Народные промыслы. Дымковская игрушка. Дымковская игрушка собака


Дымковская игрушка: народный промысел — Щи.ру

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете. Раскраска велась в строгой последовательности:

  • волосы;
  • глаза и брови;
  • рот и щеки;
  • головной убор;
  • орнаменты на одежде.

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

schci.ru

Дымковская игрушка

Разделы: Технология

Цели:

  • Познакомить с историей появления дымковской игрушки, с техникой ее изготовления. Научить приемам лепки народной игрушки. Познакомить с игрушкой-свистулькой, древним народным музыкальным инструментом;
  • Выполнить лепку, показав пластичность передачи движений в лепке;
  • Развивать эстетический вкус воспитанников, их внимание, память, способность анализировать и обобщать, проявлять творческие способности;
  • Воспитывать любовь к искусству наших предков, эстетический вкус.

Оборудование: плакаты с изображением дымковской игрушки, дымковские игрушки-свистульки, проигрыватель, записи-пластинки русской народной песни “Вальс-шутка”, “Камаринские”, “Барыня”, “Пойду ль я”, мини-выставка дымковских игрушек, репродукция картины Б.М. Кустодиева “На ярмарке”, 2 костюма скоморохов, глина, стеки, поворотные круги, все принадлежности для лепки, схемы лепки.

Тип урока: интегрированный, комбинированный, для 10го года обучения.

Ход урока

Приветствие

Уважаемые коллеги! Добрый день, ребята! Мы очень рады вас приветствовать в нашем творческом объединении “Скульптура”.

Ребята, сегодня мы познакомимся:

– с историей дымковской игрушки; – с техникой ее изготовления; – познакомимся с древним музыкальным инструментом, какой была дымковская игрушка.

А пока перенесемся с вами в далекие времена. Перед нами древний город: Киев, Новгород, Казань или Москва. Торговые ряды… А вокруг люди бойко предлагают свой товар: горшки, сбрую, оружие. Многолюдными были базары и ярмарки в те времена. Сегодня они показались бы великолепным зрелищем, где все жило одной неуемной жизнью, деловой и одновременно праздничной. Веселым праздником вливалась в жизнь народа пестрая и шумная ярмарка. Принаряженная толпа, ярко раскрашенные ярмарочные вывески, горы всякой снеди из разного товара никого не оставляли равнодушным, тем более художника. Посмотрите, как прекрасно отобразил ее в своей картине художник Б.М. Кустодиев “На ярмарке”. На картине изображены торговые ряды в начале века и русский люд в традиционных для той поры костюмах, картузах, лаптях и сапогах, все с покупками.

– Скажите, ребята, что же обычно покупали на ярмарке в то время?

Ответы детей (сапоги, валенки, грабли, игрушки…).

Картина Б.М. Кустодиева “Ярмарка” – замечательное историческое свидетельство русского быта и традиций XX века. И в самом деле, было чему подивиться, чего только не привозили на ярмарку. Здесь можно было увидеть и выступление бродячего цирка с заморскими зверями и развлекательные клоунады, пантомимы. Услышать заунывного шарманщика и рядом веселого гармониста-исполнителя сатирических куплетов, задорных частушек, и конечно, не обходилось без театра “Петрушки”. И среди всей этой шумной разноголосицы слышались зазывные голоса продавцов и разносчиков игрушек.

Ученики, одетые в костюм скоморохов:

Лариса:

Ай да, кукла, Ай да, Милаша

Лера:

Неслыханное чудо, Невиданное диво!

Анюта:

Наша хата Успехом богата.

Гуля:

Расчески-гребешки, Свистульки-петушки.

Педагог (продолжает): особенное оживление было около игрушек. Их продавали в магазинах и лавках в наскоро сколоченных палатках, и прямо с открытых лотков. Умели продавцы и разносчики игрушек показать свой товар. Выставляли на прилавок самые смешные и забавные игрушки с веселыми поговорками и прибаутками предлагали их любопытному покупателю.

Ученики, одетые в костюмы скоморохов:

Лера:

Купи, мамаша, Купи-ка, папаша.

Лариса:

Деточка-то ваша С этой игрушкой Пусть поиграет.

Лера: Повеселится, повеселится, порезвится.

Педагог (продолжает): Разве не остановится прохожий, услышав такую интригующую рекламу? непременно пройдет, посмотрит, прикинет, и, глядишь, купит игрушку-подарок с ярмарки. Если не своим ребятам, то другим будет радость, “на доброе здравие”.

А теперь представим село, где рождалось и готовилось это чудо. По всей России были разбросаны очаги гончарного дела, где наравне с глиняной посудой изготовлялись глиняные игрушки, и одной из них была дымковская игрушка. Произошла она от названия бывшей слободы Дымково (близ города Кирова), что расположена на берегу реки Вятки. По утрам слобода подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название Дымково слобода получила из-за этого. Возникновение дымковской игрушки относится к XV–XVI вв. Часть исследователей связывают изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой и “свистуньей” или “свистопляской”, некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки).

Пробуждение природы, примет птиц, надежды на будущий урожай – все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Яркая, сверкающая позолотой, она невольно заставляет любоваться своим нарядом.

– Ребята, первоначально дымковская игрушка не была такой, какой мы все ее видим сейчас. Она была обыкновенной игрушкой-свистулькой. (Показать детям, раздать игрушки. Предложить посвистеть).

– На этих свистульках можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Кроме того, свистульки очень часто использовались в ансамбле, т.е. в сочетании с другими музыкальными инструментами: пастушескими рожками, свирелью, жалейками.

– Послушайте русскую народную мелодию “Пойду ль я”. (Прослушивание музыкального фрагмента).

Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготавливаемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из “старины глубокой”. Очень часто в дымковской игрушке встречается изображение музыкальных инструментов: гармони и балалайки. Именно вятские гармони (наряду с Тульскими) нам сейчас хорошо известны. Эти два инструмента были особенно любимы простым народом, и поэтому очень часто изображаются. Гармоника устойчиво держала строй, ее не нужно было настраивать. Она была очень удобной, компактной и транспортабельной. Обладала гармоника и большим громким звучанием, что позволяло играть на открытом воздухе. Игру на ней мог освоить любой человек. К тому же она была очень дешевой. А балалайка тоже была нехитра в изготовлении. “На профессиональном инструменте должна быть и профессиональная игра, а на балалайке можно было “балабонитиь”: вот где коренится название “балалайка”.

– Сейчас вы прослушаете русский народный танец “Камаринская” в исполнении оркестра русских народных инструментов (прослушивание фрагмента).

– Какими музыкальными инструментами исполняется тема “Камаринской”?

Дети (отвечают): балалайка, гармошка, рожки).

– А сейчас прослушайте, как этот танец звучит в другом исполнении (прослушивание фрагмента).

– На каком музыкальном инструменте исполняется?

Дети (отвечают): баян.

– Верно, ребята. В настоящее время дымковская игрушка продолжает радовать своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковский сохраняется благодаря дымковским мастерицам.

Физкультминутка

– Ребята, вы, наверное, устали? – Ну, тогда все дружно встали. – Ножками потопали, – Ручками похлопали. – Покрутились, повертелись – И за парты все уселись. – Глазки крепко закрываем, – Дружно до пяти считаем. – Открываем, поморгаем, – И работать продолжаем.

– Итак, ребята, мы побывали с вами на веселой ярмарке, где продавались эти игрушки. Представили село, где родилась дымковская игрушка, а теперь поговорим о самом главном – о Мастере “Золотые руки” и о том, как рождалось это чудо, и почему так расписана эта игрушка.

– Подойдите все, ребята, к этой выставке глиняных игрушек.

(Рассматривание игрушек.)

– Узнали этого персонажа? Из какой сказки?

“Емеля на печи” – это сказочный сюжет. Беспечный, удалой, Емеля едет на печи, сидя верхом, как на коне. Распевает песни, играет на балалайке. Создан очень запоминающийся по своей характеристике образ: крестьянский парень в красной рубахе, в синих полосатых штанах, в лаптях, в зеленом картузе. Он был обрисован мастером-игрушечником с большой симпатией за его добродушный нрав, веселый неунывающий характер.

Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Таким экзотическим кажется обычный петух. Его хвост превратился в прекрасный веер, разрисованный узорами. Красивый гребень, как причудливый цветок, красная позолоченная бородка украшает длиннющую шею. Крылья свисают по бокам, так же как и хвост украшены цветным орнаментом и волнистым рельефом. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется именно в таких образах живописной дымковской игрушки.

“Дама с собачкой”, “Дама с ребенком” – типичные персонажи дымковской игрушки. Их силуэты и формы обобщены. Чопорность и важность дам хорошо запоминаются. Их пышные юбки украшены яркими узорами. На головах – шляпы с цветком или высокие кокошники с розой, волосы заплетены в косы, а потом в затейливые калачики, щеки нарумянены. В обрисовке этих дам присутствуют праздничность, нарядность, а также юмор, и, даже насмешка. Особенно привлекательна их цветовая гамма.

– Ребята, расскажите, какими узорами и орнаментом расписаны игрушки? – Какими красками пользуются мастера в росписи дымковских игрушек?

Ответы детей (точки, круги большие и маленькие, волнистые линии, клетки). Цвет – яркий, по белому фону юбки используется орнамент, кофта – желтая или красная.

– Верно, ребята, рисунки даны крупным планом, поэтому хорошо запоминаются. Промысел глиняной дымковской игрушки сохраняется до сих пор, хотя с течением времени сложились определенные приемы лепки и росписи игрушки, свой художественный стиль. Игрушки изготавливали из местной глины, обжигали в обыкновенной русской печке, а затем ярко расписывали. По белому фону мастерицы “разбрасывали” круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Кроме того, игрушки были украшены сусальным золотом и поталью. Это придавало им праздничный вид и привлекало внимание не только детей, но и взрослых.

Настя:

Привезли мы глину с дальнего пруда, Ну-ка за работу, чудо-мастера! И слеплю по шадучику, я ее поглажу. И седельце с бахромой на спине прилажу.

Лера:

Слепим, высушим – и в печь, А потом распишем, Будем мы игрушки печь, печка жаром пышет.

Женя:

А в печи не калачи, а в печи – Не куличи, ни пышки, не ватрушки, В печи – игрушки.

Анюта:

Не кастрюли чугунные, а лошадок табуны. За лошадками козел из печи – И прыг на стол.

Лариса:

Вылезай скорей, медведь, В печке можно угореть.

Идимох: Распишу я утушку разными цветами, свищет моя утушка разными ладами.

Аня:

Модница, нарядница, Вы куда идете? С бантиком и сумочкой, Глиняная тетя.

Ира:

Посмотрите, каковы И нарядны и новы, Расписные сани. Медведь с гармошкой, Солдат с усами, Козел “золотые рожки”, Да куколка в сережках. Пестрые, яркие, славные подарки.

Перерыв: 5–7 мин.

– А сейчас, ребята, вам предстоит возможность слепить дымковскую игрушку-барыню. – Предлагаю вам побывать в роли Дымковских мастеров. Перед вами лежит глина. Прежде чем лепить, вспомним некоторые правила-советы по лепке из глины.

Дети называют правила:

  • закатать рукава, размять глину;
  • лепить только на подкладной доске;
  • смачивание рук и частей глины по мере надобности;
  • поворачивать модель со всех сторон, пользуясь поворотным кругом;
  • прорабатывать детали стекой;
  • хорошо скреплять детали, смачивая их предварительно водой и хорошо прикладывая.

– Ребята, с чего начнете лепить? – Верно, с самого большого – с юбки барышни. – Как разделить глину? – Как будете лепить? (По частям или из целого куска.) – Чтобы слепить куклу, надо поделить глину на два неравных куска.

Из большого куска сделать конус, отжать голову, шею и тонкое туловище, до талии, а затем работать над подолом платья (пустотой внутри).

Затем начинаем работать с остаточным куском глины. Делим его на три части. Из двух частей лепим руки и присоединяем из остальной детали одежды и украшений.

Еще раз уточнить у детей:

– С чего начнете лепить? – Как разделить глину?

Желающим ребятам предложить схемы лепки барышни.

– Приступайте к работе.

Роком звучит “Барыня” в исполнении оркестра русских народных инструментов. Индивидуальная работа затрудняющимся детям.

– Слепили своих барынь? – Посмотрите на них, все ли они похожи друг на друга? Как их различать? – Подумайте, с чем ваша барыня пойдет гулять. Может, она пойдет гулять… с животными, книгой, с ребенком и т.д. – Подумайте и закончите свою работу.

Анализ

– А теперь давайте посмотрим, какие вы смастерили игрушки.

Критерии оценки

– Правильность техники лепки – Аккуратность – Творческие находки

Каждый ученик рассказывает о своей лепной композиции. Небольшой рассказ.

Итог занятия

– О чем мы сегодня говорили на уроке? (О Дымковской игрушке, о свистульке, о музыкальных инструментах.) – Как называется игрушка, которую вы сегодня лепили? (Дымковская.) – Почему их так называли? (В честь Дымковской слободы.) – Одинаковы ли эти игрушки? (Нет.) – Правильно, ребята, не одинаковы. – Каждая игрушка самобытна и неповторима. В этом и состоит ее уникальная ценность.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Творческая студия «Мастерица»: Дымковская игрушка

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля. Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.  Экспозиция разработана на основе материалов                http:nhpko.ru  и  http://www.dymkatoy.ru/ 

  За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь...

      

skortg.blogspot.com

Народные промыслы. Дымковская игрушка.: trilobova

Весёлая белая глина,Кружочки, полоски на ней,Козлы и барашки смешные,Табун разноцветных коней.Кормилицы и водоноски,И всадники, и ребятня,Собаки, гусары и рыбки,А ну, отгадайте, кто я?

Дымковская игрушка. (Возник промысел в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки).

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки.Вплоть до сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка – неповторимая авторская работа. Сами фигурки высотой в среднем 15 – 25 см.

Что ещё отличает «дымку» от др. расписных игрушек? Различные сочетания одинаковых мотивов создают впечатление богатого разнообразия узоров игрушки. Нарядную пестроту дымковских фигурок дополняют ромбики из потали (тончайшие листочки из сплава и цинка, имитирующие золото). Такое украшение, сверкающее позолотой, увидишь только на дымковских игрушках.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни (синяя, красная, оранжевая, жёлтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зелёная и в очень небольшом количестве коричневый и чёрный цвета). Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны.При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.

А это работа мастерицы Мезриной (1853 - 1938), которая оставалась единственной мастерицей, кто лепил по старинке игрушки из глины, а потом обучила мастерству лепки и своих дочерей. Ведь к концу XIX в. встала серьезная угроза существования старинного дымковского промысла. В слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах:

Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сёстрами из слободы на реке Вятке.

Сайт дымковской игрушки: http://www.dymkatoy.ru/

trilobova.livejournal.com

Дымковская игрушка собака. Старинный промысел России

Дымковская игрушка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).

Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются а

ru.bywiki.com

Старинный промысел России - дымковская игрушка – Ярмарка Мастеров

Буквально на днях я вернулась из командировки с г. Кирова. Признаться честно, не всегда удается ознакомиться с историей города и его культурой перед поездкой, такое случилось и сейчас. Когда мой коллега с первых шагов по земле города стал рваться и искать музей дымковской игрушки, я его не поняла. Но не стала сопротивляться, а решила, что должна познакомиться с игрушкой поближе, все-таки, отчасти, я себя причисляю к  творческим людям и надо расширять кругозор.

В результате осмотра города нашли мы таки художественный салон "Дымковская сказка" в доме союза художников России.

Нам рассказали, что дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, который существует на Вятской земле более чем четырёхсот лет. Название происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Кирова, в прошлом г. Вятки. Этот район хорошо просматривается с берега реки Вятка.

Изготовление глиняных игрушек  было семейным ремеслом. Люди  добывали и месили глину, руками толкли и растирали, применяя краскотерки, комовой мел, весь период с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений.  По мере приближения дня ярмарки, именуемой «Свистуньей-свистопляской», приходившегося после Пасхи на четвертую субботу, готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали. Самобытный красочный товар местное население на лодках привозило на праздник в город Вятку, даря радость своего искусства детям и  взрослым.

Ярмарка являлась продолжением поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова, сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю Вятки под названием Хлыновское побоище, в котором местные жители, по ошибке, стали воевать с прибывшими на помощь против новгородцев,  устюжанами.

Разгульное ярмарочное веселье переходило в празднования дня солнца и продолжалось три дня, и все эти дни жители Вятки,  свистели в глиняные свистульки, танцевали и перекидывали расписной глиняный шарик.

В позапрошлом веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50-ти семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла, представленные Пенкиными, Никулиными, Кошкиными и многими другими известными фамилиями. Каждая династия строго следовала своим, присущем только ей, традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В эти времена дымковcкая игрушка представляла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, людей, птиц, а также разнообразные свистульки. Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.

С началом двадцатого столетия существование дымковского промысла было поставлено под угрозу. Объемы изготовления рукотворной игрушки стремительно убывали. Промысел уже «не кормил», как некогда раньше, и многие потомственные мастера попросту прекращали заниматься этим ремеслом, ища занятий более прибыльных.

Глиняные игрушки уходили в прошлое, становясь достоянием истории. Стали процветать мастерские по созданию изделий из гипса, которые пользовались колоссальным спросом, как у местного населения, так и на ярмарочных распродажах крупных городов. Многие игрушечники начали подрабатывать раскраской гипсовых изделий, и лишь мастерица Мезрина Анна Афанасьевна (1853-1938) по-старинке создавала свои глиняные творения. Она, по сути дела, и стала той единственной связеобразующей нитью между прошлым и настоящим, настоящим и будущим дымковского ремесла. А  вятский художник Алексей Иванович Деньшин (1893-1948) с пятнадцати лет настолько увлекся творчеством малообразованных мастериц, что впоследствии сумел разглядеть в их произведениях истинное искусство. Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса изготовления. Творчество А. А. Мезриной стало для него объектом особой любви.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

В основе росписи дымковской игрушки — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.  Традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

При росписи важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Он символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой и оберегами.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если не

4shvostikom.ru

Дымковская игрушка - это... Что такое Дымковская игрушка?

Дымковская игрушка Водоноска Дымковская игрушка в магазине г. Киров (Кировская область)

Ды́мковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).

Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

История промысла

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Технология

Дымковская игрушка — рукодельное изделие. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.

Тогдашний президент России Д. А. Медведев расписывает дымковскую игрушку

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

Коллекции

Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей.

В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции.[1].

Значение дымковской игрушки

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров[2].

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего, детских) произведениях:

В 2009 году во время своего визита в Киров Президент России Д. А. Медведев посетил областной художественный музей имени братьев Васнецовых, где ознакомился с экспозицией дымковской игрушки и поучаствовал в изготовлении и росписи дымковской игрушки[3].

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки[4].

Источник

См. также

Ссылки

Примечания

med.academic.ru

Дымковская игрушка - это... Что такое Дымковская игрушка?

Дымковская игрушка Водоноска Дымковская игрушка в магазине г. Киров (Кировская область)

Ды́мковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).

Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

История промысла

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Технология

Дымковская игрушка — рукодельное изделие. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.

Тогдашний президент России Д. А. Медведев расписывает дымковскую игрушку

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

Коллекции

Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей.

В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции.[1].

Значение дымковской игрушки

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров[2].

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего, детских) произведениях:

В 2009 году во время своего визита в Киров Президент России Д. А. Медведев посетил областной художественный музей имени братьев Васнецовых, где ознакомился с экспозицией дымковской игрушки и поучаствовал в изготовлении и росписи дымковской игрушки[3].

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки[4].

Источник

См. также

Ссылки

Примечания

veter.academic.ru