Средневековые ученые и писатели с мусульманского Востока были известны в Европе по коротким именам или прозвищам. Вот и персидский Авиценна не исключение. Его настоящее имя в сокращенном варианте можно привести как Ибн Сина.
Будущий ученый родился в 980 году, недалеко от Бухары, в Средней Азии. С самого раннего детства ребенок отличался умом и сообразительностью. К десяти годам прекрасно знал Коран. В бухарской школе он сначала изучал законодательство, а позже - философию, логику и геометрию. Это была эпоха расцвета мусульманской науки. Восточные ученые оказались на несколько шагов впереди по сравнению с европейскими средневековыми монахами. Один из них - Абу Абдаллах Натили - взялся за обучение многообещающего подростка.
Авиценна, биография которого в дальнейшем ознаменовалась многочисленными самостоятельными открытиями, быстро вышел из-под опеки наставников и стал заниматься в одиночку. Большое влияние на 16-летнего юношу оказала книга Аристотеля «Метафизика».
Многие принципы, заложенные древнегреческим философом в его трудах, стали ориентиром для персидского последователя. В своих изысканиях он был не одинок. Подобные взгляды разделяли Аль-Кинди, Ибн Рушд и Аль-Фараби. Эта школа получила название «восточного аристотелизма». Авиценна, биография которого полна различными открытиями, стал ее ключевым сторонником.
В его работах прослеживается строгий стиль изложения, подчиненный логике. В мусульманском богословии он получил название «акль». Согласно взглядам Авиценны, Аллах был вечным двигателем идей и форм. Также он критиковал антропоморфизм. Важным принципом восточного аристотелизма была геоцентрическая система мира. Согласно ей Земля была сердцем Вселенной, а все остальные небесные тела вращались вокруг нее.
Юный Ибн Сина стал лекарем бухарского эмира благодаря глубоким познаниям в медицине. Кроме того, он получал доступ ко всем известным тогда литературным трудам на эту тематику. Молодой ученый много общался с местными тюркскими жителями, благодаря чему освоил этот язык. Однако его служба окончилась после того как тюркские племена захватили Бухару и свергли правившую тогда династию Саманидов. Это случилось в 1002 году.
После этого Авиценна, биография которого в качестве ученого еще только началась, отправился в город Ургенч. Это был центр Хорезма – богатого и важного региона. Здесь философ и врач продолжал оттачивать свое образование. Он получил важное задание – составить свод законов для единого государства Хорезма. Ему удалось справиться со своей задачей. За молодым придворным пристально следил везир, а также шах.
Авиценне пришлось столкнуться с косностью и сервильностью здешних начетчиков из государственного совета. Они жили согласно Корану и резко сопротивлялись любым нововведениям в жизни Хорезма. Молодому ученому пришлось вести долгие споры и диспуты со старейшинами, которые и слышать не хотели о любых реформах. Только благодаря напору молодости и помощи шаха Ибн Сина смог протолкнуть свой проект, добившись широкого признания не только в Хорезме, но и за его пределами.
Однако когда к власти в 1008 году пришел Махмуд Газневи, Авиценна отказался служить при его дворе. Это привело к его изгнанию и долгим скитаниям.
В конце концов ученый прибыл в персидский город Хамадан, где прожил около 10 лет. Ему удалось вылечить местного эмира, за что он получил титул визира. Из-за этого философ часто конфликтовал с различными партиями при дворе правителя и военными. Именно в Хамадане он занялся политикой и стал работать на государственной службе.
Самые плодотворные годы с точки зрения занятий наукой пришлись на жизнь Ибн Сины в Исфаане. Местный эмир предоставил ему все условия для продуктивной деятельности. Именно здесь Авиценна, биография которого известна многочисленными скитаниями и путешествиями, нашел покой и занялся сочинением своих основных книг. Некоторые из них погибли во время нашествия вражеских войск. Тем не менее наследие персидского писателя дошло до наших времен в большом объеме. Оно состоит из множества трактатов по медицине, химии, астрономии, механике.
Авиценна скончался в 1037 году, после того как переболел желудочной болезнью. Его прах был помещен в мавзолей Исфахана, где также находили последний покой местные эмиры.
Биография Авиценны больше всего известна его энциклопедическим справочником «Канон врачебной науки». По нему арабские и персидские врачи учились вплоть до XVII века. Сочинение было разделено автором на пять книг.
Первая из них посвящена теории медицины. Писатель рассмотрел понятия болезней, а также причины их появления. Он определил симптомы таких страшных заболеваний, как холера, чума, оспа и проказа. В последующих книгах рассказывается о разных простейших лекарствах, в том числе о растениях.
Медицинские исследования, которыми полна биография Авиценны, также позволили ему написать и издать разные трактаты по самому широкому кругу вопросов. Они касались здорового образа жизни, сердечных заболеваний, пульса, кровеносных сосудов, правильного питания и т. д. Врач пропагандировал различные физические упражнения, которые, по его мнению, должны были продлить жизнь человека.
Исследования Ибн Сины охватывали не только физическое, но и психологическое состояние человека. Врач в своих работах описал четыре вида характера – горячий, холодный, влажный и сухой. Эта классификация во многом соответствует европейской, где присутствует темперамент холерика, флегматика и т. д.
Также Авиценна описал сложные человеческие натуры. Согласно его теории, характер зависел от того, какая жидкость превалировала в организме – кровь, слизь или желчь.
Разносторонняя деятельность ученого всегда привлекала исследователей к такой фигуре, как Авиценна. Биография, фото его письменных трудов и яркие приключения часто попадают в самые разные учебники.
Персидскии ученый Авиценна, биография которого известна каждому соотечественнику, часто писал свои научные труды и публикации в виде стихотворных поэм. Этот стиль был популярным на мусульманском Востоке. Интересно, что ученый увлекался еще и музыкой. Его перу принадлежит несколько работ по теории композиции. Он относил музыку к математической науке и говорил в своих трудах о закономерности построения музыкальных произведений.
Известные тогда инструменты были описаны и классифицированы в одной из книг, автором которой являлся Авиценна. Ученый (биография перса позволила ему бывать на множестве официальных мероприятий, где проводились концерты) заложил основы музыкальной науки. На родине она не получила распространения, зато в Европе в Новое время переосмыслили многочисленные изыскания средневекового исследователя. Разных теоретиков тогда интересовала биография Авиценны. Кратко говоря, его труды стали фундаментом для музыкальной теории современности.
fb.ru
Самый влиятельный и известный в средневековом исламском мире персидский ученый Абу Али ибн Сина знаком миру под более простым и звучным именем – Авиценна. Современники на Востоке называли его духовным наставником, мудрецом. И это вполне объяснимо. Авиценна воспитал целую плеяду философов, был визирем. Сочетая в себе две эти ипостаси, он казался идеалом ученого.
Он полагал, что уйдет в небытие физически, со всеми своими свойствами, в том числе и внешним обликом, но тлена избежит разумная часть души. Слова оказались отчасти пророческими. Его труды из самых различных областей науки изучают по сей день, о нем снимают фильмы и пишут книги. Однако в одном он ошибся, ученым удалось воссоздать и его внешность по сохранившемуся черепу. Результат вы видите на фото.
О жизни Авиценны человечество узнает из достоверных, но недостаточно полных источников – трудов средневековых авторов (аль-Кыфти, аль-Байхаки, аль-Каши и др.).
Родился будущий философ и общественный деятель, врач и ученый в небольшом селении вблизи города Бухары (территория современного Узбекистана). Раннему раскрытию в мальчике интеллектуальных способностей способствовал отец (чиновник, проявляющий интерес к философии и науке). К десяти годам он настолько хорошо знал Коран, что, по словам из первоисточников, «ему диву давались».
Затем он овладел основами математики и мусульманского права. Дальнейшее обучение мальчик продолжил под контролем приехавшего в Бухару ученого Абу-Абдаллахома ан-Натили, поселившегося в их доме. Абу Али ибн Сина, биография которого может быть почерпнута из его книг, в скором времени удивил учителя и уже сам растолковывал ему некоторые понятия. Вскоре он принялся за самостоятельный штурм книг по метафизике и физике, и, по словам самого ученого, «в нем пробудилась тяга к медицине». Она не казалась ему сложной, и уже в 16 лет он консультировал опытных докторов и сам помогал пациентам, «открывая для себя новые способы лечения, ранее нигде не описанные». Слава о талантливом лекаре распространялась быстро, в 18 лет ибн Сина попал в эмирский дворец и получил открытый доступ к богатой библиотеке.
Годы активного учения сменились временем странствий, в которые окунулся Абу Али ибн Сина. Биография ученого в трудах историков указана в приблизительных датах. Так, он покинул Бухару после смерти своего отца в период между 1002 и 1005 годами. Он переезжает в город Гургандж, переживавший тогда в стороне от политических событий расцвет. Вся научная жизнь была сконцентрирована вокруг одного заведения – академии Мамуна, объединившей множество ученых. Именно к этому обществу и примкнул Авиценна. Известно, что он и его коллеги были абсолютно обеспеченны в мирском плане и жили дружно, наслаждались перепиской и научными дискуссиями.
В 1008 году ибн Сина был вынужден покинуть город. Причина крылась в отказе лекаря прибыть ко двору султана для проживания. Поступок молодого ученого привел его в ярость. Он дал приказ размножить его портрет и разослать во все края с предписанием о розыске и последующей доставке бунтаря в его дворец. Успеха предприятие не имело. Как известно, Авиценна завершил свои скитания в Джурджане (1012-1014 гг.). В этот период он создавал свои трактаты, начал работу над «Каноном врачебной науки».
Спустя время султан вновь предпринял попытки найти его, и ученый продолжил свои странствия дальше.
Абу Али ибн Сина, биография которого связана с постоянными странствиями, в попытке скрыться от поползновений султана оказался в городе Хамадане (современная территория Ирана). Здесь ученый провел почти десять лет, с 1015 по 1024 г. Это были весьма насыщенные событиями годы. Он активно занимался не только наукой, а также политическими и государственными делами. На пост визиря его привело знакомство и успешное лечение правителя Шамсада-Даули. Впрочем, в скором времени он вступил в конфликт с военной верхушкой и был свергнут. От казни его спас эмир, приняв компромиссное решение о высылке ибн Сины за пределы владений. В течение 40 дней лекарь скрывался. Однако случившийся с эмиром очередной приступ заставил его пересмотреть свое решение: срочно найти ученого, извиниться и вновь назначить на пост министра.
После смерти правителя к власти пришел его сын. Он предложил Авиценне вновь занять пост визиря, но тот отказался и вступил в тайную переписку с эмиром Исфахана, предложив ему свои услуги.
Расположенный на берегу реки Заянде и ныне иранский город Исфахан стал последним местом, в котором поселился Авиценна (Абу Али ибн Сина). Биография этого периода (1024-1037 гг.) богата на научные работы. Годы, проведенные при дворе эмира, являются наиболее плодотворными. Способствовало этому во многом увлечение наукой самого правителя. Именно в этот период философ и ученый написал, пожалуй, свой самый емкий труд – «Книгу справедливого разбирательства», насчитывавшую двадцать томов. Однако она исчезла во время одного из вражеских нашествий.
Свой жизненный путь Авиценна окончил в Хамадане, где и был похоронен. Умер он в возрасте 56 лет, после продолжительной болезни, в источниках упоминающийся как «колики».
