Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Собака». Анализ стихотворения собака


Анализ стихотворения Тургенева Собака

Замечательный писатель и поэт Иван Сергеевич Тургенев пользовался различными лирическими, драматическими, прозаическими жанрами. Его творения уникальные, неповторимые, за что его и любят. Уже в конце своего творчества Тургенев написал яркий и необычный цикл миниатюрных стихотворений «Стихотворения в прозе». Эта некое заключение пути в творчестве поэта, который, между прочим, набрал в себя немало мудрости и профессионализма за годы практики. Кстати, цикл богат мудростью. «Собака» в ряду ключевых стихотворений этого цикла, где поэт размышляет на тему жизни и смерти.

Творение Тургенева философское, поскольку он размышляет. Он не побуждает, не спрашивает, просто делится мыслями. Автор открыто говорит, что смерть неминуема для каждого, хоть для собаки, хоть для её хозяина, что конец жизни наступает так же стремительно, как и его начало, как эмоции и чувства, которые тоже мгновенно исчезнут. Когда кто-то встречается со смертью, он пытается найти помощь, защиту и опору у близких ему людей, может быть, у зверей, причём происходит это подсознательно. Тут же появляется единство мнений между близкими, что трагедию не обойти. Появляется тема взаимопонимания человека и его окружающего мира.

За короткое стихотворение автор чётко даёт понять, что у всего живого есть немало общих черт. К примеру, и человеческие глаза, и собачьи глаза сильно похожи. Можно даже сказать, что они одинаково грустят. На конце жизни столько пройдено, сколько было переживаний, успехов и неудач, любви и злости, а скоро всё исчезнет… Более чем жалко, даже страшно, что все старания, стремления, весь труд, и всё, что бесценно дорого старому, исчезнет, как только не станет того старого… В этой ситуации собака – тоже самое, что человек, а человек – тоже самое, что и собака. Все взаимосвязаны друг между другом, и все равны перед смертью… Никому не избежать её…

Неслучайно Тургенев добавил в сюжет бурю за окном. Буря – символ бурной жизни, символ непредсказуемого, опасного для всего окружающего живого, стихийного характера жизни, пред которым одинаково бессильны и собака, и человек.

Свои чувства, эмоции и мнения автор выражает открыто и ярко.  Такую стихотворную звучность автор добился даже без одной рифмы.

Чтобы читатель посочувствовал героям, автор умело касался струн, спрятанных в глубине души. Ни один читатель не сможет не посочувствовать, хоть автор использовал простые слова, когда рассуждал про ту неподвластную ни одному человеку и вечную силу, которую никто не ждёт и не хочет.

Хоть смерть рано или поздно заберёт всё, что дорого и недорого вам, радуйтесь, живите и не тратьте время впустую, пожалуйста.

7 класс, по плану

Картинка к стихотворению Собака

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Брюсова Грядущие гунны

    Известный литературный деятель Брюсов жил во время революционных волнений. Это выражается в произведении «Грядущие гунны», которое автор закончил в 1905 году. На написание стихотворения ушел целый год жизни писателя.

  • Анализ стихотворения Пастернака Быть знаменитым некрасиво

    Борис Леонидович Пастернак считается одним из ярких русских поэтов 20 века. Вдумчивый художник с тонкой душой, не мог остаться не замеченным. Все вокруг привлекало его внимание, он пытался понять и проникнуть в самую суть вещей.

  • Анализ стихотворения Некрасова Нравственный человек

    «Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла». Вот так человек хвастается тем, чего достичь невозможно. Никак невозможно. Это главный герой стихотворения Некрасова, нравственный человек.

  • Анализ стихотворения Фета Дождливое лето

    Фет очень талантливый писатель, он всегда описывает природу, людей и все что есть на этой планете. Самое дорогое для него, это внутренний мир, которым писатель очень дорожит. В его произведении " Дождливое лето" описывается погода которую он

  • Анализ стихотворения Есенина Сторона ль моя сторонка

    Есенин всю свою жизнь писал на различные темы. Каждый раз в своих строчках он описывал то что с ним произошло. В его стихотворениях можно увидеть описание природы, разных людей и творения на протяжении многих лет

analiz-stihov.ru

Анализ стихотворения Тургенева «Собака» Помощь по литературе

В своем творчестве И. С. Тургенев обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики и драматургии. «Стихотворения в прозе» — одни из ярчайших творений Тургенева.

Великий писатель создал их в финале »своего жизненного и творческого пути, воплотив всю ту мудрость и опыт, которые были им накоплены.

Стихотворения в прозе — уникальный жанр, в котором органично соединились эпос и лирика. В каждом произведении сборника мысли и чувства автора звучат открыто и искренне, поэтому прозаические, на первый взгляд, произведения и названы Тургеневым стихотворениями.

Стихотворение «Собака» занимает важное место в сборнике. В нем Тургенев размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о его быстротечности, об общности человека со всем живым вокруг него, о тождественности мироощущения живых существ.

Разыгравшаяся за окном буря символизирует в стихотворении бурю самой жизни, ее стихийность, непредсказуемость, беззащитность перед ней всего живого. Эта буря страшная, неистовая. Смотрят друг на друга человек и собака, и в глазах у них светится один и тот же трепетный огонек, мысль о том, что «смерть налетит,...

махнет. своим холодным широким крылом. И конец!» А ведь столько прожито, столько всего в душе и в памяти, и все это уйдет в никуда совершенно бесследно. Мысль эта «жмется пугливо к другой». Страшно сознавать, что всем нашим исканиям, стремлениям, надеждам вдруг придет конец, и «кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек». В этой беззащитности человек ничем не отличается ни от собаки, ни от других живых существ, потому что все живое неразрывно связано.

Мысли и чувства автора в этом стихотворении, как и в других произведениях сборника, переданы эмоционально и ярко. Тургенев не использует разбивку стихотворения на строки, не использует рифмы, но любому, кто прочитает это произведение, уже с первых слов становится ясно, что перед ним самая настоящая лирика.

Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье «Последняя поэма Тургенева», посвященной «Стихотворениям в прозе», писал: «Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути. »

Прислал: Щербакова Анастасия . 2017-10-14 20:06:59

pomosh-po-literatyre.imysite.ru

Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Собака»

Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие микротемы : погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов». Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».

Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама себя не понимает - но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).

Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова животное – это «такое живое существо, в противопоставление человеку».

Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.»

Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…»

Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю». Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.

«И конец!»- подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» - восклицательный знак используется для усиления отрицания.

Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.

Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

mirznanii.com

И. С. Тургенев, анализ стихотворения "Собака"

Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть» , «жизнь» , «огонек» (в значении «жизнь» ) , «конец» . В произведении можно выделить следующие микротемы : погода («на дворе воет страшная, неистовая буря» ) , собака. Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря» . Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая» . Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая» , «без слов» . Другое олицетворение - чувство «живет» . Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный» . Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит» , «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом» . Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора) . В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза» , «она сама себя не понимает - но я ее понимаю» , «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар» . Во втором случае повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга. Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь) . Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное» . По словарю Ожегова животное – это «такое живое существо, в противопоставление человеку» . Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. » Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… » В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами… » Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю» . Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию. <a rel="nofollow" href="http://www.ucheba.ru/referats/14411.html" target="_blank">http://www.ucheba.ru/referats/14411.html</a>

touch.otvet.mail.ru

Стихотворения И.С. Тургенева "Собака", "Воробей", "Русский язык": анализ. Стихотворение в прозе Тургенева: список произведений

Подведение итогов жизненного пути, размышление над вечными вопросами, тоскливое ожидание конца бытия, побеждаемое верой в вечную жизнь своего творчества, — подобная тональность пронизывает произведения, которым посвящен наш обхор-анализ. Стихотворение в прозе Тургенева (каждое из них) является воплощением житейской мудрости писателя, чей гений позволил передать буквально в нескольких строках то, что воплощено в десятках философских трактатов.

Пограничный жанр

Этот жанр, относящийся одновременно к прозе и поэзии, возник в романтическую эпоху как реакция на строгую эстетику классицизма. Каждое стихотворение в прозе Тургенева — «Нищий», «Русский язык», «Воробей» и др. — в какой-то степени опирается на произведения предшественников: Жюля Лефевра-Демье, Шарля Бодлера и многих других. Созданный романтиками жанр имел гораздо больше общего с лирической поэзией, нежели с прозой, за счет:

  • лаконичности;

  • ослабления повествовательного начала;

  • богатой образности;

  • лирического пафоса.

В то же время такие стихи не имели рифмы и даже ритмической организации, чем отличались от ближайших «родственников» по литературе — верлибра и белого стиха.

Сколько всего было «стихотворений в прозе» Тургенева?

К малой, можно сказать, миниатюрной прозе Тургенев обратился уже на склоне лет, после написания таких шедевров, как «Записки охотника» и «Отцы и дети». Этим объясняется своеобразный эпитет, которым наделил писатель свой цикл, — «Старческое». При жизни автора напечатали только 51 стихотворение в «Вестнике Европы» в 1882 году. Остальные 30 писатель подготовить не сумел, и вышли они только в 1930 году.

Одни и те же темы стихотворений в прозе Тургенева пронизывают весь цикл. Мотивы старости, любви, Родины, одиночества — перед нами раскрывается мир человека, предчувствующего близкую смерть. Это окрашивает прозаические стихи в трагические тона. Между тем чувства одиночества и разочарованности сопровождает иная эмоциональная палитра — любовь к Родине, русскому языку, в котором заключены традиции народа, его мировоззрение.

«Воробей»: любовь сильнее смерти

Начнем анализ. Стихотворение в прозе Тургенева «Воробей» заканчивается строками, которые стали афористическими: «Любовь сильнее смерти». Основанием для этого стала житейская ситуация: воробушек выпал из гнезда из-за сильного ветра. Пес охотника подбежал к птенцу, как бы почувствовав дичь. Однако через мгновенье другой воробей бросился на землю, чтобы защитить упавшего сородича.

Смелый поступок вызывает у рассказчика чувство благоговения. Для храброй птички собака могла показаться настоящим чудовищем, но некая сила заставляет ее покинуть безопасное укрытие и взглянуть в лицо опасности. Эту силу рассказчик называет любовью, на которой держится вся жизнь. Осознание этого приходит даже к Трезору — и случается чудо: собака, которая в несколько раз больше своей жертвы, отступает перед любовью...

Такие темы стихотворений в прозе Тургенева, как любовь, победа ее над смертью, звучали неоднократно. Здесь же подчеркивается, что этому светлому чувству покоряется вся природа, весь Универсум движется им.

«Собака»: одна и та же жизнь жмется друг к другу

Образ рока, гибели можно назвать сквозными для стихотворений Тургенева. Так, в одном из них смерть представляется отвратительным насекомым, которое пронзить своим жалом может любого. Эту тему будет развивать в дальнейшем Тургенев. «Собака» (стихотворение в прозе) в отличие от «Воробья» не имеет какого-либо четкого сюжета. Вернее, он сводится к размышлениям главного героя, сидящего в комнате вместе с собакой, спасаясь от неистовой бури.

В этом монологе потока сознания звучат трагические нотки: что человек, что бессловесное животное перед лицом вечности одинаковы. Рано или поздно налетит смерть и погасит навсегда огонек, зажженный кем-то. «Одна и та же жизнь жмется пугливо к другой» — так выражает страх перед неотвратимой гибелью Тургенев. «Собака», стихотворение в прозе, схожа с «Воробьем» утверждением неких законов, которые характерны для Вселенной, и человечеству их избежать нельзя. Однако в первом произведении таким законом является любовь, а во втором — смерть.

Человек, в отличие от собаки, способен к самосознанию. «Она сама себя не понимает», — говорит герой-рассказчик о товарище по несчастью. Но человеку, как высокоинтеллектуальному существу, известно о грядущей смерти. В этом состоит одновременно его проклятие и благословение. Наказанием являются подобные моменты разочарования и страха перед лицом надвигающейся гибели. Благословение — возможность, невзирая на неотвратимую кончину, отыскивать смысл жизни и менять ее русло в зависимости от результатов этого постоянного поиска.

Гимн русскому языку

Как показал анализ, стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» открывает еще одну тему цикла — патриотическую. В небольшом произведении (буквально нескольких строчках) автор вместил всю свою гордость за русский язык, впитавший черты великого народа, который оставался непоколебимым в дни любых испытаний. Вот почему так важно еще со школьной скамьи посещать каждый урок литературы. Тургенев стихотворения в прозе создает предельно эмоциональными, и в «Русском языке» этот пафос достигает апогея.

Обратим внимание на эпитеты. Автор называет русский язык великим, могучим, правдивым и свободным. Каждое из этих определений имеет глубокий смысл. Русский язык велик и могуч, потому что в нем заложены богатые ресурсы для выражения мысли. Правдив и свободен — потому что таким является его носитель, народ.

Речь — это явление, которое не дается откуда-то сверху, ее творят люди, считающие ее родной. Русский язык, многогранный и красивый, соответствует нашему народу, искреннему, могучему и свободолюбивому.

Вместо заключения

Как показал анализ, стихотворение в прозе Тургенева - каждое из рассмотренных нами - принадлежит к вершинным произведениям русской литературы. Несмотря на небольшой их объем, автор сумел раскрыть важные темы, которые и по сей день не перестают волновать человечество.

fb.ru

Стилистический анализ стихотворения в прозе «собака»

Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака»

Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящаяся на поверхности, - рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения - одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого - особый отбор средств, в частности использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов».

Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».

Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама себя не понимает - но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу. В данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспрессии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» близки по смыслу и являются плеоназмами. Они используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).

Выбор автором слов служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова животное - это «такое живое существо, в противопоставление человеку».

Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой»

Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения: «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…» Здесь имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…».

Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю». Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.

«И конец!» - подчеркиваются необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами», - восклицательный знак используется для усиления отрицания.

textarchive.ru

Анализ стихотворения Есенина “Собаке Качалова

Стихотворение “Собаке Качалова” , написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин. По воспоминанием очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.

Тем не менее, стихотворение, посвященное Джиму, имеет более глубинный и трагический подтекст. Это становится понятно уже с первой строфы, когда Есенин прелагает псу: “Давай с тобой повоем при луне на тихую бесшумную погоду”. Что именно кроется за столь спонтанным и нелепым желанием человека, который пришел в гости к другу, рассчитывая провести вечер в приятной компании?

Исследователи жизни и творчества Сергея Есенина связывают общее настроение стихотворения “Собаке Качалова” , наполненного грустью и сожалением о том, чего уже нельзя вернуть, с именами нескольких женщин. Одной из них является армянская учительница Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми накануне 1925 года. Многие приписывали им страстный роман и считали, что подавленное состояние поэта связано с тем, что он расстался со своей “армянской музой”. Однако Шаганэ Тальян опровергает эти домыслы, утверждая, что с поэтом ее связывали теплые дружеские отношения.

Второй женщиной, которая могла бы стать причиной душевной боли поэта, является его супруга, танцовщица Айседора Дункан, с которой Есенин расстался после возвращения из поездки по Кавказу. Но и эта версия оказалась далекой от реальности. Уже после смерти поэта выяснилось, что во время пребывания в Батуми у него вспыхнул роман с журналисткой Галиной Бенеславской, которая долгие годы была влюблена в поэта, а он считал ее своим самым лучшим и преданным другом. О том, по какой причине Бенеславская и Есенин встретились в Батуми, история умалчивает. Однако доподлинно известно, что вскоре Айседора Дункан, находящаяся в то время в Ялте с гастролями, получила от любовницы своего мужа телеграмму о том, что к ней он больше не вернется.

Впоследствии так все и произошло, однако и с Галиной Бенеславской поэт вскоре расстался, заявив, что очень ценит ее как друга, но не любит, как женщину. И именно у нее, которая также нередко бывала в доме Качалова, Есенин хотел попросить прощение за то, что причинил своему лучшему другу столько душевных страданий.

Стоит отметить, что к моменту написания стихотворения “Собаке Качалова” поэт уже был женат на Софье Толстой, и очень тяготился этим браком. До его роковой гибели оставались считанные месяцы.

Поэтому в последних строчка стихотворения, когда поэт просил лизнуть нежно руку той, что всех безмолвней и грустней, он не только просит у Бенеславской прощения “за то, в чем был и не был виноват”, но и прощается с ней, словно бы предчувствуя скорую смерть. И именно это предчувствие окрашивает произведение “Собаке Качалова” особой нежностью и грустью. Кроме этого, среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.

Анализ стихотворения Есенина “Собаке Качалова

goldsoch.info