Собака проводит все время в постели с 9-летним мальчиком с диагнозом аутизм. Аутист собака


В Новосибирске ретривер вылечил мальчика-аутиста

Маленькая семья Доровских - мама Надежда и сын Тимка - вместе со своим золотистым ретривером Каратом живут в самой обычной двухкомнатной квартире в новосибирском Академгородке. Об этой квартире и чудо-собаке наслышаны многие мамочки - звонят хозяйке и просят о помощи.

Едва мы переступили порог, белобрысый Тимка вместе с собакой, которая чуток ниже мальчика, предстал перед нами.

- Меня Тимофеем зовут, а это Карат, - пес, видимо понял, что его официально представляют, обнюхал нас. И убедившись, что мы не опасны, убежал вместе с мальчиком играть в соседнюю комнату.

А через секунду-другую послышался звук чего-то шмякнувшегося на пол и звонкий смех.

- Как я рада этому после почти четырех лет тишины, - улыбнулась Надежда.

А Карат тут как тут... уткнулся носом в колени Надежды.

- Он всегда так поступает, когда я вспоминаю, что произошло с моим сыном. Мрачные воспоминания он не любит, - говорит женщина. - Не могу представить, чтобы сейчас рядом с нами не было Карата…

Диагноз «детский аутизм» мальчику поставили, когда ему было три года…

РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ? ТАК ВСЕ ДЕТИ МОЛЧУНЫ…

Тимофей - долгожданный ребенок: Надежда родила его, когда ей исполнился 31 год.

- Меня убеждали, что родился здоровый малыш, никаких патологий, отклонений, - рассказывает Надежда. - Но когда сыну исполнилось два годика, я стала замечать, что с ним происходит неладное. Ничего не ест, не говорит, при этом ведет себя как механическая кукла - бегает кругами, а как устанет - рыдает навзрыд. Врачи отмахивались: «Мамаша, у всех такое случается!..»

Прошел почти год - изменений ноль. Когда вера в муниципальных врачей пропала, мама ринулась за подмогой в частную клинику. Там-то Тимке и поставили диагноз, который разделил жизнь Надежды на до и после.

- У моего ребенка аутизм. Все время спрашивала себя, почему это случилось именно с моим сыном, - чувствую, что каждое слово дается Надежде с трудом.

Ребенку прописали гору таблеток - все без улучшений… Тимка плохо спал, каши и супы не ел… И все та же проблема, что и год назад - мальчик беспричинно рыдал и ничего не говорил.

- Я перечитала все форумы в интернете, искала истории про ребятишек-аутистов, которым удалось побороть болезнь. И поняла, что многие справлялись с недугом благодаря домашним животным, - говорит Надежда. - Я на этот шаг не решалась - мне постоянно нужно было находиться с сыном, и я даже не представляла, как можно быть нянькой и для собаки.

Поэтому решила водить сына на занятия с лошадьми. Но Тимка их очень боялся, плакал, в общем, долгожданного оздоравливающего эффекта не наблюдалось. А позже все-таки решила купить щенка.

КАРАТ ТКНУЛСЯ НОСОМ, И Я ПОНЯЛА: НАША СОБАКА

- Карат сам меня выбрал. Правда, пес? - Надежда погладила Карата. - Я приехала к заводчику, а у него из щеночков остался только один - выбора не было. Он подошел ко мне, ткнулся носом, и я поняла: это моя собака!

Надежда очень переживала, как на Карата отреагирует Тимка, ведь он мог испугаться собаки.

- Где-то на третий день после того, как я привезла щенка домой, у Тимы случилась истерика. У аутистов нередко такое состояние возникает без объяснения причин, - вспоминает Надежда. - Я думала, что от рыданий собака забьется в угол, но Карат пришел, сел поодаль. А потом потихонечку, как партизан, стал двигаться к Тиме. В какой-то момент сын ножкой уперся в собаку, и истерика неожиданно прекратилась. Наверное, ребенку стало любопытно, что это за теплый комочек рядом с ним. И вдруг Тимка засмеялся.

Карат стал лучшим другом для Тимки.

С этого момента Карат стал лучшим другом для Тимки. Едва мальчику становилось плохо, он прижимался к своему псу, и ему становилось легче.

- Это я уже потом узнала, что таким образом, говоря медицинским языком, у больных ребятишек восстанавливается уровень чувствительности. Они ведь совсем не ощущают своего тела, - объясняет Надежда. - Сыночек, когда учился говорить, даже подбородком прислонялся к Карату, чтобы чувствовать свои мышцы.

- А в чем же заключается лечебный эффект от общения с Каратом? - спросила я.

- Так он же с живым существом общается! На эмоциональном уровне! При этом Карат, если хотите, как тренажер - помогает ребенку ощутить себя в пространстве. Тима уже понимает, что в этом физическом мире не одинок, есть своего рода точка опоры. Для страдающих аутизмом это очень важно!

Разлучались Тимка и его пес только когда они выходили на прогулку: следить на улице одновременно за больным ребенком и щенком очень сложно, поэтому гуляла Надежда с ними по очереди.

Первые результаты этого общения дали о себе знать через четыре месяца. Врачи диву давались - малыш заговорил, стал спокойнее. В общем, небо и земля по сравнению с тем, что наблюдалось вначале. В итоге в медицинской карточке диагноз «аутизм» остался в прошлом.

- Конечно, кроме этого мы с Тимой еще и много занимались: ходили в бассейн, к логопеду, я показывала, как держать ложку, чтобы из нее ничего не проливалось, - говорит Надежда. - Но то, что без Карата мы бы не добились такого результата, это точно!

КАРАТ - ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО!

Сейчас Тимке шесть лет, он ходит в логопедическую группу в детском садике и занялся фигурным катанием. У мальчишки много друзей, и он рассказывает им о своем Карате. А когда возвращается домой, то с удовольствием гуляет со своим любимым псом на улице.

- Он у меня хороший, слушается и никуда не убегает, - с гордостью говорит Тимка.

Ну а сам Карат недавно обзавелся новыми маленькими друзьями: мамы больных ребятишек, узнав об истории Надежды, стали просить сибирячку вместе с Каратом позаниматься с их детьми. Женщина проводит занятия абсолютно бесплатно: родители оплачивают только аренду помещения, где дети с Каратом находятся. И у ребятишек уже есть первые результаты.

- Конечно, далеко не каждая собака подходит для таких занятий: у пса должен быть абсолютно спокойный характер, никакой агрессии, малыши могут неловко схватиться за собаку, - объясняет Надежда. - И многие родители говорят, что после занятий с Каратом детки спят намного спокойнее.

А Тимке уже не терпится пойти в школу, чтобы познакомиться с новыми друзьями и рассказать им о своем Карате. Ведь для него это не просто любимая собака, а преданный друг, который даже ночью стережет детский сон, укладываясь рядом с его кроватью.

А сейчас этот диагноз сняли: у Тимки остались лишь небольшие проблемы с речью

КОММЕНТАРИИ ВРАЧЕЙ

«Это невероятный прогресс!»

Диагноз «аутизм» ребенку поставил детский невролог Олег Корень. Его же мы попросили прокомментировать результаты, которых удалось добиться Тимке благодаря Карату.

- О канистерапии (лечение с помощью собак) известно уже давно, и случай с мальчиком - яркое тому подтверждение. Благодаря общению с домашними питомцами и правильным занятиям мальчику удалось добиться невероятного прогресса, хотя проблемы с речью еще есть. Но поскольку диагноз «аутизм» у Тимофея был, предстоит еще очень много работы. И первый серьезный этап - это адаптация и учеба мальчика в школе. «Детям-аутистам нужно общение!»

Прокомментировать историю Тимы мы попросили детского психиатра Елисея Осина:

- В мире существует лишь небольшой процент людей, которым действительно  удалось побороть аутизм. Вошел ли именно в это число  мальчик, покажет время, поскольку нынешнее состояние может быть ремиссией, и болезнь еще может проявить себя в подростковом возрасте. Но то, что достигнут большой прогресс, действительно так.

Относительно влияния животных на детей-аутистов также нет никаких подтвержденных фактов, поэтому сложно рассуждать о том, насколько ребенку помогла собака.

А вот какие рекомендации Елисей Константинович дал для родителей детей-аутистов:

1. Аутизм - это в первую очередь нарушение социального взаимодействия. Поэтому ребенка обязательно нужно учить общаться. Мама обязательно должна вместе с ребенком играть с другими детьми, учить его нужным фразам, заинтересовывать его процессом. И, конечно, поощрять, если ребенок начинает пытаться общаться с другими малышами.

2. Общение с животными полезно для любого ребенка, чтобы он в принципе развивался. Поэтому ничего плохого в том, если у вас в доме появится кошка или собака, нет. Но опять же соизмеряйте свои силы, ведь животное тоже будет требовать времени, заботы и внимания. А оно у вас есть?

3. А вот уже совет исключительно для самих родителей: берегите себя, не перегружайте ни себя, ни ребенка. Ведь процесс адаптации ребенка - очень длительный, и потребует много сил. 

«Собака - это часть лечения!»

Екатерина Мень, президент автономной некоммерческой организации «Центр проблем аутизма»:

- Этот случай, скорее, можно назвать частным. Здесь все сложилось: и появление собаки, и наблюдение у врачей, и занятия с мамой, и походы в бассейн. Но собака - это часть лечения, а не панацея: ведь у многих ребятишек-аутистов есть животные, но их болезнь никуда не девается. Хотя стоит подчеркнуть, что собаки действительно оказывают огромное положительное влияние на детей.

Если говорить о том, можно ли побороть аутизм, то да, действительно возможно, но только при всем этом комплексе мер. Однако мальчику и его маме предстоит еще очень много работы: ведь ребенку необходимо будет адаптироваться в школе.

А семьям, которые воспитывают больных ребятишек, можно дать несколько советов:

1. Строго следуйте всем рекомендациям врача, принимайте все необходимые препараты

2. Можно использовать методику поведенческого анализа: это когда выявляется конкретное нарушение в поведении ребенка (к примеру, он не кушает), и постепенно малыша приучают к правильному порядку действий (именно так Надежда приучала Тимку кушать - прим.авт.)

3. Обязательно занимайтесь физкультурой с ребенком: ему это крайне необходимо. Можно, к примеру, ходить с ребенком в бассейн.

4. Заведите домашнее животное, это не обязательно может быть собака. У ребенка-аутиста нарушена коммуникативная функция, и общение с животным, в том числе, поможет ее восстановлению.

5. Чем раньше аутизм будет выявлен, тем больше шансов, что лечение будет максимально эффективным: так что внимательно следите за поведением вашего ребенка.

goodnewsanimal.ru

Собаки, лошади и аутизм: что такое терапия с помощью животных?

24.05.15

Обзор данных научных исследований за и против терапии аутизма с помощью общения с животными

 

>canines

 

В жизни человека с хроническим заболеванием или инвалидностью животные могут играть несколько ролей, главным образом, они могут поднимать настроение или защищать от возможного вреда. Также предполагалось, что различные животные, от собак до дельфинов, могут предоставлять реальную терапию. Например, утверждалось, что они могут уменьшить эмоциональный стресс, облегчить физическую боль, уменьшить пульс и кровяное давление, улучшить моторные и когнитивные навыки, а в случае с аутизмом уменьшить стереотипное поведение, сенсорную чувствительность и повысить желание и способность к социальным контактам с окружающими.

Что же нам известно о животных их возможном влиянии на жизнь человека с расстройством аутистического спектра (РАС)? В этой статье мы обсудим существующие на данный момент исследования терапий с использованием животных, как в целом, так и применительно к РАС. Мы также рассмотрим вопрос об использовании служебных собак семьями, где есть ребенок с аутизмом.

Взаимодействие животного и человека: не просто новый опыт

Потискать щенка, поскакать на лошади, поплавать с дельфином — без сомнений все это может стать запоминающимся и обогащающим жизнь опытом для любого человека, в том числе и для человека с инвалидностью. Однако с давних пор бытуют утверждения, что взаимодействие с животными и уход за ними может улучшить состояние человека с инвалидностью или болезнью. В 1859 году, Флоренс Найтингейл, основательница современного сестринского дела, писала: «Маленький питомец часто становится прекрасным компаньоном для больного, особенно в хронических случаях. Порою у инвалида, годами заточенного в стенах своей комнаты, нет другой отрады, кроме птички в клетке. Если он может сам кормить животное и убирать за ним, то его всегда надо поощрять к этому». С тех пор прошло полтора века, и ученые исследуют возможные преимущества взаимодействия животных и человека, в том числе питомцев, программы посещения животных и терапию с использованием животных. Есть исследования, утверждающие, что взаимодействие с животными может уменьшить восприятие физической боли, а также оказывает положительное влияние на такие факторы как кровяное давление и пульс, равно как и на психологические факторы, такие как тревожность или депрессию, и социо-психологические факторы, такие как одиночество. Кроме того, исследования предполагали, что взаимодействие с животными может уменьшить нервное возбуждение и агрессию, а также улучшить социальное взаимодействие и способность выполнять бытовые задачи у людей с болезнью Альцгеймера, деменцией и шизофренией.

Если учесть подобные потенциальные преимущества, то не приходится удивляться, что программы посещения животных и терапия с ними используется для самых разных групп населения от детей до престарелых граждан в самых различных учреждениях, от интернатов до больниц и тюрем. В результате, терапия с помощью животных превратилась в новую область и предмет интереса как врачей, так и специалистов в области психического здоровья.

Однако те, кто интересуется данной областью, всегда разделяют досуг с участием животных, например, когда волонтер приводит собаку в дом престарелых, и терапию с участием животных, которую проводит специально подготовленный специалист и обученное животное, и которая направлена на решение конкретных задач у конкретной группы пациентов.

РАС и терапия с помощью животных

В отношении методов с использованием животных было много громких заявлений, но среди них есть одно, особенно важное для родителей детей с аутизмом — предположение о том, что животные могут помочь в установлении социальных связей. Даже первые попытки использовать собак для терапевтических целей были связаны с детьми с аутизмом.

Как пишет исследователь Ольга Соломон: «Признание потенциала животных в качестве партнеров по коммуникации для детей с аутизмом было, пожалуй, причиной начала использования терапевтических собак более 50 лет назад. Впервые предположение, что игровое взаимодействие с собаками может улучшить социо-коммуникативные способности детей с аутизмом, высказал Борис Левинсон, детский психиатр в медицинской школе Иешивы-университета, во время встречи Американской психологической ассоциации в 1960 году… В своей книге «Психотерапия, ориентированная на питомцев» Левинсон писал, что «собаки, видящие сердцем» могут улучшить эмоциональное здоровье детей с аутизмом».

Доктор Соломон провела два глубинных исследования случаев детей с РАС, которые взаимодействовали с терапевтическими или служебными собаками. Она решила изучать воздействие собак на детей с аутизмом после того, как к ней обратился отец маленькой девочки с аутизмом и умолял ее продать ему собаку. Девочка встретила собаку доктора Соломон в парке, и та побудила ее к спонтанной игре — девочка начала бросать собаке фрисби, смеяться и в целом держалась совсем не так, как обычно. Случай подтолкнул Соломон к идее о том, что, возможно, «что-то в социальном поведении и особенностях собачьих вовлекает детей с аутизмом в общение так, как не под силу другим людям». Она говорит, что собаки не только привлекают к себе внимание человека, они настоятельно его требуют. Например, собака может принести ребенку фрисби, и если он проигнорирует ее, собака может подкинуть фрисби, залаять или иначе потребовать ответной реакции. При этом для взаимодействия с собакой не нужно понимания речи или сложных социальных правил, характерных для людей.

Другие исследователи тоже задавались вопросом: могут ли дети с РАС улучшить свои социо-эмоциональные навыки в результате взаимодействия с собаками. В предварительных данных исследования терапии с помощью животных среди 12 аутичных детей Лорел Редефер и Джоан Гудман отмечают «значимое увеличение просоциального поведения и параллельное снижения погруженности в себя в результате контакта с дружелюбной собакой. Дети реже проявляли поведение, характерное для аутизма (например, рассматривание рук, мычание и кликающие звуки, вращение предметов, повторяющиеся прыжки, бесцельное блуждание), и чаще демонстрировали социально приемлемое поведение (например, присоединялись к простым играм с терапевтом, инициировали совместные занятия, давая терапевту шарики для надувания, мячи, протягивая руки для объятий или дружески имитируя действия терапевта)».

Исследователи из колледжа ветеринарной медицины при Университете штата Вашингтон сравнили позитивное социальное поведение 10 детей с РАС в присутствии терапевта и мяча, игрушечной плюшевой собаки и настоящей собаки. Они обнаружили, что дети с РАС «больше играли, были больше сосредоточены и больше обращали внимание на социальное окружение в присутствии терапевтической собаки». В присутствии собаки дети чаще трясли кистями рук, но ученые считают, что это было проявлением радости с их стороны. В присутствии собаки они также чаще и дольше смеялись.

Терапевтическая верховая езда или иппотерапия давно применяется для развития определенных физических способностей, например, контроля над головой и туловищем, у людей с такими видами инвалидности как церебральный паралич. Иппотерапии для детей с РАС было посвящено крайне мало исследований, но все они касались возможного влияния на социальное развитие. Например, японское исследование по «психо-образовательной верховой езде» среди 4 детей с первазивными нарушениями развития утверждает, что верховая езда улучшала навыки имитации, эмоциональной экспрессии, контакта глазами и другие. Американское исследование, проведенное в центре иппотерапии среди 34 детей с РАС обнаружило, что «терапевтическая верховая езда среди аутичных детей приводила к улучшению сенсорного поиска, сенсорной чувствительности, социальной имитации, улучшала внимание, уменьшала отвлекаемость и малоподвижность».

Проблемы с исследованиями терапии с помощью животных

Идея о том, что контакт с животным может облегчить физические, психические и социальные трудности, выглядит привлекательно, однако до сих пор нет убедительных доказательств, что конкретные вмешательства с помощью конкретных животных могут привести к достижению конкретных целей для конкретной группы пациентов. Хотя многие исследования или программы терапии с помощью животных утверждают, что она приводит к значительному улучшению, практически все эти исследования проводились в маленьких группах, в очень разных условиях и среди людей с очень разными заболеваниями и потребностями.

В результате, терапия с помощью животных кажется очередной претензией на панацею, что уменьшает доверие к ней. Несмотря на веру в такую терапию со стороны многих пациентов и адептов, страховые компании вряд ли будут оплачивать ее до тех пор, пока более достоверные научные исследования не продемонстрируют, какой именно тип терапии с помощью животных, в каких именно условиях и в течение какого именно времени помогает каким именно пациентам. Нужны доказательства, чтобы оправдать распространение как программ посещений животных, так и терапии с помощью животных.

Программы, которые подвергаются наиболее жесткой критике, имеют меньше всего доказательств, но раздают самые громкие обещания. Хороший пример такой программы — так называемая дельфинотерапия. В своей статье для Вашингтон-пост Кэтрин Эллисон отмечает: «Ваш ребенок страдает от ДЦП? Синдрома Дауна? Аутизма? Травмы коленной чашечки? Потери смысла жизни? Если да, то вам нужны лишь одна-две недели и несколько тысяч долларов — растущая и сомнительная глобальная группа предпринимателей утверждают, что они решат все эти проблемы простой близостью с дельфинами».

Критика исследований дельфинотерапии отражает многие проблемы с исследованиями терапии с помощью животных в целом. В первую очередь, это влияние ожиданий участников исследований (реклама и утверждения специалиста по методу могут сильно повлиять на суждения родителей), «неспецифический» характер опыта с дельфинами (нет причин считать, что утконос или кошка не приведут к аналогичному эффекту), а также «эффект новизны» (любой новый опыт придает человеку энергию, но такого же результата можно добиться любым новым и увлекательным опытом).

Кроме того, исследования, которые проводят специалисты, предлагающие метод на рынке, неизбежно будут предвзятыми. Такая проблема, естественно, может возникнуть с любым видом терапии — исследования проводят те, кто уже верит в ее эффективность, надеется доказать ее, а затем предлагать подобные услуги, обучать других людей их оказывать и так далее.

Несмотря на потенциальные ловушки, область терапии с помощью животных становится все более зрелой, и в ближайшем будущем мы можем ожидать больше исследований конкретных видов терапии для конкретных групп населения. Опять же, идея о том, что общение с животными приводит к привязанности, которой не хватает людям с РАС, делает такую терапию очень привлекательной для семей детей с аутизмом. Однако такая идея выглядит более обоснованной, если речь идет не о кратком контакте с животным во время сессии терапии, а о домашнем животном, с которым ребенок общается каждый день. И это подводит нас к вопросу о служебных собаках для людей с аутизмом.

Служебные собаки и дети с РАС

Служебные животные могут повлиять на жизнь человека с инвалидностью гораздо больше, чем животные, с которыми он контактирует во время коротких сессий терапии. Животные могут помогать человеку каждый день как проводники, помощники и защитники. Большинство людей знают о собаках-поводырях, которые помогают людям с нарушениями зрения передвигаться более свободно, однако служебные собаки могут выполнять самые разные функции — подбирать и приносить вещи человеку в кресле, открывать и закрывать двери, помогать человеку с ограниченной мобильностью при ходьбе. Таких животных специально готовят отвечать на нужды того или иного человека в зависимости от его или ее проблем.

Служебные собаки могут выполнять множество разных функций для помощи человеку с РАС, что подтверждает канадское исследование опыта 10 семей с аутичным ребенком, которые получили такую собаку. Ученые наблюдали за опытом как семей, так и собак во время первичного обучающего периода для семьи и собаки, а также во время последующих визитов на дом. Они также провели глубинные интервью с большинством семей.

Какова же была работа таких служебных собак? Во-первых, они были защитниками, заботились о безопасности ребенка и не давали ему убегать. Многие дети с аутизмом склонны к побегам из безопасных мест, будь это дом или школа, что порою приводит к трагическим последствиям. Риск смерти или травм в результате таких побегов очень высок, а родители детей, склонных к побегам, начинают страдать от чрезмерной бдительности и переутомления. В данном исследовании служебные собаки могли повлиять на такую ситуацию. Собаку прикрепляли к ребенку с помощью системы поводка и пояса, но животное реагировало только на команды родителей и следило за тем, чтобы ребенок не ушел из безопасного места. Если ребенок пытался убежать, собаки могли помешать ему своим весом, давая членам семьи возможность вовремя вмешаться. Даже без «сбруи», находясь дома, собаки могли присматривать за ребенком, чтобы родителям не приходилось думать о его местонахождении каждую секунду.

В некоторых случаях собака спала вместе с ребенком. Темпл Грандин, знаменитый специалист по животным и человек с аутизмом, могла успокоиться, когда ее «машина для обнимания» предоставляла ей глубокое давление. Точно так же, собака помогала некоторым детям успокоиться и быстрее заснуть с помощью веса своего тела. По словам одного из родителей, участвовавших в исследовании: «Определенно собака лучшая игрушка в постель, и она может предупредить нас, если ночью возникнет проблема, и нам не приходится спать с одним открытым глазом, прислушиваясь вполуха… Я лучше высыпаюсь, и это очень помогает. Я помню, что когда мы впервые привели собаку домой, наш сын проспал всю ночь впервые за девять лет».

Семьи начинают чувствовать себя свободнее благодаря большей безопасности. Собаки часто отвлекают беспокойных детей, так что их становится проще перевозить в машине, а также они следят за ними в общественных местах, и семье становится проще выбираться из дома. Кроме того, животные играли очень важную, но неожиданную роль — они облегчали любое общение с другими людьми. Окружающие, которые раньше проявляли дискомфорт и неодобрение в ответ на необычное поведение ребенка, вели себя более понимающе в присутствии служебной собаки. Такая собака сигнализировала, что у ребенка есть какая-то проблема, а также облегчала разговор, ведь всегда можно спросить что-то про собаку, а заодно узнать что-нибудь про аутизм. По словам одного из исследований, собака превращалась в «проводник социального капитала». Для семьи ребенка с РАС животное повышало вероятность положительного социального взаимодействия вне дома.

Кроме того, канадские ученые отмечают, что некоторые дети с РАС приобрели новые навыки в результате взаимодействия с собакой. Например, научились приноровлять свой шаг к собаке (и всей семье) во время прогулки, бросать мяч или правильно гладить собаку. Родители сообщали об «уменьшении тревожности, большем спокойствии, уменьшении числа истерик, снижении злости, более удобном режиме сна». (Конечно, менее беспокойные и выспавшиеся родители могли просто лучше справляться с поведением детей, но, в любом случае, это важный эффект присутствия собаки, даже если он непрямой).

А что насчет привязанности? Второе исследование сосредоточилось на благополучии собак, и та же команда исследователей выяснила, что в основном собака привязывалась к родителям, которые лучше «считывали» сигналы животного и отвечали на его потребности. Через полгода после помещения собак в семьи только 4 из 10 детей проявляли интерес к собаке, что неизбежно имело последствия для эмоционального взаимодействия детей с РАС и служебных животных. Конечно, речь идет только о 10 семьях, вполне возможно, что если провести исследование среди большего числа семей и в разных условиях, то более 40% детей привяжутся к собакам.

К примеру, давно было замечено, что для девочек с аутизмом животные часто становятся «особым интересом», и они хорошо с ними ладят. Возможно, если ребенок изначально интересуется животными, то он скорее привяжется к служебной собаке? (Вспомните только о Темпл Грандин и ее сильном интересе к животным, особенно коровам и лошадям). Будут ли девочки с РАС чаще привязываться к животным, чем мальчики с РАС? Есть ли какие-то особенности, которые повышают вероятность, что ребенок будет лучше реагировать на служебную собаку? На эти вопросы только предстоит найти ответ.

Один фактор в наибольшей степени определял успешность опыта семьи со служебной собакой — готовность семьи работать над этим. Канадские ученые обнаружили, что служебные собаки много и упорно трудятся, но не всегда получают внимание, которое им необходимо. Когда собака в специальной попоне, то ожидается, что она будет следовать командам, игнорировать отвлекающие факторы, будет избегать мочеиспускания и дефекации. Ученые отмечают, что часы тяжелой работы, агрессия со стороны некоторых детей, недостаток времени для физических упражнений и игр негативно сказывались на некоторых собаках. Некоторые из них страдали от прерывания сна. Ведь если родители теперь могут спать спокойно, то собака часто не может, она встает и следует за проснувшимся ребенком, который к тому же может тормошить собаку, задремавшую днем.

Если потребности собаки не удовлетворяются, то благополучие животного и его способность выполнять свою работу может оказаться под угрозой. Например, если собака изголодалась по вниманию, то она может искать его у незнакомцев на улице в то время, когда она должна сосредоточиться на поведении ребенка с РАС.

Подводя итоги, если родители думают о приобретении служебной собаки, они должны понимать, что это взаимовыгодный обмен. Хотя они могут реже просыпаться по ночам, не следить за ребенком каждую секунду, а незнакомцы на улице могут стать дружелюбнее, им придется заботиться о физическом и эмоциональном состоянии собаки: еда, вода, уход за шерстью, предсказуемый распорядок дня, перерывы в работе, физическая активность, внимание, любовь и игра. Такие социальные животные требуют большого внимания, и если ребенок с РАС не в силах его предоставить, то это должен делать кто-то из родителей или других членов семьи.

Дальнейшие исследования

Необходимо гораздо больше исследований, чтобы семьям было проще принять решение о терапии с помощью животных. Наиболее полезны будут исследования о влиянии конкретных видов такой терапии на отдельные трудности, связанные с РАС, а также исследования, которые помогут понять, не будет ли такая терапия полезнее для детей с определенными особенностями. Если наша цель социальное развитие, начиная от простого интереса к социальному взаимодействию до развития двухсторонних отношений, то важно понять, как мы будем описывать и измерять эти факторы.

Идея о том, что простота в общении и безусловная любовь собак и других животных могут побудить детей с РАС к социальному взаимодействию, а затем и к поиску общения с другими людьми, интуитивно понятна и привлекательна. Но так ли это на самом деле, и когда это происходит, только предстоит установить. Как пишет Лори С. Паллей, исследователь в области ветеринарии: «Привлекательность терапии с использованием животных в человеческой медицине — это энтузиазм ее сторонников, а не поддержка лечащих врачей. Для полной интеграции терапии с использованием животных в традиционную медицинскую практику в качестве приемлемого терапевтического подхода необходимы более убедительные исследования, которые подтвердят ее клинические свойства, а также позволят понять внутренние механизмы человеческих реакций на компанию дружелюбных животных».

Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfund.ru

Служебная собака для аутиста — Сенсорная интеграция и мы.

sensoricinru.wordpress.com

Служебная собака для аутиста

У животных, так или иначе помогающих людям, нуждающимся в специализированной поддержке, сложилась долгая история. Все мы знаем о том, как собаки-поводыри помогают пациентам с дефектами зрения взаимодействовать с физической окружающей средой. Кроме безопасности и защиты, животные дарят психологический комфорт и поддержку своим хозяевам. Между прочим, было экспериментально доказано, что только само присутствие собаки поблизости может повысить социальное взаимодействие (McNicholas & Collis,2000).Рост заболеваемости аутизмом заставляет ученых искать новые и новые средства терапии. Недавней разработкой стала попытка использования обученных специальным образом служебных собак для помощи аутистам.«Собака аутиста» — это служебная собака, прошедшая курс подготовки и, как правило, физически связанная с человеком поводком, тросом или другим образом. Одна из основyых миссий таких животных – безопасность своего подопечного. В силу того, что человек и собака соединены физически поводком или ремнем, снижается вероятность побегов, внезапных переходов через улицу с оживленным движением автомобилей и т.д. Собаки обучены следовать командам родителей, останавливаться в дверях, противостоять попыткам ребенка убежать, используя вес собственного тела, чтобы остановить или замедлить его. Также собак обучают предупреждать родителей аутичного ребенка о потенциально опасных ситуациях ночью (например, ребенок проснулся и начал ходить по дому, или же он чувствует себя несчастным). Таким образом, не только аутист находится в большей безопасности, но и его семья может чувствовать себя комфортней, зная, что кто-то еще теперь помогает в вопросах безопасности их ребенка.Основное отличие обычных служебных собак от служебных собак для аутиста в том, что обычные служебные собаки в первую очередь учатся контакту с человеком, которому они будут помогать. Собака аутиста же обучается в первую очередь связи и выполнению инструкций от родителей, но в то же время подготавливается к работе с аутистом (Burrows, et al., 2008).Некоторые сторонники «собак аутиста» утверждают, что они могут сделать больше, чем обеспечить безопасность. Многие говорят об эффекте «успокаивающего присутствия» животных, которое иногда может минимизировать или вовсе ликвидировать резкие эмоциональные всплески. Другие говорят, что собака в данном случае может сыграть роль «мостика» для взаимодействия ребенка-аутиста с его нормотипичными сверстниками, постепенно развивая социальные и языковые навыки.Однако, на сайте одной из организаций, предоставляющей услуги по обучению таких собак (4 Paws for Ability, http://www.4pawsforability.org/) нет никаких ограничительных критериев, таких как возраст или уровень функциональности аутиста, что вообще-то оказывает огромное влияние на успешность или провал такого эксперимента. Приобретение такой собаки обойдется семье примерно в 20000 дол.США.Когда вопрос касается любых видов терапии при расстройствах аутистического спектра, в первую очередь следует задаться вопросом: а доказана ли эффективность такого метода терапии? При обзоре немногочисленной литературы, посвященной изучению этого вопроса, встречаются два основных положительных момента: безопасность и развитие социальных навыков.Однако некоторые родители отмечают улучшение эмоционального состояния своих детей, снижение уровня тревожности и агрессивного поведения. Также, проведя уже некоторое время с собакой, дети-аутисты начали контролировать темп своей ходьбы, развили моторные навыки, научились уходу за животным: кормление, игры, элементарные команды.В силу небольшого количества исследований на эту тему, эффективность «собаки аутиста» остается под большим вопросом. Их влияние на социальные навыки, эмоциональное состояние, поведение и способность к социальному взаимодействию еще предстоит определить. Однако без сомнений остается тот факт, что специально обученная собака может повысить уровень безопасности ребенка-аутиста.

Cобака проводит все время c мальчиком с диагнозом аутизм

Мальчик, страдающий аутизмом и собака лабрадор

В Новой Зеландии знакомство профессионально обученной собаки с 9-летним мальчиком, страдающим от аутизма, полностью изменило жизнь ребенка.

Черный лабрадор — собака, специально обученная для оказания психологической помощи людям собака. С момента знакомства с 9-летним Джеймсом собака не отходит от мальчика ни на шаг. Мальчик, страдающий аутизмом, не терпит, когда к нему прикасаются, но с удовольствием обнимает собаку.

Несколько месяцев назад Интернет облетели снимки, на которых лабрадор спит в одной кровати с мальчиком, находящимся в больнице. Это произошло в момент, когда Джеймсу необходимо было пройти МРТ. Собака помогла сотрудникам больницы сделать процедуру, сохраняя спокойствие мальчика.Мальчик, страдающий аутизмом и собака лабрадорМальчик, страдающий аутизмом и собака лабрадорМальчик, страдающий аутизмом и собака лабрадорМальчик, страдающий аутизмом и собака лабрадор

Источник: abcnews.go.com

 

dogsecrets.ru


Смотрите также