Журнал ЖЖ. Бим собака


«Белый Бим – Черное ухо»: драма в кадре и за кадром

Достойный памятника

Судьба исполнителя главной собачьей роли сложилась не менее драматично, чем его четвероногого героя. Сыгравшему Бима английскому сеттеру Стиву (или Степе, как его по-простому называли на съемочной площадке), в жизни выпало больше испытаний, чем славы, и больше страданий, чем любви.

По роли разыскивающий хозяина Бим меняет несколько владельцев и в итоге из-за человеческой жестокости погибает. Безвременно ушел из жизни и тосковавший по хозяину Стив, который был для своего владельца лишь источником дохода и умер от работы и неразделенной любви.

Для роли в «Белом Биме…» хозяин сдал собаку в аренду киностудии имени Горького, как делал это до и после фильма, предоставляя его «напрокат» то охотникам, то режиссерам. За полтора года съемок в Калуге владелец ни разу Степу не навестил. Пес искал хозяина среди чужих людей и бесконечно грустил по дому. Умница Стив, о котором режиссер сказал, что он словно читал сценарий, легко находил контакт со съемочной группой и безупречно  справлялся со сложными сценами, но напряжение съемок подорвало его здоровье, и через несколько месяцев собаки не стало. После окончания съемок пес снова переходил из рук в руки и, не вынеся нагрузок и разлук, вскоре умер от сердечного приступа. Любимец миллионов зрителей так и не смог добиться любви собственного хозяина.

Сам ты дурашка

Другом Степы на время съемок удалось стать Вячеславу Тихонову. В старости актер почти так же уединенно жил на даче с собакой, как и его герой Иван Иванович в «Белом Биме…» (правда, с женой). Артист по жизни любил собак, и они это чувствовали, искренне привязываясь к нему в кадре и за кадром. Даже в роли Штирлица Тихонов не избежал собачьего партнерства.

Помните сцену, когда к машине приехавшего домой штандартенфюрера неожиданно подходит неизвестно откуда взявшийся сеттер? Этого эпизода в сценарии не было, сцена с собакой – не постановочная: во время съемок в ГДР местный пес забежал в кадр случайно. Режиссер Татьяна Лиознова останавливать съемку не стала, потому что Тихонов естественно вышел из положения, импровизируя на ходу: «Чей же ты, дурашка? Надо тебя покормить. Заходи в дом. Не хочешь? Ну, тогда я тебе вынесу сюда…». Разговор с собакой настолько органично вписался в сюжет фильма, что позже появилась шутка: «Сам ты дурашка, - ответил пес, – а я связной из Центра».

И надо же так совпасть, что для роли в «Белом Биме…» режиссером был заранее выбран Вячеслав Тихонов, которого пришлось ждать со съемок в роли Штирлица, а партнером артиста в новой ленте опять-таки стал сеттер! В книге Бим описан как шотландский сеттер с «неправильным» окрасом: лишь одна лапа и ухо у собаки с «браком» были черными. Найти такого пса для роли стало проблемой. «Не кондицию» среди представителей породы заводчики «выбраковывают» со щенячьего возраста. Тогда работавший с собаками эксперт-кинолог республиканской категории Виктор Сомов нашел выход – предложил заменить шотландского сеттера подходившим по окрасу английским.

Собачья работа

Собак нужной масти в съемках участвовало двое. В одной из сцен английского сеттера Стива (Стёпу) подстраховывал дублёр Денди. «Двойник» снялся в самом душераздирающем эпизоде картины с застрявшей в железнодорожной стрелке лапой, когда прикованный к рельсам Бим отчаянно пытается уйти от несущегося на него поезда. Во время демонстрации этой сцены на церемонии «Оскара» зал аплодировал мастерству советских кинематографистов стоя.

Основная же «собачья работа» досталась в фильме одарённому Стёпе. И самой экспрессивной сценой с его участием стало расставание с Иваном Ивановичем. Когда героя увозит с инфарктом скорая помощь, Бим не находит себе места. Но как заставить волноваться в кадре пса, который переживал из-за разлуки со своим реальным хозяином? К тому же задача усложнялась единственным дублем: собака не может играть чувства напоказ, угождая, как люди, прихоти режиссера. «Собаки искренни в эмоциях и правдивы в поступках, они не могут притворяться и должны реально чувствовать привязанность и боль от утраты», - объяснял дрессировщик охотничьих пород Виктор Сомов. Единственно возможным решением было по-настоящему подружить Тихонова со Стивом, чтобы потом их… разлучить.

Приходя на площадку, актер первым делом гулял со Стёпой. «В короткий срок подружиться со взрослой собакой трудно, - вспоминал артист, - а мне надо было не оставить сомнений у зрителей в том, что Бим – мой пёс, а не чужой сеттер со сложной судьбой. Его все жалели, подкармливали, а я – просто всегда был рядом. И спустя некоторое время Стёпа стал меня ждать. Я знал, что если пойду куда-нибудь без него, он помчится следом».

Стив успел соскучиться по Тихонову и, когда увидел его после перерыва на съемочной площадке, вбежал в кадр с переизбытком собачьих чувств. Взволнованный пёс без репетиций и повторных дублей сыграл в сцене госпитализации хозяина всё, что от него требовалось.

Интересные факты

«Белый Бим – Черное ухо» - единственная советская картина своего времени, снятая на цветную пленку Kodak. Исключением из правил фильм стал, благодаря… собакам! Режиссер сумел убедить начальников, что в съемке животных недостаточная чувствительность пленки – зло. Братьев меньших, мол, перегревают и пугают софиты, которыми приходится подсвечивать кадр даже летним днем. Три года велись переговоры, но в итоге съемки начались с четырехкратным запасом выделенной на фильм импортной пленки. «Каким-то собакам» дали дорогущий цветной Kodak, в то время как лучшие ленты той поры снимались на выпускавшейся в Шостке черно-белой «Свеме»: «Я шагаю по Москве» (1963), «Берегись автомобиля» (1966), «Мёртвый сезон» (1968), «Ошибка резидента» (1968), «Служили два товарища» (1968), «Золотой теленок» (1968), «Адъютант его превосходительства» (1969), «Судьба резидента» (1970), «Проверка на дорогах» (1971), «Офицеры» (1971), «Опасный поворот» (1972), «Семнадцать мгновений весны» (1972).

А еще один интересный факт связан с исполнительницей роли скандальной  тетки, по навету которой злые люди сжили Бима со свету. У героини Валентины Владимировой в картине нет даже имени, но именно она начала травлю бедного пса, не сделавшего никому ничего плохого. И за собачьи несчастья актрисе отомстили зрители. После фильма с ней перестали здороваться соседи. Женщину даже выступить в школе не пустили – дети наотрез отказались от встречи с «мучительницей животных». Артистка зареклась впредь сниматься в отрицательных ролях и обзавелась собакой, чтобы развеять миф о нелюбви к братьям меньшим.

…Пусть и ваш ребенок посмотрит этот пронзительный фильм о вечных ценностях, которые сделают его человеком.

© Вячеслав Капрельянц, 2018

Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его смогли прочитать ваши друзья!

Читайте также по теме:

[Spoiler (click to open)]

Божественный промысел и его интерпретаторы

Как два Андрея снимали фильм об Андрее, и почему историческую драму о России положили на полку?

В бой идут одни «старики»: Не могЁм, а мОгем!

Белое солнце пустыни: истерном по вестерну

«Весна на Заречной улице»: в кадре и за кадром.

Любопытные подробности из истории фильма

Как снималась «Калина красная»: 25 марта 1974 года на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина.

От смешного до великого: режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.

Ирония судьбы Мягкова и К?

«Служебный роман»: история шедевра

«Экипаж»: трижды первый

"Ошибка резидента": шпионский детектив на экране и в жизни

Кому Афоня рубль должен?

"Осенний марафон": рассказ о себе самом

"Место встречи изменить нельзя": о буднях МУРа

"Золотой теленок": не в деньгах счастье!

"Кавказская пленница" на крымском курорте

"Любовь и голуби": очень жизненное кино

"17 мгновений весны": рождение легенды

"Невероятные приключения итальянцев в России"

Как Иван Васильевич менял профессию

"12 стульев": любимое детище Леонида Гайдая

"Пираты XX века": фильм про настоящих мужчин

"Мимино": наше славное кино

"Берегись автомобиля!": полвека с благородным человеком

"Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"

"Джентельмены..." и удача

"Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов

"Три плюс два" - фильм навсегда

"Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино

"Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить

slavikap.livejournal.com

Актеры фильма "Белый Бим Черное ухо". История создания фильма

Пожалуй, не было в Советском Союзе ребенка, который хотя бы раз не плакал над судьбой героя киноленты «Белый Бим Черное ухо». Рецензии после премьеры были столь восторженными и проникновенными, что поразили даже режиссера. Как создавалась эта знаменитая картина? Актеры фильма «Белый Бим Черное ухо», а также главные персонажи самой трогательной истории о собачьей преданности – тема статьи.

актеры фильма белый бим черное ухо

Предыстория

В 1971 году в свет вышла книга Гавриила Троепольского. Автор поведал трагическую историю пса, который до последних дней жизни был предан своему хозяину. Книга Троепольского повествует также о человеческой жестокости. Герой повести – Иван Иванович. По роду деятельности он писатель, но любит свободное время проводить на природе. Однажды заводит щенка, шотландского сеттера.

Иван Иванович – одинокий философствующий охотник. Бим становится его верным другом, единственным родным существом. Однако старое ранение, полученное еще на фронте, время от времени тревожит хозяина Бима. Однажды с ним происходит приступ. Писателя госпитализируют. Бим за время отсутствия Ивана Ивановича несколько раз меняет хозяев. Но он не перестает ждать его… Бим становится жертвой предательства, людской жестокости.

белый бим черное ухо фильм актеры

Режиссер

После выхода книги этой историей заинтересовался Станислав Ростоцкий. Режиссер решил экранизировать произведение Троепольского. На счету его уже было несколько громких картин. Среди них:

  1. «А зори здесь тихие».
  2. «Дело было в Пенькове».
  3. «Доживем до понедельника».

Актеры фильма «Белый Бим Черное ухо» большей частью были к моменту съемок уже опытными, знаменитыми артистами. В поиске исполнителя роли Ивана Ивановича у Ростоцкого сложностей не возникло. То же самое можно сказать и о подборе актеров на второстепенные роли. Но как удалось режиссеру решить вопрос с поиском исполнителя на главную роль? Ведь, как известно, детей и животных снимать чрезвычайно сложно.

Сложности при создании фильма

Ростоцкий сам написал сценарий. Но съемки фильма откладывались в течение трех лет. Кинологи помогли режиссеру найти исполнителя на роль Бима. Главные актеры фильма «Белый Бим Черное ухо» – английский сеттер Степа и дублер его Денди.

Но в создании киноленты Ростоцкий столкнулся со сложностями. На киностудии требовали внести в сценарий корректировки. Затем пришлось ждать, когда освободится исполнитель роли Ивана Ивановича. Тихонов был задействован в съемках другой картины, а Ростоцкий никого кроме него не представлял в образе одинокого писателя. Но даже после того, как необходимые изменения были внесены в сценарий, а знаменитый актер приступил к изучению роли, Ростоцкий приостановил съемки.

Дело в том, что в семидесятые годы в отечественном кино использовалась пленка, которая обладала чрезвычайно низкой чувствительностью. Без мощных софитов невозможно было добиться четкого изображения. По мнению Ростоцкого, актеры фильма «Белый Бим Черное ухо» могли бы выдержать такую пытку. Ведь они знали, на что идут. А вот собак режиссеру было жалко. И дабы не подвергать животных пыткам, он больше года добивался получения на киностудии дорогой пленки «Кодак».

Каких артистов Ростоцкий утвердил на роли в киноленте «Белый Бим Черное ухо»?

белый би черное ухо рецензии

Фильм: актеры

Ростоцкий пригласил на роль хозяина верного пса Вячеслава Тихонова. «Штирлиц» был невероятно рад такой работе. Образ советского разведчика в эсэсовском кителе порядком ему надоел. Однако, для того чтобы сыграть роль хозяина собаки, нужна длительная подготовка. Животные не умеют лицедействовать. А потому, для того чтобы изобразить достоверно трогательные отношения между человеком и псом, знаменитому артисту пришлось заняться охотой в компании своего нового друга.

На съемочной площадке неизменно присутствовал кинолог. Сложности в работе также заключались в следующем: каждый эпизод должен был получаться с первого раза. Ведь собаке сложно объяснить, что дубль не удался, и его необходимо переснять. Но стоит сказать, что способностями артиста Степки Ростоцкий не переставал удивляться. Однажды он даже высказал предположение о том, что пес читает сценарий. Иначе режиссер не мог объяснить невероятную понятливость и исполнительность этой собаки.

Следует несколько слов сказать о других артистах, принявших участие в создании картины «Белый Бим Черное ухо». Фильм, актеры которого перечислены ниже, вызвал бурю восторженных отзывов. На жизнь не каждого артиста, снявшегося в киноленте Ростоцкого, успех этой работы оказал положительное влияние. Ведь конец главного героя трагичен. И несколько отрицательных и неприятных образов присутствует в картине «Белый Бим Черное ухо».

Актеры и роли

В. Владимирова сыграла роль злобной тетки, по чьей вине гибнет Бим. Актриса долгие годы страдала от этого отрицательного кинообраза. Ей присылали гневные письма, соседи перестали здороваться. Однажды актрису пригласили в школу для проведения творческого вечера. Ученики отказались беседовать с артисткой. Дабы реабилитировать себя, Владимирова завела собаку.

Ирина Шевчук сыграла роль Даши. Эта актриса прежде уже снималась в одной из картин Ростоцкого. Другие актеры фильма:

  1. Иван Рыжов.
  2. Михаил Зимин.
  3. Римма Мануковская.
  4. Виталий Леонов.
  5. Мария Скворцова.
  6. Анатолий Баранцев.
  7. Раиса Рязанова.

белый бим черное ухо актеры и роли

Фильм Ростоцкого был номинирован на «Оскар». Говорят, что после просмотра эпизода, в котором Бим едва не попадает под колеса поезда, американцы аплодировали стоя.

fb.ru

«Белый бим»: сеттер Степа читал сценарий

35 лет назад в СССР завершились съемки ленты «Белый Бим Черное ухо», заставившей заплакать каждого зрителя.

История про» неправильного» с точки зрения породы шотландского сеттера, которого приютил, но не смог спасти от людей жестокости человек с больным сердцем, стала лучшим фильмом 1977 года по версии главного и единственного на тот момент теле- и киногида «Советский экран».

С собаками нежнее, чем с людьмиРежиссер Станислав Ростоцкий (зрители помнят его по фильмам «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «Эскадрон гусар летучих»), берясь за экранизацию одноименной повести Гавриила Троепольского, не сомневался, что будущая картина наделает шуму. «С Троепольским мне везло, - вспоминал Ростоцкий. – Первую по-настоящему СВОЮ ленту («Земля и люди», 1955 г.) я снимал по его рассказам. На премьере нас забросали цветами».

Тем не менее, готовясь к съемкам «Белого Бима», режиссеру пришлось столкнуться с трудностями.

Начало съемок откладывалось три года – то на студии им. М.Горького требовали внести правку в сценарий, то пришлось ждать, когда освободиться актер Вячеслав Тихонов (в роли Бима, Ивана Ивановича, Ростицкий видел только «Штирлица»), то режиссер вдруг пожалел актеров-собак… С последним фактом связана занимательная история.

«Белый Бим Черное ухо» - единственный советский фильм тех лет, который полность снимался на дорогущей пленке «Кодак». У отечественной «Свемы» была крайне малая чувствительность, и, чтобы на экране было четкое изображение, актеров «жарили» мощными софитами. Но артисты-то привыкли: «Они знали, на что шли, когда соглашались сниматься», - жестко резал Ростоцкий, а вот собак режиссеру оказалось жаль. Ради того, чтобы четвероногие исполнители не мучались на площадке от жары и яркого света, Станислав Иосифовч долго выбивал из начальства деньги на покупку чувствительной кодаковской пленки. И выбил – аж четырехкратный запас. Лишь после этого начались съемки.

Дублеру аплодировали стояАктеров-людей (за исключением Вячеслава Тихонова) Ростоцкий особо и не подбирал. Взял практически первых, подошедших по типажу. Так, например, в роли злющей соседки, «укушенной» Бимом, окащалась прекрасная и добросердечная актриса Валентина Владимировна, всю жизнь игравшая сердобольных советских женщин. А в роли Даши, чуть было не ставшей новой хозяйкой Бима, снялась Ириша Шевчук – молодая актриса, знакомая режиссеру по роли в его же «А зори здесь тихие…» (там Ирина сыграла Риту Осягину).

Главным героем ленты была, несомненно собака. И именно сеттера Ростоцкий подбирал долго и тщательно, устраивая многочасовые кастинги. В итоге были отобраны два претендента – английский сеттер Стив (он же Степа и его дублер Денди.

Денди появляется на экране совсем ненадолго, но очень ярко: в сцене, где Бим застревает лапой в железнодорожной стрелке и отчаянно смотрит на огни мчащегося на него поезда. Говорят, два года спустя, когда «Белый Бим» был выдвинут на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм», американцы аплодировали этому эпизоду стоя.

Но все остальные аплодисменты сорвал Степка. Кстати, у этого пса тоже оказалась нелегкая судьба.

Приручил гуляниемХозяин Степы, которого пес безумно любил, сдал питомца в аренду киностудии на целых полтора года. И – просто исчез из его жизни. Степка тосковал так, что чуть было не сорвал съемки. Чтобы вывести сеттера из депрессии, его баловали как могли.

- Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями, - вспоминал Вячеслав Тихонов. – Я-то когда появился на студии, думал, что подружиться с собакой легко – за ушком потрепал, косточку дал… А вышло, что таких «друзей» у Степки миллион. Пришлось идти другим путем. Все кормили – а я со Степой гулял. Часами бродили по парку, я с ним разговаривал… Через некоторое время пес стал ждать меня, искал по всей студии. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем не обращаю на него внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол – и Степка помчится за мной.

Ради чувств разлучилиСамой сложной сценой на съемках стал эпизод, в котором у Ивана Ивановича случается сердечный приступ. Псу предстояло сыграть ласку, заботу, сочувствие к своему больному хозяину, тревогу о его здоровье. Даже Станислав Ростоцкий, который был в восторге от актерского таланта Степы («Он настолько умен, что, кажется, читает сценарий», - однажды обмолвился режиссер), сомневался, что собаке это под силу.

Задача осложнялась тем, что съемки надо было уложить в один дубль – собака не может, как человек, раз за разом играть чувства по заказу. Решение предложил кинолог Виктор Сомов.- Собаки всегда правдивы в своих поступках, - рассказывал он в одном из интервью. – Поэтому было необходимо, чтобы Бим истинно любил и волновался за своего «хозяина» - актера Тихонова. Вячеслав Васильевич нашел единственно правильный путь влюбить в себя охотничью собаку – гулял с ней поп аркам, лесам, даже стрелял из-под нее дичь. А за неделю до съемок эпизода мы разлучили Тихонова и Степу. Степа страдал, а потому, когда в нужной сцене мы выпустили его на площадку к «хозяину», он выплеснул перед камерой все свои чувства!

Будет веснаКак сложилась судьба «Белого Бима» - Степы после завершения съемок, увы, неизвестно. Ходили слухи, будто настоящий хозяин еще не раз сдавал питомца «в аренду» - киностудиям, охотникам. Степа тосковал, затем привязался к новым хозяевам, затем вновь тосковал от разлуки.. И однажды просто умер, в расцвете собачьих лет. Не выдержало сердце.

Впрочем, это всего лишь дна из околокиношных легенд. Как бы то ни было, «Белый Бим» стал одним из самых пронзительных детских и одновременно взрослых фильмов советского кино. «А жизнь идет, идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Сейчас зима, но я знаю – обязательно будет весна, и будут подснежники. Я знаю, я верую…» (Иван Иванович).

vsegda-tvoj.livejournal.com


Смотрите также