| ||||||
Анубис | ||||||
Бог бальзамирования, смерти и загробного мира, хранитель ядов и лекарств | ||||||
Древний Египет | ||||||
ведающий тайнами[1] | ||||||
др.-греч. Ἄνουβις | ||||||
лат. Anubis | ||||||
мужской | ||||||
проводник умерших в загробном царстве, оберегатель кладбищ и мумий | ||||||
Осирис | ||||||
Нефтида | ||||||
Инпут | ||||||
Кебхут | ||||||
Гор, Осирис, Исида | ||||||
шакал | ||||||
Иллюстрации на Викискладе |
Культура Древнего Египта завораживает как исследователей, так и творческих личностей, которые пытаются связать выдуманные миры с фараонами, божествами, гробницами, саркофагами и мумиями. Мистический бог Анубис, уводящий души в чертоги подземного царства, стал пользоваться популярностью не только в стране пустынь и разливающегося Нила, но и в современном мире.
Практически в каждой религии встречаются предпосылки к анимизму – вере в одушевленность природы. В период анимистических представлений, с 3100 до 2686 года до н.э., Анубис прочно ассоциировался с шакалом или собакой Саб (некоторые видят в ней схожесть с доберманом). Но так как религия не стояла на месте, вскоре образ хранителя подземного мира модернизировался: Анубис изображался с головой животного и с человеческим телом.
Бог АнубисОбо всех метаморфозах сподвижника смерти могут свидетельствовать изображения на камнях, которые сохранились со времен царствования первой династии фараонов: рисунки и иероглифы рассказывают, как менялось божество пантеона функционально и внешне.
Возможно, с Анубисом стали ассоциироваться шакалы, потому что в те времена людей хоронили в неглубоких ямах, которые эти животные часто разрывали. В конечном итоге египтяне решили положить конец этому произволу путем обожествления. Кроме того, жители жаркой страны полагали, что шакалы, бродящие по могилам ночью, будут защищать мертвецов после захода Солнца.
Анубис в виде животногоИмя Анубис тоже было придумано египтянами не просто так. Первоначально (с 2686 до 2181 года до н.э.) прозвище бога записывалось в виде двух иероглифов. Если переводить символы дословно, то получится «шакал» и «мир ему». Затем значение имени Анубиса преобразовалось в словосочетание «шакал на высокой подставке».
Культ бога быстро распространился по всей стране, а столица семнадцатого египетского нома Кинопль стала центром почитания Анубиса, о чем упоминал Страбон. Самые древние упоминания о покровителе умерших археологи нашли в текстах пирамид.
Как известно, с захоронением фараонов были связаны всевозможные ритуалы, которые включали в себя технику бальзамирования. Анубис как раз-таки встречается в рукописях, где указывались правила погребения погибшего владельца египетского трона. Жрицы, которые подготавливали труп к погребению, носили маски Анубиса из раскрашенной глины, так как бог считался специалистом в данной области.
В Старом царстве (время правления III-VI династий) Анубис считался покровителем некрополей и кладбищ, а также являлся хранителем ядов и лекарств. Тогда божество с головой шакала считалось самым значимым из всего списка.
Такой популярностью путеводитель умерших пользовался до тех пор, пока не появился Осирис, к которому перешло большинство функций хозяина Дуата (загробного мира), а Анубис остался проводником и выполнял функцию слуги, взвешивая сердца на суде мертвых. Животных, посвященных богу, держали в соседних с храмами зданиях. Когда они умирали, их тоже мумифицировали и отправляли в мир иной со всеми почестями и ритуалами.
В мифологии Древнего Египта загробный мир называется Дуат. В представлениях Додинастического периода царство мертвых находилось в восточной части неба, а души умерших египтян вселялись в звезды. Но позже концепция Дуата изменилась: появился бог Тот, который перевозит души на серебряной ладье. Также загробный мир находился в Западной пустыне. А между 2040 и 1783 годами до н.э. сложилось понятие о том, что царство мертвых находится под землей.
По легенде, Анубис – сын Осириса, бога возрождения и загробного мира. Осирис изображался в виде мумии, обернутой белой тканью, из-под которой виднеется зеленая кожа.
Этот бог царствовал над Египтом и покровительствовал плодородию и виноделию, но был убит своим братом Сетом, желавшим узурпировать власть. Шакалоголовый бог Анубис собрал разрубленные части отца воедино, забальзамировал и запеленал. Когда Осирис воскрес, он стал заведовать царством мертвых, предоставив Гору возможность править миром живых.
Шакалоголовый бог АнубисМать Анубиса – Нефтида, сущность которой практически не раскрыта в религиозной литературе. В мифологических текстах она выступает во всех заупокойных магических обрядах и мистериях Осириса, участвует в поисках его тела и охраняет мумию.
Эта богиня рассматривается исследователями как аспект Черной Исиды или как богиня смерти. Иногда ее называли Владычицей свитков. По поверью, Нефтида выступала автором скорбных текстов, поэтому нередко ассоциировалась с богиней Сешат, которая заведует продолжительностью правления фараонов и руководит царскими архивами.
Анубис с мумиейЖенщина считается законной женой Сета. Влюбившись в Осириса, она приняла облик Исиды и совратила его. Так на свет появился Анубис. Чтобы не быть уличенной в измене, мать бросила младенца в тростниковых зарослях и тем самым обрекла сына на верную смерть. Благодаря счастливому случаю подкидыша нашла Исида. Анубис воссоединился с собственным отцом Осирисом, пусть и необычным способом.
Древнегреческий писатель и философ Плутарх считал, что на самом деле проводник мертвых и есть сын Сета и Нефтиды, которого нашла и воспитала Исида. Некоторые ученые тоже считают, что Анубис происходил от злобного, свирепого божества Сета и был полноправным хозяином царства мертвых. Когда в пантеоне появился Осирис, Анубис стал его соратником. Поэтому в мифологии была придумана новая ветвь, представляющая Анубиса как незаконнорожденного сына Осириса.
24smi.org
Мифология Древнего Египта интересна и связана это в большей степени с многочисленными богами. Люди для каждого важного события или природного явления придумывали своего покровителя, а отличались они внешними признаками и сверхспособностями.
Религия страны отличается наличием многочисленных верований, что непосредственно отразилось на внешнем виде богов, которые в большинстве случаев представлены в виде гибрида человека и животного. Египетские боги и их значение имели для людей огромное значение, что подтверждают многочисленные храмы, статуи и изображения. Среди них можно выделить главных божеств, которые отвечали за важные аспекты жизни египтян.
В древние времена изображали это божество мужчиной с головой барана или же полностью в виде животного. В руках он держит крест с петлей, который символизирует собой жизнь и бессмертие. В нем соединились боги Древнего Египта Амон и Ра, поэтому он обладает силой и влиянием обоих. Он был благосклонен к людям, оказывая им помощь в сложных ситуациях, поэтому и был представлен заботливым и справедливым создателем всего сущего.
В Древнем Египте бог Ра и Амон освещали землю, передвигаясь по небу по реке, а ночью пересаживаясь на подземный Нил, чтобы вернуться в свой дом. Люди верили, что каждый день ровно в полночь он сражается с огромным змеем. Считали Амон Ра главным покровителем фараонов. В мифологии можно заметить, что культ этого бога постоянно менял свою значимость, то падая, то поднимаясь.
В Древнем Египте божество представляли в образе человека, закутанного в саван, что добавляло схожесть с мумией. Осирис был правителем загробного мира, поэтому голову всегда венчала корона. Согласно мифологии Древнего Египта это был первый царь этой страны, поэтому в руках находятся символы власти – плетка и скипетр. Кожа у него черная и этот цвет символизирует возрождение и новую жизнь. Осириса всегда сопровождает растение, например, лотос, виноградная лоза и дерево.
Египетский бог плодородия является многогранным, то есть Осирис выполнял много обязанностей. Его почитали как покровителя растительности и производительных сил природы. Осириса считали главным покровителем и защитником людей, а еще владыкой загробного мира, который судил умерших людей. Осирис научил людей обрабатывать землю, выращивать виноград, лечить разные болезни и выполнять другую важную работу.
Основная черта этого божества – тело человека с головой черной собаки или шакала. Это животное было выбрано совсем не случайно, все дело в том, что египтяне часто видели его на кладбищах, поэтому их и связывали с загробным миром. На некоторых изображениях Анубиса представляют полностью в образе волка или шакала, который лежит на сундуке. В Древнем Египте бог мертвых с головой шакала имел несколько важных обязанностей.
Взвешивал сердце умершего человека, чтобы определить, достойна ли душа попасть в загробное царство. На чаши весов с одной стороны кладется сердце, а с другой – богиня Маат в виде страусового пера.
Представляли божество с телом человека и головой мифического животного, в котором сочетается собака и тапир. Еще одна отличительная черта – тяжелый парик. Сет приходится Осирису братом и в понимании древних египтян это бог зла. Его часто изображали с головой священного животного – осла. Считали Сета олицетворением войны, засухи и смерти. Все беды и напасти приписывались этому богу Древнего Египта. От него не отрекались только из-за того, что считали главным защитником Ра во время ночной схватки со змеем.
У этого божества есть несколько воплощений, но самое известное – человек с головой сокола, на которой непременно находится корона. Его символом является солнце с распростертыми крыльями. Египетский бог солнца во время схватки потерял свой глаз, который стал важным знаком в мифологии. Он является символом мудрости, ясновидения и вечной жизни. В Древнем Египте носили Око Гора в качестве амулета.
Согласно древним представлениям, почитали Гора, как хищное божество, которое впивалось в свою жертву соколиными когтями. Есть и другой миф, где он передвигается по небу на лодке. Бог солнца Гор помог воскреснуть Осирису, за что получил в благодарность трон и стал правителем. Ему покровительствовали многие боги, обучая магией и разными премудростями.
До наших дней дошло несколько оригинальных изображений, найденных археологами. Геб является покровителем земли, что египтяне стремились передать и во внешнем образе: тело вытянутое, как равнина, руки, поднятые вверх – олицетворение склонов. В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. Хоть есть много рисунков, информации о силах и предназначениях Геба не там много. Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. Существовал целый культ, в который входили люди, работающие на полях, чтобы обезопасить себя от голода и обеспечить хороший урожай.
Божество представляли в двух обличьях и в древние времена, это была птица ибис с длинным загнутым клювом. Его считали символом рассвета и предвестником изобилия. В поздний период Тота представляли в виде павиана. Есть боги Древнего Египта, которые обитают среди людей к ним и относится Тот, который был покровителем мудрости и помогал всем познавать науку. Считали, что он обучил египтян письму, счету, а также создал календарь.
Тот – бог Луны и через ее фазы его связывали с различными астрономическими и астрологическими наблюдениями. Это и стало причиной превращения в божество мудрости и магии. Тота считали учредителем многочисленных обрядов религиозного содержания. В некоторых источниках он причислен к божествам времени. В пантеоне богов Древнего Египта Тот занимал место писца, визиря Ра и секретаря судебных дел.
Божество солнечного диска, которого представляли с лучами в виде ладоней, тянущимися к земле и людям. Это и отличало его от других человекообразных богов. Самое известное изображение представлено на спинке трона Тутанхамона. Существует мнение, что культ этого божества оказал влияние на формирование и развитие иудейского монотеизма. Этот бог солнца в Египте сочетает в себе мужские и женские черты одновременно. Использовали в древности еще такой термин – «серебро Атона», который обозначал Луну.
Божество представляли в виде человека, который в отличие от других не носил короны, а его голова была покрыта головным убором, который похож на шлем. Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову. Внешняя схожесть привела к тому, что произошло слияние в одно общее божество Птах-Сокар-Осирис. Египтяне считали его красивым богом, но многие археологические находки опровергают это мнение, поскольку были найдены портреты, где он представлен в образе карлика, попирающего ногами животных.
Птах является покровителем города Мемфиса, где существовал миф, что он создал все на земле силой мысли и словом, поэтому его считали творцом. Имел он связь с землей, местом погребения мертвых и источников плодородия. Еще одно предназначение Птаха – египетский бог искусства, поэтому и считался он кузнецом и скульптором человечества, а еще покровителем ремесленников.
У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис. Он имел реальное воплощение и ему приписывали 29 признаков, которые были известны только жрецам. По ним определяли рождение нового бога в образе черного быка, и это был известный праздник Древнего Египта. Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями. Раз в год перед началом сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали, и фараон вспахивал борозду. Это обеспечивало хороший урожай в будущем. После смерти быка торжественно хоронили.
Апис – бог Египта, покровительствующий плодородию, изображался с белоснежной шкурой с несколькими черными пятнами и их количество строго определялось. Представлен он с разными ожерельями, которые соответствовали разным праздничным обрядам. Между рогами расположен солнечный диск бога Ра. Еще Апис мог принимать человеческое обличие с головой быка, но такое представление было распространено в Поздний период.
С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями. Они не всегда относились к людям благосклонно, поэтому египтяне строили храмы в их честь, приносили дары и молились. Пантеон богов Египта насчитывает больше двух тысяч имен, но к основной группе можно отнести меньше ста из них. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах. Еще один важный момент – иерархия могла меняться в зависимости от главенствующей политической силы.
womanadvice.ru
В разделе Прочие искусства на вопрос Назовите египетского бога с головой собаки и телом человека) заданный автором Бросок лучший ответ это Анубис божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств
Ответ от 22 ответа[гуру]Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Назовите египетского бога с головой собаки и телом человека)
Ответ от Невролог[гуру]Анубис
Ответ от спросонок[мастер]анубис
Ответ от Белая Волчица[гуру]Амат-не считалась божеством, и её культ отсутствовал не имела святилищ чудовище обитало в Дуате, в огненном озере, и пожирало грешников, не прошедших испытание суда Осириса чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота (иногда львицы) и головой крокодила (иногда собаки)Анубис — бог-защитник и покровитель умерших; его зооморфное воплощение — распластавшийся на брюхе шакал черного цвета или собака, а также человек с головой шакала или собаки. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид» ) Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. В царстве мертвых Анубис вводит душу умершего в Зал Двух Истин, где происходит суд над ней, взвешивает его сердце на весах. Анубис играет важную роль при осуществлении погребального ритуала, в процессах бальзамирования и мумифицирования.
Ответ от Котик Мурзик[новичек]Анубис божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств Амат-не считалась божеством, и её культ отсутствовал не имела святилищ чудовище обитало в Дуате, в огненном озере, и пожирало грешников, не прошедших испытание суда Осириса чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота (иногда львицы) и головой крокодила (иногда собаки)Анубис — бог-защитник и покровитель умерших; его зооморфное воплощение — распластавшийся на брюхе шакал черного цвета или собака, а также человек с головой шакала или собаки. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид» ) Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. В царстве мертвых Анубис вводит душу умершего в Зал Двух Истин, где происходит суд над ней, взвешивает его сердце на весах. Анубис играет важную роль при осуществлении погребального ритуала, в процессах бальзамирования и мумифицирования.
Ответ от 2 ответа[гуру]Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Анубис на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Анубис
22oa.ru
Что означает собака. Она олицетворяет верность, бдительность, знатность, (собаки и соколы - эмблемы знати). Плутарх говорит, что собаки символизируют «консервативное, бдительное, философское начало в жизни». «Собака, подымающая свою грубую шею, с мордой поочередно то черной, то золотой означает посланника, снующего туда-сюда между высшими и подземными силами» (Апулей).
Она охраняет границы между тем миром и этим, страж этого перехода, страж мира подземного, прислужница мертвых, психопомп. Будучи лунным животным наряду с зайцем и ящерицей, собак можно расценивать как посредников между лунными божествами.
Древнейшим иконографическим образом св. Христофора Псеглавца является его изображение с собачьей головой. После реформы патриарха Никона такое изображение было упразднено и святой на иконах обрел нормальный человеческий лик. Множество икон и фресок было «исправлено».
Например, на фреске Ярославского Спасо-Преображенского собора, где святой был изначально изображен с песьей головой, хорошо проступают черты головы собаки из-под написанного поверх нее человеческого лица.
О св. Христофоре Псеглавце существует множество легенд. По одной из них, Христофор (его имя до крещения Ребребус) принадлежал к племени людоедов псаглавцев, о которых так часто говорится в греческих мифах. По другой, юноша Христофор был столь привлекателен, что женщины не давали ему покоя, постоянно вводя в искушение. Христофор просил Бога избавить его от этой проблемы, и Бог даровал ему собачью голову, после чего святой стал уродлив «аки пес». В пользу второй версии свидетельствует также свияжская иконописная традиция, изображающая Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.
Самое правдоподобное объяснение появления такого странного святого состоит в том, что копты (египтяне) хотели сохранить в своей новой христианской религии любимый ими образ бога Анубиса.
Анубис (по-египетски Инпу) –бог Древнего Египта, который изображался с головой шакала и человеческим телом, проводник в загробный мир. В период Старого Царства появлялся людям в образе бога Дуата. В древнеегипетской мифологии является сыном богини Нефтиды. Супругой Анубиса считалась богиня Инут.
Наиболее широко Анубис почитался в столице 17 египетского нома – городе Кинополь. В цикле Осириса описывается, как он помогал Изиде искать части Осириса, разбросанные по земле.
В период анимистических представлений Анубис представлял собой черную собаку. Начиная с определенного периода развития египетской религии в Древнем Египте, Анубис стал изображаться как человек с собачьей головой, при этом все функции бога сохранились. Город Кинополь всегда был центром поклонения Анубису. Египтологи утверждают, в ранний период культ Анубиса распространялся с неимоверной быстротой.
В Древнем Царстве бог Анубис был хозяином загробного мира и звался Хентиаментиу. Кроме того, до появления в Египте культа Осириса он был главным богом всего Запада. Согласно некоторым книгам Хентиаментиу было названием местоположения некоторого храма, в котором поклонялись данному богу.
В одном из разделов египетской Книги Мертвых, который приводится на Папирусе Ани, подробно описываются представления египтян о загробном царстве. Этот раздел, написан приблизительно во времена XVIII династии. Одна из глав приводит описание Великого Суда Осириса, на котором богАнубис клал на Веса Истины сердце умершего. В левую чашу клали сердце, а в правую – перо египетской богини Маат, которое должно было символизировать истину.
1www.4lapy.by
Не всегда современное восприятие древних языческих богов отображает их истинное значение в далёком прошлом. Нам известно множество божеств древнеегипетского пантеона, от первостепенных до самых что ни на есть бытовых. Но при этом наиболее значительные египетские боги, такие, как Ра, Гор, Исида, Сет и другие сегодня уступают в «популярности» богу Анубису – это божество с головой шакала ныне пользуется куда большим интересом со стороны непрофессиональной общественности.
Бог с трудным детством
На примере мифов об Анубисе можно убедиться – постулат, что характер и во многом судьбу определяет детство, справедлив в отношении не только людей, но и языческих богов. Согласно известной мифологической версии, Анубис является сыном одного из наиболее почитаемых египетских богов, Осириса, и богини Нефтиды. Нефтида жена младшего брата Осириса, бога войны, ярости и бесплодных земель пустыни Сета. Это не помешало Нефтиде влюбиться в Осириса, и, приняв с помощью особенно сильных магических заклинаний внешность богини Исиды, жены Осириса, соблазнить его. От этой любовной связи богов и появился на свет Анубис, божество с телом человека и головой шакала (встречается также и версия головы собаки).
Чтобы не быть уличённой в измене и избежать жестокого наказания от Сета, Нефтида бросила младенца Анубиса на погибель в тростниковых зарослях Нила, где его нашла и вырастила как собственного ребёнка настоящая Исида. Таким образом, Осирис и Анубис воссоединились в рамках одной семьи, пусть и своеобразным образом. Среди учёных есть мнение, что первоначально миф об Анубисе называл его отцом непосредственно Сета, когда ещё этот свирепый бог почитался египтянами и не воспринимался как злое божество. Тогда Анубис был богом смерти и полновластным хозяином загробного мира. Но затем, когда Сет стал восприниматься противоположностью Осириса, а последний после своего воскресения стал владыкой Царства мёртвых, миф изменился, Анубис превратился в соратника Осириса и, чтобы объяснить его выбор, и в его незаконнорожденного сына. Таким образом, в мифологии отразилось изменение роли Анубиса в древнеегипетском пантеоне от одного из ведущих богов до весьма важного, но всё же второстепенного божественного персонажа.
Об Анубисе помнили всегда
Чаще всего в самых разных религиозных системах о божествах, связанных со смертью и загробной жизнью вспоминают лишь при приближении самой смерти. Но особенность древнеегипетской цивилизации в том, что её представители помнили о смерти всегда, и для них сама жизнь была лишь подготовка к переходу в мир иной. Так что египтяне об Анубисе помнили постоянно, так как он был одним из важнейших элементов загробного мира, и его роль была весьма существенной в посмертном существовании души каждого человека. Дело в том, что Анубис считался изобретателем погребального ритуала и мумифицирования – сохранение же тела и отдельных органов человека после его смерти имело особое значение для последующего воскресения его в ином мире.
Согласно мифу об Осирисе, именно Анубис сохранил собранное в буквальном смысле по кусочкам тело своего отца с помощью чудодейственной ткани, в которую запеленал останки, и тем самым способствовал его последующем воскресению. Для древних египтян Анубис был очень важным богом: именно он, согласно представлениям, особой магией превращал мумию человека в особую просветлённую духовную субстанцию, способную жить и после смерти. Именно Анубис являлся проводником души человека на Суд Осириса, где и решалась судьба умершего при взвешивании его сердца, вместилища добрых и злых дел, мыслей, слов и после сравнения его со священным пером богини справедливости и гармонии Маат. Кроме того, Анубис охранял ожидающие магической трансформации погребённые мумии от злых духов, которые также представляли серьёзную опасность для жизни древнеегипетских душ.
Анубис на христианских иконах?
В последнее время благодаря многочисленным любителям сенсаций и специалистам по созданию сенсаций на исторической, религиозной, научной почве древнеегипетский бог Анубис приобрёл новую популярность. На этот раз его попытались связать с христианством. В самом деле, в иконографической христианской традиции, как католической, так и православной, существовал канон изображения Святого Христофора, жившего на рубеже III и IV веков. Примерно с VIII века на некоторых европейских иконах, а с XVI столетия и на русских иконах Святой Христофор нередко изображался в виде человека с головой собаки. С чисто визуальной точки зрения ассоциации с Анубисом, человеком с головой шакала, очевидны. На этой почве современные любители сенсаций создали развёрнутую теорию о «прямом родстве» Анубиса и Святого Христофора: якобы образ Христофора в христианстве является аналогом Анубиса в египетской религии, то есть это архетип сверхъестественного персонажа, который является проводником между миром живых и загробным миром. А легенда, согласно которой однажды Христофору в образе ребёнка, которого нужно было перенести на себе через реку, однозначно истолковывается в том же духе: якобы, река это мифическая граница между миром живых и миром мёртвых (аналог реки Стикс), а сотрудничество Христофора с Христом преподносится как отображение предания о сошествии Спасителя в ад.
При этом игнорируется ряд важных обстоятельств. Прежде всего, о «пёсьей голове» Святого Христофора говорится в нескольких версиях: согласно одной, святой страдал неким физическим дефектом, делавшим его похожим на собаку. Согласно второй, изображение его с головой пса на иконах является аллегорическим отображением его биографии до принятия христианства – когда он был жесток и гневлив «как собака». Согласно третьей, такое изображение было намёком на добродетель святого, на его «собачью» верность и преданность вере, а по чётвёртой версии такое изображение на иконах стало результатом неверного перевода с греческого прозвища святого. Как бы то ни было, но на Западе установился иконографический канон Святого Христофора как вполне обычного человека ещё в Средние века, а в православии – с XVIII века.
Александр Бабицкий
Статьи по теме
www.chuchotezvous.ru
Одним из величайших богов древнего Египта считался Анубис, египетский бог, имевший человеческое тело, но с головой шакала. Древние египтяне признавали его за проводника переправлявшего умерших в загробный мир, поэтому он являлся хранителем ядов, лекарств, покровителем некрополей, кладбищ, судьей царства мертвых. Центральным городом культа Анубиса являлся Кинополь, главный город XVII верхнеегипетского нома. На дошедших до нас изображениях египетского бога Анубиса, картинках, фото с них он предстает чаще с головой шакала, а также дикой собаки Саб. Поэтому его священными животными считались шакал, собака. Но встречается и другой образ – волка, в котором Анубиса представляли в период анимизма.
Наиболее быстрое распространение культа Анубиса, по мнению большинства египтологов, произошло в ранний период. А уже во времена древних царств египетскому богу смерти Анубису назначен эпитет Хентиаменти, он признается правителем загробного мира. Фактически, пока не сформировался культ Осириса, он признавался главным божеством Запада. По дошедшим до нас некоторым источникам эпитет Хентиаментиу, также являлся названием места расположения храма посвященного ему. В современном варианте перевода этого эпитета это звучит как – Первый житель Запада.
С появлением, развитием в дальнейшем культа Осириса ряд функций Анубиса перешли к богу Осирису. Основной задачей Анубиса осталось проводить умерших по Аменти, в современном переводе – Запад, точнее область Дуата, пройдя которую они оказывались на Суде Осириса. Более подробное описание представлений, верований о загробном мире древних египтян содержится в тексте Книги Мертвых, в Папирусе Ани.
Предположительно данный текст относится ко времени XVIII династии. В Папирусе Ани одна из глав содержит описание Суда Осириса, где Анубису доверено взвешивание сердец людей на Весах истины. На правой чаше весов символизирующее истину – перо богини Маат, сердце умершего помещалось на левой чаше. В Цикле Осириса в поздний период Анубис уже предстает сыном Осириса и Нефтиды, являвшейся женой Сета, которая влюбившись в Осириса, приняла облик Исиды. В результате их соития родился бог Анубис. Боясь от Сета возмездия за измену, Нефтида оставила малыша в камышовых зарослях. По стечению обстоятельств здесь его нашла настоящая богиня Исида. Бог Анубис помогал Исиде искать части Осириса, принимал участие в бальзамировании тела Осириса воссозданного из найденных частей.
Греки сравнивали Анубиса с Гермесом. Кроме этого Инпут в египетской мифологии, еще и богиня Дуата – места нахождения умерших, ее также изображали с головой собаки, а в Кинополисском верхнеегипетском номе, она считалась женой Анубиса.
pagandom.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта