ПРИУЧЕНИЕ К СТОРОЖЕВОЙ СЛУЖБЕ | Дрессировка служебных собак. Дрессировка служебных собак


Ф. Лужков, Виктор Назаров и др. - Содержание и дрессировка служебных собак

Одной из грубейших ошибок дрессировщика является излишняя поспешность в дрессировке и, как следствие, нечеткая отработка и закрепление навыков. В результате у собаки не вырабатываются стойкие условные рефлексы на команду и дрессировщик не в состоянии управлять ее поведением (особенно в усложненных условиях) и успешно вести дальнейшую работу.

Опыт показывает, что закрепленные у собаки навыки нельзя повторять в одной и той же последовательности. Иначе у собаки образуется прочная условно-рефлекторная связь на определенную систему действий (стереотип) и собака перестанет подчиняться дрессировщику.

Если, например, постоянно пускать собаку на преодоление препятствий в одной и той же последовательности, то она прочно эту последовательность и будет преодолевать все препятствия друг за другом, не задерживаясь перед каждым из них.

В результате ошибочных действий дрессировщика и его неправильного подхода к собаке может нарушиться ее высшая нервная деятельность. В процессе дрессировки эти нарушения чаще всего проявляются у собак в виде неврозов и нежелательных связей (см. предыдущий текст).

В отличие от неврозов, описанных в книге, нежелательную связь нельзя рассматривать как патологическое состояние нервной деятельности. Нежелательная связь - это условный рефлекс, возникший у собаки помимо желания дрессировщика в результате допущенных им ошибок. Нежелательные связи очень вредно сказываются на работе с собакой: они затрудняют дрессировку, а в дальнейшем создают большие препятствия во время служебного использования собак.

Рассмотрим причины возникновения наиболее распространенных нежелательных связей у собак.

При дрессировке по общему курсу необходимо приучить собаку к четкому выполнению всех действий раздельно по командам и жестам. Приучение к жестам чаще всего проводится на основе ранее закрепленных звуковых команд. Но такое совмещение команд с жестами должно быть только в начале дрессировки. Затем звуковыми командами и жестами полагается пользоваться раздельно. Однако многие начинающие дрессировщики долгое время - совмещают жесты со звуковой командой. Естественно, что впоследствии, когда команду и жест потребуется использовать отдельно, собака откажется их выполнять. Произойдет это потому, что у нее образуется нежелательная связь на выполнение действий только по комплексному раздражителю (звуковая команда плюс жест).

Если при развитии злобности у собак помощники всегда одеты в дрессировочные халаты, то у собаки вырабатывается нежелательная связь на халаты: она будет нападать только на людей, одетых в халат, и преследовать только их.

В тех случаях, когда практические занятия длительное время проводятся в одной и той же обстановке, у собаки возникает нежелательная связь на обстановку. В результате в другой обстановке, в новом для нее месте, собака откажется выполнять требования дрессировщика.

Чтобы избежать возникновения нежелательных связей у собаки, дрессировщик должен тщательно анализировать все используемые приемы и воздействия; изменять обстановку занятий, при которой возникла нежелательная связь, и устранять вызвавшие ее раздражители; прекращать практические занятия с собакой по определенным приемам до тех пор, пока не угаснет условный рефлекс на нежелательную связь.

Глава IVДрессировка служебных собак

1. Методика дрессировки служебных собак

Практическое использование собак для охраны объектов, розыска нарушителей, перевозки грузов, пастьбы и охраны стад и других целей возможно только после соответствующей дрессировки.

В процессе занятий дрессировщик побуждает собаку совершать такие действия, которые обеспечивают ее последующее практическое использование. Одновременно он задерживает и прекращает все нежелательные действия собаки.

Дрессировка служебных собак - это сложный и кропотливый, очень интересный творческий труд, а нелегкая забава.

Курс дрессировки служебных собак состоит из двух разделов - общего и специального. В процессе общего курса дрессировки (ОКД) отрабатываются приемы, которые подчиняют собаку дрессировщику и служат основой для занятий по специальному курсу. При отработке приемов ОКД дрессировщик получает возможность изучать индивидуальные особенности собаки, направлять ее поведение, физически развивать и собаку. Большинство приемов ОКД являются в дальнейшем вспомогательными для специальной дрессировки.

Отработка одних приемов ОКД обеспечивает образование навыков, которые основаны на состоянии возбуждения нервной системы собаки (например, подход к дрессировщику по команде, свободное состояние по команде и т. п.). С помощью других приемов вырабатываются такие навыки, которые основаны на торможении нервной системы собаки (например, запрещение нежелательных действий по команде, различные выдержки и т. п.).

Большинство приемов ОКД имеет цель установить в нервной системе собаки необходимые соотношения между процессами возбуждения и торможения, сбалансировать эти процессы между собой, что в конечном итоге обеспечивает безотказность и четкость в работе собаки, ее. Естественно поэтому, что дрессировка собак всегда начинается с отработки приемов общего курса.

Специальный курс дрессировки предусматривает отработку таких приемов, которые обеспечивают использование собаки на специальной работе (караульная, розыскная, ездовая и т. д.). Подробно каждый из этих приемов будет рассмотрен в дальнейшем.

В настоящее время в клубах служебного собаководства ДОСААФ приняты следующие виды специальной службы собак: караульная, защитно-караульная, розыскная, подноса легких грузов, буксировка лыжника, ездовая.

Приемы общего и специального курсов дрессировки собак должны отрабатываться в такой последовательности, которая наилучшим образом обеспечит достижение конечной цели дрессировки. Такую последовательность в отработке приемов и их расположение по определенной системе принято называть методикой дрессировки.

Методика дрессировки собак основана на строгой последовательности отработки приемов по принципу, а также на определенной взаимосвязи между приемами (отработка одних приемов служит основой для отработки последующих).

Во время занятий по ОКД и специальному курсу необходимо придерживаться некоторых основных положений, изложенных ниже.

Занятия нужно начинать в легких условиях, постепенно усложняя влияние окружающей среды.

На первых занятиях основное внимание следует уделить установлению правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой. С этой целью рекомендуется больше гулять и играть с нею.

Приемы надо отрабатывать комплексно, т. е. одновременно и параллельно несколько приемов, строго соблюдая установленную последовательность. Для облегчения этой задачи обычно составляют методические планы по ОКД и специальным службам.

Комплексный метод отработки приемов значительно ускоряет дрессировку и повышает ее качество, так как его использование делает дрессировку менее утомительной для собаки.

Нельзя начинать отработку нового приема в конце занятия, когда нервная система собаки уже утомлена. Лучше всего это делать в первой половине занятия, но не в самом начале, когда собака еще недостаточно.

Не следует перегружать занятия одновременной отработкой многих приемов. В течение одного часа рекомендуется отрабатывать поочередно не более трех-четырех приемов. Нельзя также допускать однообразного повторения одного и того же приема: это быстро утомит собаку.

Необходимо постоянно учитывать факторы, влияющие на собаку во время дрессировки, и умело использовать их.

Прежде чем начать занятия по ОКД или любой специальной службе, дрессировщик должен твердо решить, чего он хочет достигнуть и какими способами будет добиваться поставленных задач. Иначе говоря, ему необходимо разработать весь методический план.

Начиная отработку каждого приема, дрессировщик обязан ясно представлять себе все элементы и стадии примерно по следующей схеме: цель и практическая необходимость приема; условные и безусловные раздражители, применяемые при его отработке; метод и техника отработки приема по стадиям; норматив отработанного приема. Он должен постоянно стремиться к тому, чтобы как можно лучше знать свою собаку, особенности ее поведения и на этой основе подбирать индивидуальные методы воздействия на нее.

Успеха в дрессировке служебных собак можно добиться только при условии систематической, продуманной, творческой работы дрессировщика.

2. Общий курс дрессировки

Общий курс дрессировки служебных собак, принятый в настоящее время в ДОСААФ, включает отработку следующих приемов:

а) установление правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой;

б) приучение собаки к кличке;

в) приучение собаки к ошейнику и свободному движению на поводке;

г) приучение собаки к движению рядом с дрессировщиком;

д) приучение собаки к принятию свободного состояния;

е) приучение собаки подходу к дрессировщику;

ж) приучение собаки садиться по команде;

з) приучение собаки к стойке на месте по команде; и) приучение собаки ложиться по команде;

к) приучение собаки к прекращению нежелательных действий;

л) приучение собаки к возвращению на место;

м) приучение собаки к подаче предметов;

н) приучение собаки к движению вперед по команде;

о) приучение собаки к прыжкам;

п) приучение собаки к лазанию по лестнице;

р) приучение собаки к выстрелам, взрывам и другим сильным звуковым раздражителям;

с) приучение собаки не брать корм из рук посторонних и гс земли;

т) приучение собаки к подаче голоса по команде.

а) Установление правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой.

profilib.org

Дрессировка служебных собак

Под словом «дрессировка» принято понимать процесс создания и закрепления у собаки рефлекторных действий. Цель дрессировки – создать у животного определенную поведенческую направленность действий, необходимых, например, для охраны объектов, поимки злоумышленников, поиска взрывчатых и наркотических веществ и др.

Дрессировка служебных собак – это весьма кропотливый труд, требующий от дрессировщика большого терпения и времени. Первое, что необходимо сделать до начала занятий – это наладить взаимосвязь дрессировщика с животным.

При дрессировке собак используются различные приемы и методы воздействия на животное, которые способствуют выработке условных рефлексов на определенный раздражитель.

Существует четыре метода дрессировки:

1. Метод вкусопоощрительный.Этот метод заключается в том, что при помощи пищевого раздражителя дрессировщик побуждает собаку выполнять определенные действия. Если животное выполняет определенную команду, то получает за это лакомство. Собака, выполняя команды человека, не испытывает негативного отношения к занятиям, а наоборот получает от них удовольствие.

Но есть и отрицательная сторона проведения тренировки этим способом. Во-первых, дрессировку нельзя проводить, когда животное сыто, так как у собаки нет «заинтересованности» в исполнении приказов.

2. Метод механический.Данный метод заключается в использовании механических раздражителей. Например, выработка рефлекса посадки осуществляется следующим образом: дрессировщик нажимает рукой на круп собаки, заставляя ее тем самым сесть. При использовании данного метода прочно закрепляются условные рефлексы, и животное безотказно выполняет команды.

Но следует помнить, что если чрезмерно воздействовать на собаку, то можно получить развитие оборонительной реакции, которая выражается у одних животных агрессией, а у других боязнью.

3. Метод контрастный.При дрессировке служебных собак используется сочетание двух первых методов. Например, при подаче команды «Сидеть» дрессировщик нажимает рукой на круп собаки, заставляя ее сесть, а затем, после выполнения команды, поощряет собаку — поглаживает и дает ей лакомство.

В результате занятий, негативное отношение животного к принужденному выполнению действий сглаживается дачей лакомства. У собаки, посредством этого метода, очень быстро вырабатываются и закрепляются условные рефлексы. Это самый эффективный метод дрессировки.

4. Метод подражательный.Этот способ является вспомогательным. Он наиболее применим для воспитания щенков. Подражательный метод может быть использован для выработки у взрослых собак злобности и закрепления лая. Эти навыки, приобретенные животным, можно использовать для несения караульной службы.

Дрессировка служебных собак предусматривает комплексное использование в процессе обучения всех четырех методов. При обучении используются команда голосом и жесты. Команда голосом является звуковым раздражителем. Она должна звучать коротко и четко.

Существует определенный перечень звуковых команд, используемых при дрессировке служебных собак. Вот некоторые из них: «Фу», «Фас», «Ко мне», «Сидеть», «Лежать», «Охранять», «След», «Рядом» и др. Большую роль в произнесении звуковых команд играет интонация. При этом различают 3 вида интонации: приказную, ласковую и угрожающую.

Жесты дрессировщика также должны быть четкими. Например, команда «Ко мне» выполняется следующим образом:

1) одна рука опущена вдоль туловища дрессировщика, а другая вытянутая в сторону;

2) при подаче команды «Ко мне» вытянутую руку резко опускают к ноге.

Дрессировка служебных собак используется не только для подготовки собак к несению службы, но и для улучшения послушания животных.

Это тоже интересно почитать

    Метки: обучение собаки, служебные собаки     

vseosobakax.ru

ПРИУЧЕНИЕ К СТОРОЖЕВОЙ СЛУЖБЕ | Дрессировка служебных собак | Веб

ПРИУЧЕНИЕ К СТОРОЖЕВОЙ СЛУЖБЕ

Навык обнаружения постороннего человека и беззвучного оповещения об этом дрессировщика необходим при выполнении с собакой различных служебных задач.

Условные раздражители — команда «Слушай» и жест-показ рукой в направлении предполагаемого появления помощника.

Безусловные раздражители — помощник и его разнообразные воздействия на собаку.

Навык вырабатывается на базе ориентировочной и активно-оборонительной реакций собаки. Прием вводится во второй половине курса дрессировки розыскных и сторожевых собак.

Методика и техника дрессировки.

Первый период. Задача: выработать у собаки первоначальный условный рефлекс продолжительной настороженности и беззвучного оповещения дрессировщика о появлении постороннего человека во время службы на месте. Упражнения выполняются с соблюдением следующих условий. Подбирается участок местности, закрытый кустарником, лесом или холмистый, с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.

Группа дрессировщиков делится на пары и определяется порядок посменной работы. Расстояние между участками занятий по фронту — не менее 100 метров. Помощники располагаются на удалении 80–100 метров от дрессировщиков с собаками так, чтобы двигаться к ним по ветру.

Порядок выполнения упражнений. Руководитель в присутствии дрессировщиков инструктирует помощников; указывает месторасположение дрессировщика с собакой и пределы участка службы, время и маршрут выхода помощника на исходный пункт, время или световой сигнал для начала действия, маршрут и характер действий помощника при движении, нападении на собаку, обговаривает порядок завершения упражнения, а также предупреждает о мерах безопасности.

Дрессировщик, хорошо выгуляв собаку, отправляется с ней на указанный участок. Выбрав удобное место для наблюдения и маскировки (в кустах, высокой траве) так, чтобы собака не видела впереди лежащую местность, сажает ее с левой стороны немного впереди себя и удерживает поводком.

Успокоив собаку, дрессировщик тихо произносит команду «Слушай» и показывает рукой в сторону ожидаемого помощника. Через 15–20 минут по установленному сигналу или в назначенное время помощник начинает медленное, осторожное зигзагообразное движение в сторону дрессировщика с собакой, с периодическими остановками в местах поворотов на 1–2 минуты. С началом движения помощника дрессировщик повторяет шепотом команду «Слушай», показывая рукой в его сторону. При внимательном прислушивании собаки к звукам, издаваемым помощником, дрессировщик поощряет ее поглаживанием(рис. 76)

Если собака, обнаружив помощника, лает или повизгивает, дрессировщик подает команду «Фу» с угрожающей интонацией и делает рывок поводком. В, случае, если собака продолжает лаять, помощник, не появляясь в поле видимости собаки, проходит в стороне от нее.

Рис. 76. Сторожевка на месте

При дрессировке собак, спокойно реагирующих на действия помощника, он должен подойти к собаке, напасть на нее, нанося легкие удары прутом, возбудить и убежать. Как только помощник удалится на 5–10 метров, собаку пускают на задержание. Упражнение заканчивается конвоированием помощника.

Собак, проявляющих лай на действия помощника, рекомендуется пускать на задержание только периодически. По мере выработки у собаки первоначального условного рефлекса сторожевки вводятся усложнения. Постепенно увеличивается расстояние между дрессировщиком с собакой и исходным пунктом помощника до 100–150 метров и уменьшается сила звуковых раздражителей, создаваемых помощником. Продолжительность времени от начала сторожевки до момента появления на участке помощника увеличивается до 2 часов. Меняются направления маршрута помощника — с фронта, тыла, флангов. Собаку приучают к спокойному отношению к другим лицам, находящимся с дрессировщиком. Занятия проводятся на разнообразных участках местности. В упражнения включают задержание помощника, идущего мимо дрессировщика с собакой. Это делается так. Когда помощник проходит мимо собаки на расстоянии 15–20 метров, дрессировщик по команде «Ищи» пускает ее в направлении уходящего помощника, управляя ею длинным поводком.

К концу первого периода собака должна:

• активно и заинтересованно прослушивать местность в течение 1 часа;

• обнаруживать идущего помощника на удалении 100–150 метров, беззвучно оповещать об этом своим поведением и смело задерживать помощника;

• спокойно относиться к лицам, сопровождающим дрессировщика.

Второй период. Задача: совершенствовать у собаки условный рефлекс сторожевки на месте до навыка, выработать условный рефлекс сторожевки в движении.

Упражнения по сторожевке на месте отрабатываются по правилам первого периода, но с постепенным увеличением продолжительности службы на разнообразной местности, а также расстояния от местонахождения дрессировщика с собакой до исходного пункта помощника.

Упражнения по приучению собаки к сторожевой службе в движении проводятся в следующей последовательности. Подбирается участок местности протяженностью 200–300 метров с наличием кустарника, высокой травы или других укрытий для помощника. Желательно, чтобы вдоль участка проходила тропа или непроезжая дорога. Первые занятия организуются засветло, а проводятся ночью. В присутствии дрессировщика руководитель занятия инструктирует помощника, указав его местонахождение с учетом исходного пункта и маршрута дрессировщика с собакой, сигналы взаимодействия с ним, порядок действий при обнаружении помощника и меры безопасности (рис. 77).

Рис. 77. Сторожевка в движении

На первых занятиях помощник располагается в укрытии вблизи тропы на удалении 30–40 метров в защитной форме одежды, предохраняющей от укусов собаки. Расстояние от исходного пункта дрессировщика с собакой до линии местонахождения помощника — не менее 200 метров. В установленное время дрессировщик с собакой начинает движение по намеченному маршруту. Собака на удлиненном поводке должна находиться в 5–6 метрах впереди дрессировщика. Через каждые 30–40 метров движения дрессировщик останавливает собаку поводком, тихо произносит команду «Слушай», указывая жестом вперед. За настораживание поощряет собаку поглаживанием. Через 10–15 секунд движение продолжается. Действия повторяются до тех пор, пока собака не услышит создаваемые помощником шорохи, или не учует его запах. Как только собака обнаружит помощника, дрессировщик удлиняет поводок, давая ей возможность идти в его сторону, и следует за ней. Помощник внимательно наблюдает за действиями дрессировщика с собакой из-за укрытия и нападает на собаку. Дрессировщик подает команду «Фасс» и пускает собаку на задержание. Упражнение заканчивается непродолжительным конвоированием задержанного.

По мере выработки у собаки условного рефлекса сторожевки в движении (активной и заинтересованной настороженности) вводятся усложнения: удлиняется протяженность маршрута дрессировщика с собакой до 1,5–2 километров, помощник располагается то справа, то слева, постепенно удаляясь от тропы до 150 метров. Вырабатывается навык безразличного отношения к другим людям, находящимся позади дрессировщика. Занятия проводятся в разное время суток, на различных по характеру участках местности, с наличием отвлекающих раздражителей.

Обнаружение и задержание помощника проводятся в начале, середине, конце маршрута движения с продолжением службы дальше по маршруту после задержания и отконвоирования помощника в сторону. Упражнения выполняются при освещении местности ракетами. Параллельно со сторожевкой в движении периодически проводятся занятия по совершенствованию навыка сторожевки на месте.

К концу второго периода собака должна:

• активно и заинтересованно прослушивать местность при службе на месте в течение до 1,5–2 часов, настороженно нести службу в движении до 1,5–2 километров;

• обнаруживать идущего человека на удалении 200–250 метров при службе на месте и до 150 метров — в движении, а неподвижного человека по запаху на удалении до 50–100 метров при ветре от помощника, бесшумно оповещать дрессировщика об этом и смело задерживать помощника;

• спокойно относиться к лицам, сопровождающим дрессировщика, и к освещению местности ракетами.

Третий период. Задача: совершенствовать у собаки навыки сторожевки на местности и в движении в комплексе с другими специальными навыками в условиях, приближенных к требованиям службы.

При организации и проведении занятий соблюдать следующие правила: упражнения проводить в разное время суток и, как правило, по условиям, неизвестным для дрессировщика, включать такие элементы, как постановка задачи дрессировщику для несения службы по времени и расстоянию, уяснение задачи, оценка обстановки и принятие решения, руководство составом группы при выполнении полученной задачи, обнаружение и задержание помощника, действующего ухищренными способами.

Усложнения упражнений и порядок их отработки.

Сторожевка на месте в комплексе с обыском местности и работой по запаховому следу организуется и проводится в следующем порядке.

Дрессировщику ставится задача для несения службы на участке местности. Он скрытно направляется с собакой в указанный район, выбирает место для несения службы, маскируется и действует так же, как при сторожевке на месте. Помощник в указанное руководителем время начинает движение через охраняемый участок. Зная месторасположение дрессировщика с собакой, он скрытно проходит мимо их на расстоянии 100–150 метров и удаляется в быстром темпе, маскируясь в складках местности, и идет до его задержания. Через 2–3 минуты после ухода помощника дрессировщик по команде «Ищи» посылает собаку на обыск местности, обнаруживает и прорабатывает запаховый след. Упражнение заканчивается конвоированием помощника в пункт назначения.

Сторожевка в движении в комплексе с работой по запаховому следу и обыском местности. Помощник за 30–40 минут до начала упражнения пересекает тропу, по которой будет двигаться дрессировщик с собакой, и прокладывает след в 1,5–2 километра. На конечной точке разбрасывает 3–4 вещи и прячется в укрытие. Периодически выполняются такие упражнения, когда помощник продолжает движение до задержания его преследующими (рис. 78).

Дрессировщику ставится задача на проверку участка, указывается маршрут, конечный пункт и порядок несения службы. Уяснив задачу, он приступает к службе на указанном участке. Двигается по намеченному маршруту с кратковременными остановками для прослушивания местности через каждые 30–40 метров на 2–3 минуты. Собакой управляет удлиненным поводком. Во время движения периодически подается команда «Ищи след», а на остановках — «Слушай».

Рис. 78. Сторожевка в комплексе с работой по следу и обыском местности

При обнаружении собакой запахового следа дрессировщик поощряет ее командой «Хорошо, след» и прорабатывает след до задержания помощника. На первых занятиях дрессировщик может оказывать помощь собаке в обнаружении следа. Задержанного помощника конвоируют в укрытие, и после небольшого отдыха собаки обыскивается местность в районе задержания для обнаружения брошенных (спрятанных) помощником предметов. Отыскав искомую вещь, собака должна сесть перед ней или подать голос. От занятия к занятию давность и длина следа постепенно увеличиваются.

Сторожевка в движении в комплексе с обыском местности и задержанием. Проинструктированный помощник заблаговременно прячется в укрытии на расстоянии 40–50 метров от тропы и внимательно наблюдает за движением дрессировщика с собакой и ее поведением. Если собака его не обнаружила, то на первых занятиях можно привлечь ее внимание шорохом.

Дрессировщик, двигаясь по указанному маршруту с кратковременными остановками для прослушивания местности, внимательно следит за поведением собаки и при обнаружении запаха или звуковых сигналов помощника пускает ее на обыск местности в целях его задержания. Постепенно расстояние от помощника до тропы увеличивается, характер его поведения меняется. Особое внимание надо обращать на приучение собаки к обнаружение спокойно сидящего помощника. Занятия проводятся в разное время суток, при любой погоде, на различных по сложности участках местности и при сильных отвлекающих раздражителях (стрельба, освещение местности ракетами и др.).

Собака, подготовленная для сторожевой службы, должна:

• активно и заинтересованно прослушивать местность в течение 2–3 часов, обнаруживать двигающегося помощника на удалении 250–300 метров, неподвижного на 50–100 метров и своим поведением беззвучно оповещать дрессировщика;

• заинтересованно проверять участок местности протяженностью до 2–3 километров, обнаруживать запаховый след давностью до 2 часов и активно его прорабатывать до задержания помощника;

• спокойно относиться к лицам, сопровождающим дрессировщика и не отвлекаться на сильные звуковые и световые раздражители.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Проведение занятий на одной и той же местности, в одно и то же время, в результате собака привыкает и четко работает в знакомых условиях, но хуже в других.

2. Появление помощника с одного и того же направления или начало его движения в одно и тоже время приучают собак к активной работе только в привычных условиях.

3. Проведение занятий в облегченных и известных для дрессировщика условиях приводит к отказу собаки от работы в более сложных.

4. Систематическое оказание помощи собаке, как со стороны помощника, так и дрессировщика, вырабатывает привычку обнаруживать помощника только по сигналам дрессировщика.

5. Привлечение в качестве помощника одного и того же человека в однообразной форме одежды, в результате собака привыкает обнаруживать только знакомого человека.

Глава 7

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА ДРЕССИРОВКИ

ПРИУЧЕНИЕ К ДОСМОТРУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В зависимости от служебных задач у собак, предназначенных для досмотра транспортных средств, вырабатываются различные навыки: комплексные — розыскных собак одновременно приучают к обнаружению, как человека, так и предметов, укрытых в груженом транспорте; узкоспециальные — собак приучают обнаруживать или спрятавшегося человека, или определенные предметы по их специфическому запаху.

Условные раздражители — команда «Ищи» и жест — показ рукой в направлении поиска.

Безусловные — помощник, апортировочные предметы, лакомство и поглаживание.

Навык вырабатывается на базе активно-оборонительной, обонятельно-поисковой и пищевой реакций собаки.

Для комплексной досмотровой службы наиболее пригодны немецкие (восточноевропейские) овчарки, соответствующие следующим требованиям: рост 58–65 сантиметров, с преобладающей активно-оборонительной и хорошо выраженной обонятельно-поисковой реакциями, заинтересованные в апортировке, физически развитые, уравновешенно-подвижного типа, не боящиеся сильных звуковых и световых раздражителей. Чрезмерно злобные и трусливые, вялые и малоподвижные собаки к дрессировке и использованию в комплексе досмотровой службы не пригодны. Для службы по обнаружению только определенных вещей по их специфическому запаху широко используются собаки декоративных пород (спаниели, терьеры и др.). Готовят собак к этой службе на специальных курсах продолжительностью 5–6 месяцев.

Методика и техника дрессировки. Методическая последовательность дрессировки собак досмотровой службы всех видов и назначений одинаковая, за исключением конкретных раздражителей, применяемых при выполнении упражнений.

В течение 1–1,5 месяца у собак вырабатываются общедисциплинарные навыки и условные рефлексы поиска помощника по запаховому следу в облегченных условиях по общепринятой методике дрессировки. В ходе их выработки рекомендуется создавать запаховый фон той обстановки, где предстоит использовать специальных собак (железнодорожная станция, морской порт, аэропорт, автостанция и др.,) Для этого применяют магнитофонные записи, соответствующие обстановке.

Условия дрессировки усложняют постепенно. Особое внимание уделяется приучению собак к спокойному отношению к людям, животным, транспортным средствам, станционным (портовым) шумам, специфическим запахам. Занятия проводятся вначале вблизи соответствующей станции (порта), а в дальнейшем непосредственно на этой территории. Добиваются четкости и безотказности выполнения собаками общедисциплинарных навыков.

После того как собаки привыкли к всевозможным шумам и запахам, их начинают приучать к подъему на вагоны, суда, машины и передвижению по ним. Первоначально для подъема собак используют лестницы с широкими ступенями. Дрессировщик поднимается по лестнице и по команде «Ко мне» или «Рядом» увлекает собаку за собой. Достигнув крыши вагона, автофургона или верхней площадки груза, дрессировщик успокаивает собаку, поощряет ее лакомством. Таким же образом приучают к спуску по лестнице.

В дальнейшем для подъема и спуска собаки по лестнице дрессировщик подает команду «Вперед» и добивается самостоятельной ее работы. В последующем приучает собаку подниматься и спускаться по легкой переносной лестнице-лотке с большим углом наклона. Затем приступает к упражнениям по обнаружению укрывшегося помощника или спрятанных вещей.

Первоначально помощник убегает и прячется в грузах на виду у собаки, а в последующем — за 1–2 часа, чтобы запаховые частицы успели распространиться. При необходимости помощник создает незначительные шорохи. Приучение собаки к обнаружению спрятанных вещей проводится так же, как и при обыске местности. Надо следить за тем, чтобы собака не брала зубами обнаруженные предметы.

Как правило, занятия по дрессировке собак на территории станции (порта) начинаются после прекращения работ, при строжайшем соблюдении мер безопасности.

Особенности дрессировки собак, предназначенных к службе на специальных объектах. Первые занятия по приучению собак к досмотру железнодорожных вагонов проводятся в облегченных условиях, обычно в тупиках станций, где всегда малолюдно, вагоны и местность мало заслежены.

Рис. 79. Досмотр железнодорожных вагонов

Упражнения начинают с приучения собаки к обнаружению разнообразных вещей и их обозначению. С этой целью разбрасывают (закладывают) разнообразные апортировочные предметы в порожних вагонах. Через 30–50 минут собаку посылают на обыск вагонов. Для активизации ее работы и выработки заинтересованного поиска на первых занятиях целесообразно к предметам прикладывать лакомство. Как только собака обнаружит вещь, дрессировщик подает команду «Голос» и после облаивания поощряет собаку лакомством.

Постепенно условия упражнений усложняются: предметы закладывают в ящики для инструментов, подвешивают под вагонами, вкладывают в щели пола, стенок вагона и т. д. После того как собака будет активно обыскивать вагоны снизу и внутри, проводят обыск грузов в полувагонах, на платформах, загруженных сыпучими грузами, автотракторной техникой, пиломатериалами и т. п. Вначале предметы кладут на груз сверху, а затем их засыпают песком, углем или прячут под деревянную обивку станков и других грузов. За каждый обнаруженный предмет собаку поощряют лакомством.

В последующем увеличивают количество обыскиваемых вагонов, осматривают железнодорожные товарные составы в условиях, близких к требованиям службы. Производят досмотр вагонов с разнообразным грузом как снизу, так и сверху.

Параллельно с совершенствованием навыка обнаружения вещей в вагонах собаку приучают к поиску человека. Помощник дрессировщика, подразнив собаку, укрывается в пустом вагоне, оставляя небольшую щель в двери. Через определенное время дрессировщик пускает собаку на обыск вагонов, заставляя ее обнюхивать щели на полу, стенах и дверях вагонов, при подходе к вагону, где спрятался помощник, дрессировщик внимательно наблюдает за собакой и, когда она обнаружит помощника по запаху (беспокоится, начинает усиленно принюхиваться и др.), по команде «Голос» вызывает у нее лай. Затем дрессировщик открывает дверь, поднимается с собакой в вагон, задерживает помощника, давая собаке возможность потрепать его (рис. 79). Если собака, проходя возле вагона, не обнаружит помощника, то он издает слабые звуки, шорохи, постукивание и др. Выработав активность поиска после дразнения, вводят следующие усложнения. Помощник прячется в вагоне заблаговременно, за 30–50 минут, собака пускается на досмотр без предварительного дразнения. Постепенно время пребывания помощника в вагоне (контейнере) сокращается до 5–10 минут. Чем меньше времени находится помощник в укрытии, тем меньше зона распространения запаховых частиц человека, поэтому и собаке труднее обнаружить его.

Поиск помощника производится в вагонах с различным грузом как снизу, так и сверху вагонов.

Отрабатывается упражнение по досмотру вагонов после задержания одного из помощников. Для этого прячут в вагонах 2–3-х помощников. Постепенно приучают собаку к работе без поводка. Чтобы собака не привыкла обнаруживать помощника в вагонах и грузах по оставленным запаховым следам на земле, он должен пройти к намеченному пункту через соседние вагоны.

На заключительном этапе дрессировки создают условия, приближенные к реальной службе: дрессировщик не знает местонахождения помощника, досмотр ведется в присутствии посторонних людей, время осмотра вагонов сокращается.

Подготовка собак для досмотра морских (речных) судов. Подготовку начинают с приучения собаки передвигаться по судну. Для этого используют макеты судов, баржи и суда, стоящие на ремонте. Дрессировщик проводит собаку по трапу, палубе, палубным надстройкам, шкиперским кладовым и др. В целях ускорения дрессировки полезно использовать метод подражания, когда дрессируемую собаку проводят по судну вслед за хорошо подготовленной собакой.

К спуску в твиндек и трюм приучают собаку с применением хорошо подогнанной шлейки. Упражнения проводятся сначала на малометражных, затем более крупных судах. При спуске собаки в трюм дрессировщик находится внизу, встречает ее и поощряет поглаживанием и лакомством. Так же приучается собака и к подъему из трюма.

После выработки условных рефлексов смелого передвижения и четкого выполнения общедисциплинарных команд на судах, начинается приучение собаки к поиску предметов, спрятанных в различных местах, с учетом предстоящих служебных задач. На первых занятиях двери кладовых, куда заложены вещи, не закрывают, шлюпки оставляют без чехлов. Собак приучают к обыску судов по методике обыска помещений, вагонов, контейнеров и других крупногабаритных грузов. Дрессировщик командой «Ищи» и жестом направляет собаку на последовательный обыск помещений и грузов и за каждое обнаружение вещи поощряет лакомством. После того как собака будет уверенно обнаруживать вещи в более доступных местах, ее приучают обыскивать твиндеки и трюмы вначале пустые, а затем и груженные. Закладку вещей необходимо проводить на различной высоте от пола, избегая однообразных условий.

Параллельно с этим приучают собаку к обнаружению спрятавшегося человека. После предварительного дразнения помощник укрывается в контейнере, крупногабаритных грузах или корабельных помещениях. Через 1–2 минуты собаку пускают на обыск помещений или грузов и как только она обнаружит помощника, дрессировщик вызывает у собаки лай.

Постепенно условия дрессировки усложняются. Собаку посылают на обыск без предварительного дразнения. Помощник в первое время находится в грузах, контейнерах не менее 30–40 минут, и только по мере выработки навыка поиска и обнаружения спрятавшихся помощников время от момента закладки до начала поиска сокращается. В качестве помощников привлекают гражданских лиц. Места расположения спрятавшегося помощника обрабатывают остропахучими средствами. Помощники укрываются в полиэтиленовых мешках с использованием выводных трубок для дыхания и другими ухищренными способами. Постепенно приучают собаку к работе по досмотру без поводка. По мере надрессированности собаки упражнения выполняются в условиях, когда дрессировщик не знает местонахождения предметов и помощников. Параллельно отрабатываются упражнения по досмотру судов, груженных различными грузами, увеличивается количество разыскиваемых помощников, досмотр проводится в разное время суток.

Подготовка собак для досмотра автомашин. Вначале необходимо приучить собаку спокойно относиться к автомашинам, находиться на машине как с выключенным, так и с включенным мотором. Особое внимание обращается на свободное передвижение собаки по грузам в комплексе с апортировкой.

По мере привыкания собаки к спокойному, безбоязненному передвижению и апортировке предметов на автомашине начинают упражнения по поиску и обнаружению спрятавшегося человека. Первоначально рекомендуется, чтобы помощник, подразнив собаку, убегал и прятался в грузах на машине. После небольшой выдержки собаку посылают на поиск. Упражнение повторяется 2–3 раза. В дальнейшем помощник прячется заранее, в разных местах груженой автомашины. Собаку приучают к обнаружению помощника только по запаху.

Время с момента «закладки» помощника до начала осмотра собакой постепенно уменьшается. Условия усложняются увеличением количества досматриваемых машин с разнообразным грузом.

Упражнения выполняются по неизвестным для дрессировщика условиям, когда он не знает местонахождение помощника. Рекомендуется периодически места расположения помощника обрабатывать остропахучими веществами. Собака посылается для поиска как сверху машины, так и снизу.

К концу курса дрессировки собака должна обнаруживать помощника в автомашинах по минимальному количеству запаха, оповещать дрессировщика голосом или характерным поведением. Вид транспорта и грузы выбирают с учетом предстоящей службы.

Нормативы подготовленности собак.

Собаки досмотровой службы считаются подготовленными, если они отвечают следующим требованиям:

• безотказно выполняют навыки общего послушания в условиях, близких к служебной обстановке;

• смело передвигаются по различным грузам на складах, железнодорожных платформах, полувагонах, по крышам товарных вагонов, автофургонов, а также по лестницам, лестницам-лоткам, перекидным трапам и т. п.;

• четко и заинтересованно (без поводка) обыскивают различные транспортные средства, грузы в зависимости от их назначения и обнаруживают укрывшегося в них человека или спрятанные предметы, обозначают их голосом или другим способом;

• отказываются от корма, найденного при работе;

• обнаруживают запаховые следы человека на железнодорожном полотне, в портах и прилегающих участках местности давностью до 1 часа и четко прорабатывают их на расстоянии до 3 километров, смело, и активно задерживают убегающего человека на удалении от собаки до 200 метров и окарауливают его на месте и в движении.

Возможные ошибки дрессировщика:

1. Применение сильных механических раздражителей, вызывающих чувство боли.

2. Проведение занятий на одних и тех же транспортных средствах в однообразных условиях, без учета требований службы.

3. Систематическое прекращение досмотра после задержания одного из помощников или обнаружения вещи.

4. Привлечение в качестве помощника одного и того же человека или людей одной профессии.

www.lynix.biz

Дрессировка служебных собак - Дрессура - Полезная информация

 

Всё о собаках –

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении многих веков человек использовал и развивал в нужном направлении природные особенности собаки (привязанность к хозяину, остроту обоняния, слуха, злобность к посторонним, выносливость, быстроту бега).

В наши дни, несмотря на гигантский рост и совершенствование техники, применение служебных собак для нужд народного хозяйства и для военных целей не потеряло своего значения. К подготовке собак по тому или иному виду службы предъявляются все более высокие требования.

Большую пользу приносят пастушьи собаки: они стерегут пасущийся скот, подгоняют отставших и разыскивают потерявшихся животных, охраняют стада от хищников. Караульные собаки незаменимы при охране различных объектов и сооружений. На северных окраинах нашего Союза надежным, а зачастую и единственным наземным транспортом являются упряжки ездовых собак. Собаки розыскной и сторожевой службы, обладающие прекрасно развитым чутьем и замечательным слухом, помогают обнаружить и задержать нарушителей границы и других преступников.

В Великую Отечественную войну в Советской Армии успешно использовалась собаки санитарно-транспортной, минно-розыскной и противотанковой службы.

Чтобы обеспечить разнообразные нужды обороны и народного хозяйства, требуется много тысяч сильных и выносливых собак служебных пород.

Работа по развитию служебного собаководства ведется Всесоюзным добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР). В Обществе подготавливают специалистов-собаководов, знающих методы разведения, выращивания и дрессировки служебных собак и умеющих применить эти методы в практической работе.

Опыт собаководов-досаафовцев по выращиванию поголовья собак служебных пород дал положительные результаты. Клубы служебного собаководства ежегодно передают Советской Армии, пограничным войскам и различным ведомствам тысячи полноценных собак, выращенных собаководами — членами клубов.

Но использовать собаку для несения той или иной службы можно только после соответствующей общей и специальной дрессировки.

При отработке приемов общей дрессировки дрессировщик получает возможность изучить индивидуальные особенности собаки, направлять ее поведение, физически развивать и дисциплинировать собаку. Для дальнейшей специальной дрессировки большинство приемов общей дрессировки являются вспомогательными.

Цель настоящей книги — ознакомить читателей с выращиванием и воспитанием молодняка, с теоретическими основами, назначением, методикой и техникой дрессировки служебных собак по общему курсу и специальным службам, принятым в ДОСААФ (караульная, защитно-караульная, розыскная, буксировка лыжника, ездовая и поднос легких грузов).

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ

 

Использование собак для служебных целей невозможно без предварительной дрессировки.

Выработанные и закрепленные при дрессировке действия обеспечивают хорошее послушание (дисциплину) собаки и подготавливают ее к выполнению какой-либо службы: караульной, защитно-караульной, розыскной и др. В процессе дрессировки дрессировщик воздействует на поведение собаки и изменяет его в желаемом направлении. Поведение — это совокупность всех действий животного, благодаря которым организм приспосабливается к окружающей среде и удовлетворяет свои жизненные потребности в пище, в самозащите от различных неблагоприятных воздействий, в продолжении своего рода и т. д. Поведением выдрессированной собаки управляет дрессировщик, побуждающий собаку своими сигналами (командами и жестами) к совершению определенных действие (посадка, возвращение на место, охрана вещи, защита поста, розыск человека по следу). Поведение недрессированной собаки обусловливается только биологическими потребностями организма и воздействием окружающей среды. Чтобы успешно дрессировать собаку и воздействовать на ее поведение, нужно правильно оценивать свои действия в отношении собаки и хорошо разбираться в особенностях ее поведения. А для этого необходимо знать теоретические основы дрессировки.

Теоретические основы дрессировки базируются на учении великого русского физиолога И. П. Павлова (1849—1936 гг.) о высшей нервной деятельности.

Высшей нервной деятельностью академик Павлов называл работу больших полушарий головного мозга по установлению связи организма с окружающей средой. Развивая идеи «отца русской физиологии» И.М. Сеченова, Павлов разработал физиологический метод изучения деятельности больших полушарий головного мозга (метод условных рефлексов). Пользуясь этим методом, он доказал, что каким бы сложным ни казалось поведение животных, оно всегда имеет вполне определенную материальную причину и является результатом деятельности их нервной системы.

Учение Павлова о высшей нервной деятельности дает возможность разрабатывать научно обоснованную методику дрессировки собак. Отдельные дрессировщики бережно накапливали и хранили свой опыт дрессировки, но даже самые знающие из них допускали иногда грубые ошибки, приписывая собаке не свойственные ей качества.

Только исследования Павлова, его учеников и последователей позволили дать единственно правильное — материалистическое объяснение поведения собаки и других животных. Это значительно облегчило дрессировку. Только исходя из основного положения мичуринской биологической науки о том, что организм и необходимые для его жизни условия представляют единство, можно правильно понять поведение животных. Различные действия животных всегда являются ответом организма на воздействие окружающей среды или на определенные процессы, происходящие в самом организме. Всякое воздействие на организм, которое вызывает ответное действие со стороны последнего, называется раздражителем ; ответное действие организма на раздражитель — реакцией.

 

1. Нервно-физиологические основы поведения

 

Наивысшего развития нервная система достигает у позвоночных животных, особенно у млекопитающих.

Нервная система (рис. 1) подразделяется на центральную, периферическую и вегетативную. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Периферическая нервная система образована разветвлением нервных стволов (нервов), расходящихся от спинного и головного мозга по всему организму. Нервные стволы состоят из чувствительных (центростремительных) и двигательных (центробежных) нервных волокон. Вегетативная нервная система является частью общей нервной системы и регулирует деятельность внутренних органов.

 

Характерной особенностью строения нервной системы млекопитающих является сильное развитие больших полушарий головного мозга.

Если сопоставить относительную величину тела и веса мозга у различных позвоночных животных, то мы увидим следующее: у рыб это соотношение составляет 1:5668, у земноводных 1:1321, у птиц 1:212, а у собаки (представитель млекопитающих) 1:37. Вес головного мозга собаки колеблется в среднем от 54 до 125 г.

В головном мозгу млекопитающих, в том числе и собаки (рис. 2), различают следующие основные части (отделы): конечный мозг, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, состоящий из зрительных бугров и мозжечка, и продолговатый мозг. Все эти отделы мозга расположены как бы в несколько этажей друг над другом. Это отражает тот эволюционный путь развития, который прошла нервная система.

Конечный мозг, имеющий вид двух больших полушарий, достигает наивысшего развития только у млекопитающих. У низших позвоночных — рыб, лягушек и т. д. — конечный мозг развит очень слабо. Это имеет весьма важное значение для поведения животных и их дрессировки.

В середине прошлого столетия выдающийся физиолог Гольц произвел замечательный опыт над собакой, которая известна науке под именем «Собаки Гольца». Ученый сумел удалить у живой собаки оба больших полушария головного мозга. В результате этой операции поведение животного резко изменилось. Оперированная собака прожила после операции 18 месяцев, но она «забыла» все то, к чему была приучена. Одинаково тупо и безучастно относилась она к присутствию хозяина и чужих людей, к кошке или собаке, начинала обороняться только в момент непосредственного прикосновения к ней. Она была малоподвижна и большую часть времени проводила во сне. Без помощи человека такая собака была обречена на смерть.

Следовательно, у «Собаки Гольца» очень снизилась способность правильно приспосабливаться к окружающей среде. Все попытки приучить эту собаку к выполнению каких-либо действий по сигналам не увенчались успехом.

В дальнейшем Павлов своими гениальными исследованиями окончательно доказал, что главнейшей и основной работой больших полушарий является установление сложных взаимоотношений организма с окружающей средой . При этом особое значение имеет кора головного мозга, расположенная на поверхности больших полушарий.

Большую роль в поведении животных играет также промежуточный мозг. Эта часть головного мозга регулирует, все прирожденные действия животного, называемые обычно инстинктами .

Для того чтобы в процессе дрессировки сознательно воздействовать на поведение собаки и правильно применять те раздражители, благодаря которым вызываются реакции, нужные для работы собаки, каждый дрессировщик должен знать основные законы нервной деятельности собаки.

Проявление определенных реакций у собаки связано со следующими закономерностями нервной деятельности.

Все раздражения, идущие из окружающей среды, воспринимаются животным с помощью органов чувств и по чувствительным центростремительным нервам передаются в центральную нервную систему. Здесь они переключаются на двигательные (центробежные) нервы, связанные с мышцами и железами, выполняющими определенную работу.

Например, пища, попадающая в рот собаки, раздражает окончания чувствительного вкусового нерва, заложенного во вкусовых сосочках языка (орган чувств). По этому нерву раздражения передаются в центральную нервную систему (продолговатый мозг), где переключаются на двигательный нерв, связанный со слюнной железой. В ответ на раздражение эта железа начинает усиленно выделять слюну. Ответное действие (реакция) организма на раздражитель, происходящее при участии нервной системы, называется рефлексом (отраженным действием) Понятие о рефлексе введено в науку французским философом XVII века Декартом. Нервный путь, по которому проходит раздражение от нервных окончаний, находящихся в органе чувств, по чувствительному нерву до ЦНС спинного или головного мозга и от него по двигательному нерву до мышц или желез, называется рефлекторной дугой (рис. 3).

Рефлекс является основным принципом работы нервной системы. Рефлексы следует различать по их качеству и по сложности. Все рефлексы собаки подразделяются на безусловные и условные .

Безусловными называются врожденные рефлексы, стойко передающиеся по наследству. Эти рефлексы проявляются у каждой собаки (выделение слюны при даче мяса, сосательный рефлекс у щенка, половой рефлекс и пр.).

Условными называются рефлексы, которые приобретаются собакой в процессе жизни (узнавание пищи по запаху, выполнение действия по команде и пр.).

Проявление безусловных рефлексов происходит по определенным закономерностям. Эти рефлексы отличаются большим постоянством. На определенный раздражитель всегда следует проявление определенного безусловного рефлекса. Если, например, возле одного глаза собаки взмахнуть рукой, обязательно возникает рефлекс мигания, если слегка наступить на одну из лап собаки, обязательно возникает рефлекс отдергивания лапы, если в пасть собаки вложить кусочек мяса, обязательно возникает слюнный рефлекс, и т. п.

Все эти рефлексы по своему проявлению представляют одиночные ответы какой-либо части организма на тот или иной раздражитель и являются по сути дела простыми рефлексами. Для дрессировки собак основное значение имеют сложные безусловные рефлексы, или инстинкты, являющиеся прирожденной основой поведения собаки.

Академик Павлов различал в поведении собак четыре таких рефлекса, или реакции: ориентировочную, оборонительную, пищевую, половую.

Ориентировочной реакцией называется рефлекс, возникающий в результате действия на собаку новых раздражителей. Благодаря этой реакции собака знакомится с новой для нее обстановкой или незнакомым раздражителем. В процессе приспособления организма к окружающей среде, а также в процессе дрессировки этот рефлекс усложняется, и животное выполняет усложненные действия (поиск ушедшего хозяина, розыск преступника по следу и т. д.), ориентируясь в определенных условиях.

Пищевая реакция-рефлекс проявляется у голодной собаки, в особенности при наличии пищевых раздражителей, и побуждает собаку искать и поедать пищу. Проявление пищевого рефлекса имеет большое практическое значение при дрессировке. На основе этой реакции собак используют для связной и санитарной службы. В период дрессировки по этим службам приучение собаки к необходимым действиям основывается на пищевом раздражителе.

Оборонительная реакция-рефлекс служит защитой от неблагоприятных воздействий или нападения ипроявляется в двух формах: активно-оборонительной и пассивно-оборонительной. Проявление активно-оборонительной реакции (злобности) обеспечивает использование собак по караульной, сторожевой и розыскной службам. Пассивно-оборонительная реакция (трусость) отрицательно влияет на дрессировку и работу собак. Трусливая собака медленно привыкает к дрессировщику, и ее работоспособность резко снижается под воздействием посторонних незнакомых раздражителей (выстрел, шум).

Половая реакция-рефлекс возникает при половом возбуждении и обеспечивает размножение собак. Половой рефлекс не используется при дрессировке непосредственно, но он имеет большое косвенное значение.

Специальные исследования и практический опыт показывают, что самки, как правило, поддаются дрессировке несколько легче, чем самцы; однако в процессе работы самцы оказываются более выносливыми.

Сильно выраженная половая реакция (особенно у самцов) отрицательно отражается на дрессировке.

Ориентировочная, оборонительная, пищевая и половая реакции-рефлексы у различных собак проявляются не одинаково и зависят от наследственности, общего физиологического состояния организма, а также влияния окружающей среды (в том числе и воспитания).

Исследования показали, что оборонительная реакция передается в известной степени по наследству. Однако форма проявления оборонительной реакции (активная или пассивная) зависит и от окружающей среды, в частности от воспитания. Установлено, что щенки, воспитанные в изолированных условиях, в отличие от щенков, воспитанных на свободе при условии широкого общения с различными раздражителями окружающей среды, проявляют характерную трусливость. Отсюда ясно, какое огромное значение для последующего поведения взрослой собаки имеет воспитание щенков. Проявление сложных реакций-рефлексов зависит также и от общего физиологического состояния собаки (голод, течка, болезнь и пр.). Например, у каждой голодной собаки пищевая реакция будет более резко выражена, чем у сытой; у щенной суки при наличии щенков оборонительная реакция очень часто проявляется в активной форме, если даже до щена эта собака была пассивной. В данном случае активно-оборонительная реакция направлена на защиту потомства и имеет большое жизненное значение.

Реакция, проявляющаяся у собаки в наиболее сильной степени, называется преобладающей . Постоянные, сильно выраженные преобладающие реакции имеют большое значение для дрессировки собак. Собаку с сильно выраженной активно-оборонительной реакцией (злобностью) лучше всего использовать на караульной службе. Если у собаки преобладает пищевая реакция, обычно сопровождаемая доверчивостью к людям, дающим ей пищу, то эту собаку желательно использовать для служб связи, миннорозыскной, санитарной и пр. Кроме пищевой и оборонительной реакции, временное преобладание могут иметь ориентировочная или половая реакции. В случае преобладания ориентировочной реакции собака проявляет следующие признаки: она осматривается, прислушивается, как будто чего-то ищет, и малейший шум выводит ее из состояния покоя. Половая реакция обычно преобладает у кобелей, если поблизости находится пустующая сука.

Ориентировочная реакция должна быть хорошо выражена у каждой собаки, предназначенной для служебного использования; однако ее резкое проявление нежелательно, так как оно отвлекает собаку при дрессировке. Сильно выраженная половая реакция также отрицательно отражается на дрессировке.

Полный текст

[ Download from this server (200.5 Kb) ]

bullt.ru