рис.2).
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Ещё один эксперимент, который помог нам понять, что собака понимает речь человека. Всегда люди говорят о том, что собака понимает только жесты и мимику человека. Но наш эксперимент показал совершенно другое. Мы решили узнать: действительно ли собака не понимает речь, а ориентируется только на мимику, голос и жесты.
Однажды, когда собака вошла в кухню, хозяин сказал мягким и нежным голосом: «Быстро вышла из кухни!» Это звучало совершенно не в приказном тоне. И собака тут же подчинилась, выйдя из кухни.
Выводы.
В результате наблюдений за собакой в домашних условиях, мы сделали выводы о том, что собака приспосабливается к условиям для удовлетворения своих потребностей. И соответственно ведёт себя в разных ситуациях, с разными членами семьи по-разному.
Заключение
Собака, как и человек, переживает элементарные эмоции, связанные с удовлетворением её биологических потребностей.
Проживая в семье, собака дифференцирует статусы членов семьи в зависимости от их методов воспитания и ведёт себя с ними по-разному. Собака чувствует себя уверенно на своей территории и с опаской ведёт себя на чужой территории. Собака способна понимать не только жесты, мимику и пантомимику человека и общаться на этом уровне с людьми, но и понимать речь человека. Вот такое загадочное животное — собака.
На наш взгляд, наши наблюдения и эксперименты имеют практическую значимость при воспитании собаки со щенячьего возраста. Так как помогут будущим владельцам найти правильный подход к своей собаке.
Список литературы:
1.Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. — М.: Гуманит. Издательский центр «Владос», 2003 год. — 400 с.
2.Сотская М.И., канд. биол. наук. Биологические основы формирования поведения собак. // Клуб служебного собаководства. — 2012. (Электронный ресурс) — Режим доступа. — URL: http: //zveri.net/dog/bioosnovypovedenia.php
sibac.info
МБДОУ ПГО СО «Печеркинский детский сад»
Технологическая карта (конструкт)
Прогулка
для детей дошкольного возраста 6-7 лет
«Наблюдение за собакой»
Разработчик: Иванова Елена Юрьевна
Воспитатель
2015 г.
ТЕМА: Наблюдение за собакой
Группа: подготовительная 6-7 лет
Место проведения экскурсии: участок на территории ДОУ.
Время проведения: первая половина дня.
Форма совместной деятельности: интегрированное занятие в ходе прогулки.
Средства:
наглядные: щенок.
литературные: стихи.
оборудование: скакалки, чертеж «Классиков».
Предварительная работа:
1. Договориться с родителями о предоставлении щенка на время прогулки.
Методы: словесные, наглядные, игровые.
Приемы: дискуссия, поощрение, создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности.
ЦЕЛЬ: систематизировать представления о жизни животных.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
Учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи
Развивающие задачи:
Развивать доказательную речь;
Развивать способность наблюдать, описывать.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.
Планируемый результат:
Ход занятия:
Создание мотивационного поля.
Эмоциональное погружение.
Мой щенок похож немного
На бульдога и на дога
На собаку водолаза
И на всех овчарок сразу.
Радуются, удивляются, наблюдают
Методы и приемы: словесный, сюрпризный момент, создание ситуации заинтересованности. Форма: коллективная
Создание хорошего настроения
Включение в образовательную деятельность
Совместное определение конкретных действий; опора детей на необходимые знания, умения для «открытия нового знания»; формирование новых знаний о домашнем питомце
1. Каким вам кажется этот щекнок-"мальчик" или "девочка"?
2. Какое имя (кличка) подходит щенку?
3. Какое настроение у щенка?
4. Чем по-вашему, щенок больше всего любит заниматься?
Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином. Она будет с вами везде, готова ради вас переносить любые лишения. Ведь собака - преданный друг человека. Но и мы должны понимать, что о ней необходимо заботиться, правильно кормить и ухаживать. Но прежде всего ее нужно любить.
Подвижные игры: "Классы", "Ключи".
Дети отвечают на вопросы, делают умозаключения
Дети играют
Методы и приемы: словесный, наглядный, создание ситуации заинтересованности, метод вопросов, метод повторения.
Форма: коллективная
Средства: наглядные.
Методы и приемы: игровой, практический, создание ситуации успеха.
Форма: групповая, индивидуальная
Проявление готовности к совместной деятельности;.
Умение (вести) вступать в диалог;
Аргументировать свой ответ;
Умение выстраивать полный ответ;
Проявление активности.
Использование обобщающих слов.
Умение контролировать и анализировать свои действия
Умение делать выводы.
