Бродячая собака (кафе). Арт бродячая собака


Арт-кафе «Бродячая собака» в Санкт-Петербурге

Во втором дворе подвал,В нем — приют собачий.Каждый, кто сюда попал —Просто пес бродячий.Но в том гордость, но в том честь,Чтобы в тот подвал залезть!Гав!Всеволод Князев

Как ни странно, но об арт-кафе «Бродячая собака» я до поездки в Питер не знала ничего. Вот совсем ничего! И когда моя подруга предложила мне сходить туда на спектакль, я засомневалась: какой-то подвал, маленькое помещение, еду приносят прямо в зрительный зал. Сразу возникли ассоциации с чем-то несерьёзным, типа кабаре. Но потом любопытство взяло верх, я нашла их сайт в интернете и… поняла, что обязательно пойду! И нисколько не пожалела.

Идём в гости к Собаке…

Так оформлен вход в арт-кафе. Да, нужно реально спуститься в подвал)))

Попадаем в очень симпатичный небольшой холл:

Стенд с театральными программками:

Афиши. Можно узнать, какие спектакли нас ждут в ближайшее время:

Мне стало интересно, а что там спряталось в углу за афишами?И обнаружила вот такого собакевича, собранного из старых сапог и ботинок:

Оглядываюсь вокруг и понимаю, что там этих собачек видимо-невидимо. Очень креативно владельцы подошли к оформлению театра:

«Пальтишко сдавать будете?» Бабуля, какое пальтишко, июль на дворе:

Скажу пару слов об истории этого театра. Подвал «Бродячая собака» Художественного общества интимного театра был торжественно открыт в новогоднюю ночь с 31 декабря 1911 года на 1 января 1912 года:

К открытию подвала поэт Всеволод Князев сочинил "собачий гимн", положенный на музыку пианистом и композитором В.А. Шписом фон Эшенбруком. Этот гимн я поставила эпиграфом к своему рассказу.Просуществовал театр совсем недолго, до 3 марта 1915 года, но стал легендарным уже за короткое время своего существования:

Круг посетителей подвала был обширен и разнообразен. Основу его составляли действительные члены "Бродячей собаки" — устроители и организаторы подвала, члены правления, артисты, художники, музыканты "Общества интимного театра". К ним примыкали "друзья "Собаки" — люди искусства, а также меценаты, помогавшие театру как в финансовом плане, так и в его взаимоотношениях с государственными и общественными организациями:

Маскарады, арлекинады, вечера художественной пластики, чествования поэтов, драматургов, писателей, актеров; "собачьи карусели", капустники, гала-концерты, вечера "великопостной магии", вечера песни и танца; поэтические вечера; разнообразные драматические постановки и пантомимы, лекции и диспуты на самые неожиданные, но, как правило, оказывавшиеся очень злободневными темы; художественные выставки картин русских и зарубежных художников, гравюр, офортов, миниатюр; недели и вечера кавказского искусства, вечера футуристов, Метерлинка и французского символизма, "Цеха поэтов", современной русской прозы, наконец, праздничные банкеты и застолья — все это шло непрерывной чередой, прерываясь лишь с мая по август:

Эта бурная, кипящая художественная жизнь была только одной стороной жизни подвала. Другой было то раскрепощение личности, та духовная свобода, которая не могла не остаться в памяти у всех, кто когда-либо посещал "Бродячую собаку". Это колдовское чувство свободы... Здесь впервые зазвучал во всю силу голос Мандельштама. И голос Ахматовой. Здесь были впервые прочитаны — и написаны! — многие замечательнейшие строки М.А. Кузмина и Н.С. Гумилева, В. Хлебникова и И. Северянина. И кто знает, стала ли бы Ахматова — той Ахматовой, а Мандельштам — тем Мандельштамом, которых все знают, если бы не было "Бродячей собаки" в их жизни:

Более подробно об истории и возрождении подвала «Бродячая собака» можно прочесть на их сайте. Скажу только, что восстановление театра длилось долго, с 1986 по 2001 год. Было много трудностей, но команда энтузиастов смогла их преодолеть, и мы теперь можем наслаждаться атмосферой арт-кафе в полной мере:

Мы с друзьями специально пришли пораньше, чтобы до начала спектакля побродить по залам театра и внимательно рассмотреть его интерьер. А посмотреть есть на что!

