Алеуты - жестокие рабовладельцы севера. Порода собак алеуты
характеристика породы, описание особенностей, плюсов и минусов содержания этих собак
Хаски появились на бескрайней снежной территории, где человеку требовался верный и надёжный друг. Родиной их считают Аляску и Чукотку, а в предках у них числятся настоящие сибирские волки. С незапамятных времён алеуты, чукчи и эскимосы научились приручать их и использовать для передвижения по непроходимым снежным просторам. Длительный естественный отбор, а позже и искусственная селекция, дали в итоге необычайно выносливую и энергичную породу, у которой любовь и преданность к человеку в крови. Именно поэтому порода собак хаски совершенно не предназначена для охраны и службы, у них нет агрессии, они не в состоянии испытывать злость даже к незнакомому человеку.
Слово «хаски» — это искажённое английское «эски» — эскимос. Сохранением порода обязана в основном американцам. Во времена «золотой лихорадки» 30-годов XX века на Аляске собаки с такими качествами были очень востребованы и отлично проявили себя как выносливые ездовые животные. Дружелюбные хаски стали американским достоянием, а сейчас популярны во всём мире.
Стандартные характеристики породы
Порода характеризуется средними размерами и очень гармоничными пропорциями.
Вес от 20 до 28 кг для кобелей и от 15 до 23 кг для сук. Высота в холке от 54 до 60 см для кобеля, для сук от 50 до 56 см. Стандартный окрас – чёрно-белый или серо-белый. Редко хаски бывают одноцветными – бурыми, чёрными, белыми или серыми. Характерная особенность – две продольные полосы на лбу и чёрная или белая «маска» вокруг глаз. Шерсть густая и плотная, средней длины с мягким нежным подшёрстком.
Каждого, кто решится завести четвероногого друга этой породы, волнует вопрос: сколько живёт хаски. При правильном уходе продолжительность жизни этих собак составляет в среднем 12-15 лет, но известны случаи, когда эти животные живут намного дольше.
Хаски: описание породы
У этих собак широкая, сужающаяся к глазам голова с миндалевидными карими или голубыми глазами и треугольной формы заострёнными ушами. На фото видно, что хвост у хасок немного напоминает лисий, он пушистый и широкий, загибающийся кверху. Эта порода собак отличается мощными сильными лапами.
Метисы породы
- Аляскинский. Спортивная собака, отличающаяся более высокой выносливостью и скоростью даже среди сородичей. Один из самых дорогих метисов в мире.
- Сахалинский. Очень редкая порода, сейчас заводчики стремятся сохранить её.
- Сибирский. Самая популярная и широко распространённая из встречающихся видов, наиболее подходящая для выставок и соревнований.
- Кли-кай. Это мини-хаски, комнатная разновидность породы. Подойдёт людям, желающим завести хаски, но не располагающим условиями для содержания большой собаки.
- Акита-ину. Японский хаски. Выведен специально для охраны дома, а не для езды. Собака именно этой породы была прототипом Хатико из одноимённого фильма и терпеливо ждала героя Ричарда Гира.
Интеллект
Глядя на фото хаски, можно отметить, что глаза у них умные и выразительные. Собаки этой породы действительно отличаются живым пытливым умом, хотя кому-то может показаться, что их интеллект оставляет желать лучшего. Это не так, просто дрессуре они поддаются с трудом. В действительности, дрессировка питомца заключается в том, чтобы заинтересовать животное, стать для него «вожаком» и непререкаемым авторитетом.
Сибирский хаски
Характер
Хаски чрезвычайно дружелюбны и, как правило, настроены к людям доброжелательно. При этом они достаточно независимы и могут проявлять упрямство. По отзывам владельцев и кинологов, для того чтобы обуздать крутой нрав такой собаки, нужно быть для неё лидером с железным характером, иначе послушания не добиться.
Хаски переполняет энергия. Для успешной дрессуры собаку нужно выматывать физически, иначе она будет сбрасывать излишки сил, безобразничая и бесясь.
Отношения с детьми
Исторически первыми хозяевами хаски были чукчи и эскимосы. У этих народов очень трепетное отношение к рождению детей, это было значимое событие в каждой семье. Такое отношение сформировалось из-за трудных климатических условий, в которых проживали эти народы. Собаки использовались в качестве тягловой силы и всегда жили на улице. Но когда в семье на свет появлялся ребёнок, собачью стаю пускали в дом, чтобы животные своим теплом согревали маленького человечка. Так как для представителей северных народов ребёнок – это святое, и такое сокровище доверяли собакам, хаски очень любят детей.
Особенности воспитания собаки породы хаски
Хаски обладают крайне своенравным характером и не проявляют особого энтузиазма к дрессуре, поэтому с самого раннего возраста их нужно терпеливо обучать простым командам. Единожды спустив собаке неподчинение, вы дадите ей понять, что одобряете такое поведение, и она не преминет этим воспользоваться. Не позже шестимесячного возраста собаку нужно отдать опытному кинологу, иначе можно получить неконтролируемого зверя, а не послушного друга. В домашних условиях воспитывать хаски нужно, соблюдая следующие принципы:
- Все, кто проживает в доме вместе с собакой, даже ребёнок, должны диктовать собаке одинаковые правила. Ей будет трудно понять, что от неё требуется, если за одни и те же поступки один член семьи будет наказывать, а другой поощрять.
- В воспитании хасок недопустимо применение физических наказаний. В силу своего характера хаски не поддаётся на такие меры. Собаку нужно отвлекать, заинтересовать, если она не слушается, и обязательно почаще хвалить. Награждать лакомством за хорошее поведение – прекрасный вариант дать понять хаски, что вы от неё хотите.
- Щенок будет постоянно переключать внимание на какие-то вещи, на его взгляд, более интересные, чем выполнение команд. Важно заинтересовать его, привлечь к себе внимание и многократно повторять одно и то же требование.
В силу того, что хаски абсолютно не агрессивны, из них не получится ни сторожа, ни охранника, ни приличной служебной собаки. На охоту такую собаку брать можно, но ждать от неё поведения, свойственного настоящей охотничьей собаке, не стоит. Добычу хаски носить точно не будет.
Правила содержания хаски
Собака породы хаски не требует специального ухода. По отзывам, эти собаки очень чистоплотны. За шерстью она ухаживает сама, купать её нужно не чаще одного раза в полгода. Линька происходит дважды в год и продолжается около 3 недель. Шерсть этих собак не требует стрижки, но расчёсывать её периодически нужно. А также следует регулярно стричь собаке когти.
С кормом для хаски проблем не возникает, нужно только сразу определиться, чем вы будете кормить свою собаку. Если это будет специальный сухой корм, то нужно внимательно изучить его состав, проконсультироваться с заводчиками, чтобы выяснить наиболее подходящие для этой породы марки. При правильном выборе рациона собака будет равномерно набирать мускулатуру и не приобретёт лишний вес.
Достоинства и недостатки породы хаски
К несомненным плюсам этой породы можно отнести доброту и дружелюбие, отличную выносливость и отменное здоровье, умение контактировать с детьми и лояльность к другим собакам. Кожа и шерсть хаски практически не имеют специфического запаха «псины». Эти собаки редко выражают эмоции при помощи лая.
Недостатками породы можно считать довольно сложный упрямый характер и стремление доминировать. Можно отнести к минусам и очень обильную линьку. К тому же собаку придётся долго и активно выгуливать, чтобы она получила достаточную физическую нагрузку, так необходимую для здоровья и хорошего настроения хаски.
Хаски может стать вам верным и надёжным другом, отличным спутником для длительных прогулок, а зимой он с удовольствием покатает вас на санках, ведь для ездовой собаки это естественная потребность и огромная радость.
Отзывы владельцев хаски
Я обожаю эту породу, завела сразу же, как появилась возможность. В моём случае возможностью я называю приобретение загородного дома. Содержать хаски в квартире не очень разумно. Им жарко, тесно, некуда выплеснуть энергию. Выгуливать собаку часов по шесть в день не все смогут. А собаке нужно резвиться! Давать нагрузку на мускулы. Мой пёс живёт в просторном вольере, и, на мой взгляд, доволен.
Альбина
У нас вот кобелёк, восемь месяцев, особых разрушений не наблюдается. Когда один остаётся, роет подкоп под дверью в ванную, привычка у него такая, результат — в бетоне дыра глубиной около 7 сантиметров…Слышал, любят они такое, к побегу склонны. Мой тоже склонен, на прогулке регулярно пытается удрать. В общем, никаких проблем, одна радость.
Максим
У меня две суки хаски. Ну что сказать, собаки, как и люди, каждая со своим характером. Живут в квартире, воспитывала я их одинаково. Со старшей никаких проблем. Но в детстве были погрызанные носки, тапки, со стола могла умыкнуть что-то. Зато вторая…За полгода квартиру раздолбала — любо-дорого глядеть. Сколько всего попорчено и сожрано, даже перечислять не хочется. Чего стоят две компьютерные мышки и пять (!) мобильников. Сейчас вот книги «читает»…
Татьяна
zoograf.guru
Ньюфаундленд. Особенности породы, уход, питание
Сегодня ньюфаундленд все больше декоративная собака, поэтому она хорошо приспособлена к обитанию как в квартире, таки и в загородных условиях.
Общий вид и размеры
Ньюфаундленд – массивная собака с мощным корпусом, длина которого от холки до основания хвоста равна расстоянию от холки до земли. У собаки этой породы крупная и короткая прямоугольная морда. Глаза маленькие, темны. Уши ньюфаундленда плотно прижаты к голове. Хвост средней длинны, чуть свисает. У ньюфаундленда гладкая, слегка волнистая длинная шерсть, жесткая и слегка жирная на ощупь.
Средний рост: кобели -70 см. Суки – 65 см. Вес: кобели – 68 кг. Суки – 54 кг. Расходы на содержание: 400-500 $/ месяц - питание
Ньюфаундленд Первый стандарт породы разработан в 1878 годуДостоверно не известно откуда все таки происходят корни этой породы. По предположению большинства специалистов, ньюфаундленд происходит от тибетского мастиффа, скрещенного с породами собак алеутов и эскимосов и завезенные на остров Ньюфаундленд викингами в X веке. С прибытием первых европейских поселенцев-рыбаков эти собаки пользовались всеобщим уважением за их отличные рабочие и спасательные качества.
К слову стоит сказать, что ньюфаундленды – отличные пловцы. Первые письменные сведенья о породе относятся к 1639 году. Уже в XVII ньюфаундленды были вывезены в Англию, где стали любимцами аристократов.
Цвет окраса
Черный, черный с белыми пятнами, бронзовый (коричневый).
Питание
Особых предпочтений в питании для ньюфаундленда нет. Тем не менее всегда есть выбор, кормить собаку натуральной пищей или сухим кормом.
Для тех, кто выбирает сухой корм в качестве основного рациона ньюфаундленда стоит знать, что покупать следует только корма премиум и супер-премиум классов. Только в них содержится необходимое количество питательных и минеральных веществ. К кормам такого класса относятся: Hill’s, Iams, Royal Canin, Pro Plan, Acana, Bosh, Eagle Pack, Orijen.
Отдавая предпочтение натуральному корму, нужно четко соблюдать пропорции в питании собаки, а так же следить за разнообразием рациона. Сбалансированный до грамма рацион может посоветовать только профессиональный ветеринар. В общи пропорциях питнаие собаки выглядит так: соотношение мясных продуктов к растительным 2:1 для взрослых собак и 3:1 для щенков. Среди обязательных продуктов для кормления должны быть: мясо нежирное (говядина, баранина), мясо птицы (курица, индейка), субпродукты (печень, почки, рубец, легкие и т.д.), овощи, яйца, рыба мормкая нежирная, растительное масло.
Помните, что ньюфаундленд – собака хоть и больших размеров, но не требует слишком частого питания. Достаточно кормить собаку 1-2 раза в день, давая при этом достаточное количество воды.
Друг семьи К детям ньюфаундленд относится хорошо и прощает их мелкие шалостиОсобенности ухода
Чрезвычайно важен уход ха длинной шерстью ньюфаундленда – ежедневно ее нужно вычесывать жесткой щетинной щеткой и особое внимание уделять шерсти во время линьки. Что бы не нарушить природный защитный слой шерсти стоит избегать купания собаки без крайней необходимости. Вместо купания собаку можно периодически обрабатывать сухим шампунем.
Податливость дрессировке
Воспитать собаку послушной возможно при условии, если она усвоит азы правильного поведения в детстве.
В остальном ньюфаундленд от природы наделен замечательным характером: он спокоен, добр, смел, умен. Собаки этой породы вежливы по отношению к чужим, хотя обладают хорошо выраженными сторожевыми качествами.
Стандарт породы
Стандарт породы FCI: Группа 2: пинчеры, шнауцеры, молоссы и швейцарские пастушьи собаки. Секция 2: молоссы догообразные. FCI стандарт породы № 50 от 30.08.2000. Страна: Канада.
zverivdom.com
Алеуты - это... Что такое Алеуты?
Алеу́ты (самоназвание — унаңан / unangan) — коренное население Алеутских островов.
Большая часть живёт в США (Аляска), часть в России (Камчатский край).Этноним
Название «алеут» русского происхождения. Оно было дано после открытия Алеутских островов, впервые встречается в документах в 1747 г. Этимология этнонима спорна. Г. А. Меновщиков объясняет его из алеутского слова аллитхух (команда, община). И. С. Вдовин полагал, что этноним чукотско-корякского происхождения, от слова аляв-вытэ (те, у кого на голове обод). Отличительной особенностью алеутов в прошлом действительно были их необычные деревянные головные уборы. Наиболее убедительным представляется объяснение происхождения этого названия от чукотского «алиат» (остров), «алиут» (островитяне)
Помимо общего названия унанган, жители островов имели ещё местные названия: жители Ближних островов назывались сасигнан, Крысьих — каган, Четырёхсопочных — акагаи (то есть тамошние), жители о-вов Креницыиа и части Уналашки — кигиган (северо-восточные), жители островов от Унги до Унимака (не включая его) — каган таягангин (восточные люди), жители о-ва Унимака — анимгин, о-ва Умнака и части о-ва Уналашки — каэлянгин, о-ва Атхи — нигагин[9].
Эскимосы, ближайшие соседи алеутов, называют их алакшак.
Расселение
Эскимосско-алеутские языки и их распространениеАлеуты — коренное население Алеутских островов, о-вов Шумагина, а также западного берега Аляски вплоть до р. Угашика на севере. После прихода русских алеутов в 1825 году поселили также на о-вах Командорских, Прибылова, на некоторых прибрежных островах и на материке Северной Америки. Число их до прихода русских, то есть в середине XVIII в., определялось в 12—15 тыс.
В России живут на Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края. Численность алеутов в России — 482 человека (по переписи 2010 года), из них в крае — 401 чел., в селе Никольское, в единственном населённом пункте на острове Беринга и районе в целом (с 1970-х годов).
Численность алеутов в населённых пунктах (2002 г.)[10]
Камчатский край:
село Никольское 294
Большая часть алеутов (более 2000 человек-носителей языка) проживает в США на Алеутских островах (штат Аляска). Численность их в середине XVIII века достигала 12 — 15 тыс. человек. По переписи населения США 2000 года численность алеутов составила 17 004 человека[1], в том числе на Аляске — 10 708 человек, в штате Вашингтон — 2273 человек, в Калифорнии — 998 человек, в Орегоне — 479 человек и др.[11]
Антропология
Алеуты в составе арктической расы занимают особое положение, у них обнаружена примесь южных элементов тихоокеанской ветви монголоидов[12]. Широкое, плоское лицо с выкатившимися скулами и вкось прорезанными глазами скорее заставляет предполагать родство этого племени с монгольскою, чем с американской расой[13].
Генетика
У алеутов древняя гаплогруппа D, которая до н. э. была широко распространена на севере Америки вплоть до Гренландии[14].
Этногенез
Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой — с Аляски. Стеллер высказывался за азиатское происхождение алеутов. Основанием он выставлял сходство, которое имеют, по его мнению, алеутские шляпы из древесной коры со шляпами камчадалов и коряков. Возражая против этого мнения, известный американский исследователь Аляски В. Долл считал невероятным переезд алеутов, при их средствах передвижения, из Азии на острова. Иохельсон также высказывается за американское происхождение алеутов, аргументируя' это сходством культуры алеутов с культурой северо-западных индейцев: «Сюда относятся употребление втулок (как украшений), раскраска лица и некоторые другие приемы украшения. В общем можно сказать, что особенности материальной и духовной культуры, а также физический склад алеутов указывают на их тесную связь с обитателями Америки, а не Азии». Грдличка полагал, что ко времени начала нашей эры на Алеутских островах появился народ, который автор называет праалеутами (pre-Aleuts). Они антропологически отличались от алеутов, эскимосов и конягов (кадьякцев) и были сходны с индейцами сиу. В XIII—XIV вв. их сменили пришедшие сюда с востока, со стороны Америки, монголоиды, возможно какая-то ветвь тунгусской семьи народов, перешедшая через Берингов пролив в Америку. Таким образом, по мнению Грдлички, перемещение предков современных алеутов совершалось не вдоль Алеутской гряды, а из Америки, куда и праалеуты, и пришельцы XIII—XIV вв. попали через область Берингова пролива.
Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 — 4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов, по другим источникам — они выделились в самостоятельный этнос достаточно давно.
История алеутов
История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733—1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа.
С 1799 Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией. Для освоения необитаемых Командорских островов компания переселила туда с этих островов часть алеутов, предков нынешних. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 их было уже 110 человек. В 1900 году на острове Беринга проживало 279 алеутов, а на острове Медном — 253 выходца с Атту. Ныне на Командорах живёт примерно 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак, а с 1821 признаны российскими подданными. В 1867 Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 годы острова арендовали различные торгово-промышленные компании.
После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 зверосовхоза, выделение в 1928 Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 начался прирост численности населения. В то же время развивается процесс рассеивания алеутов, их оседания на материке.
С 1969 алеуты в основном живут в селе Никольском. По образу жизни и социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло количество межнациональных браков.
Религия
Для традиционных верований характерен анимизм. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди алеутов был распространён шаманизм, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия, заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.
В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведённые на алеутский язык. Характерно, что часть аборигенов стала миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках. Один из алеутов — Пётр Алеут — почитается Православной Церковью в качестве мученика. Бог по-алеутски звучит как Агугум.
Религия Алеутов — Православное христианство. Процесс христианизации начался с конца 50-х гг. 18 в. и соответствовал общей тенденции российской политики в колонизации новых территорий. Христианство являлось средством сближения аборигенов с русским населением. Особенностью христианизации алеутов было то, что она была начата не миссионерами, а русскими промышленниками не в виде ортодоксальной, а бытовой православной идеологии и культа. Это обеспечивало ненасильственный и быстрый характер распространения христианства среди алеутов. В их религии отмечается гармоничное сочетание традиционного мировоззрения с православным вероучением, что нашло выражение в оформлении своеобразной «алеутской веры» и «алеутской церкви». Постоянное присутствие среди алеутов священников начинается с лета 1824 г., когда на о. Уналашку прибыл И.Вениаминов (свт. Иннокентий).
Хозяйственная деятельность алеутов
Основу хозяйства составлял зверобойный промысел, рыболовство и птицеловство. Также они собирали морских беспозвоночных: морских ежей, моллюсков, блюдечки и мидий.
Зверобойный промысел. Охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей — на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком — надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом . Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок — деревянных дощечек 50-70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом.
Рыболовство. Алеуты ловили рыбу, используя длинные удочки, изготавливаемые из водорослей. К этим прочным и крепким приспособлениям крепились крюки. Удочки можно было использовать для ловли морской рыбы, такой, как палтус и треска. Речную рыбу ловили при помощи мешкообразных сетей, изготавливаемых из китовых сухожилий[15].
Птицеловство. Охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) — связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями.
Техника
Важную роль в морской охоте играли байдара — плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк — закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом. До прихода русских оружием алеутов были легкие дротики с костяными наконечниками, луки, каменные или костяные ножи
Традиционное жилище
Традиционный зимний дом - Barabara или Алеутский UlaxСеления располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырех больших полуземлянок (улягамах). Русские путешественники называли их земляными юртами из выкидного леса, которые начисто были лишены очага[16] . Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника (прибитых к берегу деревьев), сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырёхугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружали нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки. В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку — выход через небольшие сени. Освещали жилища жировыми лампами, иногда клали печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.
Одежда
Деревянные головные уборы алеутов в Кунсткамере (Санкт-Петербург). Являлись частью промыслового снаряжения охотника. Головные уборы украшены костяными пластинами и усами сивуча. Уборы конической формы принадлежали вождям племён или знатным членам общины; их цена равнялась цене байдарки. XIX век.Традиционной одеждой была парка — длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх неё надевали камлейку — глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Позже появился новый тип одежды — бродни — штаны из сивучьих горл, к которым пришивали непромокаемые торбаса — мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили европейскую одежду.
Промысловыми головными уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей — тоёнов) либо без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца. Эти головные уборы носили только мужчины.
Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами.
Еда
Традиционной едой алеутов была юкола.
Традиционное общество
У алеутов наблюдалось социальное расслоение при наличии родового строя. Вождь (тойон или тукукс) возглавлял племя. Имелись и калги — рабы из военнопленных.
Похороны
Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали. И затем съедали. А из кишечника делали разноцветные бусы, которые использовались при создании уздечек у собачьих упряжек.[источник не указан 38 дней]
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Census US 2000: American Indian and Alaska Native Tribes for the United States, Regions, Divisions, and States (PHC-T-18) Суммарно переписью выделены следующие группы алеутов: собственно алеуты (10 548 чел., Aleut), алютик (389 чел., Alutiiq Aleut), сукпиак (33 чел., Sugpiaq), сукпикак (2 чел., Suqpigaq), чугах (427 чел., Chugach Aleut, на полуострове Кенай), алеуты Бристольского залива (684 чел., Bristol Bay Aleut), эяк (552 чел., Eyak, в дельте реки Коппер), кадьяк или кодьяк (1 800 чел., Koniag Aleut, на острове Кадьяк), унанган (2 569 чел., Unangan Aleut), часть из которых являются разными самоназваниями алеутов : Census US 2000. American Indian and Alaska Native Alone and Alone or in Combination Population by Tribe for the United States: 2000.xls
- ↑ Joshuaproject. Aleut, Eastern of United States
- ↑ Census US 2000: American Indian and Alaska Native Tribes for the United States, Regions, Divisions, and States (PHC-T-18) : Census US 2000. American Indian and Alaska Native Alone and Alone or in Combination Population by Tribe for Alaska: 2000.xls
- ↑ Census US 2000: American Indian and Alaska Native Tribes for the United States, Regions, Divisions, and States (PHC-T-18) : Census US 2000. American Indian and Alaska Native Alone and Alone or in Combination Population by Tribe for Washington: 2000.xls
- ↑ Census US 2000: American Indian and Alaska Native Tribes for the United States, Regions, Divisions, and States (PHC-T-18) : Census US 2000. American Indian and Alaska Native Alone and Alone or in Combination Population by Tribe for California: 2000.xls
- ↑ Всероссийская перепись населения 2010 года. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 16 декабря 2011.
- ↑ Всероссийская перепись населения 2010 года. Данные по регионам. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 16 декабря 2011.
- ↑ Joshuaproject. Aleut
- ↑ История исследования Алеутских островов
- ↑ [http://std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=vpn2002_pert База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
- ↑ Census US 2000: American Indian and Alaska Native Tribes for the United States, Regions, Divisions, and States (PHC-T-18)
- ↑ Алеуты
- ↑ Алеуты
- ↑ Найденный волос заставил пересмотреть историю заселения Гренландии
- ↑ Жители побережья: народы моря
- ↑ АЛЕУТСКИЕ ОСТРОВА
Ссылки
Литература
dic.academic.ru
Алеуты - жестокие рабовладельцы севера
Оказывается, наши представления о северных народах как о мирных человечках, приплясывающих под звуки бубна, неверны. До XVIII века алеуты, например, были очень воинственны и часто совершали набеги на другие племена для обращения противников в рабство.
Название народа – алеуты, придумано русскими во время Великой Северной экспедиции 1741 года. Путешественники не смогли точно определить корни этого народа. Согласно одной версии, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой – с Аляски. Это произошло приблизительно 6000 – 4600 лет назад. В середине XVIII века их было 15 тысяч человек, и они жили в основном на Алеутских островах. В 1799 году российские компании часть алеутов переселили на Командорские острова. В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России аборигенов в настоящее время осталось лишь 550 человек. Более многочисленная группа живет в Америке. В настоящее время их там - 17000 человек. С 1891 по 1917 год Командорские острова арендовали различные торгово-промышленные компании, которые скупали у местного населения пушнину, мясо и жир морских животных. В те времена в арсенал охотников входили самые разнообразные орудия. Промысел начинался в конце апреля с ловли рыбы сетями. Середина июля - сезон охоты на птиц при помощи метательных копий-шатин и метательного снаряда бола. Бола - остроумное и простое орудие, которое представляет собой связку ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, птица запутывалась в ремнях и становилась легкой добычей. На птиц охотились также при помощи больших сачков и сетей. С наступлением зимы начиналась охота на морского бобра, которого добывали в открытом море при помощи гарпуна; моржей промышляли на лежбищах. Для поимки нерпы применяли хитрый прием: ее заманивали на берег манком — надутой нерпичьей шкурой, имитируя при этом крик самки. Алеуты охотились даже на царя моря – кита. Для этого они использовали копье с отравленным наконечником. Под воздействием яда кит погибал через 2–3 дня и его тушу, выброшенную волнами на берег, подбирали охотники. До XIX века от зимней стужи алеуты спасались в полуземлянках на 10 - 40 семей, покрытых сухой травой, шкурами и дерном. Забирались внутрь через отверстие в крыше по бревну с зарубками. Вдоль стен сооружались нары, а место каждой семьи было отделено столбами с занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом жили в легких постройках. В XIX в. у них появились другие зимние жилища, со стенами и крышей, сделанные из жердей и досок. Верхний люк стал использоваться для освещения, а в помещение они проникали через выходы в стенах. Освещались полутемные жилища жировыми лампами. В течение долгой зимы мужчины занимались изготовлением промысловых орудий, каменной и деревянной посуды, сидя у выдолбленных из камня плошек, в которых горел фитиль из мха, плавающий в китовом жире. Пищу жарили в таких же плошках. Если рядом с поселением были горячие источники, то алеуты варили в них рыбу и мясо. Умели они готовить и особые блюда из сырой рыбы. Для голодной зимы заготавливали сушеную рыбу и китовый жир, который держали в пузырях из желудков морских животных. Женщины были искусными мастерицами, шили и вышивали одежду, плели циновки и корзины. Растительные нити были так тонки, что могли конкурировать с шелком. Впрочем, орнаменты не отличались большим разнообразием. Несмотря на малочисленность, к середине ХVIII в. население каждого острова представляло самостоятельное сообщество сородичей со своим диалектом. Родовую группу возглавлял вождь-тоён. Эта почетная должность передавалась по наследству и в редких родах была выборной. Тоён налаживал торговые связи, вершил судебные дела, занимался контролем за угодьями рода – лежбищами зверей. Старики и пожилые являлись хранителями тайн и обычаев рода. Существовали у них и обычаи кровной мести. Бесправное положение в алеутском обществе занимали так называемые безродные алеуты - рабы и переселенцы. Обычно ими становились военнопленные. Иногда алеуты порабощали даже соплеменников, например, сирот. Жестокие наказания широко применяли за любую провинность. За неповиновение, побеги и кражу - членовредительство. Если же раб очень не угодил хозяину, то его ждала ужасная смерть - быть задавленным доской. Раб являлся меновой единицей. Обычно стоимость была такова: за байдарку можно было получить мужа и жену; за каменный нож - одного раба. Некоторые алеуты обладали двадцатью и более рабами. Рабы участвовали во всех хозяйственных работах, а если проявляли умение, выносливость и храбрость, то могли стать полноправными членами общества. Таким образом, у алеутов рабское состояние не считалось извечным, а дети рабыни от свободного мужчины становились свободными. У этого народа также существовали интересные традиции брака. Вполне нормальными считались союзы между двоюродными братьями и сестрами, многомужество и многоженство. Не вызывало возмущение у женщины, если ее супруг был настолько гостеприимным, что предлагал ее сексуальные услуги гостю. Кроме того, определенная группа мужчин была потенциальными супругами группы женщин. Если говорить об их верованиях, то среди алеутов было распространено шаманство и охотничья магия. Обычно шаман, переодетый в специальный костюм, напоминающий птицу, вызывал зверя. Также шаман приплясывал особым образом, чтобы защитить охотника на промысле и обеспечить ему богатую добычу. В праздник зимнего солнцестояния алеуты собирались для красивого представления. Оно сопровождалось плясками с пантомимами, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов под пение и удары бубна. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски. Из уст в уста у алеутов передавались предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки, о борьбе с людоедами, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам. В конце ХVIII века алеуты были обращены в православие и многие их обычаи стали сходить на нет, предания забываться, а сам народ - вымирать и нищать. В ХIХ веке это достигло критической отметки и казалось, что скоро в России не останется ни одного алеута. С 1935 г. начался медленный прирост численности населения, но национальные традиции были во многом утрачены. По образу жизни и социальной структуре российские алеуты сейчас не отличаются от приезжего населения, говорят только на русском языке. По оценкам лингвистов, сегодня лишь два десятка человек пожилого возраста являются носителями родного языка. С 1932 году на Командорах был создан специализированный зверосовхоз, где все взрослые мужчины-алеуты и значительная часть женщин ловили рыбу, охотились и занимались собирательством. Часть алеутов стала служащими. В 50-е гг. начался массовый приток на острова приезжего населения, которые вытеснили алеутов из наиболее доходных сфер хозяйства. В настоящее время большинство алеутов работают в коммунальном хозяйстве подсобными рабочими и лишь 10 человек заняты традиционными промыслами. Также алеуты компактно проживают в селе Никольском Камчатской области. Они составляют треть тысячного населения поселка. Но даже из этих 300 человек более половины живут в составе смешанных семей, так как возросло количество межнациональных браков. Тем не менее, важную роль в деле сохранения культуры алеутов призван сыграть этнокультурный центр, создаваемый в селе на средства федерального бюджета. Что касается американских алеутов, то, как и другие национальные меньшинства США, они длительное время подвергались откровенной национальной дискриминации. После того, как алеуты после исторической продажи Аляски оказались на американской территории, из их быта стали вытравлять все, что только напоминало о культурном влиянии русских, а также о собственных национальных традициях. Самое интересное, что привнесенные русские обычаи стали рассматриваться алеутами как национальные. С середины 20 века в США началось движение за возрождение алеутской культуры, возникла Алеутская лига, входящая в Федерацию коренных народов Аляски. Современные алеуты США заняты на котиковых промыслах, работают по найму в рыбоконсервной промышленности, их численность стала расти.repin.info