Анализ стихотворения Бунина Собака. Бунин собака
Бунин Собака
Творчество автора можно разделить на два условных периода. Первый этап — это конец XIX века с 1897 года по двадцатый год следующего столетия. На данном этапе Буниным были созданы рассказы «Деревня», «Легкое Дыхание» и многое другое, а также стихотворение – «Листопад», «Ландыш» и т. д. Следующий этап его развития отмечается до 53-го года прошлого столетия. В это время автор был в постоянной эмиграции и время от времени менял города и страны проживания. Творческая активность в данное время отмечена прозой и поэзией, тематика которых, в основном, связана с родиной, которую он сильно любил.
«Собака» Иван Бунин
Мечтай, мечтай. Все уже и тусклейТы смотришь золотистыми глазамиНа вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,На метлы гулких, дымных тополей.Вздыхая, ты свернулась потеплейУ ног моих — и думаешь… Мы самиТомим себя — тоской иных полей,Иных пустынь… за пермскими горами.
Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:Седое небо, тундры, льды и чумыВ твоей студеной дикой стороне.Но я всегда делю с тобою думы:Я человек: как бог, я обреченПознать тоску всех стран и всех времен.
История написания стихотворения «Собака»
Практически во всех произведениях автора отслеживалось философское мышление, независимо от того рассказы это или стихотворения. Бунин старался максимально точно передать читателю свои собственные мысли и ощущения по поводу различных вещей и жизненных направлений.
Стихотворение «Собака» — это одно из произведений, которые автор посвящал именно животным. Бунин старался всегда проводить параллель между человеком и животным. Это своеобразное доказательство как себе, так и окружающим, что у каждого живого существа имеется душа, которая дана ему Богом. Как человек, так и животное – они способны любить, страдать от боли, волноваться и благодарить за сделанные положительные поступки в его сторону. Именно пример таких рассуждений – это стихотворение «Собака», которое создано в августе в 1909 году.
Во время написания данного произведения Иван Алексеевич находится в населенном пункте с неброским названием Ельц. Здесь он снимает на лето небольшой домик, окруженный природой, и рассчитывает на плодотворное творчество, но это у него не получается. Лето в том году выдалось весьма дождливым, что навевает на автора тоску.
В один прекрасный день у писателя возникает мысль создать произведение о домашнем питомце, который часто находился у него на даче. Это была собака породы Сибирская Лайка и принадлежала она его очень хорошему другу – Максиму Горькому. Названо стихотворение не особенно уникально, просто-напросто «Собака».
Анализ стихотворения «Собака»
Изначально необходимо отметить, что произведение написано достаточно своеобразно. Оно представляет собой простой монолог, обращенный к псу. Автор старается передать читателю погоду максимально естественно, чтобы люди смогли ощутить тоску, которая скрывалась в душе лирического героя. Он вносит серьезные коррективы в стихотворение. Несмотря на то, что на улице лето и август месяц, Бунин описывает вьюжный двор, снег и невзгоду.
Такие особенности, указанные в строках, вполне естественны. Ведь автору приходится безвылазно сидеть в арендованном дачном доме и испытывать настоящую тоску, которую со всех сторон навевала плохая погода и дождь.
Ощущения в произведении передавались и на собаку. Иван Алексеевич представил ее перед читателем в виде грустного животного, даже не отмечая в строках его имени, считая это не особенно важным фактом. Ведь самое главное – это образ.
Следует повториться, что автор представляет читателю стихотворение «Собака» в виде монолога, обращённого к животному. Бунин говорит питомцу, чтобы он мечтал. Эта особенность указывает на то, что животному, как и человеку, присуща вся гамма всевозможных чувств и ощущений, связанных с особенностями жизненного пути.
В предписании к своему очередному сборнику автор писал, что он часто общался с собакой Максима Горького. Он отмечал, что у животного желтые глаза, которые переполнены тоской, связанной с воспоминанием о прошлом. По мнению Бунина, именно седое небо, тяжелая тундра, а также лед и чума – все это беспокоит собаку и ее душу.
В стихотворении присутствует аналогия, где приводится сравнение человеческой души и души собаки. Строки приводят к удивительному открытию, якобы лирический герой произведения ничем не лучше домашнего питомца. Как автор, так и животное – все душой находятся далеко в российской глубинке, они одинаково скучают по своим родным местам – полям и пустыням.
Бунин отмечает множество своеобразных сходных черт у человека и животного. Но одновременно выставляет людей немного выше питомцев. Это явление объясняется тем, что животное никак не способно вернуться в свои родные места, оно просто-напросто свернется у ног хозяина калачиком, и будет ожидать своей кончины на чужой земле. Поступки же человека зависят только от него самого, и он сам вправе решать свою дальнейшую судьбу.
Автор показывает образ собаки очеловеченным, но одновременно и отмечает, что животное не способно на самом деле понять, что же твориться у лирического героя на душе, что же на самом деле он чувствует. Одновременно с этим, Иваен Алексеевич признается, что всегда разделяет раздумья вместе с данным существом. Автор также отмечает, что человек – это высшее существо на планете, именно поэтому он обречен. Человек подчинен общим правилам и не всегда может контролировать свою судьбу.
Бунин и его творчество
Творческий путь писателя считается поистине уникальным. Он создавал свои великие произведения на протяжении долгих шестидесяти лет. Каждое творение отслеживало в себе идейные и эстетические позиции самого автора. Он очень сильно отличался от своих соотечественников и, оказавшись за границей, по-прежнему достойно и любя относился к своей родине.Октябрьская революция, которая нахлынула на Россию в 1917 году, враждебно настроила автора. Именно об этом писатель зачастую указывает в своих произведениях, к примеру, в рассказе «Окаянные дни». Несмотря на это, Бунин не сломался и у него не наступил кризис, произведения продолжали создаваться.
Следует отметить, что большинство как современных, так и критиков прошлых лет, считают, что созданное в эмиграции творчество автора значительно лучше, чем то, которое формировалось в дореволюционный период. У Ивана Алексеевича нет ни одного произведения, которое бы рассказывало о его скитаниях. Автор, как и ранее, описывал лишь особенности России, темы и мотивы были связаны только с ней.
Еще одна особенность произведений Бунина – это одновременное использование как прозаических, так и поэтических линий. Это по-особенному интересно многим критикам, да и читателям.
Произведения Бунина
Первый сборник Бунина опубликовался в 1891 годы в населенном пункте Орел. В нём были представлены стихотворения, рассказывающие о детстве и юности автора, который на тот момент проживал в деревне. Спустя два года, в 1893 году, писатель создаёт свой первый рассказ, который также повествует о деревенской жизни.
Наиболее активно печататься его стихи и рассказы начались во второй половине 90-х годов девятнадцатого века. Им интересовались многие типографические компании того времени. В это время автор уже перебрался в Москву и познакомился со многими известными писателями того времени – это Горький, Чехов, Куприн. Всем им нравились творения Бунина, что отмечено во многих предписаниях к изданиям.
Спустя небольшой промежуток времени, заслуги автора были признаны общественностью и в 1903 году он получил заслуженную Пушкинскую премию за известнейший сборник поэм под названием «Листопад», который был создан тремя годами ранее. На этом его достижения не закончились и в 1909 году его назначили в качестве почетного академика Российской Академии Наук по искусству словесности.
Следует отметить, что в последние годы жизни Иван Алексеевич Бунин писал произведения, которые посвящал различным известным на то время писателям. Именно они были для него духовными наставниками и творческими ориентирами на протяжении всего формирования творчества.
gfom.ru
Иван Алексеевич Бунин: анализ стихотворения «Собака»
В своих литературных произведениях нобелевский лауреат Иван Алексеевич Бунин, как и любой классик своего времени, любил философствовать о жизни, предназначении человека и окружающем его мире. Лирику писатель очень любил, именно в ней он мог выразить свое настроение и отношение к происходящему. И теперь, прежде чем приступить к теме «Бунин: анализ стихотворения «Собака», необходимо сразу отметить, что очень часто в своих произведениях Бунин использовал аллегорические образы, которые помогали ему точнее выражать мысли. Поведение животных, растений, сказочных или мифологических персонажей, каких-то неживых предметов в его стихах интерпретируются в переносном значении.
«Собака» (Бунин)
Стих был написан в 1909 году, летом. В центре сюжета два одиноких живых существа – человек и собака, которые оказались рядом в тоскливый пасмурный день. Теперь каждый думает о своем, у каждого прослеживается грусть воспоминаний и радость мечтаний. В этом весь Бунин. Анализ стихотворения «Собака» наталкивает на то, что классик был уверен: именно в стихотворениях аллегорического или метафорического плана можно полностью раскрыть свои эмоции и дать оценку всему происходящему.
Состояние души
Этому творческому порыву предшествовало одно событие: Иван Алексеевич летом того года заехал погостить в любимый город детства и отрочества – Елец. Здесь он любил уединиться и спокойно заняться работой. Лето выдалось очень дождливым и холодным. На Бунина это сильно действовало: напала легкая хандра. Он практически не выходил из дома и наблюдал за переменой погоды из своего окна, по раме которого стекали капли дождя.
И вот в один из таких дней именно собаке решил посвятить свое стихотворение Бунин. Анализ стихотворения «Собака» говорит о том, что и своего лирического героя поэт наделяет грустным настроением, от которого приходят в голову всякие философские мысли. Собаке он дает возможность мечтать о тундре, льдах, в общем, о том месте, где собака чувствовала себя среди соплеменников свободной и счастливой. Автор ловит себя на мысли, что он тоже думает о чем-то далеком и незримом.
Бунин: анализ стихотворения «Собака»
Если начинаешь анализировать первые четыре столбца этого прекрасного стихотворения, буквально сразу представляешь себя в укромном уголке, среди провинциальной природы, куда всегда хочется убежать от городской суеты. И все это делается для того, чтобы уединиться и побыть один на один со своими мыслями. Это преднамеренное одиночество и способствует отличному лирическому настроению. В эти минуты, когда никого рядом нет, и можно заняться своим любимым делом – рисовать, читать книгу, писать стихи или музыку. Такая сосредоточенность позволяет сконцентрировать свои творческие силы и в действительности создать что-то новое для души – личное и уникальное.
Невидимая связь
Немым свидетелем такого состояния души главного героя оказалась собака, которая лежала у него под ногой калачиком, поджавши хвост от непогоды. Она греется, и от этого автору становится немного легче на душе. Он начинает с ней мысленный диалог и пытается проникнуть к ней в душу. Тем самым очеловечиваются ее мысли: вместе с поэтом сейчас животное грустит и мечтает о тех местах, где ему когда-то было привычно хорошо и вольно.
Герой задумывается над тем, как Бог, пришедший на землю, познал одиночество, тоску и печаль. Так и каждый человек, какого бы достатка он ни достиг, в какой бы стране ни рос, в какое бы время ни жил, все равно пройдет через все это.
В этом действительно проявился сам Иван Бунин. «Собака» - одно из многочисленных его стихотворений, в котором он в очередной раз подчеркивает, что поэзия - это дар Божий, прикоснуться к которому и почувствовать его в полной мере, не каждому дано. Он четко уяснил для себя: поэт может писать стихи не для всех, и нет ничего страшного в том, что понять их дано немногим.
Предчувствие
Самое главное - Бунин смутно предчувствовал лихие события, которые потрясут его любимую Росиию и в буквальном смысле уничтожат ее. В самый разгар революции он покинет родные края и сначала уедет в Одессу в 1918 году, а через два года второй его родиной станет Франция, где его и похоронят на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. До 1955 года его литературные труды не печатались, но потом некоторые из них стали издаваться в СССР. Бунин стал писателем первой волны русской эмиграции. А некоторые острые его произведения были разрешены к печати только в годы перестройки времен Горбачева.
fb.ru
Анализ стихотворения Бунина Собака сочинения и текст
Анализ стихотворения Бунина «Собака»
Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина. однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной. Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака». написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака». которое посвящено сибирской лайке Максима Горького. Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносит серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гамму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» — вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».
Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиком возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.
Анализ стихотворения Бунина «Собака»
Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной.
Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака», написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке Максима Горького. Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай».
Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» — вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».
Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.
Анализ стихотворения Ивана Бунина «Собака»
Картина, описываемая Иваном Буниным в стихе «Собака», не соответствует тому, что он наблюдал за окном в августе 1909 года. Домик в Ельце, жара, пылает красками окружающая природа, а в душе поэта – самая морозная зима: во дворе бушует метель, сильный снегопад стучится в окно и собирается на раме, глухо и протяжно шумят деревья.
Образ собаки – без клички, поэт отмечает изменения в ее облике: тускнеет взгляд. Пес созерцает зимний пейзаж и, продрогнув от холодных картин, в надежде согреться сворачивается клубочком у ног поэта. Следует отметить, что в действительности у Бунина не было четвероногого друга, а под описание попала сибирская лайка другого литератора – Максима Горького.
Автор наделяет животное человеческой способностью мыслить, «вспоминать»: о покинутых родных землях, где все и радостно, и печально одновременно. Собака скучает по серому небу, «льдам и чумам». Лирический герой – хозяин пса делится и своими мыслями. Глобальнее думы человека, печальнее – «тоска всех времен».
С образом мысли самого бога сравнивает он человеческую скорбь о судьбах мира. Бунин считает, что в отличие от животных, люди – высшие существа на земле, потому то и горестей на их долю выпадает уж куда больше. При этом поэт признает, что неслучайно рождаются образы желанных далеких земель. Сам человек создает у себя подобное настроение: серое, подавленное, ностальгическое. Моменты из прошлого, цепляясь друг за друга, разворачиваются во внезапно всколыхнувшейся памяти и зовут в другое время, обесценивая настоящее и будущее.
Читаются строки стихотворения «Собака», и будто из неоткуда наплывает призрачный туман, навевая философские размышления о человеческой печали. «Мечтай, мечтай», – говорит хозяин псу, давая волю собственным грезам прорваться сквозь молчание души и вылиться в поэтических строках.
Нет яркости в произведении, с помощью большого количества глухих согласных создается атмосфера меланхолии, душевного холода. И будто нет во вселенной такого солнца, способного согреть, растопить нахлынувшую зиму; как внезапный нежеланный гость, как заставляющая замирать смерть, пришла она и поселилась в летней хижине поэта.
Иван Алексеевич Бунин: анализ стихотворения «Собака»
February 1, 2016
В своих литературных произведениях нобелевский лауреат Иван Алексеевич Бунин, как и любой классик своего времени, любил философствовать о жизни, предназначении человека и окружающем его мире. Лирику писатель очень любил, именно в ней он мог выразить свое настроение и отношение к происходящему. И теперь, прежде чем приступить к теме «Бунин: анализ стихотворения «Собака», необходимо сразу отметить, что очень часто в своих произведениях Бунин использовал аллегорические образы, которые помогали ему точнее выражать мысли. Поведение животных, растений, сказочных или мифологических персонажей, каких-то неживых предметов в его стихах интерпретируются в переносном значении.
«Собака» (Бунин)
Стих был написан в 1909 году, летом. В центре сюжета два одиноких живых существа – человек и собака, которые оказались рядом в тоскливый пасмурный день. Теперь каждый думает о своем, у каждого прослеживается грусть воспоминаний и радость мечтаний. В этом весь Бунин. Анализ стихотворения «Собака» наталкивает на то, что классик был уверен: именно в стихотворениях аллегорического или метафорического плана можно полностью раскрыть свои эмоции и дать оценку всему происходящему.
Состояние души
Этому творческому порыву предшествовало одно событие: Иван Алексеевич летом того года заехал погостить в любимый город детства и отрочества – Елец. Здесь он любил уединиться и спокойно заняться работой. Лето выдалось очень дождливым и холодным. На Бунина это сильно действовало: напала легкая хандра. Он практически не выходил из дома и наблюдал за переменой погоды из своего окна, по раме которого стекали капли дождя.
И вот в один из таких дней именно собаке решил посвятить свое стихотворение Бунин. Анализ стихотворения «Собака» говорит о том, что и своего лирического героя поэт наделяет грустным настроением, от которого приходят в голову всякие философские мысли. Собаке он дает возможность мечтать о тундре, льдах, в общем, о том месте, где собака чувствовала себя среди соплеменников свободной и счастливой. Автор ловит себя на мысли, что он тоже думает о чем-то далеком и незримом.
Бунин: анализ стихотворения «Собака»
Если начинаешь анализировать первые четыре столбца этого прекрасного стихотворения, буквально сразу представляешь себя в укромном уголке, среди провинциальной природы, куда всегда хочется убежать от городской суеты. И все это делается для того, чтобы уединиться и побыть один на один со своими мыслями. Это преднамеренное одиночество и способствует отличному лирическому настроению. В эти минуты, когда никого рядом нет, и можно заняться своим любимым делом – рисовать, читать книгу, писать стихи или музыку. Такая сосредоточенность позволяет сконцентрировать свои творческие силы и в действительности создать что-то новое для души – личное и уникальное.
Невидимая связь
Немым свидетелем такого состояния души главного героя оказалась собака, которая лежала у него под ногой калачиком, поджавши хвост от непогоды. Она греется, и от этого автору становится немного легче на душе. Он начинает с ней мысленный диалог и пытается проникнуть к ней в душу. Тем самым очеловечиваются ее мысли: вместе с поэтом сейчас животное грустит и мечтает о тех местах, где ему когда-то было привычно хорошо и вольно.
Герой задумывается над тем, как Бог, пришедший на землю, познал одиночество, тоску и печаль. Так и каждый человек, какого бы достатка он ни достиг, в какой бы стране ни рос, в какое бы время ни жил, все равно пройдет через все это.
В этом действительно проявился сам Иван Бунин. «Собака» - одно из многочисленных его стихотворений, в котором он в очередной раз подчеркивает, что поэзия - это дар Божий, прикоснуться к которому и почувствовать его в полной мере, не каждому дано. Он четко уяснил для себя: поэт может писать стихи не для всех, и нет ничего страшного в том, что понять их дано немногим.
Предчувствие
Самое главное - Бунин смутно предчувствовал лихие события, которые потрясут его любимую Росиию и в буквальном смысле уничтожат ее. В самый разгар революции он покинет родные края и сначала уедет в Одессу в 1918 году, а через два года второй его родиной станет Франция, где его и похоронят на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. До 1955 года его литературные труды не печатались, но потом некоторые из них стали издаваться в СССР. Бунин стал писателем первой волны русской эмиграции. А некоторые острые его произведения были разрешены к печати только в годы перестройки времен Горбачева.
«Собака» И.Бунин
Мечтай, мечтай. Все уже и тусклейТы смотришь золотистыми глазамиНа вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,На метлы гулких, дымных тополей.
Вздыхая, ты свернулась потеплейУ ног моих — и думаешь… Мы сами
Томим себя — тоской иных полей,Иных пустынь… за пермскими горами.
Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:Седое небо, тундры, льды и чумыВ твоей студеной дикой стороне.Но я всегда делю с тобою думы:Я человек: как бог, я обреченПознать тоску всех стран и всех времен.
Анализ стихотворения Бунина «Собака»
Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной. Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака», написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке Максима Горького. Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» — вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».
Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.
Слушать стихотворение аБунина Собака
Темы соседних сочинений
Картинка к сочинению анализ стихотворения Собака
ostihe.ru
И. А. Бунин "Собака" - Анализ произведений - Русская литература - Методический кейс
«Собака»
Мечтай, мечтай. Все уже и тусклейТы смотришь золотистыми глазамиНа вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,На метлы гулких, дымных тополей.
Вздыхая, ты свернулась потеплейУ ног моих - и думаешь... Мы самиТомим себя - тоской иных полей,Иных пустынь... за пермскими горами.
Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:Седое небо, тундры, льды и чумыВ твоей студеной дикой стороне.Но я всегда делю с тобою думы:Я человек: как бог, я обреченПознать тоску всех стран и всех времен.
Анализ
Тема: философские размышления о человеке, его роли и месте в окружающем мире.
Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной. Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака», написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке Максима Горького. Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» — вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.
Первые строки стихотворения призывают мечтать:
Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.
Обращаясь к собаке, автор говорит:
Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих - и думаешь...
Продолжают стихотворение строки о том, что люди сами себя "томят", мучают недостижимым:
... тоской иных полей,
Иных пустынь... за пермскими горами.
Собака же вспоминает то, что лирическому герою чуждо:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.
Собака не делится своими мыслями и мечтами с лирическим героем. Лирический герой стихотворения делит с ней думы. Поэт сравнивает себя с богом:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.
svitova-litera.at.ua