Большое путешествие четы Беляевых. Вьетнамская порода собак


Об аборигенных собаках Вьетнама - Антропогенез.РУ

В целом, северо-вьетнамское аборигенное поголовье представляет собой пёструю по составу популяцию, в которой наличествуют абсолютно все, в различных степенях выраженности, первичные морфологические признаки (маркёры) доместикации. Устойчиво наследующиеся морфотипы характеризуются присущими им собственными, чётко ограниченными как по составу, так и по модификационным вариантам, комплексами таких признаков.

Многие из вьетнамских пород по своим экстерьерным и конституциональным признакам совершенно идентичны давно известным в мире породам (или их исходным типам), притом что районы традиционного разведения этих аналогов зачастую отдалены от обследованного нами региона на тысячи километров.

Большую часть обнаруженных во Вьетнаме пород можно объединить в группы родственного происхождения, в которых отчётливо просматриваются переходные типы и предковые морфы, образующие почти непрерывные вариационные ряды.

Распространение группы, условно названной нами вьет-динго (рис. 4-5), малорослых собак с выраженными признаками педоморфоза, имеет очевидную привязку к культуре заливного рисоводства, и по типологическим характеристикам их локальных популяций хорошо прослеживаются направления освоения территорий под указанный вид земледелия. Так, наибольшее количество типологических вариаций у вьет-динго мы наблюдали в восточных провинциях Лангшон и Тайнгуен, в районах компактного проживания тайцев. Притом что собаки группы вьет-динго вообще самые многочисленные в автохтонном северо-вьетнамском поголовье, однако их «удельный вес» в местных популяциях заметно снижается в направлении с востока на запад и северо-запад. Относительная численность вьет-динго высока преимущественно в плодородных долинах, освоенных под заливное рисоводство, но равно и в местностях, наименее благоприятных для сельского хозяйства, где уровень жизни населения низок и собак крупных пород не держат из-за трудности прокорма. По мере продвижения вдоль речных долин на запад и северо-запад типологическое разнообразие вьет-динго резко снижается, локальные популяции представлены всего одним-двумя типами, вместо шести, обнаруженных в восточных провинциях.

Судя по полноте ряда вариационной изменчивости, данная группа возникла от смешения мелких дингообразных и лайкообразных собак либо непосредственно на территории северо-востока Вьетнама, либо в пограничных областях Китая.

Собаки же крупных аборигенных пород разводятся, как правило, хмонгами, до недавнего времени интенсивно промышлявшие охотой, и в своём распространении обнаруживают, по выявленной дислокации ядер поголовья и периферии естественных ареалов, явную взаимосвязь с расселением различных племён этой народности.

Можно с большой долей уверенности предполагать, что собаки куцехвостой хмонгской породы (рис. 6-7), внешне сходной с ныне утраченным типом карельской куцехвостой медвежьей собаки (рис.8), распространялись из северной провинции Хазянь вдоль течения реки Шонгло и далее на юг в провинцию Шонла. Собаки, фенотипически близкие сибирским лайкам и арктическим ездовым собакам (рис. 9-11),  распространены в полукольцевом ареале, начиная с севера провинции Лаокай вдоль реки Шонгчай, через север провинций Йенбай, Туйенкван и Баккан до центра провинции Каобанг, т.е. с северо-запада на юго-восток и, далее, на восток. В провинции Лаокай они наиболее типичны и встречаются достаточно часто, а по мере продвижения на восток количество их заметно снижается. В этой же провинции нам встречались самые яркие представители породы, имеющей значительное фенотипическое сходство с крупными японскими лайкообразными (рис.12-13), и там же, в основном, консолидируется популяция т.н. бакха (предковой морфы чау-чау рис.14-15). Мелкие лайкообразные, морфотипически близкие к карело-финским лайкам и шпицам, вероятно, большей частью представляют собой продукт метизации с мелкими дингообразными собаками (рис.16-18).

Наиболее полно ряд вариационной изменчивости представлен в группе гончеобразных собак, в которой прослеживаются переходы от примитивного типа, по экстерьерным параметрам идентичного гончим Тибета (рис.19), Западного Китая (известных в отечественной литературе как махугоу) (рис.20), к типу примитивных борзообразных собак (рис.21), к разнообразным вариантам аналогов старинных пород русских гончих (рис.22-23) и к типу фоксгаунда (рис.24), лабрадора-ретривера (рис.25), к собакам, внешне чрезвычайно схожим с овчарками Шотландии (рис.26), а также к типам, встречающимся среди пастушьих собак Таджикистана и Тибета (рис.27-29), среди чабанских собак циркумчерноморской группы – кавказских, шарпланинских, каракачанских овчарок (в сравнении с теми и другими - лишь несколько меньшего роста) (рис.30-32). Различные морфы, отнесённые нами к группе гончеобразных собак, распространены, в основном, в провинциях Лаокай (где наблюдалось наибольшее их таксономическое разнообразие), Йенбай и Туйенкван.

Уникальность вариативного ряда этой группы заключается в том, что нигде более в мире не  удавалось наблюдать непрерывности перехода между типами, традиционно относимыми в кинологии к абсолютно различным по происхождению и пользовательному предназначению породам. 

antropogenez.ru

Собаки во Вьетнаме. Уже больше, чем просто блюдо на обед

Молитвы, кремация, рассеивание пепла в столице Вьетнама - все это было организовано в честь 13-летней собаки по прозвищу Капи, которая умерла в тот день от диабета. За помощью в организации похорон хозяйка собаки обратилась в Bao Sinh  Dog-Cat Resort - магазин, предоставляющий кошкам и собакам такие услуги, которым позавидовал бы человек. 

"Я так рада, что существует такое место. Иначе я не знаю, что делала бы с телом Капи", - отметила хозяйка животного, учительница Нгуен Тхань Хуиен.

Появление курорта для питомцев - со спа-центром, гостиницей, больницей и крематорием - свидетельствует о переменах во Вьетнаме, где любовь к собакам выходит за рамки супов и барбекю, из-за которых страна заработала неприятную репутацию глобального центра собачьей кухни, отмечает Reuters.

ReutersКладбище домашних животных в Ханое. Хотя употребление собак в пищу все еще распространено в о Вьетнаме, богатые граждане тратят тысячи долларов на уход за домашними собаками и их похороны

Капи, японский хин, по словам Хуиен, был членом семьи. Как и многие другие вьетнамцы, покупающие модные породы, такие как чихуахуа и пудель, они четко разделяют собак, которых берут в дом, и тех, которых едят в ресторанах.

Дорогие породы становятся популярными у богатых вьетнамцев - как атрибуты высокого статуса или в качестве сторожей для больших домов.

Читайте также в разделе Lifestyle&Fashion:

Cобачий дилер Нгуен Дуй Хиеп рассказал, что немецкая овчарка может принести ему от $14 000 до $40 000, а то и больше. У него у самого есть три и он не мечтает их съесть.

"Есть собак - это одно дело, растить их - совсем другое", - говорит он.

Это подтверждают 300 холеных псов на недавнем собачьем шоу в Ханое. Число участников увеличилось в семь раз со времен проведения первого такого шоу в 2009 году. И модные иностранные породы не всегда являются залогом победы.

В этом году судей больше всех поразил Вен, 19-месячный местный риджбек с острова Фукуок. Его победа в конкурсе, в котором участвовали 50 хорошо натренированных и идеально ухоженных собак иностранных пород, стала настоящим шоком для его хозяина.

"Я отправил туда Вена просто, чтобы повеселиться, - говорит он. - Я не ожидал, что он выиграет".

Лучший друг человека?

Нгуену Бао Синь, владельцу отеля для домашних животных, пришлось расширить комплекс предлагаемых услуг в ответ на растущий спрос людей, желающих, чтобы с их собаками обращались не просто как с чемпионами, но и как с людьми.

Он начал свой бизнес, открыв хостел для животных в 1992 году, а сейчас у него есть даже центр собаководства с частными комнатами. Употребление собак в пищу можно было понять во времена нищеты и нехватки продовольствия, говорит он, но не сейчас.

"У вьетнамцев есть достаточно еды, уровень жизни вырос, поэтому есть собачье мясо - настоящая жестокость", - считает Синь.

ReutersНгуену Бао Синь

Но так думает далеко не каждый. Чтобы убедить многих вьетнамцев в том, что собака на самом деле - лучший друг человека, может понадобится много времени, отмечает агентство.

Так, дилер из Цао Ха, центра по поставкам продовольствия на окраине Ханоя, рассказал Reuters, что каждые три дня в его деревню приезжает двухтонный грузовик с живыми собаками для продажи в качестве мяса.

Это тот вид поставок, против которого резко выступает французская актриса и защитница животных Брижит Бардо, называя его "ужасающим".

Критикуя Таиланд за участие в этом бизнесе, Бардо написала в апреле открытое письмо, призвав премьер-министра Таиланда Йинглак Чинават остановить торговлю, из-за которой ежегодно убиваются 100 000 собак, и еще больше транспортируются "в ужасных условиях... во Вьетнам, где их потом жестоко разделывают и съедают".

Но старые привычки умирают медленно. Собачье мясо по-прежнему популярно во Вьетнаме - будь то жаренное, нанизанное на шампур или на гриле - в значительной степени из-за убеждения, что употребление его в пищу приносит удачу.

"Я хочу получить немного удачи, - рассказал ученик средней школы в ханойском ресторане, где подают блюда из собачатины. - Скоро я буду сдавать вступительный экзамен в университет".

ReutersМногие вьетнамцы до сих пор верят, что употребление мяса собак в пищу приносит удачу

Напомним, что во Вьетнаме процветает такой вид преступности, как кража собак с целью их последующей продажи в рестораны. Это привело к участившимся случаям самосудов, которые вьетнамские собаководы устраивают над торговцами мясом этих животных.Так, например, в августе 2013 года в провинции Бакзянг в 80 километрах от Ханоя двое торговцев собаками были забиты до смерти после того, как попытались продать тушки животных в местный ресторан. В причастности к казне признались сотни жителей вьетнамских деревень.

Всего, с начала 2013 года таким образом были убиты уже 15 человек.

korrespondent.net

Интересные факты о Вьетнаме

Большинство туристов считают Вьетнам странной страной и очень не многие возвращаются туда снова. В этой стране есть множество красивых достопримечательностей, которые каждый в обязательном порядке должен увидеть, например горы Маи-Чау или залив Халонг.

Предлагаем вашему вниманию самые интересные факты о Вьетнаме. Некоторые из них могут вас удивить, некоторые отвлечь, а некоторые заставят вас смеяться.

Вьетнамцы едят собак и кошек

Это, вероятно, самое странное и самое отвратительное, что вы можете узнать о Вьетнаме. Собаки и кошки являются популярной пищей в этой стране.Многие люди думаю, что это слухи, необходимые для привлечения туристов. Но если вы попадете во Вьетнаме, то сможете убедиться, что данный факт является очень распространенным. Даже у некоторых ресторанах, в меню, есть блюда из мяса домашних животных.

Худшая часть данного факта является то, что большинство собак, которых едят вьетнамцы, проживаю рядом с ними около двух лет. Затем животное убивают, как ни в чем не бывало.

Вьетнамцы утверждают, что лучшее мясо у молодых собак: чем старше пес, тем более жесткое и хрящеватое мясо у него. Также вьетнамцы говорят, что каждая порода собак имеет разный вкус. Кроме этого, вьетнамцы часто покупают бродячих собак из других азиатских стран.

Но не все жители Вьетнама едят псов. И с каждым годом количество таких людей растет.

Отрыжка - это нормально во Вьетнаме

Употребление в пищу собак и кошек - это самая отвратительная вещь во Вьетнаме. В ресторанах и других общественных местах вьетнамцы отрыгивают, чавкают и регулярно мусорят, и это является нормальным. При этом данный факт наблюдается в очень малом количестве стран мира, например в Китае.

Другое отвратительное то, что вьетнамцы имеют презренную привычку засорять места, где они едят. Таким образом, вы можете найти использованные салфетки, пищевые отходы и окурки на полу каждого традиционного вьетнамского ресторана.

Каждый может почувствовать себя миллионером во Вьетнаме

Вьетнамская валюта очень смешная! 1 $ оценивается более чем на 20 000 донгов. Вот почему это нормально, когда вы будете платить 50000-100000 донгов за обедом или более миллионов донгов за пребывания в отеле!

Такой большой суммы денег, очень сбивает с толку туристов и, к сожалению, вьетнамский народ воспользоваться этим.

Для пример- вы можете дать кому-то 100,000 вместо 10,000, и он не скажет вам, что вы ошибаетесь. Вы должны быть очень осторожны с деньгами во Вьетнаме!

Столица Вьетнама не является самым крупным городом в стране

В большинстве случаев, столицы являются самыми крупными городами в своих странах. Но во Вьетнаме это не так. Ханой (столица) имеет население 6,5 миллионов человек, тогда как в городе Хошимин (также известный как Сайгон) проживает более 7,5 миллионов человек!

Эти два города являются крупнейшими в стране, но они расположены довольно далеко друг от друга.

Расстояние между Сайгона (Южный Вьетнам) и Ханое (Северный Вьетнам) составляет более 1500 км (930 миль).

Вьетнамцы не ненавидят американцев

Большинство американцев не посещают Вьетнам из-за того, что в этой стране была серьезная война и американцы сыграли большую роль в нем. Но, благодаря великому лидеру Хо Ши Мину вьетнамский народ не держит зло на американцев.

Однажды Хо Ши Мин сказал, что жители его страны не должны держать злобу и проявлять ненависть по отношению к американцам, потому что за ту войну несут ответственность лидеры стран, а не простые люди.

Черепаха является символом во Вьетнаме

Вьетнамцы любят черепах. Они считают, что рептилии приносят удачу и здоровье. Они восхищаются продолжительность жизни черепах и считают, что сохранение животного в домашних условиях будет продлить и их жизнь.

Во вьетнамской культуре есть четыре священных существах, и черепаха является одним из них. Остальные три - дракон, феникс и единорог. Таким образом, черепаха на самом деле является единственным реальным животным из них.

Вьетнамцы – заядлые курильщики

Следующим интересным фактом о Вьетнаме является то, что эта страна - рай для курильщиков. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 25% населения Вьетнама курит сигареты. Курение считается мужественной «деятельностью», поэтому вы практически не встретите вьетнамских женщин с сигаретами.

Вьетнам является крупнейшим в мире экспортером орехов кешью

Вьетнам производит почти 30% всех орехов кешью на Земле!

Кешью пользуются популярностью во многих странах и континентах, особенно в Азии, Европе и Америке.

Вьетнам известен из-за странных напитков

Вы когда-нибудь слышали о змеином вине? Оно достаточно популярно во Вьетнаме (а также в Китае). Производители ложат в бутылку целую змею (или скорпиона) и заливают мертвое животное рисовым вином.

Но, по словам вьетнамцев, самым вкусным их напитком считается ликер с ядовитой змеёй. Яд рептилии нейтрализуется при помощи этанола.

А вот одним из самых странных напитков можно считать кофе с яйцом. Чтобы сделать его сладким вьетнамцы добавляют сгущенное молоко.

Вьетнамский Новый год празднуется ежегодно в разное время

Вьетнамский Новый год является самым большим праздником во Вьетнаме. Она называется ТЕТ (TET Nguyên DjAn). Он отмечается в то же самое время, как китайский Новый год, всегда в январе или феврале.

nz1.ru

Об аборигенных собаках Вьетнама - Вольф Кицес

А.Н.Власенко на Антропогенезе.ру про происхождение домашней собаки, где показывается, что их отбирали так, чтобы

а) максимально отличалась от волка (цена ошибки здесь может быть слишком велика, тогда как в случае других домашних животных сходство-несходство с диким предком доместикаторов не волнует) и

б) было понятно, какому народу принадлежит собака, отличимость по внешнему виду пород разных народов (из книги «Откуда есть пошла Canis familiaris? Кем приходится домашняя собака волку, динго и прочей своей родне и не родне?»).

. Что и иллюстрируют собаки Вьетнама. Они в условиях относительной изоляции и при отсутствии волка единственные дали трудноотличимых от него собак, и повторили породы совсем других регионов планеты (в том числе там между ними нет переходов, а тут – пожалуйста).

--------------------------------

Власенко А.Н.

С несколько иного ракурса позволяют рассматривать вопросы возникновения и эволюции домашней собаки результаты экспедиции Российско-Вьетнамского Тропического центра 2006-2009 гг., целью которой было выявление типологического разнообразия аборигенных собак Вьетнама.

В долине реки Ма (провинция Тханьхоа) в 2008 году мною была обнаружена крайне малочисленная порода волкообразных собак (рис. 1, 2, 3), имеющих чрезвычайное внешнее сходство с индийским и аравийским подвидами волков. Распространение данной разновидности собак ограничено территорией, которую издавна населяет народность ман – одна из ветвей мяо (хмонгов), как мне объясняли, самой первой из них поселившаяся на территории нынешнего Вьетнама, около 1000 лет назад, близ границ некогда обширного княжества Чампа. А в княжестве этом всегда большой процент населения составляли выходцы с Индостана. Если 150 лет назад у Ч.Дарвина были добросовестные информаторы, то, согласно сообщению одного из них, в верхней части бассейна Ганга местное население имело аналогичных собак. Т.е. мы можем предположить, что таков один из гипотетических путей попадания волкообразных собак на территорию Индокитая, где, согласно палеонтологическим сведениям, серый волк вообще никогда не водился.

Впрочем, Dinesh K. Sharma, Jesus E. Maldonado, Yadrendradev V. Jhala and Robert C. Fleischer (2003) уверены, что индийский волк (из Индии и Пакистана), выделяемый ими в отдельный вид, и часть гималайских волков не оставили своего следа в мтДНК собак и, стало быть, не причастны к их появлению. Но суть не в этом. Для нас куда более интересен тот факт, что до наших дней сохранилась аборигенная порода собак, имеющая большее внешнее сходство с волком, чем гибридные породы, при разведении которых селекционеры старались в наибольшей степени достичь этого сходства. И, стало быть, наличие морфологических признаков доместикации не является обязательным свойством домашней собаки.

Из самого факта существования реликтовых волкообразных собак следует, что на первом этапе одомашнивания волка никакой доместикации не было

(если под доместикацией понимать фенотипические проявления т.н. дестабилизирующего отбора). Была простая социализация волка на человека (что по сей день практикуют аборигены Австралии с местными дикими динго). По-видимому, тогдашние границы нормы поведенческих реакций волка позволяли это сделать без особых хлопот. Таким образом, волк неопределённо долго мог быть де-факто уже собакой, всё ещё оставаясь при этом де-юре волком (и даже свободно скрещиваясь с дикоживущими собратьями).

Впрочем, на основании изложенного выше мы можем сказать лишь, что некая разновидность волка была одним из предков собаки, но для констатации единственности предковой формы этого недостаточно уже потому, что ископаемые останки волка не следует априори считать останками особей одного вида: волки могли иметь вполне идентичные скелеты, но при этом существенно отличаться как в строении мягкотканевых органов и систем, так и в поведении (и в образе жизни в целом).

Появление морфологических признаков, характерных для домашних собак, появились много позже состоявшегося приручения (одомашнивания как такового).

А на строении скелета доместикация, надо полагать, отражалась в последнюю очередь, поскольку, как показывает сравнительная морфология,  одни и те же мышцы у собак различных пород могут крепиться не только на кости, но и расширять площадь своего крепления, используя для этого другие мышцы, фасции и кожу, иметь разную степень дифференцировки и интеграции, что не отражается сколько-либо заметно на форме костей.

Анализируя проблему первичного породообразования (осуществляемого методами примитивной народной селекции), следует учитывать общие закономерности изменения фенотипа собак под действием отбора.

Притом что маркёры доместикации (пегость, вислоухость, изменения формы хвоста, структуры шерстного покрова и т.д.) проявляются спонтанно при систематической селекции животных по поведению, приводящей к сдвигу нормы реакций в регуляторных цепочках гомеостаза (Беляев Д.К., Трут Л.Н., 1989), само по себе появление у потомства этих маркёров не обусловливает обязательности их самопроизвольного закрепления в последующих генерациях без нарочитого культивирования. Направление отбора зависит, прежде всего, от практических потребностей, определяемых укладом жизни, формами хозяйственной деятельности данного социума. В связи с этим нам видятся два основных принципа селективного отбора по экстерьеру, сознательно или неосознанно использовавшиеся при первичном породообразовании, в зависимости от того, с какой целью собак содержали.

Первый вариант относится к случаю, когда собака применялась в качестве охотничьей или сторожевой.

Здесь требовалось, при сохранении оптимальных для работы размеров, закрепить в фенотипе разводимых собак настолько броско выраженные новые экстерьерные признаки, чтобы возможно было мгновенно, на расстоянии, в условиях недостаточной видимости отличать их от других животных. Выбор комплекса признаков зависит, большей частью, от сцепленности тех или иных из них с пользовательскими качествами, жизнестойкостью в данных средовых условиях.

Другой принцип отбора более подходит к случаю, когда собака рассматривается, в основном, в качестве съестного резерва, и у неё культивируются черты, выгодные при содержании животного, предназначенного для использования в пищу. В этом случае лучший результат достигается закреплением в фенотипе комплекса ювенильных признаков. Инфантилизм в поведении проявляется сильно выраженной зависимостью от старших членов социума (стало быть, и от хозяина), уменьшением границ индивидуального участка (и, естественно, меньшей склонностью к бродяжничеству). В физиологии – неотения, характеризующаяся скорым окончанием физического развития (в силу его незавершённости) и, как следствие, половым созреванием и возможностью получения приплода в более ранние сроки. В конституции и экстерьере проявляются признаки педоморфоза – специфические изменения в строении головы (укороченная и вздёрнутая морда, резко выраженные переход ото лба к морде, выпуклый лоб), уменьшение роста. Небольшой рост означает, что собаке для полноценного развития требуется меньшее количество наиболее ценных продуктов питания животного происхождения, а период, когда дефицит питания приводит к нарушениям развития (и болезням) значительно сокращается. Кроме того, небольшую собаку семья может съесть в один присест, что при жарком климате и в отсутствие холодильника тоже имеет определённое экономическое значение. Подобные собаки оказываются лучше приспособленными к питанию низкокачественной пищей, отбросами, удовлетворяя значительную часть своих пищевых потребностей за счёт копрофагии (Coppinger, R., & Coppinger, L., 2001).

Если предок домашней собаки, при свойственном ему «диком типе», длительное время полностью отвечал требованиям человека, то, по-видимому, тогда не было необходимости отличать домашнюю собаку от её диких сородичей, т.е. последние не представляли собою угрозы человеку и не вредили ему. Следовательно, наиболее вероятной причиной разведения собак другого экстерьера при тех же габитуальных характеристиках могло быть одомашнивание скота и птицы,  подвергавшихся риску нападения диких псовых.

Наряду с ней возможна иная причина, связанная с нехваткой охотничьих угодий и спорами за них между соседними племенами.

Известный факт, что в условиях перманентного территориального конфликта охотникам выгодно знать, кому принадлежит встреченная в лесу собака, «своим» или «чужим», и, соответственно, возникает потребность культивировать в экстерьере разводимых собак ярко выраженные отличительные признаки. Однако в любом из этих случаев прослеживается определённая причинно-следственная связь между возрастанием плотности населения, переходом к осёдлому или полуосёдлому образу жизни, недостаточностью пищевых ресурсов, получаемых от охоты и собирательства.

Данная позиция хорошо иллюстрируется сопоставлением картины распространения собак отдельных аборигенных пород с расселением различных народностей на территории Северного Вьетнама. Поголовье аборигенных собак Вьетнама, при комплексном подходе, представляет собой уникальную модель для изучения процессов микроэволюции, механизмов доместикации и примитивного породообразования.

В целом, северо-вьетнамское аборигенное поголовье представляет собой пёструю по составу популяцию, в которой наличествуют абсолютно все, в различных степенях выраженности, первичные морфологические признаки (маркёры) доместикации. Устойчиво наследующиеся морфотипы характеризуются присущими им собственными, чётко ограниченными как по составу, так и по модификационным вариантам, комплексами таких признаков.

Многие из вьетнамских пород по своим экстерьерным и конституциональным признакам совершенно идентичны давно известным в мире породам (или их исходным типам), притом что районы традиционного разведения этих аналогов зачастую отдалены от обследованного нами региона на тысячи километров.

Большую часть обнаруженных во Вьетнаме пород можно объединить в группы родственного происхождения, в которых отчётливо просматриваются переходные типы и предковые морфы, образующие почти непрерывные вариационные ряды.

Распространение группы, условно названной нами вьет-динго (рис. 4-5), малорослых собак с выраженными признаками педоморфоза, имеет очевидную привязку к культуре заливного рисоводства, и по типологическим характеристикам их локальных популяций хорошо прослеживаются направления освоения территорий под указанный вид земледелия. Так, наибольшее количество типологических вариаций у вьет-динго мы наблюдали в восточных провинциях Лангшон и Тайнгуен, в районах компактного проживания тайцев. Притом что собаки группы вьет-динго вообще самые многочисленные в автохтонном северо-вьетнамском поголовье, однако их «удельный вес» в местных популяциях заметно снижается в направлении с востока на запад и северо-запад. Относительная численность вьет-динго высока преимущественно в плодородных долинах, освоенных под заливное рисоводство, но равно и в местностях, наименее благоприятных для сельского хозяйства, где уровень жизни населения низок и собак крупных пород не держат из-за трудности прокорма. По мере продвижения вдоль речных долин на запад и северо-запад типологическое разнообразие вьет-динго резко снижается, локальные популяции представлены всего одним-двумя типами, вместо шести, обнаруженных в восточных провинциях.

Судя по полноте ряда вариационной изменчивости, данная группа возникла от смешения мелких дингообразных и лайкообразных собак либо непосредственно на территории северо-востока Вьетнама, либо в пограничных областях Китая.

Собаки же крупных аборигенных пород разводятся, как правило, хмонгами, до недавнего времени интенсивно промышлявшие охотой, и в своём распространении обнаруживают, по выявленной дислокации ядер поголовья и периферии естественных ареалов, явную взаимосвязь с расселением различных племён этой народности.

Можно с большой долей уверенности предполагать, что собаки куцехвостой хмонгской породы (рис. 6-7), внешне сходной с ныне утраченным типом карельской куцехвостой медвежьей собаки (рис.8), распространялись из северной провинции Хазянь вдоль течения реки Шонгло и далее на юг в провинцию Шонла. Собаки, фенотипически близкие сибирским лайкам и арктическим ездовым собакам (рис. 9, 10, 11),  распространены в полукольцевом ареале, начиная с севера провинции Лаокай вдоль реки Шонгчай, через север провинций Йенбай, Туйенкван и Баккан до центра провинции Каобанг, т.е. с северо-запада на юго-восток и, далее, на восток. В провинции Лаокай они наиболее типичны и встречаются достаточно часто, а по мере продвижения на восток количество их заметно снижается. В этой же провинции нам встречались самые яркие представители породы, имеющей значительное фенотипическое сходство с крупными японскими лайкообразными (рис.12-13), и там же, в основном, консолидируется популяция т.н. бакха (предковой морфы чау-чау рис.14-15). Мелкие лайкообразные, морфотипически близкие к карело-финским лайкам и шпицам, вероятно, большей частью представляют собой продукт метизации с мелкими дингообразными собаками (рис.16, 17, 18).

Наиболее полно ряд вариационной изменчивости представлен в группе гончеобразных собак, в которой прослеживаются переходы от примитивного типа, по экстерьерным параметрам идентичного гончим Тибета (рис.19), Западного Китая (известных в отечественной литературе как махугоу) (рис.20), к типу примитивных борзообразных собак (рис.21), к разнообразным вариантам аналогов старинных пород русских гончих (рис.22-23) и к типу фоксгаунда (рис.24), лабрадора-ретривера (рис.25), к собакам, внешне чрезвычайно схожим с овчарками Шотландии (рис.26), а также к типам, встречающимся среди пастушьих собак Таджикистана и Тибета (рис.27, 28, 29), среди чабанских собак циркумчерноморской группы – кавказских, шарпланинских, каракачанских овчарок (в сравнении с теми и другими - лишь несколько меньшего роста) (рис.30, 31, 32). Различные морфы, отнесённые нами к группе гончеобразных собак, распространены, в основном, в провинциях Лаокай (где наблюдалось наибольшее их таксономическое разнообразие), Йенбай и Туйенкван.

Уникальность вариативного ряда этой группы заключается в том, что нигде более в мире не  удавалось наблюдать непрерывности перехода между типами, традиционно относимыми в кинологии к абсолютно различным по происхождению и пользовательному предназначению породам.

http://antropogenez.ru/dog-1/

Теоретическое продолжение вариационных рядов обеих групп (при заполнении «свободного морфопространства» в сторону наименьшей специализации экстерьерных форм) образует некую близкую точку пересечения, прототип (или, лучше сказать, архетип), общий для лайко- и гончеобразных собак. Нам посчастливилось найти собаку, сочетающую в своём экстерьере все основные черты представителей этих групп (рис.33, 34, 35).

На мой взгляд, даже по фотографиям понятно, что данный прототип отделён от волка всего одним шагом. Но если мы ограничим вариационный ряд гончеобразных собак только лёгкими и средними конституциональными формами, то гипотетический прародитель их окажется совсем  иным: ряд в этом случае восходит к собакам, условно названным нами большим индокитайским динго.

Северовьетнамский морфотип большого динго (рис.36, 37, 38) имеет некоторые отличия от южного морфотипа, обусловленные, по-видимому, длительным соседством и неизбежной метизацией с лайко- и гончеобразными собаками. Он, можно сказать, стоит несколько ближе к волку, особенно к тибетскому.

Большой индокитайский динго во Вьетнаме малочислен, хоть и встречается в большинстве обследованных экспедицией районов. Южный морфотип (рис.39, 40, 41, 42) обладает значительным внешним сходством с основным (неметизированным) типом австралийского динго. Однако же у австралийского динго зачастую выражены экстерьерные черты (маркёры доместикации и признаки педоморфоза), свойственные северовьетнамским «вьет-динго». Согласно результатам молекулярно-генетических исследований, время дивергенции австралийского динго от дингообразных собак  Южного Китая, Тайваня и Полинезии, относящихся к той же морфе, что и «вьет-динго», определяется в 5 тыс. лет (Savolainen, 2002). Вероятно, возраст большого индокитайского динго может значительно превосходить возраст популяций из указанных регионов.

Австралийский динго, испытав вторичное одичание, на протяжении тысяч лет (вплоть до последнего времени, когда значительная часть поголовья подверглась метизации с бродячими собаками, потомками европейских и американских  пород) сохранил, или же, скорее, приобрёл вновь, стабильные морфологические характеристики, практически идентичные с таковыми у большого индокитайского динго. При генетической изоляции и диком образе жизни у австралийского динго, однако, не появилось сходства с волком или шакалом сверх тех норм обычной вариативной изменчивости, что характерна и для большого индокитайского динго.

С другой стороны, гораздо более удивительно сохранение на территории Индокитая морфотипа большого индокитайского динго (у лучших его представителей «дикие» черты выражены сильнее, чем у австралийского динго). Подвергаясь отбору по поведению (при домашнем содержании), большой индокитайский динго должен был испытывать на себе действие дестабилизирующего отбора, а находясь в окружении собак динго-, лайко- и гончеобразных – подвергаться метизации. Но по какой-то причине часть больших динго, находящихся в разных уголках Индокитая, до сих пор абсолютно однотипны, имеют одинаковые линейные размеры, конституцию и экстерьер. Таковая устойчивость морфотипа, скорее всего, говорит о том, что окружающие большого динго иные морфотипы являются дочерними по отношению к нему.

Исходя из этого и непредвзято подходя к вопросу происхождения домашней собаки, резонным будет предположение, что большой индокитайский динго точно так же сохраняет практически в неизменном виде весь комплекс морфологических признаков своего дикого предка, как сохраняет тип волка волкообразная собака провинции Тханьхоа.

http://antropogenez.ru/dog-2/

К сожалению, программа исследований поголовья аборигенных собак Индокитая была свёрнута на полпути, мы не успели исследовать собак Южного Вьетнама. Сейчас лишь благодаря случайным, отрывочным сведениям удаётся восстанавливать картину типологического разнообразия собак из южного очага породообразования, центр которого, по-видимому, находился на побережье Сиамского залива или Андаманского моря.

Если австралийские динго несут в себе, всё-таки, промежуточные признаки южных и северных индокитайских собак, то новогвинейские поющие собаки, вне всяких сомнений, относятся к южному очагу породообразования. К нему же относятся собаки южного и западного Индокитая (рис.43, 44, 45, 46, 47, 48, 49), восточного побережья Индии (рис.50, 51, 52, 53, 54).

Результат сравнения морфотипических характеристик собак южного очага породообразования заставляет предположить примат северного морфотипа большого индокитайского динго над южным. Если южный морфотип, почти несомненно, является исходным для возникновения вариационного ряда крупных дингообразных собак, то с малыми дингообразными собаками того же очага картина выглядит не столь однозначно. Среди малых южных динго присутствует тип, который представляет собой закономерный результат уменьшения размеров большого динго, но этот тип сравнительно редок (рис.55). Основная же масса малых динго представлена вариациями, имеющими слишком большой разрыв преемственности с морфотипом большого динго, и которые, согласно известным закономерностям преобразования экстерьерных форм в процессе последовательного уменьшения размеров тела, не могут быть произведены напрямую от большого динго (рис.56, 57, 58, 59, 60).

На примере длинношёрстных вариаций малых дингообразных собак южного очага породообразования особенно отчётливо представляется, что предковая форма данной группы имела много общего с морфотипом красного волка. (рис.61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68). А южный морфотип большого индокитайского динго мог возникнуть в результате скрещивания представителей северного морфотипа с предковой формой малых южных динго. Поскольку о существовании гибридов красного волка с собакой нам ничего неизвестно (впрочем, кажется, возможность гибридизации их никто не проверял), нам остаётся предполагать, что либо некогда существовал и был приручен «двойник» красного волка, относящийся к роду Canis, либо что первоначальное формирование крупных и малых дингообразных собак южного очага породообразования проходило независимо друг от друга – в разном временном интервале или в разных регионах.

http://antropogenez.ru/dog-3/

Tags: зоология, микроэволюция, проблема вида, проблемы происхождения, эволюционная биология

wolf-kitses.livejournal.com

Об аборигенных собаках Вьетнама - Новости науки

А.Н.Власенко на Антропогенезе.ру про происхождение домашней собаки, где показывается, что их отбирали так, чтобы

а) максимально отличалась от волка (цена ошибки здесь может быть слишком велика, тогда как в случае других домашних животных сходство-несходство с диким предком доместикаторов не волнует) и

б) было понятно, какому народу принадлежит собака, отличимость по внешнему виду пород разных народов (из книги «Откуда есть пошла Canis familiaris? Кем приходится домашняя собака волку, динго и прочей своей родне и не родне?»).

. Что и иллюстрируют собаки Вьетнама. Они в условиях относительной изоляции и при отсутствии волка единственные дали трудноотличимых от него собак, и повторили породы совсем других регионов планеты (в том числе там между ними нет переходов, а тут – пожалуйста).

--------------------------------

Власенко А.Н.

С несколько иного ракурса позволяют рассматривать вопросы возникновения и эволюции домашней собаки результаты экспедиции Российско-Вьетнамского Тропического центра 2006-2009 гг., целью которой было выявление типологического разнообразия аборигенных собак Вьетнама.

В долине реки Ма (провинция Тханьхоа) в 2008 году мною была обнаружена крайне малочисленная порода волкообразных собак (рис. 1, 2, 3), имеющих чрезвычайное внешнее сходство с индийским и аравийским подвидами волков. Распространение данной разновидности собак ограничено территорией, которую издавна населяет народность ман – одна из ветвей мяо (хмонгов), как мне объясняли, самой первой из них поселившаяся на территории нынешнего Вьетнама, около 1000 лет назад, близ границ некогда обширного княжества Чампа. А в княжестве этом всегда большой процент населения составляли выходцы с Индостана. Если 150 лет назад у Ч.Дарвина были добросовестные информаторы, то, согласно сообщению одного из них, в верхней части бассейна Ганга местное население имело аналогичных собак. Т.е. мы можем предположить, что таков один из гипотетических путей попадания волкообразных собак на территорию Индокитая, где, согласно палеонтологическим сведениям, серый волк вообще никогда не водился.

Впрочем, Dinesh K. Sharma, Jesus E. Maldonado, Yadrendradev V. Jhala and Robert C. Fleischer (2003) уверены, что индийский волк (из Индии и Пакистана), выделяемый ими в отдельный вид, и часть гималайских волков не оставили своего следа в мтДНК собак и, стало быть, не причастны к их появлению. Но суть не в этом. Для нас куда более интересен тот факт, что до наших дней сохранилась аборигенная порода собак, имеющая большее внешнее сходство с волком, чем гибридные породы, при разведении которых селекционеры старались в наибольшей степени достичь этого сходства. И, стало быть, наличие морфологических признаков доместикации не является обязательным свойством домашней собаки.

Из самого факта существования реликтовых волкообразных собак следует, что на первом этапе одомашнивания волка никакой доместикации не было

(если под доместикацией понимать фенотипические проявления т.н. дестабилизирующего отбора). Была простая социализация волка на человека (что по сей день практикуют аборигены Австралии с местными дикими динго). По-видимому, тогдашние границы нормы поведенческих реакций волка позволяли это сделать без особых хлопот. Таким образом, волк неопределённо долго мог быть де-факто уже собакой, всё ещё оставаясь при этом де-юре волком (и даже свободно скрещиваясь с дикоживущими собратьями).

Впрочем, на основании изложенного выше мы можем сказать лишь, что некая разновидность волка была одним из предков собаки, но для констатации единственности предковой формы этого недостаточно уже потому, что ископаемые останки волка не следует априори считать останками особей одного вида: волки могли иметь вполне идентичные скелеты, но при этом существенно отличаться как в строении мягкотканевых органов и систем, так и в поведении (и в образе жизни в целом).

Появление морфологических признаков, характерных для домашних собак, появились много позже состоявшегося приручения (одомашнивания как такового).

А на строении скелета доместикация, надо полагать, отражалась в последнюю очередь, поскольку, как показывает сравнительная морфология,  одни и те же мышцы у собак различных пород могут крепиться не только на кости, но и расширять площадь своего крепления, используя для этого другие мышцы, фасции и кожу, иметь разную степень дифференцировки и интеграции, что не отражается сколько-либо заметно на форме костей.

Анализируя проблему первичного породообразования (осуществляемого методами примитивной народной селекции), следует учитывать общие закономерности изменения фенотипа собак под действием отбора.

Притом что маркёры доместикации (пегость, вислоухость, изменения формы хвоста, структуры шерстного покрова и т.д.) проявляются спонтанно при систематической селекции животных по поведению, приводящей к сдвигу нормы реакций в регуляторных цепочках гомеостаза (Беляев Д.К., Трут Л.Н., 1989), само по себе появление у потомства этих маркёров не обусловливает обязательности их самопроизвольного закрепления в последующих генерациях без нарочитого культивирования. Направление отбора зависит, прежде всего, от практических потребностей, определяемых укладом жизни, формами хозяйственной деятельности данного социума. В связи с этим нам видятся два основных принципа селективного отбора по экстерьеру, сознательно или неосознанно использовавшиеся при первичном породообразовании, в зависимости от того, с какой целью собак содержали.

Первый вариант относится к случаю, когда собака применялась в качестве охотничьей или сторожевой.

Здесь требовалось, при сохранении оптимальных для работы размеров, закрепить в фенотипе разводимых собак настолько броско выраженные новые экстерьерные признаки, чтобы возможно было мгновенно, на расстоянии, в условиях недостаточной видимости отличать их от других животных. Выбор комплекса признаков зависит, большей частью, от сцепленности тех или иных из них с пользовательскими качествами, жизнестойкостью в данных средовых условиях.

Другой принцип отбора более подходит к случаю, когда собака рассматривается, в основном, в качестве съестного резерва, и у неё культивируются черты, выгодные при содержании животного, предназначенного для использования в пищу. В этом случае лучший результат достигается закреплением в фенотипе комплекса ювенильных признаков. Инфантилизм в поведении проявляется сильно выраженной зависимостью от старших членов социума (стало быть, и от хозяина), уменьшением границ индивидуального участка (и, естественно, меньшей склонностью к бродяжничеству). В физиологии – неотения, характеризующаяся скорым окончанием физического развития (в силу его незавершённости) и, как следствие, половым созреванием и возможностью получения приплода в более ранние сроки. В конституции и экстерьере проявляются признаки педоморфоза – специфические изменения в строении головы (укороченная и вздёрнутая морда, резко выраженные переход ото лба к морде, выпуклый лоб), уменьшение роста. Небольшой рост означает, что собаке для полноценного развития требуется меньшее количество наиболее ценных продуктов питания животного происхождения, а период, когда дефицит питания приводит к нарушениям развития (и болезням) значительно сокращается. Кроме того, небольшую собаку семья может съесть в один присест, что при жарком климате и в отсутствие холодильника тоже имеет определённое экономическое значение. Подобные собаки оказываются лучше приспособленными к питанию низкокачественной пищей, отбросами, удовлетворяя значительную часть своих пищевых потребностей за счёт копрофагии (Coppinger, R., & Coppinger, L., 2001).

Если предок домашней собаки, при свойственном ему «диком типе», длительное время полностью отвечал требованиям человека, то, по-видимому, тогда не было необходимости отличать домашнюю собаку от её диких сородичей, т.е. последние не представляли собою угрозы человеку и не вредили ему. Следовательно, наиболее вероятной причиной разведения собак другого экстерьера при тех же габитуальных характеристиках могло быть одомашнивание скота и птицы,  подвергавшихся риску нападения диких псовых.

Наряду с ней возможна иная причина, связанная с нехваткой охотничьих угодий и спорами за них между соседними племенами.

Известный факт, что в условиях перманентного территориального конфликта охотникам выгодно знать, кому принадлежит встреченная в лесу собака, «своим» или «чужим», и, соответственно, возникает потребность культивировать в экстерьере разводимых собак ярко выраженные отличительные признаки. Однако в любом из этих случаев прослеживается определённая причинно-следственная связь между возрастанием плотности населения, переходом к осёдлому или полуосёдлому образу жизни, недостаточностью пищевых ресурсов, получаемых от охоты и собирательства.

Данная позиция хорошо иллюстрируется сопоставлением картины распространения собак отдельных аборигенных пород с расселением различных народностей на территории Северного Вьетнама. Поголовье аборигенных собак Вьетнама, при комплексном подходе, представляет собой уникальную модель для изучения процессов микроэволюции, механизмов доместикации и примитивного породообразования.

В целом, северо-вьетнамское аборигенное поголовье представляет собой пёструю по составу популяцию, в которой наличествуют абсолютно все, в различных степенях выраженности, первичные морфологические признаки (маркёры) доместикации. Устойчиво наследующиеся морфотипы характеризуются присущими им собственными, чётко ограниченными как по составу, так и по модификационным вариантам, комплексами таких признаков.

Многие из вьетнамских пород по своим экстерьерным и конституциональным признакам совершенно идентичны давно известным в мире породам (или их исходным типам), притом что районы традиционного разведения этих аналогов зачастую отдалены от обследованного нами региона на тысячи километров.

Большую часть обнаруженных во Вьетнаме пород можно объединить в группы родственного происхождения, в которых отчётливо просматриваются переходные типы и предковые морфы, образующие почти непрерывные вариационные ряды.

Распространение группы, условно названной нами вьет-динго (рис. 4-5), малорослых собак с выраженными признаками педоморфоза, имеет очевидную привязку к культуре заливного рисоводства, и по типологическим характеристикам их локальных популяций хорошо прослеживаются направления освоения территорий под указанный вид земледелия. Так, наибольшее количество типологических вариаций у вьет-динго мы наблюдали в восточных провинциях Лангшон и Тайнгуен, в районах компактного проживания тайцев. Притом что собаки группы вьет-динго вообще самые многочисленные в автохтонном северо-вьетнамском поголовье, однако их «удельный вес» в местных популяциях заметно снижается в направлении с востока на запад и северо-запад. Относительная численность вьет-динго высока преимущественно в плодородных долинах, освоенных под заливное рисоводство, но равно и в местностях, наименее благоприятных для сельского хозяйства, где уровень жизни населения низок и собак крупных пород не держат из-за трудности прокорма. По мере продвижения вдоль речных долин на запад и северо-запад типологическое разнообразие вьет-динго резко снижается, локальные популяции представлены всего одним-двумя типами, вместо шести, обнаруженных в восточных провинциях.

Судя по полноте ряда вариационной изменчивости, данная группа возникла от смешения мелких дингообразных и лайкообразных собак либо непосредственно на территории северо-востока Вьетнама, либо в пограничных областях Китая.

Собаки же крупных аборигенных пород разводятся, как правило, хмонгами, до недавнего времени интенсивно промышлявшие охотой, и в своём распространении обнаруживают, по выявленной дислокации ядер поголовья и периферии естественных ареалов, явную взаимосвязь с расселением различных племён этой народности.

Можно с большой долей уверенности предполагать, что собаки куцехвостой хмонгской породы (рис. 6-7), внешне сходной с ныне утраченным типом карельской куцехвостой медвежьей собаки (рис.8), распространялись из северной провинции Хазянь вдоль течения реки Шонгло и далее на юг в провинцию Шонла. Собаки, фенотипически близкие сибирским лайкам и арктическим ездовым собакам (рис. 9, 10, 11),  распространены в полукольцевом ареале, начиная с севера провинции Лаокай вдоль реки Шонгчай, через север провинций Йенбай, Туйенкван и Баккан до центра провинции Каобанг, т.е. с северо-запада на юго-восток и, далее, на восток. В провинции Лаокай они наиболее типичны и встречаются достаточно часто, а по мере продвижения на восток количество их заметно снижается. В этой же провинции нам встречались самые яркие представители породы, имеющей значительное фенотипическое сходство с крупными японскими лайкообразными (рис.12-13), и там же, в основном, консолидируется популяция т.н. бакха (предковой морфы чау-чау рис.14-15). Мелкие лайкообразные, морфотипически близкие к карело-финским лайкам и шпицам, вероятно, большей частью представляют собой продукт метизации с мелкими дингообразными собаками (рис.16, 17, 18).

Наиболее полно ряд вариационной изменчивости представлен в группе гончеобразных собак, в которой прослеживаются переходы от примитивного типа, по экстерьерным параметрам идентичного гончим Тибета (рис.19), Западного Китая (известных в отечественной литературе как махугоу) (рис.20), к типу примитивных борзообразных собак (рис.21), к разнообразным вариантам аналогов старинных пород русских гончих (рис.22-23) и к типу фоксгаунда (рис.24), лабрадора-ретривера (рис.25), к собакам, внешне чрезвычайно схожим с овчарками Шотландии (рис.26), а также к типам, встречающимся среди пастушьих собак Таджикистана и Тибета (рис.27, 28, 29), среди чабанских собак циркумчерноморской группы – кавказских, шарпланинских, каракачанских овчарок (в сравнении с теми и другими - лишь несколько меньшего роста) (рис.30, 31, 32). Различные морфы, отнесённые нами к группе гончеобразных собак, распространены, в основном, в провинциях Лаокай (где наблюдалось наибольшее их таксономическое разнообразие), Йенбай и Туйенкван.

Уникальность вариативного ряда этой группы заключается в том, что нигде более в мире не  удавалось наблюдать непрерывности перехода между типами, традиционно относимыми в кинологии к абсолютно различным по происхождению и пользовательному предназначению породам.

http://antropogenez.ru/dog-1/

Теоретическое продолжение вариационных рядов обеих групп (при заполнении «свободного морфопространства» в сторону наименьшей специализации экстерьерных форм) образует некую близкую точку пересечения, прототип (или, лучше сказать, архетип), общий для лайко- и гончеобразных собак. Нам посчастливилось найти собаку, сочетающую в своём экстерьере все основные черты представителей этих групп (рис.33, 34, 35).

На мой взгляд, даже по фотографиям понятно, что данный прототип отделён от волка всего одним шагом. Но если мы ограничим вариационный ряд гончеобразных собак только лёгкими и средними конституциональными формами, то гипотетический прародитель их окажется совсем  иным: ряд в этом случае восходит к собакам, условно названным нами большим индокитайским динго.

Северовьетнамский морфотип большого динго (рис.36, 37, 38) имеет некоторые отличия от южного морфотипа, обусловленные, по-видимому, длительным соседством и неизбежной метизацией с лайко- и гончеобразными собаками. Он, можно сказать, стоит несколько ближе к волку, особенно к тибетскому.

Большой индокитайский динго во Вьетнаме малочислен, хоть и встречается в большинстве обследованных экспедицией районов. Южный морфотип (рис.39, 40, 41, 42) обладает значительным внешним сходством с основным (неметизированным) типом австралийского динго. Однако же у австралийского динго зачастую выражены экстерьерные черты (маркёры доместикации и признаки педоморфоза), свойственные северовьетнамским «вьет-динго». Согласно результатам молекулярно-генетических исследований, время дивергенции австралийского динго от дингообразных собак  Южного Китая, Тайваня и Полинезии, относящихся к той же морфе, что и «вьет-динго», определяется в 5 тыс. лет (Savolainen, 2002). Вероятно, возраст большого индокитайского динго может значительно превосходить возраст популяций из указанных регионов.

Австралийский динго, испытав вторичное одичание, на протяжении тысяч лет (вплоть до последнего времени, когда значительная часть поголовья подверглась метизации с бродячими собаками, потомками европейских и американских  пород) сохранил, или же, скорее, приобрёл вновь, стабильные морфологические характеристики, практически идентичные с таковыми у большого индокитайского динго. При генетической изоляции и диком образе жизни у австралийского динго, однако, не появилось сходства с волком или шакалом сверх тех норм обычной вариативной изменчивости, что характерна и для большого индокитайского динго.

С другой стороны, гораздо более удивительно сохранение на территории Индокитая морфотипа большого индокитайского динго (у лучших его представителей «дикие» черты выражены сильнее, чем у австралийского динго). Подвергаясь отбору по поведению (при домашнем содержании), большой индокитайский динго должен был испытывать на себе действие дестабилизирующего отбора, а находясь в окружении собак динго-, лайко- и гончеобразных – подвергаться метизации. Но по какой-то причине часть больших динго, находящихся в разных уголках Индокитая, до сих пор абсолютно однотипны, имеют одинаковые линейные размеры, конституцию и экстерьер. Таковая устойчивость морфотипа, скорее всего, говорит о том, что окружающие большого динго иные морфотипы являются дочерними по отношению к нему.

Исходя из этого и непредвзято подходя к вопросу происхождения домашней собаки, резонным будет предположение, что большой индокитайский динго точно так же сохраняет практически в неизменном виде весь комплекс морфологических признаков своего дикого предка, как сохраняет тип волка волкообразная собака провинции Тханьхоа.

http://antropogenez.ru/dog-2/

К сожалению, программа исследований поголовья аборигенных собак Индокитая была свёрнута на полпути, мы не успели исследовать собак Южного Вьетнама. Сейчас лишь благодаря случайным, отрывочным сведениям удаётся восстанавливать картину типологического разнообразия собак из южного очага породообразования, центр которого, по-видимому, находился на побережье Сиамского залива или Андаманского моря.

Если австралийские динго несут в себе, всё-таки, промежуточные признаки южных и северных индокитайских собак, то новогвинейские поющие собаки, вне всяких сомнений, относятся к южному очагу породообразования. К нему же относятся собаки южного и западного Индокитая (рис.43, 44, 45, 46, 47, 48, 49), восточного побережья Индии (рис.50, 51, 52, 53, 54).

Результат сравнения морфотипических характеристик собак южного очага породообразования заставляет предположить примат северного морфотипа большого индокитайского динго над южным. Если южный морфотип, почти несомненно, является исходным для возникновения вариационного ряда крупных дингообразных собак, то с малыми дингообразными собаками того же очага картина выглядит не столь однозначно. Среди малых южных динго присутствует тип, который представляет собой закономерный результат уменьшения размеров большого динго, но этот тип сравнительно редок (рис.55). Основная же масса малых динго представлена вариациями, имеющими слишком большой разрыв преемственности с морфотипом большого динго, и которые, согласно известным закономерностям преобразования экстерьерных форм в процессе последовательного уменьшения размеров тела, не могут быть произведены напрямую от большого динго (рис.56, 57, 58, 59, 60).

На примере длинношёрстных вариаций малых дингообразных собак южного очага породообразования особенно отчётливо представляется, что предковая форма данной группы имела много общего с морфотипом красного волка. (рис.61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68). А южный морфотип большого индокитайского динго мог возникнуть в результате скрещивания представителей северного морфотипа с предковой формой малых южных динго. Поскольку о существовании гибридов красного волка с собакой нам ничего неизвестно (впрочем, кажется, возможность гибридизации их никто не проверял), нам остаётся предполагать, что либо некогда существовал и был приручен «двойник» красного волка, относящийся к роду Canis, либо что первоначальное формирование крупных и малых дингообразных собак южного очага породообразования проходило независимо друг от друга – в разном временном интервале или в разных регионах.

http://antropogenez.ru/dog-3/

novostinauki.ru

Во Вьетнаме едят собачатину — как вы к этому относитесь? — ЧопачО

Во Вьетнаме едят собак. Это факт кого-то приводит в ступор, вызывает отвращение и ужас. А кто-то относится к культуре чужой страны с бОльшим пониманием. В этом посте 2 фото жареных собак, которые продаются для употребления в пищу во Вьетнаме. А также мы кратко рассказали о том, как сами относимся к данной, мягко говоря, странной для русского человека традиции.

Начнем с того, что собак едят не только во Вьетнаме, но и в Южной Корее, Лаосе, Китае. Откуда пошла такая традиция — я не знаю, да и цель этой статьи не углубление в историю, а отношение к этой традиции «белых» людей. Проживя во Вьетнаме больше года мы несколько раз случайным образом заводили разговор с разными людьми на данную тему. Почти все морщились и отзывались крайне отрицательно к самой идее, что жители страны, где они отдыхают или уже даже живут, едят собак.

Если бы мне в 2012 году, когда мы только начали путешествовать по Азии, задали вопрос, как я отношусь к этой традиции, я бы тоже поморщилась и сказала, что вьетнамцы — просто звери, как можно есть друга человека!

Сейчас же я считаю следующее: нельзя судить тех, кого не понимаешь. У Вьетнамцев свои правила, свое мнение на собственную кухню и кто я такая, чтобы обвинять их в нечеловечности? Я выросла в стране, где собака считается членом семьи, где собака — это друг и любимое существо. А Вьетнамцы живут в стране, где есть собачатину не зазорно. И что, нам теперь ненавидеть друг друга из-за этого? :) Я не думаю, что когда-либо мне или Денису захочется есть собачатину, нам это просто неприятно. Но критиковать вьетнамцев и относиться к ним хуже только из-за того, что их традиции не схожи с нашими традициями, мы не будем.

Раз уж вы зашли в этот пост, значит хотите увидеть пару фото жареных собак, которые продаются на рынках Вьетнама. Что ж, вот они:

Кстати, несколько лет назад в Южной Корее вокруг употребления собачьего мяса разгорелся серьезный скандал. Дословно так: «Некоторая часть южнокорейского общества, преимущественно молодые люди, воспитанные в европейских традициях, неодобрительно относится к поеданию «друга человека».

Я не вижу на фото южнокорейцев, вижу преимущественно европейские лица. То есть, если я правильно поняла суть проблемы, то ребята приехали в чужую страну и качают права, в соответствии с традициями страны откуда они родом? Так и мы со своей колокольни судим вьетнамцев.

Какой-то сумбурный пост получился, это даже не пост а скорее выражение личных переживаний :)

А как же вы относитесь к традиции некоторых народов есть собачатину?

Полезное для путешественников

Если вы планируете путешествие (в Нячанг или куда угодно):

Узнать цены и забронировать гесты и отели в Нячанге можно здесь, а здесь можно присмотреть дом/комнату на Airbnb.

chopacho.ru


Смотрите также