Обеспечена потребность детей в движении.
Умение прыгать по правилам. Развитие глазомера и меткости
Создание хорошего настроения.
ТЕМА: Наблюдение за собакой
Группа: подготовительная 6-7 лет
Форма совместной деятельности: интегрированное занятие в ходе прогулки.
Предварительная работа:
1. Договориться с родителями о предоставлении щенка на время прогулки.
ЦЕЛЬ: систематизировать представления о жизни животных.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
Учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи
Развивающие задачи:
Развивать доказательную речь;
Развивать способность наблюдать, описывать.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.
Планируемый результат:
Обоснуйте цели и задачи образовательной формы с учетом особенностей предмета, возраста, образовательной программы, требований ФГОС ДО.
Тема, объект наблюдения соответствуют возрасту детей. Во время прогулки проводилось наблюдение как способ познания домашних питомцев: выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Дети выявляли благоприятное и неблагоприятное содержание щенков. Прогулка способствовала развитию представлений о жизни собак. Дети активно высказывали предположения о правилах ухода за собаками, узнавали требования к хозяину собаки.
Обоснуйте отбор содержания, средств, методов, приемов, форм организации учебной деятельности детей на занятии с учетом особенностей предмета, возраста, уровня подготовленности детей, выбранной программы и в соответствии заявленными целям и задачам.
В ходе прогулки были применены словесный, игровой, практический, наглядный методы и приемы: создание ситуации заинтересованности, создание ситуации успеха, метод вопросов. Форма работы: коллективная, что соответствует форме «прогулка». Средства: наглядные, литературные. Выбранные методы, средства и приемы соответствуют целям экологического воспитания в форме прогулка и задачам образовательной деятельности седьмого года жизни:
Развивать самостоятельность, инициативу, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.
Совершенствовать познавательные умения применять результаты познания в разных видах детской деятельности.
Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.
Обоснуйте отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения, в соответствии с требованиями к уровням освоения программы и ФГОС ДО.
Результаты обучения в ходе экскурсии диагностировались через проведение беседы, в ходе которой дети отвечали на вопросы, делали выводы.
Оцените оформление конспекта в соответствии с рекомендациями ФГОС.
Конспект оформлен в виде технологической карты, содержит все ключевые параметры.
infourok.ru
ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СОБАКОЙ И КОШКОЙ
© «Автор: Белякова Г. Н.
старший воспитатель
НАБЛЮДЕНИЕ «ЗАЧЕМ СОБАКЕ ХВОСТ»
- Как вы думаете, зачем собаке хвост?
Оказывается, собаки как-бы «разговаривают хвостами».
- Что хочет сказать собака, если она виляет хвостом, увидев хозяина?
Да, конечно, она хочет рассказать, как рада хозяину, любит его. Но приглядитесь, как по-разному ведут себя собаки при встрече: у одной хвост высоко поднят и ходит из стороны в сторону, это значит, что «я сильнее тебя, но я ничего плохого не желаю», у другой собаки хвост опущен, поджат, этим она говорит: «Ты сильнее, ты главный, я вебе подчиняюсь». Но вот встретились незнакомые собаки примерно равной силы, хвосты у них лишь слегка приподняты, это знак предупреждения: «Не трогай, меня!»
НАБЛЮДЕНИЕ «СОБАКА - БЛИЗКИЙ ДРУГ ЧЕЛОВЕКА»
Собака - близкий - друг человека.
- Почему так говорят?
- Как помогают собаки человеку? Выслушать ответы детей.
- Рассказать, что на Севере собака - самый лучший помощник человека.
- Почему?
Да, они охраняют оленьи ста да, легко бегают по снегу и не проваливаются, поэтому их запрягают в упряжку - возить сани, вместе с хозяином они ходят на охоту. А когда на Севере свистит ледяной холодный ветер, собаки выкапывают в снегу ямки, сворачиваются калачиком, а пушистым тёплым хвое том укрывают нос, чтобы не замёрз.
- Зачем собаке хвост?
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КОШКОЙ
- У кого дома есть кошка?
- Как её зовут?
- Чем кормят? Какую пользу приносят кошки?
Обратить внимание, как быстро и красиво бежит кошка, как ловко взбирается на дерево, выпуская когти, а ещё управляет хвостом, как рулём. Хвост нужен и кошке, и белке, и лисе, и волку. Он помогает животным быстрее повернуть на бегу, а кошке и белке - перепрыгивать с ветки на ветку.
НАБЛЮДЕНИЕ «ЗАЧЕМ КОШКЕ УСЫ»
- Знаете ли вы, для чего кошкам усы?
Усы кошкам, да и всем животным, просто необходимы, ими они распознают предметы «на ощупь», примерно так же, как мы, люди, пальцами. Усы эти необыкновенно чутки: задели, тронули что-то - и животное сразу чувствует: тут ветка, тут дерево, а тут трава.
Рассказать случай, как один мальчик сделал жестокое дело - взял ножницы, да и подстриг коту усы, т.к. показались они ему очень длинными.
Увидела бабушка и руками всплеснула: «Батюшки, да что же ты, озорник наделал! Никудышный стал наш кот теперь, мышей ловить не будет. И верно, перестал кот лазить в подвал за мышами, в подвале совершенно темно. Долго кот ни одной мыши не приносил, пока новые усы не выросли.
НАБЛЮДЕНИЕ «ПОЧЕМУ КОШКА ТАК ЧАСТО УМЫВАЕТСЯ».
- Наверное, вы часто видели, как умываются кошки? Расскажите, как кошки умываются.
Зачем кошки так часто и долго умываются? Кошки только проснутся, потянутся - и ну вылизывать себя от мордочки до
Собрались гулять - вылизываться, вернулись домой - и опять за умывание, поели - снова и снова вылизывают себя с головы до ног. Выходит кошки какие-то особенные чистюли.
- Почему? Зачем? А вот зачем. Дело тут не только в чистоте, кошки слизывают с себя не столько грязь, крошки от еды, сколько собственный и запах и все посторонние запахи (например, ваших рук).
- Зачем кошки слизывают посторонние и свои запахи? Догадайтесь сами. Правильно, чтобы мыши не учуяли. Ведь, если мышь заранее почует опасность, останется кошка голодной. Вот почему кошки так часто умываются.
infourok.ru
Январь Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Как зимуют звери?» Прогулка 6 Наблюдение за домашними животными зимой. Цели: формирование знаний о жизни домашних животных в зимнее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище). Ход наблюдения: Домашних животных я очень люблю: Кормлю, берегу и ласкаю. Собаку и кошку, козу и свинью Друзьями своими считаю. Помощники наши — корова, баран И конь вороной темногривый Живут с нами рядом, привязаны к нам, Доверчивы, миролюбивы. Воспитатель задает детям вопросы. ♦ Каких домашних животных вы знаете? ♦ Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы? • Почему животных перестали выгонять на пастбища? • Как люди ухаживают за домашними животными? ♦ Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой. ♦ Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные. • Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время? • Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся? Труд: Расчистка дорожки к кормушке - совершенствовать умения пользоваться лопатой для уборки снега. П\и «Охота на зайцев» - развитие ловкости, быстроты реакции. «Совушка» - учить выполнять движения по сигналу. И/р по ФИЗО: ходьба широким шагом. Самостоятельная деятельность: игры по желанию детей. Инд. работа: Выполнение упражнений на сохранение равновесия. Цель: развитие координаций движений. | Январь Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Как зимуют звери?» Прогулка 7 Наблюдение за собакой Цель: продолжение знакомства с объектами живой природы; воспитывать бережное, заботливое отношение к «братьям нашим меньшим». Ход наблюдения: Загадка. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком(Собака). Обратите внимание на собаку, ее походку и внешний вид. Все собаки ходят, опираясь не на всю стопу, а лишь на пальцы, у них на передних лапах по 5 пальцев(5 короткий), на задних 4. У собак голова с вытянутой мордой, уши высокие, треугольной формы. Ребята как вы думаете для чего человек держит собаку? Сейчас на улице холодно, вся земля покрыта снегом, и бездомным собакам трудно найти корм, пережить зиму. Поэтому человек должен по возможности помогать этим животным, подкармливать. У кого в доме живет собака? Д/и «Опиши собаку» - развитие умений детей составлять рассказ описание, развивать память, речь. Труд: Дать детям метлы, подмести веранду, дорожки – приучать детей трудиться, беречь свой труд и труд взрослых. П/игра: «Два мороза» - упражнять детей в беге с увёртыванием, учить согласовывать движения со словами. «Найди свой домик» - учить впрыгивать в круг и выпрыгивать по команде, нахо¬дить свои «домики». И/р по ФИЗО: ходьба по снежному длинному валу со снежном в руках и спрыгивание с него. Самостоятельная деятельность: игры со снегом и выносным материалом. |
infourok.ru
Дата: 11.10.2003 Время: 12.00-14.00 Объект наблюдения: обыкновенные собаки. Два щенка 8-9 месяцев (самец[1] и самка[2]), средней упитанности, с гладкой шерстью. У самки повреждена правая задняя лапа, но это не мешает ей передвигаться. Одна собака рыжая, упитанная, взъерошенная 2-3 года.[3] Одна собака бурая с гладкой, пушистой, блестящей шерстью 2 года.[4] Три собаки средней упитанности, с гладкой шерстью 1-1,5 года.[5,6,7] Описание. А) Собака (4) лежит на лестнице у входа в «Дом детского юношеского творчества», поджав под себя передние лапы и зажмурив глаза. Собака (3) лежит между машинами, положив морду на лапы. Собаки (5,6,7) перемещаются по стоянке, не отвлекаясь на прохожих и машины. Два щенка играют с пачкой от сигарет, которая лежала рядом с мусорным баком: они отнимают пачку друг у друга и, в итоге, рвут её на две части. Самец оставляет свою половинку и продолжает игру с самкой. Они радостно виляют хвостами, кувыркаются, трутся друг о друга мордами. Самец, припадая на передние лапы, отпрыгивает в сторону или тыкает носом в самку; поскуливая и иногда гавкая, он игриво её покусывает. В процессе игры они наталкиваются на валявшуюся в траве кость. Тогда самец прекращает игру, ложится и начинает облизывать (обгрызать) кость, а самка ложится немного поодаль. (фото 1) Б) В это время раздается звук открывающейся двери дебаркадера магазина. Собака (3) прислушивается, поворачивает голову на звук, встает и медленно (спокойно) подходит к двери. Туда же подходят собаки (5,6,7). Из двери выходят по очереди два человека. Внимание собаки (3) они не привлекают, и она, потоптавшись на месте и оглядевшись вокруг, ложится, приняв прежнюю позу (кладет морду на лапы). Собаки (5,6,7) проводят взглядом людей, выходящих из дебаркадера магазина. В) Из-за угла выходит женщина с овчаркой на поводке. Все семь собак, прервав свои прежние дела, начинают лаять на овчарку, приподнимая верхние губы и обнажая клыки. Их ноги выпрямлены и напряжены, шерсть на загривках и вдоль спин поднята. Когда женщина покидает территорию стоянки, щенята возвращаются на прежние места, собаки (3,4) ложатся между машинами, а собаки (5,6,7) начинают играть, стремительно и шумно бегая по стоянке, напрыгивая друг на друга. Г) На стоянку приходит женщина с пакетом и подходит к машине охранника. Собаки (5,6,7) прекращают игру и спокойно приближаются к ней. Собака (3), находящаяся рядом, привстает, а собака (4) продолжает лежать. Щенок (2) оглядывается, встает, не спеша идет в сторону женщины и ложится немного поодаль от нее. Щенок (1) оглядывается на щенка (2), потом на женщину, встает и идет туда же. (фото 2) Женщина достает из пакета два кусочка сахара и отдает их раненному щенку (2). Остальные собаки никак на это не реагируют. Затем она достает пакетик «Pedigree» и высыпает его в миску. Собаки (1,2,3,6) начинают кушать, а остальные собаки(4,5,7) спокойно продолжают ждать, глядя на женщину. (фото 3) Женщина достает еще один пакетик «Pedigree» и рассыпает его по трем мискам. Собаки (4,5,7) тоже начинают кушать. Анализ. А) Для собак эта автостоянка – знакомая, исследованная местность. Они не обращают внимания на машины, на птиц, на людей (в том числе маленьких детей), потому что привыкли к такой обстановке, они научились не отвечать на малозначимые (незначимые), повторяющиеся раздражители. Щенята затеяли игру на автостоянке, значит, эта территория уже изучена ими (животные, в том числе собаки, никогда не играют на абсолютно новой территории). Игра с пачкой от сигарет – пример манипуляционной игры, в процессе которой щенки исследовали новый предмет. Эта игра познакомила их с определенным качеством предмета из окружающего их мира: если тянуть пачку от сигарет в разные стороны, она может порваться. Последующая игра с поскуливанием и покусыванием представляет собой половую игру. Обе эти игры имеют большое значение для взрослой жизни собак: они позволяют молодому животному без риска упражняться в жизненно важных действиях, так как в играх ошибки не влекут за собой пагубных последствий. В этих играх собаки совершенствуют наследственные формы поведения, а также учатся быстро и точно управлять своими действиями и движениями. Таким образом, эти игры служат накоплению соответствующего опыта в сенсорной и моторной сферах путем упражнения. В процессе игры щенята наткнулись на кость – скорее всего собак подкармливают работники магазина, потому что в траве лежало несколько полуобгрызанных костей, а в магазине продавали мясо. Б) Собаки отреагировали на открывающуюся дверь дебаркадера, потому что их подкармливают работники магазина. У собак выработался условный рефлекс «открытие двери - еда». Но поскольку из этой двери выходит много людей, и не все они подкармливают бездомных животных, собаки научились путем проб и ошибок распознавать тех людей (или может быть того человека), которые выносят пищу. Собака(3) подходит к двери дебаркадера первой. Возможно, что только её поведение пример ассоциативного научения (классического Павловского обуславливания и инструментального научения путем «проб и ошибок»). Поведение же собак (5,6,7) – это пример научения путем подражания. Скорее всего из магазина выносят только одну кость и эта кость попадает к собаке (3). Собаки (5,6,7) путем подражания научились реагировать на звук открывающейся двери дебаркадера. Возможно, что иногда им тоже достается немного костей. С другой стороны, основным источником пищи для этих собак является женщина, которая приносит корм для всех собак (см. ситуация г), поэтому собаки у дебаркадера ведут себя довольно спокойно: не бросаются на выходящих людей, не лают на них, подходят к двери спокойно и не спеша. Щенята вообще никак не отреагировали на звук открывающейся двери дебаркадера. С одной стороны, они ещё не научились правильно реагировать на все стимулы из внешней среды. С другой стороны, им вполне хватает корма от женщины (ситуация г) и им незачем искать дополнительные способы добывания пищи. В) Агрессия, направленная на домашнюю собаку, - территориальная, а также пищевая агрессия. Собаки уже приспособились к жизни на этой стоянке, они научились реагировать на значимые стимулы (открывающаяся дверь магазина, пришедшая женщина) и не реагировать на незначимые стимулы (машины, дети). Они научились «добывать» пищу: от работников магазина и от женщины, приносящей им собачий корм. Бездомные собаки терпят приближение домашней собаки лишь до определенного расстояния. Проходя мимо дебаркадера, овчарка оказывается на территории этих собак, и тем самым вынуждает их защищать свою территорию. Угрожающий лай, обнажение клыков и т.п. – агрессия, направленная на чужую собаку. Таким способом собаки охраняют стоянку (место своего проживания и место своего пропитания). На защиту территории встали все семь собак. Поведение щенят – это пример аллеломиметического поведения: агрессивное поведение взрослых собак явилось побуждающим фактором для щенят. Таким образом, щенята действовали заодно с животными своего сообщества. Прогнав «чужака» со своей территории несколько собак стали играть. Беготня по стоянке – упражнение двигательной активности, а также получение эмоционального удовольствия от совместной локомоторной, подвижной игры. Г) Собаки не спешат к женщине, которая принесла еду, они спокойно подходят к ней и располагаются рядом. Когда женщина отдает щенку сахар, другие собаки не отнимают его, да и вообще никак не реагируют. Даже когда женщина насыпает корм в одну из мисок, и из нее начинают есть собаки (1,2,3,6), остальные продолжают спокойно ждать. Эти собаки приучены к тому, что корма хватит всем, что каждая из них может спокойно есть из своей миски, не опасаясь, что кто-то будет претендовать на её часть корма. Фото 1 В процессе игры щенята наталкиваются на валявшуюся в траве кость. Тогда самец прекращает игру, ложится и начинает её облизывать (обгрызать). Фото 2 Женщина, которая стоит рядом с зеленой машиной, принесла еду собакам. Слева лежит щенок (2), у которого повреждена правая задняя лапа. Справа стоит собака (7). В центре стоят собаки (1,5,6), чуть дальше за ними стоит собака(3), слева от них лежит собака (4) Фото 3 Собаки (1,2,3,6) едят, а остальные собаки(4,5,7) спокойно продолжают ждать, когда женщина даст им пищу. |
kluver.3dn.ru
С этим файлом связано 62 файл(ов). Среди них: Vospitnie_igroy_V_Abramenkova.pdf, Strana_chudesnykh_slov_T_A_Antropova_G_A_Mareeva.pdf, ДЕРКУНСКАЯ проектная деятельност дошкольников.docx, Razvitie_igrovoy_deyatelnosti_Vtoraya_mladshaya_gruppa.pdf, Картотека прогулок 3-4 года.doc, Картотека прогулок - осень.doc, Секреты логопеда в индивидуальной работе по постановке и автомат, V_I_Seleverstov_Rechevye_igry_s_detmii.pdf и ещё 52 файл(а).Показать все связанные файлы
|
referad.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта