Уроки кликер-тренинга. Команда “Ко мне!”. Кликер собака добывака


Светлана Золотникова - Клик-ням. Кликер-дрессировка для начинающих

УПРАЖНЕНИЯ: КЛИКЕР-ИГРЫ

Упражнение первое:

Встаньте так, чтобы справа от вас был стол с едой (с кучей еды), а слева стул, на котором стоит миска. Миска со стулом изображают собаку. Это упражнение на скорость, его можно делать в компании, по очереди, устроив своего рода состязание. Каждому участнику дается определенное время, например, - 45 секунд. Как только время пошло, нужно сделать клик, взять еду и бросить в миску, выпрямиться (руки по швам) и снова - клик-еда-миска. Все движения нужно делать очень четко, нельзя кликать в момент взятия премии со стола, нужно полностью выпрямляться после броска. Если кусок упал мимо миски, так тому и быть, поднимать его не надо, но в итоге выигрывает тот, у кого в миске будет больше кусочков премии (его собака получила больше всего премии за отведенное время).

Упражнение второе:

Вы с помощником становитесь друг напротив друга. Один с кликером в руке (назовем его "кликетёр", то есть тот, кто кликает). Второй - провокатор. Провокатор держит одну руку, согнутую в локте, вертикально так, чтобы ладонь была на уровне глаз (большой палец со стороны провокатора, мизинец со стороны кликетёра). То есть так, как мы в школе тянули руку, когда знали ответ, но только в данном случае это должна быть неактивная рука - т. е. у правши - левая. Таким образом, вторая рука - правая - согнутая в локте, ладонью вниз, начинает по горизонтали (параллельно полу) двигаться к ладони левой руки: влево-вправо-влево-вправо (приближается-отдаляется). Так вот, иногда она касается ладони левой руки, но когда это случится - неизвестно. В остальное время она немного не доходит, и контакта не происходит. Кликетёр должен сосредоточится на этом движении, так как его задача - кликать при каждом соприкосновении рук (и не кликать, когда соприкосновения не происходит). Достаточно смешное упражнение, можете попробовать. Так вы научитесь хорошо читать "соперника", чтобы знать точно, когда он собирается соединить руки, и так вы научитесь 100% верно кликать. Точно так же вы потом будете наблюдать за своей собакой и учиться предсказывать ее реакции.

Упражнение третье:

Помощник становится от вас слева, как собака при ходьбе рядом. Вы договариваетесь, на какое его движение вы должны кликать. Например, при шаге левой ногой, если он взбрыкнет ею в воздухе. И - вперед! Пошли, концентрируемся на шагах помощника, стараемся кликнуть быстро, но верно, на провокации не поддаваться!

Упражнение четвертое:

Назовем его "Отгадайка". Его можно делать - да хоть в поезде, если больше делать нечего! Кликетёр задумывает что-нибудь, чего он хочет добиться от помощника - например, чтобы тот засунул палец в ухо. И при каждом верном движении помощника - кликает. Это игра из серии "тепло-холодно". Только в кликер-дрессировке не бывает "холодно", поэтому нужно поднапрячься, чтобы найти - за что кликнуть, чтобы как можно чаще было "тепло", и помощник, изображающий собаку, догадался - что он должен сделать.

Ну вот, теперь у вас есть все, что необходимо для тренировки, в том числе и хорошая реакция! На всякий случай давайте убедимся, что ничего не забыли. Итак, нам понадобятся:

- собака (ну, как без нее?) - причем достаточно голодная собака;

- лакомство для собаки - маленькие кусочки того, чего она не получает обычным образом на завтрак-обед-ужин. Это ни в коем случае не сухой корм, не собачье печенье, ничего сухого или такого, что надо жевать. В идеале лакомство должно быть невредным для собаки. Сосиски и сыр, так широко используемые в дрессировке, на самом деле, конечно же, слишком соленые и потому вредны для собак. Если не ленитесь, подготовьте для своего любимца отварную курицу или печенку. Лакомство должно быть, с одной стороны, настолько маленьким, чтобы собака проглатывала его, не жуя и не насыщаясь слишком быстро, но, с другой стороны, не настолько мелким, чтобы оно кашей размазывалась у вас по руке;

- место для занятий. Ну, для начала не будем далеко ходить - давайте заниматься дома! Желательно, чтобы и дома была спокойная обстановка для тренировок. Лиха беда начало, и нам необходимо помочь собаке сосредоточиться на задании. Если у вас несколько собак, одновременно заниматься можно только с одной собакой. Закройтесь с ней в какой-нибудь комнате и не пускайте любопытствующих дву- и четвероногих к себе "на дрессировочную площадку";

- ошейник (обычный кожаный или нейлоновый, не удавка) - дома по желанию, на улице обязательно, причем вместе с "удлинителем" - поводком, вместо ошейника можно использовать шлейку;

- собачья миска для корма. В принципе, подойдет любая, но вам будет удобнее, если она будет, во-первых, не очень маленькая (в маленькую трудно бросить еду и попасть, разве только вы до этого не занимались баскетболом), а во-вторых, для использования ее на улице немаловажно, чтобы она была легкая и небьющаяся;

- кликер или что-то похожее на кликер (подходит всё, что издает щелчок). Замечательно, если вам удастся купить кликер. Лучше, если звук у него мягкий (при нажатии раздается слабый щелчок), но на самом деле, я думаю, что собаке всё равно, как звучит кликер, лишь бы ваши нервы выдерживали;

- ну и последнее, чем надо запастись - это хорошее настроение. Давайте договоримся сразу, что без хорошего настроения мы приступать к тренировке не будем. К хорошему настроению нам необходимо добавить еще и терпение - без этого в дрессировке тоже никуда.

Итак, теперь мы можем приступить к тренировкам. Для начала познакомим собаку с кликером.

УПРАЖНЕНИЕ: ПОЗНАКОМИМ СОБАКУ С КЛИКЕРОМ

Приготовьте 25 кусочков лакомства, положите их на стол или полку, распределив на 5 частей. Поставьте миску на пол так, чтобы она была у вас прямо под рукой, чтобы кусочек премии, выдаваемый собаке, прямо из руки падал в миску.

Подзываем собаку, берем первые 5 кусочков еды в левую руку, кликер в правую (если вы правша). Начинаем с того, что проверим - голодна ли собака и устраивает ли ее наша премия. Кидаем в миску первый кусочек, собака съедает; кидаем следующий, съедает; и следующий… Так мы распрощались с первой кучкой. После чего делаем короткий перерыв, берем следующие 5 кусочков в руку и приступаем непосредственно к знакомству собаки с кликером: клик-премия (прямо в миску), незамедлительно новый клик-премия… И так уходят следующие пять кусочков. Опять делаем маленькую паузу, берем третью горку лакомства в руку, и повторяем этап "клик-премия". После паузы тратим и четвертую кучку премии точно так же. Замечательно. Обычно этого достаточно, чтобы собака уловила связь между щелчком кликером и премией.

Пятую кучку премии мы потратим на то, чтобы в этом удостовериться. Берем последние пять кусочков лакомства в руку, но не кликаем и не кидаем еду в миску. Ждем, пока собака в нас не разочаруется и не отвернется или не направится куда-нибудь еще. И вот тогда-то мы и кликаем! Если собака проявила интерес и посмотрела на вас вопросительно: "Ну, и где же премия?" или просто прибежала обратно - киньте лакомство в миску. И снова напустите на себя равнодушный вид, чтобы собака опять заинтересовалась чем-нибудь другим, и - как только собака отвлеклась, - кликните, - и при ответной реакции бросьте лакомство. Так собаке достанутся по очереди все пять кусочков.

Ну что ж, для первого раза достаточно. Тренировка должна быть короткой, зато ее можно повторять несколько раз в день. Постарайтесь продержаться до следующей тренировки хотя бы пару часов!

На следующей тренировке повторите все эти этапы еще раз, но уже в другой комнате. Проделайте это упражнение во всех комнатах и, в конце концов, попробуйте проделать это на улице: на поводке и в достаточно спокойном, тихом месте. Будем считать, что на знакомство с кликером у вас уйдет не менее пары дней. Если у вас ушло на это меньше времени, то предлагаю вам остановиться: вы слишком торопите события, от этого будет больше вреда, чем пользы.

Итог: собака реагирует на звук кликера (начинает искать премию) - значит, мы можем идти дальше.

profilib.org

Кликер-дрессировка. Одним щелчком! | Мир собак. Журнал о собаках. Доска объявлений. Породы. Дрессировка.

В последнее время всё большую популярность среди собаководов всего мира завоёвывает очень интересный метод дрессировки и обучения четвероногих питомцев получивший название КЛИКЕР-ДРЕССИРОВКА. Сегодня мы начнем знакомить вас с этим эффективным методом работы с собакой,  расскажем о его основных принципах  и достоинствах.

Кликер

Своё название кликер-дрессировка ведёт от кликера - устройства используемого в процессе обучения. Кликер (clicker) – представляет собой маленькую пластиковую коробочку с клавишей, которая при нажатии на нее издает звуковой сигнал – щелчок. Слово click так и переводится с английского – щелчок. Кликер позволяет быстро и эффективно решить те вопросы дрессировки и обучения нашего питомца, на которые, используя традиционные методы работы, раньше тратились многие часы. Теперь это занимает считанные минуты. При правильном и грамотном использовании кликера мы открываем перед собой и собакой новые возможности и можем добиться поразительных результатов в работе. Причём делая это бесконфликтно, комфортно и весело для всех участников процесса. Буквально одним щелчком.

А сейчас совершим небольшой экскурс в историю кликер-дрессировки чтобы понять уникальность и своеобразность   этого метода.

Родиной кликер-дрессировки являются США. Именно там, в середине прошлого века, в стенах Гарвардского университета, профессором психологии Б. Ф. Скиннером (B. F. Skinner), были разработаны основные принципы теории оперантного обучения, которые затем легли в основу кликер-дрессировки. Суть оперантного обучения состоит в последовательном, целенаправленном, поэтапном отборе и закреплении нужных (желательных)  форм поведения обучающегося и устранении ненужных (нежелательных). А инструментом такого отбора и стал звуковой сигнал  (клик).

Аспиранты профессора -  Келлер Бреланд (Keller Breland) и его жена Мэрион Балей (Marion Bailey) применили эти разработки при работе с дельфинами в «Центре млекопитающих морской пехоты». Затем к ним присоединилась, теперь уже всемирно известная дрессировщица, Карен Прайор (Karen Pryor), которая сначала в «Центре млекопитающих», а потом и в собственном «Морском парке жизни» продолжила работы по кликер-методике с различными видами дельфинов. Более подробно об этом можно прочитать в книге Карен Прайор «Несущие ветер».

Почему ученые занимались дельфинами и  почему мы заостряем ваше внимание на этом?  Потому что очень важным моментом этой работы был факт, что на  дельфинов нельзя воздействовать физически (механически), а можно лишь поощрять или игнорировать то или иное их поведение. Это стало ключевым фактором в процессе дрессировки. В итоге была совершена практически  революция. Традиционное восприятие животного как пассивного объекта воздействия со стороны дрессировщика было сломано и сформирован совершенно новый подход, когда животное стало равноправным партнёром в процессе обучения. Отныне главной задачей дрессировщика стало создание условий для проявления животным собственной активности и чёткого обозначения нужного момента поведения, которое требует положительного подкрепления. Инструментом для такого обозначения при дрессировке дельфинов был сигнал свистка. Чтобы сделать сигнал свистка желаемым и приятным для дельфина, его наличие увязали с дачей рыбы. Другими словами, слыша свисток, дельфин знал, что он получит рыбу в качестве вознаграждения за правильное поведение. Ну а позже, в дрессировке собак, свисток трансформировался в щелчок (клик).

Почему же использование звукового сигнала (свистка, щелчка) в обучении и дрессировке животных так эффективно? На это есть несколько причин. Во-первых, любой звук очень точно дифференцируется слуховыми органами животного, а тем более, когда он звонкий и чёткий. Во вторых, по своей сути звук  нейтрален. Он не плохой и не хороший, он просто звук и не несёт в себе примеси индивидуально-эмоциональных оттенков, характерных для словесных команд дрессировщика. В-третьих, звуковой сигнал позволяет очень точно выделять нужное действие во времени. Моментально, практически в доли секунды, дрессировщик может сообщать животному о результативности его поведения. Ну и в-четвёртых, звук позволяет производить подкрепление на значительном расстоянии от дрессировщика, т.е. позволяет работать с животным не только в непосредственной близости.

Итак, поработав с дельфинами, получив великолепные результаты работы, лично убедившись в эффективности метода звукового подкрепления, Карен Прайор (Karen Pryor) перенесла свой опыт дрессировки на собак, доступно и весьма подробно изложив принципы своей работы и практические примеры в популярнейшей книге «Не рычите на собак».

Вот так, из дельфинария на собачью дрессировочную площадку и пришёл кликер-метод. Пришёл и уже более 30 лет успешно применяется при работе с собаками по различным аспектам подготовки.

В России кликер-метод появился в начале 90-х годов прошлого века и связан с именем Валерия Степановича Варлакова. Тогда, будучи еще сотрудником Института нормальной физиологии АМН СССР, Варлаков начал применять его для дрессировки собак. Впоследствии Валерий Степанович стал основным  популяризатором этого метода в России, дополнительно обогатив его и расширив рамки применения кликер-метода в дрессуре собак. В. С.  Варлаковым написаны интересные и полезные статьи по кликер-методике, под его руководством были подготовлены тысячи собак в городе Москве и десятки инструкторов, которые и сейчас продолжают применять кликер-метод в дрессировке.

Чем же так хорош кликер-метод?

Кликер-метод универсален и применим практически к любым собакам, – с его помощью можно работать как с агрессивными, так с и пугливыми, как с гиперактивными, так  и с заторможенными, со взрослыми и щенками, со служебными и декоративными породами. Он позволяет построить процесс

Александр Журавлев

дрессировки с учётом как породных, так и индивидуальных особенностей вашего питомца. Он дает возможность уйти от рутины многочасовых занятий и превратить их в приятное и полезное времяпрепровождение. Он помогает интеллектуально развивать собаку, формирует у нее желание активно познавать окружающий мир.

Кликер-метод очень популярен в спортивном собаководстве. Аджилити, обидиенс, фристайл, фрисби  – везде кликер-метод метод применяется как основной способ дрессировки. Он позволяет легко и комфортно осваивать сложные навыки и создает условия для раскрытия потенциала собаки.

Часто кликер-метод ещё  называют бесконфликтной дрессировкой. И это действительно так, кликер-метод не отрицает наличия наказания животного, но вся работа направлена на то, чтобы избежать возможностей наказания. «Созидать, а не разрушать» – основной смысл кликер-дрессировки. Правильно формируя требования к нашему питомцу, создавая условия для безошибочной работы, грамотно отбирая и чётко объясняя нужное (желаемое) поведение, мы исключаем необходимость наказания, оно становится ненужным. Игнорируя ошибки, мы чётко сообщаем нашему питомцу о нерезультативности такого поведения и, наоборот, ярко, положительно подкрепляя нужное, мы стимулируем его к безошибочному выполнению поставленной задачи.

Мы попросили высказать своё мнение о кликер-методе известного московского кинолога, одного из создателей нормативов УГС (управляемая городская собака), ЗГС (защитная городская собака), БР(большой ринг), Новикова Петра Ивановича.

«Мой кинологический стаж насчитывает более 30 лет. Начинал работать с собаками ещё в 70-х годах, использовал в работе различные методики, но когда в начале 90-х столкнулся с кликер-методикой, то был поражен её простотой и эффективностью. Собака на занятиях буквально приобретала «крылья», начинала делать всё с желанием, быстро и чётко. Упрямцы становились покладистыми без жестокости и принуждения. Проблемы в поведении, причём разноплановые, решались быстро, а главное надёжно. Кликер-метод позволяет заложить такой потенциал в собаку, который не может дать ни одна другая методика. Я применяю его в различных аспектах своей работы: при бытовой дрессировке, при спортивной, отличные результаты метод дал при обучении служебных собак поиску ВВ (взрывчатых веществ). Кликер-метод, это метод будущего, но он предъявляет повышенные требования к дрессировщику, это нельзя забывать».

Последнее замечание господина Новикова очень важно! При всей лёгкости и простоте кликер-метода не стоит забывать, что метод требует от дрессировщика думать не только за себя, но и за своего питомца. Потому что именно в грамотном построении занятия, в грамотном и доходчивом изложении наших требований и лежит ключ к успеху. Если мы хотим заставить собаку что-то сделать, надо прежде всего подумать, а как она сможет это сделать, как я могу донести до неё свои требования так, чтобы она не потеряла интерес к работе, а наоборот почувствовала удовольствие от её выполнения. Кликер-метод стимулирует не только умственную деятельность животного, но и нашу, заставляет задумываться о последствиях наших действий, просчитывать ситуацию, держать её под контролем  и только тогда можно достигнуть совместного успеха. Кликер позволяет сделать дрессировку не рутиной, а захватывающим мероприятием. Кликер-метод интересен всем  – и собакам и их владельцам, он позволяет найти точки соприкосновения, сделать взаимные отношения интересными и гармоничными. Именно поэтому мы говорим: «Кликер-тренинг  – это путь к взаимопониманию!»

В последующих статьях мы более подробно остановится на практическом аспекте работы по кликер-методике, расскажем о формировании базовых навыков послушания,  коррекции поведения.

До встречи!

Александр Журавлев

Инструктор по дрессировке,

начальник КСС ДОСААФ ЮВАО г. Москвы

фото: Елена Нестерова

Перепечатка на сайтах и форумах разрешена при наличии активной ссылки на материал. Спасибо.

Кликеры для дрессировки. Кнопочные, спортивные. Купить недорого.

mirsobak.org.ru

Уроки кликер-тренинга. Команда “Ко мне!”

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ В КЛИКЕР-ТРЕНИНГЕ

Урок кликер дрессировкиЗанятие ведет Александр Журавлев, инструктор по дрессировке, начальник КСС ДОСААФ ЮВАО г.Москвы.

Просматривая различные публикации по дрессировке с использованием кликера, можно заметить одну интересную закономерность, которая немного искажает правильное и полноценное восприятие кликер-метода.

В подавляющем большинстве материалы по кликер-дрессировке акцентируют внимание  только на положительном подкреплении (ПП) и не говорят об отрицательном подкреплении (ОП).

Чаще всего авторы публикаций говорят лишь о том, что в работе с кликером не применяется наказание, и это действительно так. Наказание не несёт в себе никакой информации о неправильном действии собаки, оно лишь констатирует факт совершения  ошибки и приводит в исполнение карающий приговор дрессировщика. Собака  при этом получает сильное отрицательное психологическое воздействие, а, зачастую, и физическое.  Наказывая собаку очень сложно, а подчас и невозможно донести до нее информацию о том, что же в её действиях оказалось неправильным с точки зрения дрессировщика.

Гораздо эффективнее использовать отрицательное подкрепление, которое чаще всего и путают с наказанием, а это не так. Задача ОП состоит в том, чтобы подсказать собаке какое её действие является неправильным  и неэффективным, закрепить это понимание, а также создать предпосылки того, чтобы в будущем такие ошибки не повторялись.

Иногда говорят, что отсутствие ПП, это уже для собаки ОП. Это утверждение верно лишь отчасти. На практике такое восприятие отсутствия ПП появляется лишь в начале работы с собакой. Но уже  через несколько занятий собака начинает соображать – худшее, что может её ожидать за неправильное (ошибочное, нерезультативное) действие, это лишь отсутствие куска, и нет ровно никаких  сдерживающих факторов от повторных ошибок, кроме её собственного желания или нежелания.  Получается, что работая в таком ключе, мы отдаём приоритет в принятии решений собаке,  а это никак нельзя считать правильным подходом.

Именно правильное использование отрицательного подкрепления способствует выработке у собаки стереотипа правильного поведения и купированию неправильного.

Что же относится к ОП в кликер дрессировке? На стадии объяснения и отбора поведения я использую следующие виды ОП, которые идут от более мягкого воздействия к более сильному, но всегда остаются понятными для собаки и не вызывают паники, боязни и стресса, хотя и являются неприятными для неё:

- эмоциональное воздействие (слова,  произносимые с негативным оттенком, которые обычно заставляют собаку обратить внимание на дрессировщика и задуматься о своих действиях)

- отсутствие ПП (отсутствие клика-кусочка за какое-то действие)

- ограничение какого-либо движения, используя поводок (исключаем саму возможность сделать неправильное действие через натяжение поводка)

- рывки поводком (используются при повторных ошибках с целью не допустить привыкания к повторению ошибочных действий).

А теперь приступим к занятиям. Сегодня мы рассмотрим навык подзыва по команде «Ко мне!», вернее его концовку.

Ко мне!

Навык подзыва или команда «Ко мне!» является очень важным в установлении контроля над поведением собаки. И поэтому его изучению и отработке должно быть уделено пристальное внимание. Навык состоит из элемента подхода собаки к дрессировщику и фронтальной посадки перед ним. Сегодня мы рассмотрим изучение элемента посадки перед дрессировщиком. Вам может показаться, что нечто подобное мы уже делали, когда изучали навык посадки, это отчасти так, потому что собака в обоих случаях оказывается в сидячем положении, но есть и свои особенности.

Основное, это то, что, выполняя навык и  быстро подходя к дрессировщику по команде «Ко мне!», собака должна без дополнительных команд произвести строго фронтальную посадку перед ним и находиться в этой позиции до отмены команды.

Приступим.

Встанем перед свободно стоящей или сидящей собакой. Возьмём кусочек корма в правую руку и расположим её строго посредине нашего корпуса, на уровне пояса. Затем выставим руку вперёд, по направлению к собаке, привлечём её внимание к кусочку в руке и начнём от неё отходить на 1-2 метра, затем позовём её («Иди скорее сюда») и когда собака пойдёт в нашу сторону, начнём её хвалить. Далее остановимся и приблизим к себе выставленную вперёд руку, подведя её к середине живота, а затем чуть приподнимем вверх вдоль туловища. Собака, следуя за кусочком, приблизится к нам вплотную и при движении руки вверх сядет. Именно в этот момент производим клик и даём кусочек. Далее достаём новый кусочек, даём команду «Гуляй» и начинаем вновь отходить от собаки,  повернувшись к ней лицом. Повторяем упражнение. Рука с кусочком выступает в качестве ориентира для собаки, благодаря которому мы можем точно вывести нашего питомца в строго определённую позицию перед нами, а затем зафиксировать его, посадив. Отработаем таким образом  3-5 подзывов, после этого можно сделать перерыв и повторить упражнение.

Очень важно сразу вывести собаку на правильную, фронтальную посадку, без утыкания в дрессировщика и без  кривобокой посадки. Нельзя  ругать собаку за неправильную посадку, но и нельзя положительно подкреплять её. Поэтому лучше сразу  отбраковывать неправильные элементы,  не подкрепляя их положительно и используя отрицательное подкрепление (не щёлкая и не давая кусочек пищи, используя эмоциональное воздействие), чем потом пытаться бороться с многообразием вариантов выполнения, вычленяя единственно верный.

Через 2-3 занятия по описанной программе вы должны добиться у собаки понимания ваших требований, т.е. собака должна чётко занимать строго определённую позицию перед дрессировщиком при привлечении ее кусочком пищи в руке. Теперь можно перейти к следующему этапу работы, который будет заключаться в ускорении выполнения собакой наших требований по посадке.

Для этого нам необходимо повысить заинтересованность собаки в выполнении уже разученного действия и тут мы воспользуемся вариативным режимом положительного подкрепления, когда клик-кусочек будет даваться не за каждое выполнение, а  в соотношении за 3 подхода (посадки) – 2 кусочка, за 4 подхода (посадки) – 3.   Как правило, введение вариативного режима подкрепления очень удачно стимулирует поведенческую  активность  собаки  и здесь нам представится отличная возможность отобрать и закрепить быстрое и правильное выполнение концовки подзыва.

В дальнейшей работе нам надо будет разделить наши требования по скорости и чистоте выполнения навыка.

Начнём повышать скорость. У нас уже есть правильная посадка при 100% ПП,   теперь мы введем режим 70-80% ПП, это приведёт к тому, что собака начнёт выполнять подход и посадку более заинтересованно и у нас появится возможность отбора различных вариантов выполнения подзыва. Из этих вариантов  быстрых и медленных, мы начинаем подкреплять только быстрый подход. Каждое быстрое выполнение подхода и посадки будет подкрепляться 100%.

Временно нам нужно будет снизить требования по качеству посадки, главное быстро, а остальное не столь важно (можно чуть заваливаясь, можно чуть кривовато и т.п.).       Закрепим многократным повторением это действие и как только увидим,  что собака всегда подходит быстро, введём вариативный режим  ПП.

Собака знает, что надо садиться быстро, но вариативный режим заставит её предлагать разные варианты, тем более что правильная посадка уже есть в арсенале собаки и она обязательно её предложит. Тут главное не зевать и начать быстро подкреплять быструю и правильную посадку в режиме 100%, постепенно переходя на вариативный режим подкрепления.

Не забывайте варьировать время нахождения собаки в сидячем положении.

Нельзя заранее сказать, когда надо переходить от 100% режима подкрепления к вариативному, всё зависит от собаки. Но, с другой стороны, нельзя зависать подолгу на 100% режиме подкрепления, отрабатывая какой-то элемент. Собака учится очень быстро и наша задача поддерживать её заинтересованность (мотивацию) на достаточно высоком уровне, а не топтаться на месте, отрабатывая уже выученный элемент.

В дальнейшем мы продолжим разговор о навыке подзыва, рассмотрим моменты, связанные с увеличением дистанции подзыва, введением команды, коррекции поведения при работе в обогащённой окружающей среде.

Удачных тренировок с кликером для собак!

Использование на сайтах и форумах разрешено только при наличии активной ссылки на материал и журнал Мир собак. Спасибо. Использование в печатных СМИ запрещено.

mirsobak.org.ru