Еврейка Верочка
Нас познакомили на предмет шитья брюк, сказали, что есть великолепная брючница Вера. Времена были далекие, и брюки только-только вошли в моду, и уже одни брюки я сшила у залихватской брючницы, первой предпринимательницы в Москве, ее звали Н. Она сделала выкройки на все размеры, наняла швею, сняла квартиру, у заказчиц спрашивала только размер, сорок шесть или сорок четыре, и я была у нее два раза. Дым стоял коромыслом, скромная швея строчила в другой комнате, а Н. (булавки в зубах и говорит сквозь зубы) придумала гениально: скроив и сметав на живую нитку такой-то размер, она надевала этот полуфабрикат навыворот на живую клиентку и где было широко — тут же прихватывала булавками, раз-два, и завтра приходи за брюками. Но что-то с этими брюками вышло плохо, их надо было в результате прикрывать свитером, и в следующий раз, через два года и перед отпуском, я и набрела через знакомых на Верочку.
Верочка приняла меня в своей комнате, где-то на проспекте кого-то большой генеральский дом, роскошные окна и высокие потолки, но комната у Верочки была одна, а за стеной, видно, жили соседи. Комната у брючницы Верочки была на диво хороша, как комната молодой художницы, много книг, зеркал, портьер, все темное и сверкающее, ковры и подушки. Сама Верочка меня тоже поразила: маленькая, изящная, личико как светлое яичко в гнезде темных стриженых волос, огромные зеркальные, очень спокойные глазки. Она-то все делала как заправская мастерица, обмерила-записала, один раз я пришла на примерку, на следующий я уже получила роскошные белые брючки, в которых затем и щеголяла много лет: плохо только, что тряпка была дешевая да и белая, стирала я их часто, потом штопала, а потом и выкинула, но спустя много лет.
Я носила эти брюки и как светлую мечту лелеяла планы еще раз посетить Верочку, которая, кстати, оказалась не брючницей, а студенткой и редактором в издательстве. Брюки были для поддержания жизни, так как (поняла я) Верочка ушла от родителей, богатых людей, получила от них свою богатую комнатку и дальше должна была жить одна.
Жила она и зарабатывала честно и блестяще, но больше я никогда так ее и не увидела, дела мои шли, в свою очередь, далеко не блестяще, было не до брюк.
Однако спустя сколько-то лет снова наступила весна и с ней страшная проблема, что нечего носить. Я все лелеяла в душе воспоминания о чудесной Верочке, о новом Робинзоне, о благоустроенном острове среди житейских бурь — и о белых брючках, которые служили мне единственной формой одежды летом, надел — и человек, надел — и не стыдно и так далее, а как это важно для молодой дамы, не стыдиться своей внешности, не сжиматься, не прятаться по углам.
Хорошо Верочке, думала я, она как кинозвезда со своими зеркальными шоколадными глазами, одета просто, английская принцесса, шьет и вяжет и сама для себя все устроила, как ей было нужно.
Короче говоря, я ей позвонила.
— А вы не знаете?— сухо сказала какая-то женщина.— Верочки здесь нет. Давно уже нет. Вы что, знакомая?
Я стала говорить, что очень далекая знакомая, Верочка мне что-то шила.
— Шила!— горестно воскликнула женщина.— Шила! Верочка умерла, вы что, не знали?
Пауза.
— Верочка умерла три года назад от рака груди. Боже мой, маленькая Верочка!
— Верочка очень хотела родить, но ей запретили из-за рака груди, но она не сделала аборт, а родила. Она умерла, когда ребенку было семь месяцев. Она не пошла под облучение и не принимала никаких лекарств, чтобы ему не повредить во время беременности. Верочка! Это такое было дело.
Женщина замолчала. Я тоже молчала.
— Верочка ведь родила одна,— сказала она,— без мужа. Она очень любила одного человека, но он был женат.
— А что же ребенок теперь?
— Мы, евреи,— сказала соседка,— мы детей своих не бросаем, да. Отец его навещает. Покупает что ему надо, да там и своих денег некуда девать. Там за ним глядят.
Видимо, Верочкины родители взяли ребенка к себе.
— Родители взяли, они его взяли,— подтвердила соседка,— хотя отношения были плохие. Верочка от них ничего не брала.
Это я помню.
Соседка медленно со мной попрощалась, медленно и значительно, а Верочка глядит теперь с небес на своего ребеночка и беспокоится о нем, они все там о нас беспокоятся, все, кто нас любил. Еврейка Верочка — неизвестно в каком раю.
Дама с собаками
Она уже умерла, и он уже умер, кончился их безобразный роман, и, что интересно, он кончился задолго до их смерти. Задолго, лет за десять, они уже расстались, он жил где-то, а она приехала и поселилась в Доме творческих работников как напоказ, одна и с собакой. Поскольку о ней здесь жила старая память, о ее эскападах и скандалах, об их попойках на весь мир, о том, что она жена крупного деятеля искусств — но была. Однако вспоминали, что она еще и дочь крупного деятеля прежних времен: и, не в силах ничего поделать, выделили ей апартамент, и она въехала туда с собакой и жила тихо, громко разговаривая лишь с собакой. «Ты сошла с ума»,— говорила она ей на балконе (соседние балконы слышали ее необычайно громкий голос, есть такие деятели с прирожденно громкими голосами, как бы вожди, полководцы и ораторы, но, как правило, просто скандалисты).
Соседние балконы раньше слышали оттуда сочные поцелуи приветствий, стук каблуков, громкие (тоже) голоса гостей, подвижение стульев и звон стаканов, особенно раздражали всех сочные, ясные, далеко разносящиеся, по-актерски природно поставленные голоса, которыми они страшно скандалили. Говорят, утюги летали по комнате, но все осталось цело, руки и головы. В один прекрасный момент разнеслась весть, что они разошлись, это он бросил все к черту и ушел к какой-то бабе. И вот вам явление дамы с собакой, вернее, с собаками, ибо она неоднократно появлялась, неся какую-то низменную, грязную, явно не в своей тарелке находящуюся постороннюю и сконфуженную собаку, перевешенную у этой дамы через плечо в виде лисьего меха, трепаного и пожранного молью как бы. Дама выговаривала своему пуделю, что он не имел права гнать эту несчастную, эту падаль, если ее хотят подкормить. Все имеют право жить, кричала (тихо выговаривала, как ей казалось) эта Брижит Бардо, нельзя никого гнать! Не гони, и не гоним будешь!
Она так шла, и от нее буквально шарахались живые люди, так разительно она сама напоминала трепаное, рваное животное, какое-то гонимое и, несмотря ни на что, ни на какие обеды в столовой, голодное. Она несла на плече смущенную рвань в виде дворняжки с грязными по локоть ногами, а рядом бежал ухоженный, тоже глубоко смущенный пудель, и все вокруг отводили глаза, смотрели вовсю только дети. Детей, кстати, она ненавидела, со своим довольно взрослым ребенком жила тоже в скандалах и, люди слышали, часто повторяла, что животные — единственные существа, которые ее не ругали никогда.
Внешний вид ее со времен развода сильно изменился, опала пышная когда-то грудь, руки увяли, как картофельные плети, волосы она раньше носила гордо и с прямой спиной, а теперь прятала под повязками, и единственное, что у нее осталось,— это любовь к побрякушкам, которые действительно качались на ней и брякали повсюду — в ушах, вокруг шеи, вокруг костлявых запястий. Собаки ее не ругали, бижутерия ее любила, и это все, что ей оставалось.
Только однажды она сорвалась, чего не было никогда, и показала свою новую сущность ханжи и старой девы: когда на балконе выше этажом собрались гости, застучали каблуками, заговорили громкими, сочными голосами, зазвенела посуда, полилось, забулькало — она выждала до полуночи, тайно негодуя, а затем сочно, трезво и раздельно сказала на своем балконе одну фразу, которую никто не разобрал и которую одни передавали как «мешаете спать моей собаке», а другие — «даже собаке надо отдыхать». Короче, что-то несообразное и нелепое по своей ханжеской сущности, но ясное по намерениям: пришло время праздновать следующему поколению, к которому она уже никакого отношения не имела, как ни к чему вообще. Уже все знали, что у нее нет средств к существованию, муж ей оставил квартиру и все, работать она уже не могла, как не могла и вернуться в свое учреждение после психбольницы, куда она угодила, вынутая из петли. В этом учреждении ее и вообще уже терпели едва-едва с ее яркими одеждами, бижутерией, дикой косметикой, опозданиями и прогулами, с ее пышными обещаниями провернуть то или иное дело с помощью влиятельных знакомых, а также со странной историей исчезновения чужих денег в ее комнате. Нашу даму никто не ловил на месте преступления, но слух пошел, ее начали опасаться всерьез, хотя виду не показывали, боясь совсем убить это глубоко раненное животное. Дальше — больше, она позвонила двум-трем женщинам, семейным и занятым, глубокой ночью, что сейчас повесится и дверь не закрыта, пусть приходят и вынимают. Женщины все как одна стали ее отговаривать, но когда она позвонила третьей, две первые созвонились и вызвали психперевозку, которая приехала, распахнули дверь, и наша дама от страха прыгнула со стула с приготовленной петлей на шее и с телефонной трубкой в руке — прыгнула именно от неожиданности, увидев белые халаты. Так бы, может, она и не прыгнула, думали ее сослуживицы. Но санитар перехватил суицидницу, ловко поймал, позвонки не порвались в ее хрупкой лебединой шее, и в штаны она не наложила, и язык не прикусила — никакого этого безобразия с ней не произошло.
www.booklot.ru
Иллюстрация ученицы 11 класса Л. Зорковой к рассказу А.П. Чехова "Дама с собачкой" |
Знакомство с автором рассказа "Дама с собаками".
Ссылка на видео с участием Л. Петрушевской.
Иллюстрация ученицы 11 класса Л. Зорковай к рассказу Л. Петрушевской "Дама с собаками" |
Урок проводится непосредственно после изучения рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой". Не называя автора произведения, я прочитала вслух рассказ Л. Петрушевской. Мне была интересна реакция учеников, на которых "не давит" авторитет имени писателя. Затем были выданы тексты рассказа /пока тоже без указания автора/. В свободной форме старшеклассники должны были прокомментировать произведение или ответить на вопросы:
1. Что это? Продолжение чеховского сюжета о даме с собачкой? Спор с Чеховым?
2. Как автор рассказа относится к своей героине?
3. Какие чувства изображённая в рассказе женщина вызвала в вас?
4. Понравилось ли вам произведение?
5. Почему рассказ называется "Дама с собаками"?
6. Как вы думаете, с какой целью автор написал этот рассказ?
7. А у вас во время чтения рассказа возникли вопросы? Если возникли, задайте их.
Затем из работ учеников я выбрала наиболее спорные и наиболее интересные фрагменты, распечатала и приготовилась к разговору о рассказе, который, конечно, многими учениками не был понят и оценён по достоинству. Надеюсь, что разговор выйдет за рамки одного или даже двух произведений. Речь пойдёт и о постмодернизме, и о назначении искусства в целом.
ЧТО ЭТО? ПРОДОЛЖЕНИЕ СЮЖЕТА ЧЕХОВСКОГО РАССКАЗА В СОВРЕМЕННОЙ
ЖИЗНИ? СПОР С ЧЕХОВЫМ?
Создалось такое впечатление, что это продолжение «Дамы с собачкой», но, в отличие от легко намекающего Чехова, здесь автор рубит с плеча, если у Чехова более воздушное произведение, то в этом рассказе взяты другие, более скандальные и от этого духовно низкие люди .
Это полное противопоставление рассказу Чехова.
КАК АВТОР ОТНОСИТСЯ К ДАМЕ С СОБАКАМИ?
Автор испытываетк ней отвращение и в то же время жалость.
С первого взгляда кажется, что АВТОР недолюбливает героиню, но потом замечаешь, что он и сочувствует ей, потому что в этом мире она никому не нужна.
Автор испытывает презрение к этой женщине.
Осуждает автор свою героиню или сочувствует ей, неясно. Пробегая глазами по строчкам, можно заметить массу историй и черт характера, которые выставляют даму в смешном свете, однако, когда узнаёшь, что она была в психлечебнице, понимаешь: всё не так забавно и смешно.
КАКИЕ ЧУВСТВА ОНА ВЫЗВАЛА В ВАС?
Мне эту женщину жалко. Увядший цветок, некогда красивый, теперь потерял привлекательность. Так и представляешь, как идёт Дама, а от неё шарахаются все живые люди. Она одинока. Ей не хватает любви. Даже роман у неё был безобразный.
ПОНРАВИЛОСЬ ЛИ ВАМ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
ПРОИЗВЕДЕНИЕ произвело на меня сильное впечатление. Рассказ заставил меня ценить хорошие взаимоотношения с другими людьми, так как без этого всё остальное теряет смысл.
Не вижу смысла читать этот рассказ.
Я бы никому не посоветовала читать этот рассказ. Рассказ мне показался скучным и пустым. Неприятно читать, это всего лишь поток презрения.
ЗАЧЕМ РАССКАЗ НАПИСАН?
ЗАЧЕМ же об этом писать? Кто-нибудь знает? Интересно, сам автор смог бы ответить на этот вопрос?
Текст наталкивает нас на определённые мысли: «А ведь в городе много таких! Действительно, все отворачиваются от них... Как им помочь?» В современном мире так сложно жить, что можно угодить и в психлечебницу!
Автор хотел показать свою «яркую» индивидуальность и презрение к классике. Автор оскорбил самого себя, выставив это на общественный суд, показав недалёкость своего ума. Даже если в тексте есть доля жизненности, это совсем не значит, что нужно об этом писать: такой мерзости хватает и в жизни.
После прочтения осуждение у меня вызывает не дама с собаками, а автор.
ПОЧЕМУ РАССКАЗ НАЗЫВАЕТСЯ «ДАМА С СОБАКАМИ»?
Почему «Дама с собаками»? Потому что только они не пытаются объяснить /осудить?/ поведение дамы, а принимают человека таким, какой он есть.
Потому что она постоянно кричала, ругалась, как собака.
Думаю, название случайно перекликается с названием общеизвестного чеховского рассказа, либо автор-женщина так одинока, что не знает, как привлечь к себе внимание, потому что настоящей литературы тут не видно, так, писанина, даже язык примитивный.
Согласитесь, что тут есть о чём порассуждать и с кем поспорить. Получается обычно интереснейший разговор!А можно написать, используя фрагменты из работ учеников, общий отзыв о рассказе.
Например:
Рассказ «Дама с собаками» вызвал у меня много вопросов. Как автор относится к даме с собаками? Почему она "с собаками", а не с собачкой? Что случилось в жизни дамы? Я могу с уверенностью сказать, что это продолжение рассказа Чехова, ведь автор оставил читателя в раздумьях: «А что с ними будет дальше?» Но этот рассказ написан более современно. Использованы те слова, которых не использовал бы Чехов. Автор не просто продолжил чеховскую историю, а убил всю нежность и красоту, присущую чеховским героям. Зачем? Возможно, чтобы мы наконец-то увидели этих серых незаметных людей, задумались о том, к чему приводит нерешительность и нежелание что-либо делать для своего счастья. Героиня – несчастный человек. Одинокий и никем не любимый. А ей так хочется тепла и внимания!Для санитара она лишь очередная суицидница, которую придется вынимать из петли /хорошо ещё, что в штаны не наложила!/, для знакомых полусумасшедшая, для которой надо срочно вызвать психперевозку, а для остальных - женщина, напоминающая трёпаное рваное животное, старая женщина, всеми гонимое существо. Без имени. Бедная, несчастная женщина! Ей нужно было внимание, как прежде, когда были в её жизни мужчины, шумные вечера. Такой была её жизнь, прежде чем она «угасла от рака и в муках». Даже о смерти её никто не знает, будто и не было никогда Дамы с собачкой! Или с собаками. « И ни одна собака не пожалела!» Так вот почему рассказ так называется. Дама, а живёт, как собака. И в окружении собак. Дама с собачьей судьбой. Жалеет её автор или презирает? Ответ я нахожу в строчке:«Все имеют право на жизнь! Не гони, и не гоним будешь». Когда читаешь рассказ «Дама с собаками», мурашки бегут по коже, но не от того, что читаешь о чём-то нежном, милом и трогательном, а оттого, что всё это мерзко и жутко.Неужели такова современная жизнь, обрекающая на одиночество и презрение?
И несколько "шедевров" из работ старшеклассников.
1. Дама из второго рассказа приобретала свой образ за счёт большого количества цитат.2. У Чехова был шпиц, а у Петрушевской - пудель.3. Писательница хочет показать некую жалость к героине и обиженность на жизнь. У неё остались только собаки и украшения.4. Нужно жить и доживать до конца всеми силами.5. Автор хотела показать любовь, но не к людям, а к животным.
www.dunaeva.info
У нее всегда торопливая походка, сдвинутые у переносицы брови, и оттого кажущийся суровым взгляд. Вот она идет со свего завода, кивает, не останавливаясь, кумушкам у ворот: «Добрый вечер!» — и ныряет в свою калитку. «Деловая!» — поджимает губы соседка после медового «Здрасьте!» Другая продолжила: «Сейчас, глянь, с собакой появится. И чего с ней гулять, когда дворы у всех? Мужьям нашим показываться! Вон, уже прилипли носами к окнам!»А дама действительно уже выходила из калитки, переодетая в спортивный костюм, с высоким черным тонконогим псом. Шагом пройдя мимо соседей, они тихо-тихо набирали скорость, и вот уже понеслись в конец поселка.«Ну что беситесь!» — прокричал кумушкам в форточку чей-то муж. — «Порода у пса такая, ему нужны длинные пробежки, а то форму потеряет. Дворы-то у нас с гулькин нос, только дворнягам нашим и хватает».Началась перебранка: «Защитник нашелся. А сам-то что выставился?» Все стихало, лишь когда возвращались дама с собакой (не называть же собачкой эту огромную животину). И имя у нее — Шерп. Не в пример их шарикам и барбосам. И разговаривает с ним, как с равным: «Ну, ты даешь, Шерп. Еще так далеко убежишь от меня, дома будешь сидеть. Ну, открывай калитку». И тот толкал передними лапами дверцу…В поселке у завода все друг друга знали. А эта дама появилась тут недавно, говорят, разойдясь и разменявшись с мужем, — один большой дом на два маленьких. Пса вместо мужа, вишь, завела, злословили соседи. И не желали ей вроде ничего дурного, а так, потому что была «другая».А эта «другая» с порога бежала на кухню, потом в комнату больной матери, обтирала, обмывала ее, перестилала постель, кормила. Та в таком полубессознательном состоянии была уже третий год, но и до того долго болела, все по больницам да санаториям. И дочь, способный инженер, которого ценили на заводе, исхитрялась в течение дня отнести ей передачу, что-то приготовить семье. Муж ушел, объяснив, что «не имеет здесь радости». Сын уехал еще раньше, по приглашению, в другую страну на работу. Пса-то он и завел, а, уезжая, наказывал домашним, как себя с ним вести, чтоб «не испортился»…Когда мать начинала дремать, дочь шла купаться. Потом ела за столиком у телевизора, поставив перед этим на пол миску с едой для Шерпа. Тот, наевшись, подходил к дивану, где сидела хозяйка, и мордой тыкался в ее колени: погладь. Она сдвигала посуду к другому краю стола и начинала водить рукой по его гладкой блестящей шерсти: «Умница, хороший…» Так вдвоем и сидели, глядя в «ящик». Шерп первый начинал похрапывать, вытянувшись у ее ног. Она тихо переступала через него…А утром снова пробежка, мать, завтрак, завод. И — до вечера. Сутки были похожи друг на друга, как две капли воды, и ничто не нарушало их одиночества втроем.В воскресенье она бегала с Шерпом в соседний парчок, где была выгульная площадка для собак. Владельцы четвероногих обменивались друг с другом информацией о своих питомцах — что вытворяют, что едят… Не знаю, что говорит официальная статистика, но здесь хозяева собак были в основном женского пола и преимущественно одинокие. Так что «собачья» тематика превалировала, а об остальном что скажешь? Грустно, когда столько одиноких женщин.Приходила сюда, например, маленькая блондинка с двумя большими собаками, черной овчаркой и рыжей колли. Все трое смотрелись очень респектабельно. Блондинка увлекалась травами и как-то напросилась посмотреть больную мать хозяйки Шерпа. Тогда-то и «припечатали» ее всевидящие соседи: «Смотри-ка, барыню какую привела».«Барыня» стала наведываться к «деловой», приносила для ее матери травяные отвары. Она была биологом, работала в каком-то НИИ, муж давно умер, дети, уже взрослые, жили отдельно. Собаки же ей достались от уехавших друзей — таких в случайные руки не отдашь.«В первый же вечер, когда колли привели ко мне, она взобралась на мою постель. И положила свою интеллигентную морду на мою подушку», — смеясь, рассказывала она. Овчарка у нее появилась раньше и спала на диване. «Мои девочки», — говорила она про них. И сама стала спать на кушетке у телевизора. Хорошо, что об этом не знали соседи, которые и без того судачили — лучше б мужика себе завела да холила, чем двух собак. Нестарая еще, интересная женщина.А у нее, как и у подруги, недели бежали, похожие друг на друга, ничем не разнообразясь: работа в институте (сплошь женский коллектив), дом, собаки, которых она очень любила, но… Всего вакуума в душе они, естественно, не заполняли. Раньше, когда еще с детьми крутилась и на книги время находила, а сейчас даже читать порой не хотелось — томили пустые углы…Когда-то одна из «собачатниц» вроде бы в шутку сказала: «А нас, между прочим, и найти можно было бы. Ну есть же где-то и одинокие мужчины? Нужна только мясная косточка, «случайно» оказавшаяся у них в кармане, — классический же способ познакомиться через собаку».И будто подслушал кто… В один из выходных хозяйку Шерпа вдруг удивил возникший перед ней мужчина — почти в обнимку с ее псом. «У меня самого всю жизнь собаки, умею с ними ладить», — объяснил он. Слово за слово, пошли гулять по парку. Потом он провожал ее…— Ну и?.. — позвонила ей наутро «барыня».— Удивительное совпадение интересов. Сказал, что его собаке будет хорошо со мной. Сегодня придет ко мне с ней. И со всем приданым.— Уже?!— Оставит ее у меня навсегда. С запасом собачьих консервов. Он сам с женой и детьми уезжает.Галина Георгиева.
vsyo-vsyo.ru
Простоволосая женщина средних лет, в лице которой трудно прочесть какие-то определенные мысли или эмоции, неторопливо идет по солнечной роще где-то на окраинах Буэнос-Айреса, собирая с деревьев сливы. Вокруг нее вьются собаки разных мастей и пород — в кадре их сосчитать трудно, но точно больше десятка. Ближайшие полтора часа зритель будет наблюдать, как она ведет свой быт: строит из мусора дом в лесу, ищет пластиковые бутылки, ходит за водой, выезжает в город, болеет, кормит собак. За весь фильм мы ни разу не услышим ее гооса.
По сухому описанию трудно понять, как много в этом фильме чистого воздуха. Пересказанный, он неизбежно наводит на мысли о том, что над конструкцией здесь должна возобладать концепция, что это — формальный эксперимент, поставленный, чтобы проиллюстрировать те или иные программные заявления. На деле же все оказывается немного иначе, кино течет плавно, ускользая от любой прямолинейной трактовки — и если тут есть посыл, то формулировать его стоит отталкиваясь именно от этого ощущения. Маленький фильм, поставленный Лаурой Ситарелья и Вероникой Льинас, родился из идеи снять Льинас (в жизни — известную комедийную актрису, популярную на аргентинском ТВ) вместе с ее тринадцатью собаками. Кинокомпания Pampero cine, состоящая из четырех друзей, работала над ним три года, в свободное время и без привлечения какого-либо финансирования, но в ответ на вопрос, можно ли считать «Даму с собаками» метафорическим высказыванием о том, каково делать в Агрентине независимое кино, режиссер смеется и отшучивается. Можно считать, а можно и не считать. На вопросы о социальном подтексте или о феминизме тоже отвечает расплывчато, хотя в отрыве от фильма и о том, и о другом рассказывает с удовольствием. Все эти темы остаются рядом, но за кадром — и в разговоре, и на экране.
«Дама с собаками». Реж.Лаура Ситарелья и Вероника Льинас. 2015Переместив героиню и животных в дикие условия, авторы не включили в свой рассказ никакой предыстории — как и почему эта женщина оказалась в лесу, неизвестно, да и, видимо, не так уж важно. Все происходящие события формально упорядочены в четыре главы — лето, осень, зиму и весну. Место выбрано абстрактное — пустыри между городом и деревней, какие есть вокруг любого мегаполиса. Главная героиня не имеет ни имени, ни голоса. Все это сознательные решения: избавившись от опознавательных маркеров, история превращается в наблюдение за человеком, живущим в обход общепринятых правил — не для того, чтобы проанализировать, почему так случилось, а для того, чтобы вглядеться в то, как это происходит. Главная героиня не бунтует против системы, да и где тут бунтовать, когда надо кормить собачью стаю и успеть к зиме утеплить самодельные стены. Действия здесь важнее причин.
Конечно, пока смотришь это неторопливое кино, в голове проплывает множество ассоциаций: мифологическая Диана, рассуждения Генри Торо, герой «Свободы» Лисандро Алонсо, неспешно разделывающий посреди ночного поля приготовленного на костре броненосца. Долгая финальная сцена с горожанами, приехавшими в выходной день развлекаться катанием на мотоциклах по грязи и пыльным склонам, может чем-то напомнить гонку Тур де Франс из фильма «Сомбре». Эти ассоциации течение фильма вымывает из головы одну за другой, возвращая зрителя к непосредственной действительности происходящего в кадре. При желании каждая такая отсылка может стать ключом к истории, но ни одна не раскроет ее целиком. Как ни крути, из него не складывается манифеста. Зато складывается интересный разговор о направлении взгляда: о том, что если действительно хочешь что-нибудь разглядеть, возможно, стоит для начала как следует всмотреться, не торопясь и не привлекая к делу спасительную систему ярлыков и отсылок. И постепенно, как дом из обломков, выстроить собственное понимание вещей.
seance.ru
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ
Сценарий, написанный по повести Антона Чехова, был сделан, по воспоминаниям автора, как-то уж очень легко и быстро. Возможно, это было связано с особой кинематографичностью чеховских текстов, а может быть, с особенным отношением к Чехову самого режиссера, который считал «неоспоримым достоинством писателя умение видеть необычное в самых простых вещах».
«Каждому постановщику хочется перенести на экран одно из самых дорогих ему бессмертных творений русских писателей...»
Кадр из фильма «Дама с собачкой»
Кадр из фильма «Дама с собачкой»
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ
На главную роль Гурова Хейфиц утвердил Алексея Баталова. Этот выбор удивил многих. Баталов был слишком молод для этой роли и, как казалось тогда многим, слишком простоват для экранизаций Чехова.
Но сам Алексей Баталов мечтал сыграть эту роль. Помимо его искренней любви к творчеству Чехова, он стремился отойти от привычного амплуа советского труженика, простого работящего парня, чуть-чуть нагловатого и слегка грубоватого. Пытаясь срастись со своим персонажем, Баталов купил себе туфли на размер больше, чтобы походка стала тяжелее и солиднее, отпустил бороду и начал сутулиться, чтобы приблизиться к возрасту героя, и даже стал носить перстень.
Но все самостоятельные усилия и актерские предложения Баталова были забракованы Иосифом Хейфицем. Бороду он назвал пошлой, попытку казаться старше — ребячеством, а походка его раздражала в принципе. И он постоянно делал замечания молодому актеру, чтобы тот не косолапил. Позже эту своеобразную «фирменную» походку Алексея Баталова полюбят миллионы отечественных кинозрителей.
Ия Саввина, приглашенная на главную роль, юная, легкая, вовсе не была профессиональной актрисой. Она училась на втором курсе журфака МГУ, играла в студенческом театре, где ее и заметил Хейфиц. Она сразу поразила его удивительным сходством с героиней Чехова. Иосиф Ефимович пригласил ее не раздумывая. И ни разу не пожалел о своем выборе.
Кадр из фильма «Дама с собачкой»
Кадр из фильма «Дама с собачкой»
ПРОЦЕСС СЪЕМОК
Съемки начинались в Ялте, где и разворачивается чеховское действо, но они продолжались недолго, так как началась полоса пасмурных дней. Ко всему прочему Баталова сразила тяжелейшая болезнь глаз, так что во многих натурных сценах снимали его дублера. В результате пришлось переносить все съемки в павильон и строить специальные летние декорации, да еще и художникам по свету пришлось особенно тщательно поработать — так, чтобы не было заметно разницы между естественным солнечным светом и искусственно создаваемым сочинским солнцем в павильоне. И здесь оператор превзошел самого себя — даже коллеги Дмитрия Месхиева не могли с первого раза угадать, где съемки натурные, а где павильон.
Когда картина вышла на экраны, она стремительно завоевала невероятную популярность не только в Советской России, но и за рубежом. Великий итальянский режиссер Федерико Феллини смотрел ее несколько раз подряд и не уставал ею восхищаться. А Марчелло Мастроянни говорил, что сниматься в такой картине — большая честь для любого актера.
КИНОНАГРАДЫ
На Международном фестивале в Каннах картина получила приз за высокий гуманизм и превосходные художественные качества, а Британский киноинститут включил картину «Дама с собачкой» в число лучших фильмов года.
Информация для учителя.
Лекция о фильме «Дама с собачкой»
Лариса Бравицкая, Дарья Мороз, Любовь Толкалина, Борис Любимов
12 мин
Лекторы: актрисы Лариса Бравицкая, Дарья Мороз, Любовь Толкалина, профессор Борис Любимов.
www.culture.ru
Жанр: драма, исторический фильм, экранизацияСлучайное знакомство на отдыхе в Ялте Гурова и Анны Сергеевны перерастает в глубокое чувство. Их общение вдали от дома открывает перед обоими новый мир, полный иллюзорных надежд на совместное будущее. Но он женат, и у неё своя семья…В фильме снимались:Алексей Баталов, Ия Саввина, Нина Алисова, Дмитрий Зебров, Пантелеймон Крымов, Юрий Медведев, Г. Розанов, Юрий Свирин, Владимир ЭренбергРежиссер: Иосиф Хейфиц
Премьера фильма состоялась 28 января 1960
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ1960 год — МКФ в Канне (Спец. премия — Ия Саввина)1960 год — МКФ в Канне (Приз лучшей национальной прграмме «За гуманизм и исключительные художественные качества» — Иосиф Хейфиц)1960 год — МКФ в Лондоне (Почетный диплом за режиссуру — Иосиф Хейфиц)1961 год — Британская киноакадемия (Диплом «За изобразительное решение фильма» — Исаак Каплан, Белла Маневич-Каплан)
Чеховская «Дама с собачкой» — проба Хейфица в классике. «Этот фильм не знаменует отход от современной темы, — возражал режиссёр. — Каждому постановщику хочется перенести на экран одно из самых дорогих ему бессмертных творений русских писателей. А у меня есть ещё особые обстоятельства. Чехов видел в обычном необычное. Эта черта его творчества близка и понятна мне. Поэтому я и решил к юбилею писателя поставить „Даму с собачкой“, которую Горький считал вершиной чеховского реализма. Кроме того, в этом рассказе выражены нестареющие призывы к красоте человеческих отношений. И думается мне, что они и сейчас могут прозвучать вполне современно. Чехов — наш союзник в борьбе с остатками пошлости…»
Дама с собачкой
Ялта. Здесь впервые встретились герои фильма Гуров и Анна Сергеевна. За плечами у обоих горький опыт семейной жизни. Гуров привычно флиртует с молоденькой женщиной, предполагая, что это — начало традиционного курортного романа. Но — роман затягивается и в итоге настолько увлекает Гурова, что он начинает пересматривать всю свою жизнь. С появлением Анны Сергеевны — наивного, чистого и прелестного создания — жизнь его начинает обретать новый смысл…Иосиф Хейфиц рискнул взять на роль Гурова Алексея Баталова. Этот выбор режиссёра многих удивил. Хейфица начали убеждать, что Баталов не годится для этой работы. Во-первых, молод, во-вторых, простоват.
Отрывок из фильма «Дама с собачкой»
«Мне очень хотелось работать над этой ролью, — вспоминает Алексей Баталов, — и потому, что Чехов, и в силу моей неразрывной связи с Художественным театром, и, наконец, потому, что Гуров, как материал, давал возможность перейти в другое амплуа, в круг совсем иных человеческих переживаний. Именно поэтому я стремился преодолеть всё, что отделяло меня от роли и как-то могло смущать Хейфица. Прежде всего я отпустил бороду и стал побольше сутулиться, дабы убедить противников моего возраста в пригодности по годам. Для проб я выбрал туфли большего размера, чтобы ноги и походка казались посолиднее, потяжелее… На безымянном пальце появилось кольцо, призванное хоть сколько-то культивировать мои привыкшие к грязным инструментам руки.
Дама с собачкой
Теперь все это кажется несколько наивным, но тогда мне было вовсе не до смеха, да и сейчас я, пожалуй, поступил бы точно так же, потому что желание всеми сторонами склеиться, сблизиться с героем и сегодня представляется мне самым закономерным актёрским стремлением».Хейфиц, завидев бородатого Баталова, замахал руками: «Что это за ужас, снимите немедленно, бутафория, чушь». Оказалось, что борода была чернее, чем надо для тонкого образа героя. Её пришлось красить, выдёргивать, чтобы она была такая, как задумал режиссёр.
Считалось, что Гуров должен переживать свою последнюю любовь и выглядеть типичным русским интеллигентом конца прошлого века. Человеком в возрасте. Иосиф Хейфиц, изучив кипы писем, воспоминаний и черновиков Чехова, установил возраст Гурова, который, как оказалось, почти совпадал с возрастом Баталова.
Дама с собачкой
…Ия Саввина была студенткой факультета журналистики МГУ. Со второго курса она постоянно играла в студенческом театре. В спектакле «Такая любовь» (в постановке Р. Быкова) её увидел Баталов. Он был поражён внешним сходством Ии с героиней знаменитого рассказа Чехова…Съёмочная группа на фильме подобралась профессиональная и приятная во всех отношениях. В своих интервью разных лет Алексей Баталов с теплотой отзывался о Хейфице, актёрах, художниках Исааке Каплане и Бёлле Маневич…
В Ялте Хейфиц искал детали, дающие представление об атмосфере того времени. «Осторожно с пейзажем!» — делает он пометку в своём дневнике. «Осквернённая природа. Парфюмерный запах вместо аромата цветов. Скука. Сонное море. Пустые бутылки. Праздность прохожих. Ленивый фотограф. Чиновник и жена по очереди взвешиваются на весах. Обострённый нездоровый интерес к мелочам». Таков мир, в котором существовали два хороших, но несчастных человека. И вот они встретились……Море. Пустая набережная. Снимается ответственный кадр — первое появление в картине. Жара природная усиливается операторским светом и многочисленными щитами, покрытыми серебряным блеском — «подсветки». Баталов и Саввина точно почувствовали замысел режиссёра, и съёмки эпизода прошли без особых непредвиденных затяжек.
Дама с собачкой
В качестве консультантов пригласили двух старушек. Одна из них сразу же заявила Хейфицу, что Баталов при ходьбе косолапит, а это не вяжется с образом интеллигента. Режиссёр стал пристально следить за походкой своего артиста и постоянно одёргивать его.
Баталов раздражался. И вот в Ялте объявился глубокий старик, который когда-то в молодости был лодочником и возил самого Чехова. Когда он увидел на съёмочной площадке Баталова, то, улыбнувшись, заметил: «Шляпа-то у него точно как у Чехова». А когда Баталов подошёл ближе, лодочник возликовал: «И косолапит, как Антон Палыч!»
В Ялте пробыли недолго. Полоса пасмурных дней. Снимать нельзя.
Окончательно нарушила планы съёмочной группы тяжёлая болезнь глаз у Баталова. Пришлось многие сцены перенести с натуры в павильон, декорировать северный пейзаж под южный — иначе картине грозила консервация. Трудности, как всегда бывало, подхлестнули фантазию оператора Москвина.
В Ялте он снял с дублёром Баталова общие планы, в которых пейзаж был определяющим. Актёрские же куски доснимались в павильоне. Но создать в павильоне такую воздушную среду, такие эффекты дневного и ночного освещения, чтобы они рядом с натурными ничем не выдали своего искусственного происхождения, — задача большой трудности. С ней Москвин справился великолепно. Кадры, снятые на натуре и в павильоне, склеивались вперемежку. Даже профессионалы не всегда могли отличить их.
Дама с собачкой
Сцена расставания героев на симферопольском вокзале кончается в рассказе так: «Гуров думал о том, что вот в его жизни было ещё одно похождение или приключение, и оно тоже уже кончилось, и осталось теперь воспоминание… Он был растроган, грустен и испытывал лёгкое раскаяние: ведь эта молодая женщина, с которой он больше никогда не увидится, не была с ним счастлива».
Великолепную деталь нашёл Хейфиц. Поезд ушёл, а на досках перрона осталась обронённая Анной Сергеевной перчатка. Гуров аккуратно вешает её на станционный забор. Перчатка «врезается» в память зрителя, заставляет его вспомнить все то, с чем так легко прощается Гуров.
Для Анны Сергеевны — поначалу — настаёт счастливая пора влюблённости. Позже — разочарование: она приезжает в Москву, встречается с возлюбленным и понимает, что Гуров — такой же скучный человек, как и её муж (с той лишь разницей, что интеллект, такт и душевный потенциал Гурова, вероятно, выше). И живёт в Москве так же скучно, как и она со своим мужем в Саратове…
Дама с собачкой
Картина кончается таким кадром: ссутулившись, уходит из московской гостиницы Гуров, последний раз кланяется он прильнувшей к окну Анне Сергеевне. Холодно, метёт снег: она наверху, он внизу. Свет, идущий из окна Анны Сергеевны, так ярок, он прорезает темноту ночи, будто тянется к Гурову. В нём тепло, нежность, огонь надежды и вера в будущее.Григорий Козинцев на художественном совете заявил, что не почувствовал, не уловил с экрана того, что для него составляет «Дама с собачкой». Сказал, что ему лично мешают лишние слова и фильм скорее напоминает попурри из Чехова, чем рассказ Антона Павловича «Дама с собачкой».
Многие тогда и предположить себе не могли, что эта, казалось бы, очень русская классическая экранизация завоюет огромную популярность не только в России, но и за её пределами. Восхищённый Федерико Феллини говорил, что смотрел «Даму с собачкой» несколько раз. Марчелло Мастроянни заявил, что счёл бы за честь сыграть в таком фильме.
На Международном фестивале в Каннах картина получила приз за высокий гуманизм и превосходные художественные качества. Британский киноинститут включил «Даму с собачкой» в число лучших фильмов года.
Дама с собачкой
Очень люблю этот фильм. Он неимоверно красивый и такой щемяще грустный, Я его первый раз увидела уже взрослой. Он у меня очень долго из головы не выходил, я потом и рассказ перечитала и пьессы, первый раз после школы. Соглашусь с теми, кто считает, что все три актера: Баталов, Саввина, Алисова сыграли здесь одни из лучших своих ролей.
Фильм потрясающе снят Москвиным — «картинка» производит просто гипнотическое воздействие. А какая музыка, просто серце щемит. И как показана эволюция чувств Гурина: легкий интерес, охотничья стойка, получение приза, равнодушие при прощании у поезда (в том числе перчатка, забытая Анной).
Дама с собачкой
И вроде дома все по старому, а потом тоска и память. Он ведь когда поехал к ней еще сам не знал всей силы своего чувства к ней, и вся сцена в театре: от его первого взгляда на ее локон, ее взгляд, этот пробег по бесконечным лестницам до их сумбурного разговора. Их эти встречи, и та, которая показана нам, и те, которые были и будут… невозможность счастья, тревога друг за друга и любовь, от которой невозможно отказаться.И еще они все трое в этом фильме люди: живые, чувствующие, неоднозначные, а не «персонажи». В рассказе героиня Алисовой это нечто тяжелое, однозначное, давящее и вызывающее стойкую неприязнь.
А в фильме это женщина, которая любит своего мужа, чувствует, что что-то происходит, но ничего уже изменить не может.А как Алексей Владимирович передает здесь все тончайшие движения души своего героя, как он в этом фильме красив, как смотрит, как говорит. Вообще считаю, что его голос: тембр, интонации, эмоциональность и т.д. одни из самых узнаваемых в нашем кино. Не знаю лучшая ли это у него роль, но то, что для меня одна из самых-самых это точно.
И конечно Ия Сергеевна Саввина. Как она здесь легка, воздушна, сначала почти прозрачна, как видение или мираж, а потом даже при некоторой экзальтированности, живая, любящая, грустная.
Пишу и слышу ее голос «…это они по злобе.» и сердце разрывается. Удивительная актриса, сильная женщина с непростой судьбой, умная, саркастичная, красивая. Она часто играла именно сильных женщин, а здесь она такая тихая, застенчивая, испуганная, несколько неловкая. И голос этот срывающийся, чуть дрожащий. А как ей шли все эти наряды, шляпки, прически. Красавица.
По материалам сайта:http://lib.rus.ec/b/111255/read#t45
Разместить заметку:
1001material.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Да́ма с соба́чкой» — рассказ русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова, написанный в 1898 году. Впервые опубликован в журнале «Русская мысль» № 12 в 1899 году[1].
Москвич Дмитрий Дмитриевич Гуров и Анна Сергеевна фон Дидериц («дама с собачкой») встречаются в Ялте, куда оба приехали на отдых. Через неделю после знакомства между ними завязывается роман. Несмотря на то, что и Анна Сергеевна замужем, и у Гурова в Москве есть жена и трое детей, герои рассказа влюбляются друг в друга, как дети.
Они оба несчастливы в браке, и теперь, увлеченные этим романом, искренне верят, что наконец-то встретили свою настоящую любовь.
Но отдых подходит к концу, а вместе с Ялтой Гурову приходится расстаться и с его «курортным романом». Герой возвращается к своей обычной московской жизни, к своей семье, к жене, которую не любит, но тоска по Анне Сергеевне не даёт ему жить как прежде. Гуров отправляется в город С., где живёт его возлюбленная. Когда он видит обстановку захолустья, в котором ей приходится жить, он понимает, откуда у Анны Сергеевны взялась эта скука к жизни. Встретившись в местном театре, влюблённые договариваются, что Анна Сергеевна приедет в Москву, и они с Гуровым встретятся в гостинице Славянский базар.
Так и продолжается их жизнь. Анна Сергеевна и Гуров регулярно в тайне от своих семей встречаются в этой гостинице и надеются, что в будущем их жизнь будет лучше, ведь они нашли свою настоящую любовь.
Есть мнение, что рассказ был написан Чеховым под впечатлением его поездки в Ялту, а также встречи с последней любовью писателя — Ольгой Книппер.
Рассказ был высоко оценен критиками. В частности В. В. Набоков считал «Даму с собачкой» одним из величайших литературных произведений в истории, Р. И. Сементковский заявлял, что «Гуровых на Руси много», а Б. С. Мейлах сравнивает сюжетную линию «Гуров — Анна Сергеевна», с линией «Анна Каренина — Вронский» (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина»), с этой параллелью, однако, не согласился Н. И. Пруцков, что привело к полемике между Н. И. Пруцковым и Мейлахом[1][2].
Несмотря на название рассказа, ведущую роль занимает не Анна Сергеевна, а Гуров и произошедшие в нём под влиянием любви перемены[2].
Х Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его. – Слава богу! – крикнул он. – Ну, слава богу! – повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. – И чег'т тебя возьми, из за тебя не спал! – проговорил Денисов. – Ну, слава богу, тепег'ь ложись спать. Еще вздг'емнем до утг'а. – Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением. Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор. На дворе еще было совсем темно. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев. Вблизи от караулки виднелись черные фигуры казачьих шалашей и связанных вместе лошадей. За избушкой чернелись две фуры, у которых стояли лошади, и в овраге краснелся догоравший огонь. Казаки и гусары не все спали: кое где слышались, вместе с звуком падающих капель и близкого звука жевания лошадей, негромкие, как бы шепчущиеся голоса. Петя вышел из сеней, огляделся в темноте и подошел к фурам. Под фурами храпел кто то, и вокруг них стояли, жуя овес, оседланные лошади. В темноте Петя узнал свою лошадь, которую он называл Карабахом, хотя она была малороссийская лошадь, и подошел к ней. – Ну, Карабах, завтра послужим, – сказал он, нюхая ее ноздри и целуя ее. – Что, барин, не спите? – сказал казак, сидевший под фурой. – Нет; а… Лихачев, кажется, тебя звать? Ведь я сейчас только приехал. Мы ездили к французам. – И Петя подробно рассказал казаку не только свою поездку, но и то, почему он ездил и почему он считает, что лучше рисковать своей жизнью, чем делать наобум Лазаря. – Что же, соснули бы, – сказал казак. – Нет, я привык, – отвечал Петя. – А что, у вас кремни в пистолетах не обились? Я привез с собою. Не нужно ли? Ты возьми. Казак высунулся из под фуры, чтобы поближе рассмотреть Петю. – Оттого, что я привык все делать аккуратно, – сказал Петя. – Иные так, кое как, не приготовятся, потом и жалеют. Я так не люблю.
wiki-org.ru
Pragueratter | Все права защищены © 2018 | Карта сайта