Дрессировка собаки приему «работа по следу». Дрессировщик собак работа


Особенности работы дрессировщиком собак | Фокстерьер гладкошерстный и жесткошерстный

Сегодня важной особенностью в воспитании собак является процесс ее дрессировки. Как правило, дело это не такое уж и простое, так как человеку нужно обладать определенными знаниями, которые нужно также правильно применить на практике. Для того чтобы процесс дрессировки проходил стремительными темпами нужно уметь проводить анализ поведения животного в целом. Также, работая с определенной особью, следует понять, какими индивидуальными особенностями она обладает.

После того, как характер собаки и его особенности будут определенны, необходимо заняться непосредственно самим процессом дрессировки. Дрессировщик должен использовать все методы, которые позволят ему в наибольшей степени за самое короткое время научить собаку выполнять по команде набольшему числу различных операций. Также дрессировщику следует освободить себя от каких-либо эмоций, ведь они могут помешать проводить тренировки по выполнению различных операций с собакой. Такая работа является очень востребованной, особенно в больших городах. Каждому человеку, который ищет себе работу необходимо обратить внимание на раздел www.careerist.ru, в котором представлено множество разных вакансий. Также среди этих вакансий есть вакансии дрессировщиков собак.Дрессировщик собак должен:-уметь правильно обращаться с животными;-знать основополагающие принципы психологии собак;-соблюдать режим упражнений, проводимых с собакой;-уметь оперативно реагировать на внезапные ситуации.

Каждый дрессировщик собак знает, что бывают такие случаи, когда собака по каким-либо причинам не хочет подчиняться своему дрессировщику. Чтобы этого не происходило, следует подробнейшим образом изучить поведение собаки при различных ситуациях, чтобы животному не шел во вред процесс дрессировки. Подведя итог, следует сказать, что те люди, которые хотят стать дрессировщиками собак могут не беспокоиться о том, что они не смогут найти для себя работу, так как эта работа сегодня очень востребована и хорош оплачивается.

Статья прочитана 206 раз(a).

foxterrier.biz

ГЛАВА 6 Работа инструктора-дрессировщика. Собака сопровождения

ГЛАВА 6

Работа инструктора-дрессировщика

Как уже говорилось выше, инструктор выступает в двух качествах: руководителя учебного процесса и «злоумышленника». 50% успеха зависят именно от него. Я не буду перечислять все те качества, которыми он должен обладать, поскольку их слишком много. Инструктор должен быть человеком коммуникабельным, умеющим доходчиво объяснить хозяину и предъявляемые к нему требования, и его ошибки, и необходимые для работы этологические сведения.

Кроме того, на его совести работа «злоумышленников» и, по большому счету, их безопасность.

Принимая непосредственное участие в учебном процессе, он должен обладать и организаторскими способностями, и техникой работы фигуранта, и быть в какой-то степени дипломатом, являясь своеобразным связующим в цепочке хозяин – собака – «злоумышленник».

К основным качествам инструктора-дрессировщика я отношу следующие:

1) четкое понимание механизма агрессии и изменение поведения собаки в зависимости от расстояния до соперника;

2) умение ставить конкретную цель перед владельцем и объяснять пути ее достижения. От умения хозяина во многом зависит результат работы его собаки, а работа с владельцем – основная задача инструктора. В определенном смысле каждый инструктор должен быть методистом;

3) знания (подкрепленные опытом) породных особенностей собак.

Еще нужно сказать о необходимости знакомства с явлением запредельного торможения и предшествующими ему признаками.

Как правило, именно инструктор является авторитетом для владельца собаки. Именно к нему клиент обращается со всеми вопросами: этологическими, ветеринарными и прочими.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Дрессировка собаки приему работа по следу

Методы и техника построения приема. Дрессировка собаки приему «работа по следу» проводится в два последовательных периода. В первый период у собаки вырабатывается навык к заинтересованному поиску человека по его запаху, во второй — отрабатывается диференцировка собакой запахов на следу.Первый период. В течение первого периода дрессировки необходимо добиться от собаки заинтересованного принюхивания к следу дрессировщика и посторонних лиц (помощника), активной проработки этих следов на всем протяжении, подноске найденных предметов и задержании помощника (прокладчика следа). В начале отработки навыка в этом периоде занятия следует проводить утром, по росе, на местности с наличием кустарника и травяного покрова, при наименьшем количестве отвлекающих раздражителей и особенно запахов людей. Этим создают наиболее облегченные условия для работы собаки по следу. Для достижения наибольшего успеха дрессировщик должен оказывать помощь собаке при всех затруднениях в ее работе по следу, не допускать рывков поводком, не задерживать ее без нужды и не отставать от темпа движения при проработке ею следа.Прием проводят так: Дрессировщик, придя на участок для занятий, привязывает собаку на удлиненный поводок (за пень, дерево или какой-либо другой предмет) и начинает играть с собакой, возбуждая ее аппортировочным предметом. Вызвав у собаки попытку схватить предмет, затем уходит от собаки на расстояние 75–100 м. (Чтобы след был более заметным, рекомендуется итти, волоча ногами по траве.) Пройдя в прямом направлении 30–40 м, делает закругленный поворот в сторону и продолжает движение. На конечной точке открыто кладет аппортировочный предмет.Возвращение дрессировщика к собаке производится строго по проложенному следу. При подходе к собаке дрессировщик, привлекая внимание собаки на отсутствие аппорта, отвязывает ее, подводит к исходной точке следа и усаживает собаку. После этого, расправив поводок, произносит команду «след» и, нагнувшись к земле, жестом правой руки показывает на след. Дрессировщик, медленно продвигаясь с собакой вперед по следу, обычным тоном повторяет несколько раз команду «след».При первой попытке правильного движения по следу и принюхивания к нему собаку немедленно поощряют командой «хорошо» и повторяют команду «след».Если собака идет не по следу и не принюхивается к нему, дрессировщик, сокращая поводок, сдерживает ее, произносит команду «след» и, указывая жестом правой руки на след, натягивает поводок вниз и вперед, помогая собаке двигаться по следу несколько впереди себя. На конечной точке следа собаку подводят к оставленному аппортировочному предмету.Когда собака на конечной точке самостоятельно поднимает предмет, дрессировщик берет его от собаки, командуя «дай», и немедленно поощряет ее лакомством и командой «хорошо», при необходимости дается команда «аппорт». После этого следует игра с собакой, и ей предоставляется свободное состояние.На одном и том же занятии этот прием с небольшими промежутками времени, в такой же последовательности, повторяют 3–4 раза. Постепенно вводят повороты.Приведенный метод дрессировки является наиболее эффективным, так как сравнительно быстро наступает образование условного рефлекса на команду «след».При правильном соблюдении всех элементов построения этого приема собака обычно на 5–6-й день занятий по команде дрессировщика начинает принюхиваться к следу.Некоторые дрессировщики предпочитают начинать работу по следу с ухода помощника с предварительным дразнением собаки. Это ведет к излишнему возбуждению собаки, что затрудняет проработку следа, так как собака, стремясь найти помощника и «потрепать» его, не принюхивается к следу.

 

 

из книги "Служебная собака" 1952 г.

wolcha.ru

Выбирайте дрессировщика по его собаке.: dresseur

Постоянно попадается этот совет, в текстах про выбор учителя для своей собаки.

У правильного дрессировщика обязательно должна быть личная, отдрессированная собака. Хороший дрессировщик имеет высокие результаты на соревнованиях. Посмотрите на собаку дрессировщика и выберите именного его, не доверяйте тому, кто не может вам показать свою собаку.

Так обычно советуют и , конечно же, не пишут всей правды.

[Что же происходит на самом деле]Если бы было все так просто. Посмотрел на собаку дрессировщика, оплатил занятия и получил похожую собаку. А вот и нет! Не проходит такой номер. Наличие собственной подготовленной собаки у дрессировщика вообще ничего не гарантирует и совет не работает. Почему это происходит?

1) Первая причина, почему совет про собаку дрессировщика не работает.Почему-то никто не вспоминает, что для отличных результатов нужна особенная собака. Для гарантированного результата дрессировщик будет искать свою "особенную" собаку, которая будет удовлетворяет его высоким требованиям. Он не будет работать на результат с абы кем. Если вспомнить сколько собак приобретается, меняется, перепродаётся и снова покупается у тех же результативных дрессировщиков-спортсменов.Говно в результативную работу не идёт! Прошли те времена, когда дрессировщик пытался слепить что-то "из того что было". Сейчас дураков нет! Спортивная кинология спорта высоких достижений - это голимый бизнес, в котором роль собаки вторична.Спортивная собака всего лишь рабочий инструмент. Инструмент выбирается под результат, всё остальное относится к разряду "уси-пуси" и недостойно внимания настоящего профи.Рядовому собаководу нет смысла смотреть на собаку дрессировщика-спортсмена, так как у него совершенно другая собака.

2) Вторая причина - это временной фактор.Дрессировщик, профессионально занимающийся спортом, уделяет своей собаки массу времени. Это его работа! Такой дрессировщик может себе позволить часами, днями, сутками, неделями шлифовать, оттачивать, дорабатывать навыки. Естественно, когда-то, рано или поздно, количество перейдёт в качество и на выходе обыватель увидит изумительную картинку отлично работающей собаки. Но никто не скажет, что на такой результат у дрессировщика ушли годы. Есть ли у простого владельца столько времени, готов ли он повторить эпопею дрессировщика-спортсмена? Конечно же нет!Простому собаководу надо во вменяемые сроки получить вменяемую и управляемую собаку. Имеет ли хоть какое-то отношения к этим требованиям собака готовившаяся годами? Никакого! Обыкновенный собаковод не имеет столько времени на работу с своей собакой, сколько затрачено на собаку приводимую ему в качестве примера у дрессировщика-спортсмена.

3) Третья причина - это, так называемые, породные особенности.Не секрет, что люди склонны к формированию стереотипов. Это особенность нашей психологии проявляется во всем, в том числе в работе с собаками. Где можно встретить определенные стереотипы в кинологии? В породах и в нормативах.

Рассмотрим породы.Большинство результативных дрессировщиков-спортсменов работают с ограниченным числом пород. Мали, НО РР, бордеры и всё. Попадаются собачки других пород, но в собачьем спорте это экзотика. Каждой породе присущи определенные породные особенности. Дрессировщик привыкает к работе с этими особенностями. Вырабатываются определенные методики дрессировки, выбирается определенный режим работы, последовательности обучения, тренинга и т.п. Дрессировщик привыкает к этому, дрессировщику становится комфортно работать таким образом, у дрессировщика формируется стереотип дрессировки.

В качестве примера.Подобными стереотипами грешат почти все иностранные специалисты приезжающие к нам. Подобрав необходимую для результата собаку, сформировав свою методику обучения и дрессировки, получив результат, специалист становится обладателем работающего шаблона. Шаблон закрепляется и становится стереотипом, нормой поведения для конкретного дрессировщика, в работе с любой собакой. При работе с собаками похожими на собаку дрессировщика-спортсмена, этот шаблон годится на все 100%, при работе с собаками не похожими на собаку дрессировщика даёт 100% сбой. Сколько было покалечено собак в России от подобной работы собак, никто не считает. Этих собак не будут показывать на рекламно-зазывающих роликах,через них не будут пиариться, просто сделают тупое лицо, разведут руками и скажут, что ничего подобного не ожидали. "Собачка-то явное г..., а специалист несомненно хороший"- типовой ответ в такой ситуации.

Своего добра у нас тоже хватает.Помнится один знакомый владелец со своим молоссом, после УГС собрался в спорт. Выбрал очень именитого тренера, сходил на пару занятий и прибежал обратно. Побывав на занятиях у именитого тренера он понял, что тот вообще не учитывает породные и индивидуальные особенности его собаки. Дословно было сказано следующее: "он с молоссом работает в режиме малинуа"!А в каком другом режиме данный тренер может и должен работать, если у него исключительно собаки определенного типа поведения и одной породы? У этого тренера есть шаблон, работающий шаблон, который он не будет менять в угоду обывателя с "нестандартной" собакой.Обыкновенный собаковод не понимает, что ему рекомендуют оценить работу узкоспециализированного специалиста, опыт которого ограничен работой с определенной породой.

4) Четвертая причина - это нормативы и их последствия.В современной кинологии содержание нормативов подменено их формой. В современных нормативах оценивается не смысловое содержание навыков, а красота их выполнения. Про современные нормативные требования по выполнению команды "место" в ОКД, про обучению облаиванию пустых укрытий, про собак "звездочётов" и т.п. писал неоднократно. Возможности для их "правильного" выполнения остаются только в искусственных условиях (обособленная территория без сильных, посторонних раздражителей). Красивое выполнение навыков собака показывает на протяжении ограниченного количества времени, а что потом? А потом бывает всё что угодно. Я вдоволь насмотрелся на жрущихся, дерущихся, трусливых и т.п. собак, показывавших в искусственных условиях чудеса послушания. Но картинка собаководу-любителю будет показана нужная!Обыкновенному собаководу не будут раскрывать ограниченный характер применения современных нормативных требований.

Гиперторофированное сползание в форму выполнения навыков влечёт за собой изменение методов подготовки и условий, в которых эти навыки можно показать в требуемой форме. Начинается экстремальное поднимание мотивации, депривация по общению, прогулкам, движению, формируется игровой или пищевой маньяк. Естественно, для такой работы дрессировщик вынужден использовать исключительно ПП (положительное подкрепление). Сейчас, уже сформировалась устойчивая категория дрессировщиков-попистов, которые ничего не признают, кроме ПП. Пописты готовы морить собаку голодом, доводить желание играть с предметом до маниакального состояния, повышать уровень возбуждения до стрессовых состояний, но только не использовать отрицательное воздействие. Всё это объясняется исключительно гуманным характером методики.

Простой собаковод не понимает, что ПП, в виде игры или еды, работает исключительно в условиях доминирующей мотивации. А для создания доминирующего превосходства рабочей мотивации хороши все средства (сильный голод, депривация по движению, игре, общению и т.п.). Из собаки всеми средствами делают неврастеника, который кроме пожрать, поиграть и поср@ть больше ничего не хочет. Если хотите, то собаку превращают в зомби. Как однажды сказал один из "гуру" ипонутых: "для результативной работы нам надо уничтожить в собаке все врождённые инстинкты". И ведь действительно, убивают.

Приведу пару примеров.В 2005 , на одном из семинаров, новоявленный владелец НО, решивший заняться ИПО, с гордость показывал мне фотографии дрессировки своей собаки. Объяснял, что собака из вольера выводится в туалет и на работу, все остальное время она говеет. Работа занимала 2-3 минуты, потом собака ставилась на место. Никакой лишней беготни, все по делу.

В 2008 бывший сотрудник милиции занявшийся спортом с собакой по нормативу ИПО, с придыханием сообщал о том, что недавно приобщился к знаниям одного европейца. Этот европеец, на своём семинаре запретил держать собак на привязи, выгуливать их. Клетка-работа, клетка-работа, только так придёт успех. На моё замечание, что это жестоко по отношению к собаке, мой собеседник сказал: "но ведь будет результат! У европейца он есть!" Человек искренне радовался, что ему обосновали целесообразность "скотского" отношения к своей собаке ради результата.

Постоянное стрессовое состояние , с периодической выдачей кусков или мотивационных объектов, больше всего походит на выдачу очередной "дозы" наркоману. Ну мы же не считаем наркомана здоровым психически и физически человеком, так почему же для собак маниакальные формы поведения трактуются как норма?Вот такая изнанка ПП высокого уровня. Почему-то всё вышеописанное считается гуманным, а кратковременный (1-2 секунды) рывок строгим или воздействие ЭШО, объявляется вселенским злом.

В среде спортивных собак, показываемых обывателю, очень мало вменяемых животных, большая часть из них психологические инвалиды. Инвалидность которых эксплуатирует дрессировщик-спортсмен. Обыкновенному собаководу никогда не раскроют реальную цену получения высокой заинтересованности собаки в работе.

5) Почему написал этот пост?Надоело это враньё!Некоторое время назад, стал свидетелем работы спортсмена высокого уровня с обывателем. Приехавший щенок был недостаточно заинтересован в еде, первое занятие, новое место, подвижная порода. Как результат у спортсмена ничего не получалось, а щен, как на зло, все чего пытался поднять с земли. Дернули его раз, дернули два, а потом с пыра закуячили башмаком по морде, как само собой разумеющееся, и стали дальше нести свет в массы, рассказывать про ПП и прочие няшки.

Выбираете себе дрессировщика? Посмотрите на его собаку, её работу и.... сто раз подумайте какой ценой всё это достигнуто и надо ли вам всё это?Такой совет будет более правильный!

dresseur.livejournal.com

5. Работа по следу. Справочник. Дрессировка собак

Команда «нюхай», «след», «след».

Работа по следу (по чутью) является самым центральным моментом в общем комплексе работ розыскной собаки. Связанная с обыском местности и самостоятельным нахождением следа, эта работа является основной. Поэтому при обучении работе по следу, а главное, при последующей тренировке дрессировщик должен особенно тщательно прораба тывать вопросы, связанные со шлифовкой работы по чутью, постепенно вводя условия, усложняющие работу и в то же время стремясь поддерживать заинтересованность собаки в поиске и ее стремление к конечному результату, помня, что только при этих качествах собака будет прорабатывать более или менее сложные следы.

При шлифовке работы собаки должно быть учтено влияние почвы на сохранность следа, время его прокладки, влияние ветра на рассеивание молекул запаха, влияние отвлечений внешнего мира, влияние температуры, общее состояние собаки и особенности ее характера.

Для первоначального обучения могут быть рекомендованы последовательно построенные способы.

1) Дрессировщик привязывает собаку, усаживает ее и, беря на глазах собаки апорт, уходит, несколько волоча ноги по земле (дабы собака обратила внимание вниз, на землю), скрывшись с глаз собаки за кустами или среди деревьев (60—75 шагов) и положив апорт, дрессировщик, таким же способом возвращается обратно, отвязывает собаку и берет ее на длинный поводок. Держа его левой рукой, правой дрессировщик указывает на след, нагибаясь и говоря «нюхай, след, след», как бы ведя собаку по следу. На это упражнение уходит, как правило, 2—3 дня занятий.

2) Как только собака поднимает морду кверху, дрессировщик снова прибегает к жесту, указывая на землю, давая ту же команду. Вскоре собака обычно начинает сама принюхивать след.

3) Помощник дразнит привязанную собаку, а затем убегает и, скрываясь за углом, кустами и т. п. укрытиями, меняет направление. Спущенная собака бежит сначала без всякого принюхивания, но, добежав до того места, где помощник скрылся, естественно начинает принюхивать след. дрессировщик использует это, давая команду «нюхай, след, след».

Длина прорабатываемого следа (вначале она равна 60—100 м) постепенно увеличивается.

4. Попутно характер (форма) следа меняется — от прямого до волнообразного, затем следы переходят на изломы с тупыми и прямыми углами.

5. Рекомендуется после излома на углах давать длительный (100—150 м) прямой пробег, с целью выравнивания нервного состояния собаки (при каждом повороте собака приходит в некоторое возбуждение, вызываемое ориентировочной реакцией), затем изломы становятся чаще, переходя в острые углы, после которых вводятся опять длительные, прямые пробеги. По проработке следа и нахождении искомой вещи или человека собака должна получить соответствующее «удовлетворение», что разовьет и сохранит у нее должную заинтересованность в стремлении к результату. При нахождении человека это удовлетворение сводится к дразнению, хватке и трепке; при нахождении вещей — к поощрению, игре с дрессировщиком и получению лакомства.

6. Дальнейшими усложнениями в работе являются комбинированные сочетания закругленных поворотов, острых, тупых и прямых углов, после чего дрессировщик переходит на перерывы и пере сечения следа (пересечения могут вводиться и ранее, при работе собаки на длительных прямых пробегах).

7. Перерывы следа устанавливаются путем скачков помощника сначала прямо по направлению следа, а затем в сторону, продолжая прокладку следа и, наконец, скачками под тупыми, прямыми и острыми углами.

Перерывы определяются и естественными препятствиями, как-то: вода, болото, пыльная дорога.

8. Пересечения нужно вводить постепенно, а именно: вначале след одновременно прокладывается другим человеком, затем чужой след пересекает ранее проложенный основной знакомый след. Во всех случаях след необходимо пересекать вначале перпендикулярным проходом, затем — под острыми углами и, наконец, искомый след частично заглушают путем движения по ранее проложенному искомому следу.

9. В тех случаях, когда собака отказывается от работы по сильно усложненному следу, необходимо облегчать условия прокладки. По пути следования помощник оставляет апорты на следу: сначала просто на земле, а затем зарывая их или подвешивая на кустах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Работа по чутью. Основы дрессировки служебных собак

Работа по чутью

Для закрепления поиска у собаки по следу отбившегося скота рекомендуются первоначальные упражнения вести на человека по команде «след».

При первоначальных упражнениях поиска по следу необходимо учитывать, как погоду, так и состояние почвы.

След лучше прокладывать в пересеченной местности или на взрыхленной почве, выбирая для работы спокойную погоду. Если же будет ветер, след должен прокладываться по ветру.

Работа ведется следующим образом: дрессировщик привязывает собаку, через некоторое время появляется помощник и начинает дразнить собаку и, возбудив ее достаточно, убегает, делая на, определенном месте «жир», т. е. трет несколько раз ногами о землю, после чего уходит по прямой линии на расстоянии шагов 40–70, но с таким расчетом, чтобы собака не видела направления, в котором помощник ушел.

Прокладывая след, помощник на пути делает отметки для контроля правильности движения собаки по следу.

Дрессировщик, после того как помощник спрячется, отвязывает собаку, подводит ее к «жиру» и, указывая на него правой рукой, дает команду «след» (рис. 38). Собака, почуяв запах человека, который дразнил ее, бросается вперед. Дрессировщик держит собаку на поводке, сдерживая ее порывистые движения, и наблюдает за тем, правильно ли собака идет по проложенному следу. Если собака идет правильно, дрессировщик поощряет ее, говоря «след, хорошо», (рис. 39), если же, наоборот, сбивается, направляет ее на след.

При приближении собаки к помощнику последний убегает, дрессировщик дает команду «возьми» и пускает собаку.

38. Поиск по следу

39. Движение по следу

Помощник, одетый в специальный ватный костюм, во время хватки его собакой делает различные движения, как бы борясь с собакой, чем еще больше возбуждает ее. Через некоторое время помощник прекращает борьбу и становится спокойным, если собака продолжает его кусать, дрессировщик командует «фу». В случае непослушания собаки вводится более сильный раздражитель, чтобы добиться от собаки выполнения требования отпустить помощника. Затем дрессировщик требует от собаки дачи голоса. Собака начинает облаивать спокойно стоящего помощника; если она начинает бросаться на него, сейчас же следует запрещающая команда «фу», что и тормозит движение собаки. Дрессировщик вторично требует от собаки голоса. Сделав небольшую выдержку, дрессировщик дает команду «охраняй». Помощник по этой команде идет по заранее указанному дрессировщиком направлению, а дрессировщик при помощи поводка заставляет собаку следовать у правой ноги помощника. При этом как сам дрессировщик, так и помощник внимательно следят за поведением собаки. При каждом желании собаки броситься на помощника дрессировщик командой «фу» или рывком поводка затормаживает это движение собаки. Помощник же в случае отвлечений собаки, как-то: поворота головы в сторону, принюхивания, забеганий вперед или отставания собаки назад, наносит ей легкий удар хлыстом и отбегает в сторону, чем и заставляет собаку сосредоточить все внимание собаки на себе.

В момент отбега помощника дрессировщик натравливает на него собаку командой «возьми» и по задержании его требует от собаки дачи голоса. После чего конвоирование продолжается (рис. 40).

40. Конвоирование

Если дрессировщик желает продлить упражнение (работу по следу), то, пройдя расстояние шагов в 50–80, помощник наносит собаке легкий удар хлыстом в момент ее отвлечения и убегает. Дрессировщик сдерживает собаку и дает помощнику возможность скрытия. Помощник, как и в первом случае, делает «жир» и уходит в другом направлении, делая на своем пути пометки для дрессировщика. Дрессировщик через некоторое время подводит собаку к «жиру» и с командой «след» пускает собаку, все время наблюдая за ее работой и в нужные моменты направляя, ее. При подходе к помощнику последний поступает, как в первом случае, т. е. убегает, чем еще сильнее возбуждает собаку. При схватывании собакой помощника последний вступает с ней как бы в борьбу. В момент, когда помощник стоит спокойно, дрессировщик требует от собаки облаивания, после чего дает команду «охраняй», и собака конвоирует мнимого преступника.

Во время конвоирования дрессировщик наблюдает за правильным положением собаки у правой ноги помощника и не разрешает ей схватывать его. Нахождение собаки у правой ноги помощника дает последнему возможность постоянно иметь собаку в поле своего зрения, чем подготовка конвоирования значительно ускоряется, так как помощник при отвлечении собаки вовремя причиняет ей неприятность и в дальнейшем заставляет собаку быть всегда начеку и сосредотачивать все ее внимание на себе. Если собака при конвоировании будет находиться сзади помощника, он будет лишен возможности вовремя применить те или иные меры при ее отвлечении; повороты же в ее сторону будут возбуждать собаку, что сильно затормозит правильный ход работы.

При дальнейшем конвоировании помощник при отвлечении собаки наносит ей удар хлыстом и убегает. Дрессировщик, дав отдалиться помощнику на некоторое расстояние, командует собаке «возьми» и пускает собаку. По задержании помощника собакой конвоирование продолжается до определенного пункта, где мнимый преступник и сдается. При дальнейшей тренировке дистанция отхода помощника постепенно увеличивается.

При закреплении условного рефлекса у собаки — облаивать спокойно стоящего человека — необходимо учесть индивидуальные качества собаки. Если мы имеем дело со злобной собакой, но с хорошим оборонительным активным рефлексом, приходится занятия видоизменять таким образом: при приближении собаки к помощнику последний не убегает, чтобы не усилить реакции, а остается на месте в спокойной позе; дрессировщик же при желании собаки броситься на помощника; дает ей сильный рывок поводком (на собаке должен быть парфорс) с командой «фу», шипы парфорса, причиняя ей боль, затормаживают движения собаки. Дрессировщик усаживает собаку и требует облаивания преступника. Повторными упражнениями закрепляется нужная связь у собаки — не бросаться на спокойно стоящего помощника, а только его облаивать. Во время работы собаки необходимо наблюдать, чтобы она шла «нижним чутьем», т. е. держала голову вниз, и при всякой попытке поднять голову вверх сейчас же должна следовать команда со строгой интонацией «след», и немедленно дается рывок поводком. Как только собака пойдет нижним чутьем, со стороны дрессировщика сейчас же следует поощрительная команда «след, хорошо». Путем постоянной тренировки добиваемся от собаки держания головы вниз во время работы и пользования чутьем, а не зрением, что очень облегчает поиск.

Во время занятий необходимо также следить за тем, чтобы собака не стремилась идти по следу быстро, так как это сильно вредит ходу обучения: при быстром аллюре собака часто сбивается со следа и тормозит поиск. Таких собак при работе необходимо сдерживать поводком, а для облегчения лучше иметь на собаке парфорс.

В зависимости от успеваемости собаки усложняется и ее работа. Попутно с увеличением расстояния вводятся и повороты, число которых постепенно увеличивается. Затем работа переносится в более населенные пункты. След помощника пересекается другим следом. Поиск собаки путем дальнейшей тренировки постепенно закрепляется.

Когда собака станет правильно находить след, помощник скрывается незаметно для собаки, оставляя только какую-либо свою вещь. Минут через. 10–15 дрессировщик подводит собаку к оставленной вещи, дает собаке ее понюхать, командует «след» и пускает собаку по следу. В тех случаях, когда собака сбивается, дрессировщик, наблюдая за пометками помощника, направляет ее на верный след, и работа продолжается. Если собака пролетает след, дрессировщик возвращается с собакой обратно и направляет ее на правильный поиск. Чтобы у собаки не выработалась связь работать только на определенный запах, помощников необходимо как можно чаще менять, благодаря чему собака лучше будет дифференцировать чужие запахи. Время пуска собаки по следу, после ухода помощника, постепенно увеличивается: сначала собака пускается через 15–30 минут, затем 40 минут, 1 час, 2 часа и т. д., что, конечно, зависит от индивидуальных качеств собаки.

В дальнейшей тренировке, закрепляя работу собаки по следу, помощник своих вещей не оставляет, а делает на определенном месте «жир», к которому подводится собака и после обнюхивания отправляется на поиски помощника.

Хорошо работающую собаку спускают с поводка и дают возможность работать самостоятельно как при отыскивании следа, так и при конвоировании. Если во время конвоирования наблюдается, что собака начинает отставать или забегать вперед помощника, то в первом случае помощник ускоряет свои движения, чем заставляет собаку его догнать и занять правильное положение у ноги; во втором случае помощник, наоборот, замедляет свои движения и, если нужно, наносит собаке легкий удар хлыстом и отбегает назад. Путем повторных упражнений требуется добиться от собаки правильного нахождения у ноги помощника при его конвоировании и все внимание сосредоточивать на нем.

По закреплении поиска у собаки на человека работу переключают на запах скота и при обнаружении его на дачу голоса.

При тренировке нужно закрепить связь у собаки на облаивание скота, чем собака в дальнейшем и будет извещать гуртоправа и пастуха о местонахождении отставшего стада.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Работа собаки на два поста в различных направлениях

Работа собаки на два поста в различных направлениях

Собак, более способных, с хорошим ориентировочным рефлексом, необходимо тренировать на два пункта ввиду того, что собак, работающих по связи в войсковых частях, имеется небольшое количество. Но к работе на два пункта приступают только тогда, когда собака уже достаточно натренирована и работает без отказа.

Первоначальные занятия с собакой на два пункта протекают следующим путем.

Дрессировщику даются два помощника, хорошо знакомые собаке. При отходе помощники делают с собакой совместно 200–250 шагов и останавливаются. Один из помощников, который должен остаться, ласкает собаку и дает ей усиленную порцию лакомства, после чего второй помощник, взяв с собой собаку, отходит от первого в сторону под прямым углом на расстояние 300–400 шагов, где и останавливается, подкармливая собаку. После небольшой выдержки второй помощник отправляет собаку к дрессировщику (посты должны быть видимы, схема 1). Дрессировщик, приняв собаку, делает небольшую выдержку, и отправляет собаку к первому помощнику, в момент посыла первый помощник привлекает внимание собаки командой. Если собака во время пути уклоняется в сторону второго пункта, то первый помощник усиливает подзывную команду, а дрессировщик отбегает в сторону первого помощника, который находится влево от дрессировщика, и, указывая направление рукой, дает команду «пост». Когда собака приходит на первый пост, помощник подкармливает собаку, делает небольшую выдержку и отправляет собаку обратно к дрессировщику.

Схема 1

А — дрессировщик, Б — первый пункт, В — второй пункт

В следующий посыл дрессировщик после небольшой выдержки отправляет собаку на второй пост; если собака берет неправильное направление, то дрессировщик и второй помощник поступают так же, как и в первом случае — это упражнение повторяется несколько раз.

Путем ежедневных упражнений на два поста от собаки можно добиться того, что она будет безошибочно брать правильное направление. При ежедневной тренировке в зависимости от успеваемости собаки расстояние пробега постепенно увеличивается и доводится до 1 км. Посты переводятся на невидимые.

Если во время работы у собаки будут случаи прихода не» на тот пост, куда ее посылают, помощник по выяснении делает об этом пометку на донесении, собаку не подкармливает, а, вложив донесение в сумку, отправляет собаку обратно к дрессировщику. Дрессировщик в таких случаях берет собаку на поводок и идет с ней некоторое расстояние по направлению поста, а затем отправляет ее на пост самостоятельно. Таким способом постепенно добиваются от собаки безошибочной работы.

Не рекомендуется при работе на два поста увеличивать расстояние более 1 км.

Посылы собаки между постами необходимо чередовать, в противном случае, если собака будет посылаться на один и тот же пост несколько раз, у нее затормозится пробег на второй пост.

Для облегчения собаки брать правильное направление, рекомендуется провести несколько вводных упражнений. Для этой цели берут несколько помощников и расставляют их в различных направлениях, и на различных дистанциях: примерно первый помощник в 100 шагах, второй — в 150 шагах, третий — в 200 шагах от дрессировщика.

Дрессировщик, указывает собаке направление правой рукой на первого помощника, дает команду «пост» и пускает собаку. Помощник в это время подзывает ее к себе и, приняв собаку, поощряет ее, затем отправляет собаку, обратно к дрессировщику. После небольшой выдержки дрессировщик направляет собаку к третьему, помощнику, затем ко второму и т. д.

Упражнение повторяется. В случае желания собаки бежать не к тому помощнику, куда ее посылают, другой помощник, куда ее посылают, подзывает собаку, чем и добивается ее подхода.

Такими упражнениями закрепляем у собаки рефлекс на направляющее движение правой руки дрессировщика (схема 2).

Схема 2

А — дрессировщик, Б — первый пункт, В — второй пункт, Г — третий пункт

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru