Когда и как собака стала другом человека? Человек собака
20 лет назад cкромный художник родом из Киева впервые стал собакой: Искусство: Культура: Lenta.ru
20 лет назад, 23 ноября 1994 года, Олег Кулик впервые предстал перед изумленной публикой в образе бешеного пса. Oбраз человека-собаки был настолько ярок, что фамилию Кулик даже сегодня, через 20 лет после начала «собачьего цикла» и через 16 после его завершения, знают люди, никогда не интересовавшиеся современным искусством. Человек-собака Кулик, до 1994 года экспозиционер в галерее «Риджина», становится массмедийным персонажем и таким же символом времени, как телеведущий Владислав Листьев, политик Владимир Жириновский и глава финансовой пирамиды «МММ» Сергей Мавроди. Главный редактор журнала «Артгид» Мария Кравцова вспоминает все собачьи акции художника.
23 ноября 1994 года в галерее Марата Гельмана состоялось первое появление человека-собаки. Из помещения галереи на Малой Якиманке выскочил обнаженный Кулик, привязанный к цепи (ее конец был в руках у художника Александра Бренера, одетого только в боксерские трусы), и в течение семи минут кидался на проезжавшие мимо машины и зрителей.
Олег Кулик: «После того как я перестал развешивать картины в “Риджине”, у меня не было денег даже на хлеб. Мне ничего другого не оставалось, как бегать по улицам, как бездомный пес, и лаять на людей. Я приполз к Марату Александровичу Гельману и предложил охранять вход в его галерею. “Возьмешь, — говорю, — меня на службу, буду верен тебе, как пес цепной”. Он заржал, даже выгнал меня, кажется, а потом перезвонил и согласился. Я начал продумывать детали акции и понял, что она будет не очень удачной, если я буду просто сидеть на привязи рядом со входом с галерею. Нужна была динамика, поэтому возникла идея подключить Сашу Бренера, который бы водил меня на цепи. Саша сначала воспринял предложение с настороженностью, но пообещал подумать. Подумал, подумал и согласился, а заодно к моему названию “Бешеный пес” придумал и поэтические продолжение: “Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером”. После первого “собачьего” перформанса в газетах писали: “До чего народ довели, люди голые бегают по улицам и бросаются на прохожих!”, — а мэр Лужков обещал вытравить голых с улиц города».
Фото: архив Олега Кулика
Александр Бренер, Олег Кулик. «Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером». Галерея Марата Гельмана, Москва. 23 ноября 1994
В следующем, 1995 году Кулик «дает собаку» в Цюрихе: никому не известный художник приезжает из России, чтобы блокировать вход на выставку «Знаки и чудеса. Нико Пиросмани и современное искусство» куратора Биче Куригер, на которой, помимо работ Пиросмани, экспонировались произведения Джеффа Кунса, Синди Шерман, Демиэна Херста и других ведущих мировых художников.
Олег Кулик: «Я считал, что “Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером” станет моей первой и последней подобной акцией, когда неожиданно пришло предложение сделать нечто подобное в Цюрихе. Письмо за подписью Биче Куригер было написано на бланке Кунстхауса Цюриха и выглядело весьма солидно (хотя потом я узнал, что приглашение подделал и прислал Александр Шумов, а музейное начальство до последнего момента не подозревало о том, что я упаду им на голову). Я решил, что видоизменю акцию — буду сидеть внутри музея, в уголочке и изображать тихий ужас из России. Но оказалось, что в Цюрихе меня никто не ждет, Куригер заявила, что художника по имени Олег Кулик не существует, а охрана музея вышвырнула меня на улицу. И в этот момент передо мной встала дилемма — умыться, уехать домой и уйти из искусства или протестовать! Я решил, что раз меня, по утверждению Куригер, не существует, то я могу делать все, что угодно! Я перегородил вход на выставку, рычал, кусался и никого не пускал в музей. В результате меня арестовали, разразился большой скандал, о котором Биче до сих пор вспоминает с нежной ностальгией».
Фото: архив Олега Кулика
Олег Кулик. Reservoir Dog. Кунстхауc, Цюрих. 30 марта 1995
Одна из самых громких медийных акций Кулика 1990-х — создание Партии животных в 1995 году, от которой он был намерен баллотироваться в президенты. Кулик ведет предвыборную агитацию в Политехническом музее и на московских рынках, выступает перед журналистами в костюме и собачьем наморднике в центре Москвы — на Тверской. На предвыборных плакатах запечатлены страстные лобзания кандидата с собакой и лозунг: «Какие претензии к нам могут быть у зеленых, дружок?»
Фото: архив Олега Кулика
Олег Кулик. «Человек с политическим лицом». Тверская улица, Москва (в рамках акции-демонстрации «Звери против зверств»). 16 июля 1995
Олег Кулик: «На НТВ в 1995 году была организована дискуссия, как отнять голоса у ультрарадикалов. Появилась идея организовать как можно больше смешных партий, в частности Партию животных Кулика, чтобы она отбила 2–3 процента сумасшедших у Жириновского. Леонид Парфенов тогда сказал: “Вы уверены, что он отобьет 2 процента, а если это будут все 20–30? ” Партия животных была органичным продолжением моего зоофренического проекта. Политика как таковая меня не интересовала, я всегда хотел быть художником. Скорее это была метафора времени, когда политика идет не от ума, а от какой-то животной потребности выделиться, занять какое-то место, пометить столбы. Думаю, что моя идеология любви к животным, близости к природе могла запросто захватить вообще всю Россию, и я стал бы президентом. Я провел несколько шумных акций по сбору подписей. Но когда принес в избирком подписные листы, на которых были приклеены мухи, тараканы и киски лапку приложили, меня буквально вышвырнули оттуда».
В 1996 году по приглашению художника Эрнста Бильгрена Кулик участвует в выставке Interpol в Стокгольме. В уже узнаваемом образе взбесившегося пса он бросается на посетителей вернисажа и даже кусает одного, в ответ на эти действия его бьет ногами шведский куратор выставки. Художник Александр Бренер на той же выставке выступает не менее радикально, уничтожив работу китайского художника Гу Вэньда. Возмущенные участники выставки написали коллективное письмо с осуждением действий Кулика, Бренера и куратора Виктора Мизиано, разослав его по всем международным художественным институциям. Результат оказался неожиданным для обвинителей. Многие признали легитимность действий художников, а один из ведущих журналов по современному искусству в мире, Flash Art, поставил фотографию Кулика на обложку. Многие впоследствии признавались Кулику, что узнали о его существовании именно из этого гневного коллективного письма и последовавших за ним публикаций.
Олег Кулик: «Выставка задумывалась как диалог Запада и Востока. Было приглашено множество художников, каждый из которых пригласил еще по одному экспоненту. Но когда до открытия оставался месяц, выяснилось, что диалог — как между Западом и Востоком, так и между кураторами и художниками, а также художниками и художниками — зашел в тупик, начались скандалы и распри. И в какой-то момент работавший с животными шведский художник Эрнст Бильгрен произнес следующую фразу: “Легче договориться с животными, чем с людьми”. На что Виктор Мизиано ответил: “А у нас есть такое животное!” Так меня в последний момент пригласили участвовать в выставке Interpol для того, чтобы завершить многосложный диалог между Западом и Востоком. Ну а что случилось дальше, все знают — были укушенные, оплаканные и предельно возмущенные».
Фото: архив Олега Кулика
Олег Кулик. «Собачий дом». Фаргфабрикен, Стокгольм (в рамках выставки Interpol). 2 марта 1996
В том же году куратор Роза Мартинес приглашает Кулика принять участие в 1-й «Манифесте» в Роттердаме. Художник в течение нескольких недель живет в будке и гуляет на поводке, изображая собаку Павлова.
Олег Кулик: «Этот проект мы делали в сотрудничестве с учеными из Роттердамского университета. Мой, то есть человеческий интеллект, исследовали на предмет редукции — что происходит, когда человек попадает в условия, более привычные для животных, как быстро к нему возвращаются животные качества — прыткость, ловкость, обостренное обоняние — и как быстро он теряет способность рефлексировать. Целыми днями я занимался на специально придуманных снарядах, бегал, прыгал и так далее. При этом мне постоянно показывали произведения искусства. Я постоянно, 24 часа в сутки пребывал в образе собаки. Тяжелее всего было ночью. Целый день я прыгал и бегал, страшно уставал, но как только вечером начинал засыпать, в мою лабораторию начинали пытаться проникнуть всякие подлецы. За ночь четыре-пять очень пьяных и очень веселых человека пытались уличить меня в том, что я не живу собачьей жизнью. Дверь открыть они не могли, но они лаяли, выли, хихикали и в целом вели себя неприлично. Я же был настроен предельно серьезно и меня возмущала вся эта идиотская возня».
Фото: архив Олега Кулика
Олег Кулик совместно с Милой Бредихиной. «Собака Павлова». V-2, Роттердам (в рамках европейской биеннале Manifesta 1). 5–25 июня 1996
В 1996 году на берлинской площади Марианнеплац Кулик охранял флаг Евросоюза, окруженный 12 полицейскими с овчарками.
Олег Кулик: «В 1996 году я был стипендиатом культурного центра Kunstlerhaus Bethanien, жил в Берлине и слушал бесконечные дискуссии на тему нужно или не нужно объединять Европу. Я всегда был сторонником объединения, но считал, что объединяться лучше всего не просто так, а перед лицом внешнего врага. И в качестве этого врага я решил предложить Европе себя и объединить ее через направленную на меня агрессию. В результате я стоял в окружении 12 немецких овчарок (ведь именно столько звездочек на флаге Евросоюза), которых держали полицейские. Я вел себя агрессивно, бросался на собак, и они отвечали мне еще большей агрессией, бросались на меня в едином порыве. Их единение против была настолько мощным, что после этого Европа благополучно объединилась».
Олег Кулик. «Я люблю Европу, а она меня нет». Kunstlerhaus Bethanien, Берлин. 1 сентября 1996
В том же году Кулик с громким лаем появился перед зданием Европарламента в Страсбурге, привязанный, подобно сторожевому псу, к теленку, на которого был накинут британский флаг. Тем самым Кулик протестовал против превентивного уничтожения поголовья коров в Великобритании, осуществляемого в попытке остановить распространение вируса коровьего бешенства.
Олег Кулик: «Акция была приурочена к кампании по уничтожению больных английских коров, которая показалась мне крайне негуманной. В Англии коров отправляли на бойню, а потом в крематорий, а в России пустовали бесхозные луга и поля. Я очень переживал за судьбу животных и думал, зачем убивать их и потом сжигать 5 миллионов трупов — лучше потратить эти деньги на перевозку коров в Россию, где выпустить стада на вольный выпас и доверить их жизнь судьбе. Если этим несчастным животным суждено погибнуть от болезни — пусть будет так, но ведь может случиться, что они поправятся на воле и проживут прекрасную долгую жизнь. Я приехал в Страсбург, где располагался Европарламент. По моей просьбе левые студенты привели мне теленка, с которым я вышел к парламенту и пролаял мое отношение к этой проблеме».
Фото: архив Олега Кулика
Олег Кулик. «Не могу молчать!» Лужайка перед Европейским парламентом, Страсбург. 20 сентября 1996
В 1997 году Кулик отправляется в Америку, где проходит паспортный контроль с собачьим ошейником на шее. Он живет в нью-йоркской галерее Deitch Projects, изображая собаку. Название перформанса отсылает к классическому перформансу Йозефа Бойса «Я люблю Америку, Америка любит меня», во время которого художник провел несколько дней в компании живого койота в галерее Рене Блока в Нью-Йорке.
Олег Кулик: «В этом перформансе были нарушены все американские табу. Представьте себе голого агрессивного белого мужчину, который атакует, кусает, испражняется на зрителей — и более того, явно отдает предпочтение женщинам. Он подходит к ним, обнюхивает все их интимные места, но те в ответ хохочут и нежно и публично поглаживают этого голого белого мужчину. Причем желающих поучаствовать в этом проекте женщин были тысячи, и десятки тысяч получили удовлетворение. Этот контекст, конечно, несколько переориентировал тему человека-животного на социально-гендерную проблематику».
Фото: архив Олега Кулика
Олег Кулик совместно с Милой Бредихиной. «Я кусаю Америку, Америка кусает меня». Deitch Projects, Нью-Йорк. 12–26 апреля 1997
В том же году Кулик охранял вход в Венский сецессион, нападая на посетителей. Тех, кому удалось преодолеть это живую преграду, внутри ожидала видеоинсталляция с прямой трансляцией происходящего на улице.
Олег Кулик: «Во время этой акции я тоже, как и в Цюрихе, не пускал людей в музей, но в этот момент меня — сверху, фронтально и сбоку — снимали три камеры, а еще одна была закреплена у меня на лбу. Таким образом зритель мог не только пообщаться со мной, но и увидеть со стороны на специальных экранах все мои действия. Все это создавало невероятную динамику. Я метался в толпе людей, и закрепленная у меня на лбу камера проецировала на экран эти метания: какие-то складки, ноги, платья — несфокусированный, направленный на все сразу и ни на что конкретно взгляд животного. Во время акции я атаковал двух мужчин, один из которых схватил меня за ошейник и пережал им горло. Я потерял сознание, а когда очнулся, долго не мог понять, где я нахожусь и что со мной происходит. Я лежал голый на ступеньках, вокруг меня куда-то поднимался поток красиво одетых людей. Я нашел в себе силы подняться и с невеселым видом поплелся вслед за этими людьми на выставку. Вот такой забавный негероический конец получился у этой акции».
Фото: архив Олега Кулика
Олег Кулик совместно с Милой Бредихиной. «Четвертое измерение» (в рамках выставки «Это лучший мир. Российский акционизм и его контекст»). Сецессион, Вена. 6 июня 1997
Серия постановочных фотографий 1997 года, изображающих «семейную жизнь» Олега Кулика и пса Бакса. «Я верю, человек […] должен […] отказаться от представлений о себе как о центре Вселенной в пользу равенства всех биологических видов, организовать процесс гармонического сосуществования всех живых существ на Земле, расширить институт брака до межвидового, раствориться в собаке, кошке».
Олег Кулик: «Эта акция была посвящена необходимости ради будущего счастья всего человечества отказаться от антропоцентризма и тому, что равноправия между людьми и животными не будет, пока не будут возможны брачные отношения между ними. Причем под словом “брачные” я не имею в виду сексуальные отношения, а говорю скорее об отношениях договорных. Огромное количество людей делит жизнь с котиками и собачками, их любят, балуют, им даже завещают имущество. Я просто довел до логического конца идею равноправия живых существ и сформулировал идею отказа от антропоцентрической логики, которая пронизывает всю жизнь современного человека».
Фото: архив Олега Кулика
Олег Кулик. «Семья будущего». 1997
В 1998 году Кулик пытается подружиться с большой черной собакой, находясь в полной темноте. Зрители их видят только во вспышках двух фотокамер.
Олег Кулик: «Это было чудовищно. Сначала в большом зале очень долго собирались люди, каждого из которых перед тем, как пустить в зал, долго обыскивали, отбирая ножи, фонарики, свечи и зажигалки. В результате в зал набилось огромное количество людей, которые колыхались вокруг маленького пятачка. Выключился свет, и во вспышках камер можно было увидеть человека, который вступал в разные взаимоотношения с огромным лохматым черным псом. Но в какой-то момент собака ушла с этого пятачка, а мне пришлось последовать за ней. Вокруг была тьма, колыхалась темная масса людей, мне приходилось следовать за собакой практически по головам в неизвестном направлении, все это вызывало тихий ужас».
Фото: архив Олега Кулика
Олег Кулик. «Белый человек, черная собака». Галерея Капелица, Любляна. 7 октября 1998
Осенью 1998 года Кулик совершает европейское турне, которое заканчивается в Париже, где с 7 по 12 октября проходит ярмарка современного искусства FIAC. Через парижскую галеристку Каролин Рабуан-Муссьен Кулик получает от известного ведущего телепередачи «Об этом все говорят» Тьерри Ардиссона предложение еще раз выступить с собачьим перформансом.
Олег Кулик: «Я сказал Ардиссону, что раз он такой крутой и богатый, я сделаю еще один перформанс, но только так, как я хочу и там, где я хочу. А еще я заявил, что мне нужна шикарная блондинка с поводком, а также гарантии того, что они [сотрудники Тьерри Ардиссона] не только снимают на камеру, но и, если что, разруливают проблемы с полицией. Меня заверили, что проблем не будет. Я долго думал, где делать акцию и понял, что надо захватить Бастилию. И вот мы приезжаем на площадь Бастилии, мне говорят, что перформанс должен начаться ровно в 19:00, и тут я понимаю, что мы заранее не обсудили, где я буду раздеваться. Мы подумали и решили, что делать я это буду в туалете Театра радикального танца, который располагался на площади. И вот я голый в ошейнике выхожу из кабинки, и все, кто был в этом туалете, пятнадцать элегантно одетых мужчин, как по команде поворачиваются в мою сторону, и после этого у меня происходит отключение чего-то в голове. Чик! И исчезает моя социальная личность, я превращаюсь в животное! И в таком состоянии я выхожу на площадь Бастилии. Писаю. На пешеходном переходе зажигается красный свет, машины останавливаются, и я начинаю по ним прыгать! Автомобилисты и прохожие видят, что идет съемка и полиция не вмешивается, всем становится весело, все смеются. Должен быть скандал, а они смеются! Я слез с машин, разворошил киоск с газетами, поприставал к двум дамам, одна из которых брызнула в меня из перцового баллончика, увидел девицу с сигаретой, завалил ее, мы покатились, сигарета выпала, и я ушел по переходу на другую сторону площади. Перформанс закончился. Ардиссон был очень доволен тем, что в результате получилось. Сюжет про охраняющего площадь Бастилии человека-собаку показали по телевидению два раза».
Олег Кулик: «Я понял, что проект исчерпал себя, когда меня начали приглашать “исполнить собаку” за деньги во время какого-нибудь события. Однажды я согласился выступить с перформансом в одном из московских клубов, и это вылилось в жуткое позорище: меня заставили облачиться в какой-то костюмчик, поводок, который обычно держала Мила Бредихина, передали какому-то охраннику, который таскал меня за собой как тряпичную куклу, периодически натравливая то на Жириновского, то на каких-то проституток. Это было чудовищное зрелище, смысл которого был исключительно в унижении художника, который согласился выступить на заказ. Но отвратило меня от подобных экспериментов не только это конкретное событие, но и то, что в формате заказного шоу из моего высказывания уходили элементы партизанщины и неожиданности, то, что составляло наибольшую ценность, потому что ломало ожидаемый ритм событий».
lenta.ru
Подлинная история Олега Кулика, который был человек-собака страшная
Собакой Олег Кулик был не всегда. Перед тем, как окончательно идентифицировать себя с псом и залаять, он делал гуманистические этюды на тему «Животные тоже люди». То, погрузившись в воду, он читал Священное Писание рыбам – явная отсылка к святому Франциску, который нес слово Божье птицам.
То на Даниловском рынке в образе Христа дико мычал по убиенному мясниками поросенку, свидетельствуя о том, что это невинное существо – тоже дитя Божье.
То, в конце концов, основал партию животных и появлялся в публичных местах в качестве кандидата от нее в президенты России с рогами на голове.
Еще Кулик сделал в этом направлении акцию «Подарки от Пятачка» в галерее «Риджина» - профессиональные забойщики скота на глазах у публики неожиданно забили милую свинью, до этого гулявшую по галерее и принимавшую ласки, сюсюканье и пищу из рук гостей. Потом из нее тут же сделали шашлыки и накормили присутствующих. Оставшееся мясо раздали. Пафос этой жестокой акции прост – вы, господа, мясо в магазине покупаете, колбасу кушаете – посмотрите, откуда все это берется. Будьте честными. А то животных все любят погладить. Публика, надо сказать, и шашлыки съела, и мясо унесла - время-то какое – начало 90-х.
В общем, эта религиозно-зеленая деятельность приносила Кулику некоторое удовлетворение, но полного счастья не было. Да и социум вместе с профессиональным сообществом на нее реагировали несколько вяло. Зеленые и вегетарианские проблемы в середине 90-х волновали разве что уж совсем ненормальных энтузиастов, а религиозные могли возбудить общество исключительно в финансово-политическом аспекте, но уж никак не в столь изысканном, как поиск неофитов в мире челюстноротых позвоночных.
Да и размашистые акции коллег по цеху современного искусства – Александра Бренера и Анатолия Осмоловского – безбашенно вторгавшиеся в пространство политики и в действительно актуальных тогда проблем социума, подтверждали, что главный нерв современного искусства находился в другом месте. Короче, нужно было менять концепцию.
Это и произошло 25 ноября 1995 года, когда возле галереи Гельмана на Малой Якиманке потрясенному миру была явлена акция «Бешеный пес, или последнее табу, охраняемое одиноким Цербером» - там впервые появился Кулик-собака.
Акция была проведена совместно с Бренером – это он держит Кулика на цепи, как бы передавая ему эстафету. И право на безумную агрессию. Какие бы смыслы в это действо не вкладывал сам Кулик, оно было прочитано однозначно – озверевший от скотской жизни россиянин с дикой энергией кидается на все, что движется – на публику, на прохожих, на машины. Это был прямо-таки символ. Вы же помните – ну, там первоначальное накопление, приватизационные конкурсы, алюминиевые войны, бесконечные убийства, бандиты как хозяева жизни. Разборки, стрелки, наезды, подставы и прочие богатые по смыслам понятия, прочно вошедшие в жизнь даже вполне интеллигентных граждан. А еще дикая непримиримость в политике, такая холодная гражданская война, временами, как в октябре 1993, переходящая во вполне горячее состояние. И нищета, а в магазинах-то уже все есть.
Короче, было от чего озвереть россиянину. И этот персонаж – голый мужик, с агрессией бойцового кобеля, мода на которых появилась как раз тогда, бросающийся на любой раздражитель – был совершенно адекватен времени.
Кулик потом рассказывал, что ему было страшно – все-таки раньше он голым по проезжей части не скакал. Но исполнил он все прекрасно – в течение получаса на улице перед галерей стояла пробка, машины дико сигналили, водители матерились, но наружу не выходили – им было тоже страшно. И даже привыкшей ко всему арт-публике было страшно тоже – я это помню - так перла из Кулика эта какая-то первичная, жуткая и слепая агрессия.
Напугав собой-собакой Родину, Кулик бодро выехал за ее рубежи, и там его приняли с пониманием. За границами, если опять же помните, российского человека тогда тоже воспринимали не очень – и мафия российская, вышедшая на широкую международную арену, и взбрыки нашей внешней политики вроде поддержки родной до боли Сербии или не менее родного Ирака, конечно, сказывались. Да простой российский турист в малиновом пиджаке с чуть растопыренными пальцами, случайно выпивший в баре на каком-нибудь испанском курорте и просто от тоски слегка погромивший обстановку – вот и готовый образ, так удачно коррелирующий с куликовским.
В общем, Кулик поехал в Швейцарию, в Цюрих, и там стал охранять вход в Кунстхалле, где шла выставка российского искусства. Т.е. по логике любого охраняющего что-нибудь россиянина, он туда никого не пускал. Гавкал, рычал, кусал, бросался – но не давал этим поганым иностранцам на поругание русское искусство. Ведь иностранец – он что? Даже если просто посмотрит, и уже ведь осквернит. Взглядом своим порочным, мнением высказанным, желанием тут же чего купить, гадина такая.
Кончилось тем, что Кулик, мало кого разбирая, основательно тяпнул за ногу жену культур-атташе Германии. Как он сам рассказывал, его поразила ее реакция. Ну, опыт-то у него уже был, он много кого перекусал. Так вот, по его наблюдениям, если кусаешь отечественную или, если уж что-то не сошлось, южно-европейскую женщину, то она первым делом отдергивает пострадавшую конечность и вторым делом начинает голосить в высокой октаве. Тут этого не было. Немецкая дипломатша ни ноги не отдернула, ни голос в действие не ввела, а напряглась и пошла дальше, бестия белокурая, как-будто ничего не случилось. Но в полицию Кулика все равно забрали.
Переосмыслив это дело по-своему, Кулик провел в Берлине акцию «Я люблю Европу, она не любит меня».
Дело происходило так. На поляне по кругу стояли двенадцать полицейских – по числу тогдашних членов ЕС – с собаками в намордниках, от греха. Меж ними ползал Кулик и агрессивно приставал со своей любовью к собакам – не к полицейским. Собаки, мало чего понимая, на Кулика по-честному злились и жутко гавкали, одна даже лапой его хрястнула по репе до крови. Смысл акции, кажется, ясен и объяснений не требует.
Проведя в таком активном творческом формате несколько лет, Кулик присмирел – в конце концов, и бойцовская собака за это время стареет. Он стал делать медитативные постеры, но животные там тоже есть.
Из серии «Музей природы или Новый рай»
Или инсталляции, где животные, собственно, живые куры, сидящие в клетке над фигурой Л. Н. Толстого, вовсю на него гадят, утверждая тем самым примат природного над человеческим.
Последнее же время Кулик отпустил бороду, ударился в буддизм и разговаривает с посторонними буддистскими коанами. Имеет право, в конце концов, он многим заплатил за свой покой. К тому же, стало понятно, почему он так любит животных, а то были серьезные подозрения, в зоофилии, типа.
Автор: Вадим Кругликов
adindex.ru
Когда и как собака стала другом человека? | Животные
Выбрав на роль предка собаки волка, фильм поддерживает монофилетическую теорию происхождения псовых — теорию одного предка. Есть еще полифилетическая гипотеза, предполагающая происхождение собаки от разных предков (волков и шакалов).
Процесс одомашнивания дикого зверя в киноленте максимально прост: человек нашел раненое животное, но пожалел и стал кормить, поить, выхаживать. В реальной истории все происходило сложнее. До сих пор точно не известно, как именно и когда умный и жестокий враг превратился в лучшего друга.
Одомашнивание собаки произошло в эпоху верхнего палеолита (40−12 тысяч лет до н.э.). Точнее установить даты пока не удается. Верхний палеолит был крайне суровой эпохой, поскольку на него пришлась самая холодная стадия вюрмского оледенения. Так что появление помощника в охоте было как нельзя кстати.
Интересно, что процесс одомашнивания могли запустить вовсе не люди, а сами волки. Точнее, отдельные особи, отличавшиеся в силу каких-то причин от своих товарищей по стае. Такие волки подходили близко к стоянкам людей, умело похищая остатки пищи, либо охотясь на мелких грызунов, которые также лезли к человеку в надежде поживиться припасами.
Самоодомашнивание волка подтверждают некоторые исследования ДНК собак. Оказывается, у современных особей очень мало так называемых митохондриальных родословных. Это означает, что очень мало волков решило стать «другом человека». При этом у этих особей были заметные отличия в генах в сравнении с их сородичами. То есть дружить с человеком приходили не обычные волки, а немного «сумасшедшие» животные с отклонениями в поведении.
Правда, другие исследования, наоборот, находят огромное количество первичных примитивных пород собак, что указывает, что одомашнивание случалось часто.
Наиболее правдоподобной считается версия, что одомашниванию подвергались волки-изгои. Среди них вполне могли оказаться «генетические мутанты», а также старые или больные особи, приходившие к человеку кормиться отбросами. Так что предки собаки все-таки сами себя одомашнили, предпочтя смерти «работу» на человека. Процесс этот начался очень давно: археологи находят окаменелые кости волка в местах человеческих поселений возрастом более 100 000 лет до н.э.
Самые свежие исследования, сделанные в декабре 2015 года, поместили родину собак в южную часть Восточной Азии. Отделение собаки от волка в самостоятельный вид произошло около 33 000 лет назад. Фото: Depositphotos
Изменяя психологию дикого хищника в ходе одомашнивания, человек менялся и сам. Ученые предполагают, что идею размечать территорию люди переняли именно у собак. Охотиться группой подсказали хомо сапиенсу опять же новые хвостатые друзья. Обмен сигналами с помощью тела и жестов тоже мог быть перенят от прирученных волков, которые при охоте активно обмениваются скрытыми сообщениями друг с другом.
Современная собака уже очень сильно отличается от волка. Не только внешним видом, но и устройством тела. Если сравнить равных по размеру волка и пса, то у первого череп будет на 20% больше, а мозг на 30% больше. Височная кость у волков большая, выпуклая и почти шарообразная. У собак — наоборот: кость небольшая, сжатая и слегка вогнута. Волчьи зубы больше собачьих, а челюстные мышцы намного крепче и сильнее. Лапы волка в два раза больше собачьих.
Что касается вопроса, кого человек приручил первым — кошку или собаку, то ответ известен: собака — первое домашнее животное. Кошки тогда были попросту бесполезны, а кормить дармоедов в верхнем палеолите означало тратить скудные припасы впустую.
Что еще почитать по теме?
Человек собаке… кто?Какая порода собак самая умная?Чему собаки могут научить человека?
shkolazhizni.ru
Люди-собаки против людей-кошек | Мои собакеры
Источник
Стенли Корен (Stanley Coren)
Я пил кофе со своим другом — профессором психологии. Во время разговора он поведал о том, что оборвал отношения с женщиной, с которой последнее время встречался. «Я человек-собака, а она человек-кошка, и они меж собой не ладят», пояснил он. «Мы действительно такие, как животные, которых любим. Собаки — члены семьи и благодарны за то что имеют, в то время кошки всё время ждут, чтобы о них заботились и не выказывают никакой благодарности и преданности взамен».
Высказывания моего друга отражают общее восприятие, которое согласуется с результатами исследования, проведённого в Ball State University. Были опрошены владельцы домашних животных о них самих и их подопечных. В целом, результаты показали, люди верят, что их натура и характер аналогичен животному, которое они держат. Держатели кошек характеризовали себя более независимыми, в то время как владельцы собак описывали себя как дружественные.Проводя опросы среди владельцев домашних животных, практически ясно стало, что существуют люди-собаки и люди-кошки. Согласно опросу Associated Press / Petside.com людей-собак примерно 74%, а людей-кошек — 41%. Есть, правда, те, кто не любят ни кошек ни собак, но в процессе нелюбви, если выбирать, то кошек больше всего не любят — 15%, тогда как не любят собак всего 2%.
Есть веские основания подозревать, что при выборе предпочтения между собакой или кошкой, сказываются некоторые основные человеческие различия личности. Конечно, отношения между кошками и людьми всегда была совершенно иными, чем отношения между собаками и людьми. Это свидетельствует о том, что поведение обоих видов сохранилось от их самостоятельной жизни в природе до одомашнивания.
Дикие кошки, как правило, одиночные охотники и активная фаза у них ночью. Джульетта Клаттон-Брок из Музея естественной истории в Лондоне, считает кошку «эксплуатируемой в плену», а не домашним животным. Кошки являются наименее ручными среди наших домашних питомцев, но на удивление удачным приобретением, поскольку сохраняют столько своей дикости.
В отличие от хищников, у обычно общительных животных, работающих в группах, активным является время между рассветом и закатом. Наши домашние собаки сохранили свою потребность в социальном взаимодействии до такой степени, что без хозяина и семьи несчастная собака скорее всего пропадёт.
Собаки будут вмешиваться в жизнь человека, если они одиноки и хотят составить компанию или поиграть. Кошки, с другой стороны, часто невидимы днем, активны становятся к вечеру, особенно, если хотят есть. Кошки будут время от времени участвовать в общественной деятельности или играть с людьми, но их интерес ограничен. Как правило, кошки могут отказаться играть сразу через несколько минут. Собаки с другой стороны, часто будут участвовать в играх, например ловить мяч, в течение нескольких часов, и, как правило, человеку первому надоест играть.
Недавно Сэм Гослинг, психолог из Университета Техаса в Остине и его аспирант Карсон Сэнди, провели интернет-исследование, в котором поучаствовало 4565 человек — выбирали кто они — человек-собака, человек-кошка или никто из них. Ответы этой группы оценивали по 44 пунктам, которые измеряли их личность на так называемую Большую Пятерку, которую психологи часто используют для изучения личности.
Именно из-за характерной черты собак быть более общительными, чем кошки, ожидается, что собачники более коммуникабельны. Результаты показали, что люди-собаки, как правило, на 15 процентов более общительны и на 13 процентов больше дружественны, оба параметра имеющих социальную направленность. Кроме того, люди-собаки на 11 процентов добросовестнее, чем люди-кошки. Добросовестность — показатель самодисциплины, необходимый для выполнения задач и для достижения цели. Эта черта — показатель планового, а не спонтанного поведения.
Для сравнения, люди-кошки, как правило, на 12 процентов более невротические, однако они также на 11 процентов более «открыты», чем люди-собаки. Открытость — в смысле получающие более удовлетворения от искусства, большими эмоциями от приключений, необычных идей, а так же имеющих большое воображение, любознательность и разнообразный опыт. Более открытые люди чаще имеют нетрадиционные верования, в то время как люди с низким уровнем открытости (собака-человек), как правило, более обычных, традиционных интересов.
Недавнее исследование, Гослинг, кажется, подтверждают выводы, которые я сделал в моей книге «Why We Love The Dogs We Do» (Free Press, 1998). Я использовал различные оценки личности, а именно (Межличностной Мотивационной Шкалой)Interpersonal Adjective Scale, потому что я был главным образом заинтересован социальными взаимодействиями и социальными тенденциями. Производилось измерение по 4 шкалам: экстраверсия, доминирование, доверия и тепла (что близко к «приятности» Гослинга).
В моих исследованиях приняли участие 6149 человек в возрасте от 16 до 94 лет. Я старался общаться как можно больше с любителями собак, как только мог, так что в эту группу включены 3362 владельцев собак, но и 1223 человек, которым принадлежат только кошки и 1564 человек, не имеющих ни кошки, ни собаки, были изучены мной.
Мои результаты показали, что люди, которые держат только кошек, отличаются, от владельцев собак или людей, которые имеют как собаку и кошку, с точки зрения их личностей. Люди, которые владеют собакой и кошкой, как представляется, похожи на людей, которые владеют только собакой. Помните об этом, здесь, когда я упоминаю владельца кошки, я имею в виду того, у кого живёт только кошка, в то время, когда я упоминаю владельца собаки, то ему принадлежит собака или как и собака так и кошка.
По моим данным, владельцев кошек на треть больше живущих одни, чем владельцев собак, и в два раза чаще живущих в квартирах. Семейный, живет в частном доме, имеющий детей, всё это, скорее всего я говорю о владельце собаки, чем о держателе кошки. Одинокая женщина будет, скорее всего, держать кошку. Из людей, которые росли в доме с кошками, 47 процентов, по всей вероятности, люди-кошки сегодня, в то время, только 11 процентов людей, чьи детские годы прошли в доме с собакой, держат только кошку.
Обращаясь к личности владельца кошки, мы находим разумные совпадения с выводами Гослинг. Во-первых, мы видим, что люди, которые владеют только кошкой, как правило, относительно замкнуты (низкий показатель экстраверсии), а также достаточно холодны (прохладные или отталкивающие), которые составляют общую картину, подтверждаемые недавними данными Гослинг.
Глядя на два других критерия, мы видим, что владельцы кошек менее доминируют. Люди, которые доминируют, как правило, описываются как сильные, настойчивые, самообеспеченные и уверенные в себе. Это те люди, которые участвуют в общественных мероприятиях, в отличие от людей, которые являются не доминирующими, более робкими, застенчивыми, скромными и не агрессивными. Окончательного аспект, на который я обратил бы внимание, это доверие, и владельцы кошек достаточно доверчивы. Доверчивые люди описываются как обязательные, скромные, простые. Недоверчивые люди, как правило, более подозрительны и манипулятивны.
Общее, что выводится из обоих исследований является то, что владельцы собак больше социальны, интерактивны и дружествены. Один человек-собака объясняет это: «Вы должны иметь хорошее чувство юмора, чтобы успешно взаимодействовать с собственной собакой. Сравните это с владельцами кошек (помните, что это люди, предпочитающие только кошек), которые более замкнуты, автономны и менее социальны. Психолог, который также является владельцем собаки, предположил: «Может, поэтому, что люди-кошки более замкнуты и предпочитают сидеть дома, они не гуляют со своей кошкой».
Может быть, одним из самых ярких различий между владельцами собак и держателями кошек иллюстрирует одно сравнение. Я опросил людей, которые владеют только кошками: «Если у вас достаточно места в доме и не было бы никаких возражений со стороны других домочадцев, и кто-то дал бы вам щенка в подарок, вы бы оставили его?» Больше двух третей держателей кошек (68 процента) заявили, что они не стали бы принимать собаку в качестве домашнего животного, а почти такое же количество владельцев собак (70 процентов), сказали, что они поселили бы кошку в своём доме, когда я спросил тот же вопрос, но о котёнке. Это говорит о том, что большинство людей, которые владеют только собакой потенциально владельцы собаки и кошки, тогда как большинство людей, которые держат только кошачих, исключительно владельцы кошек.
Мой друг пил кофе и продолжал размышлять о различиях между людьми-собаками и людьми-кошками и, возможно, о своем разрыве отношений.«Вы знаете, есть некоторые данные исследований, которые показывают, что больше людей-кошек, чем людей-собак, являются атеистами. Мне кажется, это потому, что люди-кошки, кажется, поклоняются семейству кошачьих, как древние египтяне поклонялись фараонам, как богам. А мы, любители собак, просто говорим с нашими собаками, как с людьми.»
sobaker.ru