Медицина – это основная сфера деятельности, в которой прославился еще при жизни Абу Али ибн Сина. «Канон врачебной науки» (на фото ниже) - серия книг (всего пять томов), написанная им в 1023 году, является одной из самых знаменитых. Именно по ней многие доктора Запада и Востока в 12-17-м веках изучали основы медицины.
В книге Авиценна предположил, что многие заболевания могут быть вызваны мельчайшими существами, которые в том числе портят воду и пищу, являются разносчиками. Он изучил ряд болезней, различив чуму и холеру, описал проказу и подчеркнул заразность оспы, а также осветил вопросы, связанные с хирургическими операциями, раскрыл тему «сложных» лекарств (более половины из них - растительного происхождения).
Ибн Сина также известен такими трудами, как «Трактат о пульсе», «О пользе и вреде вина», «Лекарственные средства», «Кровеносные сосуды для кровопускания», «Поэма о медицине», и многими другими (в общей сложности - 274 ценные рукописи).
Известно, что Авиценна открыл процесс перегонки эфирного масла, а также умел получать серную, азотную и соляную кислоты, гидроксиды калия и натрия.
Ученый критиковал взгляды Аристотеля в области астрономии, утверждая наперекор о том, что звезды и планеты светятся своим собственным светом, а не отражают его от солнца. Он написал собственную книгу, которая содержала в том числе комментарии к труду Птолемея.
Неудивительно, что для своих книг и фильмов многие писатели и режиссеры выбирают центральным персонажем такую личность, как Абу Али ибн Сина. Биография известного философа и врача богата трагическими событиями и поистине значимыми открытиями. Наиболее известным произведением является книга Ноя Гордона «Ученик Авиценны», опубликованная в 1998 г. и экранизированная в 2013-м Филиппом Штёльцлямом (кадры из фильма - на фото ниже).
К теме жизни ученого обратился и испанский писатель Э. Теодоро. Его роман называется «Рукопись Авиценны» и повествует об отдельных эпизодах жизни ибн Сины.
Могло ли быть что-то ценнее и полезнее в средневековом мире, чем то, что открыл медицине Абу Али ибн Сина? Биология, астрономия, механика, философия, литература, медицина, психология – науки, в которых он был блестяще осведомлен и образован. Кроме того, он обладал острым умом, и по словам современников, феноменальной памятью и наблюдательностью. Все эти качества и многочисленные работы увековечили память о персидском ученом в веках.
fb.ru
Маленький Хусейн был очень любопытным мальчиком. Слово «Почему?» он повторял много раз в день, удивляя и детей и взрослых своей любознательностью. Когда Хусейну исполнилось пять лет, семья переехала в Бухару. Мальчика поместили в начальную мусульманскую школу — мактаб , где он проучился до 10 лет. Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Главы из Корана — суры — ученикам школы читались по-арабски. фотоМногие мальчики плохо знали арабский язык. Хусейн сразу подступил к учителю с вопросами, но тот говорил: «Учи Коран. Там на все есть ответы.» Одновременно Хусейн ходил и к другому учителю,который обучал его грамматике , стилистике и арабскому языку.
Однажды Хусейн сказал: «Я выучил весь Коран. Теперь я могу задать свои вопросы?» Учитель обиделся: «Коран учат долгие годы и редким мусульманам, знающим его наизусть,дают почетное звание — хафиз».
«Значит я хафиз!» — сказал мальчик. На экзамене Хусейн рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. Так не знал Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн не ходил в маетаб. К десятилетнему возрасту, то есть к 990 году, будущий великий ученый заканчивает первый, начальный. Цикл своего образования. Он поражает всех памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, и восхищает знанием арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина становится шейхом. Из его собственной биографии: «К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались».
Изображение(Образ) - от Авиценны — вот три основные стадии врача….
фото
Выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После десяти лет отец взял его из школы, и дальнейшее образование подросток получил, занимаясь с приходящими на дом учителями. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию,философию, географию и многое другое. Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши.
Учение шло столь успешно, что вскоре ученик не только догнал учителя, но и неоднократно ставил его в тупик. В автобиографии Ибн-Сина описывает такой случай: «Я дал такой анализ данного определения, подобного какому он не слыхал. Он удивился мне , как только мог и советовал родителю моему не занимать меня ничем , кроме наук… То же было и с книгой Евклида. пять-шесть теорем я изучил при помощи учителя . а остальные — самостоятельно. Натили оказался не в силах обучать меня. Он сказал : «Читай сам , решай теорему , а затем приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я самостоятельно занялся изучением книг много было таких вопросов , которые он до того не знал и научился им от меня».
Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано, Не имея еще 12 лет от роду , Ибн-Сина , согласно традиции , занялся ее изучением по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. читать подробнее
znamus.ru
Ибн Сина (Авиценна) — крупнейший врач, естествоиспытатель, философ средневековья. Он сумел обобщить и свести воедино знания в области анатомии и медицины, накопленные человечеством за многие столетия.
Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина — таково полное имя одного из крупнейших учёных средневекового Востока — Ибн Сины (латинизированное имя — Авиценна).
Ибн Сина — буквально значит «сын Сины».
Сина — имя одного из предков Авиценны, закрепившееся надолго за членами этой семьи. Хусейн ибн Сина родился в селении Афшану близ Бухары в 370 г. хиджры (что соответствует 980 г. христианского летоисчисления). Известен и месяц его рождения по мусульманскому календарю — сафар, что соответствует второй половине августа и первой половине сентября.
Мы не знаем, какими людьми были его родители, Абдаллах и Ситарабану, — добрыми или злыми, любящими или чёрствыми; знаем только, что его мать была красива, а отец умён и довольно образован для своего времени. Когда семья переехала в Бухару, Абдаллаху удалось получить место в налогово-финансовом ведомстве (Диване муставфи).
Абдаллах ибн Сина не зря перевёз семью в Бухару: нужно было дать образование сыновьям.
Особенные надежды он возлагал на Хусейна, который с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к пяти годам Хусейн знал наизусть по-арабски почти весь Коран — священную книгу мусульман. С этой книги — собрания поучений, речей и заповедей пророка Мухаммеда — начинали своё образование все правоверные мусульмане, но не каждому удавалось осилить её даже в зрелом возрасте (не только знать наизусть, но и уметь толковать Коран).
Бухара, столица владений Саманидов, была крупным научным центром своего времени. Отец отдал Хусейна сначала в школу, которую содержал сосед-зеленщик. Здесь мальчиков обучали арифметике. Затем юного Хусейна отправили изучать мусульманское законоведение (фикх) в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. «Как спасти своего клиента от жестокого ростовщика?», «Как уличить виновного на суде?», «Какие слова произнести при разводе, чтобы оставить на всякий случай лазейку для востребования жены обратно в дом мужа?» — с подобными вопросами обращались к Хусейну, и каждый получал нужный ответ.
Позже Хусейн изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдиллаха Натили. В это время Хусейн интересовался астрономией, особенно после прочтения книги Клавдия Птоломея «Великое построение» (по-арабски — «Альмагест»). И вскоре, как случалось и ранее, ученик превзошёл учителя. Всё чаще во время бесед Натили был только слушателем.
С 13—14 лет Хусейн начал заниматься самостоятельно. Из его сохранившейся автобиографии можно узнать, с каким упорством и желанием Ибн Сина днями и ночами изучал геометрию, астрономию, музыку. И всё ему давалось легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В своей автобиографии он упоминает о том, что несколько раз прочитал этот труд, но не понял его. Помог случай — однажды назойливый торговец на базаре продал ему книгу с комментариями известного философа Абу Насра аль Фараби (870—950) к «Метафизике» Аристотеля. Именно эта книга помогла юноше изучить и понять знаменитый труд древнегреческого учёного. В будущем Хусейн много раз в своём научном творчестве будет возвращаться к Аристотелю, станет его комментатором и будет пропагандировать основные положения его учения.
Мы не знаем, что именно заставило Хусейна с 14 лет с горячим увлечением и самоотдачей уйти в медицину.
Но можно представить себе, каких успехов достиг юноша во врачебной практике, если в 16 лет его пригласили лечить самого эмира Бухары Нуха ибн Мансура! Ему удалось правильно поставить диагноз и облегчить страдания больного.
В знак благодарности эмир разрешил молодому врачу пользоваться дворцовой библиотекой. В этой библиотеке Саманидов, одной из богатейших на Востоке, Хусейн проводил целые дни, знакомясь с сочинениями учёных древности. Он нашёл там труды по физике, механике, математике, ботанике, зоологии, истории, географии, философии. Много времени провёл он, изучая трактаты по медицине. Именно здесь он осознал потребность обобщить прочитанное и собственные наблюдения в виде медицинского справочного руководства.
В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».
Взятие Бухары тюрками и падение династии Саманидов вынудили Ибн Сину в 1002 г. покинуть Бухару, но воспоминания о годах, проведённых в ней, он пронесёт через всю дальнейшую жизнь, в которой будет много труда, славы и злоключений. В одном из своих поэтических произведений он писал:
О детстве сны ты видишь до сих пор,
Хоть молодость уже за гранью гор.
Почто, скажи, хоть кудри в седине,
Картины детства видишь ты во сне?
Из Бухары Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Здесь он смог побеседовать со многими учёными, чьи работы он встречал прежде в библиотеке Саманидов.
Первые годы пребывания в Ургенче были самыми спокойными и счастливыми во всей дальнейшей жизни Ибн Сины. Много сил он отдал работе по составлению государственных законов. Но не законоведение занимало все его помыслы, и, как только представилась возможность, он с радостью вернулся к философии и медицине.
Его стали звать «князем врачей». Больные охотно посещали знаменитого целителя, а следом за ними приходили здоровые и просились в ученики к Хусейну. Они помогали ему при посещении больных, слушали его лекции. Авиценна оказался прекрасным педагогом. Одних он обучал врачеванию, другим показывал, как из растений и минералов приготовить лекарства.
В 1012 г. обстоятельства вынуждают Ибн Сину пуститься в новое путешествие — покинуть Хорезм и переехать в Иран. Здесь он создал основные научные труды своей жизни. Всего Ибн Сина написал более 450 трудов, из которых до нашего времени дошло только 274.
Наибольшую же славу ему принёс многотомный труд «Канон врачебной науки». С XII по XVII в. будущие врачи многих стран Востока и Запада изучали азы своей науки по «Канону».
В XII в. он был переведён в Толедо (Испания) с арабского языка на латынь — международный язык науки того времени. Одним из внимательных читателей «Канона» стал великий Леонардо да Винчи.
В начале своего труда Ибн Сина подчёркивает, что подходит к медицине как к науке, познающей состояние тела человека. Она учит, как сохранять здоровье и лечить заболевания. В первой книге «Канона» Ибн Сина приводит общие сведения по анатомии и о причинах болезней. Отдельный раздел в книге посвящён пульсу. К вопросу о значении пульса в организме Ибн Сина возвращался не раз. В «Поэме о медицине», которая по значимости содержания и охвату материала занимает в его наследии второе место после «Канона», он писал:
Знай, изменяет пульс в теченье года
Телесная и внешняя природа.
Пульс у мужчин в дороге жизни всей
Быстрее, чем у женщин, и сильней.
Пульс в юности свой ускоряет бег,
Замедлен он, коль полон человек.
Зимою склонен к большему покою,
Уравновешен раннею весною.
Следуя традиции, Ибн Сина пользовался стихотворной формой для изложения своих научных взглядов.
В первой книге «Канона» уделяется внимание режиму, физическим упражнениям и значению соблюдения правильной диеты. Ибн Сина даёт советы, которые не утратили своего значения и в наше время, пишет о гигиене, об обращении с больными. Один из его советов таков:
В гимнастике умеренность нужна,
Пусть будет главным правилом она.
Умеренность не изнуряет тела,
Но очищает организм всецело...
Бесцельны долгий отдых и покой:
В излишествах нет пользы никакой.
Коль человек недвижен, вредный сок
Заполнит тело, и еда не впрок.
Во второй книге «Канона» Ибн Сина описал «простые» лекарства. Он приводит названия 785 средств растительного, животного и минерального происхождения. Многие из них не были известны учёным древности.
В третьей книге тщательно рассматривались отдельные болезни и способы их лечения.
В четвёртой книге «Канона» описывались общие болезни тела, лечение различных лихорадок, вопросы, связанные с хирургией.
Пятая книга содержала описания различных «сложных» лекарств.
В «Каноне врачебной науки» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Они же портят воду, передают болезнь. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний.
Ибн Сина умер в 1037 г., прожив неполные пятьдесят семь лет.
Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и всё своё имущество раздать беднякам. Его последними стихами были:
От праха чёрного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел...
www.ronl.ru
Авиценна (980-1037)
«А когда родится у тебя сын, то первое — это дай ему хорошее имя», — учили в то время все книги о воспитании. Молодому Абдаллаху нравилось имя Хусайн. И жене его Ситоре-бану тоже нравилось это имя. И давно уже было решено — первого сына назвать Хусайн. А можно дать и кунью — почетное прозвание. Так поступали в благородных домах. «У моего мальчика обязательно будет свой сын! — радовался Абдаллах. — Я уже дал имя будущему сыну — Али». Кунья сына будет Абу Али, что значит отец Али. А потом пойдет само «исм» — имя Хусейн, а потом, присоединенное через арабское «ибн» — сын, имя отца, а потом имя деда, прадеда, прапрадеда…»
И как ему, Абдаллаху, было знать, что напрасна его затея со вторым именем. Не будет у Хусайна сына. И семьи у него не будет. Станет скитаться он всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю.
На Востоке его называли Шейх-ур-Раис. Почетное звание «Раис» свидетельствует о государственно-политической деятельности мыслителя в качестве визиря и исполнителя других должностей. Звание «Шейх» говорит о его глубоких познаниях в религии и философии. На христианском Западе он был известен как Авиценна.
Великий знаток высшего живого существа — человека — Абу Али Ибн Сина еще при жизни был удостоен следующих высоких титулов: Худжатул Хакк (Доказательство или авторитет истины), Шейх-ур-Раис (Глава мудрецов, старейшин, великий мыслитель), Пизишки, Хаками бузург (Великий Исцелитель) и Шараф-ул-Мулк (Слава, гордость страны).
Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Хасан Ибн Али Ибн Сина (латинизированное имя Авиценна), выдающийся врач мусульманского мира, родился в 370 году хиджры (980 год) в селении Афшане близ Бухары, в нынешнем Таджикистане. Отец Ибн Сины — Абдаллах — был родом из Балха, старинного города на территории Северного Афганистана, и занимался финансовыми делами в одном из больших бухарских поселений — Хармайсане.
С малолетства Ибн Сина отличался необыкновенными способностями. В десятилетнем возрасте он свободно читал Коран и знал произведения многих арабских классиков. До шестнадцатилетнего возраста учился правоведению и в особенности интересовался философией. Медициной занялся позднее, но и в этой области достиг выдающихся результатов.
Когда Ибн Сине исполнилось семнадцать лет, его позвали к больному властителю, у которого была обширная библиотека. Молодой врач успешно вылечил богатого пациента, и тот так полюбил Ибн Сину, что оставил его при дворе, где тот получил доступ к библиотеке. Воспользовавшись этим, Ибн Сина занялся самообразованием. В восемнадцатилетнем возрасте Ибн Сина уже пользовался славой хорошего врача, которого часто звали к одру больных правителей и различных государственных мужей.
Ибн Сина вел бурную жизнь. Его угнетала зависимость от правителей феодальных арабских государств. Ибн Сина нередко подвергался преследованиям, в особенности со стороны мусульманского духовенства, ему часто приходилось бежать и искать пристанища у новых покровителей. Одно время Ибн Сина даже находился в заключении. В конце концов, он поселился в Исфахане и Хамадане при дворе правителя Хамадана, который назначил его придворным врачом и даже визирем. Здесь Ибн Сина пользовался уважением и почетом, но среди мусульманского духовенства имел многочисленных врагов, потому что его философские убеждения, как правило, расходились с догмами ислама.
Некий арабский поэт после смерти Ибн Сины саркастически писал, что «философия Ибн Сины не научила хорошим обычаям, а его медицина — умению тщательно беречь здоровье». Ибн Сина оставил после себя богатое наследие из научных трудов по философии и медицине. Ему приписывается свыше 400 сочинений на арабском языке и около 20 на фарси по всем известным тогда разделам научных и философских знаний. Только две книги он написал на родном языке, дари, на котором говорили предки современных таджиков, все остальные писал на арабском языке, который в те времена был на Востоке языком ученых.
Главный энциклопедический труд «Книга исцеления» (в сокращенном изложении — «Книга спасения») состоит из четырех разделов, посвященных проблемам логики, физики (6-я книга «Физики» — «Книга о душе»), математических наук (геометрия, арифметика, музыка и астрономия) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). «Книга указаний и наставлений», написанная в последние годы жизни, — итоговое изложение философских идей Ибн Сины (так называемая восточная философия), отмеченное, в частности, воздействием идей суфизма (учение об «озарении» — ишрак).
Философия Ибн Сины продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти — онтологической концепции неоплатонизма. Ибн Сина отрицает сотворенность мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога — «первой причины», «необходимо-сущего» само по себе (аналогичное неоплатоническому единому), из которого в иерархическом порядке истекают умы, души и тела небесных сфер.
Важнейшее сочинение Ибн Сины «Канон врачебной науки» — медицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей — было в XII столетии переведено на латинский язык Герардом Кремонским (1114-1187), известным под именем «отца переводчиков», и обеспечил ему в течение пяти столетий самодержавную власть во всех медицинских школах Средних веков. «Канон…» издавался около 30 раз на латинском языке в Европе и вплоть до конца XVII века оставался основным учебником медицины не только для студентов, но и врачей. Первый русский перевод был сделан в 1954-1960 годах.
Созданный Ибн Синой «Канон» («Canon medicinea»), неоднократно переводившийся на большинство европейских языков и получивший широкую известность в Европе, долгое время оставался основным источником медицинских знаний. Кроме описания анатомии человека, в «Каноне» можно почерпнуть немало практических сведений. Ибн Сина представил многие болезни, как внутренние, так и кожные, глазные и детские заболевания; подробно описал их симптомы и способы лечения; перечислил целебные средства и дал рецепты составления лекарственных препаратов, обрисовал методы хирургического лечения и даже привел косметические советы.
Ибн Сина, развивший учение о причинах болезни, различал причины внешние (зной, травма и др.), предшествующие и связующие. Предшествующие причины выражали, по его мнению, то, что сейчас мы обозначаем как причины предрасполагающие или способствующие. Причины связующие — это свойства организма, в той или иной мере опосредующие действие внешних болезнетворных причин. Интересно, что Ибн Сина уже различал важность обуславливающих факторов в развитии болезней, то есть подчеркивал значение того, что сейчас мы называем условиями их возникновения.
Ибн Сина, раскрывший в духе своего времени процессы «уравновешивания натур» людей, определяющие состояние здоровья в различных географических, климатических, социальных, бытовых ситуациях, изучал также вопросы приспособления здорового и больного человека. Важнейшим из признаков здоровья, по его мнению, является «уравновешенность натуры» – «уравновешенность цвета лица между белизной и румянцем, уравновешенность телосложения в смысле полноты и худобы…» и т.д. Интересно, что уже в то время ученый поддерживал значение социальных факторов в определении жизни людей. Он, в частности, писал, что «основное в искусстве сохранения здоровья — это уравновешивание необходимых факторов, которые суть: 1) уравновешенность натуры, 2) выбор пищи, 3) очистка от излишков, 4) сохранение телосложения, 5) улучшение того, что вдыхается через нос, 6) приспособление одежды, 7) уравновешенность физического и душевного движения».
Есть смысл заметить, что термин «уравновешенность» в смысле «приспособление» дошел до наших дней и широко применялся в различном контексте И.П. Павловым в работах по пищеварению и особенно при изучении высшей нервной деятельности.
Идея о зависимости психики в целом от мозга проводилась в «Каноне» неуклонно. Аффективную сторону душевной жизни Ибн Сина также непосредственно связывал с телесными изменениями. В этом он следовал прочно установившейся в психофизиологии традиции. Но совершенно новаторским следует считать его исследовательский подход к аффектам. Предание рассказывает, как ему удалось определить душевную причину телесного истощения одного юноши. Говоря ему определенный ряд слов, он зафиксировал по изменению его пульса, какие из них провоцируют аффект, вызвавший заболевание. Возможно, это был первый в истории психологии случай психодиагностики, причем принцип, на котором она строилась, предвосхищает последующий ассоциативный эксперимент, «детектор лжи» и другие сходные приемы поиска эмоционального комплекса по экспериментально вызванным изменениям в вегетативной сфере. Учение Ибн Сины о воздействии психических (аффективных) состояний на глубинные органические процессы – то, чего еще не знала античность.
В последние годы здоровье Ибн Сины ослабло. Когда-то он написал книгу о желудочных коликах, а теперь сам страдал этой болезнью. Ибн Сина лечил себя успешно, до тех пор, пока эмир Ала уд-Даула, находящийся в походе, не вызвал его к себе. Врач, который готовил лекарство по рецепту Ибн Сины, бросил в лекарственную смесь в пять раз больше семян сельдерея, чем полагалось. От такой лекарственной смеси язвы в желудке и кишечнике, которые уже затягивались, снова открылись. «Управитель, управляющий мною, бессилен управлять, и ныне бесполезно лечение», — сказал Ибн Сина самому себе.
Умер Ибн Сина в Хамадане 18 июня 1037 года в возрасте 58 лет после долгой болезни. 28 апреля 1954 года в иранском городе Хамадане был поставлен памятник Авиценне, а 29 апреля 1954 года был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны.
medviki.com
«Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.Коварства я избег, распутал все узлы,Лишь узел смерти я распутать не сумел»…
ВУНДЕРКИНД16 августа 980-ого года в маленькой деревушке Афшане, неподалёку от Бухары, в семье Сетаре и Абдуллы родился мальчик. Отец будущего гения служил управляющим в поместье Мансура ибн Нуха из династии Саманидов. И славился, как человек смышленый и исполнительный. Маленький Хусейн уже в детстве поразил родителей своими способностями.
В три года он свободно считал. А в 10 лет выучил Коран наизусть! Изумленные соседи приходили к дому Абдуллы толпами, чтобы увидеть маленькое чудо. И малыш при них цитировал любую страницу из священной книги. При этом никогда не ошибался. Отец понимал: сыну необходимо учиться - и сам отправил его в мусульманскую школу. Хусейн, конечно же, обогнал всех учеников. К тому же, прославился и как человек чрезвычайно мудрый. Сами учителя приходили к 12-летнему мальчику за советом.
И он, не по-детски логично рассуждая, умел наставить умел «на путь истинный» любого. Все науки, за которые брался Ибн Сина, он старался изучить досконально. С 14 лет занимался литературой и философией самостоятельно, а вот логику, астрономию и геометрию изучал под руководством бухарского ученого Абу Абдаллаха Натили. Тогда же он увлекся и знаменитой «Метафизикой» Аристотеля, которую поначалу не понял. Но позже настойчиво докапывался до сути, прочитав комментарии к книге – так ему открылся новый смысл жизни.
ГЕНИАЛЬНЫЙ ВРАЧАвиценне было 16, когда однажды за ним приехали подданные эмира Бухары. Тот был серьезно болен и ни один лекарь не брался лечить эмира. Ибн Сина дал несколько специальных распоряжений слугам эмира и приготовил для больного микстуру.
Скоро правитель поправился! Надо ли говорить, как он благодарил своего спасителя? Но для Ибн Сины это было не главным. Медицина – отныне его манила только эта цель! Как? Зачем и почему проникают болезни в тело человека? Что можно сделать, чтобы отодвинуть смерть? Кроме изучения физики, химии, астрономии, психологии и других наук (он увлекался ими и сделал множество открытий) прорыв, который ученый совершил в медицине был революционным. «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями за больными, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах», - писал он.
Именно перу Авиценны, который, кроме родного персидского, прекрасно владел и арабским - главным языком ученых тех времен, принадлежит знаменитая книга «Канон медицины» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб»). Настоящая медицинская энциклопедия! В ней были искусно систематизированы и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины находки античных медиков. Ибн Сина впервые предположил, что болезни вызывают мельчайшие «существа» (уж не о микробах ли речь?) Он же первым обратил внимание и на то, что многие заболевания заразны. Передаются от человека к человеку, как оспа, чума, холера, Он досконально, рискуя жизнью, изучал и описывал симптомы этих болезней. Да что там! Ибн Сина открыл миру сотни рецептов для лечения множества других заболеваний. Причем из 2600 средств, 1400 были растительного происхождения.
О чем же еще поведал миру знаменитый Авиценна в своем знаменитом «Каноне»? О вреде вина, о таинствах пульса и сексуальной силе. О кровопускании и лечении медом. Об основных принципах лечения болезней желудка, ушей, глаз - положив тем самым начало таким медицинским направлениям, как гастроэнтерология, оториноларингология и офтальмология. Это он доказал, что жизнь -есть движение! Да-да! Хотите жить долго –занимайтесь физкультурой, ибо бросив физические упражнения человек быстро чахнет. Авиценне благодарны не только медики, но и современные психологи. Разве не он первым, задолго до знаменитостей типа Фрейда предположил, что есть несколько видов темперамента? “Горячий”, “холодный”, “влажный” и “сухой”, что в современной психологии соответствует холерику, сангвинику, меланхолику и флегматику.
ВРЕМЯ СКИТАНИЙНет, невозможно представить великого Авиценну, творящем в тиши кабинета, в мире и спокойствии, далеко от земной суеты, пусть были в его жизни и такие периоды. Его даже допустили в одну из роскошных библиотек эмира. Но вскоре его же и обвинили в ее поджоге! Так что куда чаще свои труды Ибн Сина писал в походах, где и сочинял знаменитые литературные произведения и стихи… Мудрыи рубаи с важным подтекстом:
«Когда к невеждам ты идешь высокомерным,Средь ложных мудрецов явись ослом примерным:Ослиных черт у них такое изобильеЧто тот, кто не осел, слывет у них неверным»
или
«Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь,Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь.Делай сегодня то дело, что выполнить в силах,Ибо возможно, что завтра ты больше не встанешь»
В 1004 году пала сильная династия Саманидов. Ибн Сина отправился ко двору правителей Хорезма, где целиком посвятил себя медицине и даже заслужил звание «князя врачей». Но после отказа пойти на службу к султану Махмуду Газневи в 1008 году, надежды на благополучие рухнули окончательно.
Настал 1015-ый год. Все новые и новые правители узнавали о великих способностях философа и целителя Ибн Сины. А когда ему удалось вылечить эмира Шамса-ад-Даулу, Ибн Сина получил должность визиря - и из-за зависти окружающих нажил себе немало врагов. Авиценну даже хотели казнить, но эмир решил незаметно выслать ученого из государства. Не вышло. Эмира скоро вновь скрутил приступ болезни, и он был вынужден снова обратиться к искусству врачевателя. А когда Авиценна решил уехать в Исфахан, его заточили в крепость. К счастью, в конце концов, выпустили и он стал главным врачом и советником эмира Алы-ад-Даулы.
ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕПоследние 14 лет своей жизни Ибн Сина целиком посвятил науке. Увы, во время нападения на Исфахан газнийского войска, многие работы ученого сгорели в пожаре. К тому же в одном из походов Ибн Сина сильно заболел. Страшные рези в желудке не давали сосредоточиться. Но все же Ибн Сина держался, пока ему не пришлось ехать в поход вместе с эмиром Алой уд-Даулой. Однажды случилось непоправимое: врач, который готовил лекарство по рецепту Ибн Сины, случайно бросил в раствор в пять раз больше семян сельдерея. От такой «бомбы» язвы в желудке, которые уже почти затянулись, открылись вновь. В тот день Ибн Сина понял, что скоро умрет. Он так и сказал себе: «Управитель, управляющий мною, бессилен управлять, и ныне бесполезно лечение». Сильный духом, но уже ослабевший Ибн Сина продиктовал свое завещание одному из друзей. В нем он просил отпустить своих рабов, наградить их, а свое имущество раздать беднякам.
Великий Ибн Сина умер 18 июня 1037 года и похоронен в городе Хамадане. В апреле 1954 года здесь был поставлен памятник Авиценне и открыт мавзолей. Если вам доведется побывать в этом красивейшем городе Ирана, вас непременно приведут на эту могилу, рядом с которой молятся о здоровье близких. Но в душах людей Ибн Сина жив по-прежнему. Недаром, его мысли, изложенные в многочисленных работах, и сегодня бередят умы ученых всего мира.
slavikap.livejournal.com
В жизнеописании Ибн-Сины приводится история о пребывании его в заточении в крепости Фарджан, возведенной на высокой скале неподалеку от Хамадана для защиты подступов к столице. Комендант крепости страдал от глухоты, и глухота его все усиливалась. На третий день заключения Ибн-Сина осмотрел его уши, промыл их и вытащил серные пробки, после чего старик стал различать привычные звуки. В благодарность за исцеление он приказал освободить ученого от цепей, даже принес узнику бумагу из собственной канцелярии, чернильницу и тростниковое перо, и в заключении Ибн-Сина написал «Книгу о правильном пути», переделал «Книгу о коликах».
Ибн Сине пришлось побывать при дворах нескольких султанов и эмиров того времени, он был придворным врачом саманидских и даилемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане, поселился затем в Исфахане, но нигде не знал полного покоя, безопасности и умиротворения.
Так, в 1030 году, после захвата Исфахана Масудом Газневи все вещи Ибн-Сины были разграблены. Исчезла огромная энциклопедия, озаглавленная Китаб аль-Инсаф («Книга беспристрастных суждений», 28000 вопросов и ответов в двадцати томах), где он противопоставлял свою собственную философию, назаванную им «восточной философией» (хикмат машрикийа) произведениям других мыслителей, изобилующим трудностями и неувязками. Ему удалось восстановить лишь несколько фрагментов этого колоссального труда.
Преследуемый до конца жизни врагами и завистниками, он не имел семьи, и с подорванным здоровьем нашел смерть в пути – во время похода эмира Алаед-Дауда – в Хамадане в 1037 году, в возрасте 57 лет. Перед смертью он приказал раздать все свое имущество беднякам. Похоронен в Хамадане (Иран), где и сейчас находится его могила. Трактаты Ибн-Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе. Всего произведений Ибн Сины насчитывается более двухсот. Основной труд Ибн-Сины – энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 книгах) – обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, где изложена его система медицины, в главных чертах имеющая много общего с системой Галена. «Канон врачебной науки» – одна из самых знаменитых книг в истории медицины. Этот капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных листов, уже в двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок, «Канон...» оказался среди первых печатных книг, и по числу изданий соперничал с Библией. Латинский текст «Канона врачебной науки» был издан впервые в 1473 году, а арабский – в 1593 году (в 4-х томах в Риме). Существует множество переводов «Канона…» на латинский язык. Самый тщательный из них принадлежит Племию (Львов, 1658). «Канон…» много веков был обязательным руководством для врачей, в том числе – в средневековой Европе, и выдержал около 30 латинских изданий. Точная дата завершения работы над «Каноном...» не установлена. Предположительно, это 1020 год.
Свои медицинские открытия Ибн Сина изложил и в стихотворной форме в виде поэмы, причем сделал это с умыслом: в форме стиха наставления лучше воспринимаются и запоминаются потомками. «Поэма о медицине» (Урджуза), написанная рукой Ибн Сины, жива и сегодня. Она находится в Институте востоковедения Академии наук Узбекистана (г. Ташкент). Это второй по объему и значимости медицинский труд Ибн Сины после знаменитого «Канона врачебной науки».
Из «Поэмы о медицине»: О пище и питье « Хвалы достойна пища, если вновь Она заменит и очистит кровь. Полезна рыба непременно тем, Кто обессилен, истощен совсем. Остры и терпки лук, чеснок, горчица, Но польза в них великая таится».
В «Трактате о пульсе» Ибн-Сина описывает боле 60 разновидностей простого и 30 видов сложного пульса, а также говорит об их диагностическом значении.
Любая книга, написанная Авиценной, содержит отдельные главы, посвященные вопросам частной и общей фармакологии. Он рассматривает свыше 3000 простых и сложных лекарственных средств, более 80% из них – растительные.
Ибн-Сину и поныне называют «бессмертным великим мыслителем Востока». Его открытия относятся не только к медицине, но и к философии, математике, поэзии и литературоведению.
В латинском переводе изданы и его философские сочинения. Особенное внимание схоластиков обратило на себя сочинение Авиценны о метафизике (служащее комментарием к метафизике Аристотеля). Основные философские сочинения – «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» и другие – содержат также естественнонаучные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины.
Афоризм Авиценны: «О мудрости твердят: она бесценна, Но за нее гроша не платит мир».
И еще один афоризм: «О том, что у тебя болит живот, Больному говори – здоровый не поймет».
Об Ибн-Сине слагают легенды, рассказывают сказки, передают из уст в уста притчи. Мы приводим здесь некоторые из них, напоминая на всякий случай, что народные сказания и предания обычно имеют мало общего с реальностью и не могут использоваться как факты биографии великого Учителя...
Ибн-Сина. Притчи:
– Наблюдательность и чувствительность– Женское коварство и истина– Звуки сердца– Находчивость– Практическая психологияИбн-Сина. Сказки *:pharmacognosy.com.ua
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта