Для того чтобы научить четвероногого питомца выполнять даже несколько простых команд, требуется приложить много усилий. Что уж говорить о воспитании собак-поводырей: на этот трудоемкий процесс уходят многие месяцы. Зато результат говорит сам за себя. Благодаря уникальным методам тренировки такие собаки могут запоминать дорогу, по которой шли с хозяином, отыскивать путь к дому, выбирать наиболее безопасные маршруты для прогулки и, конечно, уберегать незрячего человека от опасностей, таящихся на пути (лужи, ямы, открытые люки...).
Как добиться таких результатов? Сотрудники учебно-кинологического центра «Собаки-помощники инвалидов» согласились приоткрыть эту тайну и рассказали, как проходят тренировки. Оказалось, не из каждой собаки можно вырастить помощника для инвалидов по зрению. Лучше всего для этих целей подходят питомцы породы лабрадор ретривер или голден-ретривер.
Для того чтобы собаки с детства привыкали к людям, на все время дрессировки их отдают на передержку в семьи волонтеров. Там за ними ухаживают и развивают необходимые социальные навыки. Регулярно для воспитания будущих поводырей к ним приезжают профессиональные кинологи. Сначала собаки проходят общий курс дрессировки, в который входит обучение стандартным командам. Затем щенков обучают специальному курсу вождения человека, на котором они учатся работать в паре: водить за собой незрячего.
После прохождения дрессировки будущих собак-поводырей ждет итоговый экзамен. Испытания состоят также из двух этапов: сначала демонстрация навыков, приобретенных на общем курсе, а затем прохождение учебного маршрута вместе с дрессировщиком. Во время второго испытания кинолог надевает светонепроницаемые очки, чтобы полностью сымитировать ситуацию «собака-поводырь и незрячий человек».
Успешная сдача экзамена не является последней вехой в обучении поводырей. После него наступает наиболее ответственный этап — передача собаки инвалиду по зрению. Кинологи считают этот процесс наиболее сложным в своей работе. Обычно на него отводят около двух недель, за которые незрячему человеку и его новому четвероногому питомцу нужно не только привыкнуть друг к другу, найти общий язык, понять потребности и желания каждого, но и освоить основные маршруты для передвижения по городу. Важно, чтобы с самого начала питомец воспринимал хозяина как лидера, которого обязательно нужно слушаться.
В среднем на дрессировку собаки-поводыря и передачу ее инвалиду по зрению уходит около восьми месяцев. В результате четвероногий питомец получает уютный дом, море любви и ласки, а хозяин — верного друга и помощника, с которым не страшно ходить по городским улицам, совершать короткие и длительные поездки. За время работы учебно-кинологического центра накопилось много случаев, когда именно благодаря собаке-поводырю незрячие люди выходили на улицу после многих лет добровольного заточения, вновь обретали веру в себя и любовь к жизни.
Сайт учебно-кинологического центра http://www.guidedogs.ru
www.pitomec.ru
Собака-поводырь является уникальным помощником для людей с ограниченными способностями. Они являются тем инструментом для таких людей, который позволяет последним быть полноценным членом нашего общества.
Подготовка собаки поводыря, является весьма сложным, продолжительным и дорогим курсом дрессировки. Сама по себе дрессировка имеет свои особенности и подразделяется на общий курс послушная, непосредственно курс специальной подготовки (курс вождения) и работа с будущим хозяином собаки. Этому виду дрессировки подходят не все породы собак. Лучшими породами, которые зарекомендовали себя в этой области, явились лабрадор ретривер и голден ретривер и тех необходимо тестировать на предмет соответствия требованиям предъявляемым собакам-поводырям.
Подготовка таких собак начинается уже с шести месячного возраста, пока только по общему курсу послушания. Требования к общему послушанию общие для всех служб. Затем подготовленная собака по общему курсу послушания сдает экзамен перед строгими судьями, которые оценивают работу собаки и в соответствии с результатами последние дают путевку в следующий этап подготовки.
Специальная подготовка (курс вождения) является самым сложным и характеризуется тем, что для этого необходима специальная площадка для проведения занятий. На эти занятия отводится основная часть времени, параллельно продолжаем совершенствовать навыки общего курса послушания. Как только собака научиться правильно работать на специальной площадке, занятия переносятся в населенный пункт, т.е. в реальные условия (условиях города).
После того, как собака начнет уверенно демонстрировать навыки вождения дрессировщика, ему предоставляется возможность сдать экзамены второго периода подготовки собаки. Экзамены сдаются под наблюдением комиссии в составе не менее трех человек. Дрессировщик выполняет роль человека с ограниченными возможностями, т.е. дрессировщик находится в специальной повязке, что не позволяет ему видеть. Дополнительно проверяется курс общего послушания. Затем по результатам сдачи экзаменов собака проходит курс работы с будущим хозяином.
Это период является заключительным и небольшим по времени (две-три недели). Установление контакта собаки с будущим хозяином является не маловажным этапом подготовки. В этом периоде необходимо помимо установления контакта, дать будущему хозяину собаки определенные азы теоретических основ поведения собаки и практические навыки управления ею. Дать знания в области содержания и сбережение собаки. Обучают собаку основным маршрутам движения будущего хозяина. Все эти знания помимо хозяина собаки мы дадим и родственникам, проживающим с ним, дабы в трудную минуту для хозяина они могли бы оказать ему посильную помощь.
Завершающим этапом передачи подготовленной собаки осуществляется тогда, когда будет установлен хороший контакт собаки и дрессировщика. Хозяин собаки освоит азы теории поведения, содержания и сбережения собак, будет свободно управлять собакой, т.е. правильно подавать необходимые команды, а собака под управлением хозяина будет четко работать.
Ваша собака по окончанию курса подготовки будет свободно осуществлять сопровождение своего хозяина по его выбранным (необходимым) маршрутам города. Предупреждать (останавливать) хозяина о встрече с различного рода препятствиями.
dogsk.ru
Собака-поводырь или собака-проводник - уникальное средство реабилитации инвалидов по зрению. Самостоятельность, приобретенная с помощью поводыря, помогает незрячим людям найти работу, друзей, увлечения, получать образование, справляться с повседневными бытовыми проблемами.
Замечательная способность собак запоминать дорогу, по которой шли, отыскивать путь к дому, известна и используется людьми давно. И сейчас основная задача собаки-поводыря - запомнить постоянные маршруты и водить по ним своего слепого хозяина, не давая сбиться с пути. Другая задача - сделать путь слепого безопасным.
Благодаря уникальным методикам дрессировки современная собака-поводырь умеет многое. Она хорошо приспособлена к работе в шумном суетливом городе, где водит своего хозяина по многолюдным улицам, оберегая от столкновений, предупреждая о препятствиях. В процессе дрессировки, собаку обучают переводить человека через дороги, находить лестницу, нужную дверь, скамейку. Случается, что до получения собаки-поводыря слепой человек годами не выходил из дома.
Реабилитация инвалидов с помощью собак позитивно влияет и на эмоциональное состояние незрячих. Важно, что собака - жизнелюбивое и активное существо - помогает преодолеть психологические трудности, возникающие у людей, потерявших зрение.
Собака-поводырь служит связующим звеном между слепым человеком и миром зрячих людей. Привлекая к себе благожелательное внимание окружающих, она побуждает их внимательнее относиться к проблемам своего хозяина.
Процесс дрессировки собак-поводырей
Для дрессировки мы приобретаем щенков или молодых собак породы лабрадор ретривер, и иногда голден ретривер. Щенки проходят тщательную проверку, мы дрессируем только собак, полностью соответствующих требованиям для собак-поводырей. Во время взросления лабрадоры живут в домашних условиях в приемных семьях. Подробнее об этом можно узнать в разделе "Волонтерская программа".
Основная дрессировка начинается, когда собаке исполнилось 12 месяцев. Занятия проходят на тренировочной базе центра и на городских маршрутах, включающих в себя все необходимые для обучения собак элементы: различные виды препятствий, ориентиры, переходы дорог и т. п. Важно, что собаки привыкают работать в естественной, насыщенной различными раздражителями среде. Собак обучают профессиональные кинологи, имеющие многолетний опыт подготовки собак-помощников для инвалидов по зрению. Дрессировка собак осуществляется по стандартной программе, которую условно можно разделить на две части: курс послушания (общий курс дрессировки) и курс вождения (специальный курс собаки-поводыря). Кроме того, мы учитываем пожелания и особенности каждого инвалида по зрению, для которого дрессируем собаку, вводя в ее подготовку необходимые элементы.
Дрессировка взрослой собаки-помощника слепого занимает в среднем шесть месяцев. По ее окончании дрессировщик с собакой сдает испытания. Их цель - убедиться в полной подготовке собаки и ее готовности работать с незрячим человеком. Испытания состоят из двух этапов: демонстрация общего курса дрессировки и прохождение учебного маршрута, знакомого собаке. Во время испытаний на собаке шлейка, а дрессировщик надевает светонепроницаемые очки, которые лишают его возможности видеть. Это необходимо для того, чтобы убедиться в готовности собаки водить действительно незрячего человека.
Обучение незрячего работе с собакой-поводырем
Справившись с испытанием, дрессировщик приступает к самой сложной части своей работы - передаче собаки-поводыря инвалиду по зрению. Пара «незрячий - собака-поводырь» формируется на последнем этапе дрессировки собаки. В этом нам помогают сведения из анкет и личные встречи с незрячими, включенными в лист ожидания. Передача собаки происходит на тренировочной базе центра в городе Железнодорожный (М.О.) и занимает в среднем две недели. Для москвичей проводятся дополнительные занятия по месту жительства. Мы организуем передачу собаки для каждого человека индивидуально, исходя из его навыков и особенностей.
В процессе обучения незрячий с собакой-поводырем осваивают несколько основных маршрутов, тренируются в исполнении команд общего курса дрессировки. Собака привыкает к своему новому хозяину. Это ответственный период для собаки-поводыря и незрячего, поскольку именно в это время закладывается основа их взаимоотношений. Важно, чтобы собака не только привыкла к своему новому хозяину и полюбила его (с этим проблем не возникает), а восприняла его как лидера, которого нужно слушаться, с которым нужно работать так же, как с дрессировщиком. Инициативные действия собаки, без которых невозможна работа поводыря, должны сочетаться с хорошей дисциплиной. Незрячий учится понимать действия собаки, управлять ею.
Незрячий так же учится ухаживать за собакой, кормить, выгуливать. Мы учим их всему, что должен знать и делать заботливый и ответственный владелец собаки. Мы учим родственников инвалида по зрению (или друзей), правильно помогать ему при отработке новых маршрутов или в случае затруднений в самостоятельном передвижении.
Передача собаки завершается, когда мы уверены, что незрячий полностью усвоил все необходимое для работы с собакой и ее содержания, а собака-поводырь выполняет свою работу. Мы контролируем дальнейшую судьбу собаки, при необходимости оказываем помощь ее незрячему владельцу.
Конечно, этот метод реабилитации инвалидов по зрению довольно сложный и затратный. Но за 50 лет применения в России (и почти вековую историю в Европе) он доказал свою эффективность. Об этом говорит и наш лист ожидания, который каждый месяц пополняется новыми именами. Хочется отдельно сказать, что собаки-поводыри незрячих получают не меньше любви и заботы, чем их «безработные» сородичи. Сложная работа не мешает нашим собакам оставаться веселыми и жизнерадостными.
Источник
dogs.nabiraem.ru
В качестве поводыря слепого используют собак разных пород, спокойных, ласковых, имеющих хорошее зрение и слух. Из общих приемов дрессировки для этой службы обязательны: приучение к ошейнику, поводку, к снаряжению, подход по команде «ко мне!», хождение рядом, прекращение нежелательных действий, свободное состояние, стояние, посадка, подача предметов, отказ от пищи, предложенной посторонним или подброшенной.
Отработка специальных приемов ведется специалистом дрессировщиком, подражающим движению слепого, имеющим в руке трость или палку. Слепого, для которого дрессируют собаку, обучают правильному применению и произношению команд, уходу за собакой и кормлению ее. Постепенно он начинает участвовать в дрессировке, и под наблюдением дрессировщика между слепым и собакой устанавливается необходимый контакт.
Специальным снаряжением собаки-поводыря слепого является шлейка с дуговым поводком. Шлейка состоит из грудного ремня шириной до 25 мм, длиной до 80 см с пряжкой на конце. К грудному ремню на расстоянии 18–20 см от пряжки пришит поперечный ремень длиной 20 см с пряжкой; второй поперечный ремень, длиной 45 см, пришит к грудному ремню на расстоянии 22–25 см от первого и имеет на конце отверстие для штыря пряжки. На поперечных ремнях в 10 см от грудного вшиты кольца, к которым крепится поводковая дужка. Между ними на грудном ремне нашиваются ограничители из мягкой кожи, длиной 10 см; между ограничителями и грудным ремнем — люфт в 5–8 см. Одним концом ограничители прикреплены вплотную к поперечному ремню, вторым — на расстоянии 5–7 см от него.
Паводковую дужку изготовляют из проволоки (дюралевой, медной, железной и т. п.) диаметром 4–5 мм, длиной 100-ПО см. Стержень проволоки плотно обшивают мягкой кожей, подбитой материей. К концам дужки прочно пришивают пряжки для крепления к кольцам поперечных ремней.
Специальные приемы дрессировки собаки-поводыря слепого следующие.
Ровное безостановочное движение вперед по свободному от препятствий пути . Дрессировщик проводит занятие на пешеходном пути, имея собаку слева и впереди себя и придерживая ее за дуговой поводок. Подав собаке знакомую ей команду «рядом!» и «вперед!» («пошли!»), дрессировщик начинает движение по прямой линии и не позволяет собаке тянуть себя, а если нужно, командует «тише!».
Постепенно длина пути увеличивается до 0,5–1 км и более, профиль его меняется и усложняется. При подходе к повороту дрессировщик замедляет шаг и, дав команду «вправо!» или «влево!», с помощью дугового поводка направляет собаку в нужную сторону.
Постепенно собака приучается сама замедлять свое движение, видя впереди поворот. Никаких беспричинных остановок в пути допускать нельзя. Дрессировщик делает специально одну-две остановки и всегда неожиданно для собаки.
Предупреждение о препятствиях на земле . Прием исключительно важный и отрабатывают его до предельной четкости исполнения.
Сложность устанавливаемых на пути «слепого»-дрессировщика предметов возрастает в строгой последовательности. Сначала ставят такие предметы, которые собака не может самостоятельно перешагнуть (скамья, ящик и т. п.). Перед препятствием дрессировщик замедляет движение собаки, а затем останавливает ее командой «стоять!». Остановка собаки поощряется командой «хорошо!» и сглаживанием с одновременным постукиванием палкой по препятствию.
После выдержки препятствие (предмет) отодвигают в сторону и возобновляют движение вперед, чем впоследствии выработают у собаки навык останавливаться перед препятствием самостоятельно.
Обучение собаки обходу препятствия проводят на специальной площадке, посередине которой ставят разные предметы. Дрессировщик направляет собаку прямо на один из них. Чаще всего собака сама начинает обходить препятствие; дрессировщик одобряет ее командой «вперед, хорошо!» и направляет в обход предмета так, чтобы он остался вправо от собаки на расстоянии до 0,5 м. Помогая собаке обходить препятствие, дрессировщик оттесняет ее от предмета влево и одновременно постукивает по нему палкой, которую держит в правой руке. Аналогично отрабатывают обход препятствия и с другой стороны.
Путем повторных и систематических упражнений у собаки вырабатывают навык к самостоятельному обходу препятствий (предметов) и проходу между ними. Для этого практикуют такую расстановку препятствий, при которой проход между ними имеется в середине или ближе к одной из сторон.
Подъем и спуск по лестницам и склонам . Первоначально прием отрабатывают на подъеме в 2–3 ступени. Остановив собаку перед ними, дрессировщик, постукивая палкой по первой ступеньке, направляет собаку на лестницу командой «вперед!» («пошли!»). На каждой ступеньке он останавливается и задерживает собаку движением поводка и командой «тише!». Остановки собаки на лестничных площадках дрессировщик поощряет, и после короткой выдержки движение возобновляется.
При спуске по лестнице поступают так же, как при подъеме.
По окончании подъема и спуска лакомство собаке не дают, чтобы не вызвать у нее стремления быстрее закончить подъем или спуск.
Перед естественным подъемом и спуском (переход через ров, крутую насыпь и т. п.) собаку останавливают и палкой обследуют крутизну пути. Преодолевают его в предельно замедленном темпе.
Движение в усложненных условиях (уличное движение) . Дрессировку начинают при отсутствии у собаки боязни транспорта, при равнодушном и спокойном се отношении к людям, особенно к детям. Эти навыки вырабатывают у собаки заблаговременно на прогулках по улицам, людным местам, вблизи транспорта. Занимаясь с собакой в этих местах, дрессировщик надевает на рукав отличительную повязку слепого и строго соблюдает правила уличного движения, остановки перед красным сигналом светофора или по сигналу регулировщика.
Особенно серьезна работа по приучению собаки-поводыря слепого к переходу через улицу. Перед переходом собаке нужно остановиться. Начинать переходить улицу она должна только при отсутствии на улице транспорта всех видов. Во время дрессировки в этот момент подается команда «вперед!». Ослабление поводка в руках слепого означает остановку собаки, натягивание — начало движения.
Как правило, дрессировщик с собакой двигается по правой стороне тротуара, на расстоянии 0,5–1 м от проезжей части улицы. Не видя препятствий, собака движется по тротуару без остановок, замедляет движение перед переходом улицы, занятой поперечным движением транспорта и людей, возобновляет движение при отсутствии транспорта.
Полезно и необходимо научить собаку останавливаться по красному сигналу уличного светофора и возобновлять движение по зеленому сигналу. Для этого на площадке, где собаку приучают к остановке, устанавливают светофор, сначала в 1,5–2 м от земли и затем на высоте, принятой обычно для уличных светофоров. Ряд упражнений с остановкой собаки по команде «стоять!» перед красным сигналом и с движением ее по команде "«перед!» при зеленом сигнале — научит собаку разграничивать сигналы и в зависимости от них самостоятельно останавливаться или возобновлять движение.
Вождение слепого по маршруту . Слепой, для которого дрессируют собаку, обязательно должен участвовать в занятиях, приобретать необходимые для управления собакой практические навыки, осваивать технику подачи команд с различной интонацией и привыкать владеть дуговым поводком. За правильные действия собака от него получает больше поощрений, чем от дрессировщика. Ухаживает за собакой и кормит ее сам слепой. Он же выводит ее на прогулку, с помощью дрессировщика и самостоятельно. Под руководством и наблюдением дрессировщика слепой повторяет с собакой все приемы, которым она обучена, и тренирует ее.
Дрессировщик приучает собаку работать со слепым сначала на определенном маршруте, и только после твердой его отработки переходит ко второму и следующим маршрутам.
Движение и приход собаки домой также поощряют.
Особенности практического использования собаки-поводыря слепого. Собака-поводырь становится лучшим и незаменимым помощником слепого при соблюдении следующих требований.
1. Правильное содержание, уход и кормление собаки.
2. Ласковое и терпеливое отношение к ней слепого.
3. Дружелюбное отношение к собаке со стороны семьи слепого, его товарищей по работе и других окружающих слепого людей, равнодушное отношение к ней всех посторонних людей. Особенно недопустимо скопление около слепого, идущего с собакой, зевак, подростков и детей с их быстрыми порывистыми движениями, могущими возбудить собаку, переключить ее на защиту себя и хозяина. Собака слепого не может работать в наморднике, а ошибки окружающих людей могут вызвать нежелательные последствия, виновниками которых будут они сами.
4. Постепенная передача собаки от дрессировщика слепому. Дрессировщик постепенно снижает заинтересованность собаки в работе с ним, ее привязанность к себе, пресекает попытки собаки идти к нему в присутствии слепого, а последний, наоборот, поощряет идущую к нему собаку лакомством и лаской.
5. Участие слепого, в ходе приучения и передачи ему собаки, в ее дрессировке и тренировке. Дрессировщик наблюдает, контролирует действия слепого и помогает ему.
6. Своевременный (только после выработки у собаки полного послушания слепому) переход к специальным приемам дрессировки. Месячное общение слепого с собакой можно считать достаточным для образования между ними довольно прочного контакта. Преждевременный переход к специальным приемам дрессировки недопустим, так как слепой не сможет вовремя и правильно предупреждать ошибки собаки.
Тренируя собаку по специальным приемам, дрессировщик ходит вместе со слепым, предупреждает его о препятствиях на пути и указывает, как в данный момент следует воздействовать на собаку. Все команды собаке при этом подает слепой.
7. Обязательная на первых порах помощь и участие дрессировщика в выработке у собаки и усвоении ею приемов правильного движения по улице, перехода через нее и в усвоении собакой определенных маршрутов. Впоследствии новый маршрут может быть отработан с помощью имеющего зрение члена семьи слепого.
8. Периодическая проверка работы собаки слепого специалистом дрессировщиком, который помогает слепому устранить ошибки его и собаки.
Читайте также:
lektsia.info
Текущая страница: 13 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]
Подъем по лестницам, естественным возвышенностям и спуск с нихВыработка этого навыка обеспечивает подъем по лестницам, естественным возвышенностям и спуск с них. Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команды «Вперед!» и «Тихо!» Вспомогательный условный раздражитель – восклицание «Хорошо!» Безусловные раздражители – лестница, лакомство, оглаживание, воздействие поводком. Навык вырабатывается следующим образом. Подведя собаку к лестнице, ведущей с первого этажа на второй, дрессировщик, постучав тростью по первой ступени, подает собаке команду «Вперед!». Поднявшись на первую ступень, он воздействием поводка и командой «Тихо!» затормаживает собаку, после чего вновь посылает собаку на вторую ступень и т. д. На лестничных площадках выдержка несколько удлиняется. В конце подъема собаку поощряют. Перед естественными подъемами и спусками (насыпь, ров, овраг) собаку останавливают и тростью проверяют крутизну подъема (спуска). Подъем и спуск производится по команде «Вперед!» и «Тихо!» в замедленном темпе.
Вождение слепого в населенных пунктахВоспитание этого навыка обеспечивает работу собаки в условиях городской жизни. Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команды «Вперед!», «Тихо!» и «Стой!» Вспомогательные условные раздражители и безусловные раздражители – воздействие на собаку поводком, поглаживание.
Дрессировку начинают с приучения собаки не отвлекаться на различные посторонние раздражители. Для этого с собакой гуляют (лучше с щенячьего возраста) по улицам, бульварам, в местах скопления людей, вблизи транспортных средств. В дальнейшем дрессировщик, используя ранее выработанные навыки, приучает собаку к движению по улицам с соблюдением правил уличного движения. При переходе улицы вначале используют команду «Стой!», при этом поводок ослабляют. Для перехода улицы подают команду «Вперед!» и поводок натягивают, тростью прощупывают конец или начало тротуара. При ходьбе по тротуару следует двигаться по его правой стороне (0,5–1 м от проезжей части улицы). Собака постепенно приучается самостоятельно останавливаться перед движущимся по улице транспортом и переходить улицу в его отсутствие. Повторными упражнениями можно приучить собаку различать сигналы светофора или постового милиционера.
Вождение слепого по определенному маршрутуВыработка у собаки этого навыка обеспечивает вождение собакой слепого по заданному ей маршруту. Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команды, обозначающие конечный пункт маршрута, например, «Работа!», «Домой!», «Магазин!», «Парк!» и т. д. Вспомогательный условный раздражитель – восклицание «Хорошо!» Безусловные раздражители – лакомство, поглаживание. Собаку можно приучить к движению по нескольким маршрутам, но последовательно, начиная с более простого.
Отработав один маршрут, переходят, к другому. Если к маршруту собаку приучает не дрессировщик, а сам слепой, то необходим зрячий фигурант, идущий с правой стороны и несколько позади. Он своевременно предупреждает слепого о всех поворотах и препятствиях и дает правильное направление по маршруту. Движение по маршруту начинают с подачи соответствующей команды, например, «Магазин!» Во время движения команду периодически повторяют в сочетании с восклицанием «Хорошо!» В конце маршрута делается остановка, собака поощряется лакомством, поглаживанием. Сделав отдых и подав команду «Домой!», возвращаются обратно. После нескольких занятий слепой идет по маршруту с собакой самостоятельно, а фигурант лишь наблюдает за ними. В конце курса дрессировки собака полностью привыкает к слепому. Для этого он должен сам кормить собаку, ухаживать за ней и выгуливать ее. Под руководством дрессировщика он должен усвоить необходимые команды и научиться правильно управлять действиями собаки.
Возможные ошибки. При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
– грубое обращение дрессировщика (слепого) с собакой вызывает трусость у собаки. В результате снижается качество ее работы;
– слабое усвоение собакой курса общей дрессировки. В результате – плохое послушание собаки, и слепой не сможет вовремя предупредить ее ошибочные действия;
– возбуждение злобы на посторонних людей. Это вызывает нежелательную связь – проявлять агрессивные действия на встречных людей, что затрудняет работу собаки;
– быстрый переход от одного маршрута к другому отрицательно влияет на вождение собакой слепого по определенному маршруту.
Требования к собакам – проводникам слепыхПосле окончания курса дрессировки собака – проводник слепого должна:
– Самостоятельно предупреждать слепого обо всех препятствиях на пути движения и обходить их.
– Водить слепого по лестницам и естественным подъемам (спускам).
– Водить слепого по улицам, а также через улицу (пешеходные переходы) при отсутствии транспортных
средств. При этом собака не должна бояться людей, транспортных средств и не должна отвлекаться на посторонние раздражители.
– Водить слепого по заданным маршрутам с возвращением домой.
Несколько советов владельцам собаки-поводыряЕсли вы – владелец собаки-поводыря, вам то и дело приходится общаться с другими людьми по поводу вашей собаки. Могут возникнуть недоразумения, которых легко избежать, если помнить некоторые нехитрые правила и советы.
Если вам не разрешают войти с собакой в магазин, аптеку или иное общественное место, не волнуйтесь и не начинайте спор на повышенных тонах, даже если вы получили отказ в невежливой форме. Закон на вашей стороне. Предъявите паспорт на собаку-поводыря, спокойно пояснив, что вход с такими собаками разрешен. Если этого оказывается недостаточно, попросите пригласить администратора. В подавляющем большинстве случаев конфликт разрешится в вашу пользу. Не забывайте во время разговора следить за поведением собаки. Держите ее коротко, около себя, не позволяйте обнюхивать вашего собеседника, вертеться. Ее достойное, спокойное поведение расположит к вам окружающих лучше любого документа.
Если у вас есть несколько магазинов и подобных мест, куда предполагаете ходить с собакой регулярно, можно заранее поговорить с их администрацией, попросить предупредить сотрудников о вас и вашей собаке.
Знайте, что любой человек, препятствующий вам в посещении магазина, аптеки и т. п., нарушает закон, и вы можете потребовать защиты своих прав, даже обратиться в суд.
В магазине, особенно если это магазин с самообслуживанием, где продукты лежат на низких прилавках и доступны собаке, будьте особенно внимательны. Имеет смысл при входе обратиться за помощью к работникам магазина или другим покупателям. Вам помогут сориентироваться и выбрать продукты. Вам могут предложить оставить собаку около входа, что разумно, ведь ее помощь вам не потребуется. Оставляйте собаку только привязанной поводком, как бы послушна она ни была. Практически во всех крупных магазинах есть у входа охранник или дежурный, которого можно попросить приглядеть за собакой.
Будьте снисходительны к окружающим. В большинстве случаев они ничего не имеют против вашей собаки и лично вас. Просто не знают о ваших правах и, обремененные своими проблемами, бывают невнимательны и грубы.
Поверьте, ваше спокойное: «Она – мой поводырь, я без нее ходить не могу» гораздо убедительнее угроз.
Если собаку окликают, свистят ей, гладят, предлагают угощение, имейте в виду, что это делается не со злым умыслом, а от незнания, действительно, по доброте душевной. Многие, несмотря на необычное снаряжение собаки, опознавательные знаки и вашу белую трость, не понимают, что собака работает, не осознают, что мешают вам и ей. Скажите спокойно: «Не делайте этого, ей нельзя отвлекаться, я могу упасть!»
Если вы заметили, что вашей собаке мешает работать чужая собака, хозяин которой ничего не предпринимает, чтобы исправить ситуацию, громко спросите: «Чья собака, отзовите ее, пожалуйста, она нам мешает!»
Люди готовы помочь вам даже больше, чем вы думаете, они просто не знают как! Предложившему помощь обязательно толково объясните, что именно он может сделать для вас.
Вы знаете, что ваша собака добра и безопасна для окружающих. Но это не очевидно для других людей. Их можно понять. Собака большая, она вполне способна испугать своим видом человека, боящегося собак, спровоцировать возникновение конфликтной ситуации при встрече с теми, кто собак не любит. Случайным резким движением может напугать ребенка или пожилого человека. Поэтому перед поездкой в транспорте или посещением общественных мест не забудьте надеть на собаку намордник. Собаки-поводыри хорошо приучены к этому элементу снаряжения, несколько минут работы в наморднике не причинят собаке неудобств. Зато окружающие оценят вашу заботу об их спокойствии. И будут в свою очередь внимательнее к вам.
Во всех общественных местах особенно внимательно относитесь к поведению собаки. Будьте аккуратны при посадке в транспорт в дождливую погоду, когда собака может быть не очень чистой. Всегда придерживайте собаку коротко за поводок во время поездки. Особенно, если вы находитесь близко к двери. На остановке, когда двери открываются, спешащие выйти пассажиры могут случайно подтолкнуть собаку, которая, решив, что поездка окончена, выйдет без вас. Постарайтесь устроить собаку удобно, около своего сидения или в углу, чтобы в сутолоке ей не наступали на ноги и хвост.
Следите за внешним видом собаки, особенно во время линьки. Клоки шерсти, оставленные вашей собакой на одежде окружающих, не прибавят вам популярности.
Старайтесь подавать собаке команды негромко, пусть даже в строгой интонации, если ситуация того требует. Собака прекрасно слышит. Произнесенная же резким громким голосом команда создаст у окружающих впечатление, что вы грубы с собакой.
В некоторых случаях приходится воздействовать на собаку рывком поводка или шлейки, побуждая ее выполнить команду или не отвлекаться от работы. Заставляя собаку выполнить команду, учитывайте то обстоятельство, что вокруг вас находятся люди, большинство которых идеализирует собак, а собак-поводырей тем более. Многие всерьез считают, что собака помогает вам исключительно в силу каких-то своих возвышенных соображений. Им может показаться, что, принуждая собаку работать, вы действуете грубо, обижаете ее. Довольно трудно убедить окружающих в безобидности ваших действий по отношению к собаке. В ответ на высказанную претензию попробуйте сказать что-то вроде: «Если вы станете плохо выполнять свои обязанности на работе, что будет? Вот и она работает, сейчас схалтурила, пришлось заставить сделать правильно, я же не могу ее уволить! А сейчас хорошо все сделает, получит любимое лакомство, вон, у меня целый карман угощения!»
Собака-поводырь – связующее звено между вами и остальным миром. Не разрушайте эту связь своим некорректным поведением.
В начале этой книги мы рассказывали о том, как человек отбирал для себя собак-помощников с глубокой древности. Можно с уверенностью сказать, что пастух – это вторая древнейшая профессия собаки после собаки-охотника. Тысячи лет человек вел отбор пастушьих собак. В результате образовалось две группы пород. К первой относятся собаки, служащие для охраны скота от хищников и воров. Как правило, это потомки древних догообразных собак. Они медлительны, очень злобны, недоверчивы к посторонним. Эти крупные собаки очень сильны и легко справляются с волком. Типичные представители этой группы – кавказская, среднеазиатская и южнорусская овчарки, квас, командор и др.
По мере того как развивалось земледелие и сокращались пастбищные угодья, изменялись и требования, предъявляемые к собакам. На равнинах, где стада приходилось пасти вблизи посевов, понадобились собаки, способные управлять стадом. В их обязанности входило выгонять стадо на пастбище, подгонять отставших животных, не давать им разбредаться, не допускать потравы посевов и насаждений, собирать стадо и загонять его в коровник, овчарню или загон. Эти собаки должны были быть легкими, быстрыми, очень понятливыми и послушными. Именно они составляют вторую группу пастушьих собак, «созданных» человеком, куда входят колли, пули, пума, немецкая, бельгийская и другие овчарки.
Подготовленные пастушьи собаки оказывают значительную помощь пастухам в пастьбе и охране скота. Так, один пастух с двумя пастушьими собаками может успешно справляться с отарой в 1000–1500 овец.
В основе применения собак для охраны стада и жилища пастуха лежит активно-оборонительная реакция (злобность, агрессивность). Это хозяйственно полезная форма поведения собак и основной селекционный признак, по которому ведут отбор собак, предназначенных для караульной службы. Собаки, у которых такая форма поведения отсутствует или выражена слабо, к несению караульной службы непригодны.
Главный поведенческий признак пастушьей собаки: пастуший инстинкт – стремление подгонять скот. Собаки, лишенные этого инстинкта, непригодны для пастьбы скота. С другой стороны, у пастушьих собак не должен быть развит охотничий инстинкт, который отрывал бы их от пастьбы стада и заставлял идти по звериному следу или преследовать дичь. (Помните – «держать шакала и не пробуждать волка»?) Таким образом, пастуший инстинкт – основной селекционный признак при отборе собак, предназначенных для пастьбы скота.
В пастушьем собаководстве огромное значение имеет воспитательная дрессировка, которую обычно ведут с раннего щенячьего возраста. С месячного возраста щенков содержат вместе с взрослыми обученными пастушьими собаками, то есть, происходит воспитание подражательным способом. При этом каждое проявление щенком форм поведения, свойственных пастушьим собакам, поощряется восклицанием «Хорошо!», поглаживанием, а иногда и лакомством.
К подготовке собственно пастушьих собак следует приступать только после того, как они освоили общий курс дрессировки, из которого особенно необходимы контакт с дрессировщиком, реагирование на свою кличку, безотказный подход к дрессировщику и возвращение на прежнее место, движение вперед, замедление темпа движения (команда «Тише!»), немедленное выполнение запрещающей команды.
Если собака выросла в условиях относительной изоляции от животных, ее нужно приучить к ним, а затем уж приступать к отработке пастушьих навыков. Дрессировку пастушьих собак следует проводить в непосредственной близости от животных, которых они будут пасти, – это способствует их взаимному привыканию.
Начинают с того, что собаку проводят на поводке вокруг стада, затем содержат ее на привязи возле него, и только тогда, когда убедятся, что собака не бросается зря на животных и ее присутствие не беспокоит их, собаку оставляют отвязанной. При этом в первые дни внимательно наблюдают за ней, решительно пресекая нежелательные действия как собаки по отношению к животным, так и животных по отношению к собаке (что тоже иногда случается).
Методы, применяемые при дрессировке пастушьих собакПри дрессировке пастушьих собак применяют ту же методику, что и при дрессировке по ОКД, т. е. механический, вкусопоощрительный, подражательный и контрастный. Однако к наиболее популярным и эффективным методам дрессировки пастушьих собак относят два последних. Причем они наиболее результативны тогда, когда щенки с раннего возраста имеют возможность наблюдать работу взрослых собак и подражать им. В этом случае пастухи-дрессировщики должны следить, чтобы животные не обижали щенков, в то же время нельзя позволять молодым собакам облаивать спокойно пасущихся животных или нападать на них. Случается, что собака, увидев бегущее животное, начинает его преследовать и на бегу хватать за ноги, хвост, шею и т. д., нанося ему травмы. Эти нежелательные действия собаки пастух должен немедленно пресечь окриком, ударом бича или рывком поводка.
Техника дрессировки пастушьих собакПодготовленные собаки оказывают значительную помощь пастухам (чабанам) в пастьбе и охране скота. Заведующий лабораторией служебного собаководства Казахского института животноводства Кртипов говорил: «Как ни странно, у нас в Казахстане собаки в овцеводстве используются крайне нерационально. В чабанской бригаде имеется только по 3–4 собаки, и то они по сути дела только охраняют стада от расхищения в ночное время. Надо дать чабану подготовленных собак, чтобы они не только охраняли стада, но и были помощниками в пастьбе. Практика показывает, что с помощью двух подготовленных собак один чабан может пасти 1000–1500 овец».
В качестве будущих пастухов для дрессировки подбирают наиболее выносливых и подвижных собак из различных пород. Предпочтение отдают собакам, выращенным среди овец. Дрессировку проводят в такой последовательности.
Прежде всего у собак в полном объеме вырабатываются навыки по курсу общей дрессировки: безотказный подход к дрессировщику на подзыв, быстрое (немедленное) выполнение запрещающей команды «фу», ношение намордника и др. Предварительная дрессировка имеет целью выработать у собак соответствующую дисциплину, безотказное выполнение требований пастуха. Проводится она по методике, изложенной в курсе общей дрессировки.
Приучение собак к стадуЕсли собака выросла вне стада, перед специальной дрессировкой приучают к нему. Этот период дрессировки является наиболее ответственным. Если дрессировщику удастся достигнуть свыкания собак с животными, то задача дрессировки наполовину решена.
В процессе приучения к стаду собаку держат на длинном поводке, а особо возбудимых и злобных – в строгих ошейниках и намордниках. Важнейший момент – отучить собак беспричинно набрасываться на животных. Случается, что животные (корова или лошадь), наоборот – нападают на собаку в стаде. Тогда пастух защищает собаку, отгоняя животных окриком или взмахом кнута.
При любых обстоятельствах за каждую попытку укусить животное собаку незамедлительно наказывают сильным рывком за поводок или ударом хлыста. В первые дни собаку обводят вокруг стада на поводке, а затем привязывают невдалеке от животных на длину поводка и со стороны наблюдают за поведением ее и животных. По мере свыкания с животными, собаку спускают с поводка, но дрессировщик должен все время контролировать ее действия с близкого расстояния.
Подгон к стаду отставших животных. Команда «Гони!»Дрессировка собак в подгоне к стаду отставших и отбившихся животных проводится непосредственно в поле, во время гона на пастбище, при возвращении с пастбища и во время пастьбы. В качестве условного раздражителя применяют команду «Гони!» При выгоне скота на пастбище или при возвращении с него дрессировщик, находясь сзади стада, держит собаку на длинном поводке и наблюдает за движением животных.
Когда какое-либо животное отстанет, он вместе с собакой подходит к нему, ударяет по земле бичом и пускает собаку командой «Гони!» Если собака бросится и погонит животное в направлении стада, то дрессировщик, придерживая поводок, бежит за ней, поощряет ее командой «Хорошо!», а когда животное приблизится к стаду, немедленно подзывает к себе собаку, поглаживает ее и дает лакомство.
Если на команду «Гони!» собака не реагирует, то дрессировщик, увлекая ее за собой, показывает жестом руки на бегущее животное. Собаку следует обязательно поощрять при малейшей попытке гнать животное.
Коровы и лошади иногда могут оказывать собаке сопротивление. В таких случаях дрессировщик помогает ей: он бичом добивается послушания от животного и таким образом ставит собаку в положение доминанта, а корову или лошадь – в положение субдоминанта (подчиненного). Это заставляет пасущихся животных подчиняться собаке.
При загоне в стадо дрессировщик старается не допустить забегания собаки вперед загоняемых животных. Во время загона в стадо нельзя допускать покуса животных. Злобных собак дрессируют в намордниках.
По мере выработки навыка загонять отставшее животное в общее стадо по команде «Гони!» добиваются безотказного повиновения собаки. Дрессировщик управляет собакой только командой и жестами; для подгона отставшего животного собака посылается без поводка. Может случиться, что собака погонит отставшее животное в сторону от стада или побежит за ним в середину его. В таких случаях ее немедленно останавливают и подзывают к себе.
Когда стадо располагается компактно, пастух держит собаку при себе и посылает ее только для того, чтобы изменить направление движения скота в нужную сторону, подогнать отстающих и т. д. Навык подгона считают отработанным, когда собака пытается самостоятельно бежать к животным, далеко оторвавшимся от стада.
После закрепления у собаки навыка подгонять отставших животных, ее обучают перемещаться стороной, параллельно движению стада.
iknigi.net
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта