Как собаки лечат детей. Дети как собаки


Собаки, как дети. Собаки и мы. Записки дрессировщика

Собаки, как дети

С чьим поведением ученые сравнивали поведение собак в эксперименте? Конечно, с поведением маленьких детей, которые, как показали сравнительно недавние исследования, способны правильно интерпретировать (то есть понимать) поведение других людей, для того чтобы достигать своей цели в конкретной ситуации.

Детки в возрасте года и двух месяцев понимали, с кого надо брать пример. Так, человек, включивший ночник, наклонившись вперед и нажав на кнопку лбом (!), потому что его руки были заняты (он держал одеяло), не вдохновлял их на подражание. Дети, несмотря на дурной пример, нажимали кнопку руками – то есть выбирали более эффективный способ.

Но! Экспериментаторы не сдавались. Если демонстратор нажимал кнопку лбом, но руки его при этом были свободны, то наивные дети копировали показываемое действие. Дети «решали», что если при свободных руках кнопка нажимается лбом, то так, наверное, правильнее.

Вдохновленные этим результатом, ученые из группы Фредерики Рандж решили проверить, как собаки подражают другим собакам: копируют ли наблюдаемое действие автоматически, не вдаваясь в смысл упражнения, или используют наиболее «рациональный» способ, которого они не видели, или же (третий вариант) как дети (которые «понимали», когда лоб для включения торшера используется только потому, что руки заняты одеялом, и «покупались», когда руки заняты не были) воспроизводят демонстрируемое действие в зависимости от ситуации.

Однако у собак рук нет, поэтому исследователи решили предложить собакам адекватный для них вариант – от них требовалось потянуть за деревянную перекладину для того, чтобы получить лакомство.

Ученые сформировали из псов-добровольцев три группы.

Собаки из контрольной группы вообще не видели пса-демонстратора, который орудовал с перекладиной лапой. Эти собаки решали задачу по-простому – пользовались для манипуляции собственными зубами.

Собаки из второй и третьей групп могли видеть, как специально обученный бордер-колли по кличке Гиннесс жал на перекладину лапой. С собачьей точки зрения, действие не самое эффективное, потому что – и это знает каждый – удобнее хватать перекладину зубами.

Как мы помним, ученые повторяли эксперименты психологов с детьми. Поэтому перед собаками группы два Гиннесс работал с рычагом, добывая лакомство, держа в пасти мячик (добыв – выпускал, конечно, но только потом!). Перед другой группой Гиннесс работал лапой, но мячика в зубах не держал.

Собаки, которые видели «мучения» Гиннесса, зажавшего в зубах мячик, все равно тянули перекладину зубами. По мнению исследователей, эти собаки «полагали», что их учитель работает лапой лишь потому, что его пасть занята мячиком, и поэтому не «считали» такой способ эффективным и сами предпочитали использовать в этом эксперименте зубы.

В свою очередь те собаки (третьей группы), которые видели работу Гиннесса лапой без мячика в зубах, «думали», что такое действие именно в этой ситуации для получения лакомства эффективнее, поэтому также давили на перекладину лапой.

То есть способности собак совпали со способностями детей 14-месячного возраста. И те и другие оказались способны к выборочному подражанию. Иными словами, они не просто копировали действия соплеменников, а пытались их как-то «объяснять» для себя.

Для справки: собаки всех групп были проверены на способность выполнять манипуляции с перекладиной как при помощи лап, так и при помощи пасти. Кстати, владельцам не возбранялось возгласами оказывать собакам, так сказать, моральную поддержку. Но для того чтобы исключить прямые подсказки с их стороны, хозяевам собак завязывали глаза. То есть хозяева могли просто «взбадривать» собак, а направлять и поощрять голосом конкретное решение они не могли.

Результат на самом деле удивительный! Он еще раз подчеркивает сходство поведения собак и детей. Даже наши ближайшие родичи – шимпанзе – оказываются куда прагматичнее, не «ведутся» на экзотические способы решения задач и подражают действию собрата только тогда, когда это действие эффективно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Собаки, как дети |  Глава 1. Путь четвероного самурая  | Часть 1 Информация к размышлению. Что мы знаем о собаках?  |  Читать онлайн, без регистрации

Собаки, как дети

С чьим поведением ученые сравнивали поведение собак в эксперименте? Конечно, с поведением маленьких детей, которые, как показали сравнительно недавние исследования, способны правильно интерпретировать (то есть понимать) поведение других людей, для того чтобы достигать своей цели в конкретной ситуации.

Детки в возрасте года и двух месяцев понимали, с кого надо брать пример. Так, человек, включивший ночник, наклонившись вперед и нажав на кнопку лбом (!), потому что его руки были заняты (он держал одеяло), не вдохновлял их на подражание. Дети, несмотря на дурной пример, нажимали кнопку руками – то есть выбирали более эффективный способ.

Но! Экспериментаторы не сдавались. Если демонстратор нажимал кнопку лбом, но руки его при этом были свободны, то наивные дети копировали показываемое действие. Дети «решали», что если при свободных руках кнопка нажимается лбом, то так, наверное, правильнее.

Вдохновленные этим результатом, ученые из группы Фредерики Рандж решили проверить, как собаки подражают другим собакам: копируют ли наблюдаемое действие автоматически, не вдаваясь в смысл упражнения, или используют наиболее «рациональный» способ, которого они не видели, или же (третий вариант) как дети (которые «понимали», когда лоб для включения торшера используется только потому, что руки заняты одеялом, и «покупались», когда руки заняты не были) воспроизводят демонстрируемое действие в зависимости от ситуации.

Однако у собак рук нет, поэтому исследователи решили предложить собакам адекватный для них вариант – от них требовалось потянуть за деревянную перекладину для того, чтобы получить лакомство.

Ученые сформировали из псов-добровольцев три группы.

Собаки из контрольной группы вообще не видели пса-демонстратора, который орудовал с перекладиной лапой. Эти собаки решали задачу по-простому – пользовались для манипуляции собственными зубами.

Собаки из второй и третьей групп могли видеть, как специально обученный бордер-колли по кличке Гиннесс жал на перекладину лапой. С собачьей точки зрения, действие не самое эффективное, потому что – и это знает каждый – удобнее хватать перекладину зубами.

Как мы помним, ученые повторяли эксперименты психологов с детьми. Поэтому перед собаками группы два Гиннесс работал с рычагом, добывая лакомство, держа в пасти мячик (добыв – выпускал, конечно, но только потом!). Перед другой группой Гиннесс работал лапой, но мячика в зубах не держал.

Собаки, которые видели «мучения» Гиннесса, зажавшего в зубах мячик, все равно тянули перекладину зубами. По мнению исследователей, эти собаки «полагали», что их учитель работает лапой лишь потому, что его пасть занята мячиком, и поэтому не «считали» такой способ эффективным и сами предпочитали использовать в этом эксперименте зубы.

В свою очередь те собаки (третьей группы), которые видели работу Гиннесса лапой без мячика в зубах, «думали», что такое действие именно в этой ситуации для получения лакомства эффективнее, поэтому также давили на перекладину лапой.

То есть способности собак совпали со способностями детей 14-месячного возраста. И те и другие оказались способны к выборочному подражанию. Иными словами, они не просто копировали действия соплеменников, а пытались их как-то «объяснять» для себя.

Для справки: собаки всех групп были проверены на способность выполнять манипуляции с перекладиной как при помощи лап, так и при помощи пасти. Кстати, владельцам не возбранялось возгласами оказывать собакам, так сказать, моральную поддержку. Но для того чтобы исключить прямые подсказки с их стороны, хозяевам собак завязывали глаза. То есть хозяева могли просто «взбадривать» собак, а направлять и поощрять голосом конкретное решение они не могли.

Результат на самом деле удивительный! Он еще раз подчеркивает сходство поведения собак и детей. Даже наши ближайшие родичи – шимпанзе – оказываются куда прагматичнее, не «ведутся» на экзотические способы решения задач и подражают действию собрата только тогда, когда это действие эффективно.

velib.com

Собака, действительно, как ребенок

Любой, кто решится завести собаку или даже кошку, долго и тщательно обдумывает этот шаг так же серьезно, как решение о появлении в семье ребенка. А ведь казалось бы – почему этот простой поступок должен быть страшно ответственным? Съездил на Птичий рынок и купил. Главное, чтобы животное было «произведено» известной «фирмой», то есть имел vip-породу, и окрасом подходил под интерьер гостиной. Но нет же! Люди годами ломают голову: взять щенка, а может котенка, или еще подождать до каких-нибудь лучших времен? И вот это интуитивное поведение будущих собачников или кошатников нашло научное подтверждение. Оказалось, что коэффициент интеллекта (IQ) среднестатистической собаки соответствует показателю у двухлетнего ребенка. То есть, беря животное в дом, мы, действительно, обретаем еще одного полноправного члена семьи.

К этому удивительному открытию после долгих лет изучения поведения собак различных пород пришла группа ученых под руководством профессора Стэнли Корена из Университета Британской Колумбии (Канада), сообщает Live Science.

- И собаки, и двухлетние дети знают около 165 слов, - с восторгом о питомцах рассказывает профессор Корен. – Особо умные собаки способны выучить даже 250 слов! К ним, например, относятся бор дер-колли - собаки-пастухи. При тестировании они четко распознавали названия предметов, которые их просили принести и правильно извлекали требуемые вещи из груды других.

Другие собаки также быстро усваивали названия новых вещей, и после того, как выучивали новые слова, правильно приносили то, что их просили в 70 процентов случаев. Кроме того, выяснилось, что в области арифметики и социальных навыков собаки куда более успешны, чем в языкознании – тут их интеллект сравним с интеллектом 4-летних детей и выше. Так ученые узнали, что собаки могут складывать и вычитать числа от 1 до 5, ориентироваться на местности и управлять несложными механизмами. А из эмоций им доступны следующие: радость, злость и отвращение. Недоступно псам пока только чувство вины, уверяют эксперты. Но с этим выводом можно поспорить.

«По зубам» оказались для собак и тесты, разработанные для детей младшего возраста. Когда что-то неожиданное происходит с тем или иным объектом, и дети, и собаки начинают внимательно в него всматриваться. Так было замечено, что если положить какую-нибудь собачью приманку позади экрана, а затем другую, то собака ожидает увидеть сразу две. Но если тайно убрать одну из приманок или добавить другую, то собаки будут долго рассматривать приманки после того, как экран уже убран. Совсем как дети!

Профессор Корен так гордится умом и сообразительностью братьев наших меньших, что даже ставит знак равенства между проблемами собак и подростков.

- Как и тинейджеров, их живо волнует не только свое место в животной иерархии, но даже и такой интимный вопрос как, кто с кем «спит» в собачьем сообществе, – объясняет доктор Корен.

Специалисты работали с представителями сравнительно недавно выведенных пород – таких как бор дер-колли, пудель и немецкая овчарка. По наблюдениям специалистов, они, как правило, более умны, способны и легче поддаются дрессировке, чем представители давно известных видов. И по ходу исследования, опросив более 200 тренеров собак и опытных кинологов в США и Канаде, составили список наиболее умных и менее умных пород. Наиболее интеллектуальные породы

Колли

Пудель

Немецкая овчарка

Золотой ретривер

Доберман-пинчер

Шетли

Лабрадор

Папильон

Ротвейлер

Австралийская пастушья собака

Наименее интеллектуальные породыАфганской гончая

Басенджи

Бульдог

Чау-Чау

Борзая

Английская ищейка

Бигл

Мастиф

Бассет-хаунд

А вот насколько умны кошки, ученые еще не решили. Дело в том, что IQ четвероногих в большей мере можно верно оценить лишь по их поведению. Собак понять и научить легко, потому что они по своей натуре экстраверты. Больше нуждаются в общении с хозяином и активнее демонстрирует эмоции. Кошка же, наоборот, интроверт. Она самодостаточна, поэтому никогда не делает того, что ей неинтересно. Поэтому биологические тесты на IQ мурлыкающих созданий показывают: они часто воспринимают поставленную задачку, и даже могут ее решить, но не хотят демонстрировать свои знания.

Кстати, а вы знаете, что если во сне вы увидели ласковую собаку, то вас ждет большая удача и встреча с верными друзьями. О других добрых снах читателей «КП» читайте в нашем блоге «Толкователи сновидений». Пишите и вы свои сны – мы растолкуем!

www.kp.ru

Собаки как дети — ЗООМИР

20.07.2016.

Взаимоотношение человека и собаки основано на врожденном комплексе родительского поведения.

 

Ученых давно интересовал вопрос, на чем базируется связь между владельцем и собакой. Исследователь из Миланского института психологии Эмануэла Прато-Превиде (Emanuela Prato Previde) и ее коллеги решили выяснить этот вопрос с помощью постановки серии экспериментов.

Главной «фишкой» эксперимента было разлучение собаки и хозяина и исследование их поведения. В эксперименте участвовали 15 женщин и 10 мужчин.

В первой фазе собаку и владельца отправляли в комнату с неким набором предметов, а именно: двумя стульями, пластиковой бутылкой, мячиками, чашки с водой, и собачьими игрушками (пищалками, канатиками и т.д.) Для наблюдений была установлена видеокамера.

Далее хозяин уходил в соседнюю комнату, где наблюдал по монитору поведение своей собаки. Через недолгое время хозяин и собака воссоединялись. Затем их снова разлучали на более продолжительное время, а потом снова соединяли.

Владельцам объявляли, что исследователи наблюдают за поведением собак, и просили вести себя естественно, без оглядки на ученых. Однако наблюдения велись не за собаками, а за людьми!

Была составлена классификация действий человека. Каждое из них фиксировалось. Также классифицировали и отмечали слова, произнесенные владельцами. Все было подсчитано (объятия, игровые действия, поглаживания, хлопки, поцелуи) и занесено в протокол.

В результате выяснилось, что собаковладельцы обоего пола, общаясь с питомцем, использовали примерно тот же поведенческий репертуар, которым пользуются взрослые (родители) при общении с детьми.

В своих текстах люди использовали те же элементы, которые обычно характеризуют так называемый «материнский язык», т. е. по сути устойчивую манеру общения родителей с маленькими детьми, которая включает особую интонацию, многочисленные повторы, уменьшительные формы слов, ласковые имена и т.д.

После более длительного расставания, которое больше стрессировало владельцев, наблюдавших, как скучают без них их питомцы, игровых элементов поведения при встрече было меньше, зато больше поцелуев, объятий и поглаживаний, число которых сравнительно (со встречей после короткой разлуки) увеличивалось. 

При встрече женщины разговаривали со своими питомцами больше, чем мужчины (которые, возможно, больше смущались видеокамеры исследователей, а потому вели себя сдержаннее женщин). Других существенных различий между мужчинами-владельцами и женщинами в этой ситуации установлено не было.

В результате исследователи предположили, что симбиотические отношения, возникшие когда-то между предками собаки и человеком, могли сложиться на почве перенесения людьми форм и элементов программы «родительского поведения» на питомцев.

На самом деле такого рода перенесение можно наблюдать у представителей ряда традиционных культур, которые могут держать в качестве домашних питомцев самых разных животных, с которыми обращаются так же, как с детьми, а женщины даже кормят их грудью. Вполне возможно, что те же чувства вызывали детеныши предков собак – волчата.

К выводам исследователей можно добавить, что наверняка движение было встречным, в том смысле, что у современных собак в поведении и во многом в экстерьере наблюдаются инфантильные черты ( т.н. педоморфоз). Наверняка отбор усиливал проявление собачьей инфантильности: преимущество изначально получали те особи, которые в своем поведении сохраняли больше инфантильных элементов, нежели более диковатые и самостоятельные. Данное предположение никак не противоречит (а, напротив, дополняет) «экологической» гипотезе, которая объясняет одомашнивание диких предков собак отбором на лояльность тех групп этих хищников, которые обитали в непосредственной близости с группами первобытных охотников.

 

По: Prato-Previde E., Fallani G., Valsecchi P. Gender Differences in Owners Interacting with Pet Dogs: An Observational Study // Ethology. 2006. V. 112. №1. P. 64-73.

 

 

zoomir.ru

Собака- как ребенок

© 2018 Александр Смирнов. Дрессировка собак, консультации кинолога, помощь зоопсихолога. Телефон или WhatsApp +7 (921) 921-0-911, e-mail [email protected] Читайте все новости в твиттере @kinologsmirnov кинолога Александра Смирнова.

В поведении родителей по отношению к своим детям и по отношению к домашним животным достаточно много общего. Это позволяет утверждать, что наше отношение к четвероногим друзьям в своей основе напоминает отношение родителей к детям. Однако не вызывает сомнений, что это- модифицированное отношение, решительно отличающееся от обычных отношений между родителями и детьми.

Во-первых, изменяется сила мотивации. Если большинство родителей отдадут все свое имущество или даже свою жизнь ради спасения жизни своего ребенка, лишь немногие владельцы домашних животных сделают это ради своих питомцев. Если приходится выбирать между коврами или собакой, которая явно не способна научиться чистоплотности или подвержена приступам агрессии, то даже самые любящие хозяева часто принимают решение не в пользу собаки. Такое "эгоистичное" отношение к собственному ребенку, разумеется, невозможно себе представить. Это объясняется сильно выраженным инстинктивным стремлением защитить своего ребенка любой ценой. Очевидно, что в силу значительных различий во внешности и поведении домашние животные не так сильно вызывают реакцию родительского поведения, как родные дети.

Кроме того, существуют явные причины биологического и физиологического характера, обусловливающие различия в специфике обращения с домашними животными и детьми. Собакам требуется не такая пища, как детям, и режим их кормления также отличается. Собак не укладывают в постель и не укрывают одеялом. Хотя люди разговаривают с собаками, купают, обнимают и берут с собой в путешествие, отношение человека к животным на самом деле отличается от отношения к детям в качественном (например, большинству людей неприятно целовать собаку) и количественном отношении. Но и эти различия не являются чем-то неожиданным. Утверждение, что люди относятся к своим собакам в какой-то степени как к своим детям, безусловно, не подразумевает, что они не замечают различия или что это различие не оказывает значительного влияния на их поведение. Тем не менее, с точки зрения биологических предпосылок будет правильным утверждать, что такого рода отношения между человеком и животными являются скорее видоизмененным родительским поведением.

Наиболее интересные различия в отношении людей к детям и собакам наблюдаются в области воспитания. В общем функциональном отношении процесс обучения детей очень напоминает процесс обучения собак. Взрослые наблюдают за поведением собаки и ребенка, сравнивают его с определенной моделью или идеализированным представлением, а затем при помощи самых различных методов обучения (тренировки) делают все для изменения поведения таким образом, чтобы оно приблизилось к этой идеальной модели.

Само собой разумеется, что уровень представлений о желательном поведении ребенка и собаки сильно различается. Никто не будет пытаться требовать от собаки, чтобы она вела себя, как ребенок. То, к чему мы стремимся — это изменение поведения собаки в случае, если в этом возникает необходимость из-за различий между нашими представлениями об идеальном (например, хорошая собака слушается голосовых команд хозяина) и действительном поведении (например, собака подходит к хозяину только тогда, когда сама этого хочет). Другими словами, от представления человека о нормальном поведении собаки или нормальном поведении ребенка зависит выбор методов обучения (тренировки).

Принципиальные различия в целях обучения существуют в таких областях, как язык, культурные обычаи или использование технических средств обучения, которому необходимо обучать детей, но есть и некоторые более очевидные параллели. И ребенка и собаку примерно одинаковым образом учат, как правильно переходить улицу. Их учат сразу реагировать, когда их зовут, и подчиняться родителям (владельцу). За неправильное поведение их ругают, а за хорошее — хвалят или просто не наказывают.

В некоторых случаях для ускорения процесса обучения детям показывают жестами или символами, а собаке — движением и манипуляциями, какого поведения от них ожидают. Возможность использования языка символов для обучения детей, очевидно, играет большую роль в тех случаях, когда необходимо научить их сложным формам поведения, например, пользованию инструментами. Таким образом, до детей можно в простой форме довести информацию о том, какого поведения от них ожидают, и какие недостатки необходимо устранить. Это, в свою очередь, вызывает непосредственное изменение внутренних процессов, управляющих поведением ребенка, что позволяет исправить недостатки в поведении, не прибегая к пошаговому (поэтапному) методу, используемому при обучении животных. Инструктор может научить животное необходимому поведению только косвенным образом — посредством наказания и поощрения или "физических манипуляций". Поэтому для того, чтобы научить собаку выполнять простую команду "сидеть", может потребоваться довольно много усилий. В то же время ребенок в возрасте около 3 лет благодаря своим познавательным способностям может намного быстрее научиться выполнять такой "фокус".

Поскольку собаке нельзя объяснить словами, как она должна реагировать на команду "сидеть", интересно наблюдать за тем, как разочарованный хозяин пытается научить ее выполнять эту команду жестами, мягким давлением на спину или лакомством. Хотя владелец собаки точно знает, что та не понимает значения слов, часто можно наблюдать тенденцию к вербальному общению, которое является важным компонентом поведения родителей при воспитании детей. "Давай же! Поставь передние лапы немножко вперед. Так. Хорошо. А теперь еще..." В этой ситуации, как и в других подобных ей, когда люди разговаривают со своими собаками, проявляется социальное поведение, свойственное отношениям между людьми.

© 2008-2011 Henry R. Askew

www.dressirovka.spb.ru

Как собаки лечат детей

Б. Левинсон – американский психотерапевт в 1961 году сделал замечательное открытие. Врач заметил, что его пациенты лучше чувствовали себя, если в кабинете находится собака. Мы же все знаем о собаках довольно интересные факты и это преданное животное уже много столетий живет с человеком. Собака не зря считается его лучшим другом. Большинство владельцев собак подтвердят тот факт, что собака удивительным образом чувствует хозяина, а многие согласятся, что к детям у этих животных особое дружелюбное отношение.

Большого внимания заслуживают золотистые ретриверы (голден-ретриверы). Эти собаки – источники невероятной любви и доброты к окружающим. Они проявляют удивительную нежность и искреннее желание быть рядом с человеком, показывать ему свою преданность и любовь. Эти качества ретриверов используют доктора в работе с особенными детьми, в частности с детками, страдающими на аутизм.

Данный метод лечения и реабилитации с участием специально обученных собак получил название канистерапии (от лат. canis — собака). Канистерапию применяют для помощи деткам, страдающим синдромом Дауна, ДЦП, аутизмом, умственной отсталостью, с соматическими заболеваниями. После таких занятий с собаками у них улучшается координация движений, снижаются спазмы. Дети стают более самостоятельными, легче идут на контакт. Собаки чувствуют этих детей, они как будто настраиваются на их волну. Дети расслабляются с ними, свободно играют, двигаются. Пес вовлекает ребенка в игру, в общение, стимулирует к движению, к тактильным ощущениям. Ребята обнимают, гладят, прижимаются к собакам, ощущая их тепло и, наверное, искреннее принятие этих детей такими, какими они есть. Общение с ретриверами придает уверенности в себе, повышает самооценку.

Ребятишки через некоторое время начинают переносить позитивное отношение к собакам на окружающих людей, на мир в целом, чем облегчают жизнь себе и родным. В общем, эти мохнатые любвеобильные существа очень помогают детям и их родителям принять себя, свою жизнь и получать удовольствие от того, что они имеют.

Источник

interesnoje.ru

Как собаки лечат детей

Б. Левинсон — американский психотерапевт в 1961 году сделал замечательное открытие. Врач заметил, что его пациенты лучше чувствовали себя, если в кабинете находится собака. Мы же все знаем о собаках довольно интересные факты и это преданное животное уже много столетий живет с человеком. Собака не зря считается его лучшим другом. Большинство владельцев собак подтвердят тот факт, что собака удивительным образом чувствует хозяина, а многие согласятся, что к детям у этих животных особое дружелюбное отношение.

Большого внимания заслуживают золотистые ретриверы (голден-ретриверы). Эти собаки – источники невероятной любви и доброты к окружающим. Они проявляют удивительную нежность и искреннее желание быть рядом с человеком, показывать ему свою преданность и любовь. Эти качества ретриверов используют доктора в работе с особенными детьми, в частности с детками, страдающими на аутизм.

Данный метод лечения и реабилитации с участием специально обученных собак получил название канистерапии (от лат. canis — собака). Канистерапию применяют для помощи деткам, страдающим синдромом Дауна, ДЦП, аутизмом, умственной отсталостью, с соматическими заболеваниями. После таких занятий с собаками у них улучшается координация движений, снижаются спазмы. Дети стают более самостоятельными, легче идут на контакт. Собаки чувствуют этих детей, они как будто настраиваются на их волну. Дети расслабляются с ними, свободно играют, двигаются. Пес вовлекает ребенка в игру, в общение, стимулирует к движению, к тактильным ощущениям. Ребята обнимают, гладят, прижимаются к собакам, ощущая их тепло и, наверное, искреннее принятие этих детей такими, какими они есть. Общение с ретриверами придает уверенности в себе, повышает самооценку.

Ребятишки через некоторое время начинают переносить позитивное отношение к собакам на окружающих людей, на мир в целом, чем облегчают жизнь себе и родным. В общем, эти мохнатые любвеобильные существа очень помогают детям и их родителям принять себя, свою жизнь и получать удовольствие от того, что они имеют. 

www.vospitaj.com