Мораль басни Две Собаки и ее анализ (Крылов И. А.). Мораль басни собака


Мораль басни «Две Собаки» Крылова (анализ, суть, смысл) — Рулит.РФ

Мораль басни «Две Собаки» заключается в том, что ради различных привилегий люди нередко жертвуют своим достоинством и самоуважением, унижаются и угождают тем, кто богаче или знатнее их. Судя по всему, Крылов в частности высмеивает тех, что продвигается по службе благодаря угодничеству и низкопоклонству. Сам Крылов поясняет мораль этой басни в ее последних строках: «Как счастье многие находят  Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!» Благодаря Крылову выражение «ходить на задних лапках» стало поговоркой, синонимом угодничества и низкопоклонства.

Суть и смысл басни «Две Собаки» отражены в русских народных пословицах и поговорках: 

«Ножки с подходом, ручки с подносом, сердце с подкормом, голова с поклоном, язык с приговором.»

«На одних подметках семи царям служит.»

«Хвостом, что лиса, виляет.»

«Блином масляным в рот лезет.»

«Виться ужом.»

«Где прыжком, где бочком, где и на карачках.»

«В траве идут — с травою вровень.»

По мнению педагога В. И. Водовозова, мораль басни «Две Собаки» заключается в следующем: «Раболепное шутовство комнатной собачонки и отличие, которым она пользуется у барина, рядом со страданиями верного пса, барбоса — все эти черты, метко схваченные из жизни в басне „Две Собаки“, дают ей особенное значение. Выразить мысль понятнее и образнее невозможно; но при всей глубине ее, она носит характер легкой, игривой шутки. В забавном сопоставлении двух собак находим очень поучительный урок молодому поколению; пусть оно знает, что не в роскоши и неге, не в каких-нибудь внешних отличиях награда честному труду, — что верный, лающий барбос, при всем его унижении, один заслуживает полную любовь и почтение, какого вовеки не достигнуть смирненьким болонкам.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

Авторы книги «50 басен И. А. Крылова» комментируют суть и смысл басни таким образом: «В целом ряд прекрасных басен Крылова рассказывает, как в его время попадали в „старосты“ люди глупые („Осел и мужик“, „Слон на воеводстве“) или плуты... а также какими путями они туда попали: по кумовству („Совет мышей“), угодничеством („Две собаки“)...» (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Педагог Д. И. Тихомиров считает, что мораль басни «Две Собаки» заключается в следующем: «...И полезный, и усердный труд частенько в жизни не находит справедливой оценки, и не только не награждается по достоинству, но еще и обрекается на разные невзгоды, и наоборот, счастье многие находят лишь тем, „что на задних лапках ходят“ („Две Собаки“). Но такому унижающему достоинство человека счастью не позавидует честный и благородный человек: как бы ни был скуден добытый честным трудом хлеб, все же он неизмеримо лучше сладкого пирога, получаемого даром, за чужой счет, или же добываемого ценою унижения.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Поэт И. И. Хемницер поясняет суть и смысл басни таким образом: «Случается нередко видеть, что иной служит добросовестно, трудится из всех сил, ночей не досыпает, как глаз свой бережет хозяйское добро, а все ему нет никакого почета и терпит он, сердечный, во всем горькую нужду; другой же, можно сказать, совсем не служит, а только прислуживается, но умеет ловко повернуться перед хозяином, льстивое словцо кстати сказать, да тем самым и выслуживается; на него за то милость за милостью, награда за наградой так и сыплются. Вот это-то и значит уметь на задних лапках ходить. Жизнь первого трудна, но зато жизнь его честная, и каждый разумный человек труды его оценит и при случае с удовольствием возьмет к себе на службу; жизнь второго, на первый взгляд, конечно, завидная, а на самом деле прескверная, — прескверная и потому, что нечестная, да и притом больно опасная. Чуть только не угодить чем, или другой половчее Жужутки подвернулся — тотчас и вон из хором; придется опять возле Барбоса в конуре греться; он-то свыкся со своей долей и ему ничего, а для изнеженного жужутки такая жизнь просто смерть.   Так не приведи Бог никому быть Жужуткой; уж лучше быть век свой труженником Барбосом; оно хоть и тяжело, да на душе спокойно.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа...», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

rulit.online

Мораль басни "Собака и Лошадь" Крылова (анализ, суть, смысл) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Портрет И. А. Крылова.Художник И. Е. Эггинк
Басня "Собака и Лошадь" была написана Крыловым в 1829-1830 гг. и впервые опубликована в сборнике "Басни" в 1830 г.В этой статье представлена мораль басни "Собака и Лошадь" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни "Собака и Лошадь" Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни "Собака и Лошадь" заключается в том, что любой труд достоин уважения. Некоторые люди ошибочно считают свою работу самой нужной и важной и пренебрежительно относятся к простым труженикам. На самом деле без простых тружеников не существовали бы и многие другие рабочие места.

В этой басне Крылов изобразил в образе Лошади русское крестьянство, в образе Собаки — чиновничество.

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:

"Всяк хорош на своем месте и заслуживает уважения тот, кто исполняет свое дело, и друг без друга мы обойтись не можем. Труд Лошади Собака унижала и сама хвалилась и удальством своим, и трудностью службы... ("Собака и Лошадь"...)" (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)Такова мораль басни "Собака и Лошадь" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

www.literaturus.ru

Мораль басни "Прохожие и Собаки" Крылова (анализ, суть, смысл) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Портрет И. А. Крылова.Художник И. Е. Эггинк
Басня "Прохожие и Собаки" Крылова была написана до 11 января 1814 г. и впервые опубликована в сборнике "Басни" в 1815 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Прохожие и Собаки" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни "Прохожие и Собаки" Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни "Прохожие и Собаки" такова: когда завистливые, злые люди пытаются задеть вас за живое, трудно не обращать на них внимание и идти своей дорогой, но именно это и нужно делать. Лучшее средство против сплетников и завистников - отсутствие внимания к их злым выходкам.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:

"Завистники, на что ни взглянут, Подымут вечно лай; А ты себе своей дорогою ступай: Полают, да отстанут."По мнению Б. И. Коплана, в этой басне Крылов изобразил критика М. Т. Каченовского, резко отзывавшегося о его баснях:"Можно думать, что Крылов своей басней целил именно в «хулителей». Таким его хулителем был М. Т. Каченовский, напечатавший в «Вестнике Европы» 1812 г. (ч. 61) резкий и придирчивый разбор «Новых басен» 1811 г." (II, стр. 289)." (Б. И. Коплан)Поэт И. И. Хемницер видит мораль басни в следующем:"Все мы прохожие: каждый из нас проходит свой путь от колыбели до могилы, но каждый проходит по-своему, немногие думают о том, чтобы на этом пути оставить по себе что-нибудь доброе на память для тех, которые пойдут потом, то есть будут жить после них. Так вот здесь под прохожими-то и должно разуметь именно тех немногих, то есть таких людей, которые трудятся для общественной пользы, а под собаками - завистников, крикунов, которые, потому что сами ничего путного не могут сделать, стараются унизить труд других. Смысл же всей басни тот, что благоразумный человек, принявшись за какое-нибудь доброе дело, не должен обращать внимания ни на чьи толки, а идти своим путем, то есть продолжать свое дело: дело будет сделано и крикуны замолкнут, как замолкли собаки."  (Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)Авторы книги "Пятьдесят басен И. А. Крылова" поясняют суть и смысл басни так:"Великое дело - людская молва, и в общей молве редко нет правды, но это не значит, чтобы иногда и хорошего человека, спокойно идущего своей дорогой, не облаяли мелкие людишки. Из-за чего? Если бы они толково указывали: "Это не так, другие не так... потому и потому...". Отчего не указать! Всякому честному, искреннему указанью, сделанному... из любви к общему благу, можно только порадоваться... А вот лает подчас негодный человек, только чтобы себя показать. Таких задорных "брехунов" Крылов изобразил в виде Моськи в басне "Слон и Моська". О том, как следует относиться к таким ослам, Моськам, говорит Крылов в басне "Прохожие и Собаки"..." (книга "Пятьдесят басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" видят мораль басни в следующем:

"Говоря о сплетничестве, в басне "Прохожие и Собаки" Крылов советует никогда не обращать внимания на сплетников. Если весь их вздор и сплетни оставляются без внимания, то тогда они увидят, что бессильны и замолчат; но если только начать защищаться, то эти же клеветники поймут, что слова их не пропали даром и подымут еще больший лай." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.) Это были материалы о морали басни "Прохожие и Собаки" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

www.literaturus.ru

Собака и Волк. Басня Толстого ~ Я happy МАМА

Басня Толстого «Собака и Волк» – урок всем тем, кто любит откладывать свои дела на последний, а порой и «лучший» момент. Она – иллюстрация того, какими печальными могут быть последствия бездействия.

Басня «Собака и Волк»

Собака заснула за двором. Голодный волк набежал и хотел съесть ее. Собака и говорит:

«Волк! подожди меня есть, — теперь я костлява, худа. А вот, дай срок, хозяева будут свадьбу играть, тогда мне еды будет вволю, я разжирею, — лучше тогда меня съесть».

Волк поверил и ушел. Вот приходит он в другой раз и видит — собака лежит на крыше. Волк и говорит:

«Что ж, была свадьба?»

А собака и говорит:

«Вот что, волк: коли другой раз застанешь меня сонную перед двором, не дожидайся больше свадьбы».

Мораль басни Толстого «Собака и Волк»

Мораль басни «Собака и Волк» – не откладывай на неопределенный срок (на завтра либо просто до лучших времен) те дела, завершить которые можно прямо сейчас – стоит провести красной нитью по жизни каждого, начиная с самых ранних лет. Не жди лучших времен! Скорее всего, то самое, что ни на есть лучшее, время проходит мимо с каждым твоим отложенным поступком или действием. Бери от жизни все, не надеясь, что завтра – именно тот день, который откроет завесу серости и подведет тебя к идеальному будущему. Запомни: идеальное будущее и есть настоящее!

Анализ басни «Собака и Волк»

В басне «Собака и Волк» автор на примере истории двух героев – Собаки и Волка – показывает, в какой обидной и непоправимой ситуации можно оказаться, сделав однажды неверный шаг с расчетом на «золотые горы» впереди.

Перед нами раскрывается мудрая и смышленая Собака, которая сыграв на завышенных амбициях Волка, с легкостью «обводит его вокруг пальца», и корыстолюбивый максималист Волк, отказавшийся ради неопределенного лучшего, ожидающего впереди, от вполне реального настоящего.

В повседневной жизни мы очень часто слышим фразы об отложенном настоящем и порой не задумываемся, какие последствия нас ожидают: перенесенная работа на завтрашний день зачастую оборачивается еще большей загруженностью и нервозностью из-за накопившегося материала; не сделанное домашнее задание, отнесенное на утро следующего дня, чаще всего так и не достается из закромов памяти при ответе на уроке. И это лишь малая часть наших «завтрашних дел». Живите сегодня, быть может, завтрашнее время вам понадобится для спонтанного осуществления мечты, к которой вы шли всю свою жизнь!

Читать все басни Толстого

ihappymama.ru

Мораль басни "Собачья дружба" Крылова (анализ, суть, смысл) |LITERATURUS: Мир русской литературы

"Собачья дружба". Иллюстрация И. А. Иванова
Басня "Собачья дружба" Крылова была впервые опубликована в сборнике "Басни" в 1815 г. Дата написания произведения неизвестна.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Собачья дружба" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни "Собачья дружба" Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни "Собачья дружба" заключается в том, что некоторые люди с виду кажутся надежными и верными друзьями, но как только им приходится что-то делить между собой, они превращаются в заклятых врагов.

По мнению В. Ф. Кеневича, басня "Собачья дружба" имеет в виду безуспешность мирных проектов Венского конгресса.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:"Послушать, кажется, одна у них душа,—  А только кинь им кость, так что твои собаки!"Суть и смысл басни также отражены в русских народных пословицах:"Друга не скоро добудешь." "Без беды друга не узнаешь." "Есть брага да пирожки, есть и дружки; а пришла беда - они прочь, как вода." "Дружба дружбе розь - иную хоть брось!"Педагог В. И. Водовозов поясняет мораль басни таким образом:"...Особенно в деле дружбы и взаимной помощи необходимы прямота и искренность отношений: с самого начала дети должны понять, что одна чувствительность не доказывает любви, что ее можно доказать, только жертвуя своим эгоизмом. Басня тем и хороша, что выводит на чистую воду этих друзей, очень нежных на вид, но грызущихся из-за одной кости." (В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.)Поэт И. И. Хемницер видит суть и мораль басни в следующем:"Собака, при всех своих добрых качествах, в которых примером может служить даже человеку, обыкновенно очень жадна и завистлива; вот почему в доказательство напрочности дружбы меж людьми выставлена здесь собачья дружба. Видим мы из басни, что Полкан и Барбос решили-было быть наразрывными друзьями; но как-только повар бросил кость, так они тотчас и вцепились друг в друга. Так нередко бывает и меж людьми. Иные, кажись, живут, как говорится, душа в душу, не нахвалятся друг другом, готовы всем пожертвовать один для другого, а как представится какое-нибудь хлебное местечко или какое-нибудь выгодное дело, тогда смотришь - и не уступят друг другу. <...> Орест и Пилад, по древнему преданию были неразрывными друзьями, ничто не могло их поссорить, и умерли они не изменив друг другу в дружбе; поэтому-то именами их и в наше время называют друзей; вот почему и здесь Полкан и Барбос называют друг друга Орестом и Пиладом." (Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)По мнению педагога Д. И. Тихомирова, суть и смысл басни заключается в следующем:"Дружба, товарищество. Лучше людям жить в согласии и дружбе - в этом их взаимная польза. Но друзей надо выбирать с разбором... <...> Чаще всего, каждый думает только о себе, бережет свое для себя и всем... желает владеть безраздельно. Живут такие друзья душа в душу, пока делить им нечего... ("Собачья дружба")." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" комментируют мораль басни так:"Дружбе, товариществу и согласию он [Крылов] посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. <...> В баснях "Собачья дружба" и "Крестьянин в беде" выставлены те люди, которые о своей дружбе любят говорить толька на словах; но если коснется дела, то все на попятный двор, а в случае чего, то не прочь даже и подраться из-за пустяков." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)

www.literaturus.ru

Мораль басни Две Собаки и ее анализ (Крылов И — Поэты и писатели

Крылов не был бы Крыловым, если бы настаивал на том, что предательство обязательно постигнет наказание. Это наивно. Видимо, предательство-лицемерие имеет одно важное отвлечение свое — холуйство, угодничество, порождаемые неограниченной единодержавной властью. Если не ценится труд, если попрано личное достоинство, то процветает холуйство, ищущее, по Достоевскому, кому бы сапоги почистить. Это писатель наблюдал у русских либералов. Крылов же — в долиберальный период, когда чистка сапог не была предметом холуйства. Поэтому последнее выступало в своей незамутненной форме, в своем, так сказать, идеале, о чем и рассказал поэт в горькой повести о «Двух Собаках».

Одна из них — Дворовый, верный пес Барбос. Он усердно нес барскую службу.

Он, «хвост плетью опустя и свой повеся нос», рассказывая о своей жизни, отмечает, что терпит голод и холод, и, оберегая хозяйский дом, спит под забором и мокнет под дождем.

«А если невпопад залаю,

То и побои принимаю.» Положение дворового Крылов описал метко и выразительно. Сюда можно добавить только то, что и побои он принимает тоже «напрасно». Так, «для порядка».

А вот как сложилась жизнь другой собаки. Пред нами баловень судьбы (т. е. прихоти господина) «в случай попавшая» «Жужу, кудрявая болонка». Она «живет в довольстве и в добре, и ест и пьет на серебре».

Наивный Барбос, святая простота, спрашивает Жужутку: «Какую службу ты несешь?» «Чем служишь ты?»

Что при этом сказать о Барбосе? Наивен, простоват, придурковат. Хотя он по-своему и умен. Но придурковат потому, что верил в справедливость, в то, что получают по заслугам, за службу. И это при крепостном-то праве! Дурень. И кудрявенький Жужу дал ему предметный урок знания жизни:

С насмешкой отвечал Жужу.—

На задних лапках я хожу».

Крылов закрепляет истину: Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! Да, это великое искусство. С ним ничто не может сравниться в определенных (самодержавно-крепостнических) общественных отношениях. Гений, труд, личные достоинства и заслуги,— к чему они, если ты не научился ходить на задних лапках?!

Это от Крылова пойдет по всей русской литературе и пройдет через всю русскую литературу XIX века. Жужуток кудрявых будут называть прихлебателями, приживалками, приспешниками, холуями; позже — сателлитами, иногда «хвостом», порой «агрессорами» — суть останется неизменной: они и в «агрессивности» своей ходят на задних лапках. Такая агрессивность — одна из форм холуйства. Жужутка нежащаяся может ощетиниться всеми своими кудряшками и стать Моськой, лающей на Слона. Но это будет означать только одно: у Жужутки — Моськи очень высокие покровители. Потому-то так бесстрашно и рвется она в бой.

Это Крылов договорит в других своих рассказах. Но договорит. Для него, как и для Пушкина, отдельного не существовало. Он во всем видел систему, цепь явлений и, вытаскивая одно за другим звенья ее, прояснял суть всей крепостнической системы. Потому-то басни его надо рассматривать как определенную совокупность,— все иное может только увести нас от Крылова, как и от любого другого великого художника.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

rus-poetry.ru

Мораль басни Две Собаки и ее анализ (Крылов И. А.)

Крылов не был бы Крыловым, если бы настаивал на том, что предательство обязательно постигнет наказание. Это наивно. Видимо, предательство-лицемерие имеет одно важное отвлечение свое – холуйство, угодничество, порождаемые неограниченной единодержавной властью. Если не ценится труд, если попрано личное достоинство, то процветает холуйство, ищущее, по Достоевскому, кому бы сапоги почистить. Это писатель наблюдал у русских либералов.

Крылов же – в долиберальный период, когда чистка сапог не была предметом холуйства. Поэтому последнее выступало в своей незамутненной форме, в своем, так сказать, идеале, о чем и рассказал поэт в горькой повести о “Двух Собаках”.

Одна из них – Дворовый, верный пес Барбос. Он усердно нес барскую службу.

Он, “хвост плетью опустя и свой повеся нос”, рассказывая о своей жизни, отмечает, что терпит голод и холод, и, оберегая хозяйский дом, спит под забором и мокнет под дождем.

“А если невпопад залаю,

То и побои принимаю.” Положение дворового Крылов описал метко и выразительно. Сюда можно добавить только то, что и побои он принимает тоже “напрасно”. Так, “для порядка”.

А вот как сложилась жизнь другой собаки. Пред нами баловень судьбы (т. е. прихоти господина) “в случай попавшая” “Жужу, кудрявая болонка”. Она “живет в довольстве и в добре, и ест и пьет на серебре”.

Наивный

Барбос, святая простота, спрашивает Жужутку: “Какую службу ты несешь?” “Чем служишь ты?”

Что при этом сказать о Барбосе? Наивен, простоват, придурковат. Хотя он по-своему и умен. Но придурковат потому, что верил в справедливость, в то, что получают по заслугам, за службу. И это при крепостном-то праве! Дурень. И кудрявенький Жужу дал ему предметный урок знания жизни:

…”Чем служишь!

Вот прекрасно! –

С насмешкой отвечал Жужу.-

На задних лапках я хожу”.

Крылов закрепляет истину: Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! Да, это великое искусство. С ним ничто не может сравниться в определенных (самодержавно-крепостнических) общественных отношениях. Гений, труд, личные достоинства и заслуги,- к чему они, если ты не научился ходить на задних лапках?!

Это от Крылова пойдет по всей русской литературе и пройдет через всю русскую литературу XIX века. Жужуток кудрявых будут называть прихлебателями, приживалками, приспешниками, холуями; позже – сателлитами, иногда “хвостом”, порой “агрессорами” – суть останется неизменной: они и в “агрессивности” своей ходят на задних лапках. Такая агрессивность – одна из форм холуйства. Жужутка нежащаяся может ощетиниться всеми своими кудряшками и стать Моськой, лающей на Слона. Но это будет означать только одно: у Жужутки – Моськи очень высокие покровители. Потому-то так бесстрашно и рвется она в бой.

Это Крылов договорит в других своих рассказах. Но договорит. Для него, как и для Пушкина, отдельного не существовало. Он во всем видел систему, цепь явлений и, вытаскивая одно за другим звенья ее, прояснял суть всей крепостнической системы. Потому-то басни его надо рассматривать как определенную совокупность,- все иное может только увести нас от Крылова, как и от любого другого великого художника…

.

ege-essay.ru