В коридоре "Бродячей собаки" стены расписаны автографами тех, кто не просто забегал в подвал, но активно участвовал в "собачей" жизни: Юрия Темирканова и Гедона Кремера, сделанные ими на фуршете по случаю открытия зимнего фестиваля "Площадь Искусств", рисунки Михаила Шемякина, когда он приходил еще в возрождающуюся "Бродячую собаку" и давал ценные советы по ее оформлению, роспись Елены Образцовой, сделанная ею на презентации вин и коньяков, названных ее именем, росписи Тимура Новикова, Анатолия Белкина, Геннадия Айги, Анатолия Васильева и многих других:

Очень интересно было читать послания известных людей и рассматривать их рисунки:

Здесь бывали Семён Альтов, Евгений Евтушенко, Александр Кушнер, Николай Сванидзе, Сергей Безруков:

А также Александр Журбин и Вениамин Смехов:

Колокольчик в виде собачьей головы:

Перед спектаклем можно посидеть в одном из маленьких уютных зальчиков, пообщаться с друзьями. Мы выбрали для посиделок тот зал, который ближе всего к театральному пространству:

Прямо рядом с нашим столиком в уголке расположился вот такой светящийся пёс:

Пока оставалось немного времени до спектакля, я успела сфотографировать ещё нескольких креативных собакенов:

Ещё:

И ещё:

Их здесь очень много – сделанных из разных материалов, но одинаково милых:

Но вот прозвенел звонок, и мы можем занять свои места. Зал крохотный, но от этого только выигрывает. Я никогда ещё так близко не видела игру актёра. При таком близком контакте замечаешь малейшее движение лица, изменение тембра голоса и отчётливо слышишь каждое слово актёра. Это очень круто!

Спектакль, который мы пришли смотреть, назывался "Истории из чемодана" по произведениям Довлатова:

Этот моноспектакль читал замечательный актёр Леонид Таранов:

До похода в театр я немного переживала, что моей 17-летней доче будет многое непонятно в пьесе и, как следствие, неинтересно. Так как там описывается время, в котором она не жила. Но как же я ошибалась! Моя обычно сдержанная дочь хохотала до слёз, а потом сказала, что это было оооочень круто)))

Это был как раз тот случай, когда тандем талантливого писателя Сергея Довлатова и не менее талантливого и очень харизматичного актёра Леонида Таранова дал такой замечательный результат:

Во время антракта я ещё немного пофоткала помещение, в которое можно свободно пройти прямо из зала – своеобразная аллея славы:

Исторические афишки начала прошлого века здесь бережно хранят под стеклом:

Справа на стене висит большая фотография, на которой запечатлены посетители и актёры театра в самом начале его деятельности:

После окончания второго акта спектакля мы ещё раз прошлись по коридорам театра, подмечая те детали, которые не успели рассмотреть до представления:

Сделали памятный снимок с дочкой и подругой у входа в театр:

И пошли прогуляться к Дворцовой площади по Невскому проспекту. Вот такой вид на арку Главного штаба открывается с Невского:

А это серое неоклассическое здание бывшего Азовско-Донского банка. Построено в 1907-1912 годах, архитектор Фёдор Лидваль:

Вот мы уже и на Дворцовой площади. Так выглядит арка Главного штаба с этой стороны:

На площади в тот вечер проходил какой-то концерт:

Мы немного послушали музыку и отправились в обратный путь:

А на штабе уже включили ночную подсветку:

И только шпиль Адмиралтейства так и оставался погружённым в темноту:

Значит, пора спать.

На всякий случай вот фото входа в «Бродячую собаку», где хорошо видно табличку с адресом. Вдруг вы тоже захотите там побывать:

До встречи в Санкт-Петербурге!

Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь: veryold.ru

muranochka.livejournal.com

Бродячая собака (кафе) — Википедия

Дата основания/создания/возникновенияГосударствоАдминистративно-территориальная единицаДата прекращения существования
Бродячая собака
Эмблема работы М. Добужинского.
1911
Санкт-Петербург
март 1915

Литературно-артистическое кабаре «Бродя́чая соба́ка» — один из центров культурной жизни Серебряного века. Артистическое кафе или арт-подвал «Бродячая собака» действовало с 31 декабря 1911-го по 3 марта 1915 года[1] в доме № 5 по Михайловской площади Петрограда. В названии обыгран образ художника как бесприютного пса[2].

Было открыто антрепренёром Борисом Прониным в канун 1912 года в подвале дома Жако и закрыто весной 1915 года, во время Первой мировой войны, вскоре после антивоенного выступления В. Маяковского. Стены кафе были расписаны художником Судейкиным.

Дом Жако — Кабаре «Бродячая собака»

Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера. Именно там впервые прочитывались многие стихи и звучали музыкальные пьесы, о чём сохранилось немало воспоминаний. «Саркастическая музыка Эренберга остро звучала в литературно-артистическом кабаре „Бродячая собака“ и в „Привале комедиантов“»[3].

Славу арт-подвала составили его посетители: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв, Игорь Северянин, Надежда Тэффи, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Всеволод Мейерхольд, Михаил Кузмин, Артур Лурье, Константин Бальмонт, Тамара Карсавина, Алексей Толстой, Аркадий Аверченко, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, Николай Кульбин, Николай Евреинов, Рюрик Ивнев, Паллада Богданова-Бельская, Дмитрий Тёмкин, Алексей Лозина-Лозинский и другие.

Анна Ахматова посвятила «Бродячей собаке» стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы…» и «Да, я любила их, те сборища ночные…»

Упоминается в многочисленных мемуарах. В частности, поэт-футурист Бенедикт Лившиц, о котором поклонники льстиво говорили, что вокруг него всегда пляшет хоровод из девяти муз, вспоминал о «Бродячей собаке» такими словами:

«Основной предпосылкой „собачьего“ бытия было деление человечества на две неравные категории: на представителей искусства и на „фармацевтов“, под которыми подразумевались все остальные люди, чем бы они ни занимались и к какой бы профессии они ни принадлежали». (Волков С. История культуры Санкт-Петербурга — М.: Эксмо, 2008.)

Однако, тон в этом заведении до начала войны с Германией всё же задавали не футуристы, а акмеисты и их друзья. В этом артистическом подвале они жили «для себя» и «для публики», исполняя роль богемы имперской столицы. Съезжались обыкновенно после полуночи, а расходились — только под утро. Спустя два десятка лет Бенедикт Лившиц в своих воспоминаниях оставил нам внешне ироническое, но по сути восхищённое описание этого «интимного парада», на котором поэт превращался в актёра на подмостках, а читатель — в зрителя. Вот всего один отрывок из его текстов, посвящённых этому времени:

"Затянутая в чёрный шёлк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова, задерживаясь у входа, чтобы по настоянию кидавшегося ей навстречу Пронина вписать в «свиную» книгу свои последние стихи, по которым простодушные «фармацевты» строили догадки, щекотавшие их любопытство.

В длинном сюртуке и чёрном регате, не оставлявший без внимания ни одной красивой женщины, отступал, пятясь между столиков, Гумилёв, не то соблюдая таким образом придворный этикет, не то опасаясь «кинжального взора в спину».

По выражению Бенедикта Лившица, « …первое же дыхание войны сдуло румяна со щёк завсегдатаев „Бродячей собаки“». Официальной причиной закрытия кафе была объявлена нелегальная продажа алкоголя[1][4]. Истинные причины, по-видимому, были финансовыми[2]. Во время Великой Отечественной войны в подвале располагалось бомбоубежище.

Кафе «Бродячая собака» на историческом месте было вновь открыто в 2001 году на волне интереса к дореволюционной истории и Серебряному веку.

Одноименные заведения, вдохновленные образом исторической «Бродячей собаки», существуют в других городах России:

Заведения ориентированы на поддержание литературных и артистических традиций оригинальной «Бродячей собаки».

  1. ↑ 1 2 Жизнь Николая Гумилёва: воспоминания современников. Изд-во Международного фонда истории науки, 1991. С. 229.
  2. ↑ 1 2 Ю. Н. Кружнов, «Бродячая собака», кабаре // Энциклопедия Санкт-Петербурга
  3. ↑ Энциклопедия цирка и эстрады. Автор А. А. Лопатин
  4. ↑ «Собака» осталась, однако, на заметке у полиции, и в начале марта 1915 года в подвале был произведен обыск, и обнаружены дюжины бутылок запрещенных спиртных напитков, после чего градоначальник распорядился закрыть подвал (С. С. Шульц, В. А. Склярский. Бродячая собака: век нынешний — век минувший. СПб, 2003. Стр. 127).
  5. ↑ Арт-кафе «Бродячая собака». Место и дом. Проверено 12 февраля 2011. Архивировано 15 июля 2012 года.

ru.wikiyy.com

WikiZero - Бродячая собака (кафе)

Wikipedia open wikipedia design.Дата основания/создания/возникновенияГосударствоАдминистративно-территориальная единицаДата прекращения существования
Бродячая собака
Эмблема работы М. Добужинского.
1911
Санкт-Петербург
март 1915

Литературно-артистическое кабаре «Бродя́чая соба́ка» — один из центров культурной жизни Серебряного века. Артистическое кафе или арт-подвал «Бродячая собака» действовало с 31 декабря 1911-го по 3 марта 1915 года[1] в доме № 5 по Михайловской площади Петрограда. В названии обыгран образ художника как бесприютного пса[2].

Было открыто антрепренёром Борисом Прониным в канун 1912 года в подвале дома Жако и закрыто весной 1915 года, во время Первой мировой войны, вскоре после антивоенного выступления В. Маяковского. Стены кафе были расписаны художником Судейкиным.

Дом Жако — Кабаре «Бродячая собака»

Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера. Именно там впервые прочитывались многие стихи и звучали музыкальные пьесы, о чём сохранилось немало воспоминаний. «Саркастическая музыка Эренберга остро звучала в литературно-артистическом кабаре „Бродячая собака“ и в „Привале комедиантов“»[3].

Славу арт-подвала составили его посетители: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв, Игорь Северянин, Надежда Тэффи, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Всеволод Мейерхольд, Михаил Кузмин, Артур Лурье, Константин Бальмонт, Тамара Карсавина, Алексей Толстой, Аркадий Аверченко,

www.wikizero.com

Арт-кафе "Бродячая собака"

Санкт-Петербург, ул. Итальянская, д. 4 тел:+7 812 312 8047, факс:+7 812 315 6068 [email protected]

ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ ЛЕОНИДА КИПАРИСОВА

"Мажоретки и военные музыканты"

Леонид Кипарисов. Петербургский художник, постоянный участник выставок в Арт-кафе "Подвалъ Бродячей собаки", представляет хорошо известную любителям живописи тему "Петербургские дожди", а также новые темы своего творчества - "Мажоретки" и "Портреты русских писателей". Официальный сайт художника - www.kipariss.spb.ru

12 апреля исполняется 130 лет со дня рождения… 

Кого?... Она практически отказалась от своего имени, от своего лица, от своей судьбы. 

Только большие гурманы от литературы, понимающе кивнут, произнеси мы - со дня рождения Елизаветы Дмитриевой. 

А вот Черубина де Габриак – многих заставит припомнить историю   волшебного и печального обмана. 

Серебряный век вообще был склонен к мистификациям и обманам. 

Но этот, подаривший невзрачной хромоножке, писавшей талантливые стихи, целый год 

ослепительной жизни в образе  испанской красавицы, сводившей с ума весь Петербург, 

– этот обман был особенным – волнующим, трагически-красивым и талантливым. 

Ещё бы! Его авторами и жертвами были люди, составившие славу русской культуры – 

Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв… и она – женщина, 

чей день рождения мы отмечаем маленькой пьесой для теней из прошлого, 

голоса и гитары «Правда и ложь о Черубине де Габриак. Музыка ветра».

Автор и исполнитель Нина Тарасова, дипломант Всероссийского конкурса эстрадных исполнителей

                                 

           

22 ноября в 16-00 состоится открытие выставки        Валентина Самарина

        Непараллельные миры в фотографических суперпозициях

 

          Выставка, открывшаяся в «Подвале Бродячая Собака», посвящена работам художника Валентина Самарина. Его работы, выполненные на бромосеребряной бумаге в оригинальной технике: sanki print, соединяют фотографическую фиксацию реального мира и проницательное раскрытие потенциальных возможностей представленной Вселенной.

          В начале своего творческого пути Валентин заметил необыкновенные возможности фотографии. Снимки в процессе проявления вели себя непредсказуемо, самостоятельно видоизменялись. Активный и во много таинственный процесс появления фото-образа привёл Валентина Самарина к мысли о «ветвистом» - вариативном пути возникновения другой реальности, соприкасающейся с нашей, с присутствием тайны других миров.          

         Подтверждением интуиций художника стали открытия в квантовой физике, сделанные ещё в середине 50-х годов американским учёным Хью Эвереттом. По его теории квантовые эффекты порождают бесчисленное множество альтернативных вселенных, события в которых происходят по-разному. Из любого события возникают различные возможности (суперпозиции), продолжающие существовать в реальности.

          Независимое существование множества миров стало фактом не только физики, но и искусства в оригинальных произведениях В. Самарина. Художник – наблюдатель события, сам становится частью наблюдаемой системы, превращая в бесконечную череду суперпозиций самого себя, свои произведения и зрителей. Наблюдаемый художником мир просвечивает множеством иных миров, расширяющих ландшафт наблюдения, переходящих в скрытое, духовное всевидение.

        Работам В.Самарина свойственна полётность, проницаемость миров, гравитация в его пространстве исчезает, а тело остаётся обозначением субъективности. Одна из частых тем – танец, как скрытый в человеческой природе порыв, переходящий в быстрое пространственное перемещение. Портреты, наоборот, демонстрируют духовное созерцание. В переливах цвета всегда проглядывает бесконечное звёздное небо, как главная суперпозиция, сопрягаемая с внутренним светом самого автора. И только знак перфорации, намеченный в работах, как родовой признак, остаётся воспоминанием об истоках произведений. Радикальный пересмотр Валентином Самариным природы фототворчества обозначил прорыв к транспсихологизму, созвучному современному расширенному пониманию мироздания.

Николай Суворов

19 октября 2016 

 в 17-00

Лекция и творческий вечер художника Леонида Кипарисова

В лекции будут затронуты темы:

Былинные сказители, история создания и записи былин,  наиболее известные русские и зарубежные собиратели, и популяризаторы былин. Классификация героев, география и основные понятия былинного мира. Прототипы былинных героев.

Отличительные особенности, характеры и основные приоритеты в мировоззрении былинных героев.

Особенности былинного языка.

Внешность былинных героев.

Взаимосвязь ментальности былинных героев и современных россиян. Влияние былин на русскую литературу.

Вход на лекцию свободный! Запись по телефону 312-80-47

           20 сентября 2016        

 М

readtiger.com