Занятия по послушанию с их нескончаемыми повторениями многие владельцы считают скучными и практически бесполезными. И это в корне неверно. Главная задача любой дрессировки – добиться управляемости собаки. С одной стороны, это – путь к укрощению зверя, с другой – развитие тела и психики собаки, а с третьей – рождение и укрепление того невероятно прекрасного и сильного взаимного чувства, которое сочетает в себе любовь, преданность и ответственность. Следует помнить, что пренебрежительное отношение к проблеме управляемости собак крупных пород чревато ужасными последствиями, и если пес такого размера выйдет из‑под контроля, он может быть смертельно опасным как для владельца, так и для окружающих.
Очень хорошо, если обучение собаки вы начали с «детсадовского» возраста (см. «Начальное воспитание щенка»). Если в возрасте 5–6 месяцев щенок уже освоил основные команды, то в последующем вам остается лишь оттачивать мастерство дрессировщика, добиваясь того, чтобы команды исполнялись «чисто» с первого раза и при любых условиях.
Для первоначальной ступени обучения достаточно, чтобы щенок более‑менее умел ходить на поводке, останавливаться, садиться и ложиться по вашему приказу, знать свое место в доме, проявлять выдержку в течении нескольких минут по команде «Ждать!», подходить к дрессировщику по команде «Ко мне!», а также знать запрещающую команду «Фу!» («Нельзя!»). Среди дополнительных навыков можно отметить аппортировку, умение преодолевать различные препятствия, подготовительный этап для следовой работы (команды «Нюхай!» и «Ищи!»), а также некоторые элементы курса защиты (команды «Фас!» и «Дай!»).
Начальную дрессировку щенка очень трудно переоценить. Например, собаки, не освоившие движение у левой ноги дрессировщика, требуют более жесткого подхода при отработке команды «Рядом!», чтобы отучить их совершать рывки или тянуть за поводок. Собаки‑домоседы, загруженные, не преодолевавшие в детстве посильные по возрасту препятствия, доставят много мучений своим хозяевам при обучении работе на полосе препятствий. Возможно, придется заинтересовывать животное личным примером, двигаясь впереди или вместе с собакой через все препятствия.
Щенки, изначально не приученные к выдержке, очень долго учатся работе на расстоянии. Особого терпения, настойчивости, сдержанности требуют своенравные и высокоэнергичные псы. Они, например, привыкают исполнять команду «Сидеть!» лишь присев на секундочку и вновь вскакивают, чтобы вести себя по собственному усмотрению. Щенки, с которыми не играли, кидая игрушку, крайне тяжело учатся команде «Апорт!». Для обучения таких собак приходится применять следующие методы: насильно вкладывать палочку в пасть и заставлять собаку ее держать; специально «оживлять» апортировочный предмет при помощи привязанной к нему веревки или же вместе с собакой бежать вслед за брошенной палочкой.
Зачастую молодые собаки выполняют команды невнимательно и с ленцой, будто делая одолжение хозяину. Однако при правильном подходе даже самая своенравная собака может работать более энергично и четко – все зависит от дрессировщика. Еще раз напомню, что собаки служебных пород очень умны и умеют разбираться в людях. Если вас устраивает небрежное выполнение упражнения, то ваш питомец вам это и продемонстрирует. Однако если вы стремитесь, чтобы пес все делал активно и жизнерадостно, тогда сами, как дрессировщик, должны работать энергично, не скупясь на похвалы и настойчиво исправляя ошибки своего подопечного. Именно так вы приучите собаку трудиться и получите то, чего добиваетесь.
Курс послушания позволяет раскрыть всю индивидуальность собаки. А для этого следует тщательно разработать всю программу обучения, основанную на ряде ключевых моментов. Один из них – постоянство. Собака, которую постоянно поправляют и корректируют при неправильных действиях, быстрее обучается и работает стабильнее, чем в случае бессистемного, непоследовательного или запаздывающего стимулирования со стороны дрессировщика. Постоянство неотделимо от своевременности.
Представители служебных пород – крупные и сильные животные, поэтому было бы ошибочно думать, что для обучения таких великанов нужны лишь грубая сила и жесткое давление. Это в корне неправильно. Все собаки отзываются на терпение, настойчивость, любовь и похвалу. Своевременность во всем, что касается поощрения и коррекции, более важна, чем силовой подход. Если между действием собаки и вашей реакцией на него проходит слишком много времени – эффект обучения будет равен нулю.
Необходимыми элементами спешной дрессировки также являются энергичность и энтузиазм, необходимые прежде всего для удержания внимания собаки и в качестве положительной мотивации. Занятия нельзя проводить вяло и скучно, как, впрочем, и срывать свое раздражение на собаке.
Случается так, что собаки, занимающиеся под руководством инструктора групповым методом, признают лидерство человека только на дрессировочной площадке. Псы послушно ходят рядом, садятся и укладываются по команде, работают на выдержку. Однако в повседневных ситуациях пальмой первенства завладевает четвероногий лидер. Управляемые в условиях дрессировочной площадки собаки, оставаясь с хозяином тет‑а‑тет, резко меняют свое поведение. При этом они не только не выполняют команды владельцев, а, наоборот, сами грубо управляют ими. Объяснить подобное поведение просто: согласно законам стаи, во время отсутствия вожака лидирующее положение начинает занимать животное, стоящее на следующей после лидера ранговой ступени.
Для того чтобы обеспечить управляемость собаки, добивайтесь четкого и быстрого исполнения команд в любой ситуации. Не стоит полагать, что если собака несколько раз правильно выполнила упражнение, то уже выучила команду. Чтобы условный рефлекс закрепился, требуется еще много работы в разных условиях и в течение длительного времени. Благодаря вашей настойчивости пес должен понять, что исполнение команды не отменяется при любом ландшафте и в любом местоположении: на оживленной улице, в транспорте, в лесу, на больших открытых пространствах, на лестничной площадке, в квартире. Не пренебрегайте «чистым» исполнением команд в обычных житейских ситуациях – ведь именно для этого вы и обучаете своего питомца.
Курс послушания требует от владельца осознания того, что у него с собакой должен установиться прочный и длительный контакт. Все усилия должны быть затрачены на понимание собаки и анализ причин ее поведения. Опытный дрессировщик чувствует тот момент, когда нужно похвалить собаку, когда подрежать морально, а когда проявить жесткость и заставить выполнить приказ. В результате оба участника процесса дрессировки – человек и собака – получают удовольствие от занятий, сохраняя доверие и уважение своего напарника.
Елена Гурнакова. "Дрессировка собак. Теория и практика."
Дрессировка на послушание
Контроль над доминантностью означает установление вашего главенства как лидера стаи. Остальная часть статьи будет посвящена тому, как достичь этого в различных аспектах жизни собаки. Самый простой путь начать этот процесс лежит через дрессировку на послушание. Понимание идей похвалы и коррекции будет началом длинного пути к установлению рабочих взаимоотношений и тесной связи между вами и вашей собакой.
Я являюсь фанатом спорта Shutzhund с 1974 года. К сожалению, на протяжении многих лет многие начинающие в Shutzhund люди слышат: «Вы не должны дрессировать свою собаку по послушанию, до тех пор, пока ей не исполнится год или пока она не будет отдрессирована по защите». Ничто не может быть дальше от правды, чем это утверждение. В первые годы немцы, которые приезжали и проводили семинары, обычно говорили: «Никакого послушания в первый год». Что терялось при переводе, так это то, что они только имели в виду, что тренеру не следует заниматься с собакой прыжками, силовой аппортировкой и упражнениями с использованием принуждения до того, как собака станет более взрослой. Никак нельзя было переводить, что вы совсем не должны заниматься послушанием в первый год, однако, к сожалению, многие люди приняли именно этот перевод и пытались жить, используя этот совет. Откладывание дрессировки на послушание создало некоторые проблемы в доминантности для некоторых людей и их собак.
Существует большое число элементов послушания, которым можно обучить с помощью мотивации в течении первого года жизни собаки — посмотрите мои кассеты «Обучение хождению рядом для соревнований» и «Основы послушания», где есть идеи, как это сделать.
В то время как для того, чтобы держать под контролем доминантность большинства собак, требуется всего лишь дрессировка на послушание, есть собаки, для которых нужны дополнительные усилия, чтобы утвердить хозяина в качестве вожака стаи. Что я заметил, так это то, что большинство хозяев часто по небрежности позволяют случаться таким вещам, которые способствуют развитию доминантного поведения у собак. Далее в статье и будут рассмотрены такие типы ситуаций.
Понимание тонкостей доминантного поведения наших собак поможет понять, как установить себя как лидера стаи в собственном доме. Здесь приведены несколько примеров поведения, которые говорят об определенном доминантном поведении в доме:
· Собака спит в кровати вместе с хозяином
· Не позволяет хозяину войти в спальню после того, как он вернулся из деловой поездки
· Рычит возле еды или игрушек
· Не позволяет вам отбирать игрушки, показывая агрессию
· Всегда первой проходит в дверь
· Заставляет вас играть, когда вы заняты чем-то другим
· Собака крайне агрессивна.
· Показывает агрессию к определенным друзьям семьи и хорошо относится к остальным.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
pets.wikireading.ru
Настоящую дрессировку собаки начинают, как правило, в возрасте 6—8 месяцев, когда уже определится, что она так развита, что ее можно дрессировать. При дрессировке собаки следует учитывать и опираться на врожденные способности и качества соответствующей породы, исходить из задачи, воспитать из нее пригодную для охоты собаку. При этом дрессировщик должен сохранять хладнокровие и быть терпеливым.
Собака должна всегда ходить у левой ноги ведущего, не забегая вперед и не отставая от него, голова ее при этом должна быть впереди его колена. Для того, чтобы приучить к правильному хождению, молодой собаке одевают поводок. Дрессировщик ходит с ней вдоль забора или стены так, чтобы собака находилась между ним и стеной. Если собака при этом вырывается вперед, дрессировщик командует „Назад!”, дергает поводком, коленом слегка ударяет по голове собаки так, что та коснется стены. Собака после этого отучится забегать вперед.
Когда собака уже научится хорошо ходить около стены или забора, дрессировщик идет так, чтобы забор или стена находились по правую сторону от него. Но и в этом случае собака опять займет положение у левой ноги дрессировщика. Как только собака опять попытается опередить дрессировщика, он дернет поводок и отдаст команду „Назад!”.
Слушать команду „Сидеть?” учат собаку так, что ее держа на поводке, отдают команду „Сидеть!” и при этом одновременно с командой тянут за поводок правой рукой вверх а левой прижимают собаку в крестце вниз, чтобы она села.
Одной из важнейших команд, выполнение которых необходимо как для дальнейшей дрессировки, так и для практики охоты — это выполнение команды „Лежать!” или „Da-un!”, то есть „К земле!”. Это единственная команда, с помощью которой охотник во всех ситуациях может овладеть поведением собаки. Последовательность дрессировки этой дисциплины следующая. В позиции „Сидеть!” протянут петлю, пристегнутую к стягивающему ошейнику, около левой ноги и тянут, при этом прижимают собаку к земле с командой „Лежать!”. Собака должна лежать вытянув вперед лапы а между ними положить голову. При дрессировке этой дисциплины очень важно быть последовательным. Нельзя разрешать собаке даже слегка приподнять голову. В этой позе собака должна лежать несколько секунд, при этом дрессировщик все время повторяет „Выдержать!”.
ilovehunting.ru
Опубликовано Varvara в Вс, 2012-02-05 12:46 Предисловие издателяВсегда трагедия, когда молодую, в остальном здоровую собаку усыпляют из-за проблемного поведения. К сожалению, это происходит с тысячами собак в США ежегодно, часто именно из-за агрессивности. Особенно трагично то, что в большинстве случаев это поведение можно было изменить. Еще важнее — его можно было предотвратить. Обучение глухой собаки требует большого терпения. Очень помогает в этом язык глухих — вы сможете выбрать ваши команды из множества разнообразных сигналов. Собака будет учить жесты и выражение вашего лица вместо слов и интонаций. Первые сигналы, которые необходимы собаке — хорошо, ко мне, сидеть, свободен, фу. Затем можете начинать добавлять следующие. Держите собаку на поводке во время прогулок. Для глухой собаки поводок либо хорошо огороженная территория — вопрос ее безопасности. На жетоне на ошейнике, кроме клички собаки и номера вашего телефона, надо указать, что собака глухая. Опубликовано Varvara в Пт, 2010-04-09 22:13Рано или поздно любой владелец сталкивается с проблемой поведения у собаки. Понимание причин поведения и умение справиться с ситуацией помогают быстро решить проблему. Вот основные правила, которые подходят практически к любой ситуации. Опубликовано Varvara в Пнд, 2010-01-04 19:02Несколько лет назад я написала статью по апортировке (на шведском). Ее хорошо приняли многие дрессировщики, она очень помогала в обучении апортировке для обидиенс. Мы используем все те же методы, но дрессировка идет вперед, и есть некоторые дополнения к той статье. Я также решила добавить к статье видео и перевести ее на английский. Опубликовано Varvara в Ср, 2009-05-27 23:50Фанни Готт, http://www.fannygott.com/ Обучение и отработка упражнений до совершенства, конечно, важны, но этого недостаточно. Без специальной подготовки собаки к выступлению на соревнованиях вы рискуете получить собаку, которая «знает», что она в ринге и меняет свое поведение. Это случилось с моей первой собакой, с которой я выступала на высоком уровне. Она отлично работала на первых соревнованиях, но постепенно ее выступления стали вполовину хуже, чем на тренировке. И когда я наконец осознала, что у нас проблемы, было уже нелегко с этим справиться. Опубликовано Varvara в Сб, 2009-05-23 18:53Начинаем с начала: строим базуДо того, как вы и ваша собака будете готовы начать серьезную работу по подготовке к соревнованиям, вам надо заложить фундамент для обучения, дав собаке широкий набор базовых навыков. Базовое умение — это основное, выученное действие, которые вы можете включить в другое, более сложное действие и в цепочки действий. Если вы научитесь думать терминами базовых навыков то вам будет легче правильно оценить проблемы выступления (медленная посадка, неправильная посадка во фронте) с точки зрения базовой подготовки и более точно понять причину и решение. Опубликовано Varvara в Чт, 2009-05-14 10:02Получить радость победы в борьбе лучше, чем сдаться в печали.Андрэ Жид Опубликовано Varvara в Чт, 2009-05-14 10:00Ключ к успеху – один маленький шаг за один раз. Пытайтесь достичь достижимого.Боб Бэйли Опубликовано Varvara в Чт, 2009-05-14 09:54Любой факт, с которым мы сталкиваемся, не так важен, как наше отношение к нему, поскольку именно оно определяет наш успех или неудачу.Норман Винсент Пил. Крошка Баз официально стал моим в семь с половиной недель. Мы начали заниматься в тот же вечер. Заводчица щелкала щенкам кликером во время кормления, так что Баз знал, что значит этот звук: когда его слышишь, мама даст тебе вкусненького. Чтобы усилить реакцию щенка на щелчок, я приучала его к звуку с действительно вкусной едой. Я купила Базу мяса – он очень быстро полюбил кликер. Опубликовано Varvara в Чт, 2009-05-14 09:51Самое большое удовольствие в жизни – делать то, что люди говорят, ты не можешь сделать.Уолтер Бэйджхот. Последнее, что могло прийти мне в голову, когда знакомые попросили меня оценить помет бордеров в ноябре 1996 года – что я вернусь домой с собакой. И поверьте мне, я сопротивлялась целую неделю. Но малыша База нельзя было отвергнуть. |
dogschool.ru
Это вторая часть статьи о дрессировке собак на послушание. Ссылка на первую часть Итак, послушание собаки. Дрессировка собак на послушание это не просто выработка условных рефлексов на сигналы владельца в процессе дрессировки. Многие сталкивались с тем, что собака вроде бы знает команды, выполняет их во время дрессировки или тренировки на дрессировочной площадке, например, но игнорирует хозяина в повседневной жизни. Подобная неуправляемость может стать проблемой, особенно если собака принадлежит к крупной служебной или бойцовой породе. Где же та грань, за которой дрессировка обычных команд становится повседневным послушанием? А грани нет вообще. Дрессировка собаки по обучению простым командам к послушанию имеет косвенное отношение. Собака может вообще не знать команд как таковых, никогда не проходить никаких курсов по дрессировке, и при этом быть довольно управляемой. Тогда что же такое послушание? А это такое состояние собаки, когда собака делает то, что владелец от нее хочет, и не делает того, что не нравится владельцу. Послушание это ежедневная работа с собакой, направленная на то, чтобы собака поняла, что то, что запрещено, будет запрещено всегда (и пытаться не стоит), а то, что разрешено, будет всегда разрешено (никогда не накажут), это кропотливый труд по формированию правильных привычек с момента приобретения собаки. Причем эта работа проводится с собаками начиная с раннего щенячьего возраста на протяжении всего периода взросления собаки. Выученные в процессе дрессировки команды просто существенно ускоряют процесс воспитания за счет лучшего понимания собакой требований владельца, не более того. В дрессировке послушания весомую роль играет понимание владельцем основ внутристайного взаимодействия, знание этологии, хотя бы на начальном уровне. Это позволяет подчинить себе собаку в процессе дрессировки ненасильственными методами, манипулируя ресурсами, в которых заинтересована собака. Хотя многие обходятся интуицией, и все получается. При обучении послушанию путем дрессировки на основе выученных команд, главное внимание надо уделять концентрации собаки на владельце, а также возможности быстрого переключения от посторонних раздражителей на владельца, с последующей концентрацией на него. Основа дрессировки послушания это концентрация, невозможность для собаки проигнорировать владельца в любой, даже сложной ситуации, когда собаку могут отвлекать посторонние раздражители. В рамках этой статьи стоит упомянуть и о разновидности дрессировки на послушание - управляемом поведении. Есть породы собак, которых не стоит подвергать дрессировке, связанной с подчинением. Например, золотистые ретриверы априори собаки субдоминантные. Поэтому попытка подвергнуть таких собак дрессировке механической, принудительной может испортить собаку. В этом случае сформированное в игре - дрессировке выученная форма поведения, вполне может использоваться для управления собакой. Такой дрессировкой удобно заниматься с собакой детям.
| ПРЕДИСЛОВИЕ ВЫБОР СОБАКИ ЧИСТОПЛОТНОСТЬ ПОСЛУШАНИЕ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПРИВЫЧКИ КОГДА УЧИТЬ СОБАКУ ЧЕМУ УЧИТЬ СОБАКУ ГДЕ УЧИТЬ СОБАКУ КТО ДОЛЖЕН УЧИТЬ СОБАКУ ЗАКОНЫ ПОВЕДЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НАКАЗАНИЕ РОЛЬ ПРИНУЖДЕНИЯ СРЕДСТВА ДРЕССИРОВКИ ПАРАЗИТНЫЕ ПРИВЫЧКИ СЛУЖЕБНЫЕ КАЧЕСТВА СОБАКИ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ АГРЕССИЯ ЗЛОБА ОХРАННЫЕ КАЧЕСТВА ИНСТИНКТ ОХОТЫ ИНСТИНКТ ДОБЫЧИ ИГРЫ СОБАК ЧЕМ КОРМИТЬ ЭМОЦИИ СОБАК ПРОГУЛКА ПСИХИКА СОБАК СОБАКА И ВЕЛОСИПЕД ДРЕССИРОВКА РАЗНЫХ ПОРОД КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ВАНДАЛИЗМ СОБАК ТЕСТЫ ДЛЯ ОХРАНЫ АНАЛИЗ ТЕСТОВ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЗАЩИТЕ
|
borovskyag.narod.ru
Дрессировка - это выработка у собаки определенных навыков с целью управления ею. Независимо от того, используются или подавляются при дрессировке природные задатки и особенности животного, в конечном итоге от него требуется послушание, т.е. по определенному сигналу (команде, звуку, жесту, запаху, виду предмета или объекта) собака должна выполнять определенные действия.
Занятия дрессировкой - кратчайший путь к достижению взаимопонимания между владельцем и собакой, взаимного уважения, интереса и любви. Согласитесь, трудно любить собаку, которая, как сумасшедшая, тянет и дергает на поводке, ни под каким видом не желает идти у ноги, а отпустить без поводка ее невозможно - убегает, не подходит, все подбирает, облаивает людей. Мало радости в том, чтобы часами гоняться за ней по всем окрестным дворам, уповая, на Бога, чтобы кто-нибудь не побоялся поймать ее за ошейник, или она забежала в подъезд. А если выбежит на дорогу? Надо обладать известной долей мазохизма в характере, чтобы привыкнуть к таким штучкам, смириться с ними и при этом испытывать к животному нежные чувства.
Условно виды дрессировки можно, разделать на 4 основных группы:1. Обучение общему послушанию, 2. Обучение специальной службе (караульной, розыскной, охотничьей, ездовой, поводыря слепого и т.д.) 3. Спортивная дрессировка (IPO, аджилити, многоборье и пр.)4. Цирковая дрессировка,
В данной статье речь пойдет о курсе начального послушания для щенков и молодых собак
Послушание. Официально обучение послушанию включает в себя курс общей дрессировки (КОД или ОКД) или курс "Управляемая городская собака" (УГС). По всем курсам имеются нормативы и правила испытаний, утвержденные Центральным клубом POCТО или другими кинологическими организациями.
Для многих пород наличие дипломов по дрессировке для выставок и дальнейшего племенного разведения не обязательны. "То есть вы могли бы, если хотите..." А если не хотите, то и не надо.
Достаточно обучить Ваше животное выполнению определенных дисциплинарных навыков, чтобы оно было послушным, управляемым, приятным для Вас и окружающих. Итак, что же включают в себя эти навыки?
Это:- выполнение команд "сидеть", лежать", "стоять",- движение рядом с человеком у левой ноги по команде "рядом", - подход по команде "ко мне", - прекращение нежелательных действий по команде "фу" (нельзя), - способность оставаться на месте по команде "место", - умение идти (возвращаться) на указанное место, - умение приносить и подавать предмет по команде "апорт",- спокойное отношение к наморднику.
На основе этих навыков строится любая самая сложная дрессировка, а собака, безупречно выполняющая их в любых условиях, является эталоном послушания. Если Вы решили серьезно заниматься дрессировкой, Вам нужно хорошо усвоить некоторые правила, выполнение которых обязательно.
Главный принцип: - от простого к сложному; нельзя переходить к сложному навыку, не закрепив его простой основы; - если команда дана, она должна быть выполнена; - собака не может прекратить выполнение навыка самовольно, вы должны дать другую команду или разрешить свободное состояние; - для выработки рефлекса на звуковую команду или жест, они должны предшествовать механическому воздействию; - занятия нужно начинать в условиях с минимальным количеством отвлечений, условия усложняются постепенно; - на начальных стадиях необходимо иметь при себе лакомство, запас терпения и настойчивости - всегда.
А теперь подробно рассмотрим технику обучения.
Комплекс команд "сидеть", "лежать", "стоять". Выполнению команд "сидеть, лежать, стоять" щенок легко обучается за кусочек лакомства в возрасте 3-4 месяцев, но это не означает, что в таком возрасте он способен к окончательному выполнению навыка: по первой команде принять нужное положение и сохранять его до следующей команды. Этого можно требовать от щенка не моложе 7-8 месяцев. Первые занятия проводить дома, когда щенку никуда не нужно бежать. Держа щенка левой рукой за ошейник, правой покажите ему кусочек лакомства и поднимите над его головой, не давая подпрыгивать. При этом произносите мягко, но настойчиво "сидеть".
Когда щенок сядет, дайте лакомство, похвалите. Повторите 2-3 раза и отпустите щенка. Делайте так несколько раз в день, добейтесь, чтобы щенок садился до первой команде сначала видя кусочек, а затем уже не видя его. Перенесите занятия на улицу.
Усложнение навыка. Посадите щенка перед собой или у левой ноги и отойдите на шаг назад или в сторону. Скорее всего, щенок встанет и пойдет за вами. Вернитесь к нему, повторите "сидеть" и добейтесь требуемого положения. Постепенно увеличивайте время выдержки в положении сидя и расстояние вашего удаления от щенка. Не спешите с усложнениями и не переусердствуйте! Когда щенок освоит команду "сидеть", можно приступать к обучению "лежать". Посадите щенка, встаньте к нему вполоборота, покажите кусочек и опустите руку с ним вниз, к передним лапам щенка, сказав "лежать". Щенок потянется за кусочком и ляжет. Проследите, чтобы при этом он не поднимал зад, если это произошло, надавите на круп и заставьте щенка лечь полностью. Сразу же отдайте лакомство и похвалите щенка. Скорее всего, щенок после этого вскочит, поначалу это не страшно.
Постепенно увеличивайте количество упражнений в одно занятие и количество занятий в день.
zooclub.ru
Современная теория дрессировки основывается на данных многих наук, изучающих поведение и научение животных, а также различных психологических школ и направлений. Особое внимание при этом уделяется значению потребностей и эмоций в структуре поведенческого акта и формам научения.
Согласно одному из определений, поведение животных представляет собой «извне наблюдаемую двигательную активность живых существ, включающую моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой».
Единица поведения называется поведенческим актом. Он представляет собой довольно сложное явление, несмотря на то что элементарен по отношению к поведению.
Поведенческий акт заключается в удовлетворении потребности и разграничивается фактом возникновения и удовлетворения ее. Потребность и ее производная, мотивация, - основные причины того или иного поведения.
Потребности организма заложены генетически. Их можно разделить на витальные (потребности жизнеобеспечения), зоосоциальные и потребности саморазвития. К каждой потребности прилагается генетически наследуемая программа ее удовлетворения, то, что мы и называет инстинктивным поведением.
Генетически наследуемые программы удовлетворения потребностей представляют тот минимум, с которым рождается животное. В процессе жизнедеятельности инстинктивное поведение изменяется - модифицируется в соответствии с конкретными условиями окружающей среды, в рамках которой удовлетворяются потребности. Таким образом происходит накопление опыта - научение.
При накоплении опыта эффективного поведения животные активно применяют свои интеллектуальные возможности, что наиболее ярко проявляются в нестандартных (не предусмотренных генетически) ситуациях удовлетворения потребностей. Информация о решении задачи по удовлетворению той или иной потребности (условия, способы и действия) сохраняется в памяти в виде знаний, умений и навыков и используется животным по мере необходимости для построения поведения. Знания могут существовать в виде информации (например знания о каком либо объекте) или в виде алгоритма какого-либо действия. Оба вида знания активно используются в структуре поведенческого акта. Если сформированный поведенческий акт, например какое-либо действие, оказалось эффективным, оно повторяется в поведенческом репертуаре и приобретает свойства умения. А если в силу каких-либо причин для удовлетворения данной потребности наиболее подходящим из умений оказывается лишь одно, оно, повторяясь чаще других (т. е. тренируясь), приобретает свойства навыка.
Научение - это приобретение и накопление животным в течение жизни определенного опыта, а также совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности в соответствии с конкретными условиями.
Научение может осуществляться по-разному, в связи с чем выделяют несколько способов приобретения опыта, или форм научения; негативный (привыкание), имитационный (подражание), латентный, импринтинг (запечатление), образование классических условных рефлексов, образование инструментальных условных рефлексов, научение по типу доминанты, когнитивная форма научения, основанная на интеллектуальных возможностях животных.
Дрессировка собак основывается на их способности к научению. По сути это само научение, потому что в результате дрессировки происходит приобретение и накопление определенного опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности. Дрессировка как научение существующим подчиняется объективно законам научения. И дрессировкой научение становится только в результате активного участия в нем человека. Человек как дрессировщик контролирует внешние условия процесса научения, определяет его цель, задачи и в соответствии с этим организует этот процесс, выбирая соответствующие методы и способы воздействия на животное, причем заметим, что с некоторыми из них животные никогда не сталкиваются в естественной среде обитания. Иначе говоря, дрессировка - это прежде всего деятельность человека.
В процессе дрессировки формируются знания, умения и навыки. Навык при своем формировании обязательно проходит стадию поведенческого акта. И так или иначе, сознательно или бессознательно, дрессировщик конструирует его, вызывая у животного необходимую потребность, контролируя обстановочную и пусковую афферентации, создает у собаки акцептор результата действия и обеспечивает подкрепление нужного с его точки зрения действия.
Видоизменяя инстинктивные программы поведения с целью выработки новых или удаления мешающих нам форм поведения, мы изменяем, т. е. формируем сообразно нашим целям и задачам поведенческий репертуар собаки. Учитывая современные понятия о поведении, можно смело сказать, что дрессировка - это формирование поведения.
Состав поведенческого репертуара, создаваемого в процессе дрессировки, определяется целью использования собаки: собака-компаньон, собака-поводырь, пастушья собака, охотничья собака, собака для занятия спортом или выступления в цирке, собака для охраны и защиты или для поиска взрывчатых веществ и т. п.
Принимая во внимание определяющую роль человека в дрессировочном процессе, следует подчеркнуть, что дрессировка - это род деятельности человека по формированию у животных поведения, необходимого ему в хозяйственных или иных целях.
Содержание дрессировки не исчерпывается формированием умений и навыков. Во время дрессировочного процесса происходит становление ролевой функции и определение иерархического статуса собаки по отношению к дрессировщику и, при необходимости, к членам его семьи. К этому следует добавить, что во время дрессировки происходит взаимное становление ролевых функций человека и собаки в осуществлении совместной деятельности и формируются зоосоциальные нормы поведения в самом широком смысле этого слова: манера поведения в семье-стае (например, способ разрешения конфликтов), отношение к своим и чужим, отношение к детям и т. п. И, что очень важно, у собаки формируются нормы «сотрудничества» с человеком, так как нормы кооперативного взаимодействия с представителем чужого вида вряд ли представлены исчерпывающе в генотипе собаки. Необходимо подчеркнуть, что формирование зоосоциальных взаимоотношений человека и собаки очень важно при дрессировке, т. к. именно на почве этих взаимоотношений и осуществляется сотрудничество: происходит реализация знаний, умений и навыков собаки при достижении общих целей. Похоже, что эффективность действия собаки зависит именно от уровня ее взаимоотношений с человеком.
Таким образом, во время дрессировки происходит становление зоосоциальных норм поведения, накопление знаний, формирование умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование собаки, что и составляет содержание дрессировки.
Теория и техника дрессировки реализуются в методах и способах этого процесса. Предметами теории дрессировки служат поведение и научение животных, а именно законы, причины, механизмы и условия формирования поведения, приобретения индивидуального опыта (знаний, умений и навыков). Иначе говоря, теория дрессировки должна рассматривать данные целого комплекса наук и разных психологических и зоопсихологических школ, не обедняя себя рамками физиологических основ.
Практическую основу дрессировки составляет техника дрессировки, т. е. способы и приемы воздействия на животных с целью воспроизведения и закрепления той или иной реакции.
Дрессировка как научение происходит во времени и может характеризоваться сменой методов и способов. Для организации и регламентации этого процесса существует методика, которая определяет выбор потребности и мотивации, приемы их формирования, вид и режим подкрепления, продолжительность и периодичность занятий, этапность отработки навыка, организацию тренировочного процесса и т. д.
Воспитание собаки, как и дрессировка, - тоже научение и формирование поведения, но социального. Если во время дрессировки мы акцентируем внимание только на нервно-мышечном аспекте актов поведения, то при воспитании делаем упор на формирование знаний и понятий, а это уже социальная сторона поведенческого акта. В целях воспитания мы можем пользоваться дрессировкой как приемом воспитания, но воспитание - это не дрессировка, равно как и дрессировка - это не воспитание. Оба эти процесса объединяет лишь то, что они участвуют в формировании поведения. И взаимоотношения их можно сравнить с взаимоотношением формы и содержания в поведении как в целом.
Воспитание собаки - это целенаправленная и методическая деятельность человека по формированию ее темперамента и социальных норм поведения, соответствующих целям и задачам использования собаки.
Воспитание должно обеспечивать нормальное завершение развития нервной системы, адекватную социализацию, становление заданных свойств темперамента и социального поведения, гарантирующих эффективное управление собакой, ее дрессировку и применение.
Теория дрессировки реализуется через методы дрессировки.
Ныне существующая в русскоязычной литературе классификация методов дрессировки представляет собой по сути классификацию способов воздействия на собаку с целью инициации поведенческой реакции - действия и не более. И это естественно, поскольку, во-первых, анализ процесса дрессировки осуществляется до сих пор в рамках одной формы научения, а во-вторых, целью дрессировки определяется формирование условного рефлекса или навыка. Это служит и причиной того, что форма научения как категория теории дрессировки практически не рассматривается.
Второй недостаток общепринятой классификации в ее некорректности и прежде всего в неопределенности применяемой терминологии. Возьмем, к примеру, термин «механический метод дрессировки». Если понимать под ним непосредственно физическое воздействие на собаку, то по степени его выраженности (степени прикладываемой силы) этот метод объединяет неравные способы. В рамках механического метода можно выделить такие воздействия, которые, не приводя к болевым или неприятным ощущениям и не вызывая оборонительной потребности, вызывают в то же время изменение поведения. Или способ пассивной флексии (способ лепки по К. Прайор): мы учим собаку подавать переднюю лапу и просто поднимаем одну из ее лап своей рукой, подкрепляя это действие.
Этот способ возможен, только если собака не сопротивляется нашим воздействиям. «Способ наталкивания» заключается в том, что мы в прямом смысле этого слова физически подталкиваем собаку к нужному нам действию, не причиняя ей боли или неприятных ощущений. Это просто «дружеский» толчок, который сообщает инерцию, благодаря чему она занимает нужное нам положение или совершает необходимое действие. Воздействия, приводящие к болевым или неприятным ощущениям, вызывают уже оборонительную потребность и, соответственно, реакцию избавления от них. Такие воздействия поэтому называют способом оборонительного поведения.
Разница в механических воздействиях заключается не только в прикладываемых к собаке усилиях, но и в различных интимных механизмах их действия, поэтому объединять их под одним названием нельзя.
Термин «вкусопоощрительный метод» не отражает сущности метода В. Л. Дурова, сводя его к способу наведения при помощи пищевой мишени. Отличая свой метод дрессировки от общепринятого, В. Л. Дуров называл его «методом гуманной дрессировки». З. Б. Гуревич в книге «О жанрах советского цирка» называл этот же метод эмоциональным. Вкусопоощрением В. Л. Дуров считал только факт положительного пищевого подкрепления. В книге «Дрессировка животных. Психологические наблюдения…», изданной в 1924 г., он писал: «Наградой у меня являются: прикармливание, ласка или одобрение словом Браво. Эту награду я называю вкусопоощрением».
В рамках своего метода Дуров описывает несколько способов воздействия на животных для инициации тех или иных двигательных реакций. Свой основной технический прием дрессировки он называл жестикуляцией и понимал под этим «комплекс движений, которые наводят животное на нужное движение». Кроме того, он описал и пользовался способами наталкивания, альтернативного поведения, способом пассивной флексии, отбора поведения с его вариантами усиления выраженности поведенческого акта или его элемента, или редукции их.
Последователи В. Л. Дурова не только упростили общее представление о его методе, но и сократили технический арсенал.
Понятие «контрастный» тоже достаточно не определен в полной мере. Еще в 50-е гг. В. Бочаров и А. Орлов подчеркивали, что контрастность присутствует и в других методах дрессировки.
Некорректность используемой классификации также заключается в объединении принципиально различных явлений, например метод подражания, по современным понятиям, - это и форма научения (имитационное научение), и чисто технические приемы воздействия на собаку.
Полный текст книги
[ Download from this server (380.4 Kb) ]bullt.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта