Дрессировка и натаска охотничьих легавых собак. Дрессировка собак легавых


Воспитание, дрессировка и натаска легавой. Содержание - Дрессировка и натаска охотничьих легавых собак

Н.И. Яблонский, А.П. Ивашенцев

Воспитание, дрессировка и натаска легавой

Дрессировка и натаска охотничьих легавых собак

«Собаки умеют рассуждать; они не только способны чувствовать любовь, благодарность, гнев, страх и пр., но и понимать похвалу, стыдиться, отличать шутку, насмешку и пр.»

Гью Дэльзиель

У нас принято считать дрессировку и натаску легавой собаки делом исключительно трудным, требующим массы времени, труда, особых знаний и опыта. Все это верно, если охотнику попадет не кровная, не породистая собака, унаследовавшая в целом ряде поколений охотничьи качества и инстинкт, а какой-нибудь вымесок, которому надо прививать страсть к охоте и стойку, вырабатывать послушание и опыт, заменяющие прирожденную мягкость и охотничью инстинктивную сноровку кровной собаки.

Вот почему всякому охотнику, желающему получить истинное наслаждение на охоте, следует, прежде всего, добиваться собаки кровной, происходящей от хороших полевых работников в целом ряде поколений.

Если охотнику удастся добыть кровного, породистого щенка в возрасте до 4 месяцев, то дрессировка и натаска такой собаки ничего, кроме удовольствия, не доставит.

По опыту говорю, что происхождение щенка от полевых работников имеет огромное значение. Одна кровность, однако, далеко не гарантирует полевых качеств, и охотничьи инстинкты несомненно выродятся и исчезнут у щенка, происходящего хотя и от кровных собак, но в предыдущих поколениях не работавших в поле, а бывших только комнатными или выставочными экземплярами. Инстинкты эти можно возродить, это несомненно, но это уже потребует и терпения, и труда, и времени.

Воспитание охотничьей собаки должно начинаться с самого раннего времени и должно начинаться с дрессировки. Щенок трех месяцев уже вполне способен понимать некоторые предъявляемые к нему требования и подчиняться им. И вот с этого раннего возраста и необходимо начать щенку внушать основные требования дрессировки. Само собой разумеется, что первые уроки должны быть кратки и не утомительными для ученика.

Прежде, чем начинать говорить об уроках, необходимо сделать несколько предварительных указаний, исполнение которых обязательно, и без которых успех немыслим.

1. Раздражение наставника безусловно недопустимо, и если он только почувствует, что начинает сердиться, — надо прекратить урок и возобновить его только после полного успокоения.

2. Обучение, конечно, не обойдется без наказаний. Наказание должно состоять из одного-двух ударов хлыстом, более или менее сильных, смотря но вине и возрасту собаки, но применять наказание можно только при полной уверенности, что собака хорошо понимает предъявляемое к ней требование и не исполняет его исключительно по упрямству и нежеланию, а отнюдь не по непониманию. Наказывать можно только, будучи совершенно спокойным, и наказание никогда не должно иметь характера битья. Можно только ударить, затем усмирить собаку ее виной и повторить удар. Если такое наказание не помогает, остается собаку взять на сворку и положить на более или менее продолжительное время.

3. Все приказания должны быть отдаваемы решительным, но тихим голосом, чтобы собака только слышала приказание. Крик и громкие возгласы портят дело: щенок живо к ним привыкает и перестает обращать на них внимание.

4. Приказания надо сопровождать, по мере возможности, соответствующими жестами. И так как на охоте гораздо выгоднее легким свистом обратить на себя внимание собаки и знаком показать, что надо делать, то естественно необходимо стремиться к тому, чтобы со временем приказания заменить жестами. Жест бесшумен и виден на расстоянии.

5. Все действия наставника должны быть спокойны. К собаке нельзя подбегать, никогда не следует ее ловить. Порывистость, раздражение, крики, ловля — пугают собаку, а страх, конечно, лишает ее способности соображать и понимать требование. Ласка, лакомства, определенность требований и настойчивость — вот верные средства добиться успеха.

Начинать дрессировку надо, играя со щенком и приучая его к себе. Для этого трехмесячного щенка лакомят каким-нибудь вкусным кусочком, называя при этом по имени. Затем, несколько отойдя, опять называют имя щенка, и когда он, слыша голос, взглянет, показывают ему кусочек. Он живо сообразит, что за кусочком надо подойти, и, таким образом, в какие-нибудь 3—4 дня узнает свою кличку.

Когда щенок научится прибегать на кличку, то кличку надо будет заменить едва слышным свистом и таким же способом приучить щенка к свисту. Когда он узнает значение свиста, нужно перестать призывать его голосом и пользоваться для этого только свистом. Конечно, свист всегда должен быть одинаковый и, по возможности, короткий и тихий. Вот о того момента, когда щенок будет хорошо знать свист и приходить на него, и можно собственно начинать дрессировку.

Краеугольным камнем всего обучения должно быть умение щенка ложиться по первому требованию. Если от собаки удастся добиться, что она по первому приказанию, голосом или знаком, будет ложиться на том самом месте, где ее это приказание застанет, можно считать, что половина дела сделана, и с собакой, как бы она горяча ни была, справиться удастся.

Приказание ложиться можно отдавать кратким и хорошо слышным словом «лечь» («даун»), жестом будет поднятая кверху всегда одна и та же рука. Для приучения щенка ложиться надо взять в правую руку лакомый кусочек, и, подозвав щенка, положить ему на спину левую руку. При этом надо опускать правую руку до полу, повторять «лечь» и с каждым приказанием слегка левой рукой нажимать на щенка до тех пор, пока правая рука не коснется пола, и щенок под напором левой руки не ляжет. Как только он коснется пола, надо сказать «возьми» и дать ему кусочек. Повторять это надо сначала раза по три, по четыре и останавливать урок, хотя бы щенок и ложился только под усилием руки; повторять урок можно раза по 3—4 в день, значит, всего-то он в день займет 12—15 минут. Скоро щенок поймет, что для получения кусочка надо ложиться, и тогда уже должно заставлять его ложиться только словом «лечь», без помощи рук, и награждать кусочком только после отчетливого исполнения приказания. Когда щенок начнет ложиться без помощи левой руки, по одному приказанию, то слово «лечь» необходимо сопровождать поднятием кверху руки и держанием ее в воздухе, пока щенок не ляжет, а затем и совсем заменить приказание одним поднятием руки. Для этого надо поймать минуту, когда щенок смотрит на наставника: поднять руку, и если он не поймет, не ложится, то оказать «лечь». Если он ляжет по поднятии руки, то его надо поласкать или угостить и отпустить словом «поди», опустив руку. Но пока рука поднята, он должен лежать, и попытки встать надо останавливать словами «лечь». Приучить щенка ложиться в комнате около себя можно отлично в неделю времени, занимаясь не более 12 минут в день и принимаясь за урок раза 4—5. Но, приучив ложиться, отнюдь не надо бросать этого урока, а повторять постоянно, и требовать безусловного исполнения. На этом основывается весь дальнейший успех.

Лакомства щенку за исполнение приказания надо давать, пока он лежит, удлиняя с каждым уроком время между, тем, как он ляжет, и тем, как ему будет дан кусочек. Отнюдь нельзя позволять щенку после того, как он лег, подниматься и подходить за кусочком, а дав кусочек, надо сказать щенку «поди» или «ступай», освободив его этим приказанием от необходимости лежать. По мере усвоения урока надо требовать, чтобы щенок вставал и уходил только после того, как получит позволение словом «поди» или «ступай», или как рука будет опущена.

Научив собаку ложиться около себя, надо будет отдавать приказание «лечь» на расстоянии, сперва, конечно, близком от себя, чтобы иметь возможность силой уложить щенка, а затем, все дальше и дальше, т. е. через комнату, через двор и т. д. Постепенно увеличивая расстояние, следует добиваться, чтобы собака ложилась при подъеме руки, где бы ее этот жест ни застал. Если собака, исполнив приказание «лечь» на расстоянии, встанет до позволения то надо взять ее за ошейник, привести на место, где она легла, и уложить, требуя, чтобы она лежала, пока не получит позволения уйти.

www.booklot.org

Дрессировка легавых собак

В процессе дрессировки легавых собак приучают ходить рядом; садиться после подхода по команде ложиться по сигналу; к правильному поиску "челноком"; к выстрелу.

Для дрессировки легавой собаки требуется следующий инвентарь: 1. Веревочный поводок длиной 15 - 20 м. Этот удлиненный поводок применяется для воздействия на собаку на расстоянии, чтобы закрепить команды "рядом" и "лежать". 2. Свисток однотонный роговой или металлический. Он используется Для подзыва собаки. Свисток носится на шее. 3. Прутик из лозы длиной 0,75 м, который применяется для воздействия на собаку в момент приучения ее ходить рядом с дрессировщиком без поводка. 4. Сумка для ношения лакомства.

Приучение ходить рядом. Приучение легавой собаки ходить рядом с ведущим на поводке и без поводка производится так, как это указано выше.

Приучение садиться по команде. Приучение легавой собаки садиться после ее подхода к ведущему производится ранее указанным порядком.

Приучение ложиться по сигналу. Приучение легавой собаки ложиться по команде, жесту или свистку является одним из наиболее необходимых приемов, непосредственно влияющих и на успех охоты по птице.

Четкое выполнение сигнала лежать дает возможность уложить собаку после подъема птицы на крыло. Это предупреждает от погони собаки за птицей и гарантирует охотника от случайного выстрела по собаке в тот момент, когда поднятая ею птица летит низом.

Сначала собаку приучают ложиться около дрессировщика только по команде. Для этого дрессировщик, держа собаку на поводке подает команду "лежать". Затеи быстро нагибается и левой рукой нажимает на холку собаки, а правой, Перехватив поводок ближе к ошейнику, делает рывок вниз, чем побуждает собаку принять лежачее положение Когда собака ляжет, дрессировщик удерживает ее в этом положении левой рукой, а правой дает ей лакомство.

Путем повторения этих действий у собаки вырабатывается навык ложиться только по одной команде "лежать", без давления на холку и рывка поводком.

После этого собаку постепенно приучают сохранять лежачее положение, когда дрессировщик отойдет от нее в продолжение 1 - 2 мин. Для этого дрессировщик, положив собаку, еще раз повторяет команду "лежать", а затем отходит от нее на один-два шага вперед. При попытках собаки встать дрессировщик повторяет команду "лежать", сопровождая ее легким рывком поводка вниз.

В последующих занятиях собаку приучают выполнять команды на расстоянии. Для этого собака должна быть на удлиненном поводке. Дрессировщик ловит момент, когда собака во время прогулки будет находиться от него в двух-трех шагах, и подлет команду "лежать". Если собака не выполняет команды, он делает выпад вперед правой ногой и ударяет ладонью правой руки сверху по поводку, побуждая этим ее лечь. Для того чтобы получился рывок, поводок у дрессировщика должен быть в левой руке и слегка натянутым. Каждый раз, как только собака ляжет, дрессировщик должен подойти к ней и поощрить ее. При этом надо следить, чтобы собака не изменяла своего положения до команды "рядом", "гулять" или "ищи".

Расстояние на котором подаются команды, постепенно увеличивают до 15-20 м от собаки (длина удлиненного поводка).

Жестом-сигналом "лежать" является поднятие правой руки вертикально вверх ладонью от себя.

Чтобы приучить собаку ложиться по жесту, дрессировщик каждый раз перед командой "лежать" должен подать соответствующий жест.

Путем повторений у собаки вырабатывается прочный навык ложиться по одному жесту, без словесной команды "лежать".

Чтобы приучить собаку ложиться по свистку, дрессировщик поступает так же, как и во время приучения ложиться по жесту, т.е. каждый раз перед командой "лежать" подает соответствующий сигнал свистком. Путем повторений у собаки вырабатывается такой же прочный навык ложиться только по одному сигналу свистком, не сопровождаемому командой "лежать".

Для выработки быстроты и безотказности в выполнении приема собаку следует как можно чаще тренировать. Для этого целесообразно укладывать ее на прогулках в моменты, когда ее внимание чем-либо отвлечено.

На прогулках собака должна быть на удлиненном поводке, чтобы дрессировщик в любой момент мог заставить ее лечь.

После того как собака будет безотказно выполнять этот прием, дрессировщик на занятиях и прогулках опускает поводок из рук, давая этим собаке возможность дальше отходить от него. Дальнейшая тренировка должна проходить на большем расстоянии от дрессировщика и постепенно дойти до 30 м.

После того как у собаки выработается прочный навык быстро и безотказно ложиться по первому сигналу дрессировщика в любой обстановке на расстоянии 30 м, надобность в удлиненном поводке отпадает. На занятиях и прогулках поводок можно отстегивать и проводить тренировку без него.

Приучение к поиску "челноком". Каждая породная легавая собака имеет врожденную наклонность к поиску "челноком". В процессе дрессировки надо только развить эту наклонность, а во время натаски закрепить. Поиск "челноком" - это такой поиск, когда собака обыскивает участок местности, двигаясь впереди охотника слева направо и справа налево, каждый раз отходя от него на одинаковое расстояние.

Такой поиск является наиболее продуктивным, он дает возможность собаке обыскать какой-либо участок местности более тщательно и в наиболее короткий срок.

В зависимости от дальности отхода собаки от охотника вправо и влево определяется ширина поиска, которая зависит от быстроты и легкости хода легавой.

Нормальным по ширине считается такой поиск легавой, когда она отходит от охотника в стороны на 50-100 м.

Приучать собаку к поиску следует на достаточно большом участке, лучше всего на лугу с невысокой травой при умеренном ветре.

Приучение к поиску производится следующим порядком. Собаку берут на поводок, выводят на место занятий, где и укладывают ее.

Затем уходят от собаки и разбрасывают по линии против ветра в приметных местах пять-шесть кусочков лакомства на расстоянии один от другого не ближе двадцати пяти шагов. После этого возвращаются к собаке и пускают ее в поиск. Пускать собаку надо с места, находящегося под ветром от разбросанных кусочков лакомства; это приучает собаку пользоваться ветром.

Перед пуском на коротком поводке ведущий с собакой у левой ноги становится лицом к ветру, поворачивается направо, пройдя два-три шага, подает команду "ищи", и бросает поводок на землю. Дав собаке возможность перегнать себя, немедленно поворачивается и идет против ветра, наблюдая за собакой.

После удаления собаки на 50-100 м вправо от себя дает два коротких звука свистком (сигнал для изменения направления поиска), одновременно с этим подает жест левой рукой для поиска влево и, не останавливаясь, идет влево от направления ветра. Сигнал свистком привлекает внимание собаки, она приостанавливается, смотрит на ведущего, видит, что он уходит от нее, догоняет, а затем и перегоняет его. С этого момента действия ведущего повторяются, т.е. он дает возможность собаке перегнать себя, после чего немедленно поворачивается и идет против ветра. А когда собака удалится на 50-100 м в левую сторону от ведущего, он вновь подает сигнал свистом и жест правой рукой, поворачивается и двигается вправо от направления ветра до момента, когда собака догонит и перегонит. Так ведущий своими поворотами в движении и сигналами (жестами и свистком) побуждает собаку идти в поиске впереди слева направо и справа налево до момента, пока она не найдет кусочек лакомства. Повторные занятия вырабатывают у собаки навык идти против ветра зигзагом, "челноком", вначале изменяя направление своего хода по сигналу ведущего, а затем без сигнала, самостоятельно. Одновременно с этим у собаки вырабатывается и навык пользоваться в поиске ветром.

По мере выработки у собаки правильного поиска "челноком" путь движения ведущего становится постепенно более прямым и в конце отработки поиска - прямолинейными.

Приучение к выстрелу. Все охотничьи собаки, как правило, выстрела не боятся и специального приучения к нему не требуют. Исключение представляют собаки трусливые, тормозные, со слабой нервной системой, весьма болезненно реагирующие на сильные звуковые раздражители.

Такие собаки не могут считаться полноценными для охоты и племенных целей, так как приучить их к безразличному отношению к выстрелу очень трудно. Да и их потомство нередко бывает с такой же слабой нервной системой.

Собак такого типа следует заранее, не менее как за месяц до начала охоты, приучить к выстрелу. Для этого полезно использовать стенд, где производится стрельба по тарелочкам. В начале приучения располагаются с собакой не ближе 150 м от стрелков. После каждого выстрела или дублета собаку оглаживают и дают ей кусочек лакомства. Постепенно, после многократных повторений, у собаки звук выстрела превращается в условный пищевой раздражитель. Поэтому после выстрела собака начинает повиливать хвостиком и тянуться к дрессировщику за лакомством. После этого с собакой начинают приближаться к стрелкам, постепенно сокращая расстояние до двадцати-двадцати пяти шагов.

Чтобы повысить у собаки жадность к лакомству и этим облегчить и ускорить ее приучение к выстрелу, не надо кормить ее перед выходом на стенд.

ЛЕОНТЬЕВ В.В. "ОХОТНИЧЬЕ СОБАКОВОДСТВО", Санкт-Петербург,

eng-setter.ru

Дрессировка легавых собак

В процессе дрессировки легавых собак приучают ходить рядом; садиться после подхода по команде ложиться по сигналу; к правильному поиску "челноком"; к выстрелу.

Для дрессировки легавой собаки требуется следующий инвентарь: 1. Веревочный поводок длиной 15 - 20 м. Этот удлиненный поводок применяется для воздействия на собаку на расстоянии, чтобы закрепить команды "рядом" и "лежать". 2. Свисток однотонный роговой или металлический. Он используется Для подзыва собаки. Свисток носится на шее. 3. Прутик из лозы длиной 0,75 м, который применяется для воздействия на собаку в момент приучения ее ходить рядом с дрессировщиком без поводка. 4. Сумка для ношения лакомства.

Приучение ходить рядом. Приучение легавой собаки ходить рядом с ведущим на поводке и без поводка производится так, как это указано выше.

Приучение садиться по команде. Приучение легавой собаки садиться после ее подхода к ведущему производится ранее указанным порядком.

Приучение ложиться по сигналу. Приучение легавой собаки ложиться по команде, жесту или свистку является одним из наиболее необходимых приемов, непосредственно влияющих и на успех охоты по птице.

Четкое выполнение сигнала лежать дает возможность уложить собаку после подъема птицы на крыло. Это предупреждает от погони собаки за птицей и гарантирует охотника от случайного выстрела по собаке в тот момент, когда поднятая ею птица летит низом.

Сначала собаку приучают ложиться около дрессировщика только по команде. Для этого дрессировщик, держа собаку на поводке подает команду "лежать". Затеи быстро нагибается и левой рукой нажимает на холку собаки, а правой, Перехватив поводок ближе к ошейнику, делает рывок вниз, чем побуждает собаку принять лежачее положение Когда собака ляжет, дрессировщик удерживает ее в этом положении левой рукой, а правой дает ей лакомство.

Путем повторения этих действий у собаки вырабатывается навык ложиться только по одной команде "лежать", без давления на холку и рывка поводком.

После этого собаку постепенно приучают сохранять лежачее положение, когда дрессировщик отойдет от нее в продолжение 1 - 2 мин. Для этого дрессировщик, положив собаку, еще раз повторяет команду "лежать", а затем отходит от нее на один-два шага вперед. При попытках собаки встать дрессировщик повторяет команду "лежать", сопровождая ее легким рывком поводка вниз.

В последующих занятиях собаку приучают выполнять команды на расстоянии. Для этого собака должна быть на удлиненном поводке. Дрессировщик ловит момент, когда собака во время прогулки будет находиться от него в двух-трех шагах, и подлет команду "лежать". Если собака не выполняет команды, он делает выпад вперед правой ногой и ударяет ладонью правой руки сверху по поводку, побуждая этим ее лечь. Для того чтобы получился рывок, поводок у дрессировщика должен быть в левой руке и слегка натянутым. Каждый раз, как только собака ляжет, дрессировщик должен подойти к ней и поощрить ее. При этом надо следить, чтобы собака не изменяла своего положения до команды "рядом", "гулять" или "ищи".

Расстояние на котором подаются команды, постепенно увеличивают до 15-20 м от собаки (длина удлиненного поводка).

Жестом-сигналом "лежать" является поднятие правой руки вертикально вверх ладонью от себя.

Чтобы приучить собаку ложиться по жесту, дрессировщик каждый раз перед командой "лежать" должен подать соответствующий жест.

Путем повторений у собаки вырабатывается прочный навык ложиться по одному жесту, без словесной команды "лежать".

Чтобы приучить собаку ложиться по свистку, дрессировщик поступает так же, как и во время приучения ложиться по жесту, т.е. каждый раз перед командой "лежать" подает соответствующий сигнал свистком. Путем повторений у собаки вырабатывается такой же прочный навык ложиться только по одному сигналу свистком, не сопровождаемому командой "лежать".

Для выработки быстроты и безотказности в выполнении приема собаку следует как можно чаще тренировать. Для этого целесообразно укладывать ее на прогулках в моменты, когда ее внимание чем-либо отвлечено.

На прогулках собака должна быть на удлиненном поводке, чтобы дрессировщик в любой момент мог заставить ее лечь.

После того как собака будет безотказно выполнять этот прием, дрессировщик на занятиях и прогулках опускает поводок из рук, давая этим собаке возможность дальше отходить от него. Дальнейшая тренировка должна проходить на большем расстоянии от дрессировщика и постепенно дойти до 30 м.

После того как у собаки выработается прочный навык быстро и безотказно ложиться по первому сигналу дрессировщика в любой обстановке на расстоянии 30 м, надобность в удлиненном поводке отпадает. На занятиях и прогулках поводок можно отстегивать и проводить тренировку без него.

Приучение к поиску "челноком". Каждая породная легавая собака имеет врожденную наклонность к поиску "челноком". В процессе дрессировки надо только развить эту наклонность, а во время натаски закрепить. Поиск "челноком" - это такой поиск, когда собака обыскивает участок местности, двигаясь впереди охотника слева направо и справа налево, каждый раз отходя от него на одинаковое расстояние.

Такой поиск является наиболее продуктивным, он дает возможность собаке обыскать какой-либо участок местности более тщательно и в наиболее короткий срок.

В зависимости от дальности отхода собаки от охотника вправо и влево определяется ширина поиска, которая зависит от быстроты и легкости хода легавой.

Нормальным по ширине считается такой поиск легавой, когда она отходит от охотника в стороны на 50-100 м.

Приучать собаку к поиску следует на достаточно большом участке, лучше всего на лугу с невысокой травой при умеренном ветре.

Приучение к поиску производится следующим порядком. Собаку берут на поводок, выводят на место занятий, где и укладывают ее.

Затем уходят от собаки и разбрасывают по линии против ветра в приметных местах пять-шесть кусочков лакомства на расстоянии один от другого не ближе двадцати пяти шагов. После этого возвращаются к собаке и пускают ее в поиск. Пускать собаку надо с места, находящегося под ветром от разбросанных кусочков лакомства; это приучает собаку пользоваться ветром.

Перед пуском на коротком поводке ведущий с собакой у левой ноги становится лицом к ветру, поворачивается направо, пройдя два-три шага, подает команду "ищи", и бросает поводок на землю. Дав собаке возможность перегнать себя, немедленно поворачивается и идет против ветра, наблюдая за собакой.

После удаления собаки на 50-100 м вправо от себя дает два коротких звука свистком (сигнал для изменения направления поиска), одновременно с этим подает жест левой рукой для поиска влево и, не останавливаясь, идет влево от направления ветра. Сигнал свистком привлекает внимание собаки, она приостанавливается, смотрит на ведущего, видит, что он уходит от нее, догоняет, а затем и перегоняет его. С этого момента действия ведущего повторяются, т.е. он дает возможность собаке перегнать себя, после чего немедленно поворачивается и идет против ветра. А когда собака удалится на 50-100 м в левую сторону от ведущего, он вновь подает сигнал свистом и жест правой рукой, поворачивается и двигается вправо от направления ветра до момента, когда собака догонит и перегонит. Так ведущий своими поворотами в движении и сигналами (жестами и свистком) побуждает собаку идти в поиске впереди слева направо и справа налево до момента, пока она не найдет кусочек лакомства. Повторные занятия вырабатывают у собаки навык идти против ветра зигзагом, "челноком", вначале изменяя направление своего хода по сигналу ведущего, а затем без сигнала, самостоятельно. Одновременно с этим у собаки вырабатывается и навык пользоваться в поиске ветром.

По мере выработки у собаки правильного поиска "челноком" путь движения ведущего становится постепенно более прямым и в конце отработки поиска - прямолинейными.

Приучение к выстрелу. Все охотничьи собаки, как правило, выстрела не боятся и специального приучения к нему не требуют. Исключение представляют собаки трусливые, тормозные, со слабой нервной системой, весьма болезненно реагирующие на сильные звуковые раздражители.

Такие собаки не могут считаться полноценными для охоты и племенных целей, так как приучить их к безразличному отношению к выстрелу очень трудно. Да и их потомство нередко бывает с такой же слабой нервной системой.

Собак такого типа следует заранее, не менее как за месяц до начала охоты, приучить к выстрелу. Для этого полезно использовать стенд, где производится стрельба по тарелочкам. В начале приучения располагаются с собакой не ближе 150 м от стрелков. После каждого выстрела или дублета собаку оглаживают и дают ей кусочек лакомства. Постепенно, после многократных повторений, у собаки звук выстрела превращается в условный пищевой раздражитель. Поэтому после выстрела собака начинает повиливать хвостиком и тянуться к дрессировщику за лакомством. После этого с собакой начинают приближаться к стрелкам, постепенно сокращая расстояние до двадцати-двадцати пяти шагов.

Чтобы повысить у собаки жадность к лакомству и этим облегчить и ускорить ее приучение к выстрелу, не надо кормить ее перед выходом на стенд.

ЛЕОНТЬЕВ В.В. "ОХОТНИЧЬЕ СОБАКОВОДСТВО", Санкт-Петербург,

eng-setter.ru

Дрессировка легавых собак

В процессе дрессировки легавых собак приучают ходить рядом; садиться после подхода по команде ложиться по сигналу; к правильному поиску "челноком"; к выстрелу.

Для дрессировки легавой собаки требуется следующий инвентарь: 1. Веревочный поводок длиной 15 - 20 м. Этот удлиненный поводок применяется для воздействия на собаку на расстоянии, чтобы закрепить команды "рядом" и "лежать". 2. Свисток однотонный роговой или металлический. Он используется Для подзыва собаки. Свисток носится на шее. 3. Прутик из лозы длиной 0,75 м, который применяется для воздействия на собаку в момент приучения ее ходить рядом с дрессировщиком без поводка. 4. Сумка для ношения лакомства.

Приучение ходить рядом. Приучение легавой собаки ходить рядом с ведущим на поводке и без поводка производится так, как это указано выше.

Приучение садиться по команде. Приучение легавой собаки садиться после ее подхода к ведущему производится ранее указанным порядком.

Приучение ложиться по сигналу. Приучение легавой собаки ложиться по команде, жесту или свистку является одним из наиболее необходимых приемов, непосредственно влияющих и на успех охоты по птице.

Четкое выполнение сигнала лежать дает возможность уложить собаку после подъема птицы на крыло. Это предупреждает от погони собаки за птицей и гарантирует охотника от случайного выстрела по собаке в тот момент, когда поднятая ею птица летит низом.

Сначала собаку приучают ложиться около дрессировщика только по команде. Для этого дрессировщик, держа собаку на поводке подает команду "лежать". Затеи быстро нагибается и левой рукой нажимает на холку собаки, а правой, Перехватив поводок ближе к ошейнику, делает рывок вниз, чем побуждает собаку принять лежачее положение Когда собака ляжет, дрессировщик удерживает ее в этом положении левой рукой, а правой дает ей лакомство.

Путем повторения этих действий у собаки вырабатывается навык ложиться только по одной команде "лежать", без давления на холку и рывка поводком.

После этого собаку постепенно приучают сохранять лежачее положение, когда дрессировщик отойдет от нее в продолжение 1 - 2 мин. Для этого дрессировщик, положив собаку, еще раз повторяет команду "лежать", а затем отходит от нее на один-два шага вперед. При попытках собаки встать дрессировщик повторяет команду "лежать", сопровождая ее легким рывком поводка вниз.

В последующих занятиях собаку приучают выполнять команды на расстоянии. Для этого собака должна быть на удлиненном поводке. Дрессировщик ловит момент, когда собака во время прогулки будет находиться от него в двух-трех шагах, и подлет команду "лежать". Если собака не выполняет команды, он делает выпад вперед правой ногой и ударяет ладонью правой руки сверху по поводку, побуждая этим ее лечь. Для того чтобы получился рывок, поводок у дрессировщика должен быть в левой руке и слегка натянутым. Каждый раз, как только собака ляжет, дрессировщик должен подойти к ней и поощрить ее. При этом надо следить, чтобы собака не изменяла своего положения до команды "рядом", "гулять" или "ищи".

Расстояние на котором подаются команды, постепенно увеличивают до 15-20 м от собаки (длина удлиненного поводка).

Жестом-сигналом "лежать" является поднятие правой руки вертикально вверх ладонью от себя.

Чтобы приучить собаку ложиться по жесту, дрессировщик каждый раз перед командой "лежать" должен подать соответствующий жест.

Путем повторений у собаки вырабатывается прочный навык ложиться по одному жесту, без словесной команды "лежать".

Чтобы приучить собаку ложиться по свистку, дрессировщик поступает так же, как и во время приучения ложиться по жесту, т.е. каждый раз перед командой "лежать" подает соответствующий сигнал свистком. Путем повторений у собаки вырабатывается такой же прочный навык ложиться только по одному сигналу свистком, не сопровождаемому командой "лежать".

Для выработки быстроты и безотказности в выполнении приема собаку следует как можно чаще тренировать. Для этого целесообразно укладывать ее на прогулках в моменты, когда ее внимание чем-либо отвлечено.

На прогулках собака должна быть на удлиненном поводке, чтобы дрессировщик в любой момент мог заставить ее лечь.

После того как собака будет безотказно выполнять этот прием, дрессировщик на занятиях и прогулках опускает поводок из рук, давая этим собаке возможность дальше отходить от него. Дальнейшая тренировка должна проходить на большем расстоянии от дрессировщика и постепенно дойти до 30 м.

После того как у собаки выработается прочный навык быстро и безотказно ложиться по первому сигналу дрессировщика в любой обстановке на расстоянии 30 м, надобность в удлиненном поводке отпадает. На занятиях и прогулках поводок можно отстегивать и проводить тренировку без него.

Приучение к поиску "челноком". Каждая породная легавая собака имеет врожденную наклонность к поиску "челноком". В процессе дрессировки надо только развить эту наклонность, а во время натаски закрепить. Поиск "челноком" - это такой поиск, когда собака обыскивает участок местности, двигаясь впереди охотника слева направо и справа налево, каждый раз отходя от него на одинаковое расстояние.

Такой поиск является наиболее продуктивным, он дает возможность собаке обыскать какой-либо участок местности более тщательно и в наиболее короткий срок.

В зависимости от дальности отхода собаки от охотника вправо и влево определяется ширина поиска, которая зависит от быстроты и легкости хода легавой.

Нормальным по ширине считается такой поиск легавой, когда она отходит от охотника в стороны на 50-100 м.

Приучать собаку к поиску следует на достаточно большом участке, лучше всего на лугу с невысокой травой при умеренном ветре.

Приучение к поиску производится следующим порядком. Собаку берут на поводок, выводят на место занятий, где и укладывают ее.

Затем уходят от собаки и разбрасывают по линии против ветра в приметных местах пять-шесть кусочков лакомства на расстоянии один от другого не ближе двадцати пяти шагов. После этого возвращаются к собаке и пускают ее в поиск. Пускать собаку надо с места, находящегося под ветром от разбросанных кусочков лакомства; это приучает собаку пользоваться ветром.

Перед пуском на коротком поводке ведущий с собакой у левой ноги становится лицом к ветру, поворачивается направо, пройдя два-три шага, подает команду "ищи", и бросает поводок на землю. Дав собаке возможность перегнать себя, немедленно поворачивается и идет против ветра, наблюдая за собакой.

После удаления собаки на 50-100 м вправо от себя дает два коротких звука свистком (сигнал для изменения направления поиска), одновременно с этим подает жест левой рукой для поиска влево и, не останавливаясь, идет влево от направления ветра. Сигнал свистком привлекает внимание собаки, она приостанавливается, смотрит на ведущего, видит, что он уходит от нее, догоняет, а затем и перегоняет его. С этого момента действия ведущего повторяются, т.е. он дает возможность собаке перегнать себя, после чего немедленно поворачивается и идет против ветра. А когда собака удалится на 50-100 м в левую сторону от ведущего, он вновь подает сигнал свистом и жест правой рукой, поворачивается и двигается вправо от направления ветра до момента, когда собака догонит и перегонит. Так ведущий своими поворотами в движении и сигналами (жестами и свистком) побуждает собаку идти в поиске впереди слева направо и справа налево до момента, пока она не найдет кусочек лакомства. Повторные занятия вырабатывают у собаки навык идти против ветра зигзагом, "челноком", вначале изменяя направление своего хода по сигналу ведущего, а затем без сигнала, самостоятельно. Одновременно с этим у собаки вырабатывается и навык пользоваться в поиске ветром.

По мере выработки у собаки правильного поиска "челноком" путь движения ведущего становится постепенно более прямым и в конце отработки поиска - прямолинейными.

Приучение к выстрелу. Все охотничьи собаки, как правило, выстрела не боятся и специального приучения к нему не требуют. Исключение представляют собаки трусливые, тормозные, со слабой нервной системой, весьма болезненно реагирующие на сильные звуковые раздражители.

Такие собаки не могут считаться полноценными для охоты и племенных целей, так как приучить их к безразличному отношению к выстрелу очень трудно. Да и их потомство нередко бывает с такой же слабой нервной системой.

Собак такого типа следует заранее, не менее как за месяц до начала охоты, приучить к выстрелу. Для этого полезно использовать стенд, где производится стрельба по тарелочкам. В начале приучения располагаются с собакой не ближе 150 м от стрелков. После каждого выстрела или дублета собаку оглаживают и дают ей кусочек лакомства. Постепенно, после многократных повторений, у собаки звук выстрела превращается в условный пищевой раздражитель. Поэтому после выстрела собака начинает повиливать хвостиком и тянуться к дрессировщику за лакомством. После этого с собакой начинают приближаться к стрелкам, постепенно сокращая расстояние до двадцати-двадцати пяти шагов.

Чтобы повысить у собаки жадность к лакомству и этим облегчить и ускорить ее приучение к выстрелу, не надо кормить ее перед выходом на стенд.

ЛЕОНТЬЕВ В.В. "ОХОТНИЧЬЕ СОБАКОВОДСТВО", Санкт-Петербург,

eng-setter.ru

Охота и рыбалка: Дрессировка легавых

В процессе дрессировки легавых собак приучают ходить рядом; садиться после подхода по команде; ложиться по сигналу; к правильному поиску «челноком», к выстрелу.

Инвентарь для дрессировки

Для дрессировки легавой собаки требуется следующий инвентарь: 1. Веревочный поводок длиной 15—20 м Этот удлиненный поводок применяется для воздействия на собаку на расстоянии, чтобы закрепить команды «рядом» и «лежать». 2. Свисток однотонный роговой или металлический. Он используется для подзыва собаки. Свисток носится на шее на шнуре. 3. Прутик из лозы длиной 0, 75м, который применяется для воздействия на собаку в момент приучения ее ходить рядом с дрессировщиком без поводка. 4. Сумка для ношения лакомства. 

 

Приучение ложиться по сигналу

Приучение легавой собаки ложиться по команде, жесту или свистку является одним из наиболее необходимых приемов, непосредственно влияющих на успех охоты по птице. Четкое выполнение сигнала «лежать» дает возможность уложить собаку после подъема птицы на крыло. Это предупреждает от погони собаки за птицей и гарантирует охотника от случайного выстрела по собаке в тот момент, когда поднятая ею птица летит низом. Сначала собаку приучают ложиться около дрессировщика только по команде. Для этого дрессировщик, держа собаку на поводке, подает команду «лежать». Затем быстро нагибается и левой рукой нажимает на холку собаки, а правой, перехватив поводок ближе к ошейнику, делает рывок вниз, чем побуждает собаку принять лежачее положение. Когда собака ляжет, дрессировщик удерживает ее в этом положении левой рукой, а правой дает ей лакомство. Путем повторения этих действий у собаки вырабатывается навык ложиться только по одной команде «лежать», без давления на холку и рывка поводком. После этого собаку постепенно приучают сохранять лежачее положение, когда дрессировщик отойдет от нее, в продолжение 1—2 мин. Для этого дрессировщик, положив собаку, еще раз повторяет команду «лежать», а затем отходит от нее на один-два шага вперед. При попытках собаки встать дрессировщик повторяет команду «лежать», сопровождая ее легким рывком поводка вниз. В последующих занятиях собаку приучают выполнять команды на расстоянии. Для этого собака должна быть на удлиненном поводке. Дрессировщик ловит момент, когда собака во время прогулки будет находиться от него в двух-трех шагах, и подает команду «лежать». Если собака не выполняет команды, он делает выпад вперед правой ногой и ударяет ладонью правой руки сверху по поводку, побуждая этим ее лечь. Для того чтобы получился рывок, поводок у дрессировщика должен быть в левой руке и слегка натянутым. Каждый раз, как только собака ляжет, дрессировщик должен подойти к ней и поощрить ее. При этом надо следить, чтобы собака не изменяла своего положения до команды «рядом», «гулять» или «ищи». Расстояние, на котором подаются команды, постепенно увеличивают до 15—20 м от собаки (длина удлиненного поводка). Жестом-сигналом '«лежать» является поднятие правой руки вертикально вверх ладонью от себя. Чтобы приучить собаку ложиться по жесту, дрессировщик каждый раз перед командой «лежать» должен подать соответствующий жест. Путем повторений у собаки вырабатывается прочный навык ложиться по одному жесту, без словесной команды «лежать». Один продолжительный свисток служит для собаки сигналом «лежать». Чтобы приучить собаку ложиться по свистку, дрессировщик поступает так же, как и во время приучения ложиться по жесту, т. е. каждый раз перед командой «лежать» подает соответствующий сигнал свистком. Путем повторений у собаки вырабатывается такой же прочный навык ложиться только по одному сигналу свистком, не сопровождаемому командой «лежать». Для выработки быстроты и безотказности в выполнении приема собаку следует как можно чаще тренировать. Для этого целесообразно укладывать ее на прогулках в моменты, когда ее внимание чем-либо отвлечено. - На прогулках собака должна быть на удлиненном поводке, чтобы дрессировщик в любой момент мог заставить ее лечь. После того как собака будет безотказно выполнять этот прием, дрессировщик на занятиях и прогулках опускает поводок из рук, давая этим собаке возможность дальше отходить от него. Дальнейшая тренировка должна проходить на большем расстоянии от дрессировщика и постепенно дойти до 30 м. После того как у собаки выработается прочный навык быстро и безотказно ложиться по первому сигналу дрессировщика в любой обстановке на расстоянии 30 м, надобность в удлиненном поводке отпадает. На занятиях и прогулках поводок можно отстегивать и проводить тренировку без него.

 

Приучение к поиску «челноком»

Каждая породная легавая собака имеет врожденную наклонность к поиску «челноком». В процессе дрессировки надо только развить эту наклонность, а во время натаски закрепить. Поиск «челноком» — это такой поиск, когда собака обыскивает участок местности, двигаясь впереди охотника слева направо и справа налево, каждый раз отходя от него на одинаковое расстояние. Такой поиск является наиболее продуктивным, он дает возможность собаке обыскать какой-либо участок местности более тщательно и в наиболее короткий срок. В зависимости от дальности отхода собаки от охотника вправо и влево определяется ширина поиска, которая зависит от быстроты и легкости хода легавой. Нормальным по ширине поиск легавой счи-тается такой, когда она отходит от охотника в стороны на 50—100 м. Приучать собаку к поиску следует на доста- точно большом участке, лучше всего на лугу с невысокой травой при умеренном ветре. Приучение к поиску производится следующим порядком. Собаку берут на поводок, выводят на место занятий, где и укладывают ее. Затем уходят от собаки и разбрасывают по линии против ветра в приметных местах пять-шесть кусочков лакомства на расстоянии один от другого не ближе двадцати пяти шагов. После этого возвращаются к собаке и пускают ее в поиск. Пускать собаку надо с места, находящегося под ветром от разбросанных кусочков лакомства, это приучает собаку пользоваться ветром Перед пуском на коротком поводке ведущий с собакой у левой ноги становится лицом к ветру, поворачивается направо, и, пройдя два-три шага, подает команду «ищи», и бросает поводок на землю. Дав собаке возможность перегнать себя, немедленно поворачивается и идет против ветра, наблюдая за собакой. После удаления собаки на 50—100 м вправо от себя дает два коротких звука свистком (сигнал для изменения направления поиска), одновременно с этим подает жест левой рукой для поиска влево и, не останавливаясь, идет влево от направления ветра. Сигнал свистком привлекает внимание собаки, она приостанавливается, смотрит на ведущего, видит, что он уходит от нее, догоняет, а затем и перегоняет его. С этого момента действия ведущего повторяются, т. е. собаке дается возможность перегнать себя, после чего ведущий немедленно поворачивается и идет против ветра. А когда собака удалится на 50—100м в левую сторону от ведущего, вновь он подает сигнал свистком и жест правой рукой, поворачивается и двигается вправо от направления ветра до момента, когда собака догонит и перегонит. Так ведущий своими поворотами в движении и сигналами (жестами и свистком) побуждает собаку идти в поиске впереди слева направо и справа налево до момента, пока она не найдет кусочек лакомства. Путем повторных занятий с собакой у нее вырабатывается навык идти против ветра зигзагом, «челноком», вначале изменяя направление своего хода по сигналу ведущего, а затем без сигнала, самостоятельно. Одновременно с этим у собаки вырабатывается и навык пользоваться в поиске ветром. По мере выработки у собаки правильного поиска «челноком» путь движения ведущего становится постепенно более прямым и в конце отработки поиска — прямолинейным.

 

Приучение к выстрелу

<Все охотничьи собаки, как правило, выстрела не боятся и специального приучения к нему не требуют Исключение представляют собаки трусливые, тормозные, со слабой нервной системой, весьма болезненно реагирующие на сильные звуковые раздражители. Такие собаки являются не полноценными для охоты и племенных целей, так как приучить их к безразличному отношению к выстрелу очень трудно. Да и их потомство нередко бывает с такой же слабой нервной системой. Собак такого типа следует заранее, не менее как за месяц до начала охоты, приучить к выстрелу. Для этого полезно использовать стенд, где производится стрельба по тарелочкам. В начале приучения располагаются с собакой не ближе 150 м от стрелков. После каждого выстрела или дублета собаку оглаживают и дают ей кусочек лакомства. Постепенно, после многократных повторений, у собаки звук выстрела превращается в условный пищевой раздражитель. Поэтому после выстрела собака начинает повиливать хвостиком и тянуться к дрессировщику за лакомством. После этого с собакой начинают приближаться к стрелкам, постепенно сокращая расстояние до двадцати-двадцати пяти шагов. Чтобы у собаки повысить жадность к лаком-1 ству и этим облегчить и ускорить ее приучение к выстрелу, не надо кормить ее перед выходом на стенд.

oxota.su

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ПОРОДАМ ЛЕГАВЫХ СОБАК. Дрессировка Фрама

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ПОРОДАМ ЛЕГАВЫХ СОБАК

Аксаков С.Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии / Под ред. М.А. Мензбира. — М., 1903.

Английскому сеттеру в России 100 лет. 1891—1991. — М., 1991.

Аникеев И.И. Натаска легавой. — М., 1979.

Аркрайт В. Пойнтер и его история. — М., 1904.

Баснин В.Н. Пойнтер, его стати и признаки качеств. — Рязань, 1929.

Братолюбов Б.А. Подготовка легавой собаки к охоте — Краснодар, 1929.

Вавилов М.П. Охота в России во всех ее видах: Охотничья энциклопедия. — М., 1873.

Власов Н.Н., Камерницкий А В. Легавые собаки — М., 1985.

Воробьев С.В. Ирландский красный сеттер в России за тридцатилетний период его разведения. — М., 1903.

Гернгросс Р.Ф. Полевые испытания легавых подружейных собак. Изд. 3-е. — М., 1935.

Гусев В.Г. Легавые собаки и охота с ними. — М., 1971.

Де-Лионде Ф. Г Немецкие легавые собаки, их происхождение, универсальное значение для охоты, дрессировка и натаска. — М., 1938.

Зворыкин Н.А. Обучение легавой. — Свердловск, 1929.

Зворыкин Н.А. Оценка легавой на охоте. — М., 1931.

Иловайский Д.И. Происхождение английского пойнтера. — М., 1924.

Карцев Г.П. Воспитание, дрессировка и натаска подружейной собаки. Изд. 3-е — Л., 1930.

Колесов В.И. Английский сеттер в России — Кронштадт, 1909.

Корндорф В. Дрессировка и натаска легавой собаки. — Л., 1924.

Лаверак Э. Сеттер. — М., 1890.

Легавые собаки и охотничье оружие: Настольная книга для охотников. — Тула, 1902.

Ли. Пойнтер. — Тула, 1895.

Ли. Сеттеры английские, ирландские и гордоны. — Тула, 1897.

Миллнер Д. Ирландский сеттер и его натаска. Изд. 2-е. — М., 1931.

Новиков Б.М. Как выбирать хорошую легавую. — М., 1930.

Новиков Б.М. Как самому натаскивать легавую собаку. — М., 1940.

Новиков Б.М. Пойнтер, его происхождение и стандарт. — М., 1930.

Оберлендер Г. Дрессировка и натаска подружейных собак. Изд. 2-е. — М., 1910.

Освальд Ф. Легавая собака: Полное руководство к разведению, содержанию и дрессировке легавых собак по новому способу без побоев. — Варшава, 1872; 1878.

Охотничье собаководство. — М., 1941.

Охотничье собаководство. — М., 1966.

Охотничьи собаки Ленинграда (1931—1946). Юбилейный сб. — Л., 1947.

Охрименко И. Подружейные легавые собаки. — Грозный, 1948.

Пегое А. Ирландский сеттер. — М., 1931.

Петрункевич М.И. Как самому натаскивать легавую. — М., 1932.

Петрункевич М.И. Собака на птицу и зверя: Универсальная легавая. Изд. 2-е. — М., 1932.

Полвека работы с легавой собакой. 1887—1937. — Л., 1938.

Пупышев П.Ф. Английский сеттер. — М., 1930.

Пупышев П.Ф. Выбор и натаска легавой — М., 1938.

Пупышев П.Ф. Охота с легавыми собаками. — М., 1957.

Пупышев П.Ф. Охотничьи легавые собаки: Выбор, воспитание, натаска и экстерьер. Изд. 2-е. — М., 1951.

Сабанеев Л.П. Собаки охотничьи. Легавые. — М., 1986.

Тюльпанов А.С. Выбор, дрессировка и натаска подружейной легавой. — М., 1925.

Тюльпанов А.С. Подружейная легавая. — Л., 1940.

Хохвальт А.Ф. Современный пойнтер. — М., 1931.

Чумаков А. Мой метод натаски легавых. — М., 1963.

Яблонский Н.И. Воспитание, дрессировка и натаска современной легавой. — СПб, 1806.

Яблонский Н.И., Ивашенцев А.Н. Воспитание, дрессировка и натаска легавой. Изд 3-е. — М., 1935.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Дрессировка и натаска охотничьих легавых собак

Дрессировка и натаска охотничьих легавых собак

«Собаки умеют рассуждать; они не только способны чувствовать любовь, благодарность, гнев, страх и пр., но и понимать похвалу, стыдиться, отличать шутку, насмешку и пр.»

Гью Дэльзиель

У нас принято считать дрессировку и натаску легавой собаки делом исключительно трудным, требующим массы времени, труда, особых знаний и опыта. Все это верно, если охотнику попадет не кровная, не породистая собака, унаследовавшая в целом ряде поколений охотничьи качества и инстинкт, а какой-нибудь вымесок, которому надо прививать страсть к охоте и стойку, вырабатывать послушание и опыт, заменяющие прирожденную мягкость и охотничью инстинктивную сноровку кровной собаки.

Вот почему всякому охотнику, желающему получить истинное наслаждение на охоте, следует, прежде всего, добиваться собаки кровной, происходящей от хороших полевых работников в целом ряде поколений.

Если охотнику удастся добыть кровного, породистого щенка в возрасте до 4 месяцев, то дрессировка и натаска такой собаки ничего, кроме удовольствия, не доставит.

По опыту говорю, что происхождение щенка от полевых работников имеет огромное значение. Одна кровность, однако, далеко не гарантирует полевых качеств, и охотничьи инстинкты несомненно выродятся и исчезнут у щенка, происходящего хотя и от кровных собак, но в предыдущих поколениях не работавших в поле, а бывших только комнатными или выставочными экземплярами. Инстинкты эти можно возродить, это несомненно, но это уже потребует и терпения, и труда, и времени.

Воспитание охотничьей собаки должно начинаться с самого раннего времени и должно начинаться с дрессировки. Щенок трех месяцев уже вполне способен понимать некоторые предъявляемые к нему требования и подчиняться им. И вот с этого раннего возраста и необходимо начать щенку внушать основные требования дрессировки. Само собой разумеется, что первые уроки должны быть кратки и не утомительными для ученика.

Прежде, чем начинать говорить об уроках, необходимо сделать несколько предварительных указаний, исполнение которых обязательно, и без которых успех немыслим.

1. Раздражение наставника безусловно недопустимо, и если он только почувствует, что начинает сердиться, — надо прекратить урок и возобновить его только после полного успокоения.

2. Обучение, конечно, не обойдется без наказаний. Наказание должно состоять из одного-двух ударов хлыстом, более или менее сильных, смотря но вине и возрасту собаки, но применять наказание можно только при полной уверенности, что собака хорошо понимает предъявляемое к ней требование и не исполняет его исключительно по упрямству и нежеланию, а отнюдь не по непониманию. Наказывать можно только, будучи совершенно спокойным, и наказание никогда не должно иметь характера битья. Можно только ударить, затем усмирить собаку ее виной и повторить удар. Если такое наказание не помогает, остается собаку взять на сворку и положить на более или менее продолжительное время.

3. Все приказания должны быть отдаваемы решительным, но тихим голосом, чтобы собака только слышала приказание. Крик и громкие возгласы портят дело: щенок живо к ним привыкает и перестает обращать на них внимание.

4. Приказания надо сопровождать, по мере возможности, соответствующими жестами. И так как на охоте гораздо выгоднее легким свистом обратить на себя внимание собаки и знаком показать, что надо делать, то естественно необходимо стремиться к тому, чтобы со временем приказания заменить жестами. Жест бесшумен и виден на расстоянии.

5. Все действия наставника должны быть спокойны. К собаке нельзя подбегать, никогда не следует ее ловить. Порывистость, раздражение, крики, ловля — пугают собаку, а страх, конечно, лишает ее способности соображать и понимать требование. Ласка, лакомства, определенность требований и настойчивость — вот верные средства добиться успеха.

Начинать дрессировку надо, играя со щенком и приучая его к себе. Для этого трехмесячного щенка лакомят каким-нибудь вкусным кусочком, называя при этом по имени. Затем, несколько отойдя, опять называют имя щенка, и когда он, слыша голос, взглянет, показывают ему кусочек. Он живо сообразит, что за кусочком надо подойти, и, таким образом, в какие-нибудь 3—4 дня узнает свою кличку.

Когда щенок научится прибегать на кличку, то кличку надо будет заменить едва слышным свистом и таким же способом приучить щенка к свисту. Когда он узнает значение свиста, нужно перестать призывать его голосом и пользоваться для этого только свистом. Конечно, свист всегда должен быть одинаковый и, по возможности, короткий и тихий. Вот о того момента, когда щенок будет хорошо знать свист и приходить на него, и можно собственно начинать дрессировку.

Краеугольным камнем всего обучения должно быть умение щенка ложиться по первому требованию. Если от собаки удастся добиться, что она по первому приказанию, голосом или знаком, будет ложиться на том самом месте, где ее это приказание застанет, можно считать, что половина дела сделана, и с собакой, как бы она горяча ни была, справиться удастся.

Приказание ложиться можно отдавать кратким и хорошо слышным словом «лечь» («даун»), жестом будет поднятая кверху всегда одна и та же рука. Для приучения щенка ложиться надо взять в правую руку лакомый кусочек, и, подозвав щенка, положить ему на спину левую руку. При этом надо опускать правую руку до полу, повторять «лечь» и с каждым приказанием слегка левой рукой нажимать на щенка до тех пор, пока правая рука не коснется пола, и щенок под напором левой руки не ляжет. Как только он коснется пола, надо сказать «возьми» и дать ему кусочек. Повторять это надо сначала раза по три, по четыре и останавливать урок, хотя бы щенок и ложился только под усилием руки; повторять урок можно раза по 3—4 в день, значит, всего-то он в день займет 12—15 минут. Скоро щенок поймет, что для получения кусочка надо ложиться, и тогда уже должно заставлять его ложиться только словом «лечь», без помощи рук, и награждать кусочком только после отчетливого исполнения приказания. Когда щенок начнет ложиться без помощи левой руки, по одному приказанию, то слово «лечь» необходимо сопровождать поднятием кверху руки и держанием ее в воздухе, пока щенок не ляжет, а затем и совсем заменить приказание одним поднятием руки. Для этого надо поймать минуту, когда щенок смотрит на наставника: поднять руку, и если он не поймет, не ложится, то оказать «лечь». Если он ляжет по поднятии руки, то его надо поласкать или угостить и отпустить словом «поди», опустив руку. Но пока рука поднята, он должен лежать, и попытки встать надо останавливать словами «лечь». Приучить щенка ложиться в комнате около себя можно отлично в неделю времени, занимаясь не более 12 минут в день и принимаясь за урок раза 4—5. Но, приучив ложиться, отнюдь не надо бросать этого урока, а повторять постоянно, и требовать безусловного исполнения. На этом основывается весь дальнейший успех.

Лакомства щенку за исполнение приказания надо давать, пока он лежит, удлиняя с каждым уроком время между, тем, как он ляжет, и тем, как ему будет дан кусочек. Отнюдь нельзя позволять щенку после того, как он лег, подниматься и подходить за кусочком, а дав кусочек, надо сказать щенку «поди» или «ступай», освободив его этим приказанием от необходимости лежать. По мере усвоения урока надо требовать, чтобы щенок вставал и уходил только после того, как получит позволение словом «поди» или «ступай», или как рука будет опущена.

Научив собаку ложиться около себя, надо будет отдавать приказание «лечь» на расстоянии, сперва, конечно, близком от себя, чтобы иметь возможность силой уложить щенка, а затем, все дальше и дальше, т. е. через комнату, через двор и т. д. Постепенно увеличивая расстояние, следует добиваться, чтобы собака ложилась при подъеме руки, где бы ее этот жест ни застал. Если собака, исполнив приказание «лечь» на расстоянии, встанет до позволения то надо взять ее за ошейник, привести на место, где она легла, и уложить, требуя, чтобы она лежала, пока не получит позволения уйти.

Сперва надо при этом быть около щенка, а затем удаляться, требуя, чтобы собака оставалась лежать. Если собака.при этом все-таки будет вставать, то придется прибегнуть к привязыванию ее к колышку. Для этого в нескольких местах вбивают почти вровень с землею колышки с веревочкой и карабинчиком, на который легко было бы прихватить собаку, например, карабином к колечку ошейника, и подозвав собаку, укладывают ее у колышка и отходят. Попытки встать не удаются, а приказания «лечь» укладывают волей-неволей собаку. Когда она успокоится и останется лежать, к ней надо подойти, приласкать, отцепить незаметно карабинчик и словом «поди» отпустить щенка. К этой крайней мере прибегать, впрочем, не приходится, если наставник последователен, настойчив, и если расстояния, с которых отдается приказание «лечь», увеличиваются последовательно и понемногу.

Приучив щенка хорошо приходить на свисток и ложиться в комнате, можно взять его на прогулку и расширить его образование приучением ходить на цепочке, затем у ноги и уходить только по приказанию. Перед выходом на прогулку надо приучить щенка к ошейнику и цепочке в комнате или в огороженном пространстве. Выйдя на прогулку, надо сперва взять щенка на цепочку и, отойдя несколько шагов, приказать «лечь». Затем отцепить цепочку и с приказанием «поди» махнуть рукой от себя вперед. Щенок кинется бежать. Дав ему побегать, в ту минуту, когда он будет более или менее близко, свистнуть, и если он придет, приласкать, угостить и опять отпустить словом «поди» и жестом вперед. После двух или трех приходов на прогулке надо его подозвать и когда он подойдет, приказать ему «лечь». Таким образом, увеличивая с каждой прогулкой требования, легко взять собаку в руки. Когда она будет хорошо подходить на свисток, можно будет приучить ее итти у ноги. Для этого надо взять на цепочку и, при порыве ее вперед, отдергивать слегка со словом «назад» или «к ноге». Надо следить, чтобы собака всегда шла с одной стороны и лучше слева. Конечно, сперва прогулки у ноги должны быть коротки и удлиняться постепенно.

Приучив ходить на цепочке, можно приучить ходить без нее у ноги тем же способом, если же собака без цепочки будет убегать, то придется привязать сворку и бросив ее, волочиться за собакой, наступать на нее в случае порывов вперед. Месяцев 5—6 щенок уже.будет прекрасно итти на свисток, ложиться и лежать по приказанию, ходить у ноги и отправляться вперед не иначе, как по приказанию.

Добившись всего этого, легко будет разработать у щенка поиск (челнок). Для этого надо будет увести щенка с дороги на луг и, отпустив его, итти за ним. Дав ему сделать несколько шагов, резко свистнуть, и когда он обернется, резким движением руки (если правой, то вправо, а если левой, то влево) указать направление и самому двинуться по направлению руки. В большинстве, случаев щенок сразу невольно кидается по указанному направлению. Этот маневр повторяют сперва не часто, чтобы не надоесть ученику, а затем все чаще и систематичное. Когда щенок хорошо научится повиноваться руке, его уже в равные, по возможности, промежутки времени отсвистывают и заставляют менять направление так, чтобы он шел зигзагами по ломаной линии вперед перед наставником вправо и влево, по возможности, на равные промежутки. Вначале, чтобы заинтересовать щенка и дать ему понять выгоду послушания руке, указывающей направление, можно разбросать лакомые кусочки мяса и направлять щенка так, чтобы он натыкался на них, тут же можно повторять урок «лечь» и урок «возьми».

Такой постепенной подготовкой к 8-месячному возрасту очень легко научить щенка итти на свист, у ноги, ложиться на любом месте и менять направление хода по приказанию. Это все, что нужно для натаски, и при твердом усвоении щенком этих обязанностей, натаска не представит никаких затруднений, так как стойка у кровной, происходящей от полевых производителей, собаки явится сама собой, а удержать собаку от гонки дичи и других пороков будет более, чем просто.

Нет никакого сомнения, что натаску лучше всего начинать по молотым бекасам и дупелям, где они имеются, а при отсутствии хороших болот по белой куропатке. Места, в которых водится эта дичь, широки, в большинстве случаев открыты и дают возможность легко следить за собакой. Болотная дичь и белая куропатка меньше бегут, чем глухари и тетерева.

Далее, в начале июля, молодые белые куропатки отлично выдерживают стойку и, переместившись, скоро дают след. Благодаря открытым местам, легко всегда подвести собаку против ветра, а это необходимо, что бы она с самого начала стала пользоваться верхним чутьем, а не шла бы все время низом. Я лично далек от мысли совершенно браковать в собаке умение разобраться последу низом, но это умение дается ей работой по тетеревам и глухарям, а при начале надо избегать всего, что может научить собаку копаться на одном и том же месте. Молодую собаку лучше всего брать одну, и если рисковать брать со старой, то старая должна быть безукоризненно послушной работницей по той причине, что все пороки и, главным образом, гоньба и непослушание перенимаются щенком неимоверно быстро. Уже если не хочется очень долго ходить со щенком, лучше отдельно подыскать выводок и, отправив подальше старую собаку, итти с молодой на готовую дичь.

Выходя в поле, надо положить щенка, погладить и послать «вперед» с командою «поди, ищи» и предоставить собаке искать. Если она кинется по прямой вперед, ее надо отозвать и направлять ее поиски перед собой. Напавши на след, собака встанет. Вот тут-то и понадобятся все предыдущие уроки.

Если собака стала плотно, то надо, не торопясь, подойти к ней, и послать ее вперед, поглаживая и зорко следя за ней. Большую службу может здесь сослужить длинная сворка из веревки в мизинец толщиной. Более тонкая захлестывается, может поранить ноги собаки, а толстая тяжела. Эту сворку надо, подойдя к собаке и незаметно для нее, взять в руки. Подвигаясь постепенно вперед, собака подойдет наконец, настолько близко к дичи, что та взлетит. В самый момент взлета надо коротко и резко крикнуть «лечь». Собака, помня эту команду, невольно ляжет, и ее останется только удержать на месте. Тогда надо собаку вернуть на место и уложить. Положив ее, надо дать ей успокоиться и затем послать искать, но ни в коем случае не по направлению, куда улетела птица. Это необходимо, чтобы собака совершенно твердо усвоила себе, что бросаться за дичью она не смеет. Послав ее в обратную сторону, надо вслед за этим изменить направление незаметно для собаки, и если не попадется дичи на пути, подвести ее против ветра к переместившейся дичи. Повторением описанного урока и исчерпывается натаска на первых шагах.

Когда собака научится отыскивать дичь и будет твердо стоять по ней, то следует начать отзывать ее от стойки, и если собака не пойдет от стойки, для этого надо опять пользоваться своркой; вернувшуюся собаку следует приласкать, полакомить и вновь послать, следя за тем, чтобы она прямо шла к месту стойки и не отвлекалась бы в поиск. (Отличной подготовкой к этому уроку может служить отзыванне щенка еще в возрасте 4-6 месяцев от пищи и от разбросанных по комнате и найденных им кусочков).

При взлете птицы безусловно необходимо требовать, чтобы собака ложилась. Должна она будет ложиться и при выстреле. На урок, когда предполагается начать стрельбу, много удобнее брать помощника и его заставлять стрелять, а самому следить за собакой.

Разработкой поиска, хорошей разумной стойкой, правильной, отнюдь не бесконечно медленной подводкой к дичи, отходом от стойки и лежкой при взлете и выстреле и оканчивается натаска, обеспечивающая хорошую, красивую и успешную работу собаки.

Можно научить еще собаку подавать дичь и рапортовать (анонсировать), но это уже роскошь.

Впрочем, умная, кровная собака, хорошо отходящая от стойки, с годами в большинстве случаев сама додумывается до рапорта.

Наиболее распространенным пороком охотничьих собак являются срывы со стоек и гоньба (При таком несчастьи, внушенная еще щенку безусловная необходимость ложиться по слову «лечь» сослужит огромную службу. Если собака хорошо знает эту свою обязанность, то справиться с гоньбой или с броском на дичь не трудно), и в огромном большинстве случаев в этом бывают виноваты сами охотники, слишком дорожащие добычей.

Надо твердо помнить, что с молодой собакой можно стрелять только ту дичь, которая поднимается из-под правильной стойки, все же срывающиеся на стороне, помимо собаки или после ее провинности, должно быть оставляемо без выстрела. Затем, отнюдь не следует охотнику бросаться к дичи, после того, как дичь упадет. Надо помнить о необходимости удержать собаку на месте, уложить и успокоить ее. Затем послать ее найти убитую дичь, стать по ней, подойти к ней, дать собаке постоять по убитой и затем уже поднять ее.

Смею уверить, что при таком поведении охотника он всегда найдет и убьет больше и не испортит собаки, которая только при правильной охоте может доставить охотнику истинное наслаждение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru