10.3. Анализ когнитивных способностей животных
Широко распространенным тестом сравнительных исследований на наличие когнитивных способностей у животных является тест на экстраполяцию. Под экстраполяцией можно понимать способность животных выносить проявления наблюдаемого явления за пределы места наблюдения. Этот термин впервые был применен в 1955 г. английским исследователем Г. Метьюсом для объяснения ориентации голубей (Mathews G., 1955). Методику изучения способности животных к экстраполяции разработал Л. В. Крушинский.
Другим методом, выявляющим когнитивные способности животных, является метод формирования установки на обучение, разработанный известным американским физиологом Г. Харлоу (Harlow H., 1971). Установка на обучение выражается явлением уменьшения числа ошибок при каждом новом значении стимула и наблюдается даже у животных с относительно примитивным мозгом. Сравнительные исследования животных разных систематических групп показали, что скорость формирования установки на обучение (как животное «учится учиться») коррелирует с уровнем развития мозга, по крайней мере, в средних для отрядов показателях (Mackintosh N., 2000).
Более высокий уровень когнитивных способностей у животных выявляют исследования явлений абстрагирования и символизации.
Абстрагирование – это выделение общих свойств, объединяющих предметы или явления, и независимость сформированного обобщения от второстепенных несущественных признаков.
При изучении абстрагирования наиболее часто применяется тест на перенос, который выявляет способность узнавать признак при изменении его параметров. Результат считают достигнутым, если животное дает не менее 80 % правильных ответов с первого предъявления. Можно считать, что в этом случае сформировалось общее, а не частное представление. В зависимости от уровня когнитивных способностей животных требуется от 10 до 1000 повторений.
Самым высоким уровнем абстрагирования, который, вероятно, присущ лишь немногим представителям животного мира, считается способность к формированию понятия (concept formation). Такой уровень подразумевает перенос обобщений на стимулы разных категорий (цвет, форма, размер) и модальностей (зрительные, звуковые).
Завышенную оценку способности к абстрагированию может спровоцировать не совсем понятный феномен категоризации. Он базируется на способности животных группировать стимулы на стадии восприятия, вследствие чего их совокупность вызывает один и тот же ответ. Феномен категоризации обнаружен у многих животных, даже не имеющих больших когнитивных способностей, но интерпретация результатов специалистами неоднозначна. Хотя в экспериментах животные способны распределять природные предметы и явления по категориям, при этом происходит формирование не абстрактных, а образных представлений (Premack D., 1983). С точки зрения нейрофизиологии категоризацию можно рассматривать как генетическую программу, сформированную в процессе эволюции для синхронизации работы разных систем организма. Сенсорные системы передают в ЦНС больше информации, чем та может переработать, а двигательная – реализовать (Зорина З. А., Полетаева И. И., 2003).
Символизация – установление эквивалентности между нейтральными символами и соответствующими им предметами и явлениями. Здесь следует остановиться на экспериментах по обучению животных счету и языкам-посредникам.
Наличие способности истинного счета у животных – предмет долгих и острых дискуссий в зоопсихологии. Выявить представления животных о количественных соотношениях нелегко. Способны ли животные устанавливать тождество между цифрами (1, 2, 3…) и информацией о числе элементов? Острые дискуссии вызывают критерии самого понятия «счет». Однако, несмотря на все спорные и дискуссионные моменты, результаты экспериментов поражают воображение.
Антропоиды продемонстрировали не только способность отождествлять цифру с соответствующим числом элементов, но и способность оперировать цифрами, складывать их и использовать при пересчете (Boysen S. T., 1993). С конца 1980-х гг. в Центре приматологии имени Р. Йеркса (г. Атланта, США) стали широко применяться компьютерные технологии. Обезьяны уверенно «освоили» компьютер. В качестве примера можно привести следующий эксперимент: на мониторе загоралась цифра, надо было переместить вверх экрана столько же квадратиков. После перемещения квадратики исчезали. Таким образом, их надо было помнить и считать! После последнего перемещения требовалось поставить курсор на цифру. Антропоиды справлялись даже с таким сложным заданием.
Исследования способности животных к символизации дали веские аргументы для поиска путей коммуникативного диалога «человек – животное».
Как мы помним, когнитивная этология возникает как наука о коммуникации животных. Большинство сигналов общения животных в природе видоспецифичны: они генетически детерминированы и одинаковы у всех особей вида. Набор сигналов практически не расширяется в ходе онтогенеза. Но у высокоорганизованных животных сигналы общения выходят за рамки видоспецифичной коммуникации. Даже мартышки способны дифференцировать сигналы (например, не опасность вообще, а змея или леопард). Правда, природный «словарь» у животных обычно невелик. Шимпанзе, сугубо социальные существа (вспомним афоризм Р. Йеркса: один шимпанзе – не шимпанзе), имеют примерно 60 сигналов коммуникации. Этого им вполне хватает для жизни в естественной среде. Отсутствие необходимости расширения «словарного запаса» скрывает потенциальные коммуникативные способности животных.
Если у человека основной канал коммуникации связан с речью, то в природе ключевое значение имеет невербальная коммуникация. К этой области относятся разнообразные виды «языка тела» с уникальной способностью животных понимать намерения другого по глазам, жестам, движениям. Многие тайны такой коммуникации до конца не раскрыты. Вспомним язык танца пчел, ос, язык жестов муравьев. Эти языки во многих отношениях являются символичными. Вспомним летучих мышей вампиров (Desmodus rotundus). Исследования показали, что вампиры хорошо узнают друг друга, помнят помощь, которая для них является жизненно важной, возможно, запоминают обман. Но как? В художественной литературе многократно описывались факты поразительного понимания жестов и взглядов человека собаками и лошадьми. Часто источник информации остается непонятным для самого человека. Вспомним, с какими трудами решалась загадка «умного Ганса», по-моему, так и не решенная до конца. Какую роль играют в подобных случаях когнитивные способности? Этот вопрос мы рассмотрим чуть позднее.
Различные аспекты невербальной коммуникации у человека вызывают большой интерес в сфере психологии общения (Пиз А., 1995). К сожалению, этот интерес, подогреваемый рекламой, больше способствует обогащению организаторов коммерческих курсов, весьма далеких от серьезной науки.
Следует заметить, что разделение коммуникационных систем в природе на «низшие» и «высшие» является одним из многих проявлений антропоцентрического мировоззрения. «Высший» уровень – если похож на человеческий язык, «низший» – если нет. Но кто возьмется определить этот уровень, учитывая, что все тонкости коммуникации животных мы часто не понимаем? Тем не менее именно вербальная коммуникация (от лат. verbum – слово) долгое время рассматривалась как прерогатива человека, а речь считалась основным фактором принципиальных отличий мышления человека и животных. Поэтому возможность коммуникации человека и животных при помощи языка стала самой интригующей темой зоопсихологии.
Следующая глава >
bio.wikireading.ru
Возможно, читатели Догфренда помнят наш перевод интервью c исследователем поведения собак Адамом Миклоши. В интервью профессор Миклоши простым языком рассказывает о тренировке собак, коммуникации животных, современных представлениях о доминантности. Но за этими советами и рекомендациями, которые понятны каждому владельцу собаки, стоят серьезные этологические исследования.
В 2009 году профессор Адам Миклоши опубликовал книгу — Поведение, эволюция и когнитивные способности собак.
Эту книгу сложно назвать настольной книгой для владельцев собак с набором готовых рецептов — это, скорее, срез современной когнитивной этологии домашних собак, где вопросов не меньше, чем ответов!
Как менялись научные парадигмы и взгляды на поведение животных? Что унаследовала когнитивная этология у исследователей поведения прошлого? Какими принципами пользуются современные этологи, создавая модели поведения собаки?
Насколько уместно сравнивать собак и волков, собак и детей? Какие крайности существуют в этих сравнениях? Какие подходы к описанию поведения собак используются в наши дни?
Откуда произошли современные домашние собаки? Какие гипотезы об одомашнивании собак оказались несостоятельными?
Как собаки воспринимают мир вокруг: зрение, слух, обоняние собак. Каковы основные фазы развития собаки? Что влияет на поведение собаки на различных этапах ее жизни? Насколько точно мы способны прогнозировать темперамент и поведение собаки с помощью «щенячих тестов»?
Значительную часть книги составляют главы об умественных способностях собак. Эта тема — «родная» для Адама Миклоши. Еще в 1994 году, совместно с другим известным венгерским исследователем (и автором книг) Вильмошем Чаньи, Миклоши принял участие в исследовательском проекте The Family Dog Project. Это был, наверное, первый в мире проект, посвященный изучению отношений человека и собаки.
В рамках этого проекта этологи пытаются найти эволюционные и этологические основания для удивительной близости человека и собаки. Что сближает человека и собак? Почему собаки так хорошо нас понимают и чувствуют?
Как собаки общаются с сородичами? Как собаки общаются с людьми? Что в собачьем репертуаре коммуникационных сигналов мы понимаем сразу, а чему нужно научиться? Как собаки играют? Могут ли собаки учиться, наблюдая за нами или за сородичами?
Разумеется, на многие из поставленных вопросов в книге есть ответы или хотя бы гипотезы, а также множество источников для дополнительного изучения.
Так, например, изучение социального обучения у собак, проводившиеся в команде Адама Миклоши, дали замечательные практические результаты — методику Делай как я. Сегодня этими открытиями может пользоваться каждый, кто живет с собакой, и для этого вовсе не обязательно иметь PhD (см. книгу Клаудии Фугаццы Методика «Делай как я». Собаки обучаются, имитируя человека).
Эта книга для всех, кто увлечен современной наукой о поведении животных и готов продираться через академические тексты на иностранном языке. Оно того стоит! Эта книжка обязательна для студентов-этологов. Ее можно порекомендовать и тренерам собак, которые не лишены любопытства и желания постоянно учиться и расширять свои знания о собаках.
В нашей международной организации Догфренд книга Миклоши горячо рекомендуется к прочтению.
Эту книгу вряд ли когда-нибудь переведут на русский язык (хотя хотелось бы ошибаться). Зато она доступна на английском и немецком языках.
На 4 февраля 2015 года запланирован выпуск второго издания книги — дополненного и переработанного.
blog.dogfriend.org
Распространено мнение, что собаки — довольно умные животные, по крайне мере среди домашних. Они точно могут дать фору кошкам, так как поддаются дрессировке и выполняют команды человека. Кроме того, на формирование положительной оценки их интеллектуальных способностей повлияло то, что хозяин обычно устанавливает сильную эмоциональную связь со своей собакой.
Однако ученые из Эксетерского университета и Университета Кентербери решили сравнить когнитивные способности собак со способностями других домашних животных, так называемых социальных хищных животных, то есть тех, кто охотится стаями, и другими хищниками. В их списке оказались волки, медведи, львы и гиены. Ученые обнаружили, что собаки имеют схожие когнитивные способности по крайней мере с несколькими видами каждой из этих групп. Свое исследование они опубликовали в журнале Learning & Behavior.
Интеллект животных изучает когнитивная этология. «Когнитивный» значит «относящийся к процессу познания». В рамках этой науки к когнитивным процессам относятся восприятие животных, их способность запоминать информацию, перерабатывать ее и принимать решения. Что касается собак, то высокая оценка их интеллекта была дана еще в начале 90-х, когда кинолог Тюрид Ругос исследовала способы коммуникации собак и показала, что они могут давать сигналы о своем состоянии.
Исследователи проанализировали более 300 работ, посвященных изучению познавательных способностей собак и других животных. Оказалось, некоторые авторы интерпретировали результаты в пользу собак. Как считают ученые, они попали в ловушку общечеловеческой склонности к подтверждению своей точки зрения.
«Во время нашей работы мы обнаружили, что многие исследования имели цель доказать, насколько умны собаки», — объясняет профессор Стивен Ли (Stephen Lea) из Эксетерского университета.
Так, стремясь подтвердить свою первоначальную гипотезу, ученые не совсем корректно интерпретировали результаты. Стивен Ли же со своей командой, сравнивая результаты собак при выполнении различных задач, смог для каждого случая найти виды, демонстрирующие такие же показатели.
В своем обзоре исследователи уделяли внимание способностям, в совокупности названным когнитивными, — таким как самосознание, пространственное распознавание, навыки социального взаимодействия, физическое и чувственное восприятие. Проанализировав перечисленные способности, ученые пришли к выводу, что собачий интеллект не выглядит исключительным в сравнении с интеллектом остальных животных.
Недавно ученые опровергли еще одно популярное мнение о том, что кошки хорошо ловят крыс. Наблюдая за поведением кошек и крыс, экспериментаторы увидели, что последние успешно скрываются от охотников и оказываются пойманными в редких случаях.
naked-science.ru
Международная группа исследователей провела эксперимент, который показал, что собаки способны создавать абстрактные ментальные репрезентации положительного и отрицательного эмоционального состояния человека. Ранее аналогичные способности были обнаружены у лошадей.
Как сообщает Reuters, эксперимент проводился группой экспертов по поведению животных и психологов из университета Линкольна в Великобритании и университета Сан-Паулу в Бразилии. Ученые продемонстрировали 17-ти домашним необученным собакам фотографии людей и собак с позитивным или негативным выражением лица или морды соответственно. Домашние питомцы никогда раньше не видели изображенных на фото. При показе каждого изображения собакам также включали звуковую дорожку (голос или лай), соответствующую или не соответствующую эмоции на картинке, или просто шум.
Результаты эксперимента показали, что собаки дольше фокусировались на человеческой или собачьей эмоции, когда звук соответствовал фотографии. По мнению ученых, это указывает на то, что собаки могут воспринимать и совмещать информацию, полученную из разных источников, – мимики и интонации, а также различать отрицательные и положительные эмоции у других собак и человека. Напомним, что похожие способности недавно обнаружили у лошадей. При виде злых лиц на фотографиях лошади чаще смотрели левым глазом. Кроме того, у них учащалось сердцебиение и наблюдались другие физиологические признаки стресса.
http://naked-science.ru/article/sci/u-sobak-obnaruzheny-kognitivny
kratko-news.com
Люди, которые считают, что собаки исключительно умны, заблуждаются, показывает новое исследование.
Ученые пересмотрели исследования, которые сравнивали интеллект собак с другими домашними животными, другими стайными охотниками и другими хищниками (сюда входят собаки, волки, медведи, львы и гиены).
© KristinaSh | Shutterstock
Исследователи из Эксетерского университета и Кентерберийского университета Крайст-Черч (Великобритания) обнаружили, что когнитивные способности собак были, по меньшей мере, сопоставимы с несколькими видами каждой из этих групп.
Ученые отсмотрели более 300 исследований ума собак и других животных и обнаружили несколько случаев «избыточной интерпретации» в пользу способностей собак.
«Нам показалось, что многие исследования познавательных способностей собак имели целью „доказать“, как умны собаки», — говорит профессор Стивен Леа из Эксетерского университета.
«Их часто сравнивают с шимпанзе, и когда бы собаки ни „выигрывали“, это расценивалось как нечто исключительное».
«И в каждом случае мы обнаруживали, что другие виды выполняли задания, по меньшей мере, так же хорошо, как и собаки».
Исследование фокусировалось на сенсорном восприятии, физическом восприятии, познании пространства и самосознании животных.
«Принимая во внимание все три группы (домашние животные, стайные охотники и хищники), познавательные способности собак не выглядели исключительными», — говорит Бритта Остхаус из Кентерберийского университета Крайст-Черч.
«Если мы ожидаем от собак слишком многого, мы не делаем для них ничего хорошего. Собаки — это собаки, и нам надо принимать во внимание их нужды и настоящие способности, чтобы знать, как с ними правильно обращаться».
www.gismeteo.ru
СКД или синдром когнитивной дисфункции, заболевание, которое ветеринарные врачи позиционируют как схожую патологию у собак с болезнью Альцгеймера у человека. Иногда это называют «синдром старой собаки», при котором мозг претерпевает ряд естественных возрастных изменений. Как результат у питомца снижаются умственные способности, поведенческие реакции, память. По статистике специалистов ВЦ «ДоброВет» хоть один симптом из комплекса болезни присутствует у домашних животных от 10 лет.
Для справки! Когнитивная дисфункция – заболевание у собак имеющее прогрессивное течение с постоянным усилением симптомов сенильного (старческого) поведения!
Нейродегенеративное заболевание характеризуется угнетением когнитивных способностей и наличием нейрофизиологических патологий. У собаки с синдромом когнитивных дисфункций наблюдается частичная потеря памяти, заторможенность в решении простых задач, утрата социализации. Она может буквально перепутать день с ночью, быть дезориентирована в пространстве. По мере усиления СКД симптомы нарастают, домашний питомец требует к себе большего внимания.
Список нейродегенеративных изменений:
Происходит дегенерация аксонов и ряд других изменений в головном мозге, которые становятся причиной снижения когнитивных способностей у животных.
Характерные изменения в поведении для собаки с синдромом когнитивной дисфункции:
Самый распространенный и принципиальный в постановке диагноза симптом. Собака теряется в привычном пространстве, натыкается на мебель, теряется во дворе, не узнает знакомых людей, полностью или частично игнорирует команды, не откликается на кличку. Чаще всего владелец списывает признаки на потерю слуха и зрения и не обращается в ветеринарный центр.
Синдром когнитивной дисфункции у собак характеризуется сбоем во времени, некогда «послушный» питомец спал ночью, бодрствовал днем. С СКД все перемешивается и теперь животное может слоняться по дому ночью, мешая хозяевам спать и раздражая их шумом. Появляются признаки бесцельного скитания, движения по кругу, отсутствие цели передвижения. Отмечаются слабость, тремор, тугоподвижность.
Ранее смышленая собака перестает откликаться даже на знакомые команды, она начинает пачкать в доме (испражняться) игнорирует время похода на улицу.
Отдельные особи могут не замечать заботу и внимание своего хозяина, либо наоборот, требовать участия 24 часа в сутки.
Логично, что владельцы таких собак недоумевают, почему животное, ранее отличавшееся исключительно положительным поведением, начинает «чудить». В некоторых случаях, когда интенсивность непослушания начинает зашкаливать, хозяева решаются на радикальные меры.
Важно! При появлении симптомов СКД нужно доставить питомца в ветеринарную клинику и провести полное обследование. Не всегда перечисленные признаки являются следствием когнитивных дисфункций, иногда изменение поведения связано с серьезными заболеваниями (рак, побочные действия лекарств, инфекции и т.п.).
Помимо списка нейродегенеративных изменений в мозг старой собаки поступает меньше кислорода, что тоже сказывается на его работе. Распространенность синдрома когнитивных дисфункций статистически меньше, чем есть на самом деле, это объясняется низким уровнем диагностики подобного заболевания особенно в отдаленных районах РФ. Исследования показали, что почти у 30-70% собак в возрасте от 11 до 16 лет есть хоть один выраженный симптом из СКД. Резкий скачок нарастания симптомов отмечается в возрасте с 10 лет (3-5%) до 12-14 (23.5%).
Нет специфических методов диагностики синдрома когнитивных дисфункций, поэтому ветеринарный врач может полагаться только на полновесность информации от владельца. Проблему необходимо озвучить детально, отмечая даже незначительные моменты изменения в поведении питомца. Очень часто заводчики забывают рассказать о ночных бдениях собаки или говорят о проблеме тогда, когда собака реально начинает мешать спать.
Ежегодные осмотры старых собак и ведение своеобразного «поведенческого дневника» сильно уменьшит сложность постановки диагноза «синдром когнитивной дисфункции».
Лечения СКД не существует! Можно лишь замедлить прогрессирование заболевания, и уменьшить симптомы проявления синдрома когнитивных дисфункций. Назначают добавки, лекарства, феромоны, диету, чтоб создать условия для ментальной деятельности.
Пожилых собак рекомендуется переводить на специализированные корма: Canine b/d, Hills Pet Nutrition, они облегчают симптоматику за счет содержания жирных кислот, антиоксидантов.
Знание диагноза облегчает понимание своей собаки! Старость, СКД и нежелательные поведенческие проблемы не повод расставаться с питомцем, а необходимость в еще большем участии и сочувствии человека.
Ветеринарный центр "ДоброВет"
Записаться на прием к ветеринарному врачу ВЦ "ДоброВет" и провести полное обследование стареющей собаки можно по телефону 8 (495) 747-50-50, круглосуточно.
www.dobrovet.ru
Думаете, вы самые умные? Заблуждаетесь! Некоторые животные не только умны, но и обладают такими когнитивными способностями, которым человек может только позавидовать. В нашей подборке — 10 умнейших созданий (помимо человека).
Голуби, древнейшие почтальоны, испокон веков использовались человеком для пересылки сообщений. Они способны ориентироваться по солнцу и запоминать дорогу, покрывающую большие расстояния — их мозг обладает прекрасным «чувством карты» и «внутренним компасом». Человек подобными функциями, увы, похвастаться не может.
Павианы. Когнитивные способности этих приматов схожи с человеческими. И в первую очередь это касается их поведения. Так, павианы умеют распознавать стресс и справляться с ним. Согласитесь, не каждый человек владеет таким навыком. У павианов сложная социальная система, они способны критически мыслить и коллективно находить решение проблем. А еще они прирожденные воры — павианы способны не просто украсть чужое, но спланировать настоящее ограбление.
У дельфинов наибольший коэффициент соотношения массы тела к мозгу и самый крупный мозг среди представителей животного мира. Они могут узнавать себя в зеркале, у них богатые эмоциональные возможности — например, они издают звуки, когда счастливы. Их можно обучить играм и особому языку коммуникации с человеком. Дельфины не только одни из умнейших животных, но и одни из самых дружелюбных.
Собака — друг человека, самое преданное животное на планете. Это единственный зверь, который готов пожертвовать жизнью ради своего хозяина: у собак есть особый инстинкт, направленный на защиту хозяина любой ценой. Возможности мозга собаки зависят от ее породы. В целом любую собаку можно обучить различным навыкам. Некоторые четвероногие успешно служат в полиции и подобных структурах и даже принимают участие в военных действиях.
Белки, конечно, не могут соревноваться в когнитивных способностях с человеком, павианом или собакой. Однако когда дело доходит до вопросов поиска пищи, тут они практически вне конкуренции — они готовы на все и у них прекрасная память. Согласитесь, неплохой набор для такого маленького мозга.
Осьминоги — страшные животные, одни из самых опасных хищников на Земле. Для реализации своих кровожадных потребностей природа даровала им необычные навыки. Так, осьминоги прекрасно мимикрируют, меняя цвет и сливаясь с окружающей средой, чтобы уйти от опасности. А еще они могут охотиться на своего охотника — переиграть ситуацию и напасть на хищника, который представляет для них угрозу.
Свиньи обладают ментальными способностями, сравнимыми со способностями трехлетнего ребенка. У них есть эмоции и они испытывают чувства. Свиньи видят сны и плачут, когда им грустно. Они могут обучаться, ежедневно овладевая новыми навыками, а также способны справляться с экологическим стрессом.
Макака-резус — наиболее известный вид макак. Они способны копировать людей, их мимику и повадки. Считается, что они обладают хорошими коммуникативными навыками, могут формировать сложные социальные структуры и вести себя в соответствии со своей социальной ролью. Макака-резус может разбить прочную поверхность с помощью тяжелого камня и участвовать в схватках — как правило, их атаки не спонтанны, а хорошо спланированы.
Орангутан отлично копирует поведение человека, способен обучаться игре и вообще по своим ментальным данным не уступает трехлетнему ребенку. Орангутан обучаем: например, может усвоить, как использовать гвоздь и молоток для соединения предметов. Развитую коммуникацию дополняет способность подстраиваться под новую среду, овладевая необходимыми навыками для существования в изменившихся обстоятельствах.
Шимпанзе наиболее похожи на людей и обладают самыми впечатляющими когнитивными способностями из всех животных после человека. Они видят, мыслят и действуют как человек, способны играть в игры и даже решать математические задачи. Считается, что возможности их мозга сравнимы с возможностями пятилетнего ребенка.
www.popmech